Толстой лев николаевич. «Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)

Характеризуя внешность полковника, Толс­той подчеркивает, что «лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками». Сравнение внешности полковника, «служаки николаевской выправки», с Николаем I является важной художе­ственной деталью рассказа. Подумайте, почему писатель прибегает к сравнению внешности пол­ковника с внешностью царя. Какое развитие это сравнение находит в сюжете рассказа «После бала»?

Рисуя портрет «служаки николаевской выправки», автор как бы обозначает от­правную точку в раскрытии его характера и жизненной позиции. Для автора, который написал рассказ под впечатле­нием своей юности, был жив облик слу­жаки николаевского времени, которого он воплотил как в портрете героя рассказа, так и в его сопоставлении с внешностью самодержца. Так, автору удалось ярко воспроизвести николаевскую эпоху.

Об этом говорит и портрет отца Ва­реньки: «Отец Вареньки был очень краси­вый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяным, с белы­ми a la Nicolas I подвитыми усами, белы­ми же, подведенными к усам бакенбарда­ми и зачесанными вперед височками… Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». В об­лике и поведении полковника достаточно полно и бескомпромиссно раскрывается типичный облик солдафона николаев­ской выправки, который и ведет себя и думает как предписано.

Герой произведения и рассказчик Иван Ва­сильевич «случай» из своей жизни называет «длинной историей». Но в самом ли деле это «длинная история»? Ведь тут же он говорит, что его «жизнь переменилась от одной ночи, или ско­рее утра». Вчитайтесь в рассказ и проследите, как писатель устами Ивана Васильевича фиксирует время ночного бала и наступившего следом за ним дня. С какими событиями связаны эти указа­ния на время действия? Какова временная дистан­ция между началом рассказа о «чудесном» бале и событиями, замыкающими рассказ Ивана Ва­сильевича?

Мы помним, что герой уехал с бала «в пятом часу, пока доехал домой, посидел дома, прошло еще часа два, так что, когда я вышел, уже было светло». Так утро сле­дующего дня ознаменовано для Ивана Ва­сильевича трагическим открытием: из поэтического мира он неожиданно пере­местился в трагический мир жестокости и бесправия. И заняло это путешествие все­го несколько часов.

Рисуя облик хозяйки бала, писатель подчер­кивает, что она была «в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны». Поче­му Толстой в рассказе «После бала» трижды вос­создает портрет хозяйки бала, каждый раз сопо­ставляя его с портретом Елизаветы Петровны? В какой мере упоминание об императрице Елиза­вете Петровне расширяет временные границы про­изведения Толстого?

Автор, намекая несколько раз на сход­ство хозяйки бала с портретом Елизаветы Петровны, как бы раздвигает временные рамки. Он включает в систему отноше­ний, которые его волнуют и возмущают, не только несколько эпизодов недавнего времени, но и эпоху, которая может быть измерена ни одним десятилетием.

ПОСЛЕ БАЛА

Рассказчик Иван Васильевич, человек, всеми уважаемый, неожиданно для собеседников меня­ет тему разговора и начинает рассуждать о том, что на образ мыслей человека влияет не среда, - тут дело случая. И именно случай способен изме­нить мировоззрение человека. Иван Васильевич рассказывает историю о том, как в юности он был влюблен в красавицу Вареньку Б. Он, как и боль­шинство молодых людей его круга, не посещал университетские кружки, а весело проводил вре­мя на балах, кутил со своими товарищами. На од­ном из таких балов, у губернского предводителя, он весь вечер танцует с предметом своей любви - Варенькой.

Молодая девушка в «белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках» вызывала у рассказчика платоническое чувство.

Появляется отец Вареньки, «очень красивый, статный, высокий и свежий старик». «Лицо у него было очень румяное, с белыми, ala Nicolas I под­витыми усами, белыми же подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая радостная улыбка, как и у его дочери, была в его блестящих глазах и губах». Хо­зяева уговаривают его станцевать с дочерью ма­зурку, и во время танца пара привлекает всеоб­щее внимание.

Рассказчик же смотрел на танцующих отца и дочь «с восторженным умилением». Особенно Ивана Васильевича умиляет одна деталь туалета пол­ковника - его старомодные сапоги.

Рассказчик делает вывод, что полковник вы­нужден во многом отказывать себе ради того, что­бы вывозить любимую дочь в свет. После оконча­ния танца отец Вареньки подводит дочь к Ивану Васильевичу, и остаток вечера молодые люди про­водят в обществе друг друга.

Рассказчик возвращается домой уже под утро, однако переполняющие его чувства не дают ему уснуть, и он отправляется бродить по городу. Он идет по направлению к дому Вареньки. Где-то вдалеке Иван Васильевич слышит звуки флейты и барабана, которые повторяют одну и ту же «не­приятную, визгливую мелодию». Рассказчик ви­дит, что на поле перед домом Б. прогоняют через строй татарина за побег.

Экзекуцией руководит отец Вареньки. Наказы­ваемый умоляет «помилосердствовать», однако «брат­цы» продолжали избиение.

Отец Вареньки строго следил за тем, чтобы на­казание было осуществлено в полной мере. Он бьет по лицу «слабосильного солдата за то, что он недо­статочно сильно опускал свою палку на красную спину татарина».

Иван Васильевич мельком увидел спину тата­рина и ужаснулся - «это было что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное». Полковник за­мечает Ивана Васильевича, но делает вид, что не видит его.

Рассказчик говорит о том, что после увиденно­го он не может вспомнить, как добрался домой. Размышляя о случившемся, Иван Васильевич го­ворит о том, что, возможно, полковник прав в сво­их поступках, поскольку все признают, что это нор­мально.

Но сам рассказчик не может понять причин, которые побуждают отца Вареньки так жестоко избивать человека.

Этот случай меняет всю жизнь Ивана Василье­вича: не поняв причин подобной жестокости, он ре­шает не поступать на военную службу.

1. История произведения.
2. Рассказ Ивана Васильевича.
3. Двуличие полковника.
4. Случай меняет жизнь Ивана Васильевича.

Рассказ героя, Ивана Васильевича, начинается с того, что он в споре говорит: «Вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае». Своим расска-> зом этот всеми уважаемый, искренний и правдивый человек (так характеризует его автор) хочет подтвердить свое мнение: если даже среда и быт мешают разобраться в чем-то и дать однозначную оценку, составить свое мнение о том, что такое хорошо и что безнравственно, то может предоставиться случай, который расставит все на свои места.

Герой описывает свою любимую девушку — Вареньку. По его словам, это была самая сильная его любовь. Молодая милая грациозная девушка с величественной осанкой покорила его. В то время Иван Васильевич развлекался по балам и в последний день масленицы был на балу у губернского предводителя. С восторгом он описывает чудесный бал и свою опьяненность любовью: «...видел только высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза». Почти каждый танец они танцевали вместе. «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро», — говорит рассказчик.

Тут появляется отец Вареньки, Петр Владиславович, его просят танцевать, и он исполняет со своей дочерью мазурку. Вот как описывает его автор устами героя: «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми а la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами». Герой любуется отцом и дочерью, замечает их сходство, удивлен, что полковник носит домодельные сапоги, видимо, экономит для того, чтобы вывозить дочь в свет. Таким образом любовь к Вареньке, которая в ту пору была для него на первом месте, определяла все его отношение к ее окружению. Эту же любовь герой переносит на ее отца, на весь мир. Даже заспанное лицо лакея кажется ему умилительным после встречи с любимой.

Ощущение счастья не покидает его, Иван Васильевич не может сидеть дома - уже утро, и он выходит на улицу. Но скоро его воодушевленное состояние будет грубо нарушено. Пройдя до дома Вареньки, герой увидел «что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана». Это была какая-то неприятная, визгливая, нехорошая музыка по сравнению с музыкой в его душе. Он разглядел солдат и подумал, что это учения. Но это было совсем иное: наказание татарина за побег. Страшное зрелище открылось Ивану Васильевичу — спина наказанного, которого тащили сквозь строй, представляла собой ужасное месиво. Несчастный просил собратьев о милосердии... И весь беспощадный строй его сослуживцев не испытывал ни капли жалости к избитому товарищу.

И рядом с татарином шел полковник, отец Вареньки. Заметив, что кто-то из солдат недостаточно сильно ударил наказанного, — может, хоть у одного дрогнуло сердце? — он набросился на него: «Будешь мазать? Будешь?»

Герой рассказа стал свидетелем того, как полковник бил по лицу солдата за недостаточно сильное наказание. Затем, приказав подать свежих шпицрутенов, полковник оглянулся и увидел Ивана Васильевича. Намеренно не узнав его, полковник, «грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся».

Разве это был тот самый Петр Владиславович, которого герой видел всего несколько часов назад на балу? Как будто маска спала с его лица, и полковник предстал в своем подлинном обличье.

Иван Васильевич испытал жгучий стыд и поспешил уйти. Воодушевление счастьем как-то вмиг ушло, и теперь он чувствовал себя ужасно: «на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Что творилось в душе героя? Он объясняет слушателям, что наказание исполнялось всем строем солдат с такой уверенностью, что оно казалось необходимым — значит, все эти люди знали что-то недоступное герою. Только к вечеру, напившись, Иван Васильевич смог заснуть, но он так и не узнал и не смог понять — что знает полковник: И по этой причине — заключает Иван Васильевич, он не смог, как намеревался раньше, стать военным. Потому что для этого — беспощадного нечеловеческого отношения к людям — не годился. Он увидел истинное лицо полковника — не всеми уважаемого человека, любящего заботливого отца, доброго семьянина, привлекательного статного военного, а жестокого военного, муштрующего солдат, готового убить нарушившего устав, не задумываясь о том, что тот тоже человек. И увиденное настолько повлияло на него, что его любовь к Вареньке сошла на нет. Когда он видел ее улыбку, тут же вспоминал похожую улыбку полковника на балу и картину наказания татарина. Контраст этих двух эпизодов был столь разителен, что изменил чувства Ивана Васильевича. В дочери он стал видеть отца. Он не мог любить ее, испытывая противоположные эмоции к ее отцу. Не став членом семьи полковника, не посвятив себя военному делу, герой делает свой выбор — устраняется от того, что считает злом. Возвращаясь к спору, герой говорит о том, что порой случай может изменить все быстрее, чем среда. Именно случай, по его мнению, и направляет жизнь человека. Этот случай стоил ему дорого — герой потерял необыкновенную любовь, возможную семейную жизнь с Варенькой, но обрел свой взгляд на вещи, свои нравственные ориентиры.

Сочинение

Среди самых известных произведений Л. Н. Толстого можно назвать и его рассказ «После бала». Написанный в 1903 году, он проникнут христианским духом, а также на собственной философии писателя — толстовстве.

В центре внимания рассказа находится полковник Б. Этот герой показан в двух, кардинально разных, жизненных ситуациях. Именно эти противопоставленные друг другу ситуации и проясняют его характер.

Впервые рассказчик встречает полковника Б. на балу у губернатора в честь окончания масленичной недели. Петр Владиславич — отец Вареньки, юной красавицы, в которую был безумно влюблен рассказчик. Именно в эпизоде бала дается портрет этого героя: «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами».

Как видим, первоначально полковник производит прекрасное впечатление: добрый, приветливый, ласковый. Кроме того, было видно, как он безумно любит свою дочь, с какой нежностью и трепетом к ней относится. Мазурка, которую полковник танцевал с Варенькой, привела всех в восхищение. Все следили за движением этой прекрасной пары и любовались ею. А в конце, когда Петр Владиславич упал на колени перед дочерью, гости не удержались и зааплодировали. В знак окончания танца полковник бережно поцеловал дочку в лоб.

Если все смотрели на полковника Б. с любованием, то рассказчик испытывал к нему «восторженное умиление». Особенно трогательно выглядел старинный фасон сапог героя. Рассказчик увидел в этой детали подтверждение любви полковника к своей Вареньке: «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные».

На этом присутствие героя в первом эпизоде рассказа заканчивается. На балу полковник произвел на всех гостей, рассказчика и, я думаю, читателей, самое хорошее впечатление. Старый военный, по всей видимости, хорошо образованный и воспитанный, добрый, красивый, обожающий свою дочь. Но уже здесь проскальзывают «тревожные» детали, которые получат развитие во второй части рассказа. Автор несколько раз подчеркивает, что полковник Б. был воспитан эпохой Николая I: «Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». Даже бакенбарды полковник носил по моде того времени, чтобы подчеркнуть свою приверженность к николаевскому режиму. Идя танцевать с дочерью, Петр Владиславич, по старой моде, надевает на правую руку перчатку, говоря, что «надо все по закону». Эта деталь говорит о педантичности героя, а также о том, что он привык бездумно выполнять приказы, не задумываясь об их целесообразности. Если командир дал приказ, то его следует выполнять, а не задавать вопросы.

Вторая часть рассказа во всем кардинально противоположна первой. Здесь мы видим полковника уже не на отдыхе, а при исполнении своих обязанностей. На следующее утро, в самом начале Великого поста, полковник Б. руководит наказанием татарина за побег из армии. Ничто не изменилось в его внешнем облике, ни одна черта не дрогнула в его румяном лице при виде страшных мучений беглого татарина. Здесь рассказчик так описывает Петра Владиславича: «Полковник шел подле, и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу». Складывается ощущение, что полковник полностью отключил все свои эмоции и мысли. Он, как машина, старательно и усердно выполняет инструкцию, чтобы «все по закону».

Только увидев нарушение в выполнении приказа, Петр Владиславич проявляет свои чувства. Он наказывает слабосильного солдата, который физически не может сильно ударить татарина: «Я тебе помажу, — услыхал я его гневный голос. — Будешь мазать? Будешь? И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».

Но не нужно думать, что полковник — бездушный монстр, который не понимает ужаса всего происходящего. Мне кажется, он знает, что мероприятие, которым руководит, — не из приятных. Поэтому, встретившись глазами с рассказчиком, Петр Владиславич сделал вид, что не знает его.

Я думаю, что в душе полковник испытывает неловкость и, может быть, даже стыд. Но этот герой привык в своей жизни ставить во главу угла приказ от вышестоящего начальства, подстраивать свои мысли, чувства, душевные порывы под Инструкцию. Внешнее для этого героя важнее внутреннего, мнение людей важнее мнения души.

Толстой пишет об этом с горечью и сожалением. Ведь не нарушив человеческий закон, полковник Б. нарушил закон Божий. Поэтому со всей ответственностью этого героя можно назвать преступником, прежде всего, перед собой. Полковник Б. оказался рабом приказа, погубив свою душу, придавая мучениям других людей. Даже Великий пост не смог остановить этого человека.

Так, на протяжении рассказа образ полковника Б. получает грандиозное развитие. Он углубляется и психологически раскрывается, обнажая перед нами вину и беду этого человека.

Другие сочинения по этому произведению

"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала") "После бала". Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Что такое честь, долг и совесть в моем понимании (анализируя рассказ Л. Н. Толстого «После бала») Размышления Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала»)

Ответ оставил Гость

Характеризуя внешность полковника, Толс­той подчеркивает, что «лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками». Сравнение внешности полковника, «служаки николаевской выправки», с Николаем I является важной художе­ственной деталью рассказа. Подумайте, почему писатель прибегает к сравнению внешности пол­ковника с внешностью царя. Какое развитие это сравнение находит в сюжете рассказа «После бала»? Рисуя портрет «служаки николаевской выправки», автор как бы обозначает от­правную точку в раскрытии его характера и жизненной позиции. Для автора, который написал рассказ под впечатле­нием своей юности, был жив облик слу­жаки николаевского времени, которого он воплотил как в портрете героя рассказа, так и в его сопоставлении с внешностью самодержца. Так, автору удалось ярко воспроизвести николаевскую эпоху. Об этом говорит и портрет отца Ва­реньки: «Отец Вареньки был очень краси­вый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяным, с белы­ми a la Nicolas I подвитыми усами, белы­ми же, подведенными к усам бакенбарда­ми и зачесанными вперед височками… Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». В об­лике и поведении полковника достаточно полно и бескомпромиссно раскрывается типичный облик солдафона николаев­ской выправки, который и ведет себя и думает как предписано. Герой произведения и рассказчик Иван Ва­сильевич «случай» из своей жизни называет «длинной историей». Но в самом ли деле это «длинная история»? Ведь тут же он говорит, что его «жизнь переменилась от одной ночи, или ско­рее утра». Вчитайтесь в рассказ и проследите, как писатель устами Ивана Васильевича фиксирует время ночного бала и наступившего следом за ним дня. С какими событиями связаны эти указа­ния на время действия? Какова временная дистан­ция между началом рассказа о «чудесном» бале и событиями, замыкающими рассказ Ивана Ва­сильевича? Мы помним, что герой уехал с бала «в пятом часу, пока доехал домой, посидел дома, прошло еще часа два, так что, когда я вышел, уже было светло». Так утро сле­дующего дня ознаменовано для Ивана Ва­сильевича трагическим открытием: из поэтического мира он неожиданно пере­местился в трагический мир жестокости и бесправия. И заняло это путешествие все­го несколько часов. Рисуя облик хозяйки бала, писатель подчер­кивает, что она была «в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны». Поче­му Толстой в рассказе «После бала» трижды вос­создает портрет хозяйки бала, каждый раз сопо­ставляя его с портретом Елизаветы Петровны? В какой мере упоминание об императрице Елиза­вете Петровне расширяет временные границы про­изведения Толстого? Автор, намекая несколько раз на сход­ство хозяйки бала с портретом Елизаветы Петровны, как бы раздвигает временные рамки. Он включает в систему отноше­ний, которые его волнуют и возмущают, не только несколько эпизодов недавнего времени, но и эпоху, которая может быть измерена ни одним десятилетием.