Манипулирование имиджем. Имидж как способ манипулирования. Позиционирование как инструмент имиджелогии

Эдуард Николаевич Успенский

Андрей Алексеевич Усачёв

Нетрадиционные, иррациональные сюрреалистические жуткие истории

Художник И. Олейников


Красная Рука, Зелёный Пистолет, Чёрные Шторы… Это самая многочисленная и, безусловно, самая жуткая ветвь страшного детского фольклора. Жуткая потому, что в обыденной жизни люди никогда не встречаются ни с чем подобным. Со скелетами и вампирами мы тоже не часто встречаемся. Но всё-таки понимаем, что такое скелет, откуда он взялся и чего он хочет. А вот чего хотят Чёрные Шторы, живой ли Фосфорный человек и кто его родители - этого не знает ни кто. А раз не знает никто, это и есть самое страшное. Это типично городской фольклор. И дело здесь не столько в атрибутике, сколько в новом мышлении городских детей, выросших в удалении от кладбищ и воспитанных в духе атеизма. Отгороженные бетоном от природы и идеологией от правды жизни, они вроде бы должны были позабыть о тяжком наследии прошлого, обо всех этих жуткостях и необычностях.

Но свято место не бывает пусто. И потребность в страшном нашла новые кошмары - необъяснимые, лишённые как будто бы всякой логики. Как будто, потому что логика и основания для появления нового цикла ужасов всё-таки были. Дату появления этих историй можно порой вычислить с точностью до пятилетки. Год 1934-й и другие. Практически во всех фольклорных историях по ночам исчезают члены семьи: сначала - дедушка, потом - бабушка, отец, мать, старшая сестра…

Ведь никто не мог объяснить маленькому мальчику, куда в реальной жизни исчезла семья, жившая в соседней квартире. Вот тогда-то и появились в нашей стране Красная Рука, Чёрные Шторы, автобусы с чёрными шторками и подземелья, где людей режут на части. Не только сталинская «мясорубка» отразилась в этих историях, но и дефицит - никаких штор, кроме чёрных, никаких перчаток, кроме красных, в магазинах нет. Без преувеличений, по этим рассказам можно изучать новейшую историю СССР. Мы долго думали, по какому принципу расположить эти рассказы: по цветовым признакам, по биологическим, по размерам, и в конце концов расположили их по степени возрастания страшности.

Примечание: С мыслью, высказанной двумя авторами в этом абзаце, один автор - Успенский - не очень согласен. Но так как она изложена сочным языком и почти убедительно, он не очень сильно настаивает на своём несогласии.

Ковёр с чёрной дыркой

Жила одинокая и бедная женщина. Однажды она сильно поссорилась с матерью, и на следующий день мать умерла.

В наследство женщине достался старый ковёр, да и тот с большой чёрной дыркой.

Однажды, когда у женщины кончились все деньги, она решила его продать.

Пошла на рынок и продала ковёр молодой семье с двумя детьми: мальчику - девять лет и девочке столько же.

Ковёр отец повесил над кроватью. Как только семья уснула и часы пробили двенадцать ночи, из дырки на старом ковре потянулись человеческие руки. Они дотянулись до отца и задушили его.

Наутро все проснулись и увидели мёртвого отца. Вскоре его похоронили.

В ту же ночь, после похорон, как только вдова и дети уснули и часы с кукушкой пробили двенадцать, из чёрной дыры снова появились длинные человеческие руки. Они потянулись к шее матери и задушили её. На следующий день, когда дети проснулись, они обнаружили задушенную мать. Приглядевшись, они увидели на шее матери десять кровяных отпечатков пальцев, но никому об этом не сказали.

Через три дня мать похоронили, и дети остались одни в доме. Они договорились в эту ночь не спать.

Как только часы пробили двенадцать, из чёрной дыры потянулись старые человеческие руки. Дети закричали и побежали за соседями. Соседи вызвали милицию. Милиция топором отрубила руки, висевшие над ковром, а сам ковёр сожгла в костре.

После всего этого оказалось, что в чёрной дырке была ведьма. А та женщина, которая продала семье ковёр, куда-то исчезла. Потом её нашли мёртвую в лесу с разрывом сердца.

Белая простыня

Жили мать и дочка. Когда дочка подросла, она стала помогать матери по дому: готовить, мыть посуду и пол. Однажды она мыла пол и обнаружила под кроватью, в углу, большое пятно крови.

Она сказала об этом матери. «Ты это пятно не стирай, - сказала ей мать, - а то меня больше не увидишь». Мать ушла на работу. А дочка позабыла её наказ, взяла ножик и поскребла пятно.

Вечером мать не вернулась с работы. Дочь уже собиралась бежать к ней, как вдруг по радио объявили: «Закрывайте окна и двери. По городу летает белая простыня!» Девочка быстро закрыла дверь и окна. А вскоре увидела, что перед её окнами несколько раз пролетела белая простыня. Девочка обо всём рассказала старушке-соседке. А старушка ей и говорит: «В следующий раз, когда объявят, ты окна не закрывай, а залезь под кровать. Когда простыня влетит в твою квартиру, уколи иголкой свой палец и капни крови на то место, где было пятно. И вместо простыни появится твоя мать». Девочка так и сделала: только простыня влетела в квартиру, она взяла ножик, надрезала вену и капнула крови.

И на месте простыни появилась её мать.

Зелёные глаза

Один старик, умирая, решил оставить после себя память. Взял он и выколол себе глаза (а глаза у него были зелёные). Повесил старик эти глаза на стену и умер. Через год вселилась в дом семья с маленьким ребенком. Однажды муж пришёл с работы, а жена ему говорит: «У нас малыш что-то плачет, когда я свет выключаю». Муж отвечает: «А ты выключи свет и посмотри на стены». Жена сделала, как ей муж сказал, и увидела на стене зелёные глаза. Глаза сверкнули и убили жену током.

Маленькая ведьма

В одном старинном замке возле Чёрного моря находился пионерский лагерь. Все ночи ребята спали спокойно. Но однажды одному мальчику кто-то пощекотал пятки. Мальчик посмотрел - никого нет, и уснул. На следующую ночь повторилось то же самое, на третью - то же. Мальчик обо всём рассказал вожатым. Вечером вожатые легли с ним и предупредили, чтобы, когда начнут щекотать, крикнул. А других ребят поставили возле выключателя. Когда начали щекотать пятки, мальчик крикнул и включили свет.

Оказалось, это была маленькая (полметра) ведьма. Она выдернула у мальчика ногу. И, не открывая двери, вышла.

Вскоре замок разрушили.

Профессиональный фотограф Лотти Дэвис (Lottie Davies) провела замечательную фотосъемку ночных кошмаров своих друзей. Она попросила своих близких знакомых рассказать о самом страшном сновидении в их жизни и постаралась воплотить сцену этого сновидения в объективе своей фотокамеры. Представляем вашему вниманию постановосный съемок + перевод истории героя.

Красный Дьявол

«Моей дочери Скарлетт часто снился Красный Дьявол. Она говорила, что могла видеть его в углу комнаты, но он никогда не причинял ей вреда. Ее безопасность всегда должны были охранять индейские ловцы снов».

История Лу

«Моя подруга Дэни и я снимали комнату у очень милой старушки в маленьком португальском доме. Когда я заснула, мне вдруг показалось, что я упала и ударилась плечом о стену. Я подумала, что свалилась с кровати и застряла между ней и стеной, а затем меня кто-то схватил за руки и потащил в сторону двери. Я увидела, что комната заполнена людьми, они покрывали пол живым ковром, громоздились на мебели. Все они были обнаженные, с длинными темными волосами и какие-то странно бесполые. Они выглядели по-настоящему жутко.
Они продолжали тащить меня по полу в сторону двери, и в какой-то момент я вдруг поняла, что это может быть сном. Я стала громко кричать: „Где Дэни?“, чтобы разбудить саму себя. Тогда один из них стянул с кровати окровавленную простыню - я не могла видеть, что было под ней - и прошептал: „Она здесь“. Теперь я уже кричала, не переставая…
Никогда раньше и никогда позже я не была так напугана сном».

Близнец Виолы

«Все происходит в солнечный и радостный день. Виола, моя трехлетняя дочь, бежит ко мне, распахнув объятия, широко улыбается и кричит: „Мамочка!“. Вдруг из-за ее спины появляется вторая Виола и делает абсолютно то же самое. В мгновение все меняется: сладкий сон превращается в кошмар, я в молчаливом ужасе смотрю на них и не могу понять, кто же вторая девочка и на самом ли деле первая - моя дочь.

В другой раз мне опять снилась трехлетняя Виола. Она голубоглазая блондинка - как и в жизни. Вдруг появляется другая девочка, и во сне я понимаю, что она - тоже Виола, хотя у нее зеленые глаза и темные волосы. Они обе ведут себя так, будто я их мать, но словно не замечают друг друга. Я чувствую, что-то не так, ведь у меня не было близнецов, Но я не могу вспомнить, кто из них моя дочь».
Пятеро

«Мне постоянно снятся кошмары, расскажу о последнем. Я была беременна пятью близнецами, и это было ужасно, потому что я не хочу больше детей (у меня уже есть двое, мне 42, да и здоровье уже не то). Мне пришлось просить мою старую акушерку принимать роды, хотя она уже вышла на пенсию. Когда малыши родились, я сразу стала думать о том, какого же размера коляска нам нужна, как вся эта орава влезет в нашу крохотную машинку, что скажут старшие дети, как теперь быть с работой, а главное, где же взять денег, чтобы прокормить их всех?»

Река

«Мне снится, что Англия все еще населена язычниками, но армия священников уже идет по ней, чтобы увеличить число христиан. Я жрица старой веры, и когда другие подчиняются новому порядку, чтобы сохранить свои жизни, я не могу этого сделать. Священники собираются распять меня.
Позже я вижу, как плыву в лодке с главным священником по ровной, сонной глади реки, окруженной старыми деревьями. Со мной моя дочь, ей примерно 9 лет. Здесь, вдали от людей, священник начинает распускать руки и приставать ко мне, и я вынуждена подчиняться.
До того, как меня убили, я шепнула моей дочери ее секретное имя, которое она не должна произносить, но обязана всегда помнить. Я вижу, как она плывет к берегу, и достигает места, где низко нависли ветки деревьев. Она отодвигает их и оказывается перед старинной стеной, на которой вырезана фигура. Это - ее распятая мать. Я знаю, что это место - священное для нас, и мой народ не забудет нашу истинную веру. Во сне я умираю, а проснувшись, уже не знаю, жива я или мертва».

Что ждет в будущем?

«Я развелась с мужем и оказалась втянута в отношения с очень ревнивым человеком, который долго отравлял жизнь мне и моему десятилетнему сыну после того, как я рассталась с ним.
Мне снилось, что мой сын снова стал ребенком, который только учился ползать, и играл возле камина в старом доме, где недавно был пожар. Это было пепелище, уже без огня, но все засыпанное тяжелым, жутким прахом. Мой бывший любовник появился здесь, как тень, и стал медленно и нежно осыпать лицо моего сына липкой сажей. Я видела, что оно чернеет и что малышу становится трудно дышать. Сажа налипала на его веки, и я знала - если он закроет глаза, то умрет. Я не могла стряхнуть ее, потому что тогда ему было бы еще хуже. Мне пришлось аккуратно сдувать сажу с его лица… Я чувствовала страх и потерянность, а когда проснулась, поняла, что именно это ощущаю и в реальной жизни».

Девочка в башне

«Мой самый страшный кошмар очень старый, мне тогда было лет 10-11. Мои родители развелись, и я очень скучала по отцу. Мне сказали, что я должна убить какую-то незнакомую девочку, иначе они (не знаю, кто именно) убьют моего папу. Я взяла большой нож и начала карабкаться по винтовой лестнице в высокой старой башне. Было темно и сыро. В конце я увидела деревянную дверь и обнаружила за ней комнату, в которой на кровати спала девочка. Я встала над ней и занесла нож. Но когда нож уже приближался к ее груди, я вдруг поняла, что она - это я. Однако я не могла остановиться. Я проснулась только тогда, когда нож уже коснулся ее. Рядом была мама: она проснулась из-за моего страшного крика. Я плакала несколько часов. Я и сейчас не могу спокойно вспоминать об этом».

«Первое впечатление о человеке создает его визуальный образ, который влияет на общение в дальнейшем», — утверждает стилист-имиджмейкер , специалист в области self-branding’ а Мария Пион.

«В современном мире 70% информации мы получаем визуально. На первый план в общении выходит внешность партнера . Каждый из нас при встрече с новыми людьми сразу, как сканер, считывает его внешность и создает свое первое впечатление о человеке, причем такое сканирование происходит в течение первых минут общения. И зачастую от нашего первого впечатления зависит, будем ли мы продолжать общение с человеком в дальнейшем. Поэтому следить за своим стилем – это уже не прихоть, а необходимость.

Есть много приемов и манипуляций с внешностью, которые могут как навредить человеку, так и помочь ему расположить к себе его визави. Вот некоторые из них, на которые мы незаслуженно не всегда обращаем внимание:

1. Цветовой блок

Комбинация цветов в комплекте имеет больше влияния на человека, чем значение одного цвета отдельно. Многие из нас привыкли монохромно или выбирать два цвета в одежде, в то время как интересным, стильным и запоминающимся смотрится образ, который комбинируется из 3-5 цветов. Чтобы правильно и гармонично сочетать в рамках одного аутфита, пользуйтесь кругом Иттена.

Самое простое правило сочетания цветов — это правило треугольника. Цвета, которые находятся на углах этой геометрической фигуры, между собой идеально сочетаются, создавая продуманный и небанальный образ. Кроме правила треугольника , которое используется чаще всего, также можно сочетать цвета и многими другими способами:

2. Выбор аксессуаров и их влияние на деловой имидж

Самым стильным человеком, привлекающим внимание аудитории, в коллективе может стать обладатель образа с проработкой деталей . имеют значение и при создании первого впечатления о человеке. Для создания имиджа важны не только туфли и . Обращайте внимание на детали , ведь при общении с человеком мы подсознательно «цепляемся взглядом» именно за них. Ремень, браслет, кольца, блокнот, ручка, очки, компьютер, телефон, а также чехлы к гаджетам должны гармонично вписываться в ваш образ.

Подсознательно партнер получает посыл — человек, сумевший создать гармоничный образ, справится и с другими задачами. Порядок во внешности – порядок и в голове.

3. Цельный имидж

Очень важно понимать, что для того, чтобы произвести впечатление, одежды и аксессуаров недостаточно . Особое внимание уделяйте , и маникюру — именно эти составляющие вашего имиджа могут поднять ваш статус. Банальность стиля легко можно стилизовать необычной стрижкой с асимметрией (для женщин), бородой и выбритым пробором (). Аккуратность никто не отменял. Чистый и ухоженный вид рук также важен для общения. Ведь рукопожатие – это первый тактильный контакт в деловом общении.»

Образ человека в общении остается в памяти партнера, поэтому важно выстроить его под свои цели. Мало следовать дресс-коду, требуйте от своего стиля большего, и успех вам гарантирован.

Мария Пион

Стилист-имиджмейкер, специалист в области self-branding ‘a

Политический имидж

Имидж, как инструмент психологического воздействия в рекламе и механизм манипуляции сознанием людей

Некоторые авторы трактуют имидж как средство, инструмент психологического воздействия в рекламе и механизм манипуляции сознанием людей. Однако здесь речь идет не о природе имиджа, а о функциональных возможностях его использования. Так, Н. Голядкин считает: «Когда рынок наводнен сотнями и тысячами однородных, функционально более или менее одинаковых товаров конкурирующих фирм, задача рекламы состоит в том, чтобы выделить их из остальных, наделив определенным образом -- имиджем. Имидж строится на эмоциональном восприятии, этот образ достаточно простой, чтобы запомниться, но нестандартный и незавершенный, находящийся между реальностью и ожиданиями, оставляющий место для домысливания. Этот образ в каких-то чертах соответствует рекламируемому объекту -- иначе в него не поверят и он потеряет всякую ценность, -- в то же время это образ идеализированный, поскольку часто приписывает товарам функции, выходящие за пределы непосредственного предназначения ("кадиллак" -- для преуспевающих людей, "тойота" -- для всех и каждого)».Близко к этому понимание имиджа О. А. Феофановым: «Оперируя "имиджами", современная реклама действительно "творит чудеса". Словно по мановению волшебной палочки, она превращает малоизвестный товар в символ престижа, а в предвыборной кампании может представить отпрыска "баронов-грабителей", успешно продолжающего дело отца, трогательным другом бедняков, превратить компанию "Дюпон", изготавливающую напалм, в компанию, производящую "с помощью химии лучшие вещи для лучшей жизни". Как упивающийся своим мастерством фокусник, реклама создает иллюзию превращения одних вещей в другие. На любую вещь, любую личность, любое явление она может надеть любую маску, сделанную по заказу бизнеса».

Практически все аналитики высоко оценивают роль имиджа в рекламе и PR. Создание имиджей выступает в качестве важнейшего инструмента рекламного и PR-воздействия. Исследователи полагают, что конкурентная борьба разворачивается не только (и не столько) между функциональной ценностью товаров, сколько между их имиджами. На рынке побеждает (увеличивает объемы продаж) тот, чей имидж оказывается более привлекательным для массового покупателя. При этом в сознании людей достоинства возникающего в результате воздействия имиджа автоматически переносятся на качества его «прообраза».О. А. Феофанов настойчиво подчеркивал определенные различия в значениях английского слова «имидж» и русского слова «образ». Он считал, что имидж -- это такое отображение воспринимаемого явления, при котором ракурс восприятия умышленно смещается, акцентируется восприятие определенных сторон явления. В том контексте, в котором термин «имидж» употребляется в социально-политической литературе, он обозначает более или менее иллюзорное отражение того или иного явления. Однако еще раз подчеркнем: это отражение, которое возникает в головах самих людей. Извне им может предлагаться только та или иная имиджевая модель. Как в природе нет живущих особой жизнью «образов» (это мистика), так в рекламе и PR нет автономно функционирующих имиджей.

Между самим явлением и его имиджем всегда существует так называемый credibility gap -- «разрыв в достоверности». Имидж субъективен -- он сгущает краски образа, либо приукрашивая явление, либо очерняя его. И то и другое провоцируется создателями имиджа умышленно. Поскольку имидж всегда соотносится в сознании людей с этическим идеалом, он социально обусловлен, как социально обусловлен и этический идеал. В условиях рыночного общества имидж отражает ценности и идеалы этого общества. Если политика выступает в нем как разновидность бизнеса (М. Веберу принадлежит мысль о том, что политическая партия -- это разновидность капиталистического предприятия), то политические имиджи являются действенным средством политической рекламы и пропаганды.

С этой точки зрения все оценки имиджей относительны и условны. В рыночной психологии абсолютны только несколько критериев -- например, объем продаж и норма прибыли. Ради обеспечения этого удобными являются любые средства -- лишь бы были эффективными. Конечно, имиджмейкинг -- это всегда в определенной степени манипуляция и обман избирателей. Относиться к этому можно по-разному, но сделать с этим практически ничего невозможно. Так устроена психика -- в силу своей знаковой, символической природы она функционирует. Естественно, что это будет использоваться. Были бы манипулируемые -- манипулятор всегда найдется. Совершенно верно, хотя и предельно цинично говорил практик имиджмейкинга С. Горин: «Если люди хотят, чтобы их обманули, просто грех не удовлетворить их желание. Если люди допускают, чтобы с ними так обращались, с ними и станут так обращаться. Мы все время будем выбирать тех, кто красиво говорит и может хорошо платить за работу на себя. Выборная технология даже в крае <...> -- это десятки тысяч привлеченных людей. На этом фоне победа одного честного человека -- сенсация. Победит тот, кого лучше "сделают"».Правда, периодически подобные мысли подвергаются более или менее обоснованным сомнениям. Их истоки понятны: люди не любят, когда ими манипулируют, а тем более когда афишируют это. В последние годы многие исследователи весьма осторожно относятся к идее психологического манипулирования имиджами в политической рекламе. Так, например, Т. Паттерсон и Р. Мак-Клур считают, что имиджи излишне символичны. Символическое же манипулирование в политической рекламе и PR, по их мнению, практически не срабатывает. Эти специалисты предполагают, что явный избыток символов и стереотипов в коммерческой рекламе уже выработал у телезрителей определенный иммунитет, особые «защитные механизмы», которые и проявляются в восприятии политической рекламы. Т. Паттерсон и Р. Мак-Клур склонны считать, что навязчивая символика и имиджевая риторика в политической рекламе стали слишком откровенными и очевидными для избирателей.

Поэтому политическая реклама часто выглядит скорее смешной, чем убедительной. Правда, это не означает, что люди научились защищаться от манипуляций -- просто стремительное развитие имиджелогии иногда чревато снижением качества продуцируемых имиджей. Их «конвейерное» производство делает их слишком «прозрачными» для аудитории. Тем более, что к политическому «товару» люди относятся более внимательно, чем к обычному коммерческому.

По подсчетам Т. Паттерсона и Р. Мак-Клура, три четверти телезрителей реагируют на содержание политической рекламы, в то время как в коммерческой рекламе зритель видит прежде всего форму, часто забывая, какой же товар предлагал тот или иной ролик. Исследователи считают, что в политической телерекламе содержание намного важнее, чем форма подачи материала. Они высказывают осторожное подозрение, что современные телезрители уже не придают большого значения рекламной технике и технологиям, приемам привлечения внимания и т.д. Им важнее понять иное -- можно ли доверять рекламе того или иного политика. Еще Н. Голядкин отметил, что в политической рекламе в отличие от обычной коммерческой зрители запоминают даже цифры. Таким образом, вопрос об эффективности психологических манипуляций с помощью искусственно создаваемых имиджей нельзя считать окончательно и однозначно решенным. Правда, есть и иной ответ: все зависит от качества создаваемых имиджей. Они должны быть предельно «живыми», конкретными, а не искусственно символичными.

Основные понятия: манипуляция, манипулирование, иллюзия, махинация, адресат воздействия, сенсорная палитра.

План занятия:

1. Понятие манипуляции.

2. Основные признаки манипуляции.

3. Организация условий манипуляции.

1. Дайте определение манипуляции. Приведите пример манипуляции.

2. Назовите основные признаки манипуляции.

3. В чём заключается организация условий манипуляции?

Проблемные вопросы и ситуации:

1. Можно ли расценить сказки красавицы Шахеризады, рассказанные грозному повелителю Шахриару из «Тысячи и одной ночи» как манипуляцию? Обоснуйте свой ответ.

2. Практически всю жизнь человек подвержен различным увлечениям (сказки, легенды, приключенческая литература, исторические романы, детективы). Можно ли назвать игру актёров, убедительность героев произведения манипулятивным воздействием?

3. В ряду искусных манипуляторов мы обнаруживаем видных исторических деятелей, культурных героев, решавших судьбы мира. Крылатая фраза “победителей не судят” - предельное выражение логики снятия ответственности, ссылки на то, что цель оправдывает средства. Согласны ли Вы с этим? Почему?

4. В работах Д. Карнеги манипулирование популяризуется в качестве наиболее рационального метода в процессе взаимодействия с людьми. Дайте свою оценку.

Понятие манипуляции.

Согласно “Словарю иностранных слов” манипуляция (фр. manipulation - лат. manipulatio -manipulus - горсть):

1. движение рук, связанное с выполнением определённой задачи;

2. демонстрирование фокусов, основанное на ловкости рук, умение отвлечь внимание зрителей от того, что должно быть от них скрыто;

3. махинация, мошенническая проделка.

Манипуляция - это способность воздействовать на сознание одного человека либо группы людей с целью достижения определенной цели.

Принято считать, что манипуляция – это плохо, однако, в ряде случаев манипуляция выполняет роль мягкой защиты от перегибов руководителей, дурного характера коллег или родственников и т.д. Основная особенность манипуляции состоит в том, что манипулятор всегда скрывает свои истинные намерения, поэтому для всех, кроме самого манипулятора складывающаяся ситуация выступает как объективно сложившаяся ситуация.

Манипулирование – совершение каких-либо действий, поступков с целью достижения своих замыслов, интересов, потребностей за счёт другого (или в ущерб интересам другого человека) в скрытой, завуалированной форме.

Основные признаки манипуляции.

Выделяют следующие признаки манипуляции:

1. позиция манипулятора. Каждый человек многократно побывал в ней: это ребенок, вьющий веревки из взрослых, родитель, загоняющий ребенка в позицию виноватого, поклонник, добивающийся внимания к себе со стороны объекта обожания и др.;


2. позиция жертвы манипуляции. Достаточно поменять отмеченные выше ролевые пары - и мы готовы вспомнить ситуации, когда вскрывалась неискренность наших партнеров, когда мы чувствовали досаду за то, что попались на чью-то удочку: проговорились, предложили, пообещали, согласились, сделали, а потом выяснилось, что жалобы были разыграны, обещания - двусмысленны, дружелюбие - поверхностным, а квалификация - дутой. И оказывалось, что все действия наших партнеров были направлены лишь на достижение необходимой им цели, о которой они по каким-то своим соображениям нам не сообщили;

3. наличие механизма «прибирания к рукам». Результатом взаимодействия в ситуации манипулирования должна быть реализация чьих-либо интересов;

4. иллюзия самостоятельности принятия решений и действий адресата воздействия.

3. Организация условий манипуляции. Организация условий заключается в том, чтобы проконтролировать “внешние” переменные ситуации взаимодействия - физическое окружение, культурный и социальный контексты.

Физические условия - особенности окружения, определяющие обстановку (“декорации”), в которой протекает общение: место действия (в рабочем кабинете, в лесу, на улице, в аудитории, в автомобиле, в постели, на кухне и т. д.), сенсорная палитра (особенности освещения, шумы, слышимость, температура воздуха, запахи, погода и пр.), интерьер (расстановка мебели, стиль оформления, свобода и характер перемещения). Культурный фон - особенности ситуации общения, определяемые культурными источниками: язык, на котором раз­говаривают люди, насколько хорошо собеседники им владеют.

Тематика сообщений и рефератов:

1. Методы предупреждения и защиты от манипуляции.

2. Использование психологических феноменов в процессе манипуляции.