Значительный педагогический и общеобразовательный потенциал. Определение и структура понятия «Педагогический потенциал педагога. Период динамического развития педагогической деятельности

В самом общем виде факторы социализации личности могут быть представлены в виде двух больших групп: в первую входят социальные факторы, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее групповой, исторической, культурной и этнической специфики; во вторую – индивидуально-личностные факторы, в значительной мере определяемые своеобразием жизненного пути личности.

К социальным факторам обычно относят макро-, мезо- и микрофакторы, отражающие социально-политические, экономические, исторические, национальные и т.д. особенности развития личности, в том числе и качество жизни, экологическую обстановку, возникновение экстремальных и других социальных обстоятельств.

Макрофакторы – это социальные и природные детерминанты социализации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей.

Страна , государство (в обыденном понимании синонимы) – понятия, принятые для выделения людей, проживающих в определенных территориально-администативных границах и объединенных между собой в силу исторических, социально-экономических, политических и психологических причин. Специфика развития страны, государства определяет важнейшие особенности социализации населения, особенно молодежи.

Культура – система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации людей. Она охватывает все стороны жизни человека – биологическую (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления нужды в чем-либо), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения – орудий труда, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения).

Мезофакторы – это детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины.

Этнос (нация) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании. Принадлежность к той или иной нации, ее традициям во многом определяет специфику социализации личности.

Региональные условия – условия, характерные для социализации людей, проживающих в той или иной части страны, государства, имеющих свои отличительные особенности (единую социально-экономическую систему, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобразие).

Тип поселения – село, поселок, город, область, в силу определенных причин придающие своеобразие социализации людей, в них проживающих.

Средства массовой коммуникации – технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие аудитории.

Микрофакторы – это детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом коллективе, религиозной организации или учебном заведении).

Особо значение в социализации личности играет историческое развитие государства, общности, групп людей, к которым она принадлежит. Каждый период и этап развития человеческого общества предъявляет и определенные требования к личности. Известный отечественный историк А. Я. Гуревич, специалист по эпохе Средневековья, утверждал, что "не оригинальность, не отличие от других, но, напротив, максимально деятельное включение в группу, корпорацию, в богоустановленный порядок – такова была общественная доблесть, требовавшаяся от индивида" в средние века (Гуревич А. Я., 1984). Полностью обрести и осознать себя человек той эпохи мог лишь в рамках коллектива.

Аналогичные особенности социализации в средние века на Руси отмечали и другие исследователи. И только с развитием капитализма началось разрушение интегрированности человека в социальную группу, сословие, преобладание индивидуально-личностного уровня притязаний.

Замечено также, что в стабильные периоды общественного развития более социально адаптированными к окружающей действительности оказались люди с преобладанием ориентаций на групповые ценности, в то время как в переломные кризисные моменты истории активизировались разные типы личности: с одной стороны, те, у которых одновременно преобладают и общечеловеческие и индивидуально-личностные притязания; а с другой – люди, спасающиеся от общественных бурь с помощью привычных стереотипов ориентации на групповые нормы, присущие стабильному этапу развития социума. В условиях общественного кризиса доминирование последнего из указанных типов личностей ведет к поискам "внешних" врагов, предпочтению "своей" (национальной, профессиональной, возрастной, территориальной и т.п.) группы.

Индивидуально-личностные факторы социализации личности не менее значимы. С точки зрения психологии социализация не может рассматриваться как простое, механическое отражение личностью непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно. Одни и тс же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями. А потому разные личности могут выносить из объективно одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт.

Многое зависит и от того, в каких условиях развиваются и проходят социализацию конкретные личности. В стабильные периоды развития общества, согласно исследованию американского ученого, дети до 7 лет большей частью находятся на доконвенциональном уровне морального развития. Их поведение определяется в основном стремлением избежать наказания или получить поощрение, т.е., по всем данным, у них доминирует незрелый индивидуально-личностный уровень притязаний. К 13 годам и до окончания школы у большей части детей преобладает групповой уровень идентичности, когда реальность поступка оценивается в зависимости от точки зрения референтной группы ребенка. По-видимому, этот уровень идентичности в стабильные периоды развития общества остается доминирующим, поскольку только 10% детей старше 16 лет достигают постконвенционального уровня морального развития, который соответствует одновременной выраженности индивидуально-личностных и общечеловеческих характеристик направленности личности (Кольберг Л., 1977)

Иначе протекает процесс социализации на разных этапах онтогенеза в условиях общественного кризиса. Социальный кризис характеризуется, как правило, нарушением нормальной жизни и деятельности общества, расшатыванием его прежней системы ценностей, состоянием аномии, т.е. отчуждением людей друг от друга. В принципиально иной ситуации оказываются три возрастные группы: 1) дети до подросткового возраста включительно; 2) юноши и молодые люди; 3) люди среднего и пожилого возраста. Кроме того, отдельные, наиболее развитые люди не принимают навязываемых взглядов, а формируют свою собственную, отличную от принятой систему ценностей.

Сказанное не означает, что подавляющее большинство людей среднего и старшего возраста абсолютно невосприимчиво к кардинальным общественным изменениям. Однако их социализация проходит: 1) либо через переживание глубокого личностного кризиса; 2) либо достаточно легко, если в стабильные периоды развития общества такой человек был среди социальных аутсайдеров (или не в полной мере реализовывал свой потенциал), а в кризисных условиях его способности оказались востребованными.

Социализация — это интегративный процесс вступления субъекта в структуру общества, посредством овладения им социальными правилами, ценностями, ориентациями, традициями, познание которых помогает стать эффективным индивидом общества. С первых своих дней существования маленький человек окружен многими людьми, он уже понемногу включается в коллективное взаимодействие. Во время взаимоотношений человек обретает социальный опыт, какой становится неотъемлемым компонентом индивидуума.

Процесс социализации личности двусторонний: человек усваивает опыт общества, одновременно – активно развивает отношения, связи. Человек воспринимает, овладевает и преобразовывает персональный социальный опыт на личные установки и позиции. Также он включается в многообразные социальные связи, исполнение разных ролевых функций, преобразуя этим окружающее общество и себя. Реальные условия коллективной жизни самой актуальной ставят проблему, требующую от каждого его подключения в общественную структуру окружения. В данном процессе главным понятием и выступает социализация, позволяющая индивиду стать участником социальных групп, коллективов.

Процесс социализации личности в социальные слои является трудным и продолжительным, поскольку включает овладение человеком ценностями и законами общественной жизни, освоение разных социальных ролей.

Социализация личности в психологии является темой, которая активно изучается многими социальными психологами. Ведь человек имеет социальную сущность, а его жизнь является процессом непрерывной адаптации, которая требует стабильных изменений и обновлений.

Процесс социализации предусматривает высокий уровень внутренней активности самой личности, необходимость самореализации. Многое зависит именно от жизненной активности человека, умения результативно управлять деятельностью. Но этот процесс часто встречается, когда объективные жизненные обстоятельства порождают у индивида определенные потребности, создают стимулы деятельности.

Понятие социализация личности

Описываемый процесс обуславливается социальной активностью индивидуумов.

Процесс социализации личности представляет вхождение в социальную структуру, вследствие чего осуществляются изменения в структуре самой и социума в целом. В итоге социализации индивидуумом усваиваются нормы группы, ценности, образцы поведения, социальные ориентации, которые преобразуются в установки человека.

Социализация личности чрезвычайно важна для благополучного функционирования в социуме. Данный процесс идет на протяжении всей жизни индивидуума, поскольку мир движется и, чтобы двигаться вместе с ним, необходимо меняться. Человек претерпевает постоянные изменения, он меняется, как физически, так и психологически, для него невозможно быть постоянным. Именно этим важным понятием, как социализация личности в психологии занимаются многие специалисты, изучающие личность, социум и их взаимосвязь.

В данном процессе никто не застрахован от возникновения проблем.

Проблемы социализации подразделяются на следующие три группы. Первую составляют социально-психологические проблемы социализации, которые связаны с формированием самосознания индивида, его самоопределением, самоутверждением, самоактуализацией и саморазвитием. На любом из этапов проблемы имеют специфическое содержание, и появляются различные способы их разрешения. Только неизменным остается их важность для личности. Она может и не осознавать существование этих проблем, поскольку они глубоко «зарыты» и заставляют мыслить, действуя так, чтобы устранить проблему, найти адекватное решение.

Вторая группа – это культурные проблемы, которые возникают, включая каждый этап. Содержание этих проблем зависит от достижения определенного уровня естественного развития. Эти проблемы связаны с региональными различиями, возникающие в разных темпах физического созревания, так в южных районах он быстрее, чем в северных.

Культурные проблемы социализации касаются вопроса о формировании стереотипов женственности и мужественности в разных этносах, регионах, а также культурах.

Третья группа проблем – социально-культурные, которые в своем содержании имеют приобщение личности к уровню культуры. Они касаются личностных ценностных ориентаций, мировоззрения человека, его духовного склада. Имеют специфичный характер – нравственный, познавательный, ценностный, смысловой.

Социализация делится на первичную и вторичную.

Первичная — реализовывается в сфере близких отношений. Вторичная социализация осуществляется в формально-деловых отношениях.

Первичная социализация располагает такими агентами: родители, близкие знакомые, родственники, друзья, учителя.

Во вторичной агентами выступают: государство, СМИ, представители общественных организаций, церковь.

Первичная социализация очень интенсивно протекает в первой половине жизни индивида, когда он воспитывается родителями, посещает дошкольное учреждение, школу, приобретает новые контакты. Вторичная, соответственно, проходит во второй половине жизни, когда взрослому человеку предстает контактировать с формальными организациями.

Социализация и воспитание

Воспитание, в отличие от социализации, протекающее в условиях стихийного взаимодействия индивида и окружающей среды, рассматривают, как сознательно контролируемый процесс, например, религиозное, семейное или школьное воспитание.

Социализация личности это в педагогике процесс, который изучается неотрывно от процесса воспитания. Главной задачей воспитания выступает формирование у растущего индивида гуманистической направленности, что означает, что в мотивационной сфере личности общественные , побуждения к социально полезной деятельности преобладают над личными мотивами. Во всем, о чем думает индивид, чтобы он ни делал, в мотивы его действий должно включаться представление о другом индивидууме, об обществе.

На процесс социализации личности большое воздействие имеют социальные группы. Их влияние различно на разных этапах онтогенеза человека. В раннем детском возрасте значимое влияние идет от семьи, подростковом – от сверстников, зрелом – от рабочего коллектива. Степень влияния каждой группы зависима от сплоченности, а также организации.

Воспитание, в отличие от общей социализации является целенаправленным процессом воздействия на индивидуума, что означает, что с помощью воспитания можно регулировать воздействие социума на индивида и создавать благополучные условия социализации личности.

Социализация личности это в педагогике также важная тема, поскольку социализация неотрывная от воспитания. Под воспитанием понимается общественное явление, которое воздействует инструментами обществом на личность. Из этого выплывает связь воспитания с социальной и политической структурой общества, которое выступает «заказчиком» на воспроизведение конкретного типа личности. Воспитание является специально организуемой деятельностью в реализации намеченных целей образования, в педагогическом процессе, где субъекты (учитель и ученик) выражают активные действия в достижении педагогических целей.

Известный психолог С. Рубинштейн утверждал, что важной целью воспитания является формирование у человека личной нравственной позиции, а не внешнее приспособление индивидуума к социальным правилам. Воспитание требуется рассматривать, как организованный процесс социальной ценностных ориентаций, то есть их перевод из внешнего – во внутренний план.

Успешность интериоризации проводится при участии эмоциональной и интеллектуальной сфер индивида. Это значит, что при организации процесса воспитания учителю нужно стимулировать у своих воспитанников понимание ими их поведения, внешних требований, чувственное проживание нравственной, а также гражданской позиции. Тогда воспитание, как процесс интериоризации ценностных ориентаций будет осуществляться двумя путями:

— через сообщение и истолкование полезных целей, нравственных правил, идеалов и норм поведения. Это избавит ученика от стихийного поиска, в котором возможно столкнуться с ошибками. Этот способ основывается на содержательно-смысловой переработке мотивационной сферы и сознательной волевой работе в переосмысливании собственного отношения к реальному миру;

— посредством создания определенных психологических и педагогических условий, что актуализировали бы интересы и естественные ситуативные побуждения, стимулируя тем самым полезную общественную деятельность.

Оба пути результативны, только при системном их применении, интеграции и взаимодополняемости.

Успешность воспитания и социализации лиц юного возраста осуществима при условии использования положительных факторов, вложенных в общественных отношениях, образе жизни, нейтрализации факторов, мешающих осуществить задачи обучения, воспитания и социализации.

Преобразование системы образования и воспитания способно быть успешным, только когда это реально станет делом общества. Стоит переориентировать общественную жизнь, культурную среду, систему обучения и воспитания на молодое поколение.

Факторы социализации

Существует много факторов социализации, все они собраны в двух больших группах. Первую группу составляют социальные факторы, отражающие социально-культурную сторону социализации и проблемы, касающиеся её исторической, групповой, этнической и культурной специфики. Вторая группа содержит индивидуально-личностные факторы, выражающиеся через специфику жизненного пути каждой личности.

Социальные факторы в основном включают: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы, которые отображают разные стороны развития личности (социальную, политическую, историческую, экономическую), также качество жизни индивидуума, экологическую обстановку той местности, в которой он проживает, наличие частых возникновений экстремальных ситуаций и прочие социальные обстоятельства.

Макрофакторы состоят из природных и социальных детерминант развития личности, что обусловлены её проживанием в составе социальных общностей. Макрофакторы включают следующие факторы:

— государство (страна), как понятие, которое принято для выделения общности индивидов, проживающих в определенных территориальных границах, объединенных в силу экономических, политических, исторических, социальных и психологических причин. Особенность развития государства (страны) определяет особенности социализации людей в определенном регионе;

— культура – это система духовных аспектов обеспечения жизнедеятельности людей и их социализации. Культура охватывает все жизненные стороны – биологическую (еда, естественные нужды, отдых, половой акт), производственную (создание материальных вещей и объектов), духовную (мировоззрение, язык, речевая деятельность), социальную (социальные отношения, общение).

Мезофакторы обусловлены проживанием человека в составе социальных групп средней величины. К мезофакторам относят:

— этнос – исторически сформировавшаяся на конкретной территории стабильная совокупность индивидов, которая обладает единым языком, религией, общими особенностями культуры, также общим самосознанием, то есть осознанием каждым индивидуумом того, что они едины и отличаются от других групп. Принадлежность индивида к нации определяет специфику его социализации;

— тип поселения (город, область, поселок, село), который в силу различных причин наделяет своеобразием социализацию людей, проживающего в нём;

— региональные условия – это особенности, свойственные для социализации населения, проживающего в определенном регионе, государстве, части страны, имеющего отличительные особенности (историческое прошлое, единую экономическую и политическую систему, социальное и культурное своеобразие);

— средства массовой коммуникации – это технические средства (радио, телевидение, печать), отвечающие за распространение информации на большие аудитории.

Микрофакторы – детерминанты социализации, относящиеся к воспитанию и обучению в малых группах (трудовом коллективе, учебном заведении, религиозной организации).

Самым значимым в социализации личности — выступает историческое развитие страны, группы, общности, коллектива. На каждом этапе развития общества вытекают разные требования к личности. Так, зачастую встречается информация о том, что индивид мог себя обрести и полностью осознать только в рамках определенного коллектива.

В стабильные времена развития общества, более адаптированными к социуму были индивиды, в которых преобладали ориентации на групповые ценности, тогда как в переломные, кризисные исторические моменты активизировались различные типы людей. Одними были те, у кого одновременно преобладали индивидуальные и общечеловеческие притязания, другими – те, кто спасался от общественных кризисов, используя привычные для них стереотипы ориентации на групповые нормы, присущие стабильному развитию общества.

При обстоятельствах общественного кризиса преобладание второго типа ведёт к поиску «внешних» врагов, отстранению всех чужих, кто приближается к группе, предпочитая свою (национальную, возрастную, территориальную, профессиональную) группу. Существенно значимыми также являются индивидуально-личностные факторы. Со стороны психологии, процесс социализации не может быть простым и механическим отражением испытанного человеком социального опыта. Процесс усвоения такого опыта субъективен. Одни социальные ситуации могут совсем по-разному переживаться разными индивидами, поэтому каждая личность может выносить из одинаковых ситуаций совершенно разный социальный опыт. Многое зависит от условий, в которых проживают и развиваются личности, где они проходят социализацию. Совсем иначе происходит этот процесс на различных стадиях онтогенеза, в период общественного кризиса.

Общественный кризис характеризуется нарушением стабильных условий жизни общества, сбоем присущей ему системы ценностей, отчуждением людей, повышением эгоизма. Особенно негативному воздействию общественного кризиса подвержены: дети подросткового возраста, молодые люди на пути становления личности, люди среднего возраста и пожилые люди.

Люди, наиболее развитые, не воспринимают навязываемые им взгляды, они формируют собственную, независимую и отличную от общественно принятой, систему ценностей. Но это также не означает, что подавляющее большинство лиц среднего возраста невосприимчивы к глобальным изменениям, происходящим в обществе. Однако процесс их личностной социализации протекает через сильное переживание личностного кризиса, либо он проходит сравнительно легко, если в спокойные стабильные времена развития общества он находился между социальными аутсайдерами, но в кризисных обстоятельствах их умения были востребованными.

Формы социализации

Выделяют две формы социализации – направленную и ненаправленную.

Направленная (стихийная) – являет собой стихийное формирование социальных качеств в результате пребывания человека в непосредственном близком социальном окружении (в семье, между сослуживцами, сверстниками).

Направленная социализация представляет систему способов воздействия, специально разработанная обществом, его институтами, организациями, с целью сформировать личность согласно к преобладающим в данном обществе ценностям, интересам, идеалам, а также целям.

Воспитание — это один из способов направленной социализации. Является сознательно планомерным, организованным, целенаправленным процессом воздействия на развивающуюся личность, её поведение и сознание, с целью вырабатывания у неё конкретных понятий, принципов, ценностных ориентаций и социальных установок и её подготовки к активной общественной, культурной и производственной деятельности.

Обе формы (направленная, ненаправленная) в определенных обстоятельствах могут согласовываться между собой или наоборот, вступать в противоречия. Возникшие противоречия нередко приводят к конфликтным ситуациям, осложняющим и затрудняющим процесс социализации личности.

Стихийная форма социализации (ненаправленная) детерминированная микросоциальной средой (близкие родственники, сверстники) и нередко содержит немало устаревших и уже отживших правил, стереотипов, образцов, шаблонов поведения. Она наряду с положительным влиянием на индивида способна оказывать на личность и негативное воздействие, подтолкнуть ее к отрицательным, отклоняющимся от установленных обществом норм, что способно привести к такому явлению, как социальная патология.

Ненаправленная социализация без включения средств направленной, может быть ущербной для формирования человека, социальной группы этой личности и в целом общества. Поэтому очень важным есть её дополнение и преобразование целенаправленным корригирующим воздействиям направленной социализации.

Но направленная социализация не всегда ведет к положительному воспитательному результату, что особенно проявляется, когда она используется в антигуманных целях, таких как, например, деятельность различных религиозных деструктивных сект, насаждение фашистской идеологии, пропаганда расистских настроений. Поэтому направленная форма социализации способна привести к положительному формированию личности только, если она осуществляется согласно к нравственным правилам, моральным критериям, свободе совести, ответственности и принципам демократичного общества.

Этапы социализации личности

Процесс социализации личности протекает в трех основных фазах. В первой фазе происходит освоение социальных норм и ценностных ориентаций, личность учиться соответствовать своему обществу.

На второй фазе происходит стремление индивида к персонализации, к активному воздействию на членов общества.

Во время третьей фазы совершается интеграция индивида в социальную группу, в которой он раскрывает особенность личных свойств и возможностей.

Последовательное протекание процесса социализации, правильный переход в каждую фазу приводит к благополучному завершению и достижению результата. Каждый этап имеет свои особенности, и если все условия социализации соблюдены, тогда процесс пройдет успешно.

Выделяют основные этапы социализации в трудовом коллективе – это дотрудовой, трудовой, послетрудовой.

В качестве этапов выделяют:

— первичную социализацию, которая протекает с момента рождения до становления личности;

— вторичную социализацию, во время которой происходит перестройка личности в период зрелости и нахождения в социуме.

Основные этапы процесса социализации распределяют зависимо от возраста человека.

В детстве социализация начинается с рождения человека и развивается с ранней стадии. В детстве происходит самое активное формирование личности, в этот период он формируется на 70%. Если данный процесс запаздывает, то будут происходить необратимые последствия. До семи лет осознание собственного Я происходит естественным возрастом, в отличие от более старших лет.

На подростковом этапе социализации происходит больше всего физиологических изменений, индивид начинает созревать, происходит становление личности. После тринадцати лет дети берут на себя все больше обязанностей, таким образом, они становятся более осведомленными.

В молодости (ранней зрелости) происходит более активная социализация, поскольку индивид активно изменяет свои социальные институты (школа, колледж, институт). Шестнадцатилетний возраст считают самым напряженным и опасным, ведь теперь индивид более самостоятельный, он сознательно решает какое социальное общество ему избрать, и в какое общество ему вступать, поскольку придется прибывать в нем длительное время.

В возрасте примерно 18-30 лет социализация происходит в связи с работой и личными отношениями. Более ясные представления о себе приходят к каждому молодому человеку или девушке посредством трудового опыта, дружбы и отношений. Неверное восприятие информации способно привести к отрицательным последствиям, тогда человек закроется в себе, и будет вести бессознательную жизнь вплоть до кризиса среднего возраста.

Следует еще раз отметить, что только, если будут соблюдены все условия социализации, тогда, соответственно процесс социализации будет проходить так, как следует. Особенно стоит обратить внимание на подростковый и юношеский этап, поскольку именно в юные годы происходит самое активное становление личности и выбор социального сообщества, с которым человеку нужно взаимодействовать еще долгие годы.

Понятие социализации впервые введено в работах А.Бандуры, Дж. Кольмана и др., получило разную трактовку. Социализация- процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом соц. опыта путем вхождения в соц. среду, осуществляемый в деятельности и общении.(Г.М.Андреева).

Содержание процесса социализации личности развертывается в трех основных сферах существования человека - в деятельности, общении и самосознании. Для всех сфер характерен процесс расширения соц. связей. Освоение новых видов деятельности, выявление для личности наиболее значимых аспектов деятельности и их усвоение, сосредоточение на выбранном виде деятельности, соподчинение ему остальных видов деят.-ти. Общение рассм. с т.з. его расширения и углубления. Развитие самосознания (развитие в человеке его образа «Я», посредством включения человека в различные социальные группы). Компоненты самосознания: сознание тождественности(отличие себя от остального мира), осознание Я как активного начала, субъекта деят-ти, осознание своих психических свойств, социально -нравственная самооценка.

Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию мож­но трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе ус­воения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодейст­вии человека со стихийными, относительно направляемыми и целена­правленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в усло­виях конкретного общества.

Приспособление (социальная адаптация) - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон). Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его уста­новками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социаль­ной среды. Таким образом, адаптация - это процесс и результат становления индивида социальным существом.

Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Ре­зультат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), по­требность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые ме­шают его самоизменению, самоопределению, самореализации, са­моутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособ­ление - это процесс и результат становления человеческой индивиду­альности.

Стадии социализации: 1 .адаптация - усвоение бытующих форм общения. 2.поиск средств для самореализации, персонализации (коитрвнушение, нонкомформизм), 3.дезинтеграция- объединение с группой, изоляция личности. Результат социализации - социализированность личности.

Этапы СОЦИАЛИЗАЦИИ

Человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юно­шеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, моло­дость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зре­лость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Критерии эффективной социализации: когнитивный /интериоризация соц. опыта/, мотивационный, деятельностный.

Факторы социализации. Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным ко­личеством разнообразных условий. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая -мегафакторы - кос­мос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие груп­пы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая –макрофакторы - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

Третья -мезофакторы , усло­вия социализации больших групп людей, выделяемых: по местно­сти и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принад­лежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опо­средствованно через четвертую группу -микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, раз­личные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Средства социализации. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты мате­риальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбель­ных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах свер­стников, в воспитательных и иных социализирующих организа­циях; последовательное приобщение человека к многочислен­ным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедея­тельности - общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семей­ной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

Механизмы социализации. Так, французский социальный пси­холог Габриэль Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) ме­жду активным растущим человеческим существом и изменяющи­мися условиями, в которых оно живет. В.С. Мухина рассматрива­ет в качестве механизмов социализации идентификацию и обо­собление личности, а А.В. Петровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные с точки можно выделить: Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздейст­вующих на него жизненно важных объектов. Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознавае­мое усвоение норм социального поведения, обязательных в про­цессе взаимодействия со значимыми лицами. Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В дан­ном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроиз­вольного усвоения человеком социального опыта. Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом. Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматри­вает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.

К социально-педагогическим механизмам социализации мож­но отнести следующие.

Составляющие процесса социализации

В целом процесс социализации условно можно представить как совокупность четырех составляющих: 1) стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;

2)относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объек­тивно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных социально-профессиональных, этно­культурных и возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т. д.);

3)относительно социально контролируемой социализации (вос­питания) - планомерного создания обществом и государством пра­вовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

4)более или менее сознательного самоизменения человека, имею­щего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение про­исходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереоти­пов. Эффективность традиционного меха­низма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостре­бованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, функционирует в процессе взаимодействия че­ловека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализую­щими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клуб­ные и другие структуры, а также средства массовой коммуника­ции). В процессе взаимодействия человека с различными институ­тами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведе­ния, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения соци­альных норм.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках оп­ределенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде пони­мается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или опреде­ленного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной воз­растной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, по­скольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм. В его основе лежит психологический механизм межлично­стного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значи­мыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположно­го пола и др. Но нередки случаи, когда общение со значи­мыми лицами в группах и организациях может оказывать на чело­века влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять меж­личностный механизм социализации как специфический.

МЕГАФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ: КОСМОС, ПЛАНЕТА, МИР

Космос Представляется вполне вероятным, что накопление новых знаний позволит содержательно охарактеризовать космос как мегафактор социализации возможно, что в отдаленной перспективе выявятся зависимости характера и жизненного пути человека от неких космических влияний, что может стать одной из естественных основ индивидуального подхода в воспитании человека. Планета - понятие астрономическое, обозначающее небесное тело, по форме близкое к ша­ру, получающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите. На одной из крупных планет - Земле в процессе исторического развития образовались различные формы социальной жизни населяющих ее людей.

Мир - понятие в данном случае социолого-политологическое, обо­значающее совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете.

МАКРОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Страна - феномен географически-культурный. Это террито­рия выделяемая по географическому положению, природным услови­ям, имеющая определенные границы. Она обладает государственным суверенитетом (полным или ограниченным), а может находиться под властью другой страны (т. е. быть колонией или подопечной территорией). Природно-климатические условия тех или иных стран различ­ны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Географические условия и климат страны влияют на рождае­мость и плотность населения. Геоклиматические условия влияют на состояние здоровье жителей страны, распространение ряда болезней, наконец - на ста­новление этнических особенностей ее жителей.Таким образом, природно-климатические условия первоначаль­но определяют историческое развитие страны, но нельзя говорить об однозначной и однонаправленной зависимости между геогра­фической средой и социально-экономическими процессами, куль­турным развитием страны, а тем более социализацией человека.

Этнос - нация - явление историко-социально-культурное. Роль этноса как фактора социализации человека на протяже­нии его жизненного пути, с одной стороны, нельзя игнорировать, а с другой - не следует и абсолютизировать.

Социализация в том или ином этносе имеет особенности, ко­торые можно объединить в две группы - витальные (буквально -жизненные, в данном случае биолого-физические) и ментальные (фундаментальные духовные свойства). Под витальными особенностями социализации в данном случае имеются в виду способы вскармливания детей, особенности их физиче­ского развития и т.д. Наиболее явные различия наблюдаются между культурами, сложившимися на разных континентах, хотя у есть и собственно межнациональные, но менее явно выраженные различия.

Общество - представляет собой целостный организм со своими половозрастной и социальной структурами, экономикой, идеоло­гией и культурой, который обладает определенными способами социальной регуляции жизнедеятельности людей.

Качественные характеристики полоролевой структуры общества влияют на стихийную социализацию детей, подростков, юношей, в первую очередь, определяя усвоение ими соответствующих представ­лений о статусном положении того или другого пола, полоролевые ожидания и нормы, формирование набора стереотипов полоролевого поведения. Качественные особенности полоролевой структуры общества и их восприятие человеком могут оказать влияние на различные аспекты его самоопределения, на выбор сфер и способов самореализации и самоутверждения, на самоизменение в целом.

Государство - можно рассматривать как фактор стихийной со­циализации постольку, поскольку характерные для него политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан, их развития и самореализации.Государство определяет возрасты: начала обязательного обучения (и его продолжительность), совершеннолетия, вступле­ния в брак, получения прав на вождение автомобилей, призыва на службу в армию (и ее продолжительность), начала трудовой деятельности, выхода на пенсию. Государство законодательно стимулирует и порой финансирует (или, наоборот, сдерживает, ограничивает и даже запрещает) развитие и функционирование этнических и религиозных культур. Государство осуществляет более или менее эффективную социально контролируемую социализацию своих граждан, создавая для этого как организации, имеющие своими функциями воспитание определенных возрастных групп, так и создавая условия, кото­рые вынуждают организации, в чьи непосредственные функции это не входит, в той или иной мере заниматься воспитанием.

МЕЗОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Регион - часть страны, представляющая собой целостную со­циально-экономическую систему, обладающая общностью экономической, политической и духовной жизни, общим историческим прошлым, культурным и социальным своеобразием.

Регион - это пространство, в котором происходит социализация человека, формирование, сохранение и трансляция норм образа жизни, сохранение и развитие (или наоборот) природных и куль­турных богатств.

Средства массовой коммуникации (СМК) - Рассматривая СМК как фактор социализации надо иметь в виду что непосредствен­ным объектом воздействия потока их сооб­щений является не столько отдельный индивид (хотя и он тоже), сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой комму­никации - читателей одной газеты, слушателей определенной ра­диостанции, зрителей тех или иных телеканалов, пользователей тех или иных компьютерных сетей. СМК выполняют в первую очередь рекреа­тивную роль, поскольку во многом определяют досуговое время­препровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям постольку, по­скольку отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором, с компьютером отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.

Субкультура - автономное относительно целостное обра­зование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выражен­ных признаков: специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носите-

лей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источ­ников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др.

Социальной базой формирования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои на­селения, а также контактные группы внутри них, религиозные сек­ты, объединения сексуальных меньшинств, массовые неформаль­ные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий (охотники, картеж­ники, филателисты, компьютерщики и т. д.).

ТИП ПОСЕЛЕНИЯ. СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ

Деревни и села как тип поселения влияют ни социализацию на детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно), т. е. пра­ктически малореально отследить их влияние в процессе стихийной, относительно направляемой и относительно социально-контроли­руемой социализации.

Во многом это связано с тем, что в сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Поскольку жите­лей немного, связи между ними достаточно тесные, постольку все знают всех и про всех, анонимное существование человека практи­чески невозможно, каждый эпизод его жизни может стать объек­том для оценки со стороны окружения.

Город - (средний, крупный, гигант) обладает рядом характери­стик, которые создают специфические условия социализации его жителей, особенно подрастающих поколений.

Современный город объективно - средоточие культуры: матери­альной (архитектура, промышленность, транспорт, памятники ма­териальной культуры), духовной (образованность жителей, учреж­дения культуры, учебные заведения, памятники духовной культуры и др.). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения город - средоточие информации, потенциально доступной его жителям.

Поселок В поселке человек попадает как бы на перекресток между тра­диционным бытием, свойственным селу или малому городу, и собственно городским образом жизни. Он, как правило, усваивает созданный в таких поселках некий сплав из традиционных и ур­банистических норм, не похожий ни на те, ни на другие. Этот своеобразный сплав вряд ли следует считать переходом от сель­ских к городским нормам. Скорее всего, его можно рассматривать как совершенно особый образ жизни.

МИКРОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Семья - важнейший институт социализации подрастающих по­колений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется ря­дом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

1.Демографический - структура семьи (большая, включая дру­гих родственников, или нуклеарная, включающая лишь ро­дителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная). 2.Социально-культурный - образовательный уровень родите­лей, их участие в жизни общества. 3.Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе. 4.Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованностью жилища, особенности образа жизни.

Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, кото­рые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.

Соседство. Для взрослых соседство играет ту или иную роль в их жизни в зависимости от типа и размера поселения, социально-культурного статуса и возраста человека.Для детей соседство - не только среда жизнедеятельности, но и мощный фактор социализации.В отношениях с соседями-сверстниками они узнают и усваива­ют новую лексику, новые, нередко иные по сравнению с семейны­ми нормы, стереотипы и предрассудки. В этом общении они по­лучают представление о жизненных ценностях, стилях жизни, от­личных от усвоенных в семье, усваивают нормы и стиль полоролевого поведения. Они приобщаются к определенному пласту культуры, а также к детской субкультуре, обмениваясь с соседями-сверстниками новой информацией, детским (и не только детским) фольклором.

Религиозные организации. Религия как один из социальных институтов традиционно игра­ла большую роль в жизни различных обществ. В социализации человека Религия и религиозные организации (общности верующих при молитвенных центрах) были важнейшим – после семьи - фактором.

Воспитательные организации. Воспитательные организации – специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание опреде­ленных возрастных групп населения.

Основными функциями воспитательных организаций в процессе социализации можно считать следующие: приобщение человека к культуре общества; создание условий для индивидуального раз­вития и духовно-ценностной ориентации; автономизация подрас­тающих поколений от взрослых; дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к ре­альной социально-профессиональной структуре общества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Социальные факторы

Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. Это утверждение достаточно убедительно подкрепляют хорошо известные случаи, когда человеческие детеныши вырастали среди животных. Людьми в общепринятом понимании они при этом не становились, даже если попадали в конце концов в человеческое общество.

Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социальнозначимые качества личности.

Социализация -- непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Если образно представить этот процесс как строительство дома, то именно в детстве происходит закладка фундамента и возведение всего здания; в дальнейшем производятся только отделочные работы, которые могут длиться всю последующую жизнь.

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Различают макро-, мезо- и микрофакторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы-- экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.

Мега Факторы

Объективные, неуправляемые

Макро Факторы

Внутренние

Объективные, неуправляемые

Объективные

Субъективные

неуправляемые

управляемые

управляемые

Мезо Факторы

Внутренние

Объективные

Субъективные

Объективные

Субъективные

управляемые

неуправляемые

управляемые

неуправляемые

управляемые

неуправляемые

управляемые

Микро Факторы

Внутренние

Объективные

Субъективные

Объективные

Субъективные

управляемые

неуправляемые

управляемые

неуправляемые

управляемые

неуправляемые

управляемые

Основой систематизации представленных факторов являются уровни, на которых возникают факторы, оказывающие воздействие на эффективность исследуемой системы:

а) мегауровень - порождающий факторы космического и планетарного масштаба, влияющие на воспитание всего человечества;

б) макроуровень - на котором факторы определяются взаимодействием государств, действием государства и его институтов (политика, культура, экономика, правовая система, воспитание, образование и т. д.) и влияют на воспитание всех граждан государства;

в) мезофакторы, представляют собой продукт функционирования и взаимодействий национальных, социальных групп, различных систем общества (денежное обращение, нормы, традиции, законодательство, мораль, системы воспитания и образования). Оказывают влияние на воспитание больших социальных и этнических групп;

г) микрофакоры - результаты действия факторов, возникающих в ходе трудовой деятельности в производственных и служебных коллективах, процессе межличностных взаимоотношений по месту жительства, в семье и др. социализация личность общественный индивид

На мегауровне факторы, влияющие на систему воспитания, объективные, внешние, неуправляемые. К ним относятся цикличность развития природы и общества, смена дня и ночи, годовой погодный цикл, связанный с ним цикл растений, активности животных, функционирование психики людей в <дневном> или <ночном> режиме, периоды наибольшей и наименьшей активности человека, влияние солнечной активности и лунных циклов.

Характер воздействия данных факторов предполагает адаптацию к ним человеческого общества, его систем и человека в системе существующих координат. Попытки управления человека данными факторами (орошение пустынь, осушение болот, влияние на климат и т.п.) нередко приводят в последующем к экологическим катастрофам.

На макроуровне группы государств, государство, его институты порождают следующие факторы, влияющие на эффективность системы воспитания:

Внутренние (состояние экономики, развитость гражданского общества и его институтов, политический режим, социальная политика, наличие природных ресурсов, качество людского материала и др.);

Внешние (наличие вызванных деятельностью человека глобальных проблем, экономическое, политическое и информационно-идеологическое противоборство государств и блоков государств и др.).

В рамках этих групп факторов одни из них являются объективными (наличие природных ресурсов, качество населения, потепление климата, засоление почв, особенности страны и исторической эпохи и т. п.), другие - субъективными (политический режим, социальная политика, информационная война и др.).Одни из перечисленных факторов управляемые (социальная политика, информационная война, гражданское общество, политический режим), другие неуправляемые (наличие природных ресурсов и др.).

Если представить эти факторы в виде концентрических окружностей, то картина будет выглядеть так, как она показана на схеме (рис. 5.1.).

Рис. 1 Факторы социализации личности

В центре сфер находится ребенок, и все сферы оказывают на него влияние. Как отмечалось выше, это влияние на процесс социализации ребенка может быть целенаправленным, преднамеренным (как, например, влияние институтов социализации: семьи, образования, религии и др.); однако очень многие факторы оказывают на развитие ребенка спонтанное, стихийное воздействие. Кроме того, и целенаправленное влияние, и стихийное воздействие может быть как положительным, так и отрицательным, негативным.

Социум ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается, в основном, в семье, то в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды: дошкольное учреждение, затем школу, внешкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т. д. С возрастом освоенная ребенком “территория” социальной среды все больше и больше расширяется. Если это наглядно изобразить в виде еще одной схемы, то видно, что осваивая все больше сред, ребенок стремится занять всю “площадь круга” -- освоить весь потенциально доступный для него социум.

При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением и т. д. Поэтому он может “мигрировать” из одной среды в другую.

Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде -- положительный или негативный.

Среда является объектом исследования представителей разных наук -- социологов, психологов, педагогов, которые пытаются выяснить созидательный потенциал среды и ее влияние на становление и развитие личности ребенка.

Научные исследования среды 80-х - 90-х годов способствовали выделению в самостоятельную научную область социальной педагогики, для которой эта проблема также стала объектом внимания и в изучении которой она находит свои грани, свой аспект рассмотрения.

К мезофакторам относятся возникающие на уровне этнических, социально-групповых и обслуживающих общество в целом, этносы и крупные социальные группы систем. К ряду систем данного уровня общности относится и система воспитания патриотизма военных кадров. В качестве внешних факторов в системах данного уровня выступают доступ указанных систем к различным ресурсам (политическим, экономическим, информационным и т.п.), статус в государстве субкультуры общности данного уровня и т.д.

Внутренними факторами являются расовые признаки, менталитет, этнические и социальные особенности и предрасположенности, стереотипы социального действия, этнические и социальные ценности, уровень этнической и социальной организации, состояние воспитания и другие. Одни из них являются объективными (доступ к ресурсам, наличие конкретной субкультуры, менталитет, расовые и этнические особенности и некоторые другие факторы), другие - субъективными. К последним относятся этнические и социальные ценности, уровень этнической и социальной организации, статус субкультуры в общегосударственной иерархии, воспитание, соответствие внутренней организации вызовам среды, выполняемым функциям и т.д.

Часть из факторов - управляемые (доступ к ресурсам, этнические и социальные ценности, воспитание, уровень этнической и социальной организации, статус субкультуры в общегосударственной иерархии, соответствие организации вызовам среды и т. д.), другие - неуправляемые. К неуправляемым факторам относятся расовые и этнические особенности, субкультура, стереотипы этнического поведения и другие.

Главным объектом систем данного уровня является личность и первичные объединения людей. В силу этого система воспитания патриотизма военных кадров, с одной стороны, воздействуя на личность как объект воспитания, учитывает приоритетно ее духовные, психические и физические свойства, с другой - должна учитывать влияние на нее микро- и макросреды.

Личность формируется в конкретной социальной среде и активно влияет на состояние микросреды, является частью факторов, изменяющих ее.

К объективным факторам воспитания, которые порождает сама личность, относятся: генетическая наследственность; состояние здоровья человека; обстоятельства его биографии; социальный опыт; этнокультурная традиция; профессиональный и социальный статус.

Группу субъективных факторов составляют: психические особенности; мировоззрение; ценностные ориентации, внутренние потребности, интересы.

Часть личностных факторов относится к управляемым: профессиональный и социальный статус; состояние здоровья; мировоззрение; ценностные ориентации; интересы и потребности.

Другие: генетическая наследственность; прошлый социальный опыт; этнокультурная традиция - к неуправляемым.

Человеческий фактор является совокупностью сущностных сил, качеств, способностей, физических и духовных возможностей человека, реализующейся в их деятельности преобразующей общество и его системы.

Человеческий фактор представляет собой сложное структурное образование. По мнению А.И. Сацуты, с учетом причинно-следственных связей и зависимостей, составляющих основу общественных отношений и человеческой жизни, его взаимосвязанными компонентами являются: потребности, интересы, убеждения человека; физические и социальные качества; навыки и умения; целенаправленная деятельность.

2. Основные факторы развития личности

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: "Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и -включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения" соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Для анализа возникновения и развития личностных черт paздeлим факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. Проанализируем влияние этих факторов на личность.

Биологическая наследственность. Кирпичный дом не может быть построен из камня или из бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом множеством различных способов. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

В отличие от многих видов животных человеческое существо проявляет сексуальность во все времена года, что в большей или меньшей степени сказывается на деторождении. Ребенок рождается совершенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают основу социальной жизни людей. Кроме того, человек не имеет инстинкта моногамной сексуальной жизни, и в каждом обществе эта особенность проявляется по-разному, сказываясь на формировании института семьи и на воспитании детей. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре.

Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпера-Ментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Физическое окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, опубликованных в 1928 г., обобщил теории многих ученых - от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллиота Хантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гумилева. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

Культура. Прежде всего следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.

Американская исследовательница К. Дьюбойс назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, "модальной" (от взятого из статистики термина "мода", обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты. Говорят о модальных личностях тогда, когда упоминают о "средних" американцах, англичанах или об "истинно" русских. Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности данного общества.

Другими словами, каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как правило, с детства. У равнинных индейцев Южной Америки социально одобряемым типом личности для взрослого мужчины был сильный, самоуверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведение вознаграждалось, и мальчики всегда стремились быть похожими на таких мужчин.

Каким же может быть социально одобряемый тип личности для нашего общества? Пожалуй, это личность социабельная, т.е. легко идущая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству и обладающая при этом некоторыми агрессивными чертами (т.е. способная за себя постоять) и практической сметкой. Многие эти черты развиваются скрытно, внутри нас, и мы испытываем неудобство, если эти черты отсутствуют. Поэтому мы обучаем своих детей говорить "спасибо" и "пожалуйста" старшим, учим их не стесняться взрослого окружения, уметь постоять за себя.

Однако в сложных обществах очень трудно найти общепринятый тип личности из-за наличия в них большого числа субкультур. Наше. общество имеет много структурных подразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию к созданию собственной субкультуры с определенными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностными образцами, присущими отдельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцов доминирующей культуры. Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

3. Поведение людей в общественных местах

К великому сожалению, сегодня мало кто знает, как правильно вести себя в общественных местах. Редко люди пропускают друг друга вперед или у двери говорят с улыбкой: «Проходите, пожалуйста». Лишние церемонии не приняты. По традиции мужчина должен пропустить вперед женщину, младший обязан уступить дорогу старшему, а подчиненный - начальнику.

Если идут два человека одной возрастной группы, первым проходит тот, кто ближе к двери. Суть правил поведения в общественных местах можно выразить одной фразой: относитесь к окружающим так, как хотите, чтобы они относились к вам. Иными словами, не нужно делать ничего, что не понравилось бы нам самим.

Поведение каждого человека должно быть таким, чтобы никто не испытывал от него дискомфорта. Мы не должны быть в тягость никому, не должны никого оскорблять или унижать. Если вести себя именно таким образом, это и означает проявлять хорошие манеры, быть учтивым. Причины, породившие большинство принятых сегодня норм поведения, в основном ушли в прошлое. Это касается главным образом взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

В общественном транспорте

Че ловек, которому уступили место, должен вежливо с улыбкой выразить благодарность.

Если он не хочет присаживаться или скоро его остановка, тем не менее должен ответить: «Благодарю вас, мне скоро выходить». Когда родители едут с детьми, на освободившееся место они должны садиться сами, а не усаживать детей. Любому человеку, старшему по возрасту, также следует уступать место. В часы, когда пассажиров в транспорте много, маленького ребенка нужно посадить на колени, чтобы кто-нибудь мог сесть на свободное место.

В дождливый сезон люди носят с собой зонтики. Спицы и центральное острие могут поранить тех, кто близко подошел Зонтик требует аккуратного и осторожного обращения. Не следует размахивать им на ходу. Зонтик следует держать поближе к себе, острием вниз. В раскрытом виде он должен быть на безопасном расстоянии от глаз других людей, не закрывать им обзор. Если зонтик имеет «семейную» - двойную конфигурацию, его следует держать за ручки обоим владельцам. Это и безопасно, и удобно. Кроме зонтика мы переносим или перевозим в общественном транспорте много различных вещей, о каждой из которых следует позаботиться: упаковать или завернуть так, чтобы не доставлять неудобств окружающим. Нельзя, например, вносить в общественный транспорт жидкости с едким запахом или горючие вещества, не запечатанные должным образом.

В магазине

Люди посещают магазины практически ежедневно, но не каждый раз что-то покупают. Они могут прийти, к примеру, на распродажу, прицениться, изучить ассортимент и новинки продукции, получить консультационную помощь продавцов. При входе в магазин прежде всего следует пропустить выходящих из дверей людей, а затем входить самим. Это поможет не допустить заторов и пробок в помещении.

Мужчина может не снимать шляпу, находясь в местах массового скопления людей, но в заведениях индивидуального обслуживания это более чем желательно. Помимо этого, следует поздороваться с обслуживающим персоналом.

Социология по области своих исследований является одной из наиболее «общих» среди общественных наук. В поисках общих признаков и закономерностей, проявляющихся в различных социальных связях, социология должна действовать также в таких сферах и объектах, для изучения которых имеется собственная область науки. Например, педагогика исследует явления, связанные с воспитанием и преподаванием; экономика изучает хозяйственные механизмы, учение о государстве -- политические события и закономерности, психология -- психологические феномены. Но за всем этим стоят также социальные отношения, которыми и занимается социология.

Социология является отнюдь не единственной наукой, область исследования которой охватывает всю сферу человеческого поведения. К таким наукам относятся также философия, история и антропология. Социология имеет тесные связи с этими науками и использует накопленные ими знания в своих целях. Как выше уже отмечалось, социология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии или истории, так что она имеет и теперь естественную связь со своими истоками.

Наиболее близкой к социологии представляется антропология, и в особенности ее отрасль, называемая «социальной антропологией». Общая антропология изучает человека как физическое существо, уделяя особое внимание биологическим изменениям в процессе развития человека, а также различным сторонам физического сосуществования индивидов, приближаясь в этом аспекте к исследованиям социологии. Предмет социальной антропологии -- ментальные возможности человека, определенные аспекты человеческой культуры; при этом человек рассматривается как член различных групп и культурных общностей. В этом социальная антропология и социология совпадают. В этом совпадении нет, однако, ничего методологически порочного, такие случаи известны и в других смежных науках, например, изучение психической системы человека и в психологии и в психиатрии и др. В подобных случаях речь может идти только о совпадении, смежности, но не о дублировании, так как каждая из научных систем акцентирует в одном и том же объекте все-таки разные его стороны для разных же научных и практических целей. Дополняя Друг друга, смежные науки и обогащают друг друга.

Следующая ниже схема отражает исторические корни и связи социологии с вышеупомянутыми близкими к ней науками и основами (ср. Park & Burgess, 1969). Указанная в ней этнология (этнография) соответствует в некоторых странах социальной или культурной антропологии. Близкой к этнологии является фольклористика, изучающая народные традиции и народную культуру. Исследованием культуры занимаются также археология и социология. Археология касается духовной культуры прошлого. Одним из макрообъектов социологии является духовная культура современного общества.

На схеме приведены в качестве примеров некоторые существенные области социального поведения, которые помимо социологии изучаются и более конкретными специальными науками. Общность предметов исследования иногда осложняет проведение границ между этими науками, хотя они и рассматривают эти предметы с различных исходных пунктов и точек зрения, причем у социологии они зачастую шире, чем у других наук.

Общее название «общественные и социальные науки», которое употребляется по отношению к исследованию социальных общностей и социальных отношений, применяется иногда узко только к социологии из-за ее обширности. Однако нормально социология считается лишь одной из общественных наук.

Экономика изучает производство и потребление товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь, стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Таким образом, социология интересуется прежде всего социальным поведением человека в различных экономических действиях. Эта специальная отрасль социологии называется экономической социологией. Связи социологии с экономикой и экономическими основами традиционно весьма тесны. Маркс и Вебер являются, пожалуй, самыми известными из исследователей этих связей. Многие социологи, особенно в бывших социалистических странах, вышли из сферы экономики.

Учение о государстве изучает, исходя из своих теоретических посылов, политическое поведение человека, общественное управление и феномен власти. Эти предметы интересуют также и социологию, поскольку они служат выражением социальных отношений Политическая социология рассматривает среди прочего политические отношения и движения, различные стороны политической жизни вообще, например, поведение людей на выборах.

Социология сравнивается часто с такими близкими к ней науками, как социальная психология и психология. Ранее уже говорилось о различиях и сходствах соответствующих предметов исследования, в дополнение приведем краткую характеристику данного вопроса.

Психология изучает прежде всего индивидов, индивидуальные черты поведения и личность индивида.

Социальная психология исследует человека как члена группы, взаимодействие между личностью и культурой.

Социология изучает явления, относящиеся к социальной системе.

На следующей схеме представлено место социологии среди наук, при этом «точкой отсчета» является философия.

В таблице (ср. Nobbs, Hine & Flamming, 1975) математика, история и география названы общими науками, которые необходимы в исследованиях других наук. К ним обращаются также общественные науки. С другой стороны, ввиду обширности области исследования социологии как общественной науки ее теории и результаты исследований используются, в свою очередь, специальными науками.

Следует помнить, что науки по мере их развития и усложнения объектов исследования постоянно специфицируются. Некоторые отрасли социологии также детально специализированы. Кроме вышеуказанных специальных отраслей социологии, экономической социологии и политической социологии, назовем еще социологию семьи, социологию воспитания, социологию труда, социологию религии и социологию развивающихся стран.

Социология занимает, благодаря своей универсальности, центральное положение среди социальных наук. Социология специализируется и детализируется и далее, можно сказать, что социология «проникает» во все области жизни, где социальные действия и социальное поведение человека являются ведущим и определяющим фактором.

Список литературы

1. Андрущенко В.П, Волович В.И, Горлач Н.И, Головченко Г.Т, Добрускин М.Е, Заздравнова О.И; «Социология. Наука об обществе. Учебное пособие» 687 с.

2. Лопуха Александр Дмитриевич- кандидат социологических наук, директор научно-исследовательского центра проблем обычного права(Новосибирск)

3. http://www.uni-altai.ru/Resources/Journal/pedagog/pedagog_11/of.htm

4. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с.

5. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. - 592 с.

6. Эркки Калеви Асп. Введение в социологию. Изд-во: АЛЕТЕЙЯ.2000-256 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие процесса социализации как сложного многогранного процесса очеловечивания человека. Механизмы и стадии социализации. Фазы социализации личности: адаптация, самоактуализация и интеграция в группу. Этапы развития личности по Эриксону, взросление.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2011

    Соотношение природного и социального в личности, исследование индивида как субъекта общественных отношений. Воздействие общества на личность в процессе социализации, воспитания и образования. Рассмотрение существующей теории и концепции индивидуальности.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2010

    Социализация человека: понятие, процесс и основные стадии. Средства массовой информации как мощный инструмент социализации личности. Проблемы социализации в современном украинском обществе. Сферы и институты, основные механизмы социализации личности.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2012

    Понятие, механизмы, институты, особенности современной социализации. Стадии развития личности в процессе социализации. Проблемы социализации в современном российском обществе. Социально-психологические воздействия на уровне ближайшего окружения индивида.

    реферат , добавлен 05.02.2011

    Личность как социальная проекция человека. Формирование личности в условиях различного устройства общества. Варианты поведения человека. Важнейшие формы социализации. Исторические типы личности в контексте разных эпох. Способы человеческого существования.

    реферат , добавлен 13.02.2011

    Понятие личности и основные факторы, влияющие на ее формирование и развитие. Сущность и этапы процесса социализации, его значение в обществе. Групповой и уникальный индивидуальный опыт, направления его использования. Роль культуры в социализации.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2014

    Личность человека и различные подходы к ее изучению. Понятие социализации как сочетания приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Факторы, механизмы и этапы социализации. Зависимость между развитием личности и обществом.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2014

    Определение и сущность социализации, состоящей в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Универсальные характеристики процесса социализации. Методы исследования социальных изменений личности старшеклассников.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2016

    Понятие личности как субъекта и продукта социальных взаимодействий. Изучение факторов, влияющих на формирование личности, процесс социализации личности, этапы и агенты социализации, концепции личности. Бесконечное разнообразие темпераментов, способностей.

    презентация , добавлен 18.03.2014

    Процесс формирования личности человека. Сущность понятия "личность" в социологии. Иерархическая структура личности. Понятие "формирование личности человека", природные и социальные факторы формирования личности, особенности процесса социализации.