Сообщение про хлодвига. Каким был Хлодвиг? Желательно кратко. Почему Хлодвиг не стал Святым

Суассонская чаша

Одной из самых известных легенд, связанных с Хлодвигом, является рассказ о Суассонской чаше. После того, как франки захватили богатую область римской Галлии, одержав победу у Суассона, настало время делить добычу. По франкской традиции у вождя не было особых преимуществ перед своими воинами, и все завоеванное должно было делиться поровну между всеми. Но среди добычи оказалась невероятной красоты чаша из какой-то церкви, которая была очень ценной. Тогда, по преданию, Реймский архиепископ Ремигий попросил у Хлодвига отдать эту чашу ему. Хлодвиг и франки были язычниками, но население Галлии преимущественно было христианским. Франкский король, как мудрый правитель, старался наладить добрые отношения с владыками городов — епископами. Хлодвиг согласился на просьбу Ремигия, однако должен был получить согласие от своих воинов на то, чтобы взять чашу сверх своей доли. Войско не стало перечить королю, но внезапно один из воинов, возмущенный такой просьбой, нарушающей нормы военной демократии, да еще и ради христиан, схватил чашу и разрубил ее со словами: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию». Хлодвиг передал епископу обломки реликвии.

Воин разрубает чашу на глазах у Хлодвига

Король проявил терпение, поскольку понимал формальную правоту и пыл своего воина, но случай не забыл. Через год он проводил смотр своего войска и увидел этого воина. Король придрался к плохому состоянию оружия и секирой пополам разрубил голову бедолаге, воскликнув: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне!». Подобный шаг дал понять всему войску, что король не потерпит пререканий, и Хлодвига стали бояться. Духовенство, в свою очередь, оценило добрую волю короля франков, а Ремигий признал его в качестве администратора римской провинции.

Военные победы

Хлодвиг стал королем западных (салических) франков в 15-летнем возрасте. Тогда его народ владел небольшой территорией, на которая включала в себя современную Бельгию и части соседних Германии и Голландии. Центр современной Франции он присоединил после победы над римским наместником Сиагрием в бою в 486 году. Правда присоединение земель Сиагрия затянулось, поскольку многие города держали франкскую осаду. Но в итоге Хлодвиг покорил их все. После этого область франков постепенно стала превращаться в сильное германское королевство. Хлодвиг заключил династический союз с бургундским королем, что усилило его позиции. Он начал войну с алеманнами и сумел одержать победу. Около 500 года король франков вмешался в дела Бургундии и даже обязал короля Гундобальда платить дань.


Через шесть лет он пошел на вестготов и вторгся в Южную Галлию. Он преподносил это как религиозный поход против еретиков-ариан. Православные жители Галлии встали на сторону Хлодвига, тот же в свою очередь запретил солдатам грабить их. Хлодвиг в единоборстве убил короля вестготов Алариха II и присоединил себе почти всю Аквитанию к Франкскому королевству. Он едва не начал войну с остготами за Прованс, но спор разрешился мирно. Византийский император и враг остготов заключил с Хлодвигом союз и назначил его консулом. Хлодвиг был очень горд и польщен. Кроме того, для христианского населения Франкского государства это было еще одним подтверждением легитимности власти короля. После войны с вестготами Хлодвиг приехал в Париж и сделала его своей резиденцией. Франкское государство достигло огромных размеров и силы. Хлодвиг стал объединять вокруг себя другие ветви франков и постепенно собрал и сплотил весь соплеменный ему народ.

Христианская жена

К 30 годам Хлодвиг уже имел большой авторитет среди германских королей. Король остготов даже взял сестру Хлодвига в жены. Сам же Хлодвиг жил с какой-то женщиной, которая даже родила ему сына, но женат не был. В жены он взял себе дочь бургундского короля Хильперика Клотильду. Тогда в Бургундии правили четыре брата, один из них, Гундобад, убил Хильперика и его жену, а их двух дочерей изгнал. Хлодвиг же часто направлял в Бургундию послов, где те и встретили молодую Клотильду. Хлодвиг отметил ее красоту и ум, а узнав, что она королевской крови, попросил у Гундобада ее руки. Тот не смел отказать.


Статуя Святой Клотильды

Королевский дом Бургундии исповедовал арианство, однако Клотильда под влиянием матери успела перейти в ортодоксально-никейскую веру. Хлодвиг же был язычником, хоть жена после свадьбы всячески и пыталась его склонить к принятию христианства. После рождения первенца Ингомера Клотильда решила крестить сына. Однако вскоре после обряда младенец умер прямо в крестильных одеждах. Хлодвиг был в ярости, он обвинял во всем веру своей супруги. Королева родила второго сына и вновь упросила мужа его крестить. После этого мальчик заболел, и Хлодвиг сказал, что его ожидает судьба брата: «крещённый во имя вашего Христа, он скоро умрёт». Однако Клотильда стала усердно молиться и постепенно мальчик поправился. Однако, несмотря на исцеление и постоянные просьбы жены, Хлодвиг каждый раз отказывался отречься от язычества, утверждая, что «ее бог никак не явил своей силы».

Крещение

Хлодвиг хоть и был язычником, но прекрасно понимал, что религия может быть отличным политическим инструментом. Большинство германцев и их королей, поделивших остатки Западной Римской империи, тогда исповедовали арианство. Однако жители-римляне предпочитали православие в противовес «арианской ереси». Религиозная рознь особенно росла среди покоренных жителей Италии, Южной Галлии и Испании. Принятие православия помогло бы устранить различие между франками и подвластным им населением. Религиозное единство укрепляло власть и делало Хлодвига легитимным в их глазах. Кроме того, такой шаг помог бы расширению территории франков и усилению их влияния, особенно в войне с вестготами. Хлодвиг принял крещение по православному обряду. Это событие стало одним из важнейших в годы его правления.


Крещение Хлодвига

Крещение Хлодвига окутано легендами и ореолом таинственности. До сих пор нельзя точно установить его дату. Согласно легенде, в войне Хлодвига с алеманнами положение франков постоянно колебалось. Когда противники стали побеждать, Хлодвиг обратился к Иисусу Христу: «Если Ты даруешь мне победу над моими врагами и я испытаю силу Твою, которую испытал, как он утверждает, освящённый Твоим именем народ, уверую в Тебя и крещусь во имя Твоё». И в это же мгновение король алеманнов был сражен, а его войско бежало. Вернувшись домой, король франков все рассказал жене. Клотильда вызвала к себе епископа Ремигия, и вместе они смогли убедить Хлодвига в необходимости принятия христианства. Король заявил, что должен получить согласие у своего народа на отречение от старых богов, франки по преданию ответили, что готовы следовать за королем и «за бессмертным богом».


Считается, что обряд прошел на Рождество, 25 декабря 496 года в Реймсе и был проведен Ремигием. Вслед за королем крестилась и его 6-тысячная дружина и его сестра. Во время крещения, согласно легенде, святому Ремигию явился ангел в виде голубя и принес сосуд с миррой. Позднее почти все короли Франции были помазаны на царство миррой из этого флакона, а сосуд получил название Святой Стеклянницы и стал важнейшей французской реликвией. Считается, что Стеклянницу разбили во время Французской Революции, как символ монархии. Также по преданию, Хлодвиг после крещения выбрал своим символом очищения лилию, после этого цветок стал геральдическим символом французских королей.

Коварство и расчет

Примечательно, что Хлодвиг, несмотря на то, какую роль он сыграл в крещении франков, так и не был канонизирован, в отличие от своей жены. Считается, что это связано с личными качествами правителя. Хлодвиг был прагматичен до цинизма, поэтому его крещение вряд ли было связано с нравственным переворотом. Принятие христианства не помешало королю продолжать расправляться со своими оппонентами. Так, он натравил на короля рипуарских франков Сигиберта Хромого собственного сына. Когда Хлодерих избавился от отца, Хлодвиг послал своих людей убить наследника. Земли Сигиберта он присоединил к Франкскому королевству и заявил о своей полной непричастности к произошедшим смертям.

Жестоко Хлодвиг обошелся и с вождем салических франков в низовьях Рейна — Харарихом. Он захватил его и его наследника в плен и остриг им волосы, объявив отца священником, а сына дьяконом. Тем самым Харарих и его наследник лишались права королевского наследования. Тогда в сердцах сын Харариха заявил, что их семейное древо еще не засохло и пожелал быстрой гибели Хлодвигу. Король франков узнал об этом и приказал обезглавить пленников.


Хлодвиг и его семья

Также Хлодвиг замыслил отнять земли у своего родственника Рагнахара. Он подкупил дружинников своего союзника, послав им золотые запястья и перевязи. После этого он выступил против Рагнахара. Воины изменили своему вождю, схватили Рагнахара и его брата Рихара и выдали Хлодвигу. Хлодвиг сказал ему: «Зачем ты унизил наш род тем, что позволил себя связать? Лучше тебе было бы умереть». Секирой он рассек Рагнахару голову, а затем и его брату, обвинив того, что он не спас вождя от плена. После казни вождя и его брата дружинники узнали, что золото Хлодвига было искусной подделкой. Хлодвиг сказал им: «По заслугам получает такое золото тот, кто по своей воле предаёт своего господина смерти». Спустя время в Ле-Мане был убит еще один брат Рагнахара — Ригномер. Хлодвиг избавился от всех вождей и присоединил к своим землям область салических франков с центром в Камбре.

Хлодвиг, король франков, имел насыщенную, красочную родовую историю. Он был самым ярким историческим персонажем Меровингской династии - первой королевской династии, правившей государством, ныне объемлющим Францию и Бельгию. Имя Хлодвиг, означающее «громкий бой», и в дальнейшем видоизменённое - Людовик, полюбилось его потомкам и стало самым популярным именем в германской и романской Европе.

Исторические корни династии Меровингов

Династия Меровингов имеет франкские корни: до 5-го века их предки находились на германских землях, но к концу века они направились прямиком в Галлию, а осев там, как раз и основали новое государство. Некоторые историки утверждают, что это государство носило название «Австразия», с центром в районе современной Лотарингии.

Временные рамки правления Меровингов: 5-13 века. Золотой век правления династии приходится на период истории и в силу этого настоящая история Меровингов тесно переплетается с германо-скандинавской мифологией, что крайне затрудняет исторический анализ.

Прямой основатель династии - Меровей, дед Хлодвига, принесший на земли Галлии римские нормы правления, моду на светскую образованность и грамотность. Все его потомки не были коронованными королями. Тем не менее, они почитались народом, что возводилось в своего рода ритуальный культ. При Меровее был учреждён пост «майордома» - должности, похожей на пост канцлера. С тех пор все монархи-Меровинги исполняли свою царственную роль, а управленческие дела перекладывали на плечи майордома.

Сакральные регалии и символы власти

Отличительный властный символ Меровингов - длинные волосы, подстрижение которых было сопоставимо с отречением от власти. К примеру, Клотильда, жена Хлодвига, оказавшись в ситуации выбора: расставание с волосами или смерть пленённых внуков, согласилась на второй вариант, не поступившись своей властью. Длинные волосы связывались также с паранормальными способностями Меровингов, в том числе и целительным даром. Подобно библейскому сказанию о Самсоне и вероломной Далиле, остричь волосы значило лишиться силы.

Сакральная эмблема династии - золотые пчелы, инкрустированные гранатами.

Пчелы - это сакральный языческий символ бессмертия, вечной жизни. Именно эту эмблему впоследствии заимствовал Наполеон, полагавший, что она укажет на факт исторической преемственности его власти.

Мифологическое предание об основателе Меровингской династии

Значение имени Меровея - «славный бой». Григорием Турским описывается предание, согласно которому, Меровей был рожден в результате соития его матери с морским чудищем. Миф гласит, что при рождении сына мать увидела щетину вепря у Меровея на спине. Историки ассоциируют этот миф с культом кабана, покровителя военных дел и бога плодородия древних франков.

Согласно легенде, этот вепрь единожды в год выходит на берег из озера Ретра и дарует своим почитателям плодородие и успехи на воинском поприще. Впоследствии в германо-скандинавской мифологии можно было наблюдать усиление культа вепря-вождя.

Чем интересен летописцам Хлодвиг, король франков. Биография Меровинга и историческое значение его правления

Хлодвиг I - имя трех франкских королей из династии Меровингов. Что историкам известно о нем?

Хлодвиг, король франков,внук Меровея, сын Хильдериха I и Базины, согласно летописным данным, родился приблизительно в 466 году. В 15 лет Хлодвиг стал королем для небольшой части салических (т.е. морских) франков и вплотную занялся расширением границ своей территории.

Завоевав территории Сиарпия, Хлодвиг I икороли-союзники вступили в войну с готами. Не гнушаясь ни интригами, ни подлостью, ни убийствами, Хлодвиг очистил от готов все юго-западные земли. Уже в 507 году он восседал на троне властителя всех французских земель. Историки полагают, что такой успех обеспечило его решение креститься, датированное 25-м декабря 498 г. К крещению короля сподвигла его супруга Клотильда.

Во времена своего правления Хлодвиг, король франков, сделал Париж столицей завоёванных земель. А инициировав создание свода франкских законов, он также открыл новую главу всей североевропейской истории.

Умер Хлодвиг в Париже в 511 г., оставив все свои земли в наследство сыновьям.

Поход против Сиарпия. Предание о Суассонской чаше

Вступив на пост короля, Хлодвиг начал действовать согласно плану постепенного захвата всех галльских земель. Стратегия была такова: дабы добраться до готских и бургундских земель, составлявших лакомый кусок, требовалось подчинение земель Сиарпия, примыкавших к заветной территории.

Хлодвигу не составило особого труда захватить земли Сиарпия, и вскоре он город за городом постепенно подбирается к земле бургундов. Войска Хлодвига не гнушались никакими способами быстрой наживы. В военных походах частенько грабили церкви и храмы.

Повсеместно известно следующее предание. В результате очередного налёта на церковь, франки и их король Хлодвиг наткнулись на крайне ценную кружку. Данный предмет был настолько важен, что епископ буквально умолял короля вернуть её храму. Хлодвиг был непреклонен и потребовал, чтобы кружка была определена в его долю трофеев. Все соратники короля были не против такого раздела, однако один из франков воспротивился и, ударив по кружке мечом, гневно заявил королю, что не должен он пользоваться своим положением и получать трофеев сверх установленной меры.

Король сделал вид, что простил ему эту проделку, и даже вернул кружку епископу, однако спустя год, на смотре войск, обвинил воина в том, что его оружие в плохом состоянии, вырвал из рук секиру и бросил на землю, а когда воин нагнулся за ней, раскроил его череп пополам.

Крещение Хлодвига: предпосылки и последствия

Предпосылками к принятию Хлодвигом христианства была его женитьба на ревностной католичке Клотильде, принцессе бургундской. Вступив на королевский престол, Клотильда отчаянно старалась вынудить супруга принять её веру.

Эти попытки очень долго были безуспешными. Как ни доказывала Клотильда Хлодвигу несостоятельность его богов, указывая на их схожесть с обычными, мелочными, порочными людьми, он стоял на своём и отвечал ей, что он верит в своих богов, а бог христианства неправдоподобен, ибо ничем себя не проявляет и не может творить чудес.

Сильно оттолкнул Хлодвига от христианской веры и тот факт, что первенец Клотильды умер непосредственно во время крещения, в купели. Хлодвиг на тот момент был уверен, что если бы ребенка отдали под защиту языческих богов, он был бы жив.

Тем не менее, вода камень точит, и Клотильда добилась своего. Примерно в 498 году галльский король принял крещение.

Как гласит предание церкви, произошло это на битве с алмандцами. Когда Хлодвиг начал проигрывать бой, он тщетно взывал к своим богам о помощи, и когда надежды на спасение почти не оставалось, король вспомнил слова молитвы Иисусу-Спасителю, произнёс их, и франки, совершив успешный манёвр, победили алмандцев.

Крестился король в городе Реймсе в 496 году. Обращение Хлодвига и его ближайших подданных в христианскую веру открыло ему широкие возможности дружбы с галло-римлянами, что позволило значительным образом расширить свои владения.

Религиозная политика Меровингской династии

Интересен тот факт, что новообразованное государство Австразия не стало христианским в прямом смысле слова даже после крещения Хлодвига и его ближайшей свиты. Несмотря на все старания искренней христианки Клотильды, к истинной вере её супруг не пришёл. Как и раньше, народ преданно относился к языческим обычаям, ритуалам и скандинавскому пантеону.

Хлодвиг из династии Меровингов особо не беспокоился о судьбе христианства на его землях. После крещения в его государственной политике ничего не изменилось, так что задача распространения христианской веры легла на плечи миссионеров, прибывающих из других районов Европы. В окрестностях Парижа и Орлеана, а также прочих широких меровингских владениях, начался процесс активного «окатоличивания» местного населения. Что интересно, глава католической церкви, не возымел авторитет на австразийских землях, а чуть позже именно он способствовал свержению Меровингской династии с трона.

Это лишний раз доказывает тот факт, что принятие христианства для Хлодвига, как и для русского князя Владимира, было сугубо политической хитрой многоходовкой. Характеристика Хлодвига, короля франков, вообще очень схожа с характеристикой Владимира, князя Киевской Руси: и тот, и другой крестились сами и крестили свою свиту, исходя из политических мотивов, а именно, ради дружбы с Византией. Также примечательна схожесть сценария развития событий после крещения: как Галлия после крещения Хлодвига оставалась преимущественно языческой, так и Киевская Русь после владимировского крещения не приняла поначалу христианскую веру, а осталась при своём языческом пантеоне.

Готская война

Когда Хлодвиг, король франков, был обращён в христианскую веру, началась эпоха успеха в отношениях с галло-римлянами. Вплотную подобравшись к готским землям, Хлодвиг, уже получивший поддержку высшего духовенства, начал в 500-м году войну против Гундобальда, дяди своей жены Клотильды, убившего её родителей и братьев ради престола. В 506-м году победа была одержана, и завоеватель вступил, наконец, в вестготское королевство. Хлодвига, по словам Григория Турского, крайне беспокоил тот факт, что готы угнетают некоторую часть Галлии, так что война, предпринятая им, получила название священной, чему крайне было радо высшее духовенство.

Окончательно Хлодвиг поразил готов недалеко от Пуатье, на Вугло. Убив Алариха, короля готов, завоеватель окончательно уверился в своей мощи и возгордился так, что вскоре византийский император Анастасий взволновался и выслал ему грамоту на консульство, дабы указать Хлодвигу его подчинённое место и утвердить главенство империи над всеми землями, что тот освободил от готов.

Зверская стратегия умерщвления всех потенциальных противников

Как можно описать управление при Хлодвиге? После удачной галльской войны он начал планомерно уничтожать всех своих противников, галльских вождей. Захватывая их земли и изничтожая всех подряд, король вскоре обладал почти всей Галлией.

Ближайших родственников, братьев Ригномера и Рихара, убил самолично Хлодвиг.Король франков, биография которого пестрит еще множеством «случайных» насильственных смертей конкурентов, однако, не был вспыльчив: ни одно убийство не произошло аффективно, противники уничтожались постепенно, хитро и незаметно.

В конце концов, Хлодвиг убил всех, кто на протяжении его царствования чем-либо не угодил ему: Харариха, короля, отказавшего в помощи в битве против Сиагрия, и его сына, дабы пресечь посягательства на престол отца. Так же Хлодвиг поступил и с вождями рейнских франков: Зигиберта, своего союзника, он убил руками его же сына, пообещав последнему за отцеубийство свою поддержку и Когда же Хлодерик убил своего отца Зигиберта, и Хлодвиг вступил в королевство, он объявил Хлодерика предателем, убил его и сам занял престол.

Известен случай, когда Хлодвиг созвал всех своих людей и излил им душу, жалуясь, что у него не осталось более родственников, способных оказать ему поддержку. Весь хитроумный план состоял в том, чтобы выяснить, не осталось ли у короля еще случайных родственников, которых он бы с превеликой радостью тоже умертвил.

Королевство Хлодвига как новый этап французской истории

После окончания готской войны Хлодвиг сделал Париж столицей всех своих земель и осел там. Тут же король приказал построить Собор апостолов Петра и Павла (ныне церковь святой Женевьевы). После смерти Хлодвига в 511 году его там же и похоронили.

В 511 году, прямо перед собственной кончиной, Хлодвиг инициировал первый Франкский церковный Собор в Орлеане с целью преобразования галльской церкви. Он также внес свой вклад в учреждение «Салической правды» - свода законов франков.

После смерти короля его владения были разделены его четырьмя сыновьями. Клотильда же, причисленная к лику святых, переехала в Тур и провела остаток своих дней в базилике святого Мартина.

Итак, история Хлодвига остаётся героической. Даже несмотря на некоторые негативные, нелицеприятные моменты его биографии. Успешное правление Хлодвига запустило процесс образования своего рода обновлённой Римской империи - государства, символом которого был взаимовыгодный союз между государством и церковью, между светской властью Меровингов и духовной властью христианской епархии.

Сессия неотвратима, как птичий грипп - или финансовый кризис. Увы, это понимаешь только тогда, когда «час Х» уже наступил - а ты к нему совершенно не готов. Сколько времени потребуется для того, чтобы написать отличный реферат или курсовую? А качественную дипломную работу? Неделя? Две? Месяц?

ПЯТЬ МИНУТ!

Именно столько потребуется, чтобы заполнить на нашем сайте. Опишите основные требования к нужной работе - и можете возвращаться к более интересным занятиям. Отныне Вашими проблемами займется агентство «Развитие».

Почему «Развитие»?

Потому что для Вас рефераты, курсовые или диплом - часть учебного процесса. Причем не самая приятная. А для нас это - работа. Которую мы любим. И знаем в ней толк. В агентстве «Развитие» заняты только дипломированные специалисты по всем отраслям - экономическим, техническим или гуманитарным. Вот только несколько цифр «Развития»:

  • Мы работаем в этой сфере уже 10 лет. Вдумайтесь: это два десятка учебных полугодий, в течение которых наши клиенты получали неизменно качественные рефераты, курсовые или дипломы на заказ.
  • Первый интернет-заказ на написание дипломной работы мы приняли в 2001 году. С тех пор агентство «Развитие» не ограничено не только тематическими, но и географическими рамками: мы выполняем рефераты, курсовые и дипломы всех специальностей из любой точки России и зарубежья. Достаточно заполнить форму онлайн-заказа, или связаться с нами по телефонам или e-mail - и Вам остается только вручить готовую работу своему преподавателю.

Теперь Вам не придется беспокоиться о несданной вовремя работе! Бессонные ночи, нервы и испорченное в библиотеках зрение Вам больше не грозят. Курсовые, рефераты и дипломы на заказ, выполняемые агентством «Развитие», спасут Вас от неминуемых последствий легкомысленного отношения к учебе - и гарантируют желаемую оценку. Достаточно заказать диплом в «Развитии» - и можно жить спокойно, забыв о бесконечной монотонной зубрежке.

Итак, почему рефераты, дипломы или курсовые на заказ, сделанные в «Развитии» - это стопроцентная гарантия качества?

  • Наши специалисты пользуются обширной научной библиотекой по всем специальностям, в которой представлены разнообразные пособия, тематическая периодика, практическая литература, энциклопедия, отечественные и переводные издания - вплоть до уникальных материалов, недоступным простым студентам;
  • В агентстве «Развитие» дипломы, курсовые или рефераты на заказ пишут только специалисты по данной отрасли. Все сотрудники агентства имеют профильное образование и обладают высокой квалификацией;
  • Вы оплачиваете работу только после того, как убедитесь в том, что она соответствует Вашим требованиям. Никаких «котов в мешке»!

Хлодвиг (465-511) – король франков, из рода Меровингов , сын Хильдериха I и Базины . Пятнадцатилетним юношей, в 481 году, он стал королем части салических франков. Тогда большая часть Галлии, которая занимала всю территорию нынешней Франции, находилась под

римским владычеством и управлялась римлянином Сиарпием , сыном Эгидия. Область Cиapпия на северо-востоке примыкала к землям франков, на юге - к землям готов и бургундов. В 486 году Хлодвиг двинулся против Сиарпия.

Помогал ему родственник король Рагнахар. Разбитый Сиарпий бежал к готскому королю Алариху II, но, по требованию Хлодвига, был выдан и казнен. Но казнь Сиарпия не означала переход всей области, которой он правил, в руки франков. В течение нескольких лет правителю франков пришлось брать город за городом. Франки были в это время еще язычниками и грабили церкви.

Существует предание, связанное с одним из таких грабежей, когда франки захватили очень ценную кружку; и епископ ходатайствовал перед королем франков о возвращении ее в церковь.

Хлодвиг попросил воинов прибавить эту кружку к его доле. Никто не возражал, кроме одного франка, который потребовал, чтобы король получил только то, что достанется ему по жребию. Сказав это, воин ударил секирой по кружке. Хлодвиг смолчал и велел отослать кружку епископу. Спустя год, во время военного смотра, король подошел к этому воину и бросил на землю его секиру, упрекнув в плохом содержании оружия. Когда воин нагнулся, чтобы поднять секиру, Х. нанес ему смертельный удар в голову, сказав при этом: "Так ты поступил в Суассоне с кружкой ". Этим убийством, король навел на воинов сильный страх.

В 496 г. Хлодвиг принял христианство. Это было значительным событием в истории Франции .На этом настаивала его жена – христианка Клотильда, дочь Хильпериха Бургундского. Таинство совершил над ним св. Ремигий, епископ реймский. Около трех тысяч франков крестились вместе с королем.

Обращение Хлодвига и его подданных в христианство, с присоединением к господствующей церкви, стало одной из важнейших причин дальнейших успехов франков.

Король непрерывно одерживал победы, покоряя народы. Так, он решил захватить часть Галлии, которая была занята готамию Во главе войска Хлодвиг направился в Пуатье. Там тогда находился король готов Аларих.

Когда часть войска проходила через область Тура, где находилась базилика св. Маптина, Хлодвиг, из уважения к святому, приказал, чтобы никто не брал ничего в этой области, кроме травы и воды. Но один воин, найдя у какого-то бедняка сено, сказал: «Разве король не приказал брать только траву и ничего другого? А ведь это трава и есть. Мы не нарушим приказа короля, если возьмем ее ». Об этом стало известно королю. Тот в мгновение ока рассек воина мечом, сказав при этом: «Как мы можем надеяться на победу, если мы оскорбляем блаженного Мартина? ». Больше войско ничего не брало в этой области.

Когда войско подошло к реке Вьенне, никто не знал, где ему перейти на другой берег, так как река от дождей вышла из берегов.

Ночью король молил бога, чтобы тот указал ему место перехода. Рано утром у него на глазах вошел в реку олень удивительных размеров, и Хлодвиг узнал, что войско сможет переправиться там, где переходил олень.

Предводитель франков встретился, чтобы сразиться с Аларихом королем готов, в долине Вуйе, в десяти римских милях от города. Пуатье. Готы вели бой копьями, а франки - мечами. Победа досталась франкам, Аларих был убит.

Из Тура Хлодвиг приехал в Париж и сделал его резиденцией своего королевства . Король поселился во дворце на острове Сите .

Разными способами он истребил всех своих родственников, присоединив их владения у своему королевству и присвоив себе их богатства. Хлодвиг распространил свою власть над всей Галлией. Существует предание, что собрав однажды своих людей, он сказал о своих родственниках, которых сам же предал смерти: «Горе мне, что я остался чужим среди чужестранцев и нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности ». Король говорил так вовсе не из жалости к убитым. Этот хитрый прием он использовал, чтобы узнать, не остался ли еще кто-нибудь из родни, чтобы и того убить.

Хлодвиг управлял государством франков в течение 30 лет, умер в Париже. Его погребли в церкви святых апостолов, которую он сам построил вместе с женой. Ему было 45 лет.

466–511) Король салических франков с 481 года, из рода Меровингов. Завоевал почти всю Галлию, что положило начало Франкскому государству. В Галлии во времена падения Римской империи господствовали четыре германских народа: франки - от Рейна до Соммы, алеманны - по Среднему Рейну, бургунды - в области реки Роны и Соны и вестготы - между Луарой и Пиренеями. Кроме того, средняя полоса Галлии между реками Соммой и Луарой еще составляла римское владение, то есть находилась под управлением римского наместника. Из всех этих народов самым сильным были франки. Рослые и очень крепкие, едва прикрытые звериными шкурами, вооруженные большой секирой и длинным щитом, они при одном появлении своем наводили ужас. Первоначально франкские дружины вторгались из-за Рейна в Северную Галлию для грабежа, потом они начали основывать здесь свои поселения. Франки делились на разные племена, предводимые конунгами. Первенствующим племенем среди них стали франки салические (получившие название от реки Салы), над которыми господствовал род Меровингов, или потомков Меровея; тличительным признаком их были длинные, никогда не стригшиеся волосы. В начале V века они завоевали северо-восточную Галлию до реки Соммы; главными городами салических франков были Турне и Камбре. Франки, утвердившиеся по Нижнему Рейну, назывались рилуарскими - береговыми; средоточием их был город Кельн. В конце V века во главе салических франков встал Хлодвиг. Этот хитрый и предприимчивый конунг положил начало могущественной Франкской монархии. Власть римских наместников в Галлии формально сохранялась до последней четверти V века Ослабевшая изнутри Римская империя не смогла противостоять натиску «варваров» (как именовали римляне чужеземцев - в первую очередь германцев), со всех сторон наступавших на ее границы. Когда в 476 году был свергнут последний римский император, это не произвело в Галлии большого впечатления: к тому времени она была почти целиком разделена между германскими вождями «варварских» королевств, которые даже формально далеко не все признавали власть Рима. Лишь в междуречье Луары и Сены сохранилась еще на несколько лет власть бывшего римского наместника Сиагрия. Этот римский полководец был последним представителем Римской империи в Галлии. Своим местопребыванием, как и его отец Эгидий, он выбрал Суассон, граничащий с владениями франков. В 486 году последний оплот римлян завоевал 19-летний король салических (приморских) франков Хлодвиг. Епископ Григорий Турский, живший в VI веке, в «Церковной истории франков» пишет: «Против Сиагрия выступил Хлодвиг вместе со своим родственником Рагнахаром, у которого тоже было королевство, и потребовал, чтобы Сиагрий подготовил место для сражения. Тот не уклонился и не побоялся оказать сопротивление Хлодвигу. И вот между ними произошло сражение. И когда Сиагрий увидел, что его войско разбито, он обратился в бегство и быстрым маршем двинулся в Тулузу к королю Алариху. Но Хлодвиг отправил к Алариху послов с требованием, чтобы тот выдал ему Сиагрия. В противном случае - пусть Аларих знает, - если он будет укрывать Сиагрия, Хлодвиг начнет с ним войну. И Аларих, боясь, как бы из-за Сиагрия не навлечь на себя гнев франков, - ведь готам свойственна трусость, - приказал связать Сиагрия и выдать его послам. Заполучив Сиагрия, Хлодвиг повелел содержать его под стражей, а после того, как захватил его владение, приказал тайно заколоть его мечом. В то время войско Хлодвига разграбило много церквей, так как Хлодвиг был еще в плену языческих суеверий». Эта победа была началом целой серии военных триумфов салических франков. Молодой король из рода полулегендарного Меровея (отчего сам Хлодвиг и его преемники именовались Меровингами) проявлял недюжинное политическое чутье, не раз находя оптимальное решение стоявших перед ним задач. Хлодвиг победил бургундского короля Гундобальда, затем повернул на алеманнов, которые потеснили рипуарских франков, живших в среднем течении Рейна. В решительном сражении (при Толбиаке) алеманны были разбиты, и земли их перешли во владение франков. Это сражение чрезвычайно важно по своим последствиям. Жена Хлодвига, бургундская принцесса Клотильда, была христианка и давно убеждала мужа оставить язычество. Но Хлодвиг медлил. Рассказывают, что в битве с алеманнами, когда неприятель начал брать верх, он громким голосом дал обет креститься, если одержит победу. В войске его было много галло-римских христиан; услышав обет, они воодушевились и помогли выиграть битву. После этого Хлодвиг был торжественно окрещен епископом Ремигием (496) Вместе с ним более трех тысяч его дружинников приняли католическую форму христианства. Это решение, на первый взгляд, было тем более неожиданно, что и вестготы, и бургунды, и многие другие германские племена, воспринявшие христианство раньше франков, исповедывали арианскую его форму, отличавшуюся большей демократичностью церковной организации. Но предпринятый Хлодвигом шаг определялся трезвой оценкой сложившегося в Галлии положения Католичество издавна укоренилось в среде галло-римской аристократии и горожан. Оно имело довольно крепкую церковную организацию. Преследуемые вестготами и бургундами католики охотно оказывали поддержку своим единоверцам. Избрав католичество, Хлодвиг одним решением обеспечивал себе поддержку влиятельных слоев галло-римского населения (особенно клира) и одновременно создавал осложнения для своих политических противников - вестготов и бургундов. Галло-римский епископат считал принятие Хлодвигом христианства в форме католичества своей победой. Так, епископ Авит в письме к Хлодвигу писал «Ваше вероисповедание - это наша победа». В 507 году Хлодвиг выступил против крупнейшего государства того времени - Вестготского королевства, занимавшего южную часть Галлии, к югу от Луары, столицей которого была Тулуза. Вестготы, как ариане, были нелюбимы туземцами-католиками, и духовенство в этих землях усердно помогало Хлодвигу. В сражении при Вуйе (приблизительно в 15 км южнее Пуатье) король вестготов Аларих II был убит, а его войска разбежались. Тулузское королевство перестало существовать. Король Хлодвиг присоединил большую часть Южной Галлии к югу от Луары к своим владениям. К 508 году Хлодвиг овладел большей частью Галлии: от Гаронны до Рейна и от границ Арморики до Роны. Дальнейшее завоевание Галлии происходило уже при сыновьях Хлодвига, достигших Пиренеев на юге, альпийских предгорий на востоке и берегов Средиземноморья в Провансе. Хлодвиг решил объединить под своей властью франкские племена, подчиненные другим Меровингам. Он достиг этой цели коварством и злодеяниями, истребив почти всех родственников. Например, сыну одного конунга он послал такой наказ: «Твой отец стар и хром; если он умрет, его земля и моя дружба будут принадлежать тебе». Бесчеловечный сын убил отца, а сам был убит людьми Хлодвига; дружина убитого подняла Хлодвига на щит, то есть провозгласила своим королем. Следующую историю рассказывает Григорий Турский: «А в то время в Камбре жил король Рагнахар, который предавался такой необузданной страсти, что едва замечал своих ближайших родственников. Советчиком у него был отвратительный, под стать ему, Фаррон. Передавали, что, когда королю приносили еду или какой-нибудь подарок, он обычно говорил, что это достаточно ему и его Фаррону. На такое поведение короля франки сильно негодовали. И случилось так, что Хлодвиг воспользовался этим и послал им золотые запястья и перевязи; все эти вещи были похожи на золотые, а на самом деле они были только искусно позолочены. Эти подарки Хлодвиг послал лендам короля Рагнахара, чтобы они призвали Хлодвига выступить против Рагнахара. И когда затем Хлодвиг выступил против него с войском, тот стал посылать своих людей на разведку. По их возвращении он их спрашивал, насколько сильно войско Хлодвига. Они ему отвечали: „Для тебя и твоего Фаррона более чем достаточно“. Подойдя с войском, Хлодвиг начал против него сражение. Когда тот увидел, что его войско побеждено, он приготовился к бегству, но свои же люди из войска его схватили, связали ему руки за спиной и вместе с его братом Рихаром привели к Хлодвигу. Хлодвиг сказал ему: „Зачем ты унизил наш род тем, что позволил себя связать? Лучше тебе было бы умереть“. И, подняв секиру, рассек ему голову. Затем, обратившись к его брату, сказал: „Если бы ты помог своему брату, его бы не связали“, и убил его таким же образом, поразив секирой. После смерти обоих их предатели узнали, что золото, которое они получили от короля Хлодвига, поддельное. Говорят, что когда они об этом сказали королю, он им ответил: „По заслугам получает такое золото тот, кто по своей воле предает своего господина смерти. Вы должны быть довольны тем, что остались в живых, а не умерли под пытками, заплатив таким образом за предательство своих господ“. Услышав такие слова, они захотели добиться у Хлодвига милости, уверяя его в том, что для них достаточно того, что им будет дарована жизнь. Короли же, о которых упоминали выше, были родственниками Хлодвига. Их брат по имени Ригномер по приказанию Хлодвига тоже был убит в городе Ле-Мане. После их смерти Хлодвиг захватил все их королевство и все их богатство». Хлодвиг широко использовал физическое уничтожение своих сородичей как возможных соперников в борьбе за власть. Кровавые распри в королевских семьях издавна встречались у германцев. Хлодвиг придал им небывалый масштаб, обративший на себя внимание современников потому, что в это время солидарность и взаимопомощь среди сородичей не стали еще пустым звуком. Презрев давние традиции, Хлодвиг включил в арсенал средств своей внутриполитической борьбы коварство, вероломство, убийство, которые до этого использовались франками чаще во внешнеполитических столкновениях. Жестокостью и насилием Хлодвиг укрепил свою власть над франками, облегчив этим военные победы над соседями. «После того как он убил многих других королей и даже близких своих родственников боясь, как бы они не отняли у него королевство, он распространил свою власть над всей Галлией. Однако, говорят, собрав однажды своих людей, он сказал о своих родственниках, которых он сам же умертвил, следующее: „Горе мне, что я остался чужим среди чужестранцев и нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности“. Но это он сказал не из жалости к убитым, а из хитрости не сможет ли он случайно обнаружить еще кого-либо, чтобы и того убить» (Григорий Турский). Хлодвиг получил от императора Анастасия грамоту о присвоении ему титула консула, и в базилике св. Мартина его облачили в пурпурную тунику и мантию, а на голову возложили венец. Затем король сел на коня и на своем пути от двери притвора базилики св. Мартина до городской церкви с исключительной щедростью собственноручно разбрасывал золото и серебро собравшемуся народу. И с этого дня он именовался консулом, или августом (императором). Из Тура он приехал в Париж и сделал его резиденцией своего королевства. Власть короля была непререкаема только по отношению к покоренным землям, а сами франки считали себя свободными людьми и подчинялись королю только как своему военачальнику. Какими средствами внушалось им повиновение, показывает следующий случай. Однажды франки ограбили христианскую церковь. Епископ просил Хлодвига возвратить назад один из церковных сосудов - драгоценную кружку. Хлодвиг ему обещал, но надобно было еще получить согласие дружины, потому что королю выделялась из добычи только известная часть по жребию. Дележ добычи происходил в городе Суассоне. Большинство воинов дружины охотно согласилось уступить королю в придачу к его части и золотую кружку. Но один франк сердито возразил, что не следует ничего давать сверх жребия, и ударил по кружке секирой. Хлодвиг промолчал и отдал кружку посланцу епископа, но решился при удобном случае отомстить дерзкому воину. Во время обычного народного собрания франков в марте месяце король, проводя осмотр войска, остановился перед тем воином, взял у него секиру и бросил ее на землю, сказав «Ни у кого нет такого дурного оружия, как у тебя!». Франк нагнулся, чтобы поднять оружие, и в эту минуту Хлодвиг своей секирой разрубил ему голову со словами: «Точно так ты ударил по кружке в Суассоне». Когда тот умер, он приказал остальным разойтись, наведя на них страх своим поступком. Хлодвиг умер в Париже около 511 года. Его погребли в церкви святых апостолов, которую он сам построил вместе с женой (ныне церковь св. Женевьевы). Королева же после смерти своего мужа приехала в Тур, и там она прислуживала при базилике св. Мартина, проводила все дни своей жизни скромно и добродетельно, редко посещая Париж. Со смертью Хлодвига государство франков разделилось между его сыновьями, а потом - между внуками, неизбежным следствием раздела были междоусобия в семье Меровингов. Междоусобия эти сопровождались вероломными убийствами и другими жестокостями. Таким образом, хотя франки и называли себя христианами, но в сущности они были все еще грубые варвары.