История 2 век. Смотреть что такое "II век" в других словарях. Керинф - вождь гностицизма

Расхождения во взглядах патриарха Никона и Аввакума

Патриарх Никон и протопоп Аввакум были главными идеологами двух течений в рамках русской православной церкви - никонианства и старообрядчества, возникших в середине XVII в. и ознаменовавших собой церковный раскол - одно из самых главных событий русской истории указанного столетия, во многом предопределившее последующую историческую судьбу России.

Непосредственной причиной раскола русской церкви на никониан и старообрядцев стала осуществленная патриархом Никоном в 50-х гг. XVII в. реформа церковных обрядов и исправление богослужебных книг. Протопоп Аввакум и его сторонники выступили против данной реформы, т. е. за старые обряды и книги, оттого и были названы "старообрядцы". Расхождение по поводу церковных обрядов и богослужебной литературы составляло, однако, лишь внешнюю сторону церковного раскола. Глубинный смысл церковного раскола в России в середине XVII в. заключался в столкновении двух различных воззрений на историческое будущее Русского государства, его предназначение, сущность царской власти в России. Главные идеологи обоих течений - и Никон и Аввакум - выступали за независимость церкви от государственной власти, однако пути достижения этой независимости представляли по-разному. Таким образом, в сущности своей русский церковный раскол середины XVII в. был расколом в политической идеологии русской православной церкви, конфликтом политических воззрений никониан и старообрядцев, хотя внешне представал в качестве раскола религиозного, обрядового.

Как бы то ни было, церковный раскол стал настоящей трагедией для русского общества. В войну друг с другом вступили самые активные, самые волевые, самые духовно стойкие, одаренные умом и талантом представители русского общества - люди, способные ради своей веры пожертвовать не только мирскими благами, но и даже жизнью своей.

Никон утверждал практически полную свободу церкви от государства. Он считал, что священники не должны подчиняться царским законам и царскому суду. Если же кто из священников подчинится, то в понимании Никона такой человек перестает быть священником. "Мирскаго суда у царя просяй - не епископ. Такожде и прочiи священнаго чина, оставивше церковные суды, к мiрским судiям прибегнут, аще и оправдани будут - извергнутся". Никон резко выступал против Соборного Уложения 1649 г. Он называл его "бесовскими законами" и открыто призывал не подчиняться нормам Уложения. Никон, таким образом, декларировал самый настоящий раскол между церковью и государством в России.



Настоящим противником Никона была, как показывает анализ его политических взглядов, царская власть, превратившаяся, по его мнению, в орудие антихриста. Внешне, однако, все выглядело так, будто главную борьбу своей жизни Никон вел против старообрядцев - людей, не принявших его реформы церковных обрядов и не согласившихся с исправлением богослужебных книг. На самом деле Никон не придавал большого значения самой по себе обрядовой стороне реформы. Он допускал употребление в церковных службах как исправленных, так и старых, неисправленных книг. Никон не объявлял старообрядцев еретиками, данная оценка противников церковной реформы была внушена Церковному Собору прибывшими в Россию греческими священниками.

Рассмотрение идеологии старообрядчества заставляет сделать вывод о том, что во многих постулатах старообрядцы, в сущности, сходились с Никоном. Об этом свидетельствуют сочинения главного идеолога старообрядчества протопопа Аввакума. Реформу церковных обрядов и движителя ее патриарха Никона Аввакум оценивал как ересь. Нигде нет такой непорочной православной веры, как в России, считал Аввакум. Нигде нет такого православного государства, как Русское. Аввакум был, в сущности, идеологом русского национального государства, русской национальной церкви.

Характеристика личности Петра Первого

Гигантская фигура Петра совмещала в себе бездну противоречий. Опередив на целую голову своих современников в отношении умственных запросов, жажды деятельности и почти нечеловеческой работоспособности, он остался сыном своего времени в смысле грубости нравственных принципов и дикости своей натуры.

Петр 1 талантлив, обладает незаурядной силой воли, активен и деятелен, но способности его направлены не на возвышение собственной личности, а во славу России. Он упорен в достижении цели, а при временных поражениях не теряет присутствия духа. Но закладка флота, строительство новой столицы на костях тысяч и тысяч людей, массовые казни, преследования старообрядцев – всё это тоже деяния Петра.

Петр Алексеевич не терпел непослушания, хотя и просил обращаться к нему «просто» и «без Великого», т. е. без постоянного титулования. Если не исполнялись его повеления, то расправу требовал суровую и показательную. Например, в письме московскому губернатору о глуховском коменданте Волкове, уличенном в казнокрадстве, требует: «…за оное воровство велите его на площади или на болоте казнить смертно и труп его в земле не хоронить до самой весны пока большой теплоты не будет».

Петр, будучи щедро одарённым природой человеком, имел влечение к любым видам техники и к самым различным ремеслам. С детских лет он искусно плотничал, столярничал, малярничал. Пятнадцатилетний Петр увлекался прикладными математическими дисциплинами, в частности геометрией. Этот интерес у него сохранился на всю жизнь. Петр не был похож на своих предшественников ни внешним обликом, ни живым и открытым характером. Личность царя очень сложна и противоречива, но при этом, он был очень цельной натурой. Во всех его начинаниях, порой очень противоречивых, было всё же рациональное зерно. Вся противоречивость характера Петра 1 проявилась во время строительства новой столицы – Санкт-Петербурга. С одной стороны, намереваясь встать твердой ногой на Балтике, Россия должна была получить опорный пункт и базу для флота. Но с другой – гибель тысяч людей в ходе строительства города показывает, какой дорогой ценой обходилось порой воплощение государственной воли царя. Не щадя себя, не умея беречь своё здоровье и жизнь он не жалел и своих подданных, легко жертвуя ими ради своих замыслов.

Не злой по натуре, он был порывист, впечатлителен и недоверчив. Не умея терпеливо объяснить другим то, что для него было очевидным Петр, встречая непонимание, легко впадал в состояние крайнего гнева и часто «вколачивал» истину сенаторам и генералам своим огромным кулаком или посохом. Правда, царь был отходчив и через несколько минут уже мог хохотать над удачной шуткой провинившегося.

Внешняя политика Петра

Внешняя политика Петра I, как и вся его деятельность, была подчинена достижению главной цели – превратить Россию в могущественную мировую державу. Для этого необходимо было получить выход к морским торговым путям.

Будучи отрезанной от морей, Россия не могла развивать экономические отношения со странами Европы и оказывать серьезного влияния на мировую политику. У России в конце XVII века был только один морской порт – Архангельск на Белом море. Но в силу своей удалённости, он не мог решить стоящих перед страной задач. На Балтийском море господствовала Шведская империя, пребывавшая на пике своего могущества. Швеция, добившись положения сильнейшей страны Северной Европы, была не намерена терпеть прихода в свои владения давнего противника - России. Черное море тоже было недоступно – оно находилось под полным контролем могущественной Османской империи. Тихоокеанское побережье, в силу своей не освоенности и удаленности, даже не рассматривалось Петром I как фактор внешней политики. В этой ситуации ничего не оставалось, как силой прокладывать выход к морю. И первая проба сил молодого Петра I состоялась на южном направлении, в войне с Османской империей.

Азовские походы Петра I.

Походы против Османской империи состоялись в 1695 и 1696 годах. По сути, это было продолжением войны начатой царевной Софьей, сестрой Петра и его предшественницей на российском престоле. Разница состояла лишь в том, что в отличие от походов русской армии 1687 и 1689 годов, походы Петра I были направлены не на Крымское ханство, а на овладение стратегически важной турецкой крепостью Азов в устье Дона. Первым походом не удалось достичь цели – в результате двух неудачных штурмов осаду крепости пришлось снять. Но зато на следующий год русской армии все-таки удалось захватить крепость Азов. Выход России к Азовскому морю имел для нее очень важное политическое и военное значение. Но нужно было еще закрепиться на море, чтобы развить достигнутый успех. А это означало активизацию войны с Турцией. Для этого России было необходимо получить поддержку европейских стран, ведущих войну против Турции. Для этого в Европу в 1697 году была отправлена дипломатическая миссия, возглавляемая царем, получившая название «Великое посольство».

Великое посольство.

Дипломатический визит Петра I в Европу 1697-1698 годах. Явилась следствие Азовских походов и имела несколько целей:

Получить дипломатическую и военную поддержку стран Европы в войне с Турцией. В случае победы над Турцией – заручится согласием европейских союзников на получение северного Причерноморья.

Использовать внешнеполитический фактор победы в Азовском походе, поднять престиж России.

Поиск союзников для войны со Швецией.

Знакомство Петра I со странами Европы.

И, хотя Петр I в составе посольства под именем Петра Михайлова, урядника Преображенского полка фактически лично возглавлял посольство.

За два года посольство побывало в Лифляндии, Риге, Кёнигсберге, Голландии, Англии и Австрии.

Итогом Великого посольства для внешней политики Петра I стала смена ее курса. Война за выход к Черному морю перестала быть для него актуальной, и в 1700 году он подписал Константинопольский мирный договор с Османской империей. Этот договор закреплял существующее положение – за Россией оставался Азов, а Турции возвращалась часть Поднепровья. Таким образом, Россия фактически отказывалась от своего присутствия на Черном море. Это было вызвано стремлением Петра I завоевать выход к стратегически важному для России морю – Балтийскому. Для этого была неизбежна война со Швецией. В ходе своего визита в Европу, Петр нашел союзника в этой войне – короля Саксонии и Речи Посполитой Августа II, с ним он заключил соглашение против Швеции. В 1699 году это соглашение вылилось в Северный союз с участием Дании. В 1700 году началась война за Балтийское море, длившаяся 21 год и получившая название «Северная война».

Северная война.

Война началась для России с разгромного поражения под Нарвой в 1700 году. Но это не остановило Петра в своем стремлении завоевать Балтику. Реорганизовав армию, он возобновил военные действия и в 1702 году добился первого успеха – захвачена шведская крепость Нотебург (переименованная Петром в Шлиссельбург). А в 1703 году с захватом крепости Ниеншанц в устье Невы удалось выйти к Балтийскому морю. Тогда же, в 1703 году, был основан Санкт-Петербург – будущая блистательная столица Российской империи. А крепость Кронштадт на острове Котлин стала первой базой российского балтийского флота. Но впереди были еще долгие годы войны - Северная война закончилась только в 1721 году полной победой России. В 1721 году Россия заключила со Швецией Ништадтский мирный договор. Главным итогом войны для России стало ее закрепление на Балтийском море.

Военная реформа

Во время Северной войны происходит коренная реорганизация вооруженных сил. В России создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами. Главными из них были Воинский 1716 г. и Морской уставы 1720 г., в разработке которых участвовал Петр I.

Развитие металлургии способствовало значительному росту производства артиллерийских орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия заменялась орудиями новых образцов.

В армии было впервые произведено соединение холодного и огнестрельного оружия - к ружью был примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска.

В начале XVIII в. впервые в истории России на Дону и на Балтике был создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени.

В царствование Петра I Россия становится обладательницей крупнейшего военно-морского флота на Балтике.

Были сформированы первые гвардейские полки – Преображенский и Семеновский.

К 1725 г. Численность русской армии составляла 318 тыс.человек.

Создание регулярных армии и флота потребовало новых принципов их комплектования. В основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными преимуществами перед другими имевшими в то время формами комплектования. Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но для нее обязательна была военная или гражданская служба.

Христовы апостолы



Иудейская война (68-72 гг.)

В последние годы жизни Нерона в Иудее вспыхнуло восстание, направленное против римлян. Это восстание описано иудейским историком Иосифом Флавием, бывшим очевидцем всех событий и назвавшим это восстание "Иудейской войной". Восстание было вызвано притеснениями Гессия Флора, назначенного Нероном римским прокуратором Иудеи. Большую роль в возникновении этого восстания сыграли так называемые "зилоты". Слово "Зилот" буквально означает "ревнитель". Зилоты - это иудейская религиозно-политическая партия, которая уничтожала всех отступников от веры. Во времена римского владычества зилоты убивали из-за угла римских солдат и офицеров. Этими своими действиями они снискали себе сочувствие многих евреев, которые видели в них людей, борющихся против ненавистного римского ига.



Во главе восстания встал первосвященник Анна. Римские войска в Иудее были бессильны подавить восстание. Нерон поручил римскому представителю в Сирии Цестию Галлу двинуться с военным отрядом к Иерусалиму для подавления восстания, но, не доходя до Иерусалима, отряд Галла был разбит еврейскими повстанцами. В то же время зилоты убили первосвященника Анну, обвинив его в мягкости по отношению к римлянам, и установили в Иерусалиме террористическое управление. Жертвами террора зилотов становились не столько римляне, сколько евреи, обвиняемые в расположении к римлянам.

Нерон поручил Веспасиану из Антиохии с римскими войсками идти в Иудею для подавления восстания. Отец Веспасиана был сборщиком податей в Азии. При императоре Калигуле Веспасиан был римским представителем во Фракии, при императоре Клавдии служил в Британии, а при Нероне был назначен наместником в Африке. И вот теперь Нерон поручает ему отправиться в Антиохию, собрать там войска и двинуться на возмутившуюся Иудею. В течение двух лет Веспасиан покорил всю Иудею, разбив повстанческие отряды. Но Иерусалим, из которого изгнаны были все римляне, он взять не смог.

В это время в нескольких местах Римской империи представители Рима организовали заговор против Нерона. Узнав, что сенат и гвардия его больше не поддерживают и что над ним готовится расправа, Нерон покончил жизнь самоубийством. Императором был провозглашен Гальба, бывший до этого римским представителем в Испании. Однако Гальба так и не успел занять престол в Риме, он был убит. Престол захватил один из приближенных Нерона - Отон. Но и Отон, едва став императором, подозрительно быстро умер. Веспасиан, находясь в Иудее, присягнул сначала Гальбе, а затем и Отону. После смерти Отона римские войска в Египте провозгласили Веспасиана императором.

Поручив осаду Иерусалима своему сыну Титу, Веспасиан торжественно вошёл в Рим, а в это время его сын Тит в Иудее расправлялся с Иерусалимом. Это было в 70 году.

Несколько слов скажем о Тите. Тит воспитывался при дворе императоров Клавдия и Нерона. Военную карьеру начал в Германии, а затем продолжал ее в Британии. Когда Веспасиан отправился на подавление восстания в Иудее, он взял сына своего Тита, поручив ему командование легионом. С отъездом Веспасиана из Иудеи Тит стал главнокомандующим римскими войсками в Иудее. Восставший Иерусалим упорно защищался. Тит начал блокаду города. Все дороги из Иерусалима были перерезаны, он решил взять город измором.

Личная переписка тиранов

Очень интересна переписка императора Траяна с римским писателем Плинием-младшим. Было два писателя с именем Плиний: Плиний-старший и его племянник Плиний-младший. В ПО году многие христиане были представлены на суд Плинию-младшему, который был в то время римским наместником Вифинии и Понта.

Остановим наше внимание на письме Плиния Траяну и на ответе Траяна. Плиний пишет: "Будь здоров! Я приобрел обыкновение обо всех вещах, которые мне кажутся почему-либо сомнительными, излагать тебе, ибо кто может лучше направить мое колеблющееся мнение или прийти на помощь моему недостаточному пониманию, как ты? Прежде чем я прибыл в эту провинцию, я никогда не имел случая находиться при допросе христиан. Поэтому я не осведомлен и не могу решить, какая обычная цель расследования или наказания и как далеко нужно идти в том и другом... Между тем с такими, которых ко мне приводили, как христиан, я поступал следующим образом: я спрашивал их - христиане ли они? Если они признавали себя виновными, я предлагал им под угрозой смертной казни тот же вопрос во второй и третий раз. В случае, если они упорно держались своего первого ответа, то предавал их казни... Недавно мне было доставлено анонимное обвинительное письмо, которое заключало в себе имена целого ряда лиц, которые при допросах отрицали свою принадлежность к христианам, призывая богов, как я им предписал, и приносили в жертву фимиам и вино перед твоим изображением, и поносили в то же время Христа - ясное дело, что к этому не допустит себя ни один истинный христианин, как мне говорили. Поэтому я почел за лучшее отпустить их. Другие сначала признавали себя христианами, а потом снова отрекались. О своей прежней религии - преступление ли она или заблуждение они сообщали следующее: они имели обыкновение в определенный день перед восходом солнца собираться вместе, чтобы сообща петь хвалебную песнь Христу, как Богу, и давали себе обет не совершать ничего нечестивого, не производить кражи, разбоя и любодеяния, никогда не нарушать своего слова и не брать залога. Совершив это, они идут по своему обычаю порознь, чтобы соединиться опять для принятия пищи, в чем они участвуют сообща, без всякого беспорядка; но этот последний обычай, по обнародовании моего эдикта, которым я по твоему приказанию запретил все собрания, более на наблюдается. После этого рассказа показалось мне еще более необходимым для расследования применить пытку к двум женщинам, о которых было сказано, что они диакониссы; но, кроме злого и преувеличенного суеверия, я ничего из этого не вынес. Когда я откладываю судебное производство, я прибегаю к тебе за советом. Число обвиняемых так велико, что это дело требует серьезного рассмотрения. Много лиц обвиняется обоего пола и всякого возраста и положения; но еще много будет снова обвиняться. Не только города, но и маленькие селения и малонаселенные страны заражены этим суеверием; несмотря на это, мне кажется, его можно прекратить".

На это письмо Плиния Траян ответил так: "Что касается твоего поступка относительно христиан, ты действовал совершенно правильно, любезный Плиний. Ибо в действительности нельзя поставить общего правила, которое могло бы быть применено ко всем случаям. Этих людей не должно разыскивать. Если же они будут к тебе приведены и изобличены, то присуждай их к смерти, однако с тем условием, что каждому, кто откажется от христианства и свою искренность докажет призванием наших богов, то, как бы ни было подозрительно его прошлое, давать помилование ради его раскаяния. На анонимные же обвинительные письма ни в каком случае не обращать внимания; ибо это очень опасный указатель, и подобный образ действия совершенно не согласовался бы с основными правилами нашего века".

Эти два письма красноречиво говорят о положении христиан в конце апостольского века и начале второго века.

Апостольские ученики

Кто же из христиан в это время были столпами христианской церкви? После смерти апостолов руководящее положение в христианстве заняли их преемники, их непосредственные ученики. Таковыми были Климент, Поликарп, Игнатий, Варнава. Они лично слышали наставления апостолов, с ними вместе трудились и были с ними в близких дружеских отношениях. Именно им надлежало после смерти апостолов высоко поднять христианское знамя, обагренное Голгофской Кровью Иисуса Христа, Вкратце познакомимся с каждым из них в отдельности.

Климент был по происхождению римлянин. Ко Христу он был обращен апостолом Петром, затем сотрудничал в деле проповеди Евангелия с апостолом Павлом. Обращаясь к служителю Филиппийской церкви, апостол Павел упоминает о Клименте: "Прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена в книге жизни" (Филип. 4,3). С 92 года Климент стоял во главе римской общины, являясь в то же время и епископом, то есть наблюдателем за рядом общин. Императором Траяном он был отправлен в ссылку в Херсонес Таврический, где и умерщвлен в 103 году. Перу Климента принадлежит ряд посланий. По примеру апостола Павла, он писал послания к Коринфянам. Известны его два послания к Коринфянам. Клименту приписывается ещё ряд произведений, однако точно не установлено, что они написаны именно им.

Поликарп родился около 80 года. Юношей он обратился ко Христу через свидетельство апостола Иоанна и в последние два года жизни апостола неотлучно находился при нём. Перед самой своей смертью апостол Иоанн поставил Поликарпа во главе Смирнской общины. Но деятельность Поликарпа не ограничивалась только Смирной: он писал свои послания во все соседние церкви, утверждая их в вере. Его считали вождём всей Азии в христианстве. Умер он мученической смертью примерно в 166 году.

Игнатий был учеником апостолов, трудился в основном в Антиохии. Мученически умер за Христа в 107 году. Перед казнью с ним лично беседовал император Траян. Перу Игнатия принадлежит ряд посланий, направленных главным образом против иудействующих христиан.

Варнава - еврей по национальности, родом с острова Кипра. До своего обращения ко Христу был левитом (служителем Иерусалимского храма). Вместе с апостолом Павлом совершал благовестническое путешествие, но впоследствии разошёлся с ним. Много трудился на острове Кипре в деле проповеди Евангелия, где и был побит камнями иудейскими фанатиками.

Гонения в Галлии

Во втором веке сильное гонение на христиан было в Галлии (Франции). Оно началось в 177 году и продолжалось десять лет. Первой жертвой этого гонения стал престарелый епископ Пофин; который посеял семена Евангелия в Галлии, придя туда из Малой Азии. Умер он в своей камере после одного из допросов.

Исключительную стойкость проявила девушка-рабыня по имени Бландина. Она уверовала во Христа через свою хозяйку. Бландина была завернута в красную сеть и брошена быку, который бодал ее рогами. Затем один солдат добил ее копьем.

Языческий Философ Цельс

Во втором веке в борьбе с христианством подвизался языческий философ Цельс. Он решил своим пером нанести сокрушительный удар по христианству. Цельс по своим философским воззрениям был эпикурейцем, то есть последователем Эпикура, который учил, что не следует сдерживать своих желаний и что от жизни надо брать все, что только возможно взять.

В своем сочинении "Истинное слово против христиан", написанное около 150 года, Цельс собрал все, что говорили язычники в опровержение христианства. Но он пошел еще дальше, утверждая, что Христос научился чародейству в Египте, и Своим волшебством сумел привлечь к Себе много людей, которым внушил, что Он рожден от девы. По словам Цельса, Христос со своими учениками вел жалкую, беглую жизнь и, наконец, будучи преданным одним из Своих последователей, принял постыдную смерть. Цельс ненавидел иудейство, и в его представлении христианство было не больше, как произведение иудейства.

Цельс старался опровергнуть и все основные догматы христианства. В частности, он писал, что воплощение Бога на земле несообразно с Его неизменяемостью, а также с неизменяемостью мира, который создан раз и навсегда, и никаких изменений в нем быть не может. Воскресение Христа он считал обманом. Искупление людей Христом он также не признавал и считал такое искупление совершенно ненужным, ибо не видел себя грешником.

Через сто лет после написания Цельсом этого произведения основательным опровержением его занялся апологет (защитник) христианства Ориген, который написал в 249 году восемь книг под общим названием "Против Цельса". Ссылаясь на ветхозаветные пророчества, на учение Христа и апостолов и на историю, Ориген опровергает Цельса.

Несмотря ни на гонения, ни на старания Цельса, христианство во втором веке продолжало распространяться. Многие люди осознали себя грешниками и верой приняли Христа как Спасителя.

И Христос давал таким людям радость спасения и утешения в скорбях.

Лжеучения во II веке

Необходимо остановиться также и на лжеучениях, которые имели место среди христиан во втором веке. Ещё в апостольский период среди учеников Христа встречались ереси. Апостол Павел писал Тимофею: "Слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру" (2 Тим. 2,17-18).

Гностицизм

В конце апостольского века, ещё при жизни апостола Иоанна появилось учение гностиков. Слово "гностики" означает "знающие". Гностики уверяли, что только они имеют истинное знание. Против гностицизма было направлено первое послание апостола Иоанна. Во втором веке количество гностиков умножилось, и они усиленно пытались сеять свое лжеучение во всех христианских общинах.

Гностики были настолько далеки от христианства, что о них не следует говорить, как о каком-то течении в христианстве. Это было совершенно чуждое Евангелию учение. Мы говорим о гностиках лишь потому, что они в свое лжеучение вводили имя Христа, и потому, что они свое лжеучение усиленно пытались сеять в христианских общинах. Гностицизм - это, пожалуй, даже не извращение христианства, а введение некоторых христианских элементов в совершенно чуждое учение.

Колыбелью гностицизма явился город Александрия. Гностики разделялись на ряд сект. Христос, по их мнению, не был воплощенным Богом, а лишь одним из духовных существ, имеющих связь с Богом. Причем, здесь гностики расходились во мнениях. Одни из них говорили, что Иисус был простым смертным человеком; другие говорили, что Иисус Христос не был человеком; тело, которым Он был облечен, было лишь призраком, и все Его действия были только кажущиеся.

Культ Симона-волхва

Предшественником гностицизма считается Симон-волхв, о котором мы читаем в Священном Писании: "Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самаринский, выдавая себя за кого-то великого; ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. Но когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся. Симон же, увидев, что чрез возложение рук апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря:дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги" (Деян. 8,9-23). Предание говорит, что этот Симон подвизался в Александрии, посещал Рим и высказывал мысли, которые впоследствии развивали гностики.

Иустин-философ, о котором мы уже говорили, свидетельствует, что в его время (около 140 года) многие самаряне (где раньше жил Симон) поклонялись ему, как богу. Культ Симона вскоре пал, а учение гностиков, впитавшее в себя многие взгляды Симона, существовало и долго ещё пыталось вторгаться в христианские общины.

Керинф - вождь гностицизма

Одним из вождей гностицизма был некий Керинф, родом из Иудеи, получивший образование в Александрии, живший в Ефесе, где он виделся с апостолом Иоанном в последние годы его жизни. Учение Керинфа представляло из себя одну из разновидностей гностицизма. Христос изображался им как обыкновенный человек, родившийся, как рождаются все люди. От прочих гностиков Керинф отличался лишь тем, что не считал материю злой силой и допускал мысль о воскресении тел.

Лекция 2. Христиане в конце первого века и во втором веке

Святое Евангелие - первоисточник жизнедеятельности Христа и Его последователей.

Мы, христиане, являемся последователями Христа, мы верим в Него как в Бога, приходившего в мир в человеческом образе; во Христе мы видим фундамент, на котором зиждется церковь Христова, в Нем мы видим божественного Основателя и Строителя Церкви. Евангелия дают нам яркий образ Христа, в них запечатлены Его слова и дела.

Христовы апостолы

Христа во время Его проповеди Евангелия окружали двенадцать ближайших учеников: Петр (Симон), его брат Андрей, Иаков и Иоанн (сыновья Зеведеевы), Филипп, Фома, Варфоломей, Матфей, Иаков Алфеев, Фаддей, Симон Зилот и Иуда Искариот (Мр.3,14-19; Деян. 1,13-14). После предательства Иуды Искариота, вместо него в число апостолов, т.е. посланников Христа, был доизбран Матфий. Задача апостолов состояла в том, чтобы после смерти, воскресения и вознесения с земли Христа под водительством Духа Святого продолжить дело проповеди Евангелия.

Но помимо этих двенадцати апостолов у Христа есть еще совершенно особый апостол, который уверовал во Христа уже после Его вознесения с земли. Это Савл, бывший до своего обращения ко Христу страшным гонителем христиан. В историю христианства он вошел под именем апостола Павла. Руководимый Духом Святым, он с проповедью Евангелия обошел почти весь тогдашний человеческий мир. От его проповеди о Христе возникли первые христианские общины во многих частях древнего мира.

Апостолы Христовы, в том числе и апостол Павел, жизнью своей и смертью своей засвидетельствовали свою верность Христу. Поскольку земная жизнь Христа и деяния Его апостолов запечатлены на страницах Нового Завета и поскольку в программу наших Библейских курсов Новый Завет входит отдельными предметом, мы при изучении истории христианства не будем останавливаться на земной жизни Христа и деянии Его апостолов, а прямо начнем с конца апостольского века.

Христиане между трех "огней": иудеев, язычников и римских властей

Нелегко жилось христианам в 60-х годах первого века на всей территории Римской империи, то есть во всем тогдашнем мире. В Иудее, входившей в состав Римской империи, христиан притесняли иудейские фанатики, которые никак не могли допустить мысль, что Иисус, так позорно распятый римлянами на кресте, был тем Самым Мессией, о Котором писали все пророки.

Последователи Христа в Иерусалиме и других местах иудеи испытывали на себе ненависть ревнителей иудейской религии. Для христиан из евреев уже потеряли значение жертвоприношения, совершавшиеся в Иерусалимском храме, ибо они уверовали во Христа, прообразом Голгофской жертвы Которого и были все эти жертвоприношения. Христиане уже не нуждались в прообразах, поскольку явился Сам Образ. Ревнители иудейской религии смотрели на христиан, как на отступников от веры отцов.

В языческих странах, то есть во всех остальных частях Римской империи, христиане также были у всех бельмом на глазу. Их ненавидели за то, что они не чтили языческих богов. В этом отношении язычники одинаково смотрели и на христиан и на евреев - представителей иудейской религии, которые тоже не чтили языческих богов, а поклонялись единому Богу. Но чем дальше, тем язычники все больше и больше видели разницу между христианами и иудеями. Иудейскую религию исповедовали главным образом евреи, а в христианских общинах были и римляне, и греки, и евреи, и представители многих народностей. В этом римские власти усматривали большую опасность, ибо они стремились не к соединению, а к разобщению покоренных народов. Да кроме того, христиане считали Богом Иисуса, распятого римлянами.

Технологическая карта

Предмет

история

Класс

Тема урока

Расцвет Римской империи во II в. н.э.

Тип урока

Урок-получения новых знаний

Цели

содействовать формированию представления о правлении императора Траяна как о «годах редкого счастья», временах последних завоеваний Рима. Выяснить, как и почему изменилось положение рабов в Риме в начале новой эры.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна. Рассказывать о достижениях империи во IIв. Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Доказывать, что римляне строили на века.

Уметь получать информацию из разных источников,

давать словесное описание; содействовать развитию умений анализировать, характеризовать, систематизировать, сравнивать, делать выводы.

воспитание чувства само- и взаимоуважения; воспитание интереса к истории другого народа, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

Основные понятия, изучаемые на уроке

колоны, «рабы с хижинами», Траян, даки,водопровод, арки, бетон, Форум Траяна

Организационная структура урока

этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

Время

учителя

учащихся

Организационный этап.

Быстрое включение в деловой ритм

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Постановка цели и задач урока. Мотиваци онный этап

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Определение темы урока по ассоциативному ряду иллюстраций на слайде.

« ...Это были годы редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает» так оценил правление императора Траяна римский историк Публий Тацит.

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

Как вы думаете, что конкретно в рамках данной темы мы будем изучать? Учитель предлагает учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых дети формулируют задачи исследования:

    Выяснить …

    Изучить …

    Определить …

    Сделать вывод о том, …

Определяют тему урока, цели , получают задание на урок.

Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний

Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); выполняют учебные действия в устной речи; используют знаково-символические средства

Коммуникативные: высказывают свое мнение

План урока.

1.Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве.

2.Правление Траяна (98-117 гг. н. э.)

3.Римляне строили на века.

1. После жестоких деспотов в Риме надолго восстановилась мирная династия Антонинов, оставившая о себе добрую память. Время их правления 96 – 192 гг. - называют золотым веком Римской империи.

Во времена империи размеры имений в Италии и провинциях увеличивались.

Как вы думаете, с чем это связано?

Кто в основном работал в этих имениях?

Давайте вспомним, что мы знаем о положении рабов в Древнем Риме.

Несмотря на то, что и земель, и работников на них становилось все больше, доходы землевладельцев сокращались.

Как вы думаете, в чем причины этого явления?

Проводит воображаемую экскурсию. Организует работу с текстом раздаточного материала в группах(см. приложение)

    Физкультминутка

2. Составление сравнительно й таблицы по времени правления Нерона и Траяна.

Давайте сравним время правления императора Нерона и Траяна, заполнив таблицу, которая есть у каждого из вас. Вы можете использовать текст учебника (параграф 57, пункты 2 и 3, а также параграф 55, посвященный императору Нерону). Также учитель организует обсуждение строительства в Риме при Траяне.

1. Слушают учителя и делают записи в тетрадь.

Участвуют в беседе. Возможные ответы:

Войны

Рабы

Тяжелые условия труда и быта, бесправие

Не были заинтересованы в результатах своего труда

Читают текст раздаточного материала и отвечают на вопросы.

З/Т Колоны – земледельцы, которые брали землю для обработки на несколько лет.

«Рабы с хижинами» - рабы, которые получали от своего хозяина участки земли, рабочий скот, и орудия труда, отдавая за это часть урожая.

Проведение тематической гимнастики “Въезд императора в Рим”

2. Работают в группах, заполняют таблицу, а затем идет открытое обсуждение полученных результатов и сравнение с таблицей-эталоном на слайде.

Проверка первичного понимания

Познавательные:

Открытое обсуждение результатов работы в группах после каждого из заданий

Представляют получившиеся результаты, дополняют ответы друг друга

Первичное закрепление

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Организует тестирование (см. приложение)

Возвращение к заданию на урок и формулирование выводов

Вывод: благодаря активной внешней и внутренней политике, богатым пожертвованиям и роскошным зрелищам Траяна полюбили даже в среде простого народа. Но в то же время его политика опустошила государственную казну. Во время его правления Римская империя максимально расширила свои владения и пережила период наивысшего расцвета. Среди всех императоров Траян был самым великим и одновременно последним завоевателем.

Устно решают тест и осуществляют взаимопроверку

Обучающиеся отвечают на проблемный вопрос и формулируют выводы урока

Информация о домашнем задании.

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Параграф 57 о/в. Составить таблицу “Достижения Рима” (при Цезаре, Октавиане Августе, Траяне)

Домашнее задание записывают в дневник.

Рефлексия(подведение итогов занятия)

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке.

    Что нового узнали на уроке?

    Что показалось наиболее интересным?

    Какие трудности были на уроке?

Оценивают свою работу на уроке.

Домашнее задание: «Достижения Рима»

Цезарь

Октавиан Август

Траян

1)завоевание Заальпийской Галлии

2)ветеранов наделял землей

3)отстроил Коринф и Карфаген, куда переселял неимущих граждан

4)титул диктатора

1)окончание гражданских войн

2)Рим провозглашен империей

1)прекратил казни по ложным доносам

2) «свобода слова»

3)совершил последние завоевания Римской империи (Дакия, Междуречье)

4)строительство водопровода, арок, дорог, Форум Траяна

5) основание городов в провинциях (Париж, Лондон, Вена, Кёльн)

Воображаемая экскурсия. «Представьте себе, что мы посетили большое имение в Италии. Его владелец жалуется нам: «Вы видите в моем имении множество рабов. Так вот, все они никуда не годные людишки!»

«За что ты гневаешься на них?» - спрашиваем мы богача-землевладельца.

«Судите сами, - отвечает он нам. - Ведь при наших прадедах среди рабов было много греков, египтян, сирийцев. С детских лет умели они ухаживать за виноградниками и оливковыми садами... А теперь в моем имении чуть ли не все рабы - германцы: откуда им знать, как выращивать виноград и оливы, в их северной стране те и другие не растут».

«А потом, все рабы до единого лодыри! - продолжает землевладелец. - Волов и остальной скот пасут плохо, дурно обрабатывают виноградники. Положиться на них ни в чем нельзя, да и уследить за всеми трудно: чуть зазеваются надсмотрщики, и эти бездельники бросают работу. Они не берегут хозяйское добро, могут оставить под дождем мотыги, серпы, лопаты. К тому же они воры: так и норовят украсть виноград, оливки, зерно!

А на днях я ненадолго уехал, так послушайте только, что они придумали. Канаву за оливковым садом прикрыли ветками. Подвели к ней лучшего моего быка, тот оступился и упал. А эти негодяи подняли крик, будто они ни при чем: «Какое несчастье! Беда, беда! Самый сильный бык сломал себе ногу!..» Когда я вернулся, то приказал виновных избить палками. Я бы засек их до полусмерти, - понизив голос, говорит хозяин, - да боюсь, что они взбунтуются. В имении рабов несколько сотен, а охрана совсем невелика».

Вопросы:

    Почему скопление рабов в имении было опасно для рабовладельца?

    Предположите, что ответит владелец имения, если дать ему такой совет: «Ты боишься бунта, так увеличь охрану, приставь к рабам вдвое больше надсмотрщиков».

    Каким было отношение рабов к труду?

    Почему оно было именно таким?

    Можем мы сделать вывод, что рабство превращается в тормоз развития хозяйства и техники?

    Можете предложить свои варианты выхода из такой ситуации?

Закрепление. Тестирование:

1. Лучшим из римских императоров римляне считали: а) Цезаря; в) Траяна; б) Октавиана Августа; г) Нерона.

2. Колоны - это: а) земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет; б) греки, выходцы из причерноморских колоний; в) пленники, участвующие в триумфальном шествии. г) рабы, получившие от хозяина участок земли.

3. Колоны хорошо работали, потому что:

А) им за это платили деньги

Б) их били палками за невыполнение работы

В) были заинтересованы в своём труде

4. В годы правления Траяна:

а) усилился гнёт людей б) прекратились казни по ложным доносам в) продолжились завоевания римлян г) римляне потеряли огромные территории
5.Император, приказавший своему слуге заколоть его кинжалом и произнесший перед смертью «Какой великий артист погибает!»:

в) Антоний;

г)Октавиан Август

5. Годы правление Траяна:
а) 98-117 г.

б) 92 – 115 г.;

в) 90 – 110 г.

г) 85-112 г.