Причины восстания ихэтуаней в китае 1898 1901. Восстание «Боксеров» в Китае (1900 год). Начало Боксерского восстания

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов», проходящий ремонт и модернизацию на ПО «Севмаш» в Северодвинске, октябрь 2018 года. Слева виден строящийся плавучий док.

  • Фото из открытых источников
  • Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов», проходящий ремонт и модернизацию на ПО «Севмаш» в Северодвинске, 30 января 2018 года. Корпус корабля очищен и загрунтован.

    Поскольку в новой госпрограме вооружения основной упор делается на строительство кораблей ближней морской зоны, а также стратегических ракетоносцев и многоцелевых АПЛ, то в ближайшие десять лет, по всей видимости, не стоит рассчитывать ни на увеличение количества кораблей дальней морской и океанской зоны, ни на существенное обновление корабельного состава в этом классе.

    В связи с этим особую важность приобретают работы по ремонту и модернизации кораблей еще советской постройки. В целом можно сказать, что текущий ремонт и техобслуживание кораблей организованы очень хорошо, благодаря чему наш флот может похвастаться высоким уровнем боеготовности: так, на Северном Флоте из 10 крупных кораблей боеготово 7, на Дальнем Востоке боеготово 5 кораблей из 9, на Черном море — боеготово 4 корабля из 6, и только на балтике — 1 корабль из 3. Итого 17 кораблей из 28, или порядка 60%. Это где-то на уровне бундесмарине или Франции, и лучше, чем у Великобританнии (где все эсминцы пр. 45 находятся в ремонте или резерве).

    Из оставшихся 11 кораблей 1 (СКР Черноморского флота «Сметливый») находится в текущем ремонте, 1 (крейсер «Москва» Черноморского флота) ожидает ремонта, еще 4 корабля (БПК «Адмирал Харламов» Северного флота, а также крейсер «Адмирал Лазарев» и эсминцы «Бурный» и «Безбоязненнный» Тихоокеанского флота) находятся в резерве 2 категории или на консервации.

    Таким образом, в долгосрочном ремонте находится 5 кораблей, причем некоторые из них модернизируются — это крейсер «Адмирал Нахимов» и БПК «Адмирал Чабаненко» Северного флота, БПК «Маршал Шапошников» Тихоокеанского флота" и Эсминец «Настойчивый» и сторожевой корабль «Неустрашимый» Балтийского флота.

    Я попытался собрать актуальную информацию по этим кораблям.

    1. Атомный крейсер пр. 1144 «Адмирал Нахимов» (СФ).


  • Фото из открытых источников

  • i.ytimg.com
  • Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» планируется передать после модернизации флоту в 2021 году, сообщил «Интерфаксу» президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). «Рассчитываем на 2021 год. Будем стараться», — сказал президент ОСК. На вопрос о планах строительства новых тяжелых крейсеров глава ОСК ответил: «Это определяют военные. Что будет заложено в ГПВ (новую государственную программу вооружения), то и будет». Крейсер «Адмирал Нахимов» в настоящее время проходит глубокую модернизацию. 1 декабря командующий Северным флотом России адмирал заявил: «Адмирал Нахимов» в плановом порядке мы в 2020-х годах получаем. «Адмирал Нахимов» поменяет «Петра Великого», «Петр Великий» встанет на ремонт".

  • Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в наливном бассейне ПО «Севмаш», май 2017 года. Обратите внимание — над местом установки УКСК натянут тент.

  • Фото из открытых источников
  • Монтаж новой верхней палубы с вырезами для универсальных вертикальных пусковых установок на тяжёлом атомном ракетном крейсере «Адмирал Нахимов», проходящем ремонт и модернизацию на ПО «Севмаш» в Северодвинске. Первая секция палубы уже установлена:


  • На Севмаше введен в эксплуатацию 128-метровый портальный кран «Витязь» отечественного производства. Многотонный гигант будет доставлять грузы на проходящий модернизацию тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 11442М.

    «Витязь» стал одним из самых высоких объектов Севмаша, он установлен в наливном бассейне предприятия. Для завода это уникальное оборудование, причем не только по своим размерам, но и по функциям. На вылете 40 метров стрела крана может поднимать груз весом не менее 60 тонн, а в связке с другими кранами он способен доставлять на борт корабля крупногабаритное оборудование весом до ста тонн. Как утверждают специалисты, благодаря «Витязю» будут ускорены ремонтные работы на корабле. Кран был приобретен по программе техперевооружения. На предприятии успешно проведены его испытания и кран уже выполняет свои задачи. Также специалисты Севмаша для погрузки и выгрузки оборудования с корабля готовят оснастку — лебедки, роликовые дорожки, талрепы. В помощь «Витязю» установлен строительный десятитонный башенный кран, к ремонту корабля привлечены и имеющиеся на предприятии автокраны.

  • Модернизация «Адмирал Нахимов» идёт полным ходом!!!

    наши друзья СЕВМАШ залили свежий выпуск

    Северодвинск. Производственное объединение «Севмаш», осень 2008 и лето 2015 года:

    Обратите внимание на отремонтированную и удлинённую плиту с вытяжными путями, которую при необходимости можно использовать в качестве стапеля!

    Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 11442 в наливном бассейне ОАО Производственное объединение «Северное машиносттроительное предприятие» в Северодвинске, где корабль проходит ремонт модернизацию. Установленные леса, краны, выполняется очистка корпуса, завершается демонтаж оборудования, развернуты корпусные работы, включающие ремонт подводной части корабля. Крейсер был введен в наливной бассейн 24 октября 2014 года.


  • 24 октября тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 11442 заведён в наливной бассейн ОАО «ПО «Севмаш» для ремонта и модернизации:
    Для перевода крейсера через ворота батопорта, которые отделяют наливной бассейн от заводской акватории, для уменьшения осадки были использованы специальные понтоны:


  • ОАО «ПО «Севмаш» завершил строительство первого понтона для перевода крейсера «Адмирал Нахимов» через ворота батопорт. Об этом сообщает пресс-служба «Севмаша».


  • Порядок работ


    «Разговоры о модернизации «Нахимова» идут уже давно – как минимум лет 10. Но реально к этому вопросу вернулись примерно года четыре назад»

    В России начаты работы по ремонту и глубокой модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) проекта 11442 «Адмирал Нахимов». Сам контракт был подписан минувшим летом. Работы продлятся четыре года и завершатся в 2018 году.

    Разговоры о модернизации «Нахимова» идут уже давно – как минимум лет 10. Но реально к этому вопросу вернулись примерно года четыре назад, когда составлялась Государственная программа вооружения на период до 2020 года (ГПВ-2020), в которой на данные работы были предусмотрены средства. Работы по выпуску проектной документации начаты Северным ПКБ в 2012 году, а через год был заключен и контракт на модернизацию корабля до проекта 11442М.

    На Севмаше завершено строительство первого понтона для перевода крейсера "Адмирал Нахимов" через ворота батопорта.


    Работы начались в ноябре прошлого года, информирует пресс-служба ОАО "ПО "Севмаш". Сейчас изделие проходит испытания. Понтон необходимо проверить на герметичность наддувом воздуха. Испытания продлятся до конца недели. А в цехе уже идет работа по изготовлению следующих понтонов.

    Всего для перевода крейсера в наливной бассейн потребуется четыре таких изделия, каждое из которых 54 метра в длину и 8, 5 метров в высоту. Устанавливать будут с каждого борта корабля по два понтона. Их задача приподнять крейсер, чтобы обеспечить проход через порог батопорта в наливной бассейн предприятия для постановки на твердое основание и дальнейшего ремонта. Закончить работы по изготовлению понтонов планируется к осени.

    На тяжелом атомном ракетном крейсере «Адмирал Нахимов», который проходит на Севмаше ремонт и модернизацию, начались активные работы. Напомним, крейсер долгое время стоял у причальной стенки предприятия в ожидании своей судьбы.


    График работ на 2014 год уже составлен. Технический проект готовит ОАО «Северное ПКБ». Модернизация крейсера "Адмирал Нахимов" началась с демонтажа крупногабаритного оборудования и систем, которые подлежат замене и ремонту. Это позволит уменьшить вес конструкции, что облегчит перевод от причальной стенки в наливной бассейн предприятия. В данный момент в одном из цехов предприятия идут работы по изготовлению понтонов специально для перевода «Адмирала Нахимова» через порог батопорта. Эта операция - основная задача 2014. Перед ней необходимо подготовить корабль, в том числе перевести крейсер со штатного питания на технологическое (ТОС). Работы планируются на весну 2014 года.


    Севмаш заключил контракт с Министерством обороны РФ на ремонт и модернизацию тяжёлого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов».

    Документ подписан заместителем Министра обороны РФ Юрием Борисовым и генеральным директором ОАО «ПО «Севмаш» Михаилом Будниченко. Тактико-техническое задание по модернизации крейсера «Адмирал Нахимов» утвердил Министр обороны РФ Сергей Шойгу .

    Продолжим тему судостроительных предприятий России! Предлагаю Вашему вниманию второй фотообзор, посвящённый крупнейшему судостроительному центру нашей страны - Производственному объединению «Севмаш». В связи с режимностью объекта фотографий из стапельных цехов нет, а вдоль достроечной стенки мы погуляем!

    8 фото!

    Атомные ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан» в течение ближайших десяти лет будут модернизированы и возвращены в боевой состав ВМФ России, сообщает РИА Новости со ссылкой на представителя главного штаба ВМФ. Речь идет о крейсерах «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Ушаков». Они будут модернизированы по типу «Петра Великого», единственного корабля проекта «Орлан», стоящего на вооружении России.

    Вслед за США Россия готовит собственный потенциал быстрого глобального удара. В Северодвинске начались активные работы по ремонту и модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» (бывший «Калинин») проекта 11442 . Почти обезлюдевшую гигантскую ржавую «посудину», бесцельно проторчавшую у здешнего заводского причала с июля 1997 года, решено не просто реанимировать, а превратить, по сути, в частично бронированный «ракетный линкор», не имеющий аналогов в мире.

    Обойдется стране это минимум в 50 миллиардов рублей – примерно в сумму, за которую мы неизвестно зачем покупаем у Франции каждый вертолетоносец типа . Впрочем, недавно завершившаяся многолетняя история с превращением в том же Северодвинске тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в полноценный индийский авианосец «Викрамадитья» свидетельствует, что на самом деле ремонт «Нахимова» обойдется куда дороже покупки «Мистраля».

    На Северный флот обновленный «Адмирал Нахимов» по плану должен вернуться в 2018 году. Однако это будет нечто большее, чем просто мощное усиление корабельного состава североморцев. На самом деле, то, что сегодня происходит с «Нахимовым», свидетельствует, что Россия резко меняет свои подходы к ведению современных войн. Наряду с ядерным сдерживанием в военно-политическом арсенале Кремля появилась и собственная концепция быстрого глобального удара. Подобная той, которую конгресс США одобрил еще в 1997 году.

    В чем суть такой концепции? С появлением высокоточного оружия большой дальности для мгновенного нанесения неприемлемого ущерба врагу стало необязательным применение ядерного оружия . Достаточно одновременно с разных направлений запустить сотни (а если мало – то и тысячи!) крылатых ракет в обычном снаряжении, каждая из которых способна, как утверждают, влететь даже не в конкретное окно, а в форточку за тысячи километров от места старта.

    Целями могут стать не только военные объекты, но и мосты, причалы, вокзалы, заводы, центры связи и управления, электростанции и т.д. Никакая ПВО не способна гарантированно остановить всю эту хищную стаю. Хотя бы половина ракет долетит и в считанные минуты втопчет страну в каменный век.

    При этом по сведениям доктора военных наук, капитана 1 ранга Константина Сивкова, для поражения объекта типа «среднее предприятие» или «аэродром» требуется от 8–10 до 15–20 крылатых ракет с учетом возможного противодействия сил и средств ПВО . Потребный расход этого оружия для поражения площадной цели типа «лагерь террористов» с уничтожением до 70 процентов находящегося в нем личного состава может составить от 4–5 до 10–12 ракет.

    До сих пор США с тысячами их «Томагавками» были единоличным обладателем подобной стратегической дубины. У нас крылатые ракеты большой дальности для ударов по береговым целям тоже давно на вооружении. К примеру – оперативно-стратегические 3М54 «Бирюза» комплекса «Калибр» и С-10 «Гранат» для кораблей и подводных лодок и Х-555 для бомбардировщиков. Бить по любым целям они способны не хуже . А в ряде случаев и лучше.

    Скажем, ракеты С-10 «Гранат» по дальности полета превосходят американский аналог (3000 против 2500 км). А недавно принятая на вооружение крылатая ракета воздушного базирования , по сообщениям прессы, способна летать на 5000 км. И имеет просто фантастическую перспективу увеличения дальности — до 10000 км.

    Вот только настоящего эффекта этим грозным арсеналом можно добиться, как уже сказано, лишь при массированном его применении. То есть, необходимо достаточное число носителей – самолетов, кораблей и подводных лодок. Вот с этим дело пока обстоит похуже, чем у Пентагона.

    Скажем, американцы давно переделали четыре своих атомных подводных лодки типа «Огайо» для стрельбы «Томагавками». На каждом таком ракетоносце – по 154 крылатые ракеты . На 54 эсминцах ВМС США класса в ударном варианте может быть по 56 «Томагавков». На двадцати двух крейсерах ВМС США класса «Тикондерога» в стандартном варианте – по 26 таких пусковых установок. К этой армаде добавим еще стратегическую авиацию – вот и потенциал именно для быстрого и именно для глобального удара по любому уголку планеты.

    А у нас? Пока в России основная масса оперативно-стратегических крылатых ракет – под крыльями ВВС . Каждый (всего их у нас 16) способен разом поднять 12 Х-555. На Ту-95МС (их в боеготовом состоянии не более 32) — около восьми точек подвески для такого оружия. На Ту-22М3 (их нынче по сообщениям открытых источников способно подняться в воздух порядка 40) – по 4 ракеты Х-555. Даже если удастся использовать их все – более шести сотен КР не получится. Для глобальности маловато.

    Остается флот. По западным оценкам, сделанным, правда, еще в 1988 году, на наших подводных лодках всего около 100 ракет комплексов С-10 «Гранат». С той поры, впрочем, если это количество и изменилось, то лишь в меньшую сторону – вместе с числом атомных подводных ракетных крейсеров, которые частью пошли «на иголки», частью – в безнадежный отстой и бесконечный ремонт.

    Ракетами «Калибр» будут вооружены строящиеся новейшие многоцелевые атомные подводные лодки — по 32 пусковые установки на каждом. Относительно готовым пока можно считать всего один корабль этой серии – (в декабре 2013 года она принята в опытовую эксплуатацию).

    Тот же комплекс составит главный калибр и фрегатов проекта 11356, которые спешно клепают в Калининграде для Черноморского флота. На каждом – по 8 таких ракет. По плану первые три фрегата – «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» — черноморцы должны были получить уже в нынешнем году. Но это вряд ли. Судя по темпам работ, получить бы в 2014-м хотя бы «Григоровича».

    Все планы сорваны и по вводу в строй новейшего , который должен нести до 16 оперативно-стратегических крылатых ракет. Головной корабль этой серии «Адмирал Горшков» спущен на воду в Санкт-Петербурге еще в 2010 году. Но дело с ним идет как-то особенно туго.

    Сложить все вместе – суммарный залп выйдет все равно куда скромнее, чем даже у одного американского атомного подводного крейсера типа «Огайо». Поэтому принята программа перевооружения «Калибрами» еще и российских атомных подводных ракетных крейсеров проекта 949А типа «Антей». Когда-то они создавались для борьбы с авианосцами. И соответственно вооружались замечательными сверхзвуковыми дальнобойными противокорабельными ракетами оперативного назначения 3М45 «Гранит».

    Поскольку теперь гоняться по океанам за американскими эскадрами вряд ли придется, «Антеи» меняют специализацию. А вместе с ними и «Граниты» — на «Калибры». Причем, как утверждают, число пусковых установок на «Антеях» останется тем же – по 24 на каждой лодке.

    И все равно для глобальности маловато. Вот тут и подошла очередь застоявшегося в Северодвинске «Адмирала Нахимова». Самым грозным его оружием тоже были «Граниты», расположенные в 20 шахтных пусковых установках. Теперь их решено менять на противокорабельные П-900 «Оникс» и 3М54 «Бирюза» комплекса «Калибр» для стрельбы по береговым целям.

    Всего под палубой «Адмирала Нахимова» будет 80 пусковых установок крылатых ракет. Что наверняка весьма впечатлит любого врага и заставит считаться с «Нахимовым». При этом сколько «Ониксов» и сколько «Бирюзы» и в каком количестве заряжать в пусковые установки — это в зависимости от поставленной боевой задачи.

    Естественно, модернизация коснется не только ударного оружия будущего «ракетного линкора». Планируется поставить на него и новые системы ПВО (вместо двух ЗРС большой дальности С-300Ф «Форт» — новейшую зенитно-ракетную систему «Редут-Полимент», корабельный вариант ). Более совершенным станет противолодочное вооружение «Адмирала Нахимова», системы связи, управления и т. д.

    Уже решено, что через несколько лет у причала северодвинского завода этот корабль заменит единственный оставшийся в строю его собрат – «Петр Великий». И ему предстоит тот же вариант обновления.

    А вот что делать с двумя другими «Орланами» — «Адмиралом Лазаревым» (бывший «Фрунзе», в отстое на Тихоокеанском флоте с 1999 года) и «Адмирал Ушаков» (бывший «Киров», в отстое на Севере с 1991 года)? Они и сейчас выглядят особенно дряхлыми. С учетом намеченной модернизации «Петра Великого» очередь до них до 2020 года точно не дойдет. И как быть с этими кораблями – пока не знает никто.

    Атомный крейсер "Адмирал Нахимов" / Фото: dokwar.ru

    "Севмаш" сможет передать тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРК) "Адмирал Нахимов" Военно-морскому флоту в 2018 году, на год раньше запланированного, сообщил в интервью РИА Новости генеральный директор предприятия Михаил Будниченко.

    «В настоящий момент на крейсере завершается дефектация и демонтаж части корпусных конструкций, а задача следующего года — формирование главных корпусных конструкций»

    В ходе рабочей поездки в Северодвинск главком ВМФ адмирал Виктор Чирков поставил перед "Севмашем" задачу — сдать крейсер на год раньше запланированного — в 2018 году вместо 2019 года.

    "Сегодня все работы, которые выполняются корабелами предприятия по ремонту корабля, укладываются в сроковые графики", — сказал Будниченко.

    "Все работы — на контроле, что, безусловно, дает возможность проследить за циклом их ведения, при необходимости ускорить темпы", — отметил директор "Севмаша".

    По его словам, в настоящий момент на крейсере завершается дефектация и демонтаж части корпусных конструкций, а задача следующего года — формирование главных корпусных конструкций, погрузка основного крупногабаритного оборудования и выполнение электромонтажных работ, сообщило РИА Новости .


    Техническая справка


    Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» (ТАРКр) атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» Северного флота России.

    Самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль. Он предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника в удаленных районах морей и океанов. В НАТО его называли "убийца авианосцев”.

    История крейсера "Адмирал Нахимов"

    • Заложен 17 мая 1983 года.
    • 25 апреля 1986 года спущен на воду
    • 30 декабря 1988 года вступил в строй
    • До 1992 года имел название «Калинин»
    • 22 апреля 1992 года переименован в «Адмирал Нахимов»

    С 1999 года простаивает в г.Северодвинске в ожидании ремонта.

    Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» (бывший "Калинин") проекта 11442 в отстое на ОАО "ПО "Севмаш". Северодвинск / Фото: dokwar.ru

    В проектной комплектации «Орланы» вооружали противокорабельными ракетными комплексами «Гранит», противолодочными ракетами «Водопад-НК», реактивно-бомбовыми установками «Смерч-3» и «Удав-1», артиллерийскими установками АК-130, зенитными ракетными комплексами «Форт» и зенитной системой «Оса-МА», торпедными аппаратами калибра 533 мм. На борту предусмотрено размещение авиагруппы из трех противолодочных вертолетов Ка-27ПЛ.

    Из четырех кораблей этого проекта в составе ВМФ остался всего один — флагман Северного флота ТАРК «Петр Великий». Другие три «Орлана» законсервированы: «Адмирал Лазарев» ржавеет на Тихоокеанском флоте, «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Нахимов» — на Северном. ТАРК «Адмирал Нахимов» (до 1992 года носил имя «Калинин») был заложен на Балтийском заводе в 1983 году, принят в состав ВМФ СССР в 1988 году, последнее плавание совершил в 1997 году. С 1999 года стоит «у стенки» на «Севмашпредприятии» (входит в ОСК).

    Планы по модернизации:

    Несколько месяцев назад было объявлено о будущем тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов». Утверждалось, что в ближайшее время он встанет на ремонт и к 2018-20 годам вернется в строй военно-морского флота. Технические и экономические подробности такого проекта не оглашались, а сроком начала работ определили ближайшие годы. В прошедший четверг 13 июня пресс-служба судостроительного завода Севмаш опубликовала новые данные относительно модернизации крейсера. Завод и министерство обороны подписали соответствующий контракт и в самое ближайшее время начнут его реализацию.

    Как следует из официальной информации, пока заключено лишь основное соглашение, в соответствии с которым будут идти работы. При этом сам проект, в соответствии с которым будет вестись модернизация корабля, пока не существует. Министр обороны уже утвердил основные тактико-технические требования к обновленному крейсеру, но контракт на разработку проекта модернизации еще не заключен. Разработчиком проекта станет Северное проектно-конструкторское бюро (Санкт-Петербург). Эта организация в свое время создала проект 1144 «Орлан», в соответствии с которым был построен крейсер «Адмирал Нахимов», а теперь займется его обновлением и модернизацией.



    Фото: dokwar.ru

    Пока Минобороны и Северное ПКБ ведут переговоры об условиях контракта, на Севмаше продолжаются подготовительные работы. Рабочие завода готовят технологическое оборудование, а также проверяют различные узлы и агрегаты корабля. Предварительное обследование крейсера позволит выявить основные недостатки и своевременно учесть их при разработке проекта модернизации. На следующий год запланировано докование корабля в гидроузле предприятия (осушаемый наливной бассейн размером 159х325 метров). До начала этой процедуры «Адмирал Нахимов» будет стоять у причальной стенки завода, где он находится с конца девяностых годов.

    В ходе предстоящих работ планируется демонтировать большое количество узлов и агрегатов корабля. Из-за отсутствия своевременного полноценного обслуживания в настоящее время «Адмирал Нахимов» находится в тяжелом состоянии. По словам начальника управления ремонта, модернизации и гарантийного надзора завода Севмаш С. Хвиюзова, 70% снимаемого оборудования придется заменить. Нетрудно представить масштаб предстоящих работ. Первый заместитель генерального директора предприятия С. Маричев сравнил объем работ по модернизации «Адмирала Нахимова» с недавним ремонтом и обновлением авианосца «Викрамадитья».

    Финансовые подробности грядущей модернизации пока официально не оглашались, что привело к появлению различных мнений и оценок. К примеру, в официальном блоге Центра анализа стратегий и технологий приводится цифра в 50 миллиардов рублей, которые планируется потратить на модернизацию. Официальных подтверждений или опровержений этой информации пока не было и поэтому подобная информация носит сугубо оценочный характер. Более того, в настоящее время можно предполагать, что заказчик в лице министерства обороны и исполнители в лице Севмаша и Северного ПКБ еще не определились с точными цифрами. В случае глубокой модернизации понадобится провести тщательный анализ состояния корабля. Результаты такого обследования способны серьезно повлиять на смету, а при определенных обстоятельствах и заставить отказаться от проекта.


    Технические детали модернизации тоже не оглашались. Ранее в средствах массовой информации, со ссылкой на источники в военном ведомстве и промышленности или без них, утверждалось об установке новых радиоэлектронных систем, а также кардинальном обновлении комплекса вооружений. Согласно некоторым данным, обновленный «Адмирал Нахимов» должен получить ракеты «Калибр» вместо имеющихся «Гранитов» и несколько новых зенитных ракетных систем, превосходящих по характеристикам уже установленное вооружение. Некоторое время назад в ряде источников упоминалось, что корабль сможет перевозить до 300 ракет всех доступных типов. Ввиду времени появления этой информации трудно говорить, насколько она будет соответствовать действительности. Вполне вероятно, что во время предварительной проработки проекта модернизации рассматривались и подобные варианты.

    Однако наибольший интерес представляет не стоимость проекта и его технические детали, а фактор, объединяющий в себе оба этих аспекта - целесообразность. Споры о необходимости модернизации крейсера «Адмирал Нахимов» продолжались с тех пор, как появились первые новости о подобных планах, и теперь вспыхнули с новой силой. В многочисленных обсуждениях высказываются доводы за и против обновления старого корабля, подтверждаемые фактами и аналитикой. При этом аргументы обеих сторон выглядят правдоподобными и логичными.

    Мнение о необходимости модернизации и возвращения в строй «Адмирала Нахимова» подкрепляется несколькими фактами. В первую очередь отмечается, что в ходе работ по обновлению тяжелого атомного ракетного крейсера не понадобится строить новый корпус. Фактически вся модернизация будет заключаться в замене оборудования и некотором ремонте или переделке самой конструкции корабля. Нельзя исключить возможность серьезной переработки конструкции, но при определенных обстоятельствах это будет гораздо дешевле, чем строительство нового корабля аналогичного класса. Второй аргумент в пользу модернизации - перспективы корабля. Ядерная энергетическая установка дает крейсеру высокие ходовые характеристики, что в сочетании с новым вооружением даст ему боевой потенциал, достаточный для службы в течение следующих 15-20 лет.


    Фото: dokwar.ru

    Противники модернизации также приводят обоснованные доводы. К примеру, они утверждают, что обновление всего одного тяжелого атомного ракетного крейсера обойдется в такую же сумму, что и строительство сразу нескольких фрегатов проекта 22350 или 11356Р/М. Имея меньшие размеры и водоизмещение, эти корабли, однако, будут нести такое же вооружение и, вероятно, сходный комплекс радиоэлектронного оборудования. Естественно, несколько меньших кораблей смогут одновременно выполнять большее количество задач, чем один крупный. Вторая претензия к обновлению «Адмирала Нахимова» касается конечной стоимости подобного проекта. Как показывает практика, стоимость любых строительств и модернизаций имеет свойство постепенно увеличиваться из-за постоянно возникающих непредвиденных проблем. Поэтому сейчас нельзя сказать, как до 2018 года вырастут нынешние предполагаемые 50 миллиардов.

    Стоит отметить, именно вопрос целесообразности столь крупных затрат является главной темой всех обсуждений. При этом противники модернизации говорят не только о предположительной сумме контракта, но и об увеличении фактической стоимости работ. К примеру, во время ремонта и обновления авианосца «Викрамадитья» неоднократно пересматривались финансовые аспекты проекта и конечная стоимость корабля оказалась заметно выше изначально планировавшейся. По мнению противников модернизации «Адмирала Нахимова», российский крейсер не сможет избежать подобного. Сторонники, в свою очередь, указывают, что обновление «Викрамадитьи» было первым подобным проектом за несколько десятилетий. Во время работ на авианосце российские судостроители получили необходимый опыт и поэтому теперь могут достаточно быстро и эффективно провести модернизацию атомного ракетного крейсера.

    Судя по продолжительности и ходу дискуссий, вопрос необходимости ремонта и модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» действительно сложен и неоднозначен. На каждый довод есть свой контраргумент и это только провоцирует продолжение дискуссии. Однако сообщение пресс-службы Севмаша четко и ясно говорит о позиции министерства обороны. Подписание контракта о проведении работ наглядно показывает, что руководство военного ведомства и командование военно-морского флота видят необходимость в возвращении боевого корабля к службе. Пока нельзя исключать вероятность отказа от этих планов по причине неудовлетворительного состояния, но такое развитие событий маловероятно, поскольку «Адмирал Нахимов» был выбран для модернизации в том числе и из-за приемлемого состояния.

    В течение следующих месяцев сотрудники Севмаша, Невского ПКБ и министерства обороны определятся с деталями проекта модернизации и начнут основные работы. Уже сейчас понятно, что проект будет сложным, длительным и дорогим. Хотелось бы надеяться, что Минобороны тщательно проанализировало все аргументы за и против модернизации крейсера и вложения в десятки миллиардов рублей полностью оправдаются.

    Характеристики крейсера Адмирал Нахимов

    пр.1144 пр.11442
    Экипаж, чел
    759 (в т.ч. 120 офицеров) 760 (в т.ч. 120 офицеров)
    Длина, м
    250.1 250.1
    Ширина, м
    28.5 28.5
    Осадка, м
    7.8 (габаритная - 10.33) 7.8 (габаритная - 10.33)
    Водоизмещение стандартное, т
    25860 24300
    Скорость полного хода, узлов
    31 31
    Скорость хода на резервном "неатомном" паре, узлов
    17
    Дальность плавания неограничено неограничено
    Дальность плавания на резервном "неатомном" паре, миль
    1000
    Автономность, суток
    60 60

    Порядок работ

    «Разговоры о модернизации «Нахимова» идут уже давно – как минимум лет 10. Но реально к этому вопросу вернулись примерно года четыре назад»

    В России начаты работы по ремонту и глубокой модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) проекта 11442 «Адмирал Нахимов». Сам контракт был подписан минувшим летом. Работы продлятся четыре года и завершатся в 2018 году.

    Разговоры о модернизации «Нахимова» идут уже давно – как минимум лет 10. Но реально к этому вопросу вернулись примерно года четыре назад, когда составлялась Государственная программа вооружения на период до 2020 года (ГПВ-2020), в которой на данные работы были предусмотрены средства. Работы по выпуску проектной документации начаты Северным ПКБ в 2012 году, а через год был заключен и контракт на модернизацию корабля до проекта 11442М.


    Согласно размещенной 27 июня 2013 года информации, госконтракт на выполнение данных работ был заключен между МО РФ и Севмашем 17 апреля 2013 года. Головным исполнителем было заключено два договора с ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро» (СПКБ). По условиям первого из них, СПКБ должно разработать технический проект модернизации крейсера. Проектирование должно быть начато не позднее месяца после подписания соглашения, получения аванса и утверждения тактико-технического задания; работы должны быть окончены через 21 месяц. Выполнение работ по договору разбито на четыре этапа, первым из них предполагается выполнение работ непосредственно СПКБ по собственной разработке проекта, при этом 50-процентный объем работ должен быть исполнен через семь месяцев с момента их начала, а завершение разработки проекта – через год. Вторым этапом предусматривается сопровождение проектантом контрагентских работ, а четвертым – собственно данные работы в объеме трех подэтапов, срок их окончания совпадает с завершением всех работ по договору. На 15-м месяце с начала работ должна быть проведена экспертиза разработанного проекта, являющаяся третьим этапом. Предложенная конструкторским бюро и согласованная военным представительством стоимость разработки проекта, согласно данным приложенного протокола согласования цены, составит 2,794 млрд рублей. Предметом второго договора является техническое и проектное сопровождение ремонта и модернизации крейсера, после завершения которых ему будет присвоен номер проекта 11442М. Работы планировалось начать с июля этого года, а завершить в конце 2018 года с разбивкой на шесть этапов, соответствующих календарным годам. Ориентировочная цена работ составляет 986 млн рублей, при этом в текущем году объем финансирования составит всего 17 млн рублей, а в последующие планируется поступление денежных средств по договору от 182 до 201 млн рублей ежегодно. Что же до самих работ по кораблю, то их стоимость с 2013 до 2018 года может составить несколько десятков миллиардов рублей.


    Безусловно, это дорого, но и корабль уникальный. Он получит совершенно новый набор вооружения и кардинально новые возможности и сможет послужить флоту еще не один десяток лет. В настоящий момент на корабле идут демонтаж снимаемых конструкций и подготовка к разгрузке активных зон реакторов и к заводу корабля в док.

    За и против

    У этой модернизации хватало и противников, и защитников. Противники вообще считают этот класс кораблей чем-то вроде линкоров «Ямато», обзывая их «бесполезными, как пирамиды», а значит, и корабли проекта 1144 нам не нужны, и модернизация их. Слепо повторяя чужую фразу про весьма достойного представителя класса линкоров, критики забывают, что любой корабль, как и любой предмет, можно использовать с умом, а можно – без его применения. И вины предмета, в том числе линкора, в том, что его так применяли, – нет.

    Конечно, можно вместо модернизации построить какое-то количество корветов или фрегатов. Скажем, два-три корвета или один-два фрегата. Однако флот не может состоять только из подобных кораблей, нужны «ядровые» корабли, обладающие максимальными возможностями как в области ПВО соединения, так и ударными. А цена модернизации явно будет не больше стоимости перспективного эсминца, когда его, наконец, построят. А боевые возможности, скорее всего, выше. К тому же разработка столь глубокой модернизации дает ОКБ опыт, не слишком далекий от создания такого же проекта заново. А опыт конструкторам нужен – ведь вслед за эсминцами нового поколения, вероятно, будут когда-то и новые крейсеры. Да и не в том у нас судостроение состоянии, чтобы разбрасываться кораблями, которые еще могут послужить. Не так давно было принято решение, по которому значительное число крупных кораблей имеющихся проектов пройдет модернизацию. Это же относится и к подводному флоту.

    С другой стороны, кроме «Орланов», флоту нужны и атомные подводные крейсеры проекта 885М, и модернизация остальных проектов, и перспективные эсминцы, и фрегаты проектов 22350 и 11356Р, и десятки корветов. На все это нужны деньги, и немалые. И не стоит забывать, что Россия – в первую очередь держава континентальная, флот для нас главным видом Вооруженных сил не был и не будет. Во всем нужна мера, и она, в общем-то, соблюдается. Доля флота в Госпрограмме вооружения до 2020 года составляет менее четверти – это, безусловно, много, но надо учесть, что значительная часть этой суммы расходуется на морские стратегические ядерные силы.

    Ракетный линкор

    Тя­же­лые атом­ные ра­кет­ные крей­се­ры про­ек­та 11442 «Орлан» предназна­че­ны для при­да­ния бое­вой ус­той­чи­во­сти си­лам ВМФ, действую­щим в от­да­лен­ных рай­онах мо­рей и океа­нов; на­не­се­ния уда­ров по авианосным ударным груп­пам и уничтожения про­ти­во­ло­доч­ных сил про­тив­ни­ка; унич­то­же­ния атом­ных под­вод­ных ло­док и над­вод­ных кораблей; обес­пе­че­ния кон­во­ев и де­сант­ных от­ря­дов на переходе мо­рем и в рай­онах вы­сад­ки.

    Корабль имеет длину 250 метров и ширину 28,5 метров. Максимальная надводная высота составляет 59 метров, а осадка – более 10 метров. Полное боевое водоизмещение составляет 26 400 тонн, по одним данным, и 28 000 тонн – по другим. Кор­пус тяжелого крей­се­ра раз­бит на 18 во­до­не­про­ни­цае­мых от­се­ков, обладает солидной конструктивной защитой (до 4–5 метров различных малозначащих отсеков, ячеистых конструкций и пр.) и местным бронированием в районе пусковых шахт, погребов ракетного, артиллерийского и торпедного боезапаса и ангара и цистерн топлива для вертолетов и основных центров управления кораблем. Также защищен реакторный отсек, котельные отделения. Бронирование составляет до 100 миллиметров. В районе ватерлинии крейсер прикрывается также усиленным поясом, который не считается броневым, но выполняет защитные функции. Вообще же, реальная схема бронирования кораблей этого проекта секретна, и что там еще и как защищено – неизвестно. В любом случае броня, кроме ТАРКР, встречается в современном кораблестроении разве что на авианосцах.

    В общем, солидные размеры, хорошая защита, живучесть и мощное ударное и оборонительное вооружение дали повод американцам называть этот тип кораблей «атомными линейными крейсерами с ракетным вооружением» (BCGN – Battlecruiser Guided-Missiles Nuclear) или даже «ракетными линкорами».

    Главный калибр

    Основным направлением модернизации будет оружейный комплекс корабля. Начнем с главного, то есть с главного калибра, он же «главный комплекс», противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) П-700 со сверхзвуковыми дальнобойными противокорабельными ракетами оперативного назначения (ПКР) 3М45 «Гранит». Эти прекрасные ракеты и поныне являются основой сил сдерживания любых надводных сил любого вероятного противника и одним из немногих реально страшных для АУГ ВМС США видов вооружений. Они способны со скоростью, близкой к трехзвуковой, прорывать практически любую ПВО соединения с минимальными потерями на дальностях до 550 километров, при использовании комбинированного профиля полета – на больших и сверхмалых высотах. По другим данным, дальность 3М45 – до 700 километров, что, в принципе, также может быть правдой для термоядерной БЧ. При полете по исключительно маловысотной траектории дальность падает в несколько раз.

    К цели 3М45 доставляет полубронебойную БЧ весом 750 килограммов, заключенную в прочный корпус, не пробиваемый даже 30-миллиметровыми бронебойными снарядами, что делает задачу перехвата еще более сложной – на конечном участке рули у ракеты уже не работают, сбить этот «снаряд» можно, лишь подорвав его, иначе БЧ все равно достигнет цели. Другим вариантом нагрузки является мощная термоядерная БЧ. Продвинутая, обладающая высокозащищенной от помех активной радиолокационной ГСН, способная различить разные типы и классы кораблей и поражать их в уязвимые точки, обладающая групповой логикой поведения ракета, безусловно, еще долго может оставаться на вооружении. Под групповой логикой подразумеваются обмен информацией между ракетами залпа, использование одной-двух ракет залпа как лидеров и наводчиков, совместное определение типа ордера кораблей противника, главной цели и распределение целей по ракетам залпа с заменой выбывших ракет у основной цели, если возможно. Более того, даже выход к целям группа проводит скоординированно, чтобы увеличить нагрузку на ПВО вражеского соединения. К тому же она способна к модернизации – повышению помехозащищенности, в первую очередь. Однако ее заменят и на крейсерах этого типа, и на атомных подводных ракетных крейсерах проекта 949А. Вероятно, причина не в том, что «Гранит» плох, а в том, что уж слишком специализирован, – такую дорогую и тяжелую ПКР жалко расходовать на что-то меньше эсминца или крейсера, а лучше – авианосца. К тому же актуальность борьбы с АУГ ВМС США несколько снизилась ввиду отсутствия теперь на боевых кораблях «вероятного стратегического партнера» тактического ядерного оружия, уменьшения числа АУГ, сокращения активности флота США, да и обстановки в мире. Хотя противоавианосные задачи по-прежнему одни из основных.

    По береговым целям такую ПКР, сложную и дорогую, как легкий истребитель, применять, в принципе, можно – по контрастным целям и недалеко от моря. Но цена ракеты такова, что это должен быть крайне ценный объект, который к тому же может быть уничтожен парой ракет. Иначе овчинка не стоит выделки. Другой разумной альтернативой может быть применение «специальной», то есть термоядерной, БЧ, что, понятно, возможно только в условиях ограниченной или глобальной ядерной войны. В общем, назрела необходимость в расширении возможностей.

    Лучше меньше – да больше

    Вместо установленных на «Нахимове» 20 наклонных пусковых шахт, приспособленных для «мокрого» старта (ввиду своего «подлодочного» происхождения 3М45 стартует из заполненной водой шахты, воду туда перед стартом надо закачать), будут установлены универсальные корабельные стрельбовые комплексы УКСК 3С14 – шахтные модули на восемь вертикальных ячеек. Есть, однако, информация, что вместо УКСК будут новые наклонные ПУ такой же емкости, чтобы не сильно переделывать отсек шахт. Как сделают в итоге – будет видно. Но все новое ударное ракетное оружие нашего флота приспособлено к пуску из универсальных пусковых установок как наклонного, так и вертикального типов различных конструкций, а также и из-под воды, в том числе некоторые – с торпедных аппаратов. Но известно, что 20 шахтных ПУ СМ-233А заменят или на 10 модулей УКСК, или на 20 новых шахтных ПУ, несущих до четырех ракет каждая, т. к. суммарная емкость нового главного комплекса уже объявлена – 80 пусковых единиц. Что это будут за ракеты? Противокорабельные ракеты будут представлены ПКР ОН П-900 3М55 «Оникс» и 3М54 «Бирюза» системы оружия «Калибр». «Оникс» – сверхзвуковая (2,5–3 М) ракета сходной с «Гранитом» компоновки, но почти вдвое легче и несущая лишь 250-килограммовую БЧ. Летит она также поближе, чем «Гранит», – экспортная версия «Яхонт» имеет 300 километров дальности, т. к. больше не позволяет подписанный в свое время Россией Режим контроля за распространением ракетных технологий (РКРТ). Но «Оникс» не ограничен этим соглашением, и его дальность значительно выше, вероятно, между 400 и 500 километрами. О способности нести «специальную» БЧ ничего не сказано, но предполагается, что такая, разумеется, есть.

    «Оникс», несомненно, обладает всеми возможностями «Гранита» в плане групповой тактики и, будучи созданным на более современной элементной базе, более помехозащищен. Меньшая же дальность и меньшая масса БЧ компенсируются увеличенным числом ракет. ПКР 3М54 является ограниченно сверхзвуковой – на большей части ее траектории она представляет собой дозвуковую малозаметную низколетящую ракету, а на подходе к цели от нее отделяется маленькая ступень с БЧ и системой наведения, которая разгоняется до скорости 3 М на сверхмалой высоте. Перехватить такую «пулю» крайне сложно. Однако дозвуковая скорость на траектории не позволяет 3М54 успешно противостоять развитой ПВО АУГ ВМС США, разве что можно попытаться «перегрузить» системы ПВО большим количеством маловысотных малозаметных целей. Зато ее не жалко потратить на какой-нибудь фрегат или другую не самую защищенную цель.

    В разработке для отечественного флота находится и гиперзвуковая ПКР «Циркон» большой дальности (считается, что порядка 1 тыс. километров). Вероятно, до 2020 года это оружие поступит на вооружение флота и почти наверняка станет главным калибром обновленных ТАРКР. Правда, есть сомнения, что такая скоростная и дальнобойная ракета поместится в ячейку для «Оникса». Скорее всего, их боекомплект будет значительно меньше.

    Для поражения наземных целей обновленный «Нахимов» будет нести дозвуковые крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) 3М14. Их также можно уместить до 80 штук – арсенал солидный, что и говорить. Экспортная версия 3М14Э имеет дальность 300 километров и не имеет «специальной» БЧ. Версия же для ВМФ РФ имеет как КР уменьшенного, тактического радиуса, так и стратегического, который составляет для неядерных версий, по некоторым сведениям, до 2600 километров, для ядерных, разумеется, больше (боевая часть легче). Именно возможность нанесения ударов по наземным целям, а также возможность комбинировать различные средства поражения выводит ударный комплекс обновленного ТАРКР на совершенно новый уровень.Возможен запуск из УКСК и противолодочной ракеты 91Р, но тяжелые крейсеры этого проекта и так несут достаточно современный противолодочный ракетный и торпедный комплекс «Водопад-НК», и неизвестно, будут ли его трогать при модернизации. Особого смысла нет, ведь снизится суммарный боекомплект ударного комплекса по надводным и наземным целям. Правда, есть предположения об оснащении корабля в ходе модернизации противолодочным и противоторпедным комплексом «Пакет-НК», включающим в себя пусковые установки малогабаритных противолодочных торпед и антиторпед – перехватчиков торпед противника. Оснащенные гидрореактивными двигателями скоростные торпеды способны атаковать ПЛ противника на дистанции 20 километров, а антиторпеды – перехватывать вражеские на дистанции 1,5 километра. На крейсере «Нахимов» и так есть реактивная бомбометная противолодочная и противоторпедная установка «Удав-1», но принцип ее действия иной – обстрел подлодок или приближающихся торпед реактивными глубинными бомбами. Снимут ли ее или оставят в комплекте к «Пакету-НК» – неизвестно.

    Щит корабля

    Основную зенитную ракетную систему зонального действия на корабле также заменят. Вместо двух ЗРК большой дальности С-300Ф «Форт» и 12 подпалубных револьверных ПУ (по восемь ЗУР типов 5В55РМ и 48Н6 на ПУ, итого 96 ракет) будет установлена новая система. Речь идет о «старшем» варианте ЗРС «Редут-Полимент», устанавливаемых также на серийных корветах проектов 20380/20385/20386 и фрегатах проекта 22350. По некоторым данным, предназначенный для проекта 11442М вариант также будет устанавливаться на перспективных эсминцах ВМФ РФ и будет значительно ближе по возможностям к ЗРК С-400 и С-500, нежели «младшие» варианты.

    Револьверные ПУ будут заменены на шахтные ячеистые, и практически наверняка число пусковых ячеек вырастет даже для весьма габаритных ЗУР 48Н6/48Н6Д/48Н6ДМ, ведь вертикальная шахтная пусковая компактнее «револьвера». Но точное число ячеек пока неизвестно, вряд ли меньше сотни. Вместо одной ЗУР типа 48Н6ДМ с дальностью до 250 километров в каждую пусковую могут быть размещены до четырех контейнеров с ЗУР типа 9М96 с дальностью до 50 километров и 9М96Д с дальностью до 150 километров или же 16 малогабаритных ЗУР ближней обороны 9М100 с дальностью 15 километров. Таким образом, боекомплект только этого ЗРК может составлять сотни ракет. Будет ли крейсер нести и «оморяченный» вариант главного калибра С-400, ракету 40Н6 с дальностью 400 километров – неизвестно. Зато благодаря использованию ЗУР 9М100 можно будет снять с корабля устаревший ЗРК ближней обороны «Оса-МА». На находящемся в строю «Петре Великом» вместо «Ос» стоят ЗРК «Кинжал» (морской родич известного «Тора»), но ставить их на модернизированный корабль смысла не имеет. Заменят и зенитные артиллерийские комплексы самообороны – вместо шестиствольных 30-миллиметровых АК-630М поставят АК-630М2 «Дуэт» с двумя шестиствольными «мясорубками» и скорострельностью 10–12 тыс. выстрелов в минуту. Также вероятна установка зенитных ракетно-артиллерийских комплексов самообороны «Панцирь-М» – морской вариант «Панциря» для ПВО ВВС РФ. Разумеется, столь масштабная модернизация потребует замены большинства радиолокационных и радиотехнических средств корабля, вычислительных комплексов и гидроакустических средств корабля. По сути, на выходе это будет совсем иной корабль.

    Кто следующий?

    Петр Великий». Его, скорее всего, модернизируют быстрее – он в намного лучшем состоянии, да и технологии работ будут уже отработаны. Скорее всего, работы на нем будут завершены в 2021 году. Два кардинально обновленных ТАРКР проекта 1142М уже явятся хорошим усилением мощи надводных сил ВМФ. К тому времени уже будет построено достаточно кораблей новых проектов, чтобы составить «ракетным линкорам» достойный эскорт.

    Но в отстое находятся еще два корабля: родоначальник класса ТАРКР «Киров» на Северном флоте (он же – «Адмирал Ушаков», хотя и это имя у корабля в итоге отобрали, передав эсминцу проекта 956) и «Адмирал Лазарев» на Тихоокеанском. Эти корабли стоят у стенки намного дольше, и состояние их хуже, особенно у «Лазарева», за которым вообще толком не следили. «Лазарева», вдобавок не имеющего хода, скорее всего, надо будет как-то переводить Северным морским путем на завод, если будет решение о его восстановлении. Но пока непонятно, будут ли вообще восстанавливать кого-то из этой пары. С одной стороны, было и декларировалось публично решение о восстановлении и модернизации как минимум трех кораблей. А с другой стороны, модернизацию начали с опозданием, затем в док встанет «Петр Великий», и дело дойдет до оставшихся кораблей уже в другом десятилетии. В каком они тогда будут состоянии? Будет ли смысл в их восстановлении и модернизации? Весьма вероятно, что их попросту «распилят на иголки».

    Флота в 2018 году должен стать крейсер «Адмирал Нахимов». Модернизация его началась в 2014-м и по плану продлится четыре года. Затем настанет черед другого корабля - «Петра Великого», флагмана СФ, построенного по тому же проекту «Орлан» № 11442. Эти исполины могут нести службу вдали от родных берегов, обеспечивая военное присутствие в любом районе Мирового океана. Создавались боевые флотские единицы в соответствии с советской военной доктриной первой половины 80-х годов прошлого века, они обошлись государственному бюджету СССР в круглую сумму (всего их было спущено на воду четыре), и теперь этим наследством нужно правильно распорядиться. Следует также оценить степень необходимости этих типов кораблей и их возможную эффективность в случае вооруженного конфликта.

    Общее назначение

    С макроэкономической точки зрения любые затраты должны нестись в соответствии с конкретной целесообразностью. Государство, не имеющее возможности отстаивать свои интересы в глобальном масштабе, обречено на периферийное прозябание. Несмотря на обилие международных соглашений, наличие международных наднациональных структур, контролирующих соблюдение установленных правил, во многих случаях сильные в военном отношении страны применяют авиацию, флоты и наземные войска, нарушая все писаные и неписаные законы для обеспечения своего регионального доминирования. Есть резолюция Совбеза ООН - хорошо, но если она не получена, «большая дубинка» всегда наготове. Для противодействия угрозам подобного рода и существуют такие гигантские атомоходы, как «Адмирал Нахимов». Крейсер предназначен для обеспечения мощного прикрытия целой эскадры, выполняющей задачи на большом удалении. На военном языке это называется «приданием устойчивости». В сущности, такой корабль является ядром флотского соединения, лишенного возможности получать поддержку своих или дружественных береговых баз в силу большого удаления и находящегося под угрозой враждебных вооруженных воздействий. Атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов», как предполагается, будет иметь возможность раскрыть своеобразный «зонт», состоящий из средств противовоздушных, противоракетных, противолодочных и прочих систем, отбить атаки, а в случае необходимости - нанести ответный сокрушающий удар.

    Архитектура корабля и технология «Стеллс»

    В начале восьмидесятых годов советский военно-промышленный комплекс был развитой отраслью промышленности, включавшей в себя тысячи предприятий и научных учреждений. Успехи отечественных разработчиков оборонных систем обеспечивались щедрым финансированием. При создании новых образцов учитывались самые последние достижения в области наступательных вооружений ВПК стран - вероятных противников. Примером может служить корабль «Адмирал Нахимов». Крейсер строился по принципу малой заметности его корпуса для радаров. Очертания надстроек выполнены в виде пирамид, состоящих из наклонных плоскостей, надводная часть имеет «заваленные» борта, прямых углов практически нет. Для покраски применена особая технологически безупречная субстанция, носящая ничего не говорящее название «лак» и по виду не отличающаяся от обычного шарового покрытия военных кораблей, но имеющая важное уникальное свойство поглощать высокочастотные излучения, минимизируя их отражение. Эксперты спорят о том, насколько эффективны усилия по приданию малой радиолокационной заметности объекту длиной 250 метров, но научные наработки в этой области имеют ценность сами по себе, с учетом их дальнейшего применения. Действительно, столь крупный корабль разглядеть можно не только на экранах РЛС, но и со спутника, не говоря уже о разведывательных самолетах. Технология «Стеллс» имеет значение для возможного введения в заблуждение блоков наведения «Пятно» засветки на экране станет меньшим, к тому же крейсер может проецировать ложные цели с помощью электронных средств ПРО.

    Модернизационные возможности

    За прошедшие почти три десятилетия практически все технические средства и системы вооружения корабля устарели, и теперь только огромный корпус, оснащенный мощной ядерной силовой установкой, представляет ценность для флота. Однако стоимость этой «платформы» такова, что пренебрегать ею не следует. Примером бережного отношения к дорогостоящей материальной части могут служить американские военно-морские силы. Все крупнотоннажные корабли США изначально строятся с учетом возможной модернизации, кабельканалы электропитания и установочные размеры выполняются таким образом, чтобы замена любого оборудования - в случае появления более современного - не составляла проблемы. Ремонт крейсера «Адмирал Нахимов», формально начавшийся в 1998 году, затянулся именно из-за того, что возникла потребность в огромном количестве конструктивных изменений, необходимых для эффективной модернизации. ТАРК «Калинин» (под этим названием корабль был заложен в 1983 году и служил до 1993-го) не мог бы удовлетворять условиям морского боя начала третьего тысячелетия. Проект перестройки был поручен Северному ПКБ (г. Санкт-Петербург), на его проработку выделялся 21 месяц. Смета документации составила почти 2,8 млрд рублей. Предполагается, что вся модернизация корабля обойдется в десятки миллиардов. Сразу же нашлись критики, утверждающие, что за такие деньги можно построить несколько новых боевых единиц класса «фрегат» или «корвет», обладающих в сумме большими боевыми возможностями. Мнение такое, безусловно, имеет право на существование, но корабли легкого класса не предназначены для выполнения задач, для которых строился «Адмирал Нахимов». Крейсер имеет больший оперативный радиус, служит намного дольше эсминца или БПК, потому в целом его модернизация экономически оправдана.

    О названии

    Моряки - народ не только отважный, но и изрядно суеверный. Они под любым предлогом стремятся избежать выхода из порта по тринадцатым числам, верят в разные приметы и не любят несчастливых названий. К сожалению, основания для беспокойства в этом случае есть.

    Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» был пущен на дно своим экипажем во избежание его захвата японцами в 1905 году в ходе Цусимского сражения. Сражались моряки героически, потопили несколько вражеских миноносцев, серьезно повредили крейсер «Ивате» и никоим образом не посрамили славы флота Российского. «Варяг», погибший при подобных обстоятельствах, свое грозное имя передал современному кораблю.

    Менее известна судьба другого «Нахимова» - торгового парохода общества РОПИТ, затонувшего у турецких берегов в 1897 году при сильном шторме.

    В 1941 году, во время героической немецкой авиацией был потоплен корабль «Червона Украина», ранее (до Гражданской войны) носивший название «Адмирал Нахимов». Крейсер затонул, получив множество пробоин.

    В 1960 году был выведен из состава ЧФ еще один корабль, носивший имя прославленного флотоводца. История получилась загадочная: ракетному крейсеру было всего полтора десятка лет, и есть предположение, что его использовали для изучения влияния на корпус подводной волны, возникающей при ядерном взрыве.

    В 1973 году затонул еще один «Адмирал Нахимов». Крушение научно-исследовательского судна случилось по иронии судьбы в том месте, где великий русский флотоводец совершил одну из своих самых блестящих побед, - в Цемесской бухте. Судно внезапно обледенело и ушло на дно прямо у мола.

    По причине сильных повреждений, полученных при столкновении с подводной лодкой, был списан большой противолодочный корабль «Адмирал Нахимов». Крейсер (Цусима), научное судно еще один крейсер (Севастополь), торговый пароход (северное побережье Турции), РК (50 километров от Южного берега Крыма), - к этому мартирологу нельзя не добавить одну из страшнейших морских трагедий за всю историю судоходства. В ней принимали участие сухогруз «Петр Васев» и пароход, в момент спуска на воду носивший имя «Берлин». В 1986 году два больших судна не смогли разминуться в новороссийской Цемесской бухте. После Победы трофейный «Берлин» получил название «Адмирал Нахимов». Катастрофа унесла жизни сотен пассажиров и членов команды.

    Как тут не поверить в злой рок, преследующий несчастливое название?

    И все же, почему именно «Нахимов»?

    Изложенные выше трагические эпизоды не составляют тайны для руководителей, в обязанности которых входит выбор наименования корабля. И если решение, несмотря на столь грустную статистику, все же принято, то для этого есть веские основания. К тому же при более детальном и беспристрастном анализе можно прийти к выводу о том, что боевые корабли, носившие имя прославленного флотоводца, в большинстве своем достойны доброй памяти, а судьба их вызывает гордость за родную страну и ее доблестных сынов. Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» повторил вместе со своим экипажем подвиг гордого «Варяга», в 41-м другой корабль бился с врагом до последнего снаряда.

    Гибель их нельзя назвать случайной или нелепой, она была героической.

    Что же касается двух других случаев, то выход из состава флотов происходил без людских жертв, в силу непреодолимых обстоятельств или по решению командования.

    Адмирал

    Павел Степанович Нахимов прошел весь путь русского офицера, начав карьеру кадетом морского училища и приняв геройскую смерть от вражеской пули на бастионе Севастополя с адмиральскими эполетами на плечах. В пятнадцатилетнем возрасте он участвовал в дальнем походе к берегам Дании и Швеции, получив звание мичмана, занял должность во 2-м флотском экипаже Петербургского порта (1818 г.). В 1822 году удостоился ордена Св. Владимира IV степени за участие в кругосветном плавании. Командовал палубной батареей на крейсере «Азов» во время битвы при Наварине и легендарным фрегатом «Паллада», входившим в эскадру Ф. Ф. Беллинсгаузена. На Черноморском флоте служил с 1834 года, командовал линкором «Силистрия». Участвовал в операциях на Кавказе, за что был награжден орденом Св. Владимира III степени. В октябре 1852 года получил звание вице-адмирала.

    Героическая Севастопольская эпопея заслуживает отдельных слов. Высокие качества флотоводца проявились в ней наиболее ярко. Память о таком человеке заслуживает того, чтобы его имя носил самый мощный и современный ракетный крейсер. Адмирал Нахимов - русский национальный герой.

    Начало модернизации

    После окончательного согласования и приемки технической документации настал черед реальных действий. Для начала следовало освободить корабль от всего груза оборудования, подлежащего списанию и утилизации. Эта работа хоть и трудоемкая, но благодарная. Значительная часть стоимости работ по модернизации будет компенсирована за счет извлечения большой массы ценного металла. Атомный крейсер «Адмирал Нахимов» стал источником вторичных ресурсов общей массой 878 тонн, из которых 644 - черные (чугун), алюминиевые и медные сплавы (168 т), а также легированная высококачественная сталь с высоким содержанием углерода (66 т). Кроме этого, утилизации подлежат и драгметаллы, содержащиеся в электрическом и электронном оборудовании. На процесс разборки и сортировку потрачено всего 20 млн руб., что значительно меньше стоимости полученных ресурсов.

    Помимо утилитарного значения, процесс демонтажа всего ненужного оборудования преследовал и другую цель: максимальное облегчение объекта для уменьшения его осадки. Столь крупное плавсредство не так просто завести в осушаемый док (батопорт) - для этого требуются понтоны, крепящиеся к корпусу (всего их шесть). Два из них уже были готовы, их собрали для ремонта авианесущего крейсера «Викрамадитья», купленного ранее Индией. Пригодился и полученный во время выполнения этого заказа опыт. Изготовление понтонов, их испытание и крепление требовали и времени, и материальных затрат. В настоящее время атомный крейсер «Адмирал Нахимов» находится внутри дока, его корпус освобожден от всего лишнего, ядерное топливо извлечено из реактора. Модернизация началась.

    Цели модернизации

    Главной целью дорогостоящих работ является придание боевой единице Северного флота желанной боевой эффективности. Для этого требуется не только полная замена устаревшего за период с 1980 года оборудования и систем вооружений, но и обеспечение возможности дальнейшей модернизации согласно требованиям предстоящих десятилетий. Электронная техника, ракеты и системы управления теряют актуальность довольно быстро, и не следует повторять ошибок конструкторов, строивших в восьмидесятые годы крейсер «Адмирал Нахимов». Модернизация, неизбежная через несколько лет, должна пройти менее болезненно и обойтись значительно дешевле.

    Из наиболее трудоемких задач, поставленных перед корабелами Севмаша, на первом месте значится замена наклонных шахтных пусковых установок, предназначенных для ракет 3М45, универсальными комплексами УКСК 3С14 вертикального старта. Возможно, от наклонной схемы все же не откажутся (многие детали проекта держатся в тайне), но запуск больше не будет производиться из затопляемых позиций (необходимость в этом диктовалось «подлодочным» происхождением устаревших 3М45). Всего шахт было 20, столько же их и останется, но в каждой из них будет расположена модульная система с четырьмя ракетами. Итого, число противокорабельных реактивных снарядов возрастет в четыре раза и составит цифру 80.

    Какими они будут, остается гадать, скорее всего, «Оникс» или «Бирюза». Репутация крейсера как «убийцы авианосцев» предполагает возможность оснащения ударных вооружений спецзарядами (ядерными). Такое большое количество ракет в арсенале «Нахимова» диктуется «стайным» способом их применения. Отразить групповую атаку ПКР практически невозможно.

    Помимо главного калибра, ТАРК предположительно будет вооружен дозвуковыми средствами 3М14, предназначенными для наземных береговых целей. Борьбу с подводными лодками экипаж будет вести комплексами «Пакет-НК» (возможно, что в составе вооружений оставят хорошо зарекомендовавший себя и не устаревший «Водопад-НК»). Реактивные бомбометы РБУ-6000 заменят «Удавы-1», способные осуществлять надежную защиту от торпедных атак.

    Противовоздушная оборона

    Было бы наивно полагать, что КБ «Севмаш» не позаботится о том, как защитить от возможной атаки авиации и ракет столь крупную морскую цель, как «Адмирал Нахимов». Крейсер, несмотря на все средства, примененные для обеспечения его скрытности, остается очень заметным объектом, а в случае военного конфликта неизбежно станет мишенью для вражеских противокорабельных систем. Ранее задачу отражения воздушной атаки решали ЗРК «Форт» С-300Ф, очень неплохие, но требующие замены с учетом высокой стоимости проекта и его перспективного значения. Предполагалось, что бортовую ПВО обновят, установив подпалубные ПУ, близкие по схеме и характеристикам к наземным комплексам С-500. Они будут ячеистого типа, а не револьверные, как раньше, и, в силу большей компактности, их станет больше (в арсенале ракет ПВО будет несколько сотен). Одним типом, разумеется, дело не ограничится. Кроме С-500, для контроля неба над кораблем-флагманом и его «свитой» предназначен ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь-М». Впрочем, подробности флотское руководство, по понятным причинам, не разглашает.

    Общие характеристики корабля и его перспективы

    В прессу просочилась информация о том, что определенной модернизации подвергнется силовая установка, в том числе и атомный реактор, но, по всей видимости, конструктивные изменения не будут носить революционного характера. Улучшать хорошее - только портить, так считают военные специалисты. «Адмирал Нахимов» - крейсер, ТТХ которого и так считаются уникальными, по своим ходовым качествам не имеет себе равных. При полном водоизмещении свыше 26 тысяч тонн и длине в 251 метр, он обладает энергетической установкой, мощности которой (более 100 МВт) хватило бы для энергоснабжения города населением в четверть миллиона жителей. Помимо атомного реактора корабль обладает двумя резервными котлами. Его ход (так моряки называют скорость) - 32 узла. Дальность плавания неограниченная, полная автономность составляет два месяца. Экипаж состоит из 630 матросов и чинов младшего командного состава и сотни офицеров.

    Когда корабль вновь вернется в строй Северного Флота? По плану это должно произойти в 2018 году. Возможно, возникнут некоторые непредвиденные трудности, которые несколько продлят модернизацию. Но он неизбежно выйдет на океанский простор - обновленный крейсер «Адмирал Нахимов». Фото его, опубликованное в периодических изданиях, порадует друзей нашей страны, и, скорее всего, расстроит ее недругов. И не только фото...