Типология юнга. Изучаем внутреннюю реальность по психотипу. Общие типы установки

Типологическая модель известного швейцарского ученого, психиатра и психотерапевта Карла Густава Юнга связана с движением психической энергии в определенном направлении, в котором тот или иной человек более привычно или предпочтительно ориентируется в мире. С этой точки зрения К. Г. Юнг выделил восемь типологических характеристик: две личностных установки – интроверсию и экстраверсию и четыре функции или типа ориентации – мышление, ощущение, интуицию и чувство, каждая из которых может действовать либо интровертным, либо экстравертным образом.

Интроверсией К. Г. Юнг назвал обращение психической энергии вовнутрь, что выражается в негативном отношении субъекта к объекту и направленности интереса к субъекту. В противоположность этому экстраверсией обозначается обращение психической энергии наружу, вовне, то есть проявление положительного интереса к объекту. Отсюда следует, что у человека с интровертной установкой интерес, психическая активность направлены на внутренний мир, а восприятие внешнего мира преломляется через внутренние модели, а у человека с экстравертной установкой внешние факторы являются преобладающей движущей силой для суждений, чувственных восприятий, аффектов и действий. Как считал К. Г. Юнг, каждый человек более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках.

Согласно представлению К. Г. Юнга, экстравертная и интровертная установки в изолированном виде не существуют. Принадлежность человека к типу определяется в связи с одной из четырех функций, каждая из которых имеет свою собственную область компетентности.

Мышление – это психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь, устанавливает логическую связь, упорядочивает содержание сознания.

Чувство – это психологическая функция, придающая содержанию ценность в смысле его принятия или отвержения, упорядочивает сознательные содержания по их ценности для своего носителя.

Ощущение – это психологическая функция, которая характеризует восприятие, совершающееся посредством чувственных органов, не подчиненное рациональным законам.

Интуиция – это психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем, содержание которой имеют характер данности.

МЫШЛЕНИЕ

ИНТУИЦИЯ

ОЩУЩЕНИЕ

Основные функции психологического типа

Любая из функций может быть помещена наверху; соответственно ей, наиболее характерной для конкретного человека, он ориентируется в мире. Относительная позиция других функций, которые по бокам и внизу, определяется функцией, расположенной наверху.

Как полагал К. Г. Юнг, у каждого человека есть все четыре психологических функции, однако они не являются развитыми одинаковым образом. Неизбежно та или иная функция оказывается более развитой – К. Г. Юнг назвал ее первичной или ведущей, доминирующей , в то время как остальные остаются подчиненными и относительно менее дифференцированными. По мнению К. Г. Юнга, функции, отстающие в развитии, можно охарактеризовать как «неполноценные», но в психологическом, а не в психопатологическом смысле.

В зависимости от характера ведущей функции К. Г. Юнг различал два класса типов: рациональные и иррациональные . К первым принадлежат мыслительный и чувствующий типы; ко вторым – интуитивный и ощущающий.

Согласно точке зрения К. Г. Юнга, мышление и чувство являются рациональными функциями , поскольку решающее влияние на них оказывает размышления, рефлексия. Функция «мышление» отражает интеллектуальное суждение, поскольку устанавливает логические связи, а функция «чувство» также означает разновидность суждения, но отличается установлением субъективного принятия или отвержения. Чувство является рациональной функцией, потому что свидетельствует о ценности предмета для человека, а ценности устанавливаются по законам разума точно так же, как и понятия.

К иррациональным функциям К. Г. Юнг отнес интуицию и ощущение , потому что они для достижения полного восприятия должны как можно более отрешаться от всего рационального, и поэтому их сутью является чистое восприятие. Д. Шарп поясняет: ощущение схватывает, сообщает человеку, что нечто есть во внешнем для него мире, а интуиция постигает то, что находится в мире внутреннем.

Поскольку типы могут быть разделены не только в зависимости от доминирования рациональной или иррациональной функции, но и от преимущественного движения психической энергии (то есть от преобладания интровертной или экстравертной установки), по мнению К. Г. Юнга, можно выделить восемь психологических типов: экстравертный мыслительный, экстравертный чувствующий, экстравертный ощущающий, экстравертный интуитивный, интровертный мыслительный, интровертный чувствующий, интровертный ощущающий, интровертный интуитивный типы.

Концепция К. Г. Юнга получила свое развитие в 50-ые гг. XX века в работах американских исследователей Катарины Бриггс (K. Briggs) и ее дочери Изабель Бриггс-Майерс (I. Briggs-Myers). Они внесли важное дополнение к теории К. Г. Юнга: помимо доминирующего процесса (восприятия или суждения), характеризующегося преобладанием рациональной или иррациональной функции, у человека также развит вспомогательный процесс , который обеспечивает равновесие между суждением и восприятием, а также между экстраверсией и интроверсией. Из этого положения следует, что если доминирующий процесс связан с суждением, то вспомогательным является один из процессов восприятия. Если доминирующий процесс связан с восприятием, то вспомогательным будет один из процессов суждения.

Согласно взглядам К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс, предпочтение суждения / восприятия (рациональность / иррациональность на основе теории К. Г. Юнга) окончательно дополняет структуру типа. В связи с этим предпочтение рациональности / иррациональности было выделено ими в качестве четвертой дихотомии при оценке типологических характеристик. Вследствие этого типология К. Г. Юнга из 8 типов личности была расширена до 16 психологических типов.

В дальнейших исследованиях К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс разработали специальную методику для практического применения теории К. Г. Юнга и выявления типологических различий между людьми – опросник «Индикатор типов Майерс-Бриггс» (MBTI). Данная методика позволяет диагностировать предпочтения в каждой из четырех шкал: «экстраверсия - интроверсия» (описывает два противоположных предпочтения в отношении того, на чем человек склонен фокусировать свое внимание); «сенсорика – интуиция» (описывает способы восприятия или получения информации), «мышление – чувство» описывает способы принятия решения или формирования суждения о чем-либо; «суждение – восприятие» описывает способ ориентирования во внешнем мире.

Таким образом, согласно взглядам К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс, в основе структуры личности лежат четыре предпочтения, связанные с процессами восприятия и суждения. Ими высказана идея о том, что интересы, ценности, потребности и склад ума, которые формируются естественным образом под влиянием ряда предпочтений, определяют развитие характерного набора поведенческих черт и потенциальных способностей. Отсюда следует, по их мнению, что индивидуальность человека может быть описана отчасти с помощью четырех предпочтений, которые складываются в определенный тип.

Нововведение К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс заключалось также в том, что любой вид суждения (мышление – чувство) может сочетаться с любым видом восприятия (ощущение – интуиция), возможны четыре сочетания в зависимости от комбинации предпочитаемых психологических функций (предпочтительного способа восприятия мира и предпочтительного способа вынесения суждения о том, что воспринято). Каждое из этих сочетаний задает особый вид личности, характеризующийся определенными интересами, потребностями, ментальными привычками и поведенческими чертами, которые являются естественным следствием такого сочетания.

Американский психолог Дэвид Кейрси (D. Keirsey, 1989) также внес дополнение к типологии личности К. Г. Юнга. Он пришел к выводу, что 16 психологических портретов, выделенных К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс на основе теории К. Г. Юнга, можно сгруппировать в четыре более обобщенных психологических типа, которые отличаются разнонаправленными мотивами и ценностями, и при этом каждый из типов включает 4 психологических портрета.

Теоретической базой подхода Д. Кейрси явились: 1) представления К. Г. Юнга о наличии двух установок по отношению к окружающему миру (экстраверсия – интроверсия) и двух пар психологических функций (ощущение – интуиция и мышление – чувство); 2) теория К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс, которые наряду с 3-мя парами дихотомических признаков, выделенных К. Г. Юнгом, придали значение паре полярных качеств «суждение – восприятие», характеризующих способ ориентирования в окружающем мире, и выделили ее как отдельный дихотомический признак для определения психологического типа; 3) представления о природе темперамента Э. Кречмера и типах ценностных установок Э. Шпрангера.

1. SP - тип («Дионис») (сенсорно-спонтанный тип). Представителей этого типа объединяет стремление к свободе, выражающееся в возможности следовать своим влечениям и желаниям. Они ориентированы на процесс деятельности, а не на результат. Сама деятельность для них является наивысшей ценностью. Они не склонны ставить перед собой отдаленных целей. Для них характерны оптимистичность, чувство юмора, а также реалистичность, склонность к риску. SP-тип включает в себя 4 психологических портрета: ESFP, ISFP, ESTP, ISTP.

2. SJ - тип («Эпиметий») (сенсорно-планирующий тип). Для представителей данного типа характерно чувство долга, стремление быть полезными другим, ответственность. Они предпочитают четкие правила, нормирующие взаимоотношения во всех социальных организациях, включая семью, поддерживают традиции. Реально оценивают ситуацию, могут объективно прогнозировать последствия многих событий. Они ориентированы на достижение практических целей, социальный статус, авторитет и стремятся занять достойное место в определенной социальной структуре. SJ-тип включает в себя 4 психологических портрета: ESFJ, ISFJ, ESTJ, ISTJ.

3. NT-тип («Прометей») (интуитивно-логический тип). Представителей данного типа объединяет стремление к научному поиску, пониманию законов природы и повышению собственной компетентности. Они хотят не только уяснить, но и объяснять, предсказывать и контролировать явления действительности. В отношениях с другими людьми требовательны, ждут от них постоянного повышения собственной компетентности. Для них характерна разработка идей, новаторство. NT-тип включает в себя 4 психологических портрета: ENTJ, INTJ, ENTP, INTP.

4. NF-тип («Апполон») (интуитивно-чувствующий тип). Людей этого типа объединяет духовность, поиски смысла жизни, стремление к самовыражению и совершенству. В отношениях с людьми их отличает проницательность; они имеют склонность наблюдать за особенностями поведения других людей, способствуют реализации потенциала других людей, стремятся к гармоничным отношениям с ними. NF-тип включает в себя 4 психологических портрета: ENFJ, INFJ, ENFP, INTP.

Опросник «Психологический портрет», разработанный профессором Калифорнийского университета Д. Кейрси, был переведен и адаптирован российскими исследователями Б. В. Овчинниковым, И. М. Владимировой, К. В. Павловым.

Широкое распространение получила классификация характеров в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интровертированному типу, предложенная К. Юнгом. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. Для интровертов характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация.

Карл Юнг первым разработал теорию, гласящую, что каждый человек обладает психологическим типом. Он был убежден, что существуют два класса психологических «функций», используемых людьми: первые, через которые мы получаем информацию («воспринимаем» вещи) и, вторые, на основании которых мы принимаем решения. Внутри каждого из этих двух классов существуют два противоположных способа функционирования: мы получаем информацию через 1) ощущения , или 2) интуицию и принимаем решения на основании 1) объективной логики , или 2) субъективных чувств . Юнг говорил, что в своей жизни люди используют все четыре перечисленные выше функции, но каждый отдельный человек использует различные функции с разным успехом и частотой. Функция, которая используется чаще всего, называется «доминирующей». Доминирующая функция настолько важна, что задает тон остальным функциям и всему поведению человека в целом. Таким образом, было определено восемь психологических типов. Направление потока энергии определяет, откуда мы получаем основную часть мотивации. Получаем мы ее изнутри себя (интровертный) или от внешних источников (экстравертный). Сосредоточена наша доминирующая функция вовне или внутри нас. Способ получения информации определяет каким образом мы воспринимаем и усваиваем информацию. Верим мы своим пяти чувствам (ощущающий) или полагаемся на наши инстинкты (интуитивный).

1. Экстравертный ощущающий тип. Нет такого человеческого типа, который мог бы сравниться в реализме с экстравертным ощущающим типом. Его объективное чувство факта чрезвычайно развито. Таких людей будут хвалить как разумных, поскольку люди склонны считать ярко выраженное чувство чистого факта за нечто очень разумное. В действительности же такие люди отнюдь не очень разумны. Этот тип является человеком осязаемой действительности, без склонности к рефлексии и без властолюбивых намерений. Его постоянный мотив в том, чтобы ощущать объект, иметь чувственные впечатления и по возможности наслаждаться. Это человек, не лишенный любезности; напротив, он часто отличается отрадной и живой способностью наслаждаться; по временам он бывает веселым собутыльником, иногда он выступает как обладающий вкусом эстет. Любовь его, несомненно, основывается на чувственных прелестях объекта. Он одевается хорошо, соответственно со своими средствами, у него хорошо едят и пьют, удобно сидят, или, по крайней мере, дается понять, что его утонченный вкус имеет основание ставить некоторые требования к окружающей среде. Он даже доказывает, что ради стиля, безусловно, стоит приносить некоторые жертвы.

2. Интровертный ощущающий тип. Тогда как экстравертный ощущающий тип определен интенсивностью воздействия со стороны объекта, интровертный ориентируется по интенсивности субъективной части ощущения, вызванной объективным раздражением. Он может обратить на себя внимание своим спокойствием, своей пассивностью или разумным самообладанием. Эта своеобразность, которая вводит в заблуждение поверхностное суждение, обязана своим существованием его неотнесенности к объектам. Правда, в нормальном случае объект совсем не обесценивается сознательно, но устраняется в своем свойстве возбудителя тем путем, что возбуждение тотчас же замещается субъективной реакцией, которая не имеет более никакого отношения к реальности объекта. Это, конечно, действует как обесценивание объекта. Внешнему наблюдению дело представляется так, как если бы воздействие объекта вовсе не проникало до субъекта.

3. Экстравертный интуитивный тип. У него тонкое чутье для всего, что зарождается и имеет будущее. Он никогда не находится в условиях устойчивых, издавна существующих и хорошо обоснованных, имеющих общепризнанную, но ограниченную ценность. Так как он всегда находится в поисках за новыми возможностями, то в устойчивых условиях он рискует задохнуться. Правда, он очень интенсивно берется за новые объекты и пути, подчас даже с чрезвычайным энтузиазмом, но, как только размер их установлен и нельзя уже предвидеть в дальнейшем их значительного развития, он тотчас же хладнокровно бросает их без всякого пиетета и, по-видимому, даже не вспоминает больше о них. Мышление и чувствование, эти неизбежные компоненты убеждения, являются у него менее дифференцированными функциями, которые не имеют решающего веса и поэтому не способны противопоставлять силе интуиции упорное сопротивление. И все-таки только эти функции могут действенно компенсировать примат интуиции, давая интуитивному суждение, которого он, как тип, совершенно лишен. Физическое благосостояние окружающих, как и его собственное, не является для него веским аргументом. Столь же мало у него уважения к убеждениям и жизненным привычкам окружающих, так что нередко его считают безнравственным и беззастенчивым авантюристом. Так как его интуиция занимается внешними объектами и чутьем выискивает внешние возможности, то он охотно берется за такие профессии, где он может развить свои способности наиболее многосторонне. К этому типу принадлежат многие биржевые дельцы, «акулы» бизнеса, продюсеры, политики и т. д. Этот тип встречается, по-видимому, еще чаще среди женщин, чем среди мужчин. В этом случае интуитивная деятельность обнаруживается гораздо меньше в профессиональной сфере, чем в общественной жизни. Такие женщины умеют использовать все социальные возможности, умеют завязывать общественные связи, разыскивать мужчин, располагающих различными возможностями, и все с тем, чтобы снова все бросить ради какой-нибудь новой возможности.

Никто не может лучше его подбодрить своих ближних или воодушевить их на новое дело, даже если он бросит его уже послезавтра. Чем сильнее его интуиция, тем более его эго сливается с увиденной возможностью. Он оживляет ее, он выводит ее наглядно и с убеждающей теплотой, он, так сказать, воплощает ее. Это не актерство с его стороны, это его судьба.

4. Интровертный интуитивный тип. Черты интровертной интуиции создают своеобразный тип человека, а именно мистика-мечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и художника -- с другой. Фантазер довольствуется созерцанием, которому он предоставляет оформлять себя, то есть детерминировать себя. Естественно, что углубление интуиции вызывает часто чрезвычайное удаление индивида от осязаемой действительности, так что он становится совершенной загадкой даже для своей ближайшей среды. Если он художник, то его искусство возвещает необыкновенные вещи, вещи не от мира сего, которые переливаются всеми цветами и являются одновременно значительными и банальными, прекрасными, возвышенными и причудливыми. Но если он не художник, то он часто оказывается непризнанным гением, чем-то вроде мудрого полуглупца, фигурой для «психологических» романов. Моральная проблема возникает тогда, когда интуитив вступает в отношение к своему видению, когда он не довольствуется больше одним только созерцанием, своей эстетической оценкой и формированием, а доходит до вопроса: какое это имеет значение для меня или для мира? Что из этого вытекает для меня или для мира в смысле обязанности или задания? Интровертный интуитив больше всего вытесняет ощущения объекта. Это является отличительной чертой его бессознательного.

5. Экстравертный мыслительный тип. Согласно определению, это будет человек, который -- конечно, имеет стремление ставить всю совокупность своих жизненных проявлений в зависимость от интеллектуальных выводов.

Человек такого типа придает решающую силу объективной действительности или соответственно ее объективно ориентированной интеллектуальной формуле, притом не только по отношению к самому себе, но и по отношению к окружающей среде.

Испытывать на себе дурные последствия экстравертной формулы приходится больше всего членам его же семьи, ибо они первые неумолимо «осчастливливаются» ею.

Есть экстравертные идеалисты, которые так стараются над осуществлением своего идеала для блага человечества, что сами не боятся даже лжи и других нечестных средств.

Присущая этому типу неполноценность чувства выражается еще иным способом. Сознательная установка, согласно преобладающей предметной формуле, является более или менее неличной часто до такой степени, что личные интересы сильно страдают от этого. Если сознательная установка оказывается крайней, то все личные соображения отпадают -- даже забота о своей собственной личности. Обнаруживается пренебрежение к своему собственному здоровью, общественное положение приходит в упадок, самые жизненные интересы собственной семьи подвергаются часто насилию и терпят ущерб в смысле здоровья, денег и морали -- и все это во имя идеала. Поэтому нередко бывает так, что более тесный семейный круг, в особенности, например, собственные дети, знает такого отца только как жестокого тирана, тогда как в широком кругу разносится слава о его человеколюбии. Насколько широк размах индивидуального самопожертвования ради интеллектуальной цели, настолько мелочны, подозрительны, капризны и консервативны бывают чувства. Все новое, что не содержится уже в формуле, рассматривается сквозь дымку бессознательной ненависти и обсуждается соответственно с этим.

Мышление экстравертного мыслительного типа позитивно, то есть оно продуктивно. Его мышление не застаивается, и еще менее оно регрессирует.

6. Интровертный мыслительный тип. Интровертный мыслительный тип характеризуется приматом описанного выше мышления. Он, как и параллельный ему экстравертный случай, находится под решающим влиянием идей, которые вытекают, однако, не из объективно данного, а из субъективной основы. Он, как и экстравертный, будет следовать своим идеям, но только в обратном направлении -- не наружу, а вовнутрь. Он стремится к углублению, а не расширению. Если он уже при построении своего идейного мира не страшится даже самых смелых дерзаний и не воздерживается от мышления какой бы то ни было мысли -- ввиду того, что она опасна, революционна, еретична и оскорбляет чувство,-- то все же его охватывает величайшая робость, как только его дерзанию приходится стать внешней действительностью. Это противно его натуре. Если он даже и выпускает свои мысли в свет, то он не вводит их, как заботливая мать своих детей, а подкидывает их и, самое большее, сердится, если они не прокладывают себе дорогу самостоятельно. Насколько ему ясна внутренняя структура его мыслей, настолько же ему неясно, куда и как они могут быть приспособлены к действительному миру. Он лишь с трудом может допустить, что вещи, ясные для него, могут быть неясными для других.

Работа у него идет с трудом. Он или молчалив, или наталкивается на людей, которые его не понимают; таким путем он собирает доказательства непроходимой глупости людей. Если же его случайно однажды поймут, тогда он впадает в легковерную переоценку.

Мышление интровертного типа направлено позитивно и синтетично к развитию идей, которые все более приближаются к вечной значимости исконных образов.

7. Экстравертный чувствующий тип . Поскольку чувство есть особенность, явно более свойственная женской психологии, чем мышление, постольку наиболее ярко выраженные чувственные типы встречаются среди особ женского пола. Такого рода женщина живет, руководствуясь своим чувством. Благодаря воспитанию ее чувство развилось до функции, приноровленной и подчиненной сознательному контролю. Чувства согласуются с объективными ситуациями и общезначимыми ценностями. «Правильно» чувствовать можно лишь тогда, когда иное не мешает чувству. Но ничто так сильно не мешает чувству, как мышление. Поэтому без дальнейших разъяснений понятно, что мышление у этого типа по возможности подавляется. Этим мы отнюдь не хотим сказать, что такая женщина вообще не думает; напротив, она думает, может быть очень много и очень умно, но то, чего она не может чувствовать, она не может и осмыслить сознательно.

8. Интровертный чувствующий тип . В большинстве случаев они молчаливы, труднодоступны, непонятны, часто скрыты под детской или банальной маской, нередко также отличаются меланхолическим темпераментом. Они не блестят и не выступают вперед. Так как они преимущественно отдают себя руководству своего субъективного ориентированного чувства, то их истинные мотивы в большинстве случаев остаются скрытыми.

Так как этот тип в большинстве случаев кажется холодным и сдержанным, то поверхностное суждение легко отрицает в нем всякое чувство. Но это в корне ложно. Они развиваются вглубь. В то время как, например, экстенсивное чувство сострадания обнаруживается в соответствующем месте в словах и действиях и быстро оказывается способным вновь освободиться от этого впечатления, интенсивное сострадание замыкается и воздерживается от всякого выражения и приобретает, таким образом, страстную глубину, которая вмещает в себя все страдание индивидуального мира и застывает в этом. При чрезмерном сострадании оно способно, быть может, прорваться и повести к поразительному поступку, который будет иметь, так сказать, героический характер, но к которому ни объект, ни субъект не сумеют найти правильного отношения. Вовне и для слепого глаза экстравертного человека такое сострадание кажется холодом, ибо оно не производит ничего видимого, а в невидимые силы экстравертное сознание не в состоянии верить.

Основы типоведения были заложены в 1920 году, когда швейцарский психиатр Карл Густав Юнг предположил, что поведение человека не случайно, но вполне предсказуемо и, следовательно, поддается классификации. Юнг показал, что столь очевидные взгляду различия в поведении являются результатом предпочтений, связанных с основными функциями, которые выполняет человеческая личность на протяжении жизни. Эти предпочтения выявляются в раннем детстве и формируют основу нашей личности. Вопросы и проблемы, встающие перед человеком после этого, рассматриваются через призму основных предпочтений нашей личности. Эти предпочтения, говорил Юнг, представляют собой ядро наших симпатий и антипатий, задач и событий на протяжении всей жизни.

Согласно теории Юнга, наши предпочтения формируются очень рано и в течение жизни больше не меняются. И чем больше мы применяем предпочитаемый инструмент в жизни - намеренно или случайно, - тем больше мы полагаемся на него, тем сильнее и увереннее себя чувствуем. Это не означает, что мы никогда не сможем воспользоваться альтернативным инструментом. Наоборот, чем взрослее и опытнее мы становимся, тем больше глубины и разнообразия привносят в нашу жизнь эти альтернативы. Но они никогда не заменят нам наши истинные предпочтения (правши не становятся левшами, и наоборот).

Кроме этого, Юнг описал еще одну пару функций - суждение и восприятие, из которых первая имеет рациональную природу, а вторая - иррациональную. Учитывая противоположную направленность каждой пары перечисленных качеств, выражающуюся в мышлении и поведении личности, Юнг дал описания восьми психологических типов, послуживших в дальнейшем фундаментом для другой, более обширной классификации.

Он ввел названия этих восьми типов личности, в которых каждое название составлено из двух типологических признаков (четыре пары альтернативных предпочтений):

Термин "мыслительный" соответствует здесь логической доминанте мышления, "чувствующий" - этической, "ощущающий" - сенсорной, "интуитивный" - абстрактно-образному восприятию мира.

Юнг считал, что в одном типе не могут сочетаться такие психические признаки, как чувствование и мышление , как сенсорика и интуиция , поскольку они представляют собой два полюса одной и той же функции - рациональной или иррациональной.

Рациональная функция: Чувствование (этика) - Мышление (логика).

Иррациональная функция: Реальное ощущение (сенсорика) - Ассоциативное восприятие (интуиция).

В то же время, он признавал возможность сосуществования таких признаков, как чувствование и ощущение, чувствование и интуиция; мышление и ощущение , мышление и интуиция : Чувствование (этика) - Мышление (логика); Реальное ощущение (сенсорика) - Ассоциативное восприятие (интуиция).

Юнг уже тогда подчеркивал, что не существует так называемых "чистых" типов. Они вариативны в зависимости от степени преобладания внутри одного типа составляющих его функций.

Преобладающие (ведущие) функции автоматически подавляют и подчиняют себе другие, которые противоположны им по своему содержанию. Например, чувствование (этика), подавляет мышление (логику), а реальные ощущения (сенсорика) вытесняют ассоциативно-образное (интуитивное) восприятие. Но это не значит, что вытесняемые в подсознание функции вообще перестают работать. Они тренируемы и порой приносят удивительные результаты.

И поскольку речь идет о предпочтениях, то правша, например, предпочитает действовать правой рукой. Это предпочтение может быть сильным - и тогда он относительно мало пользуетесь левой рукой; а может быть слабым или вовсе отсутствовать, и тогда человек владеет обеими руками почти одинаково. То же касается и типологических предпочтений. Человек может явно предпочитать одну из характеристик, а другую использовать лишь иногда.

В процессе жизнедеятельности экстраверсия человека тоже совершенствуется и проявляется в самых разных формах (может показаться, что человек стал совсем не тем, каким он был десять лет назад). И хотя он по-прежнему остается экстравертом, сила или качество этого свойства может придать ему разные «оттенки» на разных этапах жизни.


Многие ученые, занимавшиеся исследованием работ Фрейда, называли их дискуссионными. Несмотря на это, исследователи проявляли необычайное желание поработать вместе с ним в Вене. Некоторые из этих ученых со временем отошли от вопросов изучения психоанализа, чтобы найди новые подходы к пониманию человека как личности. Карл Густав Юнг стал самым выдающимся среди исследователей работ и деятельности Зигмунда Фрейда.
Как и Фрейд, Юнг занимался изучением динамических бессознательных влечений на поведение индивида и опыт. Но, в отличие от первого, Юнг говорил, что содержание бессознательного включает в себя нечто большее, нежели просто сексуальные и агрессивные влечения. Согласно теории личности Юнга, более известной как аналитическая , все люди мотивированы интрапсихическими силами образа, которые происходили еще в начале эволюционных процессов. Это врожденное бессознательное имеет духовный материал, который и способен объяснить характерное для всего человечества стремление к физическому совершенству и творческому развитию.

Еще одним источником разногласий между Юнгом и Фрейдом было отношение сексуальности как к основополагающей силе в структуре человека. Фрейд утверждал, что либидо – это обычная сексуальная энергия. Юнг же рассматривал его как творческую жизненную силу, способную проявляться в самых различных сферах – в политической или религиозной, например. То есть, Юнг трактует энергию либидо как концентрирующуюся в различных потребностях – начиная от животных инстинктов и заканчивая духовным развитием, естественно, по мере того, как они возникают.
Юнг также говорил, что душа (для него душа аналогична личности) состоит из трех главных структур: личного бессознательного, коллективного бессознательного и эго.

Эго
Эго является главным центром сознания. Оно является компонентом psyche, который включает в себя все воспоминания, эмоции, мысли, чувства и желания, благодаря которым индивид чувствует свою целостность, постоянство и воспринимает себя полноценным членом общества. Это служит основой для самосознания и лишь благодаря этому мы способны рассмотреть результаты своей сознательной деятельности.

Личное бессознательное
Личное бессознательное включает в себя воспоминания, проблемы и конфликты, которые осознавались раньше, но теперь они укоренились вглубь и забылись. В его структуру входят и те впечатления, которые лишены яркости для того, чтобы сознание запомнило их. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного чем-то схожа с концепцией Фрейда, однако Юнг пошел чуть дальше Зигмунда и сделал упор на том, что личное бессознательное способно содержать в своей основе комплексы, или набор определенных эмоционально заряженных мыслей, воспоминаний и чувств, которые были вынесены индивидуумом из его прошлого опыта или из родового опыта, передавшегося наследственным путем.
Согласно представлениям К. Юнга, эти комплексы, находящиеся вокруг самых обыденных тем, могут оказать довольно-таки сильное влияние на поведение личности. Например, человек, имеющий комплекс власти, может тратить большое количество энергии на деятельности, прямо или близко связанную с темой власти. То же самое подойдет и для человека, который находится под сильным влиянием своих родителей (или же отдельно матери или отца), а также под властью финансов, плотских утех или какого-нибудь другого вида комплексов. Однажды сформировавшись и достигнув своего апогея, комплекс начнет влиять на поведение человека и его мысли идеи, мироощущение. Юнг писал, что материал личного бессознательного уникален для каждого из нас и доступен лишь для осознания. В результате части комплекса или даже он весь могут осознаваться и оказывать невероятно сильно влияние на жизнь и деятельность человека.

Архетипы
Также Юнг высказывал гипотезу о том, что коллективное бессознательное может состоять из мощных первичных психологических образов, которые называются архетипами («архи» –первичная, «тип» - модель). Архетипы – это врожденные воспоминания, мысли, идеи, которые заставляют людей переживать, воспринимать, а также реагировать на события определенным способом. Вообще, это нельзя назвать образами или воспоминаниями ка таковыми. Скорее, это именно те факторы, которые предрасполагают к этому, под влиянием которых люди способны реализовать в своем поведении новые модели восприятие мышления и реагировать поведенчески, эмоционально и когнитивно на конкретные ситуации и обстоятельства. Например, при неожиданном конфликте с родителями, любимым человеком, животным или незнакомцем.
Основу архетипов, описанным Карлом Юнгом, составляют мать, герой, божество Солнца, ребенок, плут, смерть, Бог.
Юнг утверждал, что каждый архетип неразрывно связан с желанием выражения определенного чувства, мысли или эмоции в отношении определенного объекта и ситуации. Например, в восприятии ребенком своих родителей присутствуют аспекты их актуальных характеристик, окрашенных бессознательными представлениями о таких архетипических родительских атрибутах, как воспитание, наставление, зависимость и плодородие.

Персона
Персоной можно называть наше публичное лицо, то есть то, как мы взаимодействуем в отношениях с другими людьми. Персона может обозначать сразу несколько ролей, которые проигрываются нами в соответствии с устоявшимися требованиями. В понимании Юнга, основная цель персоны – сохранять в тайне свое истинное лицо и производить максимально яркое впечатление на других людей в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал и о том, что если данный архетип перейдет за рамки обычного и приобретет большое значение, то человек станет сведенным лишь для одной роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта, то есть, не глубоким, поверхностным и аморальным.

Тень
В противоположность роли, играющей в нашем приспособлении к обществу, архетип тень являет собой подавленную темную, животную, лишенную всех моральных норм сторону индивида. Тень включает в себя все наши социально критикуемые сексуальные и агрессивные предпочтения, аморальные мысли и неприемлемые страсти. Несмотря на это, и у тени есть положительные стороны. Юнг говорил о тени как об источнике жизненной силы, творческого начала в жизни человека и спонтанности. Функция тени состоит в том, чтобы направить в нужное русло ее энергию, и, таким образом, взять верх над пагубной стороной нашей натуры до такой степени, чтобы мы беспрепятственно могли находиться и взаимодействовать с другими, но в то же время открыто высказывать свои мысли и выражать импульсы, а также наслаждаться жизнью, полной творчеством и здоровья.

Анима и Анимус
Архетипы анимы и анимуса выражаются признанием Юнга врожденной андрогинной природы человека. Анима являет собой своеобразный женский образ в мужчине, его бессознательную женскую сторону; в то время как анимус представляет внутренний образ мужчины в женщине и ее бессознательную мужскую сторону.

Самость
Самость, считает Юнг, - самый главный архетип. Самость – это основа личности, вокруг которой появляются и организуются все другие части.
Когда достигается интеграция всех аспектов души, человек наполняется единством, гармонией и целостностью. Получается, что в понимании Юнга самой главной целью человеческого существования является развитие самости. Основным символов данного архетипа является появление и развитие мандалы и ее различных разновидностей (нимб святого, абстрактный круг, окно-розетка).

Интроверты и экстраверты
Однако наиболее известным вкладом Юнга в психологическую деятельность считаются выделенные им две направленности, или, другими словами, жизненные позиции: .
Согласно юнговской теории, обе ориентации способны сосуществовать в человеке одновременно, но всегда одна из них является основополагающей, доминантной. В экстравертной установке проявляется интерес личности к внешнему миру - другим людям и предметам. Экстраверт характеризуется подвижность, разговорчивость, быстрым установлением контактов и привязанностью, внешние факторы являются основой для его развития. Интроверт, напротив, погружен в свое «я», в свои мысли и чувства. Он сдержан, созерцателен, стремится постоянно находиться в одиночестве, склонен к удалению от объектов, его интерес сосредотачивается на самом себе.
Юнг утверждал, что экстравертная и интровертная установка не могут существовать в изолированном виде. Обычно они взаимосочетаются и находятся в некой оппозиции друг к друг: если одна из установок является ведущей, то другая выступает вспомогательной. Результат комбинации вспомогательной и ведущей эго-ориентации являются образы и личности, чьи модели поведения можно легко определить и предсказать.
Вскоре после того, как Юнг описал концепцию интроверсии и экстраверсии, он пришел к выводу, что эти противоположные ориентации не могут объяснить всевозможные различия людей к окружающей среде. Именно поэтому он решил расширить свою типологию, включив в нее четыре дополнительные функции – мышление, ощущение, интуиция, чувство.