Все о восточной африке. Восточная Африка. Экономико-географическая характеристика. Население и языки

Идя по доске, перекинутой через ров, можно попасть шагами в резонанс с собственным периодом системы (доски с человеком на ней), и доска начинает тогда сильно колебаться (изгибаться вверх и вниз). То же самое может случиться и с мостом, по которому проходит войсковая часть или проезжает поезд (периодическая сила обусловливается ударами ног или ударами колес на стыках рельсов). Так, например, в 1906г. в Петербурге обрушился так называемый Египетский мост через реку Фонтанку. Это произошло при переходе через мост кавалерийского эскадрона, причем четкий шаг лошадей, отлично обученных церемониальному маршу, попал в резонанс с периодом моста. Для предотвращения таких случаев войсковым частям при переходе через мосты приказывают обычно идти не «в ногу», а вольным шагом. Поезда же большей частью переезжают мосты на медленном ходу, чтобы период ударов колес о стыки рельсов был значительно больше периода свободных колебаний моста. Иногда применяют обратный способ «расстройки» периодов: поезда проносятся через мосты на максимальной скорости. Случается, что период ударов колес на стыках рельсов совпадает с периодом колебаний вагона на рессорах, и вагон тогда очень сильно раскачивается. Корабль также имеет свой период качаний на воде. Если морские волны попадают в резонанс с периодом корабля, то качка становится особенно сильной. Капитан меняет тогда скорость корабля или его курс. В результате период волн, набегающих на корабль, изменяется (вследствие изменения относительной скорости корабля и воли) и уходит от резонанса. Неуравновешенность машин и двигателей (недостаточная центровка, прогиб вала) является причиной того, что при работе этих машин возникает периодическая сила, действующая на опору машины - фундамент, корпус корабля и т. п. Период силы может совпасть при этом с периодом свободных колебаний опоры или, например, с периодом колебаний изгиба самого вращающегося вала или с периодом крутильных колебаний этого вала. Получается резонанс, и вынужденные колебания могут быть настолько сильны, что разрушают фундамент, ломают валы и т. д. Во всех таких случаях принимаются специальные меры, чтобы избежать резонанса или ослабить его действие (расстройка периодов, увеличение затухания - демпфирование и др.). Очевидно, для того чтобы с помощью наименьшей периодической силы получить определенный размах вынужденных колебаний, нужно действовать в резонанс. Тяжелый язык большого колокола может раскачать даже ребенок, если он будет натягивать веревку с периодом свободных колебаний языка. Но самый сильный человек не раскачает язык, дергая веревку не в резонанс.

Каждый из вас знаком с таким звуковым явлением, как эхо. Эхо образуется в результате отражения звука от различных преград - стен большого пустого помещения, леса, сводов высокой арки в здании (рис. 81).

Рис. 81. Отражение звуковых волн

Но почему мы не слышим эха в небольшой квартире? Ведь и в ней звук должен отражаться от стен, потолка, пола.

Оказывается, эхо слышно лишь в том случае, когда отражённый звук воспринимается отдельно от произнесённого. Для этого нужно, чтобы промежуток времени между воздействием этих двух звуков на барабанную перепонку уха составлял не менее 0,06 с.

Определим, через какое время после произнесённого вами короткого возгласа отражённый от стены звук достигнет вашего уха, если вы стоите на расстоянии 3 м от этой стены.

Звук должен пройти расстояние до стены и обратно, т. е. 6 м, распространяясь со скоростью 340 м/с. На это потребуется время t = s/v, т.е.

В данном случае интервал между двумя воспринимаемыми вами звуками - произнесённым и отражённым - значительно меньше того, который необходим, чтобы услышать эхо. Кроме того, образованию эха в комнате препятствует находящаяся в ней мебель, шторы и другие предметы, частично поглощающие отражённый звук. Поэтому в таком помещении речь людей и другие звуки не искажаются эхом и звучат чётко и разборчиво.

Большие полупустые помещения с гладкими стенами, полом и потолком обладают свойством очень хорошо отражать звуковые волны. В таком помещении благодаря набеганию предшествующих звуковых волн на последующие получается наложение звуков, и образуется гул. Для улучшения звуковых свойств больших залов и аудиторий их стены часто облицовывают звукопоглощающими материалами.

На свойстве звука отражаться от гладких поверхностей основано действие рупора - расширяющейся трубы обычно круглого или прямоугольного сечения (рис. 82). При использовании рупора звуковые волны не рассеиваются во все стороны, а образуют узконаправленный пучок, за счёт чего мощность звука увеличивается и он распространяется на большее расстояние.

Рис. 82. Принцип действия рупора

Напомним, что при резонансе амплитуда установившихся вынужденных механических колебаний достигает наибольшего значения в том случае, если частота вынуждающей силы совпадает с собственной частотой колебательной системы.

Например, довольно тяжёлый нитяной маятник (рис. 83) можно сильно раскачать, если периодически дуть на него (даже очень слабой струёй) в направлении его движения с частотой, равной его собственной частоте.

Рис. 83. Пример механического резонанса

Резонанс может быть вызван и действием звуковых волн. Чтобы пронаблюдать это, проделаем следующий опыт. Возьмём два камертона А и В с одинаковыми собственными частотами и поставим их рядом, обратив отверстия ящиков, на которых они укреплены, навстречу друг другу (рис. 84). Ударяя резиновым молоточком по камертону А, приведём его в колебание, а затем приглушим пальцами. Мы услышим звук, издаваемый камертоном В, который отзывается на колебания камертона А подобно тому, как в опытах с маятниками (см. рис. 68, б) маятник 1 отзывался на колебания маятника 3.

Рис. 84. Оборудование для демонстрации звукового резонанса

Изменим период колебания камертона В, надев на его ножку небольшую муфточку С. Повторив опыт, обнаружим, что теперь камертон В уже не отзывается на колебания камертона А.

Звуковые волны, образованные камертоном А, дойдя до камертона В, возбуждают в нём вынужденные колебания. Поскольку собственные частоты колебаний камертонов одинаковы, то имеет место резонанс: камертон В колеблется с наибольшей возможной амплитудой и издаёт звук. Но при наличии на камертоне В муфты С его собственная частота колебаний меняется, и амплитуда колебаний уменьшается настолько, что звука мы не услышим.

Ящики, на которых установлены камертоны, способствуют усилению звука и наиболее полной передаче энергии от одного камертона к другому. Усиление звука происходит за счёт колебаний самого ящика и особенно столба воздуха в нём. Размеры ящика подбирают таким образом, чтобы собственная частота воздушного столба в нём совпадала с частотой колебаний камертона. При этом столб воздуха колеблется в резонанс с камертоном, т. е. амплитуда его колебаний и соответственно громкость звука достигают наибольших значений.

Камертон, снабжённый таким ящиком (резонатором), издаёт более громкий, но менее длительный звук (по закону сохранения энергии).

В музыкальных инструментах роль резонаторов выполняют части их корпусов. Например, в гитаре, скрипке и других подобных им струнных инструментах резонаторами служат деки, которые усиливают издаваемые струнами звуки и придают звучанию инструмента характерную для него окраску - тембр. Тембр звука зависит не только от формы и размера резонатора, но и от того, из какого дерева он изготовлен, и даже от состава лака, покрывающего его. Тембр определяется также материалом, из которого сделана струна, и тем, гладкая она или витая.

Резонаторы имеются и в голосовом аппарате человека. Источники звука в голосовом аппарате - голосовые связки. Они приходят в колебание благодаря продуванию воздуха из лёгких и возбуждают звук, основной тон которого зависит от их натяжения. Этот звук богат обертонами. Гортань усиливает те из обертонов, частота колебаний которых близка к её собственной частоте. Дальше звуковые волны попадают в полость рта. Для произнесения каждой гласной необходимо особое положение губ, языка и определённая форма резонаторной полости во рту.

Вопросы

  1. Какова причина образования эха? Почему эхо не возникает в маленькой, заполненной мебелью комнате? Ответы обоснуйте.
  2. Как можно улучшить звуковые свойства большого зала?
  3. Почему при использовании рупора звук распространяется на большее расстояние?
  4. Приведите примеры проявления звукового резонанса, не упомянутые в тексте параграфа.
  5. Для чего камертоны устанавливают на резонаторных ящиках? Каково назначение резонаторов, применяемых в музыкальных инструментах?
  6. Что является источником голоса человека?

Задание

Придумайте, с помощью каких предметов (кроме камертонов на резонаторных ящиках) можно продемонстрировать явление звукового резонанса. Проделайте придуманный вами опыт, опишите ваши действия и наблюдаемые результаты.

Итоги главы. Самое главное

Ниже даны физические понятия и их определения. Последовательность изложения определений не соответствует последовательности понятий.

Перенесите в тетрадь названия понятий и в квадратные скобки впишите порядковый номер определения, соответствующего данному понятию.

  • Периодические механические колебания ;
  • свободные колебания ;
  • колебательные системы ;
  • собственные колебания ;
  • вынужденные колебания ;
  • резонанс ;
  • волны ;
  • звук.
  1. Колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии.
  2. Повторяющиеся через равные промежутки времени движения, при которых тело многократно и в разных направлениях проходит положение равновесия.
  3. Системы тел, которые способны совершать свободные колебания.
  4. Возмущения, распространяющиеся в пространстве, удаляясь от места их возникновения.
  5. Упругие волны с диапазоном частот от 16 до 20 000 Гц.
  6. Свободные колебания в отсутствие трения и сопротивления воздуха.
  7. Явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний системы при приближении частоты вынуждающей силы к собственной частоте этой системы.
  8. Колебания, совершаемые телом под действием внешней периодически изменяющейся силы.

Проверь себя

  1. Взаимосвязь между периодом и частотой колебаний представлена уравнением

      A. λ = V/v
      Б. T = t/N
      B. T = λ/V
      Г. v = 1/t

  2. В процессе колебаний маятника ускорение его движения

      A. постоянно
      Б. меняется только по направлению
      B. достигает наибольшего значения в точке равновесия маятника
      Г. всегда направлено к положению равновесия

  3. Звук тем выше, чем больше

      A. частота колебаний
      Б. период колебаний
      B. амплитуда колебаний
      Г. громкость звука

Каждый, кто мало-мальски профессионально играет на акустической гитаре или скрипке, знает, как важен материал, из которого изготовлен инструмент, и его окраска. И важно это совсем не для того, чтобы инструмент выглядел красиво, а для правильного звукоизвлечения. Почему же так важен корпус? Как он влияет на свойства звука?

Резонанс звуковых волн

Чтобы ответить на этот вопрос надо вспомнить, что такое явление резонанса . Когда колебания какой-либо колебательной системы совпадают с вынуждающими колебаниями , происходит их резкое усиление. В этом заключается явление резонанса. А так как звук это тоже колебания, то логично предположить, что явление резонанса не чуждо и звуку. И это так.

Например, если расположить рядом два камертона и легонько стукнуть по одному из них, то приглушив его, можно услышать, как издает звук и другой, которого не касались. Это происходит вследствие того, что второй камертон попадает в резонанс с первым и его колебания резко возрастают. Так осуществляется звуковой резонанс.

Звуковой резонанс в гитаре

Вернемся к гитаре. Звук, издаваемый самой гитарной струной не слишком громкий. Для того, чтобы усилить этот звук, струны располагают поверх корпуса, который делают специальной формы и размера. В середине корпуса обязательно имеется отверстие круглой формы для выхода звука. Звук струны, попадая внутрь корпуса, резонирует и усиливается, отчего гитара звучит намного громче.

Настройка гитары - это также пример явления звукового резонанса. Если настроить первую струну по камертону, а потом зажать вторую струну на определенном ладу (опредлеленная нота) и дернуть ее, то можно увидеть, как первая струна слегка поддергивается (при условии, что гитара настроена правильно).

От качества дерева, из которого изготовлена гитара, зависит не только сила, но и чистота, и тембр извлекаемого звука. Влияет на это и покраска, и лак на дереве. Именно поэтому изготовить качественную гитару или скрипку совсем не просто, и качественные инструменты стоят больших денег. Так, явление звукового резонанса из физики перекочевало в иные сферы и плотно там обосновалось.

Интерференция звука

Звук, как и любые другие колебания, может не только резонировать, но и создавать более сложные картины. Например, в случае, когда мы имеем звуковые колебания одной частоты и разности фаз, будет происходить интерференция звука.

Колебания будут складываться, и суммарная звуковая волна будет зависеть от того, как расположены по отношению друг к другу волновые фазы. В точках, где фазы волн будут одинаковы, их амплитуда будет максимальна, а в противофазе их амплитуда будет равна нулю.

То есть будут места, где звук будет очень громким, а в некоторых местах будет стоять тишина, несмотря на прохождение через это место звуковых волн. Но это можно наблюдать в основном в лаборатории, так как в жизни практически не приходится встречать подобные ситуации, когда мы имеем звуковые волны одинаковых частот и разности фаз без присутствия посторонних звуков.