Что входит в татарстан. Географическое положение и климат. Республика Татарстан: население

Деятель российского и международного социал-демократического движения.

Дво-ря-нин. Окон-чил Во-ро-неж-скую во-енную гим-на-зию (1873), учил-ся во Втором военном Кон-стан-ти-нов-ском училище (1873-1874) и в Гор-ном институте (1874-1876) в Санкт-Пе-тер-бур-ге.

Всту-пил в «Се-вер-ную ре-во-лю-ци-он-но-на-род-ни-че-скую груп-пу», став-шую ядром организации «Зем-ля и во-ля» 1870-х годов. Один из ор-га-ни-за-то-ров по-ли-тических де-мон-ст-ра-ции ра-бо-чих и сту-ден-тов у Ка-зан-ско-го со-бо-ра в декабре 1876 года. В 1877 году в связи с уг-ро-зой аре-ста несколько ме-ся-цев про-вёл за гра-ни-цей, по воз-вра-ще-нии уво-лен из института, пе-ре-шёл на по-ло-же-ние рево-лю-цио-не-ра-под-поль-щи-ка. Вёл про-па-ган-ду сре-ди ра-бо-чих в Санкт-Пе-тер-бур-ге, Са-ра-то-ве, Рос-то-ве-на-До-ну, счи-тал в этот пе-ри-од, что ра-бо-чий ва-жен не сам по се-бе, а пре-ж-де все-го как со-юз-ник главной ре-во-люционной си-лы - кре-сть-ян-ст-ва. Один из ре-дак-то-ров окон-чательного ва-ри-ан-та про-грам-мы «Зем-ли и во-ли» (1878) и жур-на-ла с тем же на-зва-ни-ем. Опуб-ли-ко-вал в нём статью «За-кон эко-но-ми-че-ско-го раз-ви-тия об-ще-ст-ва и за-да-чи со-циа-лиз-ма в Рос-сии» (1879, № 3-4), ко-то-рая сра-зу вы-дви-ну-ла Плеханова в чис-ло ве-ду-щих тео-ре-ти-ков на-род-ни-че-ст-ва . При-зна-вая от-кры-тую К. Мар-ксом за-ко-но-мер-ность сме-ны об-щественно-эко-но-мических фор-ма-ций и ре-шаю-щую роль со-ци-аль-но-эко-но-мических фак-то-ров в этом про-цес-се, Плеханов ут-вер-ждал, что Рос-сия по-ка не под-чи-ня-ет-ся этой за-ко-но-мер-но-сти, по-сколь-ку кре-сть-я-не дер-жат-ся за об-щи-ну. По-это-му основные уси-лия российских ре-во-лю-цио-не-ров долж-ны быть на-прав-ле-ны на пол-ное раз-ру-ше-ние вся-ко-го го-су-дар-ст-ва и обес-пе-че-ние кре-сть-я-ни-ну воз-мож-но-сти раз-ви-вать кол-лек-ти-ви-ст-ские на-ча-ла, за-ло-жен-ные в об-щи-не. Уст-ра-не-ние са-мо-дер-жа-вия, по мне-нию Плеханова, при-ве-ло бы в ко-неч-ном счё-те к тор-же-ст-ву в Рос-сии об-щин-но-го со-циа-лиз-ма. В свя-зи с пе-ре-хо-дом зем-ле-воль-цев к тер-ро-ри-стической дея-тель-но-сти Плеханов по-ки-нул в знак про-тес-та их съезд (июнь 1879).

По-сле окон-ча-тель-но-го рас-ко-ла ор-га-ни-за-ции во-шёл в «Чёр-ный пе-ре-дел» , стал идей-ным ру-ко-во-ди-те-лем ор-га-ни-за-ции. Жил в Санкт-Пе-тер-бур-ге по фаль-ши-во-му пас-пор-ту. На-пи-сал ма-ни-фест «Чёр-но-го пе-ре-де-ла», в ко-то-ром кре-сть-я-нам пред-ла-га-лось со-би-рать схо-ды и по-сы-лать хо-до-ков к на-след-ни-ку пре-сто-ла с прось-ба-ми: пе-ре-де-лить ме-ж-ду кре-сть-я-на-ми по-ров-ну и без вся-ко-го вы-ку-па все ка-зён-ные и по-ме-щи-чьи зем-ли, лу-га и ле-са; пре-до-с-та-вить на-ро-ду пра-во сво-бод-но и бес-по-шлин-но за-ни-мать-ся лю-бы-ми про-мыс-ла-ми; умень-шить по-да-ти и по-вин-но-сти и про-стить не-до-им-ки; ли-к-ви-ди-ро-вать долж-но-сти уряд-ни-ков, ста-но-вых, ис-прав-ни-ков и др. В слу-чае от-ка-за цар-ских вла-стей удов-ле-тво-рить эти прось-бы кре-сть-я-нам ре-ко-мен-до-ва-лось не пла-тить по-да-тей, от-ка-зы-вать-ся от во-енной служ-бы и при-ся-ги на вер-ность ца-рю, а ес-ли на них пой-дут си-лой - «сто-ять друж-но». Изу-чая тру-ды ста-ти-сти-ков, по-свя-щён-ные кре-сть-ян-ской об-щи-не и сви-де-тель-ст-во-вав-шие о про-цес-се её раз-ло-же-ния и по-яв-ле-нии в ней со-ци-аль-но-го не-ра-вен-ст-ва, Плеханов на-чал со-мне-вать-ся в ос-но-вах на-род-нической док-три-ны.

В 1880 году был вы-ну-ж-ден эмиг-ри-ро-вать в свя-зи с мас-со-вы-ми аре-ста-ми на-род-ни-ков, на-чав-ши-ми-ся по-сле по-ку-ше-ния на императора Алек-сан-д-ра II в но-ябре 1879 года. До 1917 года жил в Ев-ро-пе (в Швей-ца-рии, Фран-ции, Ве-ли-ко-бри-та-нии, Ита-лии), по-се-щал лек-ции в Же-нев-ском университете и Сор-бон-не, ус-та-но-вил лич-ные кон-так-ты с ли-де-ра-ми западноев-ропейской со-ци-ал-де-мо-кра-тии. Из-вес-тие о смер-тельном ра-не-нии 1(13) мара 1881 года императора Алек-сан-д-ра II чле-на-ми «На-род-ной во-ли» Плеханов вос-при-нял как ко-нец на-ро-до-воль-че-ст-ва.

В начале 1880-х годов, раз-оча-ро-вав-шись в идео-ло-гии и прак-ти-ке на-род-ни-че-ст-ва и пе-ре-жив в этой свя-зи глу-бокий идей-ный кри-зис, Плеханов пе-ре-шёл на по-зи-ции мар-ксиз-ма . Пе-ре-вёл на русский язык «Ма-ни-фест Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии» К. Мар-кса и Ф. Эн-гель-са (опубликован в 1882 году в Же-не-ве с пре-ди-сло-ви-ем ав-то-ров и Плеханова, ти-раж не-ле-галь-но пе-ре-прав-лен в Рос-сию). Один из ос-но-ва-те-лей пер-вой российской мар-к-си-ст-ской груп-пы «Ос-во-бо-ж-де-ние тру-да» (1883). В сво-их пер-вых марк-си-ст-ских ра-бо-тах «Со-циа-лизм и по-ли-ти-че-ская борь-ба» (1883), «На-ши раз-но-гла-сия» (1885; обе опубликованы в Же-не-ве), первом (1883) и втором (1885; опубликован в 1888 году в Же-не-ве) ва-ри-ан-тах «Про-ек-та про-грам-мы рус-ских со-ци-ал-де-мо-кра-тов» Плеханов бли-жай-шее бу-ду-щее Рос-сии свя-зы-вал с раз-ви-ти-ем ка-пи-та-лиз-ма и ра-бо-че-го дви-же-ния. На-ро-до-воль-че-ской мо-де-ли со-циа-ли-стического пе-ре-во-ро-та он про-ти-во-пос-тав-лял идею двух сле-дую-щих друг за дру-гом с от-но-си-тель-но не-боль-шим (позд-нее при-шёл к вы-во-ду, что зна-чи-тель-ным) ин-тер-ва-лом ре-во-лю-ций - бур-жу-аз-но-де-мо-кра-ти-че-ской и со-циа-ли-сти-че-ской. Главной дви-жу-щей си-лой этих ре-во-лю-ций счи-тал про-ле-та-ри-ат, ру-ко-во-ди-мый мар-кси-ст-ской пар-ти-ей. Плеханов ви-дел в кре-сть-ян-ст-ве, как и в на-ро-ж-дав-шей-ся ли-бе-раль-ной бур-жуа-зии, ре-аль-ных со-юз-ни-ков ра-бо-чих в их борь-бе с са-мо-дер-жа-ви-ем. Рус-ская бур-жуа-зия, по мне-нию Плеханова, за-по-зда-ла в сво-ём со-ци-аль-но-по-ли-тическом раз-ви-тии, по-это-му её гос-под-ство не смо-жет быть про-дол-жи-тель-ным. Под-го-тов-ку ус-ло-вий для со-циа-ли-стического (ком-му-ни-стического) пе-ре-во-ро-та (с це-лью ус-та-нов-ле-ния дик-та-ту-ры про-ле-та-риа-та, пе-ре-хо-да средств про-изводства в об-щественную соб-ст-вен-ность) Плеханов, вслед за Мар-ксом, свя-зы-вал с бы-ст-рой про-ле-та-ри-заци-ей кре-сть-ян-ст-ва и городского ме-щан-ст-ва, пре-вра-ще-ни-ем на-ём-ных ра-бо-чих в са-мый мно-го-численный слой об-ще-ст-ва.

В 1889 году Плеханов вы-сту-пил на уч-ре-дительной кон-грес-се Ин-тер-на-цио-на-ла Второго (Па-риж), зая-вил, что за-да-ча российских со-ци-ал-де-мо-кра-тов - ус-во-ить взгля-ды на-учного со-циа-лиз-ма, рас-про-стра-нить их в ра-бо-чей сре-де и с по-мо-щью ра-бо-чих «при-сту-пом взять твер-ды-ню са-мо-дер-жа-вия». Стал од-ним из при-знан-ных ли-де-ров ев-ропейской со-ци-ал-де-мо-кра-тии, поль-зо-вал-ся у них боль-шим ав-то-ри-те-том как один из ве-ду-щих тео-ре-ти-ков марк-сиз-ма. Уча-ст-во-вал в Цю-рих-ском (1893), Па-риж-ском (1900; из-бран членом Ме-ж-дународного со-циа-ли-стического бю-ро от Рос-сии), Ам-стер-дам-ском (1904), Ко-пен-га-ген-ском (1910) кон-грес-сах Второго Ин-тер-на-цио-на-ла. В конце 1890-х годов Плеханов од-ним из пер-вых вы-сту-пил про-тив по-пы-ток Э. Берн-штей-на пе-ре-смот-реть не-ко-то-рые фун-даментальные по-ло-же-ния марк-сиз-ма. Плеханов ка-те-го-ри-че-ски от-вер-гал его мысль о «за-ту-ха-нии» клас-со-вой борь-бы, вы-смеи-вал те-зис о воз-мож-но-сти пре-одо-ле-ния про-ти-во-ре-чий ка-пи-та-лиз-ма по-сред-ст-вом ре-форм, счи-тал прин-ци-пи-аль-но не-вер-ным от-каз от на-силь-ст-вен-ных спо-со-бов ус-та-нов-ле-ния дик-та-ту-ры про-ле-тариа-та , хо-тя и под-чёр-ки-вал, что не-об-хо-ди-мо све-сти к ми-ни-му-му по-тря-се-ния при пе-ре-хо-де к со-циа-лиз-му. Не ста-вя под со-мне-ние ос-но-во-по-ла-гаю-щий вы-вод Мар-кса об ис-то-рической об-ре-чён-но-сти бур-жу-аз-но-го спо-со-ба про-изводства, Плеханов всё же не отри-цал, что Маркс за-бе-жал впе-рёд, пред-ска-зы-вая ско-рый крах ка-пи-та-ли-стической сис-те-мы.

Член ре-дак-ции газеты «Ис-кра» (1900-1905; опуб-ли-ко-вал в ней свыше 50 ста-тей и за-ме-ток) и журнала «За-ря». Один из ос-но-ва-те-лей Рос-сий-ской со-ци-ал-де-мо-кра-ти-че-ской ра-бо-чей пар-тии и основных ав-то-ров её про-грам-мы (при-ня-та II съез-дом РСДРП, 1903). Не-од-но-крат-но по-ле-ми-зи-ро-вал по по-во-ду её со-дер-жа-ния с В.И. Ле-ни-ным , од-на-ко на II съез-де под-дер-жал его по всем во-про-сам. По-сле рас-ко-ла пар-тии на боль-ше-ви-ков и мень-ше-ви-ков примк-нул пер-во-на-чаль-но к пер-вым, од-на-ко вско-ре пе-ре-шёл на про-ти-во-по-лож-ную сто-ро-ну, при этом ос-та-вал-ся цен-три-стом, не раз-де-ляя край-них по-зи-ций боль-ше-ви-ков и мень-ше-ви-ков. В русско-японскую вой-ну 1904-1905 годов счи-тал, что по-бе-да Рос-сии ук-ре-пит по-зи-ции са-мо-дер-жа-вия, а по-ра-же-ние - ос-ла-бит их и при-бли-зит ре-во-лю-цию в Рос-сии. Из-да-вал в Же-не-ве «Днев-ник со-ци-ал-де-мо-кра-та» (1905-1916; с пе-ре-ры-ва-ми). С на-ча-лом Ре-во-лю-ции 1905-1907 годов рас-смат-ри-вал шан-сы на ус-пех вос-ста-ния как дос-та-точ-но вы-со-кие, при-зы-вал российских со-ци-ал-де-мо-кра-тов ус-ко-рить по-ли-тическое вос-пи-та-ние про-ле-та-риа-та, сде-лать всё воз-мож-ное, что-бы в ре-шаю-щий мо-мент на-род был воо-ру-жён и обу-чен, ко-ор-ди-ни-ро-вать дей-ст-вия всех «вра-гов цар-ско-го са-мо-дер-жа-вия», вклю-чая ли-бе-ра-лов, под ло-зун-гом «врозь ид-ти, вме-сте бить».

На IV (Объ-е-ди-ни-тель-ном) съез-де РСДРП (Сток-гольм, 1906) Плеханов вы-сту-пил как один из док-лад-чи-ков по аг-рар-но-му во-про-су, под-дер-жал пред-ло-жен-ную мень-ше-ви-ка-ми про-грам-му «му-ни-ци-па-ли-за-ции» зем-ли (пе-ре-да-чу круп-ных и средних по-ме-щичь-их име-ний в рас-по-ря-же-ние ор-га-нов ме-ст-но-го са-мо-управ-ле-ния для по-сле-дую-щей раз-да-чи этих зе-мель в арен-ду кре-сть-я-нам), ка-те-го-ри-че-ски от-верг боль-ше-ви-ст-скую про-грам-му на-цио-на-ли-за-ции зем-ли. По-сле по-ра-же-ния Ре-во-лю-ции 1905-1907 годов вы-сту-пал за ис-поль-зо-ва-ние ле-галь-ных воз-мож-но-стей ре-во-люционной ра-бо-ты, в ча-ст-но-сти три-бу-ны Государственной ду-мы , при-да-вал боль-шое зна-че-ние раз-ви-тию проф-со-юз-но-го дви-же-ния, под-дер-жи-вал идею со-зы-ва «ра-бо-че-го съез-да». В то же вре-мя счи-тал не-до-пус-ти-мым от-каз от не-ле-галь-ной дея-тель-но-сти, к че-му при-зы-ва-ли пра-вые мень-ше-ви-ки (так называемые ли-к-ви-да-то-ры). Воз-гла-вил те-че-ние ре-во-люционной час-ти мень-ше-ви-ков , вы-сту-пав-ших за со-хра-не-ние не-ле-галь-ной пар-тии (мень-ше-ви-ки-«пар-тий-цы»). В 1910 году на ко-рот-кое вре-мя вновь сбли-зил-ся с Ле-ни-ным, од-на-ко с 1911 года на-чал ак-тив-но при-зы-вать к объ-еди-не-нию боль-ше-ви-ков и мень-ше-ви-ков, кри-ти-куя Ле-ни-на и его сто-рон-ни-ков за рас-коль-ни-че-ст-во, из-да-вал га-зе-ты «За пар-тию» и «Един-ст-во» (1912-1914). Од-но-вре-мен-но ра-бо-тал над мно-го-том-ной «Ис-то-ри-ей рус-ской об-ще-ст-вен-ной мыс-ли» (т. 1-3, 1914-1917, ра-бо-та не за-вер-ше-на).

В Первую ми-ро-вую вой-ну за-нял обо-рон-че-скую по-зи-цию, счи-тал, что ло-зунг ми-ра, с ко-то-рым вы-сту-пи-ли уча-ст-ни-ки ме-ж-ду-народной со-циа-ли-стической кон-фе-рен-ции в Цим-мер-валь-де (Швей-ца-рия, 1915), рав-но-си-лен пре-да-тель-ст-ву национальных ин-те-ре-сов Рос-сии и вы-го-ден толь-ко Гер-ма-нии и её со-юз-ни-кам. По-сле Февральской ре-во-лю-ции 1917 года вер-нул-ся в Пет-ро-град, воз-гла-вил не-боль-шую внеф-рак-ци-он-ную груп-пу «Един-ст-во». Под-дер-жи-вал по-ли-ти-ку Временного пра-ви-тель-ст-ва, три-ж-ды по-лу-чал при-гла-ше-ние вой-ти в его со-став, од-на-ко вы-ну-ж-ден был от-ка-зать-ся в свя-зи с тем, что Ис-пол-ком Пет-ро-со-ве-та не под-дер-жал его кан-ди-да-ту-ру. При-зы-вал к пат-рио-тическому еди-не-нию всех клас-сов российского об-ще-ст-ва. Ка-те-го-ри-че-ски от-ри-цал воз-мож-ность осу-ще-ст-в-ле-ния в тот пе-ри-од в Рос-сии со-циа-ли-стической ре-во-лю-ции, не-га-тив-но оце-ни-вал дея-тель-ность боль-ше-ви-ков и лич-но Ле-ни-на (тре-бо-вал его аре-ста, но не счи-тал германским шпио-ном) по под-го-тов-ке во-оруженного вос-ста-ния с це-лью свер-же-ния Временного пра-ви-тель-ст-ва. Осу-дил ор-га-ни-зо-ван-ное боль-ше-ви-ка-ми воо-руженное свер-же-ние Временного пра-ви-тель-ст-ва в Пет-ро-гра-де, рос-пуск Уч-ре-ди-тель-но-го со-б-ра-ния и за-клю-че-ние Бре-ст-ско-го ми-ра 1918 года с Гер-ма-ни-ей. С января 1918 года в свя-зи с ухуд-ше-ни-ем здо-ро-вья на-хо-дил-ся в са-на-то-рии в Фин-лян-дии. По-хо-ро-нен на Ли-те-ра-тор-ских мос-тках Вол-ко-ва клад-би-ща (Санкт-Пе-тер-бург).

В 1999 году опуб-ли-ко-ва-но (При-ло-же-ние к «Не-за-ви-си-мой га-зе-те» за 1 декбря) «По-ли-ти-че-ское за-ве-ща-ние» Плеханова, яко-бы про-дик-то-ван-ное им в апреле 1918 дру-гу Л.Г. Дей-чу, ко-то-рый за-тем пе-ре-дал его пле-мян-ни-ку Плеханов - С.Г. Пле-ха-но-ву. В хо-де на-учной дис-кус-сии ав-тор-ст-во Плеханова не под-твер-жде-но.

Па-мят-ник Плеханову ус-та-нов-лен в Санкт-Пе-тер-бур-ге (1925, скульп-то-ры И.Я. Гинц-бург, М.Я. Хар-ла-мов, архитектор Я.Г. Ге-вирц). Имя Плеханова но-сят Российский эко-но-мический университет, Санкт-Пе-тербургский государственный гор-ный институт, ули-цы в ря-де го-ро-дов (Харь-ков, Ни-ко-ла-ев, Во-ро-неж и др.), на-се-лён-ные пунк-ты в Ле-нинградской, Ли-пец-кой, Туль-ской, Тю-мен-ской об-лас-тях.

Сочинения:

Год на ро-ди-не. Па-риж, 1921. Т. 1-2;

Со-чи-не-ния. М., 1923-1927. Т. 1-24;

Из-бран-ные фи-ло-соф-ские про-из-ве-де-ния. М., 1956-1958. Т. 1-5;

Фи-ло-соф-ско-ли-те-ра-тур-ное на-сле-дие Г.В. Пле-ха-но-ва. М., 1973-1974. Т. 1-3;

Из-бран-ные тру-ды. М., 2010.

(1856--1918) - один из первых русских марксистов. В его деятельности различаются три этапа: с 1875 по 1883 г. Плеханов - народник; с 1883 по 1903 г.- марксист;. с 1903 г. происходит поворот Плеханова вправо - он становится меньшевиком, лидером меньшевизма, изменяет революционному марксизму. В эмиграции (уехал за границу в 1880 г.) он порвал с народничеством и в 1883 г. организовал за границей первую русскую марксистскую группу «Освобождение труда».

Участники группы перевели на русский язык ряд работ Маркса и Энгельса, печатали их за границей и тайно распространяли в России. К восприятию научного социализма Плеханов был подготовлен революционными идеями (см), (см.), (см.), (см.). Теоретические работы Плеханова, относящиеся к этому периоду.принесли огромную пользу русскому рабочему движению. Свои дарования, свои исключительные литературные способности Плеханов отдал обоснованию и защите марксизма, распространению его в России.

Такие работы Плеханова, как «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», расчистили почву для победы марксизма в России. Плеханов первый из русских марксистов выступил против народнической теории. Своими трудами он нанёс серьёзный удар народничеству. На основе анализа экономических отношений пореформенной России он показал всю вредность и беспочвенность теорий народников о переходе России к социализму через крестьянскую общину, о некапиталистическом пути развития России. Но у Плеханова, у группы «Освобождение труда» в целом, были серьёзные ошибки. В программе группы были ещё остатки народнических взглядов. Так, она, например, допускала тактику, индивидуального террора.

Окончательный идейный разгром народничества завершил в 90-х годах Ленин. Плеханов не понимал, что только в союзе с крестьянством пролетариат одержит победу над царизмом. Крестьянство он в некоторых своих работах совсем не принимал во внимание. «Кроме буржуазии, и пролетариата,- говорил он,- мы -не видим других общественных сил», на которые можно было бы опираться в революции. Плеханов считал либеральную буржуазию силой, которая может оказать поддержку революции. Эти ошибки были зародышем его будущих меньшевистских взглядов, исходным пунктом отрицания им гегемонии пролетариата в буржуазно-демократической русской революции.

Когда вырабатывался проект программы партии внутри. «Искры», Плеханов пытался лозунг диктатуры пролетариата, выдвинутый Лениным, заменить расплывчатым лозунгом «диктатуры трудящихся и эксплуатируемых». После II съезда РСДРП Плеханов стал на позиции примиренчества к оппортунистам, а затем сам скатился к, оппортунизму, примкнул к меньшевикам. В 1905 г. он стоял на либеральных позициях в вопросе о революции и боролся против ленинской тактики большевиков. В годы столыпинской реакции он был в блоке с большевиками против антипартийного «августовского» блока. В дальнейшем Плеханов окончательно перешёл в лагерь оппортунизма.В годы мировой империалистической войны (1914-1918) он защищал меньшевистскую тактику оборончества. К Великой Октябрьской революции отнёсся враждебно. Несмотря на всю популярность Плеханова в прошлом, рабочие решительно отмежевались от него, когда они убедились в отходе Плеханова от пролетарской линии.

Политическая эволюция Плеханова отразилась на его теоретических работах. Всё лучшее, что было написано Плехановым по философии марксизма, относится к периоду 1883-1903 гг., до его поворота к меньшевизму. «Его личные заслуги громадны и прошлом. За 20 лет, 1883- 1!;03, он дал массу превосходных сочинений, особенно против оппортунистов, махистов, народников». большой заслугой Плеханова является его борьба за философский материализм, против идеализма, против многочисленных попыток соединить марксизм с. кантианством. Плеханов резко критиковал ревизионизм (см.). В трудах Плеханова имеется серьёзная марксистская разработка отдельных вопросов материалистического понимания истории, как, например, вопроса и роли личности в истории. Ленин указал и на крупные недостатки и ошибки в философских работах Плеханова.

Плеханов, например, допустил грубую ошибку, поддержав идеалистическую (см.), противостоящую марксистской теории познания, отделял теорию познания от диалектики, не видя их единства, не понимая, что диалектика и есть теория познания марксизма; нечётко проводил различие между материалистическим и идеалистическим пониманием опыта, оставляя лазейку для идеализма; сводил законы диалектики к сумме примеров; переоценивал роль географической среды в общественно-историческом процессе; изображал нередко великих русских мыслителей XIX в., революционных демократов как простых подражателей западноевропейским философам.

Его критика махистов была отвлеченной. Он не видел связи махизма с кризисом в естествознании. Теоретические корни ошибок Плеханова заключались в недооценке им того качественно нового, что внесли в философию основоположники марксизма. Социальные корни его ошибок - влияние на него буржуазного либерализма и западноевропейского оппортунизма. Плеханов не стоял на позиции творческого марксизма, он подходил к марксистской теории догматически, не * видел перемещения центра революционного движения в Россию, не учитывал особенностей развития страны в новых конкретно-исторических условиях эпохи империализма и пролетарских революций.

Плеханов был талантливейшим литературным критиком и многое сделал для разоблачения идеалистического, антинаучного представления о литературе и искусстве. Воззрения Белинского и Чернышевского оказали большое влияние на развитие эстетических взглядов Плеханова. Плеханов разработал ряд вопросов марксистской эстетики. Он боролся против идеалистического понимания искусства, против декадентского лозунга «искусство для искусства» и в своих литературно-критических статьях отстаивал требование идейности в художественном творчестве. Важнейшие труды Плеханова: «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885), «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895), «Очерки по истории материализма» (1896), «О материалистическом понимании истории» (1897), «К вопросу о роли личности в истории» (1898).