Умение работать в режиме многозадачности. Как справиться с многозадачностью. Умение принимать решения

Многими руководителями проектов многозадачность была высоко оценена, как секрет достижения успеха на рекордных скоростях. Но за прошедшие годы, это утверждение было развеяно.

Опубликованные исследования, направленные на опровержение заявленного преимущества многозадачности, призывают деловое сообщество фактически вывернуть процесс многозадачности наизнанку, чтобы определить, чем этот режим является, союзником или врагом? Насколько это может повлиять на личностные профессиональные качества? Многозадачность, также может нанести вред хозяйствующему субъекту, независимо от того, семейный это бизнес или компания из ТОП-списка.

Вы все еще думаете, что можете выполнить большую работу по вашему проекту, если вы одновременно отвечаете на электронные письма, находясь на конференции и помогая коллеге разобраться в полученном отчете? Читайте дальше, и мы рассмотрим 7 возможных недостатков многозадачности.

1. Потеря фокуса

Работниками и работодателями, которые часто переключаются на различные задания и проекты в конечном итоге возникают проблемы с отделением первостепенных задач от неважных.

Они распыляют свое время и внимание настолько, что не могут извлечь важную ключевую информацию и опыт из каждого задания, над которым они работают. И хотя многие задачи по проекту являются повторяющимися и даже несколько административными, долгосрочные последствия многозадачности могут помешать вам оставаться сфокусированным и собранным.

Говорите ли вы по телефону с клиентом или проверяете ваши сообщения в электронной почте, разделите свое время на небольшие блоки для решения конкретных задач и проверяйте их по вашему списку по одному.

2. Потеря памяти

Многозадачность может быть одной из самых активных деятельностей вашего мозга. Это может привести к чрезмерной стимуляции познавательной функции, что, в конечном счете, может привести к потере памяти.

Темп снижения восприимчивости памяти может быть дополнен другими предрасполагающими факторами, такими как возраст, окружающая среда, и существующие условия здоровья. Если вы не ориентированы на проект, отвлекаетесь на постоянные коммуникации с навязчивыми коллегами, общаетесь по телефону по тема, не связанным с проектом или сидите в социальных сетях, то будет сложно, или практически невозможно, вернуться к тому месту где вы были прерваны. Имея слишком много внешних раздражителей, которые возникают одновременно, мозг не может четко различать между тем, что действительно важно для вашего проекта, а что случайное фото котиков.

3. Снижение производительности

Конкуренция в бизнесе в основном сводится к тому, что побеждает тот, кто работает лучше. Успех проекта также зависит от производительности и личных качеств менеджера проекта. Чтобы быть успешным, вам нужно удалить как можно больше недостатков или “ошибок”, из ваших рабочих бизнес процессов, для того, чтобы получить максимальную отдачу от вашего времени и членов команды.

Бесшовные операции в бизнес процессах, однако, не могут быть достигнуты с ленивой командой. Если ваши сотрудники не работают на оптимальном уровне, чаще всего это проблема многозадачности. Они могут прикрываться соображениями на тему того, что жонглирование многими проектами одновременно, непосредственно увеличит их производительность. Пришло время положить этому конец! Переключение между задачами может быть контрпродуктивным для прогресса.

4. Неорганизованность

Члены команды начинают выполнять новую задачу, в то время как существующие задачи все еще находятся в списке недоделанных дел. В результате их нагрузка в течение недели увеличивается. Приходят новые задания, которые еще больше ухудшают невыполненные задачи, которые должны быть выполнены.

Офис без документов – это не реально для большинства людей (или даже желательно). Задачи приносят с собой записки, бумажки, распечатки и так далее. Добавление большего количества документов в такую ситуацию, создает захламленное рабочее место, что в конечном итоге превращается в потерю производительности.

5. Противоречивые результаты

Многозадачность может работать, показывая определенные достижения, но она также имеет риск получения противоречивых результатов. Опасность заключается в том, что люди на самом деле не в полной мере обладают способностями, для определения важности каждой задачи и выставления приоритетов соответствующим образом.

В какой-то момент, вы будете управлять членами проектной команды, ориентируясь на неправильные пункты или задачи из всех основных аспектов проекта. Создаются эфимерные показатели успешности будущего проекта.

6. Повышенный уровень стресса.

Вы не обязательно чувствуете это сразу же, привычка переключения между задачами может создать дополнительный стресс для вашей, уже напряженной, рабочей недели.

Как уже упоминалось ранее, мозг получает много входных данных при многозадачности, поэтому он устает быстрее и имеет более высокий риск выгорания. Например, участие в важных телефонных переговорах и одновременная попытка сделать таблицу для предстоящей презентации может оказать двойное давление на вас.

7. Увеличение расходов.

Финансовые последствия многозадачности могут расшатать шансы на выживание вашего бизнеса в целом. В самом деле, согласно докладу KRONOS, инновационные британские компании терпят убытки в размере около £60 млрд в год из-за потери времени на работников, выполняющих ненужные задачи.

Причиной этого является отсутствие творчества и повсеместный характер отвлечений на рабочем месте. Когда сотрудники теряют фокус, их компании не вписываются в соответствующие финансовые показатели. Это может повлиять на вашу способность для достижения целей проекта, или реализовать ваши проекты в рамках бюджета.

Чтобы избежать необходимости работать в многозадачном режиме, убедитесь в вашей команде проекта есть план, который направляет всех на каждом этапе пути, в достаточной мере, чтобы выполнить работу эффективно.

Поощряйте свою команду, чтобы она планировала свои ежедневные нагрузки, так, что им не придется выполнять множество задач в один день или неделю. Это не только поможет вашему проекту в целом, но и отдельные участники проектной команды также извлекут выгоду из повышения внимания к их развитию и улучшению общего состояния здоровья.

FinExecutive Russia сайт 2019-04-05

Работа в режиме многозадачности: реальность или миф?

Некоторые работодатели полагают, что идеальный сотрудник эффективно выполняет свои обязанности на работе даже в режиме многозадачности. Поэтому при составлении резюме соискатели все чаще указывают это качество в числе своих преимуществ. Однако помните, что напряженный график и ускоренный ритм жизни способны не только снизить личную продуктивность и негативно отразиться на карьере, но и причинить серьезный вред вашему здоровью.

Мультизадачность. Опасный самообман

Результаты проведенных исследований показывают, что в определенный момент времени наш мозг способен концентрироваться на качественном выполнении только одной задачи. Несмотря на это до сих пор находятся те, кто готов отстаивать противоположную точку зрения. Ведь совсем недавно они консультировали коллегу по телефону, а одновременно с этим завтракали, просматривали почту и писали ответ на полученный запрос.

Но психологи называют это не выполнением нескольких дел одновременно , а примером постоянного переключения с одного занятия на другое. Если разговор нам не очень интересен, мы можем параллельно делать что-то еще, например, печатать. Однако, как только потребуется концентрация нашего внимания, мы отвлекаемся от клавиатуры и обдумываем свой ответ собеседнику. По окончании разговора мы вынуждены снова перечитывать текст письма, чтобы восстановить в памяти его содержание и попытаться уловить потерянную мысль.

Таким образом, те, кто воспевают культ мультизадачности, постоянно работают в режиме переключения. В итоге создается опасный цикл, на который тратится масса времени. Однако при этом дела, требующие умственного труда, выполняются медленно и непродуктивно. Проведите маленький эксперимент: выполните рабочую задачу, но при этом не отвлекайтесь на телефонные звонки, разговоры с коллегами и проверку почты. Вы убедитесь, что в таком режиме с поставленным заданием вам удастся справиться намного быстрее и эффективнее.

Как многозадачность влияет на качество вашей работы?

Если человеку регулярно приходится решать несколько задач одновременно, его мозг адаптируется к напряженному графику работы. В результате вырабатывается новый образ мышления, где с каждым разом становится сложнее концентрироваться на выполнении одного задания. Наряду с этим многозадачность способна спровоцировать и другие негативные последствия:

  • Невежливость, неэтичное поведение. Вместо того чтобы внимательно слушать человека, сидящего напротив вас, вы отвлекаетесь на телефонные звонки, проверяете почту или отвечаете на сообщения в мессенджерах. Такое поведение раздражает собеседника и мешает вести конструктивный диалог. Это может поставить под сомнение ваш профессионализм и стать препятствием для дальнейшего карьерного роста.
  • Сложности с концентрацией . Чем с большим количеством задач вам приходится справляться, тем сложнее становится сосредотачиваться и отфильтровывать ненужную информацию. Постепенно мультизадачность снижает ваше умение концентрировать внимание на конкретных деталях и даже ухудшает работу памяти.
  • Стрессовое состояние . Напряженная работа, постоянные переключения на выполнение новых заданий провоцируют выработку в организме человека гормона стресса. Поэтому даже если рабочий день только начинается, вы уже чувствуете себя уставшим и измотанным.

4 шага, которые помогут вам снизить негативное влияние многозадачности

Учитывая причиняемый мультизадачностью вред, склонность к выполнению нескольких заданий одновременно можно отнести к разряду вредных привычек, которым необходимо противостоять. Как это сделать?

Шаг №1. Правило одной активной вкладки в браузере. Чтобы повысить способность концентрироваться на выполнении поставленной задачи старайтесь открывать на рабочем столе не более одной вкладки. К примеру, сначала ответьте на письма, полученные по e -mail , затем изучите корпоративные сообщения, просмотрите последние твиты и уже после этого переходите к рабочим программам.

Шаг №2. Планирование дел. Возьмите себе за правило планировать свой рабочий день. При этом постарайтесь не просто составить перечень задач, а и обсудить их с внутренним собеседником. Это позволит ощутить, что часть работы уже сделана и вам остается только закончить начатое.

Шаг №3. Использование «внешних носителей». Постарайтесь не перегружать свою память лишней информацией. Не держите в уме того, что можно записать в ежедневник или доверить функционалу современных технических устройств.

Шаг №4. Смена обстановки поможет вам сфокусироваться перед выполнением очередной задачи после завершения предыдущей. Например, в обеденный перерыв сходите в кафе или прогуляйтесь в соседнем сквере.

При приеме на работу порой сложно предусмотреть, чем в перспективе будет заниматься человек, ведь изменения могут произойти молниеносно: открытие нового направления, появление дополнительной задачи, необходимость подстраховать коллегу и многое другое.

Поэтому современные руководители выделяют ряд качеств, которые помогают сотрудникам ориентироваться в ситуации, быть гибкими в задачах, справляться с изменениями и выполнить ожидаемое в срок.

В статье описаны навыки, помогающие быть успешными в любой должности, делать вклад в развитие компании работодателя и своей карьерной лестницы одновременно.

Анализируя эти качества , можно подобрать универсального «солдата», который сориентируется на новом месте и войдет в рабочий ритм, принося выгоду раньше, чем от него ожидали.

1.Многозадачность

Умение решать несколько задач одновременно без потери качества ценно для будущего сотрудника. Он сможет наряду с основным функционалом вести ряд проектов и что самое интересное, ему это будет нравиться. Благодаря такому умению коллега сможет поддержать, подхватить или помочь в ведении практически любого проекта.

Какими вопросами определить многозадачность на собеседовании:

— Приходилось ли вам работать в многозадачном режиме?
— Расскажите, как это выглядело?

Задача HR отследит насколько эта многозадачность соответствует ожидаемой.

Привести кейс: «Представьте, что руководитель вам поручил важную задачу, с которой необходимо справиться к определенному сроку. Спустя день, он выдает еще одну задачу не меньшей степени важности и теми же сроками. Вопрос: как себя будете чувствовать, какие ощущения? Как поступите?»

Задача интервьюера оценить, как будет действовать сотрудник (параллельно и последовательно), понять истинное отношение (испытывает негатив, раздражение, желание возразить или совершенно спокойно с радостью готов разнообразить день).

2. Способность слушать и слышать

Управленцы отмечают, что систематически сталкиваются с проблемами разного толкования и понимания задач сотрудниками. Понятая задача способна кардинально отличаться от поставленной.

Поэтому выделяют умения не просто слушать, но и слышать говорящего, интерпретировать и делать правильные выводы, выделяя истинную суть.

Этот навык сэкономит как минимум половину рабочего времени затраченного на попытки додумать поставленную задачу и выполнить совсем не то, что хотел менеджер.

Как определить умение слышать собеседника
— Выдать объемную задачу во время интервью. Перед выдачей обозначить, что в компании ценится умение правильно понимать друг друга. Объяснить, что сейчас будет озвучено задание, необходимо его качественно принять, потом пояснить как понял и что будет делать.

Тут есть небольшое «НО» задача в тесте должна быть понятна любому человеку, не касаться специфики предприятия, требуя экспертности.

Цель рекрутера отследить то, как задача будет приниматься (с использованием конспектирования или нет, с утоняющими ли вопросами, с подтверждением правильности понимания) и как будет озвучена (правильно ли оценена и уловлена суть, определены ли важные детали и сроки).

3. Умение принимать решения

Этим навыком обладают люди, не нуждающиеся в постоянном контроле, способные действовать самостоятельно там, где у них достаточно компетенций. Им не потребуется дополнительная оценка правильности решения. Это умение формируется из способности рационально оценивать обстановку, эмоциональной уравновешенности, решительности и способности брать ответственность.

Как определить умение принимать решение
— Погрузить в кейсовую ситуацию, задав предварительные условия: «вы знаете определенный документ и консультируете по его использованию коллег. Внезапно поступает вопрос отбизнес-партнера, такой вопрос ранее не встречался, но находится в рамках вверенного документа. Задача грамотно и быстро проконсультировать коллегу. Как будете действовать?»

Цель понять формат поведения, способность рассчитывать на себя. Интервьюер может отвечать на уточняющие вопросы соискателя во время выполнения задания.

4. Искренность

Честные люди легки в управлении, им можно доверять, полагаться на них. Это увесистое качество при отборе, которое может восполнить другие пробелы в навыках претендента. Почему важно умение говорить правду:

— сбои не останутся ждать последней минуты, руководитель будет предупрежден;
— недовольства будут известны сразу, не превращаясь в сплетни.

Как определить честность
Дать мини-тест с пометками вариантов ответа так, словно это подсказка других соискателей. Цель отследить признается ли в этом тестируемый и попросит ли другой бланк.

5. Самоорганизация

Умение самостоятельно держать себя в руках, дисциплинировать себя, находить все необходимое для решения вверенной задачи и управления ситуацией, проявляя инициативу – это навыки не только управленца, но и сотрудника, способного активно работать, не просиживая стул.

Как проверить самоорганизацию
Самоорганизация видна из поведения человека во время интервью. Вовремя ли приехал, просит ли ручку и листок (если есть задача что-либо заполнить, а не все условия предоставлены для этого – так можно моделировать обстоятельства для проверки данного качества).

Задача оценивающего отследить поведение и реакцию. Если кандидат будет сидеть в ожидании предложения помощь, скорее всего, самоорганизация на начальном уровне. Безусловно, такой тест не покажет всей картины, но даст понятие в первом приближении.

6. Энтузиазм

Умение мыслить позитивно формирует правильные цели в голове сотрудников, помогаетнайти решение и не отступать. Учеными доказано, что «позитивные» сотрудники быстрее находят контакт с коллективом, легче срабатываются с людьми и достигают результатов проще.

Как проверить энтузиазм
Положительный или негативный настрой виден с первых слов кандидата. Когда он рассказывает о том, как добрался до офиса, о предыдущем месте работы.
Нельзя сказать, что приведенные навыки мгновенно создадут великого менеджера для организации, они приблизят компанию к эффективным и лояльным сотрудникам, к выгодным вложениям времени в их обучение и качественной своевременной отдаче. Определять наличие навыком можно разными способами:
— используя приведенные примеры или создавая свои наработки на основе них.
— оценивая каждый навык в отдельности или создавая пару универсальных испытаний, проявляющих все факторы успеха.

Конечно, анализируя и эти умения, риск неправильного выбора остается, но если сотрудник даже не способен выложиться на максимум, проявив все качества эффективного менеджера, то и во время работы, скорее всего, чуда не произойдет.

Мир настолько перегружает нас информацией и задачами, что мы просто разучились сосредотачиваться. Мы проверяем соцсети по сто раз в день. А еще у нас появились такие задачи, которые раньше решали другие люди. К примеру, теперь есть возможность самостоятельно забронировать билет на самолет и номер в отеле, без кассира купить товар в магазине. Задач стало намного больше, а помимо этого хочется побыть с семьей, друзьями и заняться хобби.

Многозадачность - это миф

Однако большой список задач и умение делать несколько дел не так уж и хорошо, как кажется. Человек не может быть многозадачным. За многозадачность мы принимаем способность быстро переключается с одной задачи на другую. И каждое такое переключение требует немалых ресурсов, увеличивает стресс и повышает чувство тревоги. Поэтому чем меньше мы переключаемся и отвлекаемся на посторонние вещи, тем лучше.

Но что делать, если задач очень много и надо как-то с этим справляться? Как не сойти с ума от огромного списка задач и быть эффективным? Вот несколько советов.

Работайте циклами

Бизнес требует постоянного переключения между задачами. Если вы еще не научились делегировать и делаете самостоятельно все - от звонков доставщику воды до собеседования, то к вечеру вы наверняка выжаты как лимон. Чтобы избежать излишнего стресса, работайте циклами, делая между ними перерыв.

Самая простая техника работы циклами - техника Pomodoro. Вы максимально концентрируетесь в течение какого-то времени на работе и потом обязательно делаете небольшой перерыв. Например, 45 минут работы и 15 минут отдыха. Такой принцип работы эффективен для работы и с большим количеством задач, и с одной большой задачей.

Меняйте режим концентрации

Наш мозг работает в двух режимах внимания: режим концентрации и режим «блуждания». Режим концентрации(central-executive mode) включается, когда мы полностью погружаемся в работу. Мы уделяем максимальное внимание работе. В таком режиме мы работаем продуктивно, но напряженно. При длительной работе на таких скоростях мы постепенно утомляемся и снижается наша эффективность.

Чтобы продуктивно работать в течение долгого времени, нужно периодически переключаться с первого на второй режим - режим «блуждания» (mind-wandering mode). Мы находимся в этом режиме, когда читаем литературу, статьи, гуляем, любуемся искусством, медитируем. Режим «блуждания» позволяет «перезагрузить» мозг и отдохнуть. Поэтому перерывы полезны для повышения эффективности работы.

Принимайте важные решения с утра

Все важные решения лучше принимать с утра, когда у вас еще не истощен ресурс принятия решений. Как ни странно, но мы действительно можем принимать в день ограниченное количество решений. Есть определенный порог, причем, без разницы, сложный выбор перед нами стоит или легкий.

В одном эксперименте группу людей попросили участвовать в опросе. Перед опросом им специально задавали простые вопросы типа: как вам расположить бумагу? Вам синюю или черную ручку? Что будете пить: чай или кофе? С сахаром или без сахара? С молоком или с лимоном?

То есть, их заставляли принимать решения. А потом раздали листы с опросом, где были вопросы на важные философские проблемы. Люди справлялись с трудом, поскольку уже чувствовали себя уставшими. Ресурс принятия решений был потрачен.


Поэтому все важные вопросы лучше решать с утра, пока голова свежая и вы не успели потратить весь ресурс.

Освобождайте голову

Не держите все в голове, используйте «расширители» мозга - календари, ежедневники, списки, блокноты, приложения.

Представьте, что ваша концентрация - это оперативная память на компьютере. Чем больше открыто программ на компьютере одновременно, тем медленнее он будет работать. Если вы пытаетесь что-то держать в голове вместо того, чтобы выгрузить это на другой носитель, то вы занимаете необходимые вам объемы памяти. Чем больше такой информации, тем сложнее сконцентрироваться на текущем деле.

Живите «в моменте»

Как часто вы сидя на работе думаете о домашних делах и об ужине, а дома думаете о работе? Такое случается сплошь и рядом. Во время завтрака люди в одной руке держат вилку, а в другой телефон. Идут по улице с угрюмыми сосредоточенными лицами, напряженно думая о чем-то. Мы перестали наслаждаться настоящим моментом.


Жить здесь и сейчас учит вьетнамский монах Тит Нат Хан в своей книге «Мир в каждом шаге». Если хотите научиться жить в моменте, то обязательно прочитайте эту книгу.

Многозадачность мешает сосредоточиться, довести начатое дело до конца, вызывает беспокойство и усталость, постоянное ощущение спешки, чувство неудовлетворенности, при этом эффективность работы падает.

О многозадачности, а точнее о том как с ней справиться, в статье и пойдет речь.

Что такое многозадачность

Это способность, а если точнее - неспособность, справляться одновременно с несколькими делами и сосредотачиваться на чем-то одном. И хотя многозадачность считается эффективным методом решения проблем и отличным подходом к делам - это не так. Она легко добавит несколько рабочих часов в конце дня и растянет достижение цели на месяцы, а может, и на годы. Казалось бы, если браться за два дела сразу, время на исполнение сократится наполовину, но, на самом деле, времени и усилий понадобится в два раза больше, а шансы на успех сократятся вдвое.

Как заметить многозадачность

Первичное действие: я отклоняюсь от темы.

На работе мы едва способны проработать час и не проверить электронную почту, отправить СМС, позвонить, посерфить в интернете, залезть на YouTube или Facebook, твитнуть что-то или поискать на Shazam отличную песню.

Во время общения едва выдерживаем часовую беседу с друзьями, не пользуясь смартфоном.

У нас всегда много дел, ведь жизнь состоит из соперничающих за внимание требований. Мы жонглируем задачами и принимаем множество решений, перезваниваем, завершаем проекты, начинаем новые, кого-то куда-то отвозим, а других людей откуда-то забираем. При этом ведем домашнее хозяйство и не теряем голову. Разве это не круто? Не это ли доказывает, что мы мастера многозадачности почти как Юлий Цезарь?

Мы постоянно перегружены, пытаясь уместить в час как можно больше дел: ответ на письмо, участие в конференции, проверка материалов для встречи. Наш ежедневник уже напоминает небольшой роман.

А еще у нас появляются необычные симптомы.

Мы не можем надолго сконцентрироваться на одной задаче, мысли путаются, особенно если дело скучное, трудоемкое или длительное. При этом переходы от дела к делу отнимают все больше сил и вызывают подавленность и истощение. Все чаще задумываемся о качестве работы, но при этом появляется все больше ошибок. Проявляется небрежность и теряются вещи, забываются идеи, пропускаются встречи и не отправляются ответы на письма.

Для нас стало нормой во время разговора не дослушать до конца собеседника и начать придумывать ответ или мысленно его критиковать. А иногда в голову лезут посторонние мысли.
Я выключил газ?

Вам не нужно сосредотачивать внимание. *вжух*

Скрытый механизм многозадачности: неспособность управлять вниманием

Мозг способен работать в многозадачном режиме и делает это отлично. Даже в этот момент, читая статью, мы обрабатываем прочитанное, понимаем смысл написанного и создаем зрительные образы, возможно, даже комментируем про себя. При этом сердце продолжает биться, а легкие наполнятся воздухом. Наш желудок не перестает функционировать, а температура тела не выходит за пределы нормы, мы замечаем звуки и запахи.

Мозг производит миллионы вычислений в любой момент времени, и хотя в фоновом режиме он эффективен и способен работать со многими вещами одновременно, на первом плане всегда будет что-то одно. На чем будет сосредоточен мозг - зависит от задачи и потребностей. При чтении - понимание цепочки символов и смысла написанного. Когда мы слушаем кого-то - смысл сказанного. Во время вождения - дорожная обстановка.

Представим себя в темной комнате с фонариком в руке. Наше внимание - это луч света от фонарика, мы видим только то, что попадает под него. Нужно осмотреться? Для этого надо водить фонарем из стороны в сторону, но при этом будет видно все равно только то, что освещено.

Выделяют четыре типа управления вниманием:

  1. Фокусировка - описание текущей цели. Видим обстановку и выбираем, на что обратить внимание.
  2. Удержание - концентрация на чем-либо продолжительное время. Удержание позволяет не отключаться от достижения цели и задач столько времени сколько необходимо. При этом мы не скучаем и не страдаем от усталости или сонливости.
  3. Выбор и игнорирование - возможность концентрироваться на одной задаче и не отвлекаться.
  4. Переключение - действия при обилии стимулов, требующих внимания.
Долгое время считалось, что существует пятый тип эффективного управления вниманием - разделенное внимание. Это когда человек может работать над двумя или больше задачами одновременно.

Например, вести автомобиль и разговаривать по телефону или читать книгу и слушать музыку. Но позже обнаружилось, что при этом страдает результативность.

Разделяя внимание на две задачи, мы начинаем делать больше ошибок и пропускать что-то в одной задаче или в обеих.

Разделенное внимание - параллельная многозадачность. При разделении внимание будет делиться между разными задачами, и одна может получить 30%, а другая 70%. Полностью сосредоточиться на чем-то одном не удастся. Такой подход будет полезен при выполнении пары дел, одно из которых выполняется на автомате. Например, когда беседуете с другом, прогуливаясь по парку.

В случае, когда требуется уделять 100% внимания выполняемой задачи, будет полезно переключение.

Чередующееся внимание, оно же переключение - серийная многозадачность. Сначала мы уделяем все внимание одной задаче, потом переключаемся на другую и погружаемся в нее с головой. Например, прерываем беседу, проверяем почту, отвечаем на сообщения, а потом продолжаем разговор. Не кажется сложным, но на это требуется много энергии.

Побочные эффекты многозадачности

В большинстве случаев многозадачность не завидное умение, а дурная привычка. Она мешает сосредоточиться и ухудшает концентрацию - становится сложно разобраться в распределении внимания. Мы становимся рассеянными и хуже сопротивляемся отвлечению. Многозадачность бьет по эффективности, а между ней и топтанием на месте - тонкая грань.

Многозадачность - враг совершенства.

Как бы не хотелось, но, занимаясь несколькими делами одновременно, не получиться уделить внимание деталям, и от этого будет страдать результат. Можно стать мастером на все руки, но в конкретном деле высот достичь не удастся. Еще одно из последствий многозадачности - потеря способности сохранять сосредоточенность. Умение сосредоточиться на одном деле более пяти секунд - почти утраченный навык.

Как преодолеть многозадачность

Тренируем однозадачность

TED 2012, Паоло Кардини рассказывает о однозадачности. Субтитры на русском языке.

Паоло Кардини, на TED 2012 предложил противоядие - однозадачность. Хотим сделать что-то хорошо - концентрируемся на текущей задаче. Главное - помнить о текущей цели . Готовим обед? Тогда ограничимся нарезкой, варкой и жаркой. Не стоит разговаривать по телефону, слушать телевизор, заказывать книгу рецептов по саге «Песнь льда и пламени». Ведем машину? Руки на руль, ноги на педали, а взгляд на дорогу. Не трогаем навигатор, не читаем СМС, не болтаем с пассажирами.

Отдыхаем с друзьями? Тогда забудем о важных письмах, звонках, работе и флирте с официантками.

Конечно, при необходимости можно и отойти немного от однозадачности: если промелькнула отличная мысль - запишем в блокнот и отложим до свободного времени. Так мы ее не забудем, а идея стала побочной задачей. Побочные задания - это как блокнот, только не блокнот, в который записывается все, что отвлекает от текущего дела. Главное ими не злоупотреблять, иначе так недалеко и до многозадачности.

Тренируем мозг

Мозг - это как мускул, хотя и не мускул, и ему требуются упражнения, которые включают и укрепляют механизмы контроля когнитивных функций и делают их эффективными.

Замечаем ловушки

Для большинства людей ТОП ловушек такой:
  • Телевидение. Не будем рассказывать, что это просто фон, и он не мешает заниматься делами. Выключаем ТВ.
  • Интернет. Сейчас искать информацию удобнее чем когда-либо, но не успеешь оглянуться, и уже завис на YouTube на просмотре видео о миграции леммингов.
    Как справиться? Фиксируем побочные задачи, открываем интересные ссылки в новых вкладках. Полезная информация не исчезнет, а если она оказалась бесполезной - мы забудем о вкладке и не вернемся к ней никогда.
  • Еда. Отличный пример разделенного внимания - еда во время работы.
    Но из-за этого мы едим больше, чем нужно, а работаем меньше, чем планировали. Плюс работа начинает ассоциироваться с едой, и вот мы уже не можем работать, не набив рот.
    Решение? Вместо еды - пьем воду.
  • Деловые встречи. Да, те самые встречи, которые стали просто поводом собраться и поболтать. Решение - планируем время на встрече, уделяем время для развлечения и болтовни вначале и в конце, а основную часть посвящаем делу.

Списки дел

Главное - перечень дел должен нравиться, иначе мы к нему не будет возвращаться. Не важно, где вести список дел - в блокноте или в приложении, главное чтобы это доставляло удовольствие.
Если взять список задач, то в нем почти не будет пунктов, объединяющих несколько дел. Причина проста - многозадачность интуитивно воспринимается бессмысленной. Важно выработать привычку держать список дел под рукой и регулярно сверяться с ним особенно перед началом работы. Главное - работать по порядку приоритетности задач, а если появилась какая-то новая - фиксируем ее на будущее.

Учимся говорить «нет»

Начальник дал дополнительную работу, а подруга просит помочь с проектом? А может нужна помощь в организации какого-то мероприятия в школе у ребенка?

Часто мы чувствуем себя обязанными делать что-то для других, хотя и своих забот хватает. Многие набирают кучу проектов из рвения, чувства долга или желания быть полезными, хотя отлично знают, что это им не по силам.

Мы обязаны научиться говорить «нет» и отбросить все волнения о чужих проектах и делах, еще важно при этом не корить себя за невозможность кому-то помочь.

Делегируем полномочия

Лучшее лекарство от многозадачности - попросить о помощи. Это сложно и порождает стресс, ведь доверив работу другим, забот может добавиться. Хотя это может быть неприятным, все равно стоит привлекать других. Обращение за помощью можно считать взаимовыгодным сотрудничеством, мы же помогали другим, когда они просили. Настала пора платить по счетам.

Лучший обмен взаимопомощью - просто кого-нибудь нанять.

Тренируем мозг скукой


Хотя многозадачность дает стимулы и энергию, а однозадачность навевает зевоту и оцепенение - неинтересные задачи лучше всего тренируют мозг. Не бросать долгое и утомительное дело - отличное упражнение на внимание.

На этом по многозадачности все.

Надеюсь, что время, которые вы потратили на статью, дали полезную информацию для размышлений.

Всем добра, и да пребудет с вами Сила!