Что такое синтекс в русском языке. Что такое синтаксис в русском языке определение. Предложения простые и сложные

Абзац состоит из одного или нескольких предложений. Они объединены вокруг одной общей темы. Одно из предложений несет главную мысль всего абзаца, а все остальные предложения раскрывают тему более широко. Предложение с главной целью обязательно. Именно оно кратко предаёт общий узкий смысл всего абзаца. Обычно главное предложение, которое, так же, называют тематическим предложением, не самое первое.

Абзац начинается с предложения немного иной тематики. С каждым последующим высказыванием тема уточняется. К концу абзаца предложения имеют конкретизирующую функцию. Они помогают уточнить детали и нюансы темы.В правильном абзаце должна идти речь об одной конкретной теме. Абзац должен нести в себе всю необходимую информацию для полноценного раскрытия темы.Все предложения, составляющие абзац, должны иметь правильное расположение. Каждое из них, в свою очередь, должно быть непосредственно связанным с основной темой. Также каждая предыдущая единица должна подготовить читателя к последующему.

Абзац

Абзац

АБЗАЦ - отрезок письменной речи между двумя красными строками. А., обозначая своего рода «цезуру» (см.), является единицей членения, промежуточной между фразой и главой, и служит для группировки однородных единиц изложения, исчерпывая какой-нибудь его момент (тематический, сюжетный и т. д.). Выделение какой-нибудь фразы в особый А. усиливает падающий на нее смысловой акцент. А. - мало исследованный компонент литературной формы, имеющий композиционное, сюжетно-тематическое, ритмическое значение и связанный со стилем автора. Характерны, например, краткие А. в импрессионистической прозе - симптомы раздробленности, афористичности мысли; или напр. возвращение к длинному А. в несколько страниц у М. Пруста (см.), связанное со стернианской, так наз. «спиралевидной цикличностью» его изложения. Особенно выразителен А. у А. Белого (см.), к-рый выделяет в особые А. даже отдельные части фразы, подчеркивая этим тематическую значимость, ритмическое развитие выделяемых частей.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Абза́ц

(нем. absatz), фрагмент текста, выделенный графически – отступом. Деление на абзацы выявляет структуру текста: абзац составляет шаг в его конструировании, порцию смысла, и чтение «по абзацам» помогает воспринимать текст. Абзацем называют и сам отступ в тексте, иначе красная строка (выражения с абзаца/с красной строки).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Абзац

АБЗАЦ - в первоначальном значении своем - то же, что и красная строка . Но А. означает и отрывок письменной речи, заключенный между красными строками . Абзац можно рассматривать с двух точек зрения: 1) целесообразности начертательной, 2) целесообразности поэтической. Начертательная целесообразность абзаца в том, что он придает книге или рукописи более эстетичный вид, внося некоторое разнообразие в однообразный рисунок параллельных строк; кроме того, абзац облегчает глазу процесс чтения, давая ему некоторый повод для отдыха и помогая следить за строками. Эти свойства абзаца служат косвенно и целям поэтического воздействия, как это можно утверждать и о других внешних особенностях книги или рукописи. Но абзац имеет и непосредственную поэтическую целесообразность: его можно рассматривать как литературный прием. Он отражает намерение художника выделить внешним образом в особую группу те или иные части произведения, он делает отчетливыми группировки эмоций, идей, образов. Группировки образов в абзаце производятся как по их статической связи, так и по связи динамической: так, характеристика действующего лица, описание местности и пр., устанавливающие статическую связь между абзацами, требуют, обычно, красной строки ; точно также красной строкой отделяется существенный поворот в развитии сюжета, новый момент в романе или повести, где события даются по преимуществу, в динамической их связи. Там, где передаются рассуждения автора, размышления действующих лиц, абзац подчеркивает логическую связь между идеями. Абзац отображает характер связи между эмоциями в лирическом произведении или отрывке. Так как употребление абзаца не предусматривается никакими строго установленными правилами, то и в обычном его употреблении проявляется художественное намерение автора и здесь его применение в значительной мере субъективно. Единственное, на практике установленное ограничение в этой области требует, чтобы начало и конец абзаца не приходились на середину фразы. Художественные возможности абзаца, все же, наиболее выявляются тогда, когда он нарушает установленную традицию. Неожиданные абзацы Андрея Белого придают особую нервную напряженность его художественной прозе. Необычно-короткие абзацы газетного фельетона или передовой статьи делают речь отрывистой, создавая впечатление лаконизма и особой значительности. Еще более явственна выразительная сторона абзаца, когда художник устанавливает внутреннее взаимоотношение слов, не совпадающее с взаимоотношением внешним. Так, Андрей Белый отделяет красной строкой слова, заключенные в скобки и разъясняющие предыдущую фразу, ибо для него эти слова имеют вполне самостоятельное субъективное значение. Иные абзацы Андрея Белого разбивают и самую фразу, не совпадая даже с грамматическим строем и тем более выделяя субъективный смысл для А. Белого отдельных частей. В стихотворной речи абзац совпадает со строфой. Но строфа, благодаря небольшой обычно длине стихотворной строчки, - гораздо меньше, чем абзац прозаический, служит типографским целям. Строфа может быть произвольной величины, но в поэтической практике наблюдается предпочтительное употребление некоторых излюбленных ее видов (см. слово строфа ); наряду с этим, в каждом почти стихотворном произведении наблюдаемся строфическое единообразие (впрочем, здесь возможны отклонения, пример чему - поэмы Байрона, где каждая строфа произвольна по величине). В строфе явственно проступает ритмический ее смысл. В прозаическом абзаце ритмический смысл не столь подчеркнут, но столь же несомненен. Совершенно явственной ритмической особенностью служит здесь пауза, отделяющая один абзац от другого. Тем, что недостаточно разработана еще теория ритма художественной прозы, затрудняется и изучение абзаца. Мы ощущаем разницу между абзацем Гоголя и абзацем Л. Толстого, сходство между абзацами Пушкина и Кузмина, но проверка этого впечатления при помощи объективных показателей была бы затруднительна. Определять величину абзаца по количеству входящих в него фраз не было бы целесообразно, - во-первых, потому, что не всегда абзац совпадает с фразой (пример чему - абзац Андрея Белого), во-вторых, потому, что самая фраза не есть достаточно определившаяся мера (фраза Л. Толстого, например, длиннее и сложней, чем фраза Пушкина). Абзац, как художественный прием, не исследован почти вовсе. Проблема поставлена в книжке Михаила Лопатина («Опыт введения в теорию прозы. Повести Пушкина». «Омфалос» 1918, 2-е изд., Петроград - Одесса). Автор выясняет логическую роль абзаца, видя его значение в том, что он выделяет главные идеи и облегчает тем восприятие мысли.

Валентина Дынник. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Абзац" в других словарях:

    Абзац - АБЗАЦ в первоначальном значении своем то же, что и красная строка. Но А. означает и отрывок письменной речи, заключенный между красными строками. Абзац можно рассматривать с двух точек зрения: 1) целесообразности начертательной, 2)… … Словарь литературных терминов

    - (нем. Absatz от ab от и setzen класть, ставить.). Начало текста, новая строка при типографском наборе букв. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АБЗАЦ нем. Absatz, от ab, от, и setzen, класть, ставить.… … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    Котёнку [больше срать не будет]. 1. Разг. Шутл. Все кончено с кем л., с чем л. УМК, 47; Максимов,11. 2. Жарг. шк. Шутл. Об ученике, отвечающем урок у доски. ВМН 2003, 17. Взять абзац. Жарг. мол. Сделать три затяжки при курении. Никитина 2003,15.… … Большой словарь русских поговорок

    абзац - АБЗАЦ, а, м. 1. Нечто странное, особенное, необычное, выдающееся. Я такого абзаца еще не видел. 2. Конец, окончание чего л. Под самый абзац работы явился, козёл, а деньги просит. 3. в зн. межд. Выражает любую эмоцию. Абзац, сколько народу!… … Словарь русского арго

    Абзац - часть текста, представляющая собой смысловое единство, выделяемое отступом в первой строке, и начинающаяся с прописной (заглавной) либо строчной буквы. Абзац заканчивается точкой либо точкой с запятой, если предыдущий абзац заканчивается… … Официальная терминология

    АБЗАЦ, абзаца, муж. (нем. Absatz) (спец.). 1. Отступ вправо в начале строки, для отделения одной части текста от другой; красная строка. При наборе сделать абзац. 2. Текст между двумя такими отступами. Прочесть два абзаца. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

    абзац - (неправильно абзац) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    - (нем. Absatz) 1) отступ в начальной строке текста.2) Часть текста (сложное синтаксическое целое), представляющая собой смысловое единство и выделяемая отступом в 1 й строке … Большой Энциклопедический словарь

Абзац

абза ц , абзаца, муж. (нем. Absatz) (спец. ).

1. Отступ вправо в начале строки, для отделения одной части текста от другой; красная строка. При наборе сделать абзац.

2. Текст между двумя такими отступами. Прочесть два абзаца.

Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

Абзац

(нем. Absatz - уступ) - единица текста, представляющая собой, как правило, единство тематически объединенных предложений, в одном из которых указывается тема или главная мысль А. Наличие тематического или концептуального предложения в каждом А. важно как для пишущего, так и для читающего. Такое предложение позволяет пишущему или говорящему ясно определить тему (см.: ) и строго придерживаться ее при развитии в других предложениях, а читателю или слушателю оно помогает определить предмет речи и удерживать его в памяти до тех пор, пока он не сменится другим предметом речи.

Когда мы пишем, мы должны начинать каждый А, несколько отступая от основной линии, с которой начинаются строчки. Это привлекает читателя и показывает ему, что происходит переход от одной мысли или темы к другой.

Правильно построенный А. должен удовлетворять следующим требованиям:

1. В А. должна излагаться только одна тема. В него должно быть включено все, что необходимо для развития темы, намеченной в тематическом предложении, и не должно быть ничего, что не относится к этой теме.

В художественных текстах тема А. может получить выражение не в одном, а в нескольких предложениях. Если в А. нет «своего» тематического предложения, то это значит, что он является «обеспечением» темы или идеи, получивших отражение в предшествующей части текста.

2. Расположение предложений внутри А. должно быть продуманным. Для читателя должна быть ясна связь каждого предложения с тематическим предложением А., и каждое предложение должно подготавливать читателя к восприятию следующего предложения.

Предложения внутри А. должны быть расположены таким образом, чтобы самое главное предложение было выдвинуто на первый план. Начало и конец А. в наибольшей мере способны подчеркнуть выраженную мысль. Поэтому следует стремиться выразить главную мысль в начале или конце А.

Лит.: Зарубина К Д. К вопросу о лингвистических единицах текста // Синтаксис текста / Под ред. Г. А. Золотовой. - М., 1979; Зарубина Н. Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. - М., 1981; Севбо И. П. Структура связного текста и автоматизация реферирования. - М., 1969; Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика. - М., 1973; Солганик Г. Я. Стилистика текста. - М., 1997.

В.Н. Мещеряков

Словарь лингвистических терминов

Абзац

(нем. Absatz от глаг. absetzen - отодвигать).

1) Отступ вправо в начале строка (красная строка).

2) Отрезок письменного или печатного текста от одной красной строки до другой, обычно заключающий в себе сверхфразовое единство или его часть, реже - одно простое или сложное предложение.

Этимологический Словарь Русского Языка

Абзац

Немецкое – Abzatz (уступ, площадка).

В русский язык это слово пришло в начале XVIII в. из немецкого языка, почти в это же время оно появилось и в других славянских языках. Таких, например, как белорусский и украинский.

В немецком языке слово «абзац» обозначало «осадок», а также «отступ», «площадку», «отдел» и т.д. В русском языке есть эквивалент этому иностранному слову, который всем известен как «красная строка».

Производное: абзацевый.

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

Абзац

отступ; набор текста с новой строки в начале новой главы, раздела и т. д.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Абзац

А, м.

1. Отступ вправо в начале первой строки; красная строка.

* Писать с абзаца. *

2. Текст между двумя такими отступами.

|| прил. (к 1 знач.) абзацный, -ая, -ое.

* Абзацная строка. *

Толковый переводоведческий словарь

Абзац

1. Выражающий комплексное высказывание отрезок текста, в котором образующие его предложения связаны по смыслу и формально.

2. Отрезок письменной речи от одной красной строки до другой, функционирующий как сверхфразовое единство или сложное синтаксическое целое.