Внешние и внутренние потребности. Понятие потребности, классификация потребностей. Понятие потребность и их классификация

Гиппеаструм, амариллис…Непосвящённому человеку весьма сложно понять, чем могут отличаться эти растения, если только они не расположены рядом. У обоих цветы напоминают граммофонные трубы. Учитывая популярность комнатных луковичных растений, следует разобраться в этом вопросе.

Классификация

Согласно научной классификации в ботанике, эти цветы относятся к классу однодольных растений и образуют семейство амариллисовых. Но относятся к разным родам этого славного семейства. Амариллис-единственный вид в роде Amaryllis , тогда как в роде Hippeastrum насчитывается более 90 видов , другой род представлен всего одним видом. Различают ещё группу гибридных гиппеаструмов.

История

Amaryllis (красавица или беладонна) родом из Южной Африки . Цветы Hippeastrum пришли в Европу из Центральной и Южной Америки (родиной огромного количества сортов является бассейн Амазонки).

В 18 веке попавшие в Старый Свет цветы именовались лилиями, можно встретить и такие названия, как лилионарциссы. Различия между луковичными цветами из Южной Африки и из Южной Америки впервые отметил ботаник Герберт в 19-м веке .

В 1954 году на Международном ботаническом конгрессе научный мир окончательно оформил существование двух родов в семействе амариллисовых. Ими стали амариллисы и гиппеаструмы.

Описание растений

Гиппеаструм

  1. Гиппеаструм тоже луковичное растение высотой до 80 см. Встречаются экземпляры до 1 м длиной.
  2. Цветёт до четырёх раз в год (минимально-2 раза в год), число цветений можно регулировать подборкой почвы и соответствующим уходом. Период цветения приходится на зиму и первую половину весны.
  3. Листья располагаются следующим образом: три листа располагаются у основания, четвёртый служит подложкой для соцветия.
  4. На стебле бывает от 2-х до 6-ти соцветий. Цветки сформированы в воронкообразную чашечку из 6-ти лепестков. В зависимости от сорта лепестки могут быть узкими и не очень, короткими и длинными.
  5. Число тонов и оттенков цветовой гаммы достигает 2000.

Различия между родами

Итак, из описаний растений уже можно взять на заметку основные различия между ними. Осталось добавить ещё несколько замечаний и сформировать более-менее полный перечень:

Существует ещё много отличий (например, цвет стебля, структура луковицы при снятии чешуи, внутренний цвет пластинок чешуи и т.д.), но перечисленных здесь признаков вполне достаточно для практических целей.

Заключение

Если у хозяина цветов на подоконнике нет желания профессионально разводить растения и поставлять их по заказам, на рынок и в магазины, то, по большому счёту, неважно, чем могут отличаться два рода этого семейства комнатных цветов друг от друга. Важно учитывать лишь, насколько привлекательны для цветовода-любителя гамма оттенков и количество цветов на растении. И цена, по которой их можно приобрести.

Возможно, некоторым владельцам следует учесть время цветения их подопечных. Но и в этом случае, знание различий луковичных растений и правильного названия своего цветка не будет излишеством. И укрепит авторитет цветовода среди своих коллег, поможет избежать ошибки при покупке луковиц для посадки. Ибо эти два растения путают не только непрофессионалы, но и иногда сами продавцы цветов.

И последнее замечание: подавляющее число комнатных растений семейства амариллисовых представлено гиппеаструмами, амариллис беладонна в домашних коллекциях встречается редко.










Если перед вами оба цветка, то отличить амариллис от гиппеаструма несложно. Сложнее их перепутать. Ошибку можно совершить, покупая луковицу или растение без цветов. Неосведомленным, в чем различие между этими цветами, предлагаем воспользоваться следующими советами.
ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ:
– луковицы гиппеаструмов круглые, иногда удлиненные, а луковицы амариллиса имеют грушевидную форму;
– амариллис обладает приятным тонким ароматом;
– соцветие амариллиса насчитывает 6-12 цветков, гиппеаструм имеет до шести цветков в соцветии;
– если ваше растение зацвело осенью – это амариллис, если же зимой или весной – это гиппеаструм;
–осмотрите цветонос: если он полый, значит ваше растение – гиппеаструм.
Оба растения – и амариллис, и гиппеаструм – принадлежат к семейству амариллисовых. Ботаническое название амариллис закрепилось за моновидом амариллис Белладонна, все другие похожие цветы называются гиппеаструмами.
РАЗНИЦА между гиппеаструмом и амариллисом:
- Количество видов в природе:
Гиппеаструм. Насчитывает до 85 различных видов.
Амариллис. Единственный вид – это амариллис Белладонна (Amaryllis Belladonna) или амариллис прекрасный.
- Откуда происходит растение:
Гиппеаструм. Родом из американских тропиков и субтропиков.
Амариллис. Родом с юга Африки.
- Возможность скрещивания:
Гиппеаструм. В 90% случаев не способен скрещиваться с другими представителями вида.
Амариллис. Хорошо скрещивается с такими видами, как: Кринум, Нерине, Брунсвигия.
- Период покоя
Гиппеаструм. Большинство гиппеаструмов имеет период покоя, но есть и вечнозеленые виды. Например, гиппеаструм Папилио (Hippeastrum Papilio).
Амариллис. Листопадные. Имеют период покоя.
- Когда цветет:
Гиппеаструм. Цветет раз в год, осенью, весной, зимой – в зависимости от начала выгонки. Некоторые виды цветут дважды в год.
Амариллис. Цветет раз в год, обычно цветы появляются в конце лета, осенью. Амариллис после цветения.
- Характеристика цветоноса:
Гиппеаструм. Цветонос цилиндрической формы, до 90 см в высоту, полый, зеленый, бывает с бурым или серым отливом. На цветоносе до 15 цветков с едва ощутимым ароматом.
Амариллис. Цветонос не имеет полости, зеленый с багровым оттенком. Вырастает в высоту до 1 м, имеет до 12 ароматных цветков.
- Окраска цветков:
Гиппеаструм. Красные, розовые, зеленые, желтые, белые. Могут быть жилки и точки более яркого оттенка.
Амариллис. Различные оттенки розового.
- Форма и цвет листьев:
Гиппеаструм. Листья у разных видов разные: гладкие или жесткие, форма удлиненная, ремневидная.
Амариллис. Листочки узкие, гладкие, желобчатые.
- Форма луковицы:
Гиппеаструм. Луковица в целом имеет округлую, иногда немного удлиненную форму. Чешуйки на луковице похожи на луковые, только белого цвета.
Амариллис. Луковички грушевидной формы. Покрыты серой шелухой, опушенной с внутренней стороны.




Рассказывая об одном из них невозможно не упомянуть о другом. Все дело в том, что эти два красавца постоянно путают и выдают один за другой. На самом же деле амариллис существует в одном единственном проявлении в виде Амариллиса прекрасного (Amaryllis belladonna) и встречается редко, в отличие от многообразия видов гибридных гиппеаструмов. Визуально их отличают размеры цветков, которые у амариллиса меньше, и цветение его происходит, когда листьев совсем нет. Гиппеаструм растет только в комнатных условиях, а вот амариллис можно выращивать и в грунте.

Происхождение

Два рода растений Гиппеаструм (Hippeástrum) и Амариллис (Amarýllis) относятся к семейству Амариллисовые (Amaryllidaceae). Название в переводе с др. греческого означает два слова: «всадник» и «звезда».
Родина гиппеаструма: это тропики и субтропики Америки, Аргентина, Мехико, Карибские острова, Бразилия, Боливия, Перу. Известно около 80 видов.
Родина амариллиса: в естественных условиях растет только в южной Африке. Представлен одним видом Амариллис красавица (Amarýllis belladónna).

Календарь амариллиса

Посадка-пересадка: луковицы для комнаты в марте, для грунта июнь-июль.
Размножение: семена сеют в январе-феврале и пересаживают в мае в большую емкость. Детками – весной.
Период покоя: июль-август, темное место 8-12 °С.
Цветение: август-середина октября. Меняя время посадки, можно менять время цветения.
Удобрение: летом.

Календарь гиппеаструма

Посадка-пересадка: февраль – для посадки луковиц.
Размножение: ноябрь.
Период покоя: октябрь-январь – после цветения и отмирания листьев (сентябрь-октябрь) около 3 мес., в темно месте при 10-12°С и даже 5-9°С. С декабря цикл повторяется.
Цветение: февраль-апрель. А вообще зимой и весной 2 раза. Меняя время посадки, можно менять время цветения.
Удобрение: с появлением цветков и до тех пора, пока не отомрут листья; два раза в месяц.

Посадка и размножение

Теплолюбив. Потому в грунте растет только в теплых южных районах. В землю луковки садят на глубину 15 см, оставляя между растениями не менее 30 см. А в горшок (не менее 15 см в диаметре) так, чтобы было видно верхушку, заглубив на 2/3. К лету все листья отмирают и, спустя около месяца появляется цветонос и затем цветы.
Размножают амариллис семенами и дочерними луковками, которые сначала нужно дорастить около 3-х лет до начала цветения. Cемена можно получить через пару месяцев после цветения искусственным опылением, зацветут они через 3-4 года.
Почвосмесь для амариллиса: листовая (2) + перегной (2) + дерновая земля (2) + крупный песок (1).
Это быстрорастущие растения. Обязателен очень хороший дренаж, толщиной 3 см: сгодятся керамзит, гравий или черепки. Также лучше купить в цветочном магазине готовый грунт для луковичных растений.
Пересаживают ежегодно в новую землю и в больший горшок, удаляя плохие корни. Есть мнение, что на период покоя луковки лучше выкопать и держать в сухости и прохладе до посадки весной.

Луковицы всех амариллисовых очень ядовиты!

Гиппеаструм. Само растение, когда уже подрастет хорошо, каждый год пересаживать не нужно, но вместо этого необходимо заменить верхний слой земли новым, более питательным. При каждой пересадке достаточно будет вместительного горшка: между луковкой и горшком не более 3 см. Заглубляют луковицу только наполовину, а под нее насыпают слой песка 1 см.
Почвосмесь для гиппеаструма: дерновая земля (2) + перегной (1) + торф (1) + крупнозернистый песок (1). В тяжелом плотном грунте погибает.
При подходящих условиях гиппеаструм цветет 2 раза в год. Семена нужно садить сразу же после сбора. После прекращения цветения, цветки нужно срезать, оставив кусочек цветоноса около 2 см. Когда листья высохнут, их тоже аккуратно обрезают. Наступает период покоя.

Размножение семенами, дочерними луковками и делением крупной материнской луковицы осенью – трудоемко, нужно повозиться. Последний способ только для заядлых любителей растениеводства.

С гиппеаструмом у меня началось все до банальности просто: лет 10-12 назад знакомая презентовала какие-то семена в спичечной коробочке, утверждая, что из них вырастет цветущее чудо ярко алого цвета, как у нее в кабинете. Недолго думая, семена я посадила (была или весна или осень) в обычную землю, поливала по мере подсыхания и, к моему удивлению, скоро (как раз когда стали распускаться листья на деревьях) действительно появились всходы: по два темно-зеленых листика на каждом. Когда они подросли (посадила я их много и взошли все), раздала друзьям-подругам. Оставляла и себе, но куда он делся уже и не скажу даже. Зато эстафету перехватила свекровь, которую цветок и по сей день каждый год радует своими огромными граммофонами.

К тому же с первым цветением у него произошел такой конфуз. Громадные метровые листья свекровь уже не знала, чем подпирать и подвязывать, они стали ломаться. Приносили кучу неудобств, и свекровь по наитию и немного со злости их обрезала (зимой или поздно осенью). Самое интересное, что после этого гиппеаструм весной зацвел. Нужно сказать, что он у нее не сбрасывает листья сам, как положено по циклу. И потому свекровь каждый год примерно в одно и то же время их обрезает зеленые, а не сухие. Если этого не сделать, цветок не цветет.

Растение все время находится в квартире на светлом солнечном месте. Температурный режим колеблется согласно отопительному сезону. Поливается по краю горшка по мере подсыхания, много лет не пересаживался.

Это так называемый первый способ выращивания гиппеаструма, без периода покоя – непрерывное развитие листьев. Растение должно цвести зимой и весной (летом). У нашего получается 1 раз. Развитие листьев прекращается искусственно.
Второй. Посадка луковицы осенью (октябрь), очень теплое место без полива до появления ростка. Далее полив в поддон теплой водой на светлом подоконнике. Цветение – зимой и до августа обычный уход. Август – полив сокращают, сентябрь – обрезка засохших листьев и сильное сокращение полива. Период покоя до октября полтора-два месяца. Октябрь – высадка луковицы в новую землю.
Третий. По осени луковицу не пересаживать, а помещать в тепло с очень редким поливом из поддона. Пересадить, когда появится новый росток. Землю с корней стряхнуть, удалить отмершие и поврежденные. Если есть детки – отломить или обрезать. Рану присыпать толченым древесным углем.

Полив, влажность

Влажность особой роли для обоих видов не играет, только влажная уборка в целях гигиены для больших широких и длинных листьев. Полив хороший, обильный во время цветения, но так, чтобы не переувлажнить – по мере подсыхания грунта теплой водой. В период покоя поливают редко. Лучше подсушить, чем залить.

Обращаю внимание читателей ПолезнойТравы, очень важно при поливе промочить весь земляной ком и не попасть на луковицу. Потому иногда рекомендуют поливать погружением – в поддон, добавляя воды сколько нужно. Как и все луковичные, амариллисовые способны легко подхватить гниль при злоупотреблении влагой.
Амариллисы (в январе-феврале) и гиппеаструмы после периода покоя помещают в тепло и не поливают, пока не появится цветонос, затем полив увеличивают по мере появления цветков и листьев. Очень важно не начать полив до появления стрелки с бутонами, иначе начнут развиваться корни, а цветение может не наступить.

Свет, температура

Очень тепло- и светолюбивы, но не переживут перегрева или прямых солнечных лучей. До 25-30°С – основной режим. Летом рекомендуется выносить на свежий воздух, но прикрывать от осадков.

Удобрение

Амариллисы подкармливают полным минеральным удобрением 2 раза в месяц.
Гиппеаструмы так же, удобрением для цветущих комнатных растений или чередуя органические и минеральные удобрения. Еще рекомендуют при посадке добавлять подкормки длительного действия типа костной муки или суперфосфата.
Из опыта могу сказать, что нашему гиппеаструму вполне достаточно плодородной почвы для полноценного развития.

Трудности в выращивании

Недостаток полива знаменуется бледными листьями и поникшими цветками.
Бледные и вялые листья означают, что слишком сырая почва. Нужен хороший дренаж и большие дренажные отверстия. Просушить почву без поливов.
О том, что растение мерзнет и что ему сыро расскажут темные, иногда почерневшие цветки. Поврежденные части удаляют и определяют цветок в более теплое место.
Бледная окраска цветков говорит об избытке солнца, окрас выцветает под прямыми солнечными лучами.

Растение не цветет, если:

  • ему холодно;
  • не хватает света;
  • не было периода покоя;
  • не оно не получает подкормку.

Любые резкие негативные изменения в росте и развитии могут означать поражение вредителями. Понадобится тщательный осмотр почвы, растения и обработка земли инсектицидом.
Если луковица не прорастает после посадки около полутора месяцев, значит, она больна и нежизнеспособна. Луковки должны быть чистые плотные, тяжеленькие, твердые – без следов ожога или гнили.
Из-за недостатка питания в первый год жизни растения луковиц а может не прорасти новыми побегами на второй год. Здесь понадобится подкормка четко до отмирания листьев.

Вредители и болезни

Мучнистый червец – достаточно популярное явление. Пушистые белые пятна на стебле и листьях – это вовсе не пятна, а колония самых настоящих живых вредителей. На ранней стадии их можно удалить тщательным влажным протиранием. С сильным поражением в виде увядающих и желтеющих листьев уже можно справиться только еженедельным опрыскиванием системным инсектицидом.
Амариллисовый червец – белое восковое насекомое, которое любит располагаться под чешуйками луковицы. На его выделениях могут появиться сажистые грибки, часто приводя к тому, что луковки приходится уничтожать во избежание распространения. Гиппеаструмы сильно замедляют рост, и начинают терять пожелтевшие листья. И если вовремя вмешаться, не переувлажнять, можно попробовать спасти инсектицидом.
Ложнощитовка – коричневые пятна на листьях, приводящие к отмиранию частей цветка – покрытые плоским щитком вредители (щиток можно отковырнуть). Их легко заметить вовремя и устранить влажным мыльным тампоном – поскольку щиток защищает насекомых от воздействий химикатов. Профилактика – проветривание, опрыскивание водой, осмотр.
Луковый клещ – микроскопический вредитель, живущий в почве и любящий луковичные растения. Очень любит высокую влажность и температуру. Живет практически везде, поселяется на луковицах и вгрызается в них, приводя к загниванию и образованию грибкового заболевания – фузариоз. Такие луковицы уже не прорастают. Поэтому их тщательно просматривают перед посадкой. Бурая труха на чешуе расскажет о непрошенном госте, появившемся во время хранения. Зараженные растения визуально сразу заметны низким ростом , пожелтевшими и опадающими листьями и ущербными цветами.

Дело усугубляется не только грибковым поражением, но и устойчивостью клеща к химикатам. Луковки перед хранением протравливают или 5 минут держат в горячей воде 35-40°С. Если клещ обнаруживается после посадки, можно попытаться опрыскать спецраствором. Профилактика и в том, чтобы не допустить сырости.
«Красный ожог» (стагоноспороз) – тяжелое грибковое заболевание луковиц амариллисов и гиппеаструмов. Ярко красные пятна на частях растений – признак больной луковицы. На ней пятна и полосы можно увидеть при осмотре перед посадкой. Инфекция очень заразна – деформируются листья и цветоносы, гниет сама луковка. Заражаются и дочерние луковки. Заболеванию способствуют резкий перепад температуры и избыток влаги при поливе. Часто зараженные луковицы появляются в продаже, и трудно выявить заболевание, если луковки отдельно запакованы и их невозможно осмотреть.
Можно пытаться бороться с заболеванием, что достаточно сложно и может оказаться нерезультативным. Более предпочтительна профилактика в виде здорового посадочного материала.
Антракноз темные пятна на листьях, на концах темно-коричневые потеки. Причина – переувлажнение. Приходится обрабатывать цветы фунгицидом, уничтожать пораженные части растений. Полное прекращение опрыскиваний и снижение полива.
Фузариоз – грибковое заболевание, а попросту корневая гниль. Возбудитель может сохраняться в зараженных луковках и почве. Если условия выращивания нормальные – растение может быть устойчиво к поражению. Способствует болезни:

  • недостаток питания и избыток влаги в почве;
  • резкие скачки температур почвы и воздуха;
  • плотные тяжелые почвы;
  • повреждение вредителями.

Визуально – общее увядание и усыхание, плохо развитые корни. Зараженные луковки опасный источник заражения и для других растений. Рекомендуется обработка почвы и луковиц, изоляция больных растений и недопущение ослабления растений.

Полезные советы, позновательные статьи для дачников и огородников . Посадка, уход, сбор урожая. Конечно же множество информации о цветах, ягодах, грибах. На страницах сайта

Потребности человека, необходимые ему для жизнедеятельности - это вода, воздух, питание и защита от экологических опасностей. Эти потребности называются основными, так как они необходимы организму.

Основные потребности отличаются от других тем, что их дефицит вызывает явный неблагоприятный исход - дисфункцию или смерть. Другими словами, это то, что необходимо для безопасной и здоровой жизни (например, еда, вода, приют).

В дополнение к этому у людей есть потребности социального характера: общение в семье или группе. Потребности могут быть психологическими и субъективными, например, необходимость в самооценке и уважении.

Потребности - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда. Когда эта нужда поддерживается покупательской способностью, она может стать экономическим требованием.

Виды и описание потребностей

Как написано в учебнике по обществознанию 6 класса, потребности делятся на биологические, необходимые любому, чтобы жить, и духовные, которые нужны для познания окружающего мира, получения знаний и умений, достижения гармонии и красоты.

Для большинства психологов потребность - это психологическая функция, которая побуждает к действию, давая цель и направление к поведению. Это переживаемая и осознаваемая нужда или необходимость.

Основные потребности и развитие человеческого потенциала (обусловленные состоянием человека) малочисленны, конечны и классифицируются как отличные от общепринятого понятия обычных экономических «желаний», которые бесконечны и ненасытны.

Они также постоянны во всех культурах людей, и в течение исторических периодов времени могут пониматься как система, то есть они взаимосвязаны и интерактивны. В этой системе нет иерархии необходимостей (помимо основной потребности в существовании или выживания), поскольку одновременность, взаимодополняемость и компромиссы являются особенностями процесса удовлетворения.

Потребности и желания являются предметом интереса и образуют общий субстрат для разделов:

  • философии;
  • биологии;
  • психологии;
  • социальных наук;
  • экономики;
  • маркетинга и политики.

Известная академическая модель необходимостей была предложена психологом Авраамом Маслоу в 1943 году. Его теория предполагает, что у людей есть иерархия психологических желаний, которые варьируются от основных физиологических или низших потребностей, от таких как питание, вода и безопасность до более высоких, например, самореализация. Люди, как правило, тратят большую часть своих ресурсов (времени, энергии и финансов), пытаясь удовлетворить основные нужды прежде, чем желания более высокого порядка.

Подход Маслоу является обобщённой моделью для понимания мотивации в самых разных контекстах, но может быть адаптирован для конкретных контекстов. Одна из трудностей с его теорией состоит в том, что концепции «необходимостей» могут радикально меняться среди разных культур или между различными частями одного и того же общества.

Второе представление о необходимости представлено в работе профессора политической экономии Яна Гоу , который опубликовал информацию о человеческих нуждах в контексте социальной помощи, предоставляемой государством всеобщего благосостояния. Вместе с профессором медицинской этики Леном Дойлом он также опубликовал «Теорию человеческой нужды».

Их взгляд выходит за рамки акцента на психологию, можно сказать, что потребности индивида представляют собой «затраты» в обществе. Тот, кто не может удовлетворять свои нужды, будет плохо функционировать в обществе.

По мнению Гоу и Дойла , каждый имеет объективную заинтересованность в предотвращении серьёзного вреда, который мешает ему стремиться к достижению своего видения того, что хорошо. Это стремление требует способности участвовать в социальной обстановке.

В частности, каждый индивидуум должен обладать физическим здоровьем и личной автономией . Последнее включает в себя способность делать осознанный выбор того, что следует делать, и как его реализовать. Это требует психического здоровья, когнитивных навыков и возможностей для участия в деятельности общества и принятия коллективных решений.

Вопросы удовлетворения потребностей

Исследователи выделяют двенадцать широких категорий «промежуточных необходимостей», которые определяют как удовлетворяются нужды в физическом здоровье и личной автономии:

Как определяются детали удовлетворения

Психологи указывают на рациональную идентификацию нужды, используя современные научные знания, рассмотрение фактического опыта людей в их повседневной жизни и демократическое принятие решений. Удовлетворение человеческих нужд нельзя навязывать «сверху».

Лица с большими внутренними активами (например, образование, психическое здоровье, физическая сила и т. д.) имеют больше возможностей для удовлетворения своих желаний и нужд.

Другие виды

В своих работах Карл Маркс определял людей как «нуждающихся существ», испытавших страдания в процессе обучения и работы для удовлетворения своих нужд, которые были как физическими, так и моральными, эмоциональными и интеллектуальными необходимостями.

Согласно Марксу, развитие людей характеризуется процессом удовлетворения их потребностей, они развивают новые желания, подразумевая, что в какой-то мере создают и переделывают собственную природу. Если нужду в питании люди удовлетворяют благодаря растениеводству и животноводству, то для удовлетворения духовной жажды требуется более высокий уровень общественного самопознания.

Люди отличаются от других животных, потому что их жизнедеятельность, работа диктуется удовлетворением необходимостей. Они являются универсальными природными существами, способными превратить всю природу в предмет своих потребностей и своей деятельности.

Условия для людей, как социальных существ, даются трудом, но не только работой, поскольку невозможно жить без отношений с другими. Работа является социальной деятельностью, потому что люди работают друг с другом. Люди также являются свободными сущностями, способными в течение своей жизни достичь объективных возможностей, порождённых социальной эволюцией, на основе их сознательных решений.

Свободу следует понимать как в негативном (свобода решать и устанавливать отношения), так и в позитивном смысле (господство над естественными силами и развитие человеческого творчества основных человеческих сил).

Подводя итог, нужно отметить что основные взаимосвязанные черты людей заключаются в следующем:

  • люди - это сознательные существа;
  • люди - это социальные существа.

Люди склонны к универсальности, которая проявляется в трёх предыдущих чертах и ​​делает их естественно-историческими, универсальными сознательными сущностями.

Модель необходимости Розенберга

Модель Маршалла Розенберга «Сочувствующая коммуникация», известная как «Ненавистная коммуникация», определяет различие между универсальными потребностями (что поддерживает и мотивирует человеческую жизнь) и конкретными стратегиями, используемыми для удовлетворения своих нужд. Чувства воспринимаются ни как хорошие, ни плохие, ни правильные, ни неправильные, а как индикаторы того, удовлетворяются человеческие потребности или нет. Особо выделяются жизненные потребности.

Люди также говорят о потребностях сообщества или организации. Они могут включать спрос на конкретный вид бизнеса, на определённую правительственную программу или организацию или на людей с особыми навыками. Этот пример и представляет логическую проблему овеществления.

Введение

Потребность определяется как состояние человека, создаваемое нуждой в объектах, необходимых для его существования, и выступающих источником его активности. Человек рождается как человеческий индивид, как телесное существо, и для поддержания жизни ему врожденны органические потребности.

Потребность - это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект - в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные шаги (осуществлять производственную деятельность).

Актуальность данной темы - одна из самых важных тем по этой дисциплине. Для того что бы работать в сфере сервиса необходимо знать основные методы удовлетворения потребностей клиентов.

Цель: является изучение методов удовлетворения потребностей сферой сервиса.

Объект исследования: метод.

Предмет исследования : методы удовлетворения потребностей сферой сервиса

Задачи , которые необходимо решить для достижения поставленной цели:

1. Рассмотреть понятие и сущность человеческих потребностей

2. Рассмотреть понятие сферы сервиса

3. Рассмотреть основные методы удовлетворения потребностей человека сферой деятельности.

Для исследования данной темы я использовала разные источники. Благодаря книге М. П. Ершова «Потребность человека» психологу А. Маслоу, философу Достоевскому я раскрыла основные определения потребности. Основные методы удовлетворения потребностей я узнала из учебного пособия «Человек и его потребности» под ред. Огаяняна К. М. А для определения методов к определённому характеру мне помогла книга «Основы общей психологии» Рубинштейн С. Л. И учебно-методическое пособие Каверина С. В.

Потребности человека

Понятие потребность и их классификация.

Потребности - это неосознанный побудитель активности личности. Отсюда следует, что потребность - компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности. Она - структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Это, однако, не означает, что потребность отделена китайской стеной от деятельности. Как побудитель она вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата.

Маркс определял потребность, как способность потребления в системе производительной деятельности. Он писал: "В качестве потребности, потребление само есть внутренний момент производительной деятельности, момент такого процесса, в котором производство есть действительно исходный пункт, а потому также и господствующий момент".

Методологическое значение этого тезиса Маркса состоит в преодолении механического истолкования взаимодействия потребности и деятельности. Как остаточный элемент натурализма в теории человека выступает механическая концепция, согласно которой индивид действует только тогда, когда его к этому побуждают потребности, когда нет потребностей, индивид пребывает в бездеятельном состоянии.

Когда потребности рассматриваются в качестве основной причины деятельности без учета посредствующих факторов, находящихся между потребностью и результатом деятельности, без учета уровня развития общества и конкретного индивида, формируется теоретическая модель человека-потребителя. Недостаток натуралистического подхода к определению потребностей человека состоит в том, что эти потребности выводятся непосредственно из естественной природы человека без учета определяющей роли конкретно-исторического типа общественных отношений, которые выступают в качестве опосредующего звена между природой и потребностями человека и преобразуют эти потребности в соответствии с уровнем развития производств, делая их истинно человеческими потребностями.

Человек относится к своим потребностям через отношение к другим людям и только тогда выступает как человек, когда он выходит за пределы присущих ему природных потребностей.

"Каждый индивид в качестве человека выходит за пределы своей собственной особой потребности...", - писал Маркс, и только тогда они "относятся друг к другу как люди..." когда "общая им родовая сущность осознана всеми".

В книге М. П. Ершова "Потребность человека" (1990 г.) без какой-либо аргументации утверждается, что потребность - первопричина жизни, свойство всего живого. "Потребностью я называю специфическое свойство живой материи, - пишет П. М. Ершов, - отличающее ее, живую материю, от материи неживой". Тут есть налет телеологизма. Можно подумать, что коровы пасутся на лугу, обуреваемые потребностью напоить молоком детей, а овес растет потому, что надо кормить лошадей.

Потребности - сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потребность не является структурным элементом акта деятельности, она не выходит за пределы соматического бытия человека, относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности.

Потребности и желания - понятия однопорядковые, но не тождественные. Желания отличаются от потребности легковесностью своего статуса в душевном мире человека. они не всегда совпадают в необходимости устойчивого функционирования к жизнестойкости организма и человеческой личности, и поэтому относятся к сфере иллюзорной мечты. Можно, к примеру, желать быть вечно молодым или быть абсолютно свободным. Но нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.

Гегель подчеркивал несводимость интереса к грубой чувственности, к естественной природе человека. «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль». Интерес, по Гегелю, есть нечто большее, чем содержание намерений, целей, он у него связан с хитростью мирового разума. Интерес связан с потребностями опосредовано через цель.

Психолог А. Н. Леонтьев писал: «... в самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность функцию, т.е. становится мотивом». Святитель Феофан так описывает побудительную сторону поведения человека: «Ход раскрытия сей стороны душевной таков. В душе и теле есть потребности, к которым привились и потребности житейские - семейные и общественные. Эти потребности сами по себе не дают определенного желания, а только нудят искать их удовлетворения. Когда удовлетворение потребности тем или другим способом дано однажды, то после того вместе с пробуждением потребности рождается и желание того, чем удовлетворена уже была потребность. Желание всегда имеет определенный предмет, удовлетворяющий потребность. Иная потребность разнообразно была удовлетворена: потому с пробуждением ее рождаются и разные желания - то того, то третьего предмета, могущего удовлетворить потребность. В раскрывшейся жизни человека потребностей за желаниями и не видно. Роятся в душе только сии последние и требуют удовлетворения, будто сами для себя» Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. Е. В. Шороховой. - М.: Наука, 1974. С.145-169. .

Потребность - это один из детерминантов поведения, состояние субъекта (организма, личности, социальной группы, общества), обусловленное испытываемой им необходимостью в чем-либо для своего существования и развития. Потребности выступают побудителем активности субъекта, направленной на устранение несоответствия между необходимостью и реальностью.

Потребность как испытываемая человеком нужда в чем-либо - это состояние пассивно-активное: пассивное, поскольку в нем выражается зависимость человека от того, в чем он испытывает нужду, и активное, поскольку оно включает в себя стремление к ее удовлетворению и тому, что может ее удовлетворить.

Но одно дело - испытывать стремление, а другое - осознавать его. В зависимости от степени осознания стремление выражается в виде влечения или желания. Неосознанная потребность выступает сначала в виде влечения.Влечение неосознанно и беспредметно. Пока человек лишь испытывает влечение, не зная, какой предмет это влечение удовлетворит, он не знает, чего он хочет, перед ним нет осознанной цели, на которую он должен бы направить свое действие. Субъектное переживание потребности должно стать осознанным и предметным - влечение должно перейти в желание. По мере осознания предмета потребности, превращения его в желание, человек понимает, чего он хочет. Опредмечивание и осознание потребности, превращение влечения в желание являются основой для постановки человеком сознательной цели и организации деятельности по ее достижению. Цель и есть осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено желание человека Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: МГУ, 1975. - 28 с..

Существует единственное обстоятельство, порождающее "потребность" - это случай, когда взрослый отказывается от события с ребенком, когда он подменяет себя, подставляет на свое место какой-либо предметный заместитель (не случаен поэтому фундаментальный родительский принцип: "чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало"). Заместитель предметен лишь по форме, его содержанием всегда является другой человек.

Вот этой-то подменой, отчуждением взрослого и формируется впервые специфический функциональный орган - "потребность", которая впоследствии начинает жить своей собственной "жизнью": определяет, требует, принуждает человека к осуществлению определенной деятельности или поведения. Г. Гегель писал, что "... мы скорее служим нашим чувствам, влечениям, страстям, интересам и тем более привычкам, чем обладаем ими" Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1990. - с. 51. В психологии существуют различные классификации потребностей человека. Основатель гуманистической психологии А. Маслоу выделяет пять групп потребностей человека. Первая группа потребностей - витальные (биологические) потребности; их удовлетворение необходимо для поддержания человеческой жизни. Вторая группа - потребности в безопасности. Третья группа - потребности в любви и признании у других людей. Четвертая группа - потребности самооценки, самоуважения. Пятая группа - потребности самоактуализации.

Представитель факторной концепции личности Дж.Гилфорд выделяет следующие виды и уровни потребностей: 1) органические потребности (в воде, пище, сексуальное побуждение, общая активность); 2) потребности, относящиеся к условиям среды (в комфорте, приятном окружении); 3) потребности, связанные с работой (общее честолюбие, упорство и т.д.); 4) потребности, связанные с положением индивида (потребность в свободе); 5) социальные потребности (потребность в других людях).Зачастую предлагаемые классификации потребностей человека являются эмпирическими, основаны на здравом смысле. Это объясняется отсутствием обоснованной теории происхождения человеческих потребностей. Ниже приводится гипотеза природы человеческих потребностей, излагаемая в контексте содержательно-генетической логики.

В зависимости от субъекта потребностей: индивидуальные, групповые, коллективные, общественные потребности. В зависимости от объекта потребностей: духовные, психические, материальные потребности. Возможны детальные описания указанных классов.

Одной из таких детальных классификаций является иерархия индивидуальных потребностей человека А. Маслоу (Maslow, Abraham Harold, 1908- 1970, психолог и философ, США) Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. - М.: Педагогика, 1986. С. 33-34.:

(а) физические потребности (в пище, воде, кислороде и т.д.);

(б) потребности в сохранении своей структуры и функции (физическая и психическая безопасность);

(в) потребности в привязанностях, любви, общении; потребности в самовыражении, самоутверждении, признании; когнитивные и эстетические потребности, потребность в самореализации.

Аналогично, в соответствии с трехчастной структурой сущности человека (духовное-психическое-физическое) все потребности человека (как и любого другого субъекта потребностей) можно представить в виде трех классов:

(1) высшие, определяющие результаты любого поведения человека, духовные потребности,

(2) подчиненные духовным - психические потребности,

(3) низшие, подчиненные духовным и психическим - физические потребности).

В цепи элементов составляющих любую из частей (духовное-психическое-физическое) человека потребности занимают центральную позицию: идеалы - мотивы - потребности - планы поведения - программы действий Каверин С.В. Психология потребностей: Учебно-методическое пособие, Тамбов, 1996. - с. 71.

Примеры потребностей, связанных с деятельностью: потребность в активности, познании, в результате (в достижении некоторой цели), в самоактуализации, в присоединении к группе, в успехе, в росте и т.д.

Потребности - это необходимость, нужда человека в определенных условиях жизни.

В структуре потребностей современного человека можно выделить 3 основные группы (рис.): элементарные потребности, потребности в общих условиях жизни, потребности в деятельности.

Таблица 1

Классификация потребностей современного человека

Для восстановления и сохранения своей жизни человеку необходимо прежде всего удовлетворять элементарные потребности: потребности в пище, потребности в одежде, в обуви; потребности в жилье.

К потребностям в общих условиях жизни относятся: потребности в безопасности, потребности в передвижении в пространстве, потребности в здоровье, потребности в образовании, потребности в культуре.

Социальные услуги, которые удовлетворяют и развивают потребности этой группы, создаются в отраслях социальной инфраструктуры (охрана общественного порядка, общественный транспорт, здравоохранение, образование, культура и др.).

Активная жизнь (деятельность) человека состоит из работы (труда), семейно-бытовой деятельности и досуга. Соответственно, потребности в деятельности включают в себя потребность в труде, потребность в семейно-бытовой деятельности и потребность в досуге.

Производство создает товары и услуги - средства удовлетворения и развития потребностей человека, роста его благосостояния. В производстве, работая, развивается и сам человек. Потребительские товары и услуги непосредственно удовлетворяют потребности человека, семьи.

Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, высших потребностей. Порой встречается выражение «человек с неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется в виду неразвитость высших потребностей, так как потребность в еде и питье заложена самой природой. Изысканная кулинария и сервировка свидетельствуют скоре всего о развитии потребностей высшего порядка, связанных и с эстетикой, а не только с простым насыщением желудка.

Определение человеческой природы как совокупности базовых потребностей человека открывает новые перспективы в ее проблемном анализе. Да и начинать приходится не на пустом месте - есть соответствующие разработки. В их числе наиболее плодотворной нам представляется концепция известного американского социального психолога, основателя так называемой гуманистической психологии Абрахама Маслоу. Его классификация базовых потребностей человека и будет положена в основу нашего дальнейшего анализа человеческой природы.

Каждая из базово-общих потребностей человека, рассматриваемых Маслоу, представляет собой блок или комплекс менее общих, частных человеческих потребностей и запросов, своеобразный синдром с массой специфических симптомов - его внешних, индивидуальных проявлений.

Исходной базовой потребностью человека, по Маслоу, является потребность в самой жизни, т. е. совокупность физиологических потребностей - в пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д. Удовлетворение этих потребностей, или этой базовой потребности, укрепляет и продолжает жизнь, обеспечивает существование индивида как живого организма, биологического существа.

Социальная безопасность - следующая по восходящей значимости базовая потребность человека. Симптомов у нее очень много. Тут и забота о гарантированном удовлетворении своих физиологических потребностей; тут и заинтересованность в стабильности условий жизнедеятельности, в прочности существующих социальных институтов, норм и идеалов общества, а также в предсказуемости их изменений; тут и обеспеченность работой, уверенность в завтрашнем дне, желание иметь счет в банке, страховой полис; тут и отсутствие тревоги за личную безопасность; и многое другое. Одним из проявлений этой потребности является также стремление иметь религию или философию, которая бы "привела в систему" мир и определила наше место в нем Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. - Т. 1. М.: Мир, 1992. С. 264. .

Потребность в привязанности, принадлежности к коллективу - такова, по Маслоу, третья базовая потребность человека. Проявления у нее тоже самые разнообразные. Это и любовь, и симпатия, и дружба, и другие формы человеческой близости. Это, далее, потребность в простом человеческом участии, надежда на то, что будут разделены ваши страдания, горе, несчастье, а также, конечно, - успехи, радости, победы. Потребность в общности-принадлежности является обратной стороной открытости или доверия человека к бытию - как социальному, так и природному. Безошибочный индикатор неудовлетворенности данной потребности - чувство одиночества, заброшенности, ненужности. Удовлетворение потребности в привязанности и причастности очень важно для полноценной человеческой жизни. Отсутствие любви и дружбы так же болезненно сказывается на человеке, как и, скажем, недостаток витамина C.

Потребность в уважении и самоуважении - еще одна базовая потребность человека. Человек нуждается в том. чтобы его ценили, - например, за мастерство, компетентность, ответственность и т. п., чтобы признавали его заслуги, его единственность и незаменимость. Но признания со стороны других еще недостаточно. Важно уважать самого себя, обладать чувством собственного достоинства, верить в свое высокое предназначение, в то, что занят нужным и полезным делом, занимаешь достойное место в жизни. Уважение и самоуважение - это также забота о своей репутации, о своем престиже. Чувство слабости, разочарованности, беспомощности - вернейшие свидетельства неудовлетворения данной потребности человека.

Самореализация, самовыражение через творчество - последняя, завершающая, по Маслоу, базовая потребность человека. Впрочем, завершающей она является лишь по критериям классификации. В действительности же с нее начинается подлинно человеческое, гуманистически-самодостаточное развитие человека. Имеется в виду самоутверждение человека через реализацию всех его способностей и талантов. Человек на этом уровне стремится стать всем тем, чем он может и по своей внутренней, свободной мотивации должен стать. Работа человека над самим собой - главный механизм удовлетворения рассматриваемой потребности Человек и его потребности. Учебное пособие. / Под ред. Оганяна К. М. Спб.: Изд-во СПбТИС, 1997. - с. 70.

Чем привлекательна пятичленка Маслоу? Прежде всего своей системностью, а значит, четкостью и определенностью. Она, правда, не обладает полнотой, не является исчерпывающей. Достаточно сказать, что ее автор выделял и другие базовые потребности, в частности - в знании и понимании, а также в красоте и эстетическом наслаждении, но так и не сумел вписать их в свою систему. Видимо, число базовых потребностей человека может быть и другим, скорее всего гораздо большим. В классификации Маслоу, кроме того, просматривается определенная, а именно субординационная или иерархическая логика. Удовлетворение более высоких потребностей имеет своей предпосылкой удовлетворение потребностей более низких, что вполне оправданно и понятно. Истинно человеческая деятельность начинается в действительности лишь после того, как удовлетворены физиологические, материальные потребности ее носителя и субъекта. О каком достоинстве, уважении и самоуважении человека может идти речь, когда он нищ, ему голодно и холодно.

Концепция базовых потребностей человека, по Маслоу, не накладывает никаких, кроме, пожалуй, моральных. ограничений на многообразие путей, форм и методов их удовлетворения, что хорошо согласуется с отсутствием всяких принципиально непреодолимых барьеров на пути исторического развития человеческого общества, с многообразием культур и цивилизаций. Эта концепция, наконец, органически увязывает индивидуальные и родовые начала человека. Потребности недостатка или необходимости, согласно Маслоу, являются родовыми (т. е. утверждаемыми самим фактом принадлежности к человеческому роду) качествами человека, потребности же роста - его индивидуальными, свободно-волевыми качествами Бережной Н.М. Человек и его потребности / Под ред. В.Д. Диденко, СГУ сервиса - Форум, 2001. - 160 с..

Базовые потребности человека объективно соотнесены с общечеловеческими ценностями, свидетелями возрастания интереса к которым в современном мире мы являемся. Общечеловеческие ценности добра, свободы, равенства и т. д. могут рассматриваться как продукты или результаты мировоззренческой спецификации содержательного богатства человеческой природы - в ее, разумеется, нормативном выражении. Предельно общий характер базовых потребностей человека, их диспозиционность и устремленность в будущее объясняет столь высокий, идеальный (от слова "идеал") статус общечеловеческих ценностей. Природа человека является своеобразным архетипом общества, общественного развития. Причем под обществом здесь следует понимать все человечество, мировое сообщество. Идея взаимосвязанного, взаимозависимого мира получает тем самым еще одно, антропологическое подтверждение - единство базовых потребностей людей, единую природу человека Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. - М.: Педагогика, 1986. - с. 63.

Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.

Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят различные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, другие - у психологов, третьи - у социологов. В итоге получается: каждая классификация - оригинальна, но узкопрофильна, непригодна для общего употребления. Так, например польский психолог Обуховский К. насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций. П. М. Ершов в своей книге "Потребности человека" считает наиболее удачными две классификации потребностей: Ф. М. Достоевского и Гегеля.

Не вдаваясь в обсуждение вопроса, почему Ершов находит сходство у двух совершенно далеких друг от друга по интеллектуальному развитию и интересам людей, рассмотрим вкратце содержание этих классификаций как их представил П. М. Ершов.

Классификация Достоевского:

1. Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни.

2. Потребности познания.

3. Потребности всемирного объединения людей.

У Гегеля 4 группы: 1. Физические потребности. 2. Потребности права, законов. 3. Религиозные потребности. 4. Потребности познания.

Первую группу, по Достоевскому и по Гегелю, можно назвать потребностями витальными; третью, по Достоевскому, и вторую, по Гегелю, - потребностями социальными; вторую, по Достоевскому, и четвертую, по Гегелю, - идеальными.