Языковые нормы егэ. Жгёт, убёг, хочут, ляжь, едь, вылазь, дожидай меня, буду стираться, положь, ляжьте, запомня правило, хотев сказать. то же, что общенародный язык

Задания А1-А6 проверяют, владеешь ли ты нормами русского литературного языка и твою общую культуру.

А1 - задание на определение правильного-неправильного ударения в общеупотребительных словах разных частей речи. Из четырёх слов или форм слов (иногда проблемы с ударением возникают только в отдельных формах слова) нужно выбрать, в зависимости от формулировки, либо правильный, либо неправильный вариант постановки ударения.

Внимание:

в 2013 г. в этом задании будет формулировка, требующая найти ошибку, т. е. неверно обозначенное ударение.

  • внимательно прочитать вопрос и изучить примеры,
  • сделать выбор на основе знания нормативного ударения в словах и отдельных формах слов.

А1 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

    • кухОнный
    • докУмент
    • обОстришь
    • тОрты
  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    • красИвее
    • Агент
    • нАчав
    • тортЫ
  2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    • донельзЯ
    • взЯла
    • граждАнство
    • нАверх

Правильные ответы:

  1. тОрты
  2. красИвее
  3. граждАнство

Слова в разных вариантах КИМов одни и те же. В основном это частотная общеупотребительная лексика, в которой многие люди допускают ошибки на ударение. Для подготовки необходимо рассмотреть побольше типичных примеров и проверить, правильно ли ты ставишь ударение в словах. А если обнаружатся ошибки, выучить ошибкоопасные слова и формы. Даже если ты думаешь, что говоришь правильно и не допускаешь ошибок на ударение, проверь себя. Знай, в силу многих причин ошибки на ударение в словах не редкость. Часто люди и не подозревают о том, что произносят слова неправильно. См. А1. Ударение.

А2 - задание на определение правильного-неправильного употребления пары слов-паронимов в контексте предложений. Правильность определяется по параметрам: А) лексическое значение слова, Б) лексическая сочетаемость. Дано четыре предложения. Необходимо определить, в каком из них вместо данного слова нужно употребить другое. Иными словами, найти ошибку, неправильное употребление слова в предложенном контексте.

Для того чтобы выполнить задание правильно, нужно:

  • сделать выбор на основе понимания различия в значении слов и их лексической сочетаемости.

А2 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?

    • Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.
    • Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
    • Ты говоришь, как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.
    • ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.
  2. В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ?

    • Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.
    • В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.
    • В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.
    • В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.
  3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

    • В неясном рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.
    • Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
    • ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.
    • Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.

Слова-паронимы во многих вариантах КИМов повторяются. Это общеупотребительные слова, в использовании которых частотно встречаются ошибки. Для подготовки необходимо рассмотреть побольше типичных примеров и проверить, понимаешь ли ты различия в значении и лексической сочетаемости таких слов. С целью экономии твоего времени списки слов даны в неполных контекстах: для понимания значения и знания лексической сочетаемости в тренировочных материалах даются словосочетания со словами-паронимами. См. А2. Употребление слов-паронимов .

А3 - задание на определение ошибки в образовании морфологических форм. Случается, что люди образуют грамматические формы так, как будто русский язык для них не родной, а иностранный. Ошибки бывают на употребление форм разных частей речи. Самые ошибкоопасные места нужно знать. Тогда вы без труда выполните задание А3. Для этого нужно:

  • внимательно прочитать формулировку вопроса и примеры,
  • сделать выбор на основе знания того, как должны образовываться различные морфологические формы.

А3 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

    • более пятиста человек
    • инженеры
    • наисложнейший
    • в день именин
  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    • в шкафу
    • пять полотенец
    • шестисот семи человек
    • ихние дела
  2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    • лягте (на пол)
    • их работа
    • горячие супы
    • шестистами учениками

Правильные ответы:

  1. более пятиста человек
  2. ихние дела
  3. шестистами учениками

КИМы включают типичные ошибки на образование форм разных частей речи. Для того чтобы научиться видеть ошибки и самим не повторять их, см. А3. Образование форм слова .


А4 -
задание на выбор грамматически правильного предложения - включает предложения с деепричастным оборотом. Парадокс в том, что задание это вовсе не сложное. Подготовка к нему не требует обширного материала. Но ошибки при употреблении деепричастий в речи широко распространены. Разберись, в чём тут дело.

Для того чтобы выполнить задание правильно, нужно:

  • внимательно прочитать формулировку вопроса и примеры,
  • сделать выбор на основе понимания роли деепричастных оборотов в предложении.

А4 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. Возражая против отдельных положений доклада, ...

    • началась дискуссия.
    • большую роль играет культура спора.
    • выступление в целом произвело хорошее впечатление.
  2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Обработав статистические данные, ...

    • была выявлена интересная закономерность развития языка.
    • подтвердилась гипотеза о существовании общих для всех языков законов.
    • для лингвистов многое осталось не вполне ясным.
  3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Говоря о богатстве языка, ...

    • в аудитории началась дискуссия.
    • у меня возник интерес к этой проблеме.
    • требуются конкретные примеры.

Правильные ответы:

  1. присутствующие в целом согласились с докладчиком.
  2. учёные определили, насколько быстро изменяется язык.
  3. мы имели в виду главным образом его словарный запас.

А5 - задание на определение нарушения синтаксических норм. Владея синтаксическими нормами, люди правильно строят словосочетания и предложения. Задание А4 проверяет владение одной из синтаксических норм, а именно: умение строить предложения с деепричастными оборотами. Но ошибки допускаются не только в предложениях с деепричастиями. Не менее частотны и другие случаи. Для того чтобы успешно выполнить задание А5 , нужно сделать выбор на основе знания закономерностей синтаксических связей слов в предложении, употребления предлогов и союзов, однородных членов предложения и проч.

А5 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

    • "Мойдодыр", написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
    • М. Горький в одной из своих статей указывает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
    • Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализует свои жизненные планы.

Правильные ответы:

  1. Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

Обрати внимание: в демоверсиях разных годов одно и то же задание.
В КИМы включены самые типичные, частотные нарушения синтаксических норм. Для того чтобы замечать подобные ошибки и самим не повторять их, см. А5. Синтаксические нормы .

А6 - задание на определение возможности замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Помните стихотворение "Вот дом, который построил Джек" ? Можно здесь заменить придаточную часть (придаточное определения) на обособленное определение? Можно: Вот дом, построенный Джеком (обособленное определение, выраженное причастным оборотом).

А6 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

    • Герои В. Шукшина пришли из той "шукшинской жизни", которую мог бы прожить сам писатель.
    • В текстах-характеристиках следование подтем не является свободным, а подчинено определённым принципам систематизации, которые опираются на традицию и логику.
    • Физика, по мнению многих, ведёт своё начало с опыта, который был проведён Галилеем несколько веков назад.
    • Репутация Репина как художника, который соединил в своём творчестве лучшие черты русского реализма, сложилась ещё при его жизни.
  1. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

    • Заповедник, который был основан в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров нетронутого низинного леса.
    • Продукты питания человека и состав воздуха, которым он дышит, в значительной мере являются результатом жизнедеятельности растений.
    • Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется после полного развёртывания листвы деревьев.
    • Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, который неразрывно связан с образом Катерины.
  2. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

    • Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами.
    • Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.
    • В целях содействия развитию литературы и литературного языка в ХVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.
    • Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.

Тестирование по теме:

«Нормы современного литературного русского языка»

ВАРИАНТ 1

1. Литературный язык - это...

1) язык, на котором создаются литературно-художественные произведения, язык художественной литературы;

2) язык, имеющий письменность;

3) то же, что общенародный язык;

4) язык нормированный, кодифицированный, закрепленный в письменной форме, имеющий систему функциональных стилей, приспособленный не только для обозначения всей суммы знаний, накопленной человечеством, но и для осуществления отвлеченного, логического мышления.

2. Литературная норма любого языка устанавливается

1) исторически, в процессе развития языка и при участии всех носителей языка;

2) законодательной властью государства, на территории которого владение данным языком является обязательным;

3) в результате деятельности просветителей, писателей, ученых, СМИ;

4) под влиянием всех указанных факторов.

3. Произношения сочетания [ШН] требует норма литературного языка в словах:

1) скучно; 3) конечно;

2) нечто; 4) достаточно.

4. На месте орфографического «чн» произносится [шн] в словах:

1) горчичник; 3) ничто;

2) перечный; 4) Саввична.

5. Ударение в словах падает на 3 -ий слог в рядах:

1) авансирование, дипломатия, диспансер, статуя;

2) газопровод, изобретение, инструмент, металлургия;

3) обеспечение, осмысление, приговор, револьвер;

4) гегемония, начался, танцовщица, некролог.

6 .

Образец

Австралиец - …, башкирка - …, грек - …, индус - …, кореец - ….

1) ... бра, ... простыня, ... тюль, ... шампунь, ... шинель; ... кольраби, ... манго, ... бюро, ... пенальти, ... маэстро.

8.

Бойкий, гордый, дальний, дорогой, злой, лёгкий, ловкий, мокрый, отлогий, простой.

9.

Текёт, убегёт, хотит, бежат, ездиит, смеялися, выздоровлю, играться, убираться в квартире, ляжь, ждя меня, победя противника.

Берегя их историю, вы берегете и свою.

10 . Исправьте ошибки в использовании связи управления в следующих высказываниях.

1. Прошу оплатить мне за проделанную работу.

2. Составлен график по проведению лыжных соревнований.

3. Формирование групп среди детей можно наблюдать во время работы летней площадки.

4. Мы верили о том, что она справится.

5. Мой дед был удостоен наградой.

ВАРИАНТ 2

1. Важнейшими признаками литературного языка являются:

1) наличие произведений, написанных на этом языке;

2) наличие литературных норм;

3) статус государственного языка;

4) стилистическое разнообразие, заключающееся в обилии функционально оправданных вариантных и синонимичных средств, что позволяет достигать наиболее эффективного выражения мысли в различных речевых ситуациях.

2. Орфоэпические нормы - это...

1) правила применения слов в письменной речи;

2) правила использования синтаксических конструкций ;

3) произносительные нормы устной речи;

4) правила словообразования.

3. Сочетание «де» произносится твердо в словах:

1) кадет; 3) орхидея;

2) деканат; 4) дефолт.

4. Ударение во всех словах падает на 2-ой слог в ряду:

1) агент, гусеница, знамение, начать; 3) балованный, агрономия, генезис, валовой;

2) аналог, арест, добыча, шасси; 4) алфавит, индустрия, искра, начать.

5. Ударение во всех словах падает на 1-ый слог в ряду:

1) верование, гусеница, свекла, заговор; 3) столяр, цемент, черпать, умерший;

2) завидно, знамение, искра, призыв; 4) догмат, средства, эксперт, гравер.

6 . От данных слов образуйте существительные, называющие лиц противоположного пола (мужского или женского).

Образец : англичанин - англичанка, немка - немец.

Армянка - …, венгерка - …, индеец - …, казах - …, поляк - ….

7. Составьте словосочетания "прилагательное + существительное" со следующими словами, учитывая их род.

1) ... кашне, ... толь, ... туфля, … кофе, ... такси. , ... повидло, ... эскимо; ... алиби.

8. От данных прилагательных образуйте простую и сложную форму сравнительной степени.

Быстрый, горький, долгий, загорелый, красивый, липкий, мелкий, молодой, плохой, старый.

Задание 9. Определите, какие нормы русского литературного языка нарушены. Исправьте ошибки.

Жгёт, убёг, хочут, ляжь, едь, вылазь, дожидай меня, буду стираться, положь, ляжьте, запомня правило, хотев сказать.

Передание читателю мыслей автора происходит незаметно.

10. Исправьте ошибки в использовании связи управления в следующих высказываниях.

Тема: «Языковые нормы»

1 вариант

    Укажите правильный вариант постановки ударения.

    А) Диспа нсер

    Б) Сто ляр

    В) Зави дно

    Г) Ходата йствовать

    В каком слове ударение стоит на первом слоге?

    А) Начать

    Б) Звонить

    А) Красиве е

    Б) Завсегда тай

    В) Инко гнито

    Г) Кварта л

    В каком ряду ударение во всех словах стоит на втором слоге?

    А) шасси, агент, туфля, алфавит

    В) призыв, коклюш, таможня, партер

    Б) процент, щавель, тотчас, эпиграф

    Г) средства, намерение, корысть, дремота

    В каком ряду в каждом слове выделенные согласные произносятся твёрдо?

    А) коф е, диспанс ер, шосс е, свит ер

    В) р ельсы, т ермин, кашн е, ат елье

    Б) каф е, парт ер, т еннис, мод ель

    Г) тек ст, тир е, д ефис, инт ерьер

А) Новая повесть писательницы сразу же вызвала громкие споры.

Б) Роман производит неоднозначное впечатление.

В) Портрету Жуковского Пушкин посвятил своё известное стихотворение.

Г) В этом стихотворении всего в пяти строках поэт передал настроение светлой грустности.

А) поскользнулся

Б) компроментировать

В) насмешка

Г) вместо меня

А) светлая тюль

Б) травяной шампунь

В) мой день рождения

Г) больная мозоль

    Укажите вариант с ошибкой.

    А) две тысячи сто сорок седьмой номер

    В) к миллиону читателей

    Б) восьмьюстами граммами

    Г) трёхстами рублями

    Укажите вариант с ошибкой.

    А) обоими девушками

    В) пятерыми школьниками

    Б) около полутора недель

    Г) тысяча четыреста восемьдесят третий год

    Укажите неправильный вариант (нарушение управления).

    А) Он прибудет завтра, согласно приказу.

    В) Я поражаюсь твоему мужеству.

    Б) Граждане, оплатите за проезд.

    Г) Я не могу подтвердить то, что он сказал.

Б) Множество людей пришло на митинг.

В) На постановку фильма ушло много времени.

Г) До конца полёта остались два часа.

Читая учебник, …

А) настроение испортилось.

Б) страница оказалась вырванной.

В) будьте предельно внимательны.

Г) мне не нравятся длинные объяснения.

14 Укажите вариант с грамматически правильным продолжением предложения.

Решившись отправиться в путешествие,

А) у нас есть потребность в одиночестве.

Б) пришлось уволиться с работы.

В) мне хотелось отдохнуть.

Г) я был готов ко всевозможным трудностям.

А) По свидетельству людей, близких поэту, Лермонтов был неизмеримо выше среды, окружавшей его.

Б) Он не стремился быть любезным и часто отталкивал людей, не умеющих прощать его недостатки, не видящие его прекрасных качеств.

В) Выросший в высшем обществе, где лицемерие и ложь считаются признаками хорошего тона, Лермонтов остался чужд всякой лжи и притворства.

Г) Насмешливая улыбка, появившаяся на его лице, тут же исчезла.

А) Серое низкое небо, мрачные тёмные облака, холодный пронизывающий ветер, голые зябкие деревья - вот типичная картина поздней осени.

Б) Создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Даль за свою жизнь записал огромное количество слов и словосочетаний, пословиц и поговорок, песен и частушек, сказок и загадок.

В) Будучи восемнадцатилетним мичманом, Даль начал записывать непонятные и неизвестные ему слова и выражения и постепенно собрал и объяснил значение более 80 тысяч слов.

Г) Он любил путешествия, знакомство с бытом и нравами разных людей и собирать слова.

А) Пушкин подарил Гоголю сюжет, на основе которого была создана поэма «Мёртвые души».

Б) Гоголь писал, что его произведение не похоже ни на повесть, ни на роман.

Г) В первой главе романа «Евгений Онегин» мы знакомимся с главным его героем, который создавался в течение семи лет.

18. В каком предложении нарушены речевые нормы?

А) Утром я пью горячий кофе со сливками.

Б) На факультативное занятие пришли только двое пятиклассниц.

В) Постепенно я более хорошо изучил его характер.

Г) В городской олимпиаде по русскому языку участвовал восемьдесят один ученик.

А) Когда читаешь книгу, старайся обращаться с ней аккуратно.

Б) Если не знаешь правильный ответ, лучше промолчи.

В) Хоть экспедиция работала в трудных условиях, намеченные планы были выполнены.

Г) Мы опоздали на поезд, так как простояли в пробке.

20.

А) Нечаянно я нажал на кнопку компьютера, которая вдруг уничтожила все данные.

Б) Странный гул, который быстро приближался к нам, издавал, оказывается, пчелиный рой.

В) В XVIII веке появились книги, которые погружали читателя во внутренний мир автора.

Г) Ни в одном из справочников, в которых я рылся несколько дней, нужной информации не оказалось.

21. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

А) Здесь есть целые главы, в которых никогда не придётся ничего менять.

Б) Огромная туча, которая медленно двигалась и постепенно закрывала небо, заставила нас отказаться от прогулки.

В) Способ, каким граф Толстой разрабатывает свою тему, столь же нов, сколь и своеобразен.

Г) Остановились на берегу шумной реки, которая размыла край горной дороги.

обсуждать нужно употребить слово осуждать ?

А) После дискуссии мы ещё долго обсуждали нерешённые вопросы.

Б) Вряд ли стоит обсуждать героя повести за нерешительность.

В) Свои проблемы я редко обсуждаю с родителями.

Г) Вы всё ещё обсуждаете новую книгу?

А) у башкир

В) самый красивейший

Б) с пятьюстами рублями

Г) беги домой

Тема: «Языковые нормы»

2 вариант

    Укажите неправильный вариант постановки ударения.

    А) Диспансе р

    Б) Столя р

    В) За видно

    Г) Хода тайствовать

    В каком слове ударение стоит на втором слоге?

    А) каталог

    Б) боязнь

    В) форзац

    Г) километр

    Укажите ошибочный вариант постановки ударения.

    А) по нял

    Б) передала

    В) танцо вщик

    Г) средства

    В каком ряду ударение во всех словах стоит на третьем слоге?

    А) диалог, позвоните, танцовщица, языки

    В) псевдоним, диспансер, медикамент, сантиметр

    Б) договор, документ, валовой, свободнее

    Г) украинский, углубить, инструмент, воспринять

    В каком ряду в каждом слове выделенные согласные произносятся мягко?

    А) акад емия, д екада, д ефект, муз ей

    В) т ермин, р емень, с ессия, д ет ектор

    Б) конт екст, пион ер, р ейд, шимпанз е

    Г) спортсм ен, фан ера, р ейс, д е-факто

    Укажите вариант с ошибкой в образовании слова.

А) Романтическая баллада - это поэтический рассказ о загадочных, часто страшных, непреодолимых событиях в жизни человека.

Б) Баллада «Людмила» воспринимается и как детская сказка, и как страшная фантастика.

В) Художественный мир баллад Жуковского - это мир ужасов, безысходства жизни.

Г) Элегия настраивает читателя на меланхолический лад, создаёт атмосферу грусти и печали.

7. Укажите вариант с ошибкой.

А) поскользнулся

Б) компроментировать

В) насмешка

Г) разонравился

8. Укажите неправильный вариант.

А) светлый тюль

Б) травяной шампунь

В) моё день рождение

Г) больная мозоль

9. Укажите вариант с ошибкой.

А) сорока девятью секундами

В) на четырёх пятых сада

Б) в одиннадцатом классе

Г) в тысяче девятисот двадцать пятом году

10. Укажите вариант с ошибкой.

А) около семьдесят тонн

В) пятистам страницам

Б) к двадцати двум килограммам

Г) шестьсот семьдесят девятый номер

    Укажите правильный вариант.

    А) Согласно закона, вы должны это сделать.

    В) Тот, кто не оплатит проезд, заплатит штраф.

    Б) Все поражались его силой.

    Г) Он подтверждает о том, что обещал раньше.

    Укажите примеры с ошибкой (нарушение связи между подлежащим и сказуемым)

А) Прошло несколько веков.

Б) Миллион рублей были использованы на ремонт нашего дома.

В) Семеро бойцов отправились на выполнение приказа.

Г) Казалось, тысяча разных товаров была представлена в магазине.

13. Укажите вариант с грамматически правильным продолжением предложения.

Собираясь в театр, …

Б) платье оказалось неподходящим.

В) сделалось холодно.

Г) не забудьте взять с собой веер и перчатки.

14. Укажите вариант с грамматически правильным продолжением предложения.

Распахнув окно, …

А) солнце ворвалось в дом.

Б) я окончательно проснулся.

В) на улице оказалась дождливая погода.

Г) мне стало холодно.

15. Укажите вариант с ошибкой (употребление причастного оборота)

А) Роман Лермонтова «Герой нашего времени», опубликованный в 1940 году, вызвал множество разноречивых откликов.

Б) Лермонтов, много читавший и любивший поэзию, часто наизусть в подлиннике цитировал Байрона и Гёте.

В) Я впервые встретил человека, думающего так же, как и я.

Г) Лермонтов принадлежал к высшему обществу и был знаком только с литераторами, принадлежавших к этому свету.

16. Укажите вариант с ошибкой (употребление однородных членов)

А) Любители птиц иногда устраивают для них деревянные скворечники в форме маленьких домиков и укрепляли их под крышами домов.

Б) Благодаря освоению космоса, наша речь пополнилась новыми словами: космонавт, прилуниться, лунник, луноход.

В) Слово «космонавт» состоит из двух корней и в переводе с греческого означает «моряк Вселенной».

Г) Возникновение новых слов в языке часто свидетельствует о необыкновенных научных открытиях: о появлении новых машин, создании новых технологий.

17. Укажите вариант с ошибкой (построение сложного предложения)

А) Державин, который «не умел притворяться… на святого походить», не стал властителем ни при Екатерине II , ни при Павле I , ни при Александре I .

Б) Державин написал стихотворение «Властителям и судиям», жанр которого сам определил как гневную оду.

В) Денис Иванович Фонвизин, которого мы знаем как создателя комедии «Недоросль», служил в иностранной коллегии, был дипломатом.

Г) Начав с переводов, Фонвизин пишет свою первую комедию «Бригадир», которому было в ту пору двадцать пять лет.

18. В каком предложении не нарушены речевые нормы?

А) Ты позвони шь мне завтра?

Б) Кто из учеников читали эту книгу?

В) В стихах Есенина особую роль имеют сравнения.

Г) Самолёт с восьмидесятью пассажирами на борту совершил посадку.

19. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить деепричастным оборотом?

А) Когда будете гулять по парку, старайтесь обращать внимание на деревья.

Б) Если ты не уверен в своих товарищах, мы найдём тебе новых друзей.

В) Я долго болела, поэтому пропустила много занятий по аэробике.

Г) Мы сможем отдохнуть, когда закончим, наконец, эту нудную работу.

20. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

А) Хотя лес пугающе темнел, мы решили не останавливаться на полпути.

Б) Из кустов доносился странный шорох, который всё более усиливался.

В) Тела, которые погружают в ёмкость с водой, вытесняют жидкость.

Г) В книге, которая попалась мне на глаза, я нашёл именно то, что искал.

21. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

А) Мы с друзьями любим фильмы, которые насыщены фантастическими событиями.

Б) У дома, который стоял около самой реки, крылечко совсем покосилось.

В) Не было ещё такого лыжника, которого бы наш чемпион не смог обогнать.

Г) Врачи, которые занимаются профилактикой заболеваний, придают большое значение прививкам.

22. В каком предложении вместо слова прогрессивный нужно употребить слово прогрессирующий ?

А) Человек с прогрессивными взглядами никогда не будет ратовать за ужесточение наказания.

Б) Близорукость, которая усиливается в течение жизни, - прогрессивная близорукость.

В) Его идеи были прогрессивными для того времени.

Г) Прогрессивным является развитие новых технологий.

23. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

А) у грузин

В) пять статей

Б) клади быстрее

Г) с шестистами зрителями

Подготовка к ЕГЭ

Тема: «Языковые нормы»

1 вариант

2 вариант

Тесты по культуре речи. Морфологические нормы. Имя существительное.

  1. Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с существительным:
  1. полученный бандероль
  2. молодая картофель

3. больная мозоль

4. яичная шампунь

2…Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с существительным:

  1. концертная рояль
  2. свежий овощ
  3. красивая тюль
  4. вкусный фасоль

3…Из перечисленных слов: а) бродяга, б) бедняга, в) симпатяга, г) дворняга - к именам существительным общего рода относятся:

  1. а, б, в, г
  2. а, б
  3. а, б, в
  4. б, в

4. Из перечисленных отрицательных оценочных наименований людей: а) шляпа, б) змея, в) лиса, г) соня – к именам существительным общего рода не относятся:

1 а, б, в, г

2. а, б, г

3. а, б, в

4. б, в, г

5. Большинство неодушевленных несклоняемых существительных имеют род:

1. мужской 2. средний 3. женский 4. общий

6. Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с несклоняемым существительным:

1. серьезное жюри 2. красивая бра 3. зеленый такси 4. вкусная какао

7. Укажите существительное среднего рода:

1. маэстро 2. кутюрье 3. коммюнике 4. кофе

8. Выберите существительное мужского рода из перечисленных слов:

1. жалюзи 2. мозоль 3. евро 4. бра

1. Интервью с актером близилось к концу

2. Свои знания подросток почерпнул со страниц Псалтыря

3. В универмаге продается красивая тюль

4. Кофе готовился недолго

  1. Найдите предложение с ошибкой:
  1. Мы подъехали к многоводному Миссисипи
  2. И на покорный рояль властительно ложились руки
  3. Жаркое солнце смотрит на зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль
  4. Белая клавиша в рояле западала.
  1. Найдите предложение с ошибкой:
  1. Токио встретило нас радушно
  2. Дели утопал в зелени
  3. Туапсе славился как замечательный курорт
  4. Солнечный Сочи будет встречать зимние Олимпийские игры в 2014 году
  1. Родовая принадлежность составных существительных, имеющих в своем составе несклоняемое существительное (кафе-столовая, автомобиль-такси) :
  1. определяется по первому слову
  2. определяется по второму слову
  3. определяется по роду несклоняемого слова
  4. не может быть определена

13. Найдите существительное, имеющее следующую характеристику : ср.род, несклоняемое, неодушевленное, нарицательное, конкретное:

1. кашне 2. пенальти 3. шимпанзе 4. маэстро

14. Из перечисленных слов : а) рельс, б) клавиш, в) студень, г) ставень –к существительным, имеющим параллельные родовые формы, относятся:

1. а, б, г 2. а, в 3. б, в, г 4. а, б

15. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн.ч. :

1. белила 2. дары 3. сплетни 4. беспорядки

16. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн.ч. :

1. мысли 2. дворяне 3. перила 4. ссоры

17. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн.ч. :

1. недра 2. деревни 3. галактика 4. крестьяне

18. Отметьте существительное, которое имеет форму только един.ч. :

1. листва 2. поэма 3. аптекарь 4. порт

19. Отметьте существительное, которое имеет форму только един.ч. :

1. якорь 2. квартал 3. синева 4. адрес

20. Укажите существительное, которое имеет нормативное окончание –а (я) в И.п. мн.ч.

1. инженер 2. шофер 3. профессор 4. ректор

21. Укажите существительное, которое имеет вариативное окончание в Им.п. мн.ч.:

22. Найдите слово с грамматической ошибкой в образовании формы Им.п. мн. Ч. :

1. веера 2. жемчуга 3. паспорта 4. торта

23. Из перечисленных форм существительных в Р.п. мн.ч: а) вафель, б) лимонов, в) ясель, г) ампер

1. а, б, г 2. б, в 3. б, г 4. а, б

24. Из перечисленных форм существительных, сочетающихся со словом ПАРА в Р.п. мн.ч. :а) сапог, б) носок, в) ботинок, г) валенков, - к числу нормативных относятся:

1. а, Б, в, 2. а, в 3.б, в 4. в, г

25. Из перечисленных форм существительных в Р.п. мн. Ч. : а) помидор, б) яблок

В) абрикосов, г) мандарин – к числу нормативных относятся:

1.в, г 2. б, в 3.б, г 4. а, б

26. Из перечисленных форм существительных в Р.п. мн. Ч. : а) осетин, б)монголов,

В) эллин, г) башкиров – к числу нормативных относятся:

1.а, б, г 2. а, б 3. б, г 4. б, в, г

27. Найдите ошибку в образовании формы Р.п. мн. Ч:

1. нет ананасов 2. нет патиссонов 3.нет армян 4. нет чулков

28. Найдите ошибку в образовании формы Р.п. мн. Ч:

1. несколько грузин 2.несколько серег 3.несколько туфель 4. несколько ясель

29. Форма Тв. П. Одинцовом употребляется при склонении сочетания:

1. село Одинцово 2. Петр Одинцов

30.Выберите правильную форму Им. п ед.ч. слова с суффиксом –ИЩ-, образованного от существительного ПЫЛЬ:

1. пылища 2. пылище

Ответы по культуре речи. Имя существительное.


ТЕСТ 3 КУЛЬТУРА РЕЧИ И ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ

● – один правильный ответ; ■ – несколько правильных ответов

ВАРИАНТ 1

1. Правильную расстановку ударения изучает …

а) фонология; б) орфоэпия; в) акцентология

2. Ударение в словах Алкоголь, шприцЫ, кетА характеризует …

а) нейтральную сферу употребления; б) профессиональную сферу употребления.

3. Какие явления не относятся к видам речевой избыточности?

а) тавтология; б) плеоназм; в) пароним; г) синоним.

4.

5.

6. К какому явлению относятся выделенные слова:

Нежданный неожиданную историю.

а) плеоназм; б) пароним; в) тавтология.

7. Какой вид речевых ошибок представлен в предложении

а) плеоназм; б) пароним; в) тавтология.

8.

9.

а) Эта туфля мне не подходит. б) Этот туфель мне не подходит.

10. Какое словосочетание не соответствует литературной норме :

11. Какие слова относятся к женскому роду в русском языке?

а) шампунь; б) бандероль; в) вуаль; г) мозоль; д) рояль; е) тюль.

12. Какое предложение соответствует морфологическим нормам русского языка:

а) Мишка смог увидеть дно реки в круглом проруби. б) У небольшой проруби сидел старичок в широком тулупе.

13. Какое предложение соответствует литературной норме русского языка?

а) Взвесьте мне, пожалуйста, килограмм помидор. б) На ферме вырастили много килограммов помидоров.

14. Выберите слова, соответствующие морфологическим нормам русского литературного языка в предложении: В комнате на столе было много блюдцев / блюдец, а на кровати лежала дюжина полотенец / полотенцев.

а) блюдцев б) блюдец в) полотенец г) полотенцев

15.

в) Трое учениц писали доклад о творчестве М.Ю. Лермонтова;

16. Как правильно сказать: а) много чулок; б) много чулков.

17. Как правильно сказать: а) ляжу, поклади, наградю; б) лягу, положи, награжу.

18. Орфоэпические нормы - это:

19. Какая сочетаемость слов нарушена в словосочетании квадратный круг:

а) грамматическая; б) лексическая; в) синтаксическая.

20. Выберите верный вариант предложения:

21. Слова невежа - невежда, командированный - командировочный, Швеция - Швейцария по отношению друг к другу являются:

22. Под культурой речи понимается: а) владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах; б) использование слов в несвойственном им значении; в) выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации;

● 23. В предложении «От качественных прилагательных, это, можно образовать, это, степени сравнения и, это, краткие формы» назовите вид речевой избыточности:

24. Допущенные ошибки в словосочетаниях «железнодорожная рельса», «французская шампунь», «заказной бандероль» связаны с нарушением:

■ 25. Какие варианты существительных в родительном падеже множественного числа соответствуют литературной норме?

26. Кодификацией нормы называется ее закрепление:

27. Выберите верный вариант предложения:

28. Языковая норма - это правила использования речевых средств в определенный период развития... языка.

а) национального; б) литературного.

29. Языковые нормы: а) делят языковые средства на хорошие и плохие; б) поддерживаются речевой практикой; в) создаются учеными-языковедами; г) указывают на коммуникативную целесообразность средств языка.

30. Относительная устойчивость, распространенность, общеобязательность являются характерными особенностями...

31. Выберите верный вариант:

32. Выберите правильный вариант для предложения «... Сочи привлекает всех туристов»:

33. Ударение в русском языке:

34. Лексика как раздел науки о языке изучает:

в) правильное написание слов.

■ 35. Какие варианты существительных в родительном падеже множественного числа соответствуют литературной норме?

36. Выберите правильную форму родительного падежа множественного числа существительного кочерга.

37. Какое из сочетаний имеет литературное звучание: а) я ложу книгу на место; б) он ложит папку на стол; в) я кладу книгу на место.

38. Выражения памятный сувенир, свободная вакансия, моя автобиография являются: а) логически избыточными; б) логически недостаточными; в) самодостаточными.

39. Выберите верный вариант предложения:

40.

а) Фомини[шн]а; б) посадо[чн]ый; в) командирово[шн]ые; г) горни[шн]ная.

ТЕСТ 3 КУЛЬТУРА РЕЧИ И ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ

● – один правильный ответ; ■ – несколько правильных ответов

ВАРИАНТ 2

1. Выберите верный вариант предложения:

а) Старик нам посоветовал: «Едьте быстрее - время позднее»;

б) Старик нам посоветовал: «Ехайте быстрее - время позднее»;

в) Старик нам посоветовал: «Поезжайте быстрее - время позднее».

2. Выберите правильный вариант для предложения «... Сочи привлекает всех туристов»:

а) солнечное; б) солнечный; в) солнечная; г) солнечные.

3. Допущенные ошибки в словосочетаниях «железнодорожная рельса», «французская шампунь», «заказной бандероль» связаны с нарушением:

а) лексических норм; б) орфоэпических норм; в) грамматических норм.

4. Выберите правильную форму родительного падежа множественного числа существительного кочерга.

а) много кочерг; б) много кочергов; в) много кочерег.

5. Языковые нормы: а) делят языковые средства на хорошие и плохие; б) поддерживаются речевой практикой; в) создаются учеными-языковедами; г) указывают на коммуникативную целесообразность средств языка.

6. Лексика как раздел науки о языке изучает:

а) словарный состав языка; б) звуковое оформление слов;

в) правильное написание слов.

7. Кодификацией нормы называется ее закрепление:

а) в листовках; б) в словарях; в) в газетах; г) в учебных пособиях.

8. Выражения памятный сувенир, свободная вакансия, моя автобиография являются: а) логически избыточными; б) логически недостаточными; в) самодостаточными.

9. Языковая норма - это правила использования речевых средств в определенный период развития... языка.

а) национального; б) литературного.

10. Выберите правильные варианты произнесения слов:

а) Фомини[шн]а; б) посадо[чн]ый; в) командирово[шн]ые; г) горни[шн]ная.

11. Какие варианты существительных в родительном падеже множественного числа соответствуют литературной норме?

а) килограмм; б) армян; в) партизанов; г) апельсинов, д) офицер.

12. Какое из сочетаний имеет литературное звучание: а) я ложу книгу на место; б) он ложит папку на стол; в) я кладу книгу на место.

13. Ударение в русском языке:

а) закрепляется за определенным слогом; б) свободное, разноместное;

в) всегда падает на последний слог; г) всегда падает на первый слог.

14. Как правильно сказать: а) ляжу, поклади, наградю; б) лягу, положи, награжу.

15. Выберите верный вариант:

а) Я пылесосю; б) Я пылесошу; в) Я воспользуюсь пылесосом.

16. Выберите верный вариант предложения:

а) Мы рассмотрели вопрос согласно полученного заявления;

б) Мы рассмотрели вопрос согласно полученному заявлению.

17. Относительная устойчивость, распространенность, общеобязательность являются характерными особенностями...

а) языковой нормы; б) литературного языка.

18. Под культурой речи понимается: а) владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах; б) использование слов в несвойственном им значении; в) выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации;

г) отсутствие в речи слов-сорняков.

■ 19. Какие варианты существительных в родительном падеже множественного числа соответствуют литературной норме?

а) помидоров; б) грамм; в) платий; г) сапог.

20. Слова невежа - невежда, командированный - командировочный, Швеция - Швейцария по отношению друг к другу являются:

а) антонимами; б) синонимами; в) паронимами.

● 21. В предложении «От качественных прилагательных, это, можно образовать, это, степени сравнения и, это, краткие формы» назовите вид речевой избыточности:

22. Правильную расстановку ударения изучает …

а) фонология; б) орфоэпия; в) акцентология

23. Какое предложение соответствует литературной норме русского языка: а ) Взвесьте мне, пожалуйста, килограмм помидор. б) На ферме вырастили много килограммов помидоров.

24. Какие явления не относятся к видам речевой избыточности?

а) тавтология; б) плеоназм; в) пароним; г) синоним.

25. Выберите слова, соответствующие морфологическим нормам русского литературного языка в предложении: В комнате на столе было много блюдцев / блюдец, а на кровати лежала дюжина полотенец / полотенцев. а) блюдцев б)блюдец в) полотенец г) полотенцев

26. Как правильно сказать: а) много чулок; б) много чулков.

27. К какому явлению относятся выделенные слова: Нежданный гость постучал поздно вечером в окно, обогрев руки у камина, он поведал неожиданную историю.

28. Выберите предложения, где числительное имеет правильную форму:

а) На занятиях не было обеих сестер;

б) Парохода ждали только четыре женщины;

в) Трое учениц писали доклад о творчестве М.Ю. Лермонтова;

г) На обоих берегах реки раскинулись поля.

29. Орфоэпические нормы - это:

а) правила применения слов в письменной речи;

б) правила использования синтаксических конструкций;

в) произносительные нормы устной речи.

30. Какая сочетаемость слов нарушена в словосочетании квадратный круг: а) грамматическая; б) лексическая; в) синтаксическая.

31. Какой вид речевых ошибок представлен в предложении

Спортсмены испытывали трудности на всей долговременной протяженности трассы.

а) плеоназм; б) пароним; в) тавтология.

32. Выберите литературный вариант словосочетания:

а) директоры заводов; б) директора заводов.

33. Какое предложение соответствует морфологическим нормам русского языка: а) Эта туфля мне не подходит. б) Этот туфель мне не подходит.

34. Выберите верный вариант предложения:

а) В обсуждении принял участие заведующий кафедрой социологии;

б) В обсуждении принял участие заведующий кафедры социологии.

35. Какое словосочетание не соответствует литературной норме :

а) шестеро собак; б) пятеро котят; в) пять утят.

36. Какие слова относятся к женскому роду в русском языке?

а) шампунь; б) бандероль; в) вуаль; г) мозоль; д) рояль; е) тюль.

37. Какое предложение соответствует морфологическим нормам русского языка: а) Мишка смог увидеть дно реки в круглом проруби. б) У небольшой проруби сидел старичок в широком тулупе.

38. Какие факторы влияют на лексическую сочетаемость?

а) семантический; б) грамматический; в) фонетический; г) стилистический.

39. Какой вид речевых ошибок представлен в предложении

Случайный случай произошел вчера со мной, друзья мои!

а) плеоназм; б) пароним; в) тавтология.

40. Ударение в словах Алкоголь, шприцЫ, кетА характеризует …

а) нейтральную сферу употребления; б) профессиональную сферу употребления.