Что такое дорога в космос мечта человечества. Дорога в космос - мечта человечества. Сочинение – эссе

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц)

Annotation

Дорога человечества в Космос была нелегкой и полной непредвиденных трудностей. В данном очерке, мы рассмотрим некоторые из них.

Васильев Петр Иосифович

Васильев Петр Иосифович

«Дорога в Космос – мечта человечества»

«Первая жертва космоса» – под таким заголовком 19 мая 1930 года берлинские газет ы сообщили о гибели конструктора Макса Валье, смертельно раненного на испытаниях нового ракетного двигателя. С тех пор счет ракетных катастроф идет на многие сотни – от неудачных запусков "Ф ау" и первой межконтинентальной ракеты Р-7 до аварии американского спутника «Авангард»; от гибели главкома РВСН маршала Неделина и еще 125 человек при взрыве Р-16 до пожара на «Аполлоне-1», в котором заживо сгорели три астронавта; от отказов техники, стоивших жизни Владимиру Комарову и экипажу «Союза-11», до катастроф шаттлов «Челленджер» и «Колумбия»...

Из книги А. Железнякова «Тайны ракетных катастроф. Плата за прорыв в Космос»

«Каждый дурак знает, что до звезд не достать, а умные, не обращая внимания на дураков, пытаются»

Гарри Андерсон

«Человек перенесет любые тяготы космических путешествий, кроме, пожалуй, их стоимости»

Ли Олвин Дюбридж

«Земля – колыбель разума, но нельзя же вечно жить в колыбели»

Константин Эдуардович Циолковский

«Ища другие цивилизации, на всякий случай, сохраните свою»

Феликс Кривин

«Мое скромное опасение: боюсь, как бы у человека, завоёвывавшего новые звезды, не ушла земля из-под ног»

Глядя на таинственное и загадочное ночное небо, особенно в Средиземноморье, где наблюдениям не мешают облачность, любой мало-мальски любознательный человек чувствует желание покинуть грешную землю и подняться к звездам. Увы, сами мы сделать этого не можем в силу особенностей физиологии, ибо, как писал Максим Горький: «Рожденный ползать летать не может» , однако уже в Древнем Мире наиболее прозорливые люди начали понимать, что можно использовать специальные приспособления, чтобы отправиться в полет, к неизведанным пространствам Космоса.

Если верить древнегреческой мифологии, то первым такое приспособление попытался создать легендарный кузнец Дедал, чтобы вместе с сыном Икаром бежать с острова Крит, где они находились в "почетном" содержании, фактически – в аресте. На идею его навели наблюдения за птицами, и, собственно говоря, искусственные крылья и стали первым инструментом для полета.

Вот как это описано в мифе:

" Принялся за работу Дедал. Он набрал перьев, скрепил их льняными нитками и воском и стал изготовлять из них четыре больших крыла. Наконец, Дедал кончил свою работу; готовы были крылья. Дедал привязал крылья за спину, продел руки в петли, укрепленные на крыльях, взмахнул ими и плавно поднялся на воздух. С изумлением смотрел Икар на отца, который парил в воздухе, подобно громадной птице. Дедал спустился на землю и сказал сыну:

Слушай, Икар, сейчас мы улетим с Крита. Будь осторожен во время полета, н е спускайся слишком низко к морю, чтобы соленые брызги волн не смочили твоих крыльев. Не подымайся и близко к солнцу: жара может растопить воск, и разлетятся перья. За мной лети, не отставай от меня.

Отец с сыном надели крылья на руки и легко понеслись. Те, кто видел их полет высоко над землей, думали, что это два бога несутся по небесной лазури. Часто оборачивался Дедал, чтобы посмотреть, как летит его сын. Они миновали уже острова Делос, Парос и летят все дальше и дальше.

Быстрый полет забавляет Икара, все смелее взмахивает он крыльями. Икар забыл наставления отца; он не летит уже следом за ним. Сильно взмахнув крыльями, он взлетел высоко под самое небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скреплявший перья крыльев, выпали перья и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремглав упал он со страшной выс оты в море и погиб в его волнах " .

Таким образом, первая попытка покинуть земную поверхность и воспарить в небо оказалась частично успешной. Однако это лишь миф. Но чем же интересна легенда о Дедале и Икаре? Во-первых, помимо всего прочего, этот миф отражает извечное стремление людей овладеть способом передвижения не только по земле, но и в других стихиях. Это аксиома, к которой все привыкли. А, между тем, она очень важна для понимания психологии человека, как биологического существа, стремящегося преодолеть силы природы. Не будь этого, вряд ли возникло бы наше стремление к звездам.

Сейчас об Икаре, как о первой "жертве ракетной техники" почти не говорят. Мы стали больше знать, научились отличать зерна от плевел. Но продолжаем верить в то, во что хотим верить.

Поэтому и стала столь популярной легенда о китайском ученом Ван Гу, погибшем в Средние века при попытке подняться в небо на ракете. Большинство исследователей считает рассказ о Ван Гу мифом, хотя хроники той поры описывают его, как реально существовавшего человека.

Лет пятьсот назад жил-был в Китае некто Ван Гу. Судя по всему, это был весьма образованный и талантливый человек. Занимался он изготовлением пороха и созданием пороховых ракет. И вот однажды пришла ему в голову мысль улететь к звездам. Обвязал Ван Гу кресло бамбуком, закрепил в его основании 47 пороховых ракет, сел в него и приказал 47 своим слугам одновременно поджечь фитили ракет. Слуги не могли ослушаться своего господина и поднесли факелы к странной конструкции. После этого раздался страшный грохот, а когда клубы дыма рассеялись, на месте старта не было ничего – ни кресла, ни Ван Гу, ни слуг.

Конечно, улететь в космос ученый не мог и погиб при взрыве пороха. Подобный опыт вполне мог иметь место. А, даже если бы этого не было в действительности, о подвиге Ван Гу нам вечно будет напоминать кратер на обратной стороне Луны, носящий его имя.

Икар и Ван Гу – самые известные, но далеко не единственные жертвы стремления человека вырваться из силков Закона всемирного тяготения. Вот строки из письма неизвестного китайского алхимика, датированного 160 годом:

"Сегодня в своей комнате для составления смесей погиб Шин Ру, один из умнейших людей нашего времени. Ужасные компоненты, вызвавшие пожар, включали серу, селитру и древесный уголь. Я был потрясен этим случаем. Это был не обычный пожар, раздуваемый ветром, а внезапный взрыв, уничтоживший все. Вскоре после этого события ко мне прибыл посыльный, сообщивший, что подобный взрыв убил группу ученых в близлежащей деревне и уничтожил дом, в котором они жили . Какое зло мы выпустили в этот мир!"

"Основой основ" того положения дел, с каким мы имеем отношения сейчас, стал... фантастический роман французского писателя Жюля Верна «С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут» , написанный в 1865 году. В романе описывалось орудие длиной 274 м и весом 68 тыс. т. В качестве взрывчатого вещества использовался пироксилин в количестве 164 тыс. т. Сначала предполагалось при помощи этого орудия послать к Луне снаряд без пассажиров, но потом внутри необыкновенного ядра была устроена каюта, в которой решились отправиться в космическое путешествие трое смельчаков. Разумеется, в романе старт к Луне прошел удачно, а межпланетные путешественники не только выжили, но и отправились в полный приключений полет к соседнему небесному телу.

Как ни странно, все основные теоретики космонавтики – Константин Циолковский, Герман Оберт, а также и практики – Сергей Королев, Вернер фон Браун – пришли к идее космических полетов именно благодаря этому роману! Все они прочитали его, провели расчёты, и пришли к выводу, что идея Жюля Верна с пушкой нереализуема. Однако способ прорваться в космос есть, и, после долгих расчетов и размышлений, все остановились на том, что это – ракета.

Ученые мужи пока не могут ответить на вопрос, когда же появилось на Земле то, что ныне называется ракетой. Я излагаю здесь свою версию ракетной истории человечества, не претендуя на истину в последней инстанции. Уверен, что найдется немало людей, которые многие приведенные здесь факты истолкуют иначе, чем я. В американском справочнике "Handbook of Astronautical Engin eering" («Руководство по разработке космических систем») утверждается, что первые рисунки устройств, напоминающих внешним видом ракеты, были обнаружены в вавилонских рукописях, датируемых 3200 годом до нашей эры. Но в самих манускриптах нет ни описания ракет или устройств, с ними сходных ни даже иносказательного намека на то, что они существовали.

Гораздо больше информации содержится в древнеиндийском эпосе «Махабхарата» где они называются «оружием Брахмы» или «пламенем Индры». Там их сравнивают с «огромной железной стрелой, напоминающей гигантского посланца смерти».

Вот как в эпосе описано применение "оружия Брахмы" в битве, проходившей в 3138 году до нашей эры:

"Сверкающий снаряд, обладающий сиянием огня, был выпущен Густой туман внезапно покрыл войско

Все стороны горизонта погрузились во мрак

Поднялись несущие зло вихри

Тучи с ревом устремились в высоту неба...

Казалось, даже солнце закружилось.

Мир, опаленный жаром этого оружия, казалось, был в лихорадке" .

Если добавить немного воображения, то нетрудно увидеть в этом отрывке картину взрыва ядерной бомбы, доставленной на поле боя баллистической ракетой. Не берусь утверждать точно, но, возможно, что что-то подобное и было.

Увы, отсутствуют подробности многих других событий древности, где можно предполагать применение ракет. Как правило, историки того времени пытались образно, а часто и витиевато, описать происходившее, больше внимания обращая на свои эмоции и ощущения, чем на технические детали. Поэтому и приходится выбирать лишь те факты, которые содержат хотя бы намек на интересующую нас тему. Иначе говоря, все, что не свидетельствует об обратном, будем считать фактами ракетной истории.

В пришедших из Индии манускриптах содержится упоминание о первом появлении "огненных звезд", сиречь "бенгальского огня", во время одного из религиозных праздников в 80 году. Если допустить, что в "бенгальских огнях" использовалась селитра, то это хорошо вписывается в ракетную историю.

Уже во втором столетии китайцы применяли "огненные стрелы". Реактивный снаряд изготавливался в виде бумажной трубки, заполненной порохом с зажигательным составом в головной части, и привязывался к стреле. Стрела выпускалась с зажженной ракетой из обычного воинского лука, а ее оперение обеспечивало устойчивость в полете. Дальность полета огненных стрел составляла около 300 метров, что почти на 100 метров превышало дистанцию полета обычной стрелы. Упоминания об активном использовании "огненных стрел" в эпоху Троецарствия можно встретить в романе Ло Гуань-чжуна "Троецарствие".

В первое тысячелетие от Рождества Христова упоминания о фейерверках, порохе и "огненных стрелах", приходили к нам, по большей части, из Азии. В хрониках китайской династии Тан упоминается, что в 645 году при осаде Ляодуна использовался "огонь", от действия которого в городе погибло около 10 тысяч человек.

В VIII веке появилась книга, которую многие историки называют первым учебным пособием по подготовке ракетчиков, – написанная неким Марком Греком «Огненная книга, или Книга об огне, служащем для сжигания врагов» . В ней подробно описывалось, как пользоваться «огненными стрелами», то есть ракетами. Вот цитата из этого труда: «Возьми одну часть серы, две части липового или ивового угля, шесть частей селитры, все мелко истолченное в мраморной ступке. Затем из этого приготовляют по желанию ракету или гром. Ракета должна быть длинной, и порох в ней должен быть набит плотно. Гром, наоборот, должен быть коротким и толстым и наполнен лишь наполовину. Оба конца должны быть при этом крепко обвязаны железной проволокой». Судя по всему, книга Марка Грека стала «бестселлером» той эпохи и породила такое явление, как «греческий огонь». Хотя предложенный ею состав вряд ли отличался от того, что уже несколько столетий использовали в Индии, Китае и на арабском Востоке.

Когда камские булгары захватили город Устюг, великий князь Владимирский Юрий II Всеволодович отправил своего брата Святослава с сильным ополчением обуздать захватчиков. В 1219 году русские атаковали город камских булгар Ошель, «...а наперед шли пешцы с огнем и с топорами, а за ними стрельцы... ко граду приступиша, отовсюду зажгоша его и бысть буря и дым велик на сих потяну...».

Хроники Средневековья дают нам довольно много информации о ракетной технике. И здесь речь идет именно о ней, а не об устройствах, отдаленно напоминающих ракеты.

В 1379 году итальянец Маратори при описании пороховых зажигательных стрел впервые употребил понятие "ракета" ("rochetta"). В 1400 году ракеты пришли в Европу, и первоначально использовались только для фейерверков на итальянских праздниках. Но так продолжалось совсем недолго. Вскоре начинают появляться первые сочинения, посвященные военному применению ракет. Первое массовое применение ракет в Западной Европе осуществили войска Жанны д"Арк в 1429 году при защите Орлеана.

Вскоре конструкторы Средневековья начали всерьез задумываться над проблемой применения принципов реактивного движения для иных целей. В 1591 году бельгийский инженер Ян Бив описал и сделал набросок многоступенчатой ракеты, предназначенной для преодоления земного притяжения (!).

В конце XVII века ракетное оружие появляется на Руси. Причем это уже не те "огненные стрелы", которые использовали когда-то ратники Святослава, а принципиально новое оружие. В 1680 году в Москве открылась первая фабрика по производству армейских осветительных ракет. Большое внимание ракетам уделял император Петр I. В дневнике путешественника Патрика Гордона за 1690 год можно прочесть, что царь лично руководил изготовлением фейерверочных ракет и устраивал грандиозные фейерверки. Тогда же в России было организовано массовое производство пороха высокого качества. В Петровскую эпоху большое значение придавалось и боевым ракетам. Слава о русских фейерверкерах шла по всему миру. Было создано большое количество фейерверочных ракет и пороховых составов. В отдельных случаях применялись составные (ступенчатые) ракеты.

В те же годы, когда в России налаживалось массовое производство ракет, великий английский физик Исаак Ньютон сформулировал универсальные законы движения, которые не касались непосредственно ракетной техники, но оказали на нее самое непосредственное влияние. Особенно третий закон – «Для каждого действия имеется равная и противоположная реакция» , являющийся фундаментальным принципом работы реактивного двигателя. А в своих знаменитых «Математических принципах естественной философии» , изданных в 1687 году, Ньютон впервые определил скорость и высоту подъема, необходимые для вывода ракеты на геостационарную орбиту. Есть в этой работе и другие интересные мысли об искусственных спутниках Земли. Но во времена Ньютона их черед еще не наступил.

В 1792 году ракетное оружие было применено индийскими солдатами в сражении при Сарингапатоме, и, несмотря на то, что индийские ракеты были изготовлены по весьма примитивным технологиям, их количество и необычность воздействия деморализовали британских солдат. Англичане быстро усвоили преподанный урок. В 1799 году индийцы вновь пытались применить свое "секретное оружие", английская армия уже располагала технологически более совершенным арсеналом боевых ракет, и четвертая англо-майсурская война закончилась для Майсура поражением.

После этого ракеты возвратились в Европу. Произошло это благодаря полковнику английской армии Уильяму Конгреву, который прибыл в Индию после окончания там боевых действий, но много слышал о применении индийцами ракет. Вернувшись на родину, Конгрев прихватил с собой несколько образцов. Он организовал производство боевых пороховых ракет в Вульвичском арсенале и в 1804 году приступил к экспериментам с ними. На несколько десятилетий к ракетам, и не только в Англии, приклеилось название "конгревовы ракеты", или "ракеты Конгрева". Начало боевого применения ракет Конгрева относится к 1806 году, когда более 2000 ракет были использованы при обстреле Болоньи.

Не обошло новое веяние и Россию. Основная заслуга в этом принадлежит русским офицерам Александру Засядко и Константину Константинову. Благодаря трудам этих деятелей русской военной техники отечественные ракеты по своим летным и эксплуатационным характеристикам в ряде случаев превосходили зарубежные образцы.

Конец XIX века можно охарактеризовать не только как период отказа от боевого применения ракет, но и как период формирования нового мышления, когда человек пристально взглянул на ракеты как на средство достижения других миров. И здесь чрезвычайно велико значение работ Константина Эдуардовича Циолковского. Им было предложено большое количество оригинальных схем конструкций ракет. Существенно новым шагом стали разработанные схемы ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий с реактивными двигателями на жидком топливе. Это было по-настоящему революционное решение, так как до Циолковского исследовались и предлагались для решения различных задач ракеты с пороховыми двигателями.

Из других идей Циолковского следует выделить еще одну, предложенную им для управления полетом ракеты в верхних разреженных слоях атмосферы. Для достижения этой цели он рекомендовал два способа: применение графитовых рулей, помещаемых в струе газов вблизи среза сопла реактивного двигателя, или поворачивание сопла двигателя. Эти предложения нашли широкое применение и развитие в современной ракетной технике.

В 1903 году Циолковский опубликовал работу, до сих пор считающуюся классической в космонавтике, – «Исследование мировых пространств реактивными приборами» , где сделал подробный расчет ракет, предназначенных для преодоления земного притяжения.

16 марта 1926 года американец Роберт Годдард запустил свою первую ракету на жидком топливе. И пусть поднялась та ракета на высоту всего 13 метров и летела всего 2,5 секунды, именно с нее началась современная летопись ракетной техники и космонавтики...

Успех Годдарда заинтересовал молодого немецкого инженера Макса Валье. Он начал проводить опыты с жидкостными двигателями, пытаясь найти правильную концентрацию горючего и окислителя, что позволило бы создать такую смесь, которая могла бы дать достаточно тяги для преодоления земного тяготения. Однако несколько экспериментов закончились взрывами смеси. 17 мая 1930 года Валье провел очередной опыт. И снова взрыв. Небольшой кусочек железа рассек инженеру аорту... Эта смерть считается самой первой (из задокументированных), связанных с Космосом.

Годом ранее, в мае 1929 года, немецкий режиссер Фриц Ланг начал съемки фильма "Женщина на Луне", который принесёт ему всемирную известность. В качестве консультанта Ланг пригласил начинающего инженера-ракетостроителя Германа Оберта. Тот внимательно прочитал работы К.Э. Циолковского и решил, прикрываясь съемками фильма, начать практические работы по созданию ракет, могущих преодолеть земное притяжение и выйти в Космос.

Проблемным местом стал двигатель. К. Циолковский в своих работах опирался на предложенную А. Федоровым в брошюре "Новый способ воздухоплавания, исключающий воздух , как опорную среду " (1896) схему, которая, однако, никем не была реализована на практике, и оставалась только теоретическим наброском, а провал опытов Валье показал, что создать работоспособный ракетный двигатель пока не удается.

Оберт решил экспериментировать с бензином и жидким кислородом, направляя тоненькую струйку бензина в сосуд с жидким кислородом. Считалось, что это приведет к взрыву. Тем не менее, смесь взорвалась лишь один раз, но так, что ученого отбросило ударной волной на другой конец лаборатории, перебив барабанную перепонку и повредив левый глаз.

Тем не менее, Оберт создал работоспособный образец ракетного двигателя, названного Kegelduse . Однако до окончания съемок работы завершить он не успел, и, будучи обвиненным в перерасходе средств, временно покинул Германию.

"Общество межпланетных сообщений", возглавляемое Обертом, выкупило у киностудии почти готовую ракету, двигатель и образец пусковой установки. Весь 1930 год проводились испытания ракеты Mirak . Но ракета смогла взлететь только на 30 метров.

После прихода к власти А. Гитлера "Общество" попытались подчинить нуждам Вермахта, однако показательный запуск ракеты на Куммерсдорфском полигоне закончился провалом. После чего оно было закрыто, но полковник Карл Беккер и капитан Вальтер Дорнбергер, заинтересовавшиеся новым оружием, решили втайне поддержать немецких ракетчиков. Однако, осознавая, что Оберт не смог создать боевую ракету, они стали искать нового человека, который мог бы возглавить исследования. Их выбор остановился на молодом перспективном ракетостроителе Вернере фон Брауне...

Тем временем, в СССР узнали о работах Оберта. Его книга " Ракета и межпланетное пространство " вызвала большой резонанс и интерес к космической тематике. Помимо переиздания работ К. Циолковского, начались и поиски способов практической реализации полета в Космос. Их инициатором стал инженер Фридрих Цандер. 29 декабря 1921 года на первой Губернской конференции изобретателей в Москве он представил проект космического корабля для полета на Марс.

Доклад был принят благосклонно, и тогда Цандер попросил у руководства Госавиазавода N 4, на котором в то время трудился, годичный отпуск для развития проекта. На общем собрании работников просьбу энтузиаста поддержали – идея полета на Марс так завораживала, что было решено отчислять Цандеру процент с зарплаты для того, чтобы он мог спокойно довести свой космический аэроплан до реальной модели.

Будучи по натуре практиком, Цандер сразу занялся поисками технических решений, которые могли бы ускорить постройку такого аэроплана. В 1924 году он приступил к разработке методик расчета жидкостных ракетных двигателей. Натолкнувшись на те же проблемы, что и Герман Оберт и Макс Валье, Цандер решил пойти эмпирическим путем. Первый ракетный двигатель СССР – ОР-1 – был сделан... из обычной паяльной лампы.

В 1931 году состоялись два исторических события – Ф. Цандер смог добиться работоспособности двигателя ОР-1 на достаточный для теоретического полета срок и тогда же он познакомился с молодым авиаконструктором Сергеем Павловичем Королевым. Тот работал над увеличением скорости планера "БИЧ-8", и, прочитав в журнале "Самолет" за май 1931 года подборку материалов о двигателе ОР-1, сразу обратил внимание на новые веяния в двигателестроении. На аэродроме ОСОАВИАХИМ-а Королев встретился с Цандером. Это произошло 5 октября 1931 года. Через два дня, Королев присутствовал на испытании двигателя ОР-1, и тогда Ф. Цандер предложил ему вступить в "Группу по изучению реактивного движения" – ГИРД.

В марте 1932 года на ГИРД обратила внимание РККА. ГРУ получило сведения, что в Германии за работами Германа Оберта по созданию ракет внимательно наблюдают немецкие военные, которые увидели в них новый вид оружия большой разрушительной силы. Само собой, остаться в стороне, когда вероятный противник создает новое оружие, Красная Армия не могла. Поэтому заместитель Народного комиссара обороны СССР Маршал Советского Союза М. Тухачевский созвал совещание, на котором с докладом выступил С. Королев. После этого совещания ГИРД получила господдержку и финансирование.

Однако именно тогда и пришла беда... 28 марта 1933 года Фридрих Цандер скончался от сыпного тифа. 26 июля испытания планера "БИЧ-11" закончились катастрофой, при которой чуть не погиб С. Королев. При испытании ракетного двигателя ОР-2 произошел взрыв, причем жители окрестных домов, посчитав это терактом, вызвали милицию, и ГИРД-овцам пришлось объяснять, что произошло.

Но работа продолжалась, и не без успехов. Первая советская ракета – «ГИРД-09» – поднялась в небо 17 августа 1933 года и поднялась на высоту 400 метров. Ещё три ракеты, после модернизации двигателя, поднялись уже на 1,5 километра. Воодушевленные успехами ракетчиков, военные добились создания на базе ГИРД-а Реактивного научно-исследовательского института, который возглавил кадровый офицер И.Т. Клейменов, а его заместителем стал С.П. Королев.

История освоения космоса - самый яркий пример торжества человеческого разума над непокорной материей в кратчайший срок. С того момента, как созданный руками человека объект впервые преодолел земное притяжение и развил достаточную скорость, чтобы выйти на орбиту Земли, прошло всего лишь чуть более пятидесяти лет - ничто по меркам истории!

Дорога в космос - мечта человечества.

(Сочинение)

Выполнил:

Мачин Артём Эдуардович, 9 класс

Московская область,

Одинцовский район,

г. Кубинка - 10

Руководитель:

Моржева Татьяна Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

Акуловской СОШ

Ночь, тайн созданья не тая,
Бессчетных звезд лучи струя,
Гласит, что с нами рядом - смежность
Других миров, - что там края,
Где тоже есть любовь и нежность,
И смерть, и жизнь - кто знает чья?
Валерий Брюсов

С древних времён человечеству была интересна связь человека и вселенной. Существует множество философских и религиозных течений, где душа связана с космосом - началом нашей жизни. Учёные всего мира изучают происхождение и особенности звёзд, планет, галактик. В двадцать первом веке появилось огромное число научной фантастики, повествующей о неизведанных мирах нашей Вселенной.

Мечта о покорении космоса, его холодных и манящих светил, еще издавна зародилась в сознании человечества. Еще в древности правители и философы с интересом наблюдали за звездами и мечтали о том времени, когда смогут прикоснуться к ним. И вот это время пришло 12 апреля 1961, когда первый космический корабль оторвался от земли с единственным пассажиром - Гагариным. Юрий стал лучшей кандидатурой на роль первого человека в космосе, он оказался самым выносливым и сильным. Ведь кандидатов на эту роль было не мало, многие стремились олицетворить подвиг страны и всего мира в целом. Но прошел жесткий отбор только Юрий. О его смелости можно говорить часами. Гагарин оказался первым, кто отправится в совершенно неизведанный мир. Юрий Алексеевич наверняка отдавал себе отчет в том, что его могут ждать трудности и опасности. Но он все равно сделал этот шаг в неизведанное и покорил космические просторы, навек прослыв героем.

Сейчас подобные полеты в космос являются вполне обычными и ничем ни примечательными. Запуски космических кораблей осуществляются практически каждый час. Но все это стало возможным благодаря героизму и бесстрашию одного человека, который впервые приподнял занавес неизвестности и сделал это открытие. То, что сделал Юрий, стало величайшим открытием для страны, стало мощным толчком для развития и прогресса, и сделало Гагарина вечным героем. Гагарин был удостоен множества наград за мужество и отвагу. Но главное чего он смог добиться - это всенародная любовь. Юрий назвал землю Голубой Планетой, которой он так часто любовался из окна иллюминатора.
Полет в космос во главе с Юрием поднял страну на уровень выше, значительно усилил ее авторитет и заставил другие страны считаться с нашей Родиной. Когда Гагарин вернулся из космического путешествия, его радостно встречала вся страна букетами и поздравлениями. Это был не только его подвиг, а подвиг всей великой страны и всего народа!

12 апреля 1961 года началась новая веха в жизни планеты Земля — стало понятно, что человек может выходить за пределы своего места обитания, что его горизонты расширяются до невообразимых масштабов.

С гордостью можно сказать, что огромную роль в этом великом открытии сыграли уроженцы рязанской земли. Чего только стоят имена Константина Циолковского и Николая Федорова, которые, во многом, стали основоположниками «космической мысли» в России.

Почему именно рязанская земля подарила миру «дорогу в космос»? Может быть, этому способствовала особая атмосфера, аура, которая окружает это место? Видя «рязанские раздолья», дыша их чистым воздухом, любуясь неброской, но такой поэтичной природой этих мест, невозможно не задуматься о чем-то высшем, вечном, глубинном.

Неужели где-нибудь на свете
Есть светлее город, чем Рязань?
Омывает тёплый окский ветер
Куполов серебряную скань.

Вероятно, именно такие мысли подтолкнули философа Николая Федоровича Федорова, уроженца села Ключи Сасовского района Рязанской губернии, к созданию идеи «русского космизма» — философской теории, давшей начало серьезному изучению космоса. Федоров верил в то, что человек является носителем наивысших сил, которые питают всю Вселенную. Таким образом, на человека возложена важнейшая миссия — хранить целостность и налаживать связь между всеми планетами и галактиками. В этом был убежден и другой знаменитый уроженец рязанской земли, чье имя знает практически каждый, — Константин Эдуардович Циолковский. Он родился в селе Ижевское Спасского района Рязанской губернии и с детства был вынужден много времени проводить наедине с природой и своими размышлениями. Пытливый и смелый ум юного Кости натолкнули его на грандиозные идеи — Циолковский первым стал научно внедрять идею о возможности заселения людьми других планет, о полноценной жизни человечества не только в пределах Земли, но и во всей Вселенной. Циолковский верил в позитивную силу человечества, способную преобразить не только самих людей, но и все космическое пространство.

Но в «летописи рязанской земли» есть и еще несколько «космических» имен, известных на весь мир. Например, имена рязанцев братьев Уткиных — Владимира и Алексея. Под их руководством были разработаны важнейшие ракетные комплексы, позволившие нашей стране первой отправить в космос человека — Юрия Алексеевича Гагарина — и считаться самой сильной державой в мире. Таким образом, с полной уверенностью можно сказать, что дорога человечества в космос началась с рязанской земли. Именно рязанцы — Федоров, Циолковский, братья Уткины — стояли у истоков освоения космоса, были воплотителями многих важнейших космических проектов. Но, уверен, что в этот список необходимо внести и саму рязанскую землю, во многом явившуюся родительницей и вдохновительницей «дороги в космос». Я мечтаю побывать в космосе, ощутить необъятность, величие мира… Космос, говорят, бесконечен и я этому верю. Мир Вселенной загадочен, но этим он и притягателен. Величие пугает, отталкивает, иногда даже притягивает, словно взаимодействуют разноименные заряды. Космос нейтрален, он зависит от человека. Или человек зависит от него? Говорят: « Все гениальное - просто». Как порой охота оторваться от земного мира, преодолеть земное притяжение, стать легким перышком и лететь, подгоняемым южным ветром, навстречу к звездам.

Роль мечты в жизни человека большая и очень значимая. Едва ли человек сможет полноценно слыть по жизни, если у него нет мечты. Как говорится: «Никакой ветер не будет попутным, если не знаешь куда плыть». Мечта делает человеческую жизнь осмысленнее и полнее, это неоспоримый факт.
Что такое вообще мечта? Мечту можно определить как цель, желание, стремление, потребность, нужду. Мечта это не просто «хочу, значит буду». Для того, чтобы достичь своей мечты нужно усердно стараться, работать не покладая рук и в первую очередь над собой, своей леностью. Чтобы мечта превратилась в реальность необходимо чего-то хотеть с такой большой силой, чтобы вся жизнь принимала обороты вокруг предмета мечтания. Есть точка зрения о том, что мысль материальна. То есть она попадает в космос (как изъяснялись великие философы). Из этого получается вывод, что о своей мечте нужно постоянно думать, буквально дышать нею и стремиться, чтобы однажды из простых мыслей она воплотилась в жизнь, стала чем-то реальным, что можно потрогать или почувствовать.

Мечта - это то, что ведет человека по жизненному пути. Мечта - это точка-ориентир, которая задает направление жизненного движения, делает путь человека более интересным и заполненным смыслом. Мечта - это центральная мишень, как в игре дартс, где все действия человека должны быть направлены на то, чтобы попасть в десятку. Увести человека от жизненного пути мечта может лишь в том случае, если она фантастически нереальна и со здравой точки зрения неосуществима. В таком случае получается, что человек попусту мечтает о чем-то, что ему не дано, зря растрачивает себя на бесполезные мечты. Вывод таков, что мечта может как помогать, так и мешать человеку, поэтому важно, чтобы она была обдуманной и не оторванной от реальной жизни

У каждого человека есть своя цель, и мы верны ей до последнего. Стараемся достичь ее невзирая ни на что. И все это не просто так, поскольку человек будет по-настоящему счастлив только в том случае, если у него есть о чем мечтать.
Этот тяжелый и долгий путь, который мы проходим от зарождения мечты и до ее реализации, порой кажется таким же длинным, как дорога к звездам. И здесь главное - не обернуться, иначе можно потерять все. Суждение о том, что не оборачивается тот, чей путь ведет к звездам, можно понимать и в прямом значении. Мечта многих людей заключалась в том, чтобы покорить небо или же осмотреть просторы Космоса, побывать на других планетах. Такие мечты мы могли прочесть даже в сказках, ведь все помнят о ковре-самолете. Но даже легенда о том, как люди мастерили для себя крылья, увенчалась неудачей, поскольку как говорится, кто рожден ползать, тот летать не сможет. Но люди опровергли данную пословицу. Им удалось соорудить такую технику, которая помогла перемещаться не только небесными просторами, но и побывать в Космосе.

Нет ничего более волнующего, чем поиски жизни и разума во Вселенной. Изучением Вселенной, её происхождения и эволюции занимаются астрономы и физики. А происхождением жизни интересует всех астрономов, физиков, биологов, химиков. К сожалению, нам знакома только одна форма жизни - белковая - и только одно место во Вселенной, где эта жизнь существует, - планета Земля. Вот если бы удалось обнаружить другие населённые планеты, тогда загадка жизни была бы решена гораздо быстрее. А если бы на этих планетах нашлись разумные существа… Дух захватывает, когда произойдёт первый диалог с братьями по разуму. Ясно одно: условия в которых формировались планеты даже у звёзд, похожих на Солнце, были различными, так что планетные системы у других звёзд не обязательно являются копией нашей планетной системой. Наша земля очень маленькая по сравнению с безбрежными космическими просторами. Но русские люди работают и изучают космос, так как это очень интересно.

Издавна люди хотели изучить небо. Ещё с далёкого прошлого многие интересовались: «Откуда взялось настолько ослепительное Солнце?», «Почему Луна, то убывает, то прибывает?» или «Сколько - же, этих маленьких капелек серебра, распласталось на столь большом ониксовом небе?».

Птицы- мастера полётов. Их пируэты захватывают сердца многих людей. Они обладатели столь изящных, прочных, лёгких, гибких, с янтарным отливом крыльев. Человек многими своими наблюдениями не мог не заметить этого. Согласно легенде, Икар, сделав крылья из перьев и воска, взмыл в лазурное небо. Солнце нещадно опалило его крылья и расплавило воск…

Чуть позднее в маленьком Французском городке Анноне родились братья Монгольфье. Братья неустанно искали возможность подняться в воздух. Они преследовали не только научный, но и практический интерес - возможность быстро перемещаться на значительные расстояния. Поняв, что горячий воздух легче, чем холодный. Они наполнили сшитую между собой ткань, большими раскидистыми клубами дыма из-под костра. И шар взлетел в воздух. Люди стали на огромный шаг ближе к покорению небосвода.

Первая мировая война послужила сильнейшим толчком к развитию авиации. В это же время великим русским ученым, Константином Эдуардовичем Циолковским разработана теория покорения космоса. Эта теория покорила умы многих ученых и энтузиастов. Во время второй мировой войны интенсивно начали продвигаться ракетные технологии. В СССР этой тематикой руководил Сергей Павлович Королев. В германии в это же время работал Вернер Фон Браун. После окончания второй мировой войны последний стал работать в США. Стремление к первенству и достижению превосходства великих держав послужило сильнейшим толчком к покорению космоса.

В Советском Союзе ученые и технологи оказались удачливее. Они впервые осуществили запуск ракет в космическое пространство. Был запущен первый спутник. После чего в космос были запущены космические корабли с животными на борту. При помощи животных изучалось воздействие космоса на живые организмы. Одними из первых животных, кто успешно возвратился с околоземной орбиты - были собаки Белка и Стрелка. Вот тогда человек волновался, ликовал, что скоро все тайны, этого магического пространства будут открыты.

Начинается подготовка людей в космонавты. Желающих было много посмотреть на все, эти тайны вселенной, скоро они могли полететь. Вот, что трепетало и теплело душу каждому прибывшему на подготовку. Но не каждый прошел долгих, и изнурительных тренировок, некоторые не выдерживали напряжение, перепады давлений. Среди тех кто, всё- таки прошел это испытание, оказался коренастый мужчина лет 26. У него было крепкое телосложение, русые, как молочный шоколад волосы, и лазурные, словно в ясную погоду небосвод, с нотками веселья и азарта глаза. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. По характеру он был добрый, и всегда добивался, какую бы цель не преследовал.
И вот уже выбрана дата вылета «Кедра»*. Ужасная ночь перед отправлением была у космонавта. В его голову лезли мысли: «А если, я умру, ведь никто до меня не летал?» или «Могу ли я нечаянно сгореть?», «Но надо настраиваться оптимистически, чтобы нечего не случилось» - Подумав об этом, он сразу - же погрузился в царство Морфея.

Вот ведётся отчёт до вылета, но Юрий не впадает в панику, он настроен новые свершения. До его уха доносятся голос: «10; 9; 8; 7; 6; 5; 4; 3; 2; 1». Корабль «Восток-1» взмывает вверх рассекая облака. Пройдя нижние слои атмосферы, он видит звезды, мельчайшие капельки росы отражённые солнцем на бесконечном, тёмно-синем небе. Гагарин увидел землю. Столько эмоций и красок увидел в полёте «Кедр», что за всю жизнь не каждый может испытать. После того как Юрий Алексеевич приземлился, у всех людей заиграла радость, улыбка, ведь как же их соотечественник вернулся живым и невредимым с опасного приключения в космосе. Это был наилучший день для Гагарина и астрономов ведь, это пространство можно изучить.

Прошло 55 лет, как был совершен первый полёт в космос. Сейчас много спутников и космических кораблей летает в нашем околоземном пространстве. И всё так же, это увлекательно и завораживающе. Но человек за пол века не куда не продвинулся за пределы околоземной орбиты.

Кедр*- позывной Ю.А. Гагарина.