Кто был отцом николая 2. Расстрел царской семьи. Расстрел Николая II и царской семьи

Наиболее известным (даже в советское время) был штабс-капитан Мгебров. Биографических данных о штабс-капитане Владимире Авельевиче Мгеброве нет. Известно только, что его отец был генералом для особых поручений при Главном Военно-Техническом управлении, а В. Мгебров к началу войны служил в «Учебной автомобильной роте, вскоре переформированной в Военную автошколу. Помимо броневиков, штабс-капитан Мгебров занимался конструированием ружейных гранат. К сожалению, этот талантливый изобретатель прожил недолгую жизнь – 21 августа 1915 года он умер от ран, полученных во время проведения испытаний ружейных гранат его конструкции на фронте. Во время этого противник неожиданно атаковал русские позиции и потеснил наши части. Штабс-капитан Мгебров возглавил контратаку, благодаря чему положение было восстановлено, но сам он смертельно ранен. Посмертно В. Мгебров был награждён орденом Св. Георгия 4-й степени. Во всяком случае, в большинстве работ, посвящённых броневым машинам этого периода, непременно упоминался Мгебров и его броневик на шасси «Рено», при этом в качестве характерной особенности обязательно указывали остроносую форму бронекорпуса, улучшающую пулестойкость. Однако, как следует из документов, «изюминкой» бронемашин конструкции Мгеброва было не это. Кроме того, по его проекту забронировали не одну машину, а шестнадцать. Судя по всему, конструкцию своей бронировки Мгебров разработал в конце 1914 – начале 1915 года, после того как военные признали непригодными для боевого использования машины разведывательной команды подполковника Чемерзина. При этом Мгебров предложил владельцу и жертвователю автомобилей В. Меркульеву забронировать машины по своему проекту, после чего броневики предполагалось направить на формирование одного из автопулемётных взводов. Видимо, эта идея пришлась по душе Меркульеву, так как уже 6 февраля 1915 года он направил на имя начальника ГВТУ следующее письмо: «Имею честь доложить, что при переговорах с штабс-капитаном Мгебровым было предложено поставить на принадлежащем мне и жертвуемом мною в собственность Правительства без каких-либо вознаграждений автомобиля марки «Бенц» в 100 л.с. брони Ижорского завода в 7 мм, то есть абсолютно непробиваемой ни с какой дистанции ружейными пулями, стоимостью с установкой, запчастями и механизмами в 4000 рублей при приблизительном подсчёте веса брони в 1 тонну. На даденный Правительством автомобиль американской марки в 100 сил «Пирс-Арроу» я ставлю на тех же условиях такую же броню, как и на принадлежащих мне. На машину «Бенц» в 150 л.с. брони совсем не ставить, так как её лёгкая конструкция не может вынести какой-либо перегрузки. А если Комиссия признает её конструкцию вообще неудобной для грунтовых дорог, то я охотно вместо этой машины дам другую, с меньшими силами, но с более прочной конструкцией, которую тоже можно было бы бронировать, и даю для неё, если потребуется, за свой счёт соответствующую броню. Эти автомобили со всеми частями и механизмами, после приёмки от меня Комиссией, я жертвую в полную собственность Военному Ведомству безо всякого для меня вознаграждения, для каких угодно боевых целей в Действующей Армии. Как конструкцию бронировки, так и завод или мастерские, где они будут бронироваться, я позволю себе просить ГВТУ назначить по своему усмотрению».

В апреле 1915 года мастерские Военной автошколы в Петрограде приступили к изготовлению 5 бронемашин по проекту (или как значилось в документах того времени, по системе) штабс-капитана Мгеброва: 100-сильных «Бенца» и «Пирс-Арроу», 1,5-тонного грузовика «Уайт», «Изота-Фраскини», «Руссо-Балт» тип Е. Первые 3 машины бронировались на средства В. Меркульева, при этом грузовик «Уайт» он пожертвовал вместо 2-местного 150-сильного гоночного «Бенца», признанного непригодным для бронирования. Броневик «Изота-Фраскини» был куплен комиссией полковника Секретева в Англии у фирмы «Чарлез Джаррот и Виллан Леттс». Эта машина имела свою историю. В конце 1912 года итальянские военные заказали автомобильному заводу «Изота-Фраскини» в Милане (Fabbrica Automobili Isotta Fraschini) 2 броневика для использования их в Северной Африке. В этот момент между Италией и Турцией были напряжённые отношения, и машины предполагалось использовать для защиты коммуникаций в колониях. Бронировка велась по проекту инженера Д. Каттанео, а в качестве базы использовали 4-тонные грузовые шасси «Изота-Фраскини» 16А. Для повышения меневренных качеств машин на них установили 100 (по другим данным, 120) – сильные двигатели с гоночных машин той же фирмы. Два броневика изготовили в начале 1913 года, они защищались бронёй толщиной в 3 – 5 мм и имели вооружение из 2-х пулемётов – один во вращающейся башне, другой в корме корпуса. Между собой броневики различались рядом деталей (например, на одном башня была цилиндрическая, на втором – гранёная и т.п.). Одна машина была отправлена в Северную Африку, а вторую в 1914 году приобрела фирма Ч. Джаррота. Последний, после неудачной попытки продать броневик британскому Департаменту морской авиации (в то время бронеавтомобили находились в его ведении), предложил его комиссии полковника Секретева. После кратких переговоров 2 октября 1914 года между русскими представителями и фирмой Джаррота был подписан договор, и в декабре 1914 года бронемашина «Изотта-Фраскини» прибыла в Россию. Признанный непригодным для использования на фронте в «своём настоящем виде», броневик по просьбе штабс-капитана Мгеброва передали в его распоряжение для переделки и бронировки. Что касается «Руссо-Балта» тип Е (шасси № 442), то бронировка этого автомобиля началась ещё в конце 1914 года мастерскими Учебной автомобильной роты (позже переформированной в Военную автошколу) на средства 125-го Курского пехотного полка 32-й пехотной дивизии. Впоследствии броневик предполагалось использовать для нужд этой части. К концу апреля БРА, получивший название «Курянин», был готов, после чего по решению ГВТУ его передали Мгеброву для бронирования по проекту последнего. Это вызвало недовольство командира 32-й пехотной дивизии полковника Середина, который 7 мая 1915 года направил в ГВТУ следующее письмо: «125-м Курсовым пехотным полком заказан Учебной автомобильной роте блиндированный автомобиль, готовый к 4 мая. По сведениям, полученным командиром полка, этот автомобиль отбирается для нужд Военного Министерства. Усиленно прошу ходатайствовать о том, чтобы оставить автомобиль полку. Деньги за него полком уплачены». В ответ на это ГВТУ заверило Середина, что, как только «Руссо-Балт» будет перебронирован, его сразу же передадут в распоряжение 125-го пехотного полка. Такой пёстрый парк автомобилей, выделенных для бронирования по проекту штабс-капитана Мгеброва, объяснялся просто – к весне 1915 года армия испытывала катастрофический недостаток автотранспорта, и для изготовления бронемашин ГВТУ приходилось, что называется, изыскивать скрытые резервы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что решено было использовать 11 шасси полубронированных машин «Рено», прибывающих из Франции. К этому же времени стало ясно, что мастерские Военной автошколы не смогут справиться с бронировкой по проекту штабс-капитана Мгеброва из-за её сложности. поэтому 8 июня 1915 года ГВТУ заключило с Ижорским заводом договор на изготовление 5-ти бронемашин на шасси «Бенц», «Пирс-Арроу», «Уайт», «Изота-Фраскини» и «Руссо-Балт» тип Е, а в июле того же года – на бронировку 11 «Рено». Правда, из-за загруженности завода и затяжки подготовки рабочих чертежей (они выполнялись Военной автошколой под руководством штабс-капитана Мгеброва, после гибели, которого 21 августа 1915 года работы приостановились) изготовление бронемашин началось только в середине сентября. 2 сентября 1915 года технический отдел ГВТУ рассмотрел представленный генерал-майором Секретевым проект бронировки, разбросанный штабс-капитаном Мгебровым. В протоколе заседания говорилось: «Отличительными качествами бронированного автомобиля является следующее:

  1. Автомобиль предназначен для шоссейных дорог;
  2. Он удовлетворяет заданиям Главного управления Генерального Штаба (журнал Технического комитета от 31 августа сего года за № 810).
  3. Бронировка его состоит из 7 мм брони, не пробиваемой с расстояния 75 шагов, которой защищены все жизненные части автомобиля.
  4. Впервые осуществлена идея устройства одной вращающейся башни с 2-мя пулемётами, сконструированная так, что достигается независимый обстрел обоих пулемётов и, кроме того, в любой точке можно сосредоточить одновременный огонь обоих пулемётов. В башне имеется помещение и для офицера, руководящего обстрелом.
  5. Вес автомобиля несколько больший, чем у обычных бронированных автомобилей, это потребовало усиления шасси, выработанного на опытах.

На основании вышеизложенного генерал-майора Секретев находит, что бронированный автомобиль штабс-капитана Мгеброва заслуживает осуществления». Таким образом, из доклада следует, что «изюминкой» бронемашин конструкции Мгеброва была башня с вооружением. Она имела довольно сложную форму, в плане напоминающую карточную масть «черви» и намертво приклёпывалась к круглому подбашенному листу. Последний при помощи стоек соединялся с полом боевого отделения, который опирался на 4 вращающихся чугунных ролика. Для того чтобы башню, имевшую массу 122 пуда 38 фунтов (1967 килограмм) можно было вращать вручную (а другого способа тогда не было) Мгебров разработал конструкцию специальной пяты, игравшей роль оси вращения и принимавшей на себя часть нагрузки. На пяте располагалось неподвижное зубчатое колесо большого диаметра, по которому обкатывалась небольшая шестерня, ось которой проходила через стойку и заканчивалась штурвалом. К стойке же крепилось сиденье командира, в распоряжении которого имелась командирская башенка с прорезями, наблюдая через которые за полем боя он мог поворачивать башню в нужную сторону. Сиденья пулемётчиков крепились к подвижным стойкам, установленным на полу. За счёт больших амбразур, закрытых броневыми заслонками, каждый пулемёт имел сектор обстрела от 0 до 90 градусов, то есть без поворота башни могли вести огонь на обе стороны. Для связи командира с шофёром имелась переговорная труба корабельного типа. Все бронеавтомобили, забронированные по проекту штабс-капитана Мгеброва, имели такую башню весьма оригинальной конструкции. Кроме того, на всех машинах броневые листы корпуса устанавливались под большими углами наклона к вертикали для повышения пулестойкости. В этом отношении особенно выделялись «Рено», у которых радиатор размещался за двигателем – за счёт этого корпуса этих броневиков имели довольно оригинальную клиновидную форму. Все машины, изготовленные по проекту Мгеброва, имели 2 двери – в левом борту и в корме корпуса. В боевых условиях водитель мог наблюдать за дорогой через лючки особой конструкции, в открытом положении имевшими защиту сверху и с боков. В целом бронемашины конструкции Мгеброва имели новаторскую по тем временам компоновку. К их недостаткам следует отнести использование в качестве базовых легковых или гоночных шасси («Бенц», «Пирс-Арроу» и «Рено»), которые оказались сильно перегруженными. Первыми из мгебровских броневиков были готовы «Бенц», «Пирс-Арроу» и «Уайт», изготовление которых велось за счёт русского патриота Виктора Меркульева. Уже 17 сентября 1915 года Запасная броневая рота начала формирование 29-го автопулемётного взвода, в состав которого вошли эти машины. При этом «Уайт», помимо 2-пулемётной башни конструкции Мгеброва имел кормовую цилиндрическую башню с 37-мм пушкой Гочкиса. Этот бронеавтомобиль использовался в 29-м взводе в качестве пушечной машины. К началу ноября броневики «Бенц», «Пирс-Арроу» и «Уайт» были готовы, и 21 ноября 1915 года 29-й автопулемётный взвод убыл из Петрограда в Тифлис в распоряжение штаба Кавказской армии. К июню 1916 года все бронемашины вернулись для ремонта в Петроград. Осмотрев их, Комиссия по бронеавтомобилям приняла решение отправить «Уайт» и «Пирс-Арроу» обратно на фронт, после приведения их в порядок, а «Бенц», шасси которого оказалось сильно перегруженным, переставить на железнодорожный ход и использование его в качестве бронедрезины. В конце февраля 1917 года броневик прибыл в Савёлово, во 2-й коренной парк полевых железных дорог. Здесь с машины сняли двигатель, которые предполагалось установить на бронедрезину 2-й Заамурской железнодорожной бригадой. Дальнейшая судьба «Бенца» неизвестна. «Пирс-Арроу» и «Уайт» весной 1917 года были переброшены на Юго-Западный фронт и участвовали в летних боях на Юго-Западном фронте. Дальнейшие следы машин теряются. К концу 1915 года был готов броневик «Руссо-Балт» тип Е, отправленный на фронт в состав 125-го пехотного Курского полка в январе 1916-го года. Сведений о его использовании найти не удалось, известно только, что 14 мая 1917 года машину отправили на ремонт в мастерские Запасного броневого дивизиона, где она находилась как минимум до 10 октября того же года. Дальнейший след бронеавтомобиля «Курянин» теряется и вновь возникает в списке броневых машин, находящихся на 1-м Броневом танко-автомобильном ремонтном заводе в Москве (бывший «Руссо-Балт» в Филях) на 3 января 1922 года. Что касается бронемашин «Рено» и «Изота-Фраскини», то работы по их изготовлению затянулись, так как договор на изготовление броневиков между ГВТУ и Ижорским заводом был подписан только 19 сентября 1915 года. 31 марта 1916 года начальник Военной автошколы генерал-майор Секретев докладывал начальнику технического отдела ГВТУ: «Из переданных согласно разрешения Начальника Главного Военно-Технического Управления Ижорскому заводу для бронирования по системе штабс-капитана Мгеброва 12 автомобилей (11 шасси «Рено» и 1 шасси «Изота-Фраскини»), 4 снабжённые броневым прикрытием и частями внутреннего устройства уже поступили в мастерскую Броневого Отдела Школы, где и заканчиваются оборудованием. Предполагаемый срок выпуска этих автомобилей 1 – 20 апреля сего года. Остальные 8 автомобилей находятся ещё на Ижорском заводе в период окончания установки броневого покрытия и некоторых переделок таковых; срок их полной готовности может быть определён концом мая или началом июня месяцев сего года». 10 мая 1916 года Ижорский завод сдал последний броневик, после чего был подписан акт об окончательной приёмке 11 бронемашин «Рено» (шасси № 46384, 46645, 46610, 46638, 46643, 46639, 46609, 46651, 46379 и 46604) и «Изота-Фраскини» (шасси № 5641). Ещё до окончания сдачи – 30 апреля 1916 года – Комиссия по броневым автомобилям провела испытание одной бронемашины «Рено». Результаты их оказались неутешительными – броневик оказался сильно перегруженным: «Скорость автомобиля по плоской и ровной дороге доходила до 55 вёрст в час. На 41-й версте испытание пришлось прекратить из-за металлического стука, вызванного поломкой 2-х зубцов малой ведущей шестерни дифференциала. Вывод: броневой автомобиль перегружен, в настоящем виде не может быть рекомендован для ответственной работы на фронте. Испытание проводилось при полной нагрузке в 5 человек плюс 19 пудов добавочного груза». Для уменьшения перегрузки бронемашин начальник броневого отдела Военной автомобильной школы капитан Баженов разработал проект снижения их массы, заключавшийся в следующем: «Желательно попытаться облегчить автомобиль, сохранив по возможности большую часть броневого корпуса. Этого можно достигнуть за счёт уменьшения до 4-х человек экипажа и замены всей вращающейся части бронировки с механизмами горизонтальным покрытием с 2-мя башнями по типу «Жаррот». При этом перегрузка с 68 пудов 28 фунтов (1099 килограмм) в настоящем виде (вес шасси 38 пудов 10 фунтов) уменьшится до 26 пудов 30 фунтов (428 килограмм)… Внутри основной башни устанавливаются как вращающийся пол, со всеми его механизмами, так и все стойки и укрепления подвижных башен к вращающемуся полу. Устраняются также пулемётные стойки (пулемёты укрепляются к броне башен), сиденья для пулемётов предполагается подвешивать к вращающейся башне, в месте, противоположном укреплению пулемёта…. Комиссия признала такую переделку вполне желательной. Эта работа будет закончена к концу июля». Переделка «Рено» завершилась к сентябрю 1916 года. Правда, как показали испытания, эти броневики всё же были перегружены, но, несмотря на это, осенью машины стали отправлять на фронт. Первой частью, получившей мгебровский «Рено» (шасси № 46384), видимо, стал Бельгийский броневой дивизион, входивший в состав 7-й армии Юго-Западного фронта. Акт на приёмку машины был подписан 30 сентября 1916 года. По состоянию на 1 мая 1917 года на Юго-Западном фронте имелось всего 3 «Рено», правда, в каких дивизионах, помимо Бельгийского, неизвестно. Эти броневики использовались и во время гражданской войны. На 10 декабря 1929 года в Красной Армии ещё имелось 4 машины этого типа. Последним, и наиболее удачным, из БРА штабс-капитана Мгеброва, как броневик «Изотта-Фраскини». Связано это было с использованием в качестве базы 4-тонного грузового шасси с мощным 120-сильным двигателем. Испытание броневика прошло 4 июня 1916 года и показало хорошие результаты: «Боевая нагрузка машины – 44 пуда, в том числе 4 человека команды. Общий вес без боевой нагрузки 274 пуда 32 фунта (5088 килограмм), нагрузка на переднюю ось 169 пудов 36 фунтов, на заднюю ось 169 пудов 36 фунтов. Общая протяжённость пробега составляла около 120 вёрст. Состояние дороги очень хорошее, автомобиль развивал скорость до 60 вёрст в час, средняя скорость 35 вёрст в час. Кипение воды в радиаторе не наблюдалось, подъемы, и спуски бронеавтомобиль брал вполне удовлетворительно. На больших ухабах дороги наблюдались удары сплошных шин задних колёс о кожух, представляющих от попадания грязи внутрь броневого кузова… При испытании пулемётов стрельбой исследовались максимальные и минимальные радиусы обстрела, которые составляют 2200 и 20 шагов (1540 и 14 метров соответственно). Вскоре броневик, получивший весьма оригинальное название «Череп», отправили на Юго-Западный фронт, но в состав какого взвода, установить, пока не удалось. Следы машины теряются вплоть до начала гражданской войны, а «всплывает» она уже в 1919 году. В сводке от 3 февраля 1919 года 5-го автобронеотряда красных, действовавшего в составе 4-й армии Восточного фронта говорится: «…Бывший на фронте бронеавтомобиль «Череп» в ноябре прошлого года (т.е. 1918г.) был отправлен в ремонт в г. Саратов». Затем броневик включили в состав 41-го автобронеотряда, и летом 1919 года при отступлении красных со станции Шипово он был «взорван и оставлен».

Монография – 1

БРА изготовлен по проекту штабс-капитана Мгеброва, на шасси автомобиля французской фирмы «Рено». Он отличался от всех БРА периода 1914 – 1918 годов тем, что на нём использовался наклон броневых листов, что усиливало броневую защиту, а так же размещение командира машины в бронированной командирской рубке, откуда он при помощи штурвала мог поворачивать башню с пулемётом. Второй опытный образец изготовлен на шасси автомобиля «Бенц» и имел некоторые конструктивные отличия от первого. В 1915 году был построен ещё один БРА подобного назначения, это машина конструкции штабс-капитана Поплавко на шасси американского автомобиля «Джеффери», этот БРА имел возможность разрушать проволочные заграждения при движении со скоростью 5 – 6 км/ч, все 4 колеса ведущие.

Весной и летом 1915 года на Ижорском заводе под Руководством штабс-капитана Мгеброва было осуществлено бронирование шасси автомобиля «Рено». При этом, использовав конструктивную особенность автомобиля – установку радиатора за двигателем, — он придал передней части автомобиля «Остроносую» форму, установив броневые листы с большими углами наклона, что значительно улучшило защиту экипажа от ружейного огня.

Два пулемёта системы «Максима» размещены в 3-х местной башне, имевшей довольно сложную форму. Она была закреплена на подбашенном листе, который посредством стоек соединялся с полом боевого отделения и опирался на 4 чугунных ролика, вращаясь на них. Башня, имевшая массу (с боевым отделением) около 2-х тонн, поворачивалась в ручную. Для этого была разработана специальная пята, являвшаяся осью вращения и принимавшая на себя часть нагрузки. На ней закреплялось неподвижное зубчатое колеса, по которому обкатывались шестерня, вал которой заканчивался штурвалом. У командира имелась башенка с прорезями для наблюдения за полем боя и переговорное устройство в виде трубы корабельного типа. Башня имела две большие амбразуры для установки пулемётов, закрытые подвижными цилиндрическими бронированными заслонками. Это обеспечивало сектор обстрела каждого пулемёта без поворота башни до 90 градусов и позволяло вести огонь одновременно на 2 стороны.

Машина имела дифференциальную систему бронирования толщиной от 3,5 до 7-мм. 9 октября 1915 года начальник Ижорского завода сообщил в технический отдел ГВТУ, что на автомобиле «Рено» бронирование по системе Мгеброва завершено.

Начавшиеся 30апреля 1916 года испытания показали, что, несмотря на скорость 55 вёрст/ч и маневренность, машина сильно прогружена. Было предложение заменить громоздкую башню, 2-мя маленькими, более лёгкими. Экипаж уменьшился с 4-х до 3-х человек. Работа завершена к лету 1916 года, после чего машины были отправлены на фронт.

Всего по проекту Мгеброва, в том числе и с 2-х пулемётными башнями, было забронировано 16 автомобилей разных марок. Один из них, получивший название «Курянин», был построен на шасси «Руссо – Балт Е – 15/35».

Выпущен – в 1915 году.
Разработчик – Мгебров.
Изготовитель – «Рено» (Франция).
Производство – Опытный образец.
База – «Рено», или «Бенц».
Колёсная формула – 4×2.
Боевая масса – 3,5 тонн.
Длинна –5100-мм.
Ширина – 2320-мм.
Высота – 2300-мм.
Тип двигателя – карбюраторный.
Максимальная мощность – 75 л.с.
Удельная мощность – 21,4 л. с/т.
Максимальная скорость – 40 км/ч.
Бронирование – Противопульное.
Экипаж – 3 человека.
Вооружение – 1×7,62-мм пулемёт «Максим».
Прицел – М.
Радиостанция – не устанавливалась.

Бронеавтомобили Мгеброва

Летом 1915 года на Ижорском заводе началось бронирование сразу нескольких автомобилей: 11 «Рено», 1 «Изотта-Фраскини», 1 «Уайт», 1 «Бенц», 1 «Пирс-Арроу» и 1 «Руссо-Балт».

Работы осуществлялись по проектам, разработанным офицером Военной автомобильной школы штабс-капитаном Мгебровым.

Цех Ижорского завода, весна 1915 года. В центре слева - штабс-капитан Мгебров.

Французские бронеавтомобили «Рено», закупленные комиссией полковника Секретева, начали прибывать в Россию в разобранном виде весной 1915 года. Эти машины были вооружены одним пулеметом и забронированы по схеме, принятой во французской армии - без крыши. Они получили статус полубронированных и использовались в некоторых пулеметных автомобильных взводах для подвоза боеприпасов. За простую прямоугольную форму боевого отделения они получили в Русской армии прозвище «Рено-ящики». Одиннадцать же шасси этого типа было решено забронировать по проекту штабс-капитана Мгеброва.

«Рено-Мгебров»

Использовав конструктивную особенность автомобилей «Рено» - расположение радиатора за двигателем, Мгебров придал броневому корпусу остроносую форму с большими углами наклона броневых листов. Два пулемета «Максим» располагались в трехместной башне довольно сложной формы, неподвижно закрепленной на круглом подбашенном листе. Последний с помощью стоек соединялся с полом боевого отделения, который опирался и вращался на четырех чугунных роликах. Для того чтобы всю башню массой более 122 пудов (без малого две тонны!) можно было вращать вручную (а другой способ не предусматривался), Мгебров разработал конструкцию специальной пяты, игравшей роль оси вращения и принимавшей на себя часть нагрузки. На пяте располагалось неподвижное зубчатое колесо большого диаметра, по которому обкатывалась небольшая шестерня. Вал последней проходил через стойку и заканчивался штурвалом. К стойке же крепилось сиденье командира. В его распоряжении имелась командирская башенка с прорезями; наблюдая через них за полем боя, он мог поворачивать башню в нужную сторону. Сиденья пулеметчиков крепились к подвижным стойкам, установленным на полу. За счет больших амбразур, закрытых броневыми заслонками, пулеметы имели сектор обстрела от 0° до 90°, то есть без поворота башни могли вести огонь на обе стороны. Машины оснащались переговорной трубой корабельного типа, шедшей от командира к водителю. Необходимо отметить, что все бронеавтомобили, построенные по проекту штабс-капитана Мгеброва, имели башни идентичной конструкции, что являлось их характерным внешним признаком.

При постройке бронемашин учитывались и вновь разработанные требования к толщине броневых листов. Из доклада, направленного 9 октября 1915 года в Технический отдел ГВТУ начальником Ижорского завода, следует, что все жизненно важные части машин защищались 7-мм броней. К весне 1916 года все работы по бронированию были завершены, и 30 апреля первый «Рено» вышел на испытания, которые показали, что, несмотря на высокую скорость - 55 верст/ч - и маневренность, бронеавтомобиль сильно перегружен. Начальником Броневого отдела Военной автомобильной школы капитаном Баженовым был разработан проект переделки машин, заключавшийся, в основном, в замене громоздкой и массивной башни двумя цилиндрическими, такими же, как на броневиках «Остин». За счет этого перегрузка сократилась с 68 до 26 пудов (с 1088 до 416 килограммов). Работы по перебронировке были завершены к лету 1916 года, после чего броневики стали отправлять на фронт.

К сожалению, пока не удалось установить дальнейшую судьбу этих машин. Достоверно известно, что один бронеавтомобиль «Рено» (шасси № 46384) был отправлен 30 сентября 1916 года в Бельгийский броневой дивизион, входивший в состав 7-й армии Юго-Западного фронта. Применялись они и во время гражданской войны. На 10 декабря 1929 года в Красной Армии еще имелось четыре машины этого типа.

Первый бронеавтомобиль «Рено», забронированный по проекту штабс-капитана Мгеброва. 1916 год.

«Изотта-Фраскини»

Бронеавтомобиль «Изотта-Фраскини» был построен по проекту английского инженера и владельца одноименной фирмы Чарльза Жаррота на 120-сильном итальянском шасси. Однако в России его броня и вооружение (один пулемет в маленькой башне) были признаны неудовлетворительными. На Ижорском заводе английскую броню заменили 7-мм русской, изменив при этом и общую схему бронекорпуса, и установили двухпулеметную «мгебровскую» башню. Весной 1916 года после испытания на полигоне Офицерской стрелковой школы машину отправили на фронт. Правда, пока не удалось выяснить, куда. Известно только то, что броневик получил название «Череп». Дальнейшие следы машины теряются, и только в сводке от 3 февраля 1919 года 5-го автобронеотряда красных, действовавшего в составе 4-й армии Восточного фронта, говорится: «Бывший на фронте бронеавтомобиль «Череп» в ноябре прошлого года был отправлен в ремонт в г. Саратов». После ремонта его включили в состав 41-го автобронеотряда Туркестанского фронта. Летом 1919 года при отступлении на ст. Шипово бронеавтомобиль был «взорван и оставлен».

Бронеавтомобиль «Изотта- Фраскини» после перебронировки на Ижорском заводе. 1916 год.

Броневик «Уайт» во дворе Ижорского завода, весна 1915 года. Хорошо видна кормовая пушечная башня.

«Уайт», «Бенц» и другие

Весьма интересна и история создания бронеавтомобилей «Уайт», «Бенц» и «Пирс-Арроу». Эти машины построили на частные средства некоего господина Меркульева для броневой автомобильной разведывательной команды. Их забронировали по проекту отставного подполковника инженерных войск Чемерзина в ноябре 1914 года. Команда эта предназначалась, прежде всего, для разведки и рекогносцировки, а не для полноценного боя, «поэтому и был принят тип полуброневой, то есть автомобиль, в котором закрыты в определенном положении люди и наиболее важные части машины, преследуя цель не перегружать ее лишним весом». Броня состояла из стальных листов, обшитых с обеих сторон холстом с прослойками из войлока. Вооружение устанавливалось открыто за щитами. При стрельбе экипаж надевал специальные стальные панцири и «бронированные фуражки».

Несмотря на весьма существенные недостатки бронемашин разведывательной команды, это была вторая (после роты Добржанского) реально сформированная в тот период броневая часть. Вполне естественно, что она привлекла внимание военных. Генерал Брусилов в телеграмме, направленной в Главное управление Генерального штаба, просил «отправить разведывательную команду бронеавтомобилей в распоряжение 8-й армии». Однако комиссия, образованная для приемки этих машин, признала их бронировку неудовлетворительной, поскольку она не обеспечивала полноценную защиту экипажа и жизненно важных частей автомобиля, да и установка вооружения оставляла желать лучшего. В итоге весной 1915 года из четырех первоначально имевшихся в команде машин три отправили на Ижорский завод, где и началось их «переодевание» в полноценную броню.

Двухбашенный «Рено- Мгебров», захваченный немцами весной 1918 года.

Все броневики получили «мгебровскую» башню с двумя «максимами», а «Уайт», кроме того, - цилиндрическую башню с 37-мм морской пушкой Гочкиса, расположенную в кормовой части машины. Следует отметить, что «Бенц» и «Пирс-Арроу» были легковыми гоночными машинами, а «Уайт» - полуторатонным грузовиком. Последнее обстоятельство и предопределило его более мощное вооружение. Все работы, связанные с перебронировкой и оснащением машин, велись опять-таки на средства русского патриота Меркульева. 17 сентября 1915 года на основе Автомобильной разведывательной команды был сформирован 29-й пулеметный автомобильный взвод. 21 ноября того же года взвод отправился из Петрограда в Тифлис в распоряжение штаба Кавказской армии. К лету 1916 года все машины вернулись в Петроград для ремонта, после которого «Уайт» и «Пирс-Арроу» отправили обратно на фронт, а «Бенц», шасси которого было наиболее перегруженным, отбыл 14 февраля 1917 года в Савелово в распоряжение командира 2-го коренного парка - часть железнодорожных войск (прим. авт.). Предполагалась перестановка броневика на железнодорожный ход и использование его в качестве бронедрезины.

Наименее известным из 16 забронированных по проекту штабс-капитана Мгеброва автомобилей является бронемашина «Курянин». Она была построена Учебной автомобильной ротой по заказу 125-го пехотного Курского полка в мае 1915 года на шасси «Руссо-Балт» тип Е 535 (шасси № 442). Затем броневик отправили на Ижорский завод, где он получил «мгебровскую» башню и заднее управление. В октябре 1917 года «Курянин» находился в Петрограде в мастерских Запасного броневого автомобильного дивизиона, где проводился его ремонт «по выходе из коего он может быть вполне пригоден для службы на фронте». Дальнейший его след теряется и вновь возникает в списке броневых машин, находившихся на 1-м Броневом танкоавтомобильном ремонтном заводе в Москве (бывший «Руссо-Балт» в Филях) на 3 января 1922 года.

Из книги Техника и вооружение 1999 02 автора

Отечественные бронеавтомобили ПЕРВЫЕ ОПЫТЫИдея вооружения, а потом и бронирования автомобиля возникла вскоре после его создания. В России еще в 1897 году изобретатель Двиницкий доказал возможность установки на автомобиле малокалиберного скорострельного оружия, что

Из книги Техника и вооружение 1999 08 автора Журнал «Техника и вооружение»

Отечественные бронеавтомобили Окончание. Начало см. «ТиВ» №№2-4/99 БА-11ТЯЖЕЛЫЕ БРОНЕАВТОМОБИЛИБА-5В 1934 году на Московском автозаводе было освоено производство трехосного (6 х 4) грузовика ЗИС -6. В том же году началась работа по созданию на базе этого шасси тяжелого

Из книги Техника и вооружение 1999 10 автора Журнал «Техника и вооружение»

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ БРОНЕАВТОМОБИЛИ Приложение к ранее опубликованным материалам Бронеавтомобиль "Остин – Кегресс" ("Т и В" №8/99) Легкий бронеавтомобиль ФАИ ("Т и В"№3/99) Бронеавтомобиль БА-27 первых выпусков ("Т и В"№4/99) Бронеавтомобиль БА-10 ("Т и В"№4/99) Тяжелый бронеавтомобиль

Из книги Техника и вооружение 2000 11-12 автора Журнал «Техника и вооружение»

БРОНЕАВТОМОБИЛИ Первый немецкий бронеавтомобиль был построен в 1906 году фирмой Эрхардт. Во время Первой мировой войны их уже сотнями использовали на фронте. По Версальскому мирному договору Германии разрешалось оставить несколько бронеавтомобилей в составе полиции

Из книги Броня русской армии [Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне] автора Коломиец Максим Викторович

Броневики конструкции штабс-капитана Мгеброва Из всех русских конструкторов броневых машин Первой мировой войны наиболее известным (даже в советское время) был штабс-капитан Мгебров. Во всяком случае, в большинстве работ, посвященных броневым машинам этого периода,

Из книги Бронемашины Сталина, 1925-1945 [= Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля, 1925-1945 гг.] автора Коломиец Максим Викторович

Бронеавтомобили Дыренкова 18 июля 1929 года РВС СССР принял «Систему танко-тракторного и авто-броневого вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии». Согласно этому документу планировалось в кратчайшие сроки разработать современные образцы бронетанковой техники и

Из книги Танковый прорыв. Советские танки в боях, 1937–1942 гг. автора Исаев Алексей Валерьевич

Бронеавтомобили и бронепоезда Потребность и наличие в Красной Армии составляет: В числе общего наличия бронемашин на 1.06.1941 г. имеется 1147 устаревших бронемашин (БАИ, ФАИ и др.).Бронемашины БА-20 и БА-10 полностью не отвечают современным требованиям Красной Армии, так как

Из книги Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925-1945 гг. автора Коломиец Максим Викторович

Бронеавтомобили Дыренкова 18 июля 1929 года РВС СССР принял «Систему танко-тракторного и автоброневого вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии». Согласно этому документу планировалось в кратчайшие сроки разработать современные образцы бронетанковой техники и

Из книги Бронетанковая техника СССР 1939 - 1945 автора Барятинский Михаил

Бронеавтомобили На 22 июня 1941 года в учебных частях и военно-учебных заведениях РККА и в организациях ОСОАВИАХИМА имелось около 300 устаревших бронеавтомобилей марок БА-27, Д-8, Д-12, Д-13 и БА-И. Часть из них приняла участие в боевых действиях первых месяцев Великой

Из книги Бронетанковая техника Германии 1939 - 1945 (часть II) Бронеавтомобили, бронетранспортеры, тягачи и спецмашины автора Барятинский Михаил

Бронеавтомобили MaschinengewehrkraftwagenПервый немецкий бронеавтомобиль, построенный в 30-е годы. Разработан по заказу верховного командования рейхсвера в 1932 году на шасси легкового автомобиля Adler 3Gd (Kfz. 12). Эта примитивная боевая машина предназначалась для сопровождения кавалерии

Из книги Бронетанковая техника Франции и Италии 1939-1945 автора Коломиец М.

Бронеавтомобили Auto-mitrailleuse de decouverte Laffly 50AM.Модернизированный бронеавтомобиль White образца 1917 года. Проект перестановки бронекорпуса на новое шасси разработала фирма Laffly. Эта боевая машина получила обозначение White-Laffly 50AM. В 1932 - 1934 годах переделано 98 машин.Серийная

Из книги Бронетанковая техника Великобритании 1939-1945 (часть II) автора Мощанский И.

Полугусеничные бронеавтомобили Работы по созданию полугусеничных бронеавтомобилей во Франции начались в 1921 году. Они велись под руководством изобретателя полугусеничного движителя А. Кегресса, вернувшегося во Францию из России. Первые опыты по переделке броневиков

Из книги автора

Бронеавтомобили Autoblindata Lancia I.Z.Сконструирован фирмой Ansaldo на базе грузового автомобиля Lancia I.Z. в 1915 году. Изготовлено 130 единиц.Серийная модификация:корпус и башня клепаные. Над капотом бронеавтомобиля установлены полозья, облегчающие проезд через проволочные

Из книги автора

Бронеавтомобили Daimler Scout CarЛегкий связной и разведывательный бронеавтомобиль. Создан фирмой BSA (вскоре поглощенной фирмой Daimler) в 1939 году для бронетанковых и мотомеханизированных частей. С 1939 по 1945 год фирмами Daimler, Humber Motor и Canada Ford изготовлено 6626 единиц.Серийные

Из книги автора

Штабные бронеавтомобили Великобритания была единственной страной-участницей Второй мировой войны, выпускавшей и широко применявшей в боевых действиях штабные бронеавтомобили специальной постройки - Armoured Command Vehicles.Эти машины представляли собой бронированный автобус,

Из книги автора

Импровизированные бронеавтомобили В июне 1940 года, после разгрома Британских экспедиционных сил во Франции стала реальной угроза вторжения вермахта на Британские острова. Среди перечня срочных мер, необходимых для обороны метрополии, одним из главных пунктов было

К бронированию автомобилей Renault (“Рено”) штабс-капитан Мгебров приступил летом 1915 года, предварительно заручившись поддержкой ГВТУ и дирекции Ижорского завода. Проект первого в мире бронеавтомобиля с “рациональным” углом наклона бронелистов имел ещё несколько нестандартных для того времени особенностей.

Основой для них послужили шасси не стандартных легковых машин, а партия бронеавтомобилей, отобранных во Франции комиссией полковника Секретова осенью 1914 года. Собственно к типу “бронеавтомобилей” эти полубронированные повозки можно было отнести с большой натяжкой, поэтому прибыв весной 1915 года в распоряжение действующей армии “рено” большую часть времени использовались только для подвоза боеприпасов к передовой. Именно они и были выбраны для полноценной бронировки.

Мгебров разработал оригинальную схему расположения броневых листов, которые при максимальной толщине 7-мм имели пулестойкость, равносильную 9-10 мм броне. Использовав одну из особенностей “рено” (размещение радиатора за двигателем) Мгебров придал носовой части машины остроносую форму, больше напоминающую зубило. Вооружение машины, состоявшее из двух 7,62-мм пулеметов “максим”, располагалось в 3-местной башне сложной формы, неподвижно закрепленной на круглом подбашенном листе. Этот лист крепился с помощью стоек к полу боевого отделения и вращался на четырех чугунных роликах. Полная масса всей конструкции составила 122 пуда (это около 2 тонн, общая масса машины равнялась 3,4 тонны) и вращать башню вручную почти не представлялось возможным. Чтобы компенсировать титанические нагрузки Мгебров разработал уникальный механизм специальной пяты, выполнявшей роль оси вращения и принимавшей на себя часть нагрузок. На пяте располагалось зубчатое колесо большого диаметра по которому обкатывалась шестерня, вал которой проходил через стойку и заканчивался штурвалом. К этой же стойке крепилось сиденье командира машины, в распоряжении которого имелась небольшая командирская башенка. Сидения стрелков крепились к подвижным стойкам на полу, а за счет особой конструкции амбразур сектор их обстрела составлял от 0 до 90°. Внутренняя связь между командиром и водителем обеспечивалась за счет переговорной трубы.

Работы по бронированию первого опытного образца “рено” начались в сентябре 1915 года и завершились весной следующего года. На испытания бронемашина вышла 30 апреля 1916 года, показав высокую скорость (до 55 верст в час) и отвратительную подвижность на пересеченной местности. Из-за сильной перегрузки шасси “рено” Мгеброва практически не мог передвигаться по мягкому или заснеженному грунту. В остальном тактико-технические показатели удовлетворяли требованиям ГВТУ.

Чтобы избавить машину от лишнего веса капитаном Бажановым был разработан проект установки двух башен от бронеавтомобилей “остин”, что позволило сократить перегрузку с 1088 до 416 кг. Такая машина была готова летом 1916 года и все последующие 10 “рено” перестраивались по её образцу и передавались на фронт.

Дальнейшая судьба “рено” забронированных по проекту Мгеброва остается туманной. По последним данным одна машина (шасси №46384) была передана в распоряжение Бельгийского бронедивизиона и приняла участие в боях на Юго-Западном фронте. По крайней мере половина бронеавтомобилей этого типа оказалась в руках большевиков и использовалась в Гражданской войне. Согласно данным ревизии бронетехники, проведенным в 1929 году, на 10 декабря в войсках имелось ещё 4 “рено”. Впоследствии, из-за сильного технического износа, эти машины были разбронированы.

Источники:
М.Барятинский, М.Коломиец «Бронеавтомобили русской армии 1906-1917», Москва, Техника-Молодежи, 2000
Чертежи бронеавтомобиля “Рено” Мгеброва обра.1916 г.
и

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
“Рено” Мгеброва обра.1916 г.

БОЕВАЯ МАССА 3400 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5100
Ширина, мм 2320
Высота, мм 2300
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ два 7,62-мм пулемета “максим” обр.1910 г.
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 7 мм
борт копуса — 7 мм
корма корпуса — ?
крыша — ?
башня — ?
ДВИГАТЕЛЬ Renault, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 40 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: передние колеса одинарные, задние колеса сдвоенные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ

В одна тыща девятьсот пятнадцать году Ижорский завод выстроил серию броневиков конструкции штабс-капитана В.А Мгеброва для королевской армии. Базой для этих боевых машин послужили шасси 3-х типов легкового автомобиля "Рено", грузового автомобиля "Уайт" и грузовика "Изотта-Фраскини". Все бронеавтомобили "Мгебров-Рено" были построены по компоновочной схеме с фронтальным расположением мотора, фронтальными управляющими колесами и задним ведущим мостом Но особенный энтузиазм представляла конструкция броневика на шасси французского автомобиля "Рено", у которого радиатор размещался сзади мотора. Это событие и учел В А. Мгебров, разработанный им бронекорпус отличался очень скошенной фронтальной частью, которая напоминала по форме острый клин.

Фото бронеавтомобиля "Мгебров-Рено"

Защищенность этой машины очень возросла по сопоставлению с другими типами броневиков за счет обмысленной конфигурации корпуса, установки бронелистов под значительными углами наклона и использования скругленных броневых деталей. Пуля, пробивавшая вертикальный броневой лист, рикошетировала от наклонных плоскостей броне-корпуса, сделанного из листов катаной хромоникелевой стали шириной от четыре до семь мм которые приклепывались к каркасу из железного уголкового профиля закрепленному на раме шасси. В большой степени выбор целесообразных углов наклона был обоснован соответствующим для всех моделей "Рено" тех лет расположением радиатора сзади мотора.
В отделении управления, расположенном в средней части корпуса, справа посиживал шофер, а слева - 2-ой член экипажа. Обзор им обеспечивали две узенькие смотровые щели в скошенном лобовом листе, прикрытые сверху бронекозырьками, и два малеханьких смотровых люка в боковых скосах бронировки отделения управления Для посадки в бронемашину были предусмотрены две двери одна имела форму трапеции и находилась в левом борту корпуса, 2-ая дверь была прямоугольной и находилась в корме цилиндрического боевого отделения.

Над боевым отделением была установлена цилиндрическая башня радиального вращения вооруженная 7.62-мм пулеметом "Максим". На ее крыше со смещением к корме была смонтирована наблюдательная башенка, из которой командир в боевой обстановке мог вести радиальное наблюдение за местностью. Вращение башни с пулеметом производилось вручную с помощью руля.
В моторном отделе, расположенном в фронтальной части машины, был установлен 55,2-киловаттный (75 л. с) 4-х цилиндровый карбюраторный рядный движок жидкостного остывания "Рено" с рабочим объемом восемь тыщ четыреста девяносто см3, который позволял бронемашине с боевой массой 3,5 т развивать по шоссе наивысшую скорость 50 5 км/ч. Таким макаром, броневик Мгеброва являлся самым быстроходным из всех российских бронеавтомобилей.

Доступ к движку с целью ремонта и технического обслуживания обеспечивали эксплуатационные лючки в стенах и крыше моторного отдела. Охлаждающий воздух поступал к радиатору через отверстия, расположенные по обе стороны высшей части моторного отдела и прикрытые защитными бронекожухами. В заднеприводной (4x2) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались слицованные колеса с пулестойкими шинами, оборудованные бронированными колпаками. Фронтальные колеса были односкатными, задние - двухскатными, крылья над ними отсутствовали.
Для езды в черное время суток бронемашина была оборудована одной большой фарой, смонтированной в центре откидной крышки лючка лобового листа моторного отдела.
Чуток позднее Мгебров изменил бронировку машины, чтоб уменьшить нагрузку на шасси заместо одной большой башни на крыше боевого отделения были установлены две мелкие, вооруженные 7,62-мм пулеметами "Максим". Это повлекло за собой повышение численности экипажа на 1-го человека. Башни были размещены на искосок крутились независимо одна от другой, при всем этом любая из их обеспечивала обстрел в секторе двести 70 градусов. Всего по проекту В. А Мгеброва на базе легкового автомобиля "Рено" было выстроено шестнадцать бронемашин, которые поступили в войска в конце одна тыща девятьсот пятнадцать года.

Тактико-технические свойства бронеавтомобиля «Мгебров-Рено»

Боевая масса, т 3,5
Экипаж, чел.
3 (однобашенный), четыре (двухбашенный)
Длина, мм
5100
Ширина, мм
2320
Высота, мм
2300
Бронирование, мм 5-7
Вооружение 1х7,62-мм пулемет "Максим" (однооашенный),
2х 7,62 мм пулемета (двухбашенный)
Движок «Рено», 4-цилиццровый карбюраторный, рядный,
рабочий объем восемь тыщ четыреста девяносто см3, мощность 55,2 кВт
Удельная мощность, кВт/т 15,77
Наибольшая скорость, км/ч
по шоссе 55

Бронетехника России и мира фото, видео смотреть онлайн значительно отличалась от всех предшественников. Для большого запаса плавучести заметно увеличили высоту корпуса, а для улучшения остойчивости ему в поперечном сечении была придана трапецеидальная форма. Нужную пулестойкость корпусу обеспечивала катаная цементованная броня с дополнительно закаленным наружным слоем марки КО ("Кулебаки- ОГПУ"). При изготовлении корпуса применялась сварка броневых листов с внутренней мягкой стороны, для облегчения сборки применялись специальные стапели. Для упрощения монтажа агрегатов верхние броневые листы корпуса сделали съемными с уплотнением на тканевых прокладках, смазанных суриком.

Бронетехника второй мировой войны в которой экипаж их двух человек размещался вблизи продольной оси в затылок друг другу, но башня с вооружением была смещена на 250 мм к левому борту. Силовой агрегат смещен к правому борту таким образом, что доступ для ремонта двигателя был возможен изнутри боевого отделения танка после снятия предохранительной перегородки. В корме танка по бортам располагались два бензобака емкостью по 100 л., а непосредственно за двигателем – радиатор и теплообменник, омываемые забортной водой при движении на плаву. На корме, в специальной нише, располагался гребной винт с водоходными рулями. Баланс танка был подобран таким образом, что на плаву он имел небольшой дифферент на корму. Привод гребного винта осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности, укрепленной на картере коробки перемены передач.

Бронетехника СССР в январе 1938 г. по ходатайству начальника АБТУ Д. Павлова вооружение танка должно было быть усилено путем установки 45-мм полуавтоматической пушки или 37-мм автоматической пушки, причем в случае установки полуавтомата экипаж должен был быть увеличен до трех человек. Боекомплект танка должен был состоять из 61 выстрела для 45-мм пушки и 1300 патронов к пулемету. КБ завода № 185 выполнило два проекта по теме "Замок", в качестве прототипа которых использовался шведский танк "Ландсверк-30".

Бронетехника вермахта не избежала неприятностей с форсированием двигателя. К сказанному можно добавить только то, что указанный кризис был преодолен фактически только в 1938 г., для чего танк получил не только форсированный двигатель. С целью усиления подвески в нем были применены более толстые листы рессор. Пошли резиновые бандажи из неопрена – отечественного синтетического каучука, начато изготовление траков из стали Гартфильда горячей штамповкой, введены закаленные ТВЧ пальцы. Но все эти изменения в танк были введены не одномоментно. Корпус танка с наклонными бронелистами изготовить в срок не удалось. Однако коническая башня улучшенной защиты была подана вовремя, и танк с прежним корпусом, усиленной подвеской (за счет установки более толстых листов рессор), форсированным двигателем и новой башней поступил на испытания на НИБТполигон.

Современная бронетехника шла под условным индексом Т-51. В нем был сохранен процесс перехода с гусениц на колеса, как у прототипа, – опусканием специальных рычагов с колесами без выхода человека. Однако после корректировки требований к танку, сделавших его трехместным (решено было сохранить дублирующее управление у заряжающего), и усиления его вооружения до уровня БТ колесный ход по типу "Ландсверка" реализовать оказалось уже невозможным. Кроме того, трансмиссия колесного привода танка была чрезмерно сложной. Поэтому вскоре работы по теме "Замок" велись уже над танком Т-116, в котором "переобувание" производилось по типу БТ – снятием гусеничных цепей.