Технология индивидуального консультирования. Технология консультирования

В программе реабилитационных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее

взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности детей и подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия.

Возможно консультирование несовершеннолетних, стремящихся самостоятельно справиться с проблемой.

Социально-педагогическое консультирование - это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения.

Основной целью консультирования является оказание помо­ щи личности в решении ее социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Основная задача консультационной работы заключается в том, чтобы помочь обратившемуся за помощью посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.

При проведении консультирования важно придерживаться та­ких принципов, как доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту; ориентация на нормы и ценности клиента; запрет давать советы клиенту; анонимность консультирования; включеность клиента в процесс консультирования, разграничение личных и профессиональных отношений.

Консультирование осуществляется разными способами в за­висимости от разнообразия условий деятельности и личных качеств клиентов, от концепций и методов вмешательства, используемых профессионалами.

Многие ученые выделяют два вида консультирования: контактное (очное) и дистантное (заочное). Контактное консультирование состоит в том, что консультант встречается с клиентом и между ними происходит беседа. Дистантный вид консультативной деятельности не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке.

Условно консультативную беседу можно разделить на четыре этапа.

1.Знакомство, начало беседы.

2. Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез.

Воздействие. Простейший способ воздействия. задача социального педагога на этом этапе состоит в том, чтобы еще раз внимательно проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе проблем,

4. Завершение беседы. Этот этап включает: подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема); обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с социальным педагогом или другими необходимыми специалистами; прощание консультанта с социальным педагогом.

Специфическим видом консультативной деятельности служит дистантное консультирование. Основная его форма - телефонное консультирование (телефон доверия - ТД) Особенностью телефонного консультирования является анонимность, способствующая формированию у клиента фантазийного образа консультанта. Отсутствие зрительных впечатлений усиливает нагрузку на звуковой канал приятия.

Своеобразной формой дистанционного консультирования яв­ ляется консультирование по переписке, или скриботерапия. Оно применяется в тех случаях, когда телефонное консультирование затруднено из-за отсутствия телефонной связи.

летнего требует использования определенных санкций к нему са­ мому или к лицам, занятым его воспитанием;

Координация отношений ребенка с первичным коллективом; - оздоровление;

Психопрофилактика.

Применяя разнообразные меры социальной реабилитации, необходимо объективно оценивать их результаты. Следует учиты-вать, что эффективность социальной реабилитации достигается всем комплексом реабилитационных мер (медицинских, психо­

логических, профессиональных, социальных). Степень ее эффек­ тивности определяется уровнем социализации клиента, его спо­

собностью адаптироваться в обществе.

Технология социальной реабилитации. Реабилитация и коррекция.

Реабилитация – это система мер, имеющая своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе.

Социально – педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, активной жизненной позиции, способствующая интеграции ребенка в обществе и на овладении необходимых умений и навыков, соц ролей и правил поведения в обществе.

Существуют мед, психологические, соц-пед, пед, профессиональные и бытовые виды реабилитации.

Соц-пед реабилитация включает в себя 3 основных этапа:

· Диагностики (направлена на определения уровня развития эмоц-познават сферы ребенка, на сформированность качеств личности, его соц ролей и профессиональных интересов)

· Создание и реализация реабилитационной программы (реабилитационная программа создается индивидуально и включает следующие элементы: цель, задачи, средства, методы, этапы деятельности)

· Постреабилитационная защита ребенка

· В качестве ведущего метода преодоления дезадаптивного или отклоняющегося поведения в социально-педагогической деятельности используется процедура реабилитации и коррекции.

В структуре социально-педагогической деятельности можно выделить в качестве самостоятельных компонентов ресоциализацию, коррекцию, реабилитацию, социальный патронаж.

Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребен-ка, подростка со взрослыми и сверстниками и корректировку пе­ дагогических позиций учителей, родителей, которая должна спо­

собствовать, в частности, разрешению острых и вялотекущих кон­ фликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном разви­ тии подростка.

Коррекция, по мнению А. И. Кочетова, имеет следующие функ­ ции:

Восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до по­

явления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о его добрых делах;

Компенсирующую, заключающуюся в формировании у под­ ростка стремления компенсировать тот или иной недостаток ус­

пехом в увлекающей его деятельности (в спорте, труде и т.п.);

Стимулирующую, направленную на активизацию положительной общественно полезной деятельности ученика; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т. е. небезразличного, эмоционального отношения к личности подростка, его

поступкам;

Исправительную, связанную с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагающую применение разнообразных методов коррекции поведения (поощрение, убеждение, при­

мер и т.д.)1.

Реабилитация - комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, дефекта, социального отклонения. Реабилитация может быть стихийной и организованной. В первом случае предполагается, что личность интуитивно налаживает отношения с собственным организмом и окружающей средой на более или менее приемлемом для себя уровне. Процесс социальной реаби­

литации имеет длительный характер. Организованная реабилита­ ция ставит своей целью сократить сроки восстановления соци­ альной нормы, повысить качество самостоятельной работы лич­

ности за счет профессиональной помощи. Постановление о необ­ ходимости реабилитации несовершеннолетнего выносит специ­

альная комиссия. Как правило, итогом ее работы выступает ин­ дивидуальная комплексная программа реабилитации.

индивидуальная комплексная реабили­ тация представляет собой систему, которая включает на каждом из выделенных этапов ряд мероприятий в разных сферах реабилитации.

Отчасти эта технология имеет много общего с психологическим консультированием и с профконсультированием. Психологическое консультирование - это особое направление в практической психологии, которое связано с оказанием индивидуальной помощи людям. Оно бывает личностным, психолого-педагогическим и семейным. Профконсультирование проводится профконсультантом с целью оказания помощи в самоопределении относительно будущей профессии и в осуществлении ее выбора.

Целью гуманистического консультирования является создание условий для актуализации потенциала, личностных возможностей человека. Это консультирование базируется на идеях Э. Фрома, К. Роджерса об уникальности каждого человека, не вере в его способность к личностному росту. В этом смысле данный вид консультирования в наибольшей степени соответствует идеологии тьюторской деятельности, также имеющей своей целью развитие в учащихся качества субъекта.

Отличия традиционного консультирования от клиентцентрированного даны в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительные характеристики традиционного и клиентцентрированного подходов

Традиционный

Клиентцентрированный

Цель: либо дать советы, либо выработать совместное решение проблемы.

Задача: опора на имеющиеся традиционные схемы в решении проблемы и проекция на конкретную проблему.

Базовый прием: постановка прямых вопросов, то есть при поиске решения проблемы клиенту

задаются вопросы, напрямую касающиеся тематики обсуждения. Реакция клиента: согласие клиента с консультантом, благодарность за помощь.

Цель: создать условия для актуализации потенциала, личностных возможностей человека.

Задача: опора на рефлексию, поэтапное подведение клиента к сущности проблемы, самостоятельный выход клиента из неблагоприятных ситуаций.

Базовый прием: постановка проецирующих вопросов, то есть при поиске решения проблемы (алгоритма действий клиента) клиенту задаются вопросы, не относящиеся напрямую к тематике обсуждения.

Реакция (позиция) консультанта: наступательная активность, стремление к совместным действиям; отказ от консультирования, клиент может не иметь проблемы, как таковой (клиент не всегда прав) он может ошибаться.

Характер беседы: управляемое стандартизированное интервью; ориентация в принятии решений на консультанта.

Реакция клиента: либо согласие, либо не согласие клиента с консультантом, обдумывание, инсайт.

Реакция (позиция) консультанта: выжидательная аутичность, стремление к активным действиям клиента; консультирование обязательно, так если человек обращается за помощью, значит, есть потребность (клиент всегда прав), но он может ошибаться.

Характер беседы: неуправляемое ин-тервью-эмпатическое слушание; ориентация в принятии решений на клиента.

В консультировании выделяется несколько этапов: подготовительный, установочный, диагностический, рекомендательный и контрольный или проверочный. Иными словами, проводя консультирование, тьютор предварительно изучает проблемы подростка, разрабатывает подходы к проведению будущей консультации, а по ее итогам - обязательно оценивает результаты.

Консультация - это, прежде всего, общение, установление эмоционального контакта, определение динамики развития контакта, поддержание конструктивного диалога и создание условий для самораскрытия, самоактуализации возможностей подопечного. Поэтому, кроме когнитивного, в консультирования большое значение имеет эмоциональный компонент.

В связи с этим эффективность консультирования во многом зависит не только от практических знаний консультанта, то есть знаний о том, как решить проблему, а и, во-первых, от его личных качеств, обеспечивающих эффективность межличностного общения; во-вторых, от навыков консультирования: умения слушать и проводить интервенции. Слушание, в том числе активное слушание, важно для понимания истинных проблем подростка: мотивов его поведения, отношения к ситуации самоопределения, ценностных установок и взглядов на свое будущее. С помощью интервенций консультант направляет ход беседы, получает недостающую информацию, делает важные для подопечного акценты, ставит его в проблемную ситуацию, побуждающую е к переосмыслению собственной проблемы и опыта подводит к инсайту.

Можно выделить следующие интервенции:

  • - вопросы;
  • - рефлексию, избирательную в том числе;
  • - формирование и развитие эмпатии;
  • - контроль за правильностью понимания.

Наиболее эффективны открытые вопросы. Например: "Почему родители хотят, чтобы ты продолжал учиться в 10 классе?", "Какой ты представляешь для себя идеальную работу?" При использовании закрытых вопросов, особенно у неготового к обсуждению проблем своего самоопределения подростка, может возникнуть ассоциации с допросом. Следует также избегать вопросов, вызывающих чувство вины и желание подростка обороняться или оправдываться, например: "Почему ты не захотел прислушаться к совету родителей?". Открытые вопросы формулируются так, что способствуют раскрытию подростка, то есть дают ему возможность разговориться и углубиться в проблему. Они не должны содержать даже косвенного намека на обвинение учащегося в создавшейся ситуации, например "Почему ты не остался учиться в обычном общеобразовательном классе?".

Рефлексия (отражение) осуществляется с помощью повторения консультантом последней фразы или слов говорящего, своеобразного "эха".

При избирательной рефлексии консультант повторяет его ключевую фразу или слова, подводя тем самым к рассуждению за указанную тему. Например, если речь идет о том, что подросток принял решение, что не пойдет в 10 класс, после ссоры с родителями, то консультант, чтобы начать разговор о ссоре, может уточнить: "Вы говорите, после этой ссоры". В результате он подводит подопечного к дальнейшим рассуждениям на тему "ссора".

Формирование эмпатии как приема интервенции осуществляется с помощью языковых средств. Консультант достигает эмпатии собеседника через отражения его чувств и демонстрацию своего понимания, например: "Кажется, вы обижены на своих родителей".

Для контроля над правильностью своего понимания собеседника, консультант задает вопросы с опорой на ключевые слова (фразы) для поддержания логики беседы или подытоживая сказанное.

Ниже дается сравнительная характеристика эффективного и неэффективного консультирования, вне зависимости от подхода и выбранных приемов.

Данная технология базируется на принципе добровольности и мотивированности самого учащегося. Консультации со школьниками и их родителями проводятся исходя из потребностей школьников. В зависимости от эффекта консультаций и отношений, которые сложились у консультанта с подростком, они могут быть достаточно регулярными или носить эпизодический характер, то есть проводиться по необходимости.

Однако при этом очень важно, чтобы разовые консультации также носили завершенный характер, то есть подводили подростка к решению волнующих их проблем и указывали на дальнейший ход самостоятельных действий.

При определенных условиях, наличии общие проблемы, высокой степени открытости и доверия к консультанту и членам группы, консультации могут носить и групповой характер. Однако содержание этих консультаций все же не может быть в той же степени конфиденциальным, как при индивидуальном консультировании. В связи с этим целесообразнее проводить по общим для учащихся проблемам групповые тренинги.

В тьюторской деятельности присутствует значительный когнитивный компонент. В работе со старшеклассниками есть несколько вопросов, для которых недостаточен формат консультаций и необходимо организованное обучение, в котором будет происходить присвоение определенных знаний и даже выработка привычек и навыков. Так, учащихся необходимо обучить нескольким вещам: методам планирования своей карьеры, методам выбора направления получения образования и будущей профессии, способу разработки ИУП, методам работы с портфолио. С этой целью рекомендуется проводить групповые занятия с элементами ролевой игры, социально-психологического и когнитивно-поведенческого тренинга.

Тьютору необходимо выявить, каких знаний для самоопределения не хватает учащимся и разработать программу тренингов. В данной технологии результаты достигаются благодаря тому, что учащийся, приобретающий недостающие знания, постепенно начинает самостоятельно справляться со своими проблемами. Работа тьютора с учащимися может быть построена как цепочка последовательно сменяющих друг друга тренингов на подобие тренингов личностного роста. Это могут быть тренинги по проблемам, наиболее волнующим старшеклассников: как построить свои жизненные планы, как спланировать работу по достижению важных целей. Это могут быть и какие-то вполне конкретные и узкие проблемы, например, как подготовиться к экзаменам, как избавиться от волнения и тревоги, как вести себя на собеседовании при приеме на работу и т. д.

Предполагается, что учащийся будет преобразовывать полученные знания в способы решения собственных проблем, делать их средством собственного самоопределения.

Методика тренингов достаточно хорошо известна и описана в литературе.

Тьюторский тренинг отличается от других тем, что направлен на оказание помощи в решении проблем самоопределения.

При проведении тренингов сохраняется постоянный и неизменный состав группы. Это могут быть группы, сформированные на базе классов или из тех учащихся, которые сделали выбор данных занятий в качестве краткосрочных элективных курсов предпрофильной подготовки.

Работая с членами тренинговой группы, ведущий создает условия для активного участия каждого, не позволяет доминировать наиболее инициативным ученикам, привлекающим к себе наибольшее внимание. У участников тренинга должны быть тетради или альбомы для записей и выполнения рисунков, а также наборы цветных карандашей или фломастеров для выполнения тренинговых упражнений. Чтобы не возникало барьеров в общении, необходимо снабдить всех участников визитками или выучить их имена.

В программах тренингов сочетаются двигательные упражнения с теоретическим и диагностическим материалом. Начинающему тренеру особенно важно верно дозировать упражнения, позволяющие убирать "мышечные зажимы". Их должно быть столько, сколько необходимо для того, чтобы включиться в работу над содержательной стороной занятия. В противном случае занятие превратится в неконтролируемое развлечение. Все знания, навыки и умения, полученные учащимися в ходе этих занятий, должны быть тесно связаны с реальностью, то есть использоваться и применяться в конкретных жизненных ситуациях.

В тренинге используются самые разные методы: ролевая игра, диалог, анализ ситуации, разогревающие упражнения, мозговые штурмы и т. д.

Работа участников тренинга может быть индивидуальной, парной, групповой, по принципу круга и аквариума. После выполнения определенных заданий, в том числе и тестов, инициируются обсуждения. В процессе тренинга ведущий не морализирует и не делает собственных выводов, их произносят участники процесса. В процессе занятий важна атмосфера творческого и душевного подъема, для чего в его программы включаются упражнения, результаты которых вызывают сильные эмоциональные переживания: удивление, инсайт.

Стиль ведения тренинговых занятий зависит от зрелости группы и динамики происходящих в ней групповых процессов. В ходе тренинга возникает множество нестандартных ситуаций, требующих от ведущего творческого подхода, хорошего знания методики, большого жизненного опыта и импровизации.

Тренинговая технология нуждается в наличии специально оборудованной аудитории. По возможности, она должна быть просторной, оборудованной легко передвигающейся мебелью, столами и стульями для выполнения письменных работ и иметь свободное пространство для выполнения двигательных тренинговых упражнений и игр. Помещение для занятий должно быть уединенным и не напоминать кабинет-предметника с соответствующей атрибутикой.

Эта технология, сохраняя все присущие черты тьюторства, в то же время наиболее традиционна для школы, и поэтому может быть освоена даже учителем или школьными психологами.

Как видно из описания технологии, ее основой являются эмпирические методы. Можно было бы сказать, что старшеклассник будет делать выборы методом проб и ошибок. Но это не совсем так. Задача тьютора состоит в том, чтобы свести число ошибок, а значит и возможных проб к минимальному.

По определению Британской ассоциации консультирова­ния, под этим термином «подразумевается работа с индивидуу­мами и их взаимоотношениями, направленная на развитие; под­держку во время кризиса, наставничество или решение проблем. Задача консультирования - предоставить клиенту возможность проанализировать, обнаружить и прояснить способы более удов­летворительной и полноценной жизни. О консультативном про­цессе можно говорить тогда, когда кто-либо, временно или по­стоянно находящийся в роли консультанта, предоставляет свое время, внимание и уважение другому, временно находящемуся в роли клиента».

В различных литературных источниках консультирование рас­сматривается как:

    любая форма оказания помощи в отношении содержа­ния и решения проблемной задачи, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает в ее разрешении;

    совместная деятельность консультанта и клиента с це­лью разрешения определенной проблемы и осуществления жела­емых изменений у клиента;

    оказание услуг по выявлению проблемы, ее анализу, вы­работке рекомендации по разрешению проблемы, при необходи­мости содействие в выполнении определенных действий;

    сложившаяся практика оказания действенной помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физичес­ки и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни проблемами;

    квалифицированная помощь лицам, испытывающим раз­личные проблемы, с целью восстановления и оптимизации их со­циальных функций, условий жизнедеятельности.

Как отмечает Р. Кочюнас, имеется много сходных определе­ний и все они включают несколько общих основных положений:

    консультирование способствует развитию личности;

    консультирование помогает обучаться новому пове­дению;

    в консультировании акцентируется ответственность кли­ента, т. е. признается, что независимый, ответственный человек способен в соответствующих обстоятельствах принимать самосто­ятельные решения, а консультант создает условия, которые по­ощряют волевое поведение клиента;

    консультирование помогает человеку выбирать и дей­ствовать по собственному усмотрению;

    консультирование помогает развитию способности че­ловека адекватно и полноценно воспринимать себя и других лю­дей, изменять и делать гибкой систему внутри и межличностных отношений;

    сердцевиной консультирования является «консультатив­ное взаимодействие» между клиентом и консультантом.

Вопрос определения целей консультирования не является про­стым, так как во многом зависит и от разнообразных потребнос­тей клиентов, и от позиции самого консультанта. Однако можно выделить несколько основополагающих целей, которые наибо­лее часто встречаются в литературе:

Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, не­ смотря на некоторые неизбежные социальные ограничения;

    развивать навыки преодоления трудностей при столк­новении с новыми жизненными обстоятельствами трудностями;

    обеспечить оптимальное принятие жизненно важных ре­шений (научить клиента распределять свое время и энергию, оце­нивать последствия риска, адекватно оценивать свойства своей личности, преодолевать эмоциональные стрессы);

Развивать умение устанавливать и поддерживать межличностные отношения.

Существует много классификаций форм консультативной помощи.

По объекту консультирования различают индивидуальное, групповое, семейное.

По критерию возраста рассматривают консультирование де­тей и взрослых.

По критерию контакта с клиентом выделяют очное (контактное) и заочное (дистантное: телефонное, письменное, через печатные научно-популярные издания, руководство по самопомо­щи).

Предметом социально-педагогического консультирования могут быть:

Решение проблем школьной дезадаптации;

Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения;

    организация специализированной помощи (психологи­ческой, логопедической, психотерапевтической, юридической);

    содействие в разрешении семейных конфликтов, гармо­низации детско-родительских и супружеских отношений;

    содействие в трудоустройстве, оформлении льгот, субси­дий, инвалидностей, материальной помощи в кризисной ситуации;

    содействие в наркологической помощи детям, другим членам семьи и т.п.

ТЕХНОЛОГИИ ПОСРЕДНИЧЕСТВА, ВОЛОНТЕРСТВА

Смысл технологии посредничества заключается в содействии до­стижению согласия между субъектами (отдельная личность, се­мья, коллектив и др.) для решения социальных проблем одного из них.

Задачи социального педагога, выступающего в роли посред­ника: объяснять интересы и взгляды одной стороны другой; уста­навливать связи с субъектами, способными оказать необходимую поддержку подопечному; убедить соответствующие структуры, организации в необходимости оказания конкретной помощи.

Можно выделить следующие виды посредничества в профес­сиональной социально-педагогической деятельности:

    в поиске соответствующих служб (организаций, учреж­дений), способных оказать подопечному необходимую помощь и поддержку;

    в решении межличностных, семейных конфликтов;

В решении правовых проблем -например, участие в оформлении опеки (попечительства), взаимодействие с инстанциями при решении вопросов о защите имущественных прав несовершеннолетнего, участие в дознании и судопроизводстве по правонарушениям несовершеннолетних;

В решении медико-реабилитационных проблем. Основные этапы деятельности социального педагога, реализующего посредническую функцию:

    диагностика причин и состояния проблемы подопечного, оценка возможностей ее решения, анализ информации об учреждениях, оказывающих различные услуги в сфере правовой, социаль­ной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации ит.п.;

    выбор учреждения, способного оказать подопечному наиболее эффективную помощь;

    информирование подопечного о характере деятельности рекомендуемого учреждения;

    помощь в установлении контакта подопечного с соответствующим специалистом;

    проверка результативности контакта (определение позитивной динамики в решении проблемы подопечного).

Основные приемы реализации технологии посредничества:

Оформление для подопечного выписки с указанием адреса, номера телефона, фамилии, имени, отчества нужного специалиста рекомендуемой организации (учреждения, центра, службы);

Личный контакт социального педагога с представителем учреждения или специалистом (непосредственный или опосредованный, например, по телефону);

Составление сопроводительного письма с указанием при­чины и цели обращения подопечного в учреждение;

При необходимости подбор сопровождающего для подопечного из числа педагогов, родственников, близких людей;

В некоторых случаях заключение письменного трехстороннего договора; социальный педагог-специалист (учрежде­ние) - подопечный как одного из способов установления пра­вил, норм взаимодействия субъектов.

В договоре могут быть отражены:

    цели проводимой работы (определяются на основе ана­лиза проблемы подопечного);

    характеристика предоставляемых услуг;

    временные рамки совместной деятельности;

    характеристика специальных методик, которые будут ис­пользоваться (например, индивидуальная, групповая работа или работа с семьей.

    особые требования учреждения (например, об оплате, ча­сах работы, о специалистах, которые будут заниматься с подопеч­ным, о необходимости сообщения в суд или другие службы и т.п.).

Договор об услугах в целом не носит юридического характера (в отличие от типового договора, например, о платных услу­гах). Юридический договор ко многому обязывает, его трудно изменить (часто только при обращении в суд), тогда как договор об услугах очень гибкий, в нем стороны могут в результате повтор­ных обсуждений менять отдельные пункты. Например, могут пе­ресматриваться цели, временные рамки, методики работы в про­цессе предоставления услуг.

Бывают случаи, когда подопечный или специалист соответ­ствующей, организации при обсуждении договора сознательно (умышленно) скрывает какие-то позиции, надеясь, что они как-то разрешатся в дальнейшем. В такой ситуации задача социаль­ного педагога - дипломатично обсудить скрываемые причины проблемы подопечного, детально выяснить методику работы спе­циалиста, степень его полномочий и ответственности.

Социальному педагогу-посреднику следует всячески способ­ствовать достижению соглашения между подопечным и соответ­ствующим специалистом, а в дальнейшем обеим сторонам следо­вать правилам договора.

Технологии организации досуга

Одно из направлений деятельности социального педагога заклю­чается в организации досуговой деятельности воспитанников. Су­ществует несколько интерпретаций понятия «досуг»:

Время, которым человек распоряжается по собственно­му усмотрению, не связанное с непреложными обязанностями, обязательствами;

    свободное от работы, учебы время, которое может быть использовано для удовлетворения личных потребностей и стрем­лений;

    часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, утомления, восстановления фи­зического и психического здоровья.

В содержательном плане структура досуга включает: обще­ние; спортивно-оздоровительную деятельность; игры; отдых на природе; прогулки; интеллектуально-познавательную деятельность активного (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.) и пассивного характера (просмотр телевизора, слушание му­зыки); любительскую деятельность прикладного характера (шитье, фотодело и т.п.); общественно активную деятельность.

Специфические особенности досуговой деятельности;

Действительный ее мотив - потребность личности в са­мом процессе этой деятельности;

Досуговая деятельность может носить социально полез­ный характер, социально нейтральный характер, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей и обретать характер социаль­но отрицательный, асоциальный.

Педагогика досуга как практическая воспитательная деятель­ность государства и общества начала складываться в эпоху антич­ности. Фукидид писал, что греки ввели много разнообразных форм проведения досуга для отдыха души от труда, доставляющих на­слаждение и помогающих рассеять заботы повседневной жизни.

Принципы педагогики досуга:

V принцип интереса (досуговая активность или пассивность человека в полной мере определяется только лишь наличием или отсутствием интереса к ней);

Принцип совместной деятельности (совместная деятель­ность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней, воспитатель­ный потенциал).

В педагогике досуга три понятия: свободное время, отдых, досуг - тесно взаимосвязаны.

Свободное время - та часть жизни ребенка, что остается от учебы, выполнения домашних учебных заданий, работы, быто­вых отправлений (сон, питание, самообслуживание, дорога и т.п.), от общественных или домашних поручений и обязанностей. В структуре свободного времени школьника можно выделить сле­дующие компоненты: дополнительная учеба по личной инициа­тиве, самообразование, общественная деятельность; потребление ценностей культуры; научно-техническое творчество; труд поже­ланию и оплачиваемая работа, прикладной труд; художественное самодеятельное творчество; спорт, туризм и физическая культуру; общение с природой и экологические занятия; общение по интересам; любительские занятия, игры, отдых как «ничегонеделание» и, к сожалению, антикультурное и криминальное времяпрепровождение.

Отдых - состояние покоя. Отстранение от всех забот, род деятельности, которая снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению «формы», работоспособности. Это перерыв в занятиях, переключение на иную деятельность, смена событий. Отдых может быть в форме сна, купания, принятия оздоровительных процедур и т.п. Школьная перемена - форма отдыха учащихся.

Досуг - развлечение (раз + влечение). Влечение - корневое понятие. Это сильная склонность к чему-либо.


Значительное место в системе подготовки специалистов занимают практические, лабораторные, индивидуальные занятия, консультации и коллоквиумы. Главная их задача - закрепление, перевод в долговременную память теоретических знаний, формирование умений и навыков по той или иной учебной дисциплины, овладение аппаратом научных исследований.

Практическое занятие (лат. prakticos - деятельный) - форма учебного занятия, в ходе которой преподаватель организует рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем индивидуального выполнения студентами в соответствии сформулированных задач. Эта форма занятий проводится в лабораториях и аудиториях, оборудованных необходимыми техническими средствами обучения, вычислительной техникой.

Практическое занятие должно быть хорошо подготовлено. Преподаватель, которому поручено эти занятия, по согласованию с лектором учебной дисциплины заблаговременно готовит необходимый методический материал - тесты для выявления уровня овладения студентами соответствующими теоретическими положениями, набор заданий различной степени сложности для решения их студентами.

Структура практического занятия: проведение предварительного контроля знаний, умений и навыков студентов; постановка преподавателем общей проблемы и ее обсуждение с участием студентов; решение задач с их обсуждением; решение контрольных задач; их проверка и оценка. Полученные студентом по отдельные практические занятия оценки учитываются при выставлении итоговой оценки по соответствующей учебной дисциплине.

Количество часов на практические занятия с отдельной дисциплины определена учебным планом. Перечень тем практических занятий содержится в рабочей учебной программе дисциплины. Количество студентов на практическом занятии не должна превышать половины академической группы.

В процессе проведения практических занятий используются различные методы обучения. Поскольку главной задачей этого вида учебной работы является формирование умений и навыков, ведущее место должно отводиться различным упражнениям (подготовительным, пробным, по образцу, тренировочным, творческим, практическим, графическим, устным, письменным, профессиональным, техническим таин.).

Практические занятия должны отвечать таким требованиям:

1.Забезпечення понимание студентами необходимости владения базовыми теоретическими знаниями.

2.Усвідомлення необходимости выработки умений и навыков, которые имеют профессиональную направленность.

3. обеспечение оптимальных условий для формирования умений и навыков (санитарно-гигиенических, дидактических, воспитательных).

4.Навчання студентов рациональных методов овладения умениями и навыками.

5.Забезпечення самостоятельной деятельности каждого студента.

6.Дотримання систематичности и логической последовательности в формировании умений и навыков студентов.

7.Розробка задач для практических занятий с четкой профессиональной направленностью.

8.Широке включения в систему практических занятий заданий творческого характера.

9.Систематичний контроль выполнения студентами практических задач.

10. Постоянное поощрение практической учебной деятельности студентов.

Следует отказаться от практики, когда практические занятия имеют коллективный характер: один студент выполняет задание на доске, а другие работают на своих рабочих местах. Необходимо идти более целесообразным и эффективным путем: преподаватель должен четко определить задачи, ознакомить студентов с методами самостоятельной деятельности, помочь им осознать алгоритм действий. И далее необходимо организовать самостоятельную работу каждого студента.

Лабораторное занятие (лат. labor - труд) - форма учебного занятия, за которого студенты под руководством преподавателя лично проводят натурные или имитационные эксперименты и опыты с целью практической проверки и подтверждения отдельных теоретических положений учебной дисциплины, приобретают практические навыки работы с лабораторным оборудованием, измерительной аппаратурой вычислительной техникой, овладевают методикой экспериментальных исследований в конкретной предметной области.

Проведение лабораторных занятий требует хорошо подготовленных, специально оборудованных учебных лабораторий с использованием оборудования, приспособленного к условиям учебного процесса (лабораторные установки, макеты и т.д.). Иногда лабораторные занятия целесообразно проводить непосредственно на производстве, в условиях реальной профессиональной среды (на заводе, в поле, в научно-исследовательском институте, в школе).

Структура лабораторного занятия: проведение текущего контроля подготовленности студентов к выполнению конкретной лабораторной работы, выполнения ее задач, подготовка индивидуального отчета о проделанной работе и защиту его перед преподавателем. Выполнение лабораторной работы оценивается преподавателем. Итоговые оценки за выполнение лабораторных работ учитываются при определении итоговой семестровой оценки по соответствующей учебной дисциплине.

Планы, технологию и методику проведения лабораторных работ разрабатывают соответствующие кафедры. Количество часов на лабораторные занятия по отдельной дисциплине определяется учебным планом. Перечень тем лабораторных занятий определены рабочей учебной программой дисциплины. Замена лабораторных занятий другими видами учебных занятий не допускается. Количество студентов на лабораторном занятии не должна превышать половины академической группы. Каждый студент должен самостоятельно выполнить все лабораторные работы и оформить их результаты.

В процессе организации и проведения лабораторных работ преподавателю необходимо акцентировать внимание на следующих моментах: содержательность лабораторных занятий; обеспечение лабораторий, кабинетов новейшим оборудованием, которое соответствует технологиям современного производства; материалами, реактивами, приборами, аппаратами; обеспечение самостоятельности студентов в ходе выполнения лабораторных работ; соблюдение правил техники безопасности; обучение студентов методам выполнения этого вида работ.

Индивидуальное учебное занятие проводится с отдельными студентами с целью повышения уровня их подготовки и раскрытия потенциальных творческих способностей. Этот вид занятий организуется по отдельному графику с учетом индивидуального учебного плана студента.

Формы, виды, объем, методы проведения индивидуальных учебных занятий, формы и методы текущего и итогового контроля (кроме государственной аттестации) определяются индивидуальным учебным планом студента.

Индивидуальные учебные занятия могут проводиться с одной, нескольких дисциплин или с определенной части дисциплины.

Консультация (лат. consultatio - обращение за советом) - форма учебного занятия, предусматривающий предоставление студентам нужной помощи в усвоении теоретических знаний и выработке практических умений и навыков путем ответа преподавателя на конкретные вопросы или объяснения отдельных теоретических положений или аспектов их практического применения. По направленности она должна направляться на помощь студентам в овладении методикой темы или раздела, а также методами самостоятельной учебной работы. Количество часов на консультации определяется учебными планами и индивидуальными планами преподавателей. Консультации проводят преподаватели, которые читают соответствующий учебный курс, по графику, который устанавливает кафедра по согласованию с деканатами. Преподаватели могут предоставлять консультации группам студентов или отдельным студентам.

Важное место в организации учебной работы студентов принадлежит коллоквиума. Коллоквиум (лат. colloguium - разговор, беседа) - это вид учебной работы, что предполагает выяснение уровня усвоения студентами знаний, овладение умениями и навыками с отдельной темы или раздела. На коллоквиум преподаватель приглашает внеучебное время группу студентов и в процессе собеседования выясняет уровень усвоения материала. Это позволяет вносить коррективы в лекционный курс и практические занятия.

В практику учебной работе высших учебных заведений постепенно внедряется тьюторское вид работы со студентами. Тьютор (лат. tutor , англ. tutor - наблюдаю, забочусь) - это педагог-наставник, опекун, который руководит небольшой группой студентов, помогает им в учебе, следит за их учебной деятельностью, руководит профессиональной подготовкой. Тьюторские занятия возникли в колледжах и университетах Великобритании (Оксфордском, Кембриджском) и в университетах США (Гарвардском, Бристольском).

В отечественных высших учебных заведениях система тьюторства применяется мало. Она практикуется в основном в консерваториях, театральных ВУЗОВ, где профессиональная подготовка по основной специальности (вокал, режиссура) осуществляется под руководством конкретного преподавателя на протяжении всего периода обучения. В ходе присоединения национальной системы образования к Болонскому процессу, вхождение в европейское образовательное пространство система тьюторства широко применяться в высшей школе.

Литература

АлексюкАМ. Педагогика высшего образования Украины: История. Теория. - К.: Лыбидь, 1998.

Кобиляцький 7.7. Методы учебно-воспитательной работы в высшей школе. - JL: Изд-во ЛГУ, 1970.

Учебный процесс в высшей педагогической школе / Под ред. О.Г. Мороза. - К.: НПУім. М. Драгоманова, 2001.

Низамов РА. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. - Казань, 1975.

Рогинский В.М. Азбука педагогического творчества. - М.: Высш. шк., 1990.

Слепкань 3. Научные основы педагогического процесса в высшей школе. - К., 2000.

Шуркова М . Практикум по педагогической технологии. - М., 1998.

Специфичность работы консультантов экстренной психологической помощи заключается в нестандартном эмоциональном состоянии обратившегося (здесь можно говорить о «пике» переживаний человека, об их актуальности на момент обращения). Исходя из этого, на первое место в работе консультанта выходит проблема стабилизации эмоционального состояния абонента, снятие «пика» переживаний. После чего специалист может работать с самой причиной обращения.

Активное (или систематическое) слушание Моховиков А. Н. Телефонное консультирование. - М: Смысл, 1999, с. 81. -- один из основных психологических методов работы телефонного консультанта. Оно является совершенно особой формой психологической помощи, потенциально имеющей возможность выйти на экзистенциальный уровень. Так же как глагол «слышать» отличается от близкого ему лишь по звучанию глагола «слушать», столь же разнится способность «слушать» от профессионального навыка «слушать активно».

Активное слушание -- это не только профессиональный навык, но и искусство, и далеко не каждый сострадательный человек может стать хорошим слушателем и эффективно использовать этот метод в работе. Активное слушание должно исключать назидательное и морализаторское отношение.

Активное слушание предполагает овладение рядом специфических приемов. Американские специалисты описывают 4 основных приема, являющихся достаточно простыми, но вместе с тем требующими усиленной тренировки Организация деятельности телефонов экстренной психологической помощи. - Омск: ГУ «Омский областной центр социально-психологической помощи несовершеннолетним и молодежи», 2003. - 48с. (см. табл. 1).

Таблица 1 Основные приемы активного выслушивания

РЕАЛИЗАЦИЯ

ПООЩРЕНИЕ

Продемонстрировать заинтересованность Поддерживать у собеседника стремление

к рассказу

Не надо соглашаться или не соглашаться с тем, что Вы слышите. Используйте благожелательный тон и уклончивые слова

Я понимаю...

Это интересно...

ПОВТОРЕНИЕ

Показать, что Вы слушаете и заинтересованы Показать, что Вы улавливаете факты

Повторяйте основные мысли собеседника, подчеркивая важные факты

Если я правильно

понимаю, Вы считаете...

Другими словами, Вы решили...

ОТРАЖЕНИЕ

Показать, что Вы слушаете и заинтересованы Показать, что Вы понимаете чувства собеседника

Отражайте ведущие чувства

собеседника

Вы чувствуете, то...

Вы были сильно этим встревожены...

ОБОБЩЕНИЕ

Собрать воедино все важные мысли, факты и т.п. Заложить основу для дальнейшего обсуждения

Повторяйте, отражайте и обобщайте основные мысли

и чувства

Похоже, из того, что Вы сказали, самое главное...

Если я правильно

понимаю, Вы испытываете по этому поводу...

1. Поощрение. Оно должно быть минимально выраженным и недирективным. Эта реакция необходима для того, чтобы донести до абонента заинтересованность слушателя и стимулировать продолжение диалога: «Я понимаю», «Угу...», «Это интересно...», «Пожалуйста, продолжайте...», «Что вам еще хотелось бы рассказать?», «М-да...», «Ммм...». Поощрение не должно показывать отношение консультанта, его согласие или несогласие, а только заинтересованность и расположение к абоненту. В очном психологическом консультировании ситуация является противоположной -- для одобрения достаточно невербальных действий: улыбки, доброжелательного кивка, касания руки или благожелательного наклона.

2. Повторение или переформулировка. Повторение -- это воспроизведение того, что сказал абонент, переформулировка -- попытка сказать то же самое, но другими словами. В последнем случае следует опасаться, что может измениться смысл сказанного. Поэтому переформулировать лучше в виде вопроса, тогда абонент не будет лишен возможности исправить консультанта, а консультант сможет лишний раз проверить правильность сделанного словесного построения. Обычно повторение последнего слова или фразы содержит в себе согласие, одобрение собеседника. Каким бы это ни казалось простым, банальным или даже утомительным, но повторение и переформулировка без дополнительной интерпретации являются одним из самых лучших способов тренировки способности слышать все, что было сказано, и получать от абонента обратную связь о взаимопонимании. Следует учесть, что активность слушания, естественно, колеблется в процессе беседы («ровно плавающее внимание» по Фрейду) и что-то из сказанного можно пропустить или отвлечься. Поэтому лучше еще раз переспросить, с тем, чтобы быть уверенным в правильности понятого и дать возможность собеседнику ощутить вас вновь как заинтересованного слушателя.

3. Отражение (или рефлексия). Отразить -- значит определить ведущие чувства или отношения, о которых абонент может и не сказать, но которые лежат в контексте его слов. Отражающий консультант становится своего рода зеркалом и может показать абоненту то, чего тот сам в себе не замечает. Для этого необходимо слушать не только слова, но и тон, модуляции, экспрессию и манеру творить. Отражение соответствует действительности, если консультант может поставить себя на место собеседника. Важно получить от абонента по возможности полную информацию и добиться, чтобы он поверил консультанту, а затем уже выходить за рамки того, что он сообщил. Когда консультант улавливает, о каком чувстве умалчивает собеседник, ему обычно нетрудно сообщить, что он понял, в чем дело. После этого доверие собеседника, как правило, еще больше возрастает.

4. Обобщение. Этот прием позволяет суммировать то, что было сказано. Как правило, взволнованный или потрясенный человек может и не заметить, что в ходе беседы уже было рассмотрено несколько вариантов разрешения проблемы, или, более того, консультант вместе с ним уже двигается во вполне определенном направлении, или же сам собой напрашивается какой-либо резонный вывод. Фокусируясь на этом в ходе обобщения, консультант помогает абоненту понять себя и подвести к той точке, в которой он будет готов принять собственное решение

Активное слушание невозможно без:

· желания консультанта выслушать, а значит, он должен понимать, что для этого ему потребуется время;

· его желания помочь «здесь и теперь», в пространстве телефонного диалога;

· искреннего стремления принять чувства собеседника такими, каковы они есть в данный момент;

· веры в то, что человек сам может управлять своими переживаниями и находить собственные решения;

· понимания того, что эмоциональные проявления собеседника преходящи: гнев может смениться унынием, а ярость перейти в надежду;

· принятия уникальности личности собеседника, имеющего неотъемлемое право на собственные чувства, мнения, побуждения, а также пути выхода из психологического кризиса.

IV. Диалог в телефонном консультировании

Отметим, что все телефоны доверия используют одну форму работы - диалог, основную форму человеческого общения. Лишь при условии, что говорящий и слушающий полностью открыты друг другу, они полноценно участвуют в происходящем, даже если это длится всего минуту. Именно в это мгновение они ощущают взаимную связь и оказываются в межчеловеческой сфере.

Вступить в диалог - это означает также необходимость выбрать язык. Жизнь требует от человека собранности, сконцентрированности, не позволяет расслабиться, постоянно ставит перед выбором. Совершая выбор, вступив в диалог, человек говорит словами, несущими отпечаток его индивидуальности.

Можно сказать, что основная цель диалога при телефонном консультировании - восстановление надежды. А это означает:

· Убедить человека в необходимости диалога как ответственного поступка, ибо альтернативой является страдание: звонящий страдает и хочет избавиться от мучений, но не осознает, что, вступив в диалог, он по крайней мере, уменьшит их;

· ориентировать человека на общение с другим человеком - в противном случае возникает одиночество;

· развернуть человека от прошлого к настоящему и будущему: иначе альтернативой станет ностальгия или регрессия;

· побудить человека идти своим уникальным путем к жизненной цели - иначе его ожидают абсурд, беспомощность, безнадежность от отсутствия смысла;

· убедить человека сделать свой выбор в пользу жизни - иначе альтернативой станет деструкция.

Процесс телефонного диалога трудно программировать во всех частностях. Но знание основных этапов диалогического общения необходимо для консультанта. Нельзя заранее предугадать, как и чем обернется общение с собеседником, и напряженное ожидание консультанта перед беседой является тому свидетельством. Но, зная этапы телефонного диалога, можно более эффективно построить консультативную беседу и определить ее прогноз.

Для практической пользы можно выделить следующие этапы телефонного диалога: введение; исследование чувств и проблем абонента; исследование альтернатив и решений; завершение Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. - М: Смысл, 1999, с. 104.

Введение в диалог. Им начинается общение с собеседником. Активное слушание на этом этапе имеет наибольший удельный вес и проявляется прежде всего в понимании и открытости по отношению к абоненту.

Исследование чувств и проблем. Оно включает поощрение к выяснению чувств и проблем, по возможности четкое их определение, обсуждение и размышление над путями их изменения или коррекции. Как и на предыдущей стадии, сохраняется понимающее, открытое и эмпатическое отношение к собеседнику. Наряду с этим, большое значение в активном слушании приобретает объективность.

Исследование решений и альтернатив. Все части активного слушания сохраняются на этом этапе в качестве обязательного фона. Решающее значение приобретает «мозговой штурм» - совместная работа над поиском решений и альтернатив выхода из проблемной ситуации. Их обсуждение изменяет эмоциональное и рациональное отношение абонента к проблеме. Сделанный им в итоге выбор должен быть обязательно поддержан консультантом.

Завершение диалога. Этот этап требует большого искусства консультанта. Следует кратко и определенно подытожить результаты беседы и закрепить положительные эмоциональные изменения у собеседника, показав их положительную перспективу. Необязательно, чтобы в общении были представлены все этапы телефонного диалога - абонент может прервать его на любой стадии, или же он завершится по независящим от обоих причинам. Очень важно то, что язык консультанта так или иначе должен соответствовать языку абонента. Использование слов, оборотов или даже жаргона абонента - это путь к соприкосновению психологических пространств и возникновению эмпатии. Слова, которыми пользуется абонент, не просто излагают ситуацию, а имеют для него особое, часто символическое значение или выстраданный смысл. Как только консультант осваивает язык абонента, он сразу же встречает положительное эмоциональное отношение абонента, который понимает и верит, что собеседник становится сопричастным его переживаниям. Дальнейшее развитие эмпатии и сотрудничество в диалоге основаны на этой вере и приводят к изменениям в состоянии абонента.

Известен случай из терапевтической практики Милтона Эриксона. Один из его пациентов, Джордж, говорил так, что его речь напоминала словесную окрошку и была лишена не только логической, но порой и грамматической связи. Долгое время врачи не могли добиться никаких изменений к лучшему. Тогда врач тоже стал говорить с Джорджем на его языке «словесной окрошки». Их беседы продолжались в этой странной и многозначительной манере. Постепенно в разговоре Джорджа появились правильные, обычные слова и обороты. Тогда Эриксон спросил: «Так как же вас зовут?». «О"Доннован, - последовал ответ, - и уже давно следовало бы нормально спросить меня об этом». Так, день за днем беседы велись на все более и более понятном языке, пока Джордж не перестал говорить нелепости.

Для того, чтобы открыть пути к истинному диалогу, нужно, прежде всего, присутствовать в нем и быть полностью доступным для другого без скованности, сокрытия и предвзятости. Присутствие в диалоге означает, прежде всего, языковое соответствие и идентичность.

Некоторые абоненты используют в ходе консультативных бесед жаргон. Профессиональное отношение консультанта к нему должно быть двояким. Ему следует знать и понимать жаргонные выражения, поскольку они могут открыть путь к эмпатическим отношениям с собеседником. Однако содержательная сторона жаргона является ограниченной, используя его, невозможно достичь конструктивных изменений. Его применение консультантом необходимо только для достижения начального взаимопонимания. Как только оно появилось, следует избрать отход от жаргона путем использования синонимов или близких слов из арсенала нормативной лексики, значение которых для дальнейших позитивных изменений существенно выше.

Некоторые абоненты широко используют термины психологии и психиатрии для описания своего состояния, например «стресс», «депрессия», «фобия», «наркомания» и т.п. Перешедшие в сферу обыденного сознания, они из научных понятий превратились в застывшие ярлыки, ходячие штампы. Их следует принять, но вслед за этим планомерно побуждать абонента к описанию его состояния или желаемых целей в конкретных терминах действий («вижу», «слышу», «чувствую», «хочу»). Например, описание конкретных признаков имеющейся депрессии делает их видимыми, осязаемыми, измеримыми, то есть более доступными осознанию. Кроме того, создается возможность для их отстраненного восприятия. Затем наиболее значимые для абонента признаки депрессии, например, страх, переводятся в действия («Что Вас страшит сейчас?»).

В консультативном диалоге очень значима контекстуальная роль вопроса. Он может выполнять, часто помимо воли общающихся, разнообразные функции, например:

· обвинять,

· советовать,

· возлагать ответственность,

· утешать,

· создавать напряжение,

· противопоставлять,

· командовать,

· защищать и т.д.

· В течение всей консультативной беседы лучше всего использовать вопросы с открытым концом. Они позволяют абоненту скорее раскрыть свои чувства и проблемы, предоставляют ему свободу ответить таким образом, который сам абонент считает предпочтительным. Они помогают абоненту разобраться в ситуации. («какие чувства это у Вас вызывает?», «как Вы отреагировали на то, что случилось?» и т.д.).

Вопросы, начинающиеся с «что» и «как», ободряют абонента, позволяют расширить совместное обсуждение проблем и чувств, прояснить сложную ситуацию. Следует избегать вопросов, начинающихся с «почему» - «Почему у Вас возникла мысль о самоубийстве?», «Почему Вы решили позвонить к нам?». В этих вопросах имеется скрытый укор, обвинение или порицание. Если они задаются консультантом, то свидетельствуют о его своеобразной защитной реакции, препятствующей открытости.

Телефонный диалог отличается от очной консультативной беседы. Поскольку в телефонном диалоге исключены невербальные телесные движения, особое значение приобретают различные характеристики голоса: тон, объем, темп, тембр. В ходе диалога следует обязательно отслеживать соответствие вербальных и интонационных проявлений собеседников. Интонации и модуляции голоса верно отражают эмоциональное состояние абонента, если он фиксирован на своих чувствах.