Тип реагирования нервной системы. Тест на состояние нервной системы. Особенности характера при разных типах нервной системы

Три основных свойства нервной системы позволяют выделить несколько типов НС. Для образования данной типологии оказали влияние следующие свойства:

  • Сила торможения и возбуждения;
  • Подвижность процессов торможения и возбуждения;
  • Уравновешенные нервные процессы.

Эти свойства позволили сформировать определенную типологию, на основании которой можно выделить типы нервной системы человека.

Типы нервной системы человека по Павлову

В современной науке существует несколько систем, формирующих типы нервной системы. Наиболее популярной считается типология Павлова. Так как он при разработке своей типологии опирался именно на те свойства, которые указаны выше. Это позволило ученому составить четкую систему, в которой прослеживаются очевидные различия между типами.

В высшей науке типы нервной системы человека именуются типами высшей нервной деятельности. В основу типологии легли различия между комплексами основных как приобретенных, так и врожденных свойств нервной системы. От типа нервной системы зависит поведение человека. Поэтому люди с общим типом имеют схожие действия и реакции.

Какие бывают типы нервной системы?

  1. Первым типом является сильный неуравновешенный тип. Его характерной чертой является быстрая и активная выработка условных рефлексов, провоцирующих возбудительную функцию. При этом обратная реакция в такой нервной системе, то есть затухание возбуждения и тормозные рефлексы условного типа вырабатываются с большим трудом.
  2. Сильный уравновешенный инертный тип является вторым в данной системе. Для этого типа характерно медленное образование как возбудительных рефлексов, так и тормозных реакций.
  3. Третьим является сильный уравновешенный подвижный тип. В этом варианте свойственно легкое образование всех условных рефлексов. Это касается как активных, так и тормозных рефлексов. Но при этом они могут быстро меняться в зависимости от ситуации.
  4. Последним является слабый тип. Для такой нервной системы является характерной сложная выработка любых рефлексов. Активные реакции образовываются слишком медленно, но как только им удается проявиться, то тормозные рефлексы образовываются очень быстро.

Нервная система человека имеет тип определенного характера. На формирование типа влияют как врожденные факторы, так и приобретенные. Поэтому каждый человек имеет тип нервной системы не от рождения. На формирование типа влияет окружающая среда и внешняя обстановка. Любой прожитый опыт оказывает соответствующее влияние на формирование типа нервной системы. Но реакция на этот опыт всегда зависит не только от приобретенных ранее рефлексов, но и от врожденных.

Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям

(по методикам Е.П. Ильина)

Свойства нервной системы являются врожденными индивидуальными особенностями человека, которые обуславливают прямо или косвенно всю психическую организацию человека, его поведение и деятельность. Установлено, свойства нервной системы проявляются в задатках и развитии способностей, потребностях, мотивах, установках, темпераменте и предрасположенности к конкретным психическим состояниям, переносимости интеллектуальных и физических нагрузок, индивидуальном стиле и успешности выполнения деятельности.

Методикатеппинг-тест используется, когда необходима срочная, оперативная оценка выраженности свойств нервной системы, не требующая длительных процедур обследования и расчета показателей. Наиболее информативны для исследования методики:

Для исследования лабильность нервной системы - 5-сек. теппинг-тест;

Для исследования силы процесса возбуждения - 30-секундный теппинг-тест.

Основные свойства нервной системы

Лабильность - скорость возникновения и прекращения нервного процесса на безусловно-рефлекторном уровне. Это свойство нервной системы является одним из основных факторов способности к быстродействию в элементарных актах.

Динамичность - скорость образования условного рефлекса. Если лабильность является свойством нервной клетки, то динамичность, по В.Д. Небылицыну, является свойством нервной системы в целом. Оно определяется скоростью реагирования на внешний раздражитель. Динамичность - это один из основных факторов быстроты процесса обучения.

Сила - работоспособность (выносливость) нервной системы при возбуждении или торможении в условиях воздействия интенсивного (положительного или отрицательного) раздражителя. В.Д. Небылицын видит объяснение такого феномена в разности абсолютных порогов чувствительности: сила - это, прежде всего, высокий порог чувствительности; слабость - низкий. По мнению И.П. Ильина, это происходит потому, что фоновый (привычный, удобный) уровень возбуждения у “сильных” ниже и они имеют больший резерв активации.

Подвижность - быстрота перестройки реакций с одного сигнального значения раздражителя на противоположный. Различают подвижность возбуждения, которая определяется скоростью перестройки положительного условного рефлекса на отрицательный и подвижность торможения, проявляющуюся в скорости перестройки отрицательного условного рефлекса на положительный.

Определение силы нервной системы при помощи теппинг-теста

Вариант 1.

30-ти секундный теппинг-тест.

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движений рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой.

Оснащение. Стандартный лист бумаги, разделенный на шесть расположенных по три в ряд равных квадрата. Секундомер. Карандаш.

Инструкция испытуемому: “По моей команде вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка, но так, чтобы их можно было сосчитать. На работу в каждом квадрате отводится 5 сек. Переходить от одного квадрата к другому будете по моей команде “Оп”.

2. По результатам построить графики (см. рисунки). Для чего отложить на оси абсцисс 5 секундные промежутки времени (или количество попыток), а на оси ординат - количество проставленных точек в каждом квадрате.

Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

Выпуклый тип (а) - темп нарастает до максимального в первые 10-15 с работы; в последующем, к 25-30 с он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые пять сек. работы). Этот тип кривой характеризует сильную нервную систему ;

Ровный тип (б) - максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Данный тип кривой характеризует средне сильную нервную систему ;

Промежуточный тип (в) - темп работы снижается после первых 10-15 сек. Этот тип расценивается как промежуточный и характеризует ;

Вогнутый тип (в) - первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным нарастанием темпа до исходного уровня. Данный тип также характеризует средне-слабую нервную систему ;

Нисходящий тип (г) - максимальный темп снижается уже со второго 5 - сек. отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабой нервной системе .

а) б)


0 1 2 3 4 5 6 0 1 2 3 4 5 6

промежуточный и вогнутый тип нисходящий тип

Литература:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева.- СПб: Изд-во “Питер”, 2000. - 560 с.

Вариант 2.

1. 5-ти секундный теппинг-тест. Определение максимальной частоты движений.

Состоит из двух 5 - сек. попыток. Этот теппинг-тест определяет лабильность нервной системы.

Инструкция испытуемому: “Возьмите в руку этот карандаш (ручку) и попробуйте показать свою максимальную частоту движений за 5 сек., т. е. поставить в квадрате как можно больше точек, но так, чтобы их можно было сосчитать (рассеянно). Команды я подавать не буду. По первому Вашему движению включаю секундомер”.

В момент окончания 5 сек. экспериментатор подает команду “стоп”.

После выполнения первой попытки и кратковременного отдыха (5 - 10 сек.) испытуемому предлагается вторая попытка: “Теперь попробуйте улучшить свой результат”. Экспериментатор вносит данные двух попыток в протокол.

2. 30-ти секундный теппинг-тест. Определение силы возбуждения.

Инструкция испытуемому: “А сейчас постарайтесь удержать показанный Вами темп в течении 30 сек., не распределяя усилий. На каждый квадрат выделяется 5 сек. Переходить от одного квадрата к другому будете по моей команде “Оп”.

Оснащение. На верхней части стандартного листа бумаги, для определения максимального темпа (5 с теппинг-тест) вычерчивается два квадрата. Для проведения 30-ти сек. теппинг -теста нижняя часть листа делится на 6 квадратов (частей). Секундомер. Карандаш.

Обработка результатов : все данные заносятся в протокол.

1. Определяется максимальный темп движений - значение лучшей 5-сек. попытки.

2. Определяется количество движений, показанных в последние 25 сек. выполнения 30-ти сек. теппинг-теста.

3. Вычисляется средний темп движений за последние 25 сек., т. е. полученное количество движений за это время делится на 5.

Показатель силы процесса возбуждения равен среднему темпу движений, показанному за последние 25 сек., деленному на величину максимального темпа.

Рассчитанные данные сравнить с табличными значениями:

Текст опросника

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше.

2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей:

а) Да; в) иногда; с) нет.

3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу»и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника: а) бандитом; в) святым; с) тучей

4. Когда я ложусь спать, я засыпаю:

а)быстро; в) нечто среднее; с) с трудом.

5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:

а) пропустить большинство машин вперед; б) не знаю;

с) обогнать все идущие впереди машины.

6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории:

а) Да; в) иногда; с) нет.

7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:

8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады меня видеть: а) Да; в) иногда; с) нет.

9. Я бы скорее занимался:

а) фехтованием и танцами; в) затрудняюсь сказать;

с) борьбой и баскетболом.

10. Меня забавляет, что-то, что люди делают, совсем не похоже на то, чтоони потом рассказывают об этом:

а) Да; в) иногда; с) нет.

11. Читая о каком-то происшествии, я интересуюсь всеми подробностями.

12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и вовсе не обижаюсь:

13. Если мне кто-нибудь нагрубит, могу быстро забыть об этом:

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов:

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:

16. Я думаю, что я менее чувствительный и легковозбудимый, чем большинство людей:

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решение:

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникает чувство раздражения к моим родителям:

а) Да; в) не знаю; с) нет.

19. Я скорее рассказал бы свои сокровенные мысли:

а) моим хорошим друзьям; в) не знаю;

с) в своем дневнике.

20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу слову «неточный», это: а) небрежный; в) тщательный; с) приблизительный.

21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:

а) Да; в) трудно сказать; с) нет.

22. Меня больше раздражают люди, которые:

а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску; в) затрудняюсь ответить;

с) создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу.

23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их:

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

24. Я думаю, что:

а) не все надо делать одинаково тщательно: в) затрудняюсь сказать;

с) любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись.

25. Мне всегда приходится преодолевать смущение:

а) Да; в) возможно; с) нет.

26. Мои друзья чаще:

а) советуются со мной; в) делают то и другое поровну;

с) дают советы.

27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:

а) Да; в) иногда; с) нет.

28. Мне нравится друг:

а) интересы которого имеют деловой и практический характер; б) не знаю;

с) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь.

29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я верю:

а) Верно; в) затрудняюсь ответить; с) нет.

30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:

а) Да; в) не знаю; с) нет.

31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:

а) играть в шахматы; в) трудно сказать; с) играть в городки.

32. Мне нравятся общительные, компанейские люди:

а) Да; в) не знаю; с) нет.

33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:

а) Да; в) трудно сказать; с) нет.

34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.

а) Да; в) иногда; с) нет.

35. Мне бывает трудно признать, что я не прав:

а) Да; в) иногда; с) нет.

36. На предприятии мне было бы интереснее:

а) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве;

в) трудно сказать; с) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой.

37. Какое слово не связано с двумя другими?

а) Луна; в) воздух; с) Солнце.

38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

а) раздражает меня; в) нечто среднее; с) не беспокоит меня совершенно.

39. Если бы у меня было много денег, то я:

а) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти; в) не знаю;

с) жил бы, не стесняя себя ни в чем.

40. Худшее наказание для меня:

а) тяжелая работа; в) не знаю; с) быть запертым в одиночестве.

41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали:

а) Да; в) иногда; с) нет.

42. Мне говорили, что ребенком я был:

а) спокойным и любил оставаться один; в) не знаю; с) живым и подвижным.

43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами: а) Да; в) не знаю; с) нет.

44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко: а) Да; в) трудно сказать; с) нет.

45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они мне кажутся неосуществимыми:

а) Верно; в) затрудняюсь ответить; с) неверно.

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

48. В музыке я наслаждаюсь:

а) мартами в исполнении военных оркестров; в) не знаю; с) скрипичными соло.

49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:

а) в деревне с одним или двумя друзьями; в) затрудняюсь сказать;

с) возглавляя группу в туристическом лагере.

50. Усилия, затраченные на составление планов:

а) никогда не лишние; в) трудно сказать; с) не стоят этого.

51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

52. Когдамне все удается, я нахожу эти дела мелкими.

а) Всегда; в) иногда; с) редко.

53. Я предпочел бы скорее работать:

а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них;

б) затрудняюсь ответить;

с) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект.

54. Дом так относится к комнате, как дерево к:

а) лесу; в) растению; с) листу.

55. То, что я делаю, у меня не получается:

а) редко; в) иногда; с) часто.

56. В большинстве дел я:

а) предпочитаю рискнуть; в) не знаю; с) предпочитаю действовать наверняка.

57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.

а) скорее всего это так; в) не знаю; с) думаю, что нет.

58. Мне больше нравится человек:

а) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен; в) трудно сказать;

с) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам.

59. Я принимаю решение:

а) быстрее, чем многие люди; в) не знаю;

с) медленнее, чем большинство людей.

60. На меня большое впечатление производят:

а) мастерство и изящество; в) трудно сказать; с) сила и мощь.

61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству.

а) Да; в) нечто среднее; с) нет.

62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными.

а) Да; в) не знаю; с) нет.

63. Я предпочитаю:

а) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам; в) затрудняюсь ответить;

с) советоваться с моими друзьями.

64. Если человек не отвечает сразу же после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что должно быть сказал какую-нибудь глупость.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

65. В школьные годы я больше всего получил знаний.

а) на уроках; в) трудно сказать; с) читая книги.

66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.

а) Верно; в) иногда; с) неверно.

67. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь.

а) заняться другим вопросом; в) затрудняюсь ответить;

с) еще раз попытаться решить этот вопрос.

68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. д. - без определенной причины.

а) Да; в) иногда; с) нет.

69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня.

а) Да; в) иногда; с) нет.

71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд: 1, 2, 4,0, 5, - будет:

а) 10; в) 5; с) 7.

72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины.

а) Да; в) не знаю; с) нет.

73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство.

а) Да; в) иногда; с) нет.

74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.

а) Верно; в) трудно сказать; с) неверно.

75. На вечеринке мне нравится:

а) принимать участие в интенсивной беседе; б) затрудняюсь ответить;

с) смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому.

76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут услышать его.

а) Да; в) иногда; с) нет.

77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше хотел встретиться с:

а) Колумбом; в) не знаю; с) Пушкиным.

78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела.

а) Да; в) иногда; с) нет.

79. Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным.

а) Да; в) трудно сказать; с) нет.

80. Работая в магазине, я предпочел бы:

а) оформлять витрины; в) не знаю; с) быть кассиром.

81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

а) сразу же думаю: «У него плохое настроение»; б) не знаю;

с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил.

82. Все несчастья происходят из-за людей, которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов.

а) Да; в) иногда; с) нет.

83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости.

а) Да; в) иногда; с) нет.

84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной.

а) Верно; в) иногда; с) неверно.

85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

а) Верно; в) иногда; с) неверно.

87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать.

а) Часто; в) иногда; с) никогда.

88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 мин., отмеренных по точным часам, то эти часы:

а) отстают; в) идут правильно; с) спешат.

89. Мне бывает скучно: а) часто; в) иногда; с) редко.

90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом. а) Верно; в) иногда; с) неверно.

91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомляют. а) Да; в) иногда; с) нет.

92. Дома в свободное время я:

а) болтаю и отдыхаю; в) затрудняюсь ответить;

с) занимаюсь интересующими меня делами.

93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми: а) Да; в) иногда; с) нет.

94 Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно также выразить прозой: а) Да; в) иногда; с) нет.

95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:

а) Да, в большинстве случаев; в) иногда; с) нет.

96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставят в моей душе никаких следов:

а) Да; в) иногда; с) нет.

97. Я думаю, что было бы интереснее быть:

а) натуралистом и работать с растениями; в) не знаю; с) страховым агентом.

98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, к определенным животным, местам и т. д.

а) Да; в) иногда; с) нет.

99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир:

а) Да; в) трудно сказать; с) нет.

100. Я предпочитаю игры:

а) где надо играть в команде или иметь партнера; в) не знаю; с) где каждый играет за себя.

101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:

а) Да; в) иногда; с) нет.

102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх: а) Да; в) иногда; с) нет.

103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся:

а) Да; в) иногда; с) нет.

104. Какое слово менее связано с двумя другими:

а) думать; в) видеть; с) сломать.

105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?

а) двоюродным братом; в) племянником; с) дядей.

Обработка результатов осуществляется в соответствие с ключом. Совпадение ответов «а»и «с»оценивается в 2 балла, совпадение ответа «в»- в 1 балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора личности. Исключением является фактор В - здесь любое совпадение ответа с «ключом»дает 1 балл. Таким образом, максимальная оценка по каждому фактору - 12 баллов, по фактору В - 8 баллов; минимальная - 0 баллов.

Ключ 16 PF (16 ФЛО форма С)

Фактор Номер вопроса, баллы
1 фактор (А) 2 - в1, с2 19 - а2, в1 36 - в1, с2 53 - а2, в1 70 - а2, в1 87 - в1, с2
2.фактор (В) 3 - с1 20 - с1 37 - в1 54 - с1 71 - а1 88 - с1 104 - в1 105 - с1
3 фактор (С) 4 - а2, в1 21 - а2, в1 38 - в1, с2 55 - а2, в1 72 - в1, с2 89 - в1, с2
4 фактор (Е) 5 - в1, с2 22 - в1, с2 39 - а2, в1 56 - а2, в1 73 - в1, с2 90 - а2, в1
5 фактор (F) 6 - в1, с2 23 - а2, в1 40 - в1, с2 57 - а2, в1 74 - а2, в1 91 - в1, с2
6 фактор (G) 7 - а2, в1 24 - в1, с2 41 - а2, в1 58 - в1, с2 75 - а2, в1 92 - в1, с2
7 фактор (H) 8 - а2, в1 25 - в1, с2 42 - в1, с2 59 - а2, в1 76 - а2, в1 93 - в1,с2
8 фактор (I) 9 - а2, в1 26 - а2, в1 43 - в1, с2 60 - а2, в1 77 - в1, с2 94 - в1, с2
9 фактор (L) 10 - а2,в1 27 - в1, с2 44 - в1, с2 61 - в1, с2 78 - а2, в1 95 - а2, в1
10 фактор (M) 11 - в1, с2 28 - в1, с2 45 - а2, в1 62 - а2, в1 79 - а2, в1 96 - в1, с2
11 фактор (N) 12 - в1, с2 29 - а2, в1 46 - а2, в1 63 - а2, в1 80 - в1, с2 97 - в1, с2
12 фактор (O) 13 - в1, с2 30 - а2,в1 47 - в1, с2 64 - а2, в1 81 - в1, с2 98 - а2, в1
13 фактор (Q 1) 14 - а2, в1 31 - а2, в1 48 - в1, с2 65 - в1, с2 82 - в1, с2 99 - а2, в1
14 фактор (Q 2) 15 - а2, в1 32 - в1, с2 49 - а2, в1 66 - а2, в1 83 - в1, с2 100-в1, с2
15 фактор (Q 3) 16 - а2, в1 33 - а2, в1 50 - а2, в1 67 - в1, с2 84 - в1, с2 101-в1, с2
16 фактор (Q 4) 17 - а2, в1 34 - в1, с2 51 - в1, с2 68 - а2, в1 85 - в1, с2 102-а2, в1
Шкала (МД) 1 - а2, в1 18-в1, с2 35-в1, с2 52-а2, в1 69-в1, с2 86-в1, с2 103-в1,с2

Полученные «сырые» баллы переводятся в стэны по специальной таблице.

Таблица перевода «сырых» баллов в стэны

Уровень развития качества личности
Фактор Низкие Средние Высокие
Стэн
МД A B C E F G H I L M N O Q 1 Q 2 Q 3 Q 4 0-2 0-4 0-2 0-3 0-1 0-2 0-3 0-3 0-3 0-1 0-3 0-1 0-1 0-4 0-2 0-2 0-1 - - - - - - - - - - 6-7 - 11-12 7-8 10-12 10-12 8-12 11-12 10-12 10-12 10-12 11-12 11-12

Ключ к опроснику

№ вопросов Наименование тактики поведения в конфликте
Соперничество Сотрудничество Соглашение Избегание Приспособление
а б
б а
а б
а б
а б
б а
б а
а б
б а
а б
а б
б а
б а
б а
б а
б а
а б
б а
а б
а б
б а
б а
а б
б а
а б
а б
а б
а б
а б
б а
ИТОГ:

Обработка результатов

Для оценки способов реагирования в конфликтной ситуации необходимо. По каждой шкале опросника подсчитать количество ответов, совпавших с ключом. Полученные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции взаимоотношений в сложных условиях, склонность к соперничеству и сотрудничеству в коллективе, степень стремления к компромиссам, избеганию конфликтов или их обострению. А также степень адаптации к совместной коллективной деятельности.

Условнорефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы. Совокупность этих свойств, в значительной мере определяющих характер высшей нервной деятельности, обусловлена наследственными особенностями данного индивидуума и его предыдущим жизненным опытом и называется типом нервной системы .

От последнего зависят при прочих равных условиях различная у разных животных одного и того же вида скорость образования условных рефлексов, их величина и прочность, интенсивность внутреннего и внешнего торможения, быстрота иррадиации и концентрации нервного процесса, способность к индукции и большая или меньшая податливость к различным воздействиям, вызывающим патологическое состояние высшей нервной деятельности.

На основании изучения всего комплекса индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности установлены основные типы нервной системы и определяется принадлежность данного организма к тому или иному типу. И. П. Павлов, руководствуясь многолетним лабораторным изучением условных рефлексов собак, придавал основное значение при классификации типов нескольким свойствам нервной системы, которые он считал наиболее надежными показателями нервной активности.

Этими показателями являются, во-первых, сила процессов возбуждения и торможения, во-вторых, их взаимная уравновешенность, иначе говоря, соотношение силы возбуждения и силы торможения и, в-третьих, их подвижность, т. е. скорость, с которой возбуждение может сменяться торможением, и наоборот.

В экспериментальной практике встречаются четыре основных типа:

  1. тип сильный, но неуравновешенный, который характеризуется преобладанием возбуждения над торможением;
  2. тип сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов («живой», подвижный тип);
  3. тип сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов («спокойный», малоподвижный, или инертный, тип);
  4. тип слабый, характеризующийся чрезвычайно слабым развитием как возбуждения, так и торможения; для него характерна быстрая истощаемость, приводящая к потере работоспособности.

По мнению И. П. Павлова, четыре вышеуказанных типа нервной системы , обнаруживаемые в опытах на животных, совпадают с четырьмя темпераментами, установленными у людей еще Гиппократом:

  1. сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения совпадает с холерическим темпераментом;
  2. сильный, уравновешенный, подвижный - с сангвиническим;
  3. сильный, уравновешенный, малоподвижный - с флегматическим;
  4. слабый - с меланхолическим.

Животные, обладающие разными типами нервной системы, отличаются по своей приспособленности к различным воздействиям окружающей среды и по своей стойкости по отношению к болезнетворным агентам. Так, у животных, обладающих сильным уравновешенным типом нервной системы, чрезвычайно трудно вызвать патологическое расстройство высшей нервной деятельности - невроз, или срыв, по терминологии И. П. Павлова.

Животные же, обладающие слабой или сильной, по неуравновешенной нервной системой, в большей мере подвержены различным нарушениям условнорефлекторной деятельности.

В особенности частым поставщиком различных видов неврозов и срывов является слабый тип нервной системы. У представителей этого типа нервной системы под влиянием трудных жизненных положений, сложных задач дифференцирования сигналов, сильных разрушительных раздражений и т. п. особенно легко наступает длительное нарушение высшей нервной деятельности.

На основе многолетних исследований и большого экспериментального материала И. П. Павлов нашел возможным выделить разные типы нервной системы животных.

В основу выделения типов нервной системы И. П. Павлов положил три основных функциональных свойства нервной системы.

Первое свойство - сила возбуждения и торможения. Это понятие связано с работоспособностью клеток коры головного мозга. Имеются животные, у которых обладает высоким пределом работоспособности, и в противоположность им животные, у которых имеет низкий предел работоспособности.

Второе свойство - уравновешенность нервных процессов. Под уравновешенностью понимается соотношение между возбуждением и торможением. Иногда эти два процесса бывают развиты одинаково, но бывает, что один из них преобладает над другим. Чаще всего таким преобладающим процессом бывает возбуждение.

Третье свойство - подвижность возбуждения и торможения. Этот признак связан с тем, насколько быстро в корковых клетках возбуждение может смениться торможением, и наоборот. У некоторых это происходит быстро, а у других медленно.

Учитывая эти три признака, И. П Павлов выделил четыре основных типа нервной системы.

1.Сильный безудержный тип. Тип с сильными процессами возбуждения и торможения, но неуравновешенный, с резким преобладанием возбуждения над торможением.

2.Сильный живой тип. Этот тип характеризуется сильными нервными процессами, их уравновешенностью и хорошей подвижностью, т. е. быстрой сменой возбуждения торможением и торможения возбуждением.

3.Сильный спокойный тип. Этот тип отличается сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения, но малой их подвижностью. Процесс возбуждения и особенно торможения сменяется медленно.

4.Слабый тип. Характеризуется слабыми нервными процессами с низкой работоспособностью корковых клеток. Слабо развито возбуждение и торможение.

Между этими четырьмя основными типами нервной системы имеется много промежуточных переходов.

И. П. Павлов установил совпадение между типами нервной системы и четырьмя темпераментами у людей.

Тип безудержный соответствует холерическому темпераменту, тип живой - сангвиническому, тип спокойный - флегматичному и слабый - меланхолическому темпераменту.

Учитывая особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем, И. П. Павлов счел возможным выделить два основных человеческих типа нервной системы. Один ИЗ НИх он назвал художественным типом. К этой группе он относил писателей, музыкантов, живописцев и др. У этой группы первая сигнальная система несколько преобладает над второй. Другой тип был назван мыслительным типом. В эту группу входят ученые - философы, математики, филологи и др. У лиц, относящихся к этой группе, вторая сигнальная система несколько преобладает над первой. Имеется также средняя группа. У лиц, относящихся к средней группе, преобладание одной системы над другой не выражено.

А. Г. Иванов-Смоленский изучил типы замыкательной деятельности мозговой коры и дал их классификацию. Он выделил следующие четыре основных типа.

1.Лабильный тип - как положительные, так и тормозные условные связи образуются одинаково легко и быстро.

2.Инертный тип - те и другие связи образуются и упрочиваются в равной мере с задержкой, замедленно.

3.Возбудимый тип - положительные связи образуются очень легко и быстро, тормозные, наоборот, трудно и медленно.

4.Тормознойтип - положительные связи образуются и упрочиваются медленно, а тормозные, наоборот, легко и быстро.

Тип нервной системы складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которые испытывают индивидуум в процессе жизни. В итоге создается определенный тип нервной системы, при формировании которого решающее значение приобретают внешние условия.

Тип нервной системы формируется в процессе жизни и может быть изменен воспитанием.

Статья на тему Типы нервной системы














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Дать учащимся определение понятия «тип нервной системы».
  • Познакомить учащихся с типами нервной системы и их различиями.
  • Дать учащимся определения понятия «темперамент».
  • Помочь выявить свой ведущий тип темперамента.
  • Подвести учащихся к определению понятия «характер».
  • Познакомить учащихся с видами черт характера.
  • Организовать исследовательскую деятельность учащихся по выявлению свойственных им черт характера.
  • Подвести учащихся к определению понятия «самооценка».
  • Помочь учащимся выявить уровень собственной самооценки.
  • Нервную систему человека и животных составляют: органы чувств, нервы, мозг.
  • Нервная система у каждого человека имеет индивидуальные свойства. Выделяют различные типы нервной системы.

Слайд 2

Тип нервной системы – это совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных.
Мозг человека работает как единое целое, образующие его клетки связаны между собой по их функциям в центры. Нервный центр - это не только отдельный участок коры мозга, но и совокупность ряда таких участков, находящихся в функциональном взаимодействии.
Как в отдельном нейроне - нервной клетке, так и в группе их, т. е. в нервных центрах, протекают в сложном взаимодействии два противоположных и активных процесса - возбуждение и торможение. При этом возбуждение каких-либо одних участков мозга вызывает торможение других.
Процессы возбуждения и торможения могут быть уравновешенными или более или менее выражение преобладать одни над другими, выявляя характерную возбудимость или, напротив, тормозимость. Они могут в различных случаях протекать с различной силой, с различной степенью легкости переходить из одних центров в другие и сменять друг друга в одних и тех же центрах, иными словами, обладать различной степенью подвижности.
Сочетание характерных для данной нервной системы особенностей силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения и определяет тип нервной системы. Встречаются наиболее ярко выраженные четыре типа.

Слайд 3

Таблица «Темперамент и свойства нервной системы»

Темперамент по Гиппократу Краткая характеристика Свойства нервной системы по Павлову Выдающиеся личности
Флегматик Работоспособный
Малоэмоциональный
Надежный
Спокойный
Серьезный
Сильный
Уравновешенный
Малоподвижный
Кутузов
Крылов
Ньютон
Сангвиник Активный
Энергичный
Жизнерадостный
Легкомысленный
Беззаботный
Сильный
Уравновешенный
Подвижный
Наполеон
Холерик Очень энергичный
Вспыльчивый
Эмоциональный
Напористый
Чувствительный
Сильный
Неуравновешенный
Подвижный
Петр Первый
Пушкин
Суворов
Меланхолик Замкнутый
Ранимый
Сдержанный
Задумчивый
Грустный
Слабый
Неуравновешенный
Сдержанный
Лермонтов
Блок
Гоголь

Слайд 4

Темперамент – это качество личности, определяющее активность и эмоциональность поведения человека.

Типы темперамента

Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Меланхолик

Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Эти черты эмоциональной слабости.

Флегматик

Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Сангвиник

Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Холерик

Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Свойства темперамента

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.
Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика - замкнутость и застенчивость; у флегматика - безразличие к людям, сухость; у сангвиника - поверхностность, разбросанность, непостоянство.
Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие - другого.

Слайд 5

Проверка усвоения особенностей темпераментов:

– Что лежит в основе выделения различных типов темперамента? (Скорость, сила, уравновешенность, наших реакций)
– В чем проявляется темперамент? (В мышлении, речи, манере общения)
– Темперамент – это качество врожденное или приобретенное? (Биологическое, врожденное)
– Что называется темпераментом? (Темперамент – это качество личности, определяющее активность и эмоциональность поведения человека.)
– Какие типы нервной системы сильные? (Флегматик, сангвиник, холерик)

С темпераментом тесно связан характер. В темпераменте личность раскрывается со стороны динамических проявлений, в характере – со стороны ее содержания.

Слайд 6

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для него способы поведения.

Слайд 7

Характер отражает отношение человека к окружающему миру. В системе отношений выделяют четыре группы черт характера:

– отношении человека к другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и др.);
– отношение человека к своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и др.);
– отношение человека к самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность);
– отношение человека к вещам (аккуратность, бережливость и т.д.)

Слайд 8

Черты характера во многом определяют поведение человека – способы действий в типичных ситуациях.
Давайте же попытаемся научиться определять наиболее типичные черты характера, в том числе и своего.

Слайд 9

Методика диагностики характера.

Цель: методика диагностирует деловые черты характера человека.

Инструкция: испытуемым предлагается из 15 ниже обозначенных черт характера выбрать семь, наиболее устойчивых для себя.

1. Самостоятельность. 2. Творческий подход к делу. 3. Инициативность. 4. Старательность. 5.Аккуратность. 6. Исполнительность. 7. Дисциплинированность. 8. Усидчивость. 9.Добросовестность. 10. Трудолюбие. 11. Оперативность. 12. Настойчивость. 13.Работоспособность. 14. Ответственность. 15. Организованность.

Обработка данных.

Преобладание качеств с первого до четвертого включительно, свидетельствует о творческом комплексе. Преобладание черт с пятого по десятый включительно – об исполнительском, с одиннадцатого по пятнадцатый – об организаторском комплексе.

Слайд 10

Тест «Художник или мыслитель?»

А) Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.

Б) Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый или левый?

В) Станьте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?

Г) Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». какая ладонь сверху?

ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.
ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.
ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора.
ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке.
ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликта, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ – слабый тип, подвержен различным влияниям, беззащитен, но в то же время идет на конфликт.
ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения.
ПЛЛЛ – отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.
ЛППП – эмоционален, легко контактирует практически со всеми, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ – менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.
ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению, консервативен.
ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.
ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость.
ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.
ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

Знаешь ли ты о своих достоинствах и недостатках. Как ты думаешь, у тебя больше положительных или отрицательных качеств?

Слайд 11

Способность оценивать самого себя, своих качеств, достоинств и недостатков называется – самооценка.

Слайд 12

Эксперимент «Моя самооценка»

1. Внимательно прочти слова, характеризующие определенные черты характера.

Аккуратность трусость завистливость настойчивость пунктуальность нерешительность равнодушие отзывчивость грубость ответственность заботливость искренность обидчивость смелость беспечность вспыльчивость самообладание необязательность целеустремленность застенчивость чувство юмора преданность медлительность развязность сострадательность холодность

2. Заполните таблицу, поместив в первый столбец качества, характеризующие идеального человека. Во второй – качества, выражающие черты характера, которыми идеальный человек обладать не должен.

3. Из первого и второго столбцов выбери и подчеркни те черты характера, которыми, как тебе кажется, обладаешь ты.

Обработка результатов

Число положительных черт, которыми ты себя наделил, подели на число слов, помещенных в столбце №1. Если результат близок к «единице», скорее всего, ты себя переоцениваешь. Если результат близок к «нулю» – это свидетельство недооценки и повышенной самокритичности. При результате, близко к «0,5», ты можешь сделать вывод, что у тебя нормальная самооценка. Аналогично сравни отрицательные качества со столбцом №2. Результат, близкий к «0» – завышенная самооценка, к «1» – заниженная, к «0,5» – нормальная.

– Те знания, которые вы сегодня получили, и навыки, которые приобрели, помогут изучить себя и более четко поставить перед собой личностные и профессиональные цели.

Литература:

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань 1988.
  2. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Москва. межд. пед. акад. 1995.
  3. Зюзько М.В. Пять шагов к себе: книга для учащихся. Москва. Просвещение 1992.
  4. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. Москва. Просвещение 1991.
  5. Орлов А.Б. Самопознание и самовоспитание характера. Москва. Просвещение 1987.
  6. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. под ред. И.В. Дубровиной. Москва Академия 1995