Звуки и буквы их отличия. Чем отличаются гласные звуки от согласных правило. Актуализация жизненного опыта. Целеполагание

При изучении языка одновременно решается несколько задач: необходимо освоить правильное произношение слов, приобрести речевые навыки, благодаря которым можно свободно выражать свои мысли, и научиться писать.
Чтобы избежать сложностей, связанных с правописанием, следует разграничить устную и письменную речь. А для этого надо понять, чем звуки отличаются от букв.
Звуки представляют собой волновое колебание, в определенном диапазоне воспринимаемое человеческим слухом. Из огромного многообразия звуков есть лишь небольшая часть, которую мы можем воспроизводить в форме речи.
Именно эта часть составляет фонетический строй языка. Он состоит из звуков, которые делят на гласные и согласные, различают по способу образования, звонкости и глухости, твердости и мягкости. Чтобы записать звуки в форме слов, необходима специальная знаковая система. Графическим изображением звуков являются буквы . Они воспринимаются зрительно и звучать не могут.
Буквенный состав языка называют алфавитом. Русский алфавит состоит из 33 букв. Десять из них обозначают гласные звуки, 21 буква служит для графического изображения согласных, буквы Ь Ъ не имеют самостоятельного звукового выражения.

ImGist определил, что отличие букв от звуков заключается в следующем:

Волновая природа звуков позволяет слышать и воспроизводить минимальные нечленимые звуковые единицы, из которых состоит речевой поток. В отличие от звуков, произнести или услышать букву невозможно.
Буквы являются графическим изображением звуков. Зафиксированные в знаковой системе, звуки приобретают форму письменной речи.
Фонетический облик слова может полностью соответствовать его графическому изображению, например: стол — [стол]. Однако в русском языке такое соответствие встречается довольно редко из-за того, что его звуковой строй состоит из 44 единиц, а алфавит – из 33 букв.

Читайте по теме:

    Очаровательные крошки – микробы и бактерии – могут стать причиной гибели намного более крупного и развитого живого существа. Но именно эта «мелочь» является необходимым условием для ряда…

    Твёрдые тела - это металлы, полупроводники и диэлектрики. Они отличаются друг от друга по своим электронным свойствам. Электропроводность твёрдых тел определяется свойствами электронов. Что такое полупроводники и…

Буквами мы обозначаем звуки речи при письме. Букву нельзя произнести или услышать, ее мы можем только написать. Одна буква может обозначать один или несколько звуком, именно поэтому звуков в русском языке больше, чем букв. В русском алфавите 33 буквы, две из них не обозначают звуков, они лишь помогают другим буквам смягчить звук или сделать его твердым.

Стоит запомнить, что буквы сами по себе не имеют никакого значения. Это просто обозначения, можно даже сказать символы, придуманные для того, чтобы записывать звуки на бумагу. Буквы не делятся на гласные, глухие, мягкие, все эти характеристики относятся к звукам. Поэтому, прежде чем обучать своего ребенка алфавиту, стоит задуматься над тем, а верно ли Вы понимаете значение звуков и букв. Ведь некоторые родители, сами того не желая, неверно обучают детей из-за чего потом возникает путаница в головах маленьких учеников.

Придя в школу, они узнают о том, что буквы сами по себе ничего не значат и произнести их нельзя. Возникает множество вопросов относительно того, что такое звуки и откуда они взялись, ведь в алфавите учили буквы, а оказалось, что без звуков их произносить нельзя. Ведь взрослые понимают все эти тонкости на подсознательном уровне, а детям так тяжело разобраться во всей этой путанице.

Звуки

Звуки – это то, что мы произносим и слышим. На письме звуки обозначаются с помощью букв, а записываются при помощи специального знака – транскрипции « […]». Звуки различают: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

В некоторых словах звук полностью соответствует написанной букве, т.е. т — [ т ], к — [ к ] и т.д. В других словах одна и та же буква может произноситься и слышаться по-разному. Есть также такие слова, где написанные буквы как бы выпадают при произнесении. Это значит, что на письме они есть, но не произносятся в речи. Встречаются такие случаи, когда сочетание двух или нескольких букв дает всего один звук. И, наконец, есть такие буквы, которые объединяют в себе сразу два звука. Это такие буквы как: ю, я, ё, е, й.

Произносятся звуки с помощью воздуха. При колебании воздуха и работе речевого аппарата получается звук. При произнесении гласных звуков, при выдохе для воздуха нет никаких препятствия, поэтому гласные звуки такие чистые и их можно петь. Согласные же звуки образуются тогда, когда на пути у выдыхаемого воздуха есть преграда

Главные отличия:

  • Букву нельзя произнести, а звук нельзя написать.
  • Буква – олицетворяет звук.
  • Количество звуков значительно превосходит количество букв.

Итоги

Можно сделать вывод о том, что существовать звуки без букв не могут как и буквы без звуков. Нам необходимо не только слышать, но и видеть текст. Маленькие дети сначала учатся говорить, т.е. произносить звуки, а уже потом их учат записывать то, что они сказали, т.е. делать графические записи произнесенных звуков. Иногда детям сложно понять разницу между буквой и звуком, для облегчения существует транскрипция, в которой слово расписывается по звукам. Это значит, что каждая буква записывается в соответствии с тем звуком, которые мы слышим в речи. Тогда детям становится проще увидеть тонкую грань между буквой и звуком.
Звуки и буквы не могут существовать поодиночке. Нет смысла в написании букв, если произнести их нельзя, да и какой смысл, в произнесении, если записать сказанное было бы невозможно.

Ведь человек не может запомнить всю информацию, которую он слышит в течение жизни, на помощь приходят буквы. Нельзя, также, определить, что же важнее звук или буква, потому что снова на ум приходит мысль о том, что их существование друг без друга невозможно да и просто не имеет смысла.

Создание коллаборативной среды

(К) Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

(Учитель берет резиновый надувной шарик со вставленной в него трубкой. Шарик надувает, а затем дает возможность воздуху свободно выйти из шарика. При этом нет никаких звуков.

Прикрывая немного пальцем трубку, выпускает воздух, при выходе создается шум.)

(К) Вместе с детьми выясняем, что они слышат.

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно, (звук)

    Какие звуки бывают? (речевые и неречевые)

    Приведите примеры речевых звуков.

Эй, крючочки и точки,

Черточки, кружочки,

Собирайтесь вместе,

Становитесь в строчки.

И шагайте слаженно

По листу бумажному, (буквы) Е. Измайлова

Подвожу к тому, что сегодня на уроке они будут изучать звуки и буквы.

Работа над обобщением знаний по теме.

Работа по учебнику.

(К) Задание 1. Подумайте, чем звуки отличаются от букв.

(К) Просмотр видео (развивающий мультфильм «Звуки и буквы»),

Что мы произносим, когда говорим? (звуки) Когда пишем? (буквы)

(К) Догадайтесь, какие звуки произносят дети.

Как называются эти звуки? (гласные) Почему?

Какими буквами мы можем их записать?

(К) Задание № 2. Послушайте или прочитайте стихотворение про алфавит. Назови известные тебе буквы.

(К) Задание № 3. Слепи любую из них и расскажи товарищу, что это за буква.

Можем ли увидеть, слепить звук?

Работа в прописи.

(И) Задание 1. Вспомните, что вы рассказывали о своей школе, и перечислите, чем современная школа отличается от древней? Раскрашивание школы.

Прописывание элементов «большой овал»(на линиях предыдущего урока).

Динамическая пауза.

(Д, К) Называю звук, а вы показываете его руками: А - руки в стороны, О - руки над головой в кольцо, У - руки в трубочку, И - руки вверх, указательные пальцы оттопырены, Э - руки перед собой, Ы - руки сложены перед собой

Работа по учебнику.

(Г) Задание №4. Игра «Угадай слово по схеме».

Дикое животное с ценным мехом - лиса.

Домашнее животное - собака, корова.

Кондитерское изделие - торт.

Овощ - огурец.

Предмет из школьных принадлежностей - пенал.

Учащиеся делят слова на слоги и ставят ударение, объясняя каждое слово.

(Г) Расскажи о каждом звуке слова-отгадки.

(К) Задание № 5. Р ассмотрите картинки в учебнике и с помощью рук покажите, как вы выполните эти действия.

Папа берет со стола книгу.

Бабушка поднимает клубок.

Мама переставляет вазу.

Вопросы детям: Можно ли поймать звук? Можешь ли ты это сделать?

Подвожу детей к мысли, что звуки невидимы и неощутимы, а буквы можно увидеть, слепить, сделать из различного материала и написать.

(Г) Задание № 6 Предлагаю детям создать в классе «говорящую стену», нарисовать на каждую букву рисунок и подписать свое имя.

1. Прочитай .

С добрым утром!

      Вместе с солнышком встаю,
      Вместе с птицами пою:
      - С добрым утром!
      - С ясным днём!
      Вот как славно мы поём!
      (Е. Благинина)

  • Как ты объяснишь название стихотворения? Когда мы так говорим: «С добрым утром!»? А что значит слово славно ? Как можно сказать по-другому?
  • Объясни, одинаковое ли количество звуков и букв в слове пою .
  • Спиши любое выделенное предложение.

2. Прочитай . Какие слова в предложениях пропущены? Выбери их из слов для справок.

      Звуки мы... и... .
      Буквы мы..., ..., ... .

        Слова для справок: пишем, слышим, называем, произносим, видим.

  • Запиши составленное предложение о звуках. Проверь написанное.

Обрати внимание! Тысячи разных звуков окружают человека. А из каких звуков «складываются» слова? Из звуков человеческой речи! Эти звуки возникают тогда, когда работают органы нашей речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.

3. Прочитай . Произнеси первый звук в каждом из данных слов.

  • Понаблюдай, смотря в зеркальце, как при произнесении этих звуков движутся губы и зубы, по-разному прикасается язык к участкам рта. Расскажи о своих наблюдениях.

4. Рассмотри картинки

  • Произнеси слово-название любого предмета. Вслушайся в звучание слова. Нарисуй его звуковую схему.
  • А теперь запиши слово буквами. Одинаковое ли в нём количество звуков и букв?

Страничка для любознательных

Как обозначаются звуки?

В русском языке существуют определённые обозначения звуков. Звуки обозначаются буквами в квадратных скобках. Слово кот можно изобразить так: [к] [о] [т], а слово кит - так: [к"] [и] [т].

Сравни обозначения первых звуков в этих словах. Чем они различаются?

Запись [к] показывает, что этот звук - твёрдый согласный. Запись [к"] показывает, что этот звук - мягкий согласный.

5. Сравни звуковые и буквенные обозначения слов. Чем они похожи и чем различаются?

  • Обозначь звуками любое из данных слов: пальто, книга .

па ль то́

6. Произнеси звуки .

[а] [к] [у] [б] [а] [а]

  • Можно ли назвать такое сочетание звуков словом? Почему?
  • Что нужно сделать, чтобы из данных звуков «сложилось» слово-название первой учебной книги для чтения? Запиши это слово буквами, обозначь в нём ударение.
  • Какие ещё слова могли бы получиться из этих звуков? Назови эти слова.

7. Прочитай . Какая буква «заблудилась»?

      Говорят, один рыбак
      В речке выловил башмак.
      Но зато ему потом
      На крючок попался дом!
      (А. Шибаев)

  • Прочитай стихотворение, заменяя эту букву правильной буквой.
  • Произнеси звук, обозначенный каждой выделенной буквой.

Обрати внимание! В слове каждый звук и каждая буква имеют своё место! И если ты заменишь один звук (букву) в слове, то либо изменится смысл слова, либо слова не получится.

8. Прочитай . В каждом слове «спряталось» ещё слово. Найди его и прочитай.

Ласточка, бусы, задача, земляника, жаворонки, рыбак, радуга, дубрава, хорошо, вдруг, телевизор, коньки, весело.

  • Спиши любые три слова. Подчеркни в них «спрятавшиеся» слова.
  • Составь предложение со словом весело .

ве́се ло

9. Прочитай скороговорку .

У киски в миске - рис и сосиски.

  • Спиши. Подчеркни в словах буквы, которые повторяются.
  • Одинаковые ли звуки обозначены этими буквами? Произнеси звук, который обозначает каждая подчёркнутая буква.

10. Прочитай . Прислушайся к звучанию звуков в словах.

      Скажи погромче
      Слово «гром» -
      Грохочет слово,
      Словно гром.
      Скажи потише:
      « Шесть мышат», -
      И сразу мыши
      Зашуршат.
      Скажи:
      «Кукушка на суку», -
      Тебе послышится:
      «Ку-ку».
      (А. Барто)

  • Не правда ли, красив наш язык?! Звучание слов как бы передаёт звуки природы. Ты слышишь раскаты грома, шуршание мышей, голос кукушки.
  • Прочитай предложение, в котором выделенные буквы в словах передают звуки грома. Спиши это предложение.

В мире очень много разных голосов, практически все, может, кроме вакуума, можно услышать. Человечество создало в процессе систему условных сигналов, сочетание которых может восприниматься сознанием каждого из индивидуумов как некий образ, подразумевающий конкретное смысловое значение.

Вконтакте

Итак, что такое звуки в русском языке? Это бессмысленные по своей сути, наиболее маленькие элементы слов или , которые помогают донести мысль от одного человека к другому. Например, сочетание согласных «д» и «м» и одной гласной «о» может создать слово «дом», которое в свою очередь имеет вполне конкретное значение. Такие «кирпичики» русского языка бывают гласными и согласными, твердыми и мягкими, шипящими и звонкими.

В чем же различие?

Задумываясь, как различить звуки и буквы, стоит знать, что второе – это конкретные символы, с помощью которых графически записывают то, что мы слышим , например, существует «а», которую мы можем произносить вслух, мысленно, шептать или кричать, однако, пока она не будет записана на бумагу в нужной форме, буквой она не станет. Из этого понятно, что различить эти два понятия очень просто – то, что есть на бумаге, написанный символ – это буква, то, что мы слышим или говорим, – это звук.

Внимание! Чем отличаются звуки от своих письменных символов? В русском существует 33 графических элемента, однако состоят они из 43 голосовых сигналов, причем гласных букв – 10, а звуков 6, и наоборот, согласных 21 и 37 соответственно. Из этого можно сделать простой вывод – не все буквы и звуки совпадают друг с другом и слышатся так, как пишутся.

Что такое гласные?

Так называются такие элементы языка, которые можно пропеть. Чем отличаются от своей противоположности – согласных? Они состоят только из голоса , воздух при их произношении легко втягивается в легкие и пропускается через рот. Что такое гласные буквы? Это записанные на бумаге графические символы или их сочетание.

Таблица соответствия

Голосовые Графические
а а
о о
у у
и и
ы ы
э э
й’а я
й’у ю
й’э е
й’о ё

Какие буквы дают два звука? Некоторые образуются двумя элементами – согласным {й} и соответствующим звучанию гласным. Это йотированные элементы алфавита, которые нужны для выполнения следующих функций:

  1. Если нужно гласную поставить после гласной, например, слово «моя».
  2. После разделительного знака – «объятие».
  3. В случаях, когда гласная должна стоять в начале фонетического слова – «яма».
  4. Если нужно смягчить стоящий впереди согласный – «мёл».
  5. Если нужно воспроизвести иностранное слово.

Если такой йотированный символ стоит после непарного по твердости или мягкости, то он обозначает обычный, например, «шёлк» читается как «шолк».

Йотированные гласные

Что такое согласные?

Согласные – это мельчайшие языковые единицы, которые нельзя пропеть, при их произношении воздух, выдыхаемый из легких, натыкается на препятствие , например, на язык. Они делятся на пары , шипящих, а также твердых и мягких. Разберемся со всеми по порядку.

Звонкие, глухие и шипящие

Какие бывают согласные? Таблица поможет увидеть наглядно:

Апострофом обозначаются смягченные элементы. Это касается всех перечисленных пар, кроме «ж», так как она не может быть мягкой. Кроме этого, существуют согласные, которые не были определены в пары. Это:

Кроме перечисленных глухих и звонких, в существуют еще и шипящие. К ним можно отнести «ж», «ш», «щ» и «ч». Они обязательно относятся к глухим, при их произношении язык разными способами прижимается к нёбу . На слух они немного похожи на шипение змеи, если немного их протянуть.

Согласные звуки

Твердые и мягкие

Мягкие отличаются от твердых способом произношения. Когда человек их выговаривает, он прижимает язык к небу, отчего они получаются не таким грубыми. Как и в предыдущем случае, их делят по парам, за некоторым исключением. Почти все элементы русского алфавита могут быть и твердыми, и мягкими. Сколько из них не имеют такой пары?

Мягкие
ч’
j’
щ’
Твердые
ж
ш
ц

Получается, что пары не составляют все шипящие, «ш» и Й, присутствующая в том числе и в составе нескольких гласных. Все остальные могут смягчаться в определенных условиях.

Такая разница между количеством согласных звуков в русском языке оправдана именно последним делением по мягкости. Дело в том, что такая смягченная форма никак не отражается графически на письме – о мягкости мы узнаем по стоящей следом за ней смягчающей гласной. Это и увеличивает количество звучащих единиц почти в два раза по сравнению с буквами.

Твердые и мягкие согласные звуки

Чем отличаются гласные от согласных?

Деление на два типа звуков происходит в зависимости от техники их произношения . Певучие и «легкие» гласные, в отличие от согласных, легко произносить, тянуть, петь. Если послушать какую-либо мелодичную песню можно услышать, что они растягиваются, как пастила.

Согласные в свою очередь подразумевают какое-либо препятствие, то есть поток воздуха выходит изо рта не легко и плавно, а натыкаясь на язык, губы, зубы и так далее. Такие элементы сложно тянуть, они как будто имеют резкое окончание, причем вне зависимости от того, звонкие они или глухие, твердые или мягкие.

Интересно! С графическими символами все происходит точно также, ведь несмотря на то, что они записываются на бумаге, принадлежность к той или другой группе определяется именно по звучанию.

«Особенные» элементы русского языка

В русском алфавите есть два символа, под которыми не подразумеваются никакие слышимые сигналы . Это твердый знак «Ъ» и мягкий знак «Ь». Они нужны:

  1. Для того чтобы разделять. Наличие одного из этих знаков в слове сообщает о том, что идущая следом за ним гласная должна быть йотированной.
  2. Неразделительный мягкий знак может сообщать читателю о том, что предшествующая ему согласная мягкая, или выполнять грамматическую функцию, например, указывать род слова – «печь».

Уроки русского Звуки и буквы

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами

Вывод

Знание правильного взаимодействия этих базовых элементов помогает правильно писать многие русские слова. Звучание и написание дает ключ к мелодике речи и письма, его красоте и благозвучию.