Джой Пол Гилфорд — Один из основателей психологии творчества. Модель структуры интеллекта по гилфорду

Гилфорд проделал огромное количество факторно-аналитических исследований черт личности (включая интеллектуальные способности), приведших его к созданию модели структуры интеллекта.

ГИЛФОРД (Guilford) Джой Пол

Guilford) Джой Пол (1897- 1987) - американский психолог, специалист в области психологии образования, преподавания психологии, психологии искусства, статистических методов оценки и измерения в психологии. В 1918 г. поступил в Небрасский ун-т (бакалавр, 1922; магистр, 1924), продолжил образование в Корнелльском ун-те (д-р философии, 1926), позже - снова в Небраске (д-р права, 1952) и в Южно-Калифорнийском ун-те (д-р наук, 1962). Профессиональную деятельность начал ассоциированным профессором ун-та Небраски (1928- 1940), одновременно работал директором Отдела образовательных исследований (1938-1940). В 1939 г. был избран президентом Психометрического общества, в 1940 - президентом психологической ассоциации Среднего Запада. С 1940 по 1967 г. - профессор психологии университета Южной Калифорнии. Г. был также членом редколлегий ряда журналов, имеет награды АРА. В годы Второй мировой войны был директором Авиационной психологической службы, задачей которой была разработка тестов для курсантов. После войны Г. выступил инициатором проекта по исследованию способностей, который начал осуществлять в университете Южной Калифорнии. В 1950-х гг. исследует свойства личности, которые трактовалась им как простое сочетание определенных индивидуально-специфических черт. В соответствии с этим подходом был разработан тест Обзор темпераментов, позволяющий диагностировать общую активность, самообладание, властность, общительность, эмоциональную устойчивость, объективность, дружелюбие, вдумчивость, личностные отношения, мужественность (Fourteen dimensions of temperament, в соавт. с W.S. Zimmerman, 1956). Г. первым стал исследовать особенности связи личностных признаков и мотивационных структур, в частности предметных интересов (Personality.McGraw-Hill,1959). Следующим важным достижением Г. была разработка проблем дивергентной продуктивности и одаренности, результатом которой явилось выделение категорий конвергентного и дивергентного мышления. Особый интерес вызвали его методики исследования дивергентного мышления, которые были ориентированы на задачи, не имеющие строгого алгоритма и решаемые разными путями. В частности, был создан Тест университета штата Юж.Калифорния, в котором определялись такие признаки дивергентного мышления как легкость, гибкость и точность. (The Nature of Human Intelligence, McGraw-Hill, 1967). Г. провел также серию исследований креативных процессов (1968), включив четыре основные характеристики креативности в свою модель структуры интеллекта: продуктивность (беглость), гибкость, оригинальность и разработку (внедрение идеи). (Intelligence, creativity, and their educational implications , 1968). Тесты креативности, разработанные Г. с коллегами (1976), нашли широкое применение в практике диагностики дивергентной продуктивности и одаренности. Они состоят из 10 заданий, содержащих задачи на вербальное (семантическое) и образное дивергентное мышление и предъявляются детям начиная с 4-х-летнего возраста. Опираясь на все эти исследования, Г. разработал модель интеллекта с систематическим расположением способностей в виде трехмерной матрицы с пятью психическими операциями (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), пятью видами информационного содержания и шестью видами информационных форм. Здесь изучаемые умственные операции представляют собой то, что умеет испытуемый; стимуль-ное содержание включает в себя природу материала или информации, на основе которых осуществляются действия; с помощью информационных форм (результатов) описывается способ обработки информации испытуемым. При разработке модели интеллекта Г. вместе с сотрудниками удалось идентифицировать и снабдить диагностическими средствами 98 из 120 возможных факторов, образованных клетками трехмерной матрицы (Analysis of Intelligence, N.Y.,1971 (совм. с Hoepfner R). Позднее число факторов было увеличено до 150 за счет замены изобразительного стимульного содержания на стимульное содержание слухового и визуального типа, что дало пять мыслительных содержаний вместо первоначальных четырех. Работа по совершенствованию модели интеллекта продолжалась до 80-х годов, при этом Г. признавал существование факторов более высокого уровня. Факторы второго порядка образуются в результате сжатия одной из трех структур интеллекта по отношению к двум другим, что дает в результате 85 факторов второго порядка. В результате сжатия двух из трех измерений образуются факторы третьего порядка. Их 16, и они соответствуют списку из перечисленных выше 5 операций, 5 содержаний и 6 результатов.(Way Beyond the IQ: Guide to Improving Intelligence and Creativity, 1977). Разработанная под руководством Г. модель стала эвристическим инструментом для улучшения интеллектуальных способностей посредством упражнений. Два раздела в ней были отведены под креативные способности, остальные были посвящены решению задач. По мысли Г. эта модель была необходимой базовой конструкцией для развития опера-ционно-информационной психологии. Г. также принадлежат труды по психометрике и статистическим методам: Psychometric Method, McGraw-Hill, 1936, 1954; Fundamental Statistics in Psychology and Education, McGraw-Hill, 1950, 1956, 1965; ANO 1973,1978). Т.О. Гордеева, Л.А. Карпенко

Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э.П.Торренса

Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда . Основанием этой концепции явилась его кубообразная модель структуры интеллекта: материал х операции х результаты – SOI (structure of the intellect).

Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. В принципе конкретных решений может быть и несколько (множество корней уравнения), но это множество всегда ограничено.

Таким образом, Гилфорд отождествил способность к конвергентному мышлению с тестовым интеллектом, то есть интеллектом, измеряемым высокоскоростными тестами IQ.

Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях» (Дж. Гилфорд). Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.

Гилфорд считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей со способностями к обучению и интеллектом. Одним из первых на различие творческой способности и интеллекта обратил внимание Терстоун. Он отметил, что в творческой активности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (а не критически относиться к ним), что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда внимание сознательно концентрируется на решении проблем.

Дальнейшие достижения в области исследования и тестирования креативности связаны в основном с работой психологов Южнокалифорнийского университета, хотя весь спектр исследований креативности их деятельностью не ограничивается.

Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности: 1) оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; 2) семантическая гибкость – способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования; 3) образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; 4) семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Общий интеллект не включается в структуру креативности. Позже Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:

1) способность к обнаружению и постановке проблем;

2) способность к генерированию большого числа идей;

3) гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;

4) оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;

5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

6) способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.

На основе этих теоретических предпосылок Гилфорд и его сотрудники разработали тесты программы исследования способностей (ARP), которые тестируют преимущественно дивергентную продуктивность.

Приведем примеры тестов.

1. Тест легкости словоупотребления: «Напишите слова, содержащие указанную букву» (например, «о»).

2. Тест на использование предмета: «Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета» (например, консервной банки).

3. Составление изображений. «Нарисуйте заданные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, трапеция. Каждую фигуру можно использовать многократно, меняя ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или лишние».

И так далее. Всего в батарее тестов Гилфорда 14 субтестов, из них 10 – на вербальную креативность и 4 – на невербальную креативность. Тесты предназначены для старшеклассников и людей с более высоким уровнем образования. Надежность тестов Гилфорда колеблется от 0,6 до 0,9. Показатели их хорошо согласуются друг с другом (Анастази). Время выполнения тестов ограничено.

Дальнейшее развитие эта программа получила в исследованиях Торренса . Торренс разрабатывал свои тесты в ходе учебно-методической работы по развитию творческих способностей детей . Его программа включала в себя несколько этапов. На первом этапе испытуемому предлагали вербальные задачи на решение анаграмм. Он должен был выделить единственно верную гипотезу и сформулировать правило, ведущее к решению проблемы. Тем самым тренировалось конвергентное мышление (по Гилфорду).

На следующем этапе испытуемому предлагали картинки. Он должен был развить все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к ситуации, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последствия.

Затем испытуемому предлагали разные предметы. Его просили перечислить возможные способы их применения. Согласно Торренсу, такой подход к тренингу способностей позволяет освободить человека от заданных извне рамок, и он начинает мыслить творчески и нестандартно. Под креативностью Торренс понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т. д. Он считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. Идеальный, по Торренсу, тест должен тестировать протекание всех указанных операций, но в реальности Торренс ограничился адаптацией и переработкой методик Южнокалифорнийского университета для своих целей.

Торренс утверждал, что не стремился создать факторно-чистый тест, поэтому показатели отдельных тестов отражают один, два или несколько факторов Гилфорда (легкость, гибкость, оригинальность, точность).

В состав батареи Торренса входит 12 тестов, сгруппированных в три серии: вербальную, изобразительную и звуковую, диагностирующие соответственно словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление.

1. Словесная шкала включает в себя семь заданий. В трех первых заданиях испытуемый должен задавать вопросы таким образом, чтобы полученные ответы помогли ему отгадать содержание загадочных изображений. Испытуемый должен записать все вопросы, на которые он хотел бы получить ответ, перечислить все возможные причины и последствия ситуаций, изображенных на рисунке. В 4-м задании фиксируются способы использования игрушки в игре. В 5-м задании перечисляются возможные способы необычного употребления обычных предметов. В 6-м задании задаются вопросы по поводу свойств тех же предметов, а в 7-м задании испытуемый должен рассказать обо всем, что может случиться, если возникнет какая-либо неправдоподобная ситуация. Оценивается легкость, гибкость и оригинальность ответа.

2. Изобразительная шкала состоит из трех заданий. Первое задание состоит в том, что испытуемый должен на белом листе бумаги нарисовать картинку, используя данную фигуру. Во втором задании испытуемому предлагают дорисовать несколько линий, чтобы получились осмысленные изображения. В третьем задании испытуемого просят составить как можно больше изображений с помощью пары параллельных линий или кругов. Оценивается легкость, гибкость, оригинальность, точность.

3. Словесно-звуковая шкала состоит из двух заданий, которые предъявляются путем воспроизведения магнитофонной записи. В тесте «Звуки и образы» в качестве стимулов используются знакомые и незнакомые звуки. Во втором задании «Звукоподражание и образы» используются звукоподражательные слова, имитирующие звуки, присущие какому-либо объекту (животному, механизму и т. д.). Испытуемый должен написать, на что похожи эти звуки. Оценивается оригинальность ответа.

В отличие от тестов Гилфорда, тесты Торренса предназначены для более широкого спектра возрастов: от дошкольников до взрослых.

Факторный анализ тестов Торренса выявил факторы, соответствующие специфике заданий, а не параметрам легкости, гибкости, точности и оригинальности. Корреляции этих параметров внутри одного одного теста выше, чем корреляции аналогичных параметров разных тестов.

Рассмотрим характеристику основных параметров креативности, предложенных Торренсом. Легкость оценивается как быстрота выполнения тестовых заданий, и, следовательно, тестовые нормы получаются аналогично нормам тестов скоростного интеллекта. Гибкость оценивается как число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов. Проблема заключается в разбиении ответов испытуемого на классы. Число и характеристика классов определяется экспериментатором, что порождает произвольность. Оригинальность оценивается как минимальная частота встречаемости данного ответа в однородной группе. В тестах Торренса принята следующая модель: если ответ испытуемого встречается менее чем в 1 % случаев, то он оценивается 4 баллами, если ответ встречается менее чем в 1-2 % случаев, испытуемый получает 3 балла и так далее. Когда ответ встречается более чем в 6 % случаев, присваивается 0 баллов. Тем самым оценки оригинальности «привязаны» к частотам ответов, которые дает выборка стандартизации. Опыт применения тестов Торренса показывает, что влияние характеристик группы, в которой получены нормы, очень велико, и перенос норм с выборки стандартизации на другую (пусть аналогичную) выборку дает большие ошибки, а зачастую и просто невозможен.

Точность в тестах Торренса оценивается по аналогии с тестами интеллекта. Исследования, проведенные аспиранткой института психологии РАН Е. Г. Алиевой, показали, что оригинальность и беглость тесно коррелируют между собой: чем больше ответов, тем они оригинальнее, и наоборот.

Успешность выполнения данных тестов определяется скоростными качествами психики, и критики справедливо указывают на влияние скоростного интеллекта при решении тестов, диагностирующих, по мысли их разработчиков, креативность. Наиболее последовательную критику работ Гилфорда, Торренса и их последователей дали М. Воллах и Н. Коган . В исследованиях Торренса и Гилфорда выявлена высокая положительная корреляция уровня IQ и уровня креативности. Чем выше уровень интеллекта, тем больше вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц с высокоразвитым интеллектом могут встречаться и низкие показатели креативности. Между тем при низком IQ никогда не обнаруживается высокая дивергентная продуктивность. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога. Он полагает, что при IQ ниже 115-120 баллов (среднее плюс стандартное отклонение) интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор. При коэффициенте интеллекта выше 120 творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами .

При этом корреляции между креативностью и интеллектом выше, если при тестировании в обоих случаях используется аналогичный материал (словесный, числовой, пространственный и пр.), и ниже, если материал тестов интеллекта и креативности разнороден.

На первый взгляд эти результаты соответствуют гипотезе о парциальности креативности. Возможно, креативности как общего свойства не существует, она определяется только по отношению к тому или иному материалу и, вопреки мнению Торренса, базируется не на общем интеллекте, а на «парциальных» интеллектуальных факторах, таких как пространственный интеллект, вербальный интеллект, математический интеллект и пр. (по Терстоуну).

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

34. Психоаналитическая концепция. Концепция Пиаже Психоаналитическая концепция. В рамках психоанализа мышление рассматривается в первую очередь как мотивированный процесс. Эти мотивы носят бессознательный характер, и областью их проявления являются сновидения,

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

33. Математическое выражение критерия валидности (коэффициент Гилфорда). Основные схемы валидизации психодиагностических Меру совпадения (корреляции) между крайними группами по тесту и по критерию оценивают с помощью самого простого Фи-коэффициента Гилфорда: При

Из книги Одаренный ребенок [Иллюзии и реальность] автора Юркевич Виктория Соломоновна

5. О наивной и культурной креативности Марина Исаевна Фидельман, совсем недавно защитившая под моим руководством диссертацию, провела очень интересный эксперимент.Испытуемыми (именно так называют тех, кто согласился - только по доброй воле, иначе не может быть -

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Уровни креативности Классическая теория Фрейда не подходит для наших целей, к тому же имеющиеся у нас данные частично с ней не согласуются. В значительной мере эта теория представляет собой психологию Ид, занимавшуюся исследованием инстинктивных влечений и

Из книги Психология творчества, креативности, одаренности автора Ильин Евгений Павлович

Тест творческого мышления П. Торренса Данный тест впервые предложен американским психологом П. Торренсом в 1962 г. Тест предназначен для диагностики креативности начиная с дошкольного возраста (5–6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других

Из книги Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание автора Грецов Андрей Геннадьевич

Часть 4 Тренинг креативности

Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)

Модель Дж. Гилфорда Дж. Гилфорд предложил модель «структуры интеллекта (SI)», систематизируя результаты своих исследований в области общих способностей . Однако эта модель не является результатом факторизации первичных экспериментально полученных корреляционных

Из книги НЛП: управление креативностью автора Дилтс Роберт

Психогенетика креативности Напомним, что психогенетика решает проблему соотношения детерминант фенотипической изменчивости признака, то есть причин индивидуальных различий между людьми, в том числе – различий в способностях.Как мы уже отметили выше, в психологии

Из книги Креативная уверенность. Как высвободить и реализовать свои творческие силы автора Келли Том

Диагностика невербальной креативности (Краткий вариант теста Торренса){А. Н. Воронин} Полный тест Торренса (Torrance Test of Creative Thinking) представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая –

Из книги Креативное решение проблем [Как развить творческое мышление] автора Лемберг Борис

Атлас типичных рисунков Тест Торренса(завершение картинки) Картинка № 1 Картинка № 2 Картинка №3 Картинка №4 Картинка №5 Картинка № 6 Тест Торренса (бланк ответов) Фамилия И. О. ____________________Возраст ____________________Пол ____________________Дорисуйте картинки и

Из книги автора

Раздел 1.1. Основы креативности Проблемная область креативности(По: Tools For Dreamers, pp. XIII–XV) Воображение важнее знания. Альберт Эйнштейн Следы любого животного говорят о том, чем оно было; только следы человека говорят о том, что он создал. J. Bronowski, The Ascent of Man Оглядитесь по

Из книги автора

Раздел 2.4. Типы креативности Одно из положений НЛП гласит: те или иные виды стратегий могут способствовать эффективности человека в одних видах контекстов, однако оказываться менее эффективными в других контекстах. Можно предположить, что стратегия Моцарта отличалась

Из книги автора

Подключение к креативности В мире, полном творческого потенциала, опасно предполагать, что все хорошие идеи лежат на поверхности. Однако мы наблюдали, как это мнение высказывается во многих международных корпорациях: руководители 5?го уровня составляют план своих

Из книги автора

Формула креативности: c = me2 Формула творческого потенциала будет работать на вас, когда вы поймете, что она собой представляет, и буквально прочувствуете ее слагаемые. А они не сложны.Формула креативности: c = me2; гдеc – творчество (creativity);m – масса того, что вы знаете (mass);e –

Из книги автора

Что мешает креативности Барьеры к креативности могут препятствовать раскрытию творческого потенциала, которым мы все наделены и к которому мы все способны. Знание о таких барьерах должно подготовить вас к тому, чтобы вы могли заметить их, когда они встретятся у вас на

Из книги автора

Мифы о креативности Мифы о креативности, как я не раз уже говорил, могут действовать как барьеры к творческому потенциалу из-за их власти формировать каждодневное поведение.? Творческий потенциал – явление мистическое, волшебное и непостижимое.? Только истинные

Всемирную известность ему принесли исследования, в которых он, на основе использования тестов и факторного анализа, предпринял попытку математического построения модели творческой личности.


Гилфорд (Guilford) Джой Пол (7.3.1897, Аврора, шт. Небраска – 1976) - американский психолог. Образование получил в университете штата Небраска (1918–1924, бакалавр гуманитарных наук, 1922; магистр, 1924), в Корнеллском университете (1924–1926, доктор философии, 1927), позже - снова в Небраске (доктор права, 1952) и в университете Южной Калифорнии (доктор социологии, 1962). С 1920 г. по 1924 г. работал в качестве ассистента преподавателя в университете Небраски, с 1924 г. по 1926 г. - в Корнеллском университете, с 1926 г. по 1927 г. он - преподаватель психологии в университете Иллинойса, с 1927 г. по 1928 г. он - ассистент профессора психологии в университете Канзаса, с 1928 г. по 1940 г. - ассоциированный профессор университета Небраски, параллельно - директор Отдела образовательных исследований (1938–1940), с 1940 г. по 1967 г. - профессор психологии университета Южной Калифорнии. Начал свою научную деятельность с составления опросника на различение экстравертов и интровертов.

Всемирную известность ему принесли исследования, в которых он, на основе использования тестов и факторного анализа, предпринял попытку математического построения модели творческой личности. Эта модель широко использовалась в дальнейшем для определения творческих способностей в американской науке и промышленности. В результате своих двадцатилетних исследований Гилфорд пришел к построению „кубической модели структуры интеллекта“, в которой было представлено три измерения: операции (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), содержание (изобразительный материал, символический, семантический и поведенческий), результаты (элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и делаемые выводы). Вместе с сотрудниками ему удалось идентифицировать и снабдить диагностическими средствами 98 из 120 возможных факторов, образованных клетками этого куба („Analysis of Intelligence“, N.Y., 1971 (совм. с Hoepfner R.)).

Особый интерес в его исследованиях вызвали методики исследования дивергентного мышления, которые были ориентированы на задачи, не имеющие строго алгоритма решения и решаемые разными путями. В частности был создан „Тест университета штата Юж. Калифорнии“, в котором определялись такие признаки дивергентного мышления как легкость, гибкость и точность. Гилфорд трактовал личность как простое сочетание определенных индивидуально–специфических черт. В соответствии с этим разработал тест „Обзор темпераментов“, позволяющий диагностировать: общую активность, самообладание, властность, общительность, эмоциональную устойчивость, объективность, дружелюбие, вдумчивость, личностные отношения, мужественность („Fourteen dimensions of temperament“, „Psychological Monogr.“, 1956, 70 (совм. с Zimmerman W.S.)).

В результате факторно–аналитического исследования, первого в области изучения личности, пришел к достаточности выделения следующих мотивационных факторов: организмические потребности (голод, секс, потребность в движении), потребность в определенных параметрах среды (комфорт, чистота), потребности, связанные с работой (честолюбие, упорство), потребности, связанные с социальным положением (свобода, честность), социальные потребности, общие интересы (потребность в риске, в развлечениях) („Personality“, N.Y., 1959). Первый стал исследовать особенности связи личностных признаков и мотивационных структур, в частности предметных интересов („A factor analysis study of human interests“, „Psychological Monogr.“, 1954, 68 (et al.)).

Всемирную известность ему принесли исследования, в которых он, на основе использования тестов и факторного анализа, предпринял попытку математического построения модели творческой личности.


Гилфорд (Guilford) Джой Пол (7.3.1897, Аврора, шт. Небраска – 1976) - американский психолог. Образование получил в университете штата Небраска (1918–1924, бакалавр гуманитарных наук, 1922; магистр, 1924), в Корнеллском университете (1924–1926, доктор философии, 1927), позже - снова в Небраске (доктор права, 1952) и в университете Южной Калифорнии (доктор социологии, 1962). С 1920 г. по 1924 г. работал в качестве ассистента преподавателя в университете Небраски, с 1924 г. по 1926 г. - в Корнеллском университете, с 1926 г. по 1927 г. он - преподаватель психологии в университете Иллинойса, с 1927 г. по 1928 г. он - ассистент профессора психологии в университете Канзаса, с 1928 г. по 1940 г. - ассоциированный профессор университета Небраски, параллельно - директор Отдела образовательных исследований (1938–1940), с 1940 г. по 1967 г. - профессор психологии университета Южной Калифорнии. Начал свою научную деятельность с составления опросника на различение экстравертов и интровертов.

Всемирную известность ему принесли исследования, в которых он, на основе использования тестов и факторного анализа, предпринял попытку математического построения модели творческой личности. Эта модель широко использовалась в дальнейшем для определения творческих способностей в американской науке и промышленности. В результате своих двадцатилетних исследований Гилфорд пришел к построению „кубической модели структуры интеллекта“, в которой было представлено три измерения: операции (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), содержание (изобразительный материал, символический, семантический и поведенческий), результаты (элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и делаемые выводы). Вместе с сотрудниками ему удалось идентифицировать и снабдить диагностическими средствами 98 из 120 возможных факторов, образованных клетками этого куба („Analysis of Intelligence“, N.Y., 1971 (совм. с Hoepfner R.)).

Особый интерес в его исследованиях вызвали методики исследования дивергентного мышления, которые были ориентированы на задачи, не имеющие строго алгоритма решения и решаемые разными путями. В частности был создан „Тест университета штата Юж. Калифорнии“, в котором определялись такие признаки дивергентного мышления как легкость, гибкость и точность. Гилфорд трактовал личность как простое сочетание определенных индивидуально–специфических черт. В соответствии с этим разработал тест „Обзор темпераментов“, позволяющий диагностировать: общую активность, самообладание, властность, общительность, эмоциональную устойчивость, объективность, дружелюбие, вдумчивость, личностные отношения, мужественность („Fourteen dimensions of temperament“, „Psychological Monogr.“, 1956, 70 (совм. с Zimmerman W.S.)).

В результате факторно–аналитического исследования, первого в области изучения личности, пришел к достаточности выделения следующих мотивационных факторов: организмические потребности (голод, секс, потребность в движении), потребность в определенных параметрах среды (комфорт, чистота), потребности, связанные с работой (честолюбие, упорство), потребности, связанные с социальным положением (свобода, честность), социальные потребности, общие интересы (потребность в риске, в развлечениях) („Personality“, N.Y., 1959). Первый стал исследовать особенности связи личностных признаков и мотивационных структур, в частности предметных интересов („A factor analysis study of human interests“, „Psychological Monogr.“, 1954, 68 (et al.)).

(1897-03-07 ) Место рождения: Дата смерти: Страна: Научная сфера: Место работы: Альма-матер : Научный руководитель:

Научные публикации

  • «Creativity» (журнал «American Psychologist», выпуск 5, стр. 444-454, год)
  • «The Nature of Human Intelligence» ()
  • «The Analysis of Intelligence» (совместно с Р. Хопфнером, )

Напишите отзыв о статье "Гилфорд, Джо Пол"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гилфорд, Джо Пол

– Беда, беда, mon cher, – говорил он Пьеру, – беда с этими девками без матери; уж я так тужу, что приехал. Я с вами откровенен буду. Слышали, отказала жениху, ни у кого не спросивши ничего. Оно, положим, я никогда этому браку очень не радовался. Положим, он хороший человек, но что ж, против воли отца счастья бы не было, и Наташа без женихов не останется. Да всё таки долго уже так продолжалось, да и как же это без отца, без матери, такой шаг! А теперь больна, и Бог знает, что! Плохо, граф, плохо с дочерьми без матери… – Пьер видел, что граф был очень расстроен, старался перевести разговор на другой предмет, но граф опять возвращался к своему горю.
Соня с встревоженным лицом вошла в гостиную.
– Наташа не совсем здорова; она в своей комнате и желала бы вас видеть. Марья Дмитриевна у нее и просит вас тоже.
– Да ведь вы очень дружны с Болконским, верно что нибудь передать хочет, – сказал граф. – Ах, Боже мой, Боже мой! Как всё хорошо было! – И взявшись за редкие виски седых волос, граф вышел из комнаты.
Марья Дмитриевна объявила Наташе о том, что Анатоль был женат. Наташа не хотела верить ей и требовала подтверждения этого от самого Пьера. Соня сообщила это Пьеру в то время, как она через коридор провожала его в комнату Наташи.
Наташа, бледная, строгая сидела подле Марьи Дмитриевны и от самой двери встретила Пьера лихорадочно блестящим, вопросительным взглядом. Она не улыбнулась, не кивнула ему головой, она только упорно смотрела на него, и взгляд ее спрашивал его только про то: друг ли он или такой же враг, как и все другие, по отношению к Анатолю. Сам по себе Пьер очевидно не существовал для нее.
– Он всё знает, – сказала Марья Дмитриевна, указывая на Пьера и обращаясь к Наташе. – Он пускай тебе скажет, правду ли я говорила.
Наташа, как подстреленный, загнанный зверь смотрит на приближающихся собак и охотников, смотрела то на того, то на другого.