Конспект занятия по обучению грамоте "звук и, буква и". Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Гласный звук А, буква А, а

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №63 городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовательная область: речевое развитие

Тема: мир= звуков

по обучению грамоте

в подготовительной группе

Воспитатель: Вилкова Гульнара Амировна

Уфа – 2017

Тема: Формирование представления о звуках: гласных и согласных

«В мире звуков»

Интеграция: познавательное развитие

Цель:

Закрепление знаний детей о гласных звуках А, О, У, И, Э, Ы и согласных звуков, формирование умения различать гласны от согласных звуков.

Задачи:

Образовательные:

Формировать умениедетей определять позиции звука в слове (в начале, середине, в конце).

Проводить слоговой, звуковой анализ слова.

Развивающие:

Совершенствовать фонематический слух, продолжать развивать слуховое внимание.

Фиксировать зрительное внимание на звуковые свойства предметов.

Формировать мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитание активности, инициативы.

Продолжать формировать навыки самоконтроля.

Средства:

Символы гласных и согласных звуков; пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека; звуковые кассы и подручные материалы, ИКТ.

Ход занятия:

    Орг. момент

Психогимнастика. Перед детьми демонстрируются пиктограммы, изображающиеся разные эмоции. Предложить детям попытаться повторить, изобразить и эмоционально разрядить обстановку, и настроить к занатию.

    Сообщение темы занятия

Сегодня мы будем слушать, узнавать и знакомиться со звуками.

    Развитие слухового внимания.

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. Вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки (игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумаги, постукивание молотком). Отгадывание детьми источников звука, исходящих из ширмы. Значит, звук – это то, что звучит. Мы с вами говорим, произносим звуки, а животные – издают звуки. А, сейчас я проверю, кто внимательно слушал: мы с вами произносим буквы или звуки? Звук – звучит, а буква – молчит. Буква – это обозначение звука.

    Дифференциация гласных звуков от согласных.

Жили-были гласные звуки и согласные. Какие гласные звуки вы знаете? (а, о, у, и, ы, э) В каком замке они живут? (В красном замке) Каким квадратиком вы их обозначаете? (Красным) Почему их называют гласными звуками? (Их можно тянуть, петь) А какие звуки называются согласными? (Которые не поются, не тянутся) Например, какие согласные звуки вы знаете? Согласные звуки какими бывают? (Твердыми и мягкими; звонкими и глухими) Как отличить звонкий звук от глухого? (Приложить руку к горлышку и горлышко задрожит) В каком замке живет согласный твердый звук? (В синем) И каким квадратиком обозначаем? (Синим) В каком замке живет согласный мягкий звук? (В зеленом) И каким квадратиком обозначаем согласный мягкий звук? (Зеленым)

    Физ.минутка «Аист»

    Выделение звука А, У, Э на слух. Игра «Поймай звук в слове»

И – ромашка, игра, сумка, машина

А – автобус, икра, мак, услышав заданный звук, дети хлопают в ладоши.

У – рука, стол, стул, утка.

    Игра «один-много».

Я буду говорить про один предмет, а вы про много: уж - ужи, оса - осы, игра -игры, апельсин – апельсины, этаж – этажи.

    Определение звука в начале, середине и в конце. Игра «Где звук?»

Звук О: оса, коза, облако.

Звук И: ива, йогурт, ирис.

Звук А: арбуз, рак, груша.

    Определение количество слогов и их последовательности, значение слогообразующей функции гласного звука.

Если я назову часть слово, поймете ли вы, что я хотела сказать: (Лимон) «Мон»?! Если только вторую часть слово: «Ли». Если соединить две части то, какое слово получится? «Лимон» Какой первый слог? Какой второй слог? Следующий слог «Ка», первая часть слово «Гор» (Горка). Можно ли переставлять слоги в словах? Слоги в слове, как кирпичики в стене – нет одного, и стена нарушена. Как же узнать, сколько слогов в слове? Можно отхлопать, определить шагом, прыжками, опусканием подбородка. А, еще помогут определить нам количество слогов в слове гласные звуки. Запомните правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

    Пальчиковая гимнастика «Мышонок».

    Слого-буквенный анализ слов – слово «Чаша».

    Конспект занятия по обучению грамоте.

    Тема. Звук [а] и буква А.

    Коррекционно-образовательные цели . Закрепление понятия «гласный звук». Формирование представления о том, что гласные звуки обозначаются красным цветом (фишкой). Знакомство с буквой А.

    Коррекционно-развивающие цели . Развитие фонематического слуха, навыка языкового анализа слов с новым звуком. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

    Коррекционно-воспитательные цели . Воспитание внимания, интереса детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов. Развитие самоконтроля за речью детей.

    Оборудование. Игрушка Госпожа Азбука. Пособие «Город гласных и согласных». Схемы по количеству детей для звукового анализа, фишки красного цвета. Предметные картинки, начинающиеся на звук [а]. Предметные картинки, в названии которых звук [а] стоит в разных фонетических позициях. Картинка для проговаривания чистоговорки. Буква А. Картинка, на которой изображены предметы, похожие на букву А. «Мой букварь», «Играйка-грамотейка» и тетради № 1 по обучению грамоте Н.В.Нищевой. Пособие «Алфавит телодвижений». Палочки для выкладывания буквы.

    Предварительная работа . Дети повторяют понятия «звук речи», «гласный звук». Учатся отличать речевые звуки от остальных звуков, издаваемых животными, предметами; произносят звуки в разных голосовых регистрах (шепотом и громко), длительно и отрывисто. Упражнения: «Послушаем тишину», «Укачай куклу», «Поезд», «Лесенка», «Эхо». Повторяют правила про звуки и буквы.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент . Установка на самоконтроль за речью. Игровой момент.

    Логопед приглашает детей в группу, организует приветствие, предлагает встать около стульчиков .

    Логопед. Ребята, давайте повторим, о чем мы узнали на прошлом занятии.

    Дети. Мы говорили о звуках и буквах.

    Логопед. Чем отличаются звуки и буквы?

    Дети. Звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем.

    Логопед. Как называются звуки, которые мы можем петь?

    Дети. Гласные звуки.

    Логопед. Ребята, как мы будет стараться говорить на занятии?

    Дети. Будет говорить четко, внятно, чтобы было всем понятно!

    Логопед. Сегодня у нас гостья. К нам пришла сама Госпожа Азбука – королева всех звуков и букв. Она принесла нам много интересных заданий и познакомит нас с новым звуком и буквой.

    2.Объявление темы.

    Логопед. Посмотрите на доску (на доске прикреплены картинки, в названии которых в начале слова стоит звук [а]: аист, астра, альбом, ананас, апельсин). Как вы думаете, с каким звуком хочет познакомить нас Госпожа Азбука?

    Дети называют картинки. Определяют, что все они начинаются с одного и того же звука – звука [а].

    Логопед. К нам в гости пришел звук [а]. Давайте попробуем рассказать, что мы знаем о нем?

    3.Характеристика звука (характеристика звука [а], обозначение его фишкой красного цвета).

    Логопед. Давайте споем звук [а].

    Дети выполняют упражнение «Лесенка».

    Логопед. Как мама укачивает малыша?

    Дети. А-а-а.

    Логопед. Как называются звуки, которые мы может петь?

    Дети. Гласные.

    Логопед. Молодцы! Звук [а] – это гласный звук. Мы будем обозначать его красным цветом (показ графического изображения звука).

    4. Развитие артикуляционной моторики, слухового внимания, фонематического слуха. П роговаривание чистоговорки, выделение слов с новым звуком, подбор слов на новый звук.

    Логопед. Ребята, посмотрите на картинку. Послушайте чистоговорку и повторяйте за мной.

    Алик с Аллочкой дружил,

    Алле астры подарил.

    Дети проговаривают чистоговорку сначала медленно, потом ускоряя темп.

    Логопед. Скажите, какие слова начинаются со звука [а]?

    Дети. Алик, Аллочка, астры.

    Логопед. Молодцы. А теперь вы назовите слова, которые начинаются со звука [а].

    Дети называют по очереди слова.

    Логопед. Молодцы!

    5. Развитие фонематических процессов, общей и мелкой моторики. Игра «Поймай звук». Работа со схемами и фишками красного цвета.

    Логопед. Давайте мы с вами поиграем с новым звуком. Я буду произносить разные звуки и слова, а вы хлопните, когда услышите гласный звук [а].

    Дети играют в игру «Поймай звук».

    Логопед. Молодцы, научились слышать звук [а]. А как показать его с слове? Госпожа Азбука принесла нам специальные домики для слов. Это называется схема слова. В каждом слове есть начало, середина и конец, как на этой схеме. Звездочка будет обозначать начало слова.

    Сейчас сядьте за столы. Посмотрите, у каждого из вас лежит схема и фишка красного цвета. Как вы думаете, почему?

    Дети. Гласный звук [а] мы будем обозначать красным цветом.

    Логопед. Посмотрите, какие картинки приготовила для вас Азбука. В них звук [а] стоит в начале, середине или в конце слова. Мы с вами будем называть картинки, и находить, в каком месте в слове стоит звук [а] – в начале, середине или конце слова. Слова: аист, юла, рак.

    Дети выполняют звуковой анализ слов. Проговаривают, где стоит звук в каждом слове.

    Логопед. Молодцы, ребята!

    6. Знакомство с буквой . Анализ элементов буквы, «рисование» буквы в воздухе, на теле (прием «дермолексии»), изображение буквы А в схеме тела («Алфавит телодвижений»), выкладывание буквы из палочек, работа в тетради. Развитие общей и мелкой моторики.

    Логопед. Ребята, мы уже с вами говорили, что у каждого звука есть свой портрет – буква. У звука [а] тоже есть свой портрет – буква А (показ маленькой и большой буквы). Буква А будет «жить» в красном домике в городе гласных и согласных. Как вы думаете, почему?

    Дети. Потому что в букве А прячется звук [а], а он – гласный. А гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

    Логопед.

    А – начало алфавита – тем она и знаменита.

    А узнать ее легко – ноги ставит широко.

    Ребята, посмотрите, из каких элементов состоит буква А.

    Дети. Три элемента.

    Логопед показывает картинку с забавными изображениями буквы А, картинку, на которой изображены предметы, похожие на эту букву.

    Давайте «возьмем» пальчики-карандашики и напишем в воздухе букву А.

    Два столба наискосок – между ними поясок.

    Вот она какая, эта буква А.

    Дети «пишут» в воздухе букву А.

    Логопед. Молодцы, а теперь давайте напишем букву А на спинках друг у друга. Вставайте «паровозиком».

    Дети «пишут» букву на спинах друг друга.

    Логопед. Молодцы! А еще можно показать букву А с помощью рук и ног («Алфавит телодвижений»).

    Дети показывают букву А.

    Логопед. Ребята, а давайте выложим букву А из палочек.

    Дети выкладывают.

    Логопед. Молодцы! Ребята, Азбука так довольна вами – она приготовила вам подарки – тетради, в которых вы будете писать все новые буквы. Если мы не успеем выполнить все задания в детском саду – вы закончите их дома. Давайте обведем по точкам букву А.

    Дети работают в тетради.

    7. Подведение итогов. Оценка .

    Логопед. Ребята, сколько интересного мы с вами сегодня узнали. Давайте, вспомним.

    Дети повторяют, о чем говорили на занятии. Логопед с Госпожой Азбукой оценивают работу детей.

    Абдулова Джюме Сиражутдиновна

    Цель : познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные)

    Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком И, рабочие тетради Елена Астафьева: «Играем, читаем, пишем» 1 част, неваляшки, ручки, цветные карандаши,

    Ход занятия:

    1. Вводная часть.

    Организационный момент.

    Ребята, на прошлом занятии, какой мы проходили звук? (звук [а]) Так, поиграем - сядет тот, кто назовет любое слово со звуком [а].

    2. Основная часть .

    Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла. Её зовут Уля. На какой звук начинается ее имя? (звук [у]) Уля приготовила для вас задание. Слушайте внимательно.

    Знакомство со звуком [у]:

    Ребята, посмотрите у нас есть картинки: утка, ухо, удочка. Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах? (звук [у])

    Характеристика звука [у]:

    Ребята, давайте Уле поможем произнести звук [у].

    Когда мы произносим звук [У], то:

    губки вытянуты вперед трубочкой - "Губы трубочкой потянем и нисколько не устанем".

    зубки не смыкаются;

    звук можно петь, тянуть – ууууу

    воздух свободно выходит изо рта.

    Какой это звук? (гласный) Почему так решили? (гласные звуки - поют, танцуют, не встречают преград)

    Фонетические упражнения:

    а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:

    волк воет: уууууууууу.

    поезд едет: уууууууууу.

    б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:

    поезд приближается: ууууУУУУУУ.

    поезд удаляется: УУУУууууу.

    в) произнести самостоятельно звук [у] отрывисто столько раз, сколько прохлопает Рома (ответы детей) Я вам предлагаю научиться печатать букву У

    1. Игровое упражнение «Свое место»

    Цель: учить находить место звука в слове; нарисовать картинки со звуком, определить его место слове, прописывать букву.

    2. Игровое упражнение «Буква потерялась»

    Цели: закрепляем знания о букве. Тренируем зрительную память ребенка

    3. Упражнение «Графический диктант»

    Цель: развивать зрительную память

    Ход игры: продолжить по образцу

    4. Упражнение «Дорисуй картину»

    Цель: учить находить изображение буквы у обводить по точкам картинки.

    5. Игра «Собери грибы в корзинку»

    Цели. Закрепляем названия грибов: подосиновик (красный гриб, сыроежка, боровик (белый гриб, мухомор. Учим узнавать эти грибы в контурном изображении, закрепляем понятия: съедобные и несъедобные грибы. Тренируем ребенка в определении звука У и его места в слове.

    Ход игры. Ребенок называет грибы, нарисованные на картинке; находит и называет лишний гриб; объясняет, почему он лишний (мухомор - несъедобный гриб). Стрелками от грибов к корзинке ребенок указывает, какие грибы можно собирать; раскрашивает грибы и корзину. Можно предложить ребенку нарисовать в корзине и назвать другие съедобные грибы.

    Ребенок указывает и называет гриб, в названии которого есть звук [у]; определяет место этого звука в слове (мухомор - [у] в середине слова). Предлагаем ребенку вспомнить, в названиях еще каких грибов есть [у]; определить место этого звука в каждом названии (горькушка, груздь, волнушка); сказать, какие это грибы (съедобные).

    6. Игровое упражнение «Кто как кричит?»

    Цели. Учим ребенка звуковому анализу и синтезу слов Ау и Уа. Учим писать («печатать») эти слова и составлять их звуковую схему.

    Ход игры. Ребенок рассматривает картинки, определяет, что кричит каждый из нарисованных детей.

    Производим звуковой анализ слова Ау.

    Выкладываем слово из разрезной азбуки (если занятие проходит в группе - выкладываем, затем пишем на доске). Под словом выкладываем его звуковую схему (рядом два красных квадрата, обозначающих гласные звуки). Аналогично выполняются задания со словом Уа.

    Ребенок обводит по точкам буквы под картинками; произносит слова, которые должны быть написаны под каждой картинкой (Ау, Уа); дописывает их самостоятельно; под словами рисует их звуковые схемы; раскрашивает картинки.

    7. Игра «Обведи правильно написанную букву»

    Цели. Закрепляем образ буквы Уу. Учим ребенка узнавать знакомую букву, написанную точками. Учим комментировать процесс написания буквы.

    Ход игры. Ребенок выбирает и обводит по точкам правильно написанную букву, называет ее и самостоятельно пишет в пустых клетках, одновременно комментируя процесс написания.

    Публикации по теме:

    Цели занятия: коррекционно-образовательные: - дать детям понятие о механизме образования звука (Ц с опорой на различные виды контроля;.

    Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный и твердый звук [Ц]. Буква «Ц» Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный, твердый звук [Ц]. Буква (Ц)» Цель: Познакомить со звуком [Ц] буквой (Ц). Задачи: Закрепить.

    Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук [Р]-[Р’]. Буква Р» Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук Р (Р’). Буква Р» Цель: Познакомить со звуком{ Ри Р`} и буквой (Р,р). Задачи: Закрепить.

    Конспект занятия по обучению грамоте «В гостях у сказки». Звук [C] и буква С» Возрастная группа: подготовительная Форма НОД: занятие Форма организации: подгрупповая Программные задачи: 1. Коррекционно-образовательные:.

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква [ц]» Конспект занятия в подготовительной по обучению грамоте «Звук и буква Ц» Звук и буква Ц. Подготовила учитель-логопед:Веселова Т. В. Цели:.

    Программное содержание:

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по обучению грамоте: «Звук А, буква А.»

    (подготовительная группа)

    Программное содержание: уточнение артикуляции звука; закрепление навыков четкого произношения звука [а]; ознакомление с буквой «А»; развитие речевого дыхания, внимания, фонематического слуха и фонематического восприятия; вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

    Ход НОД:

    1. Организационный момент

    В.: Дети, сегодня мы познакомимся со Слышем и Буковкой.

    2 . Основная часть

    Знакомство со звуком А.

    В.: Дети, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуком А и буквой А.

    Для начала, внимательно послушайте меня. Я сейчас назову слова, а вы должны будете догадаться, какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов.

    Слова: август, аист, адрес, астры, альбом.

    В.: Какой звук вы слышали в начале слов? Правильно, это звук А!

    Злата, покажи, как девочка укачивает куклу: А – А – А

    Так, а когда врач нам смотрит горлышко, какой звук он просит произнести? Дима: А – А – А.

    Уточнение артикуляции.

    В.: А теперь возьмем в руки зеркала. Посмотрите, как я произнесу звук А.

    Губки в спокойном состоянии;

    Ротик открыт широко;

    Язычок спокойно лежит во рту;

    Горлышко «работает».

    В.: Произнесите звук А. У всех работает горлышко? Положите руку на горлышко, следите за тем, чтобы оно работало!

    В.: Так, молодцы! Отложите зеркала на край стола.

    В.: Звук А – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды.

    Упражнения в произнесении звука А.

    Игра «Длинный – короткий»

    В.: У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длину полоску, то вам нужно долго пропеть звук А, а если покажу короткую – коротко.

    Игра «Эхо»

    В.: Ребята, а вы когда-нибудь слышали про эхо? Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только услышать. Эхо всегда в точности повторяет то, что слышит. Давайте с вами поиграем в одну игру. Где каждый из вас по очереди будет эхо. Я буду говорить громко, а эхо будет повторять тихо. Всем понятно? Начнем!

    Аист, Аня, Алик, Апельсин, Арбуз…

    Развитие фонематического слуха

    Игра «Поймай звук»

    В.: Так, дети, вам нужно будет поймать звук А. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши.

    Среди звуков, среди слогов, среди слов

    Физкультминутка

    Гриша шел - шел - шел, (Шагаем на месте.)
    Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
    Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
    Два - грибок, (Наклоны вперед.)
    Три - грибок, (Наклоны вперед.)
    Положил их в кузовок. (Шагаем на месте.)

    Работа с демонстрируемым материалом

    Воспитатель выставляет картинки с изображением мальчика и девочки. Мальчика зовут Коля, девочку зовут Варя.

    В.: Ребята, давайте картинки, в которых звук А стоит в начале слова, подарим Мальчику Коле, а в которых звук А стоит в середине слова, подарим девочке Варе.

    Знакомство с буквой А.

    В.: Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук А на письме обозначается буквой А.

    Высока и стройна буква А.

    Очень похожа на арку она.

    На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)

    В.: Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.

    Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные - сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

    В.: Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.

    Подведение итога НОД.

    В.: Какой звук был сегодня на занятии? А какая буква? Как звали мальчика и девочку? Доскажи словечко до конца: ос…а, кос…а, лис…а, лун…а, ложк…а.


    «Звук и буква «И»

    Цель: Закрепить навыки различения и произношения звука «И»; учить выделять звук в начале, середине, конце слова, подбирать родственные слова; познакомить с понятием «мягкий согласный»; формировать навыки анализа и синтеза слогов, чтения слогов; работать над предложением; развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.

    Оборудование: Предметные картинки на звук «И», карточки для определения позиции звука в слове, наборы для составления схем слогов, предложений, кассы букв и слогов, демонстрационные домики для игры «Найди свой домик».

    Ход занятия:

    1. Логопед обращает внимание детей на букву из азбуки в картинках и предлагает назвать её, произнести звук, который она издаёт.

    Дети произносят звук «И», дают ему характеристику: гласный, поётся.

    При произнесении звука «И» воздух не встречает преграду, звук можно

    произносить долго, можно петь, губы растягиваются, воздух проходит в

    более узкую щель, чем при произнесении звуков «А», «О».

    Что такое звук?

    Что такое буква?

    2. Фонетическая зарядка.

    Как кричит осёл? (и-а, и-а)

    Как кричит лошадь? (и-го-го)

    3. Чистоговорки, языколомки, скороговорки со звуком «И».

    Индюку и лучший друг

    Скажет честно: «Ты-индюк!»

    Индюк из города идёт,

    Игрушку новую везёт.

    Игрушку не простую-

    Индюшку расписную.

    4. Определение места звука «И» в слове. (работа по карточкам)

    В какой позиции слышен звук «И» в словах?

    грабли, пила, ослик, кино, икра, игра, слива, иволга, аист, мир, кефир.

    5. Подбор родственных слов.

    Слова: игра, игрушка, игрушечный, игривый, игрун – похожи на одно

    слово «Играть», это - семья слов, это - родственные слова.

    Закончите предложение подходящим словом из этой семьи родственных

    слов.

    Словесная игра «Доскажи словечко»:

    Знает наша детвора:

    Прятки – лучшая … (игра)!

    Всех ребят хотим собрать,

    В прятки будем мы …(играть)!

    Наш щенок такой шалун,

    Забияка и … (игрун)!

    Мой котёнок шаловливый,

    Очень ласковый, … (игривый)!

    У малышки – погремушка,

    Очень шумная … (игрушка)!

    6. Знакомство с буквой «И».

    а) Показ буквы.

    б) Сколько элементов в букве?

    в) Прорисовывание буквы в воздухе.

    Физкультминутка.

    Дети маршируют на месте. На звук «А» останавливаются, на звук «У» приседают,

    на звук «И» хлопают в ладоши.

    7. Логопед: Звуки иногда дружат. Если дружат одни гласные – то получается слияние, а если гласный звук дружит с согласным – слог. Давайте послушаем, что получится, когда дружат согласный и гласный «МА», «КУ», «НЭ» согласные в этих случаях звучат твёрдо, потому что гласные с которыми они дружат – сердитые, строгие. Когда же согласные дружат со звуком «И», то они становятся мягкими, потому что звук «И» - добрый: «МИ», «ЛИ», «НИ».

    Обозначаются мягкие согласные фишками зелёного цвета.

    8. Анализ и синтез слогов.

    Логопед произносит слоги с мягкими и твёрдыми согласными, дети

    выкладывают слоги в кассах, отмечают их фишками.

    Сколько звуков? - Какой первый звук? - Какой второй звук?

    9. Упражнение «Трансформация слогов».

    В слоге «КА» заменить согласный звук «К» на согласный звук «М».

    В слоге «ВО» заменить гласный звук «О» на гласный звук «И».

    Проверить фишки.

    10. Дидактическая игра «Найди свой домик».

    У детей карточки со слогами, их нужно разместить в домики: мягкие –

    с зелёной крышей, твёрдые – с синей.

    11. Микрорассказ для определения количества слов в предложении.

    «В лесу».

    Зина и Зоя гуляли в лесу. Они искали землянику. Но вот они заметили змею.

    Девочки испугались змеи.

    Составить схему последнего предложения.

    12. Работа в тетради.

    13. Итог занятия.