За что Степан Разин утопил персидскую княжну. Как атаман Разин устроил «персидскую Цусиму»

Восстание Степана Разина или Крестьянская война (1667-1669 гг. 1-й этап восстания «Поход за зипунами», 1670-1671 гг. 2-й этап восстания) - крупнейшее народное восстание второй половины XVII века. Война восставшего крестьянства и казачества с царскими войсками.

Кто такой Степан Разин

Первые исторические сведения о Разине относятся к 1652 г. (рожд. около 1630 г. — смерть 6 (16) июня 1671 г.) - донской казак, предводитель крестьянского восстания 1667–1671 годов. Родился в семье зажиточного казака в станице Зимовейская на Дону. Отец - казак Тимофей Разин.

Причины восстания

Окончательное закрепощение крестьян, которое было вызвано принятием Соборного уложения 1649 года, начало массового сыска беглых крестьян.
Ухудшение положения крестьян и посадских людей в связи с увеличением налогов и повинностей, вызванного войнами с Польшей (1654-1657 гг.) и Швецией (1656-1658 гг.), бегство людей на юг.
Скопление бедного казачества и беглого крестьянства на Дону. Ухудшение положения служилых людей, охранявших южные рубежи государства.
Попытки властей ограничить казачью вольницу.

Требования восставших

Разинцы, выдвинули Земскому собору такие требования:

Отменить крепостное право и полное освобождение крестьян.
Формирование казачьих войск в составе правительственной армии.
Уменьшение податей и повинностей, возлагаемых на крестьянство.
Децентрализация власти.
Разрешение на посевы зерновых на Донских и Приволжских землях.

Предыстория

1666 год — отряд казаков под началом атамана Василия Уса вторгся с Верхнего Дона в пределы России, смог дойти почти до Тулы, разоряя на своем пути дворянские имения. Только угроза встречи с большими правительственными войсками заставила Уса повернуть назад. С ним ушли на Дон и множество примкнувших к нему крепостных. Поход Василия Уса показал, что казачество готово в любое время выступить против существующего порядка и власти.

Первый поход 1667-1669 гг.

Обстановка на Дону становилась все напряженней. Стремительно увеличивалось количество беглых. Противоречия между бедными и богатыми казаками усиливались. В 1667 г., после окончания войны с Польшей, на Дон и в другие места хлынул новый поток беглых.

1667 год — отряд в тысячу казаков, под предводительством Степена Разина, отправился на Каспийское море в поход «за зипунами», то есть за добычей. Отряд Разина в течении 1667-1669 годов грабил русские и персидские купеческие караваны, нападал на прибрежные персидские города. С богатой добычей разинцы возвратились в Астрахань, а оттуда — на Дон. «Поход за зипунами» был по факту грабительским. Но значение его намного шире. Именно во время этого похода сформировалось ядро разинского войска, а щедрая раздача милостыни простым людям принесла атаману неслыханную популярность.

1) Степан Разин. Гравюра конца XVII в.; 2) Степан Тимофеевич Разин. Гравюра XVII в.

Восстание Степана Разина 1670-1671 гг.

1670 год, весна — Степан Разин начал новый поход. На этот раз он решил идти против «бояр-изменников». Без боя был взят Царицын, жители которого сами с радостью открыли восставшим ворота. Отправленные против разинцев из Астрахани стрельцы перешли на сторону бунтовщиков. Их примеру последовал и остальной астраханский гарнизон. Сопротивлявшихся, воеводу и астраханских дворян, перебили.

После разинцы направились вверх по Волге. По пути они рассылали «прелестные письма», призывая простых людей бить бояр, воевод, дворян и приказных. Для того что бы привлечь сторонников Разин распустил слухи о том, что в его войске находятся царевич Алексей Алексеевич и патриарх Никон. Основными участниками восстания были казаки, крестьяне, холопы, посадские и работные люди. Города Поволжья сдавались не оказывая сопротивления. Во всех взятых городах Разин вводил управление по образцу казачьего круга.

Надо отметить, что разинцы в духе тех времен не щадили своих врагов — пытки, жестокие казни, насилие «сопровождали» их во время походов.

Подавление восстания. Казнь

Неудача ждала атамана под Симбирском, осада которого затянулась. А тем временем, такой размах восстания вызвал ответные действия власти. 1670 год, осень — произвел смотр дворянского ополчения и 60-ти тысячная армия выдвинулась на подавление восстания. 1670 год, октябрь — осада Симбирска была снята, 20-ти тыс. войско Степана Разина разбито. Сам атаман, был тяжело ранен. Его товарищи вынесли с поля боя, погрузили в лодку и ранним утром четвертого октября отплыли вниз по Волге. Несмотря на катастрофу под Симбирском и ранение атамана, восстание продолжалось всю осень и зиму 1670/71 г.

Степан Разин был схвачен 14 апреля в Кагальнике домовитыми казаками во главе с Корнилой Яковлевым и выдан правительственным воеводам. В скором времени он был доставлен в Москву.

Лобное место на Красной площади, где как правило читали указы, снова, как во времена..Ивана Грозного…, стало местом казни. Площадь была оцеплена тройным рядом стрельцов, место казни охранялось иноземными солдатами. По всей столице стояли вооруженные ратники. 1671 год, 6 (16) июня — после жестоких пыток, Степен Разин был четвертован в Москве. Его брата Фрола, предположительно, казнили в тот же день. Участники восстания были подвергнуты жестоким преследованиям и казням. По всей России было казнено больше 10 тыс. бунтовщиков.

Итоги. Причины поражения

Основными причинами поражения восстания Степана Разина были его стихийность и низкая организованность, разобщенность действий крестьян, которые как правило, ограничивались разгромом имения своего собственного барина, отсутствие у бунтовщиков ясно осознаваемых целей. Противоречия между разными социальными группами в лагере восставших.

Рассматривая восстание Степана Разина кратко, его можно отнести его к крестьянским войнам, сотрясавшим Россию в XVI столетии. Этот век получил название «бунташный век». Восстание под предводительством Степана Разина - только лишь один эпизод времени, которое наступило в российском государстве после .

Однако по ожесточенности столкновений, противостояния двух враждебных лагерей восстание Разина стало одним из самых мощных народных движений «бунташного века».

Восставшие не смогли добиться ни одной из поставленных целей (уничтожения дворянства и крепостного права): ужесточение царской власти продолжилось.

Атаман Корнило (Корнилий) Яковлев (пленивший Разина) был «по азовским делам» соратником отца Степана и его крестным отцом.

Жестокие казни представителей знати и членов их семей стали, как сейчас можно сказать, «визитной карточкой» Степана Разина. Он придумывал новые виды казней, от которых подчас становилось не по себе даже его преданным сторонникам. К примеру, одного из сыновей воеводы Камышина, атаман приказал казнить, опустив в кипящую смолу.

Небольшая часть восставших, даже после ранения и бегства Разина, осталась верна его идеям и обороняла Архангельск от царских войск до конца 1671 г.

Легендарная личность удалого атамана и бунтаря Степана Разина до сих пор привлекает огромное внимание современников (например куда он спрятал награбленное до сих пор не известно, да разговор не об этом), он стал героем фольклора, его образ широко распространен в искусстве, а уж песню о нем "Из-за острова на стрежень" знают все... Нет? Так мы напомним:

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные,
Вострогрудые челны.

На переднем Стенька Разин,
Обнявшись, сидит с княжной,
Свадьбу новую справляет
Он, весёлый и хмельной.

А она, потупив очи,
Ни жива и ни мертва,
Молча слушает хмельные
Атамановы слова.

Позади их слышен ропот:
«Нас на бабу променял,
Только ночь с ней провожжался,
Сам наутро бабой стал».

Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман
И могучею рукою
Обнял персиянки стан.

Брови чёрные сошлися,
Надвигается гроза.
Буйной кровью налилися
Атамановы глаза.

Ничего не пожалею,
Буйну голову отдам! -
Раздаётся голос властный
По окрестным берегам.

«Волга, Волга, мать родная,
Волга, русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака!

Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга, Волга, мать родная,
На, красавицу прими!»

Мощным взмахом поднимает
Он красавицу княжну
И за борт её бросает
В набежавшую волну.

«Что ж вы, братцы, приуныли?
Эй, ты, Филька, чорт, пляши!
Грянем песню удалую
На помин её души!..»

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные,
Вострогрудые челны.

Так как же дела было, поскольку в песне описан только факт утопления знатной пленницы-жены, а вот про подоплеку умалчивается. А началось все с того что 15 мая 1667 году казаки со своим предводителем Степаном Тимофеевичем Разиным отправились "за зипунами". Так у них назывался набег на бусурман, в частности сначала они прошлись по родной земле, грабя своих же купцов, а как запахло "жареным, отправились к Каспийскому морю пощипать персов. Предупрежденные царскими послами о набеге казаков, персы не дремали и весной 1669 года казаки выдержали несколько боёв в «Трухменской земле», где погиб друг Разина Сергей Кривой, а чуть позднее казачье войско подверглись нападению большого шахского флота под командованием Мамед-хана астаринского - произошло сражение, вошедшее в историю под названием Бой у Свиного острова. Сафавиды сцепили свои суда цепями, чтобы окружить казачий флот. Казаки воспользовались этой ошибкой и пустили ко дну флагманский корабль противника, после чего уничтожили весь его флот. Именно в этом сражении в плен к разинцам попали сын и дочь командующего персидским флотом - дочь и была той персидской княжной, которую Степан Разин, впоследствии, как поётся в известной песне «Из-за острова на стрежень…», бросил с корабля в воду.

Вот как описывается это событие оевидцем Я.Я. Стрейсом его «Трех путешествиях» 1676 г.

При нем была персидская княжна, которую он похитил вместе с ее братом. Он подарил юношу господину Прозоровскому, а княжну принудил стать своей любовницей. Придя в неистовство и запьянев, он совершил следующую необдуманную жестокость и, обратившись к Волге, сказал: «Ты прекрасна, река, от тебя получил я так много золота, серебра и драгоценностей, ты отец и мать моей чести, славы, и тьфу на меня за то, что я до сих пор не принес ничего в жертву тебе. Ну хорошо, я не хочу быть более неблагодарным!» Вслед за тем схватил он несчастную княжну одной рукой за шею, другой за ноги и бросил в реку. На ней были одежды, затканные золотом и серебром, и она была убрана жемчугом, алмазами и другими драгоценными камнями, как королева. Она была весьма красивой и приветливой девушкой, нравилась ему и во всем пришлась ему по нраву. Она тоже полюбила его из страха перед его жестокостью и чтобы забыть свое горе, а все-таки должна была погибнуть таким ужасным и неслыханным образом от этого бешеного зверя.

Судя по всему убиение княжны было одновременно и подарком водяному духу за удачу в бою, в которого мореходы верили, и своеобразной местью врагу за гибель близкого товарища. А возможно он верил, что женщина на корабле к несчастью, вот и избавился от нее незамысловатым способом.

В забавное время мы живем. Руководящий товарищ, имеющий, казалось бы, научную степень по истории, совершенно серьезно утверждает необходимость исторических мифов для воспитания нравственности. Более того, угрожает всякими карами, земными и небесными, тем, кто пытается доказать, что защищаемые мифы не имеют отношения к тому, что реально происходило в прошлом. Немного напоминает тех деятелей, которые освящают самолеты, чтобы лучше летали. За такими, деликатно выражаясь, чудаками, сам дедушка русской авиации Николай Егорович Жуковский, бывший человеком вполне религиозным, гонялся бы с метлой по всему аэродрому. И кричал бы при этом: «Прочь с глаз моих, козлы бородатые! Самолеты должны летать, потому что мы их правильно рассчитали! Самолеты должны летать, потому что мы великолепно организовали производство! Самолеты должны летать, потому что у нас самые опытные летчики! И самолеты будут летать без всяких ваших заклинаний!»

И все же множество мифов живет в истории. Они очень удобно ложатся на наше сознание, воспитанное в детстве сказками. Они по безграмотности нашей кажутся нам вполне достоверными. Более того, они куда красивее реальных фактов. Чему подтверждением – произведения литературы и искусства. Образы всех исторических личностей так искажены сознательным или бессознательным мифотворчеством, что столкнись мы с ними в реальной жизни, вряд ли бы их узнали.

К Степану Разину это относится в полной мере. Даже удивляет, что изрядная часть русского фольклора посвящена этому лихому грабителю, самый главный подвиг которого – утопление персидской княжны.

В советское время Степан Разин числился одним из первых в истории России борцов за свободу народа против проклятого царизма. В его память древняя московская улица Варварка с 1933 по 1993 год называлась улицей Разина. Писатель А.Чапыгин написал большой роман «Разин Степан». Василий Шукшин написал другой роман про Разина «Я пришел дать вам волю» и собирался снять по этому роману фильм. В общем, типичный исторический миф, затмивший реальные факты.

А каковы же реальные факты?

Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671) был донским казачим атаманом. Родился он в станице Зимовейской (это нынешняя Волгоградская область). Кстати, из этой же донской станицы происходил другой известный бунтовщик против царской власти, Емельян Пугачев. Впрочем, есть и другая версия, согласно которой Степан Разин родился в станице Черкасской. Был он не из простых казаков, а из казацкой старшины. Поэтому уже к 1662 году Степан стал одним из командиров казачьего войска.

Кто такие казаки?

Надо сказать, что о казаках тоже ходит довольно много мифов, по большей части самими казаками и придуманных. Казаки – беженцы из центральных районов Московского царства и Великого княжества литовского на окраины, в степные районы. Жизнь здесь была более опасная, но зато вольная. Вольная, но опасная. Поэтому казаки были в первую очередь лихие и беззаветные воины. Они успешно отбивались от профессиональных воинов и грабителей, степных кочевников, а после и побивали их. Сходство слов «казаки» и названия народа «казахи» не случайно. По-тюркски «хазах» – вольный человек. Другое название казаков, «черкасы», имеет общее происхождение с названием народа «черкесы»

Как положено степнякам, казаки жили разбоем и грабежом. Но в 16 веке они часто нанимались в качестве войска к различным правителям. Войско это было не слишком организованным, но полезным, особенно в деле охраны границ. Впрочем, довольно часто охранники договаривались с теми, от кого они должны были охранять вверенные им пределы и занимались совместными набегами. Единственное, что объединяло эту весьма разнородную массу, было православие, что нынешние казаки усиленно подчеркивают. Но историки говорят, что среди казаков были и староверы, и буддисты-калмыки, и в небольшом количестве мусульмане.

Почему Алексей Михайлович звался "тишайшим"?

Время деятельности Степана Разина совпало с царствованием Алексея Михайловича. Алексей Михайлович был вторым царем из династии Романовых, и царем весьма мудрым. За свой уравновешенный характер он получил прозвище «Тишайшего». Что, впрочем, не означает, что он милостиво относился к своим подданным. Впрочем, на фоне Ивана Грозного и после многих лет раздоров и раздраев, которые называются в истории Смутным временем, правление Алексея Михайловича, действительно, казалось тишайшим. Более того, Алексей Михайлович начал реформировать жизнь и уклад своего царства. Многие из достижений, которые принято приписывать его буйному сыну Петру, имели место еще при Алексее Михайловиче. Это к вопросу о стойких исторических мифах, населивших наше сознание.

Чем характерно царствование Алексея Михайловича?

Например, Алексей Михайлович разрешил иностранцам въезд в Московию. Благодаря этому в Москве на берегах реки Яузы возникла Немецкая слобода, куда потом сбегал Петр I. Неспешно, как, собственно говоря, и положено делать преобразования в большой стране, Алексей Михайлович вводил цивильные костюмы европейского образца. До бритья бород при нем, правда, не дошло. При Алексее Михайловича начало реформироваться русское стрелецкое войско. Даже первый русский корабль «Орел» был построен в Воронеже тоже в царствование Алексея Михайловича.

В царствование Алексея Михайловича также произошло изменение канона богослужения, его приближение к верному на тот момент православному канону. Это серьезное изменение религиозных порядков положило начало такому явлению, как раскол, поскольку многие не хотели отказываться от привычного порядка богослужения и от привычных книг и икон старого письма.

И опять к вопросу об исторических мифах. Церковные нововведения пришли в Московское царство из тогдашнего центра ученого православия, из Киева. Из Константинополя, к тому времени уже ставшим Стамбулом, они прийти уже не могли.

И, чтобы два раза не вставать, в царствование Алексея Михайловича, в 1654 году, произошло вхождение украинских (казачьих) земель в состав Московского царства. В советское время это вхождение было принято называть воссоединением Украины и России и добавлять присказку о вечной и нерушимой дружбе двух народов. Что тоже, в общем-то, является мифом. Во-первых, никакой России тогда еще не было. Во-вторых, вхождение было договором на достаточно вольготных для Украины условиях, а в-третьих, обеими сторонами это вхождение совсем не рассматривалось, как вечное, нерушимое и т. д. Все политики знают цену вечным и нерушимым соглашениям.

Как видим, при Алексее Михайловиче на подвластных ему территориях «жить стало лучше, жить стало веселей». Прирастанию богатства и повышению роли Московского царства в Европе способствовали усилия по прокладке торгового пути из северной Европы в Персию по пограничной в то время реке Волге. Путь этот прокладывали, главным образом, голландские купцы, но и их русские коллеги не отставали. Московская власть гарантировала охрану купеческим караванам.

Что представляло собой восстание Степана Разина?

Вот здесь-то начался конфликт между донскими казаками и московским царем. В 1667 году царский воевода боярин Юрий Алексеевич Долгорукий повесил старшего брата Разина, Ивана. Разин решил отомстить Долгорукому. Со своей ватагой он перебрался на Волгу, где начал вербовать казаков (и не только) для грабительского похода в Персию. В казачьем войске были и беглые крепостные из Московии, и татары, и калмыки.

Пока казаки Разина грабили побережье Персии, царские власти смотрели на его подвиги сквозь пальцы. Но чем дальше, тем более терпение царя истощалось. Во-первых , к 1670 году ватага Разина превратилась в довольно крепкое и неплохо управляемое войско. Во-вторых , начался грабеж русских и иностранных купеческих караванов. А в-третьих , Разин взял Астрахань, а оттуда двинулся вверх по Волге, к Москве.

Собственно говоря, Разин никакой крестьянской революции делать не собирался. В своих подметных письмах (прокламациях) Степан Разин призывал «черный люд» поступать к нему в войско, чтобы служить Богу и царю Алексею Михайловичу против «изменников-бояр».

Хотя даже противники Степана Разина находили, что порядок в его войске гораздо больший, чем в войске московского царя, но сил, конечно, было больше у Алексея Михайловича. Возле Симбирска войско Разина было разбито. Раненого атамана выдали царским воеводам. Его доставили в Москву, где после пыток четвертовали.

Брат Степана Разина, Фрол, выторговал себе пять лет жизни. Уже у самого эшафота он закричал «слово и дело», пообещав выдать тайное место, где Степан хранил свои сокровища, а главное, переписку с другими заговорщиками, как русскими, так и заграничными. Услышав это, старший брат сказал предателю: «Молчи, собака!», и, вероятно, эти слова были его последними словами. Тайный приказ в течение пяти лет искал сокровища и архив Разина, руководствуясь показаниями Фрола. Когда эти поиски ни к чему не привели, младшего брата Разина казнили так же, как и старшего.

Степан Тимофеевич Разин - атаман донского казачества, организовавший крупнейшее народное восстание допетровского периода, которое было названо Крестьянской войной.

Будущий предводитель мятежных казаков родился в станице Зимовейская в 1630 году. Некоторые источники указывают на другое место рождения Степана – город Черкасск. Отец будущего атамана Тимофей Разя был родом из Воронежского края, но переселился оттуда по неясным причинам на берега Дона.

Молодой человек прижился среди вольных поселенцев и вскоре стал домовитым казаком. Тимофей отличался в военных походах отвагой и смелостью. Из одной кампании казак привел в дом плененную турчанку и женился на ней. В семье родилось три сына – Иван, Степан и Фрол. Крестным отцом среднего брата стал сам атаман войска Корнила Яковлев.

Смутное время

В 1649 году «Соборным посланием», подписанным царем , на Руси окончательно закрепилось крепостное право. Документ провозглашал наследственное состояние крепостничества и позволял увеличивать срок поиска беглых до 15 лет. После принятия закона по стране начали вспыхивать восстания и мятежи, многие крестьяне пускались в бега в поиске вольных земель и поселений.


Наступило смутное время. Казацкие поселения все чаще становились пристанищем «голытьбы», бедных или нищих крестьян, которые примыкали к зажиточному казачеству. По негласной договоренности с «домовитыми» казаками из беглых создавались отряды, которые занимались грабежом и воровством. Теркские, донские, яицкие казачества увеличивались за счет «голутвенных» казаков, их военная мощь росла.

Молодые годы

В 1665 году произошло событие, которое повлияло на дальнейшую судьбу Степана Разина. Старший брат Иван, принимавший участие в русско-польской войне, решил самовольно покинуть позиции и удалиться с армией на родину. По обычаю вольное казачество не обязано было подчиняться правительству. Но войска воеводы догнали разинцев и, объявив их дезертирами, казнили на месте. После смерти брата Степан воспылал яростью к русскому дворянству и решил идти войной на Москву, дабы освободить Русь от боярщины. Нестабильное положение крестьянства также стало причиной восстания Разина.


С юности Степан отличался удалью и смекалкой. Он никогда не шел напролом, а использовал дипломатию и хитрость, поэтому уже в молодом возрасте он входит в состав важных делегаций от казачества в Москву и Астрахань. Дипломатическими уловками Степан мог уладить любое провальное дело. Так знаменитый поход «за зипунами», который закончился для Разинского отряда плачевно, мог привести к аресту и наказанию всех его участников. Но Степан Тимофеевич так убедительно пообщался с царским воеводой Львовым, что тот отпустил все войско домой, снарядив новым оружием, и одарил Степана иконой Богородицы.

Проявлял себя Разин и как миротворец среди южных народов. В Астрахани он выступил посредником в споре между нагайбакскими татарами и калмыками и не допустил кровопролития.

Восстание

В 1667 году в марте Степан начал собирать войско. С 2000 воинами атаман отправился в поход по впадающим в Волгу рекам грабить суда купцов и бояр. Грабежи не воспринимались властью как бунт, так как воровство было неотъемлемой частью существования казачества. Но Разин пошел дальше привычного разбоя. В селе Черный Яр атаман устроил расправу над стрелецким войсками, а затем отпустил всех ссыльных, находящихся под стражей. После чего отправился на Яик. Войска мятежника хитростью проникли в крепость к уральским казакам и подчинили себе слободу.


Карта восстания Степана Разина

В 1669 году пополнившаяся беглыми крестьянами армия под предводительством Степана Разина отправилась на Каспий, где учинила ряд нападений на персов. В схватке с флотилией Мамед-хана русский атаман перехитрил восточного полководца. Струги Разина имитировали побег от персидского флота, после чего перс отдал приказ объединить 50 кораблей и окружить войско казаков. Но Разин неожиданно развернулся и подверг мощному обстрелу главное судно противника, после чего оно начало тонуть и потянуло за собой весь флот. Так малыми силами Степан Разин вышел из боя у Свиного острова победителем. Понимая, что после такого поражения сефивиды соберут большее войско против разинцев, казаки отправились через Астрахань на Дон.

Крестьянская война

1670 год начался подготовкой войска Степана Разина к походу на Москву. Атаман пошел вверх по Волге, захватывая прибрежные селения и города. Для привлечения местного населения на свою сторону Разин использовал «прелестные письма» – особые грамоты, которые он распространял среди городского люда. В письмах говорилось о том, что гнет боярщины можно скинуть, если примкнуть к армии мятежников.

На сторону казаков переходили не только угнетенные слои, но и старообрядцы, ремесленники, марийцы, чуваши, татары, мордвины, а также русские солдаты правительственных войск. После повального дезертирства царские войска вынужденны были начать привлечение наемников из Польши и Прибалтики. Но с такими воинами казаки поступали жестоко, подвергая всех военнопленных иностранцев казни.


Степан Разин распространял слух, что в стане казаков скрывается пропавший царевич Алексей Алексеевич, а также ссыльный . Тем самым атаман привлекал на свою сторону все больше недовольных действующей властью. За год на сторону разинцев перешли жители Царицына, Астрахани, Саратова, Самары, Алатыря, Саранска, Козмодемьянска. Но в бою под Симбирском флотилия казаков была разбита войсками князя Ю. Н. Барятинского, а сам Степан Разин после ранения вынужден был отступить к Дону.


Полгода Степан укрывался с приближенными в Кагальницком городке, но местные зажиточные казаки тайно приняли решение о сдаче атамана правительству. Старейшины опасались гнева царя, который мог лечь на все русское казачество. В апреле 1671 года после короткого штурма крепости Степан Разин попал в плен и был вывезен в Москву вместе с близким окружением.

Личная жизнь

О частной жизни атамана в исторических документах сведений не сохранилось, но известно только то, что в Кагальницком городке проживала супруга Разина и его сын Афанасий. Мальчик пошел по стопам отца и стал воином. Во время стычки с азовскими татарами юноша попал в плен к противнику, но вскоре вернулся на родину.


В легенде о Степане Разине упоминается персидская княжна. Предполагается, что девушка попала в плен к казакам после знаменитого боя на Каспийском море. Она стала второй женой Разина и даже успела родить казаку детей, но от ревности атаман утопил ее в пучине Волги.

Смерть

В начале лета 1671 года охраняемые воеводами стольником Григорием Косаговым и дьяком Андреем Богдановым Степан и его брат Фрол были доставлены в Москву для суда. Во время следствия Разиных подвергали жестоким пыткам, а через 4 дня повели на казнь, которая состоялась на Болотной площади. После оглашения приговора Степана Разина четвертовали, но его брат не выдержал увиденного и попросил пощады в обмен на тайные сведения. Спустя 5 лет, не найдя обещанных Фролом награбленных сокровищ, решено было казнить и младшего брата атамана.


После смерти лидера освободительного движения война продолжалась еще полгода. Казачество возглавили атаманы Василий Ус и Федор Шелудяк. Новым предводителям не хватило харизмы и мудрости, поэтому восстание было подавлено. Народная борьба привела к неутешительным итогам: крепостничество было ужесточено, отменены дни перехода крестьян от хозяев, разрешено проявлять крайнюю степень жестокости в отношении к неповинующимся крепостным.

Память

История о восстании Степана Разина надолго осталась в памяти народа. Национальному герою посвящено 15 народных песен, в том числе «Из-за острова на стрежень», «Есть на Волге утес», «Ой, то не вечер». Биография Стеньки Разина вызывала творческий интерес у многих литераторов и историков, таких как , А. А. Соколов, В. А. Гиляровский, .


Сюжет о подвигах героя Крестьянской войны использовался при создании первого российского фильма в 1908 году. Кинолента называлась «Понизовая вольница». В честь Разина названы улицы Санкт-Петербурга, Твери, Саратова, Екатеринбурга, Ульяновска и других населенных пунктов.

События XVII столетия легли в основу опер и симфонических поэм русских композиторов Н. Я. Афанасьева, А. К. Глазунова, .

Предводитель казаков Степан Тимофеевич Разин , также известный как Стенька Разин, — одна из культовых фигур российской истории, о которой немало наслышаны даже за рубежом.

Образ Разина оброс легендами ещё при жизни, и разобраться, где правда, а где вымысел, историки не могут до сих пор.

В советской историографии Разин фигурировал как вождь крестьянской войны, борец за социальную справедливость против гнёта власть имущих. В ту пору имя Разина широко использовалось при наименовании улиц и площадей, а памятники бунтарю устанавливались наравне с другими героями революционной борьбы.

При этом историки советской поры старались не заострять внимание на чинимых атаманом грабежах, насилии и убийствах, поскольку в благородный образ народного героя это никак не вписывалось.

О молодых годах Степана Разина известно мало. Он был сыном беглого воронежского крестьянина Тимофея Рази, который нашёл убежище на Дону.

Такие, как Тимофей, вновь принятые казаки, не имеющие своего имущества, считались «голытьбой». Единственным надёжным источником дохода были походы на Волгу, где ватаги казаков грабили купеческие караваны. Подобный, откровенно криминальный, промысел поощрялся и более обеспеченными казаками, снабжавшими «голытьбу» всем необходимым, а взамен получавшими свою долю от добычи.

Власти на подобные вещи смотрели сквозь пальцы, как на неизбежное зло, отправляя войска в карательные экспедиции только в тех случаях, когда казаки окончательно теряли меру.

Тимофей Разя в подобных походах преуспел — обзавёлся не только имуществом, но и женой — взятой в плен турчанкой. Восточной женщине к насилию было не привыкать, и она смирилась со своей участью, родив мужу трёх сыновей: Ивана, Степана и Фрола. Впрочем, возможно, мать-турчанка — это тоже лишь легенда.

Лаковая миниатюра «Степан Разин» на крышке палехской шкатулки, работа художника Д. Турина, 1934 год. Фото: РИА Новости

Брат за брата

Что известно точно, так это то, что появившийся на свет примерно в 1630 году Степан Тимофеевич Разин с юных лет принимал участие в военных походах и к своим 25 годам стал среди казаков влиятельной фигурой, так же как и старший брат Иван.

В 1661 году Степан Разин вместе с Фёдором Буданом и несколькими донскими и запорожскими казаками вёл переговоры с представителями калмыков о мире и о совместных действиях против ногайцев и крымских татар.

В 1663 году он во главе отряда донских казаков совместно с запорожцами и калмыками ходил в поход против крымских татар под Перекоп.

У московских властей Степан и Иван Разины были на хорошем счету вплоть до событий, которые разыгрались в 1665 году во время войны с Речью Посполитой.

Картина «Стенька Разин», 1926 год. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). Фото: РИА Новости

Казаки — люди вольные, и в разгар вооружённого конфликта атаман Иван Разин, не нашедший общего языка с московским воеводой, принял решение увести казаков на Дон.

Воевода Юрий Алексеевич Долгоруков, не отличавшийся большими способностями дипломата, пришёл в гнев, повелел догнать ушедших. Когда казаков настиг Долгоруков, он приказал немедленно казнить Ивана Разина.

Степан был потрясён гибелью брата. Как привыкший ходить в походы человек, он относился к смерти философски, но одно дело — гибель в бою, и совсем другое — бессудная расправа по воле вельможи-самодура.

Мысль о мести крепко засела в голове Разина, однако к претворению её в жизнь он перешёл не сразу.

Вперёд «за зипунами»!

Спустя два года Степан Разин стал предводителем организованного им же самим большого «похода за зипунами» на нижнюю Волгу. Под своё начало ему удалось собрать целое войско в 2000 человек.

После гибели брата стесняться атаман не собирался. Грабили всех подряд, фактически парализовав важнейшие для Москвы торговые пути. Казаки расправлялись с начальными людьми и приказчиками и принимали к себе судовых ярыжных людей.

Такое поведение было дерзким, но всё-таки не из ряда вон выходящим. А вот когда разинцы разгромили отряд стрельцов, а затем захватили Яицкий городок — это уже стало походить на откровенный бунт. Перезимовав на Яике, Разин вывел своих людей в Каспийское море. Атамана интересовала богатая добыча, и он направился во владения персидского шаха.

Шах быстро понял, что такие «гости» сулят разорение, и выслал навстречу войска. Сражение у персидского города Решта завершилось вничью, и стороны приступили к переговорам. Шахский представитель, опасаясь, что казаки действуют по воле русского царя, был готов отпустить их на все четыре стороны с добычей, лишь бы они как можно скорее убрались с персидской территории.

Но в разгар переговоров неожиданно появился русский посол с царской грамотой, в которой говорилось, что казаки — воры и смутьяны, и предлагалось их «смертию уморять без пощады».

Представителей казаков тут же заковали в цепи, а одного затравили собаками. Атаман Разин, убедившись, что по части бессудных расправ персидские власти ничуть не лучше русских, атаковал и захватил город Фарабат. Укрепившись в его окрестностях, разинцы провели там зиму.

Как атаман Разин устроил «персидскую Цусиму»

Весной 1669 года отряд Разина наводил ужас на купцов и состоятельных людей на каспийском побережье нынешней Туркмении, а к лету казаки-разбойники обосновались на Свином острове, неподалёку от современного Баку.

В июне 1669 года к Свиному острову подошло персидское войско на 50-70 судах общей численностью от 4 до 7 тысяч человек во главе с полководцем Мамед-ханом. Персы намеревались покончить с разбойниками.

Отряд Разина уступал и в численности, и в количестве и оснащении судов. Тем не менее из гордости казаки приняли решение не бежать, а принять бой, причём на воде.

«Степан Разин». 1918 год. Художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Фото: Public Domain

Затея эта представлялась отчаянной и безнадёжной, и Мамед-хан, предвкушая триумф, отдал приказ соединить свои суда железными цепями, взяв разинцев в глухое кольцо, чтобы никто не мог скрыться.

Степан Тимофеевич Разин, однако, был опытным командиром и ошибки противника использовал моментально. Казаки сосредоточили весь огонь на флагманском корабле персов, который загорелся и пошёл на дно. Соединённый цепями с соседними кораблями, он стал утаскивать за собой и их. Среди персов началась паника, а разинцы принялись громить вражеские корабли один за другим.

Дело закончилось полной катастрофой. Уйти удалось лишь трём судам персов, большая часть войска погибла. В плен к Разину попал сын Мамед-хана, персидский принц Шабалда . По легенде, вместе с ним была захвачена и его сестра, ставшая наложницей атамана, а затем брошенная в «набежавшую волну».

На самом деле с княжной всё непросто. Хотя о её существовании и упоминали некоторые иностранные дипломаты, описывавшие похождения Разина, но достоверных доказательств нет. А вот принц был и писал слёзные челобитные с просьбой отпустить его домой. Но при всей свободе нравов в казачьей вольнице вряд ли атаман Разин сделал своей наложницей персидского принца, а не принцессу.

Несмотря на разгромную победу, было понятно, что дальше противостоять персам у разинцев сил не хватит. Они двинулись к Астрахани, но там их уже поджидали правительственные войска.

Казнь Степана Разина. Худ. С. Кириллов. Фото: Public Domain

Война с режимом

После переговоров местный воевода князь Прозоровский принял атамана с почётом и пропустил его на Дон. Власти готовы были закрыть глаза на прежние грехи Разина, лишь бы он успокоился.

Степан Тимофеевич Разин, однако, успокаиваться не собирался. Напротив, он почувствовал силу, уверенность, поддержку бедноты, считавшей его героем, и посчитал, что пришло время для настоящей мести.

Весной 1670 года он вновь отправился на Волгу, теперь уже с откровенной целью — вешать воевод и дьяков, грабить и жечь богачей. Разин рассылал «прелестные» (прельстительные) письма, призывая присоединяться к его походу. У атамана была политическая платформа — он заявлял, что не является противником царя Алексея Михайловича , а выступает против, как бы сейчас сказали, «партии жуликов и воров».

Сообщалось также, что к восставшим якобы примкнули патриарх Никон (на самом деле находившийся в ссылке) и царевич Алексей Алексеевич (к тому времени умерший).

За несколько месяцев поход Разина превратился в полномасштабную войну. Его войско взяло Астрахань, Царицын, Саратов, Самару, целый ряд более мелких городов и населённых пунктов.

Во всех занятых разинцами городах и крепостях вводилось казачье устройство, представителей центральной власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались.

Всё это, естественно, сопровождалось повальными грабежами и бессудными расправами, которые были ничуть не лучше той, что учинил князь Долгоруков над братом Разина.

Особенности казачьей солидарности

В Москве почувствовали, что дело пахнет жареным, новой смутой. О Степане Разине говорила уже вся Европа, иностранные дипломаты сообщали, что русский царь не контролирует свою территорию. Того и гляди можно было ожидать иностранного вторжения.

По приказу царя Алексея Михайловича, против Разина была направлена 60-тысячная армия под командованием воеводы Юрия Барятинского . 3 октября 1670 года в битве под Симбирском войско Степана Разина было разбито, а сам он был ранен. Верные люди помогли атаману вернуться на Дон.

И здесь произошло то, что неоднократно повторялось в истории и что очень хорошо говорит о так называемой «казачьей солидарности». Домовитые казаки, до той поры помогавшие Разину и имевшие свою долю от добычи, боясь карательных мер со стороны царя, 13 апреля 1671 года захватили последнее убежище атамана и выдали его властям.

Атамана Разина и его брата Фрола доставили в Москву, где подвергли жестоким пыткам. Казни бунтовщика придавалось важное государственное значение — она должна была продемонстрировать, что русский царь умеет наводить порядок в своих владениях.

За Разина отомстили стрельцы

Само восстание окончательно удалось подавить в конце 1671 года.

Власти, разумеется, хотели бы, чтобы о Стеньке Разине не осталось никакого напоминания, но уж больно масштабными получились события с его участием. Атаман ушёл в народную легенду, где ему списали бесчинства, беспорядочные связи с женщинами, грабежи и прочую уголовщину, оставив лишь образ народного мстителя, врага злодеев, стоящих у власти, защитника бедных и угнетённых.

В конце концов, смирился и правящий царский режим. Дошло до того, что первый отечественный игровой фильм «Понизовая вольница» был посвящён именно Стеньке Разину. Правда, не его охоте на караваны и не убийствам царских слуг, а всё тому же эпохальному броску княжны в реку.

А что же воевода Юрий Алексеевич Долгоруков, с опрометчивого приказа которого и началось превращения Степана Разина во «врага режима»?

Князь счастливо пережил устроенную Стенькой бурю, но, видимо, на роду ему не было написано умереть своей смертью. В мае 1682 года престарелого вельможу, которому стукнуло 80 лет, вместе с сыном убили взбунтовавшиеся в Москве стрельцы.