Исследователь нансен. Фритьоф нансен и его "фрам" - история в фотографиях. Фритьоф Нансен - биография

2.035 Пьер-Огюстен Карон де Бомарше
(1732-1799)

Любой писатель априори - авантюрист. Ну а король авантюристов среди писателей - бесспорно Бомарше. «Если его повесят, то веревка наверняка оборвется», - ласково шутили современники. Правы те, кто говорил о нем, что главное произведение писателя - его жизнь.

Родился в Париже 24 января 1732 г., в многодетной семье преуспевающего часовщика Андре Шарля Карона.

Получив начальное школьное образование, мальчик попутно прекрасно освоил игру на арфе, флейте и виоле. С 13 лет он стал учиться на часовщика в отцовской мастерской, поскольку именно ему предстояло продолжить семейное дело.

В 20 лет Пьер-Огюстен - лучший часовых дел мастер Парижа. Он придумал механизм, названный позднее «спуском Бомарше», который свел неточность в работе часов к нулю - его и ныне устанавливают во всех наручных часах. Когда один парижский часовщик присвоил себе это изобретение, Пьер-Огюстен возбудил против него процесс в Академии наук и выиграл дело. Благодаря этому он приобрел известность, и сам Людовика XV заказал у него часы.

В 24 года Карон выгодно женился на богатой вдове, предварительно выкупив у ее смертельно больного мужа пожизненную ренту. Через десять месяцев жена внезапно умерла. Началось долгое судебное разбирательство между Кароном и его тещей за наследство, поползли слухи, что смерть жены и ее первого мужа-старика наступила от яда. Ничего, однако, не было доказано, все состояние покойной перешло к ее родственникам, а Карону остался «утешительный приз» - имя де Бомарше (по названию одного из личных имений жены). Позднее он приобрел и дворянское звание.

Оставив профессию часовщика, Бомарше занялся усовершенствованием арфы, и таки сделал изобретение и там! Изобретателя представили дочерям Людовика XV, и он не упустил случая блеснуть перед ними своим остроумием, а также незаурядными музыкальными способностями.

Очаровав принцесс и королеву, молодой человек стал давать им уроки игры на арфе. Музыканту поручили устройство домашних концертов в Версале, благодаря чему он завязал много выгодных знакомств и быстро сколотил состояние.

На удачливого ловкача обратил внимание банкир Пари-Дюверне. Банкиру Бомарше помог получить поддержку короля, а сам стал участником многих финансовых спекуляций Дюверне, благодаря чему купил должности королевского секретаря и смотрителя королевских охотничьих угодий, приобрел богатый дом и выезд.

Отправившись по заданию Дюверне в Испанию, Бомарше быстро освоился в Мадриде и первым делом уладил семейное дело, связанное с отказом испанского литератора Хосе Клавихо жениться на его сестре. Пьер-Огюстин вынудил «отказника» написать заявление, в котором тот признал себя виновным в нарушении данного им слова, а сестре нашел другого жениха.

Сам он пережил еще массу приключений, участвуя в разных финансовых спекуляциях, придворных развлечениях и музыкальных упражнениях. Одних прожектов для испанского правительства он сочинил пять, правда, ни один из них так и не был реализован. Испанцы были в восхищении от его неистощимой веселости и богатства фантазии. Тогда же поползла по всей Европе сплетня, будто Бомарше на дуэли убил несчастного Клавихо, и ею воспользовался Гёте, написав трагедию «Клавиго».

По возвращении в Париж Бомарше дебютировал в 1767 г. средненькой пьесой «Евгения», а через три года выпустил драму «Два друга», которая провалилась. К этому времени драматург опять нашел красивую богатую вдову, которая недолго оставалась его женой: в родах она умерла. Через два года умер и его сын.

После смерти Пари-Дюверне началась долгая тяжба с наследниками банкира. На одном из промежуточных этапов разбирательства Бомарше был признан парламентом граждански нечестным и приговорен к клеймению. Бомарше написал в свою защиту «Мемуары», где высмеял судебный произвол и не оставил камня на камне от тогдашних судебных порядков Франции.

Мемуары произвели эффект разорвавшейся бомбы и принесли автору невероятную популярность. Процесс окончился лишением должности судьи, а парламент волею короля был распущен.

Король хоть и приказал сжечь «Мемуары», приблизил к себе героя и услал его в Лондон с поручением, касавшимся королевской семьи, с которым тот справился с честью.

Умершего Людовика XV сменил Людовик XVI, которому тоже понадобилась ловкость Бомарше в улаживании скандалов в королевском семействе. Бомарше разъезжал по всей Европе, выполняя тайные поручения монарха. Интимного рода услуги сделали его богатейшим человеком Франции. Король разрешил Бомарше поставить его новую пьесу «Цирюльник» в Театре комедии.

На первом представлении комедия провалилась. Бомарше за ночь переделал пьесу, и она имела потрясающий успех. Позднее драматург дал ей название «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность».

Когда на следующий год Франция тайно поддержала североамериканские колонии в их войне за независимость от Англии, Бомарше на три миллиона ливров купил для повстанцев оружие и обмундирование.

На общественном поприще Бомарше добился утверждения авторских прав и прав на гонорары для драматургов; основал объединение драматических авторов; организовал акционерный банк; скупил и вернул Королевской библиотеке разворованные архивные исторические документы; участвовал в создании «Парижской компании вод», занимавшейся внедрением первой в Париже паровой машины.

В 1779 г. Бомарше взялся за издание первого полного собрания сочинений Вольтера, умершего годом ранее. В течение 8 лет вышло два издания: в 72-х и в 92-х томах общим тиражом 15 тысяч экземпляров, из которых было реализовано по подписке не больше 4 тысяч. Парламент и духовенство добились запрещения продажи изданий, что принесло Бомарше миллион убытку, о чем он никогда не жалел.

После первого прочтения в Версале комедии «Безумный день» король запретил ее показ, но Бомарше читал пьесу по салонам, а также опубликовал отдельные фрагменты. Восхищенные пьесой аристократы вынудили короля дать согласие на парижскую постановку, убедив его, что «Безумный день» с треском провалится. Они сами же рубили сук, на котором висели над бездной!

В день премьеры весь цвет Парижа с утра занял места в театре, графы и маркизы стояли в партере вперемешку с лавочниками. Три человека погибли, задавленные в дверях толпой. Они стали первыми жертвами в будущей мясорубке революции, «спусковой механизм» которой привел в движение Бомарше.

Неслыханный успех пьесы побудил врагов писателя организовать против него целый заговор. Бомарше угрожала Бастилия, но король приказал заключить драматурга не в Бастилию, а в исправительную тюрьму Сен-Лазар для несовершеннолетних. Там оскорбленный Бомарше написал «Памятку королю», от которой Людовик XVI расчувствовался и простил наказанного, разрешив поставить еще и «Севильского цирюльника» в Версале.

«Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд. Наполеон как-то заметил, что с этой пьесой взвилась занавесь революционной драмы.

В 1787 г. Бомарше поставил лирико-философскую оперу «Тарар» (композитор А. Сальери), а через пять лет мелодраму «Преступная мать, или Второй Тартюф». Обе постановки не имели большого успеха.

Когда победила Республика, Бомарше закупил для ее армии 60 тысяч ружей в Голландии. Поставки задержались, и его тут же обвинили в том, что он спрятал оружие в ожидании реванша «врагов народа».

В доме писателя произвели обыск, нашли связки нераспроданных томов Вольтера и его арестовали. Через неделю писателя выпустили, благодаря чему он чудом избежал гильотины. Все имущество Бомарше было в очередной раз описано. Но он сумел опять войти в доверие к революционным властям, и ему поручили через Лондон добиться поставки оружия из Гааги.

Пока Бомарше был в Англии, его имя было внесено в списки эмигрировавших аристократов - «врагов народа». Въехать во Францию он уже не мог. Купленным оружием завладели англичане. Жена, дочь и сестра Бомарше были посажены в тюрьму, а сам он оставался до 1796 г. в Гамбурге в одиночестве, перебиваясь с хлеба на воду. При Директории ему возвратили парижский дом, но состояния было не вернуть. Не добился писатель и возврата огромных сумм от правительств США и Французской республики.

На русский язык произведения писателя переводили Н. Любимов, Л. Зонина, Л. Лунгина и др.

P.S. С чувством благодарности иллюстрирую этот очерк о Бомарше прекрасным стихотворным переложением:
Нина Самогова (https://www.stihi.ru/avtor/timoscha1)

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше

"У тебя прескверная репутация! - А если я лучше своей репутации?"
"Безумный день, или Женитьба Фигаро"
====================================================
http://www.stihi.ru/2014/06/23/1786

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше
Авантюрист, писатель, часовщик.
Прощения прошу я за клише,
Но сам себе он памятник воздвиг.

В Париже был он лучший часовщик.
Изобретя «Спуск Бомарше» в часах,
Проснулся знаменитым в тот же миг,
И к славе сделал самый первый шаг.

Женившись на богатенькой вдове,
Лишь девять месяцев он с ней прожил,
По имени имения Бомарше
Приставку «де» в наследство получил.

Потом для арфы что-то изобрёл,
В финансах стал отъявленным лжецом,
Затем вторую вдовушку нашёл
И почему-то снова стал вдовцом.

За шулерство в финансовых делах,
Он был к клеймению приговорён,
Но суд французский обвинив в грехах,
Судью на «мыло» смог отправить он.

Провал двух первых пьес его смутил,
Но волю Автора собрав в кулак,
«Цирюльника» он вскоре сотворил.
То был его второй к бессмертию шаг.

А с «Фигаро» он сделал третий шаг,
Любила Мельпомена Бомарше.
Она-то знает толк в таких вещах,
И вновь прошу прощения за клише.

Август, 18 2011

Пьер Огюстен Карон де Бомарше — выдающийся французский драматург, непревзойденный полемист и острослов, автор великих комедий «Севильский цирюльник» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Caron de Beaumarchais

Сочинительство никогда не было главным в его жизни, а талантов и выпавших на его долю приключений с лихвой хватило бы на несколько человек!

Родился Бомарше 24 января 1732 в семье часовщика Андре Шарля Карона в Париже. Сначала он пошел по стопам отца, но одновременно с большим интересом изучал музыку. Музыкальные таланты и великолепный дар оратора открыли молодому Бомарше (тогда еще Карону) доступ в высокое общество. Здесь он приобрел большие связи, пригодившиеся ему впоследствии. Фамилию же «де Бомарше» Карон взял после первого брака. Так называлось поместье, принадлежащее его жене.

Пьер Бомарше «с младых ногтей» делал все возможное, чтобы достичь богатства и высокого положения в обществе. В двадцать один год он создал революционный часовой механизм — анкерный спуск, который обеспечивает равномерный ход часового механизма. А в двадцать два года Бомарше принимают в Лондонское королевское общество (таким образом он становится академиком) и получает место королевского часовщика. При этом занимался обучением музыке принцесс — игре на арфе.

Кроме того Бомарше занимался торговлей с Америкой рабами, создав "португальскую компанию" "Родриго Орталес и Ко", стал снабжать оружием восставшие североамериканские колонии, выполнял секретные миссии королей, одно время считался самым богатым человеком Франции, а потом оказался в тюрьме как должник.

В тюрьму его сажали и при королевской власти, и после её свержения. Благодаря трём выгодным бракам (все три раза он женился на богатых вдовах), а также сотрудничеству с банкиром Дювернэ, Бомарше стал обладателем весьма значительного состояния.

Своего «Севильского цирюльника» Бомарше сначала сочинил как оперу, и лишь через несколько лет (в 1775 году) состоялась его премьера на сцене «Комеди Франсез», завершившаяся оглушительным провалом. Всего лишь за два дня (!) автор полностью переделал пьесу — и второе представление обернулось её триумфом, сделавшим его самым любимым писателем Франции того времени.

Уже через год он написал «Женитьбу Фигаро» — вершину своего творчества, но премьеры пришлось ждать восемь лет. Своему знаменитому герою он дал несуществующее имя Фигаро, под которым скрыл собственное — от Фикаро (сын Каро), как писал в черновиках. «Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд. Бомарше в этой пьесе — провозвестник революции. Наполеон отзывался о ней как о «революции в действии». А до него король Людовик XVI сказал так: «Если быть последовательным, то, допустив постановку этой пьесы, следует разрушить Бастилию. Этот человек смеётся над всем, что следует почитать при известном образе правления...» Король оказался хорошим предсказателем, а на могиле Бомарше выведены слова:

Простой в повседневной жизни, гордый в несчастье, он никогда не поступался своей свободой

«Главное — захотеть!»

✓ Когда началась война за независимость США, Бомарше занялся военными поставками Штатам, нажив на этом миллионы.

✓ В 1781 году некий Корнман затеял судебный процесс против собственной жены, обвиняя её в неверности. Бомарше представлял интересы мадам Корнман и блестяще выиграл дело, хотя представлявший интересы мужа адвокат Баргасс был очень сильным противником.

✓ Когда Бомарше однажды отказали в удовлетворении его собственного иска, он, недолго думая, подал в суд на... своих судей. Поступок был беспрецедентный, скандал — невероятный, публика оказалась всерьёз заинтригована, и, на этом фоне, Бомарше снова выиграл!

Пьер-Огюсте́н Каро́н де Бомарше́ (фр. Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais; 24 января 1732, Париж - 18 мая 1799, там же) - французский драматург и публицист.Пьер Огюстен Карон де Бомарше родился 24 января 1732 года в городе Париже. Сын часовых дел мастера Андре Шарля Карона (1698-1775), он сначала пошёл по стопам отца, но одновременно ревностно изучал музыку. Музыкальные таланты и ораторский дар открыли молодому Карону доступ в высшее общество, где он приобрёл большие связи, очень пригодившиеся ему впоследствии. Он даже ухитрился попасть ко двору Людовика XV, дочерей которого обучал игре на арфе. Благодаря двум выгодным бракам (оба раза он женился на богатых вдовах - Франкё и Левёк - и оба раза скоро овдовел), а также сотрудничеству с банкиром Дюверне (Duverney) стал обладателем значительного состояния. После первого брака Карон принял более аристократически звучащую фамилию «де Бомарше», по названию принадлежащего жене поместья. Смерть первой жены дала повод недоброжелателям обвинять его в её убийстве. Эти слухи спустя много десятилетий отразились в пьесе Пушкина « Моцарт и Сальери» («правда ли, Сальери // что Бомарше кого-то отравил?»), а в ответе Сальери на этот вопрос: «он слишком был смешон // для ремесла такого» - Пушкин цитирует подлинные слова Вольтера о Бомарше по этому поводу. В действительности такие обвинения крайне маловероятны, поскольку смерть супруги была очень невыгодна для будущего драматурга, который остался с огромным количеством невыплаченных долгов; вернуть их он смог лишь гораздо позже при помощи своего друга Дюверне.В 1764 году он отправился по семейным делам в Мадрид, чтобы защитить честь сестры, обманутой женихом - испанским писателем Хосе Клавихо и Фахардо.. В Испании Бомарше проявил поразительную энергию, ум и умение налаживать и использовать связи: один в чужой стране, он сумел проникнуть к министрам, а потом и ко двору, понравился королю и добился удаления своего противника от двора и лишения должности. Вернувшись в Париж, Бомарше дебютировал в 1767 г. пьесой «Eugénie» («Эжени»), имевшей некоторый успех. В 1770 г. он выпустил драму «Les deux amis» («Два друга»), которая успеха не имела. В этом же году умер его компаньон и покровитель Дюверне; его наследники не только отказались выплатить долг Бомарше, но обвинили последнего в обмане.

Бомарше начал тяжбу с наследником Дюверне, графом Блака, и тут-то ему представился случай выказать в полном блеске свою изумительную изворотливость, а также литературный и ораторский талант. В первой инстанции Бомарше выиграл дело, но во второй - проиграл. По обычаю того времени, он перед разбором своего дела посетил своих судей и поднес подарки жене докладчика по его делу, г-же Гезман. Когда дело было решено не в пользу Бомарше, г-жа Гезман вернула ему подарки, за исключением 15 луидоров. Бомарше воспользовался этим как поводом, чтобы возбудить дело против своих судей. Судья в свою очередь обвинил его в клевете. Тогда Бомарше выпустил свои «Mémoires» («Мемуары»), где беспощадно обличал судебные порядки тогдашней Франции. Написанные с большим мастерством (к слову, Вольтер был от них в восторге), «Мемуары» имели шумный успех и расположили в пользу Бомарше общественное мнение. 26 февраля 1774 г. процесс окончился: судья Гезман лишился должности, а г-жа Гезман и Бомарше получили «большой выговор». Но в 1776 г. Бомарше был восстановлен в правах, а в 1778 г. выиграл (не без помощи «Suite de mémoires» - «Продолжения мемуаров») дело с наследниками Дюверне.

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (24 января 1732, Париж - 18 мая 1799, Париж) - знаменитый французский драматург и публицист.

Крупнейший французский драматург второй половины 18 в. Родился 24 января 1732 в Париже, в семье богатого часовщика. Обучался семейному ремеслу, однако за экстравагантные выходки отец отстранил его от дел. Cтав учителем музыки у дочерей Людовика XV, он позднее приобрел должность секретаря при монархе и благодаря придворным связям принял активное участие в разнообразных финансовых операциях, которые принесли ему громадное состояние и одновременно вовлекли в целый ряд громких судебных процессов. Несколько дней Бомарше пришлось провести в тюрьме; чтобы оправдаться, он издал свои блистательные Мемуары (Mémoires, 1774), где язвительно высмеял судебный произвол.

Гнев добрых людей - это не что иное, как настоятельная потребность прощать.

Бомарше Пьер Огюстен Карон де

Любовь к театру побудила его написать две драмы - Евгения (Eugénie, 1767) была встречена благожелательно, Двух друзей (Les Deux amis, 1770) ожидал сокрушительный провал. Громкий успех Севильского цирюльника (Le Barbier de Séville, 1775) сделал Бомарше лидером национального театра. Поставленная в "Театр Франсе" 23 февраля 1775 пьеса была испанской по антуражу, но совершенно французской по духу. Выдающееся значение она приобрела не столько благодаря искрометному юмору и блестящим диалогам, сколько образу Фигаро - хитроумного, неистощимого на выдумки, проницательного слуги. На ее основе написано либретто оперы Дж.Россини Севильский цирюльник (1816).

Этот же персонаж появится в следующей пьесе Бомарше, Женитьба Фигаро (Le Mariage de Figaro, 1784), где феодальные привилегии подверглись столь яростной атаке, что король не разрешил показывать ее публично. С присущей ему ловкостью Бомарше использовал цензурный запрет короля для того, чтобы возбудить еще больший интерес к пьесе. Когда она была наконец поставлена в "Театр Франсе" 27 апреля 1784, трое человек погибли, задавленные в дверях обезумевшей толпой. Демократизм Цирюльника в Женитьбе наполняется революционным пылом. Фигаро уже не воплощает образ верного слуги, каким его вывел Мольер, - теперь это свободный человек, он соперничает со знатным хозяином и ясно сознает свое место в новых обстоятельствах. Появившись на сцене почти в канун Французской революции, Фигаро символизирует торжество тенденций, вызревавших на протяжении десятилетий в творчестве Вольтера, Руссо, Дидро и других "философов". Хлесткие реплики Фигаро и внятные намеки снискали комедии неувядаемую славу на театральных подмостках. На ее основе было написано либретто оперы Моцарта Свадьба Фигаро (1786). Бомарше попытался использовать те же персонажи в третий раз, однако тяжеловесная мелодрама Преступная мать (La Mére coupable, 1792) не имела успеха.

Если начальник не делает нам зла, то это уже не малое благо.

Бомарше Пьер Огюстен Карон де

Революция внесла в биографию Бомарше очередной штрих: посланный революционным правительством в Голландию, он исполнил ряд поручений, но затем был брошен в тюрьму. Выйдя на свободу, стал агентом Комитета Общественного Спасения и подвергался преследованиям как эмигрант. Имущество его конфисковали, семья была арестована. В 1796 ему разрешили вернуться во Францию. Умер Бомарше в Париже 18 мая 1799.

Пьер Огюстен Карон де Бомарше - фото

Пьер Огюстен Карон де Бомарше - цитаты

by Записки Дикой Хозяйки

Чем только в своей жизни не занимался этот человек?! Он имел огромное состояние и при этом писал пьесы, сам ставил их, состоял на службе у короля, был его тайным агентом, первым советником министров, занимался различными проектами, королевскими займами, реформами судебных органов - всего, наверное, невозможно перечесть.

Но, как не странно это звучит, он, человек, необычайно популярный при дворе, был выходцем из очень скромной семьи. Родился Пьер 24 января 1732 года на улице Сен-Дени, в Париже. Отец его Карон, был простым часовщиком из протестантской семьи, который принял католичество, чтобы иметь возможность жить в Париже. Он очень надеялся, что сын продолжит его дело.

Мальчик окончил несколько классов церковной школы и в 13 лет приступил к обучению мастерству часовщика. Учиться надо было не менее 8 лет, и только после этого он мог получить права компаньона и стать членом сообщества парижских часовщиков.

Учеба мальчику давалась очень легко, он даже изобрел анкерный спуск часового механизма, что позволило делать часы маленькими и плоскими. Но придворный часовщик Лепот присвоил это изобретение себе. Юноша не опустил рук и стал бороться за свое право на изобретение и выиграл дело. И анкерный механизм, и скандал, связанный с ним принесли Пьеру-Огюсту Карону известность - его заказчиком стал сам король. Пьер делал маленькие часы не только королю, но и принцессам, и маркизе де Помпадур.

Так мастер попадает в Лувр, где открываются его новые способности. Дело в том, что в семье Каронов было много детей, и хотя отец относился к их обучению очень строго, после окончания рабочего дня в доме всегда было весело. Дети играли на гитаре, виоле, арфе, скрипке и клавесине, они сочиняли маленькие пьески и сами же их разыгрывали.

Об этих способностях юноши узнали скучающие во дворце принцессы, и скоро даже сам король приходил послушать концерты, которые устраивали его дочери под руководством Пьера, причем был ими весьма доволен.

Карон знал все городские и дворцовые новости, всегда был остроумен, обладал привлекательной внешностью и, вполне естественно, что он стал незаменимым человеком во дворце. Правда, на этом заканчивается его карьера, как часовщика.

В 1755 году он покупает должность контролера королевской трапезы. В его обязанности входит разрезать мясо и подавать блюдо королю. Справляться с такими обязанностями было легко, причем, денег они приносили гораздо больше, чем часовое дело.

В это время Пьер женится на вдове умершего Франке, и просто присваивает себе новое имя, взяв его от названия небольшого своего владения - леса Марше. Теперь его имя Пьер-Огюст Карон да Бомарше. Звучит оно, конечно, как дворянское, но дворянином Бомарше становится только в 1761 году, купив должность королевского секретаря и судьи по браконьерским делам в королевских угодьях. Не раз впоследствии Пьер Бомарше высмеивал дворянскую спесь в своих произведениях, ведь он очень хорошо знал ей цену.

Привлекала Бомарше и политика, он даже сетовал, что родители не дали ему надлежащего образования, иначе бы он обязательно выбрал ее своей жизненной дорогой. В 1764 году Пьер отправляется в Испанию, где ярко проявляются его деловые и политические способности. Он пытается получить патент на всю хлебную торговлю в Испании, установить торговлю с Луизианой и так далее. Правда, довести до конца свои проекты ему не удается, и он опять расстраивается по поводу отсутствия должного образования.

По возвращении Бомарше пробует себя в театре и пишет две драмы – «Евгения» (1767) была встречена благожелательно, «Двух друзей» (1770) ожидал сокрушительный провал. Громкий успех «Севильского цирюльника» (1775) сделал Бомарше лидером национального театра. Поставленная в «Театр Франсе» 23 февраля 1775 пьеса была испанской по антуражу, но совершенно французской по духу. Выдающееся значение она приобрела не столько благодаря искрометному юмору и блестящим диалогам, сколько образу Фигаро – хитроумного, неистощимого на выдумки, проницательного слуги.

В апреле 1770 года Бомарше проверяет свои денежные отношения с компаньоном Пари-Дюверне, который признает за собой долг в 15 тысяч ливров. Но вскоре компаньон умирает, не успев оформить своих обязательств, а его наследник граф де Лаблаш отказывается выплатить этот долг. Состоялось несколько судов, но дело было проиграно, мало того, Бомарше обвинили в нечестности, и на его имущество наложили печати.

Положение его было очень тяжелым, но Пьер-Огюстен никогда не отступал, как и в случае с кражей его изобретения, он обращается с рассказом о своем деле в печать. Вся Франция следит за тем, как разворачиваются события. Бомарше говорит от лица народа:- «Мое дело – дело всех граждан».

Все закончилось тем, что его Мемуары были разорваны и сожжены на площади Правосудия. Правда, огласка была так велика, что судьи не решились объявить Бомарше «бесчестным», но, тем не менее, занимать общественные должности, по приговору суда, ему было запрещено. Иначе говоря, политикой Бомарше заниматься больше не мог, но как это ни странно звучит, именно ею он теперь начинает заниматься.

Но Фигаро из "Севильского цирюльника" продолжает жить. Этот персонаж появится в следующей пьесе Бомарше, «Женитьба Фигаро" (1784), где феодальные привилегии подверглись столь яростной атаке, что король не разрешил показывать ее публично. С присущей ему ловкостью Бомарше использовал цензурный запрет короля для того, чтобы возбудить еще больший интерес к пьесе. Когда она была наконец поставлена в «Театр Франсе» 27 апреля 1784, трое человек погибли, задавленные в дверях обезумевшей толпой.

В Лондоне, некий Товено де Морандо издает памфлет «Секретные записки публичной женщины», где раскрывает некоторые секреты жизни королевской любовницы мадам Дюбари, и Людовик XV поручает изъять этот памфлет, что и делает с успехом Бомарше.

Насилу успев закончить первое дело, он приступает к следующему, которое вызвало целый скандал: шевалье д’Эон шантажирует короля секретной перепиской, опубликование которой грозит международным скандалом. Шевалье объявляет себя девицей, несчастной женщиной, которая не может устоять перед обаянием Бомарше.

Бедный Бомарше растерялся и упросил французское правительство «пожалеть несчастную женщину». В конце концов, Пьер-Огюст получает необходимые документы в обмен на пожизненную ренту девице д’Эон (спустя 30 лет, экспертизой было доказано, что девица д’Эон была самым настоящим мужчиной, драгуном, награжденным боевым орденом).

Вскоре появляется новое дело об изъятии памфлета позорящего молодую французскую королеву, которое так же поручается агенту Бомарше. Он находит подлинник и тираж и сжигает его, но одна копия все же уходит в Голландию. Бомарше гонится за ней и попадает под арест к австрийским полицейским, правда, все заканчивается все удачно.

После этого, король направляет Бомарше в Лондон. При английском дворе он заводит дружбу с лордом Рошфором, министром иностранных дел, и отправляет своему королю ценную информацию. Но Бомарше не просто осведомитель - он дает советы министрам и выступает со своими предложениями королю.

Поддерживал он и американцев в борьбе за независимость колоний, снабжая их оружием и амуницией. В сентябре 1777 года он отсылает в Америку товаров на 5 миллионов ливров. Французское правительство делает вид, что оно ничего не знает об этих поставках, мало того, оно берет с Бомарше слово, что его корабли не пристанут к берегам Америки. И тогда, как истый политик он разрабатывает хитроумный план осуществления поставок.

Он предлагает «бунтовщикам» отправить своих корсаров на широту, где будет находиться его судно, и захватить его. А пока капитан будет протестовать против насилия, судно успеют разгрузить и загрузить табаком и отправят к нему во Францию. Бомарше никогда не забывал о своей выгоде. В его характере всегда сочетались патриотический и коммерческий дух.

В конце восьмидесятых годов популярность Бомарше значительно уменьшается. Правда он все еще принимает участие в общественной жизни страны, его даже избирают членом городского самоуправления Парижской коммуны.

Но вскоре всплывает дело о ружьях, купленных Бомарше для французского правительства, но не доставленных во Францию, и он попадает в тюрьму. Каким-то чудом Бомарше избегает смерти и уезжает за границу, где остается в абсолютном одиночестве.

Лишь после долгих хлопот жены, ему удается вернуться на родину. В 1796 году он возвращается в Париж и три последних года своей жизни Бомарше проводит в кругу своей семьи и умирает 18 мая 1799 года.