Теория ядерной зимы. А.М.Тарко. Ядерная зима - история и прогнозы - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации. Почему думают именно так

На водной глади огромного Кубенского озера, на маленьком каменистом островке стоят развалины Спасо-Каменного монастыря - одного из самых древних на Русском Севере.

Этот монастырь гораздо старше знаменитых Кирилло-Болозерского и Ферапонтова. По преданию, в 1260 году Белозерский князь Глеб Василькович, путешествуя от Белоозера к Устюгу на судах, попал на Кубенском озере в бурю и в минуты опасности дал обет построить церковь и монастырь на том месте, где пристанет к берегу. Судно прибило к Каменному острову - маленькому клочку суши размером 120х70 м.
Находясь под покровительством белозерских князей, монастырь расцвел, сделался многолюдным и благоустроенным. После пожара, почти стершего деревянный монастырь с лица земли, в 1478 г. здесь началось строительство первого на Русском Севере каменного храма - Спасо-Преображенского собора. Через два столетия после основания, молва о праведниках с островной обители разнеслась так далеко, что мечтавший о наследнике Великий князь Василий III отправился паломником в Спасо-Каменный монастырь с женой Еленой Глинской. Мальчика, появившегося на свет после княжеского паломничества на Кубенское озеро, история запомнила под именем Ивана Грозного.
Устав монастыря был довольно строгим. Женщины на остров не допускались даже как паломники, монастырские бани были построены на песчаных островах поодаль. Монастырь был идеальным местом для заточения опальных церковных деятелей. В частности, сюда сослали "передового старообрядца" Ивана Неронова. Здесь же доживали свои дни полоцкий епископ Арсений Шишка и вице-прокурор Священного Синода Георгий Дашков.

Вся история монастыря была борьбой с суровыми природными условиями. Летом на Кубенском озере нередки штормы - недаром была в ходу поговорка «Кубенское озеро - не море, но плавать по нему - горе». В период разрушения ледового покрова остров на две-три недели оказывается отрезанным от Большой земли, а подвижки льдов, вызванные сильными северо-западными ветрами, сопровождаются катастрофическими явлениями. Нередко льды сносили деревянные строения на острове, повреждали каменные. Однажды на крышу келий был поднят и заброшен валун весом более 500 пудов, а в 1915 году торосы разрушили стоящую на том же здании башенку маяка.
В 1876 году на острове с разрешения епархиального начальства Императорским российским обществом спасения на водах была открыта первая и единственная в губернии спасательная станция, а на острове установлено два маяка. Открывшаяся станция спасения на водах работала в период навигации, с апреля по ноябрь. Надзор за порядком принял на себя игумен, а спасательными работами руководил атаман или старшина, как правило, профессиональный моряк в отставке. Для езды на вельботе нанимали гребцов-матросов. Главное правление снабдило станцию необходимым оборудованием и снаряжением. На зиму на станции оставался лишь атаман, и тогда обслуживание маяка, провешивание зимней дороги по озеру, спасение заблудившихся путников, провалившихся под лед повозок, принимала на себя немногочисленная монастырская братия.

В 1925 году вологодские власти закрыли монастырь, милиция изгнала с острова всю братию. В зданиях разместилась колония для малолетних преступников, в которой вскоре произошел разрушительный пожар. В 1937 г. Спасо-Преображенский собор был взорван ради получения кирпича для строительства нового Дома культуры в Устье-Кубенском. Однако прочность кладки оказалась таковой, что собор разрушился на несколько десятков крупных блоков, которые не смогли разбить на кирпичи, и от этой идеи быстро отказались.
В середине 60-х годов прошла еще одна волна разорения монастыря. С ведома районного начальства вывезли несколько барж бутового камня, который служил для укрепления берегов. Камни эти использовали при строительстве других объектов. В 70-е годы никем не охраняемое здание гостиницы сожгли. Рыбаки, охотники, отдыхающие, разводили на руинах храма костры, оставляли горы мусора, оскверняли и разрушали никем не охраняемый монастырь.

Новейшая история Каменного острова связана с именем Александра Николаевича Плигина и его жены Надежды Александровны. Еще с детства, с первого посещения Спаса-Каменного, Александр Николаевич был неравнодушен к судьбе острова.
Н.А.Плигина пишет в своей статье: "...Случилось это в 1960 году. Плигин, тогда еще все его называли Шурик, и и два его друга отправились в путешествие Вологда - Кириллов на велосипедах. Шурик - 13 лет, остальным по 11-12. Причем один из друзей - на велосипеде «Школьник». Добрались они только до деревни Пески, и вернулись назад. Но остался в памяти далекий, загадочный силуэт монастыря посреди озера. Он сопровождал ребят по всему пути - от Кубенского до Песков и обратно. Дождавшись зимы, Шурик решил поближе рассмотреть и узнать, что это за чудо. В январе с приятелем они добрались до села Кубенское на автобусе, а там пешком. Зимой остров был еще прекраснее. Он как бы парил в туманном мареве над землей, казался видением, а не реальностью. Гостиница была еще цела. В ней жила бригада рыбаков, приехавших на лошадях. Мальчишки все облазили, осмотрели, переночевали и вернулись домой. Еще один раз до армии приезжал на остров зимой в 1969 году на мотоцикле. Отслужив в армии, стал бывать здесь часто. Непонятная сила тянула Плигина сюда. В 1972 году женился. Куда везти молодую жену в свадебное путешествие? Сомнений не было - на Спас. А в 1988 году приехали на остров всей семьей (Анюте двенадцать лет, Леше - девять, Ване - пять). Приключений было много - то лодка не заводилась, то непогода… Высадились на Спас в солнечный день. Дети лазили по зданиям, камням, кустам, дел у них было полно. Поставили палатку, насобирали сухих веток, развели костер. Вскоре дети утомленные жарой, купанием и комарами, уснули. Высокая трава, крапива, репейник, кусты дикой малины и смородины, стены колокольни исписаны «автографами» туристов, здание гостиницы без окон… Плигин не мог спать. Еще раз обошел остров, заглядывал внутрь строений, соображал, как бы это все можно отремонтировать…".

Когда в конце 1980-х годов появились планы реставрации комплекса, Плигин стал во главе этого проекта. Работы начались весной 1991 года - за несколько месяцев до развала страны. Поступление средств быстро прекратилось, не получавшие зарплату рабочие уехали, поломав и перетопив инструменты и инвентарь. Александр Николаевич остался на острове, став его Хранителем. В тяжелые 90-е годы, при помощи нескольких энтузиастов, фактически на собственные средства этих людей, велись реставрационные работы. Были разобраны завалы, частично приспособлено для жилья здание гостиницы, начат ремонт Успенской колокольни.
Каждое лето, начиная с 1999 года, на острове под руководством педагогов работают школьники из села Устье-Кубенское. Приезжают сотрудники из московского православного центра «РеставросЪ». По благословению игумена Дионисия на острове работают трудники Спасо-Прилуцкого монастыря. В меру сил оказывают помощь деньгами и строительными материалами предприятия и предприниматели разных городов Вологодчины и всей России. В XXI веке восстановление монастыря получило, наконец, и видимую помощь областных властей.
Александр Николаевич не дожил до возрождения монастыря. 27 января 2004 года его сердце остановилось. Он похоронен на острове, возрождению которого посвятил всю свою жизнь.

Добраться до монастыря не так просто - зимой пешком по льду, летом на лодке по лабиринту проток устья Кубены. Но Спас-Каменный имеет какую-то особую притягательную силу для тех, кто о нем узнал. Многие мечтают увидеть возвышающийся над озером силуэт колокольни…

При написании текста были использованы отдельные материалы из статьи М.Котина «На необитаемом острове» // Независимая газета. - 2002. - №3 (2557).

Я уже тут написала, так мечтала об этом острове. Здесь жил святой благоверный князь Иоасаф Каменский.
Иоасаф Каменский (в миру князь Андрей Дмитриевич Заозерский, Вологодский), Спасокубенский, преподобный, Вологодский чудотворец (ок. 1428 - +1453). Празднование святому совершается 10/23 сентября в день преставления, во 2-ю и 3-ю недели по Пятидесятнице (Росс. и Волог.).
Родители князя Андрея - владетельный князь Димитрий Васильевич Заозерский Меньшой (+ 1429; память 19 сентября/2 октября) и Мария, тоже княжеского рода.
В 1429 году князь Димитрий пал в битве на Туговой горе, об удалении из дома князя с дружиной, толпа грабителей напала на его села и деревни по берегам реки Кубены, предавая всё огню и мечу. Благочестивая княгиня Мария встретила разразившееся бедствие с истинно христианским терпением. Оказавши помощь разоренным жителям, она обратилась к воспитанию малолетних детей.
У князя Димитрия Васильевича было три сына - Симеон, Феодор, Андрей - и одна дочь - София. Только старший ее сын Симеон был женат, когда Симеон достиг надлежащего возраста, мать его женила, взяв дочь у князя Ивана Дея, который дал в придачу за дочерью Кубену, через что значительно увеличились владения князей Заозерских. Дочь свою Софью Мария выдала за князя Димитрия Юрьевича Шемяку, думая, что родство с богатым и сильным князем Галичским будет полезно ее сыновьям, доставит им защиту и покровительство. К сожалению, случилось совсем наоборот.
Менее всех детей удалось воспользоваться заботами матери младшему сыну Андрею - он остался после отца грудным младенцем, а во время кончины матери находился в детском возрасте. Юный Андрей стал удаляться от общества и чувствовал отвращение к мирской жизни, этому способствовало постигшие семейство несчастье и совершенно изменившие его положение. Великий князь Василий Васильевич Темный, за то только, что сестра Заозерских князей Софья находилась в супружестве с Димитрием Юрьевичем Шемякой с которым у него была распря, в 1447 году отнял у них все их вотчины и одну половину их отдал Можайскому князю Михаилу Андреевичу, а другую брату его Ивану Андреевичу. Так, сыновья князя Димитрия перестали быть владетельными князьями Заозерскими и потеряли все свое богатство и имение. Этот поступок Василия Темного слишком тяжел был для князей Симеона и Феодора и не мог не возбуждать в их сердцах неприязни к великому князю.
Андрей в поступке великого князя видел доказательство непрочности земных благ и суетности мирской жизни, он решил удалиться от мира, неподалеку от места его жительства были монастыри Глушицкий и Куштский, построенные при содействии его родителей и на земле, им принадлежащей. Но, желая порвать все связи с миром, ему лучшим представлялся древний Спасо-Каменный монастырь на бурном озере, кроме того он славился строгостью устава и возглавлял его опытный старец игумен Кассиан. Будучи около 20-ти лет от роду, Андрей пришел сюда на остров. Молодость князя, знаменитый род его и нерасположение великого князя к его семейству смущали игумена. Он сказал юному князю: "Место твое не здесь, а в думе боярской или на поле брани". Князь Андрей отвечал ему: "Напрасно смущаешься, отче; я твердо решился не принимать услуг от других, а служить другим и нести крест по следам Господа моего". Тогда игумен Кассиан принял его в монастырь, и сократил для него время монастырского искуса. После бесед и назиданий в продолжение нескольких дней игумен облек Андрея в иночество, назвав его при пострижении Иоасафом в честь святого Иоасафа, царевича Индийского и поручил его старцу Григорию (впоследствии епископ Ростовский). Под его руководством Иоасаф вел затворническую жизнь в келлии и достиг высоких духовных дарований.
Раз посетил его родной дядя - князь Борис Васильевич Ржевский и привез ему золото для обители и для раздачи инокам. Блаженный Иоасаф отвечал князю: "Не нужно нам серебра и золота, когда искренно желаем жить в пустыне; раздай бедным, что принес для нас, и получишь щедрую награду от Господа". Князь Борис Васильевич поступил по совету прп. Иоасафа.
Когда он пел в своей келье псалмы Давида, явился ему Господь Иисус Христос и сказал ему: "Мир тебе, возлюбленный Мой угодник". Преподобный в страхе спросил: "Какая причина явления Твоего, Господи?" - "Видишь ли всю эту пустыню? - сказал ему Господь. - Ради тебя Я населю ее отшельниками, которые восхвалят Мое имя!" И еще поведал ему Господь, что исполнение Его заповедей есть самое сильное оружие против бесов.
Юный подвижник чувствовал, что путь подвигов его не будет продолжителен, и с пламенным усердием спешил творить добро. Только пять лет подвизался он в обители. В последний год своей жизни он вкушал пищу один раз в неделю, в день воскресный, по приобщении Святых Тайн. Не удовлетворяясь обычными иноческими подвигами, преподобный вел затворническую жизнь в келлии, постоянно устремляя свою мысль к Горнему. Тело его от подвигов весьма ослабело, но он благодарил за то Господа. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) он просил отвести его в церковь к литургии, причастился Святых Таин, получил благословение и прощение от братии, и был отведен в келью. Подвижник впал в немощь, так что игумен и братия, приходя и видя его страдания, очень скорбели. Однако преподобный продолжал утешать скорбящих об нем иноков, наставлял их избегать всяких споров и несогласий. Приходившие к нему монахи целовали его со слезами и просили у него благословения, и святой сам всех лобызал и у всех просил благословения и молитв. 10 сентября 1453 года, когда братия собрались к нему, он велел начать правило и по совершении его встал с постели, взял кадильницу с фимиамом и велел игумену покадить святые иконы и всю братию. Затем он сотворил молитву Господу и Богоматери, изливая в ней свои прошения не только о себе, но и о всей обители, о ее духовном процветании. По окончании молитвы преподобный опять возлег на одр и молился и с молитвой на устах тихо скончался. Лицо его было светло, как будто он просто уснул. Игумен и вся братия скорбели, и понесли его на своих главах в церковь, совершили надгробное пение и погребли его в Успенской (тогда еще деревянной) церкви, на правой стороне.
Услышав о смерти преподобного Иоасафа, множество народа собралось в монастыре к погребению, и многие больные тогда же получили исцеление от прикосновения к его гробу. Тело было положено в храме обители и стало источать чудесные исцеления. Юный князь Роман, сын кн. Олега Дорогобужского, был немым от рождения; приложась к мощам блаженного Иоасафа, стал говорить свободно. Мария, женщина из богатого дома, долго была слепою и при мощах князя инока прозрела.
Мощи его положены были на правой стороне деревянной Успенской церкви, где много лет зримы были нетленными и прославились чудесами. 3 сентября 1478 г., когда монастырь сгорел, останки мощей собраны были старцем Мартинианом, вложены в ковчег и помещены под престол. После этого часть святыни вделана была в крест трипядный, серебром обложенный. 10 июня 1650 г. по благословению Маркела, архиепископа Вологодского и Великопермского, остатки мощей положены были в гробницу, устроенную в соборном Преображенском храме Спасо-Каменной обители у южных врат, против левого клироса, а на гробницу возложен крест с мощами угодника.
24 июня 1773 (24 июля 1774?)г. монастырь горел, одни только мощи Иоасафа с немногим монастырским имуществом были спасены. С тех пор монастырь оставался 28 лет в запустении, мощи и вещи, спасенные от пожара, перенесены были в город Вологду, в Духов монастырь, который с тех пор велено было именовать Спасо-Каменным. В 1801 г. по указу императора Павла I, был восстановлен Спасо-Каменный монастырь, и наименован уже Белавинскою пустынью, ибо из бывшей Белавинской пустыни переведены были туда братия и перевезено все имущество.
В 1892 Св. Синод, снисходя к просьбе жителей прибрежных к Кубенскому озеру селений, разрешил перенести ковчег с останками св. мощей прп. Иоасафа из Вологодского Свято-Духова монастыря в Спасопреображенскую Белавинскую пустынь и именовать ее Спасо-Каменным монастырем. Находившийся на раке крест с частицами мощей преподобного был оставлен в Свято-Духовом монастыре.
После революции, когда обитель закрыли, благочестивые христиане спасали мощи от поругания, передавая их друг другу. В пятидесятых годах при владыке Гаврииле одна вологжанка, которая хранила ковчег с этими мощами, передала его епископу Гавриилу, и владыка положил его в алтарь собора Рождества Богородицы, под престол. При владыке Дамаскине в 1974 году для мощей преп. Иоасафа была сделана специальная полочка в алтаре, а в 1989 г., после празднования Тысячелетия Крещения Руси, владыка Михаил благословил соорудить для мощей раку и вынести их в храм для поклонения. Справа, возле распятия, рака и сейчас стоит. В праздник - отмечают память преп. Иоасафа 21 сентября - мощи ставятся во время полиелея на середину храма. В кафедральном Рождество-Богородицком соборе Вологды в верхнем храме находится рака с мощами прп. Иоасафа Каменского.

Для человека светского понятие пустыни связано с обилием песка, жарким солнцем и караваном верблюдов сопровождаемым бедуинами. Иногда песок может быть заменен гористой местностью с острыми камнями и трудно проходимыми дорогами. И странно тогда звучит монашеское слово пýстынь, если монастырь находится в лесу, в пещерах, на островах или полуостровах. Таков был монастырь на Кубенском озере в Вологодском крае. На островке размером 120 на 70 метров помещался один из древнейших монастырей на русском Севере.

В аскетическом понятии пустынь - это место удаленное от людей, так получается, что даже находясь в городской черте, монастырь везде будет пустыней. Здесь свои законы, свои правила. Часто случалось, что монастыри становились основанием для постройки рядом с ними города: взять, например, Сергиев Посад, рядом с Троице-Сергиевой Лаврой, в Подмосковье, или Святогорск, рядом со Святогорской Лаврой, на Донбассе. Но часто монастыри строились в таких местах, где город не мог появиться.

Таков был монастырь на Кубенском озере в Вологодском крае. На островке размером 120 на 70 метров помещался один из древнейших монастырей на русском севере. По преданию, Белозерский князь Глеб Василькович в 1260 году путешествуя от Белоозера к Устюгу на судах, попал на Кубенском озере в бурю. Молясь о благополучном своем избавлении от смерти он дал обет построить храм и монастырь на том месте где пристанет к берегу. Судно прибило к маленькому островку, там и был основан монастырь, как обещал князь.

Рассвет монастыря связан с именем афонского постриженика игумена Дионисия Святогорца, позже епископа Ростовского. Он пришел в Москву в14 веке, во времена Дмитрия Донского, и был назначен в Спасо-Каменный монастырь игуменом. Заложенный им устав и традиции просуществовали здесь многие века.

Первый монастырь был деревянный. Как часто случалось в те года - пожар уничтожил практически все монастырские постройки. И в 1478 году было положено начало стройки каменного собора - первого на русском севере каменного храма: «Первый каменный и первый по красоте» — как говорил автор «Сказания о Спасо-Каменном монастыре» Паисий Ярославов.

В 1528 году князь Василий 3 Иванович посещает монастырь и жертвует деньги на постройку теплого храма, который построили уже после его смерти. Это был Успенский храм с трапезной для братии. Кроме храмов на острове было еще 6 каменных зданий и деревянный ряж - укрепительное сооружение для защиты острова от половодья и весенних льдов, на ряже располагались кельи братии.

17 век - эпоха расцвета обители. На острове проживало 93 человека, из них 27 человек братии а остальные рабочий люд. Кроме того монастырь обладал обширными владениями вне острова. Но опять разрушительный пожар, и 26 лет, начиная с 1774 года, монастырь пребывал в запустении. «Свято место пусто не бывает» — в 1799 году местные купцы, дворяне и начальники прибрежных волостей обращаются к императору Павлу 1 с просьбой дать «добро» на восстановление обители. Через два года просьбу удовлетворяют: «монастырь восстановить переведением в него братии и имущества и причислением к нему угодий заштатной Богоявленской пустыни с именованием его Белавинскою Спасопреображенскою пустынею».

19 век в истории монастыря отобразился как век возрождения. Здесь во времена Отечественной войны 1812 года спасаются от наполеоновского нашествия монахи нескольких московских монастырей. В конце 19 века, в 1876 году на острове строят первую в губернии спасательную станцию на водах, руководил станцией наместник монастыря. Было установлено два маяка, один из которых на настоятельском корпусе, его свет был виден за 20 верст. А в непогоду, во время туманов и метелей, с маяка подавали сигнал пятитонным колоколом, привезенным из Петербурга. Колокол был отлит из гильз оставшихся после войны 1812 года.

Судьба постигшая Российскую Империю не обошла и монастырь. Упразднение монархии, гражданская война, последовавшие за ней репрессии все отобразилось на Русской Церкви. Не исключением был и Спасо-Каменный монастырь. В 1925 году монастырь закрывают, а братию выгоняют с острова. В обители организовывают колонию для несовершеннолетних, но уже осенью, после пожара, малолетние преступники разбегаются.

В конце 30-х годов взрывают Преображенский собор. Качество стен было настолько хорошее, что удалось разрушить только крышу и верхние стены - нижняя часть стен сохранилась. Успенскую колокольню не тронули — ее оставили в качестве маяка.
С 1945 по 1960 гостиница, колокольня и погреба, все что осталось от монастырских построек, использовались для нужд рыбзавода. Около 1970 года пожар в гостинице окончательно истребляет жизнь из древней обители. До самого восстановления оставшиеся постройки служат временным прибежищем для рыбаков и туристов. Оставшиеся стены Преображенского собора и гостиницы превращаются в поросшие травой развалины, а колокольня все больше приближается к своему разрушению.

Но разрушиться колокольне не дали. Два человека внесли свои имена в историю островной обители - это Асафов Александр Алексеевич и Плигин Александр Николаевич. Усилиями архитектора А. А. Асафова в 1983 году монастырский комплекс включен в проект «Наследие», где он был главным архитектором. А с 1991 года начинается областное финансирование восстановительных работ.

Но в 1993 году Асафов умирает, а в 94 прекращается государственное финансирование ремонтных работ. Весь труд берет на себя А. Н. Плигин. Восстанавливается колокольня, гостиница. В 1998 году строится часовня во имя всех Вологодских святых. 27 января 2004 года умирает Плигин А. Н., по благословению правящего архиерея архиепископа Максимилиана его хоронят на острове. Работы по смерти первых восстановителей не прекратились — эти люди смогли воодушевить других на труд по восстановлению монастыря. Так в 2009 году в Успенском храме отслужили первый молебен, а 17 августа 2010 года владыка Максимилиан освятил храм, и с тех пор богослужения в храме стали регулярными.

Обособленное место острова, находящийся на нем монастырь - многое было причиной того, что это место стало ссылкой для неугодных политических деятелей. Именно сюда был сослан один из ведущих деятелей старообрядческого раскола Иван Неронов. Здесь последние дни жизни провели епископ Арсений Шишка и вице-прокурор Священного Синода Георгий Дашков.
Примечательно озеро и тем что в непогоду здесь бывает настоящий шторм. Неудивительно, что князь-основатель монастыря переживал за свою жизнь попав в непогоду посреди озера, молившись, и дав обет из страха смерти, но не забыв его выполнить после чудного своего спасения.

Зимой на остров можно дойти по льду. Однако весной лед тает, и тем самым создает проблемы для прибрежных построек. О силе ледяных торосов свидетельствует случай бывший в обители в 1883 году, когда каменный валун весом более чем в 500 пудов был заброшен на крышу келий, большого труда стоило сбросить его с крыши, и до сих пор его можно найти в груде камней лежащей в монастыре. А в 1915 году торосы разрушили башенку маяка, кстати, стоящую на том самом здании куда ранее был заброшен валун.

Для устройства монастыря на острове, в свое время, было сделано все возможное. Живописнейшее место было обустроено для жизни, кроме того, архитектурный ансамбль украшал сам по себе красивый островок. Разрушительная сила реформ, начатых уже другими людьми (не теми кто строил, а уже разрушал), внесла свои поправки. Сейчас мечта возродителей обители - это Преображенский собор. Видать, нет того духа который был у основателей обители, или не хватает людей проникшихся энтузиазмом для возрождения монастыря. Пока на месте древней обители действует только архиерейское подворье, регулярные службы начались только в 2010 году, а возрождением монастыря занимается вдова покойного Плигина Надежда Александровна.

Как добраться до Спаса Каменного

Кубенское озеро, на котором находится островной монастырь Спас Каменный, расположено в 40-50 км от Вологды по направлению трассы на Медвежъегорск. Попасть непосредственно на остров летом можно только по воде. Зимой смельчаки идут по льду, но крайне не рекомендуем это делать, если нет 100% уверенности в равномерной толщине льда на всем пути.

В настоящее время монастырь после долгого забвения благодаря добровольцам и энтузиастам снова оживает, наполняется энергетикой. Колокольня уже отреставрирована, очереди ждут другие постройки на острове.

Спа́со-Ка́менный монасты́рь - один из древнейших монастырей Русского Севера, стоявший на острове Каменном на берегу Кубенского озера, Вологодская область. Снесён при советской власти. Ныне возрождается.

История

Датой основания обители считается 19 августа 1260 года, когда здесь был вынесен на берег попавший в лютую бурю белозерский князь Глеб Василькович, внук великого князя Ростовского Константина Всеволодовича. Князь, молясь Богу о спасении, дал обет основать на том месте обитель, где суда пристанут к какому-нибудь берегу. Волнами суда князя были прибиты к Каменному острову в день Преображения Господня. Остров не оказался пустынным: князь нашёл на нём несколько пустынножителей (около 23), которые, проводя здесь иноческую жизнь, занимались проповедью Христовой веры среди побережных жителей-язычников. Пустынники имели у себя небольшую часовню для молитвенных собраний. Князь исполнил свой обет. Он повелел воздвигнуть здесь храм в честь Преображения Господня, снабдил его иконами и утварью и при нём основал обитель. Настоятельство над братиею он поручил одному из пустынножителей старцу Феодору.

Спасо-Каменный монастырь, фото 1909 г.

Новооснованная обитель, названная Спасо-Каменною, с самого начала своего существования стала под особое покровительство князей Белозерских и быстро достигла процветания, как по своей иноческой жизни, сиявшее святостью многих подвижников, принимавших здесь пострижение, так и в отношении своего материального благосостояния. Со времени князя Димитрия Донского обитель становится известной и великим князьям московским.

В XV веке Спасо-Каменный монастырь - крупный религиозно-культурный центр, где подвизались Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский (сын местного князя Дмитрия Заозерского).

В 1481 году ростовскими мастерами был возведён каменный собор о двух главах - первая каменная постройка Русского Севера. Позднее теми же мастерами были выстроены сохранившиеся соборы Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей.

После учреждения монастырских штатов с изъятием в казну монастырских имуществ для Спасо-Каменной обители наступило время упадка, который был ускорен ещё большим пожаром в 1774 году, истребившим дотла все деревянные монастырские строения. После этого пожара Спасо-Каменный монастырь был закрыт. И это запустение продолжалось 26 лет.

Успенская церковь-колокольня

В 1801 году, по повелению императора Павла I, обитель была восстановлена под именем Белавинской Спасо-Преображенской пустыни, так как сюда была переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни вместе с имуществом.

Восстановленная обитель снова быстро стала развиваться и приобретать то религиозное значение, каким пользовалась она прежде.

В 1892 году по указу Святейшего Синода монастырю было возвращено его прежнее наименование Спасо-Каменного. Настоятели обители носили сан архимандрита.

Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. После закрытия в 1925 году древнейший храм Русского Севера (к тому времени уже пятиглавый) был уничтожен взрывом. На его месте высится груда щебня.

В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. В войну на острове был организован пункт по приёму и переработке рыбы.

До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века.

Несмотря на разрушение Спасского собора, монастырь всё ещё числится среди памятников архитектуры XV-XVII веков, так как сохранилась Успенская церковь «иже под колоколы» 1540-х гг. постройки.

C 1991 года силами энтузиастов велись работы по восстановлению Спасо-Каменного монастыря. Впоследствии средства выделялись уже из федерального бюджета.

В 2006 году на Каменном острове, указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко), было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь», настоятелем которого назначен игумен Дионисий (Воздвиженский).

С 14 сентября 2012 года обязанности настоятеля были переданы игумену Нестору (Кумышу). Священнослужитель будет постоянно жить на острове и проводить службы в местном храме.

Эта маленькая монашеская обитель – древнейшая на всем Европейском Севере. Она расположена на клочке суши длиной всего 120 метров. Здесь подвизались святые, жили предстоятели Русской Церкви и бывали государи.

Вологодский Афон

Широкая, почти бескрайняя водная гладь и постоянный шум волн, разбивающихся о камни. С незапамятных времен крошечный остров на Кубенском озере стал местом уединения и молитвы. В 1260 году, когда здесь нашел спасение от бури Белозерский князь Глеб Василькович, он встретил на берегу монахов-отшельников. В благодарность Богу князь повелел выстроить для них деревянный храм в честь Преображения Господня и кельи – так возник Спасо-Каменный монастырь, на многие века ставший одним из главных духовных центров на Руси.

Во времена великого князя Московского Дмитрия Донского игуменом обители стал пришелец из Царьграда (Константинополя) Дионисий Грек, постриженик горы Афонской. Он ввел здесь строгий афонский устав, а позднее стал епископом Ростовским. В его настоятельство на Спасе Каменном приняли постриг и некоторое время подвизались будущие основатели обителей Северной Фиваиды – преподобные Дионисий Глушицкий (прославившийся и как иконописец), Александр Куштский, Пахомий Святолуцкий и Евфимий Сянжемский.

Кельи на волнах

В разгар борьбы за великокняжеский престол на Спасе Каменном побывал Великий князь Василий Темный с семьей. По преданию, именно здесь он получил духовную поддержку и впоследствии одарил обитель землями. Его сын, вологодский князь Андрей Васильевич Меньшой, в 1481 году построил на острове каменный двухэтажный пятиглавый собор в честь Преображения Господня – это был первый каменный храм «во всей стране Вологодской». Кирпич для строительства возили за сотни верст из Твери и Старицы. Жаловали монастырь и преемники Василия Темного Василий III и Иван Грозный – при них возвели каменный Успенский храм-колокольню, каменную трапезную и каменный храм Иоанна Предтечи.

В XVI веке братии стало так много, что деревянные кельи решили строить на сваях прямо в озере, вокруг острова. Паломнику еще с берега открывался сказочный вид на монастырь – он парил над волнами, словно огромный корабль с деревянными бортами из сплошного ряда бревенчатых изб, а вместо парусов – три белоснежных храма.

Князь-чудотворец

Главным небесным покровителем монастыря считают преподобного Иоасафа Каменского. Он был сыном удельного князя Заозерского Дмитрия Васильевича Меньшого, потомка князей Ярославских. Политической борьбе и междоусобным распрям он с юности предпочел монашеский путь в Спасо-Каменном монастыре. По преданию, постригал его игумен Кассиан, позднее причисленный к лику местночтимых святых. На острове Иоасаф прожил всего пять лет, успев заслужить любовь всей братии, и скончался совсем молодым, «преуспев в труде иноческом». Это было в сентябре 1453 года, день памяти святого – 23 сентября по новому стилю. Его мощи оставались нетленными, прославились многими чудесами и стали главной святыней монастыря. Позднее они пострадали от страшного пожара. В советские годы, когда монастырь закрыли, мощи спасли прихожане, и сейчас они находятся в Рождество-Богородицком кафедральном соборе Вологды. Церковью прославлены и родители преподобного – святой благоверный князь Димитрий Заозерский и святая благоверная княгиня Мария Заозерская.

В 1876 году на Спасе Каменном открыли первую и единственную в губернии спасательную станцию. В наши дни жизнь местным рыбакам не раз спасали хранитель острова Александр Плигин и его сыновья Иван и Алексей.

На святой земле Спаса-Каменного под спудом находятся мощи местночтимых святых Петра чудотворца и Василия юродивого (Блаженного) Спасокаменского. Здесь похоронены и два предстоятеля Русской Православной Церкви, жившие в обители на покое в конце XV – начале XVI веков – митрополит Зосима и митрополит Варлаам.

Секретная служба

Наивысшего расцвета монастырь достиг в XVII веке. На острове жили тогда около сотни человек, из них только треть монашествующих, а остальные – слуги и рабочие. Обители принадлежало около ста сел и деревень в окрестностях, два подворья в Вологде и соляные варницы в Тотьме.

В 1812 году на острове спасались от наполеоновского
нашествия монахи нескольких московских монастырей

Спас-Каменный, как и другие северные монастыри, нес и особую «службу» – был местом заточения опальных церковных деятелей. На острове был в ссылке один из лидеров старообрядцев Иван Неронов, вице-президет Синода Георгий Дашков. Позднее, уже в екатерининские времена, на остров стали привозить простых узников-колодников. Один из них стал виновником страшного пожара 1774 года, после которого монастырь был упразднен и находился в запустении несколько десятилетий.

Обитель возродили в начале следующего столетия, но под другим названием – как Белавинскую Спасопреображенскую пустынь. Монастырь назывался так почти сто лет. В 1812 году на острове спасались от наполеоновского нашествия монахи нескольких московских монастырей.

Хранители острова

После революции монастырь закрыли и хотели разместить на острове колонию для малолетних преступников, да помешал пожар. В 30-х взорвали Спасо-Преображенский собор. От взрыва обрушились своды, но нижняя часть сохранилась – настолько прочной была кладка. После войны на острове недолго действовал пункт по переработке рыбы, а к 60-м годам здесь остались лишь руины – уцелел не только Успенский храм под колокольней. Еще немного, и она бы рухнула…

На рубеже 80–90-х Божий Промысел свел двух замечательных людей, московского архитектора и уроженца этих мест Александра Асафова и директора вологодского завода, инженера и мастера на все руки Александра Плигина. Вместе они взялись за возрождение Спаса, получив благословение архиепископа Вологодского и Великоустюжского Михаила. Но вскоре начались испытания – в 1993 году умер Асафов, кончилось государственное финансирование, ушли рабочие. Но Александр Плигин неожиданно для всех остался на острове – поставил перед разрушенным алтарем обетный крест и продолжил реставрационные работы один, на свои средства, опираясь на семью и друзей, которых с каждым годом у острова становилось все больше. Должность директора завода и карьеру предпринимателя пришлось оставить. Все доходы от небольшой собственной фирмы теперь шли на Спас, а жена и трое детей стали главными помощниками.

К началу 2000-х удалось восстановить гостиницу, создать музей монастыря и начать серьезную реставрацию колокольни. До полного ее восстановления Александр Николаевич не дожил – в 57 лет сердце полностью выработало свой ресурс… По благословению владыки Максимилиана хранителя острова похоронили на Спасе рядом с часовней во имя Всех вологодских святых.

На «ветровой тяге»

Сейчас дело Александра Плигина продолжают его вдова, Надежда Александровна, и дети. На острове создано архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь». К 750-летию монастыря, которое торжественно отмечалось в 2010 году, под восстановленной колокольней освятили Успенский храм – сейчас здесь регулярно проходят богослужения.

Сбылась еще одна давняя мечта Александра Николаевича – с помощью благотворителей на острове установили ветрогенератор. На старом месте, как до революции, воссоздается здание спасательной станции. Недавно появилось новое судно для перевозки паломников и, заработал свой сайт. Полным ходом идут реставрационные работы, и как розовые лучи восхода над озером, засияла мечта о возрождении самого древнего храма – Преображения.