Объявление войны японии 1945. Советско-японская война: боевые действия на Дальнем Востоке. Курильская десантная операция

1957 год 9 сентября
Заложена на стапеле цеха № 42 ССЗ №402 в г.Молотовск (с 12.09.1957г. - переименован в г.Северодвинск) как КрПЛ;

1958 год 2 марта
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж зачислен в состав 150-го ДнПЛ 339-й БрСРПЛ Беломорской флотилии в г.Северодвинск;

1959 год март
Присвоен тактический номер К-8 . Экипаж перечислен в состав 206-й ОБрПЛ СФ с прежним местом дислокации;

1959 год октябрь
206-я ОБрПЛ СФ перебазирована из г.Северодвинск в Западную Лицу. Экипаж подчинен 339-й БрСРПЛ Беломорской флотилии с прежним местом дислокации;

1959 год декабрь
Во время ходовых испытаний на ПЛА дважды самопроизвольно отдавался кормовой аварийный буй, а буйреп наматывался на винты;

1959 год 28 декабря
После межбазового перехода, прибыла к постоянному месту базирования в губу Малая Лопаткина (Западная Лица). Вошла в состав 206-й ОБрПЛ СФ;

1959 год 31 декабря
Подписан приемный акт. Вступила в строй. Председатель Государственной комиссии - кап.1р. Краснов Е.А., ответственный сдатчик - Нетук С.П., командир - кап.2р. Шумаков В.П.;

1960 год 13 октября
Вышла в море для похода к Северному Полюсу (командир - кап.1р. Шумаков В.П.). На ПЛА было укреплено ограждение рубки, установлены вторые комплекты эхолота и эхоледомера, пульт штурмана, два дополнительных гироазимута, самописец для обсерваций по подводным взрывам. В Баренцевом море в 19.03 произошел разрыв парогенератора, при ликвидации аварии 13 человек переоблучились, КрПЛ вернулась в дизель-генераторном режиме. Всего в течении года совершила 6 выходов в море, прошла в надводном положении 1357 миль, в подводном – 3168 миль;

1961 год 1 июня
При отработке задач боевой подготовки в море образовалась течь активной воды из парогенератора. Часть личного состава получила облучение. Впоследствии один человек был списан на берег;

1961 год июль
Переформирована в состав 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с прежним местом базирования;

1961 год 8 октября
Во время атаки отряда боевых кораблей на первенство ВМФ вновь открылась течь активной воды из парогенератора;

1961 год
Совершила 5 краткосрочных выходов в море для стажировки новых экипажей, прошла в надводном положении 1512 миль, в подводном – 3171 милю;

1961 год 11 ноября - 1963 год декабрь
На ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск прошла средний ремонт. Экипаж на время ремонта был подчинен 339-й БрСРПЛ Беломорской флотилии. По окончании ремонта 31.12 перешла в губу Большая Лопаткина (Западная Лица) для постоянного базирования;

1964 год весна
После сдачи курсовых задач участвовала в испытаниях стационарной береговой ГАС, неделями маневрирую строго по заданному маршруту, с заданными скоростями подо льдами Баренцева моря, с заходом в Карское море;

1964 год апрель
При выходе в море на отработку задач боевой подготовки от командира БЧ-5 поступил доклад, что испарительная установка не рассаливается. За несколько часов ремонтных работ наладить работу установки не удалось, и ПЛА была вынуждена прервать выход и зайти в губу Гремиха для пополнения запасов воды;

1964 год май
В конце мая при переходе в доковый ремонт в губу Пала на СРЗ-10, после прохождения Топливного причала лодка попала в снежный заряд. Ни реверс, ни повороты помочь не могли, так как любой манёвр вёл на опасные глубины. Разрешающая способность РЛС не позволяла брать ориентиры при прохождении узкости. Тогда было принято решение обеспечить вход по данным ГАС, работающей в активном режиме, что и было выполнено без происшествий;

1964 год август - сентябрь
Продолжила участвовать в испытаниях стационарной береговой ГАС;

1965 год
Из-за частых неисправностей ГЭУ совершала только кратковременные выходы в море для отработки кораблей флота;

1964 год лето (приблизительно)
КрПЛ впервые заступила в боевое дежурство в пункте базирования. Сначала на бочке в губе Нерпичья, затем - у пирса;

1965 год
При выполнении торпедной стрельбы боевой торпедой по мысу Пикшуев (командир - кап.2р. Андросов А.П., старший на борту ЗКД кап.1р. Рыков В.П.), торпеда, пройдя некоторое расстояние, внезапно развернулась и пошла на сближение с КрПЛ. Благодаря внимательности старшего на борту, КрПЛ энергичным маневром по курсу, скорости и глубине удалось уклониться от собственной торпеды;

1966 год
Из-за частых неисправностей ГЭУ совершала только кратковременные выходы в море для отработки кораблей флота и испытаний новой техники;

1966 год август - 1968 год июль
На СРЗ "Звёздочка" в г.Северодвинск прошла средний ремонт с заменой парогенераторов. Ответственный сдатчик - Куликов А.В. Тогда же на КрПЛ демонтировали противогидролокационное покрытие в связи с прекращением его производства. После окончания ремонта отправлена к новому месту базирования в губу Гремиха;

1968 год
Перечислена в состав 17-й ДиПЛ Йоканьгской ВМБ КСФ с базированием в губе Гремиха;

1969 год
Выполнила задачи первой автономной БС (командир - кап.2р. Бессонов В.Б.) продолжительностью 21 сутки;

1969 год сентябрь
В группе ещё с двумя ПЛ из состава 17-й ДиПЛ приняла участие в учениях "Панель" в районе острова Медвежий, в ходе которых исследовались варианты покрытий корпусов подводных лодок;

1970 год 16 февраля
Вышла в море для выполнения задач второй БС под командованием кап.2р. Бессонова В.Б. (старший на борту - ЗКД кап.1р. Каширский В.А.). В течении похода КрПЛ, обогнув Скандинавский полуостров и миновав Фареро-Исландский противолодочный рубеж, форсировала пролив Гибралтар и в Средиземном море вела слежение за американскими авианосцами USS «Midway» CVB 41 и USS «Saratoga» CVA 60. На подходе к Гибралтару при погружении на 140 метров во втором отсеке обнаружилась течь по периметру съёмного листа. КрПЛ всплыла в надводное положение, был поджат лист, но течь не прекратилась. Командир принял решение устранять течь после форсирования Гибралтара. Пролив КрПЛ прошла под днищем большого ракетного корабля «Неуловимый». Через 8 часов всплыла у острова Альбаран для замены всей резиновой прокладки съемного листа. В Средиземном море КрПЛ была обнаружена тремя эсминцами вероятного противника. Через несколько часов преследования КрПЛ резко ушла на 140 метров, изменила курс и на полном ходу оторвалась от преследования;

1970 год 15 марта
В районе острова Капри КрПЛ всплыла для встречи с большим ракетным кораблем «Бойкий». С борта надводного корабля были перегружены запасы регенерации и продуктов для обратного перехода;

1970 год 1 апреля
Получено приказание на возвращение. Пролив Гибралтар был форсирован в течении 6 часов под днищем БРК "Бойкий";

1970 год 6 апреля
КрПЛ была переразвернута в северо-восточную часть Атлантического океана для участия в маневрах «Океан-70»;

1970 год 8 апреля
В 22.30 на глубине 120 метров почти одновременно в рубке гидроакустиков в 3 отсеке и в труднодоступном месте 7 отсека из-за короткого замыкания произошел пожар. Увеличив ход с 10 до 16 узлов в 22.36 КрПЛ всплыла. Очаг возгорания в 3 отсеке был ликвидирован системой ВПЛ, но из-за сильного задымления и высокой концентрации угарного газа личный состав 3 отсека был выведен 4 отсек. Очаг пожара в 7 отсеке был большой интенсивности из-за поступления масла системы смазки АТГ и раскрытия регенеративных патронов В-64. Пожар тушился системой ВПЛ. Уже через 2 минуты после начала пожара личный состав 7 отсека был выведен в 8 отсек. Сработала аварийная защита ядерного реактора левого борта, затем была сброшена аварийная защита ядерного реактора правого борта. Вышла из строя вся электроэнергетическая система, ПЛА лишилась хода, электроэнергии и связи. Командир дал приказание на пуск двух дизель-генераторов. Оба дизель-генератора были пущены, но принять нагрузку на них не смогли из-за необесточивания щита гребного электродвигателя в 7 отсеке. Через 40 минут работы начался перегрев, и дизель-генераторы пришлось остановить. Средства пожаротушения применялись не эффективно. Пожар тушили методом герметизации отсеков. Через 4 минуты после всплытия личный состав пульта ГЭУ из-за невозможности пребывания в нем был переведен в 6 отсек, а через 30 мин из-за высокой температуры и загазованности все находившиеся в 6 отсеке, включившись в ИДА-59 перешли в 4 отсек. Аварийно-спасательный люк 8 отсека первоначально отдраить не удалось из-за поступления воздуха в 8 отсек. Сравнять давление воздуха в 8 отсеке через клапан отсоса воздуха водолазом также не удалось. Аварийные партии дважды осматривали 3 и 4 отсеки, при этом потушили вновь возникшее пламя в 3 отсеке в рубке гидроакустиков. В момент объявления тревоги в лазарете после операции аппендицита находился ст.1ст. срочной службы Ильченко Ю. Его ИДА находился в другом отсеке, и спасая своего подопечного, начальник медицинской службы капитан Соловей А.М. отдал ему свой дыхательный аппарат;

1970 год 9 апреля
Весь личный состав 4 отсека выведен на мостик через 3 отсек. Израсходовав запас воздуха в ИДА, погибли от угарного газа 15 человек. В живых чудом остались четверо, в том числе и ст.1ст. Ильченко Ю., который и рассказал о подвиге корабельного врача. В 2 часа ночи был отдраен люк 8 отсека и выведено 4 человека, вынесено 13 погибших от отравления окисью углерода. К 4 часам утра выведен весь личный состав кормовых отсеков, в дальнейшем эти отсеки не осматривались, их состояние осталось неизвестным. КрПЛ оставалась в дрейфе без связи, были загазованы отсеки с третьего по девятый. На перекличке выяснилось, что в результате пожара погибло 30 человек. Личный состав расположился в первом и втором отсеках, часть на верхней палубе. Неизвестна была судьба мичмана Посохина С. Кто-то вспомнил, что перед эвакуацией видел Посохина в отсеке. Тотчас отдраили верхний люк, а через несколько минут мичман вылез на верх живой и здоровый. Он один несколько часов боролся с пожаром в горящем отсеке. В 14.15 на горизонте появилось судно. Был подан сигнал пятью красными ракетами. Подошедший сухогруз оказался канадским «Clyvde Ore». Приблизившись к лодке на 15 кбт., канадское судно обошло её по дуге и, развернувшись на прежний курс, не оказав помощи терпящей бедствие подводной лодке, полным ходом удалилось. Для поддержания дифферента была в первый раз продута кормовая группа ЦГБ;

1970 год 10 апреля
Только через 30 часов после начала аварии КрПЛ случайно обнаружило болгарское судно «Авиор» с советским капитаном наставником на борту. Через его радиостанцию в Варну было передано сообщение об аварии. Из Варны сигнал об аварии был передан в Москву, таким образом в ГШ ВМФ стало известно об аварии. На помощь КрПЛ были посланы: ПЛ К-83 проекта 629 , Б-109 и Б-413 проекта 641 , судно разведки «Харитон Лаптев», гидрографические суда «Лотлинь» и «Гирорулевой», БРК «Бойкий», буксир «СБ-38» и киллектор КИЛ-22. К 17.00 на «Авиор» была переправлена группа экипажа из 43 человек, не занятых ликвидацией аварии. В 18.30 были ещё раз продуты кормовые балластные цистерны. Положение КрПЛ было тяжёлым: запас ВВД был на исходе, пополнение его не было возможности, поскольку КрПЛ была обесточена, дифферент на корму постоянно нарастал, погода ухудшалась, запас баллонов для ИДА также был израсходован;

1970 год 11 апреля
В 3 часа утра к КрПЛ подошёл теплоход «Саша Ковалёв». В 04.20 – теплоход «Комсомолец Литвы», а чуть позже – «Касимов». К середине дня подводники с «Авиора» перешли на «Касимов». «Комсомолец Литвы» в это время безуспешно пытался завести буксирный конец на ПЛА. Мешала волна 5-6 баллов. В 19.00 это удалось, но трос буквально сразу лопнул. К этому времени вся кормовая надстройка КрПЛ от 8 отсека была постоянно в воде. В 19.00 из Североморска вышли плавбаза «Волга» с экипажем КрПЛ К-5 и руководителем операции по спасению - начальником штаба 1-й флотилии контр-адм. Михайловским А.П. и крейсер «Мурманск» с командующим флотом на борту. В 22.10 в носовых отсеках стало невозможно находиться – угарный газ поступал через неплотности переборок. Еще 30 моряков были эвакуированы на «Касимов». На лодке остались 22 человека, которые разместились в ограждении рубки. Волна проходя от кормы в нос, заливала уже всю надстройку вплоть до 1 отсека. Дифферент составлял 3-7 гр. на корму;

1970 год 12 апреля
В 02.40 к КрПЛ подошел КРТР «Харитон Лаптев». В 06.13 второй помощник судна «Касимов» заметил красную ракету с направления, где была ПЛА, а радиолокационная отметка от КрПЛ стала быстро исчезать. Через минуту раздались два гидравлических удара, свидетельствующие о гибели лодки. В 06.35 суда подошли в точку гибели, но поднять на борт в условиях шторма удалось лишь тело одного погибшего – командира 2-го дивизиона БЧ-5 кап.3р. Рубеко В.П. Было также обнаружено тело командира ПЛ кап.2р. Бессонова В.Б., но поднять его не удалось – труп ушел под корпус «Харитона Лаптева». Подлодка затонула на глубине 4125 метров от потери продольной остойчивости. Определенную роль в невозможности длительного удержания КрПЛ в надводном положении в штормовых условиях сыграла бескингстонность цистерн главного балласта - через шпигаты постепенно стравливался воздух, находящийся в цистернах, которые постепенно заполнялись водой и КрПЛ теряла запас плавучести. Причины пожара остались неизвестны. Наиболее вероятная – короткое замыкание в кабельных трассах. Наиболее вероятная причина затопления отсеков – выгорание кабельных уплотнений и поступление воды через уплотнение дейдвудных сальников. Погибло 52 человека, из которых 30 отравились продуктами горения и 22 погибли в результате затопления ПЛА. На борту ПЛА затонуло 4 торпеды с ядерным боезапасом;

1971 год 13 февраля
Исключена из состава ВМФ. Гибель КрПЛ К-8 и 52 членов экипажа стали первой потерей советского атомного флота. Бессонову В.Б. было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно, погибшие члены экипажа закрытым Указом Президиума Совета министров были награждены орденом Красного знамени, оставшиеся в живых - медалью Ушакова. Именем начальника медслужбы Соловья, отдавшего свой ИДА больному матросу, была названа улица в поселке Гремиха, где базировался атомоход, там же погибшим морякам поставили памятник.

(Из рукописи Книги Памяти выпускников Севастопольского ВВМИУ, погибших при исполнении служебных обязанностей)

31 год назад погибла атомная подводная лодка К-8


Атомная подводная лодка проекта 627А «Кит». 9 сентября 1957 года заложена на стапеле цеха №-42 ССЗ №-402в г. Молотовск как крейсерская подводная лодка. 2 марта 1958 года зачислена в списки кораблей ВМФ. 31 мая 1959 года спущена на воду. Входила в состав 339-й Бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок Беломорской флотилии.

26 июня-16 ноября 1959 года прошла швартовные испытания. 16 ноября 1959 года прошла заводской наладочный ремонт. 4 декабря 1959 года торжественно поднят Военно-Морской флаг. С 4 по 31 декабря 1959 года подводная лодка К-8 прошла ходовые испытания, во время которых на подводной лодке, дважды самопроизвольно отдавался кормовой аварийный буй, а буйреп наматывался на винты. 31 декабря 1959 года К-8, после межбазового перехода, совместно с атомной подводной лодкой К-14, прибыла к постоянному месту базирования в бухту Малая Лопаткина губы Западная Лица и вошла в состав 206-й Отдельной Бригады подводных лодок Северного флота. 31 декабря 1959 года вступила в строй. 31 августа 1960 года вошла в состав СФ. Включена в состав 206-йотдельной Бригады подводных лодок СФ с базированием на бухту Малая Лопаткина.

13 октября 1960 года вышла в море для похода к Северному Полюсу. На К-8 было укреплено ограждение рубки, установлены вторые комплекты эхолота и эхоледомера, пульт штурмана, два дополнительных гидроазимута, самописец для обсерваций по подводным взрывам. В Баренцевом море в 19.03 произошел разрыв парогенератора. При ликвидации аварии 13 человек переоблучились, подводная лодка вернулась в дизель-генераторном режиме. Всего в течение года совершила 6 выходов в море. 1 июня при отработке задач Боевой подготовки в море образовалась течь активной воды из парогенератора. Часть личного состава получила облучение. Впоследствии один человек был списан на берег. В июля 1961 года перечислена в состав 3-й Дивизии подводных лодок 1-й Флотилии подводных лодок СФ с прежним местом базирования. 8 октября 1961 года во время атаки отряда боевых кораблей на первенство ВМФ вновь открылась течь активной воды из парогенератора. 11 ноября 1961 года по 31 декабря 1963 года на ПО «Севмашпредпрятие» в г. Северодвинске прошла средний ремонт. В апреле 1964 года при выходе в море на отработку задач Боевой подготовки от командира БЧ-5 поступил доклад, что испарительная установка не рассаливается. За несколько часов ремонтных работ наладить работу установки не удалось, и подводная лодка была вынуждена прервать выход и зайти в губу Гремиха для пополнения запасов воды.

Летом 1964 года К-8 впервые заступила на Боевое дежурство в пункте базирования. В 1965 году при выполнении торпедной стрельбы боевой торпедой по мысу Пикшуев, торпеда, пройдя некоторое расстояние, внезапно развернулась и пошла на сближение с подводной лодкой. Энергичным маневром по курсу, скорости и глубине К-8 уклонилась от собственной торпеды. С августа 1966 года по июля 1968 года на СРЗ «Звездочка» в г. Северодвинске прошла средний ремонт с заменой парогенераторов. Тогда же на подводной лодке демонтировали противогидролокационное покрытие в связи с прекращением его производства. В 1968 году перечислена в состав 17-й Дивизии подводной лодки Йоканьгской ВМБ с базированием в губе Гремиха. В 1969 году выполнила задачи первой Боевой службы продолжительностью 21 сутки. В сентябре 1969 года в группе еще с двумя подводными лодками из состава 17-й Дивизии подводных лодок приняла участие в учениях «Панель» в районе острова Медвежий, в ходе которых исследовались варианты покрытий корпусов подводных лодок.

17 февраля 1970 года вышла в море для выполнения задач второй Боевой службы. В течение похода К-8, обогнув Скандинавский полуостров и миновав Фареро-Исландский противолодочный рубеж, форсировала пролив Гибралтар и в Средиземном море вела слежение за американскими авианосцами CVB 41 «Midway» и CVA 60 «Saratoga». На подходе к Гибралтару при погружении на 140 метров во втором отсеке обнаружилась течь по периметру съемного листа. К-8 всплыла в надводное положение, был поджат лист, но течь не прекратилась. Командир принял решение устранять течь после форсирования Гибралтара. Пролив подводная лодка прошла под днищем БПК «Неуловимый». Через 8 часов всплыла у острова Албаран для замены всей резиновой прокладки съемного листа. В Средиземном море К-8 была обнаружена тремя эсминцами вероятного противника. Через несколько часов преследования подводная лодка резко ушла на 140 метров, изменила курс и на полном ходу оторвалась от преследования. 15 марта 1970 года в районе острова Капри К-8 всплыла для встречи с БПК «Бойкий». С борта надводного корабля были погружены запасы регенерации и продуктов для обратного перехода. 1 апреля 1970 года было получено приказание на возвращение. Пролив Гибралтар был форсирован в течение 6 часов под днищем БПК «Бойкий». 6 апреля 1970 года атомная подводная лодка К-8 была переразвернута в северо-восточную часть Атлантического океана для участия в маневрах «Океан-70».

8 апреля 1970 года в 22.30 на глубине 120 метров почти одновременно в рубке гидроакустиков в 3 отсеке и в труднодоступном месте 7 отсека из-за короткого замыкания произошел пожар. Увеличивая ход с 10 до 16 узлов, в 22.36 К-8 всплыла. Очаг возгорания в 3 отсеке был ликвидирован системой ВПЛ, но из-за сильного задымления и высокой концентрации угарного газа личный состав 3 отсека был выведен в 4 отсек. Очаг пожара в 7 отсеке был большой интенсивности из-за поступления масла системы смазки АТГ и раскрытия регенеративных патронов В-64. Пожар тушился системой ВПЛ. Уже через 2 минуты после начала пожара личный состав 7 отсека был выеден в 8 отсек. Сработала аварийная защита ядерного реактора левого борта, затем была сброшена аварийная защита ядерного реактора правого борта. Вышла из строя вся электроэнергетическая система, К-8 лишилась хода, электроэнергии и связи. Оба дизель-генератора были пущены, но принять нагрузку на них не смогли из-за обесточенного щита гребного электродвигателя в 7 отсеке. Через 40 минут работы начался перегрев, и дизель-генераторы пришлось остановить. Средства пожаротушения применялись не эффективно. Пожар тушили методом герметизации отсеков. Через 4 минуты после всплытия личный состав ПУ ГЭУ из-за невозможности пребывания в нем был переведен в 6 отсек, а через 30 минут из-за высокой температуры и загазованности все находившиеся в 6 отсеке, включившись в ИДА-59, перешли в 4 отсек. Аварийно-спасательный люк 8 отсека первоначально отдраить не удалось из-за поступления воздуха в 8 отсек. Сравнять давление воздуха в 8 отсеке через клапан отсоса воздуха водолазом также не удалось. Аварийные партии дважды осматривали 3 и 4 отсеки, при этом потушили вновь возникшее пламя в 3 отсеке в рубке гидроакустиков. В момент объявления тревоги в лазарете после операции находился старшина 1 статьи срочной службы Ю. Ильченко. Его ИДА находился в другом отсеке, и, спасая своего подопечного, начальник медицинской службы капитан медицинской службы А. Соловей отдал ему свой дыхательный аппарат.

9 апреля 1970 года весь личный состав 4 отсека выеден на мостик через 3 отсек. Израсходовав запас воздуха в ИДА, погибли от угарного газа 15 человек. В живых осталось четверо, в том числе и Ю. Ильченко, который рассказал о подвиге корабельного врача. В 2 часа ночи был отдраен люк 8 отсека и выведено 4 человека, вынесено 13 погибших от отравления окисью углерода. К 4 часам утра выведен весь личный состав кормовых отсеков, в дальнейшем эти отсеки не осматривались, их состояние осталось неизвестным. К-8 оставалась в дрейфе без связи, были загазованы отсеки с третьего по девятый. На перекличке выяснилось, что в результате пожара погибло 30 человек. Личный состав расположился в первом и втором отсеках, часть на верхней палубе. В 14.15 на горизонте появилось судно. Был подан сигнал пятью красными ракетами.

Подошедший сухогруз оказался канадским «Clyvde Ore». Приблизившись к лодке на 15 кабельтовых, канадское судно обошло ее по дуге и, развернувшись на прежний курс, не оказав помощи терпящей бедствие подводной лодке, полным ходом удалилось. Для поддержания дифферента была в первый раз продута кормовая группа ЦГБ.

10 апреля 1970 года только через 30 часов после начала аварии К-8 случайно обнаружило болгарское судно «Авиор» с советским капитаном-наставником на борту. Через его радиостанцию в Варну было передано сообщение об аварии. Из Варны сигнал об аварии был передан в Москву, таким образом, в ГШ ВМФ стало известно об аварии. На помощь К-8 были посланы подводные лодки К-83 проекта 629, Б-109 и Б-413 проекта 641, судно разведки «Харитон Лаптев», гидрографические суда «Лотлинь» и «Гидрорулевой», БПК «Бойкий», буксир «СБ-38» и килектор КИЛ-22. К 17.00 на «Авиор» была переправлена группа экипажа из 43 человек, не занятых ликвидацией аварии. В 10.30 были еще раз продуты кормовые балластные цистерны. Положение подводной лодки было тяжелым: запас ВВД был на исходе, пополнение его не было возможным, поскольку К-8 была обесточена, дифферент на корму постоянно нарастал, погода ухудшалась, запас баллонов для ИДА также был израсходован.

11 апреля 1970 года в 3 часа утра к подводной лодке подошел теплоход «Саша Ковалев». В 04.20 - теплоход «Комсомолец Литвы», чуть позже – «Касимов». К середине дня подводники с «Авиора» перешли на «Касимов». «Комсомолец Литвы» в это время безуспешно пытался завести буксирный конец на подводную лодку. Мешала волна 5-6 баллов. В 19.00 это удалось сделать, но трос буквально сразу лопнул. К этому времени вся кормовая надстройка подводной лодки от 8 отсека была постоянно в воде. В 19.00 из Североморска вышли плавбаза «Волга» с экипажем подводной лодки К-5 и руководителем операции по спасению, крейсер «Мурманск» с Командующим флотом на борту. В 22.10 в носовых отсеках стало невозможно находиться – угарный газ поступал через неплотности переборок. Еще 30 моряков были эвакуированы на «Касимов». На подводной лодке остались 22 человека, которые разместились в ограждении рубки. Волна, проходя от кормы в нос, заливала всю надстройку, вплоть до 1 отсека. Дифферент составлял около трех градусов на корму.

12 апреля 1970 года в 02.40 к подводной лодке подошел КРТР «Харитон Лаптев». В 06.13 второй помощник капитана судна «Касимов» заметил красную ракету с направления, где была подводная лодка, а радиолокационная отметка от подводной лодки стала быстро исчезать. Через минуту раздались два гидравлических удара, свидетельствующие о гибели подводной лодки К-8. В 06.35 суда подошли в точку гибели, но поднять на борт в условиях шторма удалось лишь тело командира 2-го дивизиона БЧ-5. Было также обнаружено тело командира подводной лодки капитана 2 ранга В.Б. Бессонова, но поднять его не удалось – труп ушел под корпус «Харитона Лаптева». К-8 затонула на глубине 4 125 метров от потери продольной остойчивости.

Определенную роль в невозможности длительного удержания подводной лодки в надводном положении в штормовых условиях сыграла безкингстонность ЦГБ – через шпигаты постепенно стравливался воздух, находящийся в цистернах, которые постепенно заполнялись водой, и К-8 теряла запас плавучести. Причины пожара остались неизвестны. Наиболее вероятная причина – короткое замыкание в кабельных трассах. Наиболее вероятная причина затопления отсеков – выгорание кабельных уплотнений и поступление воды через уплотнение дейдвудных сальников. Погибло 52 подводника, из них тридцать отравились продуктами горения и двадцать два подводника погибли в результате затопления подводной лодки. На борту атомной подводной лодки К-8 затонуло 4 торпеды с ядерным боезапасом.

13 февраля 1971 года подводная лодка К-8 исключена из состава Военно-Морского флота. Гибель К-8 и 52 членов экипажа стали первой потерей советского атомного флота. Бессонову В.Б. было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно, погибшие члены экипажа закрытым Указом Президиума Совета министров СССР были награждены орденом Красного Знамени, оставшиеся в живых – медалью Ушакова. Именем начальника медицинской службы Соловья, отдавшего свой ИДА больному матросу, была названа улица в поселке Гремиха, где базировалась К-8, там же погибшим морякам поставили памятник.

09:30 / 07.04.2011 Мир

Тайная история жизни и гибели «проклятой» атомной подводной лодки К-8 (ФОТО)

41 год назад погиб первенец советского атомного подводного флота

7 апреля 1989 года вошло в сердца всех подводников, тогда еще великого и могучего государства, имя которому было, Советский Союз, как день памяти и скорби по экипажу атомной подводной лодки «Комсомолец».

Эта всенародная катастрофа не только «открыла глаза» мирному советскому обществу на риск профессии подводника, но и приоткрыла занавес таинственности перед молохом огня и воды, главными врагами подводников. Только после этой даты, ставшей Днем Памяти подводников, появилась правда о гибели десятка субмарин. Не остались без внимания и аварии на лодках, трагедии которых были не столь масштабными. Но все же -- были. Причем, число погибших с каждым годом увеличивало и без того скорбный список тех, кого навечно взяло море, но кого мы помнили и обязаны помнить, ведь треть всех погибших - украинцы.

Видимо настало время назвать, если не имена, то хотя бы число членов экипажей подводных кораблей флота, отдавших свои жизни во имя защиты рубежей Родины. Только на подводных лодках при выполнении задач боевой службы и боевого дежурства в море погибло официально 895 человек. Много это или мало…

В масштабах представителей пехоты-«царицы полей» -- это всего полк. Но в масштабах флота -- это целая флотилия подготовленных экипажей.

Говоря об этом, в день памяти подводников, 7 апреля, хочется сказать, что, несмотря на провозглашенный лозунг «никто не забыт и ничто не забыто», остаются еще события, оставшиеся «Белыми пятнами истории». И за 19 лет до трагического 7 апреля 1989 года, когда погиб К-278 «Комсомолец», было еще 8 апреля 1970 года, день гибели лодки К-8..

Это трагедии-близнецы: одинаковые причины аварии, одинаковые трагедии, практически одинаковое число погибших. Но если о «Комсомольце» сказано практически все, то о К-8 еще не все сказано.


К-8 после всплытия в аварийном режиме. Фотография сделана с борта американского патрульного самолета

Сорок один год назад, 8 апреля 1970 года, в преддверии 100-летия со дня рождения вождя пролетариата, в 22 часа 29 минут на атомной подводной лодке К-8 произошла беда, стоившая впоследствии жизни кораблю и 52 членам экипажа. Об этой катастрофе кое-что сказано, но именно о данной трагической дате, почему-то забывают именно 7 апреля. Как забывают и о том, что были погибшие, были спасенные, а были и спасатели.

Один из первенцев советского атомного подводного флота стал еще одной жертвой «холодной войны». Когда Советский Союз активно включился в гонку вооружений и вслед за американцами разработали проекты атомных подводных лодок, каждой из них пророчили славное будущее. Один за другим судостроительные заводы покидали мощнейшие атомоходы, предназначенные для несения боевой службы в океане.

Нечасто советский народ мог услышать об успешных походах подводников, что уж говорить о тех случаях, когда субмарина навсегда уходила в глубины морей и океанов. Это событие становилось реальным только в военных городках, где в один момент своих мужей и отцов могли потерять сотни семей. Тогда говорить о катастрофах было не принято.

«ПРОКЛЯТАЯ ВОСЬМЕРКА»

Первенцем в серии в 1959 году стала К-3, названная со временем «Ленинский комсомол» и вошедшая с этим именем в историю флота. Следом за ней 29 декабря того же 1959-го в строй вступила К-5. А через два дня, 31 декабря -- и К-8. Должна была стать следующая «семеркой», счастливой К-7, но, под самый-самый Новый Год, под планы «партии и советского правительства» вышла на просторы «восьмерка». А серия лодок этого проекта 627 состояла из … 13 единиц.

На протяжении всей службы, «восьмерку» подстерегали аварии. Именно она должна была первой из советских атомоходов всплыть в районе Северного полюса . Но из-за аварии реактора, покорение полюса досталось «Ленинскому комсомолу».

Она же, должна была идти в свою первую автономку (боевую службу в Атлантику), однако вновь авария и ремонт. Уже она в далеком гарнизоне Гремиха - у всех лодок «норма», а на «восьмерке» опять авария. Так продолжалось до мая 1969-го, когда К-8 принял под свое командование опытный подводник, кавалер ордена Красного Знамени за нанесение реального торпедного ядерного удара, капитан 2-го ранга Всеволод Борисович Бессонов.

Экипаж «восьмерки» с радостью узнал, что лодке, наконец-то, предстоит выполнение задач боевой службы в Атлантике. С радостью потому, что, по мнению ранее служивших на К-8, ей было дано имя «проклятой лодки». По воспоминаниям немногочисленных ветеранов известно, что экипаж прямо рвался в море, чтобы доказать свою полноценность, как экипажа, так и корабля.

В полярную ночь с 16 на 17 февраля 1970-го «восьмерка» вышла на свою первую и … последнюю автономку. Впереди Атлантика, выполнение боевых задач в Средиземном море и возвращение к 17 апреля в родную Гремиху. Весь экипаж был полон решимости доказать всем - командованию флота и флотилии, товарищам с других «бортов», а главное себе, что «восьмерка» полноценная боевая единица. Все 125 человек, которые были на ее борту. И все это на фоне праздника 100-летия со дня рождения Владимира Ульянова-Ленина.

Наступил судный день 8 апреля, день который перевернет жизнь многих . И тех, кто был на лодке, и тех, кто ждал их на берегу… Все шло по плану до тех пор, пока… Из рубки гидроакустиков не повалил густой дым. «Аварийная тревога!» раздалось в центральном отсеке.

Это короткое словосочетание и сегодня стремглав подымет с дивана не одного ветерана. А тогда по команде все как один бросились на посты. Не успели занять свои места, как новый пожар вспыхнул в седьмом отсеке. Но лодка на ходу, рули «на всплытие», еще «дышит» реактор, вот-вот подводники «в перископы увидят волну…».

Пожар развивался столь стремительно, что не все из седьмого отсека успели воспользоваться индивидуальными дыхательными аппаратами. Тогда и появились первые жертвы главных врагов подводников - пожара и дыма.

Лодка всплыла, часть экипажа приступила к борьбе за живучесть и оказанию помощи первым раненым.

Но в это же самое время в том же седьмом отсеке на пульте управления ГЭУ (атомного реактора) находилось четверо офицеров, даже не помышлявших об оставлении отсека. Спустя сорок один год мы можем сказать, что имена всех четверых достойны того, чтобы быть вписанными в историю, пусть бывшего, но нашего Отечества, золотыми буквами.

Вот эти имена: Валентин Хаславский, Александр Чудинов, Геннадий Чугунов и Георгий Шостаковский. Они просто не имели права покинуть пульт до того, пока не заглушат ядерный реактор. Они понимали, что погибнут, но в то же время не могли покинуть боевой пост. Их последними словами были: «Кислорода больше нет! Ребята, прощайте, не поминайте нас лихом! Все!»

В это же время число погибших стремительно стало увеличиваться - пять, восемь, тринадцать… Тринадцатым по роковому совпадению стал тот, в чьи обязанности входила борьба за жизнь - корабельный врач капитан Анатолий Мефодиевич Соловей.

На лодках проекта 627 восьмой отсек был жилым . В нем был корабельный лазарет, в котором находился два дня назад прооперированный старшина 1-й статьи Юрий Ильченко. Врач, верный клятве Гиппократа, одел свой аппарат на старшину, и тем спас его ценой своей жизни. К моменту окончательного всплытия лодки и возможности открыть верхний кормовой люк, погибших было уже 30…


Последняя фотография корабельного врача. В лазарете он снят с тем, кого спас ценой своей жизни…

Всех погибших, которых можно было достать через люк восьмого отсека, положили в кормовую надстройку рубки. Там они и остались навсегда.

А что же лодка? «Восьмерка» была наплаву, но не более. Из-за огромной температуры вышли из строя генераторы, не работали основные средства связи, а резервные были пригодны лишь к работе в зоне видимости. Только сигнальными ракетами и могли подводники аварийной лодки привлечь к себе внимание в центре Бискайского залива. В таком неведении и томительном ожидании, имея треть экипажа погибших, а часть пораженных, прошла ночь и полдня 9 апреля. В районе 14 часов 15 минут на горизонте был замечен сухогруз. По приказанию командира были даны пять красных ракет, на которые среагировал канадский транспорт «Глоу Де Ор». Среагировать-то, среагировал, да подойдя на дистанцию в 15 кабельтовых, резко изменил курс и … убыл своим курсом.

Почему так поступил «канадец», и сегодня непонятно. Даже с точки зрения «холодной войны» морское братство не отменяло ни НАТО, ни Варшавский Договор.

Пошли вторые сутки аварии, но ни в Главном Штабе, ни в родной базе не знают, что случилось с лодкой - для всех К-8 в боевом строю и готова выполнить любой приказ Родины - у нее торпеды, как с обычным, так и ядерным зарядом.

Наступило утро 10 апреля, когда на горизонте появилось судно. После очередных пяти ракет к лодке подошел болгарский сухогруз «Авиор», капитаном которого был Рем Германович Смирнов из Мурманского морского пароходства. Как обрадовались советские моряки, когда с борта сухогруза им сказали: «Держитесь братушки».

А еще запомнили оставшиеся в живых вкус сигарет «Шипка», той Шипки, которая и сегодня является символом славянской дружбы. По сложной цепочке радионитей (Болгарское морское пароходство в Варне - ВМС Болгарии, там же - оперативный дежурный ЧФ в Севастополе - Главный штаб ВМФ в Москве), да и то не сразу, было доложено о ситуации. И уже находящиеся рядом советские суда министерства морского флота и корабли ВМФ ринулись на помощь К-8. А дифферент на корму все время увеличивался. И потому командир отправил на болгарский сухогруз часть экипажа, нахождение которого на лодке не было столь необходимым.

К вечеру на место аварии прибыли советские суда «Касимов», «Саша Ковалев», «Комсомолец Литвы», чуть позднее «гидрограф» Северного флота «Харитон Лаптев», корабль, выполняющий задачи в море в интересах разведки. Связь с Москвой была налажена, тревоги, судя по докладам командира, ничто не вызывало. Из Североморска и районов учений «Океан» к месту аварии спешили, а фактически «летели на всех парах» паросиловые крейсер «Мурманск» и плавбаза «Волга» с резервным экипажем.

И в это же самое время, а точнее чуть раньше, в самом центре Москвы, в Главном Штабе ВМФ СССР наконец-то осознали всю сложность ситуации. Длительные переговоры с командованием болгарского флота и лично с командующим вице-адмиралом Добревым убедили Горшкова, что в Бискайском заливе терпит бедствие именно советская лодка. Сколько же времени было упущено на то, чтобы поверить болгарским коллегам о трагедии в Бискае…

Ведь это же надо: учения «Океан» в самом разгаре, доклады со всех флотов четкие, конкретные, а главное - радужные, ведь все идет по плану, а тут, вдруг, в полдень 10 апреля на ЦКП ВМФ …

Далее языком документов: «Часы показывали 12.40. Голос оперативного дежурного Черноморского флота был взволнован и сбивчив: - Только что к нам позвонил командующий болгарским ВМФ Добрев, сообщил, что радистом их пароходства принята следующая радиограмма: «Молния. Теплоход «Авиор» В Ш- 48 гр. 10 мин. северная, Д-20 гр. 09 мин. западная терпит бедствие советская подводная лодка». - Больше никаких подробностей? - переспросил дежурный адмирал. - Нет! Оперативный ВМФ тут же соединился с Главкомом. Горшков выслушал доклад молча, так же молча положил телефонную трубку. Через несколько минут он был уже на ЦКП. Вместе с ним прибыл туда и начальник Главного штаба адмирал Сергеев. Перед Главнокомандующим разложили карту Северной Атлантики. - Точка с переданными координатами находится на маршруте перехода К-8! - доложил начальник оперативного управления вице-адмирал Комаров. - Вижу! - хмуро кивнул Горшков и повернулся к начальнику Главного штаба. - Николай Сергеевич, передайте на К-8 мое приказание: немедленно доложить свое место и действия! А главное - спасти лодку!»

Что мог доложить командир Бессонов, когда на лодке осталось лишь 22 человека вместе с ним, когда можно находиться лишь в ограждении рубки, да в первом отсеке и то, временно. Несмотря на предупреждения командира электромеханической боевой части о начавшейся катастрофе , командир АПЛ стоял на своем - Приказ Главкома я выполню (точно также было спустя 19 лет на К-278 «Комсомольце»)… Он уже не мог спасти корабль, но часть экипажа - да, но с лодки так и не сошел… 12 апреля 1970-го К-8, навсегда ушла в пучину и как боевая единица, перестала существовать.


Последние часы жизни К-8 и части ее экипажа

За всю историю советского подводного флота периода «холодной войны» к уголовной ответственности за гибель лодки и части экипажа были привлечены лишь два командира: командир С-178 капитан 3-го ранга Валерий Маранго и командир К-429 капитан 1-го ранга Николай Суворов. Командир К-8 сам себе вынес приговор (по свидетельству ряда очевидцев), но за мужество и стойкость при выполнении задач по спасению лодки и части экипажа был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза , А экипаж, причем весь, был награжден орденами и медалями…

24 мая 1970-го работа XVI съезда ВЛКСМ была начата с минуты молчания в честь героически погибшего делегата от комсомола Мурманской области Леонида Чекмарева… Старшина 1-й статьи Чекмарев Леонид Венедиктович был секретарем комсомольской организации К-8…

А поселок Гремиха осиротел на одну подводную лодку и 52 своих мужчин. Что творилось в гарнизоне - объяснять не надо. Даже занятия в школе были отменены, что считалось недопустимым, но подводники и их семьи, иногда живут по другим законам...

Но, прошел апрель, а с ним и 22 число, наступило 1 мая и уже в Гремихе, тогда еще расцветающем поселке подводников , проходит первомайская демонстрация. Мало что напоминает о трагедии 8 - 12 апреля, ведь жены (именно жены, а не вдовы) уже получают разрешение на переезд к избранному месту жительства, ожидают ученики завершения учебного года, да со слезами на глазах прощаются семьи с пирсами, с сопками, оставляя навсегда своих друзей в далеком заполярном гарнизоне.


Спустя восемь лет на сопке появится памятник-парус экипажу К-8, мужественно сражавшемуся со стихией и погибшим на ее борту

Что можно сказать о данной катастрофе? Случись она в 1969-м или в 1971-м, а не в преддверии годовщины вождя, оценки действий экипажа и, особенно, его командира, могли быть совсем иными . Притом, что никто и никогда не усомнится в мужестве подводников «восьмерки».

18 февраля 1971-го Приказом Главнокомандующего ВМФ СССР атомная подводная лодка К-8 была выведена из состава сил флота. Экипаж, точнее оставшаяся его часть, был расформирован и отправлен служить в другие части на других флотах - подальше от Гремихи.


Когда-то жизнь в Гремихе кипела, даже после апреля 1970-го. Но сегодня она там умирает…

ТАЙНА ЗАБЫТОГОКАПИТАНА

Как правило, когда речь идет об авариях лодок, то сперва говорят о погибших, затем, об оставшихся в живых и лишь потом, о тех, кто был рядом и помогал. А рядом все это время был болгарский сухогруз с советским капитаном на борту. Долгое время умалчивался этот факт, но во времена перестройки было названо и имя судна, и его капитана. И все. Но ведь все это время болгарские моряки не только не отходили от смертельно раненого корабля, но и спасали его экипаж.

Лишь сейчас стало известно, сколько заботы и внимания советским подводникам уделили болгарские братья. До сих пор они вспоминают имена мурманчанина Рема Смирнова (к сожалению, уже скончавшегося, о чем автору рассказал его внук), болгар Георгия Петрова, Богдана Младенова, Любена Волковича, Гавриила Спирова, Святослава Илиева, Владимира Архангелова, Димитра Антонова, Николу Гюрчева, Янко Стоянова, Николу Ангелова, Божидара Милчева, Георгия Янкова, Стефана Николова и остальных членов экипажа «Авиора».

Некоторые из них до сих пор живут в Варне и, наверное, помнят день 10 апреля, когда им довелось подать руку помощи русским братьям. А капитан судна рисковал не только судном и его экипажем, находясь в штормовом районе, но и своей судьбой. Гражданин Советского Союза, капитан болгарского судна, он безо всяких раздумываний вышел на связь с болгарским пароходством и передал сигнал беды «открытым текстом». Верный морскому братству, он взял на борт большую часть экипажа «восьмерки».

Так и хочется не столько сказать, сколько пропеть: «Знаете, каким он парнем был…». Вот таким он и был, капитан «Авиора», советский моряк Рем Смирнов. Фотографии публикуются впервые с разрешения Дмитрия Фирсова

Лишь спустя годы, внук капитана, Дмитрий Фирсов, смог рассказать, по воспоминаниям деда, как сложно проходили переговоры с Варной, а затем с Севастополем и Москвой. Не любил дед вспоминать те дни. Долгие годы Рем Германович не рассказывал о тех днях апреля 1970-го, ни родным, ни друзьям.

Но, однажды, все-таки рассказал, как не поверили его докладу в Севастополе, как по пять раз просили на связь представителя командования К-8 и расспрашивали о составе семьи командира, о точном адресе замполита, об имени жены старпома.

Словом, компетентные органы все хотели убедиться - а не провокация ли это на фоне 100-летия Великого Вождя. Так было потеряно пять часов. Но советский капитан выполнил главный долг моряка - не бросил оказавшихся в беде.

Живых и погибших советских подводников наградили орденами и медалями. А как же экипаж «Авиора» и его капитан, спросит читатель. Наградили капитана … биноклем.



Это награды за мужество от советского командования…

Но болгарское правительство само определило «уровень героизма» болгарских моряков и советского капитана. С учетом секретности и таинственности событий апреля 1970-го и 100-летия Ленина, отдельным закрытым постановлением Президиума Народного Собрания Народной Республики Болгария Рем Смирнов был награжден высшим гражданским орденом «За гражданскую доблесть и заслуги» 1-й степени.




Рем Германович гордился своими наградами. Обратите внимание на то, что орденская книжка без фотографии. Вместо нее написано «Важи без снимка» или «Действительна без фотографии». Так поступали с награжденными по «закрытым указам»… Да и сам Указ был приурочен к 9 сентября - Дню освобождения Болгарии, чтобы скрыть связь с событиями апреля

А еще Рем Смирнов был награжден боевой медалью «За заслуги перед БНА», т.е. перед Болгарской народной Армией. И эта медаль была первой!


А болгарская медаль «За заслуги» под № 1 тоже о чем-то свидетельствует. Вот только заслуги капитана не самым должным образом были оценены на Родине


Ежегодно к памятнику погибшим в океане возлагаются венки и все меньше приходит тех, кто помнит те страшные апрельские дни 1970-го

Трагично сложилась и судьба последней лодки из серии «Ленинского Комсомола». В августе 2003 года во время буксировки из Гремихи на утилизацию утонула последняя лодка этого проекта - K-159. Это произошло в трех милях от берега. Ночью во время шторма от лодки оторвались понтоны, которые удерживали ее на плаву. Вместе с К-159 погиб почти весь экипаж - из десяти моряков выжил только один.


Атомная подводная лодка К-159 незадолго до своей гибели. В Гремихе…

Сегодня в составе ВМС Украины есть одна подводная лодка, причем, по заверению командования, боеспособная. Имя ей «Запорожье». Именно она, тогда еще Б-435 , была принята в состав ВМФ СССР 29 апреля 1970-го, приняв эстафету мужества и отваги от К-8. И дай Бог нашим ребятам, которые, как и все подводники, понят о дате 7 апреля, жить по девизу подводников «всех времен и народов», а именно: «чтобы количество погружений всегда равнялось количеству всплытий».


Подводная лодка ВМС Украины «Запорожье»

Сергей Смолянников

Вконтакте