Современные формы организации внеклассной работы в школе. Формы индивидуальной внеклассной работы. Трудовые формы внеурочной работы


Формы внеклассной работы

Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые. Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов. Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.

К объединяющим формам работы относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Широкое распространение получают клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям. Так интернациональные клубы могут иметь секции: корреспондентскую, изучение истории, географии, экономики, культуры страны, с которой дружат дети. Профильные клубы (литературные, юного физика, химика, математика). Целью политических клубов может стать изучение молодёжного движения за рубежом, изучение истории политических учений и др. Распространённой формой являются школьные музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве. Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди взрослого населения. Необходимо, чтобы работа школьного музея проходила в контакте с государственным, который должен оказывать им научную и методическую помощь.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки.

Смотры - наиболее общая соревновательная форма массовой работы. Их задача - подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску.

Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Формы внеклассной воспитательной работы

Педагогический процесс не ограничивается обучением. Все, что проводится в школе в плане осуществления воспитательной работы во внеурочное время в некоторых педагогических источниках объединяется одним общим понятием - внеклассная воспитательная работа*. В других источниках наряду с внеклассной воспитательной работой выделяют еще внеурочную работу по учебным предметам (предметные кружки, секции, олимпиады, выставки творческих работ и др.). К внеклассной же работе относят работу с учащимися классных руководителей, школьного библиотекаря и всех других школьных работников, которая проводится во внеурочное время, но не имеет специально выраженного предметного характера (не направлена на изучение какого-либо одного учебного предмета). Эта работа может проводиться в стенах школы или за ее пределами, но организуется и проводится работниками школы (собрания, классные часы, линейки, вечера отдыха, выставки, экскурсии, походы и др.).

* См., например: Педагогическая энциклопедия: В 4 т. - М., 1964. - Т. 1. - С. 340.

Формы внеклассной воспитательной работы более многообразны, чем формы внеурочной работы по учебным предметам, и на них мы остановимся особо. Обратим внимание перед этим лишь на то, что наряду с внеурочной и внеклассной работой выделяется еще внешкольная образовательно-воспитательная работа. Она осуществляется в музыкальных и художественных школах, станциях юннатов, юных техников, клубах при различных организациях и т.п., т.е. проводится под руководством не школьных педагогов, а работников внешкольных учреждений и характеризуется большей по сравнению с внеклассной работой практической направленностью и специализированностью.

Разнообразие форм внеклассной воспитательной работы постоянно пополняется новыми формами, соответствующими изменяющимся общественным условиям школьной жизни. Нередко основы их содержания и методики заимствуются из популярных игр телевизионных передач («Огонек», КВН, «Круглый стол», «Аукцион», «Что? Где? Когда?» и т.п.).

Все многообразие форм воспитательной работы с учащимися можно разделить на три группы в зависимости от основной решаемой ими воспитательной задачи: 1) формы управления и самоуправления школьной жизнью (собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, заседания представительных органов ученического самоуправления, стенная печать и др.); 2) познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.); 3) развлекательные формы (утренники и вечера, «капустники», «посиделки» и т.п.).

Естественно, каждая используемая форма педагогического процесса решает не одну какую-то воспитательную задачу. Например, формы управления школьной жизнью решают не только задачу организации деятельности ученического коллектива, но и задачи просвещения школьников (прежде всего - в вопросах менеджмента) и выработки у них управленческих навыков. С этой целью даже «в ущерб делу» учителя, классные руководители, администрация школы используют в качестве организаторов этих форм как наиболее способных учащихся, так и тех, которые вначале не проявляют организаторских способностей. В этом, в частности, смысл регулярной смены органов ученического самоуправления, привлечения к управленческой деятельности в различных сферах школьной жизни как можно большего числа учащихся.

То же самое можно сказать и о познавательных и развлекательных формах воспитательной работы. Например, развлекательные формы не могут и не должны быть сугубо развлекательными: они будут развлекать по-настоящему, только внося в сознание и чувства детей представления и знания о чем-то ранее неизвестном и уверенность в собственной значимости в системе межличностных отношений. А чтобы обеспечить это, нужно хорошо продумать организацию «мероприятия», привлечь к организации и проведению максимальное число участников (в оптимальном случае - все участники должны ощущать себя ответственными организаторами проводимой формы работы), добиться, чтобы воспитанники хорошо отдохнули.

Таким образом, и развлекательные формы воспитания (если они правильно педагогически продуманы, подготовлены и проведены) способствуют интеллектуальному и духовному развитию школьников, укреплению их здоровья.

В современных условиях более существенное внимание воспитателей, чем в недалеком прошлом, привлекает личность, индивидуальность. Понятия «личностно ориентированное воспитание», «обучение, центрированное на ученика» и т.п. наполняются практическим организационно-педагогическим и психологическим содержанием: диагностикой уровня интеллектуального, физического и эмоционально-нравственного развития, разработкой стратегии и тактики (технологии) индивидуального темпа освоения содержания образования и формирования определенных черт характера. В связи с этим новый, более глубокий смысл приобретает классификация форм осуществления внеклассной воспитательной работы в зависимости от количества участников того или иного воспитательного мероприятия. Индивидуальные, групповые и массовые формы организации педагогического процесса в своем сочетании обеспечивают, с одной стороны, оптимальный учет особенностей воспитанника и организацию деятельности и отношений каждого в соответствии с присущими ему возможностями, а с другой - адаптацию всех к социальным условиям неизбежного сотрудничества с индивидами самого широкого спектра идеологий, национальностей, профессий, образа жизни, темперамента, характера и т.д.

Если в учении деятельность развития интеллекта по сути своей сугубо индивидуальна, то в воспитательной работе сама технология выражается во взаимодействии индивида с другим или, что чаще, с другими, не во всем похожими, а нередко и во многом на него не похожими субъектами воспитательного процесса. Сущность воспитания как процесса в наибольшей степени выражается в деятельности взаимодействия с другими людьми, в которой формируются отношения индивида к его окружению. Именно в связи с этим классификация форм воспитательной работы по количеству участников этого процесса является более актуальной, чем в обучении.

Это не значат, однако, что используемые средства и методы перестают играть свою существенную роль. В зависимости от этого признака можно разделить формы воспитательной работы на три группы: 1) словесные (собрания, митинги, информации и т.п.), в ходе которых используются словесные методы и виды общения; 2) наглядные (выставки, музеи, экскурсии, стенды и другие формы наглядной агитации), которые ориентированы на использование наглядных методов - зрительного восприятия воспитанниками образцов отношений, действий и т.п.; 3) практические (дежурства, шефская и благотворительная деятельность, сбор и оформление экспонатов для музеев, выставок, изготовление стендов, выпуск газет, журналов, участие в трудовых операциях и др.), основу которых составляют практические действия воспитанников, изменяющие объекты их деятельности.

Чем отличается эта классификация форм воспитательной работы от ранее приведенной классификации методов обучения? Там ведь тоже словесные, наглядные, практические, но только не формы, а методы обучения... Отличие в том, что при классификации методов по источнику знаний рассматриваются отдельные методы в качестве самостоятельных путей решения дидактической задачи. Например, объяснение - самостоятельный метод и может быть использован независимо от других. Любая же словесная форма не ограничивается одним методом. На собрании, например, могут и объяснять, и рассказывать, и спорить (дискуссия) и т.п. Точно так же и при использовании практических и наглядных форм. Например, изготовление стенда никак не укладывается в использование только упражнений или только графических работ и т.п., но всегда подразумевает использование нескольких (многих) методов в определенном сочетании (как и не одного, а нескольких видов деятельности). В этом суть полиморфности формы педагогического процесса. Истоки полиморфности формы - в многоплановости отдельной педагогической задачи, в длительности ее решения, не ограничивающейся временем взаимодействия воспитанника с воспитателем, в тесной взаимосвязи педагогических задач, в динамичности и недискретности педагогического процесса. Все это может быть «преодолено», многослойная динамичная совокупность задач может быть решена только через форму, а не прямо благодаря использованию какого-либо метода, пусть даже и весьма совершенного, правильно выбранного и т.п. Для воспитательной работы это характерно еще в большей мере, чем для учебной: в обучении в результате использования одного метода может быть создана иллюзия решения педагогической задачи в виде усвоения определенной суммы знаний, формирования определенного умения. Но педагогическая задача, решаемая в обучении, не ограничивается знаниями и умениями. Существенными ее составляющими являются формирование отношений, разностороннее развитие учащегося-воспитанника. А это может быть обеспечено лишь определенным сочетанием средств и методов их применения, т.е. в рамках формы, которая соответствует всему содержанию задачи.

Описывать методику всех или хотя бы большинства встречающихся в практике воспитательной работы форм нет необходимости - это задача специального курса. Но двум наиболее часто встречающимся уделим некоторое внимание.

Прежде всего это собрание. Эта форма воспитательной работы рассматривается как высшая форма ученического самоуправления (по примеру отношений в объединениях взрослых) с той особенностью, что на собрании воспитанников взрослые (педагоги) имеют право решающего голоса.

Во всех воспитательных системах (С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, С. Френе и др.), прославившихся высокими результатами, их организаторы отводили собранию очень важное место. Собрания проводились регулярно, не реже одного раза в неделю. На них обсуждались и решались все наиболее важные вопросы совместной жизни воспитанников, при этом каждый имел равные с остальными права и возможности участия в обсуждении и принятии решений. Еще Я.А. Коменский рекомендовал, чтобы учащиеся «... в известные дни на общих собраниях разбирали дела, как это происходит в благоустроенном государстве. Это будет действительно подготавливать юношей к жизни путем навыка к такого рода деятельности»*.

* Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1982. - Т. 2. - С.68.

Повестка собрания определяется заранее, число обсуждаемых вопросов - небольшое (1-3), по каждому вопросу предусматриваются информация (доклад), обсуждение и принятие решения. Ведет собрание избираемый председатель или руководитель представительного органа ученического самоуправления. На начальных стадиях развития коллективных отношений собрание ведет педагог (в классе - классный руководитель, в школе - директор или заместитель). Ход обсуждения и принимаемые решения записываются в протокол собрания.

Еще С.Т. Шацкий, описывая воспитательную работу в детской колонии «Бодрая жизнь», показал и важность собраний, и трудности в их проведении. Например, он отмечал, что дети активно участвуют в выборах, а к обсуждению практических дел их привлечь нелегко. Для детей собрание - это школа развития общественной активности, ответственности и деловитости. И в этой «школе» тоже есть «новички-первоклассники», которых нужно всему учить, есть и научившиеся многому, готовящиеся «к выпуску». Поэтому так важны регулярность собраний, конкретность и жизненность обсуждаемых вопросов, настойчивость в выполнении принимаемых решений.

Широко распространенной формой воспитательной работы в классе является классный час (час классного руководителя). В 80-е гг. во многих школах время его проведения указывалось в школьном расписании. Появление этой формы работы было вызвано необходимостью проведения спланированной деятельности по нравственно-эстетическому, правовому и т.д. воспитанию учащихся. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что классный руководитель должен беседовать с учащимися не только о прошедшем, но и на заранее запланированные темы: о здоровье, семье, гражданском становлении, искусстве и др. Он сформулировал положение об основных направлениях воспитательной работы с учащимися различных возрастов и основные темы бесед о ними. Во многом эти положения актуальны и в настоящее время, конечно, не столько тематика бесед, сколько сам принцип их проведения.

Центральным компонентом классного часа является беседа классного руководителя с учащимися на заранее запланированную тему. Кроме этого на классных часах обсуждаются текущие дела (особенно при неразвитости такой формы, как собрание), предусматриваются какие-либо виды развлечений с целью развития неформального общения учащихся, организации их досуга, повышения интереса к совместной внеурочной деятельности.

Чем отличается классный час от собрания? Тем, что на собрании основные «действующие лица» - сами ученики, а на классном часе - педагог. Кроме того, основная функция классного часа -обогащение учащихся нравственными, эстетическими и другими знаниями, формирование умений и навыков нравственного поведения, а функции собрания - организация жизни коллектива, выражение коллективного мнения о путях и способах решения общих задач. Собрание - официальный орган общественного самоуправления, его решения протоколируются и в дальнейшем являются регуляторами общественной жизни коллектива, а классный час - это в основном неформальное общение классного руководителя с воспитанниками и воспитанников между собой, рассчитанное на максимальный учет их индивидуальных особенностей, обеспечение личностного подхода в воспитании.

Эти формы воспитания очень близки между собой, и можно дискутировать по поводу целесообразности их одновременного использования. Можно предпринимать попытки их объединения, особенно в младших классах (до VI, даже VII класса). Неизменными при этом остаются две проблемы, которые необходимо решать в процессе воспитания: привлечение учащихся к управлению собственной жизнью в школе и обеспечение индивидуального подхода в воспитании на гуманистических основах. Таким образом, если классный руководитель, директор школы стремятся к развитию инициативы учащихся, считают необходимым привлечь школьников к участию в организации их общей (общественной) жизни, то они должны как можно раньше включать детей в формы отношений, обладающие элементами общественных отношений взрослых. В то же время, учитывая особенности развития детской психики, важно по возможности сохранить и такие формы воспитательной работы, которые характеризуются неформальностью отношений педагогов с учащимися и учащихся между собой.

В 90-е гг. XX в. значительный вклад в разработку новых форм воспитания сделан Н.Е. Щурковой, а в 80-е гг. - И.П. Ивановым (коллективные творческие дела).

Ключевым моментом при организации внеклассной работы учителем в школе является выбор формы проведения. Правильно выбранная форма позволяет достигнуть поставленных учебно-воспитательных целей и определяет методы и приемы работы с учащимися.

Формы внеклассной работы - это те условия, в которых реализуется ее содержание. Форма проведения внеклассной работы определяется исходя из ее особенностей :

1. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества ребенка

2. Отсроченность во времени. Внеклассная работа - это, прежде всего, совокупность больших и малых дел, результаты которых отсрочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3. Отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет большую свободу выбора содержания форм, средств, методов, чем при проведении урока.

4. Отсутствие контроля за результатами внеклассной работы. Если обязательный элемент урока - контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассной работе такого контроля не.

5. Внеклассная работа осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, то есть во внеурочное время.

6. Внеклассная работа имеет широкий круг возможностей для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

Многообразие форм внеклассной работы создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Предложены классификации по объекту воздействия - индивидуальные, групповые, массовые формы. По направлениям деятельности - познавательные, оздоровительно-спортивные, досуговые, трудовые, творческие. По задачам воспитания - эстетические, физические, интеллектуальные, экологические, экономические .

Особенностью некоторых форм внеклассной работы в школе является то, что используются популярные в детской сфере пришедшие из литературы - тимуровская, шефская работа, или из телевидения - КВН, Что?Где?Когда?, угадай мелодию, поле чудес. Однако непродуманный перенос телевизионных игр и конкурсов в форме внеклассной работы может и снижать качество воспитательной работы. Например, игра «Любовь с первого взгляда» построена на сексуальном интересе к партнеру и может способствовать преждевременному развитию сексуальности у детей. Подобная опасность таится и в конкурсах красоты, где внешность выступает в качестве престижной упаковки, поэтому подобные конкурсы могут вызвать комплекс неполноценности у некоторых детей и отрицательно сказаться на формировании положительной «Я - концепции» . Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить и воспитательное значение с позиции ее цели, задач и функций.

Рисунок 1. Фомы внеклассной работы

По мнению И.Ф. Харламова, следует различать следующие формы внеклассной учебной работы: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы, конференции, выставки, массовые праздники, экскурсии и другие. Но более наглядно и полно представлены формы внеклассной работы в схеме, предложенной Е.Е. Евладовой на рисунке 1. Формы внеклассной работы

В данной схеме представлены основное образование, внеклассная работа и дополнительное образование, а также зоны их пересечения. Соответствие формы внеклассной работы той или иной сфере, конечно условно, так и клуб может превратиться в разновидность урока, не говоря уже о факультативе, и напротив, урок может восприниматься как настоящий концерт. Пересечение всех трех сфер составляет область праздника, то пространство, где сходятся интересы всех ребят и педагогов, где могут быть реализованы знания и умения, полученные на уроках, и в творческих объединениях, и в процессе проведения коллективных творческих дел.

К сожалению, данная схема не дает представления о разных масштабах и разных задачах внеклассной работы. Для этих целей предлагаем рассмотреть сравнительную характеристику форм внеклассной деятельности, представленную в таблице 1. Рассматривая данные формы внеклассной деятельности, можно сделать вывод о том, что все они благоприятно воздействуют на развитие школьника.

Тем не менее, наиболее предпочтительной формой внеклассной работы являются предметные кружки.

Кружок - добровольное объединение учащихся, проявляющих повышенный интерес к определенной области знаний и стремящихся заниматься практической деятельностью. Занятия в кружках характеризуются наличием программы, регулярностью, длительностью сроков и определенным профилем работы .

Кружки входят в систему общешкольной кружковой работы. По педагогическому словарю кружковая работа - это одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций, клубов различной направленности. Кружковая работа стала сферой освоения учащимися личностно-значимого, ценностно-направленного, индивидуального опыта добровольно избранной деятельности по интересам. Она помогает школьникам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Кружковая работа обеспечивает возможность решения значимых для школьников личности проблем:

Выбор взглядов, позиций, ценностей;

Развитие познавательных сил и способностей, оценка своих познавательных возможностей, особенностей познавательной деятельности, выявление познавательных интересов;

Выбор профессиональной деятельности, профессионального образования;

Выбор среды развития, среды общения

Таблица 1. Сравнительная характеристика форм внеклассной деятельности

Форма работы

Особенности и преимущества

Предметный кружок, факультатив

Углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся, ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей, деятелей науки и культуры, организацию технического моделирования, опытнической работы, производство предметов материальной культуры и др.

Индивидуальная и групповая работа. Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Практическая деятельность. Возможность получения конечного итога работы.

Научное общество

Объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые интеллектуальные мероприятия, посвященные науке и технике, организуют исследовательскую деятельность учащихся, конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний

Групповая работа. Создание ситуации успешности. Развитие коммуникации между школьниками.

Олимпиады, конкурсы

Выявление интеллектуальных и творческих возможностей детей и их дарований, позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты. Заранее планируется, для участия отбираются лучшие школьники

Индивидуальная работа. Действенная форма развития талантов, выявления лидерских качеств. Импульс для развития способностей и задатков в различных отраслях знаний.

Конференции

В процессе подготовки к конференции школьники внимательно знакомятся с художественными произведениями и продумывают свои выступления

Активизация самостоятельности в оценке, суждениях, мнении. Развитие ораторских способностей.

Выставки

Посвящаются результатам детского в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов. В качестве экскурсоводов выступают сами дети.

Большое образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники.

Массовые праздники, концерты

Организуется в виде дней, недель, месячников, коллективно-творческих дел, посвященных какому-либо событию или личности. Возможность проявить собственные таланты, личные качества. Развитие эстетического вкуса.

Знакомство с деятельностью и творчеством известных людей. Создание ситуации успеха, мотивации для дальнейшего развития.

Экскурсии

Форма организации обучения, позволяющая проводить наблюдение, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях

Групповая работа. Практическая и профессиональная направленность. Возможность получения информации о предмете или явлении из первоисточника, развитие мироощущения.

Свобода выбора детьми образовательной области, вида, типа и формы деятельности, образовательной программы, результатов ее освоения - основная педагогическая характеристика системы кружковой работы, обеспечивающая создание условий, благоприятных для самоопределения и самореализации личности. Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. Также к достоинствам кружковой работы относится обеспечение возможности для более тесной связи и общения между детьми разных возрастов, встречающихся в благоприятной эмоциональной обстановке, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей. Кроме того кружкам присуща организационная четкость и планомерность, сложившиеся традиции, которые создают благоприятные условия и психологическую установку на творческую работу в области добровольно избранного и интересующего школьника занятия.

В школьной практике сложились следующие типы кружков по технологии и трудовому обучению:

1. Подготовительные технические кружки создаются в основном для младших школьников. Здесь они углубляют полученные на уроках элементарные знания и умения по технике и технологии, работают с бумагой, картоном, жестью, соломкой и другими природными материалами, выполняют несложные модели машин и механизмов, учебно-наглядные пособия, игрушки. Как показывает опыт, занятия в таких кружках служат хорошей подготовкой для последующего вовлечения детей в техническое и декоративно-прикладное творчество.

2. Предметные (научно-технические) кружки объединяют учащихся средних и старших классов. На базе школьных мастерских обычно создают кружки по столярному, слесарному и токарному делу, электро- и радиотехнические, конструированию, шитью и дизайну одежды и др. Знания и умения, которые приобретают здесь школьники, выходят за рамки школьных программ, создаются условия для самостоятельного творчества и профессиональной подготовки.

3. Спортивно-технические кружки - авиамодельные, ракетно-космического моделирования, авто- и судомоделистов, картингистов, железнодорожного моделизма и др. В них занимаются учащиеся, проявляющие интерес к спортивному моделированию, техническим видам спорта. Они изучают специальную технику, делают стендовые и специальные модели летательных аппаратов, автомобилей, судов, локомотивов и других средств транспорта, знакомятся с историей и перспективами развития техники, участвуют в соревнованиях.

4. В производственно-технических кружках учащиеся занимаются изучением устройства и работы каких-либо широко распространенных машин, аппаратов или иных технических объектов, приобретают навыки управления ими, ухода и обслуживания. Выполнив программу, учащийся получает удостоверение, облегчающее приобретение конкретной профессии: шофера, комбайнера, киномеханика и др.

5. Кружки художественно-прикладного или декоративного творчества охватывают учащихся всех возрастных групп, которые занимаются художественной обработкой различным материалов. Тут создаются благоприятные условия для формирования эстетического вкуса, развития творческой индивидуальности, а также знакомятся с народным творчеством и овладевают навыками художественных ремесел.

В арсенале современного педагога имеются различные формы организации внеклассной работы. Но наиболее полноценной по содержанию и учебно-воспитательным целям остается предметный кружок. Для ребенка это сфера личностно-значимого, ценностно-направленного, индивидуального опыта добровольно избранной деятельности.

Исходя из интересов учащихся и требований к изучению предмета технологии, целесообразно для учениц среднего звена организовать кружок декоративно-прикладного творчества. Что и является объектом нашего исследования.

Многим учащимся недостаточно тех знаний, которые они получают на уроках, они хотят больше узнать о любимом предмете; понять, где и каким образом применить полученные знания в практической деятельности.

Удовлетворение запросов учащихся в расширенных знаниях по экономике осуществляется через внеклассную работу, которая не только расширяет знания учащихся, но и развивает навыки самостоятельной работы. Через решение экономических задач, подготовку и чтение докладов, сообщений, рефератов, изучение экономической литературы, изготовление дидактического материала по экономике учащиеся познают основы экономических знаний, развивают свою экономическую культуру.

· Преемственность в содержании, формах, методах и средствах обучения.

· Общность дидактических принципов обучения.

· Взаимодействие процессов обучения, развития и воспитания.

Внеклассная работа по экономике дает большие возможности для решения обучающих и воспитательных задач.

Рассмотрим некоторые формы внеклассной работы по экономике.

Кружок. Кружок - организация лиц, объединившихся для совместных занятий.

Для привития интереса учащихся к экономике, на
кружке рассматриваются исторические справки, содержащие экономические сведения, делаются экскурсы
по изучаемому материалу.

Занятие кружка состоит из нескольких этапов:

1. Тематическое занятие. Учащиеся делают сообщение по заданной теме в течение 20-25 минут. Уровень сообщений должен быть грамотным, лаконичным, что способствует не только приращению знаний, но и формированию коммуникативных способностей.

2.Десятиминутка. Сообщения учителя или ученика о видных экономистах, их краткая биография, интересный экономический вопрос, сообщения о книгах, статьях, популяризация журнала и т.д.

3. Решение задач. Решаются задачи экономического содержания.

4.Задачи-шутки, игры и развлечения на экономическую тему.

Экскурсии.

Экскурсия (от лат. excursia) - организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.

В учебных программах должны быть предусмотрены темы экскурсий и их содержание.

Виды экскурсий.

В зависимости от поставленных целей экскурсии бывают:

· на промышленные предприятия (производственные);

· выставки;

· исторические и памятные места (историко-литературные);

· естественно-научные;

· краеведческие;

· фондовые биржи;

В зависимости от темы, экскурсии могут быть

следующие:

1. Экономика на промышленном предприятии.


2. Экономика на железной дороге.

3.Экономика в строительстве.

4.Экономика в банке и т.д.

Функции экскурсий:

1. Наглядность обучения.

2. Научность и связь с жизнью.

3. Техническое обучение (связь с производством).

4. Профориентация учащихся.

В зависимости от изучаемого материала экскурсии бывают:

· после изучения темы (закрепляющие знания учащихся);

· перед изучением темы (экскурсия-вступление, такие экскурсии ориентируют на вопросы, которые необходимо изучить, указывают на перспективность и значимость знаний, определяют конкретные учебные цели);

· во время изучения темы (в ходе экскурсии учащиеся используют полученные ранее знания, перед ними ставятся перспективные задачи для изучения темы, предмета).

Форма экскурсий: индивидуальная; групповая; фронтальная.

Дидактические основы проведения учебных экскурсий:

1. Подготовка к экскурсии:

А) выбор объекта экскурсии, предварительное знакомство учителя с объектом экскурсии;

Б) определение цели и задач экскурсии;

В) составление плана экскурсии;

Г) знакомство учащихся с планом экскурсии, постановка перед учащимися конкретных вопросов, распределение заданий, ознакомление с последовательностью выполнения заданий, определение формы, сроков сдачи отчетности об экскурсии.

Д) решение вопроса о руководстве предстоящей экскурсии (кто сопровождает учащихся и кто отвечает за реализацию планов экскурсии).

2. Выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам. Продолжительность экскурсии (в зависимости от цели и объекта изучения) 40-45 мин. или 2,0 – 2,5 часа (без учета дороги и за счет времени, отводимого на изучение предмета).

3. Усвоение материала по теме (экскурсионное время).

4. Обработка материалов по теме, подведение ее итогов, обсуждение. Собранный материал в ходе экскурсии используется в качестве раздаточного материала для уроков, выставок, написания рефератов и творческих работ.

Внеклассное чтение.

Чтение - излагать устно или письменно слушателям сведения, содержание чего-либо.

При чтении экономической литературы необходимо соблюдать требования к данному виду деятельности. Как читать книгу по экономике? Памятка ученику для чтения книги:

1. Краткая аннотация книги.

2. Пересказ прочитанного.

3. Публикация заметки в газете о прочитанной книге.

4. Чтение отрывков из книги.

5. Конференция по прочитанным книгам.

6. Конкурс. Вопросы и ответы.

7. Список книг для внеклассного чтения.

О приемах работы с книгой подробно говорилось в главе 7.2, о системе работы с книгой – в главе 8.1.

Экономическая стенгазета.

Основные разделы газеты: экономическая жизнь школы, выдающиеся экономисты, экономические вопросы современности, факты из экономики и ее истории, экономический словарь, календарь экономических дат, занимательные экономические задания, экономические стихотворения, экономический юмор и т.д.

Экономический журнал.

В журнале публикуются тексты докладов и сообщений, отдельные задачи, статьи исторического и экономического содержания, фотографии, монтажи рисунков и фотографий и т.д.

Экономические вечера.

Этапы подготовки вечера: оформление зала; содержание вечера (сценарий); ведущий вечера и т.д.

Экономические олимпиады.

Олимпиада - соревнование, имеющее целью выявить наиболее достойных из числа его участников, установить их первенство.

Олимпиады проводятся в два тура: 1-ый тур - все ученики класса; 2-ой тур - только победители 1-го тура. В ходе олимпиад определяются победители класса, параллели, школы, района, города, области, республики и т.д.

Олимпиадные задания не должны выходить за рамки школьной программы, но должны содержать элементы, требующие смекалки, самостоятельности, мышления.

Экономические турниры.

Экономические турниры - это соревнование 2-5 команд одного класса или 2-ух команд из разных классов. Состав команды определяется через олимпиадные задания по экономике.

Технология экономического турнира может быть такой: 1-ые номера команд решают задачи в одном классе, 2-ые номера команд работают с тестами в другом классе, 3-ьи, 4-ые, 5-ые номера команд выполняют свои задания в специально отведенных классах. За каждое выполненное задание ученик получает определенное число баллов. Затем сумма баллов, набранная командой, озвучивается перед всеми участниками турнира. Та команда, которая наберет большее число баллов, считается победительницей.

Турниры лучше проводить в выходной день или в день, специально отведенный для турнира, так как торжественно открывается и закрывается это мероприятие, подводятся итоги перед всей школой, что делает турнир значимым, весомым и стимулирующим к усвоению новых знаний по экономике. В завершении турнира чествуют команду-победительницу.

Конкурс. Конкурс - соревнование, дающее возможность выявить наиболее достойных из числа его участников.

Обычно перед конкурсом вывешиваются экономические задания, задачи, указываются сроки сдачи заданий. Учащийся имеют право выполнять эти задания, где захочет, с кем захочет, но важно, чтобы задания были правильно сделаны и сданы в указанный срок. Победителем будет тот, кто наберет большее количество очков.

Такие конкурсы могут сыграть немалую роль в привитии учащимся интереса к экономическим знаниям, в приобщении к самостоятельному чтению литературы.

Факультатив.

Предмет, выбираемый по желанию, для дополнительной специализации называется факультативным. Тематика факультативных занятий базируется на материале основной программы по предмету экономика. Заниматься успешно на факультативе будет тот, кто хорошо усваивает программу по предмету и усваивает стандарт знаний по экономике. В процессе факультативных занятий учащиеся расширяют, углубляют, совершенствуют полученные на уроке знания.

На факультативе требуется дифференцированный подход к учащимся, поэтому работа ведется в дифференцированных группах по уровню знаний.

1-ая группа - яркая потребность в экономических знаниях.

2-ая группа - учащиеся хорошо знают физику, математику, но в будущем им нужны будут знания по экономике.

3-ья группа - учащимся не нужны экономические знания, но так как сегодня изучают экономику, то знания могут пригодиться в будущем.

4-ая группа - интерес к экономике не сформирован, увлечения экономическими знаниями проявляются слабо.

Внеклассная работа расширяет знания учащихся, развивает их самостоятельность и творческую активность, формирует компетентность в области экономики, поэтому ей придают большое значение.

Теоретические вопросы

1. Перечислите основные формы обучения и формы организации обучения.

2. Назовите классические и нетрадиционные типы уроков.

3. Сформулируйте ответ на вопрос: «Что влияет на выбор типа урока?»

4. В комбинированном уроке назовите дидактические задачи, содержание, условия достижения положительных результатов, показатели выполнения дидактической задачи этапа (этап по выбору студента).

Практические задания

В индивидуальной внеклассной воспитательной работе общая цель - обеспечение педагогических условий для полноценного раз­вития личности - достигается через формирование у ребенка поло­жительной ʼʼЯ-концепцииʼʼ и развитие разнообразных сторон ᴇᴦο личности, индивидуального потенциала.

Сущность индивидуальной работы состоит в социализа­ции ребенка, формировании у него потребности в самосовершен­ствовании, самовоспитании. Эффективность индивидуальной ра­боты зависит не только от точного выбора формы в соответствии с поставленной целью, но и от включения ребенка в тот или инои̌ вид деятельности.

В реальности не такой уж редкой бывает ситуация, когда индиви­дуальная работа сводится к отчитыванию, замечаниям, порицаниям.

Индивидуальная работа с ребенком требует от педагога наблю­дательности, такта, осторожности (ʼʼНе навреди!ʼʼ), вдумчивости. Основополагающим условием её эффективности служит установле­ние контакта между педагогом и ребенком, достижение которого возможно при соблюдении следующих условий˸

1. Полное принятие ребенка, т.е. ᴇᴦο чувств, переживаний, же­ланий. Нет детских (незначительных) проблем. По силе пережи­ваний детские чувства не уступают чувствам взрослого, кроме то­го, в силу возрастных особенностей -импульсивности, недостатка личного опыта, слабой воли, преобладания чувств над разумом -переживания ребенка приобретают особую остроту и оказывают большое влияние на ᴇᴦο дальнейшую судьбу. Поэтому очень важ­но учителю показать, что он понимает и принимает ребенка. Это совсем не означает, что учитель разделяет поступки и действия ребенка. Принять - не значит согласиться.

2. Свобода выбора. Учитель не должен всеми правдами и неправ­дами добиваться определенного результата. В воспитании совер­шенно неприемлем девиз ʼʼЦель оправдывает средства!ʼʼ. Ни в коем случае учитель не должен принуждать ребенка, заставлять при­знаться в чем-либо. Всякое давление исключается. Неплохо учите­лю помнить, что ребенок имеет полное право на собственное реше­ние, даже если с точки зрения педагога оно неудачное.

Задача педагога - не заставить ребенка принять предлагаемое учителем решение, а создать все условия для правильного выбо­ра. Педагог, думающий в первую очередь об установлении кон­такта с ребенком, желающий понять его, допускающий, что у ребенка есть право на самостоятельное решение, имеет гораздо больше шансов на успех, чем тот учитель, который обеспокоен лишь сиюминутным результатом и внешним благополучием.

3. Понимание внутреннего состояния ребенка требует от учителя умения читать невербальную информацию, посылаемую ребенком. Здесь таится опасность приписывания ребенку тех отрицательных качеств, которые педагогу хочется видеть в нем, но которые, ско­рее, присущи не ребенку, а самому учителю. Такая особенность че­ловека называется проекцией. Для преодоления проекции педагогу следует развивать в себе такие способности, как эмпатия - умение понимать внутренний мир другого человека, конгруэнтность - уме­ние быть самим собой, доброжелательность и искренность.