Устраните нарушения норм употребления числительных. Устранение ошибок при употреблении имен числительных

Упражнение 1.

Просклоняйте.

37 учеников, 954 книги, полтора килограмма, полтораста километров, 3/4 часа, 735-я школа.

Упражнение 2.

Запишите предложения, заменяя цифры словами.

1) Поля, засеянные пшеницей, занимали площадь более 1250 га.
2) Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1326 кг.
3) К 2/5 прибавить 3/5, получится 1.
4) Кедры живут до 800-850 лет.
5) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс.
6) Через 10 лет после открытия Южной Америки, в 1502 году, Колумб добрался до побережья Центральной Америки.
7) Протяженность столичной подземной дороги достигла 173 километров, а автобусных и троллейбусных линий - 4300 километров.
8) Вместе с 1203 новыми словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше 4500 слов.
9) Разность между 87 и 54 составляет 33.
10) К 2010 г. население города составит не менее 1,5 миллионов человек.

Упражнение 3.

Исправьте ошибки, связанные с неправильным использованием сочетаний слов с количественными и порядковыми числительными.

1) К пятнадцатому апрелю двух тысяч девятому году намечено открытие дома-музея известного в нашем городе художника.
2) Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полуторасот.
3) Изумительный по красоте собор с три тысячи шестьсот восемьдесят пятью фресками, построенный в XVIв., является одной из самых ярких достопримечательностей Рима.
4) В двухтысячном десятом году потребление энергии предприятиями области возрастет в 1,3 раза.
5) Вгонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней.

Упражнение 4.

Выберите правильную форму числительного и существительного.

Для (пяти- пятерых) женщин; (три- трое) красивых (коня- коней); (шесть- шестеро) работниц завода; (четыре- четверо) (ножницы- ножниц); (два- двое) знакомых (лица- лиц); (четыре- четверо) (студентки- студенток).

Упражнение 5.

Найдите, объясните и исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных.

1) Трое спортсменок выступили очень удачно.
2) Олимпиада длилась трое дней.
3) Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.
4) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.
5) Четверо учениц получили дополнительное задание.
6) С докладом выступили трое профессоров.
7) На учения прибыло семеро генералов.

Тест по теме "Употребление числительных в речи"

1. В какой падежной форме имеется ошибка в склонении числительного триста пятьдесят?

А) Р. п. трехсот пятидесяти

Б) Т. п. триста пятьюдесятью

В) Д. п. тремстам пятидесяти

Г) П. п. о трехстах пятидесяти

2. В какой падежной форме имеется ошибка в склонении числительного семьсот шестьдесят девять?

А) Р. п. семисот шестидесяти девяти

Б) Д. п. семиста шестидесяти девяти

В) Т. п. семьюстами шестьюдесятью девятью

Г) П. п. (о) семистах шестидесяти девяти

3. В каком сочетании слов имеется ошибка?

А) семеро котят

Б) нас четверо

В) пятеро женщин

Г) трое детей

4. В каком варианте словосочетание построено правильно?

А) к полуторам годам

Б) с двумястами рублями

В) около четыреста студентов

Г) перед шестнадцатым апрелем

5. В каком сочетании слов имеется ошибка?

А) увеличить в 1,8 раза

Б) двухтысячный год

В) три пятых метров

Г) нет трехсот рублей

6. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?

А) Прибыл поезд с двумястами шестьюдесятью пятью пассажирами.

Б) Температура дошла до тридцати девяти градусов.

В) Можно обойтись и двумя тысячами рублями.

Г) На пятьсот сорока девяти растениях обнаружили красный клещик.

7. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?

А) Спутник сейчас находится в восьмисот километрах от Земли.

Б) Утерян кошелек с семьюстами тридцатью рублями.

В) Наше село в полутораста километрах от города.

Г) Эффективность процесса возросла в одну целую три десятых раза.

Школа- лицей №16 г.Шахтинска

Коварная часть речи - имя числительное.

( Ох, уж эти числительные!)

Имангалиева Айсара

Карагандинская обл. г.Шахтинск

ШЛ№16, 6А класс

Научный руководитель:

Хамитова Ольга Тураровна

Учитель русского языка и литературы,

ШЛ№16

Введение …………………………………………………………………………3

1.1.Лексико-грамматические характеристики имен числительных……………………… ................................................................. 4-5

2.1. Образование и употребление имен числительных…………………………….…….... ............................................ 6-7

2.2. Типичные ошибки одноклассников в употреблении числительных…………...……. ........................................................................ 7-8

2.3. Склонение имен числительных…………………………………………...…...……… .............. 9-10

Заключение……………………………………………………………………11

Список литературы...................................................................... …….....…..12

Аннотация

В наше время очень актуален вопрос о грамотности нашей речи. К сожалению, даже телеведущие допускают ошибки в произношении слов, особенно при склонении числительных и лексической сочетаемости числительных с другими словами в тексте.

Частые ошибки в употреблении имен числительных в речи обусловили актуальность данной работы.

Гипотеза: регулярные тренировочные занятия по употреблению числительных исправить помогают исправить их неправильное употребление в речи.

Цель нашей работы: выявить типичные ошибки в употреблении числительных и разработать рекомендации для их устранения.

Задачи исследования:

Методы исследования:

Сбор и анализ литературных данных;

Сбор статистических данных;

Анализ и обобщение информации;

В ведение

В наше время очень актуален вопрос о грамотности речи. К сожалению, даже телеведущие допускают ошибки в произношении слов, особенно при склонении числительных и лексической сочетаемости числительных с другими словами в тексте.

Вот и на уроках математики пора задуматься, грамотно ли мы говорим.
Удивительная тема: «Имя числительное»! С числами мы каждый день встречаемся на уроках математики, а на уроках русского языка мы закончили изучение этой темы в 6 классе.
Уникальная особенность числительных состоит в том, что все они могут быть перечислены (их всего около 50). А можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? Нет! Все новые и новые слова появляются в языке, пополняются словари. А вот новые числительные вряд ли уже появятся: ведь для всех, даже самых огромных чисел, уже в древности люди придумали названия.

Частые ошибки в употреблении имен числительных в речи обусловили актуальность данной работы.

Гипотеза: регулярные тренировочные занятия по употреблению числительных исправить помогают исправить их неправильное употребление в речи.

Цель нашей работы: выявить типичные ошибки в употреблении числительных и разработать рекомендации для их устранения .

Задачи исследования:

    рассмотреть особенности имени числительного как части речи;

    выявить специфику грамматических норм склонения имени числительного;

    проанализировать причины ошибок в употреблении имен числительных;

    помочь одноклассникам научиться правильно употреблять числительные в речи.

Методы исследования :

    сбор и анализ литературных данных;

    сбор статистических данных;

    анализ и обобщение информации;

1. Имя числительное как часть речи

1.1. Лексико-грамматические характеристики имен числительных

Грамматическая категория - это свойственные словам значения обобщенного характера, значения, отвлеченные от конкретных лексических значений этих слов. Грамматические категории обладают различной степенью абстрагирования. Например, грамматическая категория падежа в сравнении с грамматической категорией рода является более абстрагированной категорией.

Термин «грамматическая категория» используется и в другом, более широком значении - в значении класса слов, объединенных общими грамматическими признаками. В таком смысле мы говорим о категории существительного и т.д. Однако при этом добавляется уточняющее прилагательное лексический , т.е. речь идет о лексико-грамматических категориях слов, или частях речи.

Имя числительное - разряд слов, которые служат названиями отвлеченных чисел (два плюс три - пять ), или определенного количества однородных предметов, выраженного в целых или дробных числах (два рубля, три пятых тонны ), или порядка предметов по счету (третий этаж ).

Со стороны семантической имя числительное является названием отвлеченного числа, не осложненным какими-либо иными значениями. Например, слова три и тройка обозначают количество, однако к именам числительным относится лишь слово три, а слово тройка входит в разряд имен существительных.

Слово три - числительное, так как имеет значение отвлеченного числа, это слово однозначно, его значение исчерпывается указанием числа в определенных счетных таблицах. Слово тройка - название количества, совмещающее это значение с названиями предметов: цифры три , школьной отметки, игральной карты, трех лошадей, запряженных рядом, трех самолетов, образующих звено и т.д.

Обозначение количества в слове тройка лишено отвлеченного характера, свойственного числительным; слово тройка имеет предметное значение в качестве основного и поэтому относится к именам существительным.

Со стороны морфологической числительное характеризуется следующими свойствами:

1) почти все числительные лишены категории числа,

2) большинство числительных не имеет категории рода (род имеют числительные один, два, оба, полтора, тысяча, миллион и др.),

3) многие числительные отличаются особенностями в склонении.

Со стороны синтаксической числительные отличаются следующими особенностями:

1) сочетаются только с именами существительными; такие словосочетания синтаксически неделимы и выступают как один член предложения (два дня, две ночи, двое суток );

2) не могут определяться именем прилагательным.

Разряды имен числительных

Соответственно семантическим особенностям, грамматическим свойствам и характеру употребления различаются следующие разряды числительных:

1) количественные (один, два)

2) собирательные (трое, четверо)

3) дробные (три пятых, ноль целых две десятых)

4) неопределенно-количественные (мало, несколько)

5) порядковые (первый, второй)

Первые четыре разряда числительных обозначают абстрактное количество, последний ряд - порядок предметов по счету.

Трудности в употреблении имен числительных нередко связываются с возможностями их сочетаемости с другими словами.

Так, собирательные числительные обычно сочетаются:

1. с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: пятеро друзей, встретила пятерых однокурсников; на улице стояло семеро зевак; но допустимо и: пять друзей, пятерых однокурсников: семь зевак;

2. с существительными дети, ребята, люди, лица в значении «человек»: у главного бухгалтера пятеро детей, встретила троих ребят, в спектакле шестеро действующих лиц; но допустимо и: пять детей, трех ребят, шесть действующих лиц;

3. в значении субстантивированных числительных и в сочетании с личными местоимениями: пятеро в желтых майках, нас пятеро;

4. с неодушевленными существительными, употребляющимися только во множественном числе и названиями парных предметов: пятеро ножниц, пятеро щипцов, но в косвенных падежах используется количественное числительное: пяти ножниц, пятью щипцами.

2. Понятие грамматической нормы в употреблении имен числительных

2.1. Образование и употребление имен числительных

Т рудности представляет и образование многозначных порядковых числительных. Так, заголовок «1 100 000 000-й гражданин», бесспорно, привлечет к себе внимание, но каждый испытает затруднение при попытке прочитать его вслух или изобразить на письме словами.

В сочетании с одушевленными существительными собирательные числительные употребляются как в именительном, так и в косвенных падежах. Неопределенно-количественные слова (сколько, столько, несколько, мало, много и т.п.) сочетаются с существительными как обычные количественные числительные, а склоняются по типу собирательных числительных.

В сочетании с предлогом по неопределенно-количественные слова употребляются в двух падежных формах.

Отдельными правилами определяются правописание сложных слов, в состав которых входят числительные, а также особенности согласования сказуемого с подлежащим, в состав которого входит числительное.

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и согласуются с существительными в формах рода, числа и падежа и имеют падежные окончания прилагательных. Это происходит путем прибавления к полной основе количественного числительного окончания полного прилагательного (шесть - шестой), у сложных числительных (от 50 до 80 и от 200 до 900) изменяется и первая часть основы (например, триста - трехсотый и т.п.).

Составные числительные при образовании порядковых преобразуют только последнюю часть (двадцать пять - двадцать пятый). В числительном сороковой и тысячный выделяются словообразующие суффиксы прилагательных -ов и -н.

Порядковые числительные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, -миллиардный, пишутся слитно.

Числительные девяносто и сто сохраняют свою начальную форму.

2.2. Типичные ошибки одноклассников в употреблении числительных

Трудно слушать человека, который произносит много цифровых данных, а если прибавить к этому еще и частые ошибки в употреблении имен числительных, то восприятие такой речи становится сложным.

Ошибки такого рода объясняются нарушениями правил образования различных форм слова . В нашей школе проблема неправильного употребления и произношения числительных также имеет место. Учащимся 7-8 классов было предложено выполнить следующее задание.

Какие из данных словосочетаний употреблены правильно, а какие неправильно? Распределите примеры по столбикам (правильное употребление - неправильное употребление).

С шестьюдесятью пирожными, шестидесятью пирожными;

с двумястами рублями, с двумястами рублей;

с шестьюстами семьюдесятью двумя рублями, с шестьсот семьдесят двумя рублями;

массой в тысячу пятьсот тонн, массой в тысяча пятьсот тонн;

на двадцать два дня, на двадцать двое суток;

в полутораста километрах от цели, в полутораста километров от цели;

с полутора десятками человек, с полутора десятком человек.

Результаты нашего опроса таковы:

Допустили

1-2 ошибки

Допустили 3-5 ошибки

Допустили 5 ошибок и более

7 классы

8 классы

Итого

16%

38%

33%

13%

Из данных таблицы видно, что владеют нормами употребления числительных в речи только 16% учащихся 7-8 классов.

1. Ошибки в склонении количественных числительных

На это потрачено около четыреста – пятьсот рублей (вм. около четырехсот – пятисот)

В стах метрах (вм. в ста)

Ехали двадцать два суток (ненормативное употребление)

С шестидесятью рублями (вм. с шестьюдесятью)

2. Ошибки в склонении составных порядковых числительных

до тысячи девятьсот пятого года (вм. тысяча)

3. Ошибки в употреблении собирательных числительных (оба – обе)

По обоим сторонам дороги (вм. по обеим)

Ампутация обоих ног (вм. обеих)

4. Ошибки в употреблении собирательных числительных (двух – двоих)

Троих дочерей, двоих девушек (вм. колич. числит. две, три)

2.3. Склонение имен числительных

В составном количественном числительном изменяется каждое слово.

Пример склонения количественного числительного 3892 человека.

Имен.

Родит. – Три тысячи восьмисот девяноста двух человек.

Дат. – Трем тысячам восьмистам девяноста двум людям.

Вин. – Три тысячи восемьсот девяносто два человека.

Твор. – Тремя тысячами восьмьюстами девяноста двумя людьми.

Предл. – (о) Трех тысячах восьмистах девяноста двух людях.

При склонении дробных числительных изменяются обе части.

Имен. – Три пятых.

Родит. – Трех пятых.

Дат. – Трем пятым.

Винит. – Три пятых.

Твор. – Тремя пятыми.

Предл. – (о) Трех пятых.

При смешанном числе (целое и дробь) существительным управляет дробь, а не целое число.

При употреблении слов «с половиной», с «четвертью», «с третью», существительным управляет целое число.

«Десять и пять десятых процента» (существительное «процент» употребляется в единственном числе).

«Десять с половиной процентов» (существительное ставится во множественном числе).

Особенности в склонении имеют слова «полтора», «полторы», «полтораста», относящиеся к дробным числительным.

При склонении они имеют формы только двух падежей .

Имен.

Родит. – Полутора метров, полутора тонн.

Дат. – Полутора метрам, полутора тоннам.

Винит. – Полтора метра, полторы тонны.

Твор. – Полутора метрами, полутора тоннами.

Предл. – (о) Полутора метрах, (о) полутора тоннах.

Собирательные числительные употребляются : – с существительными мужского и общего рода, называющими лиц;

с существительными мужского рода на «а» сочетаются только собирательные числительные;

С существительными «дети», «ребята», «люди» и с существительным «лицо» (в значении «человек»);

с существительными имеющими форму только множественного числа;

с личными местоимениями;

с названиями детенышей животных;

в качестве числительных, перешедших в разряд существительных;

с существительными, называющими парные предметы;

с существительными, относящимися к официально-деловой лексике.

Собирательные числительные в косвенных падежах имеют окончания полных прилагательных множественного числа. В косвенных падежах при неодушевленных существительных собирательные числительные обычно заменяются на количественные.

В сочетании с одушевленными существительными собирательные числительные употребляются как в именительном, так и в косвенных падежах.

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и согласуются с существительными в формах рода, числа и падежа и имеют падежные окончания прилагательных.

Это происходит путем прибавления к полной основе количественного числительного окончания полного прилагательного («шесть» – «шестой»), у сложных числительных (от 50 до 80 и от 200 до 900) изменяется и первая часть основы (например, «триста» – «трехсотый» и т.п.).

Составные числительные при образовании порядковых преобразуют только последнюю часть («двадцать пять» – «двадцать пятый») .

В числительном «сороковой» и «тысячный» выделяются словообразующие суффиксы прилагательных «ов» и «н» .

Порядковые числительные, оканчивающиеся на «тысячный» , «миллионный» , «миллиардный» , пишутся слитно.

Числительные «девяносто» и «сто» сохраняют свою начальную форму.

Речевой ошибкой является любое отступление от современной языковой нормы. Под языковой нормой понимается общепринятое и формализованное (в словарях и учебниках русского языка) употребление слов, словообразований и синтаксических конструкций

Включенная в словесный текст, цифра подчиняется законам, на основе которых формируется целостность словесного текста. «Увидев цифру в тексте, мы всегда мысленно произносим ее в именительном падеже и лишь при дальнейшем продвижении по тексту понимаем, что падеж надо изменить. Приходится останавливаться, возвращаться к началу фразы – процесс восприятия замедляется и усложняется, тем более что склонение многозначных числительных – камень преткновения для многих, даже для опытных дикторов» .

Несмотря на то, что в устной речи существует явная тенденция к упрощению склонения числительных, правила письменной речи пока остаются неизменными. Практическая рекомендация в этом случае очевидна: надо так построить фразу, чтобы числовое значение входило в нее в именительном падеже.

Заключение

В проведенном нами исследование рассмотрены особенности имени числительного как части речи, выявлена специфика грамматических норм склонения имени числительного, проанализированы причины ошибок в употреблении имен числительных.

В ходе анкетирования учащихся 7-8 классов выявлено, что 84% опрошенных не владеют нормами употребления числительных в речи, что недопустимо для специалиста с высшим образованием, да и для любого современного человека.

Итог нашей работы - буклет, в котором даны рекомендации по употреблению числительных, представлены таблицы с разными типами склонения этой части речи, собран занимательный языковой материал (лингвистические миниатюры, грамматические сказки, стихи о числительном, задачи, шарады, загадки, игры-упражнения для развития интереса) для тренировочных занятий с одноклассниками.

Список литературы

    Валгина Н.С., Современный русский язык, М., 2002 г.

    Введенская Л.А. и др., Русский язык и культура речи, Ростов н/ Д, 2003 г.

    Верещагин Е.М., Костомаров В.Г., Язык и культура, М.,1990г.

    Виноградов В.В., Современный русский язык, М., 1990 г.

    Головин Б.Н., Основы культуры речи, М., 1988 г

    Голуб И.Б., Стилистика русского языка, М.. 2001г.

    Граудина Л.К., Ицкович В.И., Катлинская Л.П., Грамматическая правильность русской речи, М., 2001 г.

    Граудина Л.К., Ширяев Е.Н., Культура русской речи, М., 2001 г.

    Земская Е.А. Словообразование как деятельность. - М., 1992.

    Кожина М.Н., Стилистика русского языка, М., 1977 г.

    Кочергина В.А., Современные задачи исследования частей речи, М., 1989г.

    Лекант П.А., Современный русский язык, М., 1998 г.

    Медведева С.Ю., Специфика языка печати как средства массовой коммуникации, М., 1986 г.

    Новикова В.И., Употребление числительных в современной речевой практике, М., 2001г.

Задание 25. Речь. Языковые средства выразительности. ТРОПЫ 1. Метафора– употребление слова в переносном значении. Нос корабля, ножка стола, град пуль, закат пылает, льется речь. Метафора развёрнутая строится на нескольких ассоциациях по сходству и включает несколько слов (два, три, четыре). 2. Метонuмия – употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. А) связь между предметом и материалом, из которого сделан предмет.Не то на серебре – на золоте едал . Б) связь между содержимым и содержащим.Я три тарелки съел! В) связь между действием и орудием действия.Перо его местию дышит. Г) связь между автором и его произведением. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал . Д) связь между местом и людьми, находящимися в этом месте. Учитель вошёл в класс, и класс замер. 3. Олицетворение – изображение неодушевленного предмета как одушевленного. О чём ты воешь, ветр ночной. 4.Синeкдоха – частный случай метонимии : Начальство недовольно (вместо начальник);Все флаги в гости будут к нам (в значении корабли) 5.Сравнение – оборот речи, который заключается в том, один предмет уподобляется другому на основании каких-то общих признаков. Сравнение можно показать по-разному: а) творительным падежом: И сияет роса на траве серебром . Б) сравнительной степенью прилагательного или наречия: Подним струя светлей лазури… в) сравнительным оборотом с союзами:Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка. Г) с помощью слов подобный, похожий:Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. 6. Эпитет – необычное красочное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Эпитетом может быть не только прилагательное, но и существительное-приложение (весёлый ветер, чёрнаятоска, седая старина, мороз-воевода ). 7.Гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении (море по колено, слезы текут ручьем ). 8. Литόта – образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. 9.Перифраза (перифраз) – описательный оборот речи, применяемый для замены слова (лев – царь зверей ). 10.Аллегόрия – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ (хитрость – лиса, коварство – змея, жадность – волк). 11. Ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме. Откуда, умная, бредешь ты, голова? 12. Пафос – способ выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением. 13. Сарка́зм - один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии. ФИГУРЫ РЕЧИ (ПРИЁМЫ) 1. Анaфора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы. 2.Антитеза– противоречие, противопоставление. Ты богат, я очень беден. 3.Градация – расположение слов в предложении в порядке возрастающего или убывающего значения. Прошептал, проговорил, прокричал. 4. Инверсия– расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, чтобы усилить выразительность речи Рассказ он написал замечательный. 5. Синтаксический параллелизм– одинаковое синтаксическое построение находящихся рядом предложений или отрезков речи. Твой ум глубок, что море.Твой дух высок, что горы. 6.Эпuфора – стилистическая фигура, противоположная анафоре и заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно я титулярный советник? 7. Риторический вопрос– стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится для привлечения внимания читателя или слушателя к предмету речи. На кого не действует новизна? 8. Риторическое восклицание – стилистическая фигура, которая представляет собой восклицательное предложение, содержащее особую эмоциональность, приподнятость, сильные чувства. И каких только чудес на свете не бывает! 9. Риторическое обращение – стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо не столько для называния адресата, сколько для того, чтобы выразить отношение к предмету речи, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Мечты! Мечты! Где ваша сладость? 10.Парцелляция – такое членение предложений, при котором содержание высказывания содержится не в одном, а в двух или нескольких предложениях. Он равнодушно вошёл в аудиторию. Постоял. Подумал. Сел. (Ср. Онравнодушно вошёл в аудиторию, постоял, подумал и сел.) 11.Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, например: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание, сладкая скорбь, седая юность, ненавидящая любовь , сияет ночь, бедный богач. 12. Аллитерaция– намеренное повторение одинаковых согласных звуков с целью создания определенного образа. Грохочет эхо по горам,Как гром, гремящий по громам. (Г.Державин. Водопад.)Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пушкин). 13. Ассонaнс– повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков для усиления выразительности поэтической речи. Забил заряд я в пушку туго и думал: Угощу я друга! 14. Лексический повтор– намеренное повторение в тексте какого-либо слова, на которое следует обратить особое внимание. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Восклицательные предложения, вопросительные предложения, однородные члены предложения, вводные конструкции, неполные предложения, цитирование, вопросно-ответная форма, диалог, риторические вопросы, риторические восклицания, риторические обращения, односоставные предложения. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 1. Авторские новообразования– слова, придуманные автором с целью создания яркого, необычного, запоминающегося образа. Летят вдали красивые осенебри, но если упадут, их человолки загрызут… (Вознесенский). 2. Антонимы – слова, имеющие противоположные значения. Используются в публицистике как средство выразительности для создания контраста. Добро – зло. 3. Контекстуальные антонимы. Слова, которые вступают в антонимические отношения только в условиях определённого контекста. За пределами контекста антонимами они не являются. Речи словно мёд, а дела как полынь. 4. Архаизмы– устарелые для определённой эпохи слова или выражения, вышедшие из употребления. Живот – жизнь, лицедей – актер, зерцало –зеркало, позор - зрелище. 5. Диалектизмы – слова, находящиеся за пределами литературного языка и употребляющиеся только в определённой местности. Кочет – петух,качка – утка, гутарить – говорить, гарбуз – тыква. 6. Индивидуально-авторское образование – слово, которого нет в толковом словаре, оно существует только в авторском контексте, однако о значении его можно догадаться, так как оно образовано с помощью известных морфем, т.е. суффиксов, приставок, корней. 7. Историзмы – устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех предметов, которые они называли. Боярин, опричник,камзол, городовой, коллективизация. 8. Книжная лексика. Слова, употребляющиеся в научной литературе, публицистике, официально-деловых документах. Воззрение, фактор, гипотеза, прерогатива, констатировать, утратить. 9. Многозначное слово – слово, имеющее два или несколько значений, связанных между собой. Серп луны – жнут серпами. Кисть руки – кисть винограда, малярная кисть. 10. Неологизм– слово или оборот речи, созданный для обозначения нового предмета или для выражения нового понятия. Компьютеризация, пиар, визажист, тинейджер, ноутбук. 11. Омонимы – слова, относящиеся к одной и той же части речи и одинаково звучащие, но различные по значению. Ключ – для замка, ключ – родник; искупать вину, искупать в ванне. 12. Оценочная лексика: Экспрессивная лексика. Слова, выражающие положительную или отрицательную оценку обозначаемого явления. Экспрессивная лексика можетвыражать ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность, возмущение… Краешек, глупышка, рифмоплёт, балбес, трепач. Эмоциональная лексика. Слова, выражающие душевные переживания, настроения, чувства. Мерзавец, миленький, духотища, браво. Фамильярная лексика. Лексика, свойственная разговорной речи иимеющая слишком непринуждённый, бесцеремонный характер. Врать, трепаться, старушенция, 13. Просторечная лексика – грубые слова, употребляющиеся преимущественно в повседневной разговорной речи и характеризующиеся оттенками вульгарности, презрения, насмешки, неодобрения и т.д. Дылда, жрать,дрыхнуть, башка, втемяшиться, вылуплять зенки 14. Профессионализм – слово или выражение, свойственное речи той или иной профессиональной группы. Склянка – «полчаса» - из речи моряков, выдать на гора – «поднять из шахты на поверхность» - из речи шахтёров. 15. Разговорная лексика – слова, характеризующиеся непринуждённостью, простотой, фамильярностью и употребляющиеся преимущественно в устной речи. Зазнайка, раздевалка, уплетать, болтать, зачётка, неотложка. 16. Синонимы – слова, близкие или одинаковые по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся оттенками значения или стилистической окраской, иногда и тем и другим. Горячий, жаркий, жгучий, знойный, обжигающий, палящий.Растратить, расточить книжн., растранжирить прост. 17. Термин – слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. Префикс, позитрон,дуэт, аккумулятор. 18.Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание. Бить баклуши, держать камень за пазухой, щекотливый вопрос, поставить на карту, одержать победу, потерпеть поражение, изо дня в день, ни свет ни заря и т.п. 19. Лексический повтор– намеренное повторение в тексте какого-либо слова, на которое следует обратить особое внимание.

Пяснение:

1. Собирательные числительные используются ограниченно, а именно:

С существительными мужского и общего рода , называющими лиц мужского пола : двое друзей, трое сирот . Следует отметить, что в некоторых случаях собирательные числительные вносят сниженный стилистический оттенок (двое генерало в ; следует сказать: два генерала );

С существительными, имеющими формы только множественного числа : двое ножниц , четверо суток (при дальнейшем счёте предпочитаются формы с количественными числительными: пять суток );

С существительными дети, ребята, люди , а также с существительным лицо в значении «человек »: двое детей, трое незнакомых лиц ;

С личными местоимениями мы, вы, они : нас двое ;

С субстантивированными (имеющими значение существительных) числительными и прилагательными, обозначающими лица: вошли двое, трое больных .

2. Собирательные числительные не употребляются с существительными, обозначающими лиц женского пола : трое работниц (правильно : три работницы ), а также с существительными, обозначающими названия животных : двое медведей (правильно : два медведя ).

3 . Употребляя собирательные числительные оба, обе , следует учитывать, что

С существительными мужского пола сочетается числительное оба : обоим студентам выдали книги ;

С существительными женского пола сочетается числительное обе : обеим подругам приходилось рано вставать ;

С существительными женского и мужского пола - числительное оба : брат и сестра вошли в аудиторию. Оба опоздали .

4. Эти числительные не употребляются с существительными, не имеющими формы единственного числа , так как у них отсутствует категория рода. Нельзя сказать: у обоих ворот (нет формы именительного падежа: оба - обе ворота ), нужно: у тех и у других ворот .

5 . Иногда с помощью составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (двадцать три, тридцать четыре и т.п. ) необходимо указать количество предметов, обозначаемых существительными, не имеющими форму единственного числа (ножницы, сутки, сани и др. ). В таких случаях следует пользоваться синонимическими выражениями с заменой существительного или вставкой другого слова (сутки - день , двадцать четыре дня ) или с заменой падежа (в течение двадцати двух суток ).

6. В составных количественных числительных склоняются все образующие их слова.

В сложных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части слова.

Падеж 50-80 200-400 500-900
И.п пятьдесят двести пятьсот
Р.п пятидесяти двухсот пятисот
Д.п пятидесяти двумстам пятистам
В.п пятьдесят двести пятьсот
Т.п пятьюдесятью двумястами пятьюстами
П.п о пятидесяти о двухстах о пятистах

Склонение числительных 40, 90, 100.

Падеж
И.п сорок девяносто сто
Р.п сорока девяноста ста
Д.п сорока девяноста ста
В.п сорок девяносто сто
Т.п сорока девяноста ста
П.п о сорока о девяноста о ста

Склонение составных количественных числительных (на примере 5764).

7. Слово тысяча склоняется как существительное женского рода на –А-.

8. Слова миллион и миллиард склоняются как существительные мужского рода с основой на согласный.

9. При смешанном числе существительным управляет дробная часть, а не целое число. Существительное при этом употребляется в родительном падеже единственного числа: 7 и 2/3 кг. (семь и две третьих килограмма , НО: семь килограммов ).

10 . Во всех падежах, кроме именительного и винительного, существительное при числительном полтора (полторы ) ставится во множественном числе (полтора ведра; НО: более полутора вёдер ).

11 . Числительные полтора и полтораста имеют только две формы: для именительного и винительного падежей (полтора, полтораста ) и для всех остальных (полутора, полутораста ).

7.10 НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

ВВЕДЕНИЕ

Слова, предназначенные для обозначения чисел, называются числительными. Имя числительное может называть отвлечённое число, количество и порядок предметов при счёте. Поэтому по значению числительные делятся на количественные и порядковые. Среди количественных выделяются числительные, называющие целые и дробные числа, а также собирательные числительные. По составу имена числительные бывают простые, сложные и составные.

При употреблении числительных основные трудности связаны со склонением сложных и составных количественных числительных. Знание этих правил проверяется в задании типа 6. В задании же 7 будут задания, связанные с умением сочетать определённые числительные с именами существительными.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРАВИЛ И ОШИБОК

7.10.1 Ошибки при употреблении собирательных числительных

Собирательные числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро сочетаются только

1) с существительными мужского рода и общего рода, называющих лиц МУЖСКОГО пола : четверо школьников, двое преподавателей, трое друзей, двое сирот ;

2) с названиями детёнышей животных : пятеро котят, двое щенят, трое медвежат ;

3) с существительными дети, ребята, люди, лица

4) с существительными, имеющими форму только множественного числа или обозначающими парные предметы : трое ножниц, двое носков, пятеро суток, двое брюк ;

5) с личными местоимениями : Нас, их, вас было семеро.

6) c субстантивированными словами, то есть теми, что могут употребляться как имена существительные: пришедшие, опоздавшие, больные и многими другими. Например, трое опоздавших зашли в аудиторию, четверо больных ожидали в приёмной

.

Если тип слова, с которым употреблено числительное, не указан в правиле, с ним строить словосочетание нельзя.

1. Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.

2. Трое экземпляров было передано в музей.

3. Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.

1. Из школы вышли семь девочек (женский род, нельзя собирательное) и пятеро мальчиков.

2. Три экземпляра (не лицо мужского пола, нельзя) были переданы в музей.

3. Два дня (не лицо мужского пола) и две ночи (женский род ) мы готовились к экзамену.

7.10.2 Ошибки при употреблении числительного ОБА/ОБЕ

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. По обоим сторонам дороги росли липы.

2. Обое ребят были чем-то озабочены.

Приведём исправленный вариант.

1. По обеим сторонам дороги росли липы. (женский род!)

2. Оба были чем-то озабочены (нет у слова ОБА множ. числа)

7.10.3 Ошибки при употреблении простых числительных, оканчивающихся на два, три, четыре

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. Состоялось двадцать две/два/двое переговоров.

2. Он провёл в больнице двадцать три/трое сутки.

3. Во дворе установили три качели.

4. Двадцать четыре саней участвовали в экспедиции

Приведём исправленный вариант.

1. Приняли участие в двадцати двух переговорах (не получится сделать «двадцать двое» переговоров, нет такого собирательного числительного.)

2. Он находился в больнице на протяжении двадцать трёх суток. (только с заменой на в течение/на протяжении)

3. Во дворе установили трое качелей (слово «качели» не имеет форму ед. числа, поэтому используем собират. числит.)

4. Экипажи двадцати четырёх саней участвовали в экспедиции (меняем падеж, по другому нельзя)

Сочетания типа «33 ножниц», «22 плоскогубцы», «24 сутки» невозможно ни прочитать правильно, ни записать.

7.10.4 Ошибки в управлении при обозначении даты

В сочетаниях порядковых числительных с именами существительными, которые обозначают даты,

числительное управляет существительным, а значит, при склонении числительного имя существительное должно оставаться в одной и той же форме.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

Выделим неверные окончания.

1. Поздравить с Восьмым мартом

2. Подготовить презентацию к первому апрелю

3. Вспоминать о Девятом мае

Приведём исправленный вариант.

1. Поздравить с Восьмым мартА

2. Подготовить презентацию к первому апрелЯ

3. Вспоминать о Девятом маЯ

7.10.5 Ошибки при использовании дробных числительных полтора (полторы) и полтораста

Полтораста - это 150, полтора - один с половиной.

Эти дробные числительные легко сочетаются с именами существительными в именительном и винительном падеже, например полтора метра, полтора яблока, полторы недели, полтораста рублей. При изменении по падежам возникают сложности. На что нужно обращать внимание?

1. На форму числительного.

2. На форму имени существительного.

Обратите внимание: эти случаи часто используются и в задании 6.

Эти числительные имеют всего две формы при изменении по падежам.
В именительном и винительном падежах используем слово ПОЛТОРА для мужского и ср. рода: полтора дня, полтора стакана ; ПОЛТОРЫ для женского: полторы недели, полторы секунды ; имя существительное ставится в единственном числе.

Во всех остальных падежах - ПОЛУТОРА, имя существительное ставится во множественном числе: не более полутора литров, в течение полутора минут, в полутора километрах

Слово ПОЛТОРАСТА во всех падежах, кроме именительного и винительного, имеет форму ПОЛУТОРАСТА независимо от рода; существительное ставится всегда во множественном числе.

Например: около полутораста человек, в полутораста километрах от областного центра

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. Потратили на покупку не более полто ры тысяч рублей.

3. В митинге приняли участие около полтор аста жителей.

4. Мы находились в полуторастах километров .

Приведём исправленный вариант

1. Потратили на покупку не более полУтора (род. падеж) тысяч (мн. число) рублей.

3. В митинге приняли участие около полУтораста (род. падеж) жителей (мн. число) .

4. Мы находились в полуторастА (род. падеж) километрАХ (мн. число) .