Портрет сестры карла 12. Ульрика Элеонора – шведская королева. Шведская королева Ульрика Элеонора

Ульрика Фредрика Паш, или по-домашнему Улла, до самого начала XIX века считалась одной из очень и очень немногих профессиональных художниц Швеции. Заметим, при этом, что жизнь ее пришлась на век XVIII, когда женщин-художниц можно было пересчитать по пальцам. Как истиная северянка и дочь своего века, Улла не была амбициозна. Довольно скупая биография ее брата, тоже художника, выглядит гораздо обширнее биографии сестры. И тем не менее, об Ульрике есть, что рассказать, и ее биография впечатляет гораздо больше, нежели биография ее брата.

Улла родилась в Стокгольме 10 июля 1735 года в семье художников. Ее отец, Лоренц Паш Старший был известным портретистом; о старшем брате поговорим отдельно; а дядя – Йохан Паш – являлся придворным художником, что уже само по себе было признанием его таланта.

Отец Ульрики, заметив у девочки талант к рисованию, начал обучать ее вместе с братом. О матери Ульрики сведений не сохранилось. Скорее всего, на тот момент она уже умерла. В 1750-х годах звезда отца-живописца начала закатываться, и финансовое положение семьи пришло в некоторый упадок. Брат в это время обучался за границей, а 15-летней Ульрике пришлось пойти в прислуги к одному из родственников по материнской линии.

Звучит, как начало драмы о несчастной сироте в доме у престарелого богача, однако на деле все было, мягко говоря, совсем не драматично. Улла была девушкой рано повзрослевшей, а потому – серьезной и ответственной. Во-вторых, родственник – это все же не чужой человек, а потому, зная девушку, нанял ее не простой служанкой, а экономкой. В руках экономки находилось ведение всего хозяйства, по сути, она была в доме хозяйкой. А в третьих, родственник оказался человеком дальновидным: увидев талант Уллы к живописи, он дал ей возможность в свободное время продолжать обучение.

Через несколько лет работы Ульрики стали пользоваться спросом, у нее появились свои клиенты, не только среди состоятельного среднего класса, но и даже в аристократических кругах. Ее благосостояние настолько улучшилось, что она уже могла почти полностью самостоятельно содержать свою семью. В 1766 году умирает отец, и Ульрика принимает решение открыть собственную студию. Решение оказалось настолько верным, что вернувшийся из-за границы брат был удивлен, найдя сестру вполне сложившейся профессиональной художницей с многообещающей клиентурой.

Ульрика предложила брату делить студию вместе с нею. Хозяйством в их небольшой семье занималась младшая сестра, Хелена София. Говорили, что она так же не была обделена талантом живописца, но предпочла посвятить себя дому. К сожалению, каких-то ее работ, если они и были, не сохранилось.

Портрет шведской королевы

С 1760 года Ульрика начинает писать портреты членов королевской семьи.

В интернете распростренен портрет шведской королевы Ульрики Элеоноры, который некоторые приписывают Улле. На самом деле, найти автора этого портрета мне не удалось, но им, точно, была не Ульрика Паш. Портрет королевы больше похож на карикатуру, списанную с работы Уллы.

Королева Ульрика Элеонора не блистала красотой, но при этом отличалась женственностью и утонченностью манер. Кроме того, она получила прекрасное образование и обладала сильным характером. Все это Улле удалось передать на портрете королевы. Сравните его с карикатурой, над которой смеются недальновидные веб-серферы, жадно муссирущие тему аристократического уродства по причине кровесмешения.

Портрет королевы Ульрики Элеоноры кисти Ульрики Фредрики Паш Карикатура на портрет Ульрики Элеоноры неизвестного художника

К слову приведу высказывание историка моды Галиной Иванкиной: «Когда я читаю, что, мол, у Николая II или у его супруги, равно как у ещё кого-нибудь из высшей аристократии — «черты вырождения», или «какие же все эти принцессы страшные», я понимаю, почему люди это пишут. Эти лица не связаны с ними, с критиками на генетическом уровне. Даже на социокультурном. Узкие лица с прямыми носами, без вульгарных губищ на пол-лица, длинные пальцы, высокие лбы — это противоестественно для почитателей молодой Памелы Андерсон.»

Первая женщина-академик

Престиж Ульрики, как портетистки, был довольно высок. Удивительное дело, но сама она вовсе не считала себя серьезной художницей, и всегда говорила, что просто зарабатывает себе на жизнь. Это могло бы показаться позой и ложной скромностью, если бы не один нюанс: работая в одной студии с братом, Ульрика, по словам исследователей, «помогала ему в исполнении некоторых деталей его портретов», а точнее – писала костюмы, ткани и драпировки, что казалось Лоренц скучным и неинтересным. Согласитесь, прорисовка таких деталей в создании портрета – вещь отнюдь немаловажная.

В возрасте 38 лет Ульрика была принята в недавно созданую Королевскую Академию свободных искусств. Она стала первой женшиной, избраной в число академиков. И хотя избрали ее в один день с братом, члены Академии дорожили ее вступлением в их ряды гораздо больше.

Карьера брата

У читателя могло сложиться превратное впечатление, поэтому поспешу объясниться. Лоренц Паш Младший вовсе не был плохим художником. Он получил богословское образование в Уппсале. Вернувшись в Стокгольм, обучался живописи у своего отца до 1752, когда отправился в Копенгаген, где проходил обучение в Датской королевской академии изящных искусств. Его учителями были такие видные живописцы, как Карл Густав Пило, Жак Франсуа Жозеф Сали и Иоганн Мартин Прайслер. В 1757 Лоренц Паш едет в Париж, где учится в Школе изящных искусств у Александра Рослина, Жана-Батиста Пьера, Луи-Мишеля ван Лоо, Франсуа Буше. Славу ему принесли многочисленные портреты членов королевской семьи, которые сейчас находятся в крупнейших музеях мира, в том числе в Эрмитаже.

Избрание его в Королевскую Академию искусств говорит о многом, пусть ее члены и ставили мастерство Ульрики выше.

Портрет королевы Софии-Магдалены Датской
Детский портрет короля Швеции Густава III Портрет короля Густава III Портрет королевы Софии-Магдалены Датской

Дочь Карла XI и Ульрики Элеоноры Датской, младшая сестра Карла XII. Родилась 23 января 1688 года в Стокгольмском замке. В детстве Ульрике Элеоноре уделялось гораздо меньше внимания, нежели её старшей сестре Гедвиге Софии.

В 1714 году состоялась помолвка Ульрики Элеоноры с Фридрихом Гессен-Кассельским, а годом позже, 24 марта 1715 года, их свадьба. К этому времени принцесса в силу обстоятельств сделалась лицом, с мнением которого приходилось считаться. Карл XII находился тогда в Турции, и после смерти в 1708 году Гедвиги Софии Ульрика Элеонора осталась единственным представителем шведской королевской семьи, если не считать мать её отца Гедвигу Элеонору Гольштейн-Готторпскую.

В конце 1712 - начале 1713 года король намеревался сделать Ульрику Элеонору временным регентом государства, однако этот план не был приведён в исполнение. Тем не менее, королевский совет, стараясь заполучить её поддержку, убедил принцессу присутствовать на своих заседаниях. На первом же заседании с её присутствием, состоявшемся 2 ноября 1713 года, было принято решение о созыве риксдага.

Некоторые участники риксдага высказывались за назначение принцессы регентом государства, но против этого выступили Арвид Горн и королевский совет, опасавшиеся, что смена образа правления лишь увеличит количество трудностей. В дальнейшем принцесса с одобрения Карла XII подписывала все исходящие из совета документы, за исключением тех, которые были представлены лично королю.

Когда Ульрика Элеонора в декабре 1718 года узнала о гибели брата, она проявила полное хладнокровие и заставила обращаться к себе как королеве. Совет этому не противился. Вскоре она приказала арестовать сторонников Георга Генриха Гёрца и отменила вышедшие из-под его пера постановления. Во время созыва риксдага 15 декабря 1718 года она объявила о своём желании упразднить самодержавную власть и вернуть государство к старому образу правления.

Высшее военное руководство Швеции выступило за непризнание наследного права, отмену абсолютизма и избрание Ульрики Элеоноры королевой. Подобные же взгляды господствовали и среди членов риксдага. Ульрика Элеонора тщетно пыталась найти поддержку в королевском совете и была вынуждена объявить, что ни она, ни кто-либо иной (здесь подразумевался её племянник герцог Карл Фридрих Гольштейн-Готторпский, сын Гедвиги Софии) не имеет права на шведский трон.

После отказа принцессы от наследственных прав на престол она 23 января 1719 года была провозглашена королевой с той оговоркой, что впоследствии подпишет форму правления, которую намеревались составить сословия. 19 февраля она поставила свою подпись под формой правления, которая отдавала большую часть власти в руки риксдага. 17 марта 1719 года в Упсале состоялась коронация.

Новой королеве не удалось справиться со сложной ситуацией, в которой оказалось её королевство. Её влияние упало в связи с разногласиями, возникшими у неё с президентом Канцелярии А.Горном. Отношения у неё не сложились и с его преемниками Спарре и Крунъельмом.

Ульрика Элеонора при вступлении на трон желала разделить его со своим супругом, однако из-за упорного сопротивления дворянства была вынуждена отказаться от своего намерения. Самовластие королевы, неумение приспособиться к новой конституции, а также сильное влияние, оказываемое на неё супругом, постепенно привели государственных чинов к мысли о смене монарха.

Фридрих Гессенский, муж королевы, также активно работал в этом направлении, сблизившись с А.Горном, который на риксдаге 1720 года был избран лантмаршалом. Когда Ульрика Элеонора, всё ещё питая надежду на совместное правление, подала сословиям ходатайство об этом, её предложение и в этот раз было встречено неодобрением. В новом послании от 29 февраля 1720 года она отреклась от престола в пользу своего супруга с той оговоркой, что в случае его смерти она вновь примет корону. 24 марта 1720 года Фридрих Гессен-Кассельский был провозглашён королём Швеции под именем Фредрика I.

Хотя Ульрика Элеонора до последнего момента интересовалась общественными делами, после 1720 года она отстранилась от участия в них, предавшись чтению и благотворительности. Однако во время заграничной поездки Фредрика I в 1731 и его болезни в 1738 году она принимала правление на себя и проявила при этом все лучшие свои качества.

Скончалась Ульрика Элеонора 24 ноября 1741 года в Стокгольме, не оставив после себя потомков.

    Шведская королева (1606 93), супруга Карла XI, дочь датского короля Фридриха III. Благочестивая, ревностно помогавшая всем нуждающимся, У. Элеонора искренно привязалась к своему новому отечеству и пользовалась в нем большою популярностью. Она… …

    - (Ulrika Eleonora) Младшая (23.I.1688 24.XI.1741) королева Швеции (1719 20), младшая сестра Карла XII. Была избрана королевой при поддержке аристократич. оппозиции, враждебной абсолютизму, но при этом подписала закон о новой форме правления,… … Советская историческая энциклопедия

    Дат. Ulrika Eleonora af Danmark … Википедия

    Королева шведская (1688 1741). В 1715 г. вступила в брак с Фридрихом, наследным принцем Гессенским. После смерти старшей сестры своей, Гедвиги Софии (1708), У. Элеонора была единственною, кроме брата ее Карла XII, представительницей Пфальцской… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Элеонора женское имя. Носители, известные по имени Монархини и аристократки Элеонора Австрийская (1498 1558) королева Португалии в 1518 1521 гг. и королева Франции в 1530 1547 гг. Элеонора Австрийская (1534 1594) герцогиня… … Википедия

    Ульрика: Ульрика женская форма имени Ульрих. Имеет германо скандинавское происхождение. (885) Ульрика (885 Ulrike) астероид главного пояса. Открыт в 1917 году. Персоналии по имени Ульрика Элеонора (швед. Ulrika Eleonora; 1688… … Википедия

    Ulrike Friederike Wilhelmine von Hessen Kassel герцогиня консорт Ольденбургская 1774 1785 … Википедия