Юридическая психология. Психологический профиль как способ поиска преступника. Дедуктивный криминалистический профиль

Хорошо быть организованным человеком. Добиваться поставленных целей, наслаждаться плодами своего успеха.

А успех этот складывается из многих приемов, в том числе – многих небольших полезных привычек: как вы думаете, во что верите, как действуете, и даже как отвечаете на звонки.

Если вы верите, что вы успешны, вы принимаете успешные решения. Это тонкий, но мощный механизм — организованные люди умеют фокусироваться и предпринимать нужные шаги, чтобы достичь своей цели.

Все начинается с внутреннего убеждения – кем вы себя считаете.

Вы повторяете эти убеждения снова и снова, основываясь на том, каким человеком вы хотите быть. И превращаете эти утверждения в небольшие ежедневные действия, которые помогают вам стать таким человеком.

Вот 21 привычка, которые помогут вам стать более организованным – а значит, и более успешным, и вполне возможно, даже более счастливым. И пример хорошего убеждения для каждой привычки.

Начните с этого: Я — организованный человек. Ниже перечислены действия, которые вы совершаете, чтобы поддержать это заявление.

Привычка № 1: Записывайте все

Есть такая вещь, как «свободное место». Когда вы заняты чем-то, и вдруг вам приходит в голову идея идеи, или маркетинговый ход, или список задач, покупок и т.п. – запишите их.

Это буквально очищает ваш ум, чтобы вы могли оставаться в творческом состоянии, и не отвлекаться на другое. Сделаете все это позже, вместе с другими рутинными задачами.

Убеждение: я записываю каждую идею или мысль, чтобы держать свой ум ясным.

Привычка № 2: Финансовая Осведомленность

Организованные люди знают точно, на что тратят свои деньги. Разработайте удобную систему для отслеживания прибылей, убытков, и отдачи от инвестиций.

Если вы не знаете, с чего начать, начните с обычной таблицы в экселе. Вы сможете развивать эту привычку одновременно с привычкой № 1, записывая необходимое. Знания, на что идут ваши деньги, не только показывает ваши прибыли и убытки, но и позволяет определить, что вы можете сократить в случае чрезвычайной ситуации или неожиданных расходов.

Убеждение: Я слежу за моими деньгами. Я точно знаю, что и как потратил.

Привычка № 3: Наведите порядок на работе и дома

Чем меньше беспорядка и бардака в вашей работе и дома – тем яснее ваш ум.

Например, сколько раз бывало такое – вы пишете статью, видите пустую чашку кофе и вдруг вспоминаете, что нужно бы прикупить кофе? Вы начинаете мысленно составлять в голове список покупок, и понеслось. Вы отвлеклись, сбились с ритма. Вместо того, чтобы закончить первый черновик этой статьи или главы.

Наведите порядок на рабочем месте и дома – чтобы навести порядок в своей голове.

Убеждение: упорядоченное пространство помогает упорядочить ум.

Привычка № 4: Всё на своем месте

Поиск потерявшихся вещей требует времени, нервов и энергии. Заведите четкое место для всего, чтобы легко и быстро находить все, что нужно.

Убеждение: место для всего и все на своем месте.

Привычка № 5: 15 минут на сборы

Это резервный план для Привычки № 4.

Если день был трудным, и вы не смогли привести вещи в порядок, назначьте время, чтобы разложить все по местам. Это особенно важно для детей. Вы даже можете превратить это в игру, отмечая, кто сможет убрать вещи за нужное время.

Убеждение: Я трачу несколько минут, чтобы навести порядок, и смогу найти все, когда понадобится.

Привычка № 6: Несколько дел одновременно

Когда вам нужно куда-то сходить, или просто зачем-то выйти из комнаты, делайте сразу несколько дел. Если вам нужно оплатить счет, на обратном пути прикупите заодно молока и сыра. Нужно выкинуть мусор? Прихватите с собой.

Убеждения: Если нужно, я могу делать несколько дел одновременно.

Привычка № 7: Место для ожидания

Бывают дела, которые нужно сделать, но у вас нет времени или возможности сделать это сразу. Найдите для них конкретное место.

Используйте файл, коробку, полку или что-то еще, но держите их в одном месте. Это поможет не отвлекаться от того, чем вы заняты сейчас, и быстро найти их, когда появится время. Это пригодится и на работе, и дома.

Убеждение: У меня есть специальное место для тех вещей, которыми я займусь позже.

Привычка № 8: Две лишние вещи

Чтобы вещи не накапливались, каждый день выбирайте две вещи, чтобы избавиться от них.

В углу стоит пустая коробка? Выбросите ее. Лежат прочитанные журналы? Отдайте кому-нибудь. Ненужные вещи? Отдайте кому-нибудь. Вынесите, отдайте, выбросите… 2 вещи в день.

Убеждение: Я всегда присматриваю вещи, чтобы избавиться от них ежедневно, чтобы беспорядок не накапливался.

Привычка № 9: Планы действий, чек-листы

Планы действий, мануалы, чек-листы для всех возможных процессов. Вам нужен план или система для всего. Как в Привычке № 1 – записывать все.

Создайте руководства, планы действий и чек-листы для любой работы, где это возможно. Тогда Вы сможете легко повторять рутинные процессы. Это освобождает ​​мозг, снижает стресс и способствует творчеству.

Убеждение: У меня есть система для всего, чем я занимаюсь.

Привычка № 10: Разделяй — и действуй

Выберите главное. Знайте, что может подождать и что необходимо сделать прямо сейчас.

Уберите все лишнее (в коробку, ящик, с глаз долой), чтобы ваш ум оставался максимально сфокусированным и продуктивным.

Убеждение: Я отключаю все неважное в моей голове, чтобы максимально сосредоточиться.

Привычка № 11: трава НЕ зеленее

Используйте то, что работает для вас, а не для остальных. Повторяйте это.

Убеждение : Если это работает для меня, мне не нужно копировать то, что делают другие.

Привычка № 12: Знайте, когда позвать Кавалерию

Гордость – не препятствие для организованного человек. Производительность важнее Эго. Знайте, когда нужно попросить о помощи, и примите ее.

Убеждение: Когда мне нужно – я не боюсь попросить помощи.

Привычка № 13: Лицо вашего Демона

Не избегайте сложностей или проблем. Будьте внимательны, и займитесь ими на ранней стадии, пока они дорастут до гигантских размеров.

Убеждение: Я встречаю свои проблемы лицом к лицу.

Привычка № 14: знай, «кто есть кто» и «что к чему»

Все могут пользоваться источниками. Но они бесполезны, если вы не можете быстро получить информацию, когда нужно.

Сохраняйте все необходимое в одном месте. Возможность открыть документы с разных гаджетов делает их более доступными.

Убеждение: Я легко могу получить доступ к нужным ресурсам.

Привычка № 15: Делегируй – или умри

Не позволяйте стрессу или чрезмерным эмоциям браться за все задачи самому. Знайте, когда перепоручить работу, и кому.

Убеждение: Чтобы быть более продуктивным, я делегирую работу тем, кто может сделать это.

Привычка № 16: Работай усердно — и не тормози

Слишком многие достижения брошены на пороге величия. Никогда не сдавайтесь и не уступайте. Когда встречаете препятствие – работайте, чтобы преодолеть его. Отдыхайте, чтобы восстановить силы. Уступки и прокрастинация не приводят к успеху.

Убеждение: Когда ситуация становится жесткой, я работаю еще усердней.

Привычка № 17: подключайте команду

Иногда Сила может быть в количестве. Больше мозгов, творчества, рук и т.д. Знайте, как создать сплоченную команду, которая приведет вас к успеху.

Убеждение: В команде нет «я». Я создаю команду, которая делает меня сильнее.

Привычка № 18: Список здорового питания

Если вы часто путешествуете, создайте перечень мест, где вы можете питаться так, как считаете нужным.

Убеждение: Я могу питаться правильно, даже когда я в дороге.

Привычка № 19: Психо-триггеры детектед!

Организованные люди умеют использовать разные психологические триггеры. Например:

  • разные цвета для кодирования расписания
  • специальную музыку для творчества
  • будильники и таймеры
  • поощрение за достижения
  • силу слов: специальные фразы и формулы
  • распределение времени и т.д.

Убеждение: Я использую триггеры, которые повышают мою производительность.

Привычка № 20: Различай и Умножай

Изучите ваши прошлые неудачи и ошибки, и извлеките из них уроки. Организованные, успешные люди умеют использовать неудачи для собственного роста и обучения. Они различают и умножают.

Убеждение: Хорошо, это случилось. Чему я могу научиться? Как я могу это использовать? Что можно улучшить?

Привычка № 21: Избегай негативных мыслей

Для организованных успешных людей все начинается с внутренних убеждений – кто они есть.

Не важно, с чем они сталкиваются. Они верят, что успешны и могут справиться с любой проблемой. Их внутренний язык настроен на положительные мысли. Так рождаются их привычки.

Убеждение : Что бы ни случилось — я справлюсь с этим. Yes, I Can.

Вы не дочитали бы этот текст, если бы не хотели быть организованным и успешным.

У вас есть все необходимое, чтобы стать таким, каким вы хотите быть. Сохраняйте эти убеждения в голове каждый день. Верьте в это — и подтверждайте вашу веру ежедневными действиями.

Организованность как качество личности – способность сбалансировать свой рабочий день, эффективно распределить силы и время, сконцентрироваться на поставленной задаче и выполнить все намеченное.

Для многих людей будет открытием, что на получение 80% результатов требуется лишь 20% усилий, а остальные 80% усилий (затраченного времени) дают 20% результатов. Здравомыслящий, организованный человек, естественно, вычислит те 20% дел, которые дают максимальный результат, и начнет с них. Вдумайтесь, 4/5 нашего времени и усилий не имеют практически никакого отношения к тому, что мы планировали сделать. Это эмпирическое правило было введено социологом Вильфредо Парето и оказало огромное влияние на успешных, преуспевающих людей.

Организованный человек, осознав этот принцип, оптимально решает множество жизненных задач. Например, он читает, в первую очередь, важные для него книги, ибо 20% книг имеют 80% ценности. Именно такие книги развивают разум, «перепахивают» душу, обеспечивают личностный рост. Низкопробные «дефективы» — «Смертельное убийство», «Мертвые не потеют», любовные романы – «Любовная любовь», «Сладострастный импотент», не дают пищу для разума и, лишь отбирают драгоценное время.

Организованный человек знает, что принцип Парето распространяется и на межличностные отношения. Отношения с супругом, детьми, родителями имеют, к примеру, для женщины 80% ценности, но, если она работает, то на их долю выпадает всего, лишь 20% времени. Организованный человек составит список бесполезных контактов, действий и избавится от них. Придя на работу, он составит план работы на день, сконцентрирует внимание на важных делах, дающих максимальный результат, и вычеркнет мелочные, второстепенные, отвлекающие внимание вопросы. Если организованный человек занят бизнесом, он понимает, что ему нужно акцентировать внимание на 20% источниках дохода, обеспечивающих 80% прибыли. Неорганизованность упускает знание, откуда поступает основной приток прибыли, и будет тратить время на пустяки, то есть на пассивные источники дохода.

Неорганизованность вечно жалуется на нехватку времени, но увеличь ей сутки вдвое, она все равно не будет успевать, бездарно транжиря свои часы и минуты на ненужные разговоры и не рациональные действия. Делая всё в обратной последовательности, она может растянуть приготовление простого блюда на долгие часы. Как-то я был свидетелем, как более часа варились два куриных яйца. Сначала хозяйка поставила кипятить воду, но увлекшись в другой комнате семьсот пятой серией бесконечного сериала, прозевала процесс варки. Вода выкипела, кастрюля почернела, на яйца было страшно смотреть. Отдраив кастрюлю, она предприняла вторую попытку, но тут зазвонил телефон, началась трескотня с подругой и все в точности повторилось. С третьей попытки ей, наконец, удалось приготовить это необычайно сложное блюдо.

Организованный человек умеет выделять главное, не разбрасывается по мелочам, действует, не теряя времени, осуществляет жесткий контроль над своей ленью, контролирует и управляет самим собой и своей жизнью, а значит, становится независимым от обстоятельств. Имея в голове четкий порядок действий, он ясно расставляет приоритеты, демонстрирует пунктуальность, прилежность, детальное распределение временного ресурса и максимальную сосредоточенность на выполняемом действии.

Преимущества организованности очевидны. Будучи фавориткой самоконтроля и самодисциплины, она позволяет успешно реализовывать поставленные цели, добиваться стремительного карьерного роста, вызывать уважение окружающих, поскольку никогда не опаздывает, никого не подводит, проявляет ответственность и обязательность. Организованность дарит человеку драгоценное «время на себя», позволяет маневренно реагировать на возникающие трудности.

Любимцем организованности был американский инженер-изобретатель Генри Форд. В историю автомобилестроения он вошел как создатель первого промышленного конвейера. Вместе с ним он внедрил научную организацию труда. Его конвейер на двигавшемся шасси протянулся на 300 метров, рабочие последовательно монтировали соответствующие детали. Из ворот завода одна за другой выезжали готовые машины. Они быстро завоевали всю Америку, а за ней и Европу.

Двенадцатилетним мальчиком Генри впервые увидел автомобиль и загорелся мечтой конструировать автомобили. В 1903 году он создал Компанию «Форд мотор» с желанием производить автомобили для простых людей. Его модель Т признали наиболее удачной, она пошла с конвейера сначала за 800 долларов, к 1920 году за 600 долларов и позже за 345 долларов! Таких низких цен ни у кого не было. При этом Форд стал красить все автомобили в один цвет – черный. Шутя, он говорил: «Цвет автомобиля может быть любым, при условии, что он черный». Форд был необычайно организован и требовал организованности от подчиненных. На заводах работали люди, жестко подчинявшиеся его распорядку. С 1914 года он платил рабочим по 5 долларов в день. Это было в два раза больше, чем в среднем по отрасли. Он сократил рабочий день до 8 часов, предоставил своим рабочим 2 выходных дня! Примененная им конвейерная сборка автомобилей ускорила их выпуск – срок сборки с 10 часов сократился до 1,5 часа. Интерес к его модели продолжал расти, и в день он продавал до 100 машин. В 1920 году Форд решил произвести реконструкцию фирмы и устранить все, что не имело к автомобилестроению прямого отношения. Некоторых «белых воротничков» попросили перейти в цеха, стать в ряд «синих воротничков». Всех, кто не согласился работать на конвейере, Форд уволил, провозгласив новый лозунг: «Поменьше администрации в деловой жизни компании и побольше делового духа в администрации». Он ликвидировал ненужные производственные совещания, запретил всякую лишнюю документацию, отменил многое в статистике. Такая разумная организованность приносила свои плоды – деньги текли плавным, мощным потоком.

К 1927 году было произведено и продано 15 миллионов автомобилей. Акции компании оценивались в 700 миллионов долларов. Капитал Форда вместе с сыном достиг 1,2 миллиарда (по нынешним временам примерно 30 миллиардов) долларов.

Петр Ковалев

У каждого из нас есть коллега или друг, которого мы можем назвать суперорганизованным: он пунктуальный, часто завершает проекты раньше дедлайна и всегда знает, где найти то, что ему нужно, тогда, когда ему это нужно.

Вместо того чтобы завистливо вздыхать вслед этим людям, не лучше ли выяснить, благодаря чему они добились таких отличных результатов? Что ж, давайте выясним.

1. Организованные люди находятся в постоянном поиске различных инструментов, облегчающих жизнь

Организованные люди находят полезные инструменты, от кухонных таймеров до разнообразных приложений для смартфонов, которые помогают им сделать больше за день, неделю, месяц и даже год.

К примеру, они используют всплывающие напоминания, чтобы не забыть всё самое важное. Они пользуются таймером, чтобы эффективно распределять своё время. Они умеют раскладывать крупные задачи на несколько мелких и не забывают о важности коротких перерывов во время работы, благодаря чему работают более продуктивно и качественно.

2. Организованные люди расставляют приоритеты

Организованные люди - это не те люди, которые имеют смутное представление о предстоящих делах и никак не могут решить, с чего начать. Организованный человек всегда знает, что важно в данный момент, у него есть чёткий план дел, который он способен при необходимости корректировать.

Организованные люди умеют расставлять приоритеты и знают, какое дело терпит, а какое - нет.

3. Организованные люди знают свои возможности

Организованные люди всегда в курсе своих возможностей и перспектив. Они знают свои слабые и сильные стороны, знают, какие задачи они смогут выполнить сразу, а на какие им понадобится время.

Они не распыляют свои усилия на то, что заведомо бесполезно. Они берутся только за то, что в состоянии сделать, и сделать хорошо.

4. Организованные люди выбирают простые решения

Организованные люди всегда ищут простые решения и инструменты, которые помогут им справиться с поставленными задачами.

Простота - это одна из основ организованности. Организованные люди стараются искать простые решения во всём: и в рабочих задачах, и в домашних делах, да и во всех сферах жизни.

5. Организованные люди знают, что нельзя быть организованным лишь иногда

Говорят, что талантливый человек талантлив во всём. То же самое можно сказать и о по-настоящему организованном человеке.

Они знают, как важно постоянно работать над собой. Нельзя быть организованным иногда. Это как тренировки: если вы регулярно не занимаетесь физическими упражнениями, то вскоре потеряете хорошую форму.

Организованные люди всегда найдут время на то, чтобы прибраться в своём доме и положить всё на свои места. Они выделят несколько минут на то, чтобы удалить ненужные письма в электронной почте или разобрать бумажные завалы на письменном столе.

Они не дают себе слабины. Даже приходя домой после тяжёлого трудового дня, они не скинут вещи в кучу, а аккуратно повесят их в шкаф. Они не используют любимое оправдание миллионов людей: «Сегодня я смалодушничаю, но завтра обязательно сделаю всё как надо».

Организованные люди знают, что нужно делать всё сразу и хорошо. Это намного быстрее, чем потом «работать над ошибками».

6. Организованные люди регулярно освобождают себя от ненужных вещей

Обстоятельства постоянно меняются, и то, что сегодня было необходимым, завтра уже может стать ненужным. Организованные люди не копят ненужный хлам - они от него избавляются.

Они выбрасывают из дома ненужные вещи, удаляют из электронного ящика неактуальные письма, не держат перед глазами материалы по завершённым или приостановленным проектам.

7. Организованные люди всегда ориентированы на будущее

Организованные люди всегда думают о будущем и стараются сделать по максимуму в настоящем, чтобы будущее было как можно лучше. Они умеют рассчитывать риски и знают, чем грозит лень и работа спустя рукава в данный момент. Они планируют свои действия и к любой задаче подходят подготовленными.

Организованные люди всегда спрашивают себя: «Что я могу сделать сейчас для того, чтобы в будущем стать ещё успешнее?».

А вы считаете себя организованным человеком?

Умение управлять своим временем - это талант, которым обладает совсем небольшое количество людей. Организованность подразумевает правильное и рациональное использование всех 24 часов в сутках. Очень важно задуматься над тем, какого человека вы называете организованным и что для вас означает данное понятие. Проанализировав хотя бы один из ваших дней, вы с легкостью можете сказать, обладаете ли вы данным личностным качеством. Более того, из существующих четырёх его признаков, какие-то могут быть более выраженными, а какие-то проявляться лишь изредка. В данной статье узнаем, какого человека называют организованным и что это за личностное качество.

Общее понятие

В школьные годы многих детей родители порицают именно за отсутствие этого качества. Еще в те времена практически у каждого ребенка закрадывается мысль, что необходимо быть собранным и организованным. Очень плохо, что в большинстве семей не объясняется значение этого слова. Какого человека называют организованным? В первую очередь, конечно же, того, кто умеет правильно и рационально использовать своё время.

Например, у человека есть 4 часа и 5 заданий, которые ему необходимо выполнить. Кто-то начнет выполнять сначала более легкие задания, а затем перейдет к сложным, а кто-то наоборот. Организованный же человек, в первую очередь, подумает над тем, как выполнить задания быстрее и эффективнее. Организованность - это чаще всего приобретенное личностное качество, которое характеризуется гармонией, планированием, порядком и спокойствием. Это и есть четыре её самых важных признака. Конечно же, все они благоприятно влияют на жизнь человека, делая её лучше и интереснее.

Планирование

Какого человека называют организованным? Конечно же, того, кто умеет планировать свой распорядок дня. Это очень важный аспект, который помогает в решении множества проблем. Планирование позволяет структурировать все важные дела, выделить из них более значимые и второстепенные, а, кроме того, определить, для какого из заданий сколько понадобится времени и финансовых затрат. С планированием каждый из нас сталкивается ежедневно: список продуктов, которые необходимо купить, составление семейного бюджета и т.д.

Порядок

Как известно, беспорядок порождает хаос, поэтому очень важно, чтобы как вокруг человека, так и внутри, было «убрано». Порядок позволяет сэкономить огромное количество времени, которое тратится на уборку. На вопрос, какого человека называют организованным, ответить очень просто. Такие люди стараются соблюдать во всем порядок.

На рабочем месте у организованного человека, как правило, все разложено по своим местам. Это позволяет ему значительно экономить время и не искать необходимые ему вещи по нескольку часов. Это же касается и «внутреннего порядка». Путаница в голове не может дать эффективных результатов при выполнении той или иной работы. Посторонние мысли заставляют человека отвлекаться на мелочи и тратить на это огромную кучу времени. Организованные люди привыкли во время работы думать только о ней. Это позволяет им быстро и эффективно справляться с любой деятельностью.

Гармония

У организованного человека всегда есть время и на отдых, и на работу. Если в списке дел у такого человека по плану составление отчета, то именно этим он и будет заниматься. Частые перерывы на отдых во время работы расслабляют и после каждого «перекура» желание что-либо делать значительно снижается. Какого человека можно назвать организованным? Конечно же, того, кто заботится о том, чтобы гармонично использовать своё время.

Работа без отдыха также не приносит хороших достижений, поскольку в результате сильного переутомления все физиологические процессы замедляются, и организм не может работать «на полную». Организованные люди гармонично используют время и благодаря этому успевают сделать намного больше дел.

Спокойствие

Еще один, достаточно важные признак организованности - это спокойствие. Сумасшедший темп жизни выбивает из колеи, он делает человека намного слабее. Организованный человек - какой это? На самом деле, он всегда спокоен и уравновешен.

Ему не свойственно нервничать по пустякам, опаздывать, психовать и волноваться. Тихая, размеренная жизнь позволяет организованному человеку выполнять всю необходимую работу очень качественно и быстро.

Это объясняется тем, что на стрессы и эмоциональные потрясения человек тратит очень много жизненной энергии. Кроме того, отсутствие сильных эмоциональных всплесков гарантирует крепкое здоровье и хорошее самочувствие.

Основное средство психодиагностики — психологические тесты (пробы) — серия кратких однотипных стандартизированных испытаний предполагаемого носителя определенных психических свойств. Суммарный итог этих испытаний позволяет судить об уровне измеряемого психического качества у данного индивида (посредством подсчета тестового балла). Наряду с тестовым обследованием в психодиагностике широко используется и клиническое обследование . Формализация психодиагностического обследования основана на психометрике — математизированной технологии измерительных методик. Тест должен обладать определенными психометрическими свойствами — надежностью, вапидностью и репрезентативностью.

Психодиагностика не сводится к эпизодическому тестированию, она имеет развернутый комплексный характер. Так, высокий уровень развития интеллекта может сочетаться с такими негативными психическими свойствами, как пониженный уровень концентрации внимания и ослабленность непосредственной («механической») памяти. Различные параметры психических свойств индивида в психодиагностике должны быть структурированы — сгруппированы по уровню значимости. Эти свойства могут быть синергетичными и конфликтными. Систематизированный итог психодиагностики отображается в психодиагностическом профиле , в котором повышенные значения одних психических свойств отображаются на ломаной линии-графике подъемами, а пониженные значения — спадами. Возвышения и спады определяются в отношении осевой линии среднего уровня. При этом различаются статистическая и социокультурная нормы. Значимые отклонения от нормы называются акцентуацией . Резко выраженные отклонения от нормы свидетельствуют о наличии у индивида патохарактериологических признаков.

История психодиагностики

Психодиагностика как особая отрасль психологии начала формироваться во второй половине XIX в. Ее источником явилась зародившаяся в это время экспериментальная психология. В 1883 г. английский исследователь Ф. Гальтон выступил как основоположник комплексной науки — антропометрики, в рамках которой осуществлялись как анатомические, так и психофизиологические измерения человека (острота зрения и слуха, особенности психомоторных реакций). Гальтон впервые ввел тестовые исследования и предложил сам термин «тест».

Психодиагностика возникла как наука о методах дифференциальной психологии, а в дальнейшем развивалась в соответствии с запросами педагогики, профессионального отбора и медицины. В 1890 г. в американском журнале «Mina» были опубликованы первые интеллектуальные тесты, разработанные Дж. М. Ксттеллом. Здесь же было высказано предложение о необходимости стандартизации тестов с тем, чтобы исключить влияние на их результаты побочных факторов. В дальнейшем Кеттелл разработал 50 образцовых (стандартизированных) тестов для измерения различных сенсорно-интеллектуальных свойств индивида. В 1896 г. в США были созданы координационные центры по консолидации тестологических исследований.

Новый сдвиг в развитии тестологии произошел благодаря созданию серии интеллектуальных тестов французским врачом и психологом А. Бине. В 1905 г. А. Вине в сотрудничестве с А. Симоном провел серию тестовых испытаний детей в целях выявления особенностей их умственного развития. Задания в этих тестах были сгруппированы применительно к различным возрастным группам — от 3 до 13 лет. Если пробные задания (шкалы) выполняли 90% детей данного возраста, то это задание считалось стандартным. В каждой возрастной группе тестированию подвергались по 300 детей. По успешности выполнения тестовых заданий стал определяться умственный возраст ребенка, который не всегда совпадал с его хронологическим возрастом. Было введено понятие базового умственного возраста - это максимальный возраст, при котором все задания определенного типа успешно выполняются подавляющим большинством детей. Если ребенок выполнял отдельные задания, предназначенные для более старшей группы, то к его хронологическому возрасту приписывалось соответствующее количество месяцев. Разница между умственным и хронологическим возрастом интерпретировалась или как одаренность, или как умственная отсталость. Вторая редакция «шкалы А. Бине» была тщательно исследована в Стэнфордском университете (США) группой сотрудников под руководством Л. М. Термена. Разработанная ими «шкала» подверглась существенным изменениям и стала называться «шкала Стэнфорд-Бине» (1916). Были введены два новых основоположения: статистическая достоверность тестовой нормы и коэффициент интеллектуальности (IQ), предложенный В. Штерном. Коэффициент IQ определялся как частное, получаемое при делении хронологического возраста на умственный возраст и умноженное на 100. Шкала Стэнфорд-Бине была рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 18 лет. Для каждого возраста были определены типичный средний показатель (X) выполнения соответствующих тестовых заданий, принятый за 100, и возможные стандартные отклонения (S) в пределах 16 баллов. Все индивидуальные показания в пределах 84- 116 баллов считались нормальными. Если же тестовый показатель выходил за пределы этих значений, то ребенок признавался либо умственно отсталым, либо одаренным. Шкала Стэнфорд-Бине получила широкое распространение и выдержала четыре издания (1937, 1960. 1972, 1986).

В период Первой мировой войны в США стали проводить групповое тестирование интеллекта при отборе новобранцев по различным родам войск. А. С. Отис разработал две разновидности армейских тестов — «Альфа» и «Бета» (первая — для знающих английский язык, вторая — для неграмотных и иностранцев). Эти групповые тесты отличались упрощенностью применения и оценки результатов. Они стали широко применяться в промышленности, образовании и армии, гак как не требовали психологически квалифицированных кадров.

Тестология получила массовое распространение. Тесты стали валидными и высоконадежными. Было выяснено, что общий уровень развития интеллекта коррелирует с рядом других личностных качеств индивида. В тестологии возникло новое направление — тестирование специальных способностей человека, которое стало основой профессионального отбора, профессиональной ориентации и профессиональной консультации. Были созданы тестовые комплексы (батареи) для отбора поступающих в медицинские, педагогические, юридические, инженерные, военные и другие учебные заведения, для эффективного распределения персонала по различным рабочим местам.

Стала применяться математическая методика обработки полученных результатов — факторный анализ.

Английский психолог Ч. Спирмен установил, что все специальные способности имеют не только специфические характеристики (S-фактор), но и общие особенности — генеральный фактор (G-фактор). Выяснилось, что любая специальная способность базируется на необходимом уровне обшей способности, что отдельные тестовые показатели объединяются в родственные подгруппы. Тестовые задания стали соответствовать факторному анализу (J1. Л. Терстоун и др.). Было выделено 12 факторов, характеризующих первичные умственные способности (в настоящее время выделено 120 таких факторов). В США была разработана батарея тестов общих способностей, необходимых для конкретных видов деятельности (GATB).

Также начали разрабатывать тесты достижений, выявляющие усвоение определенных знаний и сформированность профессиональных умений и навыков. Сравнительному анализу подверглась и эффективность различных способов и программ обучения (широкоизвестный Стэнфордский тест достижений (AT) был опубликован в 1923 г.). Тестология стала основной частью психометрики - науки о психологических измерениях. В США с 1936 г. выходит специальный журнал «Психометрика».

Наряду с тестами в личностной диагностике получили широкое распространение личностные опросники и прожективные методы.

Первым личностным опросником является разработанный американским психологом Р. Вудвортсом «Бланк данных о личности» (1919), предназначенный для выявления среди военнослужащих лиц с невротической симптоматикой. Личностные опросники содержат косвенную постановку диагностических вопросов. Стандартизированная процедура их предъявления и оценки итогов сближают их с тестовыми обследованиями.

Во второй половине XX в. самым распространенным личностным опросником стал тест-опросник MMPI — Миннесотский многофазный личностный перечень. Широко применялись также проективные методики, возникшие на основе ассоциативной концепции. Первые ассоциативные эксперименты провел Ф. Гальтон еще в 1879 г., предлагая испытуемым отвечать на словесные раздражители случайно вспомнившимся словом. Предполагалось, что эта методика позволит выявить устойчивую психическую направленность личности. (Эта методика широко используется в психоанализе.) Наиболее известная проективная методика была разработана в 1921 г. швейцарским психиатром Г. Роршахом. Предъявляя причудливые чернильные пятна (симметрично организованные путем перегиба листа бумаги) различным группам психически больных, Роршах установил статистически достоверную систему показателей. Затем в 1928 г. была разработана методика «завершения предложений»

Пейна. Л в 1935 г. была создана самая распространенная проективная методика — Тест тематической апперцепции (ТАТ). Ее создатели X. Морган и Г. Мюррей обобщили весь накопившийся к тому времени опытный материал, полученный различными п рое кти вн ы м и метод и ка м и.

Появившееся в последнее время обилие тестовых методик в принципе основано на вышерассмотренных классических методиках. В связи с развитием компьютерной техники появилась возможность «настройки» теста на индивидуальные особенности испытуемого — возникла методика адаптивного тестирования. Многомерная компьютерная обработка данных позволила делать заключения о субъективном семантическом пространстве испытуемого (Ч. Осгуд (1952); Дж. Келли (1955)).

В России психодиагностика начала развиваться в начале XX в., но ее экспериментальная база была заложена в последней четверти XIX в.: в 18S5 г. возникла первая экспериментальная психологическая лаборатория в Казани, созданная

М. Бехтеревым, а в 1895 г. по инициативе С. С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета.

Известный русский невропатолог и психиатр Г. И. Россолимо уже в 1909 г. разработал методику индивидуального психологического профиля (исследовались 11 психических процессов по 10-балльной шкале. Посредством ответов на 10 вопросов выявлялись особенности внимания, воли, восприятия, ассоциативной деятельности). Этим же ученым была предложена графическая форма отображения результатов психических измерений в виде «психологических профилей». Россолимо стремился к целостному, структурированному исследованию личности, выявлению ее сильных и слабых сторон. Такой же позиции придерживался и известный русский психолог А. Ф. Лазурский — создатель отечественной дифференциальной психологии и научной характериологии. Наиболее интенсивно практика отечественной психодиагностики развивалась в 1920-х и начале 1930-х гг. в связи с развитием педологии и психотехники. Широко использовались зарубежные психологические тесты. Предлагались и новые разновидности тестирования (например, «измерительная шкапа ума» А. П. Болтунова (1928)). В рамках психотехники разрабатывались тесты выявления специальных способностей.

В 1936 г. развитие отечественной психодиагностики было приостановлено. Началась огульная критика всей западной тсс- тологии. И только в 1982 г. вышел первый переводной учебник А. Анастази «Психология тестирования». Появились частично адаптированные варианты зарубежных тестов Ф. Б. Березина, J1. Н. Собчик, И. Н. Гиляшева, стати разрабатываться отечественные методики исследования умственной одаренности и интеллектуал ьного развития (Д. Б. Богоявленская и др.), психической совместимости (Ф. Д. Горбов, Н. Н. Обозов), мотивации (Ю. М. Орлов), личностных акцентуаций (А. Е. Личко) и др. Однако селекция и сертификация психологических тестов должным образом не производились. Широко распространилось тестовое «самиздательство». Практическая психология не получила научной психометрической базы. И лишь в последнее время стали появляться исследования по научным основам психодиагностики.

Технология психодиагностики

Компетентное использование психодиагностических методик возможно лишь на основе знаний по дифференциальной психологии, знаний о структуре психологических свойств личности, системных особенностей ее поведения.

В структуре психических свойств личности системообразующими факторами являются ее и (психофизиологические возможности). Стилевые же особенности поведения обусловлены и характером личности.

Природно обусловленная нервно-психическая конституция индивида — темперамент, который проявляется в динамических особенностях протекания психической деятельности, энергетических характеристиках поведения индивида.

В характере индивида интегрируются все свойства и психические черты личности, проявляются обобщенные способы ее поведения, образующие поведенческий тип личности.

Концептуально разработанные методики психодиагностики ориентированы на выявление психических свойств и черт личности определенных уровней, диагностические данные подвергаются системно-структурному анализу. Так, в характере индивида следует различать глобальные и парциальные качества. Глобальные качества характера — нравствен но-воле вые особенности психической саморегуляции личности. Среди глобальных свойств характера на передний план в современных характе- риологических классификациях выдвигаются следующие пять системообразующих свойств:

  • интеллектуальная гибкость/ригидность;
  • сознательность/импульсивность;
  • эмоциональная устойчивость/тревожность;
  • уверенность/неуверенность;
  • дружелюбие/агрессивность.

Парциальными, ситуативно (в узком спектре поведенческих ситуаций) значимыми чертами характера являются: общительность, доминантность, впечатлительность, толерантность, смелость, осторожность, доверчивость, практицизм, самостоятельность, конформизм, деятельная активность, честолюбие, непритязательность и др.

Следует также учитывать, что поведение индивида полидетерминировано — обусловлено рядом внешних и внутренних причин. Для психодиагностики существенно выявление стратегических особенностей психической саморегуляции индивида.

Психодиагностика психических качеств личности нередко маскируется текущими психическими состояниями личности — временным своеобразием протекания ее психической деятельности. Одно и то же по внешнему проявлению психическое состояние может быть обусловлено различными психическими качествами личности. В каждом психическом состоянии проявляется комплекс эмоционально-волевых и функциональных текущих психорегуляционных особенностей. Радость и грусть, страх и гнев могут сочетаться с импульсивностью или толерантностью, экспрессивностью и импрессивностью. Следует четко различать диагностику устойчивых психических свойств, качеств личности и диагностику текущих функциональных состояний индивида.

Особую сферу психики индивида образуют категориальные (семантические) структуры сознания и самосознания личности. Диагностика этой системообразующей сферы психики индивида осуществляется сложными методиками и процедурами — на основе данных семантического дифференциала Ч. Осгуда и личностных конструктов Дж. Келли и др. Обедненный образ мира обусловливает примитивную схему поведения индивида, стимулируемую мотивационными импульсами низшего уровня, стратегической дезинтеграцией психической регуляции. Уровень категориальной системы индивида обусловливает репертуар его поведенческих форм.

Личностные качества индивида формируются и проявляются в его межличностных отношениях, во взаимодействии с социальными группами. Отдельные поведенческие особенности личности обусловлены се социальной самоидентификацией, персонализацией и общими способами социальной адаптации. В личностной диагностике существенно выявление неформальных отношений индивида, особенностей его неформально-ролевого поведения. Существенно также выявление компенсаторных особенностей психики индивида, особенно в ситуациях несоответствия требований среды и индивидуально-психических возможностей человека. Методы социометрии при этом должны сочетаться с другими методами социально-психологических исследований. Научная психодиагностика невозможна вне системно-структурного анализа психических свойств личности.

Только высококвалифицированные профессиональные психологи могут получать научно достоверные результаты психодиагностических исследований. Их деятельность подчиняется строгим этическим требованиям и стандартам. Лица, занимающиеся психодиагностикой, должны иметь на это право — обладать лицензиями. Используемые ими методики должны соответствовать необходимым профессиональным стандартам. Сертифицированными психодиагностическими методиками обладают только аттестованные психодиагносты. Никто не может быть подвержен принудительному психологическому тестированию. Каждый имеет право на соблюдение тайны его психодиагностического обследования. Испытуемый имеет право настаивать на применении эквивалентной методики выявления его психических свойств. Сообщение результатов психодиагностического обследования не должно вызывать негативных психических реакций у обследуемого лица.

Методы и методики психодиагностики

Практическая психодиагностика направлена, как правило, на выявление психических свойств личности, существенных для определенных видов социально значимой деятельности и поведения, для выявления критериальных показателей в критериальном поведении. Например, критериальным показателем определенного вида труда является его производительность. Для этого необходимо установление причинных связей между различными критериями деятельности и психическими свойствами индивида. Чем выше диагностическая ценность используемых методов, тем выше их универсальная значимость. Психодиагностический метод направлен на решение широкого круга задач, психодиагностическая методика — на решение частных задач. Способы реализации методики называются диагностическими процедурами .

По операциональной классификации диагностических методик различаются методики объективные и субъективные. Объективные методики в минимальной мере зависят от индивидуальных качеств их исполнителя. Субъективные методики почти полностью зависят от опыта и мастерства психодиагноста. К объективным психодиагностическим методикам относятся приборные психофизиологические и аппаратурные поведенческие методики, объективные тесты с выбором ответа и тесты- опросники. К субъективным методикам относятся различные способы субъективного шкалирования испытуемым, исследователь же оценивает и интерпретирует его результаты, делаются выводы о ценностных ориентациях испытуемого. Все проективные методики (ТАТ, тест цветовых предпочтений Люшера, тесты Роршаха и др.) являются субъективными.

Методы психодиагностики не сводятся к психологическому тестированию. К ним относятся также методы стандартизированного аналитического наблюдения, включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием, контент-анализ (анализ содержания текста с выявлением частоты появления определенных высказываний, фактов — единиц анализа), психодиагностическая беседа, анкетные опросы, ролевые игры, метод экспертных оценок и др.

В процессе реализации всех психодиагностических методов существенное значение имеет принятие нормативных решений: сравнение выявленного уровня психического свойства с социокультурным нормативом. Однако ведущим методом психодиагностики является метод тестов. Этот метод позволяет стандартизировать условия и результаты диагностического обследования, обеспечивает его надежность, оперативность и экономичность, возможность компьютеризации. Хорошо проработанные тесты обеспечивают их психологическую адекватность, оптимальный уровень сложности, индивидуальную дифференцированность. Однако внешняя легкость тестового обследования нередко сопровождается его профанацией. Модные тесты начинают использоваться на все случаи жизни, из результатов их применения делаются всеобщие категоричные выводы, игнорируются надежность, валидность и репрезентативность применяемого теста.

Надежность теста — его помехоустойчивость, независимость его результатов от воздействия случайных факторов: информационно-социальных обстоятельств, психического состояния обследуемого лица на текущий момент, физических условий обследования. Даже высоконадежные тесты подвержены некоторому влиянию этих факторов, имеют определенную «стандартную ошибку измерения» (Se), которая выявляется специальными корреляционными методами, сравнением результата применения теста при первом и последующем тестировании. Показатель надежности теста (R) должен быть достаточно высоким (0,8-0,9). Сам показатель надежности теста применим только к стабильным психическим свойствам индивида. Такие динамические характеристики, как установки личности, исследуются более сложными методами.

Валидность теста — его соответствие измеряемому психическому свойству, независимость получаемых результатов от других психических свойств данного индивида. При выявлении валидности используется критерий валидности — независимый от теста внешний источник информации о наличии определенного свойства и его развитости у индивида (данные наблюдения, экспертных оценок и др.). Валидность теста выявляется в лабораторных условиях системой сложных статистически достоверных методов.

Величина выборки стандартизации теста называется репрезентативностью теста, она определяет возможность использования этого теста применительно к данной популяции испытуемых (определенной категории обследуемых лиц). Тест, стандартизированный на студентах, а тем более на специалистах, будет не репрезентативным в отношении учащихся средней школы.

Валидность теста связана как с его репрезентативностью, так и с его достоверностью - защищенностью теста от мотивационных искажений (особенно при использовании выборочных тестов). В тестах-опросниках предусматриваются специальные «шкалы лжи». Используются и другие «ловушки» недостоверности. В аттестационной ситуации, когда тестирование проводится администрацией, использование тестовых опросников, не снабженных шкалами лжи, нецелесообразно. Психометрические характеристики теста разрабатываются высококвалифицированными психодиагностами в специальных исследовательских учреждениях. Только высококвалифицированный психолог-тестолог способен пересчитать тестовые нормы и психометрические индексы надежности и валидности теста применительно к собственной выборке с учетом национально-культурной и социальной специфики обследуемой популяции, выяснить, как тест работает в данной конкретной ситуации. И здесь на помощь ему приходит компьютерная техника. Так, в нашей стране разработан пакет программ ТЕСТЛН (научная фирма «Гуманитарные технологии») для психометрического анализа тестов.

Тестовые методики

При методике шкалирования испытуемому предлагается дать ранговую оценку какому-либо событию, явлению или своим личностным качествам. Разновидностями этих методик являются «Семантический дифференциал» (Остуда), «Тест конструктов» (Келли), «Тест цветовых предпочтений» (Люшера), методика КИСС (Соловьева-Федотова). В методике КИСС используются схематические изображения разных лиц, испытуемому дается задание: «Проранжируйте эти изображения лиц по степени их сходства с отцом, матерью, учителем и т. п.». Полученная ранговая решетка конструктов может быть обработана на компьютере. Методика сравнений по сходству (методика сортировки) показывает дифференцированность системы понятий испытуемого, уровень сформированности этих понятий (когнитивная диагностика). Разновидностью этой методики является «Каузометрия» (Головахи-Кроника). Называя наиболее важные события из своей жизни и устанавливая причинные связи между ними, испытуемый даст материал для выстраивания линии его жизни. При наличии компьютерной программы «Life Line» испытуемому предъявляются для оценки пары событий и компьютер выстраивает каузальный график. Все методики шкалирования относятся к субъективному способу тестирования и требуют высокого профессионализма их пользователей.

Проективные методики

Это рисунок, рассказ, ролевая игра. Проективные методики, так же как и методики шкалирования, относятся к субъективной разновидности тестирования и требуют высокоразвитой профессиональной интуиции исследователя и специальной подготовки. Название этих методик происходит от фрейдовского понятия «проекция» (перенос внутреннего мира во внешний мир в системе определенных символов, наделение других людей качествами, неприемлемыми для самого индивида). Проективные методики берут начало от теста словесных ассоциаций, предложенного К. Г. Юнгом. Предполагалось, что быстрые словесные ассоциации выявляют подсознательные влечения индивида, его скрытый внутренний мир. В дальнейшем Г. Роршахом была выявлена связь с устойчивыми подсознательными структурами предпочитаемых индивидом фантастических образов («Психодиагностика» (1921)). Показывая испытуемому 10 чернильных пятен (пять черно-белых и пять цветных), Роршах предлагал им рассказать, что они ему напоминают. Ответы испытуемых, ассоциативные образы, возникавшие у них, позволяли Роршаху судить о психических особенностях испытуемых, об их страхах и тревогах, внутренних конфликтах. В 1935 г. был разработан тест тематической апперцепции (X. Морган и Г. Мюрей), чаше называемый аббревиатурой — ТАТ. В этом тесте испытуемому предлагается определенная картинка, по которой он должен составить короткий рассказ. Изображения лиц и фигур на картинке нечеткие, что расширяет вариативные возможности их интерпретации. Восприятие человеком явлений действительности апперцептивно — к воспринимаемым объектам люди относятся со своих устойчивых личностных позиций. Эти позиции и выявляются тестом ТАТ. Изображая преимущественно фрустрационные события, ТАТ выявляет конфликтные особенности испытуемой личности. К этому тесту примыкает фрустрационный тест С. Розенцвейга (1964). Существуют также разнообразные графические проективные методики: «Нарисуйте дерево», «Нарисуйте животное», «Нарисуйте человека» и др.

Исследователь осуществляет психоаналитическую интерпретацию этих рисунков. Однако при этом следует применять и другие методы диагностического исследования. Предложенная Г. Т. Хоментаускасом методика «Рисунок семьи» (1987) позволяет выявить особенности внутрисемейных отношений. Однако все проективные методики обладают высокой вероятностью появления артефактов — возникновения инструментальных ошибок и ошибок психодиагноста. Их использование целесообразно сочетать с методом экспертных оценок.

В последнее время в психодиагностике широко распространилось применение разнообразных личностных опросников (MMPI и др.) с хорошо разработанной методикой их реализации. Следует, однако, учитывать, что ни один тест и ни одна тестовая методика не могут служить основанием для категорических психодиагностических выводов. Основным методологическим принципом психодиагностики является принцип комплексности.