В распоряжении пишущего и читающего. Образец сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Тире в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа


К ЧИТАТЕЛЯМ

Самая важная глава книги - «Хотя «путь и далек, и долог». Это путь от знания правила к верно поставленному знаку.
Многие из вас успели убедиться, что ни упорное повторение правил, ни бесконечное переписывание не гарантируют от ошибок. А чтобы рука как бы сама собой ставила нужный знак на нужное место, чтобы грамотность «приросла к кончику пера», в мозгу должен работать точный и быстро действующий механизм. Как заставить этот механизм работать, и рассказывает глава «Хотя «путь и далек, и долог». Будет ли механизм действовать, зависит прежде всего от вас: выполняя задания, учитесь им управлять.
Некоторые задания вы будете выполнять «в уме». Большинство же требует реальной расстановки знаков препинания. Для этого не обязательно переписывать все в тетрадь: обзаведитесь прозрачной пленкой, положите ее на текст с заданием и расставляйте знаки.
Расстановкой знаков препинания работа не заканчивается. Необходимо проверить ее. Наша книжка дает возможность научиться проверять себя. Для этого существуют ответы, которые расположены через несколько страниц после каждого задания под заголовком «Проверьте себя».
Тем, кто готовится в вузы, мы советуем не откладывать работу с книгой на последние недели перед экзаменами. Занимайтесь по ней так же ответственно, как занимаются с индивидуальным репетитором, к которому в течение длительного времени аккуратно приходят на уроки.
Желаем вам успехов в раскрытии секретов пунктуации!

ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ЗНАКАМ ПРЕПИНАНИЯ

Замечательный английский драматург Бернард Шоу в предисловии к сборнику своих пьес говорил, что есть пятьдесят способов сказать слово да и пятьсот способов сказать слово нет, а для того, чтобы написать эти слова, есть только один способ.
Можно ли согласиться с этим замечанием? Пожалуй, можно, но все-таки...
Действительно, способов произнести слово, даже самое короткое, есть великое множество. Произнесенное вами нет может быть спокойным или угрожающим, злорадным или огорченным, радостным или скорбным. Ваш голос может при этом звучать мягко или твердо. И всего этого при записи, конечно, не передашь. И записывается слово только одним способом - составляющими его буквами. Но... Вот одно и то же слово, записанное несколько раз: Да. Да? Да?! Да... Да, Да:.
Произнесите в уме эти слова, мысленно вслушайтесь в их звучание. Вряд ли они прозвучат для вас одинаково.
Вам ясно, что да с точкой - это спокойное да, но это спокойствие может быть мужественным, решительным или горьким. Да с вопросительным знаком - это да, выражающее вопрос, сомнение, недоумение или просьбу что-то позволить. Да с вопросительным и восклицательным знаком - сильное недоумение (в этом случае да?! можно «перевести» как «неужели?»), с восклицательным - сильное чувство (может быть, радость или гнев). С многоточием - это неуверенность, растерянность, размышления, которым еще трудно облечься в слова, огорчение, разочарование. Запятая после да свидетельствует: сейчас будет сказано о том, что именно подтверждается этим да, двоеточие - сигнал того, что последует объяснение, почему сказано да.
Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой речи, что передается интонацией, паузами, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания.
Знаки препинания не есть что-то внешнее, постороннее по отношению к живой ткани языка: они сами как бы «вырастают» из языка, из необходимости как можно более полно и точно выразить в письменной речи передаваемый ими смысл.
Мысль о том, что постановка знаков препинания диктуется смыслом текста, впервые выражена основоположником русской грамматики М. В. Ломоносовым, писавшим, что «знаки ставятся по силе разума».
При помощи знаков препинания записанное слово воспринимается и мысленно произносится читающим если не пятьюдесятью и не пятьюстами способами, то, во всяком случае, не одним, а несколькими. Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда... даже и вместо слов.
Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!»
Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем! Письмо Виктора Гюго содержит и тревожные вопросы (Ну как? Понравилось ли? Можно ли будет это издать?), и тонкий юмор, позволяющий писателю с достоинством переносить состояние тревожного ожидания. Ответ издателя может иметь примерно такое словесное выражение:
Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-либо держал в руках! Я ее немедленно издам! А может быть, даже и такое: Отлично! Это мне принесет изрядныш доход! С помощью такой книги я потесню своих конкурентов на книжном рытке!
И всю эту гамму мыслей и чувств он выразил одним коротеньким значком «!», окрашенным одновременно и тем же юмором, с которым сочинил свое письмо автор «Отверженных». Примерно так же поступаете и вы, когда, желая похвалить кого-нибудь и сделать это весело, поднимаете кверху большой палец и говорите: «Во!»
Маленькая эпистолярная шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т. е. хорошо понимать знаки препинания.
При помощи знаков можно выразить не только тот или иной смысл, но и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Так, если вы пишете о ком-нибудь, что он умница, выделяя это слово кавычками, сразу становится ясно, что вы не уверены в высоких умственных способностях этого человека.
Эти примеры показывают, насколько обогащает возможности письменной речи хорошее знание пунктуации.
Письменная речь без знаков препинания или при неправильном, неполном, неточном их использовании очень трудна для понимания. В начале прошлого века подобные трудности возникали довольно часто, так как знание пунктуационных правил не считалось обязательным и большинство пишущих ставили знаки по своему усмотрению. Знатоками пунктуации были только издательские работники, и им приходилось немало мучиться с рукописями даже образованнейших авторов. Так, один из издателей писал Герцену, что его знаки препинания - «сущие знаки притыкания» и только затрудняют чтение.
Если знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. О таких искажениях рассказывают два хорошо известных «пунктуационных анекдота». Первый из них повествует о путешественнике, который в момент опасности молился Богу и обещал в случае спасения «поставить статую золотую, пику держащую». Однако, когда опасность миновала, путешественнику не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставить статую, золотую пику держащую». Таким образом, он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.
Другой «пунктуационный анекдот» говорит о том, что жизнь человека оказалась в зависимости от того, где будет поставлена запятая в предложении: «Казнить, нельзя помиловать» или «Казнить нельзя, помиловать». А теперь представьте себе, что в таком приказе знак препинания случайно или умышленно пропущен. Тогда этот приказ становится двусмысленным и тот, кто его получит, не будет знать, как же ему надлежит поступить. Скорее всего он попытается угадать, чего же в действительности хотели те, кто отдавал распоряжение. Именно такая ситуация описывается в историческом романе М. Дрюона «Французская волчица». В нем рассказывается, как английская королева Изабелла и ее возлюбленный лорд Мортимер свергли с престола короля Эдуарда II, нелюбимого мужа королевы Изабеллы. Его заточили в крепость и вынудили отречься от престола в пользу наследника. Однако существовала опасность, что возникнет заговор с целью освободить короля и поднять мятеж. Лорду Мортимеру и королеве Изабелле было бы спокойнее, если бы Эдуарда II не было в живых. Но никто не решился собственноручно отдать приказ об убийстве особы королевской крови: письменный приказ мог попасть не к тем, кому предназначался, или даже послужить оружием против королевы. Этими сомнениями Мортимер поделился со своим другом епископом Орлетоном. «Иными словами, милорд, -сказал епископ, - вы хотите послать приказ, не посылая его». Орлетон довольно быстро решил задачу, написав в качестве приказа одну строчку по-латыни без знаков препинания. Из записи, таким образом оформленной, нельзя было решить, доброе или не доброе дело убить Эдуарда.
«Если Господь пожелает, - заметил Орлетон, - тот, кто получит письмо, поймет его смысл. Но разве можно будет кого-нибудь упрекнуть за такое письмо?»
Так король Эдуард II стал жертвой не только политического, но и грамматического коварства.
А вот что рассказал К. Паустовский в книге «Золотая роза».
Писатель Андрей Соболь принес в редакцию газеты «Моряк» рассказ, интересный по теме, но напечатанный путаными, какими-то раздерганными фразами. Печатать его в таком виде было невозможно, а упускать жаль. Корректор Благов, опытный издательский работник, взялся поправить рассказ, не выбросив и не вписав ни одного слова. И вот рукопись выправлена. «Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова......
- Это чудо! - сказал я. - Как вы это сделали?
- Да просто расставил правильно все знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой.
Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Итак, умение ставить знаки препинания - неотъемлемая часть владения письменной речью, оно так же важно, как важно вообще умение выражать свои мысли в письменной форме.
Умение ставить знаки дается нелегко, так же как нелегко дается и весь процесс письменного выражения своих мыслей. Но вам ясно, что нашу жизнь сегодня невозможно даже представить себе без письменной речи. Письменная речь воплощает в себе все, чем богата жизнь: она приносит и новые знания, и опыт мудрости, и добрый привет близких людей, находящихся в разлуке с нами. Благодаря письменной речи человеческий опыт не пропадает, а копится и передается из поколения в поколение. Иначе человеческая культура не могла бы развиваться.

МБОУ «Нижнемактаминская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:

на заседании ШМО зам. директора по У ВР директор школы

руководитель ___________И.Х. Гумеров

Г.Н.Закиржонова _______А.М.Фархутдинова

« 25 » августа 2014 года. « 26 » августа 2014 года « 27 » августа 2014 года.

Рабочая программа

дополнительной работы

по русскому языку для 9 «Б» класса

по теме « Пунктуация»

учителя 1 квалификационной категории

Зариповой Нафисы Мунировны.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №1

« 27 » августа 2013года.

2014

Тематическое планирование

по русскому языку

Класс 9Б

Учитель Зарипова Н.М.

Количество часов:

Всего 34 часа;

в неделю 1 час.

Пояснительная записка

Пунктуация, как и орфография, составляет часть графической системы, принятой для данного языка, и должна быть так же твёрдо усвоена, как и буквы алфавита с их звуковыми значениями, для того чтобы письмо точно и полностью выражало содержание высказывания.

Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию - раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе нашу жизнь сегодня. В распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания.

Правильная постановка знаков препинания требует не только хорошего знания правил, но и проникновения в секрет их использования.

Знаки препинания помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи.

Письменная речь без знаков препинания или при неправильном, неполном, неточном их использовании очень трудна для понимания.

Знаки препинания твердо держат текст и не дают ему разрушиться».

Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи

гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы

слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со

словами.

Программа рассчитана на 34 часа и позволяет развить интерес учащихся к изучению русского языка, повысить базовый уровень, сформировать устойчивые пунктуационные навыки, сориентировать учащихся в выборе профиля дальнейшего обучения.

В основе курса программа Г.Г. Граника, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»

Цели курса:

1.Формирование практических навыков и теоретических знаний по пунктуации русского языка.

2.Развитие интереса к изучению русского языка.

3.Овладение умением анализировать предложение, опознавать и применять пунктуационное правило.

Задачи курса:

    Углубить знания учащихся по пунктуации русского языка.

2. Сформировать общеграмматические умения:

Определять структуру предложения;

Анализировать смысл высказывания в целом или смысловые отношения между его частями;

Обнаруживать по опознавательным признакам пунктограмму;

Определять пунктуационную норму и ставить знак препинания.

3. Развивать навыки исследовательской творческой работой с текстом, со справочной литературой.

Предполагаемый результат:

Реализация идеи взаимосвязи русского языка и литературы;

Формирование навыков свободного владения устной и письменной речью;

Развитие творческих способностей учащихся;

Возникновение устойчивого интереса к учебному предмету , к русскому языку.

Программа курса

1.О пунктуации русского языка 1 час

Что такое пунктуация? Система пунктуации в русском языке. Интонационное направление в теории пунктуации. Логическое направление

2. Зачем нужна пунктуация в русском языке? 1 час

3. Принципы русской пунктуации 1 час

4. 1 час

5. Точка в русском языке 1 час

6. Точка с запятой в русском языке 2 часа

Правила постановки точки с запятой в русском языке (;) в русском языке

7. Запятая в русском языке - 13 час

8. Двоеточие в русском языке: 4 часа

9 Тире в русском языке: 5 часов

- Тире между подлежащим и сказуемым;1 час

- Тире ; 1 час

; 1 час

10. Что такое кавычки? 2 час.

11. Проведение тестов 3 часа

Раздел III . Учебно-тематический план.

п\п

Содержание

Кол-во часов

О пунктуации русского языка

Что такое пунктуация? Система пунктуации в русском языке. Интонационное направление в теории пунктуации. Логическое направление.

1 час

1 час

Принципы русской пунктуации

1 час

Знаки препинания в русском языке

1 час

Точка в русском языке

1 час

6-7

Точка с запятой в русском языке

Правила постановки точки с запятой в русском языке (;) Практическая работа

2 часа

8-20

Запятая в русском языке

13 час

-запятая между независимыми предложениями, объединёнными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному в русском языке; 1 час

-. запятая между главным и придаточным предложениями в русском языке;1 час

- запятая между однородными членами предложения в русском языке;1 час

-.запятая между повторяющимися словами в русском языке;1 час

-.запятые при сравнительных оборотах в русском языке;1 час

-.запятые при определительных оборотах в русском языке;1 час

-.запятые при обстоятельственных оборотах в русском языке;1 час

-.запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении в русском языке;1 час

-. запятые при вводных предложениях и вводных словах в русском языке;1 час

-. запятые при обращении в русском языке;1 час

-.запятые при междометии в русском языке;1 час

-. запятые после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов в русском языке;1 час

- запятая между независимыми предложениями, объединёнными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному в русском языке. ; 1 час

21-24

Двоеточие в русском языке

: 4 часа

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении; 2 час

- двоеточие после обобщающего слова при однородных членах. ; 1 час

25-29

Тире в русском языке

: 5 час

- Тире между подлежащим и сказуемым;1 час

Тире в бессоюзном сложном предложении; 2 час

- Тире перед обобщающим словом, заключающим перечисление однородных членов предложения; ; 1 час

- Тире между репликами диалога. ; 1 час

30-31

Что такое кавычки?

2 час

32-34

Проведение тестов

3 часа

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по теме « Пунктуация».

    Учащиеся должны знать определения пунктуационных правил.

    Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания;

Обосновывать выбор знаков препинания;

Находить и исправлять пунктуационные ошибки.

Использованная литература

    Трудности русского языка. Орфография. Пунктуация. Грамматика\. И. Мизинина. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.-416с.

    Справочник по правописанию и литературной правке\Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб.- 15-е изд.-М.: Айрис-пресс,2010.-368 с.

    Пособие по русскому языку в старших классах\ В.Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – 40 – е изд. – М.: Просвещение, 2000

4.Русский язык. Тематические тесты \ Сенина Н.А. - Ростов н/Д. : Легион,2011.- 288 с.

5.Русский язык. Пишем изложения и сочинения (для ГИА)\ Е.В.Амелина – Ростов н\Д.: Феникс, 2014.- 140.[ 3]c.

6. Трудные вопросы пунктуации. М.: Просвещение, 1983.-176с.

7.Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Просвещение,1990.-224с.

8. Русский язык. Синтаксис и пунктуация.- М.: Просвещение, 1979.-260 с.

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема

урока

Освоение предметных знаний(формирование базовых понятий, умений, навыков)

Кол-во

часов

Сроки

план

факт

Что такое пунктуация? Система пунктуации в русском языке. Интонационное направление в теории пунктуации. Логическое направление.

Знать, что такое пунктуация, его основное назначение

1час

5.09

Зачем нужна пунктуация в русском языке?

Знать основное назначение пунктуации. Умение выявлять различные смысловые оттенки, присущих отдельным частям письменного текста

Принципы русской пунктуации

Знать Принципы русской пунктуации

Знаки препинания в русском языке

Знать знаки препинания в русском языке

1 час

Точка в русском языке

Знать, что означает точка в конце предложения.

1 час

Точка с запятой в русском языке Правила постановки точки с запятой в русском языке (;)

Практическая работа.

Знать, что Точка с запятой ставится между независимыми предложениями.

Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения

2 часа

Запятая в русском языке 13 час

-запятая между независимыми предложениями, объединёнными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному в русском языке;

1 час

запятая между главным и придаточным предложениями в русском языке

Умение интонационно правильно произносить сложные предложения

1 час

запятая между однородными членами предложения в русском языке

Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

1 час

запятая между повторяющимися словами в русском языке

Умение интонационно правильно произносить предложения с повторяющимися словами в русском языке

1 час

запятые при сравнительных оборотах в русском языке

Умение интонационно правильно произносить предложения при сравнительных оборотах в русском языке

1 час

запятые при определительных оборотах в русском языке

Умение интонационно правильно произносить предложения при определительных оборотах в русском языке. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

1 час

запятые при обстоятельственных оборотах в русском языке

Умение интонационно правильно произносить предложения при обстоятельственных оборотах в русском языке. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

1 час

запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении в русском языке;

Умение интонационно правильно произносить предложения при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении в русском языке;

1 час

запятые при вводных предложениях и вводных словах в русском языке

Умение интонационно правильно произносить предложения при вводных предложениях и вводных словах в русском языке;

Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами, употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста

1 час

запятые при обращении в русском языке

Умение интонационно правильно произносить предложения при обращении в русском языке

1 час

запятые при междометии в русском языке

Умение интонационно правильно произносить предложения при междометии в русском языке

1 час

запятые после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов в русском языке;

Умение интонационно правильно произносить предложения после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов в русском языке;

1 час

запятая между независимыми предложениями, объединёнными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному в русском языке

Умение интонационно правильно произносить предложения между независимыми предложениями, объединёнными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному в русском языке

1 час

Двоеточие в русском языке 4 часа

21-22

двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа.

Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

2 час

13-20.02

двоеточие после слов автора при прямой речи

Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной

1 час

27.02

двоеточие после обобщающего слова при однородных членах

1 час

6.03

Тире в русском языке 5 часов

Тире между подлежащим и сказуемым

Умение интонационно правильно произносить предложения.

1 час

13..03

26-27

Тире в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа.

Умение ставить на письме двоеточие после обобщающего слова при однородных членах

2 часа

20-27.03

Тире перед обобщающим словом, заключающим перечисление однородных членов предложения;

Умение ставить на письме двоеточие перед обобщающим словом, заключающим перечисление однородных членов предложения

1 час

3.04

Тире между репликами диалога

Умение ставить на письме тире между репликами диалога

1 час

10.04

Кавычки 2 часа

30-31

Что такое кавычки?

Практическая работа.

Знать, что означают кавычки. Умение правильно ставить кавычки

2 часа

17.04

24.04

Закрепление 3 часа

32-34

Практическая работа. тесты

Умение находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания.

Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию - раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе жизнь сегодня.
Один остроумный писатель говорил, что есть пятьдесят способов сказать слово, да и пятьсот способов сказать слово нет, а для того чтобы написать эти слова, есть только один способ.
При помощи знаков препинания записанное слово воспринимается и мысленно произносится читающим если не пятьюдесятью и не пятьюстами способами, то, во всяком случае, не одним, а несколькими. Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда даже и вместо слов.
Известен факт такой "бессловесной" переписки. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман "Отверженные", послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было не единого слова, а был только знак: "?" Издатель также ответил письмом без слов: "!".
Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой человеческой речи, что передаётся интонацией, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. "Знаки ставятся по силе разума", - писал основоположник русской грамматики М. В. Ломоносов.
Знаки препинания возникли из потребности разделения письменного текста на отрезки большей или меньшей самостоятельности в соответствии со смысловой структурой речи. Первым и наиболее надёжным основанием для такого членения соответствующего устного высказывания посредством пауз. Таким образом, первые знаки препинания обозначали паузы большей или меньшей длительности внутри письменного текста. Само собой разумеется, что пишущие могли удовлетвориться такой примитивной пунктуацией только в течение первоначальных этапов пользования письмом. И действительно, по мере развития письменности, и в особенности после введения и распространения книгопечатания, система пунктуации усложнялась и углублялась, пока за сравнительно краткий период не достигла того состояния, которое сохраняется в своих основных чертах в современных европейских языках. Но так как процесс развития пунктуации шёл почти стихийно, лишь изредка и только в отношении частных своих правил подвергаясь обязательной регламентации, то существующая в настоящее время пунктуация не отражает какой либо единой, последовательно проводимой системы. Тем не менее, наша современная пунктуация в целом удовлетворительно обслуживает наиболее важные практические потребности пишущих, стремящихся выразить в тексте те или иные смысловые отношения и оттенки, равно как и интересы читателя, нуждающегося в наиболее верном и полном восприятии последних.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

1 абзац. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ФРАЗА:
На письме без знаков препинания не обойтись, так как они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смыслпредложения.
На письме без знаков препинания не обойтись, потому что пунктуация, по свидетельству А.Б. Шапиро, также «является одним из очень выразительных средств передачи тех сторон содержания, которые либо не могут вовсе, либо не могут во всей полноте и глубине передаваться при помощи слов и грамматического оформления высказывания».
На письме без знаков препинания не обойтись, потому что они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

2 абзац: Обязательно обозначить функции знаков препинания.
Существующая в русском языке пунктуационная система четко организована и основана на строгих принципах. Она представляет собой тот механизм, с помощью которого осуществляется коммуникация между читающим и пишущим. Структура, смысл и интонация высказывания диктуют постановку необходимого пунктуационного знака.
Пунктуационные знаки в современном русском языке, различаясь по своим функциям, по назначению, по месту их расстановки в предложении, вступают в определённую иерархическую зависимость. По месту расстановки в предложении различают знаки препинания конца и середины предложения - конечные и внутренние знаки.

Все отделяющие конечные знаки - точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие - имеют большую силу, чем внутренние знаки. Указывая на членение речи, знаки ЗАВЕРШЕНИЯ вместе с тем служат средством выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. Так, постановка -вопросительного знака в конце предложения (« ») указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания; - восклицательный знак одновременно указывает на законченность предложения и на эмоциональный его характер и т. д.

Наиболее «сильный», старший отделяющий знак препинания внутри предложения - точка с запятой . Этот знак, обозначая границы однородных членов предложения или предикативных частей в составе сложного предложения, способен передать смыслоразличительную паузу устной речи. Примером служит предложение... («.... »).

Встреча с отделяющим знаком наблюдается, если выделяемая конструкция находится в начале или в конце предложения (предикативной части сложного предложения) или на границе с однородными членами (предложение).

Встреча элементов выделяющих знаков имеет место в случаях следования одной выделяемой синтаксической конструкции за другой выделяемой конструкцией, например обособленного члена, или сравнительного оборота, или причастной части за другим обособленным членом, за придаточной части за другим обособленным членом, за придаточной частью, за вводной или вставной конструкцией. Например, в... .предложении запятая выделяет……

3наки выделяющие служат для обозначения границ синтаксической конструкции , которая вводится в предложение для дополнения, пояснения его членов или всего предложения в целом, как в предложении (« ») запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом. За это отвечают выделяющие знаки препинания (. для интонационно-смыслового выделения какой-либо части предложения, а также границ конструкции, содержащей название лица или предмета, к которому обращена речь, или выражающей субъективное отношение пишущего к своему высказыванию, или оформляющей чужое высказывание. Две запятые (как единый парный злак), два тире (то же самое), скобки, кавычки.)

=====3наки отделяющие служат для разграничения независимых предложений, их частей (главного и придаточного предложения, предикативных частей бессоюзного сложного и сложносочиненного предложения, состава подлежащего и состава сказуемого). Например, в предложении запятая разделяет простые предложения в составе сложного. За это отвечают отделяющие знаки препинания однородных синтаксических элементов (однородных членов предложения, соподчиненных придаточных предложений), а также для указания на тип предложения по цели высказывания, на эмоциональный характер предложения, на перерыв речи. Точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие.

Так называемые внутренние знаки препинания - точка с запятой, запятая, тире, двоеточие, скобки - неоднородны в своем употреблении. Наиболее «сильный», иерархически старший отделяющий знак препинания внутри предложения - точка с запятой. Этот знак, обозначая границы однородных членов предложения или предикативных частей в составе сложного предложения, способен передать смыслоразличительную паузу устной речи. Другие четыре внутренних знака препинания (запятая, тире, двоеточие, скобки) различаются и по информативной нагрузке, и по функциональному диапазону, и по длительности пауз при их «чтении». Иерархия их паузальных величин начинается запятой и кончается скобками.

3 абзац: вывод

Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию - раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе жизнь сегодня.. Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда... даже и вместо слов.

Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой человеческой речи, что передаётся интонацией, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. «Знаки ставятся по силе разума», - писал основоположник русской грамматики М. В. Ломоносов.

Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию - раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе нашу жизнь сегодня. В распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания.

Правильная постановка знаков препинания требует не только хорошего знания правил, но и проникновения в секрет их использования. Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой человеческой речи, что передается интонацией, темпом речи, жестами и мимикой.

Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. «Знаки ставятся по силе разума»,- писал основоположник русской грамматики М.В. Ломоносов. При помощи знаков препинания записанное слово воспринимается и мысленно произносится читающим если не пятьюдесятью и не пятьюстами способами, то, во всяком случае, не одним, а несколькими. При помощи знаков можно выразить не только тот или иной смысл, но и отношение пишущего к тому, о чем идет речь.

Письменная речь без знаков препинания или при неправильном, неполном, неточном их использовании очень трудна для понимания. Если знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. (Анекдот о статуе, золотую пику держащую). Глава «Случай в магазине» из рассказа К. Паустовского «Золотая роза». А Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. Программа рассчитана на 18 часов и позволяет развить интерес учащихся к изучению русского языка, повысить базовый уровень, сформировать устойчивые пунктуационные навыки, сориентировать учащихся в выборе профиля дальнейшего обучения.

Цели курса:

  1. Формирование практических навыков и теоретических знаний по пунктуации русского языка.
  2. Развитие интереса к изучению русского языка.
  3. Овладение умением анализировать предложение, опознавать и применять пунктуационное правило.

Задачи курса:

  1. Углубить знания учащихся по пунктуации русского языка.
  2. Сформировать общеграмматические умения:
  • определять структуру предложения;
  • анализировать смысл высказывания в целом или смысловые отношения между его частями;
  • обнаруживать по опознавательным признакам пунктограмму;
  • определять пунктуационную норму и ставить знак препинания.
  • Развивать навыки исследовательской творческой работой с текстом, со справочной литературой.
  • Пояснительная записка

    Вопросы Ответы

    Материал основан на книгах Г.Г. Граник, и С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации» и А.И. Никерова «Предупреждения пунктуационных ошибок учащихся», в которых рассказывается о знаках препинания, их постановке и роли в предложениях и содержится практический материал с учетом трудностей усвоения пунктуации учащихся.

    Содержание данного курса характеризуется использованием на занятиях вариантного дидактического материала, обучением школьников способам применения пунктуационных правил, своевременным формированием у учащихся опорных умений и навыков, применением упражнений предупредительного характера, незнакомых учащимся случаев употребления знаков препинания в текстах упражнений. Программа направлена на формирование теоретических и практических навыков учащихся по пунктуации, поэтому при отборе предложений иллюстрирующих особенности вариантов той или иной пунктограммы используются тесты, насыщенные изученными пунктограммами.

    Использование такого дидактического материала позволит учителю организовать повторение, а учащиеся приучаются одновременно обнаруживать несколько трудностей, распределять внимание между несколькими задачами, переключаться с одного способа действия на другое.

    Какими учебниками и вспомогательными материалами обеспечен курс?

    Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»
    А.И. Никеров «Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся»
    А.С. Казакова «Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса»
    В.А. Сидоренко «Углубленное изучение русского языка»
    Э.Ш. Бенцианова «Сборник диктантов по пунктуации»
    И.В. Шустина «Русский язык» Кроссворды
    К.А. Войлова, А.В. Канокфьева Русский язык «Тесты». Изд-во «Дрофа»
    М. Соловьева «Русский язык».

    Какие виды деятельности учащихся возможны?

    Самостоятельные и контрольные работы
    1. Конспект лекций.
    2. Доклады, сообщения.
    3. Письменные задания.
    4. Наблюдения над текстом, анализ текста.
    5. Выполнение тестов.
    6. Работа по карточкам.
    7. Составление сказок с включением изученных пунктограмм.
    8. Составление викторин, конкурсных заданий.
    9. Участие в турнире знатоков русского языка.
    10. Создание презентаций или текстового документа на компьютере.

    Учащиеся могут выбрать следующие виды деятельности: выполнение письменной работы, составление теста, выполнение теста, создание викторины, конкурсных заданий, составление доклада, сообщения, создание презентации или текстового документа на компьютере, участие в турнире знатоков русского языка.

    Какова доля самостоятельности учеников при составлении курса? Каковы критерии успешности учащихся?

    Критерии успешности работы на занятиях следующие:

    Зачет: За 30 б. - «3»; За 40 б.- «4»; За 50 б. - «5»

    Каким образом будет фиксироваться результат?

    В процессе изучения элективного курса «Секреты пунктуации» после первого занятия проводится анкета, а после изучения материала-тестирования, выполняются письменные задания. Разрабатываются и составляются сообщения, викторины, тесты, текстовые документы и компьютерные презентации.

    Итоговая форма отчетности - зачетный лист с указанием вида деятельности и баллов за работу.

    Учебно-тематическое планирование программы «Секреты пунктуации»

    № п/п Содержание курса Кол-во часов Форма занятия и вид деятельности учащихся
    1. Похвальное слово знакам препинания. «След исчезнувшей связки». Тире между подлежащим и сказуемым: 1ч. Лекция. Составление плана лекции. Наблюдения над текстами, ролью знаков препинания.
    2.
    • существительное с зависимыми словами + существительное с зависимыми словами;
    • существительное без зависимых слов + существительное с зависимыми словами;
    • существительное с зависимыми словами + существительное без зависимых слов;
    • существительное без зависимых слов + существительное без зависимых слов;
    • числительное + числительное;
    • существительное + числительное;
    • числительное + существительное;
    • неопределенная форма глагола + неопределенная форма глагола;
    • неопределенная форма глагола + существительное;
    • существительное + неопределенная форма глагола.
    2ч. Изучение теоретического материала. Анализ предложений. Конструирование предложений по данному началу. Составление предложений по схемам.
    3. Дефис при приложении
    1. Нарицательное существительное + нарицательное существительное (город-герой);
    2. Собственное существительное + нарицательное существительное (Москва- река).
    Наблюдение над текстом. Выполнение письменных заданий. Составление конструкций с дефисом при приложении и с тире между подлежащим и сказуемым; выявление семантических, структурных и интонационных различий между ними (например: Луноход - это действительно чудо-машина).
    4. Запятые при сравнительных оборотах. Рассказы о загадочной запятой. 1ч. Практическая работа. Составление предложений со сравнительными оборотами с предложениями, в которых употреблены модальные частицы будто, словно, точно и др. Выполнение письменного задания. Составление карточек. Использование конструкций предложений, помогающих избегать неоправданного повторения слов. Составление предложений на экологическую тему.
    5. Пунктуация в предложениях с однородными членами. Разнорабочие союзы. 1ч. Структурно-семантический анализ предложений. Выполнение теста.
    6. Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами. 2ч. Урок-практикум. Составление предложений по схемам, выполнение письменных заданий со словами-«матрешками». Графический диктант. Конструирование предложений.
    7. Пунктуация при обращениях. 1ч. Определение семантического признака обращения. Составление письма. Запись и комментирование текста.
    8. Знаки препинания при вводных словах и вводных предложениях. 1ч. Практическая работа: 1) задание «Закончи высказывание»; 2)запись текста; 3) составление предложений: а) с вводными словами, стоящим после союза И, б) с вводным предложением, сходным по значению с вводным словом, в)с вводным предложением, выражающим дополнительные замечания или пояснения.
    9. Обособленные определения, приложения, обстоятельства. 2ч. Составление карточек. Тренировочные упражнения.
    10. «И грамматика пустилась с арифметикой плясать». Сложносочиненные предложения. 1ч. Лекция. Наблюдение над текстом. Выполнение письменной работы «Запятые, не теряйтесь».