Что делать, если не поступил? Как подготовиться к пересдаче ЕГЭ? Не нагнетать ситуацию

11 -й класс, последний (уже действительно последний) звонок, выпускной, вступительные экзамены, первый курс, первая сессия… А что если после вступительных экзаменов первый курс не последовал? Об этом вы сможете прочитать в нашем исследовании. Мы опросили 3-х абитуриентов из Украины, которые не поступили с первого раза, а также получили советы психолога по этом поводу.

Саша, 19 лет, студентка биологического факультета

Я училась в историческом классе, и многие мои одноклассники поступали на юридический, экономический факультеты. Я же подала документы на факультет психологии. Первым экзаменом была биология, и я шла на нее с полной уверенностью, что все знаю: моя сестра — биолог, и мы добросовестно прошли с ней всю программу поступления. Не знаю почему, но мне поставили «3»… Плохо помню, как доехала домой. Весь день проплакала, уткнувшись носом в подушку, а вечером родители подняли меня и заставили готовиться дальше. Проходной балл в институте был 13:
это «4», «4» и «5». Или «3», «5» и «5». Думаю, шансов у меня не было. Оплачивать контракт моя семья не могла. Когда шла сдавать остальные экзамены (философию и украинский язык и литературу), то уже смирилась с тем, что не поступила.
Изменилось ли ко мне отношение со стороны одноклассников, не знаю: на встречу выпускников я не пошла. Не то, чтобы я скрывала, что не поступила, просто старалась обходить эту тему в разговорах, чтобы не расплакаться. Мама однажды упрекнула меня и этим очень обидела.
После экзаменов я решила пойти работать. Было очень тяжело сделать первый шаг, выбраться из мирка, где меня обеспечивали родители, прийти к незнакомым людям и предложить свои услуги. Я обошла несколько кафе — и везде меня были готовы принять. Это очень помогло: я поняла, что нужна не только своим родителям и сестре. В итоге я устроилась официанткой. Было интересно, я постоянно общалась с людьми. Но и сложно: смена начиналась в час дня, а заканчивалась в 11 вечера, и все это время я была на ногах. В день получала 50-70 гривен чаевых. Три месяца работы пошли на пользу: сейчас мне намного легче общаться.
В январе я записалась на подготовительные курсы при медицинском университете. Месяца за два до поступления решила, что буду поступать сразу в три места: на психологический и биологический факультеты Национального университета имени Тараса Шевченко и на биологический в Киево-Могилянскую академию. Начала усиленно готовиться, так как понимала, что слабых мест у меня быть не должно. За основу я взяла программу Шевченко: учила и вычеркивала выученные вопросы. За две недели я зазубрила 62 биографии украинских писателей. Я понимала, что могу не поступить, но знала, что это не страшно. Что жизнь, по крайней мере моя, на этом не заканчивается.
Первый экзамен я сдавала в Могилянку. И уже на следующий день знала результат — я поступила. Идя на экзамены в КНУ, уже была спокойна. Биологию на оба факультета сдала на «4». Потом был украинский на биофаке, я сдала его на «4», то есть поступила еще и сюда. Украинский на психологии прошел не очень хорошо. Мне сказали: «Вообще-то вы ответили на «2», но поставим вам «3», чтобы вы могли идти дальше». Я сказала, что никуда не пойду, если у меня будет «3». Экзаменаторы продиктовали мне 15 слов, я написала их правильно и получила «4». На философии меня выслушали, не перебивая, а в конце сказали, что у меня хорошая речь, но отвечала я неправильно, и поставили «3». Так за шесть дней я сдала пять экзаменов. Конечно, пришлось очень тяжело. Нужно было четко распланировать свой день, я знала, что расслабляться нельзя ни в коем случае. Но это дало свой результат! Мне очень нравится выражение: «То, что не убивает нас, делает нас сильнее». И я благодарна судьбе, что не поступила с первого раза, так как стала за этот год намного сильнее. Теперь я знаю точно, что не пропаду, не потеряюсь. Что бы у меня в жизни ни случилось, я смогу это пережить: катастрофой это кажется только вначале.

Аня, 25 лет, аспирант Института журналистики

В детстве я хотела стать балериной. Потом — фигуристкой. После 9-го класса пошла в швейный техникум. За год до окончания учебы экстерном сдала школьные предметы, получила аттестат и подала документы в Институт журналистики — очень хотела работать на телевидении. Родители сказали, что не одобряют мое решение, но ради них не стоит менять свой выбор.
Было два экзамена — сочинение и история. Сочинение написала на «3», историю сдала на «4». Не поступила и продолжила обучение в техникуме. В следующем году сочинение сдала на «4», а вот историю — на «3». Конечно, расстроилась, но плакать — нет, не плакала. Устроилась на работу в ателье, параллельно готовилась и даже делала в свободное время сюжеты для местного телеканала. О том, что не буду студенткой, даже и не думала. Если не получилось с первого раза, получится со второго, третьего… Я была в этом уверена. И вот третья попытка. За сочинение (которое эти два года я сознательно училась писать именно так, как «надо» для поступления) мне поставили «5». Это означало, что я поступила, так как окончила училище с отличием. Даже не знаю, как бы все повернулось, если бы в третий раз дело дошло до истории… Помню, как увидела в списке, что у меня «5». Несколько раз перепроверила, а потом решила узнать, что делать дальше. Подошла к приемной комиссии. Возле нее стояла очередь из тех, кому не повезло. Я представила: они подают апелляции, а я сейчас захожу и говорю, что у меня «5». Это было бы просто издевательством. Срок подачи апелляции — два часа. Я решила подождать. Позвонила маме с таксофона, успела сказать, что поступила, и на этом связь оборвалась. В приемной комиссии мне сказали, что надо пройти практику (пять дней). Но мое счастье было настолько огромным, что даже месяц практики ничего бы не изменил.
Вечером дома накрыли стол, купили большой арбуз. Это было в июле, арбуз оказался зеленым. Но мы были счастливы.
Сейчас я работаю на телевидении и учусь в аспирантуре — моя мечта сбылась!

Маша, 23 года, стилист

До 16 лет я жила в небольшом поселке в Крыму. И сколько себя помню, очень любила делать разные замысловатые прически, стригла подружкам челки. После школы решила поступать на юрфак в Полтаве, где жили мои родственники.
Экзамены — историю, диктант и правоведение — сдала на «4», но не хватило одного балла на бюджет. А на обучение по контракту у семьи денег не было.
Конечно, я очень расстроилась. Так всегда: денег нет, жизнь накрылась. Не долго думая, подала документы в парикмахерское училище. Меня приняли даже без вступительных экзаменов. Училась два года, жила в общежитии и работала в небольшом салоне красоты, принадлежащем моей двоюродной сестре. Практика помогла мне — я окончила училище с отличием и уехала на родину.
Два года жила в Симферополе: снимала квартиру и работала в парикмахерской. В то время я мало зарабатывала, но амбиции были бешеные. «Надо что-то делать», — решила я и поменяла работу. В новом салоне быстро стала ведущим парикмахером, но чувствовала, что мне не хватает знаний. Начала посещать семинары, принимала участие в конкурсах. Завоевала второе место на чемпионате Крыма по парикмахерскому искусству, а потом и Украины.
Однажды к нам в салон пришел молодой человек. Мы познакомились. Оказалось, он из соседнего поселка. Начали встречаться. Влюбились. До сих мы вместе. Саша меня всегда поддерживает во всех моих начинаниях. Для меня это очень важно. Однажды у нас в городе проходили мастер-классы известного украинского парикмахера. Я поняла, что работаю, скорее, интуитивно, что мне надо еще многому научиться. Саша дал мне денег и сказал: «Езжай в Киев». В Киеве у меня живет подруга, которая предложила пожить у нее на первых порах. Мне повезло — буквально на второй день я нашла работу по специальности. Правда, это был почти такой же салон, как и в Симферополе, то есть никакого профессионального роста. Но вскоре я узнала о том, что один очень известный салон объявил набор специалистов. Я прошла собеседование — и меня взяли на работу! Сбылась моя мечта! Я не жалею о том, что стала парикмахером. Сейчас меня окружают замечательные люди, я занимаюсь делом, которое мне нравится. Часто езжу в Крым, к родителям и Саше. Жаль только, что пока он не может переехать в Киев, это связано с его
работой.

Работа над ошибками:

Непоступление — это в любом случае стресс, и стресс очень сильный. Особенно непоступление после 11-го класса, когда нервная система и без того истощена выпускными экзаменами.
И особенно оно выбивает из колеи тех, не просто хотел поступить, но и основательно к этому готовился.
Если эта неприятность случилась с тобой, лови подсказку от психолога.

Шаг 1. Сделать паузу
То есть временно закрыть тему поступления, чтобы эта травмирующая ситуация не раздражала психику. Выделить себе срок на то, чтобы полностью отключиться от всего, что связано с учебой, отдохнуть и восстановиться. Вплоть до того, чтобы даже не говорить на эту тему с друзьями, знакомыми и родителями. Важно уяснить: реально на следующее поступление эта «пауза» никакого влияния не имеет, а запастись силами в преддверии сложного, первого «самостоятельного» года твоей жизни, действительно нужно.

Шаг 2. Осознать, насколько вы могли повлиять на ситуацию с поступлением
Не секрет, что есть вещи, на которые не в силах повлиять ни один, даже суперподготовленный абитуриент. Например, настроение экзаменатора или коррумпированность вуза, в который невозможно поступить без взятки. В этом случае убиваться смысла нет. Лучше учесть эти особенности при поступлении в следующем году.

Нюанс: Если есть желание активно по обвинять окружающих в «провале» на вступительных экзаменах (родителей — за то, что не дали взятку, учителей — за то, что плохо учили, институт — за то, что не захотел видеть в числе своих первокурсников), имеет смысл задуматься: а сколько еще лет вы собираетесь перекладывать ответственность за то, что происходит с тобой, на других людей? То же самое касается ситуации, когда вам, в принципе, все равно, поступила вы или нет.

Шаг 3. Определить время «X»
То есть время начала ПОДГОТОВКИ к следующему поступлению. При этом важно учесть следующее: за десять лет учебы в вышем организме установился своеобразный условный рефлекс — летом ни о чем не думать и ничего важного не делать. А раз организм привык к такому режиму, имеет смысл в таком режиме и продолжать! В средине июля, когда солнце светит и все гуляют, садиться за книжки бессмысленно. Это ничего не даст, только заберет остатки сил. А первые активные действия в направлении будущего поступления лучше начинать с сентября.

Шаг 4. Понять в тот ли вуз вы поступали
Это первое, с чего следует начинать подготовку. Если вам нравится шить/петь/рисовать/писать стихи и художественную прозу, но при этом собирались поступить на бухгалтера, глубоко внутри испытывая огромное отвращение к этой профессии, то, наверное, и к лучшему, что ваша попытка потерпела фиаско. Если есть сомнения в выборе вуза, имеет смысл сходить попрофориентироваться (пройти ряд тестов, бесед, которые помогут определить склонности, способности в той или иной сфере) к психологу: может быть, даже в вашу бывшую школу или ближайшую службу занятости.

Нюанс: Если у ваших родителей есть четкое представление о том, куда вы должна поступить, а тебе это неинтересно/противно, существуют два варианта действий. Если родители совершенно «невменяемые» и не желают прислушиваться к твоим доводам — поступить туда, куда они хотят, доучиться до второго-третьего курса (в общем, до того момента, когда вам стукнет 18, и вы почувствуете в себе силы самостоятельно обеспечивать ваши нужды), бросить это неблагодарное дело и начинать жить автономно от предков. Если родители, в принципе, способны к диалогу, то рекомендуется еще раз возвратиться к разговору о поступлении. Донести до них мысль, что, быть может,вы не поступила в данный конкретный вуз именно потому, что не видите смысла тратить столько сил и энергии на то, чем не желаете заниматься всю жизнь. Объяснить, что когда человек занимается любимым делом, у него сразу же возрастает успешность деятельности. И подыскать для себя другой вуз/факультет.

Шаг 5. Честно ответить но вопрос: а нужно ли вообще тебе высшее образование?
Быть может, сейчас у вас есть реальная возможность работать, зарабатывая практические навыки, которые, как известно, за плечами не носить (например, начинать карьеру в частном бизнесе кого-то из родственников). Если вы пока сами толком не знаете, зачем вам высшее образование, и родители тоже внятно объяснить этого не могут, стоит задать себе вопрос: «Чего я хочу от жизни, и какую роль играет в этом высшее образование?» Реальный жизненный опыт поможет сориентироваться, какие знания тебе нужны (и нужны ли вообще).

Шаг 6. Определиться с условиями поступления
Можно провести разведку боем, отловив кого-то из студентов интересующего вуза. Отлично, если в данном вузе у вас учится кто-то из знакомых или друзей — это позволит узнать ситуацию изнутри (например, пробраться на пары и прослушать пару лекций). Если при вузе есть долгоиграющие подготовительные курсы, есть смысл на них записаться. Также можно пойти работать в этот вуз: лаборантом, методистом на кафедру. Во-первых, лучше узнаете преподавателей, во-вторых — конкретные вузовские требования как относительно знаний, так и финансовой стороны. В идеале, к Новому году вы должны уже иметь четкое представление о том, куда вы поступаете, и что вам для этого нужно. Финансовый вопрос обсудить с родителями или заработать необходимую сумму самостоятельно. Определить, какие знания необходимо «подтянуть», каким способом вы будете это делать (сами/с репетитором/на курсах), какого объема знаний вам недостает, насколько быстро вы воспринимаешь материал, хорошая ли у тебя память, сколько раз нужно повторить пройденное. И начинать активно готовиться по всем этим пунктам.

Шаг 7. Разобраться со старыми комплексами
Если вы относитесь к категории людей, страдающих оттого, что в ответственный момент все знания по непонятной причине вылетают из головы или же язык прилипает к гортани и никак не желает «выдавать» нужную информацию, крайне важно заблаговременно найти хорошего психолога и проработать все эти личные заморочки. Учтите: ни один преподаватель не будет тратить время на то, чтобы успокоить/разговорить запаниковавшего абитуриента. Можно тысячу раз выучить необходимый материал, но если комплексы остались, то они снова «вылезут» в, подобной стрессовой ситуации.

Шаг 8. Настроиться морально
Накануне поступления не делать из этого события нечто гиперзначимое. Когда мотивация зашкаливает, успешность резко падает. Иными словами, когда что-то становится слишком важным, то излишнее волнение не позволяет проявить себя полностью, отнимает нужные силы. Поэтому имеет смысл подготовить себе путь к отступлению
— подумать, а что будет, если ты не поступишь и в этом году? Естественно, не настраиваться на неудачу, а просто решить, что будете дальше делать, если вдруг такая ситуация повторится.

P.S. Пережить непоступление в глобальном смысле можно, осознав, что это ценный опыт. Неудачи, потери — неотъемлемая часть бытия. И умение с ними справляться пригодится вам. Также непоступление — это способ реально узнать ваши сильные и слабые стороны, понять, что помогает вам добиваться цели, а что мешает этому. Важно, что пока такой жизненный опыт не обходится вам слишком дорого. И в этом — главный позитив.

Как правило, в школе мы достаточно легко относимся к плохим оценкам или неожиданным неприятностям, но плохие оценки в колледже или университете могут повлиять на нашу профессиональную деятельность в будущем. Возможно, вы получили не самую высокую оценку или полностью завалили последний тест или зачет - не переживайте. Лучше уделите внимание своему духовному состоянию, смиритесь с этим случаем, обретите гармонию и приготовьтесь двигаться дальше. Дзен - учение не только об успокоении. Это учение больше основано на обретении той целеустремленности и решительности, которая поможет улучшить ваше будущее. Необходимо понять, по какой причине вы получаете плохие оценки, что можно сделать, чтобы это исправить, а также как стоить вести себя, чтобы получать хорошие оценки в будущем.

Шаги

Смиритесь со своими оценками

    Возьмите на себя ответственность за свои оценки. Даже если это удар по вашему самолюбию, вам нужно понять, что только вы ответственны за те оценки, которые получаете. Конечно, у вас могут произойти конфликты с преподавателями, на оценки также могут повлиять другие посторонние факторы, но в большинстве случаев вам нужно понять, что если вы хотите что-то улучшить - нужно действовать.

    Рассмотрите эту ситуацию в перспективе. Поймите, к сожалению, неприятности в жизни случаются. Плохие оценки могут вызвать у вас панику, но вам нужно здраво взглянуть на ситуацию, чтобы смириться с ней. Вы здоровы? У вас есть близкие люди, которые вас любят, друзья, которые всегда рядом? Подумайте, насколько вы счастливый человек. Помните, что оценки, конечно, важны, но это не единственная важная вещь в вашей жизни.

    Поговорите с человеком, которому вы доверяете. Когда вы расстроены, вполне нормально обсудить эту ситуацию с другом или близким человеком. Не думайте, что вы обязаны справляться с этой ситуацией самостоятельно. Вполне понятно, что вас беспокоит то, что вы расстраиваете своих родителей, портите свою успеваемость и впечатление учителей о себе. Помните, что вы можете справиться с этим и найти необходимую поддержку.

    • Вы даже можете попробовать обратиться к психологу (в школах, колледжах и университетах обычно есть штатные психологи). Они хорошие специалисты, которые обучены помощи расстроенным и переживающим студентам.
    • Не стоит посещать форумов и социальных сетей, чтобы пожаловаться о своих "бедах" там. Ведь ваши комментарии могут увидеть другие студенты, работники института и преподаватели. Это может грозить последствиями. Поэтому лучше поговорить с другом или психологом с глазу на глаз.
  1. Сделайте перерыв. Возможно, вы ужасно устали, поэтому сейчас не время забывать о своем самочувствии. Съешьте мороженое с другом, посмотрите кино или примите пенную ванну. Займитесь чем-нибудь, что помогает вам расслабиться. Суть не в том, чтобы "убежать" от плохих оценок, а в том, чтобы обрести гармонию и спокойствие, которые необходимы для того, чтобы исправить эту ситуацию. Как только вы отдохнете и расслабитесь, вернитесь к своим оценкам.

    Напомните себе, что оценки не определяют вашу самооценку и вашу значимость. Вы - это гораздо большее, чем ваши оценки. Хорошие оценки могут помочь вам самоутвердиться, но не позволяйте плохим оценкам понижать вашу значимость. Кроме того, плохие оценки вовсе не говорят о том, что вы глупы или не способны нормально окончить университет. У каждого есть свои таланты, свои сильные стороны и хорошие качества, которые нельзя измерить одной лишь учебной программой.

    Медитируйте. Когда вы сможете уединиться в своей комнате, попробуйте на несколько минут закрыть глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, сконцентрируйтесь на своем дыхании. Успокойте мысли и позвольте себе отдалиться от них. Старайтесь ни о чем не думать, и если вас начинают одолевать беспокойные мысли о ваших оценках, старайтесь их отбрасывать. Можно включить приятную спокойную музыку - она поможет вам расслабиться. Старайтесь уделять медитации 15–30 минут.

    • Если вам сложно уделять медитации много времени, попробуйте скачать специальное приложение для медитации (например, "PureMind: Медитация и Звуки" или "Headspace" (приложение на английском, однако 95 % слов повторяются из упражнения в упражнение, поэтому даже со слабым знанием языка стоит попробовать им воспользоваться)). В этих приложениях предлагаются определенные советы и руководства, которые помогают сконцентрироваться.
    • Йога - еще один способ расслабиться и достичь гармонии. В некоторых учебных заведениях (колледжах и университетах) есть спортивные кружки, в том числе и кружок по йоге. Узнайте, есть ли такой кружок в вашем учебном заведении, можно ли туда записаться.
  2. Если у вас случаются панические атаки, попробуйте одну из расслабляющих техник. Иногда мы чувствуем беспокойство или паникуем, но у нас не хватает времени на медитацию. В таком случае, можно попробовать воспользоваться быстрой техникой релаксации, которая поможет немного прийти в себя. Итак, оставьте все свои дела. Закройте глаза и сосчитайте до 10. Представьте себе спокойное место, где вы счастливы, например, рядом с океаном или с журчащим ручьем. Эти техники помогут вам расслабиться и избавиться от переживаний, которые вас одолевают.

    Откажитесь от наркотиков и алкоголя. Некоторые люди так сильно переживают насчет своих оценок, что еще больше ударяются в веселье и гулянки, чтобы забыть об этой проблеме - так начинается порочный круг. Если вы очень волнуетесь из-за плохих оценок, старайтесь не употреблять алкоголь до тех пор, пока не расслабитесь и не почувствуете спокойствие.

    Подумайте, что пошло не так

    1. Подсчитайте, сколько времени вы уделяете учебе. Перед тем, как впадать в панику, попробуйте предположить, из-за чего вы начали получать плохие оценки. Вы учитесь в полную силу? Вы прогуливаете и пропускаете тесты? Подумайте о своих привычках касательно учебного процесса - это поможет вам понять, над чем стоит поработать.

      • Возможно, вы полностью отдаетесь учебе. Учиться изо всех сил, получая при этом плохие оценки, действительно, очень обидно. Но вы должны помнить, что сделали все возможное, чтобы преуспеть. Возможно, в следующий раз вам стоит изменить свои привычки касательно учебного процесса или попросить помощи у преподавателя.
      • Возможно, вы просто сразу сдались и не все попробовали. Что вам нужно понять, так это то, что дни, когда вы полагались лишь на свой талант и везение, прошли. Извлеките из этого урок и в следующий раз постарайтесь подготовиться получше.
    2. Подумайте, по каким материалам вы готовитесь. Еще раз взгляните на свои заметки, записи и упражнения. Какую часть (или какие задания) вы не поняли? Что говорится в учебной программе по поводу этих тестов? Подумайте, возможно, вы не поняли что-то из того, что должны были выучить (или научиться делать).

      • Возможно, вы выучили только то, что вам интересно. Если какие-то моменты показались вам слишком сложными или неинтересными, скорее всего, вы вернулись к более интересным частям материала или задания, а сложные или скучные части задания просто проигнорировали. В следующий раз постарайтесь бороться с таким желанием.
      • Возможно, вы прочитали лишь необходимый минимум к занятию. В таком случае попробуйте помимо основного домашнего задания читать дополнительный материал. Если вы не понимаете материал, отправляйтесь в библиотеку, попросите помощи у преподавателя или найдите объяснение в интернете.
    3. Обратите внимание на свою посещаемость. Некоторые преподаватели снимают баллы за то, что студент пропускает слишком много занятий. Иногда, пропуская занятия, вы упускаете ключевую информацию. Подумайте о степени посещаемости. Добавьте к этому количество пропущенных занятий.

      • Есть ли у вас уважительная причина, по которой вы отсутствовали на занятиях? У вас есть медицинская справка, подтверждающая, что вы болели? Если у вас кто-то умер, есть ли у вас копия свидетельства о смерти? Если ответ на эти вопросы отрицательный, скорее всего, ваши пропуски не были расценены, как отсутствие по уважительной причине.
    4. Примите в учет остальные факторы, которые могли на это повлиять. Если вы плохо себя чувствуете и не можете позволить себе даже какие-то базовые вещи, скорее всего, вам будет тяжело даваться учеба. В таком случае поговорите с врачом или психологом, чтобы понять, что вы можете сделать, чтобы разрешить эту ситуацию (возможно, вам понадобится взять паузу, чтобы разобраться со своим состоянием). Если сейчас не конец семестра, может быть, будет хорошим решением пропустить пару занятий, чтобы уладить эту ситуацию. Итак, ниже перечислены основные внешние факторы:

      • смерть близкого человека;
      • работа (полная или неполная занятость);
      • воспитание маленьких детей;
      • проблемы с психическим здоровьем.
      • Учтите, что повторно пройти курс обучения определенному предмету вам вряд ли удастся. Подобное возможно, только если вы повторно восстановитесь на тот же курс (то есть вам придется снова учиться целый год тому, что вы уже изучали). Однако можно поговорить с преподавателем. Наверняка он обучает студентов других специальностей по той же программе (особенно если это общая дисциплина). Если вам удастся выделить время на занятия по предмету, по которому вы отстаете, и преподаватель согласится на это, то у вас есть шанс улучшить свои оценки.
    5. Подумайте, насколько много вы общаетесь. Когда вас полностью поглощают какие-то жизненные события, вы не успеваете справляться с остальными своими делами. Возможно, у вас появился новый друг или новая девушка, которая занимает все ваше время. Может быть, вы вступили в какое-то сообщество или клуб по интересам, в котором часто устраивают вечеринки. Общественная жизнь очень важна, но если вы тратите слишком много времени на вечеринки, и у вас не хватает времени на учебники, вы можете испортить свою успеваемость.

      Встретьтесь со своими преподавателями. Проявление внимания и ответственности может помочь вам даже при учебе в колледже или университете. Преподаватели поймут, что у вас сейчас определенные трудности, и они оценят ваше желание учиться. Разговор с преподавателями поможет лучше усвоить урок, понять материал и улучшить свою работу в будущем.

      • Поговорите с преподавателями в их рабочее время или напишите электронное письмо, чтобы договориться о личной встрече. Такие дела всегда лучше обсуждать лично.
      • Хотя это может быть трудно, но вы можете подойти к этой теме спокойно и искренне. Просто скажите: "Я очень разочаровался в своих знаниях касательно последних заданий. Мне интересно, как бы я мог улучшить свои результаты. Может, вы посоветуете, как мне лучше подойти к этому заданию?"
      • Если вы будете тянуть с этим разговором до конца семестра, возможно, будет уже слишком поздно что-то менять.

    Подумайте над новым подходом к учебе

    1. Оцените общее влияние плохих оценок на свое будущее. Чтобы не переживать по поводу своих оценок, подумайте, насколько сильно они повлияют на вашу дальнейшую учебу и карьеру. Чаще всего плохие оценки не сильно влияют на наше общее образование. Если вы получите неудовлетворительные оценки за один или несколько уроков, возможно, вы ухудшите свою успеваемость. Но не расстраивайтесь - сделайте несколько глубоких вдохов и взгляните на общую картину. Составьте конкретный план, чтобы исправиться.

      Определитесь, в каких областях вы хотите развиваться. Возможно, вы поняли, что проблема в подходе к учебе. Может быть, вы поняли, что не умеете организовывать материал, что забываете о сроках сдачи. После того, как вы определили, в чем заключается главная проблема, нужно предпринять шаги для ее устранения. Примите решение что-то изменить.

      • Если вы очень забывчивы, можно купить календарь или органайзер, отметить важные даты и установить напоминания на телефоне.
      • Если у вас проблемы с распределением и организацией своего времени, можно заранее составить расписание и, завершив намеченные дела, вознаградить себя чем-то приятным.
    2. Ставьте себе новые цели. Подумайте, чего вы хотите в итоге достичь? Какую карьеру вы хотите построить? Вы хотите заработать определенную сумму? Хотите поступить в магистратуру? Составьте список целей. После того, как определитесь с целями, перечислите необходимые шаги для достижения этих целей.

      • Например, если вы хотите в дальнейшем обучаться медицине, просмотрите список предметов, которые вы будете изучать, определитесь с тем, какой должна быть ваша успеваемость на момент окончания учебы, а также с тем, как достижению вашей цели могут поспособствовать различные внешкольные мероприятия. Итак, список ваших практических шагов может быть таков: "Найти информацию о поступлении" или "Найти хорошие медицинские университеты".
    3. Подумайте, что вы могли бы улучшить. Очень важно понимать, что вы не можете изменить прошлое, но вы можете изменить будущее. Убедите себя в том, что вы можете решить свои проблемы. Когда вы поймете, что сделали неправильно, то сможете предпринять меры для улучшения своей ситуации.

    Двигайтесь дальше

      Запишитесь на консультацию к преподавателю. Если вас беспокоит тот факт, что ваши оценки повлияют на вашу учебу в будущем, поговорите с научным руководителем и составьте план действий. Возможно, предмет вам тяжело дается, и вам стоит обратиться к репетитору либо попросить преподавателя позаниматься с вами дополнительно. К сожалению, в России и других странах СНГ нет возможности свободно выбирать предметы. Составьте вместе с преподавателем (и, может быть, родителями или опекунами) план действий, который поможет вернуть прежнюю успеваемость.

      Составьте план того, как можно улучшить свои результаты. Этот план должен быть сформулирован максимально конкретно и поэтапно, он должен помочь вам преуспеть в следующий раз. Ощущение того, что вы контролируете ситуацию, поможет расслабиться и поставить себе задачи, на которые стоит ориентироваться в следующий раз.

      • В этот план необходимо включить количество часов в неделю, которое вы будете тратить на учебу, оценки, которые вы хотите получать по каждому из предметов. Опишите, как вы собираетесь справляться с разными проблемами медицинского характера, сколько часов в неделю вы будете проводить за работой, за общением и так далее.
    1. Изучите свое расписание. Если в прошлом семестре у вас были очень тяжелые предметы, возможно, у вас уже есть ответ на вопрос, почему у вас так ухудшились оценки. Даже самые умные и способные люди должны время от времени делать для себя перерывы. Возможно, и в текущем семестре расписание не сбалансировано, в таком случае вам всей группой необходимо обратиться в деканат с просьбой распределить предметы иначе. Но, скорее всего, визит к декану будет успешным лишь в том случае, если семестр только начался.

    • Если есть такая возможность, вежливо спросите преподавателя, можно ли вам посмотреть свой тест (чтобы убедиться в том, что вам верно поставили оценку). В некоторых случаях (но довольно редко) преподаватели ошибаются при проверке работы.
    • Если ситуация складывается не очень хорошо с самого начала семестра, подумайте о том, чтобы пропустить одно или несколько занятий, чтобы снизить нагрузку и взять ситуацию под контроль.
    • Поймите, что бросить учебу - это самый последний вариант, и у него множество последствий. Лучший вариант - попытаться прикладывать больше усилий и упорства, чтобы преуспеть. Пропуская занятия и бросая учебу, вы развиваете эскапизм (желание убежать от трудных ситуаций), а не твердость характера и настойчивость.

    Предупреждения

    • Никогда не причиняйте себе или кому-то другому вред в ответ на плохие оценки. Помните, это тоже пройдет.
    • Если вы недостаточно много спите или плохо питаетесь (или и то, и другое), помните, что это скажется на вас неприятным образом. Но со временем. Обратитесь за помощью к социальному работнику, если дело в финансовом положении.
    • Если вы страдаете от проблем с психическим здоровьем или от каких-то физических ограничений, которые влияют на ваш учебный процесс, не забивайтесь в угол и не страдайте в тишине. Во многих колледжах и университетах модернизируют учебные программы и создают специальные условия для лиц с ограниченными возможностями. В структуру курса и расписание вносят определенные коррективы, чтобы помочь студенту успешно пройти обучение. Попытка добиться успеха несмотря ни на что достойна восхищения, но это может привести к тому, что в долгосрочной перспективе вы можете потерпеть неудачу, поэтому постарайтесь выяснить, какие условия обучения помогут вам справиться с ситуацией.
    • Избавьтесь от вредных привычек (например, чрезмерного общения и привычки недоучивать материал), потому что эти привычки становятся причиной ваших ошибок и неудач. Вместо того, чтобы следовать принципу "все или ничего" и бросать все, когда дела не идут в гору, попробуйте достигать цели постепенно.

    Что вам понадобится

    • Планировщик или органайзер
    • Встречи с преподавателями, психологом (чтобы оценить прогресс)
    • Открытый доступ к тетрадям, учебникам, онлайн-материалам и так далее (если у вас нет доступа к учебным материалам, попросите преподавателя обеспечить вас всем необходимым)
    • Найдите обычную тетрадь или блокнот на кольцах, в котором будете делать заметки. Найдите небольшой блокнот, если вы можете записывать материал с помощью сокращений и аббревиатур

В этом году хочу попробовать поступить в лицей...но очень бюсь,что не пройду...как мне саму себя убедить,что я смогу???хоть я вкласе и отличница, но очень-очень волнуюсь

Здравствуйте Танечка, для начала нужно успокоиться и перестать прокручивать все отрицательные картины вашего поступления. Ваша Вера в себя это самое главное для достижения успеха. В жизни бывают и радости и трудности, но они даются именно для того,чтобы мы закаляли свой характер, свое упорство в достижении поставленных целей. Вероятность того,что вы поступите с первого раза будет намного выше,если вы пойдете на экзамены уже уверенной в том,что это уже произошло и вы можете представить себя как студентку этого лицея. Мысли материальны, что думаем,то и притягиваем. А вы сейчас поступаете с точностью до наоборот. Еще экзамены не начались, вы уже заранее боитесь и уверены в том,что не поступите. Сами в себя не будете верить (я в класе отличница,) кто же поверит в вас тогда? Меняйте свое мышление, встаньте перед зеркалом и проговорите о том, какая вы умная, успешная, найдите в интернете позитивные видео- аффирмации на достижение поставленных целей, на повышение самооценки, на любовь к себе и повторяйте их каждый день (лучше с утра, чтобы зарядиться на весь день), улыбайтесь чаще и увеличивайте свою Веру в себя. Как говорится " По Вере нашей и воздастся нам". Удачи и исполнения желаний!

Хороший ответ 2 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Таня! Чего именно Вы боитесь? Как себя пугаете? Вы не доверяете учителям, которые оценивают Ваши знания на "отлично"? Как Вы организуете себе волнение? Напишите список того, на что Вы можете опираться при сдаче экзамена: знания, умения, навыки, способности... Вспоминайте его, когда появляется тревога . Это может успокоить и придать уверенность. Желаю успехов! Татьяна.

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Танюш, ну, вы точно волнуетесь - слова "в классе" пишутся раздельно и с двумя "с". Я тоже, когда тороплюсь, пишу с описками и ошибками и "не парюсь" по этому поводу, т.к. для меня важнее написать то, что я думаю, пока мысль не убежала. А ведь я проработала 15 лет учителем русского и литературы. Твое страдание (ничего, что на ТЫ?) будет еще сильнее если не сбудутся твои ожидания. С одной стороны, хорошо добиваться результата, целей, с другой, иногда бывает очень сильное разочарование, когда результат не получен или вообще, не тот, что нужен. А давай-ка попробуем "отпустить" ситуацию и сказать самой себе: "Если я могу что-то сделать, я делаю. Если не могу, то пусть все идет так, как есть." Ты напрягаешься в своем стремлении к совершенству, а вот если примешь себя несовершенной, как и все остальные люди, сразу наступит расслабление и станет легче. Тогда, действительно, появятся силы для достижения целей. Научиться жить, играя и танцуя, получая удовольствие от процесса, а не от результата - это высшее мастерство Жизни. А в Жизни есть все: и правильное и неправильное, и вредное и полезное, и красивое и уродливое. Будь гибкой. Ну, не суждено поступить в этом году, так тому и быть, собственно учеба, получение знаний зависит большей частью от твоей мотивации, желания.

Хороший ответ 3 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Таня!

Убеждать себя в том, что вы точно поступите, не стоит, ведь можете и не поступить. Не всё здесь зависит от вас. А лучшим способом снять волнение, на мой взгляд, является такой: уберите с этого поступления в лицей такое сильное значение, как будто это вопрос жизни и смерти . Продумайте, как вы будете жить в обоих вариантах: и если поступите, и если нет. Тогда эмоциональный накал спадёт, и вы сможете при поступлении показать свои самые сильные когнитивные способности, им не будут мешать ваши эмоции. Всего наилучшего, Елена.

Хороший ответ 2 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Таня, вы пишите, что вы отличница, а с чем же связано тогда волнение? о чем именно вы волнуетесь и почему считаете, что не пройдете? у вас был неудачный похожий опыт?

вы пишите "попробовать", а что будет если вы вдруг не поступите, что-то изменится сильно в вашей жизни из-за того, что вы не поступите?

А с чем связано, что вы хотите себя "убедить"? опять же, на чем основывается ваше волнение? там слишком сложные экзамены? или вы не разбираетесь в предметах, которые нужно будет сдавать?

В жизни при любых значимых для нас жизненных ситуациях присутствует волнение, но вопрос в том, а что вы с ним будете делать, вы волнуетесь и продолжаете реализовывать свои цели, или же вы волнуетесь и начинаете бороться со своим волнение, тем самым забывая про цель и фокусируясь только на волнении...

Желаю вам успеха.

с уважением, Елена.

Хороший ответ 5 Плохой ответ 0

Здравствуй, Таня. Это конечно парадокс, что отличницы, которые в принципе хорошо знают материал больше волнуются чем троечники. И что самое обидное, что это волнение может и помешать. Попробуй понять чего именно ты боишься, как то опредметить свой страх и подумай насколько твои страхи адекватны. И наверное не стоит такое глобальное значение придавать этому поступлению, ведь не решается же вопрос жизни и смерти , и если даже пойдет что то не так то все можно исправить.

Желаю удачи! Элла.

Хороший ответ 2 Плохой ответ 1

Здравствуй Таня!
Твое волнение вполне нормально. Все нормальные адекватные здоровые люди волнуются перед важным событием.(это миф, что есть люди, которые вообще никогда не волнуются). А там где есть факт некоторой оценки, как при поступлении, то тем более. Другое дело - насколько это волнение сильно. Ведь если оно будет "зашкаливать" это может лишить тебя способности собраться и хорошо сдать экзамены. Попробуй проанализировать, чего же ты так боишься: это могут быть какие-то внешние обстоятельства или люди (родители, одноклассники и пр). Либо это волнение связано с внутренними причинами, с какими-то чувствами. Если ты разберешь свое волнение "по полочкам", то тебе легче будет регулировать его уровень.
Светлана.

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

В этой статье я расскажу о том, как перестать нервничать . Объясню, как сохранять спокойствие и хладнокровие в любой жизненной ситуации без помощи успокоительных таблеток, алкоголя и прочего. Я буду говорить не только о том как подавлять состояния нервозности и успокаиваться, но и объясню, как можно перестать нервничать вообще, привести организм в такое состояние, в котором это чувство просто не может возникнуть, в общем о том, как успокоить свой разум и о том, как укрепить нервную систему.

Статья будет построена в виде последовательных уроков и лучше читать их по порядку.

Когда мы нервничаем?

Нервозность и мандраж, это то чувство дискомфорта, которое вы испытываете в преддверии важных, ответственных событий и мероприятий, во время психологических нагрузок и стресса, в проблемных жизненных ситуациях, да и просто волнуетесь по всяким мелочам. Важно понимать, что нервозность имеет, как психологические так и физиологические причины и проявляется соответственно. Физиологически это связано со свойствами нашей нервной системы, а психологически, с характеристиками нашей личности: склонностью к переживаниям, переоценкой значимости определенных событий, чувством неуверенности в себе и происходящем, стеснительностью, волнением за результат.

Мы начинает нервничать в ситуациях, которые считаем либо опасными, угрожающими нашей жизни, либо по тем или иным причинам значимыми, ответственными. Я думаю, что угроза для жизни, не так часто маячит перед нами, обывателями. Поэтому основным поводом для нервозности в повседневном быту я считаю ситуации второго рода. Страх потерпеть неудачу, выглядеть неподобающим образом перед людьми — все это заставляет нас нервничать. В отношении этих страхов имеет место быть определенная психологическая настройка, это имеет мало отношение нашей физиологии. Поэтому для того, чтобы перестать нервничать необходимо не только привести в порядок нервную систему, но понять и осознать определенные вещи, начнем с того чтобы осознать природу нервозности.

Урок 1. Природа нервозности. Нужный защитный механизм или помеха?

У нас начинают потеть ладони, может наблюдаться тремор, учащение сердцебиения, повышение давления в мыслях путаница, сложно собраться, сосредоточиться, тяжело усидеть на месте, хочется занять чем-то руки, курить. Вот таковы симптомы нервозности. А теперь спросите себя, сильно они вас выручают? Помогают ли они справляться со стрессовыми ситуациями? У вас лучше получается вести переговоры, сдавать экзамен или общаться на первом свидании когда вы на взводе? Ответ — конечно же нет, да и более того это может запороть весь результат.

Поэтому необходимо твердо уяснить себе, что склонность нервничать — не является естественной реакцией организма на стрессовую ситуацию или какой-то неискоренимой особенностью вашей личности. Это скорее просто некий психический механизм, закрепленный в системе привычек и/или следствие проблем с нервной системой. Стресс — это только ваша реакция на происходящее, и что бы ни происходило, реагировать на это можно всегда по-разному! Уверяю вас что влияние стресса можно минимизировать а нервозность устранить. Но зачем же это устранять? А потому что, когда вы нервничаете:

  • У вас снижаются мыслительные способности и вам труднее сосредоточиться, что может усугубить ситуацию, требующую предельного напряжения умственных ресурсов
  • Вы хуже контролируете свою интонацию, мимику, жестикуляцию, что может плохо отразиться на ответственных переговорах или свидании
  • Нервозность способствует более быстрому накоплению усталости и напряжения, что плохо сказывается на вашем здоровье и самочувствии
  • Если часто нервничать, это может привести к различным заболеваниям (между тем очень значительная часть болезней проистекают из проблем нервной системы)
  • Вы волнуетесь по мелочам и поэтому не уделяете внимание самому главному и ценному в вашей жизни
  • Вы подвержены вредным привычкам: , алкоголю, так как вам нужно снимать чем-то напряжение

Вспомните все те ситуации, когда вы сильно нервничали и и это негативно отражалось на результатах ваших действий. Наверняка у всех много примеров того как вы срывались, не выдерживая психологического давления, теряли контроль и лишались . Так что будем с вами над этим работать.

Вот и первый урок, в ходе которого мы уяснили что:

  • Нервозность не приносит никакой пользы, а только мешает
  • От нее можно избавиться посредством работы над собой
  • В повседневной жизни мало действительных поводов для того чтобы нервничать, так как нам или нашим близким редко чего угрожает, в основном волнуемся из-за пустяков

К последнему пункту я еще вернусь в следующем уроке и, более подробно, в конце статьи и расскажу почему это так.

Вы должны настроить себя следующим образом:

Мне не к чему нервничать, это мне мешает и я намерен от этого избавиться и это реально!

Не думайте что я вот просто так рассуждаю о чем сам не имею представления. Я все детство, а затем и юность, до 24 лет испытывал большие . Я не мог взять себя в руки в стрессовых ситуациях, переживал из-за любой мелочи, даже чуть ли не падал в обморок из-за своей чувствительности! Это негативно отражалось на здоровье: стали наблюдаться скачки давления, «панические атаки», головокружения и т.д. Сейчас все это в прошлом.

Конечно нельзя сейчас сказать что у меня лучшее в мире самообладание, но все равно, я перестал нервничать в тех ситуациях, которые повергают в нервозность большинство людей, я стал намного спокойнее, по сравнению с прежним моим состоянием, я вышел на принципиально иной уровень самоконтроля. Конечно мне еще много над чем работать, но я на правильном пути и есть динамика и прогресс, я знаю что делать.

В общем все о чем я тут говорю основано исключительно на моем опыте саморазвития, я ничего не выдумываю и повествую только о том, что помогло мне. Так что если б я не был таким болезненным, ранимым и чувствительном юношей и, затем, в следствие личностным проблем не начал бы себя переделывать — всего этого опыта и сайта, который его суммирует и структурирует не было бы.

Урок 2. Как перестать нервничать по любому поводу?

Вспомните о всех тех событиях, которые повергают вас в нервозность: вызывает начальник, сдаете экзамен, ожидаете неприятный разговор. Подумайте о всех этих вещах, оцените степень их важности для вас, но не обособленно, а внутри контекста вашей жизни, ваших глобальных планов и перспектив. Какое значение имеет перепалка в общественном транспорте или на дороге в масштабах всей жизни, и так ли ужасно опаздывать на работу и нервничать по поводу этого?

Разве это то о чем надо думать и о чем волноваться? В такие моменты сосредоточьтесь на цели вашей жизни, подумайте о будущем, отвлекитесь от текущего момента. Уверен, что с такого ракурса многие вещи из-за которых вы нервничаете тут же утратят свою значимость в ваших глазах, превратятся в сущие пустяки, каковыми они безусловно являются и, следовательно, не будут стоить ваших переживаний.

Такая психологическая настройка очень помогает перестать нервничать по любому поводу . Но как бы мы хорошо себя ни настраивали, хоть и это, безусловно окажет позитивный эффект, но все равно этого будет недостаточно, так как организм, несмотря на все доводы разума, может отреагировать по-своему. Поэтому двинемся дальше и я объясню как привести тело в состояние спокойствия и расслабленности непосредственно перед каким-нибудь событием во время и после него.

Урок 3. Подготовка. Как успокоиться перед ответственным событием.

Теперь на нас неумолимо надвигается какое-нибудь важное мероприятие, в ходе которого, проверке подвергнется наша сообразительность, собранность и воля и если мы успешно выдержим это испытание то судьба нас щедро вознаградит, в противном случае мы проиграем. Этим мероприятием может быть итоговое собеседование на работу о которой вы мечтаете, важные переговоры, свидание, экзамен и т.д. В общем вы уже усвоили первые два урока и понимаете, что нервозность можно остановить и это сделать нужно, чтобы это состояние не мешало вам сосредотачиваться на цели и добиваться ее.

И вы осознаете, что впереди вас ждет важное событие, но сколь бы оно не было значимым, все равно даже наихудший исход такого события не будет означать для вас конец всей жизни: не нужно все драматизировать и переоценивать. Как раз таки из самой важности этого события и проистекает необходимость быть спокойным и не волноваться. Это слишком ответственное мероприятие чтобы позволить нервозности его запороть, поэтому я буду собран и сосредоточен и сделаю все для этого!

Теперь приводим мысли в спокойствие, снимаем мандраж. Во-первых сразу выкиньте все мысли о неудаче из головы. Вообще постарайтесь унять суету и не о чем не думать. Освободите голову от мыслей, расслабьте тело глубоко выдохнете и вдохните. Чтобы расслабиться помогут самые бесхитростные дыхательные упражнения.

Простейшие дыхательные упражнения.

Это надо делать так:

  • вдыхаете на 4 счета (или 4 удара пульса, предварительно его надо нащупать, делать это удобнее на шее, а не на запястье)
  • держите воздух в себе 2 счета/удара
  • выдыхаете на 4 счета/удара
  • не дышите 2 счета/удара и затем опять вдыхаете на 4 счета/удара — все с начала

Короче как доктор говорит: дышите — не дышите. 4 секунды вдох — 2 секунды задержка — 4 секунды выдох — 2 секунды задержка.

Если чувствуете что дыхание позволяет делать более глубокие вдохи/выдохи, то делайте цикл не 4/2 секунды а 6/3 или 8/4 и так далее.

Только дышать нужно диафрагмой, то есть животом! Во время стресса мы учащенно дышим грудью, тогда как диафрагмальное дыхание успокаивает сердцебиение, подавляя физиологические признаки нервозности, вводя вас в в спокойствие.

Во время упражнения держим внимание только на дыхании! Не должно быть больше никаких мыслей! Это самое главное. И тогда уже минуты через 3 вы почувствуете что расслабились и успокоились. Упражнение делается не более 5-ти 7-ми минут, по ощущениям. При регулярных занятиях дыхательная практика способствует не только тому, чтобы вы расслабились здесь и сейчас, но и в целом приводит нервную систему в порядок и вы меньше нервничаете уже без всяких упражнений. Так что настоятельно рекомендую.

Мое видео о том, как правильно делать диафрагмальное дыхание, вы сможете увидеть в конце этой статьи. В виде я рассказываю о том, как при помощи дыхания справиться с паникой. Но этот способ также позволит вам избавиться от нервозности, успокоиться и взять себя в руки.

Другие техники релаксации представлены в моей статье .

Хорошо вот мы и подготовились. Но уже настало время самого события. Дальше я буду говорить о том как вести себя во время мероприятия, чтобы не нервничать и быть спокойным и расслабленным.

Урок 4. Как не поддаваться нервозности во время важной встречи.

Изображайте спокойствие: даже если ни эмоциональный настрой, ни дыхательные упражнения не помогли вам снять напряжение, то хотя бы старайтесь всеми силами демонстрировать внешнее спокойствие и невозмутимость. И это нужно не только для того чтобы ввести ваших оппонентов в заблуждение относительно вашего состояния на данный момент. Выражение внешнего покоя помогает достичь покоя внутреннего. Это действует по принципу обратной связи, не только ваше самочувствие определяет вашу мимику но и мимика определяет самочувствие. Этот принцип легко проверить: когда вы улыбаетесь кому-то вам становится лучше и веселее, даже если вы до этого были в плохом настроении. Я активно использую этот принцип в своей повседневной практике и это не моя выдумка, это действительно факт, об этом даже написано в википедии в статье «эмоции». Так что чем спокойнее вы хотите казаться тем более расслабленным вы становитесь на самом деле.

Следите за мимикой, жестами и интонацией: принцип обратной связи обязывает вас постоянно обращать взор внутрь себя и отдавать себе отчет в том как вы выглянете со стороны. Не кажитесь ли вы слишком напряженным? У вас не бегают глаза? Движения плавны и размерены или резки и импульсивны? Что выражает ваше лицо холодную непроницаемость или все ваше волнение можно на нем прочитать? В соответствии с полученной от органов чувств информацией о себе вы корректируете все свои телодвижения, голос, выражение лица. То что вам приходится следить за собой уже само по себе помогает вам собраться и сконцентрироваться. И дело не только в том, что при помощи внутреннего наблюдения вы контролируете себя. Наблюдая за собой, вы фокусируете мысли в одной точке — на себе, не даете им сбиваться и уводить вас не в ту сторону. Так достигается концентрация и спокойствие.

Устраните все маркеры нервозности: что вы обычно делаете когда нервничаете? Теребите в руках шариковую ручку? Грызете карандаш? Завязываете в узел большой палец и мизинец левой ноги? Теперь забудьте об этом, руки держим ровно, не меняет часто их позиции. Не ерзаем на стуле, не переминаемся с ноги на ногу. Продолжаем следить за собой.

Не торопитесь: спешка, суета всегда задает особый нервный тон. Поэтому не торопитесь даже в том случае, если вы опаздываете на встречу. Так как любая спешка очень быстро сбивает собранность и спокойный настрой. Вы начинаете нервно метаться от одного к другому, в итоге только провоцируете волнение. Как бы вас ни торопили, не спешите, опаздывать это не так страшно, лучше поберегите свои нервы. Это относится не только к важным встречам: старайтесь избавляться от спешки в каждом аспекте вашей жизни: когда вы собираетесь на работу, едете в транспорте, делаете работу. Это иллюзия, что когда вы спешите вы достигаете результата быстрее. Да, скорость увеличивается, но незначительно, зато вы сильно проигрываете в собранности и концентрации.

Вот собственно и все. Все эти принципы дополняют друг друга и их можно обобщить в призыве «следите за собой «. Остальное частности и зависит от характера самой встречи. Посоветую лишь думать над каждой вашей фразой, не торопиться с ответом, тщательно все взвешивать и анализировать. Не нужно стараться произвести впечатление всеми доступными способами, вы его итак произведете если сделаете все правильно и не будете волноваться, работайте над качеством вашего выступления. Не нужно мямлить и теряться если вас застали врасплох: спокойно проглотили, забыли и идем дальше.

Урок 5. Успокаиваемся после встречи.

Какой бы ни был исход события. Вы на взводе и до сих пор испытываете напряжение. Лучше его снять и думать о чем-то другом. Здесь работают все те же принципы, которые помогали вам взять себя в руки перед самой встречей. Постарайтесь много не размышлять о прошедшем событии,: я имею ввиду всякие бесплодные мысли, а если б я выступил так а не эдак, ой а как я там наверное глупо выглядел, эх я балда, а если бы…! Просто выкиньте все мысли из головы избавьтесь от сослагательного наклонения(если бы), уже все прошло, приведите дыхание в порядок и расслабьте тело. Вот и все с этим уроком.

Урок 6. Не следует вообще создавать поводов для нервозности.

Это очень важный урок. Обычно весомым фактором нервозности является несоответствие вашей подготовки предстоящему событию. Когда вы все знаете, уверены в себе то к чему вам переживать за результат?

Когда я учился в институте, я много пропускал лекций и семинаров, на экзамены шел совершенно не подготовленным, надеялся что пронесет и как-нибудь сдам. В итоге сдавал, но лишь благодаря феноменальному везению или доброте преподавателей. Часто шел на пересдачи. В итоге во время сессии испытывал такой небывалый психологический прессинг каждый день из-за того что пытался впопыхах подготовиться и сдать каким-то образом экзамен.

Во время сессий было уничтожено нереальное количество нервных клеток. А я еще себя жалел, думал вот сколько всего навалилось, как же тяжело, эх… Хотя виной всему был я сам, если бы я заранее все делал (я не обязан был ходить на лекции, но хотя бы материал для подготовки к экзамену и сдачу всех промежуточных контрольных тестов я мог себе обеспечить — но тогда мной владела лень и я не был хоть как-то организован), то мне бы не пришлось так нервничать во время экзаменов и переживать за результат и за то что меня заберут в армию, если я что-то не сдам, так как я был бы уверен в своих знаниях.

Это не призыв не пропускать лекции и учиться в институтах, я говорю о том что надо стараться самому не создавать для себя стрессовых факторов в будущем! Думать на перед и готовиться к делам и важным встречам, все делать вовремя и не оттягивать на последний момент! Иметь всегда в голове готовый план, а лучше несколько! Это сохранит вам значительную часть нервных клеток, да и вообще поспособствует большим успехам в жизни. Это очень важный и полезный принцип! Используйте его!

Урок 7. Как укрепить нервную систему и как перестать нервничать по пустякам

Для того чтобы перестать нервничать не достаточно только следовать урокам, которые я изложил выше. Нужно также привести организм и ум в состояние покоя. И следующее о чем я расскажу будет те правила, соблюдая которые вы сможете укрепить нервную систему и испытывать меньше нервозности вообще, быть спокойнее и более расслабленным. В результате этого вы поймете как перестать нервничать по пустякам . Эти методы ориентированы на долгосрочный результат они сделают вас менее подверженными стрессу вообще, а не только подготовят к ответственному событию.

  • Во-первых, чтобы исправить физиологический фактор нервозности, и привести нервную систему в состояние покоя, нужно регулярно . Это очень хорошо способствует успокоению нервной системы и успокоению разума. Об этом итак много писал, поэтому не буду на этом останавливаться.
  • Во-вторых занимайтесь спортом () и проводите комплекс поддерживающих оздоровление мер (контрастный душ, здоровое питание, витамины и т.д.). В здоровом теле здоровый дух: ваше моральное самочувствие зависит не только от психических факторов.Спорт укрепляет нервную систему.
  • Больше гуляйте, проводите время на воздухе, старайтесь меньше сидеть перед компьютером.
  • Диафрагмальное дыхание при панической атаке
15.06.2017 О родительских и детских тревогах, завышенных ожиданиях и необходимой мотивации. Татьяна Кузнецова

Как выдержать марафон сдачи госэкзаменов в школе, пережить время ожидания до зачисления в вуз и понять, что на ЕГЭ жизнь не заканчивается – ответы на важные вопросы от профессионального психолога.

"Спокойствие, только спокойствие!" Фото: из архива Натальи Бурухингой

В разгаре компания по сдаче единого государственного экзамена. Тысячи выпускников и их родителей находятся в напряжении. Жить в стрессе и готовиться к экзаменам школьникам нелегко. Не легче и родителям – они переживают и за успехи детей, и за то, чтобы они смогли поступить на бюджетные места в вузах.

О том, как пережить эти «веселые деньки» и сохранить здоровье и мир в семье, корреспонденту сайт рассказала Татьяна Жиляева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии Нижегородской государственной медицинской академии, кандидат медицинских наук, врач-психиатр-психотерапевт медицинского центра «Формула здоровья».

Очень важно тревогу родителей отделить от тревоги детей. Ребенку в этот ответственный период важно иметь тот уровень тревоги, который, на самом деле, мотивирует.

Есть такой закон – сначала тревога улучшает способность к запоминанию, концентрации внимания, обучению. Она мотивирует к работе.

Но когда тревога, нарастая, переходит определенный критический уровень, она дезорганизует поведение. Ребенок перестает запоминать, концентрироваться. Он перестает вообще что-либо активно делать. Наступает бессонница. Это все результат избыточной тревоги.

- Как же избавить школьника от такого «переизбытка»?

Важно поддерживать тот самый оптимальный уровень тревоги и не более того. Это значит следующее: если мы видим, что ребенок перестает спать, запоминать материал, значит, пора предпринимать меры, чтобы он перестал накручиваться. Пусть эта внутренняя тревога останется у родителей. Они должны сами с ней справится, но не перекладывать ее на ребенка.

Другое дело, когда ребенок вообще не переживает, учебники лежат в углу, а он идет играть в футбол. В этом случае, можно несколько «накрутить» отпрыска, чтобы мотивировать. Но опять же до определенного уровня.


- А как справиться с переживаниями мамам и папам?

Здесь важно вспомнить об одной особенности нашего мышления, которая по-научному называется «катастрофизация», а бытовым языком это можно назвать «раздувание из мухи слона».

Когда вы чувствуете, что тревога переходит все границы, важно задать себе вопрос: «А что на самом деле страшного, непоправимого может случиться, если ребенок не доберет нужное количество баллов?». Вот самое страшное: он не поступит на бюджетное место или в престижный институт! Во первых, надо реалистично посчитать вероятность. Если ваш сын все годы учился на «отлично», после предварительных тестов у него достаточно большой шанс получить высокий балл – с чего вы взяли, что он не сдаст экзамены? Получается, что мы в такой ситуации несколько раздуваем проблему.

Если реальная вероятность успеха действительно низка, то и наша тревога не поможет ребенку сдать экзамен. Не поступит он туда, куда вы захотели. Но в этом нет необратимой катастрофы: все живы, все здоровы. Да, семье будет финансово тяжелее несколько лет, придется зарабатывать на оплату обучения родного чада. Или выбрать другое учебное заведение. Самое главное – любой исход ЕГЭ можно пережить. Провал – это не катастрофа, не атомная война

«Вспомните, сколько людей получили бесплатное высшее образование и никогда не работали по специальности

- Что делать родителям, если они видят проблему, но сами не могут с ней справиться? Пойти к психологу, попить успокаивающие лекарства? Как грамотному родителю поступать правильно?

Если у выпускника избыточная тревога, и она ему мешает, лучше ее проработать с психологом или психотерапевтом.

Что касается различных препаратов – в этот период они могут действовать парадоксальным образом. Они могут вызывать заторможенность, нарушение концентрации внимания, сонливость в тот самый момент, когда ребенку нужно собраться. Бывает, самый безобидный препарат приводит к тому, что ребенок постоянно спит, вместо того, чтобы быть включенным в учебный процесс.

И еще – важно понять, чего сам школьник боится. Попробуйте поговорить с ним о том, что для него самое страшное в том, если он не сдаст хорошо эти экзамены.

Иногда есть такие надуманные страхи – я не получу нужное количество баллов и после ЕГЭ жизнь закончится. Нужно помочь ребенку этот момент: ты получил не 90 баллов, в 85 и ты поступил не в МГИМО, а в педагогический институт. Сможешь ли ты это пережить, будешь ли радоваться жизни. И обязательно рассказать ему, что многие выпускники этого вуза стали достаточно успешными людьми. Важно не делать из этого экзамена конечную точку, важно представить – что будет дальше.

Итак, уважаемые родители выпускников, запоминаем:


- следим за уровнем тревоги ребенка, а свои тревоги прячем и не давим своей тревогой на чадо;

- если тревожность приводит к сонливости, потере внимания, заторможенности, беседуем с ним и пытаемся объяснить, какие перспективы могут его ожидать, о том, что жизнь после ЕГЭ не заканчивается, проговариваем варианты на случай, если что-то пойдет не так;

- если ваши усилия не приводят к результату, идем к специалистам-психологам, а не кормим детей успокаивающими таблетками;

- не перестаем повторять, что мы любим, и будем любить и поддерживать их всегда, независимо от оценок.

И еще – учитывайте внутренние желания ребенка. И не старайтесь отправить его в консерваторию, если он хочет стать физиком. Ну, ни пуха, ни пера!


Средняя стоимость часового приема у психолога-психиатра в Нижнем Новгороде – 1 500 рублей

P. S. К слову, в марте 2017 года нижегородские . Для них устроили пробную экзаменовку по русскому языку. Все справились достойно.

Ранее сайт сообщил, что 18 июня родители старших школьников встретятся на масштабном мероприятии Там они смогут задать все интересующие вопросы экспертам в области подготовки к ЕГЭ и поступления на бюджет в ведущие российские вузы.

По теме

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или предложите тему для публикации. Пришлите фото или видео интересного события на почту [email protected] . Наш номер в WhatsApp и Viber 8-910-390-4040.