Социальная рефлексия специфика рефлексии в социальном взаимодействии. Социально-психологическая рефлексия и перцепция: понятие и методы исследования. Возрастные этапы развития рефлексии

Под рефлексией понимается навык, который позволяет не только контролировать направленность внимания, но и осознавать собственные мысли, ощущение и общее состояние. Благодаря рефлексии человек имеет возможность наблюдать за собой со стороны и видеть себя глазами людей, которые его окружают. Рефлексия в психологии подразумевает любые поползновения личности, направленные на самоанализ. Они могут проявляться в оценке своих поступков, мыслей и происходящих событий. От того, насколько человек образован и умеет себя контролировать, будет зависеть глубина рефлексии.

Психологическое содержание

Рефлексия в психологии занимает важное место в интегральной структуре личности, о чем свидетельствует широкий спектр признаков и ее многофункциональность. Подобные процессы протекают практически в каждой сфере психологической деятельности.

Рефлексия в мышлении является доказательством того, что человек может контролировать свои мысли и поступки, а его мыслительная деятельность продуктивна.

Философский аспект

Многие философы уверены, что рефлексия в психологии - это один из источников познания. Его предметом становится непосредственно сама мысль. Чтобы механизм работал эффективно, обязательно должна присутствовать объективация. Она необходима для сравнения результатов со способами и процессом рефлексивного представления.

Роль данного явления

Рефлексия необходима для того, чтобы человек имел возможность устанавливать и регулировать адекватные требования к себе, которые базируются на основании критериев, устанавливающихся извне, и специфики самого объекта. Понятие рефлексии в психологии дает возможность совершать самонаблюдение, самоанализ и саморазмышление.

Виды рефлексии

Из-за того что специалисты не могут прийти к единому подходу в изучении данного феномена, существует несколько видов и классификаций:

  • Кооперативная. В этом случае под рефлексией понимается «освобождение» субъекта и его «выход» в новую позицию по отношению к прошлым деятельностям. Акцент ставится на результаты, а не на процессуальные тонкости механизма.
  • Коммуникативная. Рефлексия выступает важнейшей составляющей гармоничного развития общения и межличностного восприятия. Этот показатель чаще всего используется для решения вопросов, которые связаны с проблемами перцепции и эмпатии в общении между людьми. Функции феномена в этом случае следующие: регулятивная, познавательная и развития. Они выражаются в смене представлений об объекте на более адекватные в данной ситуации.
  • Личностная. Дает возможность изучать собственные поступки, анализировать образы и внутреннее «Я». Используется в тех случаях, когда имеет место самораспад личности, требуется коррекция самосознания и построение нового «Я».
  • Интеллектуальная. Объектом выступают знания, касающиеся определенного предмета, и способы взаимодействия с ним. Этот вид рефлексии используется в инженерной и
  • Экзистенциональная. Объектом являются глубинные смыслы личности.
  • Саногенная. Основной функцией считается регулирование эмоциональных состояний и уменьшение страданий и переживаний.
  • Рефлексия в Подразумевается сложная система отношений, которые возникают в процессе взаимодействия личностей.

Формы феномена

Принято рассматривать рефлексию в трех основных формах, которые отличаются в зависимости от тех функций, которые выполняются:

  • Ситуативная. Она обеспечивает вовлеченность субъекта в происходящее и побуждает его анализировать и осмысливать «здесь и сейчас».
  • Ретроспективная. Используется для оценки тех действий и событий, которые уже произошли. Эта форма необходима для структурирования и лучшего усвоения опыта, осознания собственных ошибок и слабых мест. Применяя ретроспективную рефлексию, можно выявить причины своих неудач и поражений.
  • Перспективная. Используется для обдумывания будущей деятельности, подразумевает планирование и определение конструктивных способов воздействия.

Чем полезна рефлексия

Специалисты уверены, что именно рефлексия в психологии считается генератором новых идей. Она позволяет выстраивать реалистичную картинку и обрабатывать получаемую информацию. В результате самоанализа человек меняется и самосовершенствуется. Рефлексивный механизм позволяет преобразовать неявные мысли в явные и получить более глубокие знания.

Данный феномен касается всех сфер жизни человека, включая профессиональную. Понятие рефлексии в психологии необходимо для того, чтобы научиться брать собственную жизнь под контроль и не плыть по течению. Люди, не знакомые с данным феноменом, не умеют организовывать свои действия и четко осознавать, куда необходимо двигаться дальше.

Очень важно не путать рефлексию с самосознанием. Оно подразумевает ориентацию на самого себя. Рефлексия концентрирует внимание на том, что уже происходило. Она необходима каждому человеку, особенно тем людям, которые занимаются интеллектуальной работой и имеют межличностный контакт и групповое взаимоотношение.

Как тренировать и развивать рефлексию

Давно не секрет, что очень важна рефлексия в которые помогают ее развивать, необходимо проделывать регулярно, только тогда они принесут результат. Это поможет измениться в лучшую сторону и научиться адекватно воспринимать собственные поступки и мысли.

  • Анализ действий. После принятия решений или тяжелых ситуаций необходимо обдумывать свои поступки и смотреть на себя со стороны. Необходимо подумать, возможно, был еще один выход, более удачный при сложившихся обстоятельствах. Также нужно проанализировать, какие выводы можно сделать и какие ошибки не стоить повторять в следующий раз. Это поможет разобраться, что такое рефлексия в психологии. Примеры могут быть различные, но цель упражнений одна: осознать факт собственной уникальности и уметь контролировать свои действия.
  • Оценка прошедшего дня. Человек должен взять за привычку в конце каждого дня анализировать все события и мысленно «прогонять» в памяти произошедшие эпизоды. Концентрироваться следует на тех, которые вызывают чувство неудовлетворенности. Стоит посмотреть на них глазами незаинтересованного наблюдателя, возможно, это поможет выявить собственные недочеты.
  • Общение с людьми. Социальная рефлексия в психологии подразумевает общение с людьми и постоянное улучшение собственных Периодически необходимо сверять мнение о человеке, которое сложилось, с реальностью. Для открытых людей это не станет проблемой, а вот замкнутому человеку придется больше работать над собой.

Стоит расширить круг знакомых и пообщаться с людьми, которые имеют отдельную и кардинально непохожую точку зрения. Попытки понять такого человека заставляют рефлексию активизироваться. Это делает ум более гибким, а виденье - широким. В результате такого упражнения человек научится принимать взвешенные и обоснованные решения, а также видеть различные способы решения проблемы.

Социальная рефлексия в психологии является довольно мощным оружием, которое помогает лучше понимать себя и других людей. Со временем появляется способность предугадывать чужие мысли и прогнозировать поступки.

Признаки рефлексии

Психологи выделяют несколько основополагающих признаков такого явления, как рефлексия:

  • Глубина. Она характеризуется степенью проникновения во внутренний мир человека, который уже содержит миры других людей.
  • Обширность. Этот показатель отражает количество людей, чьи миры рассматриваются.

С какими процессами связана рефлексия

Умение регулировать, контролировать и управлять своим мышлением невозможно без таких процессов, как оценка.

С помощью анализа можно разбить всю информацию на блоки и структурировать ее. Не менее важным является определение главного и установления взаимосвязи с второстепенным. Синтез помогает комбинировать все элементы и получать цельный новый объект. Оценка дает возможность определить важность материала и самой цели. Критерии могут отличаться, они определяются в зависимости от сложившейся ситуации.

Виды слушанья

Не каждый человек знает, в чем заключается главный смысл и что таит в себе это определение. Рефлексия в психологии - это умение управлять собой. Помочь развить этот навык помогает слушанье:

  • заключается в активном молчании. Техника подразумевает ободряющие фразы и жесты, а также те, которые будут побуждать человека открыться.
  • Рефлексивное слушанье - это обратная связь с тем, кто говорит. Добиться ее можно с помощью таких приемов: выяснения, перефразирования, отражения чувств и резюмирования.

Время на чтение: 2 мин

Рефлексия - это форма теоретической деятельности индивида, отражающая взгляд или выражающая обращение назад через осмысление своих личных действий, а также их законов. Внутренняя рефлексия личности отражает деятельность самопознания, раскрывая специфику духовного мира индивида. Содержание рефлексии определяется предметно-чувственной деятельностью. Понятие рефлексии включает осознание предметного мира культуры и в данном смысле рефлексия – это метод философии, а диалектика выступает рефлексией разума.

Рефлексия в психологии - это обращение субъекта на самого себя, на свое сознание, на продукты собственной активности или какое-либо переосмысление. Традиционное понятие включает содержание, а также функции собственного сознания, которые входят в состав личностных структур (интересы, ценности, мотивы), подключают мышление, поведенческие шаблоны, механизмы принятия решений, восприятия, эмоционального реагирования.

Виды рефлексии

А.Карпов, а также другие исследователи выделили следующие виды рефлексии: ситуативная, ретроспективная, проспективная.

Ситуативная рефлексия это мотивировки и самооценки, обеспечивающие включённость субъекта в ситуацию, а также анализ происходящего и осмысление элементов анализа. Для данного вида характерна способность соотношения с предметной ситуацией собственных действий, умение контролировать и координировать элементы деятельности в зависимости от меняющихся условий.

Ретроспективная рефлексия личности - это анализ событий, выполненной деятельности, состоявшихся в прошлом.

Проспективная рефлексия это размышления о предстоящей деятельности, планирование, представления ходов деятельности, выбор самых эффективных способов её реализации, прогнозирование возможных результатов.

Другие исследователи выделяют элементарную, научную, философскую, психологическую, социальную рефлексию. Целью элементарной выступает рассмотрение, а также анализ личностью собственных поступков и знаний. Такой вид свойственен каждому индивиду, поскольку каждый задумывался над причинами ошибок и неудач, для того чтобы изменить представления об окружающем и мире, исправить ошибки, не допускать их в будущем. Данное состояние позволяет учиться на личных ошибках.

Научная рефлексия имеет направленность на критическое исследование научных методов, исследование научного знания, на приемы получения научных результатов, на процедуры обоснования научных законов и теорий. Данное состояние находит выражение в методологии научного познания, логике, психологии научного творчества.

Социальная рефлексия это понимание другого индивида через размышления за него. Ее относят к внутреннему предательству. Представление того, что думают о индивиде другие имеет важное значение в социальном познании. Это познание другого (но думаю я), как думают обо мне и познание себя предположительно глазами другого. Широкий круг общения позволяет человеку много знать о себе.

Философская рефлексия

Высшим видом выступает философская рефлексия, включающая размышления и рассуждения об основаниях человеческой культуры, а также смысле человеческого существования.

Состояние рефлексии Сократ считал важнейшим средством самопознания личности, а также основой духовного совершенствования. Именно способность критической самооценки выступает важнейшей отличительной особенностью индивида как разумной личности. Благодаря данному состоянию устраняются человеческие заблуждения, предрассудки, становится реальным духовный прогресс человечества.

Пьер Тейяр де Шарден заметил, что рефлексивное состояние отличает человека от животных и позволяет индивиду не только знать нечто, а ещё дает возможность знать о своём знании.

Эрнст Кассирер считал, что рефлексия выражается в способности вычленять из всех чувственных феноменов устойчивые некоторые элементы для изолирования и сосредоточении на них внимания.

Психологическая рефлексия

Одним из первых в психологии рассмотрел рефлексивное состояние А. Буземан, трактовавший его, как перенос переживаний с внешнего мира на самого себя.

Психологические исследования рефлексии представляют двояко:

Способ осознания исследователем оснований, а также результатов исследования;

Базовое свойство субъекта, при котором происходит осознание, а также регуляция своей жизнедеятельности.

Рефлексия в психологии это размышление человека, целью которого выступает рассмотрение, а также анализ собственной активности, самого себя, собственных состояний, прошлых событий, поступков.

Глубина состояния связана с заинтересованностью индивида в этом процессе, а также способностью его внимания выделять в меньшей или в большей степени, на что влияет образованность, представления о нравственности, развитость моральных чувств, уровень самоконтроля. Считается, что индивиды различных профессиональных и социальных групп различны в использовании рефлексивной позиции. Данное свойство рассматривается как разговор или своеобразный диалог с самим собой, а также способность индивида к саморазвитию.

Рефлексия - это мысль, имеющая направленность на мысль или на самого себя. Она может рассматриваться как вторичное генетическое явление, возникающее из практики. Это выход практики за пределы границ себя самого, а также обращенность практики на себя. Психология творческого мышления и творчества трактует этот процесс как переосмысление и осмысление субъектом стереотипов опыта.

Изучение взаимосвязи между индивидуальностью индивида, рефлексивным состоянием, творчеством, позволяет говорить о проблемах творческой уникальности личности, а также ее развитии. Э. Гуссерль - классик философской мысли отметил, что рефлексивная позиция является способом видения, которое трансформируется от направленности объекта.

Психологические характеристики данного состояния включают способность изменять содержание сознания, а также изменять структуры сознания.

Понимание рефлексии

Отечественная психология выделяет четыре подхода в изучении понимания рефлексии: кооперативный, коммуникативный, интеллектуальный (когнитивный), личностный (общепсихологический).

Кооперативный - это анализ субъект-субъектных видов деятельности, проектирование коллективной деятельности, направленной на координацию профессиональных позиций, а также групповых ролей субъектов или кооперации совместных действий.

Коммуникативный - это составляющая развитого общения, а также межличностного восприятия, как специфического качества познания индивида индивидом.

Интеллектуальный или когнитивный - это способность субъекта анализировать, выделять, соотносить собственные действия с предметной ситуацией, а также рассматривать ее в зависимости от изучения механизмов мышления.

Личностный (общепсихологический) - это построение нового образа своего «я», в процессе общения с другими индивидами, а также активной деятельности и выработка новых знаний об окружающем мире.

Личностная рефлексия состоит из психологического механизма изменения индивидуального сознания. А.В. Россохин считает, что данный аспект - это субъектный активный процесс порождения смыслов, в основе которого лежит уникальность осознавать бессознательное. Это внутренняя работа, приводящая к формированию новых стратегий, способов внутреннего диалога, к изменениям ценностно-смысловых образований, интеграции личности в новое, а также целостное состояние.

Рефлексия деятельности

Рефлексию причисляют к особому навыку, заключающемуся в способности осознавать направленность внимания, а также отслеживать психологическое состояние, мысли, ощущения. Она представляет возможность наблюдать за собой как бы со стороны глазами постороннего, позволяет видеть, на чем именно сконцентрировано внимание и его направленность. Современная психология под этим понятием подразумевает любое размышление индивида, которое направлено на самоанализ. Это оценка своего состояние, поступков, размышление над любыми событиями. Глубина самоанализа зависит от уровня моральности, образованности человека, его умения контролировать себя.

Рефлексия деятельности выступает основным источником возникновения новых идей. Рефлексивное состояние, давая определенный материал, впоследствии может послужить для наблюдения, а также критики. Индивид в результате самоанализа меняется и рефлексивная позиция представляет механизм, который делает неявные мысли явными. При некоторых условиях рефлексивное состояние становится источником получения еще более глубоких знаний, чем те, которыми мы обладаем. Профессиональное развитие индивида напрямую связано с данным состоянием. Само развитие происходит не только в техническом плане, а и в интеллектуальном, а также личностном. Человек, для которого рефлексия чужда, свою жизнь не контролирует и жизненная река несет его по направлению течения.

Рефлексия деятельности дает возможность индивиду осознать, что личность делает сейчас, где пребывает и куда ей необходимо двигаться, чтобы развиваться. Рефлексивное состояние, направленное на осознание причин, а также оснований личных суждений, зачастую относят к философии.

Рефлексия деятельности имеет важное значение для человека занятого интеллектуальной работой. Она нужна, когда необходимо межличностное групповое взаимодействие. Например, менеджмент, относится к этому случаю. Рефлексию необходимо дифференцировать от .

Цель рефлексии

Без рефлексии нет обучения. Индивид, повторяющий деятельность, предложенную вобразце сто раз, может так ничему и не научиться.

Цель рефлексии - это выявить, вспомнить и осознать компоненты деятельности. Это типы, смысл, способы, пути их решения, проблемы, полученные результаты. Без осознания способов учения, механизмов познания, обучаемые неспособны присвоить те знания, которые они добыли. Обучение происходит, когда подключается направляемая рефлексия, благодаря которой выделяются схемы деятельности, а именно способы решения практических задач.

Рефлексивное чувство является внутренним опытом, способом самопознания, а также необходимым инструментом мышления. Наиболее актуальна рефлексия при дистанционных формах обучения.

Развитие рефлексии

Невероятно важно развитие рефлексии для изменения трезвомыслящего индивида в лучшую сторону. Развитие включает следующие способы:

Анализируйте личные действия после всех важных событий, а также принятия сложных решений;

Старайтесь оценивать себя адекватно;

Подумайте, как вы действовали и как ваши поступки выглядели в глазах других, оцените свои действия с точки зрения возможности что-либо изменить, оценивайте полученный опыт;

Старайтесь заканчивать свой рабочий день анализом событий, мысленно пробежав по всем эпизодам уходящего дня, особенно сконцентрируйтесь на тех эпизодах, которыми вы не достаточно довольны, а все неудачные моменты оценивайте взглядом стороннего наблюдателя;

Периодически проверяйте личное мнение о других людях, анализируя насколько личные представления ошибочны или верны.

Больше общайтесь с людьми, непохожими на вас, придерживающимися иной точки зрения, нежели ваша, поскольку каждая попытка понять непохожего человека дает возможность активизировать рефлексию.

Достижение успеха позволяет говорить об освоении рефлексивной позиции. Не следует бояться понять другого индивида, поскольку это не выступает принятием его позиции. Глубокое и широкое видение ситуации делает ваш ум наиболее гибким, позволяет найти согласованное и эффективное решение. Для анализа личных действий используйте проблемы, которые возникают в конкретный момент. В самых сложных ситуациях, возможно следует найти долю комизма и парадоксальности. Если вы посмотрите на свою проблему под другим углом, то вы заметите в ней что-то забавное. Этот навык свидетельствует о высоком уровне рефлексивной позиции. Сложно что-то смешное найти в проблеме, но это позволит помочь ее решить.

Спустя полгода, развивая способность к рефлексивной позиции, вы заметите, что овладели способностью разбираться в людях, а также в самих себе. Вы будете удивляться, что можете прогнозировать чужие поступки, а также предугадывать мысли. Вы почувствуете мощнейший приток сил и научитесь понимать себя.

Рефлексия - это действенное и тонкое оружие. Данное направление можно развивать бесконечно, а использовать способность в самых различных сферах жизни.

Развитие рефлексии личности задача не из легких. Если возникают трудности, то повысьте коммуникативные навыки, обеспечивающие развитие рефлексивной позиции.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Рефлексия в социальной психологии

В социальной психологии термин "рефлексия" принимается условно. Как пишет Г. М. Андреева "в социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению" . Рефлексия - это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают "рефлектирующего", его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Рефлексия здесь - процесс удвоенного, зеркального взаимоотражения субъектами друг другом, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

Рефлексия как механизм процесса саморегуляции

Проблемой саморегуляции на протяжении длительного времени занималась Зейгарник Б.Ф.. Механизмом саморегуляции Блюма Вульфовна считала рефлексию. Рефлексия является важнейшим механизмом процесса саморегуляции, ибо позволяет человеку выйти во внешнюю позицию по отношению к себе, своим действиям, что и делает возможной их сознательную регуляцию.

Рефлексия в таком подходе рассматривается как обращенность субъекта на себя и свою деятельность. "Рефлексия останавливает (фиксирует) процесс деятельности, отчуждает и объективирует его, что и делает возможным осознанное воздействие на этот процесс" .

В определении рефлексии Зейгарник опирается на С.Л. Рубинштейна, говорившего о том, что "рефлексия как бы приостанавливает, прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее".

Роль рефлексии в процессе саморегуляции заключается в осознании неверной модели решения и в ее перестройке.

Способность к рефлексии

Итак, мы рассмотрели основные теоретические положения в изучении рефлексии. Нами было замечено, что практически каждый из исследователей, занимающийся проблематикой рефлексии, говорит об остановке деятельности, как о формальном признаке перехода на рефлексивный уровень движения мысли, о конструктивной функции рефлексии, заключающейся в осознании, осмыслении, переосмыслении неверных способов действий с целью их коррекции для успешного функционирования. Но в то же время, каждый исследователь в определение рефлексии закладывает разную предметность.

Для того чтобы оценить применимость того или иного способа изучения рефлексии, важно, в первую очередь, фиксировать, в каком контексте рассматривается рефлексия.

Многими авторами отмечается, что изучать рефлексию в непосредственном, чистом виде невозможно. Обращение к рефлексии как к рефлексии вообще накладывает некоторые ограничения на эффективность ее исследования. Поэтому часто с целью более эффективного измерения рефлексии вводится и изучается такая категория как способность к рефлексии.

Для начала рассмотрим понятие "способность". В отечественной психологии ведущим остается определение Б.М. Теплова, который выделил в основе способностей индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Имеются в виду только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности, и не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту их приобретения.

Отмечается, что "способность - сложное, синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных и свойств, вырабатывающихся в специально организованной деятельности, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности" (С.Л. Рубинштейн).

Возможность развития способностей признается в деятельности. "От природы способностей не может быть, ведь способы необходимо каждому человеку выработать, приобрести каким-то образом в деятельности", - пишет В.С. Юркевич, понимая под способностями способы выполнения деятельности.

Что касается способности к рефлексии, то она, как и любая другая способность, развивается в контексте определенной деятельности.

Так, способности к рефлексии представляются внутри какой-либо структуры (например, в структуре мышления, коммуникации).

В нашей работе мы будем исследовать способности к рефлексии в контексте мышления, в процессе решения человеком творческой задачи. На основе анализа литературы, посвященной исследованию феномена рефлексии, было обнаружено, что именно при решении творческой задачи человек предстает как целостная личность (в такой ситуации более всего корректно исследование способности к рефлексии).

Рабочим определением рефлексии для нас выступит определение, данное С.Ю. Степановым. Способным к рефлексии мы будем называть человека, могущего в поисках выхода из проблемной ситуации, успешного решения задачи, переосмыслить "интеллектуальные и личностные содержания своего индивидуального сознания".

Рефлексия всегда привлекала внимание мыслителей еще со времен античной философии, в частности Аристотель определял рефлексию как «мышление, направленное на мышление ». Этот феномен человеческого сознания изучается с различных сторон философией, психологией, логикой, педагогикой и т.д.

Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад) - это одна из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание.

Рефлексию еще часто связывают с интроспекцией. Один из родоначальников метода интроспекции английский философ Дж. Локк считал, что существуют два источника всех человеческих знаний: первый - это объекты внешнего мира; второй - деятельность собственного ума.

На объекты внешнего мира люди направляют свои внешние чувства и в результате получают впечатления (или идеи) о внешних вещах. Деятельность же ума, к которой Локк причислял мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желания, познается с помощью особого внутреннего чувства - рефлексии. Рефлексия по Локку - это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». Он указывал на возможность «удвоения» психики, выделяя в ней два уровня: первый - восприятие, мысли, желания; второй - наблюдение или созерцание структур первого уровня. В связи с этим под интроспекцией часто понимают метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения. Иными словами, всякая рефлексия, которая направлена на изучение закономерностей, свойственных психике каждого человека, является интроспекцией, а в свою очередь, индивидуальное самонаблюдение, не имеющее такой цели, - только рефлексией.

В отечественной психологии вопросов рефлексии касались почти все авторы существующих психологических концепций. В настоящее время складываются традиции исследования рефлексивных процессов в отдельных областях психологии. Для раскрытия психологического содержания различных феноменов рефлексия рассматривается в рамках подходов к исследованию :

  • Осознания (Выготский Л.С, Гуткина Н.И., Леонтьев А.Н., Пушкин В.Н., Семенов И.Н., Смирнова Е.В., Сопиков А.П., Степанов СЮ. и др.);
  • Мышления (Алексеев Н.Г., Брушлинский А.В., Давыдов В.В., Зак А.З., Зарецкий В.К., Кулюткин Ю.Н., Рубинштейн СЛ., Семенов И.Н., Степанов СЮ. и др.);
  • Творчества (Пономарев Я.А., Гаджиев Ч.М., Степанов С.Ю., Семенов И.Н. и др.),
  • Общения (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Кондратьева СВ. и др.);
  • личности (Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Выготский Л.С, Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б. и др.).

Л.С Выготский, например, считал, что «новые типы связей и соотношений функций предполагают в качестве своей основы рефлексию, отражение собственных процессов в сознании».

Психологической концепцией, в которой рефлексии отводится ведущая роль в самодетерминации человека, является субъектно-деятельностный подход С.Л. Рубинштейна Он подчеркивал, что «возникновение сознания связано с выделением из жизни и непосредственного переживания рефлексии на окружающий мир и на самого себя».

С понятиями «рефлексия » и «самосознание » С.Л. Рубинштейн связывал определение личности. Давая различные определения личности, он указывал: «Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «я». «Я» - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании... Личностью, как мы видим, человек не рождается; личностью он становится. Поэтому, чтобы понять путь своего развития, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? - что я сделал? - кем я стал?». Все три позиции «Я», которые находятся в центре понимания личности С.Л. Рубинштейном, являются, несомненно, рефлексивными. В данной концепции рефлексия имеет не только функции анализа того, что было, но и представляет собой реконструкцию и проектирование своего «Я», жизненного пути и в итоге - жизни человека.

По словам Я.А. Пономарева, рефлексия выступает одной из главных характеристик творчества. Человек становится для самого себя объектом управления, из чего следует, что рефлексия, как «зеркало», отражающее все происходящие в нем изменения, становится основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста.

Среди современных разработчиков тории рефлексивной деятельности следует отметить А.В. Карпова, И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова.

В подходе А.В. Карпова рефлексивность выступает как мета-способность, входящая в когнитивную подструктуру психики, выполняя регулятивную функцию для всей системы, а рефлексивные процессы - как «процессы третьего порядка » (считая процессами первого порядка когнитивные, эмоциональные, волевые, мотивационные, а второго порядка - синтетические и регулятивные). В его концепции рефлексия представляет собой наивысший по степени интегрированности процесс; она одновременно является способом и механизмом выхода системы психики за собственные пределы, что детерминирует пластичность и адаптивность личности.

А.В. Карпов пишет:

«Способность к рефлексии можно понимать, как умение реконструировать и анализировать понимаемый в широком смысле план построения собственной или чужой мысли; как умение выделять в этом плане его состав и структуру, а затем объективировать их, прорабатывать соответственно ставящимся целям».

В данном подходе рефлексия является синтетической психической реальностью, которая является одновременно процессом, свойством и состоянием. По этому поводу А.В. Карпов отмечает:

«Рефлексия - это одновременно и свойство, уникально присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания».

Функции рефлексии

Рефлексия выполняет определенные функции . Ее наличие:

  • позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления);
  • позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность;
  • рефлексия позволяет найти ответы задач, которые без ее применения решению не поддаются.

В работах А.В. Карпова, И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова описывается достаточно много видов рефлексии.

С.Ю. Степанов и И.Н. Семенов выделяют следующие типы рефлексии и области ее научного исследования:

  • Кооперативная рефлексия имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. Психологические знания данного типа рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности. При этом рефлексия рассматривается как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, его «выход» во внешнюю, новую позицию как по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к 6удующей, проектируемой деятельности с целью обеспечения взаимопонимании и согласованности действий в условиях совместной деятельности. При таком подходе акцент ставится на результаты рефлексирования, а не на процессуальные моменты проявления этого механизма;
  • Коммуникативная рефлексия - рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении. Она выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется А.А.Бодалевым как специфическое качество познания человека человеком.

Коммуникативный аспект рефлексии несет ряд функций:

  • познавательную;
  • регулятивную;
  • функцию развития.

Эти функции выражаются в смене представлений о другом субъекте на более адекватные для данной ситуации, они актуализируются при противоречии между представлениями о другом субъекте общения и его вновь раскрывающимися индивидуальными психологическими чертами.

Личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного «Я» как индивидуальности. Анализируется в общей и патопсихологии в связи с проблемами развития, распада и коррекции самосознания личности и механизмов построения Я-образа субъекта.

Выделяются несколько этапов осуществления личностной рефлексии :

  • переживание тупика и осмысление задачи, ситуации как нерешаемых;
  • апробирование личностных стереотипов (шаблонов действия) и их дискредитация;
  • переосмысление личностных стереотипов, проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней заново.

Процесс переосмысления выражается, во-первых, в изменении отношения субъекта к самому себе, к собственному «Я» и реализуется в виде соответствующих поступков, и, во-вторых, в изменении отношения субъекта к своим знаниям, умениям. При этом переживание конфликтности не подавляется, а обостряется и приводит к мобилизации ресурсов «Я» для достижения решения задачи.

На взгляд Ю.М. Орлова, личностный тип рефлексии несет функцию самоопределения личности . Личностный рост, развитие индивидуальности, как сверхличностного образования, происходит именно в процессе осознания смысла, который реализуется в конкретном сегменте жизненного процесса. Процесс же самопознания, в виде постижения своей Я-концепции, включающей воспроизведение и осмысление того, что мы делаем, почему делаем, как делаем и как относились к другим, и как они относились к нам и почему, посредством рефлексии ведет к обоснованию личностного права на изменение заданной модели поведения, деятельности, с учетом особенностей ситуации.

Интеллектуальная рефлексия - предметом ее являются знания об объекте и способы действия с ним. Интеллектуальная рефлексия рассматривается преимущественно в связи с проблемами организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения по решению типовых задач.

В последнее время, помимо этих четырех аспектов рефлексии, выделяют:

  • экзистенциальную;
  • культуральную;
  • саногенную.

Объектом исследования экзистенциальной рефлексии являются глубинные, экзистенциальные смыслы личности.

Рефлексия, возникающая в результате воздействия эмоциогенных ситуаций, ведущих к переживанию страха неудачи, чувства вины, стыда, обиды и т.п., приводящая к уменьшению страдания от негативных эмоций, определяется Ю.М. Орловым как саногенная. Ее основная функция заключается в регуляции эмоциональных состояний человека.

Н.И. Гуткина при экспериментальном изучении выделяет следующие виды рефлексии:

  • Логическая - рефлексия в области мышления, предметом которой является содержание деятельности индивида.
  • Личностная - рефлексия в области аффективно-потребностной сферы, связана с процессами развития самосознания.
  • Межличностная - рефлексия по отношению к другому человеку, направлена на исследование межличностной коммуникации.

Отечественные ученые С.В. Кондратьева, Б.П. Ковалев выделяют следующие виды рефлексии в процессах педагогического общения :

  • Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними.
  • Коммуникативная рефлексия - заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я - глазами других»).
  • Личностная рефлексия - осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

Е.В. Лушпаевой описывает такой ее тип, как «рефлексия в общении », который представляет собой «сложную систему рефлексивных отношений, возникающих и развивающихся в процессе межличностного взаимодействия».

  • личностно-коммуникативная рефлексия (рефлексия «Я»);
  • социально-перцептивная (рефлексия другого «Я»);
  • рефлексия ситуации или рефлексия взаимодействия.

Наиболее общими способами рефлексирования являются выражение уверенности, предположения, сомнения, вопросы. При этом все виды рефлексии активизируются при условии создания установки наблюдать и анализировать собственное познание, поведение и понимание этого поведения другими.

Уровни рефлексии . А.В. Карповым выделены различные уровни рефлексии в зависимости от степени сложности рефлектируемого содержания:

  • 1-й уровень - включает рефлексивную оценку личностью актуальной ситуации, оценку своих мыслей и чувств в данной ситуации, а также оценку поведения в ситуации другого человека;
  • 2-й уровень предполагает построение субъектом суждения относительно того, что чувствовал другой человек в той же ситуации, что он думал о ситуации и о самом субъекте;
  • 3-й уровень включает представление мыслей другого человека о том, как он воспринимается субъектом, а также представление о том, как другой человек воспринимает мнение субъекта о самом себе;
  • 4-й уровенъ заключает в себе представление о восприятии другим человеком мнения субъекта по поводу мыслей другого о поведении субъекта в той или иной ситуации.

Формы рефлексии

Рефлексия собственной деятельности субъекта рассматривается в трех основных формах в зависимости от функций, которые она выполняет во времени : ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия.

Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия «здесь и теперь». Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, поиска причины собственных неудач и успехов.

Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.

Субъект деятельности может быть представлен как отдельным индивидом, так и группой.

Исходя из этого, И.С. Ладенко описывает внутрисубъектные и межсубъектные формы рефлексии.

Во внутри субъектных формах различают:

  • корректирующую;
  • избирательную;
  • дополняющую.

Корректирующая рефлексия выступает средством адаптации выбранного способа к конкретным условиям.

Посредством избирательной рефлексии производится выбор одного, двух или более способов решения задачи.

С помощью дополняющей рефлексии производится усложнение выбранного способа посредством добавления к нему новых элементов.

Межсубъектные формы представлены:

  • кооперативной;
  • состязательной;
  • противодействующей рефлексией.

Кооперативная рефлексия обеспечивает объединение двух или более субъектов для достижения ими общей цели.

Состязательная рефлексия служит самоорганизации субъектов в условиях их соревнования или соперничества.

Противодействующая рефлексия выступает средством борьбы двух или более субъектов за преобладание или завоевание чего-либо.

Академик М. К. Тутушкина раскрывает смысл понятия рефлексии, исходя из характера ее функций, - конструктивной и контрольной . С позиции конструктивной функции рефлексия - это процесс поиска и установления умственных связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области; активизация рефлексии для включения ее в процессы саморегуляции в деятельности, общении и поведении. С позиции контрольной функции рефлексия - это процесс налаживания, проверки и использования связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области; механизм отражения или использования результатов отражения для самоконтроля в деятельности или общении.

Опираясь на работы Б.А. Зейгарник, И.Н. Семенова, СЮ. Степанова, автор выделяет три формы рефлексии, различающиеся по объекту работы :

  • рефлексия в области самосознания;
  • рефлексия образа действия;
  • рефлексия профессиональной деятельности, причем, первые две формы являются основой для развития и формирования третьей формы.

Рефлексия в области самосознания - это такая форма рефлексии, которая непосредственно сказывается на сформированности сензи-тивной способности человека. Она различается тремя уровнями:

  1. первый уровень связан с отражением и последующим самостоятельным конструированием личностных смыслов;
  2. второй уровень связан с осознанием себя как самостоятельной личности, отличной от других;
  3. третий уровень предполагает осознание себя как субъекта коммуникативной связи, анализируются возможности и результаты собственного влияния на окружающих.

Рефлексия образа действия - это анализ технологий, которые применяет личность для достижения тех или иных целей. Рефлексия образа действия ответственна за правильное использование тех принципов действий, с которыми человек уже знаком. Этот анализ представляет собой рефлексию (в чистом виде) как ее представляют в классической психологии, когда непосредственно после какого-либо поступка рефлексирующий анализирует схему действия, собственные ощущения, результаты и делает выводы о совершенстве и недостатках.

Необходимым условием и обязательным компонентом научно-исследовательской деятельности является рефлексия. В настоящее время рефлексия трактуется, с одной стороны, как процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения, с другой - как принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, благодаря чему становится возможным присвоение познанного. Рациональный смысл рефлексии в социальном познании связывается также с осознанием скрытых, неявных предпосылок научного знания.

Синтезируя различные подходы к пониманию рефлексии, можно утверждать, что в социальном познании она направлена, с одной стороны, на осмысление ученым своих собственных исследовательских действий (внутренняя рефлексия), с другой - на осмысление исследовательских действий других ученых, представляя собой своего рода рефлексию над рефлексией (внешняя рефлексия). Внутренняя рефлексия связана с формированием сознательных конструктивных установок ученого в научном исследовании. Внутренняя рефлексия, будучи проявлением рационального характера познавательной деятельности, связана с выявлением условий постановки научной проблемы, ее осознанием, определением цели и задач исследования, выбором методологических его оснований, поиском методов решения конкретных исследовательских задач. В этом плане внутренняя рефлексия неотчуждаема от практической научной проблемной ситуации, в рамках которой она возникает (рис. 1.1).

Внешняя рефлексия в социальном познании - это работа с существующими научно-исследовательскими практиками, связанными с производством нового научного знания. Внешняя рефлексия выступает условием и средством критического анализа научно-исследовательской деятельности в социальных науках. Такое представление о внешней рефлексии оказывается сопряженным с образом специализированной концептуальной деятельности по изучению научно-исследовательских практик с позиций определенного идеала научно-исследовательской деятельности, принятого в научном сообществе. Отсюда следует, что если внутренняя рефлексия является индикатором научности социального исследования, то внешняя рефлексия выступает показателем уровня развития социальных наук. Иными словами, развитие социальных наук до определенного времени может и не предполагать внешней рефлексии. Потребность в ней особенно возрастает в период кризисного состояния со-

Рис. 1.1.

циальных наук или в ситуации обостренной конкуренции между их научно-исследовательскими парадигмами.

Значение рефлексии в социальных науках обусловлено тем, что познавательная деятельность в них, как правило, складывается на основе культурно-исторически возникших и уже проверенных научных традиций, требований, навыков, приемов и методов научного исследования. Вместе с тем она постоянно сопряжена с постановкой новых проблем, поиском новых путей и способов изучения социальной реальности, с разработкой более совершенных средств научного социального исследования, формированием новых идей даже в тех случаях, когда решение вопроса, казалось, уже было найдено. Поэтому рефлексия в социальном исследовании представляет собой деятельность методологического характера, а познавательная деятельность в социальных науках претерпевает постоянные изменения, благодаря инновационной направленности их методологических поисков.

Когнитивная эффективность внешней и внутренней рефлексии в социальных науках зависит от уровня развития в них методологического сознания. Методологическое сознание в социальных науках составляет такую интеллектуальную сферу, в которой происходит осмысление путей, способов и форм производства научных знаний и его оптимальной организации. Методологическое сознание представляет собой идеальную конструкцию реальных исследовательских действий ученого и сформированную на ее основе систему представлений о когнитивной стратегии социального исследования, способах ее реализации и рациональных требованиях к конечному научному результату.

Методологическое сознание в социальных науках содержит множество связанных между собой разнородных компонентов, обеспечивающих его когнитивную эффективность в частных познавательных ситуациях. Можно выделить два уровня методологического сознания. Первый - опытный уровень - составляет совокупность содержательных элементов, которые были выработаны преимущественно средствами научной интуиции в процессе научно-исследовательской деятельности и осмысления их результатов, закрепленных в форме непосредственного методологического опыта ученого. Концептуальная связанность этих элементов невысока и базируется преимущественно на операциональных понятиях. Второй уровень методологического сознания охватывает множество теоретически содержательных элементов, которые были выработаны в ходе освоения результатов профессиональной деятельности, представленной методологическими исследованиями в социальных науках. В методологическом сознании они закрепляются в мыслительных структурах, апперцептивных формах, концептуальных построениях и теоретических моделях, обобщающих опыт социального исследования в целом.

Модусом методологического сознания является методологическое знание, референтом которого являются практически выделенные и дискретно зафиксированные компоненты научно-исследовательской деятельности и логика ее развертывания. Методологическое знание носит дифференцированный характер, обусловленный основополагающими идеями, принципами и категориями, с помощью которых оно систематизируется. В результате конструируются теоретические системы различного концептуального содержания, оказывающие существенное влияние на формирование стилей научного мышления в социальных науках.

В реальной исследовательской практике методологическое сознание ученого включает в себя элементы, сформировавшиеся на основе, во-первых, личного познавательного опыта исследователя; во-вторых, усвоенного им группового опыта, который был приобретен в результате познавательной деятельности научного сообщества, к которому принадлежит ученый; в-третьих, накопленного опыта социального познания, закрепленного в парадигмах научной деятельности, апробированных научной практикой и закрепленных в определенных моделях социального исследования.

В процессе социального познания методологическое сознание, ориентируя и организуя научно-исследовательскую деятельность, выполняет проектную функцию, предвосхищая предстоящие познавательные действия исследователя и развертывая систему когнитивных операций, направленных на взаимодействие с предметом исследования и результирующихся в научном знании. Функция методологического сознания ученого состоит в контроле научно-исследовательских действий с позиций соответствия этих действий принятым в научном сообществе методологическим стандартам, а также аутентичности познавательных средств и их целесообразности.

Методологические знания являются результатом специального методологического исследования. Его проблематика и направленность во многом зависят от понимания природы методологической деятельности в социальных науках, т.е. тех принципиальных оснований, которые позволяют выделить ее в качестве специфического направления научного поиска. Эти основания, придающие целенаправленный характер методологической деятельности в социальных науках, находятся не в самой деятельности, а в сфере представлений об ее предмете. При этом надо отметить, что понимание природы методологической деятельности в социальных науках в значительной степени затруднено тем обстоятельством, что в научной литературе существуют различные толкования самого понятия методология и, соответственно, различные представления о том, что такое методология социальных наук, методология социального исследования.