Тщетны россам все препоны, храбрость есть побед залог. Анализ сцены обед в честь багратиона в романе война и мир сочинение

Городская усадьба Гагариных – значительный памятник архитектуры XVIII–XIX веков. В 1716 году владение «у Петровских ворот» с каменным главным домом (на сохранившихся в кладке кирпичах – клеймо 1690–1710-х годов) принадлежало князю Богдану Ивановичу Гагарину. С этого момента начинается отсчет владения усадьбой представителями рода Гагариных. В 1786–1790 годах в ней, по проекту архитектора М.Ф.Казакова, был выстроен дворец в духе классицизма, включивший ранние каменные постройки. Главный фасад трехэтажного здания с протяженными боковыми двухэтажными крыльями украсил двенадцатиколонный портик. Второй этаж дома был отведен под анфиладу роскошных парадных комнат с овальным залом посередине. С левой стороны здания, по Страстному бульвару, находился полуциркульный корпус манежа и конного двора с флигелями по сторонам.

С 1802 года в доме Гагариных располагался Английский клуб. Здесь проходили званые обеды, устраивались карточные игры. Именно здесь, в 1806 году, состоялся торжественный обед в честь князя Багратиона, который Лев Толстой описывал в романе "Война и мир". Этот обед был манифестацией московского дворянства против кутузовской стратегии в отношении Наполеона, и поддержка суворовских планов, воплощенных в действиях Багратиона при Аустерлице и Шенграбене. Однако во время Отечественной войны 1812 года клуб был закрыт. На здание перекинулся пожар, и, по воспоминаниям Анри-Мари Бейль, более известного под его творческим псевдонимом - , французский Интендантский штаб так и не смог расположиться в доме, хотя собирался это сделать. Впрочем, офицеры немного пограбили винный погреб, содержимое которого огонь пощадил. Стендаль писал, что в Париже нет ни одного клуба, который мог бы сравниться с московским.

В 1820 году по проекту архитектора отстраивают заново корпус манежа и левое крыло здания. Правое же крыло и центральная часть еще долго остаются нежилыми. С 1828 года Гагарины больше не владеют усадьбой. Городские власти решают разместить здесь больницу – Ново-Екатерининскую, преемницу Екатерининской, основанной в 1775 году.

Приспособление городской усадьбы под медицинское учреждение шло в 1830–1835 годах так же по проекту О.И.Бове, который он разработал еще в 1825 году. Изменилась планировка главного корпуса – со стороны двора появились трехэтажные ротонды-ретирады. В центральном объеме здания была устроена главная трехмаршевая лестница, ведущая на второй этаж из парадного вестибюля. Две симметрично расположенные лестницы соединяли все три этажа с входами в здание со стороны двора. На втором этаже, в бывшем овальном зале после перестройки разместилась домовая церковь Св. Екатерины.

Архитектурный декор фасадов здания изменился согласно стилевым предпочтениям эпохи. Всю часть строения циркумференции О.И.Бове отделил от бульвара металлической оградой на белокаменном цоколе.

Капитальный ремонт здания осуществлялся в 1920 годах, а в 1954–1957 годах были проведены реставрационные работы в вестибюле и домовой церкви. Со временем состояние исторических фасадов и интерьеров стало неудовлетворительным: в частности, белокаменный фасадный декор частично оказался утрачен или закрашен масляной краской; настенная живопись скрыта под поздними покрасками или отделкой; художественный паркет покрыт линолеумом; утрачены пролеты чугунных лестниц.

В ходе работ 2013–2015 годов после вычинки кирпичной кладки фасадных стен и проемов была выполнена реставрация белокаменных колонн портика, венчающего карниза центральной части здания, подоконников, междуэтажных карнизов, эдикул дворового фасада, цоколя. Установлены новые столярные оконные и дверные заполнения, слуховые окна, световые фонари, выполненные по сохранившимся образцам и аналогам. Осуществлена реставрация лепного декора антаблемента портика главного фасада с воссозданием из гипса герба Российской Империи. Отреставрировано каменное крыльцо центрального входа. Выполнены заново каменные крыльца и площадки входов в здание со стороны двора и курдонера. Установлены металлические козырьки над входами. На кровле воссоздана главка с барабаном домовой церкви. Отреставрирован белокаменный цоколь и пилоны ворот ограды по Страстному бульвару.

В ходе реставрационных работ на первом и втором этажах здания под штукатуркой были найдены фрагменты первоначального фасада – белокаменный декор, скрытый во время реконструкции времен О.И.Бове. Все элементы из белого камня отреставрированы с воссозданием утрат и включены в новый интерьер здания.

По имеющемуся фрагменту чугунной ступени был воссоздан облик парадной лестницы и лестниц центрального объема. Проведена реставрация лестниц конца XIX века из песчаника. В помещениях второго этажа восстановлены и воссозданы настенные и потолочные росписи, художественный паркет, лепной и штукатурный декор. Установлены двери по сохранившимся образцам и аналогам. Интерьерам возвращено историческое колористическое решение.

Усадьба в 2015 году стала лауреатом конкурса "Московская реставрация" в номинации "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ".

С 2015 года здание бывшей Ново-Екатерининской больницы входит в комплекс Московского парламентского центра. Здесь проходят торжественные церемонии вручения городских наград, официальные встречи, художественные выставки и другие мероприятия, организуемые Московской городской Думой.

Под Аустерлицем произошло поражение, которое вызвало у всех москвичей противоречивое мнение. Все остались под странным впечатлением от произошедшего. Все старались не говорить о происходящем под Москвой. Но быстро находятся причины происходящему: сами войска, потерпевшие поражение плохо снабжались продуктами, а царь, занимающий трон, был достаточно неопытен и молод. Все эти факторы так или иначе сказываются на проигрыше, которому стараются не предавать особого значения и бороться за личное счастье, несмотря на то, что настоящая война может в скором времени повториться и затронуть все аспекты их жизни.

В этот момент русский войска многие возвращаются домой, а также получают заслуженный отпуск, среди которых есть и Денисов, Ростов и Долохов, который к сражению у Аустерлица успел получить офицерский чин. Все они собираются в одном месте на обеде, который устраивается ради того, чтобы собрать настоящих героев и простых людей, чтобы воздать почести Багратиону.

Каждый из них блестящий победитель, которые собираются на обеде, который устроен некоторыми членами Английского клуба, собранного в честь Багратиона. Многие считают себя настоящими победителями, но на вечер приглашаются и простые люди, которые никогда не были солдатами. Они частично заражаются идеей, которая постоянно витает в воздухе, они уверены, что не смогли попасть на военные действия, о чем жалеют и мечтают о боевых подвигах и славе, которая досталась друзьям, с которыми они разделяют один стол.

Никто не находит дурного предлога в том, что граф старается обустроить званый ужин в честь настоящего героя войны наилучшим образом, более раздражающим становится описание каждого из героев, которые собрались на данном обеде, один из них спасал знамя, другой зарядил пять пушек за времена сражений. Даже про Болконского никто не вспоминал, только близкие знакомые вспоминали о нем и жалели, что он умер слишком рано.

Ростов и Петя жадно слушают рассказы тех, кто вернулся с войны, пусть они и были части выдуманы. Но наблюдающий со стороны читатель замечает, что война пропитала все разговоры московского общества, но неверно и уродливо. Все разговоры становятся искаженным представителем реальных событий. Толстой не жалеет сарказма и иронии, когда описывает происходящее.

Неудобнее всего Багратиону, который не может найти себе места, когда приносят поднос со стихами.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Ракши Проводы ополчения 8 класс (описание)

    Одна из частей триптиха «Поле Куликово» Юрия Ракши – полотно «Проводы ополчения», посвященная событиям, предстоявшим Куликовской битве

  • Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях Пушкина 5 класс

    Знакомая всем с детства сказка А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» описывает чудеса любви, доброты, нравственности, верности.

  • Печорин и Грушницкий сравнительная характеристика сочинение

    В произведении Лермонтова Герой нашего времени, а вернее, в одной из ее частей, существуют два героя, один из которых самый главный, и существует на протяжении всего романа

  • Образ Ростовщика в повести Портрет Гоголя и го характеристика сочинение

    Портрет - одна из повестей Николая Васильевича Гоголя, входящая в цикл «Петербургские повести». На мой взгляд «Портрет» выделяется на фоне остальных повестей не только оригинальным сюжетом, но и необычными героями.


"Война и Мир" - Обед в честь Багратиона.

В Москве, поражение войск под Аустерлицем, произвело непонятное и странное смятение. Поначалу народ недоумевал, никто о войне и поражении не говорил, но прошло какое-то время и …

«были найдены причины тому неимоверному, неслыханному и невозможному событию, что русские были побиты».

Но вскоре, среди московской знати, что из Английского клуба, были найдены весьма справедливые причины происходящего, а именно: русское войско очень плохо снабжалось провизией, царь был молод и неопытен в руководстве, но самой главной причиной было то, что Кутузов «постарел» и стал «неспособным». Дабы это подчеркнуть, московские «тузы» воздали почести и похвальбу иному герою - Багратиону.

Война не закончилась на то время, она даже не была приостановлена, просто Наполеон стал свободно диктовать свои условия, после победы в Аустерлице, Францу - австрийскому императору. В первую очередь, он потребовал, что бы русские освободили Австрию - условие было выполнено.

После, Бонапарт заключил выгодный, для себя же, мир с Австрией, и отправился во Францию, в Париж …. Русское войско вернулось на родину, офицеры получили отпуск … Среди которых были Ростов, Денисов и Долохов, на то время он уже вернул себе чин офицера!

Трое - являлись победителями! Как-будто поражения и не было! Они были на званом обеде, который устроили члены Английского клуба в честь «нового» героя - Багратиона!

« - Право, папенька, я думаю, князь Багратион, когда готовился к Шенграбенскому сражению, меньше хлопотал, чем Вы теперь», - сказал Ростов своему отцу накануне знатного обеда, и, кстати был истинно прав!

Папенька, Илья Андреевич, напросто сбился с ног! Один только, ошеломляюще длинный список с перечнем того, что должно быть на столе и убранство зала, вызывал неимоверное удивление и впечатление!

Жадно слушали эти сплетни, Ростов и его сын Петя.

Слушал и Пьер, а так же старики из клуба.. И каждый верил в эти истории! Всю правду знает, лишь читатель … Видно, как тема войны меняет московские разговоры, слухи, сплетни, словно в кривом зеркале … Неверно, нелепо, уродливо! Берг - выглядел героем! И стоит лишь представить, как исказилось бы лицо Андрея, войди он в заполненные залы и услышав «стон разговаривавших голосов», увидев движение мундиров, кафтанов и фраков, снующих, «как пчёлы на весеннем пролёте...»

Багратион, в это время, чувствовал себя растерянно «в новом узком мундире с русскими и иностранными орденами и с Георгиевской звездой». Героя недавно подстригли, привели в порядок бакенбарды и он, изображая праздничную и наивную улыбку, которая придавала «даже несколько комическое выражение его лицу», наблюдал за гостями. Подойдя к дверям - его первым пропускали, он же останавливался и видел, как нелепо его все ожидали, и тогда он проходил вперёд.

Казалось бы, обед в честь героя, но у каждого за столом свои темы для разговора, свои заботы, свои мысли … И каждая тема, уже всплывает на поверхность и, наконец-то, затмевает тему войны! Война вчера была, а сегодня, важнее отношение людей...вернее, гостей.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

3 марта в Английском клубе в Москве был проведен роскошный обед в честь князя Багратиона, который после битвы при Аустерлице стал народным героем. Несмотря на поражение русских войск и их союзников, это событие стало поводом для гордости основной части дворянского сословия Москвы. Поражение приписывалось таким факторам как: измена Австрийцев, некомпетентное руководство Кутузова и т.д. Зато Аустерлиц символом героизма и храбрости русских войск. Было множество героев этого сражения, а главный- князь Багратион.

На обед собрались наиболее знатные люди Москвы: дворяне, князья, офицеры и т.д. Молодежь на обеде хоть и присутствовала, но в весьма малом количестве. Очень большое любопытство вызывает поведение всех этих людей в ожидании важного гостя. Если приглядеться, то их манера себя вести, чем-то это очень напоминает ситуацию, царящую в салоне Анны Павловны Шерер. Гости разбились на несколько больших и не очень кружков, а наиболее уважаемые члены или же гости клуба составляли центр каждый своего кружка. Основной темой для разговоров был, конечно же, Аустерлиц и последние военные и политические события.

И вот, наконец, в клубе появляется Багратион. Его вид весьма торжественен и в то же время несколько нелеп, особенно для тех, кто привык видеть его не поле брани. Багратион, который скорее привык расхаживать под пулями, чем на таких торжественных собраниях ведет, а также чувствует себя весьма неловко и это еще более усугубляется неудачным эпизодом эпизодом со стихами, которые были преподнесены князю в подарок. Вскоре начался и сам обед. Багратиона усадили между двумя Александрами (что было весьма символично), а остальные расселись по простой схеме: у кого выше чин – тот ближе к важному гостю.

Обед, а также его сервировка были очень роскошными. За обедом было сказано множество тостов, львиная доля которых была за государя императора. Однако к концу обеда происходит весьма неожиданное событие. Между Долоховым и Безуховым (которые конечно присутствовали на обеде) вспыхивает нешуточная ссора. А вышло это так. До Безухова и раньше доходили слухи об интересе Долохова к Элен супруге Безухова, а на обеде весьма оскорбленный поведением Долохова, его намеками в разговорах и тостах Пьер, окончательно взбесился, когда Долохов самым бесцеремонным образом выхватил у него бумажку с обращением Кутузова. Безухов вызывает Долохова на дуэль, которая происходит следующим утром.

Это была очень, очень странная дуэль, в результате которой Пьер (который, между прочим, впервые в жизни держал оружие) остался без единой царапины и сумел ранить Долохова. Отвозя раненого Долохова, Николай Ростов узнал много нового о своем друге. Он узнал, что Долохов трогательно заботится о своей семье и любит ее больше всего на свете.

(4 votes, average: 5.00 out of 5)

Рассказ о том, как хлебосольная Москва устроила торжественный обед в честь героя, а знаменитый французский кулинар опубликовал в своей не менее знаменитой книге рецепт блюда, названного в честь то ли талантливого генерала русской армии, то ли его блистательной жены.

Кулинарные истории Игоря Сокольского

На другой день, 3-го марта, во втором часу пополудни, двести пятьдесят
человек членов Английского клуба и пятьдесят человек гостей ожидали к обеду
дорогого гостя и героя австрийского похода, князя Багратиона. … В лице его
отдавалась честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату, еще
связанному воспоминаниями Итальянского похода с именем Суворова.
Л. Н. Толстой. Война и мир


3 марта 1806 года членами московского Английского клуба, который тогда арендовал дворец князей Гагариных, расположенный на углу Петровки и Страстного бульвара, был дан знаменитый парадный обед в честь князя Багратиона, который, по словам Толстого, прославился «своим Шенграбенским делом и отступлением от Аустерлица, где он один провел свою колонну нерасстроенною и целый день отбивал вдвое сильнейшего неприятеля».

«Суворов воспитал его среди побед и в нем достойного приемника оставил...» Князь П. И. Багратион, генерал от инфантерии. Н.Плахов. Эстамп с портрета С. Тончи. (1812).

Князь, генерал от инфантерии П. И. Багратион. Гравюра Вендрамини. (1813).

«Чудный цвет лица, алебастровая кожа, золотистые волосы, таинственное выражение глаз...» Портрет жены князя Екатерины Багратион. Художник Жан-Батист Изабе. (1817).

Наполеон в битве при Аустерлице. Художник Ф. П. С. Жерар. (1810).

Битва при Аустерлице. Захват французского орла русской гвардейской кавалерией. Художник Б. Виллевальд. (1884).

Москва. Здание Английского клуба на Тверской. Иллюстрация к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Художник А.Н.Бенуа. (1915).

Старшина Английского клуба граф Ростов танцует «Данила Купера» Иллюстрация к роману Л.Толстого «Война и мир». Художник М. С. Башилов.(1867).

Суп «Багратион» с пирожками, приготовленный автором. Фото И. Сокольского.

Сохранилось два описания этого исторического обеда. Одно из них принадлежало человеку, обладавшему феноменальной памятью, позволявшей ему записывать произошедшие события по горячим следам с документальной точностью. Это был литератор С. П. Жихарев (1787-1860), общительный и наблюдательный человек, имевший обширный круг знакомств, написавший интереснейшие «Записки современника» .

О предстоящем обеде он писал:

«В Английском клубе делаются большие приготовления к принятию князя Багратиона, которого на днях ожидают. ‹…› Не знаю, удастся ли мне попасть на этот праздник, в число избранных пятидесяти человек гостей, но во всяком случае постараюсь. Та беда, что желающих слишком много, и дело не обойдется без затруднений, а признаюсь, очень хочется поближе увидеть этого витязя, который сделался так дорог сердцу каждого русского. Благодаря покровителям моим я попал в число гостей на завтрашний обед в Английском клубе; следовательно, увижу героя Багратиона лицом к лицу, а праздник должен быть на славу; у садовников Лебедева и Соколова подряжено одних цветов для уборки лестницы и померанцевых деревьев для украшения стола на двести рублей».

Героя отечества в клубе ждал радушный прием и роскошное угощение:

«Стол накрыт был кувертов на 300, то есть на все число наличных членов клуба и 50 человек гостей, убранство великолепное, о провизии нечего и говорить: все, что только можно было отыскать лучшего и редчайшего из мяс, рыб, зелени, вин и плодов, - все было отыскано и куплено за дорогую цену, а те предметы, которых, по раннему времени года, у торговцев в продаже не было, доставлены богатыми владельцами из подмосковных оранжерей бесплатно: все наперерыв старались оказать чем-нибудь свое усердие и участие в угощении».

С третьего блюда начались тосты, и когда дежурный старшина, бригадир граф Толстой, встав, провозгласил: «Здоровье государя императора!» — все, начиная с градоначальника, встали с мест своих, и собрание разразилось таким громогласным «ура», что, кажется, встрепенулся бы и мертвый ‹…› За сим последовал тост в честь князя Багратиона, и такое же громкое «ура» трижды опять огласило залу». Многочисленные тосты, произнесенные в честь гостей обеда и старшин клуба, по свидетельству Жихарева «были причиною, что многие нечувствительно понаклюкались».

Второе, литературное описание этого торжественного обеда, которыми гостеприимная Москва угощала Багратиона, находится в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» и фактически полностью совпадает с текстом Жихарева. Прибавлены лишь хлопоты по устройству обеда, которые легли на плечи графа Ильи Андреевича Ростова и его слезы во время произношения тостов:

«В начале марта старый граф Илья Андреевич Ростов был озабочен устройством обеда в Английском клубе для приема князя Багратиона. Граф в халате ходил по зале, отдавая приказания клубному эконому и знаменитому Феоктисту, старшему повару Английского клуба, о спарже, свежих огурцах, землянике, теленке и рыбе для обеда князя Багратиона. Граф со дня основания клуба был его членом и старшиною. Ему было поручено от клуба устройство торжества для Багратиона, потому что редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира».

Когда все хлопоты остались позади, и состоялась встреч Багратиона, «громогласный дворецкий провозгласил: «Кушанье готово!» Дверь отворилась, ‹…› триста человек разместились в столовой по чинам и важности, кто поважнее — поближе к чествуемому гостю».

Труды графа Ильи Андреича не пропали даром: обеды, постный и скоромный, были великолепны. Тостов было много «и еще больше билось посуды, и еще больше кричалось». Пили за здоровье государя императора и Багратиона «за здоровье старшин, за здоровье распорядителя, за здоровье всех членов клуба, за здоровье всех гостей клуба и, наконец, отдельно за здоровье учредителя обеда графа Ильи Андреевича. При этом тосте граф вынул платок и, закрыв им лицо, совершенно расплакался».

Пока князь Петр Иванович Багратион совершал подвиги на европейских полях сражения, его очаровательная жена княгиня Екатерина Павловна Багратион, которая после свадьбы, по словам современника, «недолго удовлетворялась таким мужем», вела роскошный образ жизни в европейских столицах.

В то самое время, когда москвичи устраивали торжественный обед овеянному славой военачальнику, лучшие повара Франции готовили умопомрачительные обеды для красивой, как ангел, блистающей умом княгине, покоряющей сердца государственных мужей Европы. Британский финансист и общественный деятель Мозес Монтефьоре, писал, что княгиню называли «Le bel ange nu (Обнаженным ангелом) за свое пристрастие к полупрозрачным платьям из индийского муслина, откровенно облегавшим ее формы, и Chatte blanche (Белой кошкой) - за безграничную чувственность». Совсем иначе охарактеризовал мужа княгини его соратник генерал А. Ф. Ланжерон: «Багратион был только солдатом, имел такой же тон, манеры и был ужасно уродлив».

Легендарный французский кулинар, «король поваров и повар королей», Д. О. Эскофье (1846-1935) опубликовал в своей книге «Кулинарный путеводитель» рецепт супа «Багратион», и с тех пор историки кулинарии спорят о том, в чью честь он так назван.

Скорее всего, именно на званых обедах обольстительной княгини, подавали это самый суп, рецепт которого придумал и посвятил ей основатель французской изысканной «высокой кухни» («haute cuisine») Мари Антуан Карем (1784-1833), одно время служивший у нее поваром, а Эскофье его только опубликовал.

Может быть, это сделал сам Эскофье, создатель множество знаменитых блюд, который использовал для их приготовления несколько упрощенную технику Карема и часто присваивал придуманным им блюдам звучные имена знаменитых людей.

История кулинарии не сохранила подлинного меню исторического обеда в честь героя, но любознательные читатели могут приготовить суп, названный в соответствии с существовавшей в XIX столетии традицией присваивать блюдам имя героев и знаменитостей, по рецепту, который автор из влек из сочинений Эскофье. Сделать это может каждый, кто владеет минимальными навыками обращения с продуктами и большим желанием эти навыки превратить в умение.


Суп «Багратион» жирный

Подогреть в масле, не поджаривая, 400 грамм нарезанной кубиками телячьей ляжки, добавить 250 грамм куриного мяса и 1 ¼ литра светлого соуса «Велуте». Поставить варить на небольшой огонь. Потом хорошо растереть телятину и куриное мясо, разбавить пюре соусом «Велуте», процедить через ткань и подогреть, не доводя до кипения. Загустить 4 желтками, 1,5 децилитра сливок и положить 100 грамм масла.

Примечание. Изначально суп «Багратион» готовился только с телятиной. В современной кулинарии в него стали добавлять курицу. Постный суп «Багратион» готовится с заменой телятины рыбой, а сливочного масла - растительным. Вареную телятину и курицу можно не растереть, а измельчить блендером. В готовый суп можно добавить нарезанные отварные макароны, посыпать тертым сыром и зеленью. Подать с мясным или рыбным пирожком.

Светлый соус «Велуте»

Для приготовления 2 литров соуса требуется 250 грамм только что приготовленной белой мучной подливки, 2,2 литра белого телячьего прозрачного бульона.

Смешать белую мучную подливку с горячим или холодным телячьим бульоном, избегая появления комочков, чтобы соус был однородным. Вскипятить, регулярно помешивая, потом поддерживать кипячение на слабом огне, регулярно снимая пену и жир в течение 1,5 часа. Процедить и охладить.


Белая мучная подливка

В 250 г сливочного масла обжарить 300 г просеянной муки. Приготовление этой подливки должно занять лишь несколько минут, пока не исчезнет привкус сырой муки. Избыток приготовленной подливки можно хранить в холодильнике и употреблять по мере надобности для загущения любых супов.

Автор приготовил такой суп и к нему пирожки с мясом, угостил своих близких, получил от них восторженные отзывы и теперь не только собирается потчевать им дорогих гостей, но и советует своим неизменно уважаемым читателям, не жалея времени и сил, сделать то же самое.