Грамматический словарь. Словари правильностей. Школьный орфоэпический словарь русского языка

Печорин в системе женских образов «Героя нашего времени»


Образы женщин в романе «Герой нашего времени» играют большую роль в раскрытии характера главного героя - Печорина. Ведь тонкие грани его души, его недостатки и положительные стороны наиболее ярко можно увидеть, когда герой взаимодействует с женщинами, в которых влюблен, которые влюблены в него.

Ни одна любовь Печорина не заканчивается счастливо. Он сам приходит к мысли, что единственное, что он умеет в жизни, это разрушать чужие надежды. Печорин, как огня, боится женитьбы. Еще этот герой отмечает, что любит женщин только ради себя, ради собственного удовольствия, с жадностью поглощая чужие чувства, ничем не жертву ради любимой женщины. Он хочет быть любимым сам и никак не может насытиться в этом желании.

Образ Бэлы в «Герое нашего времени»


Пожалуй, самый яркий женский персонаж «Героя нашего времени» - это Бэла. Она прекрасная дочь горного князя, похищенная влюбленным Печориным. Бела дикарка, необразованна, непосредственна. Однако она - олицетворение гордости и чувства собственного достоинства. Бэла – настоящая женщина в своих любовных чувствах. Ее любви невозможно добиться страхом, подарками, красивыми словами. Бэла не знает хитрости, она открыта и не скрывает своих чувств.

Сердце Бэлы склоняется к Печорину только тогда, когда он говорит ей, что хочет уехать на войну, чтобы оставить там голову. Этот эпизод открывает перед читателем ее милосердную и добрую душу девушки.

Во взаимной любви с Печориным раскрываются лучшие стороны Бэлы. Она веселая, озорная, талантливая: поет и танцует так, что куда там светским дамам на балах. Завоевать Бэлу было не просто, но в любви она настоящий клад: страстная, верная, преданная, внимательная, чуткая. Пылкая любовь Бэлы - одна на всю жизнь.

Когда неглубокие чувства искателя приключений Печорина к ней начинают угасать, любящая девушка чувствует это сразу и сама угасает на глазах. Скрыть свое охлаждение Печорин не может, Бэла чувствует это сердцем. Но и в страданиях она сохраняет гордость, не упрекает любимого, не пытается ограничить его свободу или хитростью насильно привязать его к себе. Без любви для нее нет жизни, поэтому, выйдя за пределы крепости, Бэла каким-то образом сама приближает свою раннюю смерть.

Даже умирая от раны, нанесенной Казбичем, Бэла хочет только видеть Печорина и переживает, что из-за различия религий не встретится с ним на небе. При этом менять веру она отказывается – в этой родилась, в этой и умрет. Чтобы любимый помнил ее – вот последнее желание любящего сердца этой девушки.

Образ ундины в «Герое нашего времени»


Еще одна девушка в романе - контрабандистка. Она напоминает повадками русалку и выглядит очеь необычно. «Далеко не красавица…», она, тем не мене, очаровывает Печорина. Он видит в ней «породу». Ундина красива, как красив дикий зверь, артистична, эксцентрична. Она ведет себя странно: поет на крыше, разговаривает сама с собой, никого не смущаясь. Своей естественностью, даже дикостью, она покоряет Печорина. Такого он раньше не видел -прелесть новизны захватывает его.

Сначала Печорин подумывает, не сумасшедшая ли девушка, уж слшком оригинально ее поведение. Но «…на лице ее не было никаких признаков безумия; напротив, глаза ее с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью…»

«Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – все это было для меня обворожительно.

Скоро проницательный Печорин начинает замечать, что девушка не так естественна, какой хочет казаться, что она играет «комедию». Но своим наблюдениям он не хочет верить, потому что уже создал в уме привлекательный образ:

«Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное, хотя в ее улыбке было что-то неопределенное, но … правильный нос свел меня с ума»

Ничего на самом деле интересного и душевного в ундине Печорин в итоге не находит. Напротив, она подло заманивает его на лодку, притворяясь влюбленной, после чего пытается утопить, чтобы он не донес коменданту на контрабандистов. Печорин разочарован и зол на себя, что так обманулся.

Образ Мери в «Герое нашего времени»


Женские образы «Героя нашего времени» продолжает княжна Мери. Это - юная невинная девушка. Мери красива и богата, она – завидная невеста. Мери обладает острым умом, хорошо образована:

«…читала Байрона по-английски и знает алгебру: в Москве, видно, барышни пустились в ученость, и хорошо делают, право! Наши мужчины так не любезны вообще, что с ними кокетничать, должно быть, для умной женщины несносно…»

Мери окружена поклонниками. Она держится гордо, даже высокомерно, острая на язык, умеет вести разговор. Часто она весьма колка и умеет высмеять неудачливого собеседника.

«Княжна, кажется, из тех женщин, которые хотят, чтоб их забавляли; если две минуты сряду ей будет возле тебя скучно, ты погиб невозвратно: твое молчание должно возбуждать ее любопытство, твой разговор – никогда не удовлетворять его вполне; ты должен ее тревожить ежеминутно…» - говорит опытный Печорин Грушницкому о Мери.

Вместе с тем Мери обнаруживает жалость к больному Грушницкоиу в солдатской шинели, подает ему стакан с водой. На нее большое впечатление производит поступок Печорина, защитившего ее. В душе Мери оказывается наивным, пугливым ребенком - почти падает в обморок от страха, когда к ней цепляется пьяный хулиган на балу. Неопытная в жизни Мери - легкая добыча умелого обольстителя Печорина.

Доброе сердце девушки склоняется к Печорину, который сумел показать себя непонятым и неоцененным в обществе:

«Княжна сидела против меня и слушала мой вздор с таким глубоким, напряженным, даже нежным вниманием, что мне стало совестно. Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..»

От своей первой любви Мери получает сокрушительный удар: она была лишь игрой своего избранника. Задета гордость девушки, и вся сила ее нежного чувства обращается в ненависть. «Я вас ненавижу» - вот последние слова княжны Печорину. Сможет ли она теперь доверять еще кому-нибудь? Сможет ли любить?

«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!»

Образ Веры в «Герое нашего времени»


Вера - это женщина-жертва. Она давно влюблена в Печорина, который «высушил ей сердце». Она терпит это, прячет свою любовь от своего очередного мужа, мучается ревностью. Единственное ее утешение - то, что любимый холост.

Одновременно, Вера - умная женщина. Она единственная, кто поняла Печорина таким, какой он есть, со всеми его хитростями, страстями и пороками, и тем не менее, продолжает любить. Вера больна и знает, что жить ей, видимо, осталось недолго. Она говорит, что разум подсказывает ей ненавидеть Печорина, однако она, наоборот, тянется к нему и благодарна ему за все минуты, проведенные вместе.

Вера несчастна, она говорит, что пожертвовала ради любви к Печорину всем. Под этим Вера имеет в виду радость жизни, а не какие-то выгоды (она замужем по расчету, за немолодым человеком, ради благополучия сына). «Моя душа истощила на тебя все свои сокровища, все слезы и надежды…». Вера хочет ответной жертвы, и страдает оттого, что знает: от Печорина она никаких жертв не дождется:

«Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете…»

Чувство любви не приносит Вере истинной радости: для нее любовь – море страданий. Упреки, ревность, самоунижение:

«Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться… и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь!»

«Может быть, – подумал я, – ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…»


Поделиться в социальных сетях!

/ / / Как система мужских образов романа помогает понять характер Печорина?

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов собрал огромное количество как женских, так и мужских образов. И практически каждого персонажа он сопоставил . Для чего? Чтобы нагляднее показать особенности в характере Григория Александровича.

Каждый мужской персонаж тщательно подобран таким образом, чтобы он был и похожим на характер Печорина, и одновременно различался с ним. Ведь герой, в каждой отдельной ситуации поступал совершенно по-разному. Например, в случае с Грушницким, Григорий Александрович вел себя с Мери сначала дерзко. Он это делал намерено, для контраста. Мужчина понимал, что услужливый и покладистый юнкер, рано или поздно надоест девушке. И вот тогда она захочет видеть рядом с собой гордого и независимого Печорина.

Образ офицера Вулича также помогает Григорию Александровичу раскрыться с еще неизвестной для читателя стороны. Однажды, между мужчинами возник спор, о жизни и смерти. На самом ли деле все давно предрешено, там, на небесах, или все решает случай.

То что сделал Вулич доказало присутствующим о его везении, азарте и намерении идти до конца. Печорин же, как завороженный смотрел на мушкет, который по счастливой случайности дал осечку. Он проиграл в споре. Но ему не жалко было проигранных денег. В лице стрелявшего офицера был заметен отпечаток смерти. Это была роковая метка, но почему тогда Вулич еще жив? Это не укладывалась в голове Григория Александровича. А еще его мучил вопрос, на который Вулич не дал однозначного ответа – о чем думает человек, в момент, когда рискует собственной жизнью?

Печорин тоже часто рисковал жизнью, но это были другие ощущения. Если ему придется умереть в бою, он не сможет так прочувствовать момент и так насладиться жизнью.

После выигрышного спора Вулич, поспешил удалиться от компании. Уже на выходе его догнал Печорин и объявил, что того все равно ждет смерть в ближайшем будущем. Через несколько часов, мужчину нашли разрубленным шашкой. Он случайно набрел на пьяного казака, который видимо был чем-то недоволен.

Образ доктора Вернера, помогает раскрыть в Печорине такие черты как справедливость и благородство, и уважение к окружающим. Мужчины становятся если не друзьями, то уж однозначно единомышленниками. Офицер открывает подробности из своей «тайной» биографии, рассказывает за Веру. Доктор, внимательно выслушивает его, но давать советы не решается. Каждый из них практически без слов стали понимать друг друга.

В сравнении с образом Максим Максимыча, образ Печорина выглядит очень негативно. Молодой человек не посоветовавшись ни с кем, ворует горскую княжну Бэлу. И Максим Максимыч входит в его положение, и разрешает девушке остаться в крепости. Но супружеская жизнь быстро надоедает Григорию Александровичу, а все попытки старшего товарища заставить его взять на себя ответственность – ни к чему не приводят.

Когда Бэлу убивают, испытывает настоящее горе. Он и Печорина призывает к скорби, но молодой человек лишь смеется у нее над могилой.

Смерть становится переломным моментом для обоих мужчин. Печорин больше не желает оставаться в крепости. Ему просто стыдно, но он в этом никому не признается, даже себе.

Мужские образы в романе совершенно по-другому раскрывает Печорина. Если с женщинами молодой человек пытается показать себя, то мужчин он больше изучает. Молодой человек, как психолог, постоянно переосмысливает события и людей. Единственный человек, которого он до конца так и не смог понять, так это был он сам.

Проза Лермонтова невелика, но один небольшой по размеру роман «Герой нашего времени» поставил поэта в ряд с великими писателями-прозаиками. Историю русского романа не поймёшь и не расскажешь, минуя «Героя нашего времени». Это – веха крупнейшего значения, это - новый этап литературного развития, подготовивший появление мощного реализма Льва Толстого.

Книга вобрала в себя жгучую печаль многих сердец и наблюдения лучших, честных умов. Отсюда понятно отношение реакционной критики к роману – она встретила его ругательствами и обвинениями автора в разврате.

Главный герой книги Григорий Печорин – личность неоднозначная и незаурядная, вызывающая противоречивые чувства.

Но были и многие, кто останавливались перед Печориным, спорили с ним или повторяли его горестные раздумья, но все признавали притягательную силу образа.

Духовный мир Печорина раскрыт перед нами в сложной игре переживаний, в переплетении противоречивых чувств, в разнообразных поступках и проявлениях характера. Замечательна композиция романа: он состоит из пяти новелл, связанных единством главного действующего лица. Каждая из новелл – самостоятельное, прекрасное в своей законченности, произведение; соединенные, они образуют также цельное, стройное произведение. Эпизоды жизни и странствий Печорина так рассказаны, что в случайных как будто происшествиях отражён характер человека в его цельности.

В двух новеллах – «Бэла» и «Максим Максимыч» - Печорин изображён со стороны – со слов Максима Максимыча или автора путевых записок, - и самые события рельефно рисуют героя. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» образуют «журнал», то есть дневник Печорина, в котором духовный мир его раскрыт изнутри. В сжатые, напряженные действием, увлекательные новеллы Лермонтов вплёл тончайший психологический рисунок.

В «Бэле» рассказан эпизод жизни Печорина на Кавказе. Правдиво изобразил Лермонтов поведение русского офицера в завоеванной стране: Печорин, не задумываясь, похищает понравившуюся ему девушку-черкешенку, жертвами его прихоти гибнут родичи Бэлы, гибнет и сама бедняжка Бэла. Образ гордой, чистой сердцем Бэлы пленителен именно своей естественностью, в нём нет ни прикрас, ни сентиментальности, как нет ложной экзотики и «клеветы» в выразительной фигуре абрека Казбича.

Отношение Печорина к Бэле можно охарактеризовать словами его же дневника, где он сравнивает душу Бэлы с едва распустившимся цветком, которым надо насладиться и выбросить. Он называет обладание этой невинной душой необъятным наслаждением. Это циничное признание бросает яркий свет на Печорина – капризного барича. А Максим Максимыч в простоте душевной говорит: « таков уж был человек: что задумает, подавай, видно в детстве был маменькой избалован…»

В следующем за «Бэлой» рассказе Лермонтов ещё сильней выявил эгоистическую природу Печорина. После долгой разлуки он встречается с другом трудных дней – Максимом Максимычем и обнаруживает при этом такое небрежение и чёрствость души, что вызывает осуждение даже великодушного Максима Максимыча: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен…» Странно слышать простое это обвинение по адресу Печорина, а ведь он заслужил его. В Печорине писатель выявляет эгоизм, как постоянное свойство характера, а вместе с тем это характер волевой, действенный.

Судьба забросила Печорина в глухой приморский городишко, столкнула с «мирным кругом честных контрабандистов», он «встревожил их спокойствие» и едва сам не погиб. В эпизоде этом Печорин предстаёт отважным, находчивым.

Лермонтов в «Тамани» с особенной силой дал почувствовать одиночество своего героя. Он один не только в этом глухом городишке, среди «мирных» контрабандистов, он один во всём мире, и щемящей грустью звучат последние слова рассказа: «…какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности!»

«Княжна Мери» - исповедь Печорина – сердце романа. Печорин предельно откровенен в своих порой трагических, порой циничных признаниях, они проливают свет на его поведение, изображённое в других новеллах.

Дневник Печорина не стенографическая запись чувств и переживаний, это – история мятущейся души, в которой каждый поступок, чувства, мысль прошли через строгую самокритику. Способность к самопознанию – черта драгоценная в Печорине, роднящая его с лучшими людьми того времени, близкая автору и высоко им ценимая.

Первые страницы дневника Печорина с их желчной характеристикой «водяного общества» свидетельствуют о том, что Печорин знает истинную цену дворянскому свету. Но он живёт только в нём, хотя общий язык нашёл с разночинцем доктором Вернером. Печорин привык жить «в большом свете и … баловать своё самолюбие»; задыхаясь в этой среде, он не только не способен из неё вырваться, но и задачи этой перед собой не ставит. Отсюда – противоречивость, извращённость чувств и поступков.

При этом Печорин – человек большой природной одарённости. Лермонтов внимательно, в рельефном психологическом рисунке выявил богатые духовные силы своего героя: он одарён сильным умом, живым воображением, чувством прекрасного, чутьём красоты душевной и красоты природы. Просты и прекрасные описания природы в «журнале» Печорина гармонически сочетаются с интимностью дневниковых записей. Многие из этих записей принадлежат человеку с «душой испытанной и высокой». А наряду с ними – циничные и страшные признания. Духовный облик Печорина искажён «мелкими слабостями, дурными страстями», «злой страстью мучить людей», извращённостью чувств, барской самовлюблённостью. Самое страшное и глубоко верное признание Печорина то, что он «ко всему равнодушен, кроме себя». Он мечтал о высоком жизненном назначении, чувствуя свои «силы необъятные», но не «угадал» этого назначения, «увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных». Область общественных запросов и борьбы неведома Печорину.

Лермонтов так полно выявил богатые духовные силы своего героя, чтобы показать: силы эти бесплодно гибнут, растрачиваются в мелких интригах, в жестоких забавах, если нет им действительно высокого, общественного приложения.

Сознавая историческую трагедию своего поколения, стало быть и Печорина, Лермонтов не прощал его позорного бездействия, равнодушия к общественному «добру и злу». В этом – величие Лермонтова. Его роман – суд над Печориным. В исповеди своего героя поэт раскрыл тайники души неудовлетворённого, мятущегося, но равнодушного ко всему, кроме себя самого, человека.

Знаменитый роман Лермонтова, как все действительно художественные произведения, имеет значение не только литературного памятника. «История души человеческой», рассказанная в нём с такой зоркостью и честностью «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет», оказалась интересно поучительной не только для современников Лермонтова, но и для многих следующих поколений.

Использовалась литература:

Лермонтов М.Ю. Проза. Предисловие и примечания М.Юнович, ОГИЗ Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1941 год, тираж 100 000 экз, подписано в печать 1/04/1941, 526 стр

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-02-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.