Красный барон летчик. Красный барон: лучший пилот в истории авиации (8 фото). Не прощай, а до свидания

Риттмайстер (ротмистр) Манфред фон Рихтгофен – знаменитый Красный Барон, лучший ас и, без сомнения, самый известный летчик Первой мировой войны. С лета 1917 года он командовал 1-й истребительной эскадрой (JG I), больше известной как «Цирк Рихтгофена», и погиб в боевом вылете 21 апреля 1918 года. Кто же сбил Красного Барона?

21 апреля в 10:30 утра с аэродрома Капи взлетели «Фоккеры»-трипланы истребительной эскадрильи Jasta 11 – всего 10 машин в двух звеньях, одно из которых повел сам Рихтгофен. Над Соммой они встретили «Альбатросы» из Jasta 5 (численность неизвестна, но вряд ли более десятка машин), а с другой стороны фронта туда же подошли три пятерки «Кэмелов» из 209 Sqn RAF. Кроме того, в этом районе находилось еще несколько немецких разведчиков и пара R.E.8 из 3 Sqn AFC.

В долгом, но не особенно результативном для обеих сторон бою приняли участие все перечисленные выше самолеты. Спустя полчаса маневров и стрельбы противники разошлись и вернулись на свои базы. Время шло, все «Фоккеры» один за другим совершили посадку, но красный самолет на аэродром так и не вернулся.

После разбора полетов и опроса передовых артиллерийских наблюдателей было установлено, что ротмистр погнался за одним или двумя «Кэмелами», сумел одного из них сбить, но затем совершил вынужденную посадку, предположительно из-за отказа двигателя или повреждений от огня с земли. Немцы решили, что Рихтгофен попал в плен, и были настолько в этом уверены, что когда два дня спустя до них дошло известие о проведенных союзниками похоронах летчика, они предположили, что барона просто расстреляли после приземления, отомстив за гибель множества британских пилотов. Однако вскоре эта версия благополучно забылась, и наиболее вероятной стали считать гибель командира JG I от зенитного (пулеметного) огня.

Союзникам тоже было небезынтересно знать, кто же сбил немецкого аса. Они даже провели небольшое расследование, пусть и без лишнего фанатизма (вскрытие тела, например, делать не стали, ограничившись поверхностным осмотром). По его результатам победителем был признан командир флайта «A» 209-й эскадрильи капитан Артур Рой Браун, для которого этот успех стал десятым и последним. У некоторых членов комиссии имелось «особое мнение», но оно было проигнорировано, не в последнюю очередь из политических соображений: немецкого аса должен сбивать британский летчик- истребитель, а не безвестный пулеметчик с земли.

Капитан Браун перед своим «Кэмелом» с серийным No B7270, на котором он участвовал в бою 21 апреля

За прошедшие десятилетия историки собрали всю возможную информацию о событиях того дня. «Кэмелы» 209-й эскадрильи вступили в бой в 10:45 (немецкое время на час больше). Один из новичков, 2-й лейтенант Уилфред Мэй, нарушил приказ «держаться в стороне от драки» и пошел в атаку. Он обстрелял сначала один «Фоккер», затем другой, после чего с отказавшим оружием оказался в центре схватки. Вспомнив другое указание: «уходить на запад в случае опасности», Мэй так и поступил, однако попался на глаза Рихтгофену.


«Фоккер» Dr.I с серийным No Dr425/17, на котором Рихтгофен ушел в свой последний полет

Когда рядом с «Кэмелом» прошли трассы очередей, британец обернулся и в ужасе увидел за собой красный триплан. Позже Уилфред вспоминал, что спасся лишь благодаря собственному неумению летать: он беспорядочно работал рулями, и маневры машины были непредсказуемы как для него самого, так и для противника. В ходе боя оба самолета на малой высоте уходили на северо-запад. Капитан Браун пришел на помощь ведомому. Переведя самолет в пикирование, он быстро догнал неприятеля, но из-за слишком высокой скорости, чтобы избежать столкновения, вынужден был уйти вверх после короткой очереди. После этого Рихтгофен еще не менее полутора километров (40 секунд) преследовал Мэя, продолжая вести огонь. Затем «Фоккер» начал разворот с набором высоты, но, потеряв скорость, свалился на крыло и врезался в землю возле пикардийской деревушки Во-сюр-Сомм.

В промежутке между атакой Брауна и падением красный триплан обстреливали три зенитных пулемета. Сначала огонь по нему вел «Виккерс» сержанта Седрика Попкина из 24-й австралийской пулеметной роты, затем аэроплан попал в зону эффективного огня двух «Льюисов», прикрывавших 53-ю батарею 14-го австралийского полка полевой артиллерии (пулеметчики – рядовые Роберт Бьюи и Уильям Эванс). У места падения немецкого самолета была сразу выставлена охрана, но едва стало известно имя погибшего летчика, машину буквально растерзали охотники за сувенирами. Тело аса осматривали по меньшей мере три раза, и все врачи сошлись на том, что Рихтгофена поразила единственная пуля, выпущенная сзади-сбоку и прошедшая навылет.


Обломки «Фоккера» Рихтгофена на аэродроме 3-й эскадрильи Австралийского Воздушного Корпуса в Бертангле (http://www.awm.gov.au)

По расположению входного и выходного отверстий можно было приблизительно установить угол попадания пули: 37° сзади и 12° снизу (за начало отсчета принята прямая, проходящая справа налево в горизонтальной плоскости). В зависимости от того, сидел ли летчик прямо или оглядывался назад, прижался к спинке сиденья или наклонился вперед, выстрел мог быть сделан в секторе от 11° вперед до 58° назад и от 12° вниз до горизонта. Получилось, что роковая пуля могла прилететь как с земли, так и с воздуха. Правда, если пуля срикошетила от кости, то все эти расчеты теряют смысл.


«Кэмел» Артура Брауна и «Фоккер» Манфреда фон Рихтгофена (рисунок Михаила Быкова)

В Канаде в музее хранится пилотское сиденье, снятое, как считается, с самолета Рихтгофена. На нем отсутствуют какие-либо отверстия, за исключением крепежных. Если оно действительно с красного триплана, то можно сделать вывод не в пользу Брауна: он стрелял вдогон, а значит, в спинке сиденья должна быть пробоина. В настоящее время большинство историков склоняется к тому, что самый результативный летчик-истребитель Первой мировой войны был сбит огнем с земли.

Вечером 22 апреля Манфреда фон Рихтгофена со всеми воинскими почестями похоронили на кладбище городка Бертангль, в 7 км к северу от Амьена. Британская пресса опубликовала некролог:

«Манфред фон Рихтгофен мертв. Он был храбрецом, аристократом и настоящим бойцом. Пусть он покоится с миром».

В избранное

Профессия : Спортсмен

Возраст :

Доход :

Михаэль родился 3 января 1969 года в городе в Германии. С юных лет стало ясно, что мальчик испытывает непреодолимую тягу к соревнованиям и машинам. Уже в четыре года удалой Шуми носился по двору на карте, сделанном его отцом из обычной газонокосилки. Через год, видя азарт сына, он сконструировал для Михаэля настоящий карт с двигателем от мотоцикла. На нем Шумахер и завоевал свой первый кубок. Он стал самым маленьким участником состязания среди юниоров, но даже тогда мало кто мог подумать, что из мальчугана вырастет серьезный гонщик – будущий Железный принц.

Свое пристрастие к гонкам Михаэль списывал на энтузиазм отца, который всячески подбадривал и помогал ему в состязаниях. В остальном будни мальчика ничем не отличалась от ритма жизни его приятелей и одноклассников. Он увлекался дзюдо, любил играть с друзьями в футбол, а после школы собирался идти учиться на механика, казалось, его дальнейший путь уже расписан и в нем нет место неожиданным поворотам. Но в 11 лет перед невероятно успешным юным чемпионом встал выбор – отправляться на соревнования по дзюдо или на картинговые гонки. Михаэль выбрал дзюдо и оказался лишь третьим. Тогда-то он понял, что выбрал неверную дорогу.

Семья Михаэля была очень небогатой, поэтому денег на оплату столь дорогого занятия у родителей действительно не хватало, но мир не без добрых людей. Помог молодому Шумахеру Юрген Дилк – друг их семьи. Именно он и купил для парня новенький блестящий карт. Этот человек и дальше активно помогал Михаэлю.

И как часто это бывает, жизнь дала талантливому гонщику шанс: по воле случая Шумахер попал в Формулу -1. Так начался легендарный рост карьеры знаменитого на весь мир гонщика. В самом начале его даже поставили вторым пилотом с известнейшим трехкратным чемпионом мира Нельсоном Пике. Но это никак не повлияло на Михаэля, потому что авторитетов и кумиров для него не было, зато было непреодолимое желание стать лучшим и побеждать независимо ни от чего. Он был уверен в себе и своих силах, а это значит очень многое. Плюс стремление быть первым – и вот Шумахер пятый, а легендарный Пике далеко позади.

В 1996 году после подписания контракта с Ferrari он становится ведущим пилотом этой команды. Кроме того, агрессивный и педантичный гонщик оказал на нее хорошее влияние, в результате члены команды стали более аккуратными и более внимательными к деталям.

1999 год был для Шумахера очень сложным – он попал в ужасную аварию, буквально влетев на огромной скорости в стену из покрышек. В результате болид сильно разбился, а сам гонщик значительно пострадал. Но уже через две операции Михаэль, не привыкший сдаваться так просто, вернулся в большой спорт и тренировки были продолжены. Шумахер стал чемпионом мира целых семь раз, завоевал огромное количество титулов и медалей, стал кумиром и мечтой многих мальчишек.

Читай больше историй в книге

100 Историй
Успешных детей

3 января исполняется 49 лет одному из величайших автогонщиков в истории, семикратному чемпиону мира в классе "Формула-1" . Имя легендарного спортсмена стало нарицательным, его слышали даже те, кто ни капельки не понимает в автоспорте. А водителей, любящих быструю езду, и сейчас порой называют "шумахерами".

К сожалению, Красный Барон не сможет в этот день сесть за праздничный стол с семьей или принять поздравления от миллионов поклонников со всего света. Вот уже четыре с небольшим года он ведет главную гонку в своей жизни. И как ни печально, похоже, Михаэль проигрывает этот заезд, в котором его соперником является смерть.

ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ

Похоже - потому что о состоянии Шумахера в последние пару лет сложно сказать что-то определенное. Сразу после трагического инцидента в 2013-м его семья во главе с женой Коринной приняла решение подробно не информировать публику о ходе лечения и восстановления спортсмена. И соблюдает этот обет до сих пор, несмотря на критику.

Здоровье Михаэля - не публичное дело, - еще раз подтвердила недавно менеджер немца Сабина Кем. - И мы продолжим политику не комментировать его состояние. Нужно защищать его личную жизнь. У семьи есть на это полное право, в том числе и с юридической точки зрения.

Как бы то ни было, но информация о здоровье Шумахера в последние четыре года и вправду крайне отрывочна и далеко не полна. А порой и вовсе носит откровенно сомнительный характер.

В ОЖИДАНИИ ЧУДА

Что же известно достоверно? В конце 2013 года Шумахер на рождественских каникулах отдыхал в компании семьи и друзей на курорте Мерибель во Французских Альпах. 29 декабря спортсмен вместе с сыном катался на горных лыжах. Спускаясь по небезопасному склону между двух оборудованных трасс, Михаэль упал, пролетел под гору около 30 метров и ударился о камни с такой силой, что раскололся горнолыжный шлем. Но врачи сходятся во мнении, что именно шлем и спас жизнь гонщика.

Впрочем, Шумахер все равно получил тяжелую травму головы и прямо с горы был отправлен вертолетом в больницу Гренобля, где перенес две нейрохирургических операции. После них он из-за повреждения головного мозга был погружен в искусственную кому. Жан-Франсуа Пайен, бывший врачом Шумахера на протяжении первых девяти месяцев после инцидента, предсказывал, что его пациент полностью восстановится примерно за три года. Но и эти прогнозы оказались чересчур оптимистичными. Хотя в первые месяцы доктора и родные не раз говорили, что "чувствуют прогресс" в состоянии спортсмена.

В июне 2014-го Михаэля вывели из комы и перевели из реанимации на реабилитацию. Ее он начал проходить в Швейцарии - Шумахера перевели в больницу при университете Лозанны. А в сентябре того же года семья перевезла гонщика домой - в поместье на берегах Женевского озера.

Учитывая полученные повреждения, ему удалось добиться определенных успехов, - говорилось в официальном заявлении. - Но впереди еще долгий и трудный путь.

И вот после этого информация о состоянии Шумахера почти перестала поступать. По крайней мере, достоверная. СМИ в 2014-м сообщали, что гонщик "парализован, передвигается в инвалидной коляске и у него проблемы с памятью", в 2016-м - что он "может сделать несколько шагов", но эти сведения были опровергнуты через суд, в 2017-м - что его "планируют перевезти на лечение в американскую клинику в Техасе". По данным прессы, Михаэль последние месяцы находится в коме, из-за чего его вес уменьшился до 45 кг, а рост сократился на 12 см, и спасти легендарного гонщика может только чудо, хотя на медицинские расходы семья Шумахера за четыре года потратила более 20 миллионов евро.

ПЛЮС 200 МИЛЛИОНОВ

При этом Красный Барон продолжает оставаться одной из самых популярных личностей в мире автоспорта. Его официальные страницы в социальных сетях регулярно обновляются и имеют огромное количество подписчиков - на Фейсбуке их полтора миллиона, до сих пор хорошо продаются различные товары с символикой Шумахера, а его чемпионский автомобиль 2001 года был продан на известном аукционе за 7,5 миллиона долларов. Семья Михаэля основала движение KeepFighting, которое к настоящему моменту превратилось в полноценный благотворительный фонд. И если в 2010-м личное состояние Шумахера составляло около 600 миллионов евро, то согласно последним данным журнала Forbes, сейчас оно увеличилось почти до 800 миллионов.

Неплохо идут дела и у его детей. Сын Шумахера Мик, который в тот злополучный день в 2013-м был вместе с отцом на горнолыжном склоне, уже отпраздновал 18-летие и мечтает повторить карьеру Шумахера-старшего в автогонках. Он еще в детстве начал заниматься картингом, а сейчас является вполне перспективным пилотом европейской "Формулы-3". Не исключено, что через пару лет мы увидим его в Королевских гонках.

20-летняя дочь Шуми Джина-Мария тоже не может жить без лошадиных сил, хотя и выбрала другой путь - она занимается верховой ездой в так называемом западном стиле. Сказалось то, что семья Шумахеров владеет крупным ранчо в Техасе. Девушка добилась заметных успехов в стремительно набирающей популярность дисциплине "рейнинг" - на ее счету две золотых медали прошедшего в августе юниорского чемпионата мира, в личном и командном зачетах.

Фильм представляет собой скомканную мешанину отрывков жизни и фантазий на тему… Нас протаскивают по далеко не самой долгой жизни Манфреда Альбрехта фрайхерр фон Рихтгофена , лучшего пилота первой мировой войны, Красного Барона , имя которого уже давным давно стало нарицательным и остаётся на устах до сих пор… но что нам показывают? Фильм местами чертовски напоминает «Эскадрилью «Лафайет» ». Настолько, что с души воротит… Это не значит, что я плохого мнения о творении Тонни Билла — нет, Эскадрилья хороший фильм… на любителя, но достойный, впрочем, и «Красный Барон » так же весьма достойное кино, если забыть о том, что речь идёт о легендарном пилоте !

Серьёзно, военных драм снято море и я ума не приложу зачем было снимать ещё одну историю о простом человеке и о том, как его меняет война… Нет, понятное дело, что обойти этот аспект было бы невозможно, но зачем настолько фокусироваться на нём игнорируя основную составляющую — уникальные навыки пилота. Вот скажите вам было бы интересно смотреть фильм о, допустим, великом боксёре, где непосредственно боксу было бы уделено едва ли 1/10 экранного времени? Или, скажем о каком-нибудь великом гонщике, где не было бы гонок?

Но именно тема высококлассных полётов в картине и не раскрыта. Если говорить серьёзно, то я насчитал три сцены, самая насыщенная из которых была в начале, послабее в середине и унылая в финале, когда два брата-аса играют в гляделки на фоне дымных росчерков в небе под музыку призванную нагнать саспенса. Ну и дальше финал — панихида, где все дружно (включая и самого барона ) провожают ещё не сбитого Рихтгофена в последний путь под заунывную музыку… Ужас.

Но, ладно, допустим я ждал одного, а режиссёр хотел показать другое. В конце-концов это мои проблемы, потому давайте поговорим о том, что волновало Николая Мюллершёна .

Тема военной драмы и трагичных историй жизни на фоне глобальных противостояний не нова. Я на вскидку с трудом смогу вспомнить хотя бы десяток фильмов о войне, где авторы не касались бы этого, а показывали бы именно войну. Обычно точка фокуса всё-таки находится на одном герое и его эволюции в крайне экстремальных условиях.

Что же живописует нам «Красный Барон»?

Во-первых , безусловно не заезженную тему Первой Мировой войны и отдельной, только формировавшейся в то время касты пилотов. Тема интересная и плодовитая. Но реализация, мягко говоря не порадовала (об этом позже ).

Во-вторых , историю взросления совсем ещё юного барона, который матереет просто на глазах.

В-третьих , довольно посредственную историю любви.

А теперь возвращаемся к реализации.

Не знаю как кому, но лично меня очень сильно доставала скачка авторов по датам и какая-то урывочно невнятная раздробленность повествования… Честное слово я видал множество примеров, когда за 100 минут авторы умудрялись внятно рассказать значительно более продолжительные по времени истории и им не приходилось при этом устраивать чехарду по датам, разницы между которыми просто нет.

Ей богу, мне абсолютно не понятно почему разбивка такова, как она сделана в фильме. В этих, условно говоря, главах нет никакого серьёзного смысла и никаких реально знаковых событий. Кажется, что режиссёр просто взял книгу с биографией Барона и, пролистав её, случайным образом выбрал несколько кусков из которых потом и скомпоновал повествование.

Периодически наблюдать за происходящим становится скучно и спасает разве что адекватная игра актёров и в целом приятная реализация технической части. Да, хвалить этот фильм есть за что — актёры прекрасно справились со своими ролями, хотя пилоты и не добрали в плане легендарной суеверности, но в остальном вполне себе… Не отстаёт и масштабная часть, хотя компьютерная графика всё же различима, но это мелочи.

Не смогли в этих метаниях по войне сохранить и любовную линию. Абсолютно не понятно почему Кейт (Лина Хиди ) раз за разом оказывается в непосредственной близости об Манфреда (Маттиас Швайгхефер ) и каким образом между ними появляется хоть какое-то чувство. Тем более наиграно выглядит сцена, когда сбитый Барон, просыпаясь в больнице обнаруживает у своей постели именно ту медсестру, которую бы и хотел там видеть… Кстати, если уж разбираться, то я так и не понял, где Кейт работала… Она то ковыряется в раненых на линии фронта, то работает в прифронтовом палаточном госпитале, то неожиданно оказывается в нормальном военном госпитале… Я конечно понимаю, что война не располагает к оседлости, но всё же как-то странно.

Опять-таки, если верить информации википедии, то Красный Барон не улетал ни на один вылет не получив поцелуй от возлюбленной на удачу (это к вопросу о суеверности ), но этот момент в фильме почему-то даже не затронули.

Стоит ли смотреть это фильм? Если вам нравятся драмы и даже в некотором смысле трагедии, фильмы о войне, исторические фильмы — безусловно стоит, хотя бы из-за не избитости темы и временных рамок, но ждать какого-то откровения явно не стоит.

Стоило немецким пехотинцам увидеть его красный самолет над своими позициями, их моральный дух возрождался. Для врагов этот красный самолет был вестником скорой смерти. Ведь все знали, что летчик-ас, летчик-легенда, Манфред фон Рихтгофен - бог. Бог, красящий крылья своего самолета в цвет крови...

Манфред фон Рихтгофен родился 2 мая 1892 года в городе Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) в семье прусского аристократа, а это значило, что карьера военного была ему предопределена. По окончанию военного училища в Вальдштадте, он поступил в военную академию и стал отличным стрелком и наездником. В 1912 году в чине лейтенанта он начал службу в конном полку. В августе 1914 года мирный ритм армейской службы был прерван войной. Манфреда назначили командиром подразделения, участвовавшего в наступлении на Россию. Вскоре его роту перебросили на западный фронт. Однако война во Франции была не для кавалерии: человек на лошади среди траншей и колючей проволоки был бы просто беспомощной мишенью для вражеских пулемётов. Как и союзники, Германия держала кавалерию в арьергарде, тщетно ожидая прорыва. Рихтгофену приходилось исполнять обязанности интенданта. Возня с бумажками, нудные хозяйственные дела превратили мечты о боевых подвигах в нечто несбыточное. У молодого офицера было достаточно много времени, чтобы наблюдать, как над головой зарождалась новая форма военных действий. Это давало возможность избавиться от скуки и окопной грязи. Рихтгофен начал учиться профессии наблюдателя и вскоре был переправлен на восточный фронт, где регулярно участвовал в разведывательных полётах. Наступило время моторов, и бывший кавалерист пересел с коня на самолёт. Он понял, что полёты - это его стихия. Манфред писал матери: "Я ежедневно летаю над войсками врагов и докладываю об их передвижении. Три дня назад доложил об отступлении русских. Ты не представляешь, как я был счастлив."

В августе 1915 года, Рихтгофен был перенаправлен на западный фронт в сверхсекретное соединение под кодовым названием "Бригада голубей", предназначенное для бомбардировочных операций. Закончив к Рождеству того же года тренировочный курс и получив долгожданные крылышки, новоиспечённый пилот смог наконец полностью удовлетворить свои амбиции. Готовясь к боевым вылетам, Рихтгофен привинтил к верхнему крылу своего самолёта-разведчика пулемёт.
Теперь воздушные бои выглядели иначе, чем в начале, когда пилоты использовали карабины и револьверы. Скачок был совершён в феврале 1915 года, когда француз Ролан Гаросс установил стационарный пулемёт, стрелявший сквозь вращающийся пропеллер. Немецкий авиаконструктор Фоккер, изучив захваченный французский самолёт, придумал прерыватель, благодаря которому пулемёт выпускал пули лишь в тот момент, когда на их пути не было винта. Прерыватель Фоккера был поставлен на моноплан Айндеккер, который и стал первым настоящим истребителем. Пулемет на Айндеккерах стал адским бичом для практически беззащитных самолётов-разведчиков союзных сил. За десять месяцев террора, начавшегося в августе 1915 года, Айндеккеры практически расчистили небо от машин противника. В январе 1916 года штаб британских королевских ВВС отдал приказ сопровождать каждый самолёт-разведчик тремя истребителями в сомкнутом строю.

1 сентября 1916 года Рихтгофен переводится на Западный фронт. Он начинает свою карьеру в эскадрилье Jagdstaffel-2 на биплане "Альбатрос D. II". И хотя для всех Рихтгофен остался в памяти со своим трипланом "Фоккер Dr. I", подавляющее большинство своих полетов он совершил на бипланах "Альбатрос D. II" и "Альбатрос D. III".

17 сентября 1916 года Рихтгофен официально открывает счет своим воздушным победам -- сбитый самолет наконец упал там, где надо - на территории Германии. Два самолета, отправленных Рихтгофеном за первый год его летной карьеры на землю Франции, засчитаны не были.

4 января 1917 года Рихтгофен доводит свой счет до 16 воздушных побед, что делает его лучшим немецким асом из ныне живущих. 12 января он удостаивается ордена Pour le Merite. Ему поручают командование эскадрильей Jasta 11. Рихтгофен решает окрасить некоторые части своей машины в красный цвет, отчасти для того, чтобы свои наземные войска легко опознавали его в воздухе и не стреляли по нему. Также полагают, что он выбрал красный цвет из-за того, что он был цветом его подразделения уланской кавалерии. Поступок Рихтгофена породил целый ряд традиций: каждый аэроплан его эскадрильи тоже был покрашен в красный цвет (но в раскраске обязательно присутствовали и другие цвета - только командир эскадрильи, "красный барон" фон Рихтгофен летал на красной машине без других добавочных цветов), а позже английские летчики стали красить нос своих машин в красный цвет, выражая тем самым свое намерение подбить "красного барона".

Англичане также создали специальную эскадрилью для того, чтобы сбить "красного барона" -- так называемая "антирихтгофенская эскадрилья", или "антирихтгофенский клуб". Неудачно.

В апреле 1917 года Рихтгофен превзошел самого Бельке, своего учителя, сбив 40 сомолетов. Он стал орудием немецкой пропаганды. У союзников тоже были свои герои - имена таких асов как англичанин Болл и француз Гинемер стали легендой. Эти яркие личности, "рыцари воздуха", как их называли, прославились на весь мир. Из американских асов одним из лучших был Рауль Лафберри (16 побед), служивший раньше во французской эскадрильи Лафайетт. Но все эти герои погибли. Сначала Лафберри и Гинемер, а затем и Болл. Последний в жестокой схватке с Воздушным цирком сбил брата Рихтгофена Лотара, но тот остался жив, а Болл в этом же бою погиб. Только Красный Барон казался непобедимым. Он превратил воздушный бой в точную науку. Кроме того Рихтгофен стал отличным воздушным акробатом. Он расстреливал жертву с очень близкого расстояния, открывая огонь лишь в тот момент, когда был уверен, что сможет нанести смертельный удар по машине или самому пилоту. Манфред фон Рихтгофен не относился к разряду шутников, но однажды он сказал:"Я предпочитаю видеть лицо своего клиента". В июле 1917 года произошло невероятное - в жесточайшей схватке сразу с шестью ФЕ-2 Красный Барон был тяжело ранен в голову. Чудом избежав смерти, почти ослепший, в полубессознательном состоянии, он все-таки посадил свой Альбатрос. Через три недели он сбежал из госпиталя и с перевязанной головой повел своих пилотов в бой.


Fokker DR-1 Plans

Многие верили, что красным аэропланом на самом деле управляет женщина, некая немецкая Жанна д’Арк. Однажды эскадрилья фон Рихтгофена захватила в плен английского летчика, который, конечно же, стал допытываться, кто же летает на красном аэроплане. Сам он был твердо убежден, что им управляет девушка. Как описывает этот случай сам Манфред фон Рихтгофен: "Он был крайне удивлен, когда я уверил его, что эта гипотетическая девушка сейчас стоит прямо перед ним. Он не был настроен шутить. Он в действительности был убежден, что только девушка может сидеть в машине такой экстравагантной раскраски".

Враги называли Рихтгофена не только "красным бароном", но и "красным дьяволом" и "красным рыцарем". Когда красный аэроплан появлялся над вражескими позициями, все уже знали, что, пока он остается здесь, небо будет принадлежать немцам. Ибо все свято верили, что "красный барон" непобедим. Боевой дух в войсках сразу же резко падал.

Превосходство в воздухе часто зависит от чуть большей скорости, чуть более крутого виража, чуть большей скорострельности пулемёта и, конечно, от умения пилота выжать всё из этих преимуществ. Было немало пилотов не хуже чем Манфред фон Рихтгофен, но он умел бороться до конца. 16 Ноября 1917 года его наградили орденом "За личную храбрость". Тогда же он был назначен командиром Jasta-2. В отличие от британских ВВС, немцы собирали своих лучших пилотов в элитные подразделения. Под командованием Рихтгофена служил и его брат - Лотар, закончивший войну с 40 победами. Их разноцветные самолёты дали подразделению прозвище "Воздушный цирк". При дальнейшей реорганизации немецких ВВС в июне 1917 года, Манфред фон Рихтгофен командовал уже четырьмя группами Jasta, собранными в боевое крыло Jagdgeschwader-1.

Слава Рихтгофена объяснялась и тем, что с сентября 1917 года и до дня своей гибели в апреле 1918 года, на красном Фоккере он продемонстрировал свое уникальное мастерство. Летая на этом триплане, Рихтгофен одержал 17 последних побед. Между тем сопротивление англичан в воздухе день ото дня усиливалось. Благодаря всё возрастающему числу самолётов нового поколения, баланс сил в воздушном пространстве покачнулся в сторону союзников. Среди их новых самолетов особенно выделялся СЕ5А, противостоявший трипланам Красного Барона, а также Сопвич Кэмел, чьё прозвище произошло от двугорбой формы кожуха, закрывавшего его спаренные пулемёты. К концу войны Верблюды сбили более 1300 немецких самолётов. Но число побед самого Рихтгофена все росло. Сопвич Пап, который он сбил летая на Фоккере, был 61 его победой. Английский пилот сбитого самолета Берд, взятый в плен Красным Бароном, был счастлив что хоть уцелел. Но один человек не в силах изменить ход событий, к тому же в апреле 1917 года Соединенные Штаты объявили Германии войну. Пять месяцев спустя боевая эскадрилья ВВС США вступила в битву на стороне англичан и французов. Американцы летали на английских и французских самолётах, так как собственных боевых машин у США пока не было. Однако само участие американцев в военных действиях резко подняло моральный дух союзников. Время работало против Германии.

К этому моменту Рихтгофен стал чем-то вроде национальной иконы. Но Красный Барон стал уставать от своей популярности и с большим удовольствием проводил свободное время с любимой собакой Морицем, чем с людьми. Казалось, что не только окружающие, но и сам Манфред фон Рихтгофен уверовал в свою исключительность и бессмертность. Он вел себя надменно, вызывая в людях уважение, но не поклонение.

Финальная глава Красного Барона началась 21 марта 1918 года, когда отборные части Германии ринулись в последнее наступление на Западном фронте. Пока наступала пехота, звено Яг-1 находилось на земле, но на рассвете 3 апреля трипланы поднялись в воздух. К 20 апреля на счету Красного Барона было уже 80 побед. Последней его жертвой стал Сопвитч Кэмел, расстрелянный почти в упор. И вот настал роковой для Рихтгофена день. 21 апреля его звено напало на два самолета - разведчика. Жестокая схватка над английской линией обороны вызвала зенитный огонь. На помощь своим разведчикам в воздух поднялась эскадрилья капитана Брауна. Рихтгофен сразу же выбрал себе лейтенанта Мэя, который в пылу боя расстрелял все свои патроны, и стал прижимать его к земле. Теперь они находились над районом австралийских войск. Пролетая совсем низко над вражескими траншеями, Рихтгофен нарушил одно из основных своих правил - никогда не подвергаться ненужному риску. Австралийские пулемётчики открыли огонь по пролетавщему над ними триплану. Во время преследования тщетно старавшегося увернуться Мэя, Рихтгофен подставил себя под находившийся под ним пулемёт. Преследователь стал преследуемым. На хвост Рихтгофена, поглощённого желанием добить противника, сел капитан Браун, пытавшийся достать пулемётной очередью красный Фоккер. Что случилось дальше, неясно. Известно только то, что по триплану стреляли и с земли, и с воздуха. Через минуту он рухнул в поле.

Тело Рихтгофена было в самолёте, и руки его все ещё сжимали штурвал. Скоро от оборудования Фоккера ничего не осталось - есть ли лучший сувенир, чем деталь самолёта знаменитого аса? Никто не смотрел под каким углом были сделаны пробоины в сбитом самолете и сколько их. На следующий день Рихтгофен был похоронен на кладбище у деревушки Бертангу. Вскрытия его тела не производилось. После поверхностного медицинского осмотра был сделан вывод, что Красного Барона убила пуля, выпущенная капитаном Брауном. Через десять дней Манфреду фон Рихтгофену исполнилось бы 26 лет. В ноябре 1925 года останки Красного Барона были перевезены в Германию и захоронены на Берлинском кладбище инвалидов.

Рихтгофен ушел из жизни, но вопрос о том, кто же выпустил убившую его пулю, остался открытым. После гибели Красного Барона генерал Роуленсон лично поздравил двух австралийских пулеметчиков Иванса и Буйе с победой над грозным асом. Однако пилоты подразделения британских королевских ВВС, которым командовал капитан Браун, твердо стояли на своем. Они утверждали, что честь победы принадлежит их командиру. Доказать что-либо было практически невозможно - самолёт Рихтгофена растащили на сувениры, очевидцы события показали, что Рихтгофен был ранен в ноги и живот, и на полу его кабины было море крови. В целом показания очевидцев свидетельствуют, что он был убит очередью с земли, а не пулей Брауна. Но правды мы не узнаем никогда.