В чем заключается теория трех штилей. Деятельность м.В. Ломоносова. «Теория трех штилей. В чем заключается теория «трех штилей» Ломоносова

Спинной мозг является самым важным внутренним органом, относящимся к структуре центральной нервной системы. Поверхность спинного мозга имеет 3 оболочки — паутинную, твердую и мягкую. Анатомия спинного мозга устроена таким образом, что внутренний орган является главенствующей системой, которая поддерживает жизнедеятельность всего организма.

Строение спинного мозга

Спинной мозг располагается в полости позвоночного канала, которая образована при помощи отростков позвонков и их тел. Началом строения спинного мозга является затылочное отверстие головного мозга. Далее спинной мозг располагается в канале, представляя собой 40 — сантиметровый «шнур», окруженный тремя оболочками.

Заканчивается внутренний орган скоплением нервных волокон на уровне первых позвонков в поясничном отделе, получивших название конского хвоста. Здесь же начинается сужение, и далее внутренний орган «вытягивается» в терминальную (концевую, конечную) нить, диаметр которой равен 1 мм. Терминальная нить тянется до копчикового отдела, где срастается с надкостницей.

Нижняя часть коцевой нити плотно обвита волокнами «конского хвоста». При возникновении болей в области копчика медики говорят о синдроме с аналогичным названием. Строение спинного мозга человека таково, что собственно мозговое вещество находится под постоянной защитой — это обеспечивают оболочки и сам позвоночный столб.

Внешнее строение — это оболочки и пространство между ними.

Оболочки мозга

  1. Твердая оболочка. Находится сразу за надкостницей позвоночника, однако вплотную к ней не прилегает. Между надкостницей и твердой оболочкой расположено эпидуральное пространство. Ткань твердой оболочки — соединительная, в ней расположены сосуды, лимфатические и кровеносные. Эпидуральное пространство заполнено жировой клетчаткой. Здесь же расположены венозные сплетения.
  2. Паутинная оболочка — сеть тонких пластинок из соединительной ткани, по строению напоминающих паутину. Пластинки составлены коллагеновыми и эластическими волокнами. Между паутинной и мягкой оболочкой есть субарохноидальное пространство с ликвором, обеспечивающим обмен и питание нейронов.
  3. Мягкая оболочка. Это сосудистое окружение, имеющее зубчатые связки для фиксации и обеспечивающее связь и питание между ликвором и мозгом.

Терминальная нить

Терминальная нить имеет 2 части:
  • Внутренняя, длина которой равна примерно 15 см. Внутренняя часть концевой нити состоит из нервной ткани, переплетается поясничными и крестцовыми нервами и располагается в своеобразном мешочке из твердой оболочки.
  • Наружная, длина которой 8 см. Наружная часть конечной нити начинается ниже второго позвонка крестцового отдела, она тянется до второго копчикового позвонка, где сращивается с надкостницей.

Особенности

Внутреннее строение спинного мозга имеет утолщения в пояснично-крестцовом, а также шейном отделах. Подобное строение образуется потому, что в соответствующих частях позвоночника имеется большое количество выходящих нервов, которые направлены к нижним или верхним конечностям.

  • Шейное утолщение располагается на уровне третьего и четвертого шейного позвонка и длится до второго грудного позвонка.
  • Пояснично-крестцовое утолщение располагается от уровня 9-10 грудного позвонка и длится до 1-ого поясничного.

Белое и серое вещества спинного мозга

Схема строения спинного мозга в разрезе представляет собой подобие крыльев бабочки, именно эта часть внутреннего органа называется серым веществом. Снаружи серое вещество окружено белым веществом, но клеточное строение и функции таких веществ существенно различаются.

Серое вещество состоит из вставочных и двигательных нейронов:

В составе белого вещества присутствуют аксоны — это нервные отростки, создающие волокна нисходящих и восходящих проводных путей.

Мнение эксперта

Боли и хруст в спине и суставах со временем могут привести к страшным последствиям - локальное или полное ограничение движений в суставе и позвоночнике вплоть до инвалидности. Люди, наученные горьким опытом, чтобы вылечить суставы пользуются натуральным средством, которое рекомендует ортопед Бубновский...Читать подробнее»

Спинномозговые нервы и сегменты

Справа и слева от центральных борозд спинного мозга располагаются переднелатеральные, а также заднелатеральные борозды, через них проходят передние и задние аксоны, которые образуют нервные корешки.

  • передний корешок — это двигательные нейроны;
  • задний корешок — это чувствительные нейроны.

Передний и задний корешки на выходе из мозгового отдела соединяются в единый нервный узел (ганглий). Так как в каждом сегменте имеется 2 передних, а также 2 задних нервных корешка, то в совокупности они образуют 2 спинномозговых нерва — по одному с каждой стороны.

Всего спинной мозг имеет 64 нерва — то есть по 31 нерву с каждой стороны.

Месторасположение нервных окончаний следующее:
  • в шейном отделе — 8;
  • в грудном отделе — 12;
  • в поясничном отделе — 5;
  • в крестцовом отделе — 5;
  • в копчиковом отделе — 1.

Сегменты и отделы спинного мозга расположены не на одном уровне в позвоночнике по причине различной длины (спинной мозг гораздо короче позвоночника).

Немного о секретах

Вы когда-нибудь испытывали постоянные боли в спине и суставах? Судя по тому, что вы читаете эту статью - с остеохондрозом, артрозом и артритом вы уже знакомы лично. Наверняка Вы перепробовали кучу лекарств, кремов, мазей, уколов, врачей и, судя по всему - ничего из вышеперечисленного вам так и не помогло... И этому есть объяснение: фармацевтам просто не выгодно продавать работающее средство, так как они лишатся клиентов! Тем не менее китайская медицина тысячелетиями знает рецепт избавления от данных заболеваний, и он прост и понятен.Читать подробнее»

Функции органа

Строение и функции спинного мозга — это важнейшая система, поддерживающая нормальную жизнедеятельность организма человека.

Функциональность спинного мозга подразделяется на 2 части:
  • рефлекторная — это простейшие двигательные рефлексы организма, к примеру, при ожоге руки человек начинает отдергивать руки от очага травмы или при ударе молотком по коленке происходит рефлекторное разгибание коленки;
  • проводниковая функция представляет собой передачу нервных импульсов от области головного мозга к внутренней части спинного, а также передачу нервных импульсов от головного мозга и к внутренним органам человеческого организма.

При помощи проводниковой связи осуществляется практически каждое мысленное действие — это встать, пойти, лечь, сесть, нарисовать, передать, отрезать и т. п. О большей части действий человек даже не задумывается, выполняя их на рефлекторном уровне в повседневной жизни.

Важно отметить, что рефлекторные особенности могут исполняться без участия функций головного мозга. Данная особенность живого организма была доказана научными опытами, проводимыми на лягушках. К примеру, исследователи определяли, как реагировали лягушки на боль различного характера без участия головного мозга — рефлексы проявлялись как на слабую боль, так и на сильные болевые ощущения.

Если описать строение и функции кратко, то организм человека представляет собой уникальную систему, где все внутренние органы и системы гармонично взаимодействуют.

Важно отметить и то, что каждый сегмент позвоночника напрямую связан с конкретными внутренними органами, обеспечивая им необходимую функциональность:
  • шейный и грудной отделы связаны с головой, мышцами груди, органами грудной клетки;
  • поясничный отдел связан с внутренними органами ЖКТ, почками и мышечной системой тела человека;
  • крестцовый отдел «отвечает» за функциональность нижних конечностей и органов таза.

Спинной мозг — сложная и уязвимая система, от состояния которой зависит не только общее самочувствие, но и множество рефлексов. Болезни или травмы, затрагивающие спинной мозг необычайно опасны, т. к. заканчиваются плачевно, а в лучшем случае приводят к инвалидности.

Как забыть о болях в спине и суставах?

Мы все знаем, что такое боль и дискомфорт. Артрозы, артриты, остеохондроз и боли в спине серьезно портят жизнь, ограничивая в обычных действиях - невозможно поднять руку, ступить на ногу, подняться с постели.

Министерство образования Российской Федерации

Cанкт-Петербургский государственный педагогический

университет им. А.И. Герцена

Юридический факультет

Кафедра уголовного процесса

Судебная психиатрия

Лекция № без номера

Строение и функции головного и спинного мозга.

(В лекцию введена отдельным блоком глава «Нервная система»- страницы

366,367,368,369,370,371,372,373,374,375,376,377,378,379,380,381,382,383,

384,385,386,387,388,389,390,391,392,393,394,395, 396,397,398,399,400,401.)

При изучении строения головного мозга необходимо изучить схему проводящих путей центральной нервной системы – путей поступления информации от окружающего природного (биологического) и социального мира к человеку - основы связи его с природным и социальным миром.

к.м.н. М.Т.Чернухин

Санкт-Петербург

Строение и функции головного и спинного мозга.

Нервная система позвоночных животных прошла длительную, сложную эволюцию и достигла у человека наивысшей стадии развития. Основным структурным элементом нервной системы у позвоночных животных и человека являетсянервная клетка . Каждая нервная клетка, илинейрон , имеет протоплазму, ядро иотростки . Один тонкий отросток, особенно длинный, называетсяаксоном . По аксонам идут нервныеимпульсы от тела клетки к другим клеткам или к иннервируемым органам. Другие, более короткие отростки ветвятся, подобно дереву, недалеко от клетки и называютсядендритами .Аксоны одних клеток, контактируя сдендритами и телами других клеток , образуютнейронные цепочки , по которым проводятся нервные импульсы.

Нервная система делится на центральную и периферическую. В состав как центральной, так и периферической входит вегетативная нервная система, которая управляет работой внутренних органов .

Центральная нервная система состоит из головного мозга , который находится в полости черепа, испинного мозга , заключенного в позвоночный канал.

Головной и спинной мозг покрыты тремя оболочками :наружной твердой, паутинной и мягкой , которая непосредственно прилегает к мозговому веществу.Пространства между оболочками заполненыспинномозговой жидкостью .

В состав головного мозга входят большие полушария с подкорковыми узлами,мозжечок иствол мозга , включающийсредний мозг ипродолговатый мозг. Внутри головного мозга имеетсясистема сообщающихся полостей, так называемых мозговых желудочков , которые переходят в спинномозговой канал. Эта система, по которой циркулируетспинномозговая жидкость , в свою очередь сообщается с межоболочечными пространствами головного и спинного мозга.

Большие полушария - парный орган - состоят приблизительно из14 млрд. нервных клеток , являются в эволюционном отношении поздним образованием, достигают у человека наибольшего совершенства и поэтому называютсяновым мозгом . Большие полушария разделены на доли:лобную, теменную, затылочную, височную . Поверхность больших полушарий изрезанабороздами , между которыми располагаютсяизвилины . У человека борозды достигают наибольшего количества, наибольшей глубины и сложности. За счет этихскладок, или извилин ,увеличивается площадь поверхности полушарий мозга, которая состоит изтел нервных клеток серого цвета и называется корой больших полушарий .

Кора больших полушарий состоит в основном из шести клеточных слоев . Эти слои имеют сложное строение и могут отличаться один от другого формой клеток, их количеством и густотой расположения. Отдельные нервные и психические функции связаны с деятельностью определенных участков коры головного мозга. Эта локализация определяется, в частности, структурными особенностями отдельных областей коры. Так, чувствительные пути из зрительного органа идут в затылочную область коры, из слухового - в височную. При разрушении этих областей наступает соответственно слепота или глухота. Так называемые центры речи локализованы в левом полушарии. При разрушении этих «центров», например при кровоизлиянии, расстраивается речь. Но вместе с тем степень локализованности зависит от сложности функции. Более сложные функции, например условно-рефлекторная деятельность, в частности речевая, осуществляются при участии всей коры.

Волокна, состоящие из аксонов нервных клеток коры, образуют под корой белое вещество. В глубине полушарий в белом веществе скопления нервных клеток образуютподкорковые ядра, или узлы . Они тесно связаны с корой. Подкорковые узлы и ствол мозга в эволюционном отношении более старые образования. По всей длине ствола мозга заложены чувствительные и двигательные ядра, от которых отходят 12 пар черепно-мозговых нервов.

В продолговатом мозгу расположены жизненно важные центры:дыхательный, сердечно-сосудистый, теплорегуляционный и др. Через продолговатый мозг проходит большая часть чувствительных нервных волокон, поступающих в различные образования головного мозга вплоть до коры, а также двигательные нервные пути, связывающие соответствующие «центры» головного мозга с мышцами. Впродолговатом мозгу большая часть волокон переходит на противоположную сторону . Поэтому при поражении какого-либо образования в левой стороне головного мозга нарушается соответствующая функция на правой половине тела и наоборот.

Мозжечок расположенпод затылочными долями полушарий , является непарным образованием и по форме напоминает почку. Часть, лежащая посередине и разделяющая мозжечок на два полушария, называетсячервячком . Мозжечок координирует движения, равновесие тела и тонус мышц.

Спинной мозг представляет собой длинный тяж цилиндрической формы . Он состоит так же, как и головной мозг, из серого и белого вещества, т.е. из нервных клеток и нервных волокон. В отличие от головного мозгасерое вещество в спинном мозгу находится внутри , абелое расположено на периферии . В состав волокон спинного мозга входят так называемые центростремительные, т.е. чувствительные, волокна. Эти волокна тянутся в спинной мозг череззадние корешки спинного мозга и образуютзадние столбы ; по ним проводится возбуждение от периферии к центру. Клетки волокон находятся в межпозвоночных узлах, лежащих по обе стороны позвоночного столба.

Передние столбы спинного мозга формируются из волокон двигательных, т.е. центробежных путей, и выходят на периферию в составе передних корешков спинного мозга. Помимо роли проводника спинной мозг осуществляет функции элементарныхврожденных безусловных рефлексов, таких, как мочеиспускание, дефекация, сгибание конечностей и др.

Передние и задние корешки выходят за пределы позвоночного канала по всей длине головного и спинного мозга, соединяются и вместе с межпозвоночными узлами образуют периферическую нервную систему . В составепериферических нервов имеютсяволокна вегетативной нервной системы . Их клетки заложены в определенных местахголовного и спинного мозга, в периферических узлах, тянущихся цепочкой по обе стороны позвоночника , а также в областисердца, пищевода, желудка, в секреторных железах, мочевом пузыре, в матке и др .

Понятие о высшей нервной деятельности.

В основе поведения всех живых существ от амебы, медленно передвигающейся с места на место, до человека включительно с его сложной психической жизнью лежит рефлекторная деятельность нервной системы.

Рефлексом называетсязакономерная реакция нервной системы в виде определенных изменений какой-либо деятельности организма в ответ навнутренние или внешние раздражители .Любой рефлекс начинается с раздражения чувствительных нервных приборов -рецепторов, или «органов чувств» . В каждом рецепторе, воспринимающем специфические для него раздражители (сетчатка глаза - световые волны,слуховой орган - звуковые колебания и т. д.),раздражение трансформируется в распространяющиеся нервные импульсы . Этиимпульсы , в которыхзакодирована информация о данном раздражителе, по чувствительным нервам ивосходящим нервным путям поступают в центральную нервную систему . Причем каждыйвид информации (зрительный, слуховой, обонятельный и т.д.) поступает поспецифическим путям в определенные областиспинного и головного мозга вплоть до коры больших полушарий. Из этих отделов, воспринимающих информацию от рецепторов,импульсы проводятся к двигательным нервным центрам . Такая передача нервных импульсов от воспринимающих структур спинного и головного мозга к двигательным органам осуществляется при помощипромежуточных нервных клеток , которые и составляютцентральную часть так называемой рефлекторной дуги .Исполнительная команда , такжезакодированная в виде нервных импульсов , передается из двигательных центровголовного или спинного мозга по нисходящим нервным путям и двигательным нервам к рабочим органам , т.е.к различным мышцам, железам и т.д.

Необходимо иметь в виду, что представленное описание рефлекса как трехчленной дуги , состоящей изчувствительной, центральной и двигательной частей , - это весьма общая принципиальная схема, которую без особых оговорок можно применять при объяснении наиболее низших простых форм нервной деятельности, осуществляемой в основном спинным и продолговатым мозгом.Высшая нервная деятельность , которая составляет физиологическую основу поведения животных и человека, такжеосуществляется по принципу рефлекса . Однако в этом случае значительно усложняется дополнительными механизмами и аппаратами не только центральная часть рефлекса, но также чувствительное и двигательное его звенья.

Функционирование этого механизма основано на наличии в высших отделах головного мозга, в «центральном звене рефлекса» некоего оценочного аппарата («образ» по И.С. Беритову, «акцептор результатов действия» по П.К. Анохину), который, постоянно получая информацию о результатах того или иного поведенческого акта, посылает корригирующие команды как в чувствительное звено рефлекса, так и к исполнительным, рабочим органам. Этим путем достигается наиболее точный и совершенный результат действия, соответствующий исходному намерению.

При помощи рефлексов , основанных на способности нервной системы воспринимать раздражения из внешней среды, определенным образом эти раздражения перерабатывать и отвечать на них адекватным действием, живое существо приспосабливается к постоянно меняющимся условиям его существования. Подобное приспособление осуществляется двумя основными видами рефлексов -безусловными и условными.

Безусловные рефлексы - это прирожденные, передающиеся по наследству, устойчивые, относительно стереотипные рефлексы в виде специализированных эффектов, возникающих в ответ на определенные раздражения соответствующих воспринимающих аппаратов. Великий русский физиолог И.П. Павлов - создатель учения о физиологии высшей нервной деятельности - назвал эти рефлексы безусловными, так как они характеризуются закономерным ответом на определенные раздражители. Примером такого рода рефлексов является выделение слюны при попадании пищи в рот или отдергивание руки в случае прикосновения к пламени. Огонь причиняет боль, и движение конечности оказывается защитным - рука отдаляется от источника опасности.

Понятно, что животное или человек только с такого рода рефлексами не могут удовлетворить свои жизненные потребности или предохраниться от опасностей. Например, собака только с безусловными рефлексами может умереть с голоду среди пищи, так как она начнет есть только тогда, когда прикоснется ртом к пище. Однако на базе подобных безусловных рефлексов на протяжении всей жизни индивидуума вырабатываются и закрепляются все новые и новые, более сложные рефлекторные приспособления . Этот вид вырабатываемыхрефлексов И.П. Павловназвал условными . Они и составляют физиологическую основу обучения и памяти животного и человека.

К безусловным рефлексам , но более сложного, высшего порядка И.П. Павлов относил так называемыеинстинкты , напримерпищевой, оборонительный, половой, родительский . Это стабильные, относительно мало варьирующие целостные формы поведения, которые однозначно запускаются совершенно определенными, постоянными для данного вида животных раздражителями. Таким раздражителем очень часто является определенное внутреннее состояние организма, когда изменение химических или физических свойств крови (выделение гормонов, «голодный» состав крови и т.д.) стимулирует или угнетает соответствующие нервные центры. Внешний объект в этих случаях нередко является только пусковым сигналом для сложной развернутой инстинктивной реакции.

Инстинктивное поведение бывает относительно простым (присасывание новорожденного к соскам матери, клевание цыпленком сейчас же после вылупления всех мелких предметов, попадающихся в поле его зрения, поиски пищи голодным животным) и более сложным и растянутым во времени (постройка птицами гнезда, кладка яиц, вывод и питание птенцов, постройка плотин бобрами и т.д.).

Итак, термин «безусловные рефлексы » объединяет большую группу рефлексов от самых простых (например, отдергивание руки при болевом раздражении) до сложныхформ инстинктивного поведения .

Условные рефлексы .

В учении о высшей нервной деятельности принцип рефлекса занимает центральное место. Впервые И.М. Сеченов в своем гениальном произведении «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) подчеркнул то общее, что существует между спинномозговой и психической деятельностями. Он выделял «психический рефлекс», который так же, как простые рефлексы, начинается восприятием и кончается движением, но в отличие от них в своем среднем звене сопровождается психическими процессами в виде ощущений, представлений, мыслей, чувств. Этим И.М. Сеченов распространил детерминистическую в принципе идею о рефлексе на область психики, которая до него была «запретной» для физиолога-естествоиспытателя. Таким образом, логически И.М. Сеченов пришел к мысли о том, что и психические акты подлежат физиологическому исследованию.

Экспериментальные исследования деятельности высших отделов головного мозга при помощи строго объективного физиологического метода были начаты в самом начале двадцатого столетия (1903 г.) уже другим великим физиологом нашей страны - И.П. Павловым. Внешним толчком для этих исследований послужил обыденный факт так называемого «психического слюноотделения». Конечно, и до И.П. Павлова многие люди, и в частности физиологи, наблюдали как у голодного животного или человека на вид и запах пищи или даже стук столовых приборов начинает обильно выделяться слюна, «текут слюнки». Обычно это явление объяснялось психологически: «страстным желанием пищи», «нетерпением» животного и т.д. Но только И.П. Павлов с сотрудниками доказали, что этому явлению присущи все основные черты рефлекса . Однако в отличие от вышеописанных безусловных рефлексовпавловские рефлексы вырабатываются в течение жизни, они приобретаются в результатеобщения животного и человека с окружающей средой .

В классических опытах И.П. Павлова на собаках рефлексы вырабатываются путем сочетания безразличных, до этогоиндифферентных для животного раздражителей, например звука метронома, свистка или света лампочки, с кормлением или болевым раздражением лапы. После нескольких подобных сочетаний звука или света с едой уже только при их изолированном действии у собаки начинает выделяться слюна, т.е. наступает пищевой рефлекс, или же она отдергивает лапу, т.е. возникает защитная реакция. Таким образом, безразличный до этого раздражитель, если он какое-то число раз предшествует или действует одновременно с определенной безусловно-рефлекторной деятельностью (еда, защита и т.д.), уже сам начинает ее вызывать. Такой раздражитель становится сигналом этой деятельности, он как бы предупреждает, что будет подана пища или, наоборот, нанесено болевое раздражение. Это дает возможность организму в одном случае подготовиться к приему пищи (выделяется слюна и другие пищеварительные соки, животное направляется к месту кормления и т.д.), в другом - загодя убежать или устранить источник опасности, т.е. заранее принять пассивные (бегство, замирание, «мнимая смерть»), или активные (нападение) меры защиты.

Биологическая целесообразность такого рода сигнальной деятельности несомненна. В самом деле, о какой защите от хищников могла бы идти речь у их потенциальных жертв, если бы последние начинали обороняться или пытались убежать только тогда, когда они оказались бы в зубах или когтях своего врага? Другое дело, когда животное по самым малейшим сигналам (звуки, шорохи, запахи, тревожные крики птиц и т.д.) узнает о приближении врага и предварительно принимает все меры для наилучшей своей защиты еще до соприкосновения с ним. То же самое относится к добыванию пищи и другим видам поведения. В течение всей своей жизни животное обучается по разным признакам находить пищу или же узнавать о надвигающейся опасности и т.д. Вначале его этому обучают родители, а затем животное и самостоятельно приобретает навыки, позволяющие ему хорошо приспосабливаться к условиям окружающей среды.

Способность животного и человека узнавать новое в окружающем их мире,обучаться навыкам , т.е.вырабатывать новые рефлексы , основана на замечательном свойстве коры больших полушарий -ее замыкательной функции . При раздражении любых рецепторов, воспринимающих внешние раздражения (глаза, уха, кожи и т.д.), информация, закодированная в виденервных импульсов , поступает в соответствующиевоспринимающие пункты коры больших полушарий и вызывает тамвозбуждение определенной группы нервных клеток. Если возбуждение в каком-либо пункте коры, вызванное доселе безразличным для данного индивидуума явлением внешнего мира, например вспышкой электрической лампочки, несколько раз совпадает свозбуждением в другом пункте коры, которое обусловлено другим,значимым раздражителем , скажемболевым , то между этими двумя пунктами коры устанавливается,вырабатывается новая связь . С каждым повторением такого сочетания раздражителей происходитпроторение пути междудвумя корковыми пунктами , в результате чего нервные импульсы из первого пункта легко«переходят» во второй ивызывают там возбуждение и соответственно тувнешнюю деятельность организма, которая связана с этимвторым корковым пунктом . В нашем примере уже привспышке электрической лампочки животное будет стремиться избежать источника болевого раздражения - свет лампочки становитсясигналом к защитной реакции .

Установление связи между двумя корковыми пунктами , или очагами возбуждения, субъективно проявляетсяв виде ассоциаций , в виде тех или иныхпереживаний , а объективно - в какой-то деятельности организма. Каждый человек хорошо знает из многочисленных самонаблюдений, как могут возникнуть «по ассоциации» воспоминания или эмоции, пережитые в прошлом, только по какой-либо детали, которая сопровождала раньше это событие.

Приобретенные в течение жизни индивидуума рефлексы непосредственноне передаются по наследству , они изменчивы, временны и вырабатываются только при наличии коры больших полушарий. Например, если данный сигнал перестает сопровождаться кормлением, то рефлекс угасает, животное уже не реагирует на него. Эта зависимостьвырабатываемых рефлексов от целого ряда условий и дала основание И.П. Павлову назвать ихусловными в отличие от остальных, передающихся по наследствупостоянных рефлексов , названных имбезусловными . Соответственнораздражители , вызывающие условный рефлекс, называютсяусловными, а безусловные рефлексы -безусловными .

Изменчивость, временность условных рефлексов является большим преимуществом высшей нервной деятельности, позволяющим животному и человеку наилучшим образом приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира. Какие же мозговые механизмы обеспечивают эту гибкость, приспособляемость условных рефлексов к постоянно меняющимся условиям окружающей среды? Их несколько.

Таковым, прежде всего, является механизм ориентировочного рефлекса , который И.П. Павлов образно назвал рефлексом «что такое? ». Назначение этого рефлекса состоит в соответствующей настройке нервной системы для наилучшего восприятия любого изменения в окружающей среде, например, на звук человек поворачивает голову в сторону его источника, «прислушивается», «направляет свое внимание» в сторону звука; при появлении нового предмета или изменении его положения в пространстве он направляет взор и поворачивает голову в сторону этого предмета. При этом повышается чувствительность соответствующей системы «органов чувств». При повторных действиях раздражителя, когда новизна его проходит и он не сигнализирует о каких-то значимых для организма явлениях (угроза, пища и т.д.), ориентировочная реакция постепенно уменьшается и вскоре полностью исчезает.

В основе уменьшения иполного прекращения ориентировочного рефлекса лежит другой очень важный корковый механизм, позволяющий организму гибко приспосабливаться к окружающей среде. Этомеханизм коркового, внутреннего, или условного, торможения . В начале образования любого условного рефлекса возбуждение в коре головного мозга, вызванное условным раздражителем, имеет распространенный характер. Это приводит к тому, что соответствующий условный рефлекс вызывается не только сигналом, на который вырабатывается реакция, но и другими раздражителями, по качеству более или менее близко к нему стоящими.

Например, если у человека вырабатывать условную реакцию в виде нажатия рукой на кнопку телеграфного ключа при звучании тона 500 колебаний в секунду, то в первое время и звуки в 400 и 600 колебаний в секунду могут вызывать эту реакцию. При повторных воздействиях условного раздражителя возбуждение, вызываемое им в коре , постепенноконцентрируется и условный рефлекс начинает вызываться только условным раздражителем . Происходит как бы отбор, дифференцировка раздражителей. Это происходит потому, что с определенной деятельностью организма сочетается,«подкрепляется» только условный раздражитель . Он и становится специфическим сигналом этой деятельности, а остальные раздражители, не сочетаемые с этой деятельностью в данном случае, постепенно теряют свое значение. Это дифференцирование явлений внешней среды осуществляется благодаря развитиюдифференцировочного торможения в коре.

Торможение в коре больших полушарий развивается также в условиях отмены подкрепления, когда сигнал перестает сопровождаться каким-либо значимым для данного индивидуума явлением. К примеру, если выработать защитный условный рефлекс в виде отдергивания руки путем сочетания вспышки электрической лампочки с болевым безусловным раздражением руки, а затем эту вспышку не сопровождать безусловным раздражителем, то защитная условная реакция постепенно будет уменьшаться и вскоре полностью перестанет проявляться. Вспышка света перестала сигнализировать о нанесении болевого раздражения, и условный рефлекс стал угасать. Это происходит в результате развития в коре угасательного торможения . Условный рефлекс при этом не исчезает полностью, не разрушается, а именно тормозится. Если после подобного угасания хотя бы один раз снова сочетать световую вспышку с болевым раздражителем, то условный рефлекс сразу же может восстановиться в полной мере. Восстановление условного рефлекса может произойти даже в результате определенного перерыва во времени.

Третьей разновидностью условного торможения является так называемое запаздывающее торможение . Возьмем тот же пример выработки защитного условного рефлекса. Если дается вспышка света, а болевое раздражение на его фоне производится спустя определенный промежуток времени, то человек вскоре начинает отдергивать руку от источника боли не сразу, а непосредственно перед безусловным раздражителем. Подобное отставание условной реакции от момента нанесения болевого раздражения происходит в результате развитиязапаздывающего торможения . Оно имеет большой биологический смысл, так как дает возможность организму точно приурочивать свои реакции к значимым явлениям и избегать таким путем бесполезной работы мозговых клеток.

Наиболее тонкий и совершенный анализ явлений окружающего мира осуществляется корой больших полушарий при участии условного торможения . Однако это не единственный тормозной механизм центральной нервной системы, обеспечивающий адекватное приспособление животного и человека к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Условные рефлексы ослабевают или даже полностью перестают проявляться и в случаях внезапного действия на организм посторонних раздражителей, особенно непривычных и сильных. В этих случаях также происходит не разрушение условного рефлекса, а его временноеугнетение с помощью нервного процесса торможения . Это торможение, возникающее при действии какого-либо постороннего и достаточно сильного раздражителя, в отличие от условного торможения может происходить не только в коре больших полушарий, но и на нижележащих уровнях (подкорковые образования, спинной мозг) центральной нервной системы. Это торможение врожденное, оно возникает без предварительного обучения и поэтому было названо безусловным, внешним.

К разновидности безусловного торможения относится такжезапредельно-охранительное торможение , которое развивается в центральной нервной системе, особенно в более чувствительных и ранимых корковых клетках при действии чрезмерно длительных или сильных раздражителей. Это торможение имеет большое значение в случаях патологии, так как оно временно выключает нервную клетку и тем самым предохраняет ее от истощения и «поломки» при действии неблагоприятных факторов. Такое торможение является естественным защитным средством, приемом физиологической борьбы против болезнетворного агента.

Таким образом, условно-рефлекторная деятельность осуществляется на фоне взаимодействия двух основных нервных процессов в коре головного мозга -возбуждения и торможения . В результате такого взаимодействия в мозговой коре образуется сложная динамичная мозаика иззаторможенных и возбужденных участков .

«Теория трех штилей » М.В.Ломоносова

Исключительно велики заслуги Ломоносова в деле развития русского литературного языка. Он, будучи ученым, был одним из ведущих литераторов своего времени и на собственном примере доказал, что человек может заниматься наукой и одновременно искусством, физикой и литературой.

Теоретическая филологическая работа и практическая писательская деятельность Ломоносова связана с расцветом русского классицизма, однако не замыкается полностью в рамках этого направления. За пределы теории классицизма выходят идеи Ломоносова об исторической обусловленности стилевой системы русского литературного языка, изложенные в “Предисловии о пользе книг церковных в российском языке” (1758). До Ломоносова русский литературный язык отличала беспорядочная смесь самых различных языковых элементов. В письменном и устном обиходе употреблялись и исконно русские слова, и церковнославянизмы, значительная часть которых обветшала, и хлынувшие в изобилии в русский язык со времен Петра I всевозможные варваризмы. Это был крайне пестрый, тяжеловесный по своей синтаксической конструкции язык. Он не мог удовлетворить растущим потребностям науки и культуры, назрела историческая необходимость коренных, решительных преобразований. В “Предисловии...” высказана схема деления литературного языка на три стиля -- “высокий”, “средний” и “низкий”.

Само по себе учение о трех стилях восходит к глубокой древности. В античных риториках, в учебниках красноречия духовных школ Запада, Юго-Западной Руси и Московского государства постоянно рассматриваются три разновидности речи. Три стиля разграничиваются “по пристойности материй”. Устанавливается зависимость между “материей”, т. е. темой, предметом изложения, жанром и стилем. “Высокая материя” требует высокого жанра и соответственно -- высокого стиля, “низкая материя” требует низкого жанра и соответственно -- низкого стиля. Для каждого жанра предусматривается один из трех стилей, отклонения не допускаются. Героические поэмы, оды, “прозаичные речи о важных материях” должны были быть написаны высоким стилем; “все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово к живому представлению действия”, стихотворные дружеские письма, сатиры, элегии, прозаические “описания дел достопамятных и учений благородных” -- средним; комедии, увеселительные эпиграммы, песни, “в прозе дружеские письма, описание обыкновенных дел” -- низким. Эта регламентация для того времени имела определенное положительное значение, поскольку способствовала упорядочению употребления языковых ресурсов, что является одной из величайших заслуг Ломоносова в реформе русской словесности.

Такой подход был неоднозначно встречен современниками, но поскольку сложившаяся к XVIII веку ситуация в языке требовала кардинальных решений, то теория Ломоносова в конце концов восторжествовала.

Ломоносов также рассматривал свою стилистическую теорию как средство борьбы со злоупотреблением иностранными словами. Он решительно восставал против непродуманных заимствований, засорявших живой родник народного слова. И в пору, когда дворянская верхушка, а также заезжие иностранцы скептически расценивали возможности русского национального языка, работа Ломоносова по созданию своей научной терминологии имела очень большое значение. Он шел здесь различными путями. В одних случаях заменял иностранные термины отечественными названиями, в других -- вводил в оборот известные русские выражения для обозначения новых научных понятий, в третьих -- придавал иноязычным терминам, прочно вошедшим в русский словарь, формы, близкие к нормам отечественной грамматики. Обладая прекрасным фонетическим чутьем, Ломоносов удачно переделал “оризонт” на горизонт, “квадратуум” на квадрат, “ваторпас” на ватерпас и т. д.

Все это способствовало нормализации русского литературного языка на определенном этапе его развития.

На практике Ломоносов указал пути к преодолению своей теории, к образованию той новой стилистической системы русского литературного языка, утверждение которой связывается с именем Пушкина.

Даже в одах, которыми Ломоносов наиболее прославился среди современников, в выборе и употреблении слов и грамматических форм он далеко не всегда следует правилам высокого стиля. Не случайно Пушкин сказал: “Слог его, ровный, цветущий и живописный, замена -- главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным”. И это -- во времена классицизма, времена, когда в споре о главенстве формы и содержания не могло быть никаких сомнений в лидерстве формы, а за нарушение чистоты жанра можно было на всю жизнь прослыть графоманом! Да и теорией трех стилей смешение “славенского” с “российским простонародным” в одном произведении не допускалось. Еще интереснее и важнее в одах Ломоносова свободный переход от одной манеры выражения к другой, изменение стиля. Если от традиционных, положенных по этикету восхвалений царей и цариц он переходит к предметам, которые считает действительно важными, то оставляет славянизмы, высокопарность, изукрашенность.

Как просто написан знаменитый отрывок из “Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747 г.”:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут:

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха,

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Теория “трех штилей” Ломоносова вызвала горячие споры и обсуждения. Однако введение «штилей» отчасти было практически необходимо.

Прямо перейти к живому языку было невозможно не только потому, что это было бы слишком резким нововведением, слишком большой «ересью», но и потому, - и это главное, - что тогдашний живой русский язык еще не был настолько развит, чтобы стать достаточным орудием для выражения новых понятий. Исход из затруднения Ломоносов нашел в средней мере: в простом соединении славянского и русского элементов, в введении штилей, а также в прямых заимствованиях из иностранных языков.

Ломоносов - один из самых великих русских ученых, внесших большой вклад в науку. В статье рассказывается о теории «трех штилей» Михаила Васильевича.

В чем заключается теория «трех штилей» Ломоносова?

Очень значимый вклад в науку о нашем языке внес Ломоносов. Важной и по сей день остается его роль в формировании литературного языка. С именем этого великого лингвиста связан длительный период становления русскоязычной речевой культуры. Также его очень заботила словесная эстетичность. Русский язык, по мнению Михаила Васильевича, хранит в себе безграничные возможности, которые с успехом помогают ему оказывать влияние на все сферы общенациональной культуры, такие как, например, искусство, наука, литература. И тем не менее, отдавая дань очарованию родного языка, великий лингвист наиболее трезво выделял те обстоятельства, которые, по его мнению, благоприятствовали формированию литературной речи.

С присущим ему упорством он также развивал идею о необходимости укоренить в литературном языке приобретенные им путем длительного исторического развития ценности. Постоянная полемика с противниками церковнославянизмов, которые всячески отрицали необходимость их интеграции в разговорной речи, побудила его к написанию труда «О пользе книг церковных в российском языке», где он подробно расписал всю важность употребления данных слов. Этот трактат так же, как и теория «трех штилей» Ломоносова, был написаны с целью наиболее ясно и полно донести до народа необходимость наличия сих церковнославянских изречений в языке великодержавного народа, а также указать на их исконно близкое и родственное отношение друг к другу. И труды эти актуальны даже спустя несколько веков и обязательны для изучения.

О теории «трех штилей» в общих словах

Суть теории трех «штилей» Ломоносова невозможно объяснить в двух словах. По мнению Михаила Васильевича, каждый «штиль» вбирал в себя уже организованный состоявшийся базис речевых средств выразительности, за которым, в свою очередь, был зафиксирован определенный круг жанров беллетристической литературы. Проще говоря, жанр в терминологии Ломоносова оказывался в таком отношении к «штилю», в котором существует в биологии вид по отношению к роду. Высоким «штилем», например, писались оды, поэмы о героизме, в которых воспевались подвиги великого русского народа, различные торжественные речи, публичные выступления. Причем данная селекция по трем стилям производилась в силу не только их идейно-тематического замысла, но и языкового, и стилистического, так как, например, для изречений торжественного характера речевые средства отбирались в соответствии с содержанием предстоящего мероприятия.

Теория «трех штилей» Ломоносова заключает в себе более широкий смысл, чем это рассматривается в современной

Низкий «штиль»

Упомянутый выше «штиль» Ломоносов освобождает от церковнославянских изречений, характеризуя его употреблением уже привычных простонародных слов. Им пишутся песни, комедии, дружеские письма, сценарии и другие литературные жанры.

Прибегая к компонентам непосредственной разговорно-бытовой речи, Ломоносов создал теорию «трех штилей» и тем самым заметно расширил границы литературного языка, обогащая его стилистический порядок. При этом он акцентировал внимание на том, что низкому «штилю» характерно и употребление «изречений средних, посредственных», указывая тем самым на необходимость интеграции просторечия с общепринятыми средствами речи.

Средний (посредственный) «штиль»

К формированию среднего «штиля» Ломоносов подошел уже весьма лояльно. В нем он допускал употребление самых разнородных речевых средств, начиная от высокоторжественных изречений и заканчивая так называемыми «низкосортными» словами.

Уникальность его заключалась прежде всего в свободе и широте употребления различных по происхождению и стилистическому замыслу слов. Из церковнославянских изречений в него допускались лишь немногие.

Опираясь на мастерство писателей в отношении грамотного подбора и комбинации слов, Михаил Васильевич не счел нужным оставить какие-либо конкретные указания относительно словарного состава среднего «штиля».

Он только лишь указал на важность разграничения в речи слов церковнославянских и простонародных.

Средний «штиль», характеризующийся разнообразием речевых средств и характером жанров, закрепляемых за ним, был впоследствии признан весьма универсальным. Таковой предстает перед нами теория «трех штилей», обоснованная Михаилом Васильевичем.

«Три рода изречений»

Ломоносов М.В. выделял в русском языке «три рода изречений», то есть три стилистически окрашенных, не похожих друг на друга речевых пласта.

К первому лингвист относил широко употребляемые и хорошо знакомые славянскому народу слова.

Второй речевой пласт составляла словесность, малоупотребительная в повседневной речи, но широко известная беллетристам и ценителям архаичной письменности. Здесь встречаются преимущественно церковные слова.

Из этого можно сделать вывод, что теория «трех штилей» Ломоносова не была готова включить в литературный язык все без разбора слова, встречающиеся в общецерковных книгах.

Совсем другой лексический состав был приурочен им к изречениям третьего рода. Здесь уже не наблюдалось церковнославянизмов, а встречались лишь слова и выражения, испокон веку известные русскому народу.

Грамматические формы «штилей»

Помимо лексических, теория «трех штилей» М.В. Ломоносова включала для каждого из них и грамматические формы, уже упомянутые им в рассуждении о «Российской грамматике».

Полное и точное представление о них дают труды М.В. Ломоносова, исполненные как высоким, так и низким, и средним «штилем».

Грамматическое дифференцирование их видов базировалось прежде всего на соотнесении грамматических форм. В высоком, например, сохранились немногие устаревшие формы имен числительных.

Отличительной чертой высокого «штиля» выступают также причастные формы, преобразованные в большинстве своем от книжных слов.

Глаголы-междометия же были отличительной чертой низкого.

Высокий также характеризовался употреблением сравнительной степени имен прилагательных и большого числа восклицательных предложений. Таким видел будущее языка Михаил Васильевич Ломоносов, теория «трех штилей» которого и по сей день пользуется широкой популярностью и порой вызывает споры.

В заключение

Концепция эта повлекла за собой всевозможные трения, обсуждения и споры в отношении последующего становления отечественной беллетристики. Теория трех «штилей» Ломоносова предписывала решение проблем употребления славянизмов, прописанных в церковных книгах, а также слов, исконно известных русскому народу. Кроме того, Ломоносов создал эту теорию в доказательство того, что полностью отказаться от происхождения нельзя, ведь они являют собой ценное культурное наследие народа.