Установление дипломатических отношений между ссср и францией. Российско-французские отношения

Установление дипломатических отношений между СССР и другими государствами Европы и Азии.

Первоначально Советская Россия находилась в дипломатической изоляции. Совет народных комиссаров во главе с В. Лениным вел борьбу за дипломатическое признание Советской России и других советских республик. Державы Антанты воздерживались от официального признания, надеясь на возникновение устойчивого и лояльного союзникам правительства. Были установлены неофициальные контакты с советским правительством со стороны США (через главу американской миссии Красного креста в России полковника Р. Робинса и др.), Франции (через сотрудников военной миссии, прежде всего Ж. Садуля и др.) и Великобритании (через неофициального представителя Б. Локкарта и др.). В Великобританию был назначен неофициальный представитель Советской России М. Литвинов. Неофициально Литвинову и Локкарту предоставлялись некоторые дипломатические привилегии, в том числе пользование шифрами и дипломатическим курьерами. Советскому правительству удалось заставить послов Антанты и нейтральный государств вступить в официальное общение в связи с Диаманди инцидентом 14.1.1918 г. В начале 1918 г., особенно в период германского наступления 18.02.-3.03.1918 г., обсуждались вопросы признания Советской России в случае возобновления войны с Германией.

Де факто Советская Россия была признана Германией и ее союзниками, которые вступили с ней в Брестские мирные переговоры. Заключение Брестского мира означало установление официальных дипломатических отношений РСФСР с Германией, Австро-Венгрией, Османской империей и Болгарией, а также государственными образованиями, создающимися на территориях, оккупированных Германией (Украинская держава и др.). Отношение государств Антанты в связи с заключением мира стало более враждебным, вопрос признания был снят с повестки дня, дипломатический корпус переехал в Вологду. Неофициальные контакты с Советским правительством сохранялись, хотя постепенно сворачивались. В связи с подготовкой интервенции против Советской России 25.07.1918 г. послы покинули Вологду и перебрались в Архангельск, занятый интервентами. В связи с началом Ноябрьской революции 1918 г. в Германии Брестский мир был расторгнут РСФСР 13.11.1918 г., и таким образом советско-германские дипломатические отношения были аннулированы. Также потеряли силу отношения с Австро-Венгрией и Османской империей в связи с их распадом. Однако полная дипломатическая изоляция советских республик длилась недолго и преодолевалась в двух направлениях: путем заключения мирных договоров с новыми государствами на территории бывшей Российской империи и с государствами Азии. 2.02.1920 г. был подписан советско-эстонский мирный договор 1920 г., 12.07.1920 г. - советско-литовский мирный договор 1920 г., 11.8.1920 г. - советско-латвийский мирный договор 1920 г., 14.10.1920 г. - советско-финляндский мирный договор 1920 г. Поскольку государства Балтии вступили в международные и экономические отношения со странами Европы, Советские республики получили возможность преодолевать изоляцию с помощью их посредничества. По итогам советско-польской войны 1919-1920 гг. 18.03.1921 г. РСФСР и УССР заключили с Польшей Рижский мирный договор 1921 г. Таким образом, благодаря успехам советской дипломатии во главе с наркомом иностранных дел Г. Чичериным, РСФСР, БССР и УССР урегулировали свои отношения с западными соседями, и блокада Советский республик все более теряла смысл. 16.03.1921 г. было заключено советско-британское торговое соглашение 1921 г. Торговые соглашения были заключены и с другими государствами Западной Европы. Однако Советские республики и государства Западной Европы сохраняли множество неурегулированных экономических и политических проблем.

Дипломатическое признание Советских республик происходило и в Азии, где РСФСР выступал с антиимпериалистических позиций (хотя и сам осуществлял интервенции в дела Ирана и Монголии). Предложения РСФСР по восстановлению суверенитета Ирана, Афганистана и Монголии были привлекательны (хотя осложняли советско-британские и советско-китайские отношения). 12.02.1921 г. был заключен советско-иранский договор 1921 г. 27.05.1919 г. РСФСР признала независимость Афганистана, и в октябре были установлены дипломатические отношения двух стран. 13.9.1920 г. был парафирован предварительный договор о дружбе между Россией и Афганистаном, 28.02.1921 г. заключен постоянный советско-афганский договор 1921 г. Советские республики поддержали антиимпериалистические действия нового руководства Турции во главе с М. Кемалем (Ататюрком), 16.03.1921 г. был заключен советско-турецкий договор 1921 г., который урегулировал как отношения Турции и РСФСР, оставшиеся после денонсации Брестского мира, так и территориальные противоречия Турции и Армении. После победы Монгольской народно-революционной партии в 1921 г. 05.11.1921 г. было заключено советско-монгольское соглашение о дружбе, фактически Монгольская народная республика превратилась в государство, зависимое от РСФСР и затем СССР.

Советская Россия приняла участие в Генуэзской конференции 1922 г., где в вопросе урегулирования экономических отношений выступала также от имени других советских республик. Несмотря на неудачу переговоров на конференции, на ее полях были проведены переговоры с Германией. В результате был заключен Рапалльский договор 1922 г. и нормализованы советско-германские отношения. Таким образом, к моменту своего возникновения СССР стал выходить из дипломатической изоляции как в Азии, так и в Европе.

Решающая «волна признаний» СССР произошла в 1924-1925 гг. 22.01.1924 г. к власти в Великобритании пришли лейбористы во главе с Д. Макдональдом, который выступал за признание СССР. 01.02.1924 правительство Д. Макдональда признало СССР де - юре и предложило организовать советско-британскую комиссию для изучения нерешенных экономических и политических проблем в отношениях между двумя странами. 08.08.1924 г. были заключены общий и новый торговый советско-британские договоры. Правда, они не были ратифицированы из-за публикации антисоветской фальшивки, так называемого «письма Зиновьева» и падения правительства лейбористов. Несмотря на это, установление дипломатических отношений СССР и Великобритании облегчило признание СССР другими западными странами.

07.02.1924 итальянское правительство Б. Муссолини формально признало СССР. 28.10.1924 Франция в лице председателя нового правительства Э. Эррио официально признала СССР.

29.02.1924 г. СССР установил дипломатические отношения с Австрией, 10.03.1924 г. - с Норвегией, 18.03.1924 г. - со Швецией, 18.07.1924 г. - с Данией, 18.03.1924 г. - с Грецией, 04.08.1924 г. - с Мексикой. Дипломатическое наступление СССР продолжилось и на Дальнем Востоке. 31.05.1924 г. Л. Карахану удалось подписать в Пекине соглашение с Китаем о возобновлении дипломатических отношений и о сохранении контроля СССР над Китайской Восточной железной дорогой (КВЖД). 20.01.1925 г. были урегулированы отношения с Японией и достигнуто соглашение об установлении дипломатический отношений между Японией и СССР. К 15.05.1925 г. японские войска покинули северный Сахалин. Второй страной Латинской Америки, которая установила отношения с СССР, был Уругвай (21-22.08.1926 г.).

27.05.1927 г. были разорваны советско-британские отношения, но восстановлены 03.10.1929 г.

Из крупных государств неурегулированными оставались отношения СССР с США и Швейцарией (отношения с которой были испорчены в результате оправдания швейцарским судом советского представителя В. Воровского). После прихода к власти президента США Ф.Д. Рузвельта одним из первых его крупных внешнеполитических мероприятий стало установление дипломатических отношений с СССР. 16.11.1933 г. официальные дипломатические отношения СССР и США были установлены.

28.07.1933 г. были установлены дипломатические отношения СССР с Испанией. 09.06.1934 г. в рамках политики «коллективной безопасности» были установлены дипломатические отношения с Чехословакией, с которой вскоре был заключен советско-чехословацкий договор о взаимопомощи 1935 г. Также в 30-е гг. СССР установил дипломатические отношения с Бельгией, Люксембургом, Румынией, Венгрией, Болгарией, Албанией, Колумбией. В основном процесс дипломатического признания СССР завершился с принятием в Лигу наций 18.09.1934 г. Но и после этого со многими странами у СССР все еще не было дипломатических отношений.

Несмотря на «волну признаний», в результате Мюнхенского договора 1938 г. восстановилась относительная международная изоляция СССР.

В ходе Второй мировой войны СССР был признан большинством стран Латинской Америки, Австралией, Канадой и Новой Зеландией. 18.03.1946 г. были установлены дипломатические отношения СССР и Швейцарии. В ходе Второй мировой войны и сразу после нее международная изоляция СССР была полностью преодолена.

Франция всегда была и остается одним из важнейших европейских партнеров России. Начиная с XVIII века, обстановка в Европе и мире зачастую во многом определялась именно российско-французскими отношениями. Их многовековая история берет свое начало в середине XI века. Тогда дочь Ярослава Мудрого - Анна Киевская, выйдя замуж за Генриха I, стала королевой Франции. После его смерти она осуществляла регентство и управляла страной.

Впервые дипломатические отношения между Россией и Францией были установлены в 1717 г. Именно тогда первый русский посол во Франции вручил верительные грамоты, подписанные Петром I. Кульминация сближения России и Франции - двусторонний военно-политический союз, который был оформлен к концу XIX века. Символом дружеских связей стал мост Александра III в Париже через р. Сену, который был заложен в 1896 г. императором Николаем II и императрицей Александрой Федоровной.
Новейшая история отношений между нашими странами началась с установлением дипломатических отношений между СССР и Францией 28 октября 1924 г.

Одним из ярчайших эпизодов российско-французских дружественных связей стало боевое братство в годы Второй мировой войны. Оно проявилось в ходе совместной борьбы с фашизмом как на советско-германском фронте, так и на территории оккупированной Франции. Широко известны подвиги летчиков-добровольцев Свободной Франции из авиаполка "Нормандия-Неман" и мужество воевавших в рядах французского Движения Сопротивления советских граждан, которые бежали из гитлеровского плена. Многие из советских участников Сопротивления и военнопленных погибли и захоронены во Франции (одно из крупнейших захоронений - на кладбище г. Нуайе-Сен-Мартен в департаменте Уаза).

В 70-е годы ХХ века Россия и Франция стали предвестниками конца "холодной войны" через проводимую в их отношениях друг с другом политику разрядки, согласия и сотрудничества. Они были также инициаторами хельсинкского общеевропейского процесса, приведшего к оформлению СБСЕ (ныне ОБСЕ), способствовали утверждению в Европе общих демократических ценностей.

В 90-х годах начался новый этап в российско-французских отношениях. Кардинальные изменения на мировой арене в тот период и становление новой России предопределили развитие активного политического диалога между Москвой и Парижем. Этот диалог, как тогда, так и сейчас, основан на широком совпадении подходов наших стран к формированию нового многополюсного миропорядка, проблемам европейской безопасности, урегулированию региональных конфликтов, контролю над вооружениями.

Основополагающий документ, на основе которого выстраиваются отношения между Россией и Францией, - Договор от 7 февраля 1992 г. (вступил в силу 1 апреля 1993 г.). Он закрепил стремление обеих сторон развивать "новые отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве". С тех пор договорно-правовая база российско-французских отношений значительно расширилась и продолжает обогащаться все новыми соглашениями в различных сферах двустороннего взаимодействия.

В 2010 г. в России прошел Год Франции, во Франции - Год России. Обмен национальными годами - крупнейшее, знаковое событие для всего комплекса двусторонних российско-французских отношений. Оно призвано придать более динамичный характер связям между нашими странами абсолютно во всех областях - политики, экономики, образования, науки и культуры, творческой деятельности и инноваций, туризма, массовых коммуникаций, спорта и т.д. Патронат и политическое руководство "Перекрестных годов" осуществлялось непосредственно на самом высоком уровне - президентами России и Франции. Официальное открытие Года России во Франции состоялось в Париже в присутствии Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в марте 2010 г. Одно из крупнейших мероприятий Года - Российская национальная выставка - была торжественно открыта в Париже Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным 11 июня 2010 г.

Российско-французские политические контакты отличаются насыщенностью и атмосферой взаимного доверия. Проводимые в последние годы на регулярной основе контакты глав государств и правительств создали условия для качественного сдвига в развитии российско-французских отношений.

Двусторонний политический диалог и сотрудничество получили новый импульс в результате государственного визита во Францию Президента Российской Федерации Д.А.Медведева 1-2 марта 2010 г. и его встречи с Президентом Н.Саркози. Президент Франции встречался также с Д.А.Медведевым на экономическом форуме в Санкт-Петербурге в июне 2010 г., куда Франция была приглашена в качестве почетного гостя. Контакты между главами государств были продолжены в ходе трехсторонней российско-франко-германской встречи на высшем уровне в Довиле (во Франции) 18-19 октября 2010 г. Дальнейшему обогащению политического диалога и наращиванию сотрудничества в экономической сфере способствовал рабочий визит в Париж Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина 10-11 июня 2010 г.

С 1996 г. действует Российско-французская межправительственная комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств. В ее рамках ежегодно, поочередно в Москве и Париже, проходят встречи Председателя Правительства России и Премьер-министра Франции, которые определяют стратегию и основные направления развития отношений между двумя странами в торгово-экономической, научно-технической, социальной и других областях. В течение последних десяти лет заседания Комиссии проводятся в форме "межправительственного семинара" с участием руководителей наиболее активных в двустороннем сотрудничестве министерств и ведомств.

Активный диалог поддерживается на уровне министров иностранных дел, которые регулярно встречаются поочередно в Москве и Париже, не считая многочисленных контактов в рамках различных международных форумов. Так, в июне 2010 г. состоялся рабочий визит во Францию Министра иностранных дел России С.В.Лаврова. Между МИДами двух стран регулярно проводятся консультации по широкому спектру внешнеполитических проблем.

Поступательно развивается одно из приоритетных направлений двустороннего сотрудничества - противодействие новым угрозам и вызовам (терроризм, международная организованная преступность, наркобизнес, финансовые преступления). С 2002 г. успешно действует созданный по решению тогдашних президентов В.В.Путина и Ж.Ширака российско-французский Совет сотрудничества по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны обеих стран. В сентябре 2010 г. в Париже состоялось его девятое заседание. Продуктивно осуществляется межведомственное взаимодействие по линии правоохранительных органов России и Франции (министерств внутренних дел и юстиции, спецслужб, высших судебных инстанций).

Россия и Франция активно взаимодействуют в качестве постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также в ОБСЕ, других международных инстанциях, совместно с США являются сопредседателями Минской конференции ОБСЕ по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

Французское руководство выступает за наращивание партнерства между Россией и Евросоюзом, поддерживает линию на интеграцию России в мировую экономику, проводимые в нашей стране политические и социально-экономические преобразования. Осуществляется сотрудничество в проведении государственных, административных реформ.

Межпарламентское сотрудничество выражается в активном делегационном обмене на уровне парламентских комитетов и комиссий, в контактах между руководителями палат. Действенным инструментом его развития служит Большая российско-французская межпарламентская комиссия, созданная в 1995 г. и возглавляемая Председателями нижних палат парламентов России и Франции. Юбилейное (пятнадцатое) заседание Комиссии под председательством Первого заместителя Председателя Госдумы О.В.Морозова и руководителя Национального Собрания Франции Б.Аккуайе состоялось в Москве в июне 2010 г. Председатель Совета Федерации С.М.Миронов встречался с Председателем Сената Франции Ж.Ларше в 2010 г. дважды - на очередном заседании Ассоциации европейских сенатов в Риме в апреле, а также в октябре в Бремене в рамках мероприятий по случаю 20-летия объединения Германии.
Важную инициативную роль играют двусторонние группы дружбы в обеих палатах Федерального Собрания России, в Сенате и Национальном собрании Франции. В июне 2010 г. в Париже и Бордо с визитом побывала делегация группы дружбы Совета Федерации во главе с ее руководителем Л.Б.Нарусовой, а в сентябре 2010 г. Москву и ряд других российских городов посетила делегация группы дружбы Сената Франции во главе с ее председателем П.Желяром.

Важная составляющая экономических и культурных связей - сотрудничество на межрегиональном уровне. Между субъектами Российской Федерации и регионами Франции действуют около 20 договоренностей о сотрудничестве. Примеры активных прямых связей - сотрудничество между Парижем и Москвой, Бордо и Санкт-Петербургом, Орловской областью и регионом Шампань-Арденны, Нижегородской областью и регионом Юг-Пиренеи, Новгородской областью и Эльзасом. Эльзас и Татарстан имеют свои представительства соответственно в Москве и Париже. Под эгидой и при участии верхних палат парламентов проводятся двусторонние встречи, семинары, в ходе которых определяются наиболее эффективные направления децентрализованного сотрудничества.
Расширилось участие гражданских обществ в развитии российско-французских отношений. Активную роль на этом важном направлении играет созданная в 2004 г. по инициативе Президентов наших стран Ассоциация "Российско-французский диалог". Во Франции и России действуют общественные ассоциации дружбы и взаимопонимания между народами наших стран.
Российско-французские отношения - важный фактор европейской и мировой политики, который способствует стабильности в Европе и во всем мире. В основе отношений между Россией и Францией - общность позиций по ключевым проблемам европейского и мирового развития, приверженность многосторонности, согласованные действия в интересах укрепления международной безопасности при центральной роли ООН. Расширяется диапазон и повышается интенсивность связей в самых различных областях двустороннего сотрудничества. Сходство интересов, накопленный опыт полезного взаимодействия в международных делах, вековые традиции дружбы и взаимной симпатии народов России и Франции - все это предопределяет широкие перспективы развития российско-французского партнерства.

Русско-французские отношения имеют многовековую историю (Слайд 6) . Они уходят своими корнями в далекие времена, когда французский король Генрих I задумал жениться на "воплощении мудрости и красоты". Посланники короля, исколесившие Европу, наконец-то нашли чудо, за которым их послали, в Киеве, столице недавно крещеной Руси. Им оказалась дочь Ярослава Мудрого, княжна Анна Ярославна (Слайд 7) , известная своим благочестием и красотой. Так, двадцатисемилетняя киевская княжна становится французской королевой, выйдя замуж за Генриха I. А после его смерти, став регентшей при его сыне, будущем короле Франции Филиппе I , фактически правила Францией.

Проделав долгий путь из Киева в Париж, Анна привезла с собой драгоценные дары королю, среди которых было Остромирово Евангелие. Эту книгу ждала необычайная судьба. Именно на ней давали присягу при церемонии возведения на престол в Реймсе последующие короли Франции.

С этой книгой связана следующая легенда. В Реймсе, в соборе, где венчались французские короли, Петру I показали самую старинную из имеющихся там библий. Настоятель сказал при этом: «Правда, я не знаю, на каком языке она написана». Раскрыв библию, Петр захохотал: «Да на русском она написана!.. И привезла ее к вам во Францию ещё в начале XI века Анна, жена Генриха I, а затем и королева Франции».

С этого момента, с 1051 года , начинается история взаимной притягательности двух стран, двух народов.

Значительную роль в установлении контактов между двумя странами сыграла поездка русского царя Петра I во Францию (Слайд 8) , и шестинедельное пребывание его в Париже летом 1717 года , во время царствования Людовика XIV. Французы любят рассказывать о том, что во время визита русский государь посетил могилу знаменитого кардинала Ришелье, стоя у которой он, будто бы, сказал следующее: «О, великий человек! Я бы отдал тебе половину своих земель, чтобы ты научил меня, как управлять другой половиной!».

В том же 1717 году после указа Петра I появилось первое посольство России во Франции.

Это стало отправной точкой для установления дипломатических отношений между нашими странами. С того времени Россия и Франция неоднократно обменивались посольствами, преследующими дипломатические и экономические цели. С обеих сторон наблюдается стремление узнать как можно больше друг о друге. Во Франции накапливаются сведения о географическом положении, истории, социальном строе, государственном устройстве Московии, как тогда называли Россию в Западной Европе.

Активизация отношений со странами Западной Европы, в частности с Францией, способствовала изменению подхода к светскому воспитанию. Постепенно входит в обычай в русском обществе обучать детей иностранным языкам, танцам, манерам. Это веяние началось с царской семьи. Царевич Алексей знал несколько языков, дочерей Петра I Анну и Елизавету с 1715 года ежедневно обучали французскому языку. Князь Б. И. Куракин взял для своей дочери учителя французского языка и танцев. То же делали и другие представители знати.


Но на протяжении XVIII века развитие контактов между Россией и Францией не было ровным. Его интенсивность зависела как от международной обстановки в Европе, так и от внутриполитической ситуации в обеих странах.

Во второй трети XVIII века происходит снижение активности во взаимоотношениях между двумя странами.

С другой стороны, русское дворянство уже испытало притягательную силу французской культуры. Это проявилось в участившихся путешествиях во Францию, в ориентацию на французскую систему воспитания и образования, в усвоении манер и общего характера поведения французского дворянства, в следовании французской моде в одежде, в интересе к французской литературе и в изучении французского языка.

С начала 1760-х годов взаимные культурные связи приобретают широкий размах. Влияние французской культуры на развитие русского Просвещения в данный период огромно. Идеи Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье проникли во все социальные слои образованной России. В этот период Франция становится для России источником идей и вдохновляющего опыта. На сцене общественной жизни России появляются крупнейшие мыслители, ученые, писатели, художники, архитекторы, артисты. Возникают Академия наук, Академия художеств, создаются галереи, музеи, библиотеки, формируется национальный театр - драматический и музыкальный.

Высшей точки своего развития дружественные отношения между Россией и Францией достигли в период приезда во Францию великого князя Павла и его супруги Марии Федоровны в 1782 году . Эта поездка показала, какое влияние имели французские писатели на русское общество. Наследник русского престола и его супруга уехали из Франции, очарованные страной.

Июльские события 1789 года во Франции имели особые последствия для России. В Россию хлынул поток эмигрантов-роялистов. Их общение с русским дворянством привело к тому, что знание французского языка стало непременным требованием для представителей великосветского общества. Уже в начале XIX столетия в России существовало немало подлинных знатоков и ценителей французского языка, художественной литературы и науки. С этого времени на протяжении всего века французский язык сохранял сильные позиции в русском образованном обществе.

Начиная с середины XIX века , из всех существующих форм культурной связи между русским и французским народами наиболее устойчивыми оказались литературные связи, имеющие исторические традиции. Особая роль в их развитии принадлежит И.С. Тургеневу . Долгие годы русский писатель прожил во Франции и всей своей деятельностью способствовал популяризации у западного читателя произведений Пушкина, Достоевского, Толстого. С другой стороны, Тургенев много сделал для знакомства России с классиками французской литературы: Флобером, Золя, Мопассаном.

Падение русской монархии, события октября 1917 года , еще длившаяся Первая мировая война, вспыхнувшая гражданская война изменили ход русской истории. В эмиграции оказались миллионы наших соотечественников: и дворянство, и купечество, и интеллигенция, и даже представители рабочих и крестьян. И все-таки, культуру русского зарубежья создавали главным образом люди умственного труда. В эмиграции жили видные писатели, ученые, философы, художники, музыканты, актеры.

Русская литература того периода раскололась на "здесь" и "там". За рубежом оказались Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, И. Бунин, А. Куприн, А. Ремизов, И. Шмелев, Б. Зайцев и многие другие.

Особую роль в становлении и развитии русской зарубежной литературы играли несколько центров: Берлин, Париж, Прага, Белград, Варшава, Но признанными литературными столицами стали Берлин и Париж.

Современная история отношений России и Франции начинается с 28 октября 1924 года , со дня официального установления дипломатических отношений между СССР и Францией.

7 февраля 1992 года между Россией и Францией было подписано соглашение, которое подтвердило желание обеих стран развивать "согласованные действия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве". В течение 10 лет договор между двумя странами был дополнен более чем 70 соглашениями и протоколами, касающимися различных сфер сотрудничества между нашими странами.

В октябре-ноябре 2000 года состоялся первый официальный визит президента В.В. Путина во Францию. Соглашения, заключенные во время этого визита, подтвердили важность сотрудничества России и Франции в мировой политике.

Президент Жак Ширак совершил официальный визит в Россию в период с 1 по 3 июля 2001 года , во время которого побывал в Санкт - Петербурге, в Москве и Самаре. Беседы между Жаком Шираком и Владимиром Путиным способствовали принятию совместной Декларации о стратегической стабильности. Было подписано новое соглашение о воздушном сообщении и дополнительное соглашение о сотрудничестве в помощи предприятиям.

Глава 1.2 Хронология официальных отношений между Россией и Францией (Слайд 9)

1051 – Анна Ярославна, дочь киевского князя Ярослава Мудрого, выходит замуж за короля Франции Генриха I.

1586 – царь Федор Иванович, последний из династии Рюриковичей, отправляет француза Пьера Рагона, служившего переводчиком, с миссией к Генриху III, чтобы возвестить о своем восхождении на престол. В ответ король Франции шлет приветственное послание царю.

1717 – путешествие Петра I во Францию (апрель – июнь). Подписание в Амстердаме (15 августа) договора о союзничестве Франции, России и Пруссии.

1757 – при императрице Елизавете Петровне Россия вступает во франко-австрийский союз против Пруссии, что явилось предвестником Семилетней войны.

1782 – путешествие во Францию наследника принца Павла Петровича.

1800 – заключение союза между императором Павлом I и Бонапартом.

1808 – встреча Александра I и Наполеона I (октябрь).

1812 – война между Россией и Францией.

1814 – французская кампания. Александр I вступает в Париж во главе армии союзников (31 марта).

1857 – Встреча императора Александра II и Наполеона III в Штутгарте.

1867 – участие России во всемирной выставке в Париже.

1878

1896 – визит в Париж императора Николая II (октябрь).

1897 – пребывание президента Феликса Фора в России (август).

1900 - участие России во всемирной выставке в Париже.

1901 – пребывание Николая II во Франции (сентябрь).

1902 – визит президента Эмиля Лубе в Россию (май).

1909 – встреча императора Николая II и президента Фальера в Шербурге

1918 – высадка англо-французского экспедиционного корпуса

(25000 солдат) в Одессе, Новороссийске и Севастополе (декабрь). Корпус был эвакуирован в апреле 1919 года.

1935 – глава правительства Пьер Лаваль и посол Владимир Потемкин подписывают 2 мая советско-французский договор о взаимопомощи.

1937 - участие России во всемирной выставке в Париже.

1939 – Начало англо – франко - советских переговоров о взаимопомощи против агрессии (21марта).

1944 – 23 октября: правительство СССР признаёт временное правительство Французской республики. Визит генерала де Голля: Москва, Баку, Сталинград.

1960 – Визит Н.С. Хрущёва во Францию (май).

1961 – Национальная французская выставка в Москве (15августа – 15 сентября). Советская выставка в Париже (4 сентября – 3 октября).

1966 - Визит генерала де Голля: Москва, Новосибирск, Байконур, Ленинград, Киев, Волгоград (20 июня – 1 июля). Подписание советско-французской декларации (30 июня).

1967 – Первое собрание в Париже «Большой комиссии»: советско -

французской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, созданной 30 июня 1966 года. Принято решение о создании советско-французской торгово-промышленной палаты.

советско-французского протокола.

1972 – Визит Л.И. Брежнева в Париж (25-30 октября). Подписание документа «Принципы сотрудничества между СССР и Францией».

1984 – Визит президента Франсуа Миттерана в Москву (июнь). 60 лет установления дипломатических связей между СССР и Францией.

1992 - Визит президента России Б.Н. Ельцина в Париж (7-9 февраля). Подписание Договора между Российской Федерацией и Францией.

1993 – 100-летие русско-французского союза (октябрь).

2000 – Первый официальный визит Президента В.В. Путина во Францию (октябрь- ноябрь).

2001 - Официальный визит Президента Жака Ширака в Россию: Санкт-Петербург, Москва, Самара (1-3 июля).

2008 – Визит Николя Саркози в Москву в связи с российско-грузинским конфликтом.

2010 – Государственный визит Дмитрия Медведева во Францию. Торжественное открытие Года России во Франции и Года Франции в России.

Франция всегда была и остается одним из важнейших европейских партнеров России. Начиная с XVIII века, обстановка в Европе и мире зачастую во многом определялась именно российско-французскими отношениями. Их многовековая история берет свое начало в середине XI века. Тогда дочь Ярослава Мудрого - Анна Киевская, выйдя замуж за Генриха I, стала королевой Франции. После его смерти она осуществляла регентство и управляла страной.

Впервые дипломатические отношения между Россией и Францией были установлены в 1717 г. Именно тогда первый русский посол во Франции вручил верительные грамоты, подписанные Петром I. Кульминация сближения России и Франции - двусторонний военно-политический союз, который был оформлен к концу XIX века. Символом дружеских связей стал мост Александра III в Париже через р. Сену, который был заложен императором Николаем II и императрицей Александрой Федоровной в 1896 г.

Новейшая история отношений между странами началась с установлением дипломатических отношений между СССР и Францией 28 октября 1924 г. В этот день премьер-министр Франции Эдуард Эррио от имени Совета министров направил председателю Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) М. И. Калинину телеграмму, в которой говорилось, что французское правительство готово «установить теперь же нормальные дипломатические отношения с Правительством Союза путём взаимного обмена послами». Документы внешней политики СССР, т. 7, с. 515. Французское правительство отмечало, что «отныне невмешательство во внутренние дела станет правилом, регулирующим взаимоотношения между нашими двумя странами». В телеграмме указывалось, что Франция признаёт де-юре правительство СССР «как правительство территорий бывшей Российской империи, где его власть признана населением, и как преемника на этих территориях предшествующих российских правительств» и предлагает обменяться послами. Эррио предложил направить в Париж советскую делегацию для ведения переговоров по общим и специальным экономическим вопросам. В ответной телеграмме на имя Эррио говорилось, что ЦИК СССР «придаёт серьёзнейшее значение устранению всех недоразумений между Союзом ССР и Францией и заключению между ними общего соглашения, которое может послужить прочной основой для дружественных отношений, руководствуясь при этом постоянным стремлением СССР к действительному обеспечению всеобщего мира в интересах трудящихся масс всех стран и к дружбе со всеми народами». 14 ноября 1924 г. Президиум ЦИК СССР назначил полпредом во Франции Л. Б. Красина с оставлением его в должности народного комиссара внешней торговли. Французским послом в СССР был назначен Ж. Эрбетт.

Одним из ярчайших эпизодов советско-французских дружественных связей стало боевое братство в годы Второй мировой войны. Оно проявилось в ходе совместной борьбы с фашизмом как на советско-германском фронте, так и на территории оккупированной Франции. Широко известны подвиги летчиков-добровольцев Свободной Франции из авиаполка "Нормандия-Неман" и мужество воевавших в рядах французского Движения Сопротивления советских граждан, которые бежали из гитлеровского плена. Многие из советских участников Сопротивления и военнопленных погибли и захоронены во Франции (одно из крупнейших захоронений- на кладбище г. Нуайе-Сен-Мартен в департаменте Уаза).

В 1970-е годы ХХ века СССР и Франция стали предвестниками конца «холодной войны» через проводимую в их отношениях друг с другом политику разрядки, согласия и сотрудничества. Они были также инициаторами хельсинкского общеевропейского процесса, приведшего к оформлению СБСЕ (ныне ОБСЕ), способствовали утверждению в Европе общих демократических ценностей.

В 1980-е годы отношения между СССР и Францией были направлены на улучшение международной обстановки, хотя имелись определенны разногласия в некоторых вопросах. Франция, прежде всего, выступала за вывод советских войск из Афганистана.

В 1990-х годах начался новый этап в российско-французских отношениях. Кардинальные изменения на мировой арене в тот период и становление новой России предопределили развитие активного политического диалога между Москвой и Парижем. Этот диалог основан на широком совпадении подходов России и Франции к формированию нового многополюсного миропорядка, проблемам европейской безопасности, урегулированию региональных конфликтов, контролю над вооружениями.

Основополагающий документ, на основе которого выстраиваются отношения между Россией и Францией,- Договор от 7 февраля 1992 г. (вступил в силу 1 апреля 1993 г.). Он закрепил стремление обеих сторон развивать «новые отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве». С тех пор договорно-правовая база российско-французских отношений значительно расширилась и продолжает обогащаться все новыми соглашениями в различных сферах двустороннего взаимодействия.

Цель исследования. Исследовать взаимоотношения СССР (России) и Франции с 1981 по 1995 годы, когда пост президента Франции занимал лидер социалистической партии Франсуа Миттеран.

Задачи исследования.

1. Охарактеризовать взаимоотношения СССР (России) и Франции в политическом, экономическом и правовом отношениях в отдельные периоды:

· с момента прихода к власти во Франции Франсуа Миттерана и до начала перестройки в СССР(1981-1985 гг.)

· с начала перестройки и до распада СССР(1985-1991 гг.)

· с распада СССР и до ухода с поста президента Ф. Миттерана(1991-1995 гг.)

2. Выявить положительные и отрицательные моменты советско(российско)- французского сотрудничества

Объект исследования. Внешняя политика СССР (России) и Франции в отношении друг друга.

Предмет исследования. Политические и торгово- экономические связи между СССР (Россией) и Францией, особенности взаимоотношений.

Историография вопросов. Курсовая работа опирается на монографию и статью Киры Петровны Зуевой, кандидата исторических наук, которая изучала советско(российско)- французские отношения в разные периоды. В своей монографии «Советско-французские отношения и разрядка международной напряженности» (Москва,1987 г.) К.П. Зуева рассматривает взаимоотношения СССР и Франции с начала президентства Шарля де Голля- с 1958 года и до 1986 года- переизбрание Ф. Миттерана президентом Франции. В ней автор выделяет удачные и неудачные моменты во взаимоотношениях, разногласия по политическим вопросам между странами, торгово- экономические связи. В данной монографии автор рассматривает взаимоотношения между СССР и Францией в контексте разрядки международной напряженности, изучая пользу этого союза на международной арене.

Ещё одна статья этого автора «Эра Миттерана» и после…» опубликована в журнале «Международная жизнь» в 1996 году. В ней автор изучает советско(российско)- французские отношения с 1985 года- начала перестройки в СССР. Выделяет проблемы и разногласия между СССР(Россией) и Францией в период перестройки и распада СССР. Отмечает схожие и отличные позиции в вопросах мировой безопасности.

Некоторые моменты из жизни Ф. Миттерана выделены в учебнике В.П. Смирнова «Франция в XX веке» (2001 г.). В ней автор указывает основные вехи его политической карьеры, подъем к вершинам власти.

Торгово-экономические связи между Россией и Францией в 1990-е годы отражены в статье Э. Д. Малькова «Торгово - экономические отношения России с Францией», опубликованной в журнале «Бюллетень иностранной коммерческой информации» в №49 за 1997 год.

Источниковая база. В курсовой работе были использованы сборники с документами и материалами, посвященные встречам глав государств СССР и Франции. Первая встреча прошла 20 июня 1984 года в Москве, где встретились Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У. Черненко и президент Франции Ф.Миттеран. Не смотря на различия во взглядах на причины ухудшения мировой обстановки, на этой встрече СССР и Франция испытали общую озабоченность и сошлись в том, что нельзя допускать ее дальнейшего обострения. В октябре 1985 года новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев посетил Париж, где встретился с президентом Франции Ф.Миттераном. Перед поездкой он заявил, что готов к диалогу с Францией, возвращению к разрядке, к поиску решений накопившихся проблем в Европе и мире. Следующая встреча произошла в Москве в июле 1986 года, куда с официальным визитом прибыл Ф.Миттеран. Встреча была оценена положительно с обеих сторон.

Хронологические и территориальные рамки. Курсовая работа охватывает период в 14 лет- от прихода к власти Ф. Миттерана во Франции- 1981 год, и до его ухода с политической арены- 1995 год. Территориальные рамки охватывают Западную Европу, СССР, США, Ближний Восток.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

В введении представлена актуальность темы курсовой работы- давнейшая дружба русского и французского народа, начиная с XI века страны связывают политические и экономические отношения. По сегодняшний день российско- французское партнерство продолжается и история развития этих отношений вызывает интерес в кругу ученых. Историография представлена работами К.П. Зуевой, которая изучала советско(российско)- французские отношения в период после Второй Мировой войны и до 1990-х годов, которые принесли большую пользу в исследовании данной курсовой работы. Источниковая база курсовой работы представлена документами и материалами, содержащими информацию о визитах глав государств.

В первой главе исследуются отношения Франции и СССР на момент прихода Франсуа Миттерана к власти во Франции. Представлены основные вехи его политической карьеры. Исследуются политические и торгово- экономические связи между странами, отрицательные и положительны моменты первого периода президентства Ф. Миттерана.

Вторая глава повествует о советско- французских взаимоотношениях в период перестройки в СССР. В этот период происходило определенное потепление отношений между странами, участились визиты глав государств, результатом которых было обоюдное согласие на разрядку международной напряженности.

Третья глава раскрывает сущность взаимоотношений новой России и Франции, в ней подводятся итоги президентства Ф. Миттерана, лидера социалистической партии, посвятившего всю жизнь делу возвеличивания Франции.

В заключении подведены итоги, достигнутые в исследовании курсовой работы. Это общие положения во взаимоотношениях СССР(России) и Франции на продолжении с 1981 года по 1995 год, отрицательные и положительные моменты.

Факультет мировой экономики и мировой политики

Реферат по курсу "Внешняя политика России"

Выполнил: студент 3 курса факультета МЭиМП 369 группы Авраменко Николай

Проверил: Кривушин И.В.

Для Ширака это было время для активных действий по продвижению французской геополитической программы, суть которой заключалась в борьбе с “американской глобализацией". К тому же, Россия была важна для Франции из-за угрозы политической и экономической дестабилизации при обладании большим военным потенциалом. Другая причина необходимости постоянного диалога с Россией заключалась в процессах ядерного разоружения. Такой факт, что Франция возобновила ядерные испытания в 1995 году, говорит о неуверенности и недоверии к России и новому президенту Б. Ельцину.

“Завтра какой-нибудь экстремист правый…придет к власти в России, где сохранилась значительная ядерная мощь", - Ж. Ширак.

Такая продолжающаяся дружба с Россией порождала разногласия Франции и США и обостряла борьбу по поводу расширения НАТО на Восток. Эти проблемы зависели в первую очередь от места России во французском проекте Европы, а в особенности, стремлении Франции утвердить Европу в качестве центра силы и распространить ее от Атлантики до Урала.

Через некоторое время Борис Ельцин вошел в доверие Франции и стал в одно русло с М. Горбачевым, который противостоял экстремистским (коммунистическим и националистическим) силам . В период первой чеченской кампании Ж. Ширак ограничился своим взглядом о политическом урегулировании конфликта, хотя был озабочен ситуацией на юге России. Помимо политической поддержки, Франция продолжила финансирование России и при новом президенте. Главными задачами такого финансирования Жак Ширак видел в строительстве либеральных реформ. В основном, все кредиты шли через МВФ. Россия же потихоньку списывала царские долги французских вкладчиков. Если обратить внимание на экономические узы России и Франции, а это 3% внешнеторгового оборота России на Францию к концу 90-х годов, то можно с уверенностью сказать, что страны не были связаны друг с другом в экономической сфере, тем более, что среди инвесторов Франция была на 9-ом месте . Исключительно политическое сотрудничество делало отношения уязвимыми, ведь экономические возможности страны составляли основу могущества страны на международной арене, а экономические узы делают отношения более зависимыми и осторожными.

Конец доверительным отношениям наступил в 1999 году, когда И. Ахмадов посетил здание французского парламента. После встречи, Ведрин – министр иностранных дел Франции, выступил по радио с заявлением, что Франция намерена потребовать от Ельцина сесть за стол переговоров с лидерами Чечни . Прием, который Франция оказала Ахмадову, вызвал негодование в России. Москва попросила не вмешиваться Париж во внутренние дела России. Ж. Ширак отреагировал и подтвердил свое намерение занимать твердую позицию по этому вопросу. Это не означало потери интереса Парижа к России, но все-таки приостановило период франко-российских отношений, которые базировались на доверии и гаранте стабильности в России в лице Б. Ельцина. 9 декабря 1999г. На саммите в Хельсинки Франция подняла вопрос об экономических санкциях против России. Страны решили пересмотреть свои программы сотрудничества с Россией и уделить внимание только на те, которые касаются прав человека и служат улучшению жизни населения . Таким образом, Франция пыталась вынудить Москву вступить в переговоры с А. Масхадовым . Позиция Парижа заключалась в следующем: прекратить военные операции, затрагивавшие мирное население, допустить в Чечню любых представителей и организаций для гуманитарных целей.

В марте 2000 года избрание В.В. Путина на пост президента России заставило подумать французское политическое общество о продолжении либерального курса в России. Охлаждение отношений с Францией привело к смене географии общения – начались партнерские отношения с Шрёдером и Блэром. На протяжении 10 месяцев Путин не посещал Францию, хотя встречался с лидерами Германии, Англии, КНДР, Японии, 3 раза с лидером США. А во время встречи Большой Восьмерки в Окинаве в июле 2000 года В. Путин не побеседовал лично только с Ж. Шираком.

© Фото: РИА Новости, Сергей Гунеев

В тот период отношения были ухудшены не только из-за 2-ой Чеченской кампании, но и из-за разногласий по вопросам Косова. Такой кризис отношений показал Ж. Шираку, что его политический курс к России терпит неудачи. Франция и дальше хотела убеждать Россию в правильности западных норм в урегулировании внутренних конфликтов. Уже в конце октября 2000 г. Франция понимает, что ее курс терпит неудачу. Париж кардинально поменял свои взгляды и к саммиту Россия-ЕС 2000г. было ясно, что французская дипломатия сняла требования по поводу прекращения военных действий в Чечне, как одно из условий получения западных кредитов России. На этой же встрече, французский президент подчеркнул желание Франции и России сотрудничать в рамках создания многополярного мира. Дословно Ж. Ширак охарактеризовал российско-французские отношения так: “Франция, находящаяся в центре Европейского союза, но сохраняющая традиционное своеобразие, свои давние связи с Россией, и Россия, современная и демократическая, имеют общее видение организации многополярного мира, где каждый сохраняет свою идентичность, свои суждения и способность вести свои дела, - вот основа франко-российских отношений. "

Другими словами, наступило время, когда Россия начинает отстаивать свои права и интересы, а иногда и диктовать условия.

Это подтверждается, словами Ю. Ведрина 26 октября 2000 года: “Франция не может сделать Чечню центральной темой отношений с Россией ". Франция была готова еще больше сделать упор на отношения с Россией после событий 11 сентября 2001 года в США. Париж начал придерживаться позиции непрекословной борьбы с терроризмом, в том числе и в Чечне.

В 2002 году Ж. Ширак победил на выборах и был положен конец “сожительству" с социалистами, что позволило президенту руководствоваться голлистскими принципами во внешней политике. В 2002 году был создан франко-российский Совет сотрудничества в области безопасности. Главная цель совета – расширение и углубление двустороннего сотрудничества в рамках международной безопасности. Такой форум помог Франции и Германии найти поддержку в лице России по иранскому вопросу, когда даже страны-члены ЕС отказались поддерживать идеи Франции и Германии. Хотя Совет сотрудничества не смог противостоять военному вмешательству США, все-таки он заставил задуматься США о законности и целесообразности военного проникновения на территории других стран. Сотрудничество дополнилось еще одной важной проблемой – вопрос по ядерному потенциалу Ирана. Франция и Россия желали продолжать диалог с Ираном и были против курса США, который заключался в применении эмбарго и других методов политики “hard power".

Двустороннее политическое сотрудничество в последние годы носит достаточно интенсивный характер. Новый скачок в российско-французских отношениях случился в результате серии встреч между вновь избранными президентами Дмитрием Медведевым и Николя Саркози. Их первая встреча состоялась на саммите “Группы восьми" в г. Тояко 7 июля 2008 года. Когда Саркози стал президентом, ожидания были высоки относительно его восточной политики. После отношений тройки: Шрёдер, Путин и Ширак, Саркози, казалось, обещал более принципиальную позицию по отношению к России. Война в Грузии, сыгравшая значительную роль в политике Н. Саркози, в действительности показала это отношение. Как действующий президент ЕС, он активно вмешался в разрешение конфликта и даже договорился “о шести пунктах" решения конфликта с Медведевым, который, помимо прочего, подразумевал отвод войск и начало обсуждения вопросов безопасности Южной Осетии и Абхазии. 12 августа и 8 сентября 2008 года Саркози прибывал в Москву в рамках усиления урегулирования кризиса на Кавказе. Франция сыграла роль посредника в урегулировании конфликта.

Намерения Николя Саркози были, конечно, искренними, но разработка перемирия, которое предоставляло российским войскам право внедрить дополнительные меры обеспечения безопасности и таким образом право остаться на территории Грузии, была непрофессиональной, и даже наивной. Позже, когда Россия не полностью выполнила эти шесть принципов и нарушила международное право, к тому же, односторонне признавая независимость Южной Осетии и Абхазии, со стороны Франции не было слышно никаких протестов и возмущений. Французский журнал “Le Nouvel Observateur" обнародовал другие смущающие данные. Во время переговоров с Саркози в Москве Путин, как говорили, нелестно отзывался о М. Саакашвили, но Саркози никак не отреагировал на это вульгарное замечание, которое могло интерпретироваться, как звонок убить демократически избранного главу государства страны. Такие тесные связи Саркози и Путина продолжились встречей французского премьер-министра Франсуа Филлона и Владимира Путина в Сочи 9 сентября 2008 года. На встрече обсуждались выгодные контракты для французских компаний. В то время российские войска все еще находились на территории Грузии, к тому же Россия не выполнила “шесть принципов". Грузинское правительство посчитало такое сотрудничество как “нож в спину" Грузии. Польша, Англия, Чехия и балтийские страны активно критиковали такие отношения в военное время, зато во французских СМИ это прошло практически незамеченным. После русско-грузинской войны отношения России и Франции расцвели. Явным доказательством этого послужила продажа вертолетоносцев класса “Мистраль". Согласно словам главнокомандующего ВМФ России Владимира Высотского, корабль как Мистраль позволил бы Черноморскому флоту выполнить военную операцию за 40 минут, а не за 26 часов. Грубо говоря, это показало, чьи позиции поддерживала Франция в грузинском вопросе. Ведь такая сделка явно огорчила Грузию, а в частности ее прокомментировал министр иностранных дел Григоль Вашадзе, что он “был очень обеспокоен покупкой" . Продажа кораблей класса “Мистраль" Москве не только проигнорировала интересы Польши, Украины, Грузии и других балтийских стран, но и увеличила военное преимущество России в Черном и Балтийском морях.

Двустороннее политическое сотрудничество продолжается достаточно интенсивным даже после разрешения конфликта. Дмитрий Медведев посетил Францию для участия в международной конференции по мировой политике 9 октября 2008 года в г. Эвиан и в саммите Россия – ЕС, состоявшемся 14 ноября в Ницце. В 2009 году Дмитрий Медведев и Николя Саркози встретились в рамках “двадцатки" в Лондоне и Питтсбурге, саммита «восьмерки» в Аквиле (8–10 июля), на сессии генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке (23–24 сентября), а также “на полях" мероприятий в связи с празднованием 20-летия падения Берлинской стены (9 ноября). Такие насыщенные встречи говорят о плотном сотрудничестве стран России и Франции.

Экономические отношения к 2010 году сравнялись с показателями 2008 года. Товарооборот в 2010 году составил 18,4 млрд. евро (6,2 млрд. евро экспорт из Франции в Россию и 12,1 млрд. евро из России во Францию) . Эти цифры означают положительный сигнал в экономических отношениях между Россией и Францией после экономического кризиса. Французский экспорт в российской экономике занимает 6-е место с 4,4% доли на рынке и 2-е место среди европейских поставщиков . Большая часть французского экспорта состоит из транспортных материалов(61% воздушный транспорт), химической промышленности, парфюмерной и косметической продукции, электрооборудования, фармацевтической промышленности, товаров агропромышленного комплекса и т.д. Среди всех клиентов России Франция в 2010 занимала 11-е место, а среди европейских – 5-е. В основном это энергетические продукты (87% всего экспорта) и углеводороды.

Отношений новых президентов Франции и Росиии Ф. Олланда и В. Путина начались со встречи в Париже, на которую прибыл В. Путин. Как сообщают Риа НОВОСТИ: “Президент РФ Владимир Путин и его французский коллега Франсуа Олланд на переговорах в Париже нашли взаимопонимание ".

"У Франции и РФ есть понимание по многим вопросам, Москва и Париж способны слышать друг друга, как это было на протяжении многих лет", - заявил Путин на пресс-конференции по итогам переговоров.

Все же, как говорят многие эксперты, отношения будут носить полемический характер. “Нам было удобнее иметь дело с прагматичным Николя Саркози, нежели с таким идеологизированным правителем как Олланд. Нас он будет очень раздражать", - считает руководитель Центра французских исторических исследований Института всеобщей истории Петр Черкасов .

Скорее всего, он будет вести себя действительно не так, как Саркози. Не в том смысле, что он будет скромнее, а просто он не будет таким вызывающе активным, пытающимся вклиниться в любую щель, которая возникает, для того, чтобы проявить французские лидерские качества. Олланд совсем другой человек, он гораздо более традиционный, солидный президент. Но суть французской политики, конечно, не изменится, потому что она в принципе редко меняется.

Олланд мало известен в России, его нужно узнавать и налаживать отношения. Но на самом деле, дело заключается в другом: каким бы человеком он ни оказался, как бы он сейчас ни относился к России, сама традиция дипломатии Франции абсолютно стабильна. Начиная с де Голля и заканчивая Н. Саркози - президенты признавали, что отношения с Москвой в советскую и в постсоветскую пору - это залог стабильности в Европе. Для Франции эти отношения столь же важны, как западное направление (Соединенные Штаты и континентальная Европа). Отношения с Россией это одни из передовых отношений французской внешнего курса. Тем более, что Н. Саркози довольно сильно добавил прослойку бизнес-отношений между странами. То есть взгляд французской деловой элиты в отношении России изменился в позитивную сторону, и французские компании стали активнее работать на российском рынке. И при таком положении дел, Олланду будет сложно что-то изменит кардинально.

Заключение

Партнерство Франции и России базируется на многовековом сотрудничестве между двумя странами, расположенными в западных и восточных пределах европейского континента. Удивительно, но потрясения истории не расшатали отношения между Москвой и Парижем. Исторические события, сотканные с XVIII-ого века, позволили получить представление о специфическом отношении между двумя странами. В течение последнего десятилетия, отношения между Францией и Россией конечно базировались на наследстве вековой дружбы, но они этим не ограничивались. Они смогли возобновиться и развиться, добавляя к традиционным политическим и культурным связям новые сферы сотрудничества. И так вышло, что для России, Франция - страна, которая котируется в Европе и к которой прислушивается много стран. Для Франции, Россия - неизбежный партнер, именно в рамках безопасности европейского континента.

Отношения Франции и СССР (России) всегда являлись неотъемлемым диалогом в международных отношениях как в Европе, так и в мире в целом. Диалог строился на периодах падения и подъемов отношений, на которые часто оказывали влияние международные процессы. По сути своей, франко-русские узы никогда не носили привилегированный характер, несмотря на то, что провозглашались таковыми. Это можно объяснить тем, что центристская идея голлизма (возвращением величия Франции) – была эгоистична: Франция сближалась с теми, с кем было выгодно в тот или иной момент истории. В свою очередь, для СССР Франция также была только одним из важных партнеров – здесь приоритеты менялись от Германии к Франции и обратно.

Франция и Россия традиционно поддерживают тесные связи. Благодаря хорошим личным отношениям между президентами обеих стран, они усилились в течение последнего десятилетия. Сегодня они отличаются большим интенсивным политическим диалогом, ориентированным к будущему. Что касается международных вопросов, обе страны часто имеют одинаковый взгляд и поддерживают друг друга; часто происходит так, что французская позиция может противиться позиции других стран-членов ЕС.

Что касается экономического сотрудничества, то торговые связи между Францией и Россией заявили с недавнего времени о новой динамике и диверсификации. Несмотря на тесные экономические и политические отношения с Москвой, Париж еще не сумел установить прочную европейскую позицию по отношению к России и согласовать двусторонние и многосторонние отношения на европейский уровень. Но зато Париж пользуется своим привилегированным положением в российском руководстве. В решении международных проблем, связанных с Россией, Франция одна и первых стран, которая будет вести переговоры с Москвой.

Год Франции в Росиии (2010) породил многообразные обмены, которые питают политический, экономический и интеллектуальный диалог между обеими странами. Французская политика сотрудничества делает упор на несколько направлений, среди которых: обмены студентов, исследователей (заключение партнерских отношений между научно-исследовательскими институтами) или диалог с элитой и гражданским обществом. Этому способствуют усилению диалога между культурами. Еще одно значимое событие - двустороннее соглашение об обучении языка партнера (Россия-Франция), подписанное в 2004, что и позволило внедрить международные программы русского языка во французских учреждениях среднего образования (Ницца и Страсбург).

В общем, России и Франции довольно-таки легко вести диалог. Это можно объяснить тем, что наши руководители прекрасно понимают французское руководство и наоборот. У президентов Франции и России были и есть представления о национальном величии. Но все-таки, “такие отношения необходимо продолжать подпитывать бизнес-отношениями", - заявил Федор Лукьянов в одном из своих интервью . Уровень доверия между обеими странами и качество отношения мало способны ухудшиться в ближайшие годы, несмотря на то, что на выборах во Франции победил социалист Франсуа Олланд.

Список литературы

  • 1.“Франция в поисках новых путей" под ред. Ю.И. Рубинского, издательство “Весь Мир", 2007г.
  • 2.Ю.И. Рубинский, “Франция: Время Саркози", 2011 г.
  • 3.Журнал “Дипломатический вестник" 1997-2011, МИД России
  • 4.Островская Е.П. Экономика Франции в постиндустриальном мире. Опыт системного анализа. М.:Русская Лютеция, 2008.
  • http://www.diplomatie.gouv.fr/