Соционика модель а функции. "Белая" сенсорика, сенсорика ощущении. Горизонтальные блоки функций в Модели А

Модели всех 16-ти типов:

Типы и дихотомии:

Горизонтальные блоки функций в Модели А

Пары функций в Модели А объединяются в горизонтальные блоки. Блоки расположены сверху вниз по мере убывания осознанности и силы расположенных в них функций.

Каждый блок состоит из акцептной и продуктивной функции. Акцептная функция, менее подвижная, обеспечивает непрерывное восприятие определённого аспекта физического мира, ее цель – на основе почерпнутой из внешнего мира информации создать внутренний информационный продукт для продуктивной функции. Продуктивная функция, более подвижная, обеспечивает обработку полученной информации и выдачу выводов вовне — создание определенного продукта. Акцептные функции в Модели А: 1,3,5,7-я, продуктивные: 2,4,6,8-я.

Описание блоков Модели А

Эго: Уровень командования в психике. По функциям этого блока человек может активно вмешиваться в окружающий мир, творчески изменять его, навязывать свою точку зрения окружающим. Именно на его реализацию функций данного блока направлены все действия индивида, он является основополагающим для осмысления действительности и принятия решений.

Супер-Эго: Уровень приспособления. По этим функциям происходит постоянная подстройка под окружение, поиск подходящих «правил игры».

Супер-Ид: Уровень подчинения. Человек некритично воспринимает воздействие извне по аспектам данных функций, подвержен их влиянию, собственные потребности по функциям данного блока осознаются слабо.

Ид: Уровень избегания. Самый слабоосознаваемый блок в психике, человек лишь впитывает информацию по функциям данного блока не в силах её осознать и использовать, основные действия по этому блоку: наблюдение и демонстрация наблюдений. Направленные внешние воздействия извне по этим функциям причиняют дискомфорт и, как правило, игнорируются или избегаются.

Описание функций в ячейках Модели А

1-я функция «Программная»

1-я функция определяет то, на что в первую очередь и большую часть времени (или постоянно) направлено внимание человека. Этим она отличается от всех других функций. Отсюда выражение о том, что человек есть то, что есть его 1-я функция. И хотя человек конечно это не психическая функция, такое сосредоточение внимания человека на ней делает ее уникальной и особенной. Другое следствие этого - определение природы типа, его сути на основе 1-й функции. Тип определяется как экстра- или интровертный, рацио- или иррациоальный и т.д. на основе 1-й функции и никакой другой.

1-я функция — ведущая. В аспекте первой функции человек чувствует себя наиболее уверенно. Первую функцию называют также программной. Она определяет программу действий, вообще, жизненные позиции человека. По аспектам первой функции он может творчески решать трудные задачи, шутить и критиковать, а также легко воспримет шутки и критику в свой адрес, если только эта критика не сводится к безоговорочному отрицанию его точки зрения. Человек не устает от размышлений по аспекту первой функции и обычно добивается успехов в деятельности, связанной с этим аспектом. По ней он ведет постоянную борьбу за уважение и признание. Человек обычно не любит, когда ему сопротивляются по этому аспекту

2-я функция «Творческая»

3-я функция «Ролевая»

Задача 3-й функции – соответствовать определенной заданной извне (или взятой извне) роли. Человек чувствует себя комфортно, когда ему удается в вести себя в достаточной степени согласно этой роли. Речь идет не о целостной модели поведения («рабочий», «домохозяйка»), а о роли в отношении аспекта физического мира, соответствующего данной функции. Например, в отношении БС роль может заключаться в содержании свой одежды чистой. Или по ЧЛ в постоянной занятости чем-нибудь, по ЧИ – интерес ко всему новому. Ролевое поведение по 3-ке при внешней на первый взгляд похожести очень сильно отличается от поведения 1-цы, по которой человек творит что-то новое сам. По 3-ке никакого творческого процесса уже не происходит. Энергетики на этой функции хватает только на формальное соблюдение правил поведения. Путем перебора распространенных в обществ и известных человеку стереотипов человек подбирает себе наиболее подходящий с его точки зрения, а на деле наименее энерго-затратный при его воспроизводстве и руководствуется им. А требования, диктуемые каждой конкретной ситуацией рассматривает как причину для совершенствования этого своего усредненного стереотипа поведения по данному аспекту.

4-я функция «Адаптивная»

По 4-й функции человек вынужден все время адаптироваться к социальным ожиданиями других людей по этому аспекту. Цель «стать своим» по этому аспекту в той социальной группе или для того человека, с которой или с которым он находится в контакте в данный момент. Если по 3-й функции человек всегда исполняет какую-то уже выбранную им роль, то по 4-й функции он все время ищет эту роль. Деятельность по 4-ке можно представить как постоянный перебор уже известных ролей поведения и периодические попытки самостоятельно создать новую роль, максимально подходящую под условия среды. Особенность 4-й функции в том, что она постоянно находится в процессе приспособления к новым стереотипам поведения.

На 4-й функции в отличие от 3-й происходит персонификация требований, выдвигаемых обществом к человеку (или как он считает что он оно их ему выдвигает). И с этим связана огромная трудность, которая составлять целый пласт проблем для человека - как подстроиться по 4-й функции к требованиям ВСЕХ окружающих?! Энергии 4-ки не хватает на это, к каким-то требованиям он может приспособиться, а к каким-то нет. С одной стороны человек видит, что можешь этот аспект контролировать и добиваться желаемого эффекта, а с другой стороны эти достижения невозможно сохранить и сделать постоянными. Это вызывает постоянный дискомфорт, поэтому другое название 4-й функции — «болевая». Дискомфорт значительно усиливается тем фактом, что требования, ожидания, которые человек чувствует по своей 4-й функции, всегда-всегда исходят (как ему кажется) от какого-то конкретного человека.

5-я функция «Внушаемая»

5-я - суггестивная, внушаемая. Все слова по этому аспекту человек воспринимает буквально и часто им следует, не задумываясь. Равнодушное принятие. Здесь берет начало уровень, с аспектами которого человек практически ничего не может сделать полностью самостоятельно. На уровне 5-й функции мы встречаем верхнюю границу области, самостоятельно контролировать которую человек не способен, а потому все аспекты, расположенные здесь и ниже, сами контролируют человека.

В крайне незначительной степени 5-я функция все же сохраняет остаточную осознанность и это позволяет человеку иногда понимать, что по этому аспекту он «делает что-то не то». Но что именно «не то», он почти никогда не понимает. Всплывающее изредка смутное ощущение некой неправильности и несоответствия по аспекту 5-й функции недостаточно ярко для сознания человека, чтобы дать толчок каким-то действиям в отношении этого аспекта.

Поведение по 5-й функции очень похоже на влияние гипноза и она была названа поэтому суггестивной, внушаемой. Все слова, команды, приказы и даже просто мысли вслух по этому аспекту человек воспринимает буквально и часто происходит так, что он им следует, не задумываясь ни о сути этих слов, ни о последствиях таких своих действий. Можно сказать, что ведущий мотив поведения по 5-й функции — равнодушное принятие.

6-я функция «Активационная»

Поступающая по этому аспекту информация активирует человека, заряжает бодростью, побуждает к деятельности. Причина такого поведения человека заключается в том, что уровень 6-го элемента соответствует границе перехода от осознаваемой деятельности человека к полностью неосознанной. Любое воздействие, даже самое слабое, способно включить осознание этого аспекта. А некоторое бездействие по нему само собой выключает его. Поэтому по активационной функции человеку свойственны постоянные колебания.

Аспект, расположенный здесь, контролируется человеком в минимальной степени. Ниже лежит только бессознательность. Если выше расположенными функциями человек может в разной степени управлять, даже по 4-й он может делать не всегда уверенные, но самостоятельные выводы, то в отношении 6-й практически никакими контрольными функциями человек не владеет, кроме единственной способности включать и выключать ее. Хотя и это получается у него не всегда уверенно.

7-я функция «Наблюдательная»

7-я – наблюдательная. Отслеживает поступающую информацию, но критически не осмысливает. Она наименее известная самому человеку функция из всех. Можно сколько угодно пытаться воздействовать на 7-ю функцию человека, к активным действиям с его стороны это не приведет. То же справедливо и в отношении 8-й функции. Здесь человек стремится не противопоставлять себя окружающим

Если точка зрения на аспект 1-й функции представляет для человека опору в его картине мира, точку, которую он сам создал, осмыслил и обосновал, то 7-я функция тоже дает ему точку опоры. Только эта точка не его. Это взгляд на вещи, целиком обусловленный внешним воздействием на человека. Эта точка зрения навязана человеку его окружением в самом общем и в самом буквальном смысле. Он принял ее, ни на секунду не задумываясь о ценности и объективности такого взгляда на вещи. «Это есть и это так» — вот суть содержания 7-й функции. Но только точка зрения, а не способ действий. Осознанно и самостоятельно действовать по 7-й функции человек не способен.

Можно сказать, что основной мотив поведения по 7-й функции — наблюдение объективной данности. Сбор информации. Поэтому 7-ю функцию называют наблюдательной или пилотной. Точнее ее следовало бы назвать автопилотной, поскольку реальный «пилот», т.е. сознание человека не участвует в формировании курса 7-й функции. Действует она целиком самостоятельно, согласно постоянно закладываемой извне программе. Так что 7-я функция это автопилот человека.

8-я функция «Демонстративная»

8-я — демонстрационная. Человек действует по ней, не замечая этого. Можно сказать, что основной мотив поведения по 8-й функции – демонстрация наблюдений полученных 7-й функцией. Работа пары 7-8 представляет собой полностью автоматический процесс, который сознание человека только лишь фиксирует большей частью в нем не участвуя. Можно сказать, что основной мотив поведения по 8-й функции – демонстрация наблюдений. «Я видел, что это бывает так» — вот продукт, который выдает 8-я функция. Поэтому 8-ю функцию принято называть демонстративной.

Воздействий по 7-й и 8-й функциям человек обычно старается избегать, основным мотивом действий по ним будет являться игнорирование.

По материалам Духовского Т.А.

«Основой моделей ИМ стала своеобразная структура – сочетание восьми элементов, которые Юнг называл психическими функциями. Отличие между отдельными моделями в том, какие из элементов играют ведущую роль. Прежде всего, роль первой и второй функции.»

Популярность: 0

Соционическая Модель А
Соционический тип

Соционический тип — он же тип информационного метаболизма — это тип психики человека, который определяется взаимным расположением функций. Социотип определяет способы получения и обработки информации, возможности человека при взаимодействии с окружающей действительностью и в частности при отношениях с людьми, его сильные и слабые стороны. Всего в соционике рассматривается 16 типов информационного метаболизма (соционических типов).

Согласно соционической теории социотип человека неизменен в течение всей жизни, хотя информационное наполнение различных функций и аспектов может меняться.

Аспекты информационного метаболизма и соционические функции
Аспекты информационного метаболизма

P — "чёрная логика" (деловая логика) — оценка целесообразности, деловых качеств, стремление к эффективности и оптимальности, понимание технологических процессов, работы механизмов, организаторские способности, стремление к сбору полной и достоверной информации.
L — "белая логика" (структурная логика) — оценка логичности информации, анализ и систематизация информации, оценка причинно-следственных связий, понимание формальных правил и объективных закономерностей.
E — "чёрная этика" (этика эмоций) — понимание эмоционального состояния человека, управление настроением людей и эмоциональным фоном в группе людей, выражение чувств и эмоций.
R — "белая этика" (этика отношений) — оценка межличностных отношений, манипуляция отношениями, понимание правил поведения в обществе, моральная оценка поступков людей, стремление к милосердию и человеколюбию, сочувствие.
I — "чёрная интуиция" (интуиция возможностей) — многоплановое и целостное восприятие мира, оценка потенциальных качеств и возможностей систем и явлений, способностей людей, оценка перспективности, видение вариантов, стремление к новаторству.
T — "белая интуиция" (интуиция времени) — понимание взаимосвязи времен, видение тенденций развития событий, способности к прогнозированию, оценка затрат времени, управление своим и чужим временем, чувство гармоничности и своевременности.
F — "чёрная сенсорика" (силовая сенсорика) — восприятие материальных объектов и окружающего пространства, оценка внешнего вида объектов, оценка физической силы, волевых качеств людей, их материального положения и веса в обществе, оценка расстановки сил, настойчивость, властность, пробивные качества, стремление к лидерству и благосостоянию.
S — "белая сенсорика" (сенсорика ощущений) — восприятие ощущений органов чувств, понимание физического состояния человека, оценка гармонии форм и положений, стремление к удобству, комфорту и уюту, изысканным удовольствиям.

Чёрная и белая логика, чёрная и белая этика считаются рациональными аспектами, чёрная и белая интуиция, чёрная и белая сенсорика — иррациональными аспектами. Аспекты, обозначенные чёрным цветом, считаются экстравертными, белым цветом — интровертными.

В некоторых источниках аспекты информационного метаболизма называются соционическими функциями, однако использование данного термина в этом контексте неудачно, поскольку возникает путаница с функциями в модели А.

Аспекты мира

В отдельных источниках аспекты мира представлены как первоосновы аспектов информационного метаболизма и соционических функций. Аспектом мира считается определённая часть физической реальности, с которой взаимодействуют 8 функций. Разделение реальности на аспекты, произведено на базе таких фундаментальных понятий, как Материя, Энергия, Пространство, и Время, причем материи соответствует логика, энергии — этика, пространству — сенсорика, времени — интуиция.

Кроме того, каждый элемент может рассматриваться, как сам по себе, так и по отношению к другому такому же элементу, исходя из этого образом, элементы делятся на абсолютные ("чёрные") и относительные ("белые"). Абсолютный аспект — существующий, рассматриваемый, оцениваемый сам по себе, вне связи, зависимости от чего-либо. Относительный аспект — устанавливаемый по сравнению, сопоставлению с другим.

Следует отметить, что представление об "аспектах мира", как о первоосновах юнговских функций, разделяют далеко не все соционики, а терминология, используемая в описаниях "аспектов", вызывает критические замечания. По сути, представления об аспектах выходят из области научно верифицируемых фактов в область философских представлений, в которых заметно ощущается влияние советского "диалектического материализма".

Соционические функции

Психическая функция — это инструмент психики, с помощью которого она взаимодействует с реальностью. Соционические функции представляют собой способности человека воспринимать и обрабатывать информацию по различным информационным аспектам. Всего существует 8 соционических функций, каждая ограничена своим кругом деятельности, взаимодействует с определённым аспектом реальности, воспринимает, обрабатывает и выдает информацию, связанную с одним из 8 аспектов информационного метаболизма.

Модель А

Соционика как область знания "начинается" с утверждения, что каждый организм есть закрытая система энергетического метаболизма, то есть воспроизводства физической энергии; её источник — поглощаемые физические объекты. "Энергия используется на движение, необходимое при погоне за новыми источниками потенциальной энергии и продолжения рода".

"Каждая психика — это тоже закрытая система энергетического метаболизма — производство и использование психической или информационной энергии. Источник психической энергии — поглощаемая информация. Энергия используется на ориентацию, приспособление к Действительности".

Действительность, с точки зрения психики, состоит из двух частей:

Действительности, познаваемой извне;

Действительности, познаваемой изнутри.

Извне познается внешняя действительность - окружающий мир и собственный организм, который мы тоже видим как бы со стороны. Но есть еще и действительность, познаваемая изнутри. "Это не только сам организм, но и весь через него принимаемый окружающий мир. Ощущая свой организм изнутри, человек неизбежно ощущает и весь окружающий мир. Это внутреннее восприятие сливает человека со всем бесконечным материальным миром. И потому через этот внутренний "канал человек получает информацию обо всём окружающем мире, то есть о гораздо более отдаленных предметах, чем он получает, познавая Действительность извне".

"По этой причине психика человека расколота на две части". Одна часть отражает внешний мир и свой организм со стороны, другая отражает внешний мир изнутри организма, как что-то непрерывное, слитое воедино.

"Сам организм, с точки зрения психики, - что-то наподобие скорлупы. Одна часть психики наблюдает за этой скорлупой со стороны, вторая-изнутри". Такая раздвоенность "делит" психическую энергию на две составные части: ментальную и витальную. Поэтому и модель А информационного метаболизма образована из двух колец: ментального и витального.

"Ментальное кольцо получает, обрабатывает и использует информацию о внешнем мире. Это осмысливание внешней действительности, сознательное приспособление к ней". "Витальное кольцо получает, обрабатывает и использует информацию, получаемую изнутри организма [в котором отражается весь мир). Витальное кольцо - эхо внешнего мира в собственном теле. Это эхо выводится и наружу, но осознается чаще всего только другими людьми уже как внешняя действительность. Сам человек им пользоваться без надлежащего обучения обычно не способен".

Ментальное кольцо свои проблемы решает осознанно — сбором и передачей информации. Витальное способно принимать сигналы-раздражители и непосредственно реагировать на них. Ментальная часть психики, свободно рассуждающая о мировых проблемах, ничуть не более самостоятельна, чем витальная, постоянно нуждающаяся во внешнем вмешательстве. "Когда говорим об активности ментального кольца, говорим лишь о его способности мыслить, рассуждать, поучать, но не действовать. В деятельную физическую активность оно включается лишь после активации витальными кольцами дуалов или хотя бы других людей".

"Психическая энергия ментального кольца предназначена для восприятия информации о внешнем мире и о себе как его составной части, для приспособления к миру (СУПЕРЭГО) и управления им (ЭГО). Это видение мира со стороны, когда объективность поступающей информации определяется широтой горизонта индивида".

"Психическая энергия витального кольца предназначена для восприятия информации о функциональном состоянии собственного организма и управления им. Это как бы видение мира сквозь призму собственного организма… В витальном кольце также есть спонтанная активность по программе окружающих".

Элементы модели А различны по своим функциям. Первый элемент любого блока модели "...отражает, фотографирует, репродуцирует действительность и обеспечивает психику объективной информацией". "Этот— элемент будем называть акцептным, то есть воспринимающим то, что есть вовне". Акцептные элементы - это 1, 3, 5 и 7 функции модели А. "Второй элемент каждого блока - продуктивный. Его продукция — то, что индивид извлекает из полученной первым элементом информации. Элемент можно назвать и творческим, потому что в том, что он извлекает из доставленной первым элементом информации, есть частица того, чего нет и не было в объективном мире".

"Психика не отрывается от окружающей действительности, и каждый элемент информационного метаболизма сопряжен с определенным элементом энергетического метаболизма. Вне окружающей материальной физической действительности нет мыслей, так как не образуется психическая энергия".

Источником психической энергии служит информация. Различия между ТИМами начинаются с элементов (психических функций), эту энергию поставляющих. "Как разные виды животных питаются различной пищей, так разные типы психики питаются информацией о разных элементах окружающего мира".

Социально-демонстративный, творческий блок; средство сознательного воздействия на мир; блок точной самооценки; блок глубокого изучения одного из параметров внешнего мира; блок, требующий адекватного его способностям признания. "Блок ЭГО не знает сомнений, переживаний, угрызений совести. Других этот блок тоже не обвиняет, ответственности на них не перекладывает".

Творческая функция нуждается в понимании, иначе работа по ее аспекту не приносит радости. Творческая - средство достижения цели, намеченной вторым, продуктивным элементом блока СУПЕРЭГО 4-й Функцией) и окончательно сформулированной "под присмотром" программной. "ЭГО решает проблемы, рожденные на СУПЕРЭГО".

ЭГО - личный вклад в изменение внешней ситуации; каждый человек подчиняет окружающих своей программной функции: - своему чувству времени, ритму; - своему видению возможностей и перспектив; — своей воле и т.п. Активность ЭГО (кинетического ментального блока) ограничивается здоровьем, интеллектом, образованием, кругом интересов, потребностью социума в потенциальных способностях индивида.

СУПЕРЭГО

Социально-конформный блок; средство отображения внешнего мира; блок "нормативов", которым человек пытается соответствовать; блок ориентации в объективной действительности; "совесть" человека. СУПЕРЭГО никогда не спорит, а только рассуждает, не прибавляя почти ничего нового, учитывает все известное по своим аспектам. "СУПЕРЭГО — блок всеядный, жадно поглощает всю относящуюся к его элементам информацию". Первый такт СУПЕРЭГО (3-я функция) не способен самостоятельно реагировать на изменения (например, ЛИИ и ЛСИ не могут перейти на новый "режим чувств": их должен "перевести" кто-то извне). Отсутствие ударов по 4-й функции — доказательство, что индивид удовлетворяет ожиданиям окружающих. Мечта каждого — чтобы его понимание аспекта 4-й функции совпадало с "общественным мнением".

Человеку нужно сопереживание по аспектам его блока СУПЕРЭГО. Но это возможно, только если функции блока богаты информацией, то есть обладают социальной ценностью. "Именно по аспектам блока СУПЕРЭГО стараются поднять свою ценность для общества, а когда это в достаточной мере не удается, грызет совесть".

"Блок ЭГО включается энергично в активность только после того, как приобретает последователей, желающих пользоваться его идеями, но не способных осуществить их собственными силами. СУПЕРЭГО переходит от разговоров к действию тоже лишь после того, как обеспеченные его информацией люди начинают действовать сами и просто необходимо выравнивать их линию поведения".

СУПЕРИД

Блок отображения объективной картины состояния организма; самочувствие; блок беспомощности, зависимости от внешних объектов. В психологически трудных ситуациях — последняя инстанция, с помощью которой человек объясняет своё поведение и ищет выход из тупика: — работой (5-я функция —), — улучшая свое самочувствие ().

Реализуя аспекты СУПЕРИД, индивид опасается противопоставить свои интересы интересам окружающих. Поэтому и отмечается "жертвенность" и потребность во внешней регулировке по 5-й и 6-й функциям. На СУПЕРИД развивается чувство "виновности окружающих" в несостоятельности человека по аспектам суггестивной и активационной функциям. Акцептная 5-я терпеливо переносит очень острую критику и даже воспринимает ее как заботу. Продуктивная 6-я — "мимозоподобная" — на критику и замечания реагирует болезненно потому что ожидает лишь поддержки.

СУПЕРИД своей слабостью, беспомощностью провоцирует на активную деятельность функции ЭГО дуала. Собственными силами с собственным СУПЕРИД никто не справляется; чем больше человека опекают по аспектам этого блока, тем выше его витальность, энергичность. Вообще, при кооперации в дуальной паре инициатива постоянно переходит из рук в руки, даже трудно разобраться, кто в каком случае является последователем, а кто — наставником. Успешность кооперации дуалов в том, что их модели образованы из одинаковых (по аспектам) блоков, но каждый блок у одного — потенциальный, а у другого — кинетический.

Это блок социальной реализации организма; физический демонстративный, или практический блок; средство психофизического освоения внешнего мира; средство демонстрации своих возможностей; блок, реализуя который, человек старается стать примером для других. По функциям блока ИД индивид прислушивается не к собственному разуму и воле, а к разуму и воле социума, которым по мере сил и следует.

"Если ЭГО демонстрирует, насколько удачно человек приспособился к социальному окружению, насколько удачно он функционирует как член общества, личность, то ИД — насколько удачно функционирует человек как организм, насколько хорошо он себя чувствует среди других организмов".

"Необходимо обратить внимание еще на одну закономерность. 8 каждом кольце один из блоков является блоком потенциальной энергии (СУПЕРЭГО, СУПЕРИД)". Это блоки постоянных сомнений и переживаний. ЭГО и ИД — блоки кинетической энергии, "решительной и упрямой активности, не знающие ни угрызений совести, ни сомнений, ни колебаний".

Заметим, что критика по акцептным элементам информационного метаболизма менее болезненна: человек не чувствует своей вины -у него просто не было достаточной информации для эффективных действий. А вот продуктивные элементы изначально настроены на выдачу результата, замечания по этим функциям очень неприятны... Тяжелей всего критика обрушивается на продуктивные элементы потенциальных блоков (то есть 4-ю и 6-ю психические функции).

По акцептным элементам (1, 3, 5, 7) всегда чувствуется некая ответственность. Программная "отвечает" за усовершенствование своих действий, нормативная защищает свой элемент "от себя и других", суггестивная старается не повредить другим, контролирующая - не противопоставить свою волю воле других.

По продуктивным элементам человек считает своим долгом действовать, причем как можно качественнее, эффективнее.

"Информационный метаболизм каждого человека как на ментальном, так и на витальном кольце требует постоянного участия других людей, во-первых, дуала". "Вмешательство в активность СУПЕРИД — это забота об индивиде, постоянная сознательная забота. По блоку ИД заботиться не надо, а только предупреждать от возможных ошибок и обеспечивать необходимой информацией. Информация, которая сюда поступает, программирует активность организма. Однако программа принимается не вслепую, она приспосабливается к реальным потребностям и возможностям организма, к тому, что он чувствует "изнутри"".

Мы рассмотрели модель переработки информации психикой человека — модель А — и составляющие ее блоки. Теперь — немного подробнее о каждом из 8 психических (или соционических) аспектов, в этой модели содержащихся. Можно, конечно, говорить об абстрактной "сенсорике ощущений" или об "этике эмоций как таковой". Но психические функции наполняются более конкретным содержанием, если учесть их разделение на знаки — "плюс" и "минус": своего рода дихотомию внутри каждой функции.

Для психической функции со знаком "плюс" характерно подробное исследование информации "на близкой дистанции". В свою очередь, функции со знаком "минус" свойственно стремление охватить "общий план" без учёта подробностей.

Можно сформулировать понятие знаков соционических функций и так: знак "плюс" означает развитие, созидание нового (в соответствии с "наполнением" данной функции). Знак "минус" — отрицание негативных элементов по аспекту функции, предотвращение нежелательных последствий.

Основательница соционики Аушра Аугустинавичюте разработала модель функционирования психики человека в виде наглядной схемы расположения соционических функций, в виде прямоугольника 2х4 в четырёх горизонтальных уровнях и двух вертикальных блоках, которая впоследствии получила наименование "Модель А". Модель А не только описывает баланс различных аспектов в психике одного человека, но и отражает его реакцию на воздействие информации различного рода, следовательно, даёт ключ к его отношениям с представителями различных типов.

МОДЕЛЬ А

1 2
4 3
6 5
7 8
  • 1 функция — "базовая", она определяет смысл жизни и программу действий носителя социотипа.
  • 2 функция — "творческая", она определяет механизм деятельности и способ реализации программной функции.
  • 3 функция — "ролевая", по ней человек обычно старается показать себя компетентным, но разрешать сложные ситуации и долго работать в режиме этой функции человеку сложно.
  • 4 функция — "болевая", место наименьшего сопротивления, по болевой функции человек болезненно воспринимает информацию и нуждается в тактичной помощи.
  • 5 функция — "внушаемая", по ней человек воспринимает информацию некритично и с благодарностью, нуждается в помощи и советах. В то же время, человек плохо осознаёт свои потребности по данной функции вплоть до возникновения конкретных проблем — "чего-то хочется, а чего конкретно — непонятно".
  • 6 функция — "активационная", по ней человек ориентируется на ближайшее окружение, положительно реагирует на воздействие.
  • 7 функция — "наблюдательная", по этой функции человек хорошо воспринимает и обрабатывает информацию, но предпочитает скорее критиковать ошибки других по данной функции, чем самому проявлять по ней инициативу.
  • 8 функция — "демонстративная", она обычно проявляется без слов на деле, органично и естественно, без лишних объяснений.

1 и 2 функции образуют блок "Эго", 3 и 4 функции — блок "Суперэго", 5 и 6 функции — блок "Суперид", 7 и 8 функции — блок "Ид". 1, 2, 3, 4 функции (блоки "Эго" и "Суперэго") образуют ментальное кольцо, а 5, 6, 7, 8 функции (блоки "Ид" и "Суперид") — витальное кольцо.

1, 2, 7, 8 являются сильными функциями, а 3, 4, 5, 6 — слабыми. Согласно "теории мерностей" А. В. Букалова (признана не всеми социониками), четырёхмерными являются 1 и 8 функции, трёхмерными 2 и 7 функции, двухмерными — 3 и 6 функции, одномерными — 4 и 5 функции.
Расположение соционических функций в модели А

Каждому соционическому типу соответствует своё расположение соционических функций в модели А.

16 соционических типов

При разделении всего социона по четырем юнговским дихотомиям образуется 16 соционических типов:

  • "Дон Кихот", "Искатель" — интуитивно-логический экстраверт (логик, интуит, экстраверт, иррационал)
  • "Дюма", "Посредник" — сенсорно-этический интроверт (этик, сенсорик, интроверт, иррационал)
  • "Гюго", "Энтузиаст" — этико-сенсорный экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, рационал)
  • "Робеспьер" (Декарт), "Аналитик" — логико-интуитивный интроверт (логик, интуит, интроверт, рационал)
  • "Гамлет", "Наставник" — этико-интуитивный экстраверт (этик, интуит, экстраверт, рационал)
  • "Максим Горький", "Инспектор" — логико-сенсорный интроверт (логик, сенсорик, интроверт, рационал)
  • "Жуков", "Маршал" — сенсорно-логический экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, иррационал)
  • "Есенин", "Лирик" — интуитивно--этический интроверт (этик, интуит, интроверт, иррационал)
  • "Наполеон" (Цезарь), "Политик" — сенсорно-этический экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, иррационал)
  • "Бальзак", "Критик" — интуитивно-логический интроверт (логик, интуит, интроверт, иррационал)
  • "Джек Лондон", "Предприниматель" — логико-интуитивный экстраверт (логик, интуит, экстраверт, рационал)
  • "Драйзер", "Хранитель" — этико-сенсорный интроверт (этик, сенсорик, интроверт, рационал)
  • "Штирлиц", "Администратор" — логико-сенсорный экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, рационал)
  • "Достоевский", "Гуманист" — этико-интуитивный интроверт (этик, интуит, интроверт, рационал)
  • "Гексли", "Советчик" — интуитивно-этический экстраверт (этик, интуит, экстраверт, иррационал)
  • "Габен", "Мастер" — сенсорно-логический интроверт (логик, сенсорик, интроверт, иррационал)

16 социотипов по модели А

Треугольник - интуиция (черн.- I, бел.- T), круг - сенсорика (черн. - F, бел. - S), квадрат - логика (черн. - P, бел. - L), неполный квадрат - этика (черн. - E, бел. - R).

16 социотипов по квадрам (четверкам типов с общими ценностями,

состоящих из двух дуальных пар)

Альфа квадра
"Дон Кихот"
"Дюма"
"Гюго"
"Робеспьер"

Бета квадра

"Гамлет"
"Максим"
"Жуков"
"Есенин"

Гамма квадра

"Наполеон"
"Бальзак"
"Джек"
"Драйзер"

Дельта квадра

"Штирлиц"
"Достоевский"
"Гексли"
"Габен"

Клуб. На нашем сайте описанию функций «Модели А» посвящено две статьи:

Они дополняют друг друга. Если их изучать совместно все становится понятнее и нагляднее.

Сейчас есть уже немало соционической литературы, которая позволяет подробно познакомиться с самыми разными содержательными моментами соционики. Наиболее интересным является описания психотипов.

В этой статье психотипы описываются в соответствии со значимостью функций определенными Моделью А – рисунки слева, ниже. Модель А – основная соционическая психоинформационная модель человеческой личности.

Юнговские описания типов возникли из огромного количества эмпирических наблюдений, позволивших великому ученому затем обобщить их и заложить основы теории. Разработав модель информационного метаболизма, Аушра Аугустинавичюте сделала возможным дальнейшее, более подробное и точное осмысление особенностей переработки информации каждым типом. Это был серьезный шаг вперед, который обусловил качественное отличие соционики от ее американской сестры - типоведения.

Информация о работе функций, компактно упакованная в модель, была гениальным прозрением талантливого исследователя. Таким образом, с одной стороны, нужно помнить, что основным инструментом, с которым работает соционика, в первую очередь является модель А, отражающая наиболее важные параметры и принципы функционирования психики представителей 16 типов. С другой стороны, необходимо понимать, что задача моделирования психики не может быть решена одними теоретическими средствами, а потому другим инструментом, благодаря которому возможно дальнейшее накопление качественного соционического знания, является сам профессионал-соционик. Одним словом, на сегодняшний день метод соционики включает в себя как умение работать с моделью А, так и умение давать правильную интерпретацию ее функционирования, понимать особенности работы разных функций в разных ячейках, проверять уже накопленные знания практикой.

1. Программная в структуре личности наиболее сильная. Она хорошо дифференцирована в сознании и в наибольшей мере обеспечена энергетически, это «главный стержень» личности; по его аспектам человек обладает самобытными незыблемыми принципами, которые пытается экспансировать в окружающую жизнь. В проявлениях этой функции личность настолько сильна и интересна, что временами эпатирует общественное мнение, выходя за общепринятые рамки.

2. Творческая функция отражает способ реализации личности, ее «стихию». Эта функция энергетически также сильна, однако не создает и не разрушает стереотипов, гибко и адекватно реагируя на реальное положение вещей. Проявления реализации мощны, надежны, хорошо осознанны; в момент актуализации функции человек действительно является хозяином состояния дел в соответствующей области.

3. Нормативная функция во многих ситуациях выдвигается личностью на первый план, чтобы в неблагоприятных коммуникативных условиях обезопасить от первого удара программную функцию.

4. Болевая функция – слабое место, точка наименьшего сопротивления. Человек всерьез заинтересован, чтобы по аспектам его болевой функции в обществе были приняты мягкие, гуманные правила. Данная функция является пожизненным источником проблем, постоянно требующим заботы и защиты.

5. Сугестивная – внушаемая функция является ключевая в психической структуре личности – в том смысле, что обеспечение его в достаточной мере информацией должного качества служит необходимой предпосылкой стройного функционирования всей структуры. Необходимо подчеркнуть, что этот элемент «переборчив», т.е. весьма чувствителен к качеству и количеству информации по присущим ему аспектам.

6. Активационная функция. Позитивное качество аспектов активационной функции представляет собой некий эталон, идеал. В соответствии с этим критерием человек производит глобальную оценку любых жизненных явлений, Однако эта оценка, как правило, верна лишь в целом, деталей же данный элемент «не различает».

7. Наблюдательная функция. Прежде всего, личность в процессе жизненного формирования выстраивает (больше в бессознательном) определенный фрейм (рамка) некие жесткие правила, которым должно удовлетворять поведение людей из значимого окружения и свое собственное – по аспектам соционических функций.

8. Демостративная функция. Эта функция являясь одним из наименее осозноваемых, тем не менее, постоянно и надежно выполняет свою интернальную функцию в психической структуре человека. Правомерной будет ассоциация с автопилотом: пилотная функция «ведет» человека практически не требуя сознательного вмешательства т.е. в автоматическом режиме. Личность настолько уверена в своих силах, что не страшиться сколь угодно трудной ситуации по аспектам функции.

В статье на рисунках ниже приведена развернутая модель А, а вот Е.С. Филатова, чтобы подчеркнуть схожесть верхнего и нижнего колец предложила ее компактное изображение на примере интуитивно-этического интроверта - Есенин, ИЭИ – INFP.

В верхнем кольце модели «А» (здесь оно изображено на переднем плане) определены 4 наиболее характерных энергетических канала - два сильных и два слабых. Каждый канал занят соответствующей функцией, причем все 4 функции различны, а «вертность» в них чередуется. Номер канала определяет его силу и особенность действия:

1-й - самый сильный, программный;

2-й - реализация программы, несколько слабее 1-го канала;

3-й - канал наименьшего сопротивления, слабый;

4-й - канал нормативный, самый слабый.

Заднее, «теневое» кольцо, изображенное за основным кольцом, по названию функций такое же, как и основное, только «вертность» функций в нем противоположна «вертности» соответствующих функций основного кольца. «Теневое» кольцо, менее активно, и в психике человека проявляется в менее выраженной форме, чем основное кольцо.

Для примера приведена схема взаимодействия функций в дуальной паре.

Программная функция подает информацию на суггестивную функцию дуала, творческая - на активационную, наблюдательная функция контролирует деятельность нормативной, а демонстративная прикрывает болевую функцию дуала.

Подробное описание взаимодействия функций модели А на примере дуальной пары ЭИИ – Достоевский и ЛСЭ – Штирлиц -

А развернутое описание этих функциональных взаимодействий приведены -

Краткие описания соционических типов по функциям Модели А.

Интуитивно-логический экстраверт - Дон-Кихот, ИЛЭ – ENTP.

Hа первом месте в формуле этого типа стоит интуиция возможностей. Это самая сильная, программная функция позволяет Дон-Кихоту быстро схватывать суть идеи, дела, предприятия и видеть перспективу их развития. Живет в будущем, при этом видит его в "розовом" цвете. Склонен к генерированию абстрактно-теоретических идей.

Вторая, творческая функция - логика отношений дает ему возможность выстраивать свои действия и поступки логично, для достижения собственных (часто глобальных) идей.

Третьей, ролевой функцией является волевая сенсорика, обусловливающая способность к периодическим "волевым вспышкам". Любит делать потуги к тому, чтобы люди видели в нем волевого, целеустремленного человека.

Четвертой, болевой точкой является этика отношений. Вследствие этого "врагом" этого типа является человек, показывающий, что Дон-Кихот слабо разбирается в отношениях между людьми. Это та правда, которую Дон не прощает. Излишне идеализирует людей, их отношения к нему и тяжело переживает "прозрения".

Пятая, суггестивная функция - сенсорика ощущений, делает этот тип необычайно внушаемым и управляемым по вопросам, связанным с комфортом, гармонией, эстетикой и кинестетическими (в том числе обонятельно-вкусовыми) ощущениями.

Шестая функция - этика эмоций. Вследствие этого нуждается в том, чтобы окружающие обеспечивали его положительными эмоциями. Только это заряжает его энтузиазмом, побуждает к деятельности. Именно по этой функции оценивает окружающий мир, явление или человека.

Седьмая функция - интуиция времени - элемент мощный, но не творческий. Его следует нагружать трудными, но нестандартными задачами. Данный элемент спокойно воспринимает критику, но конструктивную. По вопросам, связанным с понятиями своевременности - несвоевременности, идеям консолидирующим группу может соглашаться с окружающими, но лишь до той поры, пока они не входят в противоречие с его воззрениями относительно перспектив развития его дел.

Восьмая функция - логика действия, квалифицированно выполненная работа, четкое знание программы сегодняшних действий, направленных на достижение результатов. По этой функции соблюдает интересы дуала, дает необидные советы, как бы предотвращая более сильные удары других.

Сенсорно-этический интроверт – Дюма, СЭИ – ISFP.

Первая функция - сенсорика ощущений побуждает Дюма жить своими яркими, "вкусными" ощущениями в данный момент. Выраженное стремление к всевозможным наслаждениям и удовольствиям и именно сегодня.

Вторая функция - этика эмоций делает этот тип непревзойденным творцом и манипулятором человеческими эмоциями. В зависимости от собственных интересов и предпочтений мастерски и очень тонко "творит интригу", которая может как улучшить, так и нарушить эмоционально-психологический климат группы, семьи, производственного коллектива.

Ролевая функция - интуиция времени придает этому типу стремление к демонстрации своих "умений" ориентироваться в потоке времени и, как ему кажется, предвидеть возможные неудачи и провалы в будущем.

Болевая функция - логика действия обуславливает возникновение крайне негативных реакций на замечания относительно недостаточной мобилизованности и тщательности в выполняемой работе. Замечания справедливые, и именно поэтому крайне болезненные для Дюма. Логика действия на четвертом месте, эмоциональное отношение к миру нередко побуждает этот тип к коммерческим авантюрам, заканчивающимся, как правило, к величайшему изумлению Дюма, весьма плачевно.

Пятая функция - интуиция возможностей, делает этот тип внушаемым по всему тому, что касается новых, перспективных, глобальных идей. С благодарностью воспринимает оптимистическую информацию о будущем, которое сам способен видеть иллюзорным, мрачным.

Логика отношений на шестом месте делает Дюма весьма благодарным поклонником людей, создающих стройные логико - аналитические системы. Особенно, если последние показывают этому типу логичность его действий и поступков. Скажите Дюма, что он логичен, и он Ваш.

Седьмая функция - волевая сенсорика. Мягкий и доброжелательный Дюма может вспылить, если кто-то проявляет излишний волевой напор в ситуациях, противоречащих его сенсорно-этическим представлениям. В других же ситуациях, напротив, нередко стимулирует людей к более энергичной, целенаправленной деятельности.

Восьмая функция - этика отношений. Дает мягкие, ненавязчивые советы по налаживанию межличностных отношений, являясь существом конформным, легко идущим на компромисс, пренебрегающим принципами ради создания теплых эмоций.

Этико-сенсорный экстраверт – Гюго, ЭСЭ – ESFJ.

Самая сильная, программная функция - этика эмоций, делает этот тип обладателем яркого, чрезвычайно эмоционального внутреннего мира, что обусловливает его главное предназначение - создание и поддержание высокого эмоционального тонуса коллектива.

Творческая функция - сенсорика ощущений делает этот тип создателем комфортно-эстетичного окружения, приятной сенсорной наполненности сегодняшнего дня для себя и окружающих. Радушные, гостеприимные, запасливые хозяева.

Третья функция - логика действия, периодически толкает Гюго на демонстрацию своей повышенной деловитости, занятости, разумности действий и поступков. Ролевое стремление быть компетентным в своей работе заставляет этот тип сомневаться в достаточно высоком уровне своей квалификации, что побуждает его к постоянным специализациям, усовершенствованиям, переподготовкам.

Болевой точкой является интуиция времени, вследствие чего крайне болезненно переносит справедливые по сути упреки в несвоевременности, поспешности или опозданиях, плохой ориентации в историческом и реальном времени.

Внушаем по логике отношений. Исходя из этого, склонен верить и легко программируется людьми, облекающими свои мысли и поступки в строгую логико-аналитическую схему.

Шестая функция - интуиция возможностей. Вследствие этого реально нуждается в раскрытии горизонтов будущего, где бы они нашли применение своим сильным функциям.

Седьмая функция - этика отношений. Являясь по сути существом независтливым и незлобливым, спокойно переносит развитие различных отношений в группе, но только до тех пор, пока они не вступают в противоречие с его этическими принципами. В этих случаях он способен довольно резко, подобно Драйзеру, осуждать такое поведение окружающих. Hо делает это не столь последовательно, непримиримо и методично, как Драйзер.

Восьмая функция - волевая сенсорика. Лежит глубоко в подсознании. Дает мягкие, ненавязчивые, щадящие советы окружающим по реализации волевых проявлений с целью сохранения этико-эмоционального климата коллектива.

Логико-интуитивный интроверт – Робеспьер, ЛИИ – INTJ.

Наиболее сильной, программной функцией является логика отношений, что придает этому типу рассудительность, логичность даже в эмоционально-этических вопросах. В связи с этим, даже в отношениях он ориентируется не на симпатии и антипатии, а на категории, основанные на разуме: справедливость, равенство, целесообразность.

Творческой функцией этого типа является интуиция возможностей, которая заставляет его использовать свою первую функцию - логику для решения абстрактных, теоретических проблем.

Ролевая функция Робеспьера - этика отношений, проявляется в попытках установить нормированные, регламентированные соображениями справедливости, отношений. Hе уверен в истинном отношении к нему людей.

Четвертая, болевая функция - волевая сенсорика делает его болезненно восприимчивым к грубостям, крикам и тирании со стороны окружающих.

Суггестивной функцией является этика эмоций, что делает его тип высоковнушаемым в вопросах, связанных с обеспечением психоэмоционального фона. С благодарностью воспринимает эмоциональную поддержку и одобрение со стороны партнера.

Шестая функция - сенсорика ощущений. Очень нуждается в том, чтобы кто-то постоянно удовлетворял его сенсорные потребности и заботился о здоровье, отдыхе.

Седьмая функция - логика действия. Особого внимания вопросам, связанным с алгоритмом, детальной проработкой дел сегодняшнего дня не уделяет, однако до той поры, пока это не противоречит логике развития перспектив его дела.

Восьмая функция - интуиция времени. По этой функции дает вежливые советы окружающим относительно своевременности - несвоевременности какого-либо дела, уместности в данный момент, ориентации в потоке времени.

Этико-интуитивный экстраверт – Гамлет, ЭИЭ – ENFJ.

Самой сильной функцией является этика эмоций. Причем, эмоции Гамлета отличаются склонностью к драматизации событий. Своим трагедийно-эмоционально-возвышенным отношением к жизни успешно "заражает" окружающих. Hепревзойденный оратор.

Вторая функция - интуиция времени - помогает этому типу хорошо ориентироваться в потоке времени, как сегодняшнего, так и исторического. Призывает окружающих к использованию драматических уроков прошлого. Склонен к элементам мистицизма, загадочности.

Ролевая функция - логика действия. Верит только той информации, которая является официальной, авторитетной. Ему льстит, когда его считают деловым, тщательным, пунктуальным человеком. Это заставляет его постоянно заниматься самообразованием. Часто сыплет "именами" и авторитетами с целью создания иллюзий широкой образованности.

Болевой функцией является сенсорика ощущений. Это обусловливает постоянные сомнения в своей привлекательности и эстетичности своего поведения. Следствием этого является изысканно-аристократический стиль поведения и одежды.

Суггестивной функцией является логика отношений. Хорошо внушаем людьми, умеющим облекать свои мысли в абстрактно-логические формы.

Шестая функция - волевая сенсорика. Hуждается в целенаправленном административно-волевом управлении своими действиями и поступками. Уважают вождей.

Седьмая функция - этика отношений. Спокойно наблюдает различные варианты межличностных отношений, но лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с его эстетическими нормами. В таких случаях открыто, с сарказмом и иронией высказывает свое несогласие.

Восьмая функция - интуиция возможностей. Придавая большое значение положению человека на иерархической лестнице, мягко обходит вопросы, связанные с выяснением или демонстрацией истинных способностей и возможностей человека.

Логико-сенсорный интроверт – Горький, ЛСИ – ISTJ.

Первая функция - логика отношений. Горький - непревзойденный внедряльщик абстрактно-логических идей с глубокой и точной их проработкой.

Вторая функция - волевая сенсорика позволяет ему творить "железные" рамки дисциплины, соблюдения которых он требует со всей жесткостью. Любит красоту и порядок вокруг себя.

Ролевая функция - этика отношений - обусловливает неукротимую потребность этого типа разделять всех на "своих" и "чужих". Есть друзья, а есть враги, к которым надо быть бдительным. "Если враг не сдается - его уничтожают".

Болевая точка - интуиция возможностей - заставляет Горького с большим подозрением относиться к людям, выпячивающим свои истинные или мнимые достоинства или способности.

Внушаем по этике эмоций. В связи с тем, что собственные чувства загнаны в "подполье", очень благодарен людям, демонстрирующим фейерверк сильных, колоритных (лучше с элементами трагедийности) эмоций.

Шестая функция - интуиция времени. Являясь, как и все сенсорики, человеком сегодняшнего дня, с благодарностью принимает советы по своевременности и несвоевременности действий и поступков. Hуждается в жесткой регламентации сроков окончания работ.

Седьмая функция - логика действия. С удовольствием полагается и доверяет различным инструкциям, циркулярам, технологиям, пока это не входит в противоречие с его представлениями о дисциплине и порядке. В этих случаях жестко и резко вмешается.

Восьмая функция - сенсорика ощущений. Является непритязательным в плане комфорта, пищи. Может обходиться минимумом гедонистических проявлений.

Сенсорно-логический экстраверт – Жуков, СЛЭ – ESTP.

Самая сильная функция - волевая сенсорика. К цели любой ценой! Любит преодолевать трудности. Hастойчивость, решительность в действиях и поступках. Уверенность в своем теле. Железная выдержка и хладнокровие.

Вторая функция - логика отношений. Прекрасно расставляет людей по своим местам. Четко и конкретно формулирует указания. Главное для него - не стремление к славе, а чтобы победило дело.

Ролевая функция - интуиция возможностей проявляется в склонности к теоретизированию, прогнозированию, философствованию по поводу смысла жизни, перспективы и прочего.

Болевая функция - этика отношений. Избегать говорить о чувствах. Жукову нельзя нанести большей обиды, чем заподозрить его в наличии у него любимчиков.

Внушаем по интуиции времени. Испытывает признательность к людям, хорошо ориентирующимся в потоке времени и выдвигающим идеи определяющие развитие нации в историческом времени.

Шестая функция - этика эмоций - нуждается в обеспечении психоэмоционального фона с философско-ностальгическим оттенком.

Седьмая функция - сенсорика ощущений - тип непритязательный к комфорту, стоик. Готов переносить любые лишения, но ради большой цели.

Восьмая функция - логика действия. Дает окружающим советы относительно деловой активности и программы действий, направленных на достижение результатов.

Интуитивно-этический интроверт – Есенин, ИЭИ – INFP.

Интуиция времени, как сильная функция, позволяет этому типу прекрасно ориентироваться в потоке времени, как текущего, как и исторического. Выдвигать идеи, которые консолидируют группу, нацию.

Этика эмоций, являясь творческой функцией, позволяет ему очень тонко манипулировать эмоциями, как своими, так и окружающих. Успешно раскрывает внутренний мир другого человека, пользуясь созданием ностальгически-драматической атмосферы.

Ролевая функция - сенсорика ощущений. Любит демонстрировать свой эстетический вкус. Делает потуги к созданию вокруг себя бытового комфорта. Любит покапризничать, пожаловаться на плохое самочувствие. Гипертрофировано восхищается красотой природы, искусства.

Болевая функция - логика действий. Не выносит упреков в неорганизованности, разболтанности, недисциплинированности и богемности.

Внушаем по волевой сенсорике. Любит сильную руку. Страдает по отсутствию твердой руки в государстве.

По шестой функции (логика отношений) нуждается в абстрактно-логическом обосновании его поступков и выдаваемых ему указаний.

Седьмая функция - интуиция возможностей. Спокойно относится к выражению и обсуждению способностей, возможностей, перспектив, если это не противоречит его интуитивно-эмоциональному видению ситуации.

Восьмая функция - этика отношений. Дает мягкие, иногда беспринципные советы по налаживанию межличностных отношений.

Логико-интуитивный экстраверт - Джек Лондон, ЛИЭ – ENTJ.

Самая сильная функция - экстратимная логика. Хорошо знает, что делать. Тип предпринимателя, бизнесмена. Умеют сделать что-либо быстро, легко и элегантно.

Вторая функция - интратимная интуиция - позволяет прекрасно ориентироваться в вопросах, связанных с умением найти момент для начала необходимого действия, предприятия.

Ролевая функция - экстратимная этика - обусловливает желание бодриться, казаться веселым, бесшабашным. Чем хуже на душе, тем шире улыбка.

Болевая функция - интратимная сенсорика - сомневается в своей физической привлекательности, боится показаться неопрятным. Боится упреков в чрезмерной заботе о личном комфорте.

Внушаем по интратимной этике. В плане создания межличностных отношений полагается на мнение партнера.

Шестая функция - экстратимная сенсорика. Hа деле нуждается в стимулах, активизирующих деловую активность. В вопросах эстетики полностью доверяется вкусу партнера.

Седьмая функция - интратимная логика. Спокойно выслушивает абстрактно-теоретические идеи до тех пор, пока это не вступает в противоречие с присущим ему прагматизмом и практицизмом.

Восьмая функция - интуиция возможностей (экстратимная интуиция) - мягкие советы относительно выражения способностей и достоинств.

Этико-сенсорный интроверт – Драйзер, ЭСИ – ISFJ.

Первой функцией является интратимная этика, что делает этот тип непримиримым борцом за нравственность, порядочность.

Творческая функция - экстравертная сенсорика - делает этот тип очень волевой и самостоятельной личностью. Hа любое отклонение от общепринятого этического порядка реагирует гипертрофированно жестко и непримиримо. Hеуступчив, упрям.

Интратимная логика на третьем месте побуждает этот тип в своей критичности казаться холодно-логично-бесстрастным.

Экстратимная интуиция является болевой точкой. Тяжело переносит обсуждение своих собственных способностей и перспектив. Hе прощает избыточной, на его взгляд, демонстрации чьих-либо достоинств.

Внушаем по экстратимной логике. С благодарностью принимает советы, касающиеся деловой активности, полезности идеи или предприятия, их практической значимости.

Hа деле нуждается в обеспечении интратимной интуиции. Кто-то должен помогать ориентироваться во времени и прогнозировать "светлое" будущее. С трудом переносит ожидание.

Седьмая функция - экстратимная этика - заставляет проявлять резко и открыто отрицательные эмоции в ситуациях, связанных с нарушением кем -либо этических норм.

Восьмая функция - интровертная сенсорика - делает этот тип весьма тактичным в вопросах, связанных с обсуждением физических особенностей человека.

Сенсорно-этический экстраверт – Hаполеон, СЭЭ – ESFP.

Самая сильная функция - экстратимная сенсорика - делает этот тип чрезвычайно стремящимся к власти и славе. Инициативен, демонстративен, обладает врожденным эстетическим вкусом. Большое значение придает физическим данным партнера.

Интратимная этика, являясь творческой функцией, позволяет этому типу прекрасно ориентироваться в сфере отношений и манипулировать чувствами других людей. Hе скрывает своих чувств, гордится ими. Общителен, говорлив, стремится быть в центре внимания любой компании.

Ролевая функция - экстратимная интуиция - побуждает периодически казаться грустным, разочарованным, непонятым, философичным.

Интратимная логика, как болевая точка, обусловливает высокую ранимость в ситуациях, требующих логичного, уравновешенного, конгруэнтного поведения.

Внушаем по интратимной интуиции. С благодарностью прислушивается к советам, оправдывающим его повышенную активность, как бы предотвращающую возможные провалы и опасности в будущем.

Седьмая функция - экстравертная сенсорика - делает этот тип бесстрастно обсуждающим вопросы, связанные с комфортом, физическим самочувствием, пока это не задевает его сенсорно-этических устремлений.

По восьмой функции - экстратимной этике - старается быть внимательным и корректным к эмоциям партнера.

Интуитивно-логический интроверт – Бальзак, ИЛИ – INTP.

Сильная функция - интровертированная интуиция - позволяет ему хорошо предвидеть грядущие катастрофы и неприятности. Склонен к пессимистическим философствованиям.

Экстратимная логика делает этот тип творцом логико - аналитических теорий и позволяет логически просчитать возможные варианты неприятностей. Удерживает на земле.

Ролевая функция - интратимная сенсорика - побуждает гипертрофированно заботиться о своем здоровье и комфорте.

Болевая функция - экстратимная сенсорика - делает этот тип очень ранимым ко всякого рода критике, нетерпимым к бурному проявлению положительных эмоций.

Внушаем по экстратимной сенсорике, т.е. любит людей сильных, волевых, целеустремленных. Сам является достаточно уступчивым типом, не любящим противостоять волевому напору.

Hуждается в обеспечении ему интратимной этики - создании комфортных, благоприятных отношений.

Седьмая функция - экстратимная интуиция. Спокойно обсуждают перспективы каких-либо идей, пока они не покажутся слишком "розовыми" и не войдут в противоречие с его дальновидностью и трезвым реализмом.

Восьмая функция - интратимная логика - делает этот тип весьма тактичным в обсуждении вопросов, связанных с алогичностями в поведении партнера.

Логико-сенсорный экстраверт – Штирлиц, ЛСЭ – ESTJ.

Самой сильной функцией этого типа является экстратимная логика, которая обусловливает его деловой, конкретно-логический ум, заставляет его тщательно прорабатывать и учитывать детали дела. В любой идее главное для Штирлица - ее практичность и целесообразность.

Вторая функция - интратимная сенсорика - заставляет его быть всегда подтянутым, аккуратным, придавать большое значение физическому состоянию своему и партнера.

Ролевая функция - этика эмоций - делает этот тип суховато-вежливым и подчеркнуто-корректным, вплоть до некоторой церемонности. Hе любит красивых слов, комплиментов. Однако ему свойственны вспышки ярости, когда он может кричать и даже швырять предметы.

Болевая точка - интратимная интуиция - не дает Штирлицу возможности хорошо ориентироваться во времени. Человек сегодняшнего дня он как бы "теряется" во времени, при этом очень обижается, когда люди не соблюдают сроки, поставленные им самим.

Суггестивная функция - интратимная этика - заставляет его стараться строго соблюдать этические нормы в группе. Для него очень важна репутация "порядочного человека".

Благодаря своей шестой функции - экстратимной интуиции - является сторонником постепенного, но постоянного продвижения вперед.

Седьмая функция - интратимная логика - позволяет прислушаться к глобальным теориям, однако до тех пор, пока они не покажутся ему слишком уж нереальными. Тогда он осудит этот фантастический проект.

По восьмой функции - экстратимной сенсорике - всегда имеет свое мнение по любому вопросу. Чувствует большую ответственность за партнера и без лишних слов приходит ему на помощь.

Этико-интуитивный интроверт – Достоевский, ЭИИ – INFJ.

Сильная функция - интратимная этика - делает этот тип творцом человеческих отношений. Старается примирить всех враждующих, утешить обиженных и дать каждому частицу своей души. Сочувствие, сопереживание, умение снять эмоциональное напряжение - главные качества его характера.

Из-за своей творческой функции - интуиции экстратимной - уважительно относится к способностям и талантам других людей, способствует их расцвету, видит их применение в будущем.

По ролевой функции - интратимной логике - старается быть беспристрастным, объективным в своих привязанностях и антипатиях, однако провинившегося может полностью игнорировать.

Его болевая точка - волевая сенсорика. Достоевский не может сам проявить агрессию и не терпит агрессии со стороны другого. Существо уступчивое, неконфликтное.

Благодаря суггестивной функции - экстратимной логике - с большим вниманием относится к советам по добросовестному исполнению конкретной работы, по детальной проработке дела.

Шестая функция - интратимная сенсорика. Hа деле нуждаются в обеспечении комфорта, живут согласно вкусам другого человека, поклонники всего красивого. В своих влечениях несмелы, полагаются в этом плане на партнера.

Седьмая функция - этика эмоций - позволяет приспособиться к чувствам другого человека, не выпячивая при этом свои эмоции. Производят впечатление замкнутых или даже бесчувственных людей, хотя в душе - море сильных переживаний.

Восьмая функция - интратимная интуиция - заставляет этот тип не считаться со своим личным временем для помощи партнеру. Тактично дает советы относительно заблаговременной подготовки к делу.

Интуитивно-этический экстраверт – Гексли, ИЭЭ – ENFP.

Сильной функцией является экстратимная интуиция: умение понять суть и перспективу развития дела. Прекрасно разбирается в способностях людей, помогает творчески развить их. Инициативен, несколько интеллектуально упрям.

Творческая функция - интратимная этика - делает его непревзойденным "дипломатом" в налаживании отношений. Умение делать приятное людям, сглаживать конфликтные ситуации.

Экстратимная сенсорика заставляет его периодически в трудных ситуациях изображать из себя существо чрезвычайно волевое и деятельное, все "берущее на себя".

Его болевая точка - интратимная логика. Гексли не переносит критику своего нелогичного поведения и непродуманных поступков, своего неумения разобраться в сложных абстрактных системах.

Внушаем по интратимной сенсорике, т.е. по вопросам, связанным с красотой, физическим комфортом, здоровьем и внешним видом своим и партнера.

Шестая функция - экстратимная логика. Для него необходимо, чтобы партнер позаботился о выполнении будничных рутинных дел, проработал за него детали, довел до конца начатое дело.

По седьмой функции - интратимной интуиции - довольно спокойно соглашается с партнером по вопросам, касающимся своевременности, пока это не входит в противоречие с его перспективными идеями.

Восьмая функция - экстратимная этика - не позволяет ему допускать бестактность по поводу неуместности человеческих эмоций, делает его тактичным и обходительным.

Сенсорно-логический интроверт – Габен, СЛИ – ISTP.

Интратимная сенсорика - как сильная функция - придает этому соционическому типу упорного, реалистично мыслящего человека. Самостоятелен не стремиться к лидерству, однако своего не уступит, заботится об удобствах.

Творческая функция - логика действия - заставляет его быть очень тщательным, точным, даже экономным в своих действиях по достижению цели. Ориентирован на материальное стимулирование труда. Полностью доверяет собственному деловому мышлению.

"Садясь" на свою ролевую функцию - интратимную интуицию - Габен любит подчеркнуть свою ориентированность во времени, настаивать на своих понятиях перспективности и своевременности.

Болевая четвертая функция - экстратимная этика - заставляет его не доверять свои эмоции другим людям, прятать их от окружающих. В случаях конфликтов бывает груб и несдержан.

Внушаем по экстратимной интуиции. Плохо разбираясь в перспективах завтрашнего дня, хочет слышать, что в будущем светло и прекрасно. Очень благодарен, когда ему раскрывают его же способности и инициируют на дело.

По своей шестой функции - интратимной этике - нуждается в том, чтобы партнер помог в налаживании межличностных отношений, которыми Габен дорожит.

Здравствуйте, друзья!

В этой статье пойдет речь о модели А в соционике. Что это такое? Соционика изучает информационный метаболизм , т.е. процесс восприятия, обработки и передачи информации у 16-ти типов людей. Этот процесс удобно показывать в виде модели, которую построила литовский исследователь Аушра Аугустинавичуте и которая в ее честь была названа «Модель А».

У каждого из 16 типов эта модель заполнена по-своему. Она состоит из 4-х горизонтальных блоков.

Например, рассмотрим модель А социотипа Гюго (этико-сенсорный экстраверт). Выглядит она так:

Верхний блок модели А (или ЭГО-блок) отвечает за наши сильные функции. Информация по этому блоку воспринимается человеком легче всего, обрабатывается быстрее и передает он ее (обучает, рассказывает, реализует в действиях) экспертно.

ЭГО-блог состоит из двух сильных функций, и у каждого типа они свои.

У Гюго в ЭГО-блоке находится этика эмоций () и сенсорика ощущений (). Этика эмоций – базовая функция. Базовая — самая сильная и осознанная функция, человек в ней действительно эксперт. Гюго прекрасно управляет своими эмоциями, умеет эмоционально влиять на других, хорошо чувствует настроение окружающих, ему доступно множество эмоциональных оттенков. Он живет эмоциями, это его жизненная программа.

Творческая – это то, через что человек реализует свою базовую функцию. Творческая функция Гюго – сенсорика ощущений. Гюго важен физический комфорт, простые радости – вкусная еда, уютная обстановка. И творческая функция всегда найдет возможность этот комфорт создать. В свою очередь, это вызывает позитивные эмоции (свои и окружающих) и таким образом реализуется базовая функция Гюго – этика эмоций.

Второй блок – СУПЕРЭГО – это то, что человек не считает ценностью для себя, однако уверен, что для других это имеет значение, а поэтому стремится дотянуть до «нормы» по этому блоку. Этот блок – осознанный.

Третья функция в модели А называется ролевая . Человек по ней презентует себя в новой ситуации, в обществе. Однако по ней невозможно работать долго, через какое-то время человек устает и переключается на свои сильные функции (блок ЭГО). Ее можно назвать маской, которую человек показывает окружающим.

У Гюго это деловая логика (). Гюго хочет казаться деловым, занятым. Он может показывать свои успехи и достижения на работе или в сфере бизнеса. Старается действовать целесообразно, рационально.

Четвертая функция – это болевая . Болевая – это самая слабая функция, в которой сосредотачиваются основные комплексы и страхи человека. Она очень быстро выдыхается, деятельность по ней затруднена. Это действительно слабое место, и человек очень чутко реагирует на критику в сфере его болевой. Обучение по болевой затруднено, и человек предпочитает получать по ней как можно меньше информации. Подробнее о болевой функции всех 16-ти типов вы можете почитать .

У Гюго это интуиция времени (). Гюго очень сложно чувствовать время и управлять им. Ему тяжело прогнозировать что-либо, и его пугают изменения.

Третий блок – СУПЕРИД . Это неосознанный блок. Информация по нему приятна и приносит много радости, однако человек не всегда может оценить ее адекватно. Здесь находятся слабые функции, которым очень нужна постоянная поддержка и подпитка. Этот блок еще называют детским.

Пятая функция – это суггестивная . Она тоже слабая, однако она заинтересована в информации. Человек готов по ней обучаться, однако обучение проходит не очень успешно. Эта функция очень внушаема. Причем человек далеко не всегда может критично оценить информацию по аспекту суггестивной функции. В связи с этим по ней он доверчив и уязвим для манипуляций.

У Гюго это структурная логика (). В споре на Гюго производят впечатления логические доводы и обоснования. Информация, которая подана в виде четких, понятных, но не слишком нагроможденных схем, таблиц и графиков, воспринимается Гюго с благодарностью. Его довольно легко убедить в чем-то, если все обосновать и разложить по полочкам.

Шестая функция – референтная . Эта функция хорошо обучаема. Хотя она и не самая сильная, но человек совершенствуется по ней всю жизнь, и часто люди выбирают себе хобби (а иногда и профессию) именно по референтной функции. Работать по ней человек может довольно долго, хотя и не всегда продуктивно. Многие достигают успеха по референтной функции, однако ее ресурсы все-таки исчерпаемы. По ней человек также опирается на авторитеты, учится у них, выбирает себе учителя, лидера, за которым следует. Очень радуется похвале, и огорчается критике.

У Гюго это интуиция возможностей (). Он стремится понять суть людей и различных явлений, может увлекаться эзотерикой, мистикой, радуется, когда узнает о себе что-то новое и когда раскрывается какой-нибудь его талант. Может предлагать людям различные возможности реализации их способностей, однако большее удовольствие Гюго доставляет, когда кто-то рассказывает ему про его способности.

Четвертый блок ИД – неосознанный, но сильный блок. По нему человек работает автоматически, и сам не всегда понимает, как у него это получается.

Седьмая функция – ограничительная . По этой функции человек способен неосознанно влиять на других. Это защитное оружие, которое активизируется молниеносно, если этого требует ситуация. Функция сильная, но находится она в подсознании, и человек не всегда может осознанно управлять ей.

У Гюго это этика отношений (). Он неосознанно отслеживает проблемные моменты в отношениях между людьми. Если кто-то проявляет в его присутствии бестактность, неуважение по отношению к нему или другим, он может осудить или пристыдить человека так, что тот поменяет свое поведение.

Восьмая функция – фоновая . Ее еще называют демонстративной. Это очень сильная, но при этом неосознанная функция, которая находится в постоянной, непрерывной работе. Она фоном отлеживает все, что происходит по ее аспекту и способна успешно решать сложные задачи без слов. Человек не всегда осознает свою фоновую, и не очень любит рассказывать, как именно ему удается достигать успеха, однако окружающим всегда видны результаты трудов фоновой.

У Гюго это волевая сенсорика (). Гюго способен оказывать волевое воздействие на людей, защититься от давления и нажима. Он никогда не будет выпячивать свою силу или власть, однако в любой момент может воспользоваться ими, если понадобиться защитить себя или близких. Неосознанно оценивает физические данные людей и расстановку сил в пространстве.

Модель А всех типов

Так выглядят модели А всех 16-ти социотипов:

Дон Кихот

Дюма

Гюго

Робеспьер

Гамлет

Максим

Жуков

Есенин

Наполеон

Бальзак

Джек

Драйзер

Штирлиц

Достоевский

Гексли

Габен

Семантика аспектов функций

Здесь я приведу значение аспектов функций:

(этика эмоций) – оттенки чувств и эмоций, управление энергетическими процессами, эмоциональное воздействие. Радость, восторг, эйфория, удивление, досада, грусть, страх, гнев.

(этика отношений) – нюансы отношений, вопросы морали и этики, добра и зла, религия, нравственность. Дружба, любовь, верность, предательство, ревность.

(деловая логика) – целеообразность, рациональные действия, профессиональные и деловые качества людей, предпринимательство, бизнес, выгода, деньги, организация трудовых процессов.

(структурная логика) – соотношения и логические взаимосвязи между процессами и явлениями, структура, концепция, система. Схемы, графики, таблицы. Доказательства, обоснования, аргументация.

(интуиция возможностей) – суть вещей, людей, явлений, скрытые ресурсы и возможности, потенциал, идеи, фантазии. Таланты, способности, уникальность, новаторство, необычные явления, мистика, эзотерика.

(интуиция времени) – трансформации, пребывание в потоке, изменения, динамика, развитие, история. Прошлое, будущее, прогнозы, предсказания, предчувствия, воспоминания. Релаксация, выжидание, ускорение и замедление времени.

(волевая сенсорика) – пространство и формы, силовое воздействие на материальные объекты, воля, давление, власть, отстаивание и завоевание территорий, защита. Физические данные, внешнее оформление.

(сенсорика ощущений) – физические ощущения, потребности тела, уют, комфорт, удобство. Температура, климат, жесткость-мягкость, тепло-холод, колючее, острое, гладкое, рельефное, влажное, сухое, шершавое, пушистое, горькое, кислое, соленое, сладкое, пресное, острое.

Мы рассмотрели модель А на примере социотипа Гюго.

Блок ЭГО (1 + 2): ПОНИМАНИЕ


Эти две функции представляют собой «формулу типа». Наиболее самостоятельные функции человека. Деятельность по ним всегда носит незавершённый, открытый характер: «я лучше других знаю, что мне надо, и если понадобятся улучшения – я их внесу сам, без посторонней помощи».

1. Программа : активное наблюдение, «образ жизни».
2. Творчество : требует усилий, до поры до времени «сидит в засаде», чтобы реализоваться в мелких мероприятиях.


Блок СУПЕРЭГО (3 + 4): ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ


Этими качествами человеку приходится жертвовать ради первых двух функций: данные качества чётко осознаются, но от этого не становятся более достижимыми. Чаще всего по этому блоку запоминаются всякого рода социальные ограничения (поскольку человек склонен спихивать свою неспособность что-либо сделать на влияние общества, результаты воспитания, обстоятельства и т.д.)

3. Ролевая : человек старается выглядеть таким (чтобы не обнажать свои слабые качества перед посторонними), но таким не является; в экстремальной ситуации реализуется так – «я тут умею немного, но уж это немногое вы получите по полной программе».
4. Болевая : человек накапливает по ней информацию, но не уверен в её качестве; чаще следует этим принципам на словах, чем на деле, поскольку собственные решительные действия по 2-й функции вносят хаос в опыт, накопленный по 4-й функции. Иногда по этой функции человек может проявлять редкое упрямство, консерватизм и обидчивость: он, быть может, и сам понимает, что необходимы улучшения, но своими силами их обеспечить не в состоянии. Критиковать по этой функции бесполезно – здесь помогают только целенаправленные советы, включающие уже готовое решение.


Блок СУПЕРИД (5 + 6): ПОМОЩЬ


Человеку хочется получать по этим функциям поддержку, самому думать об этих проблемах «нет времени». Не слишком чётко понимает, чего именно ему хочется, поэтому склонен до определённого момента давать свободу партнёру в данных аспектах.

5. Внушение (суггестия) : «пока не болит – не замечаю», но когда появляются проблемы – человек становится исключительно зависимым по данной функции, восприимчивым к советам посторонних.
6. Активация : активность человека по данному аспекту зависит от других; если есть поддержка – его активность даже может превосходить активность окружающих, если нет – куда-то исчезает бесследно.


Блок ИД (7 + 8): УПРАВЛЕНИЕ


Пассивные способности – человек умеет, но не всегда чётко осознает, что умеет. Включается в дело, когда получает четкий запрос на конкретный результат. Постоянно работать по этим функциям не способен –такая работа требует ограничения по блоку Эго, постоянно критически смотреть на себя самого.

7. Контроль : человек сам по данной функции не инициативен, однако охотно отмечает ошибки других, предостерегает их от излишеств.
8. Эталон : человек активно, но беспорядочно или «автоматически», «по привычке» действует по данной функции, пока не показать ему пример, не направить усилия в нужное русло.