Рус яз 5 кл диктанты. Рабочие материалы. Диктант "Птичьи гнезда"

Эта коллекция диктантов ориентирована на тему: Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок разрумянила.

Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с контрольная работа по теме словосочетания диктант золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога. Поднялись в небо косяки птиц: Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. Смывает холодным дождем пестрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени. Скребицкому Грамматические задания Подчеркните грамматические основы предложений первого абзаца.

В последнем предложении укажите изученные части речи. Распускаются ее клейкие листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат. Первая звездочка уже запуталась в вязи ветвистой вершины и с любопытством смотрит на землю.

Самый голосистый певец в контрольная работа по теме словосочетания диктант время - дрозд. Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке ели, вертится и громко поет. Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнул в последний раз и улетел.

  • В тыквах-каретах ездят на бал только в сказках, а в жизни можно увидеть и тыкву-бочонок, и тыкву-бутыль;
  • Но без наших знаний она остаётся беззащитной.

Внезапно заговорил торопливый ручеек, перестали перекликаться с пением воды голоса птиц. Чарующий миг лесной тишины! Зуеву Грамматические задания 1.

Диктанты по русскому языку - 5 класс - синтаксис и пунктуация

Найдите в тексте сложные предложения. Напишите номера этих предложений. Из последнего предложения выпишите все словосочетания. Звени веселее, школьный звонок! Здравствуй, сентябрь - пора заманчивых тайн, неожиданных открытий и увлекательных путешествий в прекрасную страну знаний! Здравствуй, школа, где мы постигаем законы жизни, открываем для себя мир природы и человека! Старшие ребята уже давно идут дорогой научного познания жизни. Младшие делают на ней первые шаги.

  • Зуеву Грамматические задания 1;
  • Чтобы добраться до сучка, ему надо было перескочить на другую сторону липы, но тут всегда случалось неожиданное;
  • Учёные открыли, что скаты способны вызывать электрический разряд большой силы;
  • Распускаются ее клейкие листочки;
  • Пришвин 5 класс - синтаксис и пунктуация продолжение Сорока Сорока пользуется каждым удобным случаем, чтобы собрать нужную для гнезда шерсть;
  • Ушинский Знаки препинания при диалоге.

Но и тем, и другим идти одинаково трудно. Миром сегодня правит знание. Как много в человеческом сердце любви ко всему земному! Живите, луга и поляны! Но без наших знаний она остаётся беззащитной. Дорога познания начинается в школе.

Поэтому здравствуй, День знаний! В городе у них было очень красиво.

Вокруг каждого дома росли цветы: Там даже улицы назывались именами цветов: А сам город назывался Цветочным городом.

Лето контрольная работа по теме словосочетания диктант к концу, и на улицах зацвели самые красивые цветы: Огненные настурции вились по огородам, по стенам домов и цвели даже на крышах. Ветерок доносил нежный запах резеды и ромашки. За рекой был лес. Коротышки делали из берёзовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за контрольная работа по теме словосочетания диктант. Носову Однородные члены предложения. Обобщающие слова перед однородными членами.

Океан даёт приют множеству удивительных созданий: Поистине фантастическое зрелище представляют скаты. Эти медлительные рыбы бесшумно и плавно скользят в толще воды. Шипы, чешуйки и колючки на коже предохраняют их от случайных ранений, сильных хищников и других опасностей. Учёные открыли, что скаты способны вызывать электрический разряд большой силы.

Эта удивительная способность позволяет им выполнять многие жизненно важные функции: Контрольная работа по теме словосочетания диктант Однородные члены предложения с обобщающими словами. Тыква На кухне, где состоялось свидание феи с Золушкой, наверняка были разные овощи: Но в золотую карету превратилась тыква, которую фея выбрала за цвет и величину.

В тыквах-каретах ездят на бал только в сказках, а в жизни можно увидеть и тыкву-бочонок, и тыкву-бутыль. Несколько тысяч лет служит человеку тыква, и ни в одной стране эту старушку не собираются отпустить на пенсию. Очень уважают её кулинары. Из тыквы можно приготовить более тридцати блюд: Тыквенные семечки любят и ребята, и синицы.

Надеждиной Однородные члены предложения с обобщающими словами. Как белка дразнила дятла У старой липы, которая стояла перед домом, был маленький сучок на высоте чуть выше нормального человеческого роста. На этот сучок мы накалывали кусочек 6 сала, который клевали синицы. Приглянулся он и солидному дятлу, который двигался по стволу подпрыгивая. Чтобы добраться до сучка, ему надо было перескочить на другую сторону контрольная работа по теме словосочетания диктант, но тут всегда случалось неожиданное.

Шустрая, лёгкая, как коричневый дымок, белка срывала кусочек сала и воздушным прыжком взлетала выше, садилась на ветке и уплетала сало за обе щеки.

  • Значит, через мою ласку ей жизни прибавилось;
  • Алые и золотые, каждый цветок упакован в папиросную бумагу, а сверху письмо.

А дятел, издав крик обиды, отлетал ни с. Это повторялось много. Тихонову Сложные предложения с союзами. Осень Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду. В доме я ночую редко. Большинство ночей я провожу на озёрах, а когда остаюсь дома, то ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьёт в неё сквозь пурпурную, лиловую, зелёную и лимонную листву.

И мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажжённой ёлки. контрольная работа по теме словосочетания диктант

  1. Она заросла диким виноградом.
  2. Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Я люблю в такую погоду бродить по лесу, особенно когда впереди есть тёплый уголок, где можно обсушиться и обогреться.
  3. Вокруг каждого дома росли цветы.
  4. Как много в человеческом сердце любви ко всему земному!
  5. Как белка дразнила дятла У старой липы, которая стояла перед домом, был маленький сучок на высоте чуть выше нормального человеческого роста. Там даже улицы назывались именами цветов.

Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их смертельно занимают часы. Они тикают на врытом в землю круглом столе. Воробьи подбираются к ним, слушают тиканье то одним, то другим ухом, а потом сильно клюют часы в циферблат. Паустовский Сложные предложения с союзами.

Дождливый день Дождливый летний день. Я люблю в такую погоду бродить по лесу, особенно когда впереди есть тёплый уголок, где можно обсушиться и обогреться. Да к тому же летний дождь тёплый. В городе в такую погоду грязь, а в лесу земля жадно впитывает влагу, и вы идёте по чуть отсыревшему ковру из прошлогоднего талого листа и осыпавшихся игл сосны и ели.

Деревья покрыты дождевыми каплями, которые сыплются на вас при каждом движении. А когда выглянет солнце после такого дождя, лес так ярко контрольная работа по теме словосочетания диктант и весь горит алмазными искрами. Что-то праздничное и радостное вокруг вас, и вы чувствуете себя на этом празднике желанным, дорогим гостем.

Мамин-Сибиряк Сложные предложения с союзами Природные барометры То дождик, то солнышко. Контрольная работа по теме словосочетания диктант снимал свой ручей и когда промочил ногу и хотел сесть на муравьиную кочку по зимней привычкето заметил, что муравьи выползли и плотной массой, один контрольная работа по теме словосочетания диктант одному, сидели и ждали чего-то или приходили в себя перед началом работы.

А несколько дней тому назад перед большим морозом тоже было очень тепло, и мы дивились, почему нет муравьёв, почему берёза ещё не даёт сока. После того хватил ночной мороз в 18 градусов, и теперь нам стало понятно: Теперь же земля растаяла, и берёза дала сок, и муравьи выползают.

Пришвин 5 класс - синтаксис и пунктуация продолжение Сорока Сорока пользуется каждым удобным случаем, чтобы собрать нужную для гнезда шерсть. Вышел я осторожно на крыльцо и вижу, что сидит сорока на плетне и внимательно заглядывает под навес сарая. А там спит соседский пёс, большой, кудлатый, клочьями висит на нём линяющая шерсть.

Нырнула сорока под навес, на лету вырвала у собаки клочок шерсти и уселась на дереве, чтобы поудобнее уложить шерсть в клюве.

Контрольный диктант в 10 классе № 1

Цель

Содержание

Написание з-с на конце приставок;

Написание производных предлогов;

Различение не и ни;

Запятые при уточняющих членах предложении.

Фонетического разбора и разбора по составу;

Диктант

Сильный ветер шумел в вершинах островов, и вместе с шумом деревьев доносилось беспокойное кряканье озябших уток. Уже в течение двух часов плот несло по быстрине, и не видно было ни берегов, ни неба. Подняв воротник кожаной куртки, Аня сидела на ящиках и, сжимаясь от холода, смотрела в темноту, где давно исчезли огоньки города.

Только позавчера, после посадки с поезда на самолёт внутренней линии, она прибыла в сибирский этот городок, старинный, купеческий, с современными громкоговорителями на улицах, усыпанных пожелтевшей хвоей, и, в один день получив назначение, не найдя в себе смелости расспросить о новом месте, плыла теперь в геологическую партию с совершенно незнакомыми людьми. Ей было неспокойно, как было и в продолжение полуторачасового полёта на потряхивающем самолёте, и не проходило ощущение странного сна, который должен вот-вот оборваться. Однако всё было реальным: растаяли в непроницаемой тьме жёлтые искорки фонарей, она сидела на ящиках, и от порывов ветра в конце плота разгорался огонёк чьей-то трубки; поскрипывало равномерно весло; чёрным пятном проявлялась человеческая фигура. (160 слов) (По Ю. Бондареву)

Грамматические задания

(на) ящиках - 1-й вариант хвоей - 2-й вариант

Беспокойное, озябших, сжимаяс ь – 1-й вариант

старинный, современными, оборваться - 2-й вариант

3. Выписать по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их:

Из первого абзаца - 1-й вариант из второго абзаца - 2-й вариант

Подняв воротник кожаной куртки, Аня сидела на ящиках и, сжимаясь от холода, смотрела в темноту, где давно исчезли огоньки города . - 1-й вариант

Уже в течение двух часов плот несло по быстрине, и не видно было ни берегов, ни неба. - 2-й вариант

Контрольный диктант в 10 классе № 2

Цель : проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся за курс основной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:

Проверяемые безударные гласные;

Непроверяемые безударные гласные;

Правописание окончаний имён существительных;

Написание непроизносимых согласных:

Разделительные Ь и Ъ;

Н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;

Не с прилагательными, наречиями и глаголами;

Различение не и ни;

Постановки знаков препинания:

Запятая при однородных членах предложения;

Запятая в сложном предложении;

Запятые при обособлении определений, обстоятельств;

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

Синтаксического разбора предложения;

Способ образования слов;

Определять способ связи слов в словосочетаниях;

Группировать орфограммы.

Диктант

Алёнка положила одежду у берёзки и вошла в воду, нащупывая песчаное дно ногами. Когда вода дошла до пояса, она присела и, шлёпая ногами, поплыла к противоположному берегу; на середине чувствовалось слабое течение, и Алёнка, перевернувшись на спину, долго лежала, глядя в беспредельное небо, уже наполнявшееся солнцем.

Аленка долго плавала, погружая лицо в воду и разглядывая дно и снующих в водорослях рыбок. Под водой был свой мир. На середине реки, где уже лежала густая полоса солнца и под водой было светло, тихое течение замечалось по еле-еле шевелившимся верхушкам водяных трав, а когда она приближалась к затенённому берегу, свет и под водой менялся, и там чудились глубокие провалы, заполненные тьмой и тайнами. Тень от тела Алёнки коснулась тёмного рака, шевелящего усами, и он тут же исчез куда-то.

Подождав, чтобы вода успокоилась, она опять присмотрелась и увидела: среди разметавшегося куста водорослей сновали рыбёшки, неожиданно бросавшиеся врассыпную, но не покидавшие, однако, пределов просторного куста. Стараясь не шевелиться, она следила за ритмическим танцем рыбок, никак не желавших отдаляться от своего куста.

(166 слов) (По П. Проскурину)

Грамматические задания

1. Сгруппировать слова по виду орфограмм:

В 1,2-м абзацах; в 3,4-м абзацах - 2-й вариант

2. Сделать морфологический разбор слова:

Шевелившимися - 1-й вариант заполненные - 2-й вариант

Песчаное, заполненные, разметавшегося - 1-й вариант

беспредельное, приближалась, водорослей - 2-й вариант

Стараясь не шевелиться, она следила за ритмическим танцем рыбок, никак не желавших отдаляться от своего куста . - 1-й вариант

Аленка долго плавала, погружая лицо в воду и разглядывая дно и снующих в водорослях рыбок. - 2-й вариант

5.Орфографический разбор текста.

Контрольный диктант в 10 классе № 3

Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на начало учебного года.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:

Проверяемые безударные гласные;

Непроверяемые безударные гласные;

Правописание окончаний имён существительных;

Правописание Ь в середине и на конце существительных;

Правописание собственных имён существительных;

Н-нн в прилагательных;

Правописание глагольных окончаний.

Постановки знаков препинания:

Запятая при однородных членах предложения;

Знаки препинания в сложном многочленном предложении;

Знаки препинания в СБП.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

Производить синтаксический разбор предложения;

Определять тип подчинительной связи в словосочетаниях;

Выполнять фонетический и морфологический разбор.

Старый музыкант.

Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нём лежал кусок чёрного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным. ( 162 слова)

Грамматические задания.

1. Выполнить фонетический разбор слов:

I Вариант: счастье II вариант: яблоко

2. Морфологический разбор слов:

I вариант памятника II вариант: добра

3. Выписать из текста диктанта по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и произвести разбор словосочетаний:

1-й вариант: 1-й абзац 2-й вариант: 2-й абзац

4. Синтаксический разбор предложения:

I вариант: Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара.

II вариант: Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра.

5. Вычертить схему предложения

1-й вариант: 1-й абзац, последнее предложение 2-й вариант: 2-й абзац, 1-е предложение

6.Орфографический разбор текста.

Контрольный диктант в 10 классе № 4

Цель

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:

Проверяемые безударные гласные;

Непроверяемые безударные гласные;

Правописание окончаний имён существительных;

Написание непроизносимых согласных:

Разделительные Ь и Ъ;

Буквы О-Ё после шипящих в корне слова;

Н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;

Не с прилагательными, наречиями и глаголами;

Различение не и ни;

Постановки знаков препинания:

Запятая при однородных членах предложения;

Запятая в сложном предложении;

Запятые при сравнительных оборотах.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

Синтаксического разбора предложения;

Фонетический разбор слова;

Морфологический разбор причастия;

Группировать орфограммы.

Воспоминания

Наш аил расположен в предгорьях плато, куда сбегаются из ущелий шумливые горные речки. Пониже раскинулась жёлтая долина, огромная казахская степь, окаймлённая отрогами чёрных гор да чёрточка железной дороги.

А над аилом на бугре стоят два больших тополя. Я помню их с тех пор, как помню себя. С какой стороны ни подъедешь, прежде всего увидишь их, они всегда на виду, точно маяки.

Здесь сколько угодно всяких деревьев, но эти особенные - у них свой особый язык и, должно быть, своя особая, певучая душа. Когда ни приедешь сюда, они раскачиваются, перехлёстываясь ветвями, шумят неумолчно. То кажется, будто тихая волна прилива плещется о песок, то пробежит по ветвям, словно незримый огонёк, страстный, горячий шёпот, то вдруг. На мгновение затихнув, тополя разом, всей взбудораженной листвой шумно вздохнут, будто тоскуя о чём-то. А когда набегает грозовая туча и буря, заламывая ветви, обрывает листву, тополя гудят, как бушующее пламя.

По сей день тополя на бугре кажутся мне необыкновенными, живыми. Там, подле них, осталось моё детство, как осколок волшебного стёклышка. (165 слов) (По Ч. Айтматову)

Грамматические задания

1.Сгруппировать орфограммы и подобрать к ним примеры из текста.

Из первого и второго абзаца - 1-й вариант из третьего абзаца - 2-й вариант

Подъедешь - 1-й вариант предгорьях - 2-й вариант

3. Сделать морфологический разбор слова:

Окаймлённая - 1-й вариант взбудораженной - 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Наш аил расположен в предгорьях плато, куда сбегаются из ущелий шумливые горные речки. - 1-й вариант

Когда ни приедешь сюда, они раскачиваются, перехлёстываясь ветвями, шумят неумолчно .

2-й вариант

5.Орфографический разбор текста.

Контрольный диктант в 10 классе № 5

Цель : проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся на конец 1-го полугодия в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:

Проверяемые безударные гласные;

Непроверяемые безударные гласные;

Правописание окончаний имён существительных;

Написание непроизносимых согласных:

Разделительные Ь и Ъ;

Буквы О-Ё после шипящих в корне слова;

Н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;

Не с прилагательными, наречиями и глаголами;

Правописание производных предлогов;

Дефисное написание наречий.

Постановки знаков препинания:

Знаки препинания в конце предложения;

Запятая при однородных членах предложения;

Запятая в сложном предложении;

Запятые при обособлении определений, обстоятельств;

Запятые при уточняющих членах предложении;

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

Синтаксического разбора предложения;

Разбора слова по составу;

Определять способ связи слов в словосочетаниях;

Графически объяснить знаки препинания в предложении.

Диктант

Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зелёный шёлк.

В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха, и я не мог понять, чем пахнет. Оглядев горизонт, я заметил вдалеке тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. Небо по-прежнему сияло голубизной, и всё же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело. Подходим к другой глубине или приближается шторм? Теряясь в догадках, я вдруг вижу: навстречу нам мчатся дельфины . В чётком строю, то выныривая, то пропадая, они промелькнули по левому борту, и мне показалось, что они бегут, будто спасаясь от чего-то.

Штурман, в течение долгого времени смотревший в бинокль, наконец догадался: нефть! Понятно, какой запах примешивался к свежести океана. Нефтяные разводы встречались нам в плавании не раз, однако такое я видел впервые: впереди было сплошное нефтяное поле. Сначала появились радужные разводы - оранжевые, сине-фиолетовые, затем какие-то серебристые пятна, которых становилось всё больше. Вскоре мы увидели: это была дохлая рыба, плавающая кверху брюхом. (167 слов) (По А. Соболеву)

Грамматические задания

1. Объяснить графически знаки препинания в выделенном предложении.

2. Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их:

В первом и втором абзаце - 1-й вариант в третьем абзаце - 2-й вариант

3. Разобрать слова по составу:

Выспавшийся, расстилается, теряясь - 1-й вариант

голубизной, оглядев, плавающая - 2-й вариант

4. Оглядев горизонт, я заметил вдалеке тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. – 1-й вариант Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту . - 2-й вариант

5.Орфографический разбор текста.

Контрольный диктант в 10 классе № 6

Цель : проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся на конец 1-го полугодия в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:

Проверяемые безударные гласные;

Непроверяемые безударные гласные;

Правописание окончаний имён существительных;

Написание непроизносимых согласных:

Разделительные Ь и Ъ;

Буквы О-Ё после шипящих в корне слова;

Н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;

Не с прилагательными, наречиями и глаголами;

Различение не и ни;

Постановки знаков препинания:

Запятая при однородных членах предложения;

Запятая в сложном предложении;

Запятые при обособлении определений, приложении;

Запятые при уточняющих членах предложении;

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

Объяснить расстановку знаков препинания;

Синтаксического разбора предложения;

Разбор слова по составу;

Определять способ связи слов в словосочетаниях;

Тропический ливень

Февраль был на исходе. Дожди становились всё реже. Но в одну из ночей прошёл особенный ливень с тропической грозой. Днём раскалённое небо, жадничая, слишком отяжелело от выпитой влаги и теперь озлобленно возвращало её морю. С гористых вершин и крутых берегов Мадагаскара срывались шквалы, шумливо падали в бухту и, взрывая поверхность её, с исступлённым воем носились вокруг эскадры.. Дождливые струи, как сыромятными ремнями, секли корабли, и всё пространство наполнилось сверканием и грохотом. Разряды атмосферного электричества с громовыми ударами были так часты, что не давали опомниться, и получалось впечатление, что над головою происходят нагромождения каменных утёсов и железа. Огненные вспышки беспрерывно пронизывали тьму, разбегаясь по тучам змеевидными лентами, падая развертывающейся спиралью, на мгновение разбрасываясь гирляндами. Иногда чёрное небо раскалывалось на множество золотых ветвистых трещин, спускавшихся до самого горизонта. Гроза пьянела и совершала свой шабаш. И в этой световой и грохочущей кутерьме, сквозь муть дождя и шквала неясно вырисовывались силуэты кораблей, угрюмые и неподвижные. (153 слова) (По А.С. Новикову-Прибою)

Грамматические задания

1. Сделать фонетический разбор слова:

Жадничая - 1-й вариант пьянела - 2-й вариант

2. Разобрать слова по составу: Тропической, раскалённое, нагромождения - 1-й вариант

Дождливые, развёртывающейся, днём - 2-й вариант

3. Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их.

4. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Огненные вспышки беспрерывно пронизывали тьму, разбегаясь по тучам змеевидными лентами, падая развертывающейся спиралью, на мгновение разбрасываясь гирляндами - 1-й вариант

Иногда чёрное небо раскалывалось на множество золотых ветвистых трещин, спускавшихся до самого горизонта . – 2-й вариант

5. Объяснить графически знаки препинания в выделенном предложении.

Годовой контрольный диктант в 10 классе № 7

Цель

Знаки препинания:

Запятая при однородных членах предложения;

Запятые при вводных словах;

Двоеточие при обобщающем слове.

Грамматические задания

Синтаксического разбора предложения;

Фонетического разбора слова;

Морфологического разбора глагола;

Разбора словосочетаний.

Рыжая плутовка.

В наших краях в зимнее время нет-нет да и встретишь рыжую плутовку.

Как-то ранним утром шёл я по лесу, любовался узорной вязью берёзовых веток и внезапно повстречался с лисой. Признаться, никогда ещё не видел так близко рыжуху. До чего же красива её огненная шубка! Среди хрустальной белизны будто пламя бросили на снег. Сделала несколько шагов, застыла на месте, затем мгновенно скрылась в зарослях.

Тишина необыкновенная. Ничто не шелохнётся. Только мороз властвует: румянит щёки, щиплет уши. А мне радостно! Или оттого, что с рыжухой повстречался, или оттого, что впервые за зиму так ярко светит солнце. А может, оттого, что у самой лесной опушки только что распечатали стог сена. И из него будто вырвалось и рассыпалось по снегу душистое, тёплое лето!

А морозец крепчает. Солнце выше поднялось над дымчатым от инея кустарником, стогом. И в его искрящихся лучах заблестели на кустах мелкие кристаллики снежинок.

Долго я стоял на одном месте, и во мне как никогда сильно спорили зима с летом.

Грамматические задания

1. Синтаксический разбор предложения.

Как-то ранним утром шёл я по лесу, любовался узорной вязью берёзовых веток и внезапно повстречался с лисой . – 1-й вариант

В её искрящихся лучах заблестели на кустах мелкие кристаллики снежинок - 2-й вариант

2. Фонетический разбор слова:

Вязью - 1-й вариант ярко -2-й вариант

3.Морфологический разбор слова:

Повстречался - 1-й вариант заблестели - 2-й вариант

4. Выписать из своего предложения по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и разобрать их.

5. Орфографический разбор текста.

Годовой контрольный диктант в 10 классе № 8

Цель : проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении тем по русскому языку.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:

Правописание проверяемых безударных гласных;

Правописание непроверяемых безударных гласных;

Написание слов с чередованием в корне;

Написание сложных прилагательных;

Правописание окончаний прилагательных и причастий;

Правописание окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения;

Написание н-нн в прилагательных и причастиях;

Написание -тся - ться в глаголах;

Знаки препинания:

Запятая при однородных членах предложения;

Запятые в сложных предложениях;

Запятые при обособлении.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков учащихся:

Синтаксического разбора предложения;

Фонетического разбора слова;

Морфологического разбора;

Группировать орфограммы.

Дорога на перевал

Дорога вилась по склону каменистой лощины и вела путника широким полукругом, открывая его издалека. Ближе к перевалу дорога взбиралась по краю обрыва, вдоль отвесной стены. Здесь, встретившись, можно было разминуться, только держась друг за друга. Против дороги, по другую сторону лощины, на остром хребте росли, тесно прижавшись друг к другу, словно из одного корня, три старые осины. Сразу же за осинами начинался головоломный спуск, покрытый бородавками красных скал, на которых могла удержаться лишь коза. А у подножия - тёмный лес, в нём легко укрыться и пешему, и конному.

Эти осины на крутизне, их матово-серебристые стволы подолгу любовно ласкал Бахтыгул загрубелыми озябшими руками, приходя с рассветом к перевалу.

С тоской, без надежды оглядывал он мир, в котором жил. Осеннее небо всё чаще заволакивала грязно-серая мгла. Далёкие седые вершины покрывала чалма облаков. Угрюмые тени ложились на каменный лик гор, и даже в полдень хребты и пики хмурились, супили мохнатую бровь, как будто и они были чем-то недовольны. Кругом могильная тишина. В свете зари, прорывавшемся из-под синих туч, дорога против осин густо багровела, словно набухая, и казалась окровавленной. Красные пятна мерцали на окрестных скалах. (183 слова) (По М. Ауэзову)

Грамматические задания

1. Сгруппировать орфограммы и привести примеры из текста диктанта.

2. Сделать фонетический разбор слова:

Открывая - 1-й вариант разминуться - 2-й вариант

3. Выполнить морфологический разбор:

Прижавшись - 1-й вариант набухая - 2-й вариант

4. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Сразу же за осинами начинался головоломный спуск, покрытый бородавками красных скал, на которых могла удержаться лишь коза . - 1-й вариант

Угрюмые тени ложились на каменный лик гор, и даже в полдень хребты и пики хмурились, супили мохнатую бровь, как будто и они были чем-то недовольны . - 2-й вариант

5.Орфографический разбор текста.

Годовой контрольный диктант в 10 классе № 9

Цель : проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении тем по русскому языку.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:

Правописание проверяемых безударных гласных;

Правописание непроверяемых безударных гласных;

Правописание окончаний прилагательных и причастий;

Написание сложных прилагательных;

Написание н-нн в прилагательных и причастиях;

Написание о-е после шипящих;

Написание -тся - ться в глаголах;

Написание не-ни в местоимениях.

Знаки препинания:

Запятая при однородных членах предложения;

Запятые в сложных предложениях;

Запятые при обособленных членах предложения;

Запятые при сравнении.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков учащихся:

Синтаксического разбора предложения; - фонетического разбора слова; разбора слова по составу; - разбора словосочетаний.

Диктант

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.

Грамматическое задание

«4» - если учеником выполнено все задания с небольшими погрешностями;

«3» - выполнил не менее 3-х заданий с негрубыми ошибками;

Вечер

Солнце, похожее на золотое блюдце, остановилось, одним своим краем упираясь в далёкую черту горизонта. Словно красивая ткачиха, разбросавшая золотую пряжу свою, солнце, уходя на покой, собирало тучи. От этого переменчивой и чарующей была степь. Травы катились вдаль, как морские волны, лучи заходящего солнца играли на них тысячами цветов. Тучи покрывали степь то лёгкой позолотой, то ярко-красным тончайшим шёлком, то мельчайшей пылью, то полупрозрачным сиреневым платком. Безбрежная, необъятная степь походила на океан, и казалось, что этому океану нет ни конца, ни начала. И вот уже океан стал тёмно-синим, вот он нахмурился, и волны трав, раскрашенных последними лучами солнца, стали едва заметными в густеющем тёплом мареве сумерек. Тёмно-синее море стало чернеть. Тоненький краешек солнечного диска, как дорогой расплавленный металл, засиял на тёмном рубеже горизонта. Он становился всё меньше и меньше и вдруг как-то быстро исчез. Алая заря закрыла всю западную половину неба, заиграла роскошными красками, потом улеглась, померкла, зеленоватое покрывало раскинулось на её месте, а сумерки надвинулись, и яркими чёрными силуэтами, словно нарисованные, стали выделяться деревья, горы. Пришёл тихий июльский вечер. (170 слов) (По С. Сейфулину)

Грамматические задания

1.Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их.

2. Выполнить фонетический разбор слова: Упираясь - 1-й вариант деревья - 2-й вариант

3. Разобрать слова по составу: Разбросавшая, тончайшим, казалось - 1-й вариант

Заходящего, мельчайшей, упираясь - 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения: Безбрежная, необъятная степь походила на океан, и казалось, что этому океану нет ни конца, ни начала . – 1-й вариант И вот уже океан стал тёмно-синим, вот он нахмурился, и волны трав, раскрашенных последними лучами солнца, стали едва заметными в густеющем тёплом мареве сумерек. - 2-й вариант

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.