Азербайджан сколько лет существует. Азербайджан. история. Завоевание Азербайджана Российской империей

До сих пор не ясна ситуация с объединением Новокузнецка и Новокузнецкого района. На мой взгляд, без предварительных экономических расчетов, без продуманных механизмов реализации проекта, без четкого представления, как будет функционировать новая система, запланированная “смычка” — не самая удачная затея. Она лишь создает видимость активного процесса — дескать, никто не сидит на месте, все работают…
Соблазн искать экономическую выгоду в арифметически простых административных действиях (сложить- поделить) идет от нежелания думать о перспективах развития и строить долгосрочные планы. (План развития Кемеровской области до 2025 года, по моему мнению, не является долгосрочным и действенным.) В то же время проблема непродуманности территориальных границ Новокузнецка и района никуда не делась. Городу, в частности, необходимы новые территории, особенно это касается тех земель, по которым пролегают или должны быть проложены автотрассы.
Что касается общей стратегии развития Новокузнецка и юга области, то прежде, чем объединять какие-либо муниципалитеты, следует для начала обратиться к работам специалистов по урбанистике, к накопленным знаниям по этой тематике, к проектам, которые имеются на сегодняшний день, в частности, к наработкам по Новокузнецкой агломерации. Важно выработать концепцию, подготовить план пошаговой реализации — как и через что будет осуществляться проект, какие нужно внести коррективы, изменения по ходу реализации плана. Нам стоит уяснить для себя, какие могут возникнуть трудности в связи с пробелами в российском законодательстве в отношении городских агломераций и т.д.
Обозначу понятие агломерации: это компактное скопление городов, расположенных не более чем в 1,5-2?часовой транспортной доступности, с наличием тесных связей между ними и с выделением при этом города-ядра численностью более 100 тысяч человек. В случае с Новокузнецкой, или Южно-Кузбасской агломерацией, из-за того, что вокруг города-ядра расположено много городов-спутников, её следует называть полицентрической.
В постиндустриальную эпоху проект развития Новокузнецкой агломерации должен подразумевать частичную и постепенную переориентацию городов с металлургии и угледобычи на новые отрасли хозяйства. Экономическая агломерационная политика не должна быть завязана только на добыче полезных ископаемых, производстве металла и зависеть от цен на добытое сырье. То есть экономически юг Кузбасса должен быть менее уязвимым по отношению к внешним обстоятельствам — в случае экономического кризиса, понижения цен на сырье и продукцию, когда ситуация негативно сказывается на качестве жизни населения. Чтобы избежать этого, следует способствовать привлечению инвестиций в города на строительство предприятий, создающих новые профили производств.
Настала пора решать крупные проблемы с долгосрочным планированием, а не ждать очередной порции бюджетных поступлений. Почти все крупнейшие города Сибири приступили к выработке программ развития соответствующих агломераций, и в их числе — Омск, Томск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск, Иркутск. А в Кузбассе живут одним днем: продали уголь и металл — и слава Богу! А что будет завтра? Какие имеются перспективы у области, нашего города, у Южно-Кузбасской агломерации? Никаких. По той простой причине, что у властей нет стратегии. Те замыслы, что вписаны во всякого рода региональные и муниципальные программы развития, являются всего лишь извлечениями из проектов крупных компаний, действующих в Кузбассе.
Разумеется, реализация бизнес-проектов не в последнюю очередь зависит от одобрения областной и муниципальных администраций. Но, как мне представляется, власти довольствуются тем, что в качестве условия своей благосклонности предлагают компаниям взять на себя ряд тех или иных социальных обязательств. Это в лучшем случае. Обычно властям довольно и того, что собственник обещает новые рабочие места и, соответственно, приток налоговых отчислений в бюджет. Проблема, однако, в том, бизнес-планы бывают очень переменчивы. Уйдут предприятия из города и региона или — что случается еще чаще — поменяются в очередной раз схемы налоговых потоков в пользу федерального бюджета, и что останется здесь, кроме лунного пейзажа?
Поэтому, привлекая инвестиции на подопечные им территории, власти должны быть озабочены не просто созданием благоприятного инвестклимата, но и иметь четкое представление о том, на каком направлении эти вложения наиболее предпочтительны. Таким перспективным направлением является дальнейшее развитие хозяйственного симбиоза городов юга области. Необходимо придать осмысленный и гармоничный характер этому процессу, который до сих пор складывается стихийно. Ведь даже план советского образца, осуществленный в Кузбассе, порождал в сущности “монопрофильный хаос” со всеми вытекающими отсюда социально-экономическими и экологическими последствиями. Словом, требуется выработка концепции Новокузнецкой агломерации (Новокузнецк — Прокопьевск — Калтан — Киселевск — Осинники — Мыски- Междуреченск) и превращения её, как представляется мне, в новую компактную и целостную территориальную единицу.
Говоря о выработке концепции развития Новокузнецкой агломерации в целом, можно сказать: “Агломерация должна рассматриваться единым социально-экономическим, инвестиционным пространством, с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, природно-экологического каркаса”. И одна из важнейших задач: план развития инфраструктуры, дорог и транспортной системы агломерации.
Какие преимущества в развитии предоставляются населенному пункту в составе агломерации? Специалисты выделяют главные:
— сосредоточение научного, экономического потенциала, осуществление организационных и административных функций, широкий набор услуг, повышение уровня жизни, культуры;
высокая степень использования трудовых ресурсов плотно населенного ареала и широкая возможность выбора мест приложения труда;
— возможность действенного регулирования крупного города развитием спутников, обладающих достаточной емкостью;
— более полное использование выгод экономико-географического положения и ресурсов данного района;
— возможность систематического использования культурных ценностей;
— наиболее полное и интенсивное использование территории.
На депрессивном юге Кузбасса, где правят процессы депопуляции, где отмечен отток населения в более экологически и экономически благоприятные регионы, грамотно выстроенная агломерационная политика может остановить упадок и привести к положительным результатам. Возможно, при этом часть и без того немногочисленного сельского населения переселится в города в поисках лучшей жизни. Но лучше учитывать риски и стараться создавать благоприятные условия для развития основной территории, затормозив процесс полнейшей деградации юга Кузбасса, нежели сидеть сложа руки и ждать, когда сельское население само бросится в бега от наступающих разрезов. Причем побежит в города соседних регионов, где аграрная политика доминирует.

Прежде всего, следует обозначить понятие агломерации. Под городской агломерацией не стоит понимать один город, управляемый одним мэром. Агломерация – компактное скопление городов с наличием тесных связей между ними, расположенных в не более чем 1,5-2 часовой транспортной доступности, с наличием города-ядра численностью более 100 тыс. чел. В случае с Новокузнецкой, или Южно-Кузбасской агломерацией, из-за того, что вокруг города-ядра расположено много городов-спутников, ее называют полицентрической.

Перейдем непосредственно к агломерациям. По нашему мнению, в постиндустриальную эпоху, проект развития Новокузнецкой агломерации должен подразумевать частичную и постепенную переориентацию городов с черной металлургии и добычи полезных ископаемых на новые отрасли экономического сектора. Экономическая агломерационная политика не должна быть «завязана» только на добыче полезных ископаемых (руда, уголь), производстве металла и зависеть от цен на добытое сырье, изготовленную продукцию. То есть экономически юг Кузбасса должен быть наименее уязвимым по отношению к внешним обстоятельствам. Например, в случае каких-то экономических кризисов, понижения цен на сырье и продукцию, страдает слишком много людей, что сказывается на семейном бюджете, качестве жизни. Поэтому следует создавать многопрофильные города с современными инновационными технологиями, привлекать бизнес, способствовать привлечению инвестиций в город для строительства новых предприятий и производств, при этом налоги с этих предприятий должны оставаться в городе.

До сих пор неясна ситуация с объединением города и района. Без предварительных экономических расчетов, продуманности механизмов реализации проекта и функционирования новой системы, данная затея выглядит авантюрой, что явно говорит о привычной некомпетентности городских и региональных властей и нежелании работать на перспективу, строить долгосрочные планы (план развития Кемеровской области до 2025 года не является долгосрочным, таковым он может быть в финансовом отношении в какой-нибудь фирме, но не в территориально-экономическом). В то же время, проблема непродуманности территориальных границ города и района никуда не делась. Городу необходимы новые территории, особенно это касается тех земель, на которых расположены автотрассы, связывающие районы города.

Нами предлагается путь развития Новокузнецка и юга области, не рассчитанный на то, что произойдет чудо от объединения муниципий. Мы предлагаем обратиться к работам специалистов по урбанистике, к возможному решению проблем развития городских агломераций в Сибири и к стратегическому планированию; к накопленным знаниям по данной тематике современными исследователями; к проектам, которые имеются на сегодняшний день, в частности, к наработкам по Новокузнецкой агломерации. Мы предлагаем выработать концепцию, подготовить план пошаговой реализации: как и через что будет реализовываться проект, какие нужно внести коррективы, изменения по ходу реализации плана, какие могут возникнуть трудности в связи с непродуманностью российского законодательства в отношении городских агломераций и т.д. и т.п.

Настала пора решать крупные проблемы с долгосрочным планированием, а не ждать очередной порции бюджетных поступлений. Почти все крупнейшие города Сибири приступили к выработке программ развития соответствующих агломераций, и в их числе – Омск, Томск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск, Иркутск. И только у нас, в Кузбассе, как обычно, все стоит мертвым грузом: продали уголь и металл - и, слава Богу! А что будет завтра? Какие имеются перспективы у области, нашего города, у Южно-Кузбасской агломерации? Никаких. Никаких – по той простой причине, что и нет стратегии, концепции, ибо для того, чтобы добывать уголь много мозгов не надо – все ложится на плечи собственников предприятий. Уйдут предприятия из города и региона, и все, ничего не останется (когда полностью лунный пейзаж оставят после себя). Поэтому…

…На наш взгляд, требуется выработка концепции развития Новокузнецкой агломерации (Новокузнецк - Прокопьевск - Калтан - Киселевск - Осинники - Мыски - Междуреченск) и превращения ее в новую компактную и целостную территориальную единицу. Необходима подготовка проекта развития агломерации и реализация его на практике. К слову, процесс создания Томской и Новосибирской агломерации идет полным ходом.

Говоря о выработке концепции развития Новокузнецкой агломерации в целом, можно сказать: «Агломерация должна рассматриваться единым социально-экономическим, инвестиционным пространством, с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, природно-экологического каркаса». И одна из важнейших задач: составить план развития инфраструктуры, транспортной системы агломерации.

Вместе с тем, при планировании развития Новокузнецкой агломерации не следует забывать о соседях, так как опыт разработки концепций развития городов и субъектов РФ показывает, что «самое слабое место в этих концепциях и стратегиях – это межрегиональные связи, отсутствие видения более целостных региональных образований. Отдельно взятая область разрабатывает свою стратегию развития и не хочет видеть, что творится у нее под боком. В результате нет целостного видения макрорелигонального развития и развития страны в целом. Регионы рассматриваются как части уже расчлененной страны».

– сосредоточение научного, экономического потенциала, осуществление организационных и административных функций, широкий набор услуг, повышение уровня жизни, культуры;

– высокая степень использования трудовых ресурсов плотно населенного ареала и широкая возможность выбора мест приложения труда;

– возможность действенного регулирования крупного города развитием спутников, обладающих достаточной емкостью;

– более полное использование выгод экономико-географического положения и ресурсов данного района;

– возможность систематического использования культурных ценностей;

– наиболее полное и интенсивное использование территории.

На наш взгляд, очевидны преимущества разработки долгосрочного планирования и разработки концепции развития Новокузнецкой агломерации. Для депрессивного юга Кузбасса, где правят процессы депопуляции, следует отток населения в более благоприятные экологически, экономические регионы, грамотно выстроенная агломерационная политика, может остановить этот «упаднический» процесс и привести к положительным результатам. Возможно, часть сельского населения переселится в города, в поисках лучшей жизни. Но, лучше учитывать риски и стараться создавать условия для развития хотя бы части территории, затормозив процесс полнейшей деградации юга Кузбасса, нежели сидеть сложа руки и ждать пока сельское население само переселится в города, вынужденное бежать от наступающих разрезов? Причем, скорее всего, оно побежит не в наши города, а в города соседних регионов. Да и из самих городов продолжится отток населения, что приведет, в конечном счете, к демографическому кризису, уменьшению численности городов и возможно их исчезновению. Но не следует считать создание концепции развития Новокузнецкой агломерацией панацеей, ответом на все вопросы и разрешением всех проблем. На наш взгляд, определение стратегии и составление плана развития агломерации видится перспективным направлением, который может способствовать улучшению экономического положения городов юга региона.

И напоследок хотелось бы сказать. В промышленном и индустриальном Новокузнецке (как и в прочих городах) следует уделять особое внимание сохранению и восстановлению историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия, поскольку город имеет почти четырехвековую историю, славное прошлое, которое нам следует сохранять и всячески приумножать. К слову, историко-культурное наследие – бесценный капитал, которое можно использовать в качестве привлечения туристов, фактора преобразователя городской среды и городского ландшафта. Без выработки концепции развития Новокузнецка как города-ядра одноименной агломерации, определения стратегии, у нас нет будущего, у нас нет никаких перспектив, шанса на то, что город не продолжит умирать и деградировать.

ЛИТЕРАТУРА

Емельянова (Лесюта) Н.В. Агломерационные процессы и трансформация расселения Сибири. СЖАТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА: НОВОЕ В ТЕОРИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПРАКТИКЕ ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.- М.: Эслан. – 2010. - С. 263-281. [Электронный ресурс] // Демоскоп Weklee. Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0517/analit02.php (дата обращения: 13.06.2013).

Сборник материалов по проблемам развития городских агломераций в странах СНГ к научно-практической конференции «Научные и практические аспекты формирования городских агломераций». - Москва.,2011. - С.36-46, 109-113. [Электронный ресурс] // E-gorod.ru: сайт Международной Ассамблеи столиц и крупных городов. Системные требования: Adobe Reader. Режим доступа: (дата обращения 13.06.2013).

Горяченко Е.Е., Демчук Н.В., Мосиенко Н.Л. Городские агломерации Сибири: предпосылки формирования и барьеры развития региона: экономика и социология. - 2011 - №3.- С.94 - 112.[Электронный ресурс] // Ecsocman.hse.ru: федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Системные требования: Adobe Reader. Режим доступа: (дата обращения: 13.06.2013).

Лесюта Н.В. Особенности развития урбанизированных территорий Сибири. – С.121-122. [Электронный ресурс] // Системные требования: Adobe Reader. Режим доступа: http://www.izdatgeo.ru/pdf/gipr/2010-1/119.pdf (дата обращения: 13.06.2013).

Развитие городских агломераций: аналитический обзор. Вып.2. - 36 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: (дата обращения 25.07.2013).

Lev_agni. Новокузнецкий трамвай: некролог или эпиграф? [Электронный ресурс] // livejournal.com. Режим доступа: http://lev-agni.livejournal.com/151486.html (дата обращения: 23.07.2013).

Емельянова (Лесюта) Н.В. Указ.Соч.

Приводится по работе: Лаппо Г., Полян П., Селиванова Т. Агломерации в России в XXI веке. - 52 с. [Электронный ресурс] // Системные требования: Adobe Reader. Режим доступа: http://www.frrio.ru/uploads_files/Lappo.pdf (дата обращения 13.06.2013).

Данная мысль нами позаимствована из работы Любовного В.Я. «Монопрофильные города в условиях кризиса: состояние, проблемы, возможности реабилитации». - Москва, 2009. - С.65-68. Думается, сохранение историко-культурного, градостроительного наследия – одна из основных задач местных и региональных властей. Забота о культурном наследии, создание новых мест отдыха (например, в районе Кузнецкой крепости и водопада) повысило бы комфортность проживания в нашем городе, преобразовывало бы тяжелый индустриальный пейзаж, и, кто знает, со временем появилась бы еще одна (или не одна) «визитная» карточка города?