Ольга рюрикович годы правления. Происхождение княгини ольги. Крещение Ольги и церковное почитание

На основании информации из учебников по Истории России и других стран у нас формируется представление о нашей стране и нашем месте в историческом процессе.

Возникают устойчивые психологические реакции на целые периоды истории или какие-либо события.

Чем-то мы гордимся, но в большинстве случаев, нас заставляют каяться и извиняться за наше, якобы страшное, прошлое. И почему-то больше всего покаяния от нас требуют некие третьи лица – полностью непричастные к происходившим событиям.

Они постоянно твердят о какой-то «ответственности перед прошлым», о моральном долге перед одним или другим народом и т.д.

При этом ранее проведённые исследования с применением Технологического метода реконструирования прошлого позволяют нам точно сказать, что большинство сегодняшних «исторических фактов» просто придумано. Нам сочинили исторические мифы и сказки, в которые мы поверили в силу разных причин, и теперь за них нас ещё и заставляют расплачиваться.

Исследования современных российских специалистов в технических науках привели к выводу о том, что строительство самых величественных зданий и монументов Санкт-Петербурга не могло происходить в 18 или 19 веках, если верить данным историков об уровне развития в то время металлургии, машиностроения, станкостроения, транспортных средств, а также уровню экономического и культурного развития Российской империи.

Если Вы будете самостоятельно изучать историю строительства любого крупного объекта в городе Санкт-Петербурге, то обязательно наткнётесь на заезжего иностранца.

Вам опишут последовательность строительства объекта, для правдоподобности добавят одно или два ЧП на стройке (как отравившихся ртутью 86 строителей или умерших 100 тысяч человек на строительстве Исаакиевского собора). Но при этом полностью пропустят момент о том, как, какой технологией и какими мастерскими обрабатывались изделия из природного камня (гранита или мрамора), придумают неизвестно что, и даже картину нарисуют.

Так, на странице 96 книги Монферана по Исаакиевскому собору, вы можете узнать, что колонны сразу круглыми вытаскивают из каменоломен.

При этом якобы используют технологии древнего Египта.

Сегодня речь пойдёт о красивейшем храме Петербурга. Многие знают и восхищаются Исаакиевским Собором.

Для начала берём историю строительства Собора, описанную в Википедии. По официальной версии, собор, который сегодня украшает Исаакиевскую площадь, является четвёртым строением. А начиналось всё с маленькой церквушки Исаакия Далматского, которая строилась для рабочих Адмиралтейских верфей по приказу Петра I. В августе 1717 года была заложена каменная церковь во имя Исаакия Далматского. Царь Петр I закладывает первый камень. При Екатерине II в 1766-68 годах начали строить третий Храм во имя Исаакия, который был достроен уже при Павле I, но оказался приземистым, нелепым и негармоничным.

Можно проследить важные факты строительства четвёртого здания Исаакиевского Собора:

1818 год - был утверждён проект;

1828 год - начало установки первых колонн;

1837 год - установка верхних колонн;

1838 год - начато золочение куполов, которое длилось до 1841 года;

1858 год - освящение собора.

Лишь один малоизвестный факт перечёркивает стройную череду многих лет строительства Исаакиевского Собора. Можно сопоставить два значимых события - открытие Александровской Колонны состоялось в 1834 году. А в 1836 году в Париже выходит в свет книга об Александровской колонне, - снова Париж! Вот кому уж была интересна история России. В книге на странице 86 есть литография Александровской Колонны. На дальнем плане гравюры хорошо прорисован Исаакиевский собор. Но это был 1836 год, а по официальным данным в 1836-м году ещё даже не были установлены верхние колонны. Это вымысел художника-гравировщика, или сознательное искажение исторических событий?

Совершим небольшую экскурсию к Исаакиевскому Собору. Если обходить этот собор по кругу, то со стороны Вознесенского проспекта мы увидим колонны, повреждённые снарядами немецкой артиллерии в годы Великой Отечественной войны. Эти колонны не ремонтировались, хотя в Исаакиевском Соборе в 1950-60 годах была проведена реставрация, и наличие следов от попадания снарядов в колоннах говорит о том, что мы сейчас не владеем технологиями ремонта монолитных изделий из гранита. Наши возможности по ремонту ограничиваются шпаклёвкой и покраской оштукатуренных стен.

Однако этот Собор примечателен ещё и тем, что в основании некоторых колонн имеются заплаты из гранита. Таких заплат со стороны Вознесенского проспекта – четыре. Если Вы видели, как устанавливают заплаты на асфальт, то Вы можете себе представить процесс установки подобной заплаты в заготовку колонны. Почему мы говорим «в заготовку»? Потому что установить такую заплату возможно только на этапе изготовления колонны, чтобы заместить дефекты, выявленные в ходе обработки цельного куска гранита – будущей колонны.

Такую операцию невозможно проделать вручную. А если судить по массе колонны, по разным источникам от 114 до 117 тонн, чистоте обработки и шлифовки колонны, то можно сделать вполне очевидный вывод о применении машинной технологии. По-другому, т.е. вручную, так обработать колонну невозможно. Во всяком случае, нам пока такие способы и технологи не известны. Инструмент должен быть твёрдосплавным и иметь большую скорость работы относительно изделия, поэтому говорить о паровом или водяном приводе такой машины не приходится.

Теоретически такой объект, как колонна весом несколько десятков тонн, можно сделать вручную, если очень долго и скрупулёзно возиться. Но любое неверное движение резцом оставит глубокую царапину или скол (а сколы – неизбежны), исправить который будет очень сложно, если вообще возможно. А вот повторить за короткое время эту операцию по изготовлению 64 раза – действительно невозможно.

Многие оппоненты предполагали, что колонны для Питерских Соборов были сделаны по бетонной технологии. Наличие технологических заплат на колоннах и структура материала указывает на то, что использовался именно монолитный материал.

Ну а дальнейшая транспортировка тоже отдельного слова стоит. Готовые колонны доставляли на кораблях, разгружали вручную при помощи ломов и веревок, а дальше перегружали на специально ради этого построенную железную дорогу и подвозили прямо до точки установки. Только историки забывают про массу – каждая колонна весит 64 тонны! Как раз для ручной разгрузки.

В официальных источниках нет упоминания о подъёмных машин при строительстве Исаакиевского собора. Вес колонн верхней колоннады – 64 тонны, а высота колоннады 41 метр. Для сравнения скажу, что это высота 14-го этажа. Если с версией ручной установки нижней колоннады из колонн весом 114-117 тонн ещё можно как-то согласиться (чисто теоретически), то все попытки объяснения ручной (без машинной) сборки верхней колоннады не выдерживают критики.

Внутри Собора можно увидеть еще одну диковинку: малахитовые колонны , поражающие взор величием и красотой. Середина 19 века считается историками вершиной малахитовой эпохи. В те годы промышленники Демидовы имели в Петербурге свою камнерезную фабрику. Историки пишут, что малахитовые изделия фабрики Демидовых приводили в восторг и удивление всемирную публику, толпами стремившуюся увидеть это чудо... Переход от брошки, которую украшает малахит как драгоценный камень, к колоссальным дверям казался непостижимым: отказывались верить, что эти двери были сделаны из того же самого материала, который привыкли считать драгоценным". На колонны Исаакиевского собора Демидов поставил все свои запасы малахита и обвалил рынок. «Стоимость камня и его статус резко упали, добыча малахита стала экономически невыгодной и прекратилась. Но уральская легенда объясняет все по своему. Хозяйка Медной горы - языческое божество - была оскорблена тем, что ее камень пошел на строительство православного Собора и просто обрушила все запасы малахита в недосягаемые недра. После колонн Исаакия больше не было таких грандиозных малахитовых изделий». Вот так историки легко переходят от фактов к мистике.

Проверим, есть ли документальные свидетельства того, что Исаакиевский Собор стоял задолго до 1858 года - официального момента окончания строительства.

Документ первый:

Б. Патерсен. Вид на Исаакиевский мост и Сенатскую площадь со стороны Васильевского острова. 1803 г. Этот художник видел готовый собор за 55 лет до окончания его строительства.

Документ второй:

Вид на Исаакиевский мост и новый собор. Литография по рисунку Г. Треттера. 1820-е гг.

Литография Г.Треттера 20-е

Документ третий:

М. Н. Воробьев. Исаакиевский собор и памятник Петру. 1844 г.

Тут мы узнаём, что в 1844 году надписи на камне, что это памятник Петру I, который сделала Екатерина II, ещё нет. Что опять таки наводит на определённые размышления о правдивости официальной версии строительства Медного Всадника.

Документ седьмой

Литография из альбома Монферрана, якобы архитектора Исаакиевского Собора, последняя страница. Парад на дворцовой площади в честь открытия Александрийской колонны 30 августа 1834 года. Несмотря на то, что Монферран достоил Собор только в 1858 году, он изображает его в готовом виде в 1834 году. Удивительное рядом.

Имеем 7 свидетельств разных людей, включая самого якобы архитектора о том, что Исаакиевский собор стоял задолго до официальной даты его открытия.

По всей видимости, в 19 веке под руководством Монферрана осуществлялись работы по реконструкции или реставрации древнего Храма.

Результаты всех этих наблюдений и исследований не укладываются в те представления, которые нам навязала официальная историческая наука. Большинство учёных-историков строят свои заключения на основе официальной версии хронологии, не подозревая, что в основе неё лежат сфальсифицированные документы и представления.

P/S/

А это Казанский собор:


Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) в Санкт-Петербурге — это крупнейший православный храм города, имеющий статус музея. С 1858 по 1929 годы являлся кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии. В настоящее время собор считается одной из главных достопримечательностей города и его символом. Ежегодно храм посещают тысячи туристов, особенно популярна колоннада Исаакиевского собора, с которой открывается круговая панорама.

История собора

Архитектором Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге является Огюст Монферран. Храм построен на месте старого собора преподобного Исаакия Далматского, поэтому важным условием было сохранение алтаря предыдущего храма. Проект находился под кураторством императора Николая I и при возведении храма были применены самые современные технологии тех лет.

Строительство продолжалось с 1818 по 1858 год, а 30 мая (11 июня) 1858 года состоялось торжественное освящение Исаакиевского собора. С 1991 года в храме ежедневно проводятся богослужения.

На внешних стенах и колоннах храма можно увидеть сколы и вмятины — это последствия обстрелов и бомбежек в годы Великой Отечественной войны. В период блокады в Исаакиевском соборе хранились экспонаты из Музея истории города , Летнего дворца Петра I и из пригородных музеев Ленинграда.

С 1950 года и на протяжении 10 лет велась реконструкция здания, на куполе была установлена смотровая площадка.

В настоящее время Исаакиевский собор имеет статус Государственного памятника-музея и входит в музейный комплекс, объединяющий храм Спас на Крови и Музей камня. Церковная епархия неоднократно просила передать собор в свое полное ведение, однако муниципальные власти отказывали. Споры о передаче храма РПЦ ведутся до сих пор.

Исаакиевский собор на панораме Google: вид снаружи

Особенности архитектуры Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

Храм является образцом позднего классицизма. Высота здания достигает 101,5 метров, а ширина — 97,6 метра. Собор имеет крестово-купольную форму, в нем располагаются три алтаря: Исаакию Далматскому, Великомученице Екатерине и Александру Невскому.

Пятиглавый храм имеет еще четыре небольшие главки с колокольнями. Венчает собор большой купол, наружный диаметр которого составляет 25,8 метров. В отличие от большинства православных храмов, собор не имеет восточного входа, главный вход располагается в западном портике. Стены и пол здания облицованы цветным мрамором и сланцем.

Здание украшено 112 гранитными колоннами разного размера. Работы по оформлению интерьера начались в 1841 году. Над украшением собора трудились знаменитые художники и скульпторы (Карл Брюллов, Пётр Клодт, Иван Бурухин, Николай Пименов и др.) Их работой руководил ректорат Петербургской Академии художеств , все эскизы проходили согласование в Синоде и у императора.

Главной техникой была выбрана масляная живопись по специальному грунту, образа писали тоже маслом на бронзовых досках. Самой большой композицией Исаакиевского собора является роспись купола, площадь ее составляет 800 кв. метров. Эту часть работы выполнил известный русский художник Карл Брюллов.

Однако из-за климатических особенностей Санкт-Петербурга, со временем грунт портился и изображения приходилось переписывать, поэтому было принято решение декорировать собор мозаикой. Храм украшают более 350 скульптур, изображающих прославление и земную жизнь Иисуса Христа. Большой интерес представляют скульптурные барельефы портиков и дверей собора. Помимо скульптур храм украшают 150 панно и картин, а также витраж с изображением Воскресения Христа, площадью около 30 кв. метров.

Интерьер Исаакиевского собора на панораме Google:

Колоннада Исаакиевского собора располагается на высоте 43 метра. Чтобы подняться на нее необходимо преодолеть 2 винтовые лестницы из 200 ступеней. Колоннада состоит из 24 колонн, длиной 14 метров, и представляет собой смотровую площадку с круговым обзором.

Вид с колоннады Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге на панораме Google:

Режим работы Исаакиевского собора в 2019 году

  • Вход в музей: 10:30—18:00, ежедневно, кроме среды;
  • Вечерние программы: 18:00—22:30 (с 27 апреля по 30 сентября, выходной день — среда);
  • Вход на колоннаду: 10:30—18:00, ежедневно (с 1 мая по 31 октября);
  • Вечерняя колоннада: 18:00—22:30 (с 27 апреля по 30 сентября)

Работа касс прекращается за 30 минут до закрытия.

Расписание богослужений в 2019 году

Во время проведения службы вход в Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — свободный.

  • Божественная литургия: пн-пт, кроме среды — 08:00, сб-вс — 09:00;
  • Вечернее богослужение: 16:00.

Цены на билеты в Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге в 2019 году

Стоимость билетов в основное рабочее время:

  • Полная стоимость — 250 рублей;
  • Владельцы международных карт ISIC — 150 рублей;
  • Дети от 7 до 18 лет — 50 рублей;
  • Пенсионеры РФ и Республики Беларусь — 50 рублей;
  • Студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры образовательных организаций РФ и Республики Беларусь — 50 рублей.

Стоимость билетов в вечернее время:

  • Входной билет в Исаакиевский собор — 400 рублей;
  • Колоннада Исаакиевского собора с аудиоэкскурсией «Панорама Санкт-Петербурга» — 400 рублей.

Дополнительные услуги:

  • Аудиогид на 10 языках — 200 рублей;
  • Аудиоэкскурсия «Панорама Санкт-Петербурга» — 150 рублей;
  • Комплексный билет (собор + колоннада) на одного человека — 400 рублей;
  • Пользование бинокуляром на колоннаде Исаакиевского собора (2 минуты) — 100 рублей;
  • Пользование бинокуляром на колоннаде Исаакиевского собора (1 минута) — 50 рублей.

Бесплатное посещение возможно только с 10:30—18:00 и не распространяется на культурно-массовые мероприятия и вход на колоннаду собора.

Стоимость экскурсии в Исаакиевском соборе в 2019 году

  • Скульптура Исаакиевского собора — 400 рублей;
  • Библейские сюжеты в живописи Исаакиевского собора — 400 рублей.

Экскурсионное обслуживание на русском языке:

  • для одного посетителя при условии присоединения к экскурсионной группе (для лиц, с правом бесплатного посещения музея) — 50 рублей;
  • для группы от 1 до 5 человек — 600 рублей;
  • для группы от 6 до 20 человек — 1000 рублей;
  • для группы от 21 до 30 человек — 1500 рублей.

Экскурсионное обслуживание на иностранном языке:

  • для группы от 1 до 5 человек — 1000 рублей;
  • для группы от 6 до 20 человек — 2000 рублей;
  • для группы от 21 до 30 человек — 3000 рублей.

Правила поведения в соборе

В помещениях собора и на колоннаде запрещено:

  • находиться в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • приносить чемоданы, громоздкие сумки и рюкзаки;
  • передвигаться на роликовых коньках и кроссовках с колесами, велосипеде, самокате, скейтборде;
  • употреблять еду и напитки;
  • заходить за ограждения и в служебные помещения, облокачиваться на стойки и витрины храма;
  • оказывать услуги коммерческого и экскурсионного характера;
  • слушать музыку, петь и шуметь;
  • курить и мусорить;
  • приходить с животными;
  • производить профессиональную фото-и видеосъемку, а также съемку со вспышкой во время экскурсии.

Как добраться

Исаакиевский собор (музей) находится в историческом центре Санкт-Петербурга по адресу: Исаакиевская площадь, 4. Рядом с ним находятся главные достопримечательности города — Дворцовая площадь , Эрмитаж , памятник Медный всадник .

От ближайшей станции метро «Адмиралтейская» до собора идти около 10 минут.

Остановки общественного транспорта также располагаются в шаговой доступности:

  • троллейбусы № 5, 22 и маршрутные такси № К-306 (ост. «ул. Малая Морская»);
  • автобусы № 3, 10, 27 и маршрутные такси № К-252 (ост. «пл. Исаакиевская»);
  • автобусы № 5, 22, 70, 100 и маршрутные такси № К-169 (ост. «ул. Якубовича»).

Заказать такси можно с помощью мобильных приложений Яндекс.Такси, Maxim, Uber или Gett.

Если арендовать автомобиль, то от аэропорта Пулково до Исаакиевского собора можно доехать за 40 минут.

Маршрут от аэропорта до собора на карте — Google Maps

Видео: Исаакиевский собор, аэросъемка

Всего лишь на четыре года младше Санкт-Петербурга. Своим появлением, к ак и славный город на Неве, он обязан Петру Великому. Сегодня храм - один из самых величественных, красивых и крупных храмов не только Северной столицы, но и России, один из высочайших купольных сооружений мира. Однако его ожидала участь быть четырежды построенным заново на одном и том же месте.

Первый и второй храмы при Петре

Родился император 30 мая, в день почитания византийского монаха, причисленного к лику святых, Исаакия Далматского. Данная дата стала определяющей для имени собора. В этот день 1706 году Петр Первый приказал возвести на месте чертёжного амбара, расположенного в 20 метрах от Адмиралтейства и около 50 от Невы, деревянную церковь для рабочих верфи. Спустя год ее освятили в честь Исаакия Далматского – святого покровителя императора. Здесь он венчался с Екатериной Алексеевной.

Церковь постоянно улучшали и реставрировали, пока, наконец, не решили возвести новую. В 1717-м Пётр Первый сам заложил 1-ый камень в основание 2-ой Исаакиевской церкви. Увы, ей не довелось долго простоять. Воды Невы, размывая берег, разрушали фундамент. Плюс, от удара молнии в 1735 году в ней возник пожар, который нанес ей большой урон.

Третий храм – памятник “архи-нелепости”

Возведение третьего, храма началось при Екатерине Второй. Работами руководил архитектор Антонио Ринальди. Но его гениальный проект не был доведен до успешного завершения. Строительство закончилось на карнизах.

Вставший на трон Павел Первый приказал Винченцо Бренну срочно достроить храм. В спешке он получился напрочь неудачным. Роскошное мраморное основание Ринальди венчали низкие кирпичные стены Бренна. Прямо каламбур получился. Так и было. Собор вызывал волны смеха у жителей Петербурга. Масса ироничных эпиграмм современников было посвящено этому памятнику “архитектурной нелепости”. Однако во 2-ой год 19 века 3-й храм в честь Исаакия Далматского был освещен.

Четвертый и современный Исаакия

Через 7 лет Александр Первый объявил конкурс на строительство 4-го храма с сохранением престолов и фундамента прежнего. Но выполнить указ императора удалось не сразу. Лишь в 1818 году началось строительство по проекту молодого архитектора Огюста Монферрана, который с энтузиазмом принялся за дело. Ему принадлежит не только проект храма, но и разработка концепции обустройства. В храме установлен бюст Монферрану, выполненный из различных образцов камней, используемых в отделке.

Огюст Монферран в начале 19 века покинул родину и более сорока лет своей жизни посвятил России. Сразу по приезду в российский стольный град молодой француз показал Александру Первому альбом с рисунками уникальных храмов, отчего царь пришел в восторг и назначил Монферрана придворным архитектором, а также дал ему заказ на создание проекта нового храма.

Торжественно заложили его в 1818-м. Однако спустя 3 года пришлось приостановить работы. Причиной тому стала неопытность Монферрана. Возведение здания возобновили в 1825 году. К тому времени техническая часть документации подверглась качественным изменениям.

Чтобы исправить ошибки проекта, и внести в него значимые коррективы, собралась комиссия Академии художеств, состоящая из 13 выдающихся архитекторов той эпохи, включая Росси, Стасова, братьев Михайловых, Мельникова и прочих творческих личностей. Возвели храм в 1841 году. А на продолжении семнадцати лет работали над его обустройством.

Обустройство собора

Строительством и отделкой интерьеров Исаакия занимались выдающиеся и лучшие архитекторы, художники и скульпторы, мастера каменных дел, зодчие и строители, собранные со всех уголков Российской империи. Работы велись круглыми сутками при любых погодных условиях. Исходные достижения продемонстрировали высочайшее мастерство русских умельцев. Не зря Монферран восторгался смелостью, стойкостью и искусностью русских людей.

Ради создания рсокошной обители добра и света не поскупилась Русь матушка. С этой целью использовались ценнейшие материалы -14 разнообразных оттенков мрамора, в том числе рускеальский и тивдийский, огромное число цветных камней различных пород: гранит, яшма, шокшинский порфир, бадахшанский лазурит, уральский малахит, соломенская брекчия, шунгитовый аспидный сланец и другие. На декор потребовалось четыреста килограммов золота, тысячи тонн серебра и бронзы. На его возведение, в целом, ушло 23 миллиона золотых царских рублей.

Строительство храма, который предстает перед нами сегодня, длилось 40 лет. Идея его возведения заключена в словах, выписанных над северным портиком: "Господи, силою твоею возвеселится царь". Так, он был утверждением величия и непоколебимости власти императоров, и планировался местом для их служения Господу.

Завершилось царское время, и советские люди отдали дань своей эпохе, сделав Исаакиевский собор музейным памятником. С 1948 года храм стал музеем “Исаакиевский собор”.

В годы Великой Отечественной войны собору не удалось избежать бомбёжек. Хотя он сумел спасти в блокадное дни свои экспонаты и еще очень многие другие, перевезенные сюда из музеев Ленинграда и области.

К 1960-му Исаакий отреставрировали. На куполе была организована смотровая площадка. Вид с нее открывался на весь исторический центр мегаполиса. Внутри храма стоял маятник Фуко, наглядно демонстрировавший вращение Земли. Позже его демонтировали.

Жизнь собора после союза и сейчас

Службы в Исаакиевском соборе возобновили в 90-м прошлого века, сейчас они постоянно проходят. Его “выгодное местоположение” - между 2-х крупнейших площадей – одноимённой и Декабристов - позволяет оценить достоинства оного ещё издалека. Неспроста ведь говорят, что великое видится на расстоянии. Собор являет собой образец позднего классицизма, сочетающий в себе эклектику из византийского стиля и неоренессанса.

Четыре колокольни по углам здания уводят взор к грандиозному позолоченному куполу. Его восхитительный вид открывается отовсюду. На этом фоне пропорция Исаакия кажется идеальной и не слишком тяжеловесной скульптура, в которой преобладают массивные портики с огромными колоннами. Однако внутреннего величия и харизматичной полноты Исаакию не занимать. Он был и остаётся высотной доминантой центральной части города, его уникальнейшим архитектурным и святым сооружением.

Когда приезжаешь в Санкт-Петербург, то одним из пунктов посещения обязательно должен быть Исаакиевский собор. Пожалуй, ни один из других православных храмов в России не овеян столькими легендами и тайнами. История строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге имеет столь длинную летопись, которая по времени практически сровнялась с историей самого города, что иногда в это сложно поверить. На данный момент он представляет собой уже четвертое по счету сооружение, которое попеременно возводили под одним названием в одном и том же месте различные правители. Именно о тайнах строительства Исаакиевского собора на протяжении веков и будет рассказано в данной статье.

Зарождение идеи

Само начало строительства Исаакиевского собора принято считать со времен Петра Великого. Как известно, величайший монарх в истории России родился 30 мая, в день, который находится под покровительством святого Исаакия Далматского, бывшего при жизни монахом в Византии.

Всю свою жизнь царь считал именно этого святого своим главным покровителем, а потому вполне понятно, почему он решил заложить для него первую церковь. Хотя особых заслуг у данного монаха и нет, его принято причислять к лику святых из-за того, что его подвергал гонениям император Валент в 4 веке нашей эры. Самое значительное его действие - основание после гибели Валента собственной церкви, которая прославляла единосущие Бога-Сына и Бога-Отца. Даже свое прозвище, Далматский, он получил от следующего игумена этой церкви - святого Далмата.

Первая церковь

Однако насколько бы ни был прославлен святой Исаакий, Петр 1 приказал в 1710 году начать строительство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. В частности, это можно аргументировать тем, что во время строительства города на Неве здесь уже жило несколько тысяч людей, которым попросту некуда было ходить молиться.

Новая деревянная церковь была построена достаточно быстро, полностью за счет царской казны. Проектом постройки занимался граф который для участия в возведении шпиля пригласил голландского архитектора Болеса. Строительство Исаакиевского собора на этом этапе проводилось с учетом главного из существующих в стране канона - необыкновенной простоты. Сама по себе церковь представляла обычный бревенчатый сруб, который поверх был попросту оббит досками. Крыша была наклонной, что обеспечивало хороший сход снега. При этом строительстве высота Исаакиевского собора была всего около 4 метров, что попросту не идет ни в какое сравнение с существующим в настоящее время сооружением.

Постепенно Петр проводил в здании реставрационные работы, чтобы улучшить конструкцию и внешний вид, однако сама по себе церковь оставалась весьма скромной. Но это вовсе не значит, что она не была исторически незначительной - именно здесь в 1712 году Петр 1 провел обряд венчания с Екатериной Алексеевной, о чем до наших дней сохранилась специальная запись.

Вторая церковь

Второй этап в истории строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге начался уже в 1717 году. Деревянная церковь попросту не смогла противостоять погодным условиям и обветшала. Было принято решение на ее месте возвести новый каменный храм. И снова это делалось только за счет государственных средств.

Считается, что царь Петр сам заложил первый камень в фундамент новой церкви, внеся в строительство свою лепту. Для курирования проекта был привлечен видный архитектор Г. Маттарнови, который служил при дворе с 1714 года. Однако окончить постройку он не успел по причине собственной смерти, а потому проект строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге был доверен сначала Гербелю, а потом и Якову Неупокоеву.

Окончательно достроили церковь только через 10 лет после начала работ. Она была намного больше, чем первоначальная - более 60 метров в длину. Строительство производилось в стиле "петровского барокко", сооружение по своему внешнему виду невероятно напоминало Петропавловский собор. Особенно данное сходство можно заметить в колокольне, часы-куранты в которой были созданы в Амстердаме по одному проекту с теми, что находятся в Петропавловском соборе.

Само строительство Исаакиевского собора проводилось на На бывшем месте сейчас находится всадника. Однако место для застройки оказалось невероятно неудачным, поскольку постоянно поднимающийся уровень воды в реке существенно повреждал фундамент.

Окончание этой постройки можно отнести к 1935 году, когда после удара молнии церковь почти полностью сгорела. Несколько попыток ее реконструкции никакого эффекта не принесли. Было принято решение разобрать храм и перенести его подальше от речных берегов.

Третий собор

Новый виток истории строительства Исаакиевского собора можно начать отсчитывать с 1761 года. Указом Сената 15 июля данное дело было поручено Чевакинскому, а после восшествия на престол в 1962 году Екатерины 2 она только поддержала указ, поскольку собор было принято олицетворять с Петром 1. Однако Чевакинский подал в отставку и главным архитектором стал А. Ринальди. Торжественная закладка самого здания была осуществлена только в августе 1768 года.

Строительство Исаакиевского собора продолжалось по проекту Ринальди вплоть до смерти Екатерины. После этого архитектор уехал из страны, несмотря на то что сама церковь была возведена только до карниза. Столь длительное строительство напрямую зависело от грандиозности проекта - собор должен был иметь 5 сложных куполов и высокую колокольню, а стены всего здания предполагалось облицевать мрамором.

Столь высокие расходы не понравились Павлу 1, и он приказал ускоренными темпами закончить строительство Исаакиевского собора в Петербурге. По его приказу архитектор Бренн попросту испортил великолепное сооружение - оно вызывало своим нелепым видом недоумение и усмешки. Третий собор был освящен 20 мая 1802 года и состоял из 2 частей - мраморного низа и кирпичного верха, что привело к написанию нескольких эпиграмм.

Новый проект

Своим современным видом данный собор во многом обязан императору Александру 1. Именно он приказал начать его разбор, ведь нелепый вид попросту не соответствовал парадному облику центральной части столицы. В 1809 году был объявлен среди архитекторов конкурс на проект, который предполагал не столько само строительство Исаакиевского собора, а нахождение подходящего купола для него. Однако этот конкурс ничего не принес, а потому создание проекта было предложено молодому архитектору О. Монферрану. Он предложил императору 24 эскиза, ориентируясь на совершенно разные архитектурные стили, которые весьма приглянусь правителю.

Именно Монферран стал новым императорским архитектором в чьи обязанности вменялось перестроить собор, но при этом сохранить его алтарную часть, где находилось 3 освященных алтаря. Однако дальше пошли сплошные проблемы - архитектору пришлось составлять несколько проектов, которые нещадно критиковались другими.

Проект 1818 года

Первый проект создан в 1818 году. Он был достаточно прост и учитывал все указания императора, предлагая всего лишь немного увеличить собор в длину и разобрать колокольню. По замыслу предполагалось сохранить 5 куполов, сделав центральный самым большим, а остальные четыре малыми. Проект уже был утвержден правителем, начались постройки и принялись за разборку, однако с весьма резкой критикой выступил архитектор Модюи. Он написал записку с замечаниями к проекту, содержание которой сводилось к 3 аспектам:

  1. Недостаточная прочность фундамента.
  2. Неравномерная осадка здания.
  3. Неправильное проектирование куполов.

Все вместе сводилось к одному - здание попросту не выдержит и обвалится, несмотря на опоры. Дело было рассмотрено специальным комитетом, который прямо признал, что подобная перестройка невозможна. Правоту этого факта признавал и сам автор проекта, который апеллировал на то, что ориентировался на указания императора. Александр 1 был вынужден принять это во внимание и объявить новый конкурс, существенно смягчив имеющиеся требования. Дата строительства Исаакиевского собора вновь была отодвинута.

Проект 1825 года

В новом конкурсе Монферрану разрешили участвовать только на общих основаниях, однако он все же сумел его выиграть. Он полностью учел в своем проекте замечания и советы, которые были даны иными архитекторами и инженерами. Утвержденный в 1825 году проект Монферрана олицетворяет тот вид Исаакиевского собора, какой существует в настоящее время.

Согласно его решениям, было принято решение оформить собор четырьмя колонными портиками, а также добавить четыре врезанные в стены колокольни. По своему внешнему виду собор стал более напоминать квадрат, чем прямоугольник, на который архитектор опирался ранее.

Начало строительства

Принято считать, что годы строительства Исаакиевского собора шли с 1818 по 1858 год, то есть почти 40 лет. Несмотря на то что первый проект в конечном итоге не был использован, работы начались именно с ориентацией на него. Проводил их инженер Бетанкур, который должен был органично соединить старый и новый фундаменты.

Всего для строительства опоры было использовано более 10 тысяч свай, которые были нужны для укрепления и предотвращения обрушения здания. Применялся стиль сплошной кладки, поскольку в те времена он считался наилучшим при строительстве крупных зданий в болотистой местности, на которой и располагается Петербург. Всего на обновление фундамента ушло около 5 лет.

Следующим этапом в строительстве считается вырубка гранитных монолитов. Велись эти работы непосредственно в каменоломнях близ Выборга на землях помещиков фон Экспарре. Здесь было не только обнаружено большое количество гранитных глыб, но их было достаточно просто транспортировать при помощи открытого пути к Финскому заливу. Первые колонны были установлены уже в 1928 году в присутствии членов королевской семьи и многочисленных российских и иностранных гостей. Сооружение портика проводилось почти до конца 1830 года.

Далее при помощи кирпичной кладки были выстроены весьма прочные опорные пилоны и непосредственно сами стены собора. Появилась вентиляционная сеть и световые галереи, которые дают церкви великолепное естественное освящение. Сооружение перекрытий началось через 6 лет. Были выстроены не только кирпичные, но и декоративные покрытия, облицованные искусственным мрамором. Подобные двойные перекрытия являются характерной чертой только этого собора, поскольку ранее ни в России, ни в других странах Европы попросту не использовались.

Возведение куполов

Одним из самых важных моментов строительства было возведение куполов. Их надлежало сделать максимально легкими, но при этом весьма прочными, поэтому было отдано предпочтение изготовлению из металла, а не кирпича. Изготовленные на заводе Чарльза Берда, данные купола стали третьими в мире, которые были сделаны с применением металлоконструкций. Всего купол состоит из 3 частей, каждая из которых взаимосвязана с другой. Помимо этого, для теплоизоляции и улучшения акустики пустое пространство было заложено гончарными коническими горшками. После установки куполов их покрыли позолотой при помощи метода огневого золочения, во время которого использовалась ртуть.

Окончание строительства

Официально освящен собор был 30 мая 1858 года в присутствии императорской семьи и самого императора Александра 2. Во время освящения присутствовали войска, которые не только приветствовали императора, но и сдерживали огромные толпы народа, которые пришли посмотреть на открытие.

Кровавый собор

Невозможно не признавать величавую красоту собора, однако он имеет и другую сторону, причем весьма кровавую. По официальным сводкам при строительстве Исаакиевского собора погибло около 100 тысяч человек, то есть примерно четверть из тех, что вообще принимали участие в его строительстве. Подобные цифры попросту поражают, поскольку такие потери нередко даже превышают военные. А это было мирное строительство в столице весьма просвещенного государства. Даже по приблизительным расчетам жертвами строительства Исаакиевского собора каждый день было около 8 человек - и это при постройке христианского храма.

Впрочем, бытует мнение, что данные цифры являются совершенно неточными и приблизительное количество жертв колеблется в размере 10-20 тысяч, многие из которых умерли от болезней, а вовсе не от самого строительства, однако на данный момент точную информацию узнать невозможно. Считается, что большинство людей умерли от испарений ртути или несчастных случаев, поскольку работы велись без элементарных правил безопасности.

Внешний вид

Сам по себе Исаакиевский собор представляет собой великолепное здание, выстроенное в стиле позднего классицизма. Несмотря на то что архитектура данного сооружения уникальна и представляет собой самое высокое здание в центральной части Санкт-Петербурга, при близком рассмотрении можно заметить черты эклектики, неоренессанса и византийского стиля.

На данный момент высота собора превышает 101 метр, а длина с шириной около 100 метров, что делает его самым большим православным храмом в городе. Окружает его 112 колонн, а само здание облицовано светло-серым мрамором, что только добавляет величественности. Четыре фасада, названные по сторонам света, содержат различные статуи апостолов и барельефы, в том числе изображение самого архитектора.

Внутреннее убранство содержит 3 алтаря, посвященных самому Исаакию, великомученице Екатерине и Александру Невскому. Имеется витражное оформление, что характерно для католических, а не православных храмов, однако в этом случае было принято решение не опираться на данный канон. Внутри собор отделан мозаикой из смальты.

Заключение

Постройка одного из самых красивых и величественных соборов Российской Федерации велась на протяжении нескольких веков. Величественно храм выглядит даже на фото, и строительство Исаакиевского собора столь длительное и основательное становится совершенно понятным и объяснимым. Сейчас данное место уже практически не используется в роли самого храма, а считается с 1928 года музеем, но это достаточно знаменательно. Даже во времена Союза, который отвергал религию, никто не посмел покуситься на этот собор, хотя внутреннее убранство и было разорено.

В 20 веке наиболее пострадал храм во время Второй мировой войны, когда немцы проводили бомбежки, однако после были осуществлены реставрационные работы. После падения СССР в храме вновь начали проводиться службы, однако происходит это регулярно только по праздникам и воскресеньям, а во все остальные дни учреждение работает исключительно как музей.

С начала 2017 года были приняты попытки передать Исаакиевский собор в безвозмездное пользование Российской православной церкви, однако решение губернатора вызвало волны протеста. Решение Полтавченко косвенно поддержал президент Путин, который сказал, что собор изначально имел храмовое назначение. Но в преддверии выборов он отозвал столь непопулярное в народе мнение, и на данный момент вопрос о передаче соборе больше не стоит. Будет ли он подниматься в дальнейшем, пока неизвестно, поскольку представители РПЦ предпочитают отмалчиваться на данный счет. Однако их мнение достаточно ясно - собор является церковью, а потому вопрос не должен затрагивать политику, а строиться исключительно на любви и почитании к Богу.

Он считает, что Ольга принимает христианство из побуждений души, в соответствии с чертами её характера. Между тем крещение Ольги можно рассматривать и как расчётливый политический ход. Она становится одной из немногих, кто принимает новую веру среди язычников. Этот шаг позволил впоследствии вывести Русь на новый уровень и установить дипломатические отношения с такими государствами, как Византия, Болгария, являвшимися в то время православными.

Именно это поступок выделяет княгиню Ольгу как уникальную личность в истории. Мстительность, мудрость, хозяйственность, ловкость, верность - вот достоинства, которые отмечены в русской летописной традиции и которые она сохранила на протяжении всего правления.

«Повесть временных лет» указывает дату крещения Ольги - 955 год, во время поездки в Царьград (Константинополь). Поездка имела, несомненно, дипломатические цели, и княгиня, вновь проявив свою хитрость, обводит царя Византии вокруг пальца. По летописи Константин хотел, чтобы она стала его женой, но Ольга просит его стать ее крестным, что делает невозможным женитьбу на ней. «Перехитрила ты меня, Ольга», - говорил Константин. «И дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил её, назвав своею дочерью». Так по летописи стала Ольга христианкой, и окрестили её Еленой.

Историки обратили внимание на два эпизода в летописи: место и дату крещения и побуждения княгини к принятию новой веры. О поездке княгини Ольги в Константинополь до сих пор не смолкают споры. Так А.В. Назаренко в своей статье назвал возможные даты этого события. Он не оспаривает общепризнанную дату - 955 год, но анализируя данные о присутствовавших на этом приёме персон, в частности детей Романа II, сына императора Константина, по преданию окрестившего Ольгу, приходит к выводу, что поездка могла состояться и двумя годами позднее, а именно осенью 957 года.

С.М. Соловьёв тоже вносит поправку на дату, говоря о крещении княгини: «В 955 году, по счету летописца, вернее в 957, отправилась Ольга в Константинополь и крестилась там при императорах Константине Багрянородном и Романе и патриархе Полиевкте».

Н.М. Карамзин пишет, что в 955 году «Ольга захотела быть христианкою и сама отправилась в столицу Империи и веры греческой... Там патриарх был её наставником и крестителем, а Константин Багрянородный - восприемником от купели. Император … сам описал для нас все любопытные обстоятельства ее представления. Когда Ольга прибыла во дворец, за нею шли особы княжеские, … многие знатные госпожи, послы российские и купцы, обыкновенно жившие в Царьграде. …после чего император на свободе беседовал с нею в тех комнатах, где жила царица. В сей первый день, 9 сентября, был великолепный обед в огромной так называемой храмине Юстиниановой, где императрица сидела на троне и где княгиня российская в знак почтения к супруге великого царя стояла до самого того времени, когда ей указали место за одним столом с придворными госпожами».

Рассматривая эпизод приёма Ольги в Византии, замечаешь, что предание подчёркивает важность этого события, особое положение княгини среди греческой знати и уважение её как полноправного правителя. Летопись восхваляет Ольгу, как возвышал её и император Константин при описании приёма княгини в Царьграде.

Место крещения также точно не указано, то ли Константинополь, то ли Киев, в котором к середине X в. уже был христианский храм. Историка С.М. Соловьёва эта проблема похоже волновала.. Он пишет, что над христианами насмехались на Руси, но преследований по религиозным мотивам не было. Княгиня Ольга могла спокойно креститься и в Киеве, и в Царьграде, но утаить это от людей она не смогла бы, да, видимо, и не хотела.

Другим не менее важным эпизодом является то, что заставило Ольгу принять христианство. С.М. Соловьёв пишет: «О побуждениях, которые заставили Ольгу принять христианство и принять его именно в Константинополе, не находим ничего ни в известных списках нашей летописи, ни в известиях иностранных. Очень легко могло быть, что Ольга отправилась в Царь - город язычницею, без твердого еще намерения принять новую веру, была поражена в Константинополе величием греческой религии и возвратилась домой христианкою». Рассуждая о том, почему Ольга так легко приняла новую веру, в отличие от мужей-воинов русских, он считает, что именно её природная мудрость дала ей понять превосходство греческой веры над русской.

Окрестившись, Ольга старается обратить в христиан и свою семью, сыновей, но Святослав воспротивился желанию матери. Н.М. Карамзин пишет, что «юный, гордый князь не хотел внимать её наставлениям. Напрасно сия добродетельная мать говорила о счастии быть христианином. …Святослав ответствовал ей: «Могу ли один принять новый Закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мною?» Напрасно Ольга представляла ему, что его пример клонил бы весь народ к христианству. Юноша был непоколебим в своём мнении и следовал обрядам язычества; не запрещал никому креститься, но изъявлял презрение к христианам и с досадою отвергал все убеждения матери, которая … должна была наконец умолкнуть и поручить Богу судьбу народа российского и сына».

У историка С.М. Соловьёва есть такая мысль: «Ольга, по свидетельству летописи, часто говорила ему: «Я узнала бога и радуюсь; если и ты узнаешь его, то также станешь радоваться», Святослав не слушался и отвечал на это: «Как мне одному принять другой закон? Дружина станет над этим смеяться». Ольга возражала: «Если ты крестишься, то и все станут то же делать». …не насмешек дружины боялся он, но собственный характер его противился принятию христианства. Он не послушался матери, говорит летописец, и жил по обычаю языческому (творил норовы поганские). Эта самая невозможность отвечать … матери должна была раздражать Святослава, о чем свидетельствует и летопись, говоря, что он сердился на мать. Ольга даже ожидала больших опасностей со стороны язычников, что видно из ее слов патриарху: «Народ и сын мой в язычестве; дай мне бог уберечься от всякого зла!»

Летопись не опровергает это. В данных отрывках показано отношение князя Святослава к христианству и раскрывается ещё одна черта характера Ольги - материнская теплота и тревога за детей. У В.Н. Татищева появляется ещё один персонаж - Глеб, младший брат Святослава. По Иоакимовской летописи, Святослав казнит его за веру христианскую, уже после смерти княгини: «Он же настолько рассвирепел, что и единственного брата своего Глеба не пощадил, но разными муками томя убивал». Судя по всему, братья различались между собой по характеру: Глеб был смиренным, Святослав же нет. К сожалению, других сведений о самом Глебе обнаружить не удалось.

Помимо этого, В.Н. Татищев пишет, что крещение Ольги - «пятое кресчение». Это может говорить о том, что летописцы показывали важность принятия новой веры князьями ещё до принятия христианства всей Русью.

2.5. Последние годы жизни и смерть княгини Ольги.

В летописи говорится, что последние годы жизни Ольга проводит в Киеве с детьми Святослава, сам же князь в Переяславце на Дунае, где поселился после завоевания обширных земель и их присоединения к русской земле. Именно это время совпадает с вторжением печенегов на Русь, и Ольга оказывается заточённой в крепости, ожидая помощи Святослава. К этому времени княгиня уже была больна, но князь, тем не менее, оставляет её одну.

Эти сведения есть также в труде С. М. Соловьёва: «…по преданию, он сказал матери своей и боярам: «Не любо мне в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - там средина Земли моей; туда со всех сторон свозят все доброе: от греков - золото, ткани, вина, овощи разные от чехов и венгров - серебро и коней, из Руси - меха, воск, мед и рабов». Ольга на это отвечала ему: «Ты видишь, что я уже больна, куда же это ты от меня уходишь? Когда похоронишь меня, то иди куда хочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакались по ней сын, внуки и люди все плачем великим. Ольга запретила праздновать по себе тризну, потому что при ней был священник, который и похоронил ее».

Н.М. Карамзин ничего не пишет о смерти княгини, эпизод о сражении Святослава с печенегами завершается итогами правления Ольги на Руси, а также указывается дата её смерти - 969 год.

Итак, княгиня Ольга, согласно преданию, представлена совершенно уникальным человеком, выдающейся исторической личностью. Летопись восхваляет и возвышает её деяния и приписывает ей высшие достоинства, которые ценились русским народом и христианством. Естественно, обычай мести раскрывает её как язычницу, но переход в христианство становится огромным событием для становления русского народа на истинный путь. «Предание нарекло Ольгу Хитрой, церковь - Святой, история - Мудрой», - писал Н.М. Карамзин. Роль её личности в истории неоспорима: образ княгини Ольги становится примером верности, тревоги и материнского тепла. Учёные выделяют её хозяйственность и расчётливость, что было так важно и в политической жизни.

Она была похоронена в земле по христианскому обряду. Её внук, князь Владимир Святославич Креститель, перенёс мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «светящееся яко солнце» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.

Скорее всего, в княжение Ярополка (970 - 978) княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля. Официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла, видимо, позднее -- до середины XIII века. Её имя рано становится крестильным, в частности, у чехов.

В 1547 году княгиня Ольга была причислена к лику святой равноапостольной. Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.