В 17 веке были открыты. Открытие Николая Коперника. Магнитное поле Земли

Великий переворот в естествознании. Бурное развитие науки в XVI-XVII веках обеспечило дальнейший прогресс в естествознании. В этот период жили великие ученые Николай Коперник (1473 - 1543), Джордано Бруно (1548 - 1600), Галилео Галилей (1564- 1642), внесшие огромный вклад в развитие физики и астрономии.

Для своего времени Коперник получил всесторонее образование. Он учился сначала в Краковском (Польша), затем в Итальянском университетах. Он изучал изобразительное искусство, математику, философию, юриспруденцию, медицину и другие науки. Коперник тридцать лет наблюдал за небесными телами при помощи простых, специальных приспособлений. Опираясь на свои наблюдения, он отказался от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Он доказал, что Земля обращается вокруг Солнца и вращается вокруг своей оси. Это было поистине революционным открытием в науке того времени. Это заключение противоречило церковным догмам. Свое учение он изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер», изданном в 1543 году. Выводы ученого возмутили церковь. Когда сочинение было издано, он лежал на смертном одре. Лишь смерть спасла его от инквизиции. Впоследствии церковь официально запретила учение Коперника.

Джордано Бруно.

17 февраля 1600 года в Риме по обвинению в ереси инквизицией был сожжен на костре итальянский философ, астроном и поэт Джордано Бруно. По мировоззрению Дж. Бруно был сторонником пантеизма. С молодых лет, наряду с основами христианской религии, он изучал труды Коперника. Он сформировался как личность, имеющая свое собственное мнение относительно многих предметов, поэтому критически оценивал всякое учение своего времени. Его взгляды подвергали сомнению христианские церковные догмы.

Свои взгляды Дж. Бруно назвал «Философией вопля». Он выдвигал идею о бесконечности мира. Он писал: «Мир бесконечен, неизмерим, у него нет конца. Мир не имеет центра. Ни Земля, ни Солнце не являются центром мироздания. Вселенная - бесчисленное количество звезд, и каждая звезда - далекое солнце. Вокруг каждого из них обращаются свои звезды. Мир вечен. И он не исчезнет». Инквизиция приговорила его к сожжению на костре.

Впоследствии, после признания учения Дж. Бруно, на месте его казни был воздвигнут ему памятник. На постаменте было написано: «Он требовал для всех народов свободомыслия, и казнен за это требование».

Галилео Галилей.

Великий итальянский астроном. Он построил первый телескоп - прибор для наблюдения за небесными телами. Среди европейских ученых он был первым, кто наблюдал небо в телескоп. Его исследовательские работы подтвердили учение Коперника. Галилей также отметил, что на Луне существуют такие же горы как на Земле, и что на Солнце есть пятна. Свои взгляды Галилей изложил в своей книге о звездах. Церковь включила эту книгу в перечень запрещенных трудов. Инквизиция осудила его открытия. Старого, больного Галилея допрашивали в течение пяти месяцев. Допросы и угрозы измучили его. В конце концов инквизиция вынудила его отречься от своего учения.

«Право на жизнь, свободу и имущество».

В этот период широкое развитие получила и философия. Особые успехи были достигнуты в Англии. На развитие философской мысли последующих веков большое влияние оказали идеи Джона Локка, творившего в XVII веке. Основная его заслуга состоит в разработке (учения) о праве человека на жизнь, свободу и владение имуществом. Локк также создал учение о разделении государственной власти - отделении исполнительной власти от законодательной. В процессе изучения Конституции Республики Узбекистан вы узнаете, в чем состоит суть такого разделения.

Новые изобретения.

XVI - XVII века были также периодом важных изобретений. Люди нуждались в новых источниках энергии. Начиная с XVI века, люди научились использовать ветер и воду как новые источники энергии. Большое значение имело изобретение токарного станка. Заметную часть этих изобретений составляли изобретения в отраслях горнодобывающей промышленности, так как глубина шахт в тот период составляла от 200 до 800 метров. Актуальной проблемой являлась выкачка воды из шахт. Так, был изобретен высасывающий воду из шахты насос - помпа. Это изобретение заменило труд 600 человек, откачивающих до этого воду вручную.

В XVII веке путем взрыва начали добывать руду. В регионах, где были развиты горнодобывающая и металлургическая промышленности, сокращались площади лесных массивов. Эта проблема привела к использованию каменного угля. Англия превратилась в угледобывающий центр.

Пантеизм - философское воззрение, отождествляющее Бога с природой.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Вопросы

1. Как по-вашему, в чём ошибался Коперник?

Коперник считал орбиты вращения планет вокруг Солнца круговыми, в то время как на самом деле они имеют форму эллипсов.

2. В чём состояли общие черты и различия между эмпиризмом и рационализмом?

Рационализм учил делать выводы основываясь, прежде всего, на логике (рациональном мышлении). В противовес ему эмпиризм ставил во главу угла наблюдение за природой: обретение эмпирического опыта. Но при этом согласно учителям эмпиризма этот опыт потом следовало осмыслить с помощью рационалистического мышления. Таким образом, общим для обоих направлений была вера в силы разума человека.

3. Почему математика играла для ученых и мыслителей XVII в. особенно важную роль?

Потому что математика стала основой всей естественных наук (и является ею до сих пор). Все теоретические расчёты и доказательства верности той или иной теории были по сути математическими.

4. Какие препятствия вставали в XVI в. на пути развития медицины?

Препятствия:

Взгляды католической церкви о сотворении человека, из-за чего запрет налагался на многие открытия;

Налагаемые церковью запреты на вскрытия тел, что мешало изучать анатомию на практике;

Из-за действий инквизиции оставались неизвестными многие открытия (что видно на примере Сервета);

Врачам приходилось бороться со многими суевериями как властей, так и пациентов.

5. Чем картина мира, сложившаяся в XVI-XVII вв., отличалась от средневековой?

В Средние века картина мира была основана на теологии и части античной науки, вошедшей в состав теологии. Кроме того, она не была единой для всех европейцев. Большинство из них представляли Землю плоской с центром в Иерусалиме с расходящимися от него тремя континентами: Европой, Африкой и Азией (это хорошо видно по средневековым картам в виде трёхлистного клевера). Немногие учёнейшие мужи знали, что Земля – это шар, ничем не поддерживаемый в пространстве. Но они считали этот шар центром мироздания.

Картина мира XVI-XVII веков базируется на математических расчётах. Кроме того, она стала единой для всех образованных людей Европы (лишь совсем необразованные, беднейшие слои общества имели иную картину мира). Эта картина основана на гелиоцентрической системе мира и учении о бесконечности Вселенной.

Задания

1. Составьте таблицу «Научные открытия и изобретения XVII в.», указав в ней фамилии учёных, страны, где они проживали, сами открытия и, по возможности, их значение. При желании можете использовать для этой работы дополнительную литературу.

2. Дайте определения геоцентрической и гелиоцентрической систем. Пользуясь словарями (иностранных слов, мифологическим), выясните, почему они так называются.

Геоцентрическая система мира. Название происходит от слов «центр» и греческого «ге» (Гея) – земля. Предполагает, что Земля в форме шара находиться в центре мироздания, а вокруг неё по орбитам вращаются Луна, Солнце, звёзды и планеты. Некоторые из них вращаются вокруг друг друга, а вокруг них – другие, но в целом всё равно они вращаются вокруг Земли.

Гелиоцентрическая система мира. Название происходит от слов «центр» и греческого «гелиос» - солнце. Предполагает, что Земля вращается вокруг Солнца, другие планеты делают то же самое.

3. На основании текста параграфа и дополнительных материалов составьте рассказ об одном из знаменитых ученых XVII в.

Джордано Бруно родился в семье солдата Джованни Бруно, в местечке Нола близ Неаполя в 1548 году под именем Филиппо Бруно. Получил образование в Неаполе, с 15 лет – в доминиканском монастыре.

В 1572 году 24-летний Джордано становится католическим священником. В 1580-е годы продолжил своё образование в Тулузе (Франция). Здесь же он одновременно сам читает курс лекций (обычная для того времени практика). В 1583 году Бруно отправился в Лондон, где оставался в продолжение двух лет, потом жил и работал во Франции и различных городах Священной Римской империи германской нации, включая Прагу.

Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника и философию Николая Кузанского, Бруно высказывал ряд догадок: об отсутствии материальных небесных сфер, о безграничности Вселенной, о том, что звёзды - это далёкие солнца, вокруг которых вращаются планеты, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы.

В 1591 году Бруно принял приглашение от молодого венецианского аристократа Джованни Мочениго по обучению искусству памяти и переехал в Венецию. Видимо, он не считал свои взгляды крамольными, так как согласился на переезд обратно в Италию, хотя мог остаться в протестантских землях империи. Вскоре отношения Бруно и Мочениго испортились. 23 мая 1592 года Мочениго направил венецианскому инквизитору свой первый донос на Бруно. 25 мая и 26 мая 1592 года Мочениго направил на Бруно новые доносы, после чего философ был арестован и заключён в тюрьму. 27 февраля 1593 года Бруно был перевезён в Папскую область. В римских тюрьмах он провёл оставшиеся годы жизни, не соглашаясь признать свои натурфилософские и метафизические убеждения ошибкой. 20 января 1600 года папа Климент VIII одобрил решение конгрегации и постановил передать брата Джордано в руки светской власти. По решению светского суда 17 февраля 1600 года Бруно предали сожжению.

17 век или 1600-е гг. включают период времени с 1601 по 1700 гг. В течение 17 столетия произошли значительные изменения в философии и науке. До начала 17 века наука и ученые по-настоящему не признавались. На самом деле первые гении 17 века, такие как Исаак Ньютон, назывались естествоиспытателями, поскольку практически в течение всего 17 столетия для таких деятелей не существовало четкого определения.

Появление новых изобретенных машин стало частью повседневной и экономической жизни народа 17 столетия. В 17 веке из средневековой алхимии развилась наука химия, а астрология стала предшественником новой в то время науки - астрономии.

К концу 17 века произошла научная революция, и наука сосредоточила в себе математический, эмпирический и механический объем знаний. Галилео Галилей, Рене Декарт, Блез Паскаль, Исаак Ньютон и другие стали известными учеными.

Список изобретений и открытий сделанных в 17 веке

1608 - Ханс Липперши изобретает первый рефрактор.

1620 - Изобретена самая первая подводная лодка Корнелисом Дреббелемом.

1624 - Уильям Отред изобретает логарифмическую линейку.

1625 - Француз Жан-Батист Дени изобретает способ переливания крови.

1629 - Джованни Бранка изобретает паровую турбину.

1636 - В. Гаскойн изобретает микрометр.

1642 - Француз Блез Паскаль изобретает арифмометр.

1650 - Отто фон Герике изобретает воздушный насос.

1656 - Христиан Гюйгенс изобретает маятниковые часы.

1660 - Изобретаются часы с кукушкой в Фуртвангене, Германии, в регионе Шварцвальд.

1663 - Джеймс Грегори изобретает первый телескоп-рефлектор.

Научные открытия и изобретения

■Новый образ мыслей, стремление к изменению условий жизни, заставляли людей подвергать сомнению устоявшиеся истины. В развитии техники появились новшества. Водяное колесо нам знакомо с пятого класса, но использовалось в основном нижнебойное колесо, а теперь все чаще стали использовать верхнебойное колесо.

■Железо нужно было всегда. Еще в древнем мире человек научился плавить металл. В средние века произошли большие изменения в металлургии.

■С развитием торговли купцы стали чаще колесить по городам и государствам. По делам церкви ездили по свету епископы и аббаты. Они собирали новую информацию о мире, расширяли свое представление о нем. Самым удобным транспортом был корабль, так как на дорогах часто встречались толпы разбойников. Для того, чтобы обезопасить свое плавание, надо было оснастить корабли приборами, которые помогут не потеряться в огромном океане.

Усовершенствование водяного двигателя В 14 - 15 веках в горном деле и ремесле стали активно применять водяные мельницы. Водяное колесо издавна было основой мельниц, которые строили на реках и озёрах для помола зерна. Но позднее изобрели более мощное колесо, которое приводилось в движение силой падающей на него воды.

Новое в металлургии обработке металлов. Появление огнестрельного оружия. Раньше металл плавили в маленьких горнах, нагретый в них воздух ручными мехами. С 14 века начали строить д дд домны - плавильные печи до 3-4 метров в высоту. Из чугуна отливали различные изделия, а путём его переплавки получали железо и сталь. Много чугуна и железа нужно было для производства огнестрельного оружия. тяжёлых пушек для осады крепостей и лёгких орудий для полевых сражений. Распространение пушек стало началом переворота в военном деле. Рыцарские доспехи перестали быть надёжной защитой, стены замков теряли неприступность.

Развитие мореплавания и кораблестроения. Долгое время редкие европейцы решались пускаться в далёкие плавания в открытое море. Выходить в открытое море стало безопаснее после того, как у моряков появился компас. Были изобретены а аа астролябии - приборы для определения места, где находится корабль. В 15 веке появился быстрый лёгкий парусник - к кк каравелла, подвижный и вместительный.

Изобретение книгопечатания. В середине 15 века немец Иоганн Гутенберг изобрёл книгопечатание. После долгих и упорных трудов и поисков он стал отливать из металла отдельные л лл литеры. В 1456 году Гутенберг выпустил первую печатную книгу - Библию. Изобретение книгопечатания - одно из величайших открытий в истории человечества. Благодаря печатной книге знания, накопленные людьми, вся необходимая информация распростроняться быстрее. Успехи в распростронении информации, важной части развития культуры и всех отраслей жизни общества, зделали в позднее Средневековье свой очередной важный шаг - шаг к Новому времени.

Источники: davaiknam.ru, skybox.org.ua, tnu.podelise.ru, www.myshared.ru, otvet.mail.ru

История о печальном рыцаре

В бретонском го­роде Нанте жила дама, которую полюбили сразу четыре очень знатных барона. Однако они не были одиноки...

Мистический Петербург

Сенная площадь Санкт-Петербурга исстари была местом сбора бедноты и преступников, здесь же совершались наказания за нетяжкие...

Лесной человек

Покрытые шерстью человекообразные существа продолжают будоражить общественность. Так называемый снежный или лесной человек снова наследил. О...

Остров Итака

Одиссей, пробудившись от сна, не сразу понял, что место, где он находится - его родной остров Итака, ...

Атаялы и двойные солнца

Когда светило голубое солнце, была ночь, птицы продолжали петь, а животные бегали, так что шум стоял, как в...

XVII столетие можно с полным правом назвать веком пауки и научной революции. До этого времени наука развивалась в рамках и в тесном единстве с философией, религией и искусством. Теперь она четко обособляется , начинает существовать в чистом виде. В ней формируются фигуры ученых в их современном виде, которые раньше были исключениями. Например, в XVI в. таковым являлся Н. Коперник. Теперь они существуют во множестве. Среди них особого упоминания заслуживают такие великие имена, как Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, У. Гарвей, Р. Бойль, Э. Мариотт, Э. Торичелли.

Наука не только стала самостоятельным явлением, но и в каждой из ее конкретных областей была совершена настоящая революция. В математике и физике се осуществили в первую очередь Г. Галилей, Р. Декарт, В. Паскаль, И. Ньютон и др., в астрономии — И. Кеплер, в биологии - У. Гарвей, в химии - Р. Бойль. Благодаря открытиям и достижениям названных и других ученых были созданы фундаментальные теории практически всех явлений окружающего мира — жидкости, газа, твердого тела. Земли, неба и всей Вселенной.

XVII век стал также началом научно-технического прогресса. Именно на это время приходятся такие важные технические изобретения, как часы с маятником, ртутный барометр, телескоп, микроскоп и др. Во многом они явились логическим следствием успехов науки. В то же время их создание послужило мощным ускорителем развития науки. Благодаря телескопу и другим оптическим приборам была создана современная астрономия. Микроскоп явился основой для прогресса биологии.

Более сложной выглядит ситуация с философией. Она также обособляется от других областей культуры — в особенности от религии и литературы, с которыми у нее вплоть до XVI в. сохранялись довольно тесные связи. Даже у Д. Бруно философия все еще переплетается с религией, мистикой и поэзией. По сравнению с ним Леонардо да Винчи был гораздо большим еретиком и атеистом, хотя и не пострадал от инквизиции. В XVII в. грань между философией и религией становится вполне отчетливой.

Что касается ее отношений с наукой, то они остаются очень тесными, однако существенно меняются. Раньше типичной была фигура философа, который наряду с собственно философскими исследованиями занимался еще и научными, рассматривая их в качестве второстепенных и прикладных. Философия преобладала над наукой, включая ее в свою компетенцию.

Теперь ситуация существенно меняется. По своей значимости наука по меньшей мере уравнивается с философией. Более того, многие философы начинают рассматривать науку не только в качестве главного средства познания природы, но и ее изменения. К такому пониманию науки приходят английский философ Ф. Бэкон (1561-1626) и французский философ Р. Декарт (1596-1650).

Бэкон является создателем эмпиризма, признающего чувственный опыт основным источником наших знаний. Он строго отграничивал науку от религии, считая, что последняя не должна вмешиваться в научные дела, что наука является главной формой подлинного знания. Бэкон является автором известного лозунга: «Знание — сила!»

Декарт — в отличие от Бэкона — стал родоначальником рационализма, согласно которому источником знания является разум, а не чувства. Он является автором знаменитого афоризма: «Мыслю, следовательно, существую». О нем трудно сказать, кем он был больше — философом или ученым, ибо был не только философом, но и выдающимся математиком, физиком и физиологом, внесшим огромный вклад в развитие этих наук. Декарт развивает идеи о культуре, в основе которой будут лежать разум и наука, а не религия.

Бэкон и Декарт создали не только эмпиризм и рационализм, составившие методологию развития науки: вплоть до наших дней. Возможно, более важным является то, что они ясно видели и всячески подчеркивали определяющую роль науки в жизни общества. Независимо друг от друга оба они поставили перед человечеством совершенно новую и грандиозную задачу: с помощью науки сделать человека «господином и повелителем природы». Тем самым они пошли гораздо дальше гуманистов Возрождения.

Утверждая существование трех реальностей — Бога, природы и человека, гуманисты Возрождения в основном ограничивались возвышением человека, его уподоблением Богу, а также поэтическим восхищением и воспеванием природы. Бэкон и Декарт смотрят на все это иначе, как ученые и практики.

В их концепциях прежний гуманизм и антропоцентризм принимают новую конфигурацию. Бог у них отходит на задний план, а человек не просто находится в центре мироздания, но заявляет о своих притязаниях на власть над миром. В воззрениях Бэкона и Декарта человек впервые вполне определенно предстает как преобразователь и покоритель природы. Наука при этом выступает главным средством покорения природы. Таковым человек будет оставаться до середины XX в., когда разразится экологический кризис и перед человеком вновь встанет гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?»

Новое в отношениях между и наукой проявляется также в том, что некоторые философы начинают воспринимать науку как образец или модель построения своих исследований. Эта черта, в частности, хорошо видна у голландского философа Б. Спинозы (1632-1677), назвавшего свой основной труд весьма своеобразно: «Этика, доказанная в геометрическом порядке». В этом труде этические положения действительно излагаются в форме геометрических теорем, которые доказываются и сопровождаются схолиями и короллариями. Примечательно, что в отличие от гуманистов, смотревших на свободу как на высшую ценность, Спиноза понимает ее рационально, как ученый, и определяет как осознанную необходимость. Такое определение для гуманистов звучало как смертный приговор свободе.

Не только открытие макромира и микромира характеризует становление новоевропейской науки. В эпоху Возрождения и Реформации в 16-17 веках были сделаны выдающиеся открытия почти во всех областях знания. В географии Ж. Фернель в середине XVI века измерил градус меридиана, а Дж. Фризиус и Г. Меркатор создали градусную сетку, заложив основы картографии. Меркатор ввел понятие «атлас», издав первый многолистный атлас мира. В математике Ф. Виет расширил область применения символики во всех расчетах, во всех алгебраических и тригонометрических доказательствах. С. Стивен ввел в 1585 году десятичные дроби, а Непер в 1614 году логарифмы. В физике Тарталья и Бенедитти открыли законы баллистики, изучая траектории пушечных ядер. Гартман, Р. Норман и У. Гильберт открыли явление магнетизма; впервые было экспериментально изучено свойство притяжения, была высказана идея о том, что именно силы притяжения удерживают Землю и другие планеты в своих орбитах. Э. Торричелли изобрел барометр и впервые измерил атмосферное давление. И. Б. ван Гельмонт ввел понятие газ. Б. Паскаль установил падение давления по мере восхождения на гору. В химии были открыты новые элементы, прежде всего металлы, такие, как висмут, цинк, кобальт, купферникель. Были освоены и теоретически описаны методы дистилляции, амальгамирования, окисления.

Открытия в физике и химии были теснейшим образом связаны с потребностями зарождавшейся индустрии. Бирингуччо, автор «Пиротехники», и Георг Бауэр, более известный под именем Агрикола, автор трактата «De re metallica» («О металлургии»), стремились реализовать свои значительные естественнонаучные познания в развитии новых технологий в горнорудном деле, металлургии, стеклоделии. Основываясь на достижениях предшествующих XIV–XV столетий, когда зарождалась технология доменного процесса, техника плавки чугуна, были разработаны новые приемы обогащения руды, очистки чугуна от примесей; было предложено использование каменного угля в качестве топлива вместо древесины; нагнетание высоких температур достигалось с помощью мехов, приводившихся в действие гидроэнергией. В горнорудных и угольных шахтах использовались насосы, деревянные рельсовые пути, вагонетки. Совершенствование доменной плавки привело к количественному и качественному росту металлургического производства: стали отливать тонны металла за сутки, стали получать более высокие марки металла, недоступные при прежних технологиях.

С. Стуртевант ввел в начале XVII века понятие «прожектер», изобретатель описал «эвретику» – искусство изобретать. Сам он прославился множеством изобретений. Он первым предложил использовать каменный уголь в доменной плавке, он изобрел фаянс и печи для его обжига. Страсть к изобретательству стала отличительным признаком западного общества. Уже в XVII веке К. Дреббель сделал первую подводную лодку и демонстрировал ее погружение и подъем на реке Темза. Еще в XVI столетии Леонардо да Винчи предложил проекты гусеничного транспорта, прокатных станов, подвижных землеройных машин, пытался реализовать проекты летательных аппаратов; всевозможные зубчатые передачи, спиральные кулачные приводы, маятниковые механизмы стали использоваться благодаря его изобретательскому таланту. Дж. Кардано изобрел механизм, преобразующий один вид движения в другой, получивший название по его имени.

Тогда же стали создаваться первые учебные заведения, где готовили инженеров, ученых-практиков. Одним из таковых стал Грешем-колледж, открытый в 1579 году по завещанию Т. Грешема, финансиста, основателя Лондонской биржи. В 1576 году Тихо Браге открыл Ураниборг на острове Вен в Зундском проливе, где была устроена обсерватория. Это был первый научно-исследовательский институт в Европе. Стали возникать первые общества ученых. Вслед за Платоновской академией во Флоренции конца XV веке оформлялись академии в других городах Италии. Самыми знаменитыми стали Accademia dei Lincei (Академия «рысей») в Риме, основанная в 1600 году, Accademia del cimento (Академия опытов) во Флоренции, открытая в 1651 году. В 1662 году было образовано Лондонское королевское общество, а в 1666 году стала действовать Французская королевская академия наук. Наука становилась действенной силой, определяющей общественное развитие.