Рубцов анализ. Анализ стихотворения Рубцова Н.М. «Березы. «Звезда полей» художественные средства

Стихотворение Николая Рубцова «Далёкое» навеяно воспоминаниями о юности. Вначале перед нами предстаёт картина сурового края, среди просторов которого затерялся памятный для лирического героя дом его детства. В стихотворении ощутимо звучит мотив тревоги («полночный набег» вьюги, «стаи волков», «скрипел за окошком плетень»). Вьюга готова запорошить всё, но дом стоит крепко. Лирический герой смотрит из его окон. Открывающийся взгляду мир пугает, но вместе с тем он прекрасен.

Во второй строфе при помощи восклицаний выражена интонация удивления и сожаления по поводу быстротечности жизни. Промчавшиеся поезда — символ стремительного времени. Но «далёкое» не прошло бесследно, не стёрлось из памяти другой жизнью. В стихотворение возвращается напевность первых строк, повторяются те же образы. Теперь они видятся герою по-другому — извне, сверху («над крышами хат»), но деревенский мир по-прежнему манит его.

Как и прежде, «стоит у околицы дом». Раньше «звёзды светили», а теперь они, «в морозном тумане мерцая», таинственно дрожат. Звёзды — символ ушедшей, но сохранившейся в душе героя жизни — стали дальше, но притягательнее. Таким образом, стихотворение имеет кольцевую композицию. Живя другой жизнью, лирический герой не забывает прошлого, сохраняет верность родным истокам. И это спасает его от духовного беспамятства. Никаким стихиям не дано разрушить милое гнездо детства. Мысль об этом греет душу, вселяет в лирического героя и в нас, читателей, надежду на возможность гармонии бытия.

ЕГЭ 11 класс литература Давыдова Т.М.

Анализ стихотворения Н.М.Рубцова «Утро»

УТРО

Когда заря, светясь по сосняку,

Горит, горит, и лес уже не дремлет,

И тени сосен падают в реку,

И свет бежит на улицы деревни,

Когда, смеясь, на дворике глухом

Встречают солнце взрослые и дети,-

Воспрянув духом, выбегу на холм

И все увижу в самом лучшем свете.

Деревья, избы, лошадь на мосту,

Цветущий луг - везде о них тоскую.

И, разлюбив вот эту красоту,

Я не создам, наверное, другую...

Николай Рубцов. Стихотворения.
Поэзия XX века. Москва: Профиздат, 1998.

Давыдова Татьяна Минеевна, учитель русского языка и литературы, г.Сочи

Стихотворение написано в 1965 году в селе Никольское Вологодской области, где прошло трудное детство поэта и куда возвращался он после многих и долгих скитаний.

Перед нами небольшая пейзажная зарисовка, всего 12 строк, заканчивающаяся философским раздумьем. Скромная природа северного края, обычная картина наступающего утра заставляет читателя пережить то, что почувствовал в минуты творческого вдохновения поэт. Единство природы и человека, неразрывная связь с родной землёй, которая даёт человеку силы и дарует надежду. Стихотворение поражает простотой и глубиной, простотой изображаемого и глубиной понимания

Выполнив рефлЕксию стихотворения, мы видим, что в нём преобладает жёлтый (радость, счастье) и розовый (любовь) цвет, что помогает понять сокровенные мысли и чувства лирического героя.

Стихотворение «Утро» - это пейзажная лирика.

Тема – родная северная природа Вологодского края. В заглавии отразилась идея стихотворения.

Главная мысль – утро, свет, свет нового дня и свет надежды.

Композиция стихотворения нулевая, но условно мы можем разделить его на три смысловые части:

1часть-зачин –пробуждение природы (« заря..горит», «лес уже не дремлет», «свет бежит на улицы деревни»)

2 часть – развитие действия – и вот уже солнце (как дорогого гостя) встречают, смеясь, взрослые и дети

3 часть – состояние лирического героя (до этого он был сторонним наблюдателем), который от увиденной картины наступающего утра воспрянул духом и выбежал на холм. Зачем? Затем, чтобы увидеть в свете наступающего утра ещё раз то, что так близко и дорого сердцу.

4 часть- кульминация – лирический герой признаётся в своей любви к родному деревенскому пейзажу, скромному, незатейливому: «деревья, избы, лошадь на мосту, цветущий луг - везде о них тоскую…».

Пробуждение природы даёт человеку надежду, силы. Ощущение единства с природой приводит лирического героя к философскому раздумью о красоте, пониманию того, что, утратив в душе любовь к родной деревенской природе, ничего другого взамен он не создаст.

Время пробуждения природы, описание летнего утра кажется на первый взгляд обычным и простым, но у Рубцова оно проникновенно-светло. Пространство пронизано светом от неба до земли: светом зари, солнца и светом души лирического героя, который везде тоскует по родной природе. Образ солнца имеет в стихотворениях Рубцова значение «счастье». В стихии света мир и человеческая душа обретают единство.

Лирический герой – это речевой субъект, так как стихотворение представляет собой монолог. Меняется настроение лирического героя. Сначала он наблюдает за происходящим, и вот уже светом наполнилась его душа и он, воспрянув духом выбегает на холм, чтобы лучше разглядеть красоту родной природы, которую разлюбить невозможно.

В стихотворении всего два эпитета: «цветущий луг» и метафорический эпитет «дворике глухом»-помогают понять эмоциональное состояние лирического героя. «На дворике глухом» -инверсия, с помощью которой перед читателем возникает образ тихой вологодской деревушки с деревянными избами и небольшими двориками.

Через метафорическое значение слов «заря горит » «тени сосен падают в реку» автор усиливает зримость и наглядность изображаемого, передаёт неповторимость явления, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления. Здесь метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений.

Олицетворения (разновидность метафоры) «лес уже не дремлет », «свет бежит на улицы деревни» служат для создания ярких выразительных и образных картин, усиливают передаваемые мысли и чувства.

Лексические повторы «горит», «горит» звучат рефреном, играют эмоциональную роль, а корневые повторы «светясь», «свет» играют смысловую роль. Анафорические повторы с временным союзом «когда» выполняют ритмико-мелодическую роль, создают синтаксический параллелизм. (Всё повторяется в мире.)

В стихотворении всего три предложения.

1-е-сложноподчинённое с придаточными времени (их пять!) –повторяющиеся союзы участвуют и в звуковой организации стиха, связывают предложения с целью придания выразительности стихотворной речи.

2-е предложение односоставное определённо-личное, в нём звучит личное отношение лирического героя к родному деревенскому пейзажу.

3-е предложение, осложнённое обособленным обстоятельством и вводным словом, в последней строке имеет личное местоимения Я. И это «Я», с которого начинается последняя строка, относится к лирическому герою, самому поэту Рубцову и каждому из нас-читателей.

В стихотворении живут образы Времени (утро),

Пространства (лес, река, небо,земля, улицы деревни, дворик, холм, цветущий луг, мост),

образы персонажей (взрослые и дети),

образ зари (света)- мы видим градацию контекстуальных синонимов – заря, свет, солнце.

Есть и абстрактные образы (природа, радость, красота). Все они помогают создать поэтический Образ Природы родного края.

Пространство родины расширяется в сознании лирического героя (изба-самая маленькая частица родной земли) и становится безграничным.

У Рубцова молитвенное отношение к природе –это ощущение слитности, кровного родства (единение) с миром, где картины природы – это гармония и покой. Местоимение «Я» указывает на причастность ко всему происходящему.

Цветопись скромна, как русская северная природа, но всё пространство пронизано светом. Свет-любимый образ Рубцова. Русский пейзаж прост, краски его приглушены,и неярки, неброские, но в нём, будто дремлет великая мощь и сила нашей природы, тишина северной природы располагает к раздумьям о вечном. Вечное – это красота природы.

Деревня- хранительница русских традиций, русского исконного языка в 60-е годы начала умирать, разрушение этих заветных устоев не мог не чувствовать поэт, поэтому столь проникновенно звучат строки «И, разлюбив вот Эту красоту, я не создам, наверное, другую…»

Многоточием заканчивается стихотворение. О чём это говорит? О желании лирического героя сохранить красоту, которой наполнен скромный деревенский пейзаж родной страны.

Удивительна звукопись стихотворения. Ассонанс и аллитерация создают на подсознательном уровне в каждой почти строке звучание слова « У Т Р О»

КОгда заРя, свеТясь пО сОснякУ,

ГОРиТ, гОРиТ, и лес Уже не дРемлеТ,

И Тени сОсен падаЮТ в РекУ,

И свеТ бежиТ на Улицы деРевни,

КОгда, смеясь, на двОРике глУхОм

ВсТРечаЮТ сОлнце взРОслые и деТи,-

ВОспРянув дУхОм, выбегУ на хОлм

И все УвижУ в самОм лУчшем свеТе.

ДеРевья, избы, лОшадь на мОсТУ,

ЦвеТУщий лУг – везде О них ТОскУЮ.

И, РазлЮбив вОТ эТУ кРасОТУ,

Я не сОздам, навеРнОе, дРУгУЮ...

Ритмика стихотворения – это пятистопный ямб, который передаёт поступательное движение, повествует, передаёт различные чувства до задумчиво-философского.

Рифма перекрёстная.

Для Рубцова природа – одушевлённое понятие, он счастлив, когда видит перед собой тот идеальный мир, к которому стремилась его душа. В стихотворении «Утро» слово «Красота» является ключевым, это красота окружающего мира, красота деревенского пейзажа.

План анализа стихотворения
1. Элементы комментария к стихотворению:
- Время (место) написания, история создания;
- Жанровое своеобразие;
- Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);
- Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.
2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.
3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.
4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:

Композиционные решения;
- Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;
- Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;

Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;
- Мотивированность и точность использования выразительных средств.
4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные – любые).
5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.
6. Дополнительные (свободные) размышления.

Анализ поэтического произведения
(схема)

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения – переживание, чувство;
Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);
- определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая – косвенная);
- определить организацию (композицию) лирического произведения;
- определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное – скупое); определить лексический рисунок (просторечие- книжно-литературная лексика…);
- определить ритмику (однородная – неоднородная; ритмическое движение);
- определить звуковой рисунок;
- определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику).

Поэтическая лексика
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
- определить своеобразие и активность использования тропов
ЭПИТЕТ – художественное определение;
СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;
ИРОНИЯ – скрытая насмешка;
ГИПЕРБОЛА – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
ЛИТОТА – художественное преуменьшение;
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
МЕТАФОРА – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис
(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)
- риторические вопросы, обращения, восклицания – они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;
- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;
- антитезы – противопоставления;

Поэтическая фонетика
Использование звукоподражаний, звукозаписи – звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.
- Аллитерация – повторение согласных звуков;
- Ассонанс – повторение гласных звуков;
- Анафора – единоначалия;

Композиция лирического произведения
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

Рубцов «Звезда полей» анализ — тема и идея, художественные средства

Год написания — 1964

Тема стихотворения «Звезда полей» Любовь к родной земле и природе. Для поэта счастье сознавать свою принадлежность к ней, восторг любования красотой «звезды полей», всеобъемлющую радость, волнение.

Главная мысль стихотворения. Рубцов размышляет о привязанности к родному краю

«Звезда полей» художественные средства
  • Антитезы: с одной стороны – звезда, свет, тепло; с другой – лед, холод, темень.
  • Повторы: «Горит, горит звезда моих полей…», «Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром…».
  • Эпитеты: мгла заледенелая, тревожные жители земли, приветный луч.
  • Метафоры: «сон окутал родину мою», осеннее золото.

Смысл названия стихотворения. Звезда полей – символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Напоминая Вифлеемскую путеводную звезду, она соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение и боль одиночества.

Образы стихотворения : образ звезды, родины, простора полей, вечной красоты родной земли.

Почему Рубцов называет стихотворение «Звезда полей»? Очевидно, поле, как и купол небес, является одним из излюбленных образов, характеризующих художественное пространство лирики Рубцова. Кроме того, этот образ-символ несет в стихотворении и социальную окраску. Ведь горит она над мирно спящей родиной. В стихотворении подчеркивается ощущение необъятных просторов, широта горизонтов русской земли.

Стихотворение «Звезда полей» - одно из самых извест­ных в творчестве Н. М. Рубцова. Оно посвящено родной Воло­годчине. В нем контрастно противопоставлены образы родной земли и малой родины, которая дает поэту жизненные силы, питает его творческое мастерство. Для самого автора это про­изведение, безусловно, было программным, так как один из его поэтических сборников также носит это название.

Центральный образ стихотворения несет в себе социаль­ную окрашенность. Лирическому герою важно, что «звезда полей» горит «для всех тревожных жителей земли». Поэт под­черкивает статический характер образа, символизирующий вечность и незыблемость существующего миропорядка.

Звезда полей привносит в жизнь лирического героя мир и покой. Она гасит тревогу жителей земли, касаясь их городов приветливым лучом. Но только «во мгле заледенелой», вдали от больших городов эта звезда «восходит ярче и полней».

В последней строфе стихотворения лирический герой под­черкивает, что это звезда его полей. Таким образом, образ звезды соотносится с библейской путеводной звездой.

Рубцов «Звезда полей» анализ стихотворения

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…

До его трагической гибели оставалось пять лет. Название настраивает на ностальгическую ноту. «Душа» — любимое слово поэтов и философов. Рубцов исключением не был, хотя однажды и признавался: «Я чуток, как поэт, бессилен как философ». Но это противопоставление напрасное – ведь поэзия является одной из оригинальнейших форм философствования. Вместе с названием обозначена и основная тема – тема Памяти. В контексте же целого эта тема объединяется еще с двумя темами – темой Времени и темой Вечности.

Стихотворение состоит их четырех четверостиший (катренов). Они связаны перекрестной рифмовкой. Использованы только мужские рифмы, что является редкостью для русской поэзии. Рифмы преимущественно точные, рифмуются одни и те же части речи. Размер стихотворения – четырехстопный ямб, самый популярный стихотворный размер в русской поэзии.

Каждое четверостишие, кроме первой строфы – законченное высказывание, целостное предложение, состоящее из четырех строк. Во всех строфах используются сравнения – одиночные («щука, как стрела», «как сон столетий, Божий храм») и развернутые. Начало второго и третьего катрена осложнено риторическим восклицанием «о», сначала применительно к общему виду, затем ко всей Руси.

Будучи поэтом, воспитанным на классике («березы и избы по буграм» как будто взяты из стихотворения «Родина»), Рубцов бессознательно использует вполне модернистский мотив, заимствованный из французской живописи – мотив отражения в воде. Причем этот мотив вводится как в прямом, так и в переносном смыслах. Щука – реальная рыба, видимая в глубинах водной глади. Отражение в глубине Божьего храма – также вполне представимо, но уже вызывает ассоцциации с легендарным градом Китежем, который спасся от нашествия монголо-татарских полчищ тем, что ушел под воду. А вот выражение «сон столетий» — выражение вполне метафорическое. Душа поэта в контексте заключительных строк оказывается тем самым зеркалом, в котором отражается этот самый «сон столетий» и древний вид, который неизменен в течение долгих веков.

Другой постоянный образ-символ для Рубцова – образ звезды. Это и конкретные звезды на ночном небе, и сама Русь, названная «великим звездочетом». Звезда – символ далекого, идеального мира. Но далекого ли? Ведь эта красота – вот она, рядом. Беда лишь в том, что мы не хотим замечать и ценить ее, все время куда-то торопимся. А достаточно остановиться и оглянуться, посмотреть вверх, задуматься о вечности. Жизнь человеческая до обидного коротка, зато жизнь природы вечна.

Не исключено, что образ звезды навеян влиянием любимого Рубцовым поэта – Ф.Тютчева, у которого имеется характерное признание: «Душа хотела б быть звездой».

Сочинение из коллекции П.Н. Малофеева

/ / / Анализ стихотворения Рубцова «Русский огонек»

Николаю Рубцову пришлось творить вовремя, которое вошло в историю под названием «хрущевская оттепель». В то время у многих появилась надежда на светлое будущее, ведь культ вождя был развенчан. Но на самом деле все было не так. За свои новаторские идеи Рубцов не раз подвергался гонениям и резкой критике за свое творчество в институте. Он не был похож на других молодых поэтов, ведь не прославлял Запад, а писал про русскую землю, русского человека с его «широкой» душой. Жесткость и упрямство не позволили Николаю Рубцову отступить от намеченного пути, он добился поставленных целей.

В 1964 году Рубцов завершил работу над стихотворением «Русский огонек». О чем данное произведение? Оно о русском человеке и его загадочной русской душе.

Главным героем стихотворения «Русский огонек» является сам автор, который оказался «в бескрайнем мертвом поле». Рубцов не говорит, куда он следует. Из текста стихотворения мы понимаем, что на дворе зима и бушует сильный мороз от которого «оцепенели маленькие ели». На такой погоде человеку долго не протянуть. Но спасение рядом. Путник увидел «тихий свет». Это был огонек в небольшой сельской избе, куда главный герой попросился зайти согреться.

Встретила путника седая хозяйка, которая сразу же предложила переодеться в теплую одежду и пригласила поближе к печи.

Затем Рубцов обращает наше внимание на большое количество фотографий, которые висели на стенах избы. Мы понимаем, что это фотографии любимых мужчин старой хозяйки – мужа, брата, сыновей. К сожалению, их всех уже нет в живых, ведь они погибли на войне.

Николай Рубцов, вновь поднимая тему войны, подчеркивает, что она стала настоящей трагедией для нашего народа. В подтверждение этому хозяйка задает своему ночному гостю вопрос: «Скажи, родимый, будет ли война?». Даже через двадцать лет после окончания войны, она, как и многие жители нашей страны, не могла отойти от всех ужасов войны. Боль утраты все еще глодала ее душу.

После не долгой беседы, путник начал собираться в дорогу. Он хотел отблагодарить седую хозяйку несколькими монетами. Но старуха возразила: «Господь с тобой! Мы денег не берем». Тогда, путник пожелал ей здоровья и покинул избу.

К сожалению, сегодня люди стали совершенно другими. Попроситься к кому-то в дом или попросить помощи стало чуждо в нашем обществе, хотя еще полвека назад это было обычным делом. Думаю, что «широта и загадочность» русской души заключается именно в том, что наш простой человек может помочь другому человеку, даже незнакомцу, без всякой выгоды. Стихотворение «Русский огонек» призывает нас вспомнить о своих корнях и стать более человечными, добрыми, отзывчивыми.