Производная функции arctg. Производная натурального логарифма и логарифма по основанию a. Вывод производной арксинуса
«МОДЕЛИРОВАНИЕ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ»ТЕСТ для учащихся 9 составлен по учебнику Н.В.Макаровой
1. Предмет, процесс или явление, имеющее уникальное имя и представляющее собой единое целое, называют:
а) моделью; г) величиной;
б) объектом ; д) идентификатором.
в) алгоритмом;
2. Моделирование - это:
а) процесс замены реального объекта (процесса, явления) моделью, отражающей его существенные признаки с точки зрения достижения конкретной цели;
б) процесс конструирования моделей одежды в салоне мод;
в) процесс неформальной постановки конкретной задачи;
г) процесс замены реального объекта (процесса, явления) другим материальным или идеальным объектом;
д) процесс выявления существенных признаков рассматриваемого объекта.
3. Представление существенных свойств и признаков объекта в выбранной форме называется:
а) моделированием; г) формализацией;
б) систематизацией; д) презентацией.
в) кодированием;
4. Модель - это:
а) фантастический образ реальной действительности;
б) описание объекта и его существенных свойств;
в) материальный или абстрактный заменитель объекта, отражающий его пространственно-временные характеристики;
г) уменьшенная копия объекта;
д) материальный или абстрактный заменитель объекта, отражающий его существенные с точки зрения целей моделирования характеристики.
5. Модель по сравнению с моделируемым объектом содержит:
а) столько же информации; г) другую информацию;
б) больше информации; д) никакой информации.
в) меньше информации;
6. При изучении любого объекта реальной действительности можно создать:
а) единственную модель;
б) несколько различных видов моделей, каждая из которых отражает те или иные существенные признаки объекта;
в) точную копию объекта во всех проявлениях его свойств и поведения;
г) одну модель, отражающую совокупность признаков объекта;
д) не для всякого объекта можно построить модель.
7. Пары объектов, которые находятся в отношении «объект - модель»:
а) компьютер - данные; в) компьютер - программа;
б) компьютер - его функциональная схема ; г) компьютер - алгоритм;
д) космический аппарат - законы Ньютона и всемирного тяготения.
8. Процесс построения модели, как правило, предполагает:
а) выделение наиболее существенных с точки зрения решаемой задачи свойств объекта;
б) описание всех свойств исследуемого объекта;
в) выделение свойств объекта безотносительно к целям решаемой задачи;
г) описание всех пространственно-временных характеристик изучаемого объекта;
д) выделение не более трех существенных признаков объекта.
9. Пары объектов, которые не находятся в отношении «объект - модель»:
а) компьютер - его фотография; г) компьютер - его техническое описание;
б) компьютер - его функциональная схема; д) компьютер - его рисунок.
в) компьютер - его процессор;
10. Динамической (описывающей изменение состояния объекта) моделью является:
а) формула химического соединения; г) закон всемирного тяготения;
б) формула закона Ома; д) глобус.
в) формула химической реакции
;
11. Информационной моделью, которая имеет табличную структуру, является:
а) файловая система компьютера; г) функциональная схема компьютера;
б) расписание авиарейсов ; д) модель компьютерной сети Интернет.
в) генеалогическое древо семьи;
12. Информационной моделью, которая имеет сетевую структуру, является:
а) файловая система компьютера; в) генеалогическое древо семьи;
б) таблица Менделеева; г) модель компьютерной сети Интернет
д) расписание движения поездов.
13. Натурное моделирование - это:
а) создание таблицы, содержащей информацию об объекте-оригинале;
б) создание математических формул, описывающих форму или поведение объекта-оригинала;
в) моделирование, при котором в модели узнается какой-либо отдельный признак объекта-оригинала;
г) совокупность данных, содержащих текстовую информацию об объекте-оригинале;
д) моделирование, при котором модель имеет визуальную схожесть с объектом-оригиналом.
14. Информационной моделью объекта нельзя считать:
а) описание объекта-оригинала с помощью математических формул;
б) описание объекта-оригинала на естественном или формальном языке;
в) совокупность данных, содержащих информацию о качественных и количественных характеристиках объекта-оригинала в виде таблицы;
г) другой объект, не отражающий существенных признаков и свойств объекта-оригинала;
д) совокупность записанных на языке математики формул, описывающих поведение объекта-оригинала.
15. Математическая модель объекта - это:
а) совокупность записанных на языке математики формул, отражающих те или иные свойства объекта-оригинала или его поведение;
б) описание в виде схемы внутренней структуры изучаемого объекта;
в) совокупность данных, содержащих информацию о количественных характеристиках объекта и его поведении в виде таблицы;
г) созданная из какого-либо материала модель, точно отражающая внешние признаки объекта-оригинала;
д) последовательность электрических сигналов.
16. В отношениях «объект-модель» находятся:
а) страна - ее столица; г) космический аппарат - закон всемирного тяготения;
б) болт - чертеж болта ; д) все перечисленное выше.
в) курица - цыплята;
17. К числу документов, представляющих собой информационную модель управления государством, можно отнести:
а) Конституцию РФ ; г) схему Кремля;
б) географическую карту России; д) список депутатов Государственной думы.
в) Российский словарь политических терминов;
18. К информационным моделям, описывающим организацию учебного процесса в школе, можно отнести:
а) классный журнал; г) перечень школьных учебников;
б) перечень наглядных учебных пособий; д) расписание уроков.
в) список учащихся школы;
19. Табличная информационная модель представляет собой:
а) набор графиков, рисунков, чертежей, схем, диаграмм;
б) описание иерархической структуры строения моделируемого объекта;
в) систему математических формул;
г) описание объектов (или их свойств) в виде совокупности значений, размещаемых в таблице;
д) последовательность предложений на естественном языке.
20. Отметить истинное высказывание:
а) непосредственное наблюдение - это хранение информации;
б) прослушивание радиопередачи - это обработка информации;
в) запрос к информационным системам - это защита информации;
г) построение графической модели явления - это передача информации;
д) чтение справочной литературы - это поиск информации.
21. Рисунки, карты, чертежи, диаграммы, схемы, графики представляют собой:
а) табличные информационные модели; г) графические информационные модели;
б) математические модели; д) иерархические информационные модели
в) натурные модели;
22. Описание глобальной компьютерной сети Интернет в виде системы взаимосвязанных компьютеров следует рассматривать как:
а) натурную модель; г) математическую модель;
б) табличную модель; д) графическую модель.
в) сетевую модель;
23. Файловая система персонального компьютера наиболее адекватно может быть описана в виде:
а) табличной модели; г) натурной модели;
б) графической модели; д) математической модели.
в) иерархической модели;
24. В биологии классификация представителей животного мира представляет собой:
а) иерархическую модель; г) математическую модель;
б) табличную модель; д) натурную модель.
в) графическую модель;
25. Расписание движения поездов может рассматриваться как пример:
а) натурной модели; г) компьютерной модели;
б) математической модели; д) табличной модели .
в) графической модели;
26. Географическую карту следует рассматривать, скорее всего, как:
а) математическую информационную модель;
б) вербальную информационную модель;
в) табличную информационную модель;
г) графическую информационную модель ;
д) натурную модель.
27. К числу самых первых графических информационных моделей следует отнести:
а) наскальные росписи; г) строительные чертежи и планы;
б) карты поверхности Земли; д)иконы.
в) книги с иллюстрациями;
28. В качестве примера модели поведения можно назвать:
а) список учащихся школы; г) план эвакуации при пожаре;
б) план классных комнат; д) чертежи школьного здания.
в) правила техники безопасности в компьютерном классе;
29. Компьютерное имитационное моделирование ядерного взрыва позволяет:
а) экспериментально проверить влияние высокой температуры и облучения на природные объекты;
б) уменьшить стоимость исследований и обеспечить безопасность людей;
в) провести натурное исследование процессов, протекающих в природе в процессе взрыва и после взрыва;
г) получить достоверные данные о влиянии взрыва на здоровье людей;
д) получить достоверную информацию о влиянии ядерного взрыва на растения и животных в зоне облучения.
30. С помощью компьютерного имитационного моделирования можно изучать (отметить ложное высказывание):
а) демографические процессы, протекающие в социальных системах;
б) тепловые процессы, протекающие в технических системах;
в) инфляционные процессы в промышленно-экономических системах;
г) траектории движения планет и космических кораблей в безвоздушном пространстве;
д) процессы психологического взаимодействия учеников в классе.
При выводе самой первой формулы таблицы будем исходить из определения производнойфункции в точке. Возьмем , где x – любое действительное число, то есть, x – любое число из области определения функции . Запишем предел отношения приращения функции к приращению аргумента при :
Следует заметить, что под знаком предела получается выражение , которое не являетсянеопределенностью ноль делить на ноль, так как в числителе находится не бесконечно малая величина, а именно ноль. Другими словами, приращение постоянной функции всегда равно нулю.
Таким образом, производная постоянной функции равна нулю на всей области определения .
Производная степенной функции.
Формула производной степенной функции имеет вид , где показатель степени p – любое действительное число.
Докажем сначала формулу для натурального показателя степени, то есть, для p = 1, 2, 3, …
Будем пользоваться определением производной. Запишем предел отношения приращения степенной функции к приращению аргумента:
Для
упрощения выражения в числителе обратимся
к формуле бинома
Ньютона:
Следовательно,
Этим доказана формула производной степенной функции для натурального показателя.
Производная показательной функции.
Вывод формулы производной приведем на основе определения:
Пришли к неопределенности. Для ее раскрытия введем новую переменную , причем при . Тогда . В последнем переходе мы использовали формулу перехода к новому основанию логарифма.
Выполним подстановку в исходный предел:
Если
вспомнить второй
замечательный предел, то придем к
формуле производной показательной
функции:
Производная логарифмической функции.
Докажем
формулу производной логарифмической
функции для всех x
из
области определения и всех допустимых
значениях основания a
логарифма.
По определению производной имеем:
Как Вы заметили, при доказательстве преобразования проводились с использованием свойств логарифма. Равенство справедливо в силу второго замечательного предела.
Производные тригонометрических функций.
Для вывода формул производных тригонометрических функций нам придется вспомнить некоторые формулы тригонометрии, а также первый замечательный предел.
По определению производной для функции синуса имеем .
Воспользуемся
формулой разности синусов:
Осталось обратиться к первому замечательному пределу:
Таким образом, производная функции sin x есть cos x .
Абсолютно
аналогично доказывается формула
производной косинуса.
Следовательно, производная функции cos x есть –sin x .
Вывод
формул таблицы производных для тангенса
и котангенса проведем с использованием
доказанных правил дифференцирования
(производная
дроби).
Производные гиперболических функций.
Правила
дифференцирования и
формула производной показательной
функции из таблицы производных позволяют
вывести формулы производных гиперболического
синуса, косинуса, тангенса и котангенса.
Производная обратной функции.
Чтобы при изложении не было путаницы, давайте обозначать в нижнем индексе аргумент функции, по которому выполняется дифференцирование, то есть, - это производная функции f(x) по x .
Теперь сформулируем правило нахождения производной обратной функции.
Пусть функции y = f(x) и x = g(y) взаимно обратные, определенные на интервалах и соответственно. Если в точке существует конечная отличная от нуля производная функции f(x) , то в точке существует конечная производная обратной функции g(y) , причем . В другой записи .
Можно это правило переформулировать для любого x из промежутка , тогда получим .
Давайте проверим справедливость этих формул.
Найдем обратную функцию для натурального логарифма (здесь y – функция, а x - аргумент). Разрешив это уравнение относительно x , получим (здесь x – функция, а y – ее аргумент). То есть, и взаимно обратные функции.
Из таблицы производных видим, что и .
Убедимся, что формулы нахождения производных обратной функции приводят нас к этим же результатам: