Методы и приемы обучения творческому рассказыванию. Методика обучения творческому рассказыванию

Светлана Гожина
Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию

Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста . Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой , эмоциональной, выразительной.

Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагают владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи.

Развитие связной речи, возможно лишь на основе овладения родным языком, освоения его звуковой стороны, определенного словарного запаса, грамматического строя речи.

Поэтому в детском саду особое значение придается формированию навыков рассказывания . Детей обучают связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями. Рассказ - самостоятельно составленное развернутое какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) - более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования.

Серьезной задачей является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему) . Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен , поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям. Важно чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов , видели их пользу.

Рассказы могут быть описательными и сюжетными. В связи с этим для дошкольников можно выделить три категории рассказов :

1. Рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа ) ;

2. Рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа ) ;

3. Рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений).

Поэтому, только третья категория рассказов - в полном смысле слова творческая , которая требует от ребенка умения видоизменять имеющийся у него опыт, создавать из этого материала относительно новые образы и ситуации. Творческие рассказы могут опираться как на наглядную основу, так и на словесную : 1. Придумать события с героями картины, выходящие за пределы изображенного;

2. Придумать сказку об игрушечном зайчонке и бельчонке, которых ребенок держит в руках; 3. Придумать рассказ на предложенную тему «Как Сережа помог Наташе» .

Обучение творческого рассказывания занимает особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста .

Овладение этим видом рассказывания знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности. Творческое рассказывание играет важную роль в развитии словесно логического мышления, представляя, большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношении между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.

К творческому рассказыванию относят придуманные детьми рассказы (устные сочинения) с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов, логически построенным сюжетом и соответствующим языковым оформлением. Овладение навыками творческого рассказывания максимально способствует приближению ребенка к тому уровню связной монологической речи, который требуется ему для перехода к учебной деятельности в школе.

Так как составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о необходимых правилах построения рассказа - сообщения (зачин, развитие сюжетного действия, концовка, определение времени и место событий и др.).

Поэтому обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии формирования определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картинке , об игрушках и предметах, на предложенную тему и др.).

Ребенок, поступающий в первый класс, должен уметь ясно и правильно произносить все звуки и слова родного языка, владеть силу голоса, говорить в нормальном темпе, иметь четкую дикцию. Достаточно высокие требования предъявляются к активному словарю ребенка, к умению выбирать яркие, точные и убедительные слова.

Кроме того, он должен владеть грамматическим строением языка. Потому что все эти умения четко выступают в связном речевом высказывании, переданным ребенком в правильной, логически последовательной и выразительной форме. Так как ребенок строит свое высказывание, можно судить не только об уровне его речевого развития, но также и об уровне умственного развития.

Публикации по теме:

Проект «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 12 «Берёзка» Проект «Использование метода мнемотехники в обучении.

Конспект НОД по обучению творческому рассказыванию «Я - волшебник» (подготовительная к школе группа) Конспект НОД по обучению творческому рассказыванию «Я - волшебник»(подготовительная к школе группа). Цель: Воспитывать интерес к сказкам.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по обучению детей творческому рассказыванию Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по обучению детей творческому рассказыванию..

Консультация для воспитателей «Карты Проппа как средство обучения детей старшего возраста творческому рассказыванию» Консультация для воспитателей на тему: "Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию".

Обобщение опыта «Формирование связной речи, обучение рассказыванию детей с ОНР» Обучение рассказыванию детей с общим недоразвитием речи. Учитель-логопед МБОУ «Центр ПМСС» В. Л. Щеблыкина Речь, выступая в своём функциональном.

Обучение рассказыванию «Моя любимая игрушка» Обучение рассказыванию «Моя любимая игрушка». Цель: учить детей составлять рассказы из личного опыта. Побуждать детей выделять особенности.

Творческие рассказы

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Творческие рассказы
Рубрика (тематическая категория) Лекции и статьи

Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать ᴇᴦο содержание, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую ϶тому содержанию.

Для того чтобы составить хороший рассказ, необходимо знать ᴇᴦο композицию (завязку, кульминацию, развязку), владеть большим запасом слов, уметь построить содержание интересно и занимательно, точно и выразительно передать свой замысел.

Ребенок может научиться умению связно излагать свои мысли и сочинять рассказы только путем систематического обучения, путем постоянных упражнений. Существуют различные варианты творческих рассказов.

Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, ᴇᴦο завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Примером может служить незаконченный рассказ Л. А. Пеньевской ʼʼКак Миша варежку потерялʼʼ (см.: Хрестоматия для детей старшᴇᴦο дошкольного возраста. М., 1976). Воспитатель задает детям вопросы: ʼʼНашел ли Миша свою варежку? Как ϶то произошло? Кто ему помог?ʼʼ Это дает толчок творческому воображению детей. Однако ᴇᴦο необходимо направить так, чтобы дети создавали правдоподобные, жизненные ситуации. Если рассказы составляются однообразно, следует поговорить о том, что ещё могло произойти с Мишинои̌ варежкой, т. е. предложить различные варианты (должна быть, она зацепилась за куст или её утащил щенок и т. п.).

Обязательным условием является напоминание детям о том, чтобы они не повторяли сюжет товарища и придумывали свой вариант. Тематика рассказов самая разнообразная: ʼʼЧто случилось с Юройʼʼ, ʼʼКак Володя помогал Леночкеʼʼ, ʼʼСлучай в лесуʼʼ. Это должна быть и сказка: ʼʼПриключения зайцаʼʼ, ʼʼЧто сказал мне ежик по секретуʼʼ.

Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно.

Л. А. Пеньевская предлагает составлять план в естественно-разговорнои̌ форме. К примеру, в придумывании сказки ʼʼПриключения ежикаʼʼ воспитатель дает следующий план: ʼʼСначала расскажите, как ежик собрался на прогулку, что интересного увидел он по дороге в лес, и придумайте, что же с ним произошлоʼʼ. В дальнейшем, когда дети научатся составлять рассказы по предложенному плану, надобность в нем отпадает.

Придумывание рассказа по теме, предложеннои̌ воспитателем (без плана), дает ещё больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребенок выступает автором, самостоятельно выбирает содержание рассказа и ᴇᴦο форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут быть объединены однои̌ темой, например серия рассказов про Лену. ʼʼНовое платье Леныʼʼ, ʼʼКакая игрушка понравилась Лене в детском садуʼʼ и т. д. Дети учатся наглядно в образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа. (Рекомендация Э. П. Коротковой.)

Можно давать различные темы и для придумывания сказок о животных: ʼʼДень рождения лисыʼʼ, ʼʼКак заяц по лесу гулялʼʼ, ʼʼПриключения волкаʼʼ и т. д.

Самый сложный вид рассказывания - ϶то придумывание рассказа или сказки па самостоятельно выбранную тему. Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Данный вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом ʼʼКто интереснее придумает сказкуʼʼ.

Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные их товарищами, видеть д положительные и отрицательные стороны рассказов. Для ϶того воспитатель дает образец оценки, например, говорит: ʼʼМне понравилась сказка Оли. В ней интересно описаны приключения белки и её друзей. Оля рассказала свою сказку выразительно. Очень хорошо она называет белочку - ʼʼрыжая шубкаʼʼ.

Надо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой передано ϶то содержание, внимательно следить за тем, как дети в самостоятельнои̌ творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

Наиболее сложны для детей описательные рассказы о природе. Обучение ϶тому виду рассказывания вдет постепенно, под влиянием точных указаний педагога. Так, перед рассказыванием о конкретном времени года (ʼʼВеснаʼʼ, ʼʼМое любимое время годаʼʼ) нужно предложить детям рассказать сначала о погоде, потом о растениях и деревьях, о том, что бывает в ϶то время года с животными, как играют дети итрудятся взрослые. Можно предложить, например, такой план: 1) Чем весна отличается от зимы? 2) Какая погода бывает веснои̌? 3) Что происходит веснои̌ с деревьями и кустами? 4) Как живут веснои̌ птицы и звери? 5) Что люди делают на огороде и в садах?

На начальном этапе обучения творческому рассказыванию о природе полезно обращать внимание дошкольников на последовательность передачи содержания в рассказе. По мере освоения детьми умений составлять четкий а последовательный рассказ можно предоставить им возможность самим решать вопрос о плане в последовательности наложения.

Особый интерес представляют творческие рассказы, построенные на ʼʼравнении природных явлений (ʼʼЗима и летоʼʼ, ʼʼРека осенью и веснои̌ʼʼ, ʼʼЗимой и летом в лесуʼʼ). Такие темы создают широкие возможности не только для того, чтобы разнообразить содержание, но и для использования различных грамматических и синтаксических структур, в частности распространенных и сложных предложений.

В занятия по обучению рассказыванию можно включать небольшие словесные упражнения, связанные с тематикой занятия.

К примеру, в начале занятия, посвященного рассказыванию на тему ʼʼВеснаʼʼ, воспитатель дает детям задание подобрать эпитеты, сравнения, помогая тем самым овладеть элементарными средствами художественнои̌ выразительности.

Занятия такого типа могут начинаться с загадки о временя года (должна быть рассмотрена иллюстрация). Далее педагог предлагает придумать определения к слову небо: ʼʼКакое оно веснои̌? (Голубое, безоблачное, синее, приветливое, радостное, солнечное). А в дождливый день?ʼʼ (Хмурое, серое, черное, неприветливое, низкое и т. д.). Далее предлагается слово солнце (яркое, теплое, ясное, веселое, красное, золотое, румяное). Дети придумывают сравнения к слову ручеек (ручеек, как змейка, вьется; как колокольчик звенит; как будто змея в траве ползет). После ϶того они составляют рассказы о весне.

Прилетели грачи (рассказ Жени Р.)

Прилетели грачи. Землю клювом ковыряют, червяков ищут, прутики собирают. Стали они гнездо вить. Все трудятся: кто травку несет, а кто прутик. Много хлопот у грачей веснои̌!

Непослушные медвежата (рассказ Сережи К.)

Медведица, когда проснулась веснои̌, у нее в берлоге копошились медвежата. Медведица убрала снег и повела их на прогулку. Медвежата за ней побежали вприпрыжку, кругленькие, как комочки. Медведица подвела их к березе и стала копать яму и дала им сладкого корня. Эх, и вкусно было! На другой день медвежата одни побежали. Нашли корень, да не тот, не вкусный совсем. Мама вернулась и отшлепала их: ʼʼЭх вы, несмышленыши!ʼʼ

Хрустальный звон (рассказ Кати В.)

Веснои̌ был жаркий день. Сосульки на лед падали и звенели звонко я весело А вечером сосульки подмораживало, они становились длинней я длинней. А утром падали снова звонко и весело. И целый день веснои̌ слышен был хрустальный звон!

Дружба березки и травки (рассказ Светы Н.)

Был снег, а потом яркое солнышко пригрело, и снег растаял, а около березки выросла травинка. А когда поднялся ветер, травинка стала шептаться с березкой. Она ей говорила: ʼʼКак я рада, что тепло! Я буду расти!ʼʼ А березка сказала, что когда наступит май, она наденет свое нарядное зеленое платье.

Как просыпаются деревья (рассказ Наташи О.)

Солнышко веснои̌ пригрело и разбудило ручеек. Он потек, как змейка, разбудил все деревья. Они стали говорить: ʼʼКак хорошо, что пришла весна! Спасибо ручейку, что он нас разбудил!ʼʼ

Конечно, дети не сразу переносят в свои сочинения усвоенные средства художественнои̌ выразительности, но и в их рассказах постепенно будут появляться сравнения, эпитеты, интересные словосочетания.

Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить детям нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это явится хорошим толчком для развития детского творчества. Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшᴇᴦο обучения в школе.

Творческие рассказы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Творческие рассказы"2017-2018.

Кузьмина Н.А., учитель-логопед
высшей квалификационной категории

1. Творческие рассказы

Творческие рассказы требуют от ребёнка умения видоизменять имеющийся у него опыт, создавать из этого материала новые для рассказчика образы и ситуации.

Творческие рассказы могут опираться:

На наглядную основу (придумать события с героями картины, выходящие за пределы изображённого; придумать сказку о игрушечных зверятах.)
на словесную основу (придумать рассказ на предложенную тему «Как Ваня помог Маше».)

В практике работы допустимо смешение видов рассказа в одном высказывании: описав игрушку, которую он видит перед собой, ребёнок может рассказать, как её починили (по памяти); составляя расписание событий по картинке, ребёнок может дать имена героям, предположить их диалог (т.е. пофантазировать).

Воспитатель должен чётко разграничить задание:

Сначала рассказать только о том, что видишь,
потом припомнить что – то или сочинить.

В средней группе учат выразительно пересказывать сказки, рассказы, описывать предметы.

В старшей группе эти умения закрепляются и совершенствуются. Детей начинают учить более сложному:

Описывать предметы в сравнении,
рассказывать о событиях и фактах из своего опыта (по памяти),
составлять по картинкам описательные и повествовательные рассказы как с опорой на восприятие, так и с элементами творчества (по сюжетной картине – 3 квартал).

В старшей группе предъявляют более высокие требования к качеству рассказа ребёнка. Важны: связность, целенаправленность рассказа (не отступать от заданной темы), его подробность (указывать место и время действия).

2. Рассказы по воображению.

Для развития любой творческой деятельности дети нуждаются в образце (показе) способов действий. Существует ряд обучающих приёмов для развития творческого воображения детей при составлении творческих рассказов.

При обучении творческим рассказам важным является формирование правильного понимание детьми задания «придумайте».


Сопоставление детских рассказов из опыта и придуманных (на одну и ту же тему),
замена в рассказе фактического характера (из личного опыта) какой – либо одной детали или эпизода, придуманными дополнительно («выдумай, сочини»).

Лёгкий для детей приём – предложение воспитателем нескольких вариантов развития сюжета (предшествует рассказам детей). Вначале дети придерживаются тех вариантов, которые подсказал воспитатель, а затем придумывают свои.

Хороший приём для развития воображения – завершение детьми рассказа, начатого воспитателем (придумывание конца). Воспитатель предлагает завязку, которая допускает несколько логических развязок. («Как мишка потерял сапожки».)

Активизируют воображение и речь детей такие приёмы:

Дифференцировка темы к лицу рассказчика («Как мальчик…» «Как девочка…»)
включение в рассказ прямой речи героев.

Процесс становления монологической речи должен совершаться в единстве с развитием мышления.

Поэтому нужно помогать детям осмыслить содержание, которое им предстоит изложить, установить систему связей:

Пространственных (где происходит действие)
временных (когда происходит действие)
цели (зачем и для чего действовал герой таким вот образом)
последовательность (как разворачивались события)
причинно – следственные связи и т.д.

После освоения содержания, внимание детей переключают на овладение речевой формой: предлагается образец или план рассказа.

Все названные приёмы применяются дифференцированно в зависимости от умений детей и их речевого уровня.

3.Придумывание рассказа об игрушке.

Для занятий данного вида можно использовать образные игрушки, а также дидактические: пирамидки, матрёшки, погремушки и пр.

Первое занятие проводят с использованием демонстрационного материала.

Воспитатель, знакомя детей с заданием, может использовать образец рассказа, план и другие приёмы.

Например, показав игрушку, воспитатель предлагает детям придумать рассказ про мальчика, у которого была эта игрушка.

Примерный план рассказа:

Как оказалась игрушка у мальчика?
- Какая она была?
- Что он стал с ней делать?

На первых занятиях целесообразно начать с разбора первого и третьего пунктов плана, подсказав детям 2 - 3 варианта для составления рассказа (игрушку купили, подарили – кто, когда, по какому случаю; с игрушкой мальчик стал играть не один, а с другом или принёс в детский сад). По ходу занятия заслушиваются рассказы сначала об одной, а затем о других игрушках, которые поочерёдно показывает воспитатель. Если дети придерживаются одних и тех же вариантов и не проявляют творческой инициативы, воспитатель предлагает ещё 1 – 2 варианта развития сюжета (игрушку нашли – кто, где, когда). Новая завязка влечёт за собой изменение содержания рассказа. Это задание, как более сложное, даётся хорошо рассказывающим детям.


В тех случаях, когда дети уже овладели умением придумывать реалистические рассказы и знает много сказок, можно дать им задание придумать сказку об игрушке. Для начала целесообразно использовать игрушки – сказочные персонажи.

План сказки:

Какая игрушка попала ночью в детский сад?
- О чём она разговаривала с другими игрушками?

Сказка включает описание игрушки и диалог игрушек.

Разновидностью занятий, где игрушка статична, являются рассказы – инсценировки, которые придумывают сами дети. Ребёнок является драматургом, режиссёром и актёром одновременно, т.к. сам сочиняет сюжет, двигает игрушки по столу, рассказывает слушателям о действиях игрушек. Организация таких занятий продумывается воспитателем заранее: местоположение стола для показа инсценировки, хранение игрушек, положение рассказывающего.

На первых порах роль рассказчика затрудняет ребёнка, т.к. требует быстрой реакции, распределения внимания между показом и словом. Для этого на первом занятии воспитатель применяет образец рассказа, повторив его 2 – 3 раза и объяснив, как надо рассказывать.

Например: «Сегодня мы снова будем придумывать рассказы об игрушках, но не так, как раньше. Я приготовлю свой стол. Нужно сразу говорить и не передвигать игрушку на столе. Посмотрите, вот легковой автомобиль. Послушайте про него рассказ: - Однажды выехал водитель на работу (передвинуть машинку). Вдруг, он вспомнил, что не заправил машину бензином (остановить машину). Придётся повернуть обратно (повернуть машину). Набрал он бензин и быстро поехал на работу (быстро передвинуть машину)».

Воспитатель повторяет образец ещё раз, затем вызывает ребёнка.

Первый рассказ должен быть кратким и включает лишь несколько действий с игрушкой. На этом же занятии придумываются рассказы или сказки ещё про 2 – 3 игрушки. Если появляется игрушка, отличающаяся по характеру от предыдущих, надо снова дать образец рассказа, наметив его план (куда шёл…,что делал по дороге). На последующих занятиях можно использовать несколько игрушек, элементы декорации.

Полезны аналогичные занятия с раздаточным материалом. Воспитатель даёт детям одинаковые мелкие игрушки. Дети, рассмотрев игрушки, по предложенному образцу или плану пытаются составить рассказ «про себя», вполголоса. После этого один ребёнок рассказывает вслух, остальные дети, используя свои игрушки, молча изображают рассказчиком действия. В процессе занятия дети контролируют действия друг друга.

Можно использовать ещё один приём – совместное составление рассказов детьми, сидящими за одним столом.

На всех занятиях – инсценировках важен неторопливый темп (детям нужно обдумать).


4.Придумывание рассказа по картине.

В старшей группе дети учатся составлять творческие рассказы по картине.

Творческий рассказ включает в себя:

1. события, предшествующие изображённым
2. момент, зафиксированный на картине
3. последующие события (Или только два первых элемента.)

При ознакомлении с картиной задаётся несколько вопросов, стимулирующих воображение детей, заставляющих думать о событиях, которые предшествовали тем, что они видят или о тех, что произошло после. («Как вы думаете, откуда приехали эти дети? Что они будут делать в деревне у бабушки?») Воспитатель должен разъяснить детям задание, предложить по – своему рассказать о том, что не нарисовано на картине, но о чём можно догадаться. Можно дать план рассказа с последующим разбором.

Можно задание облегчить: провести придумывание рассказа по частям - сначала придумать рассказ «Подготовка к приезду гостей» - как ребята убирали игровую комнату, как готовили концерт. Заслушав 1 – 2 рассказа, воспитатель предлагает придумать дальше: кто приехал в гости к детям, как одеты гости. Завершает рассказ последняя часть – «Гости на празднике»- как дети приняли гостей, как их развлекали. После этого можно дать задание: рассказать обо всём сразу, т.е. объединить все части в целый рассказ.

Детям легче придумать творческий рассказ, если имеется серия картин, которые служат узловыми сюжетными моментами.

Творческое рассказывание можно организовать и по сюжетным рисункам детей, о своём рисунке рассказчик может сказать, что он мог бы нарисовать ещё.

Для закрепления умения придумывать рассказы и сказки можно использовать словесные дидактические игры. Игры типа «небылицы» развивают чувство юмора, критичность ума, умение кратко и образно построить аналогичное высказывание. Сначала в процессе этих игр воспитатель учит детей замечать небылицы в сказках, его шуточных рассказах, а затем сочинять самим, создавая воображаемые ситуации. (кн. Бондаренко «Словесные игры»)


План рассказа по развитию речи в группе старшего возраста.

1. Рассуждаем, анализируем:

Какое время года изображено на картине?
Как догадались?
Как одеты дети? Почему?
Что они слепили из снега?
Если снег хорошо лепится, значит, он какой?
Из скольких комков обычно лепят снеговика?
Почему комки разной величины?

2. Пополняем запас знаний:

Какие ещё постройки можно сделать из снега?
Где теплее: в домике, сделанном из снега, или на открытом воздухе? Почему?
От чего защищают снежные стены?
Почему диким животным и птицам особенно тяжело зимой?
Чем птицы могут помочь птицам в зимнее время?

3. Фантазируем, сочиняем:

Где живут дети, изображённые на картине: в городе или деревне?
Они ходят в школу или детский сад?
Они друг другу родственники или знакомые?
Кто предложил для собаки слепить домик?
У собаки есть хозяин или она бездомная?
А что значит «бездомная?» (дворняжка)
А как она могла стать бездомной?
Каково живётся бездомной собаке?
Где ей приходится прятаться в дождь или мороз?
Чтобы собака сказала детям, если бы умела говорить?
Что детям больше понравилось лепить: снеговика или домик для собачки?
Что дети могли принести из дома для этой собачки?

4. Сочиняем в рифму:

Мы скатали снежный ком,
Станет ком…
- На снегу дрожит бедняжка –
Одинокая…
- У собачки мёрзнет грудка,
Будет ей из снега…

5. Сочиняем рассказ по картине:

Начало: …
Середина: …

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

«Соликамский государственный педагогический институт»

кафедра педагогики и частных методик

Методика обучения творческому рассказыванию

Выполнила:

студентка 4 курса

ФЗО Афанасьева

Дарья Сергеевна

Проверила:

старший преподаватель

кафедры педагогики и

частных методик

Кружкова

Любовь Георгиевна

Соликамск, 2009г.

ВВЕДЕНИЕ

I Обучение дошкольников творческому рассказыванию

1.1. Требования к методике обучения творческому рассказыванию

1.2 Приемы обучения творческому рассказыванию

II Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, А.Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения.

По словам Вихровой Н.Н., Шариковой Н.Н., Осиповой В.В. особенность творческого рассказывания в том, что ребенок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему свой прошлый опыт и облекая его в связное повествование /2,26/.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире. У них возникает возможность действовать по замыслу. По определению Л.С. Выготского их воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

I Обучение дошкольников творческому рассказыванию

1.1 Требования к методике обучения творческому рассказыванию

Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, словотворчестве. Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. От детей требуется умение придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку. От них требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ

Термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами, т.к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача - точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Словесное творчество О.С.Ушакова рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов (восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы)).

Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха.

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе. Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются:

1. обогащение опыта детей впечатлениями из жизни;

2. обогащение и активизация словаря;

3. умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания;

4. правильное понимание детьми задания придумать.

Н.А. Ветлугина в формировании детского художественного творчества выделила три этапа /1,345/:

На первом этапе происходит накопление опыта: педагог организует получение жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество, учит образному видению окружающего, важна роль искусства.

Второй этап - собственно процесс детского творчества (возникает замысел, идут поиски художественных средств). Важна установка на новую деятельность (придумаем рассказ, творческие задания). Наличие замысла побуждает детей к поискам композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.

На третьем этапе появляется новая продукция (ее качество, ее завершение, эстетическое удовольствие). Анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.

В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.

Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений.

Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

Условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.

Творческий рассказ - продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

Еще одно условие - правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Варианты творческого рассказывания по Логиновой В.И., Максакову А.И., Поповой Н.И. и другим /3,126/ :

1. придумывание предложения и завершение рассказа (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного;

2. придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания), Пеньевская Л.А. предлагает составлять план в естественной разговорной форме;

3. придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера.

1.2 Приемы обучения творческому рассказыванию

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

Как и в старшей группе, работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Е. И. Тихеева рекомендовала давать такое начало, которое бы предоставляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях.

Вспомогательные вопросы, по мнению Л.А. Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3 - 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.

В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ. Далее - рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности.

Систему занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала Э. П. Короткова. Она предлагает серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему - педагог советует, придумать рассказ об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке. Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план.

Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.

Как уже было сказано выше, наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:

1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3. Обучение детей описанию объектов природы по представлению.

4. Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.

Словесное творчество детей проявляется иногда после длительных размышлений, иногда спонтанно в результате какого-то эмоционального всплеска. Систематическое знакомство детей с литературными и народными загадками, анализ художественных средств загадок, специальные словарные упражнения создают условия для самостоятельного сочинения детьми загадок. Е. И. Тихеева писала, что живое слово, образная сказка, рассказ, выразительно прочитанное стихотворение, народная песня должны царить в детском саду и готовить ребенка к дальнейшему более глубокому художественному восприятию/1,130/ .

Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя, предложенная Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. /4,24/:

1 этап «Определение состава картины»

Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется прием «подзорная труба». Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его.

Для определения деталей одного объекта используется приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и др. Игры эти направлены на активизацию внимания детей.

При обучении классификационным умениям используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т.д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом.

Моделирование детьми выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого используется доска или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины.

2 этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»

Предлагаются следующие творческие задания:

пришел волшебник «Объединяй» и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. ПР: игры с картиной «Кошка с котятами».

«Ищу друзей» - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. ПР: «Котята дружат между собой, потому что детки одной мамы -кошки и любят вместе играть».

«Ищу недругов» - найти объекты, которые между собой «не дружат». ПР: «Клубочки не дружат с корзинкой, потому что они выкатились из нее и не хотят там быть». Примечание: оценка взаимоотношений объектов субъективна.

3 этап «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств»

Прием «вхождения в картину»: воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. Даются творческие задания.

4 этап «Составление загадок и метафор по картине»

Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью.Для обучения детей составлению загадок необходимо освоить модели в следующей последовательности.

1. Совместно с детьми выбирается объект, изображенный на картине.

2. Совместно с детьми выбирается объект. Обозначаются его действия. 3. Выбирается объект. 4. В объекте выбирается часть. Определяется количество таких частей.

Метафоры составляет сам воспитатель и предлагает их отгадать. Задается вопрос к детям: «Про кого или про что на картине я говорю?»

5 этап «Преобразование объектов во времени»

Для обучения детей составлению рассказов-фантазий с преобразованием объектов во времени используется прием перемещения во времени («Машина времени»).

Выбирается конкретный объект картины и описывается его настоящее. Далее предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем (далеком или близком).

6 этап «Описание местонахождения объектов на картине»

Для обучения детей пространственной ориентировке на картине используются игры: «Да-Нет», «Ожившая картина».

Игра «Да-Нет» организуется следующим образом: ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка -описать объект по месту на картине, а затем на сцене.

Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене.

7 этап «Составление рассказов от лица разных объектов»

Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица необходимо провести творческие задания, которые имеют следующее содержание:

«Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот».

«Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств».

«Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши твои чувства».

Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель должен побуждать детей к решению проблем героев картины.

8 этап «Смысловая характеристика картины»

Подготовительный этап включает в себя углубленную работу по пониманию детьми пословиц и поговорок и обучению объяснять их с точки зрения опыта ребенка.

Осмысление содержания картины детьми строится как игра «Объясни, почему так названа картина?». Ее организация основана на методе «Каталог». Воспитателем готовятся листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки. Вводится правило: выдерни записку, прочитаем текст (читает воспитатель или умеющие читать дети), объясни, почему так назвали картину?

Следующая игра «Найди самое удачное название картины». Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ - рассуждение.

9 этап «Составление рассказов-фантазий»

Для обучения детей составлению рассказов по картине используется игровой прием «Пришел в гости волшебник...». Приглашаются волшебники:

Волшебник Увеличения-Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).

Волшебник Деления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами).

Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).

Волшебник МогуВсе-МогуТолько (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).

Волшебник Наоборот (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное).

Волшебник Времени (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Обратного Времени, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени, Зеркало Времени).

10 этап «Составление сказок нравственно-этического характера»

Предложить детям сочинить сказку по картине.

Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки. Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека.

Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был).

Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации.

Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике.Обсуждение мнения каждого героя. Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали.

Придумывание названия сказки.

11 этап «Составление рифмованных текстов по картине»

Работа должна строиться в определенной последовательности.

Сначала с детьми проводится игра «Складушки-ладушки», в которой подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой и соответствующие содержанию картины.

Затем педагог побуждает детей составлять двухстрочные рифмующиеся фразы.

На последнем этапе идет создание полного рифмованного текста по содержанию картины в соответствии с предложенным алгоритмом.

На занятиях по развитию речи проводить с детьми лексические упражнения по подбору признаков, действий с целью активизации в речи прилагательных и глаголов.

Целесообразно возвращаться к сочиненным детьми рифмованным текстам с целью их модификации.

Алгоритм мыслительных действий при составлении рифмованных текстов

Выбор объекта, определение его свойств, действий и места разворачивания событий.

Подбор рифмующихся между собой слов.

Работа по алгоритмам создания рифмованного текста.

В заключении работы выразительное чтение текста.

Анализ картины как целостной системы

Проблема обучения одаренных дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог при предъявлении любой новой картины отрабатывает мыслительные операции детей по анализу картины как целостной системы, а ее объектов как составных частей этой системы.

Модель работы с картиной как целостной системой

Выделение объектов, изображенных на картине.

Установление взаимосвязей между объектами.

Характеристика объектов (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств).

Описание изображенного на картине средствами символической аналогии (сравнения, метафоры).

Представление об объектах в рамках всего времени их существования (до момента изображения на картине и после).

Описание местонахождения объектов на картине.

Представление себя на картине в качестве одного из объектов.

Поиски многозначности смысла сюжета картины.

Составление творческих текстов с помощью приемов фантастического преобразования объектов на картине.

Создание сказок нравственно-этического плана по мотивам изображенного на картине.

Составление рифмованных текстов по содержанию картины.

Основные операции анализа объекта картины

Выбор основной (возможной) функции объекта. Перечисление составляющих объект элементов, частей. Обозначение сети взаимосвязей данного объекта с другими объектами, изображенными на картине.

Представление возможных изменений данного объекта во времени. Выявление признаков объекта, подбор объектов с похожими признаками.

Для более эффективного освоения детьми алгоритмов организации творческой речевой деятельности по картине, целесообразно проводить описанные ниже игры и творческие задания.

II Заключение

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу.
В практике дошкольного обучения речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят, как правило, комплексный характер. Возникшее противоречие мы попытались решить, используя игровые методы обучения рассказыванию по картине, в том числе метод составления загадок А.А. Нестеренко, а также адаптированные методы развития воображения и элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). При таком подходе результат является достаточно гарантированным: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса ребенка-дошкольника к этому виду деятельности. С целью более полного понимания дошкольниками изображенного на картине необходимо обучить их элементарным приемам системного анализа выбранного объекта. Обучение проводится в игровой форме.

Использовать такие игры можно начиная со средней группы. Игры включаются параллельно работе с картиной в целом. Время их проведения и количество зависят от возможностей детей и обучающих целей педагога.

Список использованной литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников - М.: Академия, 1998 - 400с.

2. Вихрова И.Н., Шарикова Н.Н., Осипова В.В. Коррекция речи и мелкой моторики через рисование штрихом // Дошкольная педагогика, 2005 - №2 -24-28с.

3. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. и др.Развитие речи детей дошкольного возраста - под ред. Ф.А.Сохина - М.: Просвещение, 1984 - 223с.

4. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи - М.: Академия, 2004 - 304с.

5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) - М.: Просвещение, 2003

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Программой детского сада предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко и словопроизношения. Воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка – лексическую, грамматическую, фонематическую.
Одним из видов монологической речи являются устные сочинения детей по воображению. Дети с удовольствием придумывают начало и конец к картинкам, т. е. домысливают то, что могло предшествовать событиям, изображенным на картине, или, что могло бы следовать за изображенными событиями.
Детские сочинения можно квалифицировать так:
1. творческое сочинение по картине.
2. контаминация на темы художественных произведений.
3. свободное сочинение:
а) сказок
б) рассказов

Творческое сочинение по картине рекомендуется проводить в старшей и подготовительной к школе группе. Воспитатель ставит картинку, например, «В лес за грибами», изображающую опушку леса, девочек и мальчиков, входящих в него с кузовками, с ними бежит собака. После рассматривания картины воспитатель предлагает детям придумать рассказ о том, что было с мальчиком до того, как он пошел в лес с ребятами. Воспитатель помогает ребенку наводящими вопросами: «Как его зовут?»,
«Когда его ребята позвали в лес, что он сказал своей маме, и что она ему ответила?», «Что мама дала ему на дорогу?». Попытайтесь себе все это представить и рассказать. Можно предложить придумать рассказ о любом из персонажей этой картины, а также о собаке. Рассказ может быть о любом предмете, изображенном на картине: о кузовке (кто, когда, из чего его сделал, как он попал к данному герою), о деревце по дороге (кто, когда, при каких обстоятельствах его посадил). Можно придумать, кто встретится детям в лесу (звери, люди) и как они поведут себя при встрече, чем кончится поход в лес, как их встретят дома.
Контаминация на темы художественных произведений.
Дети с большим удовольствием воображают себя в ситуациях, в которые попадают их любимые герои, приписывают их действия себе, рассказывая, поправляют авторов, творчески переосмысливая приключения, по – своему меняя поведение героя в определенных ситуациях. (А я бы …)
Методика обучения сочинению – контаминации проста – ребенку предлагают пересказать определенный эпизод сказки или рассказа от своего лица, будто все это произошло с ним. Воспитатель сочувственно следит за течением « сочинения», делает вид, что верит каждому слову, и при этом обязательно следит за речью ребенка, неназойливо поправляет его.
В детском речевом творчестве большое место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх и т.д.
Е.И. Тихеева отмечала, что рассказать о виденном, слышанном и пережитом ребенку приходится почти ежедневно, однако воспитатель часто сталкивается с такой картиной: вызывает одного, другого, третьего, и начинается сбивчивое изложение с повторениями, противоречиями, постоянными: «Нет, не так, я забыл сказать, я не помню, как это было» и т.д. Подобные речевые затруднения возникают потому, что ребенок не знает, о чем нужно рассказывать. Необходимо ребенку давать советы:
«Обдумай хорошенько, что будешь говорить, припомни, что, где, когда было. И если рассказ подготовлен таким образом, он дается легко тем же детям, которые раньше не могли связать двух слов.
Важным вопросом в методике является выбор темы.
В старшей группе могут быть рекомендованы темы:
«Моя любимая игрушка»,
«Наши игры с куклами»,
«На прогулке»,
«Наши зимние забавы»,
«Про котенка» и др.
Одни темы требуют использования коллективного, общегруппового опыта («Наши игры с куклами», «Как мы гуляли на прогулке»), другие позволяют выразить в рассказах индивидуально накопленный опыт («Как я помогаю маме дома»). В начале года может быть предложена тема: «Моя любимая игрушка». Важным фактором для успешного выполнения речевого задания является активизация детской памяти.
В предварительной беседе с детьми педагог просит вспомнить любимые игрушки и назвать их. Затем воспитатель сообщает, что сейчас дети подробно расскажут об игрушках и о том, как интересно с ними можно играть. Воспитатель даст свой образец – рассказ: «Когда я была маленькой, моей любимой игрушкой был заводной цыпленок. Он был желтенький, с круглыми черными глазками, с острым клювом. Цыпленок был маленький – умещался на моей ладошке. Когда его заводили, он начинал быстро – быстро клевать: тук – тук и перебегать с места на месть. Мне было весело». Закончив описание, педагог объясняет, что рассказ состоит из двух частей и раскрывает смысл каждой части: «Вначале я подробно говорила об игрушке, о том, как она выглядела, чем была интересна. А в конце тоже подробно рассказала об игре с любимой игрушкой»
Доля лучшего усвоения образца педагог может повторить свой рассказ или предложить кому – то из ребят воспроизвести первую, а затем и вторую части. Задание сопровождается указаниями воспитателя: «Вспомните, что я говорила о своей любимой игрушке - заводном цыпленке. Повторите начало рассказа. Вспомните, как я рассказала об игре с заводным цыпленком. Повторите это».
В заключение беседы педагог также дает конкретные указания детям:
«Когда будете рассказывать, постарайтесь сначала подробно сказать все об игрушке (как она называется и чем интересна), а потом сказать, как вы с ней играете.
Рассказы детей педагог слушает с интересом, выражает свое одобрение улыбкой или кивком головы. В процессе изложения не рекомендуется задавать ребенку уточняющие вопросы, т. к. он может перейти с рассказа на вопросо – ответные формы общения. Выслушав рассказ ребенка, педагог анализирует и оценивает его рассказ, привлекая к этому всю группу.
В подготовительной к школе группе воспитатель продолжает упражнять детей в рассказывании из личного опыта. Рассказы детей седьмого года жизни несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них содержится значительно больше фактического материала. Ребенок все чаще сам, без дополнительных вопросов и указаний взрослого, поясняет события, о которых рассказывает. Детям шести – семи лет могут быть предложены следующие темы:
«Как мы отдыхали летом»,
«Наши новые игрушки»,
«Как мы играем с мячом» и др.

Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету – сложный эта работы по формированию связной монологической речи.
Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов … Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумать рассказ, сказку, с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует выражение, углубляет интерес к речевой деятельности.
Сюжет для придумывания реалистических рассказов охватывают область детских игр и развлечений, например:
«Сереже подарили новую игрушку»,
«Галя учится кататься на коньках»,
«Юра и Маша пускают весной кораблики» и др.
Некоторые сюжеты отражают интерес детей к животным:
«Забавные приключения рыжего котенка»,
«Сережа вывел на прогулку своего щенка» и др.

Дети активно используют накопленные знания, представления, образы, чтобы на их основе развивать в рассказах воображаемые события и действия. По сюжетам дети придумывают рассказы не только с одним героем, но и с несколькими действующими лицами.
В самом начале обучения целесообразно применять речевой образец, по аналогии с которым дети смогут увереннее придумывать рассказы по предложенному сюжету. Рекомендуется также использовать прием совместных действий – непосредственное участие педагога помогает ребенку лучше справиться с творческим заданием.
В начальный период обучения рассказыванию используется совместное составление с воспитателем рассказов по выбранному сюжету: педагог начинает раскрывать тему, а дети продолжают и заканчивают.
Приём совместных действий значительно облегчает решение речевой творческой задачи, поэтому он чаще используется в начальный период обучения рассказыванию, а также в тех случаях, когда выдвигаются новые, усложненные задания. Педагог доводит рассказ до завязки действия, дошкольники продолжают и развивают сюжет до завязки. Рассказ педагога служит для них речевым образцом, которого они придерживаются в процессе всей работы.
Прием совместных действий на занятиях по творческому рассказыванию следует сочетать с вопросами, указаниями, объяснениями и др. Так, например, при совместной работе с детьми над сюжетом « Как Надя потеряла и нашла свою варежку» педагог может начать рассказ следующим образом: «Бабушка связала Наде варежки синие с белыми полосками. Примерила их Надя, они ей как раз впору пришлись. Спасибо, бабушка», - сказала Надя. Собралась Надя гулять, надела новые варежки. А что было дальше, вы расскажите сами. Переключая детей на продолжение рассказа, воспитатель сообщает план, которого следует придерживаться: «Чем на прогулке была занята Надя?», «Как случилось, что она потеряла варежку?», «Как она искала её?», «Кто ей помог найти варежку?». Дети придумывают различные варианты дальнейших событий. В процессе обучения большую роль играют вопросы педагога. Они помогают детям живее, конкретнее представить воображаемые события и действия, о которых им предстоит рассказать.
На занятиях по рассказыванию важную роль играют вопросы, предлагаемые в виде плана к рассказу. С планом педагог знакомит детей после того, как им становится известнее сюжет и тема рассказа. Чтобы закрепить в детской памяти план рассказа, целесообразно предложить кому – либо из детей повторить основные моменты.
В подготовительной к школе группе дети могут также создавать свои рассказы при опоре на образ главного героя. (Вера – заботливая внучка. Она часто навещает бабушку. Вера часто помогает маме…)
Дети нередко затрудняются начать рассказ, подолгу молчат, с трудом подыскивают фразы, порой начинают рассказ однообразно, копируя друг друга. Поэтому воспитателю следует упражнять детей в умении строить начало рассказа. После этого как дети познакомятся с сюжетом и планом рассказа, воспитатель побуждает их к обдумыванию начала повествования. Педагог одобряет лучшие варианты и сам показывает, как достигается содержательное, динамичное начало рассказа.
На занятиях в подготовительной группе дети вместе с воспитателем составляют цикл коротких рассказов, объединенных одним героем. Например, цикл рассказов о встрече новенькой в детском саду может состоять из четырех частей. Первый рассказ – «Лена приходит в детский сад», - Воспитатель начинает, а дети продолжают. «В детский сад Лена шла с мамой быстро. Девочке хотелось поскорее прийти туда, ведь она в первый раз шла в детский сад. Лену приветливо встретила воспитательница. Вместе с ней Лена вошла в групповую комнату, и тогда ребята увидели новенькую.
«Расскажите, что за девочку увидели ребята, как она выглядела. Затем воспитатель предлагает послушать начало второго рассказа: «Ребята поздоровались с новенькой, спросили, как её зовут. Они стали показывать ей игрушки. Какая игрушка больше всего понравилась Лене. Придумайте и расскажите об этом. Третий рассказ: « Дети показали Лене свои рисунки. На них была изображена осень. Что могла увидеть на рисунках Лена. Расскажите об этом».
Задача педагога – учить детей рассказывать выразительно, образно, эмоционально, умело используя доступные художественные приемы.Большая часть занятия отводится детским рассказам, причем педагог одновременно уделяет внимание тем, кто говорит и тем, кто слушает. Приходит на помощь, если ребенок в чем – то затрудняется.
Детские рассказы целесообразно оформлять таким образом, чтобы с ними можно было провести повторную работу, например, записывать их с целью сделать книжку. Тексты этих рассказов можно проиллюстрировать рисунками самих детей.
На занятиях по творческому рассказыванию дети 6 – 7 лет учатся также придумывать сказки. Рассказывая сказку, ребенок учится использовать ранее усвоенные фразы. Использует он их здесь не механически, а в новых комбинациях, создавая что – то свое новое. В этом залог развития творческих способностей человеческого ума.
Доступным и интересным для дошкольников оказывается придумывание сказок об игрушках – куклах, игрушечных медвежатах, лисятах и т.д.
Детям старшего дошкольного возраста могут быть предложены следующие темы сказочного характера: «Слоненок учится кататься на велосипеде», «Дюймовочка в гостях у куклы» и т.д.
На занятиях педагог знакомит детей с темой – придумать сказку о кукле, которая захотела пойти в лес за грибами. На столе воспитатель ставит деревья (лес). «Вам интересно будет узнать, в какой лес она пошла за грибами, какие грибы собирала, кого встретила в лесу, кто помог ей насобирать много грибов. Потом рядом с грибом появляется белка, и дети догадываются, что именно она поможет кукле. С помощью вопросов педагог побуждает детей подробнее рассказать о деревьях в лесу, о грибах …
В каком лесу кукла будет собирать грибы? Что за деревья в нем растут? Чему обрадуется кукла? Плодотворным является знакомство ребенка с игрушкой как персонажем сказки без инсценирования сюжета. В этом случае дети учатся сочинять с опорой на образ сказочного героя. Педагог, представляя детям игрушку, помогает подметить особенность её внешнего вида, черты характера (проворная, веселая белочка, трусливый заяц). Воспитатель учит детей придумывать и передавать в сказке воображаемые эпизоды, в которых проявляются эти черты.
Занятие начинается вступительным словом воспитателя, подготавливающим детей к предстоящей речевой творческой деятельности:
«Вы знаете много сказок, любите их слушать, сегодня вы сами попробуете придумать сказку о веселых игрушечных зверушках. Педагог выставляет на стол медвежонка и белку, рассказывает о них сказку. «А теперь придумайте веселую сказку о том, какие игры затевали медвежонок и зайчишка».
Занятия с опорой на игрушки сочетаются с занятиями, на которых придумывание сказок идет по сюжетам. «Слоненок учится кататься на велосипеде», «Как ежик нашел дорогу домой». Воспитатель знакомит детей с сюжетом будущей сказки, собирает план её изложения, активизирует словарь. Воспитатель применяет прием совместных действий – педагог начинает сказку, а дети продолжают её.
Творчество успешно развивается в тех условиях, где обеспечена планомерность и систематичность обучения, и дети имеют определенный уровень художественного развития.