Новокузнецкая агломерация. Нужна концепция создания новокузнецкой агломерации. Сапсаны не поедут


В ПДФ формате
Работает, нет?

статейка больше частью тезисного плана, обращенная к городским властям и общественности.

Прежде всего, следует обозначить понятие агломерации. Под городской агломерацией не стоит понимать один город, управляемый одним мэром. Агломерация - компактное скопление городов с наличием тесных связей между ними, расположенных в не более чем 1,5-2 часовой транспортной доступности, с наличием города-ядра численностью более 100 тыс. чел. В случае с Новокузнецкой, или Южно-Кузбасской агломерацией, из-за того, что вокруг города-ядра расположено много городов-спутников, ее называют полицентрической.

Перейдем непосредственно к агломерациям. По нашему мнению, в постиндустриальную эпоху, проект развития Новокузнецкой агломерации должен подразумевать частичную и постепенную переориентацию городов с черной металлургии и добычи полезных ископаемых на новые отрасли экономического сектора. Экономическая агломерационная политика не должна быть «завязана» только на добыче полезных ископаемых (руда, уголь), производстве металла и зависеть от цен на добытое сырье, изготовленную продукцию. То есть экономически юг Кузбасса должен быть наименее уязвимым по отношению к внешним обстоятельствам. Например, в случае каких-то экономических кризисов, понижения цен на сырье и продукцию, страдает слишком много людей, что сказывается на семейном бюджете, качестве жизни. Поэтому следует создавать многопрофильные города с современными инновационными технологиями, привлекать бизнес, способствовать привлечению инвестиций в город для строительства новых предприятий и производств, при этом налоги с этих предприятий должны оставаться в городе.

До сих пор неясна ситуация с объединением города и района. Без предварительных экономических расчетов, продуманности механизмов реализации проекта и функционирования новой системы, данная затея выглядит авантюрой, что явно говорит о привычной некомпетентности городских и региональных властей и нежелании работать на перспективу, строить долгосрочные планы (план развития Кемеровской области до 2025 года не является долгосрочным, таковым он может быть в финансовом отношении в какой-нибудь фирме, но не в территориально-экономическом). В то же время, проблема непродуманности территориальных границ города и района никуда не делась. Городу необходимы новые территории, особенно это касается тех земель, на которых расположены автотрассы, связывающие районы города.

Нами предлагается путь развития Новокузнецка и юга области, не рассчитанный на то, что произойдет чудо от объединения муниципий. Мы предлагаем обратиться к работам специалистов по урбанистике, к возможному решению проблем развития городских агломераций в Сибири и к стратегическому планированию ; к накопленным знаниям по данной тематике современными исследователями ; к проектам, которые имеются на сегодняшний день, в частности, к наработкам по Новокузнецкой агломерации . Мы предлагаем выработать концепцию, подготовить план пошаговой реализации: как и через что будет реализовываться проект, какие нужно внести коррективы, изменения по ходу реализации плана, какие могут возникнуть трудности в связи с непродуманностью российского законодательства в отношении городских агломераций и т.д. и т.п.

Настала пора решать крупные проблемы с долгосрочным планированием, а не ждать очередной порции бюджетных поступлений. Почти все крупнейшие города Сибири приступили к выработке программ развития соответствующих агломераций, и в их числе - Омск, Томск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск, Иркутск. И только у нас, в Кузбассе, как обычно, все стоит мертвым грузом: продали уголь и металл - и, слава Богу! А что будет завтра? Какие имеются перспективы у области, нашего города, у Южно-Кузбасской агломерации? Никаких. Никаких - по той простой причине, что и нет стратегии, концепции, ибо для того, чтобы добывать уголь много мозгов не надо - все ложится на плечи собственников предприятий. Уйдут предприятия из города и региона, и все, ничего не останется (когда полностью лунный пейзаж оставят после себя). Поэтому…

На наш взгляд, требуется выработка концепции развития Новокузнецкой агломерации (Новокузнецк - Прокопьевск - Калтан - Киселевск - Осинники - Мыски - Междуреченск) и превращения ее в новую компактную и целостную территориальную единицу. Необходима подготовка проекта развития агломерации и реализация его на практике. К слову, процесс создания Томской и Новосибирской агломерации идет полным ходом .

Говоря о выработке концепции развития Новокузнецкой агломерации в целом, можно сказать: «Агломерация должна рассматриваться единым социально-экономическим, инвестиционным пространством, с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, природно-экологического каркаса» . И одна из важнейших задач: составить план развития инфраструктуры, транспортной системы агломерации .

Вместе с тем, при планировании развития Новокузнецкой агломерации не следует забывать о соседях, так как опыт разработки концепций развития городов и субъектов РФ показывает, что «самое слабое место в этих концепциях и стратегиях - это межрегиональные связи, отсутствие видения более целостных региональных образований. Отдельно взятая область разрабатывает свою стратегию развития и не хочет видеть, что творится у нее под боком. В результате нет целостного видения макрорелигонального развития и развития страны в целом. Регионы рассматриваются как части уже расчлененной страны» .

- сосредоточение научного, экономического потенциала, осуществление организационных и административных функций, широкий набор услуг, повышение уровня жизни, культуры;

- высокая степень использования трудовых ресурсов плотно населенного ареала и широкая возможность выбора мест приложения труда;

- возможность действенного регулирования крупного города развитием спутников, обладающих достаточной емкостью;

- более полное использование выгод экономико-географического положения и ресурсов данного района;

- возможность систематического использования культурных ценностей;

- наиболее полное и интенсивное использование территории.

На наш взгляд, очевидны преимущества разработки долгосрочного планирования и разработки концепции развития Новокузнецкой агломерации. Для депрессивного юга Кузбасса, где правят процессы депопуляции, следует отток населения в более благоприятные экологически, экономические регионы, грамотно выстроенная агломерационная политика, может остановить этот «упаднический» процесс и привести к положительным результатам. Возможно, часть сельского населения переселится в города, в поисках лучшей жизни. Но, лучше учитывать риски и стараться создавать условия для развития хотя бы части территории, затормозив процесс полнейшей деградации юга Кузбасса, нежели сидеть сложа руки и ждать пока сельское население само переселится в города, вынужденное бежать от наступающих разрезов? Причем, скорее всего, оно побежит не в наши города, а в города соседних регионов. Да и из самих городов продолжится отток населения, что приведет, в конечном счете, к демографическому кризису, уменьшению численности городов и возможно их исчезновению. Но не следует считать создание концепции развития Новокузнецкой агломерацией панацеей, ответом на все вопросы и разрешением всех проблем. На наш взгляд, определение стратегии и составление плана развития агломерации видится перспективным направлением, который может способствовать улучшению экономического положения городов юга региона.

И напоследок хотелось бы сказать. В промышленном и индустриальном Новокузнецке (как и в прочих городах) следует уделять особое внимание сохранению и восстановлению историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия , поскольку город имеет почти четырехвековую историю, славное прошлое, которое нам следует сохранять и всячески приумножать. К слову, историко-культурное наследие - бесценный капитал, которое можно использовать в качестве привлечения туристов, фактора преобразователя городской среды и городского ландшафта. Без выработки концепции развития Новокузнецка как города-ядра одноименной агломерации, определения стратегии, у нас нет будущего, у нас нет никаких перспектив, шанса на то, что город не продолжит умирать и деградировать.

ЛИТЕРАТУРА

Емельянова (Лесюта) Н.В. Агломерационные процессы и трансформация расселения Сибири. СЖАТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА: НОВОЕ В ТЕОРИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПРАКТИКЕ ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.- М.: Эслан. - 2010. - С. 263-281. [Электронный ресурс] // Демоскоп Weklee . Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0517/analit02.php (дата обращения: 13.06.2013).

Сборник материалов по проблемам развития городских агломераций в странах СНГ к научно-практической конференции «Научные и практические аспекты формирования городских агломераций». - Москва.,2011. - С.36-46, 109-113. [Электронный ресурс] // E - gorod . ru : сайт Международной Ассамблеи столиц и крупных городов. Системные требования: Adobe Reader. Режим доступа:

Статья еще мая 2011 года Артема Рады, и.о. начальника управления стратегического развития администрации Кемеровской области.
Вначале чиновник резонно замечает: «сразу необходимо отметить, что формирование агломерации -совершенно естественный процесс: агломерацию нельзя создать на пустом месте (нельзя развивать то, чего нет) с помощью директивных методов прямого управленческого воздействия»
Отлично.
Но затем начинает нести ересь «Несмотря на то, что Минрегионразвития выделяет в Кемеровской области Новокузнецкую агломерацию, есть твердые аналитические основания говорить о наличии «двухъядерной» Кузбасской агломерации с центрами в городах Кемерово и Новокузнецке. И вот почему. Среди основных признаков современных городских агломераций абсолютно все специалисты выделяют компактность и, соответственно, высокую плотность населения. За Уралом нельзя найти более компактный регион, чем Кемеровская область. Доля городского населения в Кузбассе, согласно предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, - 86,6 %. Это самый высокий уровень урбанизации по Сибирскому федеральному округу. Основная часть населения (почти 75 %) проживает в центральной части региона, образуя пояс практически непрерывного расселения от Кемерова до Междуреченска (см. рис.). Поскольку в зоне Кузбасской агломерации на относительно небольшой территории проживает более двух миллионов человек, плотность населения в этом «поясе» в 2 раза больше, чем в среднем по области (60 человек на кв. км против 30 человек на кв. км в среднем по Кузбассу)»

Неясно причем здесь плотная компактность региона и его местонахождение за Уралом. Что за Уралом, что до Урала критерии выделения агломераций одни и те же. В Российской Федерации согласно принятой методике, группа взаимосвязанных поселений выделяется в качестве сложившейся или складывающейся городской агломерации, если людность наибольшего из образующих ее городов составляет не менее 100 тыс. чел., а в тяготеющем к нему ареале группового расселения (очерченном изохроной 2-часовой доступности всеми видами общественного наземного и водного транспорта) расположены как минимум еще два городских поселения.
То есть в качестве решающего фактора, очерчивающего границы агломерации, выделяется именно изохрона доступности общественным транспортом.
Но Артем Рада без малейшего сомнения отбрасывает этот параметр и пишет «Ядра Кузбасской агломерации находятся на расстоянии около 200 км друг от друга, период транспортной доступности (при условии пользования личным автомобильным транспортом) - чуть более 2 часов. Этот показатель может быть существенно сокращен за счет строительства скоростных дорог в обход малых населенных пунктов»
От себя добавлю, что при таком подходе личный вертолет или самолет мог бы существенно расширить границы Кузбасской агломерации.
Автобус сейчас идет от Кемерова до Ленинска Кузнецкого 1 час 20 минут, до Белова 1 час 50 минут, до Киселевска уже 2 часа 45 минут. За счет достройки автострады можно будет выиграть максимум еще 20 минут. И в лучшем случае вы доберетесь из Кемерова в Новокузнецк за 3 часа.
Про компактность и плотность населения даже говорить не стоит. Компактность подразумевает, то что и означает - сомкнутость, сжатость, краткость. Линейная структура расселения не является компактной, иначе самая большая агломерация России будет располагаться вдоль Транссиба от Москвы до Владивостока.
Средняя плотность в 60 человек на квадратный километр абсолютно ни о чем не говорит, так как население концентрируется в отдельных городах, слабо связанных между собой. Преимущественно многоэтажная застройка приводит к разрывам между населенными пунктами.

На карте светового «загрязнения» отчетливо например виден 20 километровый разрыв между Краснобродским и Бачатами, отделяющий южный Кузбасс от центрального.

Еще больше незаселенный промежуток между Ленинском и Кемерово, составляющий как минимум 50 километров.

И уж раз кемеровчанам захотелось двухъядерную агломерацию почему они не договорились об этом с Томском. Ведь если между Кемерово и Новокузнецком напрямую 190 километров, то до Томска всего 140 км.

Настоящих агломераций в Кузбассе не существует. Пригороды в основном состоят из дач и очень редких элитных коттеджных поселков. Может только Прокопьевск и Киселевск, фактически сросшиеся в один город, могли бы отвечать зарубежным параметрам частоты взаимных маятниковых миграций. До сих пор еще слабая автомобилизация и плохие дороги, вкупе с централизованным менталитетом, сдерживают появление настоящей субурбанизации. Пока еще трудно представить новокузнечанина, покупающего квартиру в Осинниках, и каждый день ездящего на работу обратно в Новокузнецк.
Тут бы и приложить региональной власти все силы к развитию транспортной инфраструктуры на юге Кузбасса чтобы поспособствовать превращению скопления городов в единый экономический организм, но кемеровчанам понадобилась химера в виде несуществующей Кузбасской агломерации дабы извлечь свою выгоду из модной нынче агломерационной темы.
Тот же Артем Рада пишет «Очевидно, что Кузбасская агломерация с постоянной численностью населения свыше двух миллионов в качестве единого производственного и потребительского рынка имеет более весомое значение для регионального развития страны и большую привлекательность для инвесторов федерального и международного уровней, чем изолированное южное ядро, сформированное вокруг Новокузнецка»

Остается только узнать откуда возьмется единый рынок в двухъядерной агломерации. Особенно это касается рынка труда. До сих пор мы наблюдаем в Кузбассе непрерывную централизацию, когда население стекается прежде всего в областной центр и частично в Новокузнецк. Населенные пункты между этими городами демонстрируют серьезную депопуляцию. С каждым годом увеличивается отрицательное сальдо межрегиональной миграции, формируемое в значительной степени шахтерскими городами.
Достройка автострады никак не решит демографических проблем. Так например в Ленинске-Кузнецком шутят что дорогу строят для того чтобы удобнее было уезжать в Кемерово. Мэр города с горечью замечает: «Молодые люди уезжают. Главная причина — в городе у нас нет высших учебных заведений. Лишь филиалы, которые, к сожалению, не дают того уровня образования, который обеспечивает головной вуз. Примерно две тысячи ленинск-кузнечан сегодня учатся за пределами города. Но проблема даже не в этом, а в том, что по окончании учебных заведений в Кемерове, Новокузнецке или Новосибирске молодые специалисты не возвращаются обратно — в родной город»
Та же ситуация в Белово, Прокопьевске, Междуреченске. Дорогу строят не потому что она не справляется с существующим потоком машин, а для того чтобы ездили еще больше. Чтобы свои потребности в образовательных культурных, бизнес- и финансовых услугах удовлетворяли в Кемерово и никак иначе. Выход, предлагаемый кемеровчанами, сводится к одному - или превратись в спально-промышленно-аграрный пригород Кемерова или потихоньку умри.
Новокузнецк не может себе позволить ни умереть, ни быть чьим-то пригородом. Поэтому никакой двухъядерной агломерации нет и не будет.

Профессор Зубаревич хорошо сказала о подобных проектах: «осмысленное обсуждение возможностей и барьеров развития агломераций невозможно при административном угаре. На грани разумного и фантастического балансирует проект агломерации Владивостока с Находкой и Уссурийском, до которых "всего лишь" 100-150 км по по безлюдным автодорогам депопулирующего края. Еще более яркий пример — усиленно лоббируемая региональными властями "агломерация" Вологда-Череповец. Можно потратить много денег на то, чтобы построить шикарный автобан между трехсоттысячной Вологдой и трехсоттысячным Череповцом, разделенными сотней километров, но агломерации все равно не получится. Это не региональная политика, а закапывание бюджетных ресурсов в песок. Именно такие проекты дискредитируют вполне жизнеспособные механизмы. Приходится еще раз напомнить, что не бывает искусственных агломераций, их невозможно создать волевым усилием на пустом месте, не имея базовых предпосылок»

Источники финансирования


Бюджетные источники, млн руб.

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации (суммы - не менее указанных)

Внебюджетные источники, млн руб.

ИТОГО, млн. рублей

2. Состояние улично-дорожной сети. Характеристика проблемы обеспечения безопасности дорожного движения

Город Новокузнецк- крупнейший по численности населения город (551,2 тыс. человек), административный центр Новокузнецкого Кемеровской области. Вокруг города сформировалась полицентрическая Новокузнецкая с численности человек более 1,3 млн. человек. Является одной из немногих агломераций-миллионеров при российских городах -немиллионерах. Новокузнецкая агломерация превосходит расположенную на севере Кемеровской области Кемеровскую агломерацию как по численности населения, так и по промышленному потенциалу, и является основой и Кузбасского ТПК

Таблица № 1 -Количественные показатели улично-дорожной сети Новокузнецкой агломерации


Показатель

Ед. измерения

Базовое значение (2016г.)

Общая протяженность дорожной сети городской агломерации,

в том числе:

Доля протяженности дорожной сети городских агломераций, соответствующих нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию,

в том числе


автомобильные дороги общего пользования федерального значения

автомобильные дороги общего пользования регионального/ межмуниципального значения

автомобильные дороги общего пользования местного значения и улицы

Через Новокузнецкую агломерацию проходят дороги регионального значения:

  • Областная автодорога «Ленинск-Кузнецк-Новокузнецк-Междуреченск» -214 км.
  • Областная автодорога «Бийск-Мартыново-Кузедеево-Новокузнецк» 81 км. (по территории Кемеровской области.

Обследование существующей интенсивности движения на основных узлах пересечений транспортной сети города Новокузнецка было проведено с целью установления наиболее полной и достоверной информации об объемах и распределении транспортных средств на магистральной улично-дорожной сети для выявления характера часового распределения потоков в течение основного суточного периода и установления периода их максимальной интенсивности (часов пик).

На основе анализа исходных данных был определен временной период, когда наблюдается максимальный транспортный поток на улично-дорожной сети: с 6.30 до 9.30 утром и 16.00 до 19.00 вечером.

Общая протяженность перегруженных участков составляет 11,53 км. Основные места скопления автотранспорта это Кузнецкий мост, перекрестки в т.ч. перекрестки с круговым движением, северный и южный выезд из Новокузнецкой агломерации.

2.1 Аналитический обзор состояния аварийности в агломерации

Ежегодно в городе Новокузнецке в результате дорожно-транспортных происшествий погибают или получают ранения сотни человек. За последние 10 лет (2006 – 2015) в результате дорожно-транспортных происшествий в городе Новокузнецке погибли 543 и ранены 6565 человек. За указанный период погибли 18 детей в возрасте до 16 лет, ранены 648 несовершеннолетних. В результате дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2006 – 2015 годы пострадали 7108 человек, тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий составила 76 погибших человек на 1000 пострадавших.

В 2014 году на территории города Новокузнецка зарегистрировано 542 дорожно-транспортных происшествия (в 2013 году – 561, минус 3,4 процента), в которых погибли 46 человек (за этот же период 2013 года погибли 49 человек (минус 6,1 процента)) и 684 человека (в 2013 году – 754, минус 9,3 процента) ранены. Тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий составила 63 (в 2013 году – 61) погибших человека на 1000 пострадавших.

За 12 месяцев 2015 года на территории города Новокузнецка зарегистрировано 508 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 33 человека и 648 человек ранены. Тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий составила 48 погибших человек на 1000 пострадавших.

За 9 месяцев 2016 года на территории города Новокузнецка зарегистрировано 326 дорожно-транспортных происшествий (в 2015 году – 376, минус 13,4 процента), в которых погиб 21 человек (за этот же период 2015 года погибли 27 человек, минус 22,1 процента) и 436 человек (в 2015 году – 469, минус 7 процентов) ранены. Тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий составила 43 (в 2015 году – 54) погибших человека на 1000 пострадавших.

Несмотря на наметившееся незначительное, за последние 3 года (2013 – 2015), снижение основных показателей аварийности, уровень травматизма от дорожно-транспортных происшествий в городе Новокузнецке остается высоким.

Основными недостатками транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети в местах совершения дорожно-транспортных происшествий являются: отсутствие, плохая видимость горизонтальной дорожной разметки (26%), дефекты покрытия (4%), недостатки зимнего содержания (5%), отсутствие дорожных знаков в необходимых местах (20%), отсутствие пешеходных ограждений в необходимых местах (7%), отсутствие освещения (7%).

2.1.1Выводы о тенденциях изменения основных показателей аварийности за последние 3 года

На основании анализа распределения ДТП на УДС Новокузнецкого можно сделать выводы, что основные ДТП с материальным ущербом происходят на перекрестках в т.ч. перекрестках с круговым движением.

В 2015г. кол-во аварийно-опасных участках (мест концентрации ДТП составило 23 единицы, за 11 месяцев 2016г. было зарегистрировано 27 мест концентрации ДТП.

Основным видом дорожно-транспортных происшествий остаётся «наезд транспортного средства на пешехода». В результате анализа зарегистрированных на территории города Новокузнецка установлено, что ежегодно в городе Новокузнецке регистрируется более 40 процентов дорожно-транспортных происшествий указанного вида от общего числа зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий, а в зимние месяцы этот показатель достигает 70 процентов. При этом не более 20 процентов дорожно-транспортных происшествий в результате «наезда транспортного средства на пешехода» регистрируются по вине пешеходов, около 80 процентов дорожно-транспортных происшествий – по вине водителей. Одной из основных причин наездов транспортных средств на пешеходов является нарушение водителями правил проезда пешеходных переходов (около 20 процентов дорожно-транспортных происшествий, зарегистрированных по вине водителей).

3. Цели, задачи и ПКРТИ.

Главная цель программы -развитие улично-дорожной сети Новокузнецкого городской агломерации и обеспечение безопасности дорожного движения. Для реализации поставленной цели необходимо осуществить переход от задачи направленной только на поддержание и сохранения улично-дорожной сети в нормативном состоянии к задачам: развития транспортной инфраструктуры, обеспечения безопасности дорожного движения, приведение дорожной сети в нормативное состояние, устранение перегрузки дорожной сети городской агломерации, повышения уровня удовлетворенности жителей и прозрачности действий субъекта Российской Федерации в лице Новокузнецкого городского округа, сохранения жизни и здоровья жителей в т.ч. детей.

Новокузнецк является центром так называемой Южно-Кузбасской агломерации население, которой насчитывает более 1,3 млн человек, она является 12-й по величине в стране.

Создание агломерации открывает новые перспективы использования огромного потенциала Новокузнецка, как одного из крупнейших центров международного Алтае-Саянского региона, составленного из частей России, Казахстана, Китая и Монголии. Реальность данного предложения обусловлена тем, что формирование на базе Новокузнецка современной агломерации предусмотрена действующей «Стратегией социально-экономического развития Кемеровской области до 2025г».
Однако, есть определенная проблема - отсутствие законодательной закрепленности самого понятия «агломерация» и вытекающие из этого последствия. Дальнейшее развитие агломерационных процессов области были обсуждены 01.03.2016 на общественных слушаниях Общественной палаты Кемеровской области «Использование потенциала научных организаций – условие динамичного развития Кемеровской области», по итогам которых был подготовлен Протокол с рекомендациями, направленный в администрацию Кемеровской области.
Как некий аналог предлагаемой Вами промышленно-производственной особой экономической зоны «Новокузнецк», на сегодняшний день может рассматриваться обособленная территория, созданная в рамках действующих на территории области механизмов государственной поддержке инвестиционной деятельности.
На основании Распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.12.2014 № 853 «О создании зоны экономического благоприятствования на территории муниципального образования «Новокузнецкий городской округ» на территории Кузнецкого района города Новокузнецка создана зона экономического благоприятствования «Кузнецкая Слобода».
ЗЭБ «Кузнецкая Слобода» относится к промышленно-производственному типу. Участниками ЗЭБ данного типа могут являться предприятия, относящиеся к обрабатывающим производствам, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК 029-2014). В ЗЭБ «Кузнецкая Слобода» присутствует вся инфраструктура и свободные под строительство участки земель промышленного назначения.
В целях создания благоприятного климата для развития бизнеса, упрощения процедур взаимодействия с органами государственной власти и сокращения временных издержек инвесторов при реализации проектов в ЗЭБ «Кузнецкая Слобода» создана управляющая компания на базе МАУ «МФЦ г. Новокузнецка». В 2015 году участником ЗЭБ «Кузнецкая Слобода» стал завод «СЗГЦ». Управляющая компания на данный момент сопровождает еще одного потенциального участника данной ЗЭБ.
Марк Викторович, Вы можете ознакомиться с ЗЭБ «Кузнецкая Слобода» на сайте novosloboda.ru.
Сегодня администрация города Новокузнецка, Экспертный Совет при Главе города Новокузнецка, коммерческие организации готовят функциональную карту, список участников для создания кластера в сфере углехимии по требованиям Министерства промышленности и торговли РФ. Основными задачами кластера являются кооперация, импортозамещение, выпуск продукции с более высокой добавленной стоимостью, увеличение конкурентоспособности местных товаропроизводителей.

Также на территории Кемеровской области действует «Кузбасский Технопарк», реализующий программы Министерства экономического развития РФ. Так, одним из направлений «Кузбасского Технопарка» является развитие туристско-рекреационного кластера. Для дальнейшего развития данного кластера в области был создан Совет по развитию туристско-рекреационного кластера, в состав которого вошло больше количество представителей бизнеса Новокузнецка. Ознакомиться с положением и деятельностью кластера Вы можете на официальном сайте Кузбасского Технопарка.

Администрация города Новокузнецка для развития внутреннего туризма создала проектный офис по развитию внутреннего туризма. Именно проектным управлением мы решили связать воедино бизнес, власть, общественность. Сформированный проектный офис по развитию внутреннего туризма начал функционировать совсем недавно. Первое, с чего мы начали, это постановка проблем, определение перспектив, а главное – показали участникам тур индустрии самих себя. Разработанная Концепция развития туризма на территории г. Новокузнецка указывает глобальные направления, но не дает четкого понимания, а как это направления будут реализовываться. Поэтому основной задачей проектного офиса является разработка конкретных путей, действий для реализации указанной Концепции.
Марк Викторович, мы просим Вас проявить свою активность и помочь Проектному офису по развитию туризма решить некоторые вопросы. На сайте наш.новокузнецк.рф представлены два вопроса, в которых вы можете выразить свое мнение о туристском потенциале города.
Благодарю Вас за неравнодушие к нашему общему делу – развитию города и региона в целом.

(Окончание)
Агломерация как враг... агломерации
А вот здесь-то городу Кемерово и понадобится “своя собственная” агломерация. Ведь даже утратив первенство, Новокузнецк сохранит то, чего Кемерово не имеет и никогда иметь не будет: свою “персональную” агломерацию - Южно-Кузбасскую.
Величиной в 1 миллион 150 тысяч жителей, она 13-я по размеру в России и вторая в Сибири после новосибирской - 1 миллион 750 тысяч человек (миллионники Омск и Красноярск агломераций не образуют). Она является одной из немногих агломераций-миллионеров при городах-немиллионерах и превосходит агломерацию Кемерово по численности населения в два раза, а по промышленному потенциалу - в 3,5 раза и является основой экономики области и Кузбасского ТПК.
Она уникальна по ряду причин.
Во-первых, демонстрируя признаки моноцентричной агломерации с ярко выраженным центром, она несёт и признаки полицентрической конурбации, являясь скоплением и множества равнозначных городов, зачастую перетекающих друг в друга, как Прокопьевск - в Киселёвск и Осинники - в Калтан.
Во-вторых, по плотности населения наша агломерация - первая за Уралом - 696 человек на квадратный километр. Для сравнения: плотность новосибирской - 432 человека на квадратный километр, кемеровской с населением 571 тысяча человек - всего 286 человек на квадратный километр (на 2009 год) - в два с половиной раза меньше новокузнецкой. При столь высокой плотности населения центральная часть агломерации (Новокузнецк, Прокопьевск, Киселевск, Осинники и Калтан) вообще сверхкомпактна - занимает небольшую площадь в 860 квадратных километров, аналогичную площади таких городов, как Волгоград или Пермь, при том что по населению она превышает численность этих городов-миллионеров.
В-третьих, в отличие от кемеровской агломерации, где разрывы между Кемеровом, Топками и Берёзовским достигают десятков километров “чиста поля”, наша представляет собой плотный урбанистический ковёр от северной окраины Киселёвска до Малиновки на юге, практически нигде не имея разрывов (они сплошь заполнены промзонами, сёлами или дачными предместьями). И этим наша агломерация напоминает так называемый “мегалополис”, то есть целиком урбанизированное пространство от горизонта до горизонта.
В-четвёртых, по своему экономическому потенциалу новокузнецкая агломерация несопоставимо мощнее всего, что её окружает. Так, её совокупный ВРП (валовой региональный продукт), скажем, за “докризисный” 2011 год составил 540 миллиардов (полтриллиона!) рублей (Новокузнецк - 379 миллиардов, Прокопьевск - 51 миллиард, Киселёвск и Междуреченск - по 39 миллиардов, Мыски - 17 миллиардов, Осинники - 6 миллиардов, Калтан - 8 миллиардов). И это при том, что ВРП всего Кузбасса - 740,7 миллиарда рублей. То есть вся остальная область производит почти в три раза меньше, чем Новокузнецкая агломерация! Во всей Западной Сибири лишь четыре региона (два нефтегазовых округа, Тюменская и Новосибирская области) производят больше Новокузнецкой агломерации (причём отрыв Новосибирской области ничтожен - в 2011 году её ВРП составил 560 миллиарда рублей, что лишь на 3,7 процента больше новокузнецкого).
То есть если отбросить неуместную в данном случае политкорректность, то Новокузнецкая агломерация - это и есть сам Кузбасс в экономическом смысле. Кемерово же, выражаясь терминологией Карла Маркса, - это своего рода политическая надстройка над экономическим базисом.
Но русский язык, как известно, богат. И терминологию вполне можно подправить в выгодном для Кемерова, ключе. При всех указанных условиях Кемерово вполне может начать позиционировать себя как политический, научный и культурный центр для обширной сугубо промышленной территории. То есть буквально как луч света в тёмном шахтёрском царстве. В общем, как писал Нестор-летописец, “приходите и володети нами”.
На наш взгляд, именно поэтому для Кемерова жизненно важно соединить имеющийся у неё с 1926 года статус административного центра Кузбасса (да-да, именно тогда Щегловск стал центром Кузнецкого округа) и статус крупнейшего города Кузбасса (будет с 31 декабря 2015 года) со статусом центра собственной агломерации. И только сведя воедино все три статуса, Кемерово окончательно и бесповоротно станет полноценной столицей Кузбасса, низведя Новокузнецк на положение одного из 19 городов в алфавитном порядке между Мысками и Осинниками, тем паче что и на карте его место то же самое.
Но поскольку всякие попытки обосновать наличие некой Кемеровской агломерации ведут лишь к смехотворной привязке к Кемерово двух маленьких городков - Топки и Берёзовский да посёлков Новостройка и Металлоплощадка, то единственная такая возможность - создать фантом под названием “дуалистическая агломерация”, к которой уже и будет присовокуплена Южно-Кузбасская целиком. Как говаривали сербы, “нас и русских двести миллионов”, так и Кемерово сможет в этом случае заявлять “нас и нашей агломерации - два с лишним миллиона”, опустив со временем неудобную добавку замысловатого слова “дуалистическая”.
Правда, непонятно, куда создатели двуглавого фантома дели полноценную конурбацию центрального Кузбасса в составе Ленинска, Полысаева, Белова, Гурьевска, Салаира и многочисленных шахтёрских посёлков? Конечно, со своим населением порядка 400 тысяч человек она значительно меньше новокузнецкой, но вполне соразмерна с 570-тысячной кемеровской. И если бы Кемерово пыталось строить свой дуалистический проект на связке с этой агломерацией, находящейся в 40 минутах быстрой езды от областного центра, то это выглядело бы более логичным, хотя, конечно, никаких признаков общей агломерации там тоже нет. Но и в таком случае даже “натянутая” под миллион агломерация всё равно гораздо меньше нашей.
Поэтому решено её включить, но при этом как бы... не замечать. Ведь учесть в составе общего населения агломерации эти 400 тысяч человек совсем даже не лишне, но вот считать Центральный Кузбасс третьей составной частью “двойной” агломерации нельзя, поскольку её уже нельзя будет считать двойной! А “трицентричная” агломерация - это, по определению, уже совсем не агломерация, а как раз конурбация, то есть скопление нескольких относительно самостоятельных городов либо групп городов. А от такой концепции городу Кемерово выгоды - никакой.
Кстати, последствия удара по Центральному Кузбассу таким вот “двутавром” будут не просто пагубны, а убийственны. Совершенно очевидно, что из города Белово, занимающего срединное и равноудалённое (точнее - даже равноприближенное) положение среди городов центра области, следовало бы создать административно-культурный центр конурбации. В том числе с образовательным кластером - полноценным многопрофильным вузом на базе существующего (ещё) филиала Кемеровского госуниверситета. Вместо этого, насколько нам известно, в 400-тысячной конурбации, сравнимой по населению с типичным областным центром или даже с небольшой областью, вместо сведения всех филиалов вузов воедино в дееспособный университет под вывеской “борьбы с расплодившимися филиалами” ведётся тотальная выкорчёвка высшего образования. Что в конечном счёте предопределит неизбежность тотальной эмиграции из этого региона талантливой мыслящей молодёжи (куда? - в Кемерово прежде всего), а также скатывание высокоурбанизированного региона к формату 400-тысячной рабочей слободы.
Однако всё сказанное совершенно не означает, что нам, новокузнечанам, нужно воспринимать концепцию двухъядерной агломерации в штыки. Скорее наоборот: нам - побеждённому за последнюю эпоху Новокузнецку - победитель в Столетней демографической войне Кемерово предлагает мирный договор. Да, на сугубо своих условиях. Но в ситуации экономического, политического и - самое главное - морального разгрома нашего города, как нам представляется, отказываться от мира нельзя. Поскольку иначе мы окажемся в ситуации, когда, не ровен час, придется согласиться на безоговорочную капитуляцию. А это худшее из зол.