Троя в каком году была война. Краткое сообщение о троянской войне. Миф о Троянской войне

Причина Троянской войны до сих пор остается для историков загадкой, некоторые даже не согласны, что эта война вообще имела место в истории. Причина уходит далеко в греческую мифологию. Однако, прежде всего, необходимо дать определение понятию «Троянская война», а также указать датировку, и краткое описание событий, которые происходили в границах этого явления.
Троянская война – полумифологизованная война между городом государство Троя и греческими полисами во главе со Спартой, которая происходила в течение десяти лет, где-то на рубеже ХІІІ-ХІІ веков до н.э.
Впервые о Троянской войне писал греческий поэт Гомер. Он раскрыл эти события в своих поэмах «Илиада» и частично в «Одиссеи».
Причина начала войны.
Известно, что между Спартой и Троей велась уже продолжительный срок война, и победитель за долгое время так и не определился, потери были большие с обеих сторон. За общим согласием, стороны решили заключить перемирье, чтобы прекратить бессмысленное кровопролитие.
А теперь квази-историческая информация, которую дает Гомер. Квази – потому что подтверждения этому факту до сих пор нет, и это может быть фантазия Гомера.
Гомер говорит, что троянский царевич Парис, вместе со своим старшим братом Гектором – величайшим троянским воином и наследником троянского престола, прибывают в Спарту, дабы заключит выгодный для обеих сторон мирный договор.
Переговоры закончились успехом, но долго мира не было. Парис на рассвете похищает молодую, прекрасную жену спартанского царя Менелая – Елену и отвозит ее в Трою.
Менелай, оскорбленный подобным поступком обращается за помощью к царю Микен – Агамемнону, который только ждал повода начать войну с Троей. Менелай и Агамемнон собрали под своим началом всех царей Грации и сев на корабли, отправились на берег Трои.
Можно ли считать похищение Елены как причину начала Троянской войны до сих пор не ясно. Однако, вполне возможно, что это похищение послужило поводом, причины же были и другие, например, за владение Эгейским морем. Если подумать здраво, то под повод похищение прекрасной царицы подходит прекрасно. А вот такая причина как гегемония в море, кажется такое здравой. Однако, это только гипотезы.
Краткий ход войны.
Гомер очень подробно описывает ход войны и это занимает много страниц, повторять самые мелкие детали за Гомером смысла нет, так как он описывает чуть ли не каждый поединок между славными воинами.
Греки пришли с огромным флотом на берега Трои и, высадившись у стен, захватили земли под стенами великого города. Однако Троя имела на своей защите прочный, высокие стены, которые еще никто не преодолел. Не преодолеть их не смогла и объединенная армия греков, хотя те сильно побеждали по числу.
В ходе войны был убит Гектор, не стоит много говорить об этом, так как все знают сюжет о битве Гектора и Ахиллеса – величайшего греческого воина. Взять штурмом Трою грекам по-прежнему не удавалось, и они решили осадить город. Осада Трои продолжалась, как говорит Гомер – целых десять лет.
Осада также не приносила успехов, и тогда греки решили взять троянцев хитростью. Они построили огромного деревянного коня, куда спрятались греческие воины. Греки подарили троянцам этого коня в знак того, что смирились с поражением и отправляются домой. Троянцы приняли дар и пропустили его за свои стены. Ночью греки вылезли из коня и открыли ворота, затем армия греков пробралась в город, полностью спалив его. Большинство жителей были убиты. Погиб также Ахиллес.
Результат.
Могущественный город Троя был полностью стерт с лица земли. Греки понесли в свою очередь огромные потери, Микены же после этой войны начали постепенно терять власть, последовал скорый упадок микенской цивилизации и ее крах.

В древнегреческой Троянского цикла занимают особое место. Современный мир знает об этих сюжетах в основном благодаря эпосу Гомера "Илиада". Однако еще до него в фольклоре этой античной культуры бытовали сюжеты, рассказывающие о Троянской войне. Как и полагается мифу, эта история получила большое число персонажей, связанных с религией и богами.

Источники

События археологи и историки относят к XII веку до нашей эры. До того как древний город был обнаружен немецкой экспедицией Генриха Шлимана, он также считался легендой. Исследователи в своих поисках опирались не только на "Илиаду", но и на "Киприи". Этот сборник повествовал не только о Трое, но и о непосредственном поводе к войне.

Яблоко раздора

На свадьбу Пелея и Фетиды собрались обитатели Олимпа. Позвали всех, кроме Эриды. Это была богиня хаоса и раздора. Она не смогла вынести такой обиды и подбросила на праздничный стол которое росло в лесу нимф Гесперид.

На плоде была отчетливая надпись «Самой прекрасной». Мифы Троянского цикла утверждают, что из-за него начался спор между тремя богинями - Афродитой, Герой и Афиной. Именно из-за этого сюжета во многих языках мира закрепился фразеологизм «яблоко раздора».

Богини попросили Зевса, чтобы он разрешил их спор и назвал самую прекрасную. Однако тот не решился назвать имя, потому что ему хотелось сказать, что это Афродита, в то время как Афина была его дочкой, а Гера - женой. Поэтому Зевс предложил сделать выбор Парису. Это был сын правителя Трои Приама. Он выбрал Афродиту, потому что та пообещала ему любовь женщины, которую он пожелает.

Вероломство Париса

Наделенный чарами Парис прибыл в Спарту, где гостил в царском дворце. Он покорил Елену - жену царя Менелая, который в этот момент отбыл на Крит. Парис бежал вместе с девушкой к себе домой, одновременно забрав золото из местной казны. Мифы Троянского цикла повествуют, что такое вероломство объединило греков, которые решили объявить Трое войну.

В войске эллинов было множество легендарных воинов. Главой армии признали Агамемнона. Там же был сам Менелай, Ахилл, Одиссей, Филоктет, Нестор, Паламед и т. д. Многие из них были героями - то есть детьми богов и смертных. Например, таким являлся Ахилл. Он был идеальным воином без недостатков. Единственным его слабым местом оказалась пята. Причина этого была в том, что его мать - Фетида - держала младенца за ногу, когда опускала его в печь чтобы наделить ребенка нечеловеческой силой. Отсюда пошло выражение «Ахиллесова пята», означающее единственное уязвимое место.

Многолетняя осада

Всего в войске греков было около ста тысяч воинов и тысячи кораблей. Они отправились по морю из Беотии. После удачной высадки эллины предложили троянцам мирные переговоры. Их условием была выдача Елены Прекрасной. Однако жители Трои отказались от такого предложения.

Их главнокомандующим считался Гектор - сын Приама и брат Париса. Он руководил войском в два раза меньшим, чем у ахейцев. Зато на его стороне были мощные крепостные стены, которые еще никому не удавалось взять или разрушить. Поэтому грекам не осталось ничего, кроме как начать длительную осаду. В то же время Ахилл с частью войска ограбил соседние азиатские города. Однако Троя не сдавалась, и ровно девять лет прошло в безрезультативной осаде и блокаде. Дочери Ания Энотрофы помогали грекам получать продовольствие на чужбине. Они превращали землю в злаки, масло и вино, если верить тому, что рассказывают мифы Древней Греции. Троянский цикл мало повествует о многолетней осаде. Например, Гомер посвящает свою Илиаду последнему, 41-му дню войны.

Проклятие Аполлона

Греческое войско часто брало пленников, которые оказывались за пределами Трои. Так, в неволю попала дочь Хриса - одного из жрецов Аполлона. Он прибыл во вражеский лагерь, умоляя вернуть ему девушку. В ответ он получил грубые насмешки и отказ. Тогда жрец в порыве ненависти попросил Аполлона о справедливой мести к изуверам. Бог послал на войско моровую язву, которая начала косить одного солдата за другим.

Троянцы, узнав об этом несчастии неприятеля, вышли из города и приготовились дать бой ослабленной армии. В последний момент дипломаты с двух сторон договариваются, что конфликт должен решиться очным поединком между Менелаем и Парисом, чей поступок и стал причиной войны. Троянский царевич потерпел поражение, после чего договор должен был быть наконец исполнен.

Однако в самый решающий момент один из осажденных солдат пустил стрелу в лагерь греков. Завязалась первая открытая битва под стенами города. Об этом событии подробно повествуют легенды и мифы Древней Греции. Троянский цикл включает смерть многих героев. Например, Агенор (сын старейшины Трои) убил Элефенора (царя Евбии).

Первый день битвы привел к тому, что греки были оттеснены к своему лагерю. Ночью они окружили его рвом и приготовились к обороне. Обе стороны предали земле своих погибших. Сражение продолжилось в следующие дни, о чем рассказывает Троянский цикл мифов. Краткое содержание таково: осажденным под руководством Гектора удается разрушить ворота греческого лагеря, в то время как часть греков вместе с Одиссеем уходит на разведку. Скоро напавших выбили из стана, но потери ахейцев были велики.

Гибель Патрокла

Все это время Ахилл не участвовал в сражениях из-за того, что поругался с Агамемноном. Он оставался на корабле вместе со своим любимцем Патроклом. Когда троянцы начали жечь суда, юноша уговорил Ахиллеса отпустить его сражаться с неприятелем. Патрокл даже получил оружие и доспехи легендарного воина. Троянцы, приняв его за Ахилла, в ужасе начале убегать обратно в город. Многие из них пали от меча в руках спутника греческого героя. Но Гектор не ослаб духом. Призвав на помощь он сразил Патрокла и отобрал у него меч Ахилла. Герои Троянского цикла мифов часто поворачивали развитие сюжета в противоположную сторону.

Возвращение Ахилла

Смерть Патрокла стала потрясением для Ахилла. Он раскаялся в том, что все это время был в стороне от битвы, и помирился с Агамемноном. Герой решил мстить троянцам за гибель лучшего друга. В следующем сражении он отыскал Гектора и убил его. Труп врага Ахилл привязал к своей колеснице и трижды провез вокруг Трои. Убитый горем Приам выпросил останки сына за огромный выкуп. Ахилл отдал тело в обмен на золото, равное его весу. О такой цене рассказывает Троянский цикл мифов. Основные сюжеты всегда повествуются в античных произведениях с помощью метафор.

Весть о гибели Гектора быстро распространилась по всему античному миру. На помощь троянцам пришли воительницы амазонки и войско эфиопов. Парис, мстя за брата, выстрелил Ахиллу в пятку, отчего тот вскоре скончался. Сам троянский наследник также погиб, после того как был смертельно ранен Филоктетом. Елена стала женой его брата Деифоба. Мифы Троянского цикла подробно рассказывают об этих драматических событиях.

Троянский конь

Обе стороны понесли большие потери. Тогда греки, видя безрезультатность своих попыток овладеть городом, решили воспользоваться хитростью. Они построили огромного деревянного коня. Эта фигура была полой внутри. Там укрылись самые храбрые воины Греции, которыми теперь руководил Одиссей. В то же время основная численность греческого войска покинула лагерь и на кораблях отплыла от берегов.

Удивленные троянцы вышли за пределы города. Их встретил Синон, который объявил, что для того, чтобы умилостивить богов, необходимо установить фигуру коня на центральной площади. Так и было сделано. Ночью Синон выпустил спрятавшихся греков, которые перебили стражу и открыли ворота. Город был разрушен до самого основания, после чего так и не смог восстановиться. Греки вернулись домой. Обратное путешествие Одиссея стало основой для сюжета поэмы Гомера «Одиссея».

Древние греки считали Троянскую войну самым значительным событием своей . Историки античности были уверены, что она происходила на рубеже ХIII- ХII веков до н.э.
Существовало множество мифов и легенд о том, как греки-ахинейцы начали войну против города Трои, который находился в северо-западной части полуострова Малая Азия.
Великий греческий Гомер описал события этого эпохального события в своей поэме "Илиада”. Долгое время все эти события, наряду с легендарной Троей считались мифом, пока Генрих Шлиман не откопал Трою. , персонажами которых выступали не только реальные герои, но и боги, получили свое материальное подтверждение.
Красивая легенда является причиной Троянской войны, которая стала своеобразным рубежом между закончившейся эпохой богов и героев, и начавшейся эпохой обыкновенных людей.
Причиной войны стало золотое яблоко раздора, которое богиня Эрида подбросила пирующим на свадьбе Пелея и Фетиды богиням Гере, Афине и Афродите. На яблоке было написано "Прекраснейшей” и богини заспорили, кому же оно должно принадлежать.
Судьей в этом споре стал Парис, младший сын троянского царя Приама. Явившимся к нему богиням, каждая из которых пыталась прельстить царевича своими дарами, он ответил, что для него самой прекраснейшей является Елена, дочь Зевса и Леды, жена спартанского царя Менелая. Афродита, являющаяся богиней любви, одобрила выбор Париса и решила помочь ему похитить Елену.
В отсутствии Менелая, Парис, явившись к нему в дом как гость, проявил вероломство и тайно увез его жену. Беглецы прихватили с собой не только рабов, но и сокровища царского дома. По одной версии, они уже через три дня укрылись за стенами Трои. По другой – богиня Гера решила отомстить Парису и наслала на море бурю, которая забросила корабль беглецов к финикийским берегам и уже оттуда они длительное время добирались в Трою.
Парис нарушил все законы гостеприимства и должен был ответить за свой проступок. Его отец Приам и старший брат Гектор понимали, что Парис своим поступком нанес жестокое оскорбление Менелаю и всем грекам и они не оставят поступок троянского царевича без последствий. Их месть будет ужасной, а пострадает из-за безрассудства влюбленного целый народ.
Менелай вместе с братом, могущественным царем Микен Агамемноном, собрали огромное войско. К ним присоединились знатные ахейские герои и цари вместе со своими дружинами: Одиссей, Ахилл, Диомед, Аякс, Филоктет и многие другие. Предводителем греки выбрали ахейского царя Агамемнона, который ради победы принес в жертву свою дочь Ифигению.
По легенде боги тоже принимали участие в троянской войне. Отвергнутые Парисом Гера и Афина выступали за ахейцев, Афродита с Аполлоном помогали троянцам.
Сначала греки, не смотря на нанесенное оскорбление, хотели решить все мирным путем и послали на переговоры испытанного дипломата Одиссея и оскорбленного супруга Менелая. Троянцы отказались от мирного решения, и началась долгая, изнуряющая война.
Греки не смогли взять Трою сразу и началась десятилетняя осада. Они расположились лагерем на берегу моря, разоряя близлежащие города и нападая на союзников троянцев.
В тоже время, в лагере ахейцев постоянно возникали стычки, которые приводили к неудачам в боевых действиях. Все устали за десять лет осады неприступной крепости и был момент, когда нападавшие решили вернуться на свои корабли чтобы отплыть на родину. Положение спас Одиссей, твердой рукой вернувший дезертиров.
Воспользовавшись распрями греков, троянцы под руководством Гектора, перешли в наступление, ворвались в лагерь ахейцев и собирались жечь вражеские корабли.
Положение спас друг Ахилла Патрокл, который одел доспехи легендарного героя и, вскочив на его колесницу, бросился помогать грекам. Он смог остановить натиск троянцев, но сам погиб. Разъяренный Ахилл вызывает на поединок Гектора и убивает его. Поражает он и предводительницу амазонок Пенфесилею, которые пришли на помощь троянцам. Но, вскоре и сам погибает от стрелы Париса, которую направляет бог Аполлон. Как и было предсказано, поражен он был в пятку, единственное уязвимое место на теле Ахилла.
Прибывший на помощь ахейцам герой Филоктет с острова Лемнос поражает Париса и троянцы остаются без предводителя, но стены крепости по-прежнему неприступны для ахейцев.
И только военная хитрость Одиссея, который предложит грекам создать видимость, что они отплывают на своих кораблях, оставив троянцам в дар огромную деревянную статую коня, помогла сокрушить оборону.
В коне находились отборные воины, которые ночью покинули свое убежище и открыли ворота

Причина Троянской войны известна, кажется, даже школьнику, однако сказать пару слов об этом все-таки необходимо. И начать стоит со свадьбы Фетиды, морской богини и героя Пелея. На эту свадьбу позвали практически всех богов, за одним маленьким исключением: Эриду, богиню раздора, решили не приглашать. И, вполне естественно, она на такой поворот событий обиделась. Эрида славилась своими злыми шутками, и в этот раз она не отступила от своих привычек. На праздничный стол ею было подкинуто на котором было написано «Прекраснейшей».

На это звание претендовали три богини: Афина, Афродита и Гера. И на пиру разрешить их спор не удалось. Тогда Зевс повелел принять решение Парису, Троянскому царевичу, сыну Приама. Богини подошли к нему, когда он пас овец за городскими стенами и попросили помочь, при этом каждая из богинь пообещала Парису ту или иную награду за «правильный» выбор. Гера пообещала Парису власть над Азией, Афина - воинскую славу, а Афродита - любовь прекраснейшей женщины, Елены.

Вполне предсказуемо, что Парис выбрал прекраснейшей Афродиту. Елена была женой Менелая, царя Спарты. Парис приехал в Спарту и, пренебрегая законами гостеприимства, увез с собой Елену, вместе с рабами и сокровищами, хранившимися во дворце. Узнав об этом, Менелай обратился за помощью к брату, Микен. Вместе они собрали армию, к которой присоединились все цари и царевичи, которые в свое время сватались к Елене и клялись защищать ее и ее честь.

Так началась Троянская война. Взять город быстро захватчикам не удалось, так как он был очень хорошо защищен. Осада затянулась на долгих 9 лет, но наиболее подробно нам известны события последнего, 10 года. Изменения начинаются с того момента, как Агамемнон отбирает у Ахилла его пленницу, Брисеиду. Она была жрицей в храме Аполлона, и ее необходимо было вернуть, чтобы избежать гнева бога. Ахилл оскорбился и отказался учувствовать в дальнейших боевых действиях.

С этого момента военная удача отвернулась от греков. Никакие уговоры не помогали, Ахилл был твёрд в своем решении. Лишь поле того, как троянцы ворвались в лагерь и подожгли один из кораблей, Ахилл позволил своему другу, Патроклу, переодеться в свои доспехи и возглавить отряд своих воинов. Они отогнали троянцев, но их предводитель, старший сын Приама, Гектар, убил Патрокла.

Это событие привело Ахилла в бешенство, и он, примирившись с Агамемноном, отправился мстить обидчику. Он был настолько разъярён, что убив Гектора, привязал его труп к колеснице и провез несколько раз вокруг города. А вскоре после этого герой и сам нашел свою смерть.

Убить Ахилла было практически невозможно, дело в том, что мать сразу после рождения окунула его в источник, который сделал его неуязвимым. Но окуная, она придерживала его за пяточку. Аполлон подсказал Парису, что именно в пятку необходимо поразить Ахилла.

После его смерти греки начали делить его доспехи, претендовали на них два героя: Одиссей и Аякс. В итоге доспехи достались первому, и тогда Аякс убил себя. Таким образом, греческая армия лишилась сразу двух героев. Троянская война подошла к новому перелому. Чтобы снова качнуть чащу весов в свою сторону, греки позвали на помощь двух других героев: Филоктета и Неоптолема. Они убили двух оставшихся предводителей троянского войска, после чего последние перестали выходить сражаться в поле. Держать город в осаде можно было еще очень долго, и поэтому Одиссей, славившийся своей хитростью, предложил обмануть жителей Трои. Он предложил построить огромного коня из дерева и принести его в дар осаждаемому городу, а самим сделать вид, что уплывают. Греки сожгли палаточный лагерь, сели на свои корабли и отплыли за ближайший мыс.

Троянцы же решили втащить в город коня, не подозревая, что в его чреве спрятались лучшие войны греков. Жрец Лаокоон предостерегал жителей, предчувствуя беду, но его никто не послушал. В ворота конь не проходил и троянцы разобрали часть стены. Ночью войны выбрались из чрева коня, впустили в город вернувшихся греков. Они убили всех мужчин, а женщин и детей взяли в плен. Так закончился Троянская война.

Большую часть информации об этом событии мы узнали из поэмы «Илиада», авторство которой приписывается Гомеру. Впрочем, сейчас достоверно установлено, что, по сути, это греческий народный эпос, который рассказывали жителям городов местные певцы, аэды, а Гомер был либо самым известным из аэдов, либо просто собрал в разные отрывки в одно целое.

Долгое время Троянская война считалась мифом, красивой сказкой, но не более того. В частности причиной этого было то, что неизвестно было, что позволяло предположить, вообще не существовало.

Но затем археолог Генрих Шлиман нашел развалины Трои. Тогда стало понятно, что троянская война, история которой рассказана в «Илиаде», была на самом деле.


Эфиопы

Троя́нская война́ - легендарная война, сказания о которой были распространены в греческом народе ещё до сложения Гомеровского эпоса: автор первой рапсодии «Илиады » предполагает в своих слушателях подробное знакомство с циклом этих сказаний и рассчитывает на то, что Ахилл , Атрей , Одиссей , Аякс Великий , Аякс Малый , Гектор уже знакомы им.

Разрозненные части этого сказания принадлежат разным векам и авторам и представляют собою хаотическую смесь, в которой историческая правда незаметными нитями связана с мифом. С течением времени желание вызвать интерес у слушателей новизной сюжета побуждало поэтов вводить всё новых героев в излюбленные сказания: из героев «Илиады » и «Одиссеи » Эней , Сарпедон , Главк , Диомед , Одиссей и много второстепенных действующих лиц, согласно некоторым гипотезам, совершенно чужды древнейшей версии Троянского сказания. Введён был в сказания о битвах под Троей ещё ряд других героических личностей, таких, как амазонка Пентесилея , Мемнон , Телеф , Неоптолем и других.

Наиболее подробно сохранившееся изложение событий Троянской войны содержится в 2 поэмах - «Илиаде» и «Одиссее»: главным образом этим двум поэмам Троянские герои и события Троянской войны обязаны своей славой. Поводом к войне Гомер указывает квазиисторический факт похищения Елены .

Датировка [ | ]

Датировка Троянской войны является спорной, однако большинство исследователей относят её к рубежу XIII-XII вв. до н. э. Спорным остаётся вопрос о «народах моря » - стали ли они причиной Троянской войны или, наоборот, их движение было вызвано результатами Троянской войны.

Перед войной [ | ]

См. также Киприи

Суд Париса, Хуан де Хуанес

Согласно древнегреческому эпосу, на свадьбу героя Пелея и нереиды Фетиды , ещё не родившемуся сыну которой богиня правосудия Фемида предрекла, что он превзойдёт своего отца, явились все олимпийские боги, кроме богини раздора Эриды ; не получив приглашения, последняя подбросила среди пирующих золотое яблоко Гесперид с надписью: «Прекраснейшей», за это звание последовал спор между богинями Герой , Афиной Палладой и Афродитой . Они попросили Зевса рассудить их. Но тот не хотел отдавать предпочтение какой-то из них, потому что самой прекрасной считал свою дочь Афродиту , но Гера приходилась ему царствующей супругой и сестрой, а Афина - дочерью. Тогда он отдал суд сыну царя Трои Приама - Парису , считавшемуся самым красивым мужчиной.

Парис отдал предпочтение богине любви, потому что та пообещала ему любовь прекраснейшей в мире женщины, супруги спартанского царя Менелая Елены . Парис отплыл в Спарту на корабле, построенном Фереклом . Менелай радушно принял гостя, но вынужден был отплыть на Крит, чтобы похоронить своего деда Катрея . Афродита влюбила Елену в Париса, и та отплыла с ним, взяв с собой сокровища Менелая и рабынь Эфру и Климену . По пути они посетили Сидон .

Похищение Елены было ближайшим поводом к объявлению войны народу Париса. Решив отомстить обидчику, Менелай и его брат царь Микен Агамемнон (Атриды) объезжают греческих царей и склоняют их к участию в походе на троянцев. Это согласие было дано предводителями отдельных народов в силу клятвы, которой ранее связал их отец Елены, Тиндарей . Главнокомандующим экспедиции был признан Агамемнон ; после него привилегированное положение в войске занимали Менелай , Ахилл , два Аякса (сын Теламона и сын Оилея), Тевкр , Нестор , Одиссей , Диомед , Идоменей , Филоктет и Паламед .

Не все охотно приняли участие в войне. Одиссей пытался уклониться, притворившись безумным, но Паламед разоблачил его. Кинир не стал союзником греков. Пемандр и Тевтис не участвовали в походе. Фетида пытается укрыть своего сына у Ликомеда на Скиросе, но Одиссей находит его, и Ахилл охотно присоединяется к войску. Дочь Ликомеда Деидамия рождает Ахиллу сына Неоптолема .

Состоявшая из 100 000 воинов и 1186 кораблей армия собралась в Авлидской гавани (в Беотии , при проливе, отделяющем Евбею от материка Греции).

Здесь во время жертвоприношения из-под алтаря выползла змея, взобралась на дерево и, пожрав выводок из 8 воробьев и воробьиную самку, обратилась в камень. Один из состоявших при войске гадателей, Калхант , вывел отсюда, что предстоящая война будет продолжаться девять лет и окончится на десятый год взятием Трои .

Начало войны [ | ]

Агамемнон приказал войску садиться на корабли и достиг Азии. Греки высадились по ошибке в Мизии. Там произошла битва, в которой Ферсандр был убит Телефом, но сам Телеф был тяжело ранен Ахилесом , а его войско было разбито.

Затем, будучи отнесены бурей от берега Малой Азии, ахейцы вновь прибыли в Авлиду и оттуда уже вторично отплыли под Трою по принесении в жертву богине Артемиде дочери Агамемнона, Ифигении (последний эпизод Гомером не упоминается). Телеф, прибывший в Грецию, указал морской путь ахейцам и был исцелен Ахиллом.

Причалив на Тенедосе, греки захватывают остров. Ахилл убивает Тенеса . Когда греки приносят жертвы богам, Филоктета укусила змея. Его оставляют на пустынном острове.

Высадка в Троаде окончилась благополучно лишь после того, как Ахиллес убил царя троадского г. Колон, Кикна , пришедшего на помощь троянцам. Протесилай , первый из высадившихся на берег ахейцев, был убит Гектором .

Когда греческое войско расположилось лагерем на Троянской равнине, Одиссей и Менелай отправились в город для переговоров о выдаче Елены и примирении враждующих сторон. Несмотря на желание самой Елены и совет Антенора окончить дело примирением, троянцы отказали грекам в удовлетворении их требования. Число троянцев, которыми командует Гектор, меньше числа греков, и хотя на их стороне имеются сильные и многочисленные союзники (Эней , Главк и др.), но, боясь Ахиллеса, они не решаются дать решительное сражение.

С другой стороны, ахейцы не могут взять хорошо укрепленный и защищаемый город и ограничиваются тем, что опустошают окрестности и ради добычи провианта предпринимают, под начальством Ахиллеса, более или менее отдаленные походы на соседние города.

В битве сын Тидея Диомед, руководимый Афиной, совершает чудеса храбрости и ранит даже Афродиту и Ареса (5 рапс.). Менелай убивает Пилемена , но Сарпедон сражает царя Родоса Тлеполема .

Намереваясь вступить в единоборство с ликийцем Главком , Диомед узнает в нём старинного гостя и друга: взаимно обменявшись оружием, противники расходятся (6 рапс.).

День оканчивается нерешительным поединком вернувшегося в сражение Гектора с Аяксом Теламонидом. Во время заключённого обеими сторонами перемирия предаются земле убитые, и греки, по совету Нестора, окружают свой лагерь рвом и валом (7 рапс.).

Битва начинается снова, но Зевс запрещает богам Олимпа принимать в ней участие и предопределяет, что она должна окончиться поражением греков (8 рапс.).

На следующую ночь Агамемнон уже начинает помышлять о бегстве от стен Трои, но старый и мудрый царь Пилоса Нестор советует ему примириться с Ахиллом. Попытки отправленных с этой целью к Ахиллу послов не приводят ни к чему (9 рапс.).

Между тем Одиссей и Диомед выходят на разведку, захватывают в плен троянского шпиона Долона и убивают фракийского царя Реса , прибывшего на помощь к троянцам (10 рапс.).

На следующий день Агамемнон оттесняет троянцев к городским стенам, но сам он, Диомед, Одиссей и другие герои оставляют битву вследствие полученных ран; греки удаляются за стены лагеря (11 рапс.), на который троянцы производят нападение. Греки храбро сопротивляются, но Гектор разбивает ворота, и толпа троянцев беспрепятственно проникает в греческий стан (12 рапс.).

Ещё раз греческие герои, особенно оба Аякса и царь Крита Идоменей, с помощью бога Посейдона, успешно оттесняют троянцев, причём Идоменей убивает Асия , Аякс Теламонид повергает Гектора ударом камня на землю; однако Гектор вскоре снова появляется на поле битвы, исполненный крепости и сил, которые по приказанию Зевса вселил в него Аполлон (13 рапс.). Троянец Деифоб убивает Аскалафа , а Гектор сражает Амфимаха , Полидамант же (14 рапс.) убивает Профоенора .

Посейдон вынужден предоставить греков их участи; они снова удаляются к кораблям, которые Аякс тщетно пытается защитить от приступа неприятелей (15 рапс.). Троянцы атакуют: Агенор убивает Клония , а Медонт сражен Энеем .

Когда передний корабль уже охвачен пламенем, Ахилл, уступая просьбам своего любимца Патрокла, снаряжает его в битву, предоставив в его распоряжение собственное оружие. Троянцы, полагая, что перед ними - сам Ахилл, бегут; Патрокл преследует их до городской стены и убивает при этом множество неприятелей, включая Пирехма и храброго Сарпедона , тело которого троянцы отбивают только после ожесточенной борьбы. Наконец Гектор при содействии стреловержца Аполлона убивает самого Патрокла (16 рапс.); оружие Ахилла достается победителю (17 рапс.). В борьбе за тело Патрокла Аякс Теламонид убивает Гиппофоя и Форкия , а Менелай поражает Евфорба . Ахеец Схедий гибнет от руки Гектора .

Ахилл, подавленный личным горем, раскаивается в своем гневе, примиряется с царем Агамемноном и на следующий день, вооружившись в новые блестящие доспехи, изготовленные для него богом огня Гефестом по просьбе Фетиды (18 рапс.), вступает в битву с троянцами. Многие из них гибнут, и в том числе Астеропей и главная надежда троянцев - Гектор (19-22 рапсодия).

Погребением Патрокла, празднованием устроенных в честь его похоронных игр, возвращением Приаму тела Гектора, погребением главного защитника Трои и установлением для этой последней цели 12-дневного перемирия заканчиваются события, составляющие содержание Илиады.

Заключительный этап войны [ | ]

Троянский конь, Джованни Доменико Тьеполо

Тотчас после смерти Гектора амазонки приходят на помощь к троянцам, вскоре в битве их царица Пенфесилея убивает Подарка , но сама погибает от руки Ахилла .

Затем на помощь троянцам приходит войско эфиопов. Их царь Мемнон - сын богини зари Эос храбро сражается и убивает друга Ахилла Антилоха . Мстя за него, Ахилл убивает Мемнона в поединке.

Между Ахиллом и Одиссеем возникает ссора, причём последний объявляет, что хитростью, а не доблестью можно взять Трою. Вскоре после этого Ахилл, при попытке пробиться в город через Скейские ворота, или, по другому сказанию, во время бракосочетания с Приамовой дочерью Поликсеной в храме Фимбрейского Аполлона, погибает от стрелы Париса, направленной олимпийским божеством. После похорон сына Фетида предлагает отдать его оружие в награду достойнейшему из греческих героев: избранным оказывается Одиссей ; его соперник, Аякс Теламонид, оскорбленный оказанным другому предпочтением, совершает самоубийство после истребления стада животных.

Эти утраты со стороны греков уравновешиваются невзгодами, которые затем постигают троянцев. Живший в греческом войске в качестве пленника Приамид Гелен объявляет, что Троя будет взята лишь в том случае, если будут привезены стрелы Геракла, которыми владел наследник Геракла Филоктет , и прибудет с о-ва Скироса молодой сын Ахилла. Особо снаряженные послы привозят с о-ва Лемноса Филоктета, с его луком и стрелами, и с о-ва Скироса - Неоптолема.

По разрушении Трои сыновья Атрея Агамемнон и Менелай, вопреки обычаю, вечером созывают опьяневших греков на собрание, на котором половина войска с Менелаем высказывается за немедленное отплытие на родину, другая же половина, с Агамемноном во главе, предпочитает остаться на время, чтобы умилостивить Афину, разгневанную святотатством Аякса Оилида, который во время взятия города изнасиловал Кассандру. Вследствие этого войско отплывает двумя партиями.

Аллегорическое библейское и философское толкование [ | ]

Помимо исторического объяснения сказаний о Троянской войне, были попытки толковать Гомера аллегорически: взятие Трои признавалось не событием из истории древней Греции, а придуманной поэтом аллегорией на иные исторические события. К этой категории Гомеровских критиков относятся голландец Герард Крузе , видевший в гомеровской «Одиссее» символическую картину странствований еврейского народа во времена патриархов, до смерти Моисея , а в «Илиаде» - картину позднейших судеб того же народа, а именно, борьбы за XVII и XVIII в. попытки объяснять сказания о Троянской войне в духе эвгемеризма : в Гомеровских героях видели олицетворения этических, физических, астрономических и даже алхимических начал .

С появлением «Prolegomena» Фр.-Авг. Вольфа в г. возникают новые приёмы в исследовании исторической основы эпоса, изучаются законы развития мифов, героических сказаний и народной поэзии, создаются основы исторической критики. Сюда относятся прежде всего труды филологов и мифологов Хейне, Кройзера, Макса Мюллера, К. О. Мюллера и др. (по воззрениям последнего, в мифах дается олицетворение природной, общественной, государственной и народной жизни; их содержание - древнейшая местная и племенная история Эллады, облеченная в форму личных событий и индивидуальных явлений).

Отнесение событий к истории других регионов [ | ]

По Рюккерту (1829 год), подвиги Пелопидов и Эакидов выдуманы с целью прославления их потомков, колонизовавших Эолиду; но хотя все герои сказания - мифические фигуры, однако Троя - исторический город, и Троянская война - исторический факт. Истинными героями Троянской войны были эолийские колонисты Лесбоса и Кимы, а также эмигранты из пелопоннесских ахейцев: они перенесли этот исторический факт на своих мифических предков и возвели его в панэллинское событие.

Та же мысль выражена в исследовании Фёлькера , по мнению которого, переселенцы прибыли в Малую Азию двумя передвижениями, причём фессалийские колонисты представлены Ахиллом, пелопоннесско-ахейские - Агамемноном и Менелаем, - и в сочинении Ушольдa «Geschichte des troianischen Krieges».

По E. Куртиусу, Троянская война изображает собою столкновение в Малой Азии фессалийских и ахейских переселенцев с туземцами, окончившееся, после долголетней борьбы, эллинизацией страны. В этой завоевательной борьбе греки вдохновлялись рассказами о геройских подвигах своих предков - Атридов и Ахилла, на которых и были перенесены события самой борьбы.

Теории Дункера, Вилламовица-Меллендорффа , Эдуарда Мейера, Пельманна, Кауера и др. примыкают, в общем, к этому воззрению, отличаясь друг от друга в частностях. В настоящее время в современной науке утвердилось мнение, согласно которому историческое ядро троянских сказаний составляет эолийская колонизация. Хотя Гомер ни одним словом не упоминает об эолийцах, но они, безымянные потомки Агамемнона и Ахилла, в действительности боролись за завоевание северо-западного берега Малой Азии, и в течение не 10 лет, а двух или трёх столетий.

Большинство филологов начала и середины XIX в. в вопросе об исторической основе Троянских сказаний старались ближе держаться данных эпоса и древней литературы и видели в Троянской войне большую морскую экспедицию, предпринятую, под начальством преимущественно пелопоннесских царей, из Греции в Малую Азию. Сюда относятся К. О. Мюллер 1184 года до н. э. (даты, к которой александрийские учёные приурочивали взятие Трои). Как в сказании о Нибелунгах исторические элементы нераздельно связаны с мифологическими представлениями, так и в сказании о Троянской войне совершенно разнородные элементы переплетены друг с другом. Многие герои введены в сказание о Троянской войне позднее, из других сказаний; некоторые лица (Аянт , Гектор) выдуманы поэтами. Сказание о похищении Елены имеет мифологическое происхождение; этот миф соединился с преданием о походе пелопоннесских государей, под начальством микенского царя, на Трою. Наконец, в качестве третьего элемента в повесть о Троянской войне вошло сказание об эолийском герое Ахилле, не имевшее прямого отношения к содержанию песен о Троянском походе. Таким образом, сказание собственно о Троянской войне, по Мейеру - не эолийского происхождения: эолийские элементы вошли в него позднее, когда оно уже сложилось, причём в сказании об Ахилле отразились воспоминания о борьбе, с которою эолийцы колонизовали северо-западный берег Малой Азии.

По Кауэру, Троянская война - ничто иное, как замаскированная борьба эолийцев-колонизаторов с жителями северо-западной части Малой Азии, причём предание о десятилетней осаде и умолчание Гомеровской Илиады о взятии Трои свидетельствуют о том, что в действительности колонизаторам долго не удавалось овладеть чуждою страною. Вследствие важного значения эолийской культуры (в Эолии возникли первые религиозные представления, здесь находилась гора Олимп, Эолии принадлежат музы, Кентавры, Фетида, Пелей, Ахилл), в Эолии могли зародиться начала эпоса, и колонизаторы принесли с собою в Малую Азию уже готовый эпический материал. Что касается тех элементов сказания, которые принято считать ионийскими (Агамемнона, ахейцев, аргивян, Нестора - все признают пелопоннесцами и ионийцами), то, по Кауэру, эти элементы - также эолийского происхождении: ахейцы - не что иное, как фессалийское племя, говорившее по-эолийски, аргивяне - жители Фессалийского, а не Пелопоннесского Аргоса, Агамемнон - не пелопоннесский, а фессалийский царь, позднее перенесённый в Пелопоннес (в Микены) ионийскими певцами, которые восприняли у эолийцев сокровищницу их народных сказаний. Возможность фессалийского происхождения Агамемнона подтверждается данными эпоса: так, движение греческого войска начинается из Авлиды; «конеобильным Аргосом» мог называться с полным правом только фессалийский Аргос; упоминаемая вместе с Аргосом Эллада находилась рядом с Фтиотидой в Фессалии. Нестор - также фессалийский герой: принадлежность его к эолийскому племени доказывается тем, что отец его Нелей был сыном Энипея (река Фессалии) и братом иолкского царя Пелия, и форма отчества самого Нестора - Νηλήϊος - принадлежит эолийскому диалекту. Упомянутая колонизация северо-западного берега Малой Азии эолийцами, по Кауэру, закончилась в течение последних трёх столетий второго тысячелетия до н. э.