Социальная психология занимается исследованием. Психологические барьеры общения. Три этапа развития

Социальная психология как наука изучает особенности поведения человека среди других людей в различных жизненных ситуациях и в отдельных исторических контекстах.

Социальная психология как наука включает в себя социальную психологию личности; социальную психологию общения, познания и взаимовлияния людей; социальную психология отдельных групп.

Чтобы разобраться в специфике социальной психологии как науки, нужно рассмотреть комплекс уровней, на которых развивается социальное поведение людей в целом.

Науки рассматривают людей на следующих уровнях: социальном, персональном и интерперсональном. Социальный уровень подразумевает влияние отдельных на входящего в них человека (к примеру, в процессе миграции, в обстановке безработицы и пр.) Этот уровень отношений изучает социология. Персональный уровень - это влияние индивидуальных и психологических характеристик человека на его собственное поведение. Это изучает психология личности и дифференциальная психология. Интерперсональный уровень принадлежит исследованиям и изучению социальной психологии. На каждом из уровней происходит объяснение явлений, происходящих с человеком.

Социальная психология как наука может быть определена как наука об основных закономерностях поведения людей, которое обуславливается их нахождением в обществе (социуме). Она изучает восприятие индивидуумами действий и чувств других людей, а также влияния групп людей на сознание, а также поведение отдельных личностей.

До сих пор не прекращаются споры о том, какое место занимает социальная психология в системе других наук. Некоторые полагают, что она является полностью социальной наукой, другие считают ее полностью психологической. С другой стороны, исследователи расходятся во мнении, занимает ли социальная психология отдельную нишу в системе знаний или имеет общие пересекающиеся области с социологией и психологией. Большинство исследователей разделают общее мнении о том, что социальная психология представляет собой самостоятельную отрасль психологической науки.

Социальная психология как наука использует методы эмпирического исследования (опросы, анализ документов, наблюдение), специализированные методы социально-психологический исследований (эксперименты, тесты), моделируемые методы (лабораторного воссоздания реалий) и управленческо-воспитательные методы (тренинги).

О предмете дисциплины нет единого общепризнанного представления. Объяснить это можно сложностью социально-психологических явлений, действительных фактов и закономерностей, которые она изучает. Существует два подхода к этому вопросу. Первый под предметом понимает массовые явления психики, второй - индивидуальные. В последнее время появился и третий подход, объединивший в единый предмет массовые и личностные психические процессы. Таким образом, под предметом можно понимать факты, закономерности поведения и деятельности, а также общения людей и их механизмы, которые обусловлены включенностью индивидов в социум.

Отдельными отраслями социальной психологии являются научные области, связанные с изучением отдельных направлений деятельности человека. К примеру, дисциплина социология и психология труда изучает социально-психологические отношения и социальные процессы в сфере труда. Она пользуется методами воздействия на психологический и социальный климат коллектива, собирает и обрабатывает первичную информацию по социологии с целью разрешения и профилактики трудовых конфликтов в коллективе.

Дисциплина изучает, диагностирует и прогнозирует профессиональную пригодность человека, исследует роль трудовой дисциплины и ее значение, трудовое поведение, мотивацию и отношение людей к труду.

Основные разделы социальной психологии

Согласно взглядам отечественных ученых, в структуре социальной психологии как науки можно выделить следующие основные разделы.

  • 1. Социальная психология личности.
  • 2. Социальная психология общения и межличностного взаимодействия.
  • 3. Социальная психология групп.

Социальная психология личности охватывает проблематику, обусловленную природой личности, ее включенностью в различные группы и общество в целом (вопросы социализации личности, ее социально-психологических качеств, мотивации поведения личности, влияния социальных норм на поведение).

Социальная психология общения и межличностного взаимодействия рассматривает различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), механизмы этих коммуникаций, типы взаимодействия людей – от кооперации до конфликта. Тесно связаны с данной проблематикой и вопросы социального познания (восприятие, понимание и оценка людьми друг друга).

Социальная психология групп охватывает разнообразные групповые явления и процессы, структуру и динамику малых и больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения.

Структура современной социальной психологии: дифференциация социальной психологии, интеграционные процессы в социальной психологии

По мнению исследователей в области социально-психологического знания, структура социальной психологии в каждый исторический период ее развития есть результат взаимодействия двух противоположных, но тесно связанных процессов: а) дифференциации, т.е. разделения, дробления социальной психологии на составные ее части, разделы; б) интеграции ее с другими и не только психологическими отраслями науки, причем интеграции социальной психологии как в целом, так и отдельными составляющими ее частями.

Дифференциация науки есть прогрессивный итог ее внутреннего становления, которое совершается объективно, и способствует развитию науки. Дифференциация является критерием самостоятельности научной дисциплины, ее differentia specifica – аспект действительности, который только данная наука может исследовать, поскольку обладает для этого необходимыми средствами: теорией и методом. В историческом плане дифференциация науки происходит в результате более или менее длительного развития. Так, на протяжении веков психология развивалась в лоне философии, затем выделилась в самостоятельную науку и только в конце XIX – первой половине XX в. начался период интенсивного разветвления психологических наук, который продолжается и в наши дни. "Благодаря дифференциации психологической науки вычленяются все новые и новые стороны психики, раскрываются многообразие и многокачественность ее проявлений. В каждой отдельной области психологической науки накапливаются такие специфические данные, которые не могут быть получены в других областях..."

Процессы разделения социальной психологии происходят по многим основаниям, среди главных направлений выделяют следующие.

  • 1. Ведущая ориентация на различные методы анализа социально-психологических явлений порождает теоретическую, эмпирическую (включая экспериментальную) и практическую социальную психологию.
  • 2. В результате изучения различных видов жизнедеятельности человека и его общностей сложились соответствующие им отрасли социальной психологии: психология труда, общения, социального познания и творчества, игры. В социальной психологии труда сформировались отрасли, изучающие отдельные виды трудовой деятельности: управление, руководство, предпринимательство, инженерный труд и проч.
  • 3. В соответствии с приложением социально-психологических знаний в различных сферах общественной жизни. Социальная психология традиционно дифференцируется на следующие ее практические отрасли: промышленная, сельского хозяйства, торговли, образования, науки, политики, массовых коммуникаций, спорта, искусства. В настоящее время интенсивно формируются социальная психология экономики, рекламы, культуры, досуга и др.
  • 4. В соответствии с основными объектами исследования современная социальная психология дифференцировалась на разделы: социальная психология личности, психология межличностного взаимодействия (общения и отношений), психология малых групп, психология межгруппового взаимодействия, психология больших социальных групп и массовых явлений.

На сегодняшний день в социальной психологии чрезвычайно медленно формируется такой раздел, который можно было бы назвать "психологией общества", еще одного качественно специфического объекта изучения. В настоящее время в исследовании общества социальная психология по сравнению с социологией не имеет специфики в методах его изучения – это главное обстоятельство, затрудняющее формирование такого раздела в социальной психологии.

Интеграция (от лат. integer – целый) – это согласованность, упорядоченность и стабильность системы внутренних процессов. При рассмотрении процессов интеграции социальной психологии в системе других наук важно учитывать два основных контура ее интеграции: внешний и внутренний.

Внешний психологический контур интеграции относится к объединению социальной психологии с многочисленными психологическими отраслями, в результате чего на стыке образуются относительно самостоятельные подотрасли – части социальной психологии. Например, социальная психология личности сформировалась как результат интеграции социальной психологии с психологией личности, социальная психология труда – социальной психологии с психологией труда, возрастная социальная психология явилась результатом интеграции социальной психологии с возрастной психологией и др. В результате такой интеграции к концу 90-х гг. XX в. уже оформилось порядка 10 подотраслей социальной психологии. В настоящее время процесс интеграции социальной психологии с другими психологическими отраслями интенсивно продолжается: формируется социально-экономическая, социально-экологическая, социально-историческая и другие подотрасли социальной психологии.

Внутренний социально-психологический контур интеграции относится к развитию самой социальной психологии, проявляется в процессах объединения разделившихся в результате дифференциации ее составных частей. Во-первых, внутренняя интеграция касается одновременного применения теоретического, эмпирического и практического методов анализа социально-психологических явлений, что неизбежно порождает комплексные типы исследований в социальной психологии, например теоретико-экспериментальные, экспериментально-прикладные и проч. Во-вторых, она ярко проявляется в одновременном изучении различных взаимосвязанных объектов социальной психологии, например: личности и малых трудовых групп (бригад) в организации, малых групп в больших социальных группах, личности (например, лидера) в большой социальной группе (например, партии или общественном движении) и т.д. В-третьих, наиболее очевидным направлением внутренней интеграции является объединение тех частей социальной психологии, которые дифференцировались по видам жизнедеятельности людей и сферам общественной жизни. В результате возникло множество интересных и полезных научно-практических направлений, таких как: психология руководства педагогическим коллективом (на стыке социальной психологии управления и образования ведутся исследования под руководством Р. X. Шакурова), социальная психология творчества инженеров (Э. С. Чугунова и др.), психология руководства научным коллективом (А. Г. Аллахвердян и др.), психология социального познания в процессах труда и общения (О. Г. Кукосян и др.) и т.д.

1. Предмет и задачи социальной психологии. Отрасли социальной психологии.

Социальная психология - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования общественно-психологических явлений 1 , которые выступают ре­зультатом взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей.

Предмет – социально – психологические явления и процессы, выступающие результатом взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.

Объект – конкретные социальные общности(группы) или отдельные их представители(люди).

Задачи социальной психологии как науки. Социальная психо­логия как отрасль научных исследований имеет свои конкретные задачи, включающие:

    изучение: а) специфики и своеобразия феноменов, составляю­щих общественное сознание людей; б) соотношения между его ком­понентами; в) влияния последних на развитие и жизнь общества;

всестороннее осмысление и обобщение данных об: а) источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функциони­рования социально-психологических явлений и процессов: б) воздействии этих факторов на поведение и поступки людей в составе многочисленных общностей;

    исследование наиболее значимых особенностей и отличий со­циально-психологических явлений и процессов от других психоло­гических и социальных феноменов, возникающих как результат взаимодействия, общения и взаимоотношений людей в различных общностях;

    выявление закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов в различных социальных ус­ловиях;

    социально-психологический анализ взаимодействия, общения и взаимоотношений людей, а также факторов, обусловливающих специфику и эффективность их влияния на совместную деятель­ность;

    всеобъемлющее изучение социально-психологических харак­теристик личности и своеобразия ее социализации в различных об­щественных условиях;

    осмысление специфики функционирования социально-психо­логических явлений и процессов, возникающих в малой группе, и их влияния на поведение, общение и взаимодействие людей в ней;

    исследование своеобразия психологии больших социальных групп и специфики проявления мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-пове­денческих особенностей людей, являющихся их членами;

    выявление роли и значения религиозной психологии в жизни и деятельности людей, ее социально-психологического содержания и форм проявления, а также специфики ее влияния на общение и взаимодействие индивидов;

    всестороннее изучение социально-психологических особенно­стей политической жизни и политической деятельности людей, свое­образия трансформации психики человека и групп людей, оказав­шихся под непосредственным влиянием политических процессов, происходящих в обществе;

    исследование массовидных социально-психологических явле­ний и процессов, их роли и значения в общественной жизни, влия­ния на поступки и поведение людей в экстремальных ситуациях;

    прогнозирование политических, национальных и других про­цессов в развитии государства (общества) на основе учета социаль­но-психологических законов и механизмов.

Отрасли социальной психологии.

Задачи, решаемые социальной пси­хологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность социально-психологических явлений, которые она изучает, и общностей, в которых они возникают, определили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.

Этническая психология изучает психологические особенности людей как представителей различных этни­ческих общностей.

Психология религии изучает пси­хологию людей, вовлеченных в раз­личные религиозные общности, а так­же их религиозную деятельность.

Политическая психология иссле­дует различные стороны психологичес­ких явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.

Психология управления уделяет главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, со­хранения качественной специфики, со­вершенствования и развития.

Психология социального воздей­ствия, пока слабо развитая отрасль социальной психологии, занимается изучением особенностей, закономер­ностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жиз­ни и деятельности.

Психология общения раскрывает своеобразие процессов взаимодействия и обмена информацией между людьми и социальными группами.

Психология семьи (семейных от­ношений) ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики от­ношений между членами начальной ячейки человеческого общества.

Психология конфликтных отно­шений (конфликтология), бурно прогрессирующая отрасль социальной психологии, нацелена на доскональное исследование психологических особен­ностей различных конфликтов и выяв­ление путей наиболее эффективного их разрешения.

2 . Психология общения. Содержание, средства, цели общения. Формы, виды, функции общения. Взаимодействие в процессе общения.

Понятие и сущность общения.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и раз­вития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностя­ми совместной деятельности и вклю­чающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаи­модействия.

Общение включено в прак­тическое взаимодействие людей (со­вместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирова­ние, осуществление и контролирование их деятельности.

В ходе общения его участники обме­ниваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерени­ями, идеями, переживаниями и т.д.

Общение по своему содержанию - сложнейшая психологическая деятель­ность партнеров.

Особенности и функции общения.

Общение обычно проявляется в един­стве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-инфор­мационной, эмотивной и конативной.

Межличностная сторона обще­ния отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением.

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие дру­гие, связанные с личностью партнера.

Коммуникативно-информацион­ ная сторона представляет собой обмен между людьми различными представле­ниями, идеями, интересами, настроени­ями, чувствами, установками и т.п.

Эмотивная сторона общения свя­зана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контак­тах партнеров.

Конативная (поведенческая) сто­ рона общения служит целям согласо­вания внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.

Общение выполняет определенные функции:

    Прагматическая функция об­щения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

    Функция формирования и раз­ вития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людь­ми, человек усваивает общечелове­ческий опыт, исторически сложившие­ся социальные нормы, ценности, зна­ния и способы деятельности, а также формируется как личность.

    Функция подтверждения обес­печивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

    Функция объединения-разъе­динения людей.

Функция организации и под­держания отношений служит инте­ресам налаживания и сохранения дос­таточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совмест­ной деятельности.

Внутриличностная функция общения реализуется в общении чело­века с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).

Виды общения:

    Межличностное обще­ ние связано с непосредственными кон­ тактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

    Массовое общение - это множе­ство непосредственных контактов незнакомых людей, а также комму­ никация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

    межперсональ­ное общение. Участниками общения являют­ся конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходуобщения и организации совмест­ных действий.

    В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители оп­ределенных ролей (покупатель-про­давец, учитель-ученик, начальник- подчиненный). В ролевом общении человек лишает­ся определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью.

    дове­рительным. В ходе пе­редается особо значимая информация.

    Доверительность - существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, ре­шать интимные вопросы.

    Конфликтное общение характе­ризуется взаимным противостояни­ем людей, выражениями неудоволь­ствия и недоверия.

    Личное общение - это об­мен неофициальной информацией.

    Деловое общение - процесс вза­имодействия людей, выполняющих совместные обязанности или вклю­ченных в одну и ту же деятельность.

    Прямое (непосред­ственное) общение является исто­рически первой формой общения лю­дей друг с другом.

    Опосредованное общение - это взаимодействие при помощи допол­нительных средств (письма, аудио-и видеотехники).

Средства общения:

Вербальное общение два варианта речи: уст­ная и письменная. Письменная речь - это та, которой обучают в школе. Устная речь, самостоятельная речью со своими правилами и грамматикой.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между парт­нерами; обогащать значения, переда­ваемые словами, направлять истолко­вание словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование си­туации.

Они делятся на:

1. Визуальные средства общения - это (кинесика - движения рук, ног, головы, туловища; направление взгляда и визуаль­ный контакт; выражение глаз; выражение лица; поза кожные реакции и т.д.)

2. Акустические (звуковые) сред­ства общения - это (паралингвистические, т.е. свя­занные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, рече­вые паузы и их локализация в тексте, экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, шмыганье но­сом и т.п.).

3. Тактильно-кинестезические (связанные с прикосновением) сред­ства общения - это (физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.); такесика (пожатие руки, хло­панье по плечу).

4. Ольфакторные средства обще­ния - это: приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественный, искусственный запахи человека и др.

Социальная психология как наука изучает особенности поведения человека среди других людей в различных жизненных ситуациях и в отдельных исторических контекстах.

Социальная психология как наука включает в себя социальную психологию личности; социальную психологию общения, познания и взаимовлияния людей; социальную психология отдельных групп.

Чтобы разобраться в специфике социальной психологии как науки, нужно рассмотреть комплекс уровней, на которых развивается социальное поведение людей в целом.

Науки рассматривают социальное поведение людей на следующих уровнях: социальном, персональном и интерперсональном. Социальный уровень подразумевает влияние отдельных социальных групп на входящего в них человека (к примеру, в процессе миграции, в обстановке безработицы и пр.) Этот уровень отношений изучает социология. Персональный уровень – это влияние индивидуальных и психологических характеристик человека на его собственное поведение. Это изучает психология личности и дифференциальная психология. Интерперсональный уровень принадлежит исследованиям и изучению социальной психологии. На каждом из уровней происходит объяснение явлений, происходящих с человеком.

Социальная психология как наука может быть определена как наука об основных закономерностях поведения людей, которое обуславливается их нахождением в обществе (социуме). Она изучает восприятие индивидуумами действий и чувств других людей, а также влияния групп людей на сознание, а также поведение отдельных личностей.

До сих пор не прекращаются споры о том, какое место занимает социальная психология в системе других наук. Некоторые полагают, что она является полностью социальной наукой, другие считают ее полностью психологической. С другой стороны, исследователи расходятся во мнении, занимает ли социальная психология отдельную нишу в системе знаний или имеет общие пересекающиеся области с социологией и психологией. Большинство исследователей разделают общее мнении о том, что социальная психология представляет собой самостоятельную отрасль психологической науки.

Социальная психология как наука использует методы эмпирического исследования (опросы, анализ документов, наблюдение), специализированные методы социально-психологический исследований (эксперименты, тесты), моделируемые методы (лабораторного воссоздания реалий) и управленческо-воспитательные методы (тренинги).

О предмете дисциплины нет единого общепризнанного представления. Объяснить это можно сложностью социально-психологических явлений, действительных фактов и закономерностей, которые она изучает. Существует два подхода к этому вопросу. Первый под предметом понимает массовые явления психики, второй – индивидуальные. В последнее время появился и третий подход, объединивший в единый предмет массовые и личностные психические процессы. Таким образом, под предметом можно понимать факты, закономерности поведения и деятельности, а также общения людей и их механизмы, которые обусловлены включенностью индивидов в социум.

Отдельными отраслями социальной психологии являются научные области, связанные с изучением отдельных направлений деятельности человека. К примеру, дисциплина социология и психология труда изучает социально-психологические отношения и социальные процессы в сфере труда. Она пользуется методами воздействия на психологический и социальный климат коллектива, собирает и обрабатывает первичную информацию по социологии с целью разрешения и профилактики трудовых конфликтов в коллективе. Дисциплина изучает, диагностирует и прогнозирует профессиональную пригодность человека, исследует роль трудовой дисциплины и ее значение, трудовое поведение, мотивацию и отношение людей к труду.

2. Место социальной психологии в системе научного знания: взаимо­связь с философией, социологией, другими гуманитарными и естествен­ными науками.

Занимая важное место в системе наук о человеке, психология тесно взаимосвязана с другими науками. Например, долгое время, являясь одним из разделов философии, психология неизбежно взяла из этой науки принципиально важные теоретические положения, определяющие подход к решению проблем. Связь с естественными науками выражается в изучении физиологических и биологических процессах мозга, которые лежат в основе психики. С гуманитарными науками психологию сближает изучение взаимодействия личности и ее ближайшего окружения, интерес к особенностям психического, душевного склад человека в различные эпохи, роль языка в культурном и психическом развитии, проблема творчества. Взаимосвязь психологии и технических наук проявляется, с одной стороны, в выявлении оптимальных психологических условий взаимодействия человека и машины, с другой -- в разработке технических средств, приборов для изучения проявлений психики. Очевидна связь психологии с педагогикой. Эффективно обучать и воспитывать можно только на основе знания закономерностей, по которым развивается психика человека. Многообразны связи психологии с медициной. Общие точки соприкосновения эти науки находят в изучении проблемы нарушения психической деятельности, психологическом обосновании особенностей взаимодействия врача и пациента, диагностике и лечении ряда заболеваний.

Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания является интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которой является человек (Б.Ф.Ломов). Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается в мозгу человека, как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Психика, как известно, есть отражение объективной действительности, и потому изучение психологических законов означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека.

Психология и философия

Обе науки зародились почти одновременно, и в течение ряда веков психология выступала как часть философии. Родоначальником считается величайший философ древности Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Разделение на две различные наука произошло в 70-х - 80-х годах 19 века, но они продолжают обогащать и дополнять друг друга.

Многие проблемы психологии современного человека, такие, как личностный смысл и цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия и моральные ценности, выступают как общие и для психологии и для философии. В самой психологии до сих пор есть немало вопросов, к решению которых невозможно подойти лабораторно-экспериментальным путем, но которые приходится решать. При столкновении с такими проблемами психологи вынуждены вырабатывать самим или пользоваться теми умозаключениями, которые им предлагают представители философии. К числу традиционных философско-психологических проблем можно отнести проблему сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияние общества на личность и личности на общество (мировоззренческий аспект), методологические проблемы психологии и ряд других.

Долгое время так называемая марксистско-ленинская философия бездоказательно выдавалась за единственную истинно научную основу психологии. Такой искусственно созданный союз не мог быть прочным и плодотворным. Он привел к застою во многих областях психологии, где затрагиваются проблемы взаимодействия общества и личности. Теперь этот союз стал более естественным и позволяет решать проблемы совместными усилиями философов и психологов, причем не только материалистического, но и идеалистического направления. Но отвергая марксистско-ленинскую философию как «единственно научную» методологию психологии, нельзя отрицать положительного влияния некоторых материалистических идей К.Маркса на развитие отечественной психологической мысли. Это влияние сказывается на разработке проблем деятельности и деятельностного происхождения высших психических функций.

С другой стороны, благодаря наметившемуся в последние годы косвенному проникновению некоторых положений идеалистической философии в психологическую мысль чаще стали обсуждаться в отечественной науке сложные философско-психологические проблемы человека -- ответственность, совесть, смысл жизни, духовность, т.е. как раз такие, которые психологи без помощи философов не в состоянии самостоятельно решить. Да и сами философы вряд ли смогут в них глубоко разобраться без сотрудничества с психологами, не принимая в расчет живую личность, достаточно изученную в психологической науке. Есть такие проблемы, при решении которых сотрудничество психологов и философов является наиболее плодотворным и уже дало ощутимые результаты. Это прежде всего проблемы эпистемологии -- науки о познании человеком окружающего мира, призванной выяснить принципиальную его постижимость человеком и наметить в самом общем виде методы такого познания. Благодаря многолетним исследованиям, проводимым, например, в созданном по инициативе известного швейцарского психолога Жана Пиаже Международном эпистемологическом центре (Швейцария, г. Женева), удалось многое узнать о природе человеческого интеллекта и его развитии у детей. Над этой проблемой в указанном центре совместно и плодотворно трудятся философы, логики и психологи.

Психология и история

«Человеческая натура - это не сумма врожденных, биологически закрепленных побуждений, но и не безжизненный слепок с матрицы социальных условий; это продукт исторической эволюции в синтезе с определенными врожденными механизмами и законами» (Фромм Э. Бегство от свободы).

Применительно к человеку анализ истории есть источник понимания его современного состояния, в том числе психологии и поведения. Хотя человек как особенный биологический организм выделился среди других живых существ примерно 1,7 миллиона лет назад, как субъект общественных движений и преобразований он живет примерно 50 000 лет. Но за это время благодаря созданному им самим миру материальной и духовной культуры он и стал Человеком с высшими психическими процессами, личностными свойствами и нравственными состояниями. В течение этого исторического периода люди овладели речью и преобразовали свое восприятие, внимание, воображение, мышление и память.

Без знания истории общества трудно понять и психологию отношений людей в современном мире. Эти отношения также складывались веками. Философские учения, религиозные верования, обычаи, традиции, ритуалы, многое другое, что характеризует психологию современных народов и наций, есть продукт их длительного исторического развития. Передаваясь из поколения в поколение, достижения человеческой культуры формируют в процессе их усвоения психологию современных людей как личностей и субъектов познания и творческого преобразования мира. Сама сложившаяся система обучения и воспитания -- семейного, школьного, социального, интеллектуального, трудового, нравственного, физического и т.п. -- также выступает как итог длительной истории.

Союз психологии и истории может быть внешним и внутренним. Внешние связи этих, наук имеют место тогда, когда каждая из них для решения собственных проблем обращается к другой с целью использования ее данных. Так, историка может заинтересовать психологическая характеристика людей, живших в ту или иную эпоху, их взгляды, культура, обычаи, традиции и т.п. Психолог в свою очередь может обратиться к истории для решения своих задач, рассматривая психологию людей как исторический факт.

Более глубокий союз психологии и истории образуется в том случае, когда представителю одной области знаний необходимо воспользоваться методами или приемами, заимствованными из другой науки, для решения собственных задач. Например, историк, обращаясь к психологическим методам; может изучить личность какого-либо государственного деятеля или психологию народа для того, чтобы объяснить имевшие место исторические события (проблема роли личности в истории). Психолог в свою очередь может применить метод исторического анализа для проникновения в психологию и поведение людей давно живших поколений.

Есть примеры еще более глубокого синтеза истории и психологии в создании общей научной теории. Одним из них является теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л.С.Выготским. В ней автор показал, что главные исторические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, который значительно продвинул вперед филогенетическое и онтогенетическое психологическое развитие людей. Пользуясь всем этим, человек научился управлять собственной психикой и поведением, сделав их произвольными и опосредствованными орудиями и знаками, подвластными его сознанию и воле.

Другим примером такого рода связи является использование в психологии так называемого исторического метода. Суть его состоит в том, что для понимания природы, происхождения и законов какого-либо психологического явления надо проследить его фило- и онтогенетическое развитие от элементарных к более сложным формам, не ограничиваться анализом наиболее развитых форм. Например, чтобы понять речевое мышление человека, необходимо выявить истоки мышления и речи, установить этапы их раздельного существования, соединения и совместного развития. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы человеческого внимания или памяти, необходимо рассмотреть их поэтапное развитие с раннего детства у детей.

Главной и наиболее ценной мыслью, которая лежит в основе сближения психологии и истории, является та, что современный человек с его психологическими качествами, личностными свойствами и социальными поступками есть продукт истории развития человечества. От эпохи к эпохе, от одного исторического периода к другому, от государства к государству, от нации к нации и даже от поколения к поколению психология и поведение людей, их взгляды, культура, традиции и обычаи значительно меняются. В свою очередь психология зрелого человека оказывает обратное влияние на ход истории. Установлена, например, и доказана определенная зависимость между диктаторскими режимами, существовавшими в разных странах мира в различные времена, и психологическими особенностями людей, живших в условиях этих режимов. Показано также, что историческая психология людей тесным образом связана с культурными и социально-экономическими достижениями того общества, в котором они живут.

Психология и социология.

Изучение взаимоотношений индивида и общества находится в ведении не только социологии, но и психологии. В связи с этим важно понять разницу между этими двумя дисциплинами. Психология изучает основные виды психической деятельности человека, а также базовые элементы этой деятельности, например, эмоции или ощущения. Ранее психологи утверждали, что социальные явления можно объяснить только посредством психологического исследования. Сегодня обе дисциплины имеют свои отдельные предметные области.

Психологи интересуются поведением индивида, его проблемы и личностные проблемы (помешательство, тревога, депрессия и т.д.). А социологи ищут в этих типах поведения определенные закономерности и иногда обнаруживают, что они обусловлены социальными нормами, а также структурами и развитием общества.

Поэтому было неправильно считать, что поведение человека является то индивидуальным, то социальным. Психология и социология - это просто два разных подхода к изучению индивида в обществе, причем первая ориентируется на индивида и его особенности, тогда как вторая уделяет тому общему, что связывает индивида с другими индивидами.

Развитие социологии и психологии приводит к появлению новой дисциплины, находящейся на стыке этих научных направлений - социальной психологии. Если общая психология имеет дело с психикой отдельного человека и изучает ее как бы изнутри, то социальная психология раскрывает общественную обусловленность поведения людей. Она оперирует фактами межличностного поведения («психологические факты»), интегрирует их и открывает общие тенденции развития межличностного поведения. Она не может уйти ни от одного вида непосредственного взаимодействия, ни от одного из факторов, влияющих на ощущения, восприятия и представления. Если это так, то социальная психология имеет дело с личностью (как социальным типом), его психическими функциями, проявляющимися в поведении при различных социальных ситуациях.

Нетрудно понять, что и социология, и психология изучают человека и его поведение, но с разных позиций, которые обусловлены их предметами. Становится ясным и то, что они, в конечном счете, ориентированы друг на друга. Их тип связи можно назвать сотрудничеством.

Психология, изучая поведение человека, должна отправляться не только от знания его биологии и физиологии (что совершенно необходимо), но и от человека как «продукта общественных отношений», знание о котором дает социологическая наука. Без этого проникнуть во внутренний мир индивида, в мир социальной общности, этноса или класса просто невозможно. А общей социологии, увы, еще и сейчас не хватает понимания психологического субстрата человека - его чувств, настроений, переживаний, эмоций, воли, темперамента. На пути соединения этих «сторон» человека лежит перспектива прогресса социологического знания. И не только в области малых социальных групп, что естественно, но человечества как целого. Можно ли его понять, не заглянув в психологию народов, этносов, классов, государств и стран?

Но есть и другой ракурс. Если социальная психология изучает слабо связанные между собой совокупности людей (толпу, театральную публику, случайные собрания и т.п.) или случайные, не организованные вообще, не дифференцированные образования, то тогда она будет просто-напросто главой социологии как науки, изучающей все основные формы взаимодействия между людьми.

Психология и педагогика

И особо следует остановиться на связи психологии с педагогикой. Разумеется, эта связь существовала всегда, еще К.Д.Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить». Здесь особенно наглядно видно практическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной помочь учителю. В развитии всех областей педагогики (общей теории, дидактики, частных методик, теории воспитания) возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в целом имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких, как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т.д.

В настоящее время накопилась масса проблем, которые вызывают острые дискуссии по вопросам: чему учить современного школьника? что и как отбирать из огромной массы информации, которая накапливается наукой, для школы? Именно психология должна определить, каковы возможности и резервы психического развития человека на разных возрастных ступенях и где их границы.

Не менее остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения и т.д. Все сказанное свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой, и социальными, с третьей.

Когда-то в нашей стране существовала и успешно развивалась комплексная наука о детях, их обучении и воспитании, называемая педологией. В разработке ее проблем объединяли усилия педагоги, психологи, медики, генетики, физиологи и ряд других ученых. Из всех наук, которые они представляли, собирались полезные сведения о детях, необходимые для их обучения и воспитания. Имелись учебные центры, где готовили педологов, научные лаборатории, в которых специалисты данных областей знаний совместно разрабатывали и решали проблемы детства. Достижения отечественных ученых в области педологии не уступали зарубежным. Однако судьбу этой прогрессивной и перспективной науки постигла та же участь, какая выпала на долю генетики и кибернетики. Педологические исследования были прекращены, а учреждения закрыты в 1936 г. Отрицательные последствия этого решения оказались серьезными, привели к отставанию системы обучения и воспитания детей в нашей стране от лучших мировых образцов. Не преодолены они, к сожалению, и до сих пор.

Объект социальной психологии – отдельно взятая личность из группы, малая, средняя или большая социальная группа, межличностное или межгрупповое взаимодействие.

Задачи социальной психологии

Ниже представлен список основных задач социальной психологии, но в действительности список гораздо шире, каждая отдельная задача содержит в себе еще целый ряд дополнительных задач:

  • Изучение феномена взаимодействия людей, информационного обмена;
  • Массовые психические явления;
  • Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных структур;
  • Механизмы социального воздействия на человека и его причастности к обществу, как субъекта социальной жизни и социального взаимодействия;
  • Создание теоретических и практических рекомендаций для совершенствования взаимодействия людей и социальных групп:
    • Дальнейшее развитие социальной психологии как многоуровневой системы знаний;
    • Исследование и решение проблем в малых группах (иерархия, лидерство, манипулирование, межличностные отношения, конфликты и т.д.);
    • Исследование и решение проблем в больших группах (нации, классы, союзы и т.д.);
    • Исследование социально-психологической деятельности личности в коллективе.

Проблемы социальной психологии

Краткий список основных проблем социальной психологии:

  • Внутригрупповые колебания;
  • Ступени развития социальных групп;
  • Внутригрупповое и межгрупповое лидерство;
  • Психологические характеристики социальных групп;
  • Общение и межличностные отношения в социальной группе;
  • Межгрупповые социальные отношения;
  • Психология больших, средних и малых социальных групп и средств массовой коммуникации;
  • Массовидные социально-психологические явления (Массовое настроение, сознание, психическое заражение и т.п.);
  • Адаптация человека и ее особенности в социальных средах;
  • Управление социально-психологическими процессами.
  • Более подробно в статье

Методы социальной психологии

Социальная психология использует методы общей психологии и социологии:

  • анкетирование;
  • интервьюирование;
  • беседа;
  • групповой эксперимент;
  • изучение документов;
  • наблюдение (включенное и не включенное).

Так же социальная психология имеет и свои специфические методы, например метод социометрии - измерение приватных взаимосвязей людей в группах. Основу социометрии составляет статистическая обработка ответов испытуемых на вопросы связанные с их стремлением к взаимодействию с членами определенной группы. Получаемые в результате социометрии данные называют социограммой (рис. 1), которая обладает специфической символикой (рис. 2).

Рис. 1. Социограмма . По данной социограмме можно выявить центральное ядро группы, то есть лиц с устойчивыми положительными взаимосвязями (А, В, Ю, И); наличие других группировок (Б-П, С-Э); лицо, пользующееся наибольшим авторитетом в определенном отношении (А); лицо, не пользующееся симпатиями (Л); взаимоотрицательные отношения (П-С); отсутствие устойчивых социальных связей (М).

Рис. 2. Символы социограммы .

История социальной психологии

Социальная психология как отдельная область психологии оформилась только к середине 19-го века, но период накопления знаний об обществе и человеке в частности начался задолго до этого. В философских трудах Аристотеля и Платона можно встретить социально-психологические идеи, французские философы-материалисты и социалисты-утописты внесли существенный вклад, а позднее труды Гегеля и Фейербаха. Социально-психологические знания до 19-го века оформлялись в рамках социологии и философии.

Первым этапом становления социальной психологии, как самостоятельной области психологической науки считается вторая половина 19-го века, но это была только теоретико-эмпирическая наука, вся деятельность заключалась в описании наблюдаемых процессов. Этот переходный период связан с появлением журнала по языкознанию и этнопсихологии в 1899 году в Германии, основанному Лацарусом Морицом (Lazarus Moritz, философ и писатель, Германия) и Хейманом Штейнталем (Heymann Steinthal, философ и филолог, Германия).

Первыми выдающимися личностями на пути развития эмпирической социальной психологии являются Уильям Мак-Дауголл (McDougall, психолог, Англия), Гюстав Лебон (Gustave Le Bon, психолог и социолог, Франция) и Жан Габриель Тард (Gabriel Tarde, криминолог и социолог, Франция). Каждый из этих ученых выдвигал свои теории и обоснования развития общества свойствами отдельной личности: У.Мак-Дауголл обосновывал инстинктивным поведением , Г.Лебон - с точки зрения , Г.Тард - .

1908 год считается стартовой точкой Западной социальной психологии, благодаря изданию книги «Введение в социальную психологию » У. Мак-Дауголла.

В 1920-ых годах благодаря опубликованным работам исследователя В. Меде (Walther Moede, психолог, Германия), который впервые применил математические методы анализа, начался новый этап в истории социальной психологии - экспериментальная социальная психология (Experimentelle Massenpsychologie). Именно В.Меде впервые зафиксировал существенное различие способностей людей в группах и в одиночку, например переносимость боли в группе, устойчивое внимание и др. Также важно открытие влияния групп в эмоциональной и волевой сферах человека.

Следующим значительным шагом в развитии социальной психологии была детализация методики массового социально-психологического эксперимента выдающимся психологом Гордоном Уиллардом Олпортом (Gordon Willard Allport, США). Данная методика повлекла массу экспериментальных работ, в основе которых была разработка рекомендаций по развитию рекламы, политической пропаганды, военного дела и многого другого.

У. Олпорт и В. Меде поставили точку не возврата в развитии социальной психологии от теории к практике. В частности в США социальная психология тесно сопряжена с бизнес сферой и является прикладной наукой. Широкомасштабные исследования профессиональной диагностики, проблем управления, отношений управляющего и работника и многого другого.

Дальнейшим знаковым событием в развитии методической области социальной психологии стала разработка и создание метода социометрии Якоба Леви Морено (Jacob Levy Moreno, психиатр и социолог, США). Согласно работам Морено, каркас всех социальных групп определяет синтонность (симпатия/антипатия) отдельных членов этой группы. Якоб Морено утверждал, что все социальные проблемы разрешимы при правильном разделении и объединении личностей в микрогруппы по их симпатиям, ценностям, поведению и влечениям (если деятельность удовлетворяет человека, он делает ее максимально хорошо).

Во всех направлениях западной социальной психологии базовым элементом является «клетка» общества - микросреда социума, малая группа, то есть средняя структура в стандартной схеме «Общество — Группа — Личность». Личность зависима от своей социальной роли в группе, от ее стандартов, требований, норм.

В Западной социальной психологии большое значение играет теория поля Курта Цадека Левина (Kurt Zadek Lewin, психолог, Германия, США), по которой на индивида постоянно влияют поле притяжения и поле отталкивания.

Концепции Западной социальной психологии основаны на психологическом детерминизме, не связанном с экономическими условиями. Поведение человека объясняется психологическими причинами : агрессивность, сексуальность и тд. Все концепции социальной психологии Запада разделяют на четыре направления:

  1. Психоаналитическое;
  2. Необихевиористское;
  3. Когнитивистское;
  4. Интеракционистское.

Направления социальной психологии

Психоаналитическое направление социальной психологии основано на концепции и социально-психологических взглядах Зигмунда Фрейда, на базе чего современными последователями создано несколько теорий, одна из которых выдвинута Уилфредом Рупрехтом Байоном (Wilfred Ruprecht Bion, психоаналитик, Англия), по которой социальная группа - макровид индивида, то есть особенности и качества групп, как у отдельных людей. Межличностные потребности = биологическим потребностям. Все люди обладают потребностью нравиться другим людям и желают присоединения к группе (потребность быть звеном). Лидер группы обладает функцией высшего регулирования.

Неофрейдисты социальной психологии ищут объяснения межличностных отношений в подсознании и эмоциях человека.

Необихевиористское направление социальной психологии основывается на фактах наблюдения, исключая специфические свойства поведения людей, теоретические материалы, сферы ценностей и мотиваций. В концепции необихевиористического направления поведение напрямую зависит от научения. По необихевиористическим суждениям организм адаптируется к условиям, но отвергается принцип преобразования этих условий, как результата деятельности человека. Главный необихевиористический тезис: генезис индивида определяется случайными подкреплениями его реакций . Одним из главных представителей необихевиористического направления является Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner, психолог и писатель, США), согласно его работам, состав поведения человека зависит от последствий этого поведения (оперантное обусловливание).

Одна из самых известных теорий необихевиористского направления - теория агрессии, в основе которой лежит гипотеза «агрессии-фрустрации» (1930 г.), согласно которой агрессивное состояние основа поведения всех людей.

У неофрейдистов и необихевиористов одинаковое трактование поведения человека, в основе которого лежит стремление к удовольствию, а все потребности и окружение человека не связывается с историческими условиями.

В основе когнитивистского направления социальной психологии (cognition — познание) лежат особенности познавательных процессов людей, которые являются основой социально-обусловленного поведения, то есть поведение основано на понятиях человека (социальных установках, взглядах, ожиданиях и т.д.). Отношение человека к объекту обусловлено его категориальным значением. Главный когнитивистский тезис: сознание определяет поведение .

Интеракционистское направление социальной психологии основывается на проблеме взаимодействия людей в социальной группе - интеракции , базируемые на социальных ролях членов группы. Само понятие «социальная роль » ввел Джордж Герберт Мид (George Herbert Mead, социолог и философ, США) в 1930-ых годах.

Представители интеракционизма Шибутани Тамотсу (Tamotsu Shibutani, социолог, США), Арнольд Маршал Роуз (Arnold Marshall Rose, социолог и политолог, США), Манфорд Кун (Manford H. Kuhn, социолог, лидер символического интеракционизма, США) и др. первостепенную значимость придавали таким социально-психологическим проблемам как коммуникация, референтные группы, общение, социальная роль, социальные нормы, социальный статус и др. Разработанный Гербертом Мидом и другими представителями интеракционизма понятийный аппарат, основательно распространен в социально-психологической науке.

Интеракционизм признает социальную обусловленность психики человека, как основы общения. В ряде эмпирических исследований, проведенных представителями интеракционизма, зафиксированы однотипные поведенческие проявления в сходных социальных ситуациях. Однако социальное взаимодействие интеракционистами рассматривается без конкретики в содержании процесса этого взаимодействия.

Проблема социальной психологии СССР и России

Исследования в области социальной психологии в 1920-ых годах основывались на биопсихологических позициях, что противоречило идеологии страны. В результате, работы в области социальной психологии и многих других отраслях психологии были запрещены, так как были восприняты в виде альтернативы марксизму. В России развитие социальной психологии началось только в конце 1950-ых годов. В результате этой «заморозки» в развитии социальной психологии, единая категориальная конкретика не сформирована, исследования ведутся на уровне эмпирики и описания, но несмотря на эти трудности социальная психология России обладает научными данными и применяет их в различных областях человеческой деятельности.

Книги по социальной психологии