Вулканологи – учёные-экстремалы. Ступеньки карьеры и перспективы. То есть минусов в вашей работе нет

Опубликовав свои «Принципы геологии» Ч. Ляйелль присоединил свой голос к голосу Дж. сбрызните. Одна из наиболее важных особенностей теории вулканической деятельности Дж. сбрызните кроется в том, что в ней большое значение придается газовой составляющей, содержащейся в расплавленной породе. Расширение газа вызывает вулканические эксплозии, количество газа определяет плотность расплавленной лавы, а это в свою очередь определяет характер извержения; сила расширения газа вызывает подъем магмы из глубины на поверхность; периодическое временное обеднение магмы на газ обуславливает спокойные периоды между извержениями. Во многих отношениях эти идеи звучат достаточно современно.

Прочная основа, заложенная Дж. сбрызните и Ч. Ляйелль, способствовала быстрому развитию вулканологии. Такому прогрессу помогало накопление фактического материала в ходе полевых наблюдений и их интерпретация, а не чисто теоретические выводы и смелый полет мысли. Развитие вулканологии, как и большинства наук, стимулировалось частично разработкой новых методов и аппаратуры для изучения вулканов, а частично повышенным вниманием к крупных вулканических извержений.

Описывая историю вулканологии, нельзя не затронуть вопрос об учреждении и работе вулканологической обсерваторий. В 50-е годы XIX в. в ряде стран для систематических исследований было создано постоянные станции, или обсерватории, расположенные вблизи действующих вулканов . Первая такая обсерватория для непрерывного изучения и регистрации всех проявлений деятельности Везувия была основана в 1847 г. на склоне горы выше города Геркуланума. Она действует до сих пор.

Однако в большинстве случаев изучение вулканов, например Тамбора , проводится путем снаряжения на разные сроки экспедиций, которые занимаются составлением геологических карт районов деятельности вулканов, сбором образцов и продуктов извержений для дальнейшего их изучения в стационарных лабораториях, а также изучением результатов отдельных специфических извержений. Опытным ученым-специалистам редко приходилось непосредственно наблюдать процесс извержения. Кроме того, среди вулканологов все больше распространяется мнение о том, что извержение - это лишь часть общей картины вулканической активности и много ценных сведений можно получить в периоды между извержениями. Последний вывод очень важен для развития науки о прогнозировании извержений, которая призвана оберегать жизнь и имущество тысяч людей. Оговорки должно быть сделано до начала извержения. Более того, ощущается необходимость в непрерывном наблюдении за вулканами.

Одним из наиболее активных защитников метода непрерывных наблюдений за вулканами был Т.А. Джаггар. В 1909 г. Массачусетский технологический институт получил в свое распоряжение фонд Уитни, основан сообществом Уитни. Фонд был создан для изучения землетрясений с целью предотвращения и уменьшению потерь, наносимых этим явлением. Было решено основать обсерваторию для изучения активного вулкана и связанных с ним землетрясений. Джаггар решил выбрать лучшее место для такого обсерватории - вулкан Килауэа , как имеющий постоянную активность, а также пологие склоны, которые позволяли исследователям работать вблизи лавовых потоков, движущихся.

Коноваленко Анжелика, Вейдэ Виктория

Исследовательская работа "Что такое вулканы?" Работа выполнена учащимися второго класса. Ребята с помощью литературы и опыта ответили на вопрос - что такое вулканы

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Ермаковская средняя общеобразовательная №1»

Что такое вулканы?

Работу выполняли: Вейдэ Виктория, Коноваленко Ажелика

ученицы 2 класса

Руководитель: Булавская Вера Александровна учитель начальных классов

с. Ермаковское 2009

стр.

Введение…………………………………………………………………3

1.1.Обоснование темы

1.2. Цель работы

1.3. Задачи работы

1.4. Методика работы

II. Основная часть……………………………………………………….4

2.1. Что такое вулканы.

2.2. Где расположены вулканы.

2.3. Схема извергающегося вулкана.

2.4. Формы вулканов.

2.5. Классификация вулканов по их активности.

III. Методика выполнения работы……………………………………7

3.1. Модель вулкана (эксперимент).

Заключение…………………………………………………………….9

Список литературы……………………………………………………10

ВВЕДЕНИЕ

На кружке «Здоровье» мы разговаривали на тему «Природные опасности». Ребята перечисляли различные опасности и в том числе назвали – вулканы. Нам стало интересно узнать более подробно, что они из себя представляют.

Цель исследования: выяснить происхождение слова вулкан и строение вулкана.

Задачи исследования:

Пронаблюдать извержение вулкана на модели;

Сделать выводы.

Методы исследования:

Анализ литературы; изучение различных источников; работа с фотоматериалами и документами; подбор текстов; работа в сети Интернет.

Наблюдение и сравнение;

Консультация с руководителем.

Основная часть

2.1. Что такое вулканы

Познакомившись с материалами энциклопедий «Планета Земля», «Большая книга для любознательных», «География» мы выяснили для себя много нового и интересного о вулканах.

ВУЛКАН (в греческой мифологии ГЕФЕСТ) бог огня и кузнечного дела, покровитель металлургии. Почитался как бог подземного огня.

Слово «Вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана.

Наука, изучающая вулканы - вулканология.

ВУЛКАН – геологическое образование, возникшее над каналом или трещиной в земной коре, по которым извергается на земную поверхность огненно-жидкая масса – лава, а так же газы, водяные пары, обломки горных пород. Их температура может быть от 50 до 1000 С.

2.2.Где расположены вулканы

В мире насчитывается около одной тысяч трехсот действующих вулканов, хотя в течение года, как правило, происходит лишь 20 – 30 извержений. Большинство вулканов распложено неподалёку от краёв гигантских плит, составляющих в своей совокупности внешние слои Земли.

Фото 1

2.3. Схема извергающегося вулкана

Схема

Строение извергающегося вулкана

ОЧАГ МАГМЫ – расплавленная огненно – жидкая масса преимущественно силикатного сплава – возникает в земной коре или верхней мантии.

ЖЕРЛО ВУЛКАНА - канал, по которому магма поднимается к кратеру.

КРАТЕР- углубление в виде чаши или воронки, образовавшееся на вершине или склоне вулкана в результате его активной деятельности. Диаметр кратера может быть от десятков метров до нескольких километров, глубина - от десятков до нескольких сотен метров.

ЛАВА - раскалённая, огненно-жидкая или очень вязкая силикатная масса, изливающаяся на земную поверхность при извержении вулканов.

Фото 2

ВУЛКАНИЧЕСКИЕ ГАЗЫ И ПЕПЕЛ, мелкие брызги магмы, с силой выбрасываемые из жерла вулкана застывая, образуют, пепел, газы на 95-98% состоят из воды, а так же из различных примесей, пыли, хлопьев вулканического пепла.

Фото 3

2.5. Формы вулканов

Форма вулкана зависит от типа лавы, от того, как далеко она растекается, а также от силы взрыва. Вязкая лава – очень густая; она быстро застывает вокруг жерла, образуя крутой конус. Так возникают конические вулканы.

Фото 4

Жидкая лава течёт очень быстро и может растекаться на несколько километров от кратера, прежде чем начнёт остывать. Так образуются щитовидные вулканы. Они бывают невысокими и плоскими.

Фото 5

2.6. Классификация вулканов по их активности

Вулканы делятся в зависимости от степени вулканической активности на действующие, спящие и потухшие.

Спящими считаются недействующие вулканы, на которых возможны извержения.

Потухшими - на которых они маловероятны.

Вместе с тем, среди вулканологов нет единого мнения, как определить активный вулкан. Период активности вулкана может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких миллионов лет. Многие вулканы проявляли вулканическую активность несколько десятков тысяч лет назад, но в настоящее время не считается действующими.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Мы сами попробовали сделать модель вулкана. Для этого нам потребовалось сода, вода, лимонная кислота, красная краска, стеклянная пробирка, вата, песок.

  1. Мы насыпали чайную ложку соды в пробирку. Налили в нее воды одну третью часть. Хорошо встряхнули, чтобы перемешать воду с содой. [ 3 ]

Фото 7

3. Из песка сделали «вулкан» вокруг пробирки, так, чтобы он доходил до её горлышка.

Фото 8

Фото 9

Таким образом, в результате проделанного опыта, мы увидели пена начала пениться и извергаться, словно лава из вулкана.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, познакомившись с материалами о вулканах, мы узнали много интересного. Мы знаем, что предсказать извержение вулкана очень трудно, так как всякий раз это происходит по-разному.

В старину, например, определяли это по различным признакам, таким, как появление новых выпуклостей на склонах вулкана. В наши дни разработаны более точные методы прогнозирования. Ученые могут теперь с помощью спутников определять местоположение «горячих точек» глубоко в недрах Земли.

Мы узнали, что вулканы приносят не только разрушения, но и пользу. В породах, которые образуются при извержении вулкана, содержатся руды ценных металлов, золото и медь, минералы, например алмазы.

Несмотря на постоянную угрозу новых извержений, люди ближайших селений трудятся на полях, используя плодородный вулканический пепел в качестве удобрения.

Мы сделали для себя вывод, что вулканы – это чудо природы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Джон Купер. Большая книга для любознательных.- Москва «РОСМЭН», 2001

2.Страун Рейд, Фелиса Эверетт. География. Энциклопедия. – Москва «РОСМЭН», 1998

3.Фиона Уотт. Планета Земля. Энциклопедия окружающего мира. – Москва «РОСМЭН», 1998

«Труд» нашел 5 редких специальностей и узнал, где на них учат и сколько платят после получения диплома

Вулканологи, океанологи, астрономы и проектировщики самолетов и ракет - профессии мечты многих детей. «Труд» разобрался, где можно выучиться на таких специалистов и где потом работать.
«В детстве я мечтал быть космонавтом, но к школе узнал, что можно космосом увлекаться и с Земли, то есть быть астрономом. Только вот стать им, конечно, у меня никак не получится: где учиться и кем я потом буду работать?» - сетует об упущенной детской мечте студент экономического факультета Виталий.
Многие нынешние студенты рядовых специальностей рассказывают, что раньше мечтали бы стать профессионалами в чем-то романтическом и достойном уважения. Такими профессиями им представляются исследователи, разведчики и авиастроители.

Океанолог

Специалисты «по воде», которая занимает около 70% поверхности всей Земли, изучают взаимодействие океана и атмосферы. Кроме воздуха океан взаимодействует со всеми материками, а также производит обмен энергией и различными веществами между своими же частями.
В основном океанология в современном обществе воспринимается как хобби. Только в Москве есть три кафедры, которые готовят подобных специалистов: кафедра океанологии географического факультета МГУ, кафедра физики моря и вод суши физического факультета МГУ и кафедра термогидромеханики океана МФТИ.
Основа учебы состоит в том, чтобы научиться определять роль океана в изменениях климата, что в свете нынешней экологической ситуации может оказаться популярным видом деятельности. Рабочие перспективы - как отечественные, так и зарубежные организации по изучению океана. В основном выпускникам светит научная работа. Но при желании можно заняться и организационной - руководством лабораторией или частным институтом.

Астроном

Казалось бы, древняя и распространенная профессия, на сегодняшний день в плане образования не такая уж и популярная. Даже в главном университете страны - МГУ - на одном потоке астрономического факультета учится всего около 20 человек.
В целом же стать ближе к звездам можно с помощью физических и механико-математических факультетов ведущих университетов. В числе вступительных экзаменов, конечно же, физика.
Для тех, кто хочет пойти в дальнейшем работать по профессии, выход один: вуз, обязательно аспирантура, защита кандидатской, более глубокая научная работа. Таким образом, лучше всего уже далеко не юному астроному дойти до написания докторской, поскольку зарплаты подобных специалистов напрямую зависят от их ученых степеней. Примерный размер прибавки за защищенную кандидатскую - около 3 тысяч рублей.
Не удивительно, что практически все перспективные специалисты, получив прекрасное астрономическое образование в России, стараются уехать работать за границу. В Европе и США русские исследователи звезд пользуются хорошим и заслуженным спросом.
«Если мы говорим о том, нужна ли такая профессия России, то ответ, скорее всего, отрицательный. Хотя, действительно, многие интересуются этой сферой знания - она очень занимательна. Мой совет - учиться на родине и стараться уезжать в перспективные институты за рубеж», - рассказывает школьный учитель физики Ксения Анапова.

Египтолог

Специалист по изучению одной из самых древних цивилизаций - не менее привлекательная для любознательной молодежи специальность.
Получить подобное образование, а также возможность обучиться специальности «история и культура Латинской Америки» есть у студентов и абитуриентов РГГУ.
«В учебно-научном центре египтологии им. Голенищева РГГУ на факультете истории искусства с 2000 года ведется обучение по специализации „Цивилизации Долины Нила“. Профессора и преподаватели центра участвуют в крупнейших международных конгрессах египтологов и востоковедных конференциях. В ходе обучения студенты проходят музейно-краеведческую практику в Египте (Гиза) и музейно-ознакомительную в одном из провинциальных музеев России или Украины», - комментирует деятельность факультета ректор университета Ефим Пивовар.

Кроме того, на основании двустороннего договора между РГГУ и Университетом Хелуана в Каире у студентов есть возможность ежегодно обучаться арабскому языку в Египте с получением сертификата. Конкурс на египтологов, по словам ректора, в 2010 году составлял пять человек на место.
«В РГГУ также успешно работает Мезоамериканский центр, который набирает студентов на специальность „история и культура Латинской Америки“, где студенты смогут специализироваться как по древней доколумбовой истории континента, включая изучение иероглифического письма майя, так и по проблемам стран современной Латинской Америки», - отмечает ректор.

Ракетостроитель

Детская мечта каждого второго мальчика - связать свою жизнь с космосом и авиацией. Если к 17 годам желание еще не испарилось, есть возможность пойти на авиа- и ракетостроение.
Бакалавром техники и технологии по данной специальности можно стать по окончании МГТУ им. Баумана. Подобные кафедры существуют во всех специализированных вузах.
Помимо конструкторских знаний подобное образование сильно тем, что будущие специалисты углубленно изучают разнообразные компьютерные технологии, что может пригодиться в любой области. Кроме того, в процессе обучения студентам даются основы организации производств, что может впоследствии помочь стать им управленцами. Перспективы в плане работы - как в России, так и за рубежом.
«Такие специалисты без работы не останутся: несмотря на вроде бы узкое образование, выпускники могут работать даже в автомобильных концернах. Думаю, что, если уж они научились конструировать ракеты или самолеты, машины им точно будут по зубам», - комментирует специалист по подбору технического персонала в крупной автомобильной компании Виталий.

Вулканолог

Вулканологи в России - это штучный товар. В вузах не готовят именно вулканологов: желающие изучать горы лавы поступают на факультеты петрологии (изучают, как образуется и изливается магма), геофизики или геохимии (им необходимо понимать и уметь интерпретировать происходящие в вулкане геофизические и геохимические процессы).
В Москве образование можно получить на геологическом факультете МГУ, который является одним из российских центров изучения вулканов.
Чаще такие специалисты учатся на геологических факультетах, но есть среди них физики и геофизики. Многие начинают интересоваться вулканами по примеру родителей или родственников: в НИИ работают целые династии.
Конечно, конкурс на кафедры для вулканологов крайне невысок. Несмотря на романтику и привлекательность профессии для вчерашних выпускников школ, многие из них вовремя понимают, что на науке много денег не заработать, и уходят на экономический или юридический факультеты.

Многие выпускники этой специальности остаются в столице и лишь иногда посещают объекты исследований - Камчатку, Кавказ, Урал или вулканы и горные массивы за рубежом.
Зарплата вулканологов не отличается от зарплаты любого научного сотрудника. Младший научный сотрудник может получать около 10 тысяч рублей. Одна надежда - на гранты, которые могут увеличить зарплату в пять раз. Профессор географического факультета МГУ Сергей Горшков отмечает, что гранты получают немало ученых-вулканологов. В том числе молодых, которые трудятся в институте всего 5–7 лет.

Цифры

    5 человек на место составил конкурс на специальность «цивилизации и долины Нила», где готовят египтологов, в РГГУ в 2010 году
    3 кафедры в московских вузах предлагают студентам обучение по специальности «океанолог»
    25 человек - максимальное количество студентов на потоке астрономического факультета главного университета страны
    10 тыс. рублей - месячная зарплата младшего научного сотрудника, изучающего вулканы
    260 тыс. в год - стоимость обучения на геологическом факультете Московского государственного университета
    14 университетов по всей России готовят выпускников по специальности «авиа- и ракетостроение»

Опрос: Пошли бы вы учиться на необычную специальность?

Алексей Иванцов, МИРЭА, факультет электроники:

Я бы не пошел на такие специальности, потому что к подобным профессиям нужно иметь особый интерес и любовь. Таким интересом может быть, например, продолжение карьеры родителей или бабушек и дедушек. Это уже семейное дело, целая династия. Ну или нужно всерьез заинтересоваться этим с самого детства. Иначе потом, если передумаешь, будет достаточно сложно сменить профессию с таким образованием. Ну и последний вариант: нужно родиться для этого. Но это уже фатализм какой-то.

Алена Балухтина, ВГНА МинФин РФ, финансово-экономический факультет:

Да, хотела бы. Ведь, несмотря на свою узкую направленность, такие профессии довольно востребованы. К тому же они требуют кропотливого изучения и хорошего погружения в работу, что всегда полезно для мозгов. Это здорово, потому что необычно, а в повседневности оригинальности мало. Вот я, например, изучаю финансы, а чем я на самом деле занимаюсь? Я не знаю. Хотелось бы делать что-то полезное. А такие профессии - хороший способ убежать от серости.

Алексей Салтыков, МГУКИ, факультет социально-культурной деятельности:

Хотел бы, конечно, пойти на астронома. Для изучения туманности Орла и слежения за распадом сверхзвезд, возникновением новых элементов, а также для изучения темной энергии и теории большого взрыва. Хочется знать, как устроена Вселенная, тем более я с детства увлекался звездами. Но думаю, этот выбор не одобрила бы моя семья, а через несколько лет и я сам. Работу найти очень сложно, а если и найдешь, на одном интересе с такими зарплатами не протянуть.

02:26 — REGNUM Длиннопериодные вулканические землетрясения, а, точнее, рост их активности, напрямую предвещают извержения вулканов. Об этом говорится в исследовании ученых, опубликованном в журнале Nature GeoScience после масштабного наблюдения за Ключевской группой вулканов на Камчатке, передает корреспондент ИА REGNUM .

По словам вулканологов, механизм землетрясений, которые происходят под вулканами, не похож на «обычные» подземные толчки, которые вызываются движением тектонических плит.

«Землетрясения, происходящие под исполинами, вызваны движением магмы и изменениями давления в магматическом очаге. Длиннопериодные вулканические землетрясения наблюдаются по всему миру, но чаще всего они локализуются очень близко к поверхности, то есть на глубине первых сотен метров — километров. Но особенно интересны глубинные землетрясения: они соответствуют активизации наиболее глубокой части магматической системы и являются одними из самых первых предвестников грядущего извержения», — пояснил ведущий научный сотрудник Института вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения РАН и лаборатории сейсмологии Института физики Земли в Париже Николай Шапиро , слова которого приводит сайт Российского научного фонда.

На Камчатке ученые изучали Ключевскую группу вулканов, которая имеет глубинный очаг, расположенный на глубине около 30 км. Из него магма через сложную систему каналов поднимается в более мелкие очаги, находящиеся под каждым вулканом.

В течение двух лет геофизики вели наблюдения до большого извержения вулкана Плоский Толбачик, начавшегося 27 ноября 2012 года. В результате ученые обнаружили, что активность глубоких длиннопериодных событий увеличивалась в течение двух лет перед извержением Плоского Толбачика, что соответствует постепенной активизации и увеличению давления в глубоком магматическом очаге. Максимум сейсмической активности на глубине был достигнут за несколько месяцев до извержения Плоского Толбачика.

«Удалось установить связь между длиннопериодными землетрясениями на глубине и в неглубинном приповерхностном очаге и, таким образом, определить, какое время понадобилось для того, чтобы активность переместилась с глубины на поверхность. Мы измерили, что время между максимумами активности составляет около 2−3 месяцев. Скорее всего, именно такой временной интервал понадобился, чтобы давление в магматической системе распространилось с глубины до поверхности», — комментирует Николай Шапиро.

Как сообщало ИА REGNUM , зону пеплопада вокруг вулкана Камбальный на Камчатке покинули все животные — лисицы, росомахи, утки и даже вороны. Как предполагают специалисты Кроноцкого заповедника, это связано с тем, что в ближайших от вулкана водоемах вода отравлена вулканическим пеплом.

Камбальный — самый южный вулкан Камчатки. Он начал извергаться 25 марта 2017 года. До этого о его активности ничего не было известно — за многие столетия нет ни одного свидетельства его извержения. Вулканологи установили видеокамеру для регистрации активности вулкана.

Вулканолог — специалист по изучению вулканов, их образования, развития, строения, закономерности извержений.

Заработная плата

20.000–30.000 руб. (yo-o-o.ru)

Место работы

Большинство вулканологов работает на Камчатке, в Институте вулканологии и сейсмологии ДВО РАН.

Обязанности

Задача современного вулканолога — изучение вулканов с целью прогнозирования их извержений. Это необходимо не только для своевременной эвакуации населения, но и для использования в будущем вулканического тепла.

Сейсмические станции ведут круглосуточное наблюдение за вулканами, фиксируя малейшие изменения, как предвестники грядущего извержения. Внимательно изучаются и последствия извержений. Данные могут использоваться при описании формирования планеты в течение миллиардов лет, а следы лавы позволяют разгадать секреты отложений полезных ископаемых.

Непосредственно во время извержения вулкана, вулканологи следят за направлением теплового шлейфа. Полученные данные имеют большое значение для метеостанций и авиакомпаний.

Важные качества

В профессии вулканолога важна физическая выносливость, аналитический ум, логическое мышление, наблюдательность, склонность к естественным наукам, хорошие слух и зрение.

Отзывы о профессии

«В работе вулканолога романтика пока есть. Мы почти всегда «в полях». У нас в Ключах нет ни ресторанов, ни театров, ничего… поэтому приходится постоянно работать. А вообще, в работе вулканолога есть два периода: кабинетный и полевой. Как раз в кабинете ученый обрабатывает полевую информацию за прошлый сезон, отбирает образцы лавы, планирует работу на полевой сезон следующий. А уже летом выезжает на вулкан, отбирает образцы, проводит измерения, вычисляет объемы пород, извергнутых и т.д.»

Юрий Демянчук,
начальник Камчатской вулканостанции.

Стереотипы, юмор

Редкая профессия, но очень востребованная, ведь на планете зарегистрировано более 1000 действующих вулканов. В то же время профессия тесно связана с риском и не подпускает кандидатов, слабых духом.

Обучение

Чтобы стать вулканологом, необходимо получить профильное высшее образование, например, в Санкт-Петербургском ГУ на кафедре «Петрология и вулканология».

В Москве учиться можно в Московском государственном горном университете (МГГУ).