Шел господь пытать людей в любви. «Шел Господь пытать людей в любови…» С. Есенин. «Шел Господь пытать людей в любови…» Сергей Есенин

В Магнитогорске прощаются с первыми погибшими при взрыве жилого дома. В субботу, 5 января, состоятся похороны девяти человек. За время работы экстренных служб из-под обрушенного седьмого подъезда извлекли тела 39 погибших. Среди них не только хозяева квартир, но и люди, задержавшиеся в гостях. Пока одни магнитогорцы прощаются с погибшими, другие вспоминают, как выбирались из рассыпавшихся квартир и спасали соседей. Страшное событие наполнено противоречивыми эмоциями: скорбь об ушедших, радость за выживших, гордость за тех, кто помогал бороться с бедой. В городе то и дело слышны разговоры: «Это был не газ». Как и чем живет Магнитогорск после взрыва дома - в репортаже Ольги Плехановой.

«Что еще удивительно: квартиры нет, а наша новогодняя елка и комод с розовой хрюшкой как стояли - так и стоят. Даже подарок сыну остался под елкой», - говорит Елена.

***

На одной лестничной клетке с Кругляковыми жила семья Фокиных, спасение младшего члена которой потрясло всю страну.

История с найденным в руинах через 35 часов после взрыва 11-месячным Ваней Фокиным отозвалась в соцсетях целым флешмобом. Мальчик выжил, удачно уложившись в кроватке между диваном, одеялом и створками шкафчика. Ребенка доставили в НИИ неотложной детской хирургии в Москву, под присмотр доктора Рошаля. Отец Вани в момент взрыва был на работе, но, узнав о трагедии, прибыл к дому и в несколько подходов помогал спасателям искать сына. Младенец все еще находится в реанимации, его состояние оценивается как стабильно тяжелое.

***

Взрыв прогремел в российском городе, но переживают за произошедшее даже в Таджикистане.

Четыре дня жители села Малика Гаеева (Хатлонская область) не отрывались от экранов телевизоров и следили в соцсетях за событиями в Магнитогорске. В маленькой деревушке живет всего около 570 семей, поэтому почти все были знакомы с Шухратом Ульфатовым и его женой, воспитывавшими троих детей. В Магнитогорске они жили на шестом этаже рокового подъезда. Он зарабатывал торговлей, она занималась детьми.

Главу семьи вытащили из-под развалин через семь часов после взрыва. После операции в больнице Челябинска Шухрат остается в тяжелом состоянии. Он с трудом дышит, медики пока не разрешают ему разговаривать, он общается жестами. Неизвестно, знает ли он уже о судьбе детей и жены, но рядом с ним постоянно находятся родственники, готовые поддержать.

«Как узнал, что произошло, стал приходить сюда каждый день. Старшему сыну Шухрата было шесть лет. Недавно у него в детском саду был новогодний утренник. Все смотрели красивые фото, радовались. Какая беда… В Таджикистане все уже в курсе, переживают. Мы из одного села. Я там раньше работал учителем, преподавал таджикский, всех знаю хорошо. Если найдут их, похороним на родине. Много чего говорят из-за взрыва. Но я бы тут не делил людей на русских и таджиков. Раньше мы все жили в одной стране, которая называлась Советский Союз. Перед горем все едины», - вздыхает односельчанин семьи Ульфатовых Абдували Султонов, дежуривший у дома, пока не нашли погибших.

Тела 24-летней Раджомбо Исоевой и трех ее детей извлекли из-под руин и опознали только 3 января. В ближайшее время их доставят в Таджикистан.

***

Семья Ульфатовых стала самой многочисленной среди погибших, но далеко не единственной. Погибли вместе с маленькими дочками Антиловы и Краморенко. Нелля Танебаева оказалась погребенной под завалами вместе с четырехлетним внуком. А вот погибшая Ольга Баталова накануне трагедии отвезла детей к бабушке, оставшись в обрушенной квартире вместе с мужем.

Пока семья обсуждала, как вызволить собаку, младший сын Юлии вызвался подняться в разрушенную квартиру на подъемнике. Он упрашивал мать отпустить его за псом, но та не разрешала: «Лучше уж собака, чем ты! Ты понимаешь, как это опасно?»

Многочисленные просьбы Юлии Артемьевой и зоозащитников к главе Магнитогорска и спасателям вечером 3 января принесли результат: за псом поднялись на девятый этаж.

За четыре дня на морозе Ральф уже не представлял опасности для спасателей. Продрогший и ослабший пес все это время ждал, когда за ним придут. Из рук спасателей Юлия приняла своего питомца, понесла откармливать и отогревать. Среди вытащенных из-под завалов выживших также оказалось много кошек, черепашки и даже попугай. Заботу о тех, чьи хозяева погибли, взяли на себя волонтеры.

В несколько подъемов эвакуированным из уцелевших квартир жителям позволили забрать ценные вещи и документы. Когда им разрешат вернуться домой - неизвестно. По предварительным данным, пятый, шестой и восьмой подъезды для жизни непригодны. Совместно с волонтерами и спасателями люди выносили из квартир бытовую технику и одежду. Каким-то образом одна семья забрала холодильник. Были и те, кто уносил ковры и детские игрушки.

«Жить нам здесь больше не хочется», - говорит она.

«Шел Господь пытать людей в любови…» Сергей Есенин

Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой,-
Знать, от голода качается, болезный».

Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй… маленько крепче будешь».

Анализ стихотворения Есенина «Шел Господь пытать людей в любови…»

В начале 1916 года Есенин выпустил дебютный сборник под названием «Радуница». Книгу издал в Петрограде Аверьянов при деятельном участии поэта Клюева, представителя новокрестьянского направления. По содержанию она получилась неоднородной. При этом в ней нашло отражение стремление Сергея Александровича отыскать собственный оригинальный стиль. Сборник закрепил первый успех Есенина и сделал его настоящей знаменитостью. Сам поэт разделил «Радуницу» на две части: «Русь» и «Маковые побаски». На передний план в книге выведена тема Родины смиренной, православной, богомольной, благостной. Сергей Александрович активно использовал образы, имеющие непосредственное отношение к религии и христианскому быту. В его ранней лирике встречаются наиболее популярные в житийных и евангельских сюжетах персонажи.

В первый раздел «Радуницы» включено произведение «Шел Господь пытать людей в любови…», которое литературоведы датируют 1914 годом. В основу сюжета лег широко распространенный в духовных стихах мотив — Христос является людям после воскресения. У Есенина нищий старик делится с Иисусом, которого он не узнал, зачерствелой пышкой. Это значит, что учение Христа еще не забыто на земле. Стоит обратить внимание на лексику, выбранную Сергеем Александровичем для стихотворения. Стиль варьируется в зависимости от персонажа. Деду соответствует следующий ряд слов: «клюшка», «жамкал деснами», «маленько», «зачерствелую», «болезный», «убогой». Для Господа подобрана высокая лексика: «скорбь и мука», «в любови».

В стихотворении присутствует один из любимых мотивов Есенина — мотив странника. Его частое появление в лирике обусловлено детскими воспоминаниями поэта. Маленького Сережу бабушка брала с собой в Радовицкий монастырь, находившийся почти в сорока двух километрах от Константиново. Ходил он с ней и в другие паломничества. В произведении «Шел Господь пытать людей в любови…» в роли странника выступает Христос. Путешествие в образе нищего — лучшее средство для познания простого мира, для узнавания, чем живут обычные люди.

Религиозность Есенина — вопрос очень сложный. С одной стороны — он с детства был погружен в христианскую веру. Сергея Александровича в младенчестве крестили. В подростковом возрасте он прислуживал в алтаре, звонил в колокола, пел на клиросе. С другой стороны — будучи уже состоявшимся поэтом, Есенин писал, что всех его Микол, Иисусов и Божьих матерей читателям стоит воспринимать как сказочное начало в лирике.

Сергей Александрович Есенин

Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой,-
Знать, от голода качается, болезный».

Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй… маленько крепче будешь».

В начале 1916 года Есенин выпустил дебютный сборник под названием «Радуница».

Книгу издал в Петрограде Аверьянов при деятельном участии поэта Клюева, представителя новокрестьянского направления.

Поэты - Сергей Есенин (слева) и Николай Клюев. Фото - 1916 год

По содержанию она получилась неоднородной. При этом в ней нашло отражение стремление Сергея Александровича отыскать собственный оригинальный стиль. Сборник закрепил первый успех Есенина и сделал его настоящей знаменитостью. Сам поэт разделил «Радуницу» на две части: «Русь» и «Маковые побаски». На передний план в книге выведена тема Родины смиренной, православной, богомольной, благостной. Сергей Александрович активно использовал образы, имеющие непосредственное отношение к религии и христианскому быту. В его ранней лирике встречаются наиболее популярные в житийных и евангельских сюжетах персонажи.

В первый раздел «Радуницы» включено произведение «Шел Господь пытать людей в любови…», которое литературоведы датируют 1914 годом. В основу сюжета лег широко распространенный в духовных стихах мотив — Христос является людям после воскресения. У Есенина нищий старик делится с Иисусом, которого он не узнал, зачерствелой пышкой. Это значит, что учение Христа еще не забыто на земле. Стоит обратить внимание на лексику, выбранную Сергеем Александровичем для стихотворения. Стиль варьируется в зависимости от персонажа. Деду соответствует следующий ряд слов: «клюшка», «жамкал деснами», «маленько», «зачерствелую», «болезный», «убогой». Для Господа подобрана высокая лексика: «скорбь и мука», «в любови».

В стихотворении присутствует один из любимых мотивов Есенина — мотив странника. Его частое появление в лирике обусловлено детскими воспоминаниями поэта. Маленького Сережу бабушка брала с собой в Радовицкий монастырь, находившийся почти в сорока двух километрах от Константиново. Ходил он с ней и в другие паломничества. В произведении «Шел Господь пытать людей в любови…» в роли странника выступает Христос. Путешествие в образе нищего — лучшее средство для познания простого мира, для узнавания, чем живут обычные люди.

Религиозность Есенина — вопрос очень сложный. С одной стороны — он с детства был погружен в христианскую веру. Сергея Александровича в младенчестве крестили. В подростковом возрасте он прислуживал в алтаре, звонил в колокола, пел на клиросе. С другой стороны — будучи уже состоявшимся поэтом, Есенин писал, что всех его Микол, Иисусов и Божьих матерей читателям стоит воспринимать как сказочное начало в лирике.

Сопоставительный анализ стихотворений М. Ю. Лермонова «Нищий» и С. А. Есенина «Шел Господь пытать людей в любови…»

Сергей Есенин:

«Шел Господь пытать людей в любови…»

Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: "Вишь, какой убогой,-
Знать, от голода качается, болезный".
Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь...
И сказал старик, протягивая руку:
"На, пожуй... маленько крепче будешь".

Михаил Лермонтов:

«Нищий»
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Слова Есенина о Исусах и Миколах были сказаны им уже после революции, но это не было запоздалой попыткой оправдаться перед советскими читателями. Еще тогда, когда Есенин писал стихи с религиозной оболочкой, им владели настроения далеко не религиозные. Религиозность в стихах Есенина по-разному проявляется в разные периоды его творческой деятельности. Если в стихах 1914г. довольно легко улавливается ироническое отношение Есенина к религии, позже, в 1915-1916 годах, поэт создает немало произведений, в которых религиозная тема берется, так сказать, всерьез. Стихотворение «Нищий» было одним из первых, где поэт берёт религиозную тему всерьёз.

История создания стихотворения Лермонтова тоже очень интересна. В отличие от Есенина Лермонтов воспитывался в религиозной семье.

По воспоминаниям Е,А. Сушковой, адресата названного стихотворения,

с 13 по 17 августа 1830 года его бабушка, озабоченная слухами о распространении эпидемии холеры с южных губерний Поволжья к Москве, предприняла паломничество на молебен в Троице-Сергиеву лавру в окружении молодых людей. Помолясь святым угодникам, они поспешно возвратились домой, чтобы пообедать и отдохнуть. Все суетились около стола, в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги, и он как будто не замечал никого, не слышал, как люди шумели, усаживаясь за обед, принимаясь за ботвинью. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против и передал бабушке ново-вышедшие из- под его карандаша стихи - стихи о праведном нищем.

Общность этих стихотворений замечается уже в их начальных строках. Они сразу же задают общую тему и колорит, а именно раскрывают перед нами образ нищего.

В стихотворении Есенина «Нищий» под образом бедняка скрывается Иисус. Старик проявляет человеческую доброту, а образ Христа лишь оттеняет ее, подчеркивает гуманистическую идею. Нищему не помог никто, кроме подобного ему старика. Дед является последователем важнейшей христианской морали: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим». Стихотворение написано не о Боге, а о человечности.

Знаменитое стихотворение Лермонтова «Нищий» было написано шестнадцатилетним мальчиком-поэтом, сумевшим проникнуть в духовный мир личности. Лирический герой стихотворения - собственно сам нищий. Ситуация насмешки над нищим так же, как в стихотворении Есенина, отсылает читателя к фрагменту из Библии. В данном случае, это Евангелие от Матфея, где Христос проповедует о необходимости добра и милосердия - «всякий просящий получает». Он показывает эту важнейшую нравственную категорию на ярком примере: «Есть ли между вами человек, который, когда сын его просит у него хлеба, подал бы ему камень?» В этом эпизоде Лермонтов увидел соединение бессердечности с лицемерием, ведь жестокость свершилась у «врат обители святой», где все должны проявлять добро и милосердие. Так факт обмана нищего стал как бы и символом самого поэта, обманутого любимой девушкой в своих лучших надеждах. Стихотворение написано о зле, царящем в мире.

Композиционной основой обоих произведений является антитеза, целью которой является усиление эмоциональной окраски изображаемого. Но в стихотворении юного Лермонтова также присутствует сравнение. Противопоставляются мольба героя о любви « с слезами горькими, с тоскою.., чувства лучшие…» обману и просьба нищего о подаянье, живая мука его взора, протянутая им рука и камень, положенный в эту руку. Потрясающе выразительно и точно сравнение неразделённой любви поэта с унижением нищего, получившего в руку камень. Усиление его мрачному эмоциональному фону придают эпитеты «иссохший бедняк», «горькие слёзы». Помимо этого, печальное настроение придаёт стихам аллитерация (повторение звуков р, с, м) и ассонанс (повторение гласных а, о, которые сами по себе звучат как вздох).

В стихотворении Есенина царит не такое мрачное настроение.

В нём часто встречаются просторечия (дуброва, жмакал, вишь, болезный), что показывает специфику языка простого бедного человека, его исключительную близость к простому люду. Как в предыдущем стихотворении, Есенинский «Нищий» не изобилует тропами. Но в данном случае они крайне уместны и имеют глубокий смысл. Метафоры используются в 1-м и 3-м четверостишье, когда повествование ведётся от самого Иисуса с целью показать особенность его мысли («сердца их не разбудишь», «пытать людей в любови»). Яркий ассонанс (повторение гласных «о» и «у») вносит в это стихотворение нотки грусти, которые испытывают его лирические герои от своего положения. Это роднит стихи Есенина с Лермонтовскими.
Оба поэта выбрали для своего стихотворения перекрёстную рифму и двусложный размер стиха (у Есенина - хорей, а у Лермонтова - ямб). Это указывает на то, что эти стихотворения очень легко читаются и имеют в себе песенный мотив, а соответственно они очень близки к народу.

Стоит отметить, что оба стиха были написаны в разное время, почти с интервалом в сто лет. И это ощутимо потому, какие темы волнуют поэтов. Можно сделать вывод, что стихотворение Лермонтова скорее близко к любовной лирике, а Есенина – к гражданской. Его стихи соприкасаются с революцией, когда человечность ушла на второй план. Но вместе с тем, одухотворённые лирические герои-нищие этих поэтов очень похожи друг на друга.

Так сопоставление стихотворений Лермонтова и Есенина в очередной раз подчёркивает разницу мироощущений и идеалов этих русских классиков, но вместе с тем обнаруживает их стремление к прекрасному и умение замечать и проникать в чувства каждого человека, вне зависимости от его социального статуса или положения.

Мать парня рассказала, что около 21:30 ее 25-летний сын Сергей отправился в магазин, чтобы купить продукты и елку: дома шли последние приготовления к новогодней ночи. Родным он сказал, что вернется через 20 минут. Но прошло полчаса, час, два, а сын все не возвращался.

Мама парня - Виктория Губарева - начала волноваться.

Я звонила ему на мобильный, гудки шли, но затем срабатывал автоответчик. Мне сразу стало понятно, что что-то произошло, так как сын всегда брал трубку. В 00.30 мы услышали как открылась дверь, и в квартиру вбежал Сережа весь в крови и ожогах. Он был в шоковом состоянии, кричал: «Мама, посмотри, что со мной сделали!». Я достала камеру и стала все фиксировать на фото и видео.

Сергей рассказал, что возле продуктового магазина он встретил двух выпивших мужчин. Они попросили его отойти в сторону и поговорить, представившись представителями силовой структуры.

Неожиданно они заломали парню руки за спину, натянули на него капюшон, стали бить и куда-то вести.

В итоге Сергей оказался в соседской квартире. Мужчины, которые притащили его сюда, стали требовать, чтобы парень рассказал им, кто и где в этом районе промышляет торговлей наркотиками. Сергей отвечал, что у него нет такой информации, но в ответ получал удары.

Его били руками, обмотанными полотенцами. Один держал, второй бил. Затем перешли к издевательствам и пыткам. Кипятили чайник и лили кипяток на тело, резали ножом. Все это время эти мужчины продолжали пить пиво. Опьянев еще больше, они повалили моего сына на пол и стали душить. А потом стали заставлять его спрыгнуть с шестого этажа. Все эти издевательства длились около трех часов. Затем один из мужчин сказал Сереже: «У тебя есть три секунды, чтобы уйти». Сын вскочил и побежал домой.

Сергей и его семья до сих пор находятся в состоянии шока. Они обратились в правоохранительные органы. На 3 января назначена судмедэкспертиза.

По данным «МК» , полиция отыскала этих двух мужчин, которые на самом деле оказались служащими погранвойск. Те пока находятся в изоляции на территории части. О возбуждении уголовного дела пока неизвестно.