Ссср во второй половине хх века: советский проект модернизации. Open Library - открытая библиотека учебной информации

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Яковлевский политехнический техникум

г. Строитель

Яковлевского района Белгородской области

«СССР во второй половине XX века»

/ практическое занятие по истории /

Разработал

Бабынин Сергей Анатольевич,

Преподаватель истории и обществознания

2012

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

по предмету: История России и мира.

Тема учебной программы:

Россия и мир во второй половине XXв.

Тема учебного занятия:

СССР во второй половине XX века.

Цели и задачи учебного занятия:

1. Способствовать на основе исторического материала формированию гражданской позиции и личностного отношения к отечественной истории.

2. Показать основные даты, понятия и положения по теме.

3. Дать образное представление о влиянии на развитие общества деятельности исторических личностей, исторической преемственности событий, понимания закономерностей исторического развития.

4. Способствовать формированию и развитию основных учебных умений и навыков, учащихся при выполнении различных видов деятельности.

Тип учебного занятия:

Учебное занятие по закреплению и обобщению знаний и умений и навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности.

Формы проведения учебного занятия:

Учебное занятие - практикум.

Материальное обеспечение учебного занятия:

ПК. Презентация

Распределение рабочего времени на учебном занятии:

п/п

Ход занятия и последовательность изложения основных вопросов содержания темы

Время мин.

Этап организации занятия.

Этап актуализации.

Этап закрепления и обобщения темы.

Этап контроля и самоконтроля.

Этап информации о домашнем задании.

Этап рефлексии.

Ход учебного занятия:

I. Этап организации занятия.

Проверка списочного состава.

Проверка у обучающихся наличия рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей и других средств обучения.

II. Этап актуализации.

Учителем сообщается тема, цели и задачи, план учебного занятия (слайд №2)

III. Этап закрепления и обобщения темы.

1. История СССР в цифрах (слайд №3-4) .

Учащиеся должны вставить цифры в текст.

100 15 185 1/6 22

Во второй половине XX века территория СССР составляла 22 млн. кв. км, или 1/6 часть обитаемой суши. Население страны составляло 185 млн. человек. В состав СССР входило 15 союзных республик, и на его территории проживало более 100 больших и малых народов.

2. Личность, дата и событие (покоряя пространство и время)

(слайд №5-6).

Учащиеся должны сделать сопоставление.

1. С.П. Королёв 2. Н.А. Доллежаль 3. И.В Курчатов 4. В.В. Терешкова

5. Ю.А. Гагарин

А. 1963 Б. 1957 В. 1949 Г. 1961 Д. 1954

1. Первый полёт человека в космос 2. Первый спутник Земли 3. Первая атомная электростанция 4. Первая женщина в космосе 5. Первые ядерные испытания в СССР

Ответ : 1-Б-2; 2-Д-3; 3-В-5; 4-а-4; 5-Г-1

3. История СССР в лицах (слайд №7-8).

Учащиеся должны расставить руководителей СССР в хронологическом порядке и назвать годы правления.

Ответ:

1. И.В. Сталин (1924-1953).

2. Н.С. Хрущёв (1953-1964).

3. Л.И. Брежнев (1964-1982).

4. М.С. Горбачёв (1985-1991).

5. Б.Н. Ельцин (1991-2000).

4. Дополнить фразу (слайд №9-10).

Учащиеся должны провести ассоциацию.

Ответ :

Кукурузная эпопея

Освоение целины

Холодная война

Лагерь социализма

Доктрина Брежнева

Кадровая революция

Августовский путч

Парад суверенитетов

Суверенная Россия

Содружество государств

5. Аббревиатура (слайд №11-12).

Учащиеся должны дополнить выражение.

СССР - Союз … Социалистических …

СНГ - … Независимых …

СЭВ - Совет … Взаимопомощи

КПСС - Коммунистическая … Советского …

КГБ - … Государственной …

ГКЧП - Государственный … по Чрезвычайному…

ОВД - … Варшавского …

Ответ :

СССР - Союз Советских Социалистических Республик

СНГ - Содружество Независимых Государств

СЭВ - Совет Экономической Взаимопомощи

КПСС - Коммунистическая Партия Советского Союза

КГБ - Комитет Государственной Безопасности

ГКЧП - Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению

ОВД - Организация Варшавского Договора

IV. Этап контроля и самоконтроля.

Выводы и замечания по ходу занятия.

Оценка работы учащихся на занятии.

V. Этап информации о домашнем задании (слайд №13) .

VI. Этап рефлексии (слайд №14) .

Ответь одним предложением

сегодня я узнал…

было интересно…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

я попробую…

мне захотелось…

Литература:

1. Загладин Н.В. Симония Н.А. История России и мира в XX- начале XXI века,- Москва, Русское слово, 2010г.

2. Мунчаев Ш.М. Политическая история России,- Москва, Просвещение, 1999г.

3. Сороко-Цюпа О.С. Мир в начале XX века,- Москва, Просвещение, 1996г.

4. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. XX век, - Москва, Просвещение, 2002г.

Интернет - ресурсы:

http://sovietime.ru/literatura-v-sssr/brezhnev

http://www.echo.msk.ru/programs/hrushev/625392-echo

http://kprf.ru/rus_soc/69154.html

http://www.photosight.ru/photos/3013273/

http://www.bookin.org.ru/book/522976

http://www.ruslania.com/context-321/entity-1/details-24651/language-2.html


В результате военных действий, временной оккупации части территории, варварства и зверств германских фашистов нашему государству был нанесен невиданный в истории экономи-ческий ущерб и урон в людских ресурсах. Советский Союз потерял около 30% национального бо-гатства и 27 млн. человек. Было разрушено 1710 городов и поселков, более 70 тыс. сел и деревень. Только в промышленности были выведены из строя основные фонды стоимостью в 42 млрд. руб. Общий экономический ущерб, нанесенный нашему государству, составил 2,6 трлн. руб. в довоен-ных ценах.

После войны был принят т. н. Сталинский план преобразования природы, и величайшими усилиями народа Советскому Союзу удалось уже меньше чем через 10 лет после окончания разрушительной войны восстановить свои позиции в мировой экономике и в последующем занять лидерские позиции по многим показателям.

Уже к 1960-м годам экономика СССР занимала 1-е место в мире по: добыче угля, добыче железной руды, производству кокса и цемента, выпуску тепловозов, производству пиломатериалов, шерстяных тканей, сахара-песка и животного масла и т. д., и 2-е место в мире по объёмам производства всей промышленной продукции, электроэнергии, добычи нефти и газа, выпуску стали и чугуна, химической продукции, минеральных удобрений, продукции машиностроения, хлопчатобумажных тканей и т. д. В дальнейшем СССР обогнал своих мировых конкурентов в производстве стали, чугуна, добыче нефти, производству минеральных удобрений, железобетонных изделий, обуви и т. д.

В целом в 1950-х годах экономика и промышленность СССР твёрдо закрепилась на втором месте в мире, уступая (хотя и значительно) только США.

60–70-е годы

После прихода к власти нового руководства во главе с Л. И. Брежневым были предприняты попытки придать cоветской экономике новое дыхание. С 1965 г. стала внедряться реформа по переводу предприятий и организаций в новые условия хозяйствования, расширявшая экономический инструментарий воздействия, вместо административных методов. Однако дальнейший ход реформы оказался невозможен по политическим причинам (из-за событий в Чехословакии и Польше), так что с конца 60-х годов наметилась явная тенденция к консерватизму.

Объём ВВП, национального дохода, продукции промышленности и строительства продолжали достаточно быстро расти, однако среднегодовые темпы роста производительности труда постепенно снижались: в Восьмой пятилетке (1966-1970) они составляли 6,8 %, в Девятой - 4,6, Десятой (1976-1980) - 3,4, однако оставались более высокими, чем в большинстве развитых капстран. При этом производительность труда по абсолютному значению оставалась ниже, чем в США, в промышленности в 2 раза, сельском хозяйстве - в 4-5 раз. Падали и среднегодовые темпы прироста национального дохода: в Восьмой пятилетке - 7,7 %, Девятой - 5,7, Десятой - 4,2, Одиннадцатой - 3,5 %. Прирост населения составлял около 0,9 процентов, так что даже в 80-е годы сохранялось устойчивое интенсивное развитие. В целом же за 1970-1990 объём национального дохода увеличился в 2 раза, на душу населения - в 1,7 раза.

В 70-х годах, то есть через 25 лет после окончания войны СССР по уровню жизни (ИРЧП) входил в первую десятку самых развитых стран мира.

По данным официальной статистики, экспорт нефти и нефтепродуктов из СССР вырос с 75,7 млн.т. в 1965 г. до 193,5 млн.т. в 1985 г. Главной причиной этого стало освоение месторождений Западной Сибири. При этом экспорт за свободно конвертируемую валюту составлял, по оценкам, соответственно 36,6 и 80,7 млн.т. По оценкам, выручка от экспорта нефти и нефтепродуктов, составлявшая в 1965 г. порядка 0,67 млрд. долл., увеличилась к 1985 г. в 19,2 раза и составила 12,84 млрд. долл. Кроме того, в значительных объемах с 1970-х годов экспортировался природный газ. Добыча газа в этот период увеличилась со 127,7 до 643 млрд. м.куб. Большая часть валютной выручки тратилась на импорт продовольствия и закупку товаров народного потребления. Она частично решала в этот период проблемы советской экономики (кризис в сельском хозяйстве, нехватку товаров народного потребления).

80-е годы

До конца существования СССР советская экономика и промышленность по валовым показателям занимала второе место в мире, уступая только США (около 1,5 раза). Доля СССР в мировой промышленной продукции составляла 20 %. Только на рубеже 1980-х и 1990-х гг. ВВП СССР без учёта паритета цен оказался несколько меньше чем у Японии.

Отличительной особенностью экономики позднего СССР является дефицит товаров широкого потребления (т. н. производство группу «Б», составлявшее 1/4 от ВВП, в то время как производство промышленной продукции («производство средств производства», группа «А») составляло 3/4 от ВВП) и сферы услуг, объяснявшийся несовершенством процессов в части ценообразования и мягкой монетарной политикой, обострившейся при сохраняющейся тенденции падения мировых цен на нефть. Исходя из сложившейся ситуации, в середине 1980-х годов руководством Советского Союза была предпринята попытка ускорения (экономического развития страны), а затем перестройки (советских, директивных, методов хозяйствования), с внедрением элементов свободного рынка - т. н. смешанная экономика.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

На рубеже 60-70-х годов значительно активизировалась деятельность СССР на международной арене. В условиях наращивания в мире ядерного потенциала руководство страны прилагало усилия для ослабления международной напряженности. В 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. Договор запрещал передачу ядерного оружия государствам, не владеющим им, или военным блокам. В марте 1970 г. договор вступил в силу. Происходили позитивные сдвиги в отношениях СССР с развитыми капиталистическими государствами. В 1966 г. в ходе визита в СССР президента Франции де Голля состоялось подписание советско-французской декларации. Были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере экономики, в области изучения и освоения космического пространства в мирных целях. Нормализовались отношения между Советским Союзом и ФРГ. Расширились торговые связи с Италией.

Важной формой экономических связей со странами Запада являлась внешняя торговля. Получило развитие заключение договоров на компенсационной основе. Долгосрочные контракты о сотрудничестве в строительстве промышленных объектов на территории СССР были подписаны с Великобританией. Советско-японское соглашение предусматривало участие Японии в разработке Южно-Якутского угольного бассейна. По многим направлениям осуществлялись контакты с США. Заключение в 1972 г. между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики "разрядки" международной напряженности. Кульминацией процесса "разрядки" стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее в 1975 г. в Хельсинки. Прибывшие на Совещание главы 33 государств Европы, США и Канады подписали Декларацию принципов взаимоотношений и сотрудничества стран. В документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость сложившихся после второй мировой войны границ европейских государств.

Процесс "разрядки" оказался недолговременным. Очень скоро началась новая фаза гонки вооружений в ведущих странах мира. В связи с этим в 1978 и 1982 гг. состоялись специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению. Некоторые предложения советских представителей в ООН были учтены при составлении итоговых документов, касающихся ограничения гонки вооружений. Однако принципиальные различия в подходе к решению проблемы со стороны стран Востока и Запада (в вопросах этапов разоружения, контроля за ним и др.) не позволили им достичь договоренности.

СССР и социалистические страны

Руководство страны во главе с Л.И. Брежневым уделяло первостепенное внимание взаимоотношениям с социалистическими странами. Увеличился объем взаимного товарооборота с государствами СЭВ. На их долю приходилось свыше 50% общего торгового оборота. В структуре советского экспорта основное место занимали топливо и электроэнергия, руды и металлы. Главными предметами ввоза являлись машины, оборудование и транспортные средства. Происходил своеобразный "обмен" топливно-энергетических ресурсов на промышленные товары. Изменение цен на нефть и энергоресурсы на мировом рынке вызывало осложнения в процессе взаимных отношений.

В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между соцстранами. В соответствии с планом международного разделения труда в Венгрии развивались автобусостроение и выпуск автомобильных деталей, в ГДР судостроение и текстильное машиностроение.

В рамках СЭВ действовало несколько десятков межгосударственных учреждений, призванных способствовать экономической интеграции соцстран. Расширялись масштабы работ по совместному освоению природных ресурсов и сооружению промышленных предприятий на территории стран членов СЭВ. В целях концентрации средств для совместного строительства был организован Международный инвестиционный банк (МИБ). При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, реконструировался Дунайский металлургический комбинат в Венгрии, строился завод по производству каучука в Румынии.

Диктат со стороны СССР, навязывание союзникам по ОВД советской модели развития вызывали растущее недовольство в странах Восточной Европы. Экономическая интеграция оказывала деформирующее воздействие на структуру их экономик, тормозила действие рыночного механизма хозяйствования.

Политика "ограниченного суверенитета", проводимая советским руководством по отношению к социалистическим государствам, была названа на Западе "доктриной Брежнева". Одним из проявлений этой "доктрины" было вмешательство СССР во внутренние дела Чехословакии. В 1968 г. чехословацкие руководители предприняли попытку "обновления социализма" путем демократизации общества, внедрения рыночных начал в экономику, переориентации внешней политики на страны Запада. Деятельность лидеров ЧССР была расценена как "контрреволюция". В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Ввод войск стран участниц ОДВ в Чехословакию вызвал резкое осуждение со стороны Югославии, Албании, других государств. Новые руководители Чехословакии обязались не допускать впредь "проявлений антисоциализма".

Оставались напряженными отношения СССР с Китайской Народной Республикой. Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого не была четко определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну. После событий на острове Даманский были приняты меры по укреплению границы с Китаем. Здесь создавались новые военные округа. Была увеличена численность советских войск в Монголии. Это привело к усилению напряженности в отношениях СССР и КНР. В конце 70-х годов в Китае началось проведение экономической реформы, основанной на принципах нэпа. Ее результаты были расценены советскими руководителями как реставрация капитализма.

В конце 70-х начале 80-х годов возросли противоречия в отношениях СССР с его союзниками по Организации Варшавского Договора. В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики.

Международный кризис конца 70-х годов. К концу 70-х годов Советский Союз был связан дипломатическими отношениями более чем со 130 государствами. Почти половину из них составляли развивающиеся страны. Советский Союз оказывал им значительную экономическую и научно-техническую помощь, предоставлял льготные кредиты, участвовал в подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства. При финансовой и технической поддержке со стороны СССР сооружались промышленные и сельскохозяйственные объекты в государствах Юго-Восточной Азии и Африки.

На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 7080-х годов оказала негативное влияние советская политика в Афганистане. В 1978 г. к власти в Афганистане в результате военного переворота пришла народно-демократическая партия. Руководство НДПА обратилось к советскому правительству с просьбой об оказании военной помощи революционному движению. Часть партийно-государственных лидеров СССР считала возможным оказание Афганистану лишь политической поддержки. Большинство парт-госаппарата и часть руководителей военного ведомства, опираясь на принцип пролетарского интернационализма, настаивали на оказании помощи и политическими, и военными средствами. В декабре 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН заявила о нарушении Советским Союзом суверенитета государств "третьего мира".

Участие Советского Союза в афганской войне повлекло за собой падение его авторитета на международной арене. Сократились его контакты со странами Запада и США. Одним из показателей этого стал отказ Сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2).

Обострение международной обстановки и падение авторитета СССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса административно-командной системы.

Общество накануне "перестройки". Неэффективность экономики, деформация общественно-политической жизни, социальная апатия населения вызывали глубокую озабоченность в руководстве страны. Предпринимались меры с целью преодоления негативных явлений в экономике и политике. В официальных документах декларировалась необходимость борьбы со взяточничеством и спекуляцией. В них содержались призывы к преодолению перекосов в распределительной сфере. Но реальных шагов по оздоровлению экономики не осуществлялось.

Одним из первых, кто попытался вывести страну из состояния стагнации, грозившей кризисом всей системе, был Ю.В. Андропов. В ноябре 1982 г. (после кончины Л.И. Брежнева) он стал Генеральным секретарем ЦК партии. До этого назначения Ю.В. Андропов в течение полутора десятилетий возглавлял Комитет государственной безопасности при Совмине СССР.

Широкий резонанс в обществе вызвали действия нового Генерального секретаря, связанные с кадровыми перестановками в партийных и государственных структурах. Отстранялись от работы руководители ряда министерств, не обеспечивающих запросы народного хозяйства либо уличенные во взяточничестве (например, министр внутренних дел Н.А. Щелоков). В аппарат ЦК партии были привлечены Н.И. Рыжков (заместитель председателя Госплана СССР), В.И. Воротников и Е.К. Лигачев (местные партийные работники) и др. В числе ближайших помощников нового лидера находился М.С. Горбачев, руководитель аграрного сектора ЦК партии.

Пут преодоления экономических трудностей Ю.В. Андропов видел прежде всего в совершенствовании руководства экономикой системы управления и планирования, хозяйственного механизма. Предполагалось расширить самостоятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Большое внимание уделялось борьбе с бюрократизмом, бесхозяйственностью и коррупцией. Речь шла не о каких-либо радикальных реформах и преобразованиях, а об устранении негативных явлений из жизни общества, о его демократизации. Подавляющее большинство советских людей поддержали курс, направленный на установление порядка в стране. Однако меры по наведению порядка не привели к ощутимым результатам. Оставались неизменными подходы руководства к внешней политике. Как и прежде, советские войска продолжали участвовать в "необъявленной войне" в Афганистане.

После смерти Ю.В. Андропова (апрель 1984 г) пост Генерального секретаря ЦК парши занял К.У. Черненко. Кадровый партийный работник, немолодой уже человек (в момент избрания генсеком ему было более 80 лет), он не стремился к проведению в стране каких-либо реформ. Однако начатый в общественно-политической жизни процесс перемен оказался необратимым. Административно-командная система, сформировавшаяся в 30-е годы и выдержавшая преобразования хрущевской "оттепели", находилась на грани распада. Это все глубже осознавали многие представители партийно-государственного аппарата.

Комбинация контекстов обуславливала характер реформ и их эффективность. Учет (или недоучет) контекстных особенностей реформируемого объекта со стороны реформаторов обуславливал выбор темпов реформ, две модели которых в обобщенном виде получили названия «шоковой терапии» или «градуалистской модели».

Реформы в мире во второй половине ХХ века осуществлялись в форме двух крупных проектов.

Первый - капиталистический проект - формировался на основе кейнсианских представлений о «государственном контроле во имя полной занятости», доминировавших в правительственных кругах Запада с начала 1930-х до середины 1970-х гг. Эти представления были стержнем экономической политики англоязычных стран (Великобритании, Канады, Австралии), а также ряда малых стран Западной Европы. Различные модификации кейнсианства (в Японии, в скандинавских странах) исходили из централизованного правительственного регулирования хозяйственных процессов.

Капиталистический реформаторский проект обеспечил быстрый рост экономик стран Запада, общий подъем жизненного уровня населения, формирование самодостаточных общественных отношений, восприимчивость к НТП и широкое вовлечение его результатов в производство. При этом в США реализовывался более радикальный вариант рыночной модели, т.е. минимальная степень социальности государства (американская либеральная модель). В Западной Европе рыночная модель выступала в виде демократического корпоративистского и социально-рыночного вариантов. В целом, с точки зрения осуществления реформ, между ними не было большой разницы.

Лидером реформаторства выступали США, которые через план Маршалла осуществили реформу европейского капитализма путем внедрения в него американских стандартов, практик и норм, этики производственных отношений, научной организации труда, использования новых технологий. Например, реформы «чудес» Японии (программа «обратного курса» американской администрации Дж. Доджа и К. Шоупома), ФРГ (хозяйственные реформы Л. Эрхарда) и др.

С середины 1970-х гг. кейсианская модель развития стран рыночной экономики исчерпала себя и была заменена на монетаристскую модель , в основе которой лежали идеи ухода государства из экономики, свертывание социальных программ, массовая приватизация собственности, расчет на универсальность регулятивных способностей рынка.

Реформированию подлежало все капиталистическое пространство, о чем свидетельствовал рост количества международных организаций (с 1945 по 1982 гг. их численность увеличилась с 50 до 300). Национальные истории экономического и политического развития стран рыночной экономики продемонстрировали эффективность реформ, их конструктивный характер, обеспечивший модернизацию «снизу», органичную и соответствовавшую институциональным, общеэкономическим, национально-культурным контекстным условиям.

Второй – социалистический проект - базировался на марксистской концепции бестоварного производства и развития во имя конечной цели – построения бесклассового коммунистического общества с принципами коллективистской морали. Эта концепция, интерпретированная И. Сталиным и принявшая форму государственной политики в СССР, стала стержневой для стран ЦВЕ, а более радикальные ее интерпретации – для ряда стран Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам, Камбоджа) и Латинской Америки (Куба).

В первые послевоенные два с половиной десятилетия Советский Союз реализовывал сталинскую модель развития, в результате, достиг высоких показателей в машиностроении, приборостроении, химической, добывающей отраслях, ВПК, космонавтике. Жизненный уровень населения возрастал, особенно высокого качества достигли советское образование и наука.

С середины 1970-х гг. СССР, также как и Запад, исчерпал возможности прежней модели развития, вступил в стадию активного сотрудничества с Западом, особенно по линии торговли нефтью и другими ресурсами после мирового экономического кризиса 1973-1974 гг. Достаточно четкой идеи преобразований, адекватной монетаристской западной модели в СССР разработано не было. В странах социализма поиски обновления моделей социализма шли по линии ревизии марксизма и ленинизма-сталинизма, разработки концепций рыночного социализма, социализма с «человеческим лицом». Были предприняты попытки их реализации (Пражская весна 1968 г.). Но советские идеологии, выступая главными хранителями «истинного марксизма», пресекали эти поиски, хотя также шли по пути ревизии наиболее устаревших идеологических догм.

Советские реформы принципиально отличались от реформ в странах рыночной экономики, поскольку сама социалистическая модель представляла собой конструкцию, изначально созданную из теоретической схемы марксизма, априори признанной совершенной. Неадекватности реальностей социализма рассматривались как отклонения от идеальной марксистской схемы, которые можно устранить путем структурных реформ. Компенсационный характер такого реформирования предопределял и модернизацию «сверху».

Реформы как инструмент реализации обоих проектов выполняли функцию механизма конструирования социального, экономического и культурного пространства. При этом мировая история продемонстрировала, что в мире не было ни одной крупной реформы, проведенной с одинаковыми целями, способами и результатами.

Мировым контекстом как капиталистических, так и советских реформ стало идеологическое противостояние между США и СССР, зафиксированное в формуле «холодная война». Поэтому реформы были не только средством преобразований послевоенного мира, но и необходимостью в условиях конфронтационного соревнования двух макросистем обеспечивать управляемость мировым развитием.

Мотивы разработки реформ были тесно увязаны с военным потенциалом США и СССР и их союзников. И в США и в СССР наиболее крупные научные и организационные достижения могли быть обеспечены только при наличии динамических преобразований целенаправленного свойства. Именно ВПК обеих стран были основными генераторами технических идей, которые затем в США широко применялись в гражданских секторах экономики, а в СССР часто оставались закрытыми научными наработками. Вопрос «кто-кого», таким образом, решался политическими элитами в режиме эффективного реформаторства.
Перед Советским Союзом после окончания Второй мировой войны встала задача не просто восстановления разрушенной советской экономики, но ее перестройки . Перестройка была подчинена задачам развития военной промышленности. «Не боясь преувеличения, можно сказать, - писал российский историк В. Лельчук,- что в это время все основные силы науки были сконцентрированы на тех направлениях, от которых зависел оборонный потенциал СССР» .

Перестройка уже в первые послевоенные годы сопровождалась трансформацией элиты, вызванной не только фактом борьбы за власть между несколькими группами партийных и государственных чиновников высшего ранга, но и приоритетами дальнейшего развития страны (Программы Л. Берии, Г. Маленкова).

«Коридор» возможностей в советском реформаторстве был чрезвычайно узким: реформаторству не подлежали ни формы собственности (государственная и переходная – колхозно-кооперативная), ни формы власти (Советы). Единственной сферой возможных реформ была система управления . Именно в этой сфере и происходили основные перемены.

При Сталине, в силу расширения производственной базы, освоения восточных регионов страны и появления новых субъектов социалистической экономики в лице новых просоветских государств, значительно расширилась «география» управленческих структур. Хрущев прореформировал этот процесс, пытаясь перейти к системе территориального управления на основе совнархозов в 1957 г. Возвратившись к системе министерств, брежневское руководство реформировало систему управления средствами количественного наращивания министерств, объединений среднего и первичного звеньев и пр.

Одновременно с реформами в области управления на протяжении всей второй половины ХХ века в СССР шел процесс реформирования идеологии марксизма-ленинизма-сталинизма, который сама КПСС рассматривала как недопустимый ревизионизм, но совершала, ибо иначе просто не могла двигаться по пути реформ.

К началу 1950-х гг. в СССР как и в Европе были преодолены экономические последствия Второй мировой войны. Мировая западная экономика вступила в полосу быстрого развития. В последующие десятилетия мировое промышленное производства удваивалось каждые 10 лет. Следствием этого была «экономизация» мышления населения стран западного мира и переключение внимания с вопросов военной политики на задачи обеспечения экономического благосостояния.

Советский Союз в 1950-е гг. также демонстрировал успехи экономического развития. Об этом обстоятельно пишет российский исследователь Г. Ханин. Сталин, как известно, осуществил крупную идеологическую реформу, соединив национальное и интернациональное в послевоенной культурной и политической жизни страны. Это был сталинский «ответ» на «вызовы» Запада.

В 1960-е гг. происходило структурное оформление огромной американской зоны влияния в мире. США нарастили военный потенциал и укрепили НАТО, американо-японский договор, в Западной Европе помогали восстанавливать свои позиции Западной Германии - самой мощной индустриальной силе региона. Под американским влиянием оказался Южный Вьетнам, в зону притяжения США попали Пакистан, Таиланд, Лаос. Благодаря послевоенному реформаторству американской администрации начался бурный рост Японии, что объективно укрепляло позиции Америки в Азии.

Лозунги Н.С. Хрущеву «догнать и перегнать» по жизненным показателям США были реакцией на «экономизацию» мышления Запада. Заявление о построении коммунизма в СССР в ближайшие 20 лет было не только мобилизационным лозунгом для населения страны, но и «ответом» Н.С. Хрущева на военное усиление США. Ответом, сделанным в типичном духе революционизма, доставшемся в наследство советским идеологам от российских социал-демократов.

Сохраняя установки на нерыночный характер социалистической экономики, незыблемость форм социалистической собственности и советской власти, Хрущев своим противоречивым антисталинским дискурсом заложил логику альтернативности партийного мышления, без которого невозможно развитие реформаторской мысли. Это был еще один шаг на пути ревизии советской идеологии марксизма-ленинизма-сталинизма. Именно тогда наука была переведена из статуса «надстройки» (по Марксу и Ленину) в статус «непосредственной производительной силы», что позволило власти привнести в экономико-политическую лексику антимарксистские понятия вроде «прибыли» при социализме и осуществить попытку реформы в 1965 г. (Косыгинская). Эта реформа заложила основы для будущего реформирования социалистической собственности, преодоления табу на пересмотр основы всего социализма как социально-экономической системы.

Важно и другое. Реформа придала динамизм процессу самостоятельности предприятий, обретшей очевидную форму уже в период перестройки второй половины 1980-х гг. Реформа была свернута, хотя и обеспечила высокие темпы роста (до 7 % в год). Как известно, этот момент советского реформаторства повлек цепную реакцию реформ в странах социализма.

В 1970-е гг. начался новый виток НТП. Научные открытия и принципиально новые технологии открыли новые возможности для изменения условий труда и производства (микропроцессоры, волоконно-оптическая передача информации, промышленные роботы, биотехнологии, сверхбольшие и объемные интегральные схемы, сверхпрочная керамика, компьютеры пятого поколения, генная инженерия, термоядерный синтез).

Эти изменения побудили западные страны к перестройке всей системы международных отношений, в первую очередь в сфере экономики и торговли.Значительно расширилась деятельность международных организаций. Если в первый период они еще были сравнительно маломощными, занимавшимися восстановлением Западной Европы или регуляторами режимов в странах третьего мира, то в 1970-1980-е гг. они превратились в мощные центры принятия обязательных решений по формированию институционально-правового неолиберального реформаторского процесса. Деятельность их все более взаимоувязывалась, идеологическо-пропагандистское обеспечение осуществлялось высококонцентрировнными международными группами средств массовой информации.

В это время в новую фазу конструктивных либеральных реформ вступили так называемые неоиндустриальные страны (НИС). Эти страны также как Япония, демонстрировали органичное соединение современных форм организации производства с социальными институтами, основанными на национальных традициях.

В 1970-х гг. в новых исторических условиях стратегия реформаторства в СССР осуществлялась в форме социальной стабильности . Советское общество переживало качественно новый этап урбанизации и роста духовных и материальных потребностей.

Вторая половина 1970-х гг. (с легкой руки реформаторов позднесоветского периода) была обозначена в российской исторической мысли как «застой».

Статистические показатели не подтверждают это утверждение.

  • Рост ВВП в 1970-е -начале 1980-х гг. более, чем в 3 раза;
  • Рост золотовалютных резервов более чем в 5 раз;
  • Продовольственная корзина 1980 г. Общегодовое потребление 1 чел.:

Мяса – 68 кг (в 2006 г. - 37 кг);

Молока -280 кг (в 2006 г. – 237 кг);
- рыбы – 19 кг. (в 2006 г.- 16 кг).

  • Ежегодный рост дорожного строительства на 20% в год (напр. Москва-Рига -780 км, Ленинград-Мурманск – 1147 км). (За 2000-2008 гг. – построено 30 тыс. 151 км новых дорог).
  • Рост количества чиновников на 20,2%, что составило 1, 755 млн. чел по СССР (15 республик); (за 2000-2008 гг. рост числа чиновников на 47,7 % что составляет по РФ 1,675 млн. чел.).

Добавим к этому колоссальное развитее ТЭК, строительство нефтепроводов (к 1982 г.– 70 тыс. км магистралей), нефтеперерабатывающих заводов и пр. Вся совокупность этого гигантского производства, потреблявшего более 30% валютных поступлений в год на модернизацию и продолжавшая расти на протяжении 1970-х - начала 1980-х гг. составила тот индустриально-технологичный багаж, который эксплуатирует современная Россия сегодня.

В это время экономика СССР уже вросла в мировой рынок, как экспортер ресурсов и импортер зерна, оборудования, технологий.

В 1972 г. Советский Союз достиг военно-стратегического паритета с США, заключил договор об ограничении системы противоракетной обороны, в 1973 г. подписал документ о предотвращении ядерной войны между двумя сверхдержавами.

Одновременно в СССР именно с середины 1970-х гг., т.е. практически с перемены парадигмы развития западного капитализма, происходила «тихая реформа идеологии». Она включала в себя переход советского общества и советской власти на либеральные ценности западного общества, что нашло отражение в Хельсинских соглашениях 1975 г., когда СССР «вписался» (с определенными оговорками) в мировой процесс демократизации.

Несмотря на противоречия между СССР и Западом по ряду позиций, акт признания Хельсинки со стороны социалистических стран кардинально изменил идеологическую атмосферу внутри мирового социалистического содружества государств, поставив на повестку дня вопросы о гарантиях прав человека, способствуя развитию конституционной тематики, содействуя формированию идей конституционных изменений.

Думается, что это сказалось на концепции Конституции СССР 1977 г. Она была одним из крупнейших проектов брежневского времени и определенным образом подвела основные итоги в реформаторских «наработках» идеологии предшествовавшего периода. В Конституции было констатировано, что «выполнив задачи диктатуры пролетариата» советское государство стало общенародным, Коммунистическая партия объявлялась авангардом всего советского народа, а не отдельного класса.

В ареале политических представлений официального характера появились новые идеи, закрепленные конституционально: право на охрану здоровья и право на жилище. В нее были введены новые для советской политической мысли термины и положения, более соответствовавшие либеральной идеологии Запада, нежели сталинским понятиям Конституции 1936 г., В Конституции по существу оформлялась новая политическая система государства.

Конституция СССР 1977 г. и последовавшие за ней Конституции республик (1978 г.) стали рубежами в развитии Советского Союза. Политическая система окончательно обрела черты государства-партии, в котором любой реформаторский проект теперь уже официально мог рождаться только в рамках партийной идеологии.

В этот период произошла смена коллективистской идеологии марксизма на индивидуалистические ценности западного либерализма. Власть дезавуировала наиболее одиозные фигуры предшествовавшей эпохи (например, Т.Лысенко), значительно расширила свободу мысли в научном сообществе, позволила разного рода общественные неформальные движения (Всероссийской общество охраны памятников истории и культуры и др.).

Намерением лучше знать своего идеологического противника – Запад – диктовалось беспрецедентное в истории СССР разрастание сети научно-исследовательских институтов, центров в системе АН СССР и ведомственных научно-исследовательских институтов, издательств. Одни выполняли функции сбора информации (Всероссийский институт научной и технической информации – ВИНИТИ, Институт научной информации по общественным наукам – ИНИОН), другие – функции аналитических центров (ИМЭМО, ИСКАН, ИЭМСС), третьи – пропагандистского обеспечения (Агентство печати Новости (АПН), Советский комитет защиты мира, Комитет молодежных организаций, Советский комитет солидарности со странами Азии и Африки и др.). Они "конкурировали за влияние на высшее партийное руководство, объединяясь в коалиции". Участие советских ученых в международных конференциях, деятелей искусства - в культурных программах (кинофестивали), спортсменов – в спортивных мировых мероприятиях стало чертой брежневского «застоя».

В брежневское время получила развитие экологическая политика государства (1970-е начале 1980-х гг. в СССР было принято более 50 законов по охране окружающей среды), улучшено правовое и экономическое положение колхозников (введены паспорта и пенсии), введена пятидневная неделя для промышленных рабочих, ослаблено гонение на РПЦ. К 1976 г., по мнению канадского исследователя Калтона, брежневская модель развития режима достигла своего апогея.

Лозунги - интернациональный долг, КПСС - авангард всего прогрессивного человечества и пр. – носили скорее пропагандистский характер. Сохраняя внешне основные атрибуты марксистко-ленинской идеологии, Советский Союз, по-существу, уже не был социалистическим государством в марксистско-ленинско-сталинском его понимании.

***
Исходя из краткого обзора советских реформ, можно вывести некоторые «правила» советского реформаторства и проследить деятельность последнего советского реформатора - Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева - в рамках этих правил.

1) Проведение реформ в опорных социально-экономических точках (индустриальные стройки 1930-х гг., отраслевое реформирование 1960-1970-х гг. – ВПК, БАМ, ТЭК и др.) ;

  • М.С. Горбачев. Курс на ускорение социально-экономического развития, затем на совершенствование социализма, наконец, его обновление уже на первом этапе экономических реформ привел реформаторов к идее о самостоятельности предприятия, как субъекта экономического пространства (Закон о предприятии (объединении), вступивший в силу в начале 1988 г.). Была проигнорирована практика советского реформирования опираться на территориальные или отраслевые производственные опорные единицы, в которых идеи реформ возможно было реализовать, затем распространять по всему экономическому пространству. Начав реформы в низшем звене (на уровне предприятия), реформаторы «распылили» усилия перемен, не достигнув позитивных результатов. К тому же разрушили «вертикаль» административной власти и контроля (ослабив функции центральных органов управления – министерств).

2)Концентрация власти в Политбюро, ЦК КПСС, Совмине СССР, министерствах (вертикаль принятия решений и управления);

  • М.С. Горбачев . Летом 1988 г. на XIX Всесоюзной партийной конференции была одобрена реформа политической системы СССР. Поправки к Конституции СССР 1977 г, внесенные в декабре 1988 г. изменили структуру власти. Помимо власти КПСС часть верховной власти была передана съездам народных депутатов СССР, которые начали свою работу в 1989 г. Возникло политическое двоевластие: Кремль - Белый дом и политическое многовластье - Кремль - республиканские съезды народных депутатов. Далее – учреждение поста Президента СССР и ему подобных президентов республик. Растекание власти лишило реформаторский процесс единства в принятии решений и контроля над их исполнением.

3)Риторика несменяемости идеологии (верность марксизму-ленинизму) и медленная реформа в идеологической сфере.

  • М.С. Горбачев . С начала 1987 г. началась публичная и спешная смена идеологии. Это выразилось с переосмысления советской истории, затем продолжилось в дискуссиях о социализме и завершилось отказом от позитивного опыт строительства социализма в СССР. Сам М.С. Горбачева только в конце 1989 г. заявил о своей приверженности к социал-демократическим ценностям (статья «Социалистическая идея и революционная перестройка», опубликованная в ноябре 1989 году в газете «Правда») следовательно, к политическому плюрализму и признанию множественности формам собственности. Но социал-демократия – это отрицательный для советского общественного сознания контекстный вариант, ибо советская идеология ставила социал-демократию на одну доску с буржуазной идеологией еще со времен В.И. Ленина. Поэтому возник идеологический вакуум, который стал быстро заполняться антикоммунистическими установками диссидентсвующей интеллигенции, авторитет которой реформаторы сами поднимали на волне критики «застоя» (А.Д.Сахаров), что в условиях реформ привело к острейшему политическому коллапсу и лишению реформ всяких перспектив.

4)Управленческая дисциплина, обусловленная партийной ответственностью на всех уровнях.

  • М.С.Горбачев . Кадровая политика времен реформ 1985-1990 гг. была сориентирована на масштабные чистки, поиск «механизма торможения», обновления, борьбы с коррупцией, наконец, на открытую оппозицию внутри КПСС как «слева» (Б.Н. Ельцын), так и «справа» (Е.К. Лигачев). Это лишало КПСС реальной ответственности за выполнение решений, привело к нарушению главного партийного принципа – дисциплины в исполнении своих управленческих функций (даже в условиях их сокращения). К этому следует добавить, что и на предприятиях идея выборности руководителей не способствовала исполнительской дисциплине.

5)Признание, что в ходе реформ и модернизаций есть социально проигравшие группы, которые нуждаются в компенсации.

  • В советский период реформ в силу идеологических установок цели реформ пропагандистски связывались с успехами государства-общества. Поэтому даже в трудные времена послевоенного развития население не оказывалось сильно дифференцированным по материальным признакам.В период перестройки принцип «равных возможностей» был нарушен, например, в результате кооперативного движения, начавшегося после введения в действие Закона о кооперации в СССР (1988 г.), создание СП с преимуществами работы в них номенклатурных работников и т.д.

Таким образом, вся программа реформ М.С. Горбачева шла в разрез с правилами советского реформаторства. Конечно, реформы в СССР и их результаты были в жизни гораздо более сложными и по замыслам, и по исполнению. Тем не менее, очевиден, на наш взгляд, факт того, что «законы реформаторства» - учет контекстов - в случае с реформами М.С. Горбачева не были соблюдены. В первую очередь это касается национально-культурного контекста. При всей сложности его определения и имманентных дискуссиях о «русском характере» и «особом пути», о соборности и патернализме российского общественного сознания, трудно отрицать, что огромную роль в этом контексте играли советские ценности.

Ведь советское общество было в течение нескольких десятилетий воспитано на идеях Октября, социализма, социальной справедливости, солидарности и пр. Дискредитация советской истории, завершившаяся к концу 1988 г. снятием позитива с последнего слоя советской истории – ленинского периода - низвергла и саму советскую идеологию, разрушив советский сегмент национально-культурной составляющей общественного сознания.

Ревизия, как практика советского реформаторства была осуществлена реформаторами-горбачевцами слишком поспешно и в слишком короткий исторический период. За несколько лет реформ страна пережила три волны переоценок: эпоху Брежнева, новую волну десталинизации, и антиленинизм, и, по меньшей мере, столько же идеологических шоков - переход на социал-демократические позиции самой власти, переход на антикоммунизм оппозиции этой власти, открытое возрождение национализма, как протест против первых двух идеологий. Идеологический кризис стал внутренним фактором кризиса советского реформаторства.

К этому следует добавить, что к середине 1980-х гг. Ялтинско-потсдамский порядок, в основе которого лежали регулируемое противостояние СССР и США, стал разрушаться. Обе державы – по противоположным причинам – перешли к его ревизии. Это было внешним фактором кризиса советского реформаторства. В повестке дня возник вопрос согласованного реформирования. Но к этому времени участники этого процесса - США и СССР - не были равны между собой по мощи и влиянию.

Отвечая на вопрос об уроках советского реформаторства, можно заключить, что есть общие основания для успешной модернизации, они основаны на понимании реформ как инструмента, способного совершенствовать систему, не разрушая ее, как способа замены устаревших элементов системы путем продуманных и эволюционных мер (градуалистские реформы). Пожалуй, в современном мире примером такого реформаторства может служить история современного Китая, хотя это заключение небесспорно и оценивается в исследовательской литературе с диаметрально противоположных позиций.

После смерти Сталина в стране начинается жесткая внутрипартийная борьба за власть, в результате которой во главе государства становится Н. С. Хрущев. С его приходом курс в политике резко меняется, наступает т.н. «оттепель». В 1964 году Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л. И. Брежнев. Начало его правления было отмечено некоторым «оживлением» политики и экономики, однако вскоре в стране начинается период т.н. «застоя». В стране процветает бюрократия. С 1982 года в стране меняются руководители – Ю.В. Андропов, К.У. Черненко. С 1985 года — с приходом М. С. Горбачева в стране начинается новый период «перестройки» и «гласности».

  • - Годы правления М.С. Горбачёва по праву называются перестройкой. Значимые изменения и преобразования происходили во всех сферах общественной жизни. Экономический сектор и производство всё дальше отходили от государственного планирования и переходили в частные руки.
  • - После распада СССР в 90-х годах внутренней политике России понадобилось длительное время для стабилизации. Неустоявшийся государственный аппарат с трудом проводил необходимые в то время экономические реформы, которые должны были обеспечить переход к рыночной экономике.
  • - Период политического “застоя” отразился и на культуре СССР. Цензура, идеологический гнёт – всё это только сдерживало развитие культуры и творчества в государстве. Но с приходом 90-х годов ситуация резко изменилась – либерализация духовной сферы наблюдалась как в литературе, живописи, скульптуре, так и в образовании.
  • - В послевоенное время контроль государства над всеми сферами культуры приводит к новым репрессиям. Период «хрущевской оттепели» на время ослабляет идеологический пресс, устанавливаются связи с культурами других государств, расцветает наука.
  • - Внешняя политика России в 90-е годы была направлена на установление суверенитета и целостности государства, а также на достижение признания мировой общественности. Главной целью было утверждение России как правопреемницы бывшего Советского Союза, что и было достигнуто.
  • - Национальные проблемы в СССР не были окончательно решены, ситуацию усугубляли проблемы в экономике. Следствием внутриполитического кризиса стало отсоединение республик от Союза. В начале 90-х годов ситуация приобрела безвыходное положение и финалом её разрешения стал распад Советского Союза.
  • - Экономика Советского Союза развивалась медленно и малоэффективно, вследствие чего во второй половине XX века в государстве было несколько финансовых кризисов. Частичный переход на рыночную экономику должен был преодолеть застойные явления в стране, но для этого потребовалось немало времени.
  • - Международная политика СССР заключалась в урегулировании отношений с западными странами по поводу ядерного вооружения и в заключении торговых контрактов с социалистическими государствами. Агрессия СССР в Афганистане и на границе с Китаем воспринималась не всегда положительно.
  • - Неравномерное развитие экономики СССР в 70-е-80-е гг. – следствие реформ 50-х- 60-х гг. При росте строительства производственных предприятий и жилья, намечалось отставание в сельском хозяйстве, «перекос» в сфере промышленности, обострялись социальные противоречия.
  • - В 50-х гг. СССР реформирует сельское хозяйство и сферу управления промышленностью. Непоследовательная аграрная политика привела к проблемам с продовольствием, создание совнархозов не усилило экономические связи между регионами. Социальная сфера активно развивалась.
  • - Хрущев проводил политику десталинизации, включающую судебную и социально-политические реформы. Освобождались политзаключенные, обновлялся состав партии, утверждалась новая Программа КПСС. Комплекс правительственных мер получил противоречивую общественную реакцию.
  • - После распада СССР в стране наблюдался раскол между президентом и парламентом. В результате народных референдумов, выборов и принятия Конституции, утверждавшей новую систему власти, установился порядок. Отношения между республиками бывшего Союза складывались по-разному.
  • - Конец 90-х годов ознаменовался масштабным экономическим кризисом в России, который был последствием распада СССР. Стабилизация политической и финансовой сфер проходили тяжело и медленно. Б.Н. Ельцин не смог удержать власть, что привело к смене правительства.
  • - Новый курс во внешней политике, проводимый М.С. Горбачёвым, разрядил отношения с капиталистическими странами, в том числе положил фактический конце холодной войне. Но не все социалистические страны с доверием отнеслись к проводимым в СССР внешнеполитическим мероприятиям.
  • - В конце 60-х гг. СССР взял умеренно-консервативный политический курс, последовательно поддерживаемый Брежневым, Андроповым, Черненко. В 1977 году была принята новая Конституция, базирующаяся на идеологии «развитого социализма». Нарастало диссидентское движение.
  • - В 50-х гг. ХХ в. в мире наметилась оппозиция капиталистических стран Запада и социалистического лагеря во главе с СССР. СССР, руководимый Хрущевым, проводил политику гибкой дипломатии и предотвращения ядерных испытаний, чтобы разрядить международную обстановку.